Как научить ребенка правильно писать и без ошибок. Как научить грамотности ребенка в 5 классе
Как научить ребенка грамотно писать без ошибок
Здравствуйте, дорогие родители. Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка правильно писать. Вы ознакомитесь с возможными методами и с таким понятием, как дискография, выясните, как ее преодолеть, узнаете, как готовиться к диктанту.
Как сидеть за партой
Когда ваш малыш идет в 1 класс, очень важно научить его правильно располагаться за своим рабочим местом.
Спина должна быть ровной, присутствует упор в спинку стула.
Грудная клетка находится на расстоянии в детский кулачок от края стола.
Локоть рабочей руки — на поверхности парты.
Голова должна находиться под небольшим наклоном.
Сгиб ног в коленях с углом в 90 градусов.
Тетрадь размещается под углом в 45 градусов. Важно, чтоб нижний угол был обращен в центральную сторону груди.
Методики
Если вам интересно, как научить ребенка грамотно писать, то можно воспользоваться одним из предложенных методов для совершенствования данного навыка.
Метод Тихомирова. Он заключается в обучении малышей орфографическому чтению. Вы знаете, что читать дети учатся сначала по слогам, только потом объединяют их целые слова. Однако, когда данный навык доходит до автоматизма, то малыш уже не обращает внимание на составляющие каждого слова. Чтоб ребенок мог правильно писать, ему нужно перед написанием прочитать вслух по слогам каждое слово, но делать это достаточно быстро. У него будет одновременно работать, как моторная, слуховая, так и зрительная память. Это способствует тому, что малыш при написании диктанта будет правильно писать изученные слова. Пусть процесс идёт в игровой форме и не стоит уделять занятиям больше 15 минут. Важно, чтоб уроки были регулярными и обязательно контролировались кем-то взрослым. Специалисты считают, что данный метод способствует выработке природной грамотности.
Диктанты. Данный метод включает в себя написание проверочных диктантов до трех раз в неделю. Для этой цели вы можете брать тексты из школьного учебника или из художественной литературы. Очень важно вместо того, чтобы зачеркивать красной пастой неправильно написанные буквы, выписывать слова с ошибками на отдельный листок. Это необходимо для того, чтобы в памяти ребенка фиксировались не ошибочные моменты, а то, как правильно пишется данное слово.
Метод списываний. Данный способ является достаточно эффективным. Все что нужно, это предоставить дочери или сыну тексты, которые она будет переписывать в тетрадку. Такой метод хорошо подходит для ребенка, который ходит в 3 класс. Со временем, после частых переписываний ребенок перестает допускать ошибки в словах.
Я практиковала с сыном данный метод. Вначале мы пробовали писать диктанты, но больших успехов не добились, все равно совершалось много ошибок. Когда сыну представилась возможность самостоятельно переписывать слова, это показалось более легким процессом и значительно быстрее дало положительные результаты.
Необычное произношение. На протяжении не дольше 10 минут ребенок должен произносить слова, читаемые в книге, делая особый акцент на ударные слоги. Поначалу школьник читает медленно, постепенно увеличивая свою скорость.
Дисграфия
Ранее на детей, которые постоянно писали с ошибками, не обращали особого внимания, натягивали оценки на тройки. На сегодняшний день им официально ставится диагноз — дисграфия. Сегодня среди школьников младших классов в России такой диагноз стоит приблизительно у 30% учащихся.
Такие детки, несмотря на знание всех правил правописания, не могут их применять на практике. Давайте рассмотрим, по наличию, каких признаков можно судить о присутствии дисграфии у своего малыша:
регулярный пропуск букв в словах;
систематическое неправильное написание гласных в ударных слогах;
перестановка местами слогов;
отсутствие окончаний слов;
дублирование букв;
зеркальное изображение литер;
отсутствие в письме ребенка мягкого, твердого знака;
выход за поля;
отсутствие ровного написания слов;
нет точек в предложениях, и заглавных букв;
отсутствие пробелов между словами;
неправильные переносы.
