Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка думать самостоятельно? Как научить ребенка размышлять. Как научить ребенка 5 лет логически мыслить


Как правильно развивать логическое мышление ребенка

Для чего нужна логика

Развивать логическое мышление ребенка нужно, конечно, не для победы в детских конкурсах и олимпиадах. Для таких побед нужны еще и другие качества характера, которые часто не уживаются вместе в одном человечке. Вообще, детская застенчивость, особенно присущая мальчикам, может помешать вовремя разглядеть все задатки вашего ребенка.

Не ждите, когда ребенок раскроется, – действуйте как можно раньше и во всех возможных направлениях.

А когда проявятся индивидуальные способности – поддерживайте и вдохновляйте, чтобы ни робость, ни лень, ни неуверенность не стали помехой на пути развития ребенка.

Самые ближайшие примеры людей развитого логического мышления – ученые в любых научных сферах. Выстраивать логические цепочки из числовых значений, физических и химических формул, законов – это их основное занятие.

Много родителей думает, что в его ребенке такие цепочки не придется выстраивать. Но уже в жизни вашего маленького дошкольника возникает такая потребность – выстроить логическую цепочку из последовательного набора букв, и, как результат, – первое прочитанное слово.

Нам может казаться, что ребенку в жизни будет достаточно знаний, опыта и здравого смысла. Не упрощайте заранее его будущую жизнь. Потрудитесь вместе с ним над формированием его логических возможностей. Как мы развиваем гимнастическими тренировками свою физическую форму, гибкость мышц, так и регулярными упражнениями в решении логических задач мы можем развить у ребенка гибкость и быстроту ума, способность нестандартно мыслить.

Конечно, в жизни вряд ли вашему ребенку придется “перевозить капусту, козу и волка”. Но умение приспосабливать свои знания под предложенные обстоятельства ему точно придется применять. И чем выше будет его интеллектуальное развитие, а значит, чем интересней будет его жизнь, – тем больше в его жизни будет обстоятельств, требующих не только знаний, но и этого самого умения приспособить эти знания, другими словами, – умения найти логическое решение поставленной задачи, часто нестандартное или даже творческое решение.

Развитая логика – независимый ум, свободное движение мысли, не загнанное в комплексы «я с этим не справлюсь», «я не смогу», не зажатое собственными рамками неразвитого интеллекта.

Это способность принимать решения, подчас быстрые и нестандартные, браться за выполнение сложных задач, при этом иметь здравый смысл и уметь не только оценить, но и не переоценить свои возможности.

Почитать в тему:

evrikak.ru

5 способов развития логики и памяти ребенка

Часто родители вспоминают о развитии логики ребенка тогда, когда «малыш» уже перешел в 8-9 класс и столкнулся со стереометрическими задачами. До этого печального этапа многие родители не задумываются над этой проблемой. Что развивать, когда читать, считать и писать умеет, а большего вроде бы и не нужно.

Еще как нужно!

Развитие логики начинается с того момента, как ребенок стал задавать свои первые вопросы, с помощью которых он познает этот огромный мир. Если в этот момент отмахнуться от ребенка, от его порою надоедливых вопросов, то в жизни ему придется очень трудно. А первые трудности возникнут уже в начальной школе. Как же научить ребенка логически мыслить, как научить ребенка учиться?

Существует 5 способов формирования логики мышления малыша.

1.Отвечайте на все вопросы, которые задает ваш сын или дочь. Трехлетние дети часто забывают то, что вы им ответили, поэтому готовьтесь отвечать на один и тот же вопрос многократно. Не выходите из себя, не нервничайте, будьте терпеливы, как мудрый учитель. Не кричите и не отказывайте ребенку в ответе. Только так малыш сможет создать свою, уникальную картину мира.

2. Учите ребенка сравнивать, обобщать, исключать. Покажите несколько подобных предметов – больших и маленьких. Пусть трехлетний малыш сравнит, где большой предмет, а где маленький, пусть отметит, что мячик круглый, а кубик – квадратный. Положите несколько игрушек в коробок. Пусть ребенок, не вытягивая игрушки, взяв ее в руки, назовет, что это за игрушка, и какой она формы.

3. Учите ребенка считать с 2,5 лет. Считайте все, что попадется под руку: игрушки, ложки, тарелки, друзей по двору. Учитесь искать «соседей числа». Например, у числа «5» соседи  - «4» и «3». Учитесь считать вперед и назад. Помогите ребенку складывать число с единицей. Так малышу будет легче разобраться в мире цифр.

4. Купите книгу задач и упражнений для развития логики. Дети очень любят яркие картинки, ребусы, задачки. Поиграйте вместе с ребенком по этой книге. Делайте это регулярно, чтобы малыш запоминал основные решения и мог самостоятельно повторить уже обдуманные ранее решения.

5. Общайтесь с ребенком, задавайте загадки и ребусы. Решайте с вашим сыном или дочерью детские кроссворды или чайнворды. А еще научите малыша играть в настольные игры, шахматы, например. Во время игры ребенок будет решать задачки, обдумывая ходы. Только таким образом можно развить логику ребенка без ущерба для его будущих свершений.  

www.polezno.com

Как научить ребенка думать, размышлять и анализировать

Оскар Бренифье, доктор философии, автор нескольких десятков книг для детей и родителей, официальный эксперт ЮНЕСКО, произвел революцию в детском воспитании и образовании, ведь он начал учить родителей не просто давать детям готовые ответы на любые, даже самые сложные и философские вопросы, а с малых лет развивать в них способность самим думать, анализировать, размышлять и находить ответы на все свои вопросы самостоятельно.

Заповедь 1: Упражняйтесь в терпении

В любой стране мира нетерпение родителей – главное препятствие к тому, чтобы дети думали. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился мыслить, вам нужно сперва поработать над собой, и самое важное упражнение для вас – упражнение в терпении.

