Как быстро научить ребенка говорить в 2 года. Как научить говорить ребенка в 2 5 года
Как научить ребёнка говорить в 2 года?
Что еще приносит родителям столько же радости, как первое слово их малыша? То, как крошечный человечек знакомится с речью и обучается говорить, вызывает и гордость, и радость, и умиление. Процесс становления речи индивидуален для каждого ребенка, но пускать его на самотек не стоит, ведь способность говорить является важной составляющей человеческого развития и общения.
Начиная с самого рождения, люди стремятся к вербальному общению, выражая свои эмоции и чувства доступными им способами. И если в начале жизни возможностей для этого немного, то с дальнейшим развитием открываются и новые способы эффективной коммуникации.
Доктор Комаровский:
Ваш ребенок не научиться плавать, пока не окажется в бассейне. Точно так же он не сможет научиться говорить, если вы не будете с ним разговаривать. Поэтому начните говорить с вашим ребенком, пока он еще в утробе матери, и продолжайте общаться с ним каждый день, когда он родится.
Покажите ему, как ваши губы двигаются, когда вы говорите. Меняйте скорость, тональность, интонацию, высоту и громкость речи. Делая так, вы получите возможность поймать и сконцентрировать его внимание. К тому же он рано познакомится с интонационным разнообразием речи.
Какие существуют этапы развития речи?
В речевом развитии ребенка можно выделить следующие стадии:
Крик (от рождения до 1 мес.) – первый и единственный способ общения у новорожденного. Чаще всего крик сигнализирует об определенном дискомфорте, испытываемым младенцем: мокрые пеленки, голод, холод или жара. Крик новорожденного имеет различные интонации и со временем мама начинает их различать.
Гуление (1–6 мес.)– произнесение протяжных звуков и их вариаций: гэ-э-э, агу-у, га-а-а. Ребенок может гулить и в одиночестве, но стоит появиться в поле его зрения взрослому, как интенсивность речевого потока ребенка становится гораздо активнее. На этом этапе обязательно нужно поддерживать диалог с малышом: проговаривать слоги и звуки, повторять сказанное малышом, петь песенки и читать книжки, т. к. слух в этом возрасте играет главную роль в процессе речевого развития.
Лепет (от 5–6 до 11–12 мес.) – многократный повтор таких слогов, как ма, бу, па, ба. На данном этапе происходит подготовка артикуляционного аппарата к произнесению первых слов. Для того чтобы помочь ребенку в речевом развитии, необходимо как можно больше с ним говорить: читать короткие ритмичные стихи, озвучивать простые действия.
Первые слова (1–1,5 года). Переход на эту стадию осуществляется на фоне продолжающегося лепета. Годовалый малыш может произносить около 5–10 слов, при этом усеченные слова и звукоподражания также учитываются (например, би-би – автомобиль). К полутора годам активный словарный запас значительно увеличивается, примерно в 2–3 раза. Пассивный словарь, состоящий из слов, которые ребенок понимает, но не может произнести, также расширяется.
Переход к фразовой речи (1,5–2 года). На этой стадии ребенок начинает произносить слова полностью и соединять их в простейшие фразы (например, «мама кися» – у мамы котенок).
Простые фразы (2–3 года). Ребенок начинает активно задавать различные вопросы, использовать в речи прилагательные, местоимения, предлоги, составлять фразы из 3–4 слов.
Развернутые фразы (после 3–4 лет). На этом этапе речевого развития ребенок активно общается со взрослыми и другими детьми. Он задает множество вопросов, выслушивает ответы, пересказывает услышанное, употребляет обобщающие слова. Фразы становятся длиннее, а слова в них согласованы в роде, числе и падеже. Активный и пассивный словари быстро растут.
Какие есть рекомендации для правильного обучения?
Часто родители бывают уверены, что наступит определенный момент и их малыш сам начнет разговаривать, поэтому волноваться из-за некоторой задержки в развитии речи не стоит. Конечно, такое часто случается, и ребенок, молчавший до 2–3 лет, неожиданно начинает говорить много и правильно. Однако не стоит пускать процесс становления речи на самотек, полагаясь только на способности, заложенные в малыша природой, тем более что помочь ему овладеть собственным речевым аппаратом несложно и очень полезно.
Прежде чем приступать к обучению ребенка речи, следует применить простейшие рекомендации, выполнение которых поможет устранить факторы, мешающие ребенку говорить:
Соска-пустышка – один из врагов должного речевого развития. Она способствует формированию у детей неправильного прикуса, что может повлечь за собой трудности, связанные с артикуляцией, а в целом и с задержкой речевого развития.
Чаще читайте ребенку книжки, ведь с помощью чтения можно сформировать обширный словарный запас.
Научить детей правильной речи можно только на собственном примере. Не стоит коверкать слова, подражая своему малышу, как бы умилительно вы себя при этом ни чувствовали.
Обязательно развивайте мелкую моторику ребенка. Центр, координирующий движения пальцев рук расположен настолько близко к речевому центру, что стимуляция одного из них влечёт за собой активную работу другого. Игры с мозаикой и пазлами, завязывание шнурков и застегивание пуговиц, рисование – все это поможет подстегнуть скорость развития речи.
Детям постарше очень помогут скороговорки. Их быстрое произношение вслух способно помочь в устранении некоторых дефектов речи.
Для совершенствования разговорных навыков детей любого возраста рекомендовано активное общение. Нужно стараться вовлекать ребенка в беседу, озвучивать свои действия, обсуждать с малышом его занятия, читать книги, поощрять его не только задавать вопросы, но по возможности широко отвечать на них, не ограничиваясь односложными «да» или «нет». Подобные тренировки, проводимые каждый день, могут принести свои плоды уже через 2–3 недели.
Методика развития речи
Единых правил того, как научить говорить ребенка, нет, но существует несколько методик, применение которых даст толчок в становлении речи малыша и поможет ему разговориться. С учетом того, что каждый ребенок индивидуален, стоит опробовать несколько способов, остановившись в дальнейшем на наиболее подходящем именно вашему крохе.
Наибольшим интересом со стороны родителей пользуются следующие виды обучения:
Метод слухового контакта подходит как для малышей 1–2 месяцев, так и для двухлетних деток. Его суть заключается в регулярном повторе один и тех же слов и фраз в определенных ситуациях. Например, при встрече нужно всегда произносить «привет» или «здравствуй». Ребенок зафиксирует в памяти установленные правила и начнет действовать аналогично. Кроме того, этот метод включает как можно боле частое чтение малышу любимых сказок и стишков.
Тренировка речи с помощью визуализации будет эффективна при занятиях с детками раннего возраста. Для нее можно использовать рисунки или кубики с различными изображениями. Демонстрируя ребенку картинку нужно одновременно проговаривать название изображенного на ней предмета и давать его небольшое описание. Прослушав взрослого несколько раз, малыш вскоре станет за ним повторять названия.