Чем помочь
Родители могут воспользоваться такими способами для решения наиболее часто встречаемых проблем.
Чтоб избежать пропуска букв, необходимо писать «волшебные диктанты». Для этой цели вам понадобится произнести до четырех слов, ребенок при этом должен их произнести вслух, по слогам. Теперь вместо слогов необходимо в тетради изобразить черточки. На следующем этапе вместо черточек используем точки, в том количестве, сколько букв в каждом слове.
Если слова написаны не до конца, можно поиграть в «Образ слова». Произнесите слово и просите ребенка назвать новое, которое будет начинаться с последней буквы. Также можно предложить называть с предпоследней или с третьей с конца.
Если возникли проблемы со словарными словами, то можно провести игру «Веселый мультфильм». Предложите малышу закрыть глаза и представлять те предметы, которые вы будете называть. Ваша задача произносить словарные слова. В этот момент могут формироваться какие-то образы. Желательно, чтобы слова были как-то взаимосвязаны, и ребенок мог создать целую ассоциативную линию. Попросите рассказать, все, что он нафантазировал. Теперь нужно, чтоб малыш по памяти написал слова, которые отложились у него в голове.
Готовимся к диктанту
Когда в школе предстоит работа для проверки знаний правописания ребенка, необходимо к ней подготовиться, учитывая следующую последовательность:
просматриваем все изученные правила;
применяем их на практике с помощью тренировки;
мама диктует небольшой фрагмент художественного текста, выделив на это определенный период времени;
на письме повторяем написание словарных слов;
внимательно проверяем написанное.
Пишем на отлично
Для того, чтоб ребенок мог качественно писать диктанты, необходимо соблюдать определенные правила:
когда учитель зачитывает предложение, нужно особое внимание уделять знакам препинания;
воспроизводить на письме услышанное только после того, как педагог закончит предложение;
нет смысла писать раньше положенного времени;
не нужно подсматривать в соседскую тетрадь;
когда пишешь слово, мысленно читай его по слогам;
не забывай повторно проверять написанное, когда учитель еще раз зачитывает весь текст;
когда повторно перечитываешь, мысленно воспроизводи слова по слогам.
Советы
Не стоит относиться предвзято к грамотности ребенка, несмотря на то, учится во 2 классе или в 5. Не ругайте сына или дочь за плохие оценки по диктанту. Запаситесь терпением, на то, чтоб у него начало что-то получаться потребуется какое-то время.
Не забывайте хвалить своего ученика даже за самые маленькие победы.
Устраивайте с ребенком состязания. Только не забывайте немного поддаваться. Малышу будет интересно постараться написать лучше, чем мама.
Чтобы практикование навыку письма проходило в более интересной форме для ребенка, можно предложить писать письма любимым героям или, например, Деду Морозу.
Тренируйте чтение вслух и зрительную память ребенка.
Предложите дочери или сыну переписывать фрагменты из любимых произведений.
Следите за тем, чтобы на время отрабатывания навыка письма его ничто не отвлекало.
Занимаетесь с ребенком только при хорошем настроении, как вашем, так и его.
Если вы начитываете диктант, не забывайте произносить слова правильно, делать между ними паузы.
Если ваш ученик имеет проблемы с написанием конкретных слов, необходимо позволить ему написать эти слова по нескольку раз. Таким образом, двигательная память поспособствует скорейшему закреплению правильного написания.
Не забывайте о необходимости использовать несколько видов памяти при тренировке грамотного письма.
Если ученик произносит слова вслух перед написанием, объясняет, как должна писаться та или иная буква — это верх мастерства.
Не нагружайте ребенка, учащегося в 1 классе правилами правописания. Всему свое время. Очень важно, чтобы у малыша было нормальное здоровое детство, полное всевозможных игр.