Одна мама рассказала мне о своей проблеме. Ее ребенок ест медленно. Я спросил: где тут проблема? Она ответила, что ей нужно убирать, делать другие дела, а ребенок ее задерживает. Я сказал: это ваша проблема, не нужно путать ее с проблемой ребенка. Почему бы не дать ему есть медленно? Для мамы это было странно. Ведь в таком случае она не сможет контролировать ситуацию, а в отношениях с ребенком она хочет определять ритм действий».

Когда вы задаете ребенку вопрос, он может ответить на него не сразу, сказать «не знаю». Если вы нетерпеливы, вы будете говорить за ребенка (особенно если вы считаете, что все знаете).

На одной выставке ко мне подошла девочка. Я спросил ее, как ее зовут. Ее мама, которая стояла рядом, ответила за нее: «Маша». Я спросил маму, почему она отвечает за ребенка. На что мама сказала мне: «Она стесняется». Эта мама была нетерпелива и она считала, что она все знает (она знает, как зовут ее дочь и что та стесняется). Все, зачем ждать 30 секунд, просто чтобы посмотреть, что будет – что скажет или сделает ее дочь? Но говорить с мамой об этом было невозможно. Она элементарно не может создать пространство, где ребенок будет другиме.

Заповедь 2: Будьте невежественны, задавая ребенку вопросы

Это я узнал у своего учителя – Сократа. Он говорил, что когда ты ищешь истину, нужно быть невежественным. Секрет в том, что когда вы задаете ребенку вопросы (а вопрошание – это ключ к тому, чтобы заставить детей думать), нужно не знать ответы на них, даже если вы эти ответы знаете. Иначе вы будете требовать от ребенка, чтобы он сказал то, что вы считаете правильным.

Пример. Если вы спрашиваете ребенка, сколько будет два плюс два и хотите в ответ услышать только четыре, это проверка знаний, но не вопрошание, не мышление. Спросите ребенка: «Сколько будет два плюс два?» Когда он ответит (вне зависимости от правильности ответа), спросите, как он пришел к этому выводу. Может, это будет интересней, чем ответ «4». Проверить, выучил ли ребенок урок, и проверить, думает ли он – разные вещи.

Пример. Если ваш сын бьет свою сестру, вы можете сделать две вещи. Первое – учить его моральным ценностям: ей больно, нельзя бить сестру и т.д. (у родителей есть функция передачи моральных ценностей). Но есть и другой способ, как работать с конфликтом двоих детей – обнаружить, почему это происходит. Спросите сына: «почему ты побил сестру?» Допустим, он ответил, что она его беспокоит. «Что это значит? Конкретней: что она сделала?» – спросите вы. «Я хотел забрать у нее какие-то вещи», – сказал мальчик. «Если сестра не делает то, что ты хочешь, она тебя беспокоит. Может, есть что-то более законное?» – задайте ребенку такой вопрос. Идея в том, чтобы вы исследовали ситуацию, проблему, задавали ребенку вопросы, обсуждали. Если в споре участвуют двое детей, и вы начали выяснять у одного из них, что происходит, второй может начать перебивать. «Подожди, давай послушаем его, попробуем понять, что он говорит, — обратитесь к тому, кто перебивает. – У каждого из нас будет шанс сказать, и мы вместе попробуем понять, что произошло». Но если вы чувствуете, что вы не в правильном настроении, вы устали от того, что дети спорят, если чувствуете, что не можете уделить время на дискуссию прямо сейчас, ничего не делайте. Просто разведите детей в разные стороны и скажите, что разберетесь с этим позже.

Заповедь 3: Все родители плохие и несовершенные

Все мамы и папы плохие и несовершенные. Они говорят соседям и друзьям, что их дети прекрасные. Это их обязательство, но на самом деле родители часто разочарованы, они не знают, как говорить с детьми, но в глазах других людей они хотят выглядеть идеальными. Проблема – это не преступление, не грех, это просто реальность. Мы люди, дети — люди. Когда есть люди, есть проблемы, так как мы сложные существа. Поэтому родители всегда недовольны, они хотят того, чего нет, они думают о совершенстве и хотят быть лучше, быть номер один. Уберите перфекционизм! Это упрощает жизнь.

Заповедь 4: Не давите на детей своими ожиданиями

Большая проблема родителей – иметь ожидания относительно ребенка. Мы оказываем давление на детей, чтобы они достигли того, что мы ожидаем. Хорошо иметь моральные ценности и передавать их ребенку, но когда это становится одержимостью, вы делаете жизнь ребенка несчастной, и тогда это уже не имеет смысла. Хотеть чего-то – это не проблема. Проблема в одержимости, это буддийская философия.

Пример. Есть такая проблема: родители хотят, чтобы их ребенок был лучшим в классе. Но в классе 30 детей, и от каждого ребенка его родители хотят, чтобы он был лучшим. Тут небольшая логическая проблема: не каждый ребенок может быть лучшим. Кто-то должен принять, что его ребенок будет вторым или даже номер 30. Родители могут принять, что они будут номер 30, но не их ребенок. Потом такие родители приходят ко мне с вопросом: «Я не понимаю ребенка, он злится на меня». Я начинаю исследовать ситуацию, и нахожу, что родитель не может принять, что его ребенок не лучший. Но некоторым детям не нравится школа, некоторые – плохо учатся. У мамы есть рецепт: все, что ему (ребенку) нужно – больше работать. Ребенок воспитывается таким, что он неспособен принять неудачу. Потом мы имеем много подростков, которые кончают жизнь самоубийством из-за неудачных экзаменов.