Развитие речи с использованием визуально-слухового метода подразумевает применение электронных плакатов, умных телефонов, детских компьютеров, которые стимулируют малыша слышать и произносить слова. Такие приспособления можно использовать после 2 лет. Благодаря игровой форме обучение проходит весело и эффективно.
Коллективное обучение проводится в специальных группах, где опытные педагоги формируют и тренируют разговорные навыки детей. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Последние более результативны, т. к. в коллективе дети обучаются эффективнее и быстрее.
Речь ребенка можно успешно развивать любым из описанных выше способов, но максимального эффекта можно достигнуть, используя все перечисленные методы в совокупности.
9psy.ru
Как научить ребенка говорить? Ребенку 2,5 лет
Никто не может точно предсказать, когда его ребенок начнет говорить. У каждого малыша формирование речи происходит индивидуально. Многие родители мечтают о том, чтобы их ребенок как можно быстрее начал активно разговаривать. Однако форсировать события не стоит. Каждый этап речевого развития должен пройти правильно. Если малыш начал разговаривать предложениями раньше своих сверстников, это скорее повод для беспокойства. Ведь детская нервная система с трудом справляется с большим количеством информации. Чрезмерно активные и частые занятия могут привести к повышенной возбудимости, потере аппетита, бессоннице и даже к патологиям в нервной системе. Чтобы этого избежать, занимайтесь с ребенком очень аккуратно и понемногу. Однако может возникнуть и противоположная ситуация: возраст ребенка приближается к трем годам, а он еще совсем не говорит. В этом случае вы должны помочь своему малышу. По каким причинам ребенок может отставать в речевом развитии? Одна из причин – частое употребление упрощенных слов. Если вы заметили, что малыш постоянно упрощает свою речь (машина – «би-би» , собака – «ав-ав» и т. д.) , обратите внимание на то, как сами разговариваете с ним. Собственным примером приучайте ребенка говорить правильно. Иногда родители пытаются заменить свое присутствие в жизни малыша мультиками и многочисленными игрушками. Это тоже ведет к отставанию речевого развития ребенка. Вы можете исправить положение, сократив количество игрушек и увеличив эмоциональный контакт. Чаще играйте с крохой, рассказывайте ему истории и сказки, читайте книги. Существует еще одна причина задержки речевого развития. Она обусловлена тем, что родители часто выражают свои чувства жестами, прикосновениями, улыбкой, забывая про слова. Чтобы научить ребенка выражать эмоции не только телом, но и речью, поясняйте ему свои действия и чувства. Даже если вам кажется, что в этот момент ничего говорить не нужно. Обязательно отвечайте на вопросы крохи, поддерживайте диалог, комментируйте различные действия и ситуации. И не забывайте о том, что ребенок развивается в игре. Специальные занятия и игры помогут расширить кругозор малыша, научат его говорить понятно, отличать звуки друг от друга. Например, скажите слово «суп» , указав на тарелку с первым блюдом. Потом пусть кто-нибудь из членов семьи повторит сказанное вами слово. После этого попросите ребенка произнести его. Если у крохи возникают трудности с произношением, повторите слово несколько раз. Новые слова вводите постепенно. Сначала произнесите два знакомых слова, а потом вводите новое. Проговаривая те слова, которые ему уже известны, малыш повторит и то, которое он еще не знает. Также вашими помощниками в развитии речи малыша будут скороговорки, загадки, стихи. Занимайтесь с ребенком регулярно, но не торопите события. Ваша задача – научить малыша объясняться развернуто, последовательно и логично, уважая собеседника и продумывая то, что он хочет сказать.
Больше с ним разговаривать и побольше читать ему книжек
В детский садик отдать.
Занимайтесь много пальчиковой гимнастикой, развитием моторики. (мозайка, перебирание крупы) Читайте много книжек ему и стимулируйте речь, называя четко предметы которые интересуют, беседуйте, задавайте вопросы.
Просто разговаривайте с ним и все. Комментируйте свои действия когда что-нибудь делаете. У меня родтвенница лет до трех не говорила. мычала. Вообще думали может немая.... Потом заговорила. Это же индивидуально у каждого ребенка.
Он или она у вас хоть что-то произносит, хотя бы звуки типа: ма, ба? Мой сначала начал произносить КАКА!))) ) Не волнуйтесь всё будет хорошо - у моей подруги дочь тоже до 2,3 г только звуки какие-то произносила, а потом забалакала - не остановишь!!!
Посмотрите тут игры для развития речи : <a href="/" rel="nofollow" title="49795644:##:" target="_blank" >[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>. ucoz. com/news/razvitie_rechi/2010-05-20-50 (убрать пробелы после точек) И вообще не переживайте, есть дети молчат до трех лет, а потом резко начинают говорить.
Мы начали говорить в 2,7, причем сразу и обо всем. У каждого ребеночка свое время.
больше давать ему простора для речи, больше спрашивайте о том что ему точно известно, когда рассказываете ему стишки- сделайте вид что забыли строчку и попросите его помочь Вам вспомнить
Клогопеду ходить перебирать крупу стимулировать речь
touch.otvet.mail.ru
игры и упражнения для развития речи
Часто, если двухлетние дети не разговаривают, это беспокоит родителей. В этом возрасте дети должны произносить простые слова, в их багаже должно иметься до 200-2500 и более слов. Также у малышей уже должна быть фразовая речь, с простыми предложениями. Но если кроха молчит?
Прежде чем думать о том, как научить ребенка разговаривать в 2 года, обратите внимание на те факторы, которые могут влиять становление речи. Зачастую поздно начинают говорить те дети, имеющие особые наследственные факторы. Если сами родители в детстве начали говорить не очень рано, зачастую малыш тоже длительное время может быть неразговорчив. Также, могут играть роль и особенности характера, некоторые дети предпочитают накопление своего речевого словаря, а затем начинают говорить сразу много и сразу фразами. Это тоже вполне нормально. Есть дети, которые ленивы, родители понимают их требования и желания без слов, предупреждая все их просьбы, и малышам просто нет необходимости в речевом развитии.Поэтому, родителям нужно знать, как стимулировать речь малыша в 2 года. Если вашему крохе исполнилось два года, а он ограничивается в общении несколькими словами – стоит начать активные занятия с ним. Прежде всего, много говорите с ребенком, причем, это должна быть нормальная взрослая речь, без перехода на детский язык и сюсюканья. Дети должны слышать правильную и четкую речь родителей, чтобы запоминать правильное произношение слов. Есть несколько хитростей, как заставить ребенка говорить в 2 года. Если малыш просит вас о чем-то жестами, говорите ему о том, что не понимаете его и просите озвучить свою просьбу словами. Первое время это будет сложно, малыш может злиться, что его не понимают без слов. Повторяйте с ним слова, называйте предметы, на которые он показывает, просите его повторить за вами. Это будет стимулировать кроху на диалоги. Можно просить ребенка передать какие-то слова папе, кукле, это стимулирует его на произнесение слов. Помните, если кроха путает слова, произносит их неправильно – сразу поправляйте его, произносите слово медленно, по слогам и правильно, пусть он повторяет за вами.