Позаботьтесь о том, чтоб ребенок достаточно часто бывал на свежем воздухе, потому как кислород улучшает работу мозга. Также рекомендованы занятия спортом, музыкой, потому как способствует совершенствованию мелкой и крупной моторики.
После занятий в школе рекомендуется массажировать затылочную область и шею малыша.
Вот вы и выяснили, как научить ребенка писать без ошибок. Главное, нужно запастись терпением и не давить на малыша, не кричать на него, не применять силы и угрозы. Помните, что действия ребенка неумышленные. С использованием правильных методов, можно решить все проблемы и научить свою дочь или сына правильно писать любой диктант.
zdorovyemalisha.ru
Как научить ребёнка правильно писать: обучение грамоте
Как научить ребёнка грамотно писать? Этот вопрос рано или поздно задают себе родители любого школьника. Проблема грамотности была и остаётся одной из самых злободневных в школьном обучении, и связана не только со знанием орфограмм и правил пунктуации, но и с особенностью работы механизмов зрительного и слухового восприятия ребёнка.
Часто родители сталкиваются с интересным парадоксом: ребёнок умеет писать красиво, демонстрирует хорошее знание орфографических правил и грамматических норм, а, написав, диктант, умудряется сделать в нём много ошибок. Другой же ребёнок, не утруждающий себя заучиванием правил, пишет грамотно, не прилагая к этому особых усилий. В чём здесь секрет?
«Врождённая» грамотность: миф или реальность?
Довольно часто можно услышать такую точку зрения: грамотность – качество врождённое, как музыкальный слух или способности к рисованию, патологически безграмотный человек не способен, даже выучив все правила, писать грамотно.
Действительно ли это так? Дело в том, что пишущие без ошибок дети, как правило, наделены великолепной зрительной памятью. А если такой ребёнок ещё и много читает, то умение писать грамотно, не утруждая себя знанием правил, ему практически гарантировано. Ребёнок просто «фотографирует» нужный вариант написания слова в своей памяти, и правильно переносит его на бумагу во время диктанта.
Да, это так, согласятся родители, а что тогда делать тем детям, у которых зрительная память не развита так хорошо? Ответ очень прост – развивать её, тем более что упражнения для развития зрительной памяти не так уж сложны и могут проводиться родителями во время домашних занятий по подготовке уроков.
Как научить ребёнка грамотно писать, используя механизмы зрительного восприятия?
Тренируем зрительную память
Переписывание – самый простой способ тренировки зрительной памяти. Несмотря на его простоту и доступность, есть несколько важных моментов, которые помогут сделать этот вид работ наиболее эффективным:
Для того чтобы сделать переписывание приятным и не вызывающим у ребёнка скуку, для занятия лучше подобрать отрывки из любимых книг. Текст должен нравиться ребёнку и вызывать у него интерес.
Закройте следующую за переписываемой строкой строчку прозрачной линейкой. Тогда ребёнку будет легче быстро отыскать глазами в тексте то место, которое он переписывает.
Определите рамки текста, которые ученик должен переписать за один приём: посмотрел – запомнил – переписал. На начальном этапе это может быть одно слово, в дальнейшем количество слов увеличивается, а в результате длительных тренировок ребёнок сможет переписывать целые предложения сразу. Это будет выглядеть так: прочитал целое предложение, запомнил, переписал. Именно это результат, к которому надо стремиться.
В процессе переписывания подключаем зрительную память: читая текст, ребёнок должен чётко проговаривать все слова, максимально сохраняя их звуковое произношение, то есть читать, так как слово пишется, а не так, как оно слышится. Например, слова с йотированными гласными «е», «ё», «ю», «я», нужно произносить, сохраняя призвук «Й».
Следите за тем, чтобы, переписывая, ребёнок не подглядывал в оригинал до того момента, пока не будет полностью записан предыдущий кусок текста.
«Шпионская» техника
Для того чтобы разнообразить занятия по переписыванию, можно предложить детям немного побыть шпионами, и провести занятие следующим образом. В этом случае будет лучше, если отрывок текста, который переписывается, находится не перед ними на столе, а в другом месте или помещении.