Ко мне обратилась мама, чей ребенок не одарен в математике. Она видела в этом проблему. Я сказал: «Предположим, ваш ребенок плохо играет в хоккей. Вы бы навязывали ему, что он должен заниматься больше, чтобы стать чемпионом по хоккею?» Она ответила: «Нет, это не имеет смысла». «Если это не имеет смысла в хоккее, почему вы не принимаете это в отношении школы? – спросил я. – Ваш ребенок такой, какой есть. Школа это не конец света, хоть она и важна. Есть много людей, которые ведут прекрасную жизнь, но не являются чемпионами в школе».

Пример. Некоторые родители говорят: «Я просто хочу, чтобы мой ребенок был счастлив». Скорее всего, вы не очень счастливы и надеетесь, что ребенок сделает то, чего нет у вас. Родители не могут позволить себе, чтобы их ребенок был несчастлив. Тогда они не могут спокойно реагировать на плач ребенка. Они начинают устраивать цирк, бегут к ребенку, обнимают его. Проблема опять в компульсивном аспекте (одержимости). Ребенок упал, плачет. Может, он плачет, потому что был удивлен неожиданностью падения. Спросите его: «Тебе больно? Ты поранил что-то?» Вдруг он сразу перестанет плакать? Но если вы сразу схватите его, он начнет плакать сильнее, и в следующий раз он может использовать это.

Заповедь 5: Помните, что ребенок не игрушка

У родителей есть тенденция забывать о мышлении и просто следовать чувствам.

На одной книжной выставке, пока я говорил с девочкой, ее мама стояла сзади и играла с ее волосами. Когда мы с девочкой пытались что-то обсудить, мама целовала ее, обнимала. «Как она может думать? – спросил я у матери. – Она не может сконцентрироваться. Вы очень хорошая мама, но ребенок не игрушка».

- Читайте также: Как воспитать чемпиона: Наталья Музычук

Заповедь 6: Будьте честными с ребенком

Чтобы говорить с ребенком, нужно учить его правде. «Не всегда» – лгущее слово. «Да» или «нет» – такие ответы должны быть на вопросы. Чтобы думать вместе, нужно перестать врать.

Заповедь 7: Не усложняйте

Усложнение – типичная проблема мышления. Из-за того, что родители усложняют некоторые вещи, они предпочитают не говорить с ребенком об этих вещах. Я заметил, что очень часто в семьях не говорят с ребенком о лжи или говорят о ней только тогда, когда хотят отругать. Это потому, что родители окрашивают ложь в ужасные краски.

Заповедь 8: Сначала ответ, потом объяснение

Объяснение до ответа или вместо ответа – это ерунда, это способ убежать.

Пример. «Ты разбил стакан?» – спрашиваете Вы. «Давай я тебе все объясню», — говорит ребенок. Сперва ответ! Да или нет? Потом объяснение.

Заповедь 9: Будьте гибкими

Надо быть гибкими. Когда я разговариваю с ребенком и хочу, чтобы он подумал, мне надо все время придумывать вопросы, возвращаться назад, спрашивать одни и те же вещи по-другому. Если я не буду гибким, я не приду к желаемому результату.

Заповедь 10: Не принижайте мышление ребенка

Когда вы подходите к мышлению ребенка с жалостью, ничего не получится. Если вы дадите ему возможность, он чему-то научится. Во время «сессий» мы обсуждаем с детьми сложные вопросы. Некоторым наблюдателям (взрослым) наша дискуссия кажется давлением на ребенка, им жалко детей, которые испытывают во время беседы со мной дискомфорт или замыкаются. Очевидно, что с такими детьми родители дома не говорили на те темы, которые поднял я. Но после 3-4 раза для ребенка это уже не будет сложным.

Пример. Ребенок учится ездить на велосипеде. Первый урок ужасен. Не бойтесь, что ему сложно. Попробуйте снова. После 5-6 урока вы не сможете снять его с велосипеда. Вам надо пройти это вмеcте с ним. Если вы примите то, что вы не можете удовлетворить ребенка, то он научится. Почему родителям не нравится говорить с детьми? Это болезненно. Сперва ребенок что-то открывает, что для него важно, со стороны это может выглядеть как маленькая драма, но драма – это способ обучения. Чехов в своих произведениях позволяет нам открывать человеческую душу, но это не смешно. Почему же тогда мы смотрим его пьесы, почему Чехов считается великим писателем? Он помогает нам понять себя. Не нужно бояться драму, иначе вы будете ходить только на комедии.

Источник: mamamoldova.com

- Читайте также: 59 вещей, которым родители должны научить своего ребенка

womo.ua

Как развить логику и мышление дома. 7 проверенных способов для детей 5-12 лет

Кадр из мультфильма «Гадкий я» 

Ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи. Образовательная платформа ЛогикЛайк рассказывает про интересные рабочие варианты тренировки логики у дошкольников и младших школьников.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком дома. И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. Специалисты рекомендуют чередовать типы игр, чтобы тренировать различные виды мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, абстрактно-логическое и словесно-логическое, пространственное, нестандартное.

1. Устные игры

Игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Выбирайте игры, которые учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи.

  • Играйте в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
  • Придумывайте новые концовки для известных сказок.
  • Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу
  • Играйте в «данетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
  • Играйте в «верю — не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз — это ягода». Задача ребёнка — ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько — это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.

2. Смотри-бери-пиши-рисуй

Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.

Вот несколько идей для активностей этого типа:

  • предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
  • решайте головоломки со спичками — «убери одну спичку, чтобы получилась другая фигура»;
  • составляйте рассказы по картинкам;
  • разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.

3. Настольные игры

Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.

Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.

  • Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
  • Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
  • С помощью домино и тримино изучайте счёт, сложение и вычитание.

4. Конструирование

Дети по своей натуре — строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.

Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.

5. Загадки и головоломки

Это отличный способ потренировать нешаблонное мышление и логику вместе с детьми. Самый понятный всем вид головоломок — устные, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.

Можно найти и авторские сборники головоломок, например, от писателя Льюиса Кэрролла.