Игры для развития речи детей 2 лет
Осваивать любые навыки проще всего в игре, не исключением будет и развитие речевых функций. Сегодня существует множество методик обучения, которые практикуют игры развивающие речь ребенка в 2 года. Для развития речевых навыков совсем не обязательно помещать специальные развивающие центры, вполне можно заниматься с ребенком дома. Основными станут работа с картинками и игрушками, основа методики – ежедневные рассказы по картинкам или с участием персонажей короткого рассказа. В этом рассказе должны быть слова, которые малыш может повторять. Изначально он слушает рассказ и запоминает, в дальнейшем по ходу повествования вы делаете паузы, в которых ребенок должен вставлять недостающие слова. Не менее полезными для таких речевых занятий могут стать пальчиковые куклы, сказки. Постепенно малыш выучит их и будет помогать вам в рассказе. Помогают в освоении навыков упражнения для ребенка 2 лет для речи. Это занятия для развития мелкой моторики, так как существует четкая связь между пальцами руки и речевыми центрами. Можно лепить из пластилина, играть с крупами, пуговицами и камешками, рисовать пальцами. Можно сопровождать эти занятия стишками, в которых малыш должен помогать маме. Это известные всем «гуси-гуси», мишка косолапый и короткие стишки, потешки. Многим детям нравятся детские песенки, которые они с удовольствием пытаются повторять. Ставьте ребенку песенки пойти с ним вместе. После таких регулярных занятий речь начнет активно развиваться, вам останется только помогать крохе в ее освоении.
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
detstrana.ru
Как научить ребенка говорить. Как научить ребенка говорить в 3 года
Декабрь 9, 2016
Все родители с нетерпением ждут первого слова своего ребенка. При этом они понимают, что сразу после рождения дети говорить не умеют и что им нужно этому научить. Однако если ребенок не произносит простейшие слова через год, и тем более – через полтора-два года после рождения по не известной причине, это повод задуматься над тем, почему это происходит и как научить ребенка хорошо разговаривать. А если быть еще более точными – готовить ребенка к обучению речи нужно в первые же месяцы его жизни.
Развитие речи до 3 лет
Речь ребенка развивается по определенным этапам, которые подробно описаны в различной литературе. Конечно, в пределах одного периода могут быть отклонения в плюс-минус несколько месяцев, но если ребенок начинает «отставать» на один период и более, это является поводом для обращения к врачу. А чтобы не наступила обратная ситуация, когда родители начинают бить тревогу раньше времени, им будет полезно знать все эти этапы.
В первые месяцы после рождения ребенок делает попытки издавать первые «человеческие» звуки, стремясь повторить речь взрослых и реагируя на их обращения к нему. Эти звуки – самые простые (а, о, я, у). И хотя они легко угадываются, ребенок произносит их «в нос» в силу недостаточного развития речевого аппарата. Через полтора месяца ребенок начинает «гулить» -добавлять к указанным выше гласным звукам несколько просты согласных – г, к и х (этот период назван так по самому узнаваемому «слову» — «гу»). Отличным признаком развития ребенка является тот факт, что «гулить» он начинает в присутствии взрослых, то есть пытается таким способом наладить с ними контакт.
Когда детям исполняется полгода, они начинают лепетать, то есть произносить простые слоги и слова: па, ба, ма и т.д. Продолжается этот период до 11 месяцев или одного года, причем по мере роста ребенка он осваивает все более сложные речевые конструкции. К концу первого года он может составить простое предложение из 2-3 слов и понимает просьбы от родителей. Если этого не происходит, то нужно воспользоваться методиками, как научить разговаривать ребенка в этом возрасте.
В начале второго года жизни нормально развитый ребенок окончательно превращается в социальное существо. Он внимательно слушает, что ему говорят взрослые, и пытается повторить взрослую речь. Правда, в большинстве случаев он говорит на собственном языке, коверкая многие слова и слоги, но зато они являются понятными родителям. Так происходит примерно в течение года до достижения трехлетия. Здорового ребенка отличает не умение красиво говорить раньше сверстников, а регулярный прогресс в общении. Обучение речевым навыком в период от года до двух лет не менее важно, чем обучение двигательным способностям.
В 2-3 года у детей отмечается наибольший прогресс в речевом развитии. Ребенок начинает говорить связными предложениями; в его речи появляется все больше вопросов, с помощью которых он изучает окружающий мир. Он начинает осознавать себя, родителей, родственников, друзей и других людей, которые встречаются в его жизни. Если вы не знаете, как научить говорить ребенка в этом возрасте (точнее, развить его речевые навыки), воспользуйтесь советами специалистов. Читайте больше книг вслух, пойте с малышом песни и вообще как можно больше общайтесь, пополняя его пассивный словарный запас. В этом возрасте в полной мере становятся заметными те навыки, благодаря которым человек отличается от животных – умение логически мыслить (и выражать свои мысли на словах) и рационально объяснять свои поступки.
Базовые упражнения
Речь – это приобретенный навык человека. Она развивается только после многократных повторений, а повторения, в свою очередь, должны выполняться по образцу. Таким образцом служит речь взрослых, которую они пытаются копировать – сначала неудачно, но затем все более успешно. Это значит, что для развития речи ребенок должен развивать органы чувств: зрение, слух и осязание. Не зря рекомендуется с первых дней жизни окружить ребенка яркими и красивыми игрушками и картинками, чтобы у него началось формирование зрительных образов.
Но одних только картинок недостаточно, чтобы научить ребенка говорить. Как в любом другом деле, основой здесь является практика. Родители должны как можно активнее общаться с малышом, причем не монотонно, а эмоционально. Не бойтесь повторять за ним звуки, даже если он произносит их неправильно – со временем он запомнит эти слова и перейдет к изучению новых. Также в вопросе, как научить ребенка говорить, очень важна гимнастика для рук, и в особенности – для кистей и пальцев. Давно установлена связь между речью и мелкой моторикой, поэтому после трех месяцев жизни малышу можно начинать массировать пальчики на руке. Затем можно переходить к развивающим играм. Сначала это будут простые задания (например, достать предмет из коробки), а по мере роста ребенка можно переходить к более сложным задачам (лепка, аппликации и т.д.).
Когда малышу исполнится год, нужно переключиться на полностью «человеческое» общение. Это значит, что родителям из своего общения с малышами следует исключить жесты, а добиваться понимания от ребенка только с помощью слов. Полезно обращать внимание ребенка на окружающие звуки и голоса животных, обязательно комментируя это для создания образов, «привязанных» к этим звукам. Также в этом возрасте следует продолжать много общаться с детьми, повторяя отдельные слова и выражения.