«Шпионы» подходят к книге, запоминают отрывок и идут на своё рабочее место, садятся и по памяти воспроизводят нужный текст. В результате многочисленных походов между оригиналом и местом, где дети пишут, отлично тренируются механизмы «мысленного» фотографирования. Более простой вариант выполнения этого задания – книгу можно оставить немного в стороне от того места, где происходит переписывание, но при этом участок «фотографируемого» учеником текста необходимо закрыть листом непрозрачной бумаги.
Юный археолог
Тоже интересный вариант занятия, которым можно разнообразить задания по переписыванию. Распечатайте отрывок из нужной книги в текстовом редакторе, затем обработайте его, сознательно «испортив»: пропустив безударные гласные, или падежные окончания, сдвоенные «н», и другие места в словах с орфограммами. Пропущенные места можно обозначить звёздочками или троеточием.
Затем предложите юному археологу восстановить испорченный текст, вставив правильные буквы. Это задание можно варьировать: например, пропускать не только буквы в словах, но слова целиком: глаголы, прилагательные и т.д. Тогда задание станет по-настоящему интересным, потребует не только знания орфограмм, но и правил грамматики.
Работа над ошибками
Что предполагает обычная работа над ошибками, совершенными в недавно написанном школьником диктанте? Ученик переписывает слова в столбик, пишет напротив правильный вариант слова, выделив нужную орфограмму. Этому виду работ на уроке отводится не более 10–15 минут.
Не удивительно, что уже на следующий день те слова, которые были написаны неправильно, забываются, и в следующем диктанте ошибки повторяются заново.
Составляем реестр ошибок
Проанализируйте дома вместе с ребёнком написанный в школе диктант. Пусть он выпишет слово с ошибкой на отдельный лист, и побудет учителем: взяв ручку с красной пастой, выделит ошибку. Затем напишет рядом правильный вариант слова, обозначив нужную орфограмму. Листы с ошибками складывайте в отдельную папку, повторяя время от времени их на домашних занятиях.
Предлагайте ребёнку придумать самостоятельно предложения, в которых будут использоваться слова, где он допустил ошибки. Слова, которые чаще вызывают у него затруднения, можно, переписав на отдельный лист, прикрепить над его рабочим столом, выделив красным цветом его ошибки.
Учим орфограммы, как правильно?
Зачастую дети именно «заучивают» правила, не совсем чётко представляя, о чём именно идёт в них речь. В результате начав изучать в старшей школе причастия и деепричастия, ребёнок не может применить орфограмму правильно просто потому, что в начальной школе он не смог хорошо усвоить определения и свойства таких частей речи, как глагол и имя прилагательное.
А ведь именно эти части речи участвуют в образовании причастий, деепричастий и отглагольных прилагательных, правильное написание которых даётся далеко не всем ученикам.
Скачайте правила
Совет педагога:
Родители должны добиться, того, чтобы к началу обучения в старшей школе ребёнок хорошо знал все, изучаемые в младшей школе части речи: имя существительное, прилагательное, глаголы, числительные и местоимения и предлоги.
Необходимо, чтобы ученик понимал, какими свойствами они обладают и чем отличаются, быстро и правильно находил и определял их в тексте. Тогда изучаемые в старшей школе орфограммы, на правописание таких частей речи, как причастия, деепричастия и наречия где чаще всего допускается ошибки, не будут для него куском «мёртвой» информации, а будут успешно применяться на практике.
Ох, уж эти запятые…
Правила синтаксиса вызывают не меньше затруднений, чем правила орфографии, тем более что законы пунктуации в русском языке достаточно сложны и не всегда однозначны. Знание правил обособления (выделения в тексте запятыми частей предложения) не всегда являются залогом правильной расстановки знаков препинания. Тем не менее, требования к уровню пунктуационной грамотности учеников достаточно высоки – две пропущенные запятые уже дают повод учителю не поставить отличную оценку.