Чтобы прокачать воображение и пространственное восприятие ребёнка, используйте головоломки в виде геометрических фигур (кубик Рубика, Танграм, Пентамино).

6. Шахматные задачи

Хорошая подборка задач на шахматном поле познакомит ребёнка с шахматными фигурами, основными правилами игры и координатной плоскостью. Можно самостоятельно придумывать задания на шахматной доске или распечатывать готовые из интернета. Современным детям может больше понравиться интерактивный формат.

Поставь мат чёрному Королю в один ход:

Например, на нашей платформе более 100 шахматных задач для начинающих, от простого к сложному.

7. Логические задачи

Пожалуй, решение логических задач — самый действенный способ развития логики и мышления. Книги и пособия с заданиями удобно брать в дорогу. Но их частый недостаток — отсутствие системности, ясной подачи теории и комментариев к решению.

Развивать и тренировать логику и мышление можно и нужно разными способами. Основная задача родителя — находить и предлагать ребёнку хорошие игры, образовательные сайты или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении. Например, можно заниматься на онлайн-платформе Logiclike.com:

Занимательная логика и математика для развития мышления у детей 5-12 лет

А также «Фигуры, развертки и отражения», «Истина и ложь», «Задачи на движение» и другое. На сайте более 3000 заданий, 15+ тематических категорий, 3 уровня сложности.

ЛогикЛайк в помощь — занимайтесь с удовольствием и развивайтесь!

mel.fm

Игры для развития логического мышления у детей

Ваш ребенок приносит из школы плохие оценки, и не может сам сделать домашнее задание?

Повысить успеваемость можно всего за две недели, потому что мозг, как и любой другой орган, можно тренировать. Раньше считалось, что уровень IQ передается генетически и изменить его невозможно. Однако ученые из центра нейровизуализации при Лондонском университетском колледже доказали, что развитие человеческого интеллекта продолжается всю жизнь, мозг способен создавать новые нейроны до глубокой старости.

Умственные способности можно значительно улучшить, если постоянно тренировать свой мозг. К таким тренировкам относятся занятия по Эйдетике и Мнемотехнике, Скорочтению и Спортивному запоминанию. На наших тренингах дети и взрослые значительно улучшают память, развивают мышление, повышают скорость чтения и концентрацию внимания!

Эти упражнения может выполнять человек в любом возрасте, но особенно это важно для детей. Наш IQ зависит от умения логически мыслить. От того, владеет ли ребенок логическим мышлением, зависит его способность быстро усваивать новый материал и повышать успеваемость в школе. Кроме того, мозг активнее всего «качается» до 15 лет.

Универсальный способ проверить уровень своего логического мышления

Каждый сейчас сможет узнать уровень своего интеллекта! Для этого понадобится только листочек и ручка. Мы пройдем небольшой тест: он состоит из 5 вопросов, в каждом из которых есть варианты ответа. Вопросы покажутся вам несколько абсурдными, но их плюс в том, что они не требуют знаний или начитанности – проверяется только способность логически мыслить. Потому что если человек умеет это, все остальное – дело техники. У всех вопросов один и тот же принцип: исходя из условий задачи, надо выстроить логическую цепочку и найти правильный ответ.

Прочитайте вопросы теста и отмечайте у себя те варианты ответа, которые считаете правильными. В конце вы подсчитаете количество правильных ответов, и выясните, насколько у вас развита логика. За каждый правильный ответ дается один балл. Тест подходит как взрослым, так и детям. На прохождение теста дается не больше 5 минут.

Позже я покажу и расскажу о 3-х простых упражнениях, выполняя которые на протяжении двух недель, ваш ребенок станет самым умным в классе!

Тест на проверку уровня логического мышления

1.Некоторые улитки являются горами. Все горы любят кошек. Значит, все улитки любят кошек.

2.Никто из людей не может стать президентом, если у него красный нос. У всех людей нос красный. Значит, никто из людей не может стать президентом.

3.Только плохие люди обманывают или крадут. Катя – хорошая.

4.Цветы – это зеленые звери. Цветы пьют водку.

5. Хорошие начальники падают с неба. Плохие начальники могут петь.

ОТВЕТЫ ТЕСТА:

1 – Неправильно

2 – Правильно

3 – Ни одно из вышеперечисленных

4 – Некоторые зеленые звери пьют водку

5 – Ни одно из вышеперечисленных

Отличным ваше логическое мышление можно считать, если вы набрали 5 баллов. 4 балла – это хороший результат, а 3 и ниже – означает, что вам надо подтянуть логику.

Простой тест, чтобы определить уровень детского логического мышления

Три задания, которые помогут выяснить, почему у ребёнка не получается решать задачки.

Этот тест направлен на выявление проблем с тремя основными составляющими логического мышления. С ними чаще всего возникают проблемы у детей, и это основа, на которой можно строить дальнейшее развитие методики.

Тест на определение уровня логического мышления ребёнка

Задание №1 – Простые аналогии

Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии выбирает пару справа, вычленяя из предложенных нужное понятие.

Цель:исследование логичности и гибкости мышления, умения проводить аналогии, устанавливать связи.

1. Бежать

стоять

Кричать

а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2. Паровоз

вагоны

Конь

а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

3. Нога

сапог

Глаза

а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

4. Коровы

стадо

Деревья

а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

5. Малина

ягода

Математика

а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

6. Рожь

поле

Яблоня

а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

7. Театр

зритель

Библиотека

а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

8. Пароход

пристань

Поезд

а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

9. Смородина

ягода

Кастрюля

а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

10. Болезнь

лечить

Телевизор

а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

11. Дом

этажи

Лестница

а) жители, б) ступеньки, в) каменный

Результаты:о высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном – 5, о низком – менее 5.