Обучение словам
К возрасту одного года словарный запас ребенка составляет около 10 слов. Впрочем, не все малыши начинают говорить в этом возрасте, поэтому врачи допускают задержку в несколько месяцев. Но если ребенок долгое время продолжает лепетать, а слова из этих слогов не складываются, самое время подумать, как научить говорить ребенка слова. Делать это должны не врачи (к ним обращаются только в крайних случаях), а сами родители. Причем это не потребует от них больших усилий. Больше всего времени с малышом проводит мама, поэтому ей нужно просто проговаривать каждое свое действие. Если вы увидите, что ребенок хочет задать вопрос или включается в диалог, поддерживайте эту инициативу. Нет ничего хуже, когда дети не чувствуют внимание к себе – из-за этого они становятся замкнутыми, а их развитие тормозится.
Хорошим способом развить речевые навыки ребенка является игра, при которой родители сами задают ему вопросы, показывая какой-либо предмет или картинку. Ребенок должен ответить, что это такое – тем самым у него развивается речевой аппарат (он учится правильно извлекать звуки) и участки головного мозга, отвечающие за память и формирование зрительных образов. Когда вы называете малышу новое слово, нужно смотреть прямо в его лицо и произносить звуки громко и четко, чтобы он привыкал к правильному произношению. Все предметы и явления нужно называть своими именами, не «подстраиваясь» под ребенка и не упрощая понятия, даже если они кажутся сложными для произношения.
Обучая ребенка новым предметам и явлениям, не стоит забывать о глаголах. Часто родители называют само понятие (то есть используют имя существительное), а об описании действий забывают. Это не совсем правильно, так как глаголы являются неотъемлемой частью речи. Чтобы ребенок как можно раньше научился правильно строить предложения, с ним нужно разговаривать на «правильном» языке с самого начала.
Обучение предложениям
К третьему дню рождения у ребенка должна появиться связная речь. Это значит, что в этом возрасте они должны уметь связно выражать свои мысли и понимать, о чем им говорят окружающие. Однако готовить ребенка к этому нужно заранее. Через несколько месяцев после рождения нужно начать читать ему сказки, даже если вам кажется, что ребенок ничего не понимает.
В быту нужно комментировать свои действия, явления природы и вообще все, что происходит вокруг. В общении с детьми нужно по минимуму использовать жесты, развивая у ребенка речевые навыки. Поскольку жестами малышам общаться намного проще, соблазн выполнить его просьбу будет велик, когда, к примеру, ребенок будет протягивать руку, чтобы попросить яблоко. Родителям нужно набраться терпения и «притвориться», что они не понимают ребенка, пока тот не проговорит свою просьбу вслух.
Еще один метод поощрить ребенка к разговору заключается в задавании ему частых вопросов. Просите ребенка буквально обо всем. Пусть он комментирует свои действия, рассказывает о том, что происходит за окном, подсказывает что-то родителям и т.д. Не стоит забывать и о развитии мелкой моторики, выполняя соответствующие упражнения и игры.
Сложные звуки
У всех малышей есть ряд «проблемных» звуков, которые даются им с большим трудом. Причем звуки эти одинаковы в любом возрасте – сложность их извлечения связана с недостаточным развитием речевого аппарата на определенных этапах. Речь идет о звуках Л, Ш, Ж и, конечно же, о самой сложной для произношения букве Р.
Звук Л малыши часто заменяют звуком В , так как при произношении второго варианта практически не задействуются мышцы языка. Чтобы развить подвижность языка и научить ребенка выговаривать букву Л, рекомендуется выполнять упражнение под названием «цоканье», имитирующее звук копыт лошади. Для извлечения звука Ш язык должен принять особое положение, при котором его форма напоминает чашу. Соответствующее упражнение так и называется – «чашечка». Для этого кончик языка нужно прижать к нижней губе, а боковые части – приподнять. Остальные шипящие звуки можно поставить аналогичными упражнениями, направленными на подвижность языка и растяжку губ.
Что касается самого сложного звука Р, то здесь обычно требуется помощь логопеда. Он должен показать им правильное положение губ и языка для извлечения этого звука, а также дать ему ряд упражнений. Они направлены на развитие кончика языка, так как при произношении буквы Р он должен прижиматься к нёбу и совершать быстрые колебательные движения. Помимо упражнений, ребенок должен постоянно практиковаться, произнося скороговорки или любые другие слова с буквой Р.
Когда обращаться к логопеду?
Логопед знает, как научить малышей разговоривать, поэтому родителям нужно своевременно обращаться к нему при наличии проблем речевого развития на любом возрастном этапе. Ниже перечислены эти проблемы с указанием конкретного возраста:
8 месяцев: ребенок не оборачивается, когда взрослые зовут его.
2 года: ребенок не разговаривает.
2,5 года: ребенок произносит отдельные слова, но не может построить из них даже простые словосочетания.
3 года: у малышей отмечается повышенное слюноотделение и неумение управлять мимическими мышцами.
От 3 лет: ребенок продолжает упрощать слова, в том числе двухсложные.
3-4 года: ребенок не осознает, что слова разбиваются на слоги, и сильно их искажает.
В речи детей преобладают мягкие или, наоборот, твердые звуки.
У малышей наблюдаются проблемы с речевым дыханием (говорит «в нос», останавливается посреди фразы, чтобы набрать воздуха и другие).
Если родители распознали эти проблемы вовремя, у них не возникнет сложностей с тем, как научить детей разговаривать. Своевременная коррекция у логопеда позволяет достичь правильной речи к моменту поступления в первый класс и избежать более серьезных проблем с развитием малышей.
govorysha.ru
Как научить ребенка разговаривать 2 года: как помочь
О том, как научить ребенка разговаривать в 2 года, сейчас задумываются многие родители. Связано это с популярностью идей раннего развития, с тем, что детей в настоящее время рано начинают обучать, а от развития речи успех в обучении прямо зависит. Поэтому, если малыш в 2 года не разговаривает, мама и папа начинают беспокоиться.
Насколько это беспокойство оправдано? Нормально ли это, если ребенок в 2 года еще не начал говорить? Нужно с ним как-то специально работать, вести его к психологу или не стоит обращать на это особого внимания? Что делать, если кроха молчит как рыба?
Причины молчаливости
Кому-то может показаться странным, но нежелание малыша говорить еще не означает, что он отстает в развитии. Чтобы кроха заговорил, ему это должно быть для чего-то нужно.
На вопрос, почему ребенок не разговаривает, есть множество ответов. Некоторые дети получают все, что им нужно, без всяких усилий. У них очень заботливые родители. Мама умеет угадать желания своего чада еще до того, как он их явно проявит. Тогда для чего малышу делать лишние усилия?