Скачайте правила
Совет педагога:
Необходимо объяснить ребёнку, что существует прямая связь между паузой, которая делается при чтении текста и постановкой запятой или другого знака препинания. Другими словами, правильно, читая текст, выделять знаки препинания интонацией. Пониманию этого будет способствовать выразительное, с учётом всех знаков препинания, чтение ребёнком отрывков текста вслух.
Можно практиковать диктанты «наоборот» – пусть ребёнок диктует, максимально используя интонацию, там, где он видит знаки препинания, а кто-то из взрослых пишет под его диктовку. Взрослый может намеренно допустить несколько ошибок. Предложите ребёнку поработать учителем – найти и исправить ошибки, допущенные взрослым во время диктовки. Это занятие не только закрепит знание орфограмм и пунктограмм, но и повысит самооценку юного «учителя», что немаловажно в процессе любого обучения.
Грамотность как показатель образованности
В последнее время все чаще можно услышать такую точку зрения родителей школьников: серьёзное изучение орфографии уже не востребовано как раньше, ведь существует масса программ проверки правописания. А усиленное изучение правил только «засоряет голову», в то время как будущему программисту или веб-дизайнеру не очень-то нужно уметь писать грамотно.
Понятия о показателях образованности сейчас действительно изменились, но если оперировать классическими представлениями, то умение писать быстро и правильно – было, есть и остаётся наиболее ярким признаком, характеризующим образованного человека.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра Дружинина Елена
Вебинар специалиста по вопросу — готов ли ваш ребёнок к обучению грамоте:
marypop.ru
Как научить ребенка грамотно писать
Как научить детей начальных классов грамотному письму.
Кабарова И.П.учитель-логопед высшей категории
Г.Темиртау
Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.
Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили "натянутые" тройки и периодически оставляли на второй год.
Теперь таким детям ставят диагноз "дисграфия". По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!
При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?
Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?
Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.
Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.
Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.
Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?
Или он просто плохо знает правила?
Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:
Ошибки в ударных слогах ("рОдость" вместо "рАдость").
Пропуск букв.
Недописывание слов и букв ("стака..." вместо "стакаН").
Перестановка слогов ("ябколо" вместо "яблоко").
Повторение одной и той же буквы ("магазиМ" вместо "магазин").
Буквы "б", "в", "э", "з", цифры "4", "3", "5" перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
Забывание и пропуск редко встречающихся букв ("ъ" и "э").
И, наконец, "неаккуратность" в тетради:
Ребёнок "не замечает" поля и продолжает писать до самого края тетради.
"Съезжает" со строчек к концу предложения.
Переносит слова неправильно.
Часто не делает пробелов между словами.
Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.
Как можно помочь ребёнку с дисграфией?
Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.
1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение "Волшебный диктант".
Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).
2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение "Образ слова".
Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.
3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение "Весёлый мультфильм".
Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина... Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.
После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.
Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).
4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение "Шифровка".
Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.
Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.
5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение "Зоопарк".
Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями)... Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.
Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.
Советы родителям
Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
После школы по-чаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.
Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.
infourok.ru
Как повысить грамотность ребенка? - Блог и все письма Ренаты Кирилиной и "Обучение с удовольствием"
Принцип Парето гласит 20% усилий дают 80% результата и наоборот. Данный принцип применим к каждой сфере жизни.
В том числе и к обучению детей.
Но вначале давайте вспомним, что такое грамотность?
Грамотность – это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике.
В современном мире информационных технологий и повсеместных сообщений — это визитная карточка человека.
Как повысить грамотность ребенка? На самом деле, это проще, чем может казаться
Упражнение «Найди и исправь ошибки»
Ребенку предлагается текст, в котором есть орфографические или пунктуационные ошибки. Текст можете написать сами, от руки.Упрощенный вариант — в каждой строке указать количество ошибокВариант посложнее — указать общее количество ошибок в текстеСложный уровень — не указывать количество ошибок
В свое время именно так, мне кажется, я выучила русский язык. Моя мама, учитель начальных классов, приносила домой всегда стопки тетрадей.