Задание №2 – Исключение лишнего

Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Цель:изучение способности к обобщению, классификации.

  1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
  2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
  3. Собака, лошадь, корова, лось.
  4. Стол, стул, пол, кровать.
  5. С

www.shaleny-ravlyk.com

Как научить ребенка думать самостоятельно? Как научить ребенка размышлять

Многие родители с детства приучают малыша к послушанию, ругают, если он сделал что-нибудь не так. Если ребенок совершил ошибку, то мама тут же его попрекает: "Вот видишь, а я говорила, что нельзя так делать!" Постепенно ребенок заучивает правила, поставленные перед ним мамой. Но многие так и не понимают, почему нужно поступать так или иначе.

Приходит переломный момент в жизни подросшего чада, когда он решает, что слушаться маму надоело, сделаю-ка я то, что нельзя. В итоге ребенок может попасть в неприятную или опасную ситуацию. Ведь он не научился самому главному - умению самостоятельно размышлять. Как научить ребенка думать? Бывает, что про эту жизненную необходимость родители задумываются поздно, когда дети уже идут в школу. Тогда приходит понимание, что логика не работает, любую задачу приходится полчаса растолковывать, на уроки затрачивается огромное количество времени и нервов.

Что же получаем: за домашние задания ребенок получает хорошие отметки благодаря помощи родителей, а на контрольных и у доски совсем не блещет. Проблема остается насущной - как научить ребенка размышлять.

Как правильно воспитывать послушание

С ранних лет родители хотят послушания с важной целью, чтобы ребенок не попал в беду. Ограждая малыша от опасности, никогда не говорите: "Не делать так, потому что надо слушаться маму (папу, бабушку и т. д.)". Ребенок должен размышлять уже с ранних лет. Ему нужно не просто сказать "нельзя", а подробно объяснить причину этого, что может произойти, к чему такой поступок может привести. Например, объясняя причину, почему нельзя брать спички, нужно вместе с ребенком провести эксперимент - поджечь бумажку или ткань, объяснив, как быстро от огня может загореться одежда или занавеска в комнате.

Никогда не угрожайте за непослушание наказанием. Если ребенок попал в неприятную ситуацию или собирается совершить нечто опасное, то скажите: "Так делать нельзя! Ты же понимаешь, к чему это может привести!" При этом учим детей делать выводы. Ребенок начинает самостоятельно размышлять, вспоминает ваши прежние объяснения и понимает, что может случиться. После этого малыш сам откажется проказничать, зная, чем обернется его проделка.

Никогда не пугайте ребенка, придумывая разные страхи, типа: "Не ходи туда, там бабайка или Баба-яга". Ребенок вырастет трусливым и неуверенным в себе.

Право на ошибку

Малыш с самого рождения начинает познавать окружающую действительность, исследуя все вокруг. Начинается все с тактильных ощущений. Ребенок понимает, что лимон кислый, если попробует его на вкус, а что утюг горячий при случайном прикосновении. Весь детский опыт полученных ощущений фиксируется памятью в мозгу. Ребенок при столкновении с похожими предметами учится анализировать, обобщать.

Только благодаря личному опыту малыш быстрее понимает суть вещей и результат своих поступков. Уже с двухлетнего возраста у ребенка возникают первые ассоциации. Постепенно развивается интеллект и происходит развитие логического мышления.

Как научить ребенка думать? Родителям не стоит постоянно одергивать ребенка, оберегая его от ошибок. Если вы видите, что опасности жизни малыша нет, то разрешите ему ошибиться, что-то недорогое сломать, увидеть, что от плохих слов на него могут обидеться и не играть с ним, если он не выучит уроки, то с опытом поймет, что за этим обязательно последует двойка в дневнике и т. д. Ведь все, даже взрослые люди, учатся только на своих ошибках, а не на чужих.

Виды мышления ребенка

В раннем возрасте у ребенка наглядно-действенное мышление, то есть он видит предмет и обследует его органами чувств - дотрагивается руками, берет в рот, смотрит глазами, слышит издаваемые предметом звуки и т. д.

С опытом приходит следующий вид мышления, психологи называют его наглядно-образным. Здесь уже ребенок, имеющий опыт освоения окружающего мира, только увидев предмет, представляет в голове его образ, понимает, что он может делать, как его использовать. Действует по аналогии исследованных ранее предметов. Например, увидев свечку, малыш не будет ее трогать руками, зная, что огонь причинит боль, вырастет на пальчике болезненный пузырь, заживающий длительное время. Если мама купила новую игрушку, ребенок уже понимает, как с ней можно играть.

Есть еще один вид мышления, который доступен детям старшего дошкольного возраста. Это логическое мышление. Ребенок понимает словесное описание предмета, может решать простые загадки на логику для детей, манипулирует предметами по их назначению, в состоянии выполнить практические задания по объяснению родителей или воспитателя в детском саду. Развивается данный тип мышления постепенно всю оставшуюся жизнь. Это самый сложный вид, дающий возможность ребенку решать житейские и учебные задачи, используя отвлеченные понятия. Именно данному типу мышления свойственны умения обобщать, анализировать, логически рассуждать, делать выводы, сравнивать и устанавливать закономерности.

Логическое мышление не приходит само собой, не стоит, сидя у телевизора, ожидать, что оно появится у ребенка с возрастом. Перед родителями и учителями стоит задача, как научить ребенка думать. Предстоит ежедневная работа, заключающаяся в познавательных беседах, чтении книг и различных упражнениях.

Важность практических упражнений

Развитие логического мышления, умения думать и размышлять приходит постепенно, с упражнениями и тренировками мозговой деятельности. Это поможет ускорить процесс и ребенку в обучении в школе будет намного легче.