Дети чем-то похожи на животных. Из опытов обучения шимпанзе и горилл языку глухонемых известно, что обезьяны способны использовать в речи достаточно длинные предложения. Проблема их в другом: они открывают рот только тогда, когда им это выгодно. Если обезьяна голодна, она обязательно подойдет к человеку, который ее кормит, и скажет: «Дай Уошо банан. Уошо очень голодная.» Но если никакой выгоды для себя в обращении к конкретному человеку животное не видит, то и не станет болтать лишнее.
Примерно такова же и проблема многих детей. Говорить они могли бы, но не стремятся к этому. Подобное возможно и в 6 лет, а не только в раннем возрасте.
Чтобы ребенок заговорил, нужны ситуации в отношениях с близкими взрослыми, когда малышу это необходимо. Не сказав ничего, он рискует не получить что-то важное для себя, например внимание мамы.
Некоторые дети очень застенчивы. Это индивидуальная особенность, не связанная с уровнем развития речи. До определенного возраста — 6 лет и старше — такой малыш кажется совершенно неговорящим, с неразвитой речью. Однако в школе обнаруживает хорошие способности и вполне развитую речь. Он просто стеснялся говорить, и пока это было возможно, избегал необходимости делать то, что ему психологически было сложно.
Но бывает и так, что молчание ребенка действительно указывает на отставание в развитии. Это может произойти, если есть какие-то органические причины для такого отставания: недоразвитие определенных участков мозга или что-то другое. Но подобное случается редко. Гораздо чаще причина того, что ребенок в два года не говорит, заключается в поведении взрослых по отношению к этому ребенку.
Если за малышом только ухаживали (кормили, мыли, укладывали спать), но почти не разговаривали с ним, то как он может вдруг заговорить? Разговаривающий ребенок не появится сам по себе. Он должен слышать человеческую речь, обращенную к нему, слышать постоянно, каждый день. Только тогда он рано или поздно заговорит сам.
Речь детей и речь взрослых
То, что малыш не разговаривает толком, может быть связано с непониманием функций речи в общении именно с маленькими детьми.
Когда мы имеем дело со взрослым человеком, и тогда, когда перед нами ребенок, которому 2 года 3 месяца, мы пользуемся теми же словами того же языка, и нам может казаться, что это то же самое. Не все ли равно, с кем разговаривать?
На самом же деле речь для взрослого — это информация. Не только, но главным образом. Когда мы, взрослые люди, говорим друг с другом, мы обмениваемся информацией. Совершенно неинформативная речь нам неинтересна. Речь крайне эмоционально насыщенная воспринимается нами как почти неприличная.
Дети другие. Для них речь — это выражение своих эмоций, их проявление, а также установление эмоциональной связи, контакта с другим человеком. Для ребенка неважно, что говорится, а важно, какими эмоциями насыщена речь, важна личностная отнесенность речи, кто именно говорит. Совершенно по-разному он воспринимает слова мамы и чужого человека.
Если с помощью речи кроха не может объединить себя с близким человеком, эмоциональная связь не возникает, если речь взрослого, обращенная к малышу, всегда носит функциональный характер (взрослый обращается к подопечному только тогда, когда это для чего-то нужно из прагматических соображений, отдает какую-то команду), то ребенок теряет интерес к человеческой речи. Она не отвечает его запросам, не нужна ему.
Поэтому на вопрос, что делать, чтобы ребенок заговорил хотя бы в 2 года 9 месяцев, можно ответить: общаться с ребенком эмоционально. То есть ваши обращения к нему должны выражать ваши подлинные чувства: радость, нежность, восторг, жалость, грусть. И с помощью речи должна устанавливаться связь между вами и ребенком.
Только в этом случае все будет хорошо с его речевым развитием, если нет особых причин для его задержки.
Что такое обогащающая среда
Как должен взрослый разговаривать с малышом, уже известно.
Если с ребенком с самого раннего возраста, когда он заведомо еще не может ничего ответить, мама и другие близкие люди бескорыстно общаются, выражая различные эмоции и устанавливая интимный эмоциональный контакт с крохой с помощью речи, то это будет необходимым условием для его успешного развития. Но все же недостаточным. Нужно создать обогащающую среду. Что это такое?
Если малышу 6 месяцев, можно ли с ним обсуждать погоду или характер общих знакомых? О чем вообще с ним говорить? Какую лексику употреблять?
Общая закономерность такая: надо не опускаться до уровня ребенка, а поднимать его до своего уровня. То есть наши слова должны быть крохе интересны, но необязательно полностью понятны. Если вашему чаду 8 месяцев, и он выговаривает два слова: «ма» (мама) и «па» (папа), это не значит, что и вам разрешено пользоваться только этими словами. Не стоит искусственно обеднять свою речь.
Отличие речи, обращенной к ребенку, не в ее примитивности, а в ее эмоциональной насыщенности и диалогичности. Монологи дети не воспринимают. Эмоционально бедную речь тоже. Но лексически и синтаксически следует выражаться достаточно разнообразно.
Понятно, дитя поймет не все. И не нужно, чтобы сразу все было понятно. Происходит развитие. Если вы употребили 10 новых слов, а ребенок 8 не запомнил, а 2 запомнил, это отлично.
При этом с ребенком нужно именно с интересом и с радостью общаться, а не учить его новым словам. Вы не урок проводите. Просто это ваш близкий человек, пусть и маленький, ваш друг. Не надо ему объяснять каждое слово. Он сам спросит, если захочет.
Если вы использовали 10 новых слов, а ребенок 6 не понимает, а понимает только четыре, не нужно устраивать лекцию на тему «Значения новых слов в соответствии с Большим Академическим словарем русского языка (последнее издание)». Так будет только хуже.
Речевое творчество детей
Еще одна проблема 2-летнего малыша может быть связана с тем, что его близкие взрослые хотят, чтобы он говорил правильно. То есть все ошибки взрослые исправляют, всякий раз делают замечания. Если ребенок 2,5 года не разговаривает, если ему уже три года, а он все молчит, словно набрав в рот воды, это может быть и потому, что ему неприятно постоянно выслушивать замечания.
Дети относятся к языку не так, как взрослые. Взрослым известны нормы языка, они уже долгое время практикуются в речи и привыкли говорить так, как принято. Ребенок же язык только начал осваивать. Поэтому он экспериментирует с языком. Возраст таких языковых экспериментов колеблется в широких пределах: от года 8 месяцев до 10-12 лет и старше. У отдельных людей эксперименты с языком не кончаются никогда: таковы их индивидуальные склонности. Это талантливые писатели, филологи.
Ребенок вертит слова языка как хочет, меняет их, придумывает несуществующие в языке формы. Он может делать это в 4 года, может и в восемь лет. Поправлять его не нужно, если только он не коверкает язык специально или по небрежности. Это такой свойственный всем детям особый способ освоения родного языка.