Давала образец (а иногда и без него) и говорила: «Проверяй, дочка.»
Я сидела каждый день по нескольку часов, играя в учительницу. К слову сказать, мне мама давала красную ручку, и я просто пищала от восторга.
А теперь есть заготовленные в тетрадках тексты с ошибками, и мальчишки уже синей пастой их исправляют.
Могу порекомендовать тетрадки программы 21 век (автор В.Ю. Романова, Л.В. Петренко)
Хорошие задания, тексты.Прямо в тетради есть такие важные для детей упражнения, как «найди и исправь ошибки»
Повысить грамотность можно используя технику эффективного обучения «Воронка»
Для этого нужно сделать следующее:
Прочитать ребенку словарные слова, обозначенные в конце учебника. Вы называете слово, ребенок его либо пишет, либо произносит по слогам.
Если ребенок произнес слово правильно, без заминок и запинок, вы переходите к следующему слову.
Если ребенок замешкался, сомневался или ответил неверно — вы ставите галочку напротив соответствующего слова.
Так вы обнаружите ошибки или потенциальные ошибки.
Например, у сына одной из участниц тренинга Умный ребенок, получилось обнаружить 59 ошибок из 300 слов.
После этого слова нужно слова нужно прогнать по «Воронке» и запомнить правильное написание с учетом применения техник эффективного обучения. Как это сделать? В видео
Марина за неделю свела количество ошибок ребенка к нулю.
Ребята!!!! Прошло всего 2 недели и вот хочу поделиться успехами. Я сама применяю цифры, учусь составлять карты. Во-первых это забавно, во-вторых проще и легче, ну и в третьих экономия времени!!!! 2-3 часа + повтор и практически вся книга освоена!!!
ФИО новых преподавателей запоминаются на раз два!!! Хотя до этого ну просто мУка была, приходилось записывать, бумажки терялись, по несколку раз переспрашивать, а сейчас – нарисовала картинку, потом когда нужно вспомнила человека посмотрела на чем стоит что по сторонам ииии Фффсёёёё вспомнила!!! Просто суперрр!!!
Теперь расскажу про ребенка, точнее его успехи (или наши)))
1) Таблицу мучали 3 года и полностью не могли освоить, то забудется, это не помнится. Начали в последний день каникул потом повторили и сейчас все без запинки!!!
2) Словарные слова из 300 было 59 с ошибкой, делали так как Рената учила. Через неделю – 0 ошибок )))))))))
3) Запоминание цифр тоже освоил правда пока только простой метод (в самом начале правда не хотел ничего делать ВООБЩЕЕЕЕ!!) но когда начали ИГРАТЬ в бредогенератор, муху, упр-я с руками делать стало весело и смешно. Понемногу втянулся и многое осилил )))))
4) Наконец запомнили дни рождения бабушек дедушек и др. родственников. Муж легко начал запоминать цифры, и названия. Хотя я только один раз показала как (с моей точки зрения ))))) легче запомнить чем писать ))))) С младшим сыном поем буковки из домика )))))
Еще раз Благодарим Вас от всей нашей семьи!
Отличный способ повысить грамотность — давать ребенку читать вслух тексты диктантов
Мои дети читают диктанты 1-2 раза в неделю.
Можно купить сборник диктантов для соответствующего класса, или скачать. Важно читать тексты 10 минут вслух, четко проговаривая каждое слово. Каждый текст читается три раза.
При такой подготовке очень скоро ребенок покажет лучшие результаты по русскому языку.
29 января, в 19:00, мы проводим заключительную встречу открытой недели программы Умные ребенок 12
«Как сделать так, чтобы ребенок сам делал домашние задания»
На встрече мы разберем,
Как сделать так, чтобы ребенок сам делал уроки, понимал зачем ему это нужно