В дошкольных учреждениях на занятиях используют задания на карточках или словесные, во время игровой деятельности в коллективе. Но в саду дети учатся и приспосабливаться. Например, воспитатель дает задание, наиболее развитые дети на него отвечают, а большая часть остальных ему поддакивает, при этом самостоятельно не думая. Такое явление можно встретить и в школе, когда на контрольной отстающие ученики списывают решение задачи у отличника или даже у такого же ученика, как и он сам. Главное, что дети, не привыкшие думать, вырастают несамостоятельными и безынициативными, во взрослой жизни это им откликнется обязательно.

Родители даже тех малышей, которые посещают садик, не должны думать, что он приобретет все необходимое для учебы в школе, нужно дома работать с малышом индивидуально, используя уже известные упражнения. Сейчас в продаже имеется много пособий на развитие логики, мышления, воображения. Покупайте все, что увидите, работайте с детьми, давая возможность самостоятельно найти решение данной задачи.

Сейчас предложим вашему вниманию несколько вариантов упражнений, поясним, о чем разговаривать с ребенком на прогулке и в повседневной жизни, в транспорте и просто по дороге домой из детского сада.

Упражнения на умение обобщать

  • "Назови одним словом". Ребенку называют несколько предметов из одной группы, например: картошка, свекла, морковка, огурец или трактор, автобус, троллейбус, поезд. Малыш должен понять схожесть предметов и дать ответ: овощи или транспорт.
  • "Варим компот или суп". Ребенок называет составляющие, которые имеются в первом блюде или в компоте, понимая, что фрукты в суп не бросают.
  • "Разложи по полочкам". Здесь нужно дать ребенку картинки, например птиц, животных, рыб и насекомых. Ребенок должен понять, к какому виду относится данная картинка, и сгруппировать их вместе по видам.

Задания на логику

  • "Найди, чего не хватает". Дается карточка, расчерченная на клетки. В каждом ряду предметы схожи, но имеют некоторые отличия. В последней пустой клеточке ребенок должен нарисовать недостающий предмет, имеющий отличие от других как в горизонтальном, так и в вертикальном ряду.
  • Найди правильный ответ на рисунке ниже.
  • "Экологические цепочки". Здесь учим думать детей, какая связь между названными понятиями. Например: листочек - гусеница - воробей, пшеница - хомяк - лисичка, цветок - пчела - оладьи с медом. Придумывать можно на ходу, играя на прогулке или в транспорте.
  • Подумай и составь предложение по рисунку.

Загадки на логику для детей

Самостоятельно развивать логическое мышление ребенок не может. Ему необходимо помогать. Как научить ребенка думать самостоятельно? Загадайте им логические задачи:

  • На дереве сидит птичка. Что нужно сделать, чтобы спилить дерево, при этом не побеспокоив птицу. Ответ: подождать, пока она улетит и спилить дерево.
  • У мамы сын Сережа, собака Бобик, кошка Мурка и 5 котят. Сколько детей у мамы?
  • Какое предложение верное: "Не вижу белого желтка или не вижу белый желток". Ответ: желток желтый.
  • "Меня зовут Дима. У моей мамы один сын. Как зовут сына моей мамы?"

Заключение

Теперь вы знаете, как научить ребенка думать, главное - захотеть уделить внимание своему ребенку, разговаривать с ним как с равным членом семьи, уважать его личность. Результат не заставит долго ждать, все труды будут вознаграждены отличными оценками в школе.

fb.ru

Как научить ребенка думать - Семейный психолог

Свободно мыслящий человек для большинства является идеалом, образцом развития человеческой природы. Нам нравятся люди, способные по-настоящему свободно мыслить. И многим родителям хотелось бы именно такими видеть своих детей в будущем. Но, насколько воспитание детей способствует свободному мышлению?

Обычно родители хотят от своих детей, чтобы те «думали правильно», то есть думали по уже заведенному образцу. Где – то это разумно, иначе каждый ребенок вынужден был бы проходить путь духовной эволюции, проделанный человечеством в течение веков. Это и невозможно, и не нужно, поэтому родители предоставляют детям готовые ответы на вопрос – как жить в этом мире.

Но, обучая ребенка правилам и отношениям в обществе, мы часто блокируем свободу его мышления. Приучая ребенка слушать старших, важно не разрушить его способность думать самому.

Как совместить свое влияние на ребенка и возможность воспитать свободно мыслящего человека?

Начнем с того, чего делать НЕ СТОИТ, если вы хотите вырастить ребенка мыслящим человеком.

Директива «Не думай»

Существует особый механизм, который влияет на способность ребенка к самостоятельному мышлению. Это родительские директивы, скрытые послания, в частности директива «Не думай». Больше о скрытых посланиях, которые мы передаем детям, можно узнать из вебинара «Осторожно, слова!» ЗДЕСЬ.

Эта директива, как и другие, передается в словах и действиях родителей.

На словах она звучит:

«Не умничай!»

«Не витай в облаках!»

«Что, самым умным себя считаешь?»

«Много будешь знать, скоро состаришься!»

«Не рассуждай, а делай, что тебе говорят!»

«Не думай об этом, отвлекись» (говорится в проблемных ситуациях)

«Много думать вредно!»

«Много ты понимаешь!»

«Ты пока мал об этом рассуждать!»

Своим поведением родитель также может передавать директиву «Не думай!», кода выглядит раздраженно, насмешливо, нетерпеливо, слушая вопросы или рассуждения ребенка.

Если родитель искренне считает, что мышлению ребенка не стоит доверять, и ничего ценного и интересного в его словах и мыслях нет, то он обязательно транслирует ребенку директиву «Не думай».

Также содержат директиву «Не думай» фразы:

«Ты просто думать не хочешь!»

«Где твоя голова?»

«Совсем не соображаешь!»

Такие слова, хоть и маскируются под побуждение ребенка подумать или «подумать еще раз», внушают ему недоверие к своей способности размышлять.