Роль чтения
Действительно ли так важно разговорить ребенка? Или достаточно, как думают многие, читать ему хорошие книги?
Если ребенку 6 месяцев, ему нужно улыбаться, с ним вместе смеяться и радоваться, то есть общаться с ним. Если 6 лет, то можно и читать, а возможно, он уже и сам станет активным читателем.
Однако само по себе чтение книг не развивает. Развивает только увлечение чтением.
Если родители читают ребенку лучшие книги второй, третий год, а эффекта нет, это значит, что сами взрослые не любят читать. Задача не в том, чтобы прочесть сколько-то страниц, а в том, чтобы заразить малыша своей увлеченностью, своими эмоциями при чтении. Тогда дитя поймет, как это здорово — уметь читать.
Научить читать тоже не так важно. Сейчас все умеют читать. Но если крохе читали с самого раннего возраста, однако ребенку 2 года 4 месяца, и он не разговаривает, то, видимо, читали не так, как нужно, не зацепили, не увлекли. А задача взрослых именно в этом.
Если ребенку 2-3, не разговаривает, нужно определить причину проблемы. Тогда станет ясно, что нужно делать. Не беспокойтесь: он заговорит, когда сможет и когда захочет.
Рекомендуем так же прочитать по этой теме:
roditeliz.ru
Как научить ребенка говорить в 2 года: развитие речи
Вашему малышу 2 года и он как вам кажется, не умеет еще говорить? Вы интересуетесь, как научить ребенка говорить в 2 года? При том разговаривать внятно, правильно. В данной статье представлены основные советы, которые будут полезны для мам и пап, чтобы развить речь не только у двухгодовалого малыша.
Каждые родители с удовольствием наблюдают за новыми успехами своего чада, и когда ребенок говорит свои первые слоги, мамы и папы сияют от счастья. Все прекрасно понимают, что речь играет важную роль в жизненном периоде человека. Ведь при её помощи происходит познание окружающего мира. Многие родители, из-за собственных хлопот, мало уделяют внимания речи ребенка, утверждая, что малыш, рано или поздно, научится говорить. На самом деле, если малыш не знает многих слов в два года, то в первую очередь в этом виновны родители.
Как научить ребенка говорить
Специалисты рекомендуют учить малыша словам, еще, когда он находится в утробе матери. Как известно, малыш, в определенный период своего внутриутробного развития, слышит звуки, которые издают взрослые. Родственникам рекомендуется, как можно чаще проводить беседы с чадом, напевать ему, рассказывать сказки, стихотворения, так он будет понемногу обучаться речи.
В первую очередь, рекомендуется напрочь отказаться от пустышки. Дело в том, что процесс сосания пустышки тормозит артикуляцию.
Родителям необходимо постоянно повторять названия предметов, которые встречаются на пути у крохи.
В правильном развитии речевого аппарата играет роль мелкая моторика. Для того чтобы мелкая моторика находилась в постоянном развитии, нужно позволять чаду щупать предметы, к примеру, ложку, кубики, пазлы, пуговицы. Более того, необходимо демонстрировать ребенку, как льется вода, давать возможность ему лепить из теста и рисовать красками.
Чтобы чадо быстрее стало произносить правильно слова, родители должны читать малышу сказки, стихи, проговаривать скороговорки.
Когда ребенок переступит годовалый возраст, его необходимо научить простейшим словам для высказывания своих желаний.
Родители, в игровой форме, должны произносить звуки разных животных. Очень полезным будет во время прогулки показывать животных и воспроизводить их звуки.
Со стороны родителей, правильней всего будет не приучать ребенка к использованию электронных гаджетов, а наоборот, предоставить ему мячи, пирамиды, кубики, ведра.
Как научить ребенка разговаривать в 2 года
Создавайте потребность говорить.Если ребенок является «молчуном», то крайне важно не торопиться предвидеть его потребности, а ждать, пока он не попытается общаться. Первоначально это может быть нечто приближенное, например, слово «ба» или «да» для обозначения предмета или просьбы. Постепенно объясняйте, как называются предметы, которые просит малыш. Смысл прост: у ребенка гораздо больше шансов научиться говорить и общаться, когда у него есть причины для этого.
Разговор с самим собой.Вы говорите вслух о том, что видите, делаете. Ребенок должен находиться рядом, по крайней мере, в диапазоне слуха. Чтобы при ваших словах он мог сделать связь между тем, что вы говорите и что, затем происходит. Длинные предложения будут трудными для правильного восприятия слов и действий вашим чадом. Поэтому используйте отдельные слова и короткие простые фразы, лучше из повседневной потребности в еде. Например, «пюре», «пюре на тарелке», «пюре с морковкой», «вкусное пюре».
Зрительный контакт.Если хотите научить ребенка говорить, то обязательно нужно поддерживать с ним зрительный контакт. Поэтому когда разговариваете с ним, постарайтесь внимательно смотреть на малыша, говорить медленно, четко произнося слова. Еще лучше — опуститься до уровня его глаз. Это поможет деточке сосредоточиться на вас и вашей речи, не отвлекаясь на посторонний шум вокруг. Дети учатся говорить, также используя чтение по губам.
Произносите слова правильно.Говорите слова так, как они звучат, используя правильный акцент на правильном слоге. Если коверкать речь подобно ребенку, разговаривая с ним, то вряд ли он быстро научится делать правильной формы рот, произнося звуки и интонации слов. Употребляйте правильные имена для людей, мест и вещей. Говорите медленно, четко и просто. Кроме того, важно не повторять большую часть из сказанного малышом, а говорить правильно. Например, наша дочь говорила на рыбу «биля», мы же не повторяли за ней, а говорили «рыба».
Используйте от одного до трех слов.Дети учатся общению, слушая все, что вы говорите, наблюдая ваш язык тела и, видя, как вы взаимодействуете с другими людьми. Поэтому, думая как учить ребенка говорить, настройтесь на использование простых предложений: от одного до трех слов в разговоре с ним. Например, видите, как у деточки что-то не получается, тогда посмотрите ему в глаза и спросите: «Хочешь, мама поможет либо давай мама сделает», используя при этом жест, означающий помощь. (Узнайте, 7 советов, как правильно разговаривать с малыми детьми?)
Жесты являются важной частью развития языка.Всегда делайте связь между жестами и языком с помощью вопросов. Например, Хочешь пить, кушать?» (Когда ребенок указывает на еду), а затем ждите ответа. Дальше спросите: «Что ты хочешь, молоко или кашку? Хорошо давай попьем немного молока». Такое поведение поощряет детей реагировать на вопросы и принимать участие в разговорах.
Читайте вашему малышу каждый день.Даже если деточка может усидеть всего минуту, откройте книгу и посмотрите столько страниц, на сколько у нее хватит внимания. Книги с яркими детскими иллюстрациями, картинками должны быть в таком месте, в котором ваше чадо может легко их взять и «читать». (Прочитайте, какими должны быть детские книжки, чтобы малыш любил их читать?).
Завершение фразы.Некоторые родители, думающие как научить ребенка разговаривать, используют метод, побуждающий ребенка отвечая завершить предложение. Вы можете использовать эту технику от отдельных слов до фраз. Например, вы могли бы сказать:
«Мальчик моет…(личико, ручки)»; «девочка кушает…(кашу, суп)». Помогайте ребенку закончить предложение, используя жесты и выражение лица.
Помните: стоит использовать только знакомые детям слова/фразы, чтобы они могли закончить предложение. Также можно использовать рассказы и песни, которые знает малыш.
Не используйте телевизор, как фон.Телевизор будет конкурировать с вами за внимание (и наоборот), тем самым, мешая дитю сосредоточиться на ваших словах. Экран телевизора действительно мешает развитию языка, концентрации и детскому творчеству.
Развитие речи у детей
На сегодня известно четыре группы обучения речи: от рождения, до 6 месяцев, от полугода до года, от 12 до 18 месяцев, от 1,5 года и до исполнения трехгодовалого возраста.
От 0—6 месяцевПосле появления на свет, ребенок не совсем понимает звуки, которые издаются окружающими, так как его слух, зрение начинает только настраиваться. Позже, малыш начинает реагировать на слова взрослых улыбкой. Уже в 6 месяцев, чадо понимает, что произносит мама и папа.
От 6—12 месяцев Малыш, который старше 6 месяцев, учиться слушать, и у него возникает желание повторить услышанное. Для того, чтобы малыш быстрее заговорил, специалисты рекомендуют родителям почаще ставить музыкальные сказки, но их продолжительность не должна быть больше 12 минут.
Когда сказка будет постоянно повторяться, то в памяти малыша закладываются звуки и слова, которые звучат. Кроме того, родителям рекомендуется постоянно называть предметы, которые контактируют с ребенком, чтобы он понимал их значение.
От 12—18 месяцевВ возрастном периоде от 12 до 18 месяцев, чадо пытается произносить слова, но по- своему, а со временем его речь будет больше похожей на взрослую. Все предметы, которые окружают малыша, должны правильно называться взрослыми, но при этом слова не должны быть искаженными.
От 18—36 месяцевЕсли в диапазоне от 1,5 лет до исполнения трехгодовалого возраста, чадо не произносит простые слова, то родителям необходимо обратиться к специалисту, так как проблема может быть с речевым аппаратом и общим развитием. В этот период ребенок должен называть около 200 слов, но при этом он может их произносить не совсем правильно, а связано это с тем, что речевой аппарат малыша не совсем развит.
Посмотрите видео: первые слова для малыша в картинках, которые помогут ему знакомиться с миром вокруг него.
Развитие речи ребенка: таблица
Возраст ребенка
Типичное развитие языка
6 — 12 месяцев
Вокализ с интонацией: гуление, издавание звуков, лепет
Реагирует на человеческие голоса без визуальных подсказок, поворачивая голову и глаза
Реагирует на тон дружественный либо гневный
Использует крик или звуки, чтобы привлечь внимание
12 — 18 месяцев
Использует одно или несколько слов со смыслом (это может быть фрагмент слова)
Понимает простые инструкции
Реагирует на имя
Имитирует новые слова
Указывает на желания и потребности жестами и короткими слогами
Может показать около 3 частей своего тела на себе
Понимает около 50 слов
18 — 24 месяца
Имеет словарный запас 5- 15 слов.
Произносит более 5 согласных звуков, как м, ш, п, р, л
Имитирует новые слова
Может начать использовать два слова вместе
Произносит 60% вразумительной речи
Соблюдает простые команды («Дай мне мяч»).
2 года (24 месяца) -2,6 лет (30 месяцев)
Примерно 70% того, что ребенок говорит должно быть понятным
Говорит около 50 слов
Понимает 300 слов
Старается правильно использовать два местоимения: «я», «ты», хотя часто путает их местами
Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)»
Во время игры производит осознанные действия, например, помешивает, наливает, черпает и кормит куклу воображаемой едой
2,6 — 3 года (36 месяцев)
Использует местоимения «я», «ты», правильно
Знает, по крайней мере, три предлога, «в, на, под»
Знает главные части тела и в состоянии показать их, если его просят
Может говорить предложения из трех слов
Говорит 200 слов
Понимает около 500 слов
Около 80% того, что ребенок говорит, должно быть понятным
В речи появляются и даже преобладают глаголы
Начинает использовать слова отрицания слова: «нет», «не может»
Способный рассуждать над вопросами, например, «что ты должен делать, когда хочешь спатки или голодный либо тебе хочется пить, если ты замерз?»
В состоянии назвать свой пол, имя, возраст
Может считать до 3
Заключение
Один из самых важных навыков, который должен усвоить ребенок — это научиться хорошо разговаривать. Проблема заключается в том, что многие родители общение принимают как нечто само собой разумеющееся. Поэтому полагают, что их дети каким-то образом научатся говорить без посторонней помощи. Они говорят: «Я научился говорить сам, и они научатся тоже».
Но истина в том, что навыки общения и речи не всегда даются просто детям. Большинству детей не потребуется оказывать какое-либо особое внимание, чтобы научиться говорить. Тогда как другим может потребоваться больше помощи, чтобы их языковые навыки могли развиваться по максимуму.
Малыш сможет в два года высказывать свои требования, но только тогда, когда мамы и папы будут заниматься развитием речевого аппарата малыша. Используя ряд советов, обсуждаемых нами в статье, как научить ребенка говорить в 2 года, можно стимулировать развитие его речи.
С уважением, Андроник Анна/Олег.
Это видео наглядно подскажет, как помочь вашему малышу научиться разговаривать.
semyadeti.ru
Как быстро научить ребенка говорить в 2 года
Первые слова маленького человека.Как научить ребенка быстро говорить звуки, буквы, слова Мама и Папа, этим вопросом задается каждый родитель. Развитие устной речи ребёнка является важнейшей составляющей общего развития его личности.От того, насколько качественно и грамотно заговорит вступающий в мир человек, зависит его интеллектуальный уровень и последующая социальная адаптация. Речь даёт возможность малышу ориентироваться в окружающей обстановке, оценивать своё поведение.Как правило, разговорная речь начинает интенсивно развиваться у детей, начиная с двухлетнего возраста. Конечно, единого возрастного критерия не существует, всё определяется индивидуальными особенностями ребёнка. Кто-то тараторит целыми предложениями, кто-то с трудом подбирает отдельные слова. Пугаться этого не стоит, поскольку всё приходит в своё время.Не надо излишне переживать по поводу того, что у ребёнка не получается произношение тех или иных звуков. Не требуется также звать на помощь логопеда. Необходимо проводить с ребёнком больше времени, много разговаривать с ним, объяснять. Начиная с двух лет, у ребёнка начинается формирование словарного запаса, поэтому родителям крайне важно находится рядом и контролировать этот процесс.