В результате получения директивы «Не думай» у детей развивается глубокое недоверие к результатам своей умственной деятельности, и даже сомнение в самой ее возможности. Это отношение переходит во взрослую жизнь, препятствуя любой деятельности, связанной с мышлением, принятиям решений. Во взрослом возрасте человек, получивший такую директиву, испытывает страх перед принятием решений, у него может быть снижена способность к анализу, он может совершать странные необдуманные поступки, часто таких людей преследуют головные боли психосоматического происхождения.

Родители, передающие такую директиву детям, как правило, не имеют планов испортить им жизнь. Они просто стремятся поддержать свой авторитет, обеспечить дисциплину, оградить ребенка от болезненных мыслей, уберечь от опасных решений. Однако, позитивные намерения родителей никак не спасают дела, директива действует весьма разрушительно.

Таких слов лучше ребенку не говорить! Тем более, что они говорятся часто, не с целью воздействовать на ситуацию, а с целью сбросить эмоциональное напряжение родителей. Так, например, родитель, раздраженный тем, что ребенок не может решить задачу, говорит ему: «Ты просто не думаешь!». При этом родитель в глубине души понимает, что эта фраза никак дела не улучшит, но с ее помощью он выплескивает свое напряжение.

Чтобы избавиться от поведения, которое транслирует ребенку директиву «Не думай», родителям имеет смысл для начала заметить, те эпизоды, когда директива передается. Для того, чтобы лучше понять, почему вы передаете эту директиву, стоит разобраться и в себе. Если вы сам носитель такой директивы, ваши родители передали ее вам, то вы, весьма вероятно, передаете ее своим детям, как эстафетную палочку.

Дети часто приходят к неожиданно точным выводам, у них часто бывают свежие и яркие суждения. Чтобы развить способность к анализу, мышлению, ее надо тренировать. Следующие фразы, обращенные к ребенку, помогут ему поверить в то, что он одарен разумом и способен его использовать:

«Ты многое можешь понять сам»

«Давай вместе рассуждать»

«Твои выводы о ситуации очень важны»

«Ты сможешь разобраться в этом»

«Расскажи, как ты это видишь».

Ребенок думает, делает свои выводы, стремится ими поделиться. Если в ответ на это ребенок встречает грубые одергивания или равнодушие, его мыслительные способности не процветают. Но, если внимательно относиться к первым суждениям ребенка, они обязательно будут развиваться.

Как поддержать свободу мышления ребенка

Некоторые стратегии помогут вам поддержать свободу мышления и независимость ребенка.

1. Поддерживайте индивидуальные решения

Часто родители, видя то, как действует ребенок, склонны направлять его на правильный путь. Иногда это оправданно, например, когда речь идет о безопасности. Вы не можете позволить ребенку неправильно держать нож или обращаться с огнем. Но, очень часто, родительские вмешательства существуют и в тех областях, где это вовсе не обязательно. Например, родители настойчиво направляют игры, способы ребенка рисовать или заниматься иным творчеством. Даже в таких, казалось бы, творческих областях над родителями, а, следовательно, и над детьми довлеет норматив.

Для того, чтобы освободить ребенка от тотального давления норм и заранее предписанных форм деятельности, попробуйте ослабить контроль в тех областях, где это возможно. Как правило, дети, если взрослые не нависают над ними непрерывно, изобретают свои собственные способы действовать и это очень ценные ростки индивидуальности, творческого начала. Понаблюдайте за детским способом действовать, спросите ребенка, почему ему удобно именно так, попросите даже научить вас действовать новым способом.

Важно постараться не вмешиваться в процессы, которые являются формой выражения внутреннего мира ребенка – это, прежде всего, игра и творческие занятия. Пусть хотя бы в этих областях ребенок будет свободен реализовать самого себя без страха совершить ошибку. Может быть, вам кажется, что ребенок все бросает, ничего не доводит до конца, небрежен, несобран и игра его слишком примитивна. Однако, возможность принимать свои решения очень ценна в жизни детей, мир которых часто весьма зарегулирован требованиями к ним и оценками. Предоставьте ребенку свободу там, где это возможно.

Какую свободу может иметь ребенок:

Иногда одеваться полностью по – своему вкусу, даже если одежда кажется родителям нелепой.

Обустроить свой уголок, небольшое пространство по своему вкусу.

Дружить с теми, кто нравится ему.

Делать дела собственным способом, например, совершать уборку так, как удобно ему, если общий результат вас устраивает.

Заниматься творческими занятиями в любой удобной для него форме, не стремясь каждый раз к результату.

 2. Интересуйтесь мнением ребенка

Не спешите давать готовый ответ в спорных ситуациях, конфликтах, не замыкайте ребенка на идее, что существует всего один правильный ответ. Само наличие разных мнений, возможность и ценность высказывания этих мнений – это важное послание ребенку.

Читая ребенку книги, не спешите объяснять повороты сюжета, постарайтесь хоть немного дать шанс на размышление самому ребенку. Часто дети, уже запуганные перспективой ошибиться в своих суждениях, уже обработанные директивой «Не думай», страшатся высказывать свое мнение взрослым или пытаются угадать по их лицу правильный ответ. Назидательная литература, поучения родителей, вся система государственного образования приучает детей думать, что есть единственно правильный ответ. Но, чем старше ребенок, тем больше нужно давать ему шансов на самоопределение по важным вопросам, на высказывание своего мнения.

Иногда родители дают ребенку высказаться лишь для того, чтобы в случае неверного суждения ребенка выдать ему подходящие аргументы, исправить его. Они по настоящему не интересуются тем, как и что думает ребенок, они сконцентрированы на том, чтобы направить его мысли в нужное русло. Важно понимать, что такая тактика имеет мало общего с тем, что называется интересом к мыслям ребенка. Если вы просто лукавите, маскируя нравоучения под интерес, ребенок сразу это почувствует и замкнется.