Влияние мелкой моторики на развитие речи у детейМелкая моторика даёт возможность более быстрого и качественного развития речи малыша. Хорошо в этом помогают пазлы и совместное с ребёнком собирание их. Можно заинтересовывать ребёнка, объясняя ему, что таким образом вместе можно получить красивую картинку.Учёными давно доказано, что развитие речевой функции находится в прямой зависимости от моторики рук. Поэтому чтобы научить говорить ребёнка, необходимо развивать движения его пальцев рук, причём начинать работу можно с раннего возраста. Массаж пальчиков можно производить с грудного периода, таким образом осуществляется воздействие на активные точки коры головного мозга. Дошкольникам рекомендованы к выполнению простые упражнения, обыгрываемые в стихотворной форме. Важно также для детей развитие умения самостоятельно обслуживать себя: уметь завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы на одежде.Существует также множество других способов развития мелкой моторики рук:• обвод предметов по контуру.• применение для рисования трафаретов и клеток.• закрашивание, намеченных контуров предметов, при помощи ровных линий и точек.• нанесение разнообразной штриховки: наклонной, горизонтальной, вертикальной. выполнение рисунка штрихпунктирной линией или петлёй (работа для выполнения простым карандашом).• выполнение рисунков простых геометрических фигур, букв в воздухе и на столе основной рабочей рукой, затем другой рукой и, наконец, обеими руками.• конструирование фигур из спичек и счётных палочек.• занятия вышиванием, шитьём, вязанием, плетением.Благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики оказывают домашние заботы: стирка белья кукол, мытьё посуды, связывание и развязывание узлов, перемотка пряжи. Занятия по развитию мелкой моторики рук у детей очень важны, если вы хотите что бы ваш ребенок начал говорить. Дайте ребенку, баночки, чашечки, фасоль или макароны, дети любят перекладывать, высыпать.
Причины в отставании развития ребёнкаЗадержка развития речи у ребёнка проявляется в отставании от определённых норм речевого развития, возрастная граница которых установлена на отметке 4 года. Такие дети впоследствии тоже начинают говорить правильно, только процесс этот оказывается сильно растянутым по времени. Проблемы в развитии речи ребёнка могут быть обусловлены следующими факторами:• отсутствие необходимого минимума общения. Это возможно если не разговаривать с малышом, либо предугадывать все его потребности и желания, выполнять их, не предоставляя ему возможности формулировать их при помощи слов.• медленный рост клеток головного мозга, несущих ответственность за речевую функцию. Причины подобного явления носят генетический характер.• болезни головного мозга и его травматические повреждения. Инфекционные заболевания, перенесённые в утробе матери, либо в первый год жизни.• проблемы со слухом. Поскольку речь напрямую связана с тем, что слышит человек, повреждения слуха вызывают проблемы с воспроизведением услышанного.
Три критических периода развития речевой функции у детейВ логопедии выделяются три критических периода развития функции детской речи.3 периода развития речевой функции у детейПервый период (1-2 годы жизни). В этот период происходит формирование речевых предпосылок, и берёт своё начало развитие речи. Происходит закладка фундамента коммуникабельного поведения, направляющим фактором которого выступает необходимость общения. Интенсивно развиваются речевые зоны коры головного мозга, особенно это касается зоны Брока, с определением критического периода которого возрастом 14-18 месяцев. Самые несущественные отрицательные обстоятельства, имеющие место в данном периоде, могут негативно повлиять на развитие речи малыша.Второй период (3 года). Происходит интенсивное развитие связной речи, осуществляется переход от речи, обусловленной конкретной ситуацией, к общей, контекстной, речи. Этот процесс невозможен без совершенной, согласованной работы центральной нервной системы (речедвигательный механизм, память, внимание). Дисбаланс работы эндокринной системы, центральной нервной системы, системы сосудистой регуляции проявляется в перемене поведения, появляется упрямство, признаки нигилизма. Ребёнок замыкается в себе, отвечает протестом на повышенные требования, которые к нему предъявляют взрослые. Возможно появление заикания, обусловленного свойственной возрасту хаотичностью созревания определённых узлов функциональной системы речи и разных функций психики. В специальной литературе они называются эволютивными, что значит, имеющие отношения к фазе развития.Третий период (6-7 лет). Начинает развиваться письменная речь. Растёт нагрузка центральной нервной системы. Если оказывать на ребёнка психологическое давление, выражающееся в повышенных требованиях, возможны сбои нервной деятельности, выражающиеся в возникновении заикания. Разные нарушения речи, которыми страдает ребёнок, проявляются в указанные периоды жизни наиболее остро, помимо них возможно проявление признаков других расстройств. Логопеду необходимо чёткое знание всех критических периодов развития детской речи, для того, чтобы уметь распознавать их на практике.
Что нужно делать родителям, чтобы ребёнок заговорил?Имеется специальный набор игр, позволяющий неплохо развить речь у детей двухлетнего возраста. Чтобы вовлечь крошку в игру, можно показать ему незнакомую игрушку, или какой-нибудь новый предмет, затем быстро спрятать его и снова показать. Это поднимет ребёнку настроение, вызовет массу положительных эмоций. Всё новое в таком возрасте очень интересно ему.В процессе подобного общения родителям надо как можно чаще повторять новое для малыша слово. Интерес проявится сам собой, и слово будет произноситься маленьким человеком снова и снова. Важно только по ходу игры вызвать у ребёнка интерес произносить те или иные слова, разговаривать самому.Полезно разговаривать с ним возле окна. Можно показать ему листики, траву, облака. Задавать вопросы, если отдельные слова и фразы он станет произносить. Если он сказал о дереве, можно спросить, какого цвета его листья. Разговор постоянно надо стимулировать, подталкивая ребёнка к нему. Непременно повторять пройденное. Находить в книге изученный предмет с тем, чтобы он сам сказал, что это. Подобным приёмом в память закладывается необходимая информация и происходит развитие речи.Можно петь с ребёнком весёлые песни и повторять стихи. Такие методы способствуют хорошему развитию речи малыша. Полезно также говорить по телефону. Надо постараться устроить дело таким образом, чтобы кроха не только слушал голос в трубке, но и сам принимал участие в разговоре. Очень полезны активные игры, содержащие много движения. Можно предложить попрыгать, покружиться, по приседать. Дать команду выполнить то или иное действие. Так ребёнок научится слышать и выполнять просьбы, обращаемые к нему.
Все вышеперечисленные упражнения вполне подходят для двухлетнего малыша. Они направлены на его гармоничное развитие, и познавание им всего нового и интересного.