3. Вместе с ребенком размышляйте над спорными ситуациями

Если ребенок приходит к вам за советом, используйте эту ситуацию, чтобы помочь ему развить навыки мышления. Не стремитесь сразу же объявить ему, как правильно поступить.

Во-первых, примите тот факт, что ребенок может знать ситуацию лучше вас, а значит и возможностей решения у него больше, хотя он этого может не осознавать.

Во-вторых, стереотипный выход не всегда лучше, а ребенок в силу незамутненности своего взгляда способен выдать более свежее решение.

В-третьих, сам процесс размышления может быть более ценным, чем готовый ответ на вопрос: как мне поступить?

Рассмотрите с ребенком ситуацию и предположите несколько вариантов решения.

Чтобы лучше разобраться в ситуации, предложите ребенку такую игру:

шаг 1 

Опишите ситуацию: кто участники, в чем причина конфликта. Не спешите на этом этапе. В зависимости от возраста и характера ребенка можно использовать рисунки, помогающие понять ситуацию, игрушки. Например, можно зарисовать конфликт, используя разные цвета для обозначения эмоционального фона и состояния участников. Можно рисовать участников в виде геометрических фигур, животных с разными характерами, в виде любых образов, которые подскажет воображение ребенка.

На этом этапе вы можете использовать игрушки, для создания игровой иллюстрации. Образы могут быть «говорящими»: персонажа, который видится агрессивным, ребенок может обозначить волком, персонажа, от которого ожидается защита, например, доброй феей.

шаг 2

Попытайтесь вместе с ребенком понять, что каждый персонаж чувствует и думает в этой ситуации.

Важно, чтобы ребенок смог взглянуть на ситуацию немного со стороны, отделить себя от эмоционально значимой и конфликтной истории. На этом этапе можно предложить ребенку вжиться в других персонажей, попробовать понять их настрой. Это расширяет для ребенка возможности понимания других людей.

шаг 3

Создайте два или более сценариев развития ситуации. Конфликтные ситуации отличаются тем, что кажутся безвыходными.  Предлагая ребенку создать не один, а два или больше сценариев, вы уже тем самым сообщаете ему, что возможных выходов из проблемной ситуации может быть много.

Не волнуйтесь, если ребенок предлагает фантастический сценарий, который нельзя реализовать в жизни. Впоследствии у вас будет время обсудить, что можно сделать в жизни, а что только в фантазии.

Сам по себе процесс придумывания фантастического выхода имеет собственную энергетику, раскрепощающую мышление ребенка.

шаг 4

Выберите понравившийся сценарий. На этом этапе далеко не всегда удается определиться с тем, как действовать дальше, но это и не требуется. Ваша задача просто выбрать сценарий, который видится вам удачнее других, и поговорить о том, почему он привлекает.

Не стоит волноваться, если вы в результате предложенной игры не найдете абсолютно идеальный вариант. Нам часто трудно смириться с тем, что процесс размышлений не привел нас к желаемому – то есть к идеальному решению. Но, сам процесс этой игры более важен, чем конкретный результат.

Главная задача предложенной игры – трансформировать ситуацию конфликта, придать ей объем и живость, позволить ребенку проявить свои способности.

4. Изучайте искусство вместе с ребенком

В изучении такого искусства, как музыка живопись, скульптура, мода, проще быть свободным в суждениях, чем, например, при анализе книг или кино. Это наиболее доступная область для того, чтобы развивать у ребенка способность доверять себе, свободно рассуждать. Просите ребенка выразить свое отношение к предметам или явлениям искусства, не ограничивая его правильными готовыми суждениями.

В искусстве также существует нормативное прочтение, однако, общаясь с ребенком, не стоит торопиться давать ему готовые ответы. Прислушивайтесь к его реакциям на произведения искусства, побуждайте размышлять о них, исследовать свои чувства.

Система образования успеет внушить детям, что есть «правильное» прочтение и понимание искусства, задача же родителей дать детям немного больше свободы.

 5. Множество решений

         Представление о том, что у проблемы есть правильное и неправильное решения сильно ограничивает перспективу.

Сталкиваясь со сложными ситуациями вместе с ребенком, возьмите за правило, придумывать как минимум три решения. Это оптимистичный подход, который заранее настраивает на целое пространство возможных выходов, вместо узкого коридора «единственно верного способа».

Тренироваться лучше на простых примерах. Что делать, если забыл пенал дома, промочил ноги, опоздал на зарядку, не досталось игрушки. Предложите ребенку придумать пару вариантов выхода и еще один запасной. При этом не оставайтесь в стороне, включайтесь с поиск решений. Показывайте пример трех решений в своих личных проблемных ситуациях. Не критикуйте варианты ребенка, важно не то, чтобы все предложенные выходы были идеальными, а то, что ребенок начинает видеть себя способным найти выход, причем не один.

После простых ситуаций можно переходить с ребенком к более сложным, например, к конфликтам в отношениях с людьми.

6. Домашний мозговой штурм

Решая простые или сложные семейные задачи, устраивайте мозговые штурмы. Каждый при этом имеет право высказать свое предложение, но никто не имеет право критиковать или отвергать предложения других. На этом этапе можно выбрать дежурного, который выдает штрафные очки участникам штурма за критику вариантов других участников. Поощряйте активность ребенка, дайте ему понять, что он способен генерировать идеи.

После создания списка идей можно устроить тайное голосование, чтобы каждый высказался за понравившуюся идею. Можно также вслух обсуждать предложенные варианты.

Для развития свободного мышления ребенка важно, что взрослые относятся к его идеям уважительно.

© Елизавета Филоненко

Больше о развитии самостоятельного мышления ребенка можно узнать в книге «Детки без клетки: пять ступеней к развитию самостоятельности детей».

 

 

mama-papa-help.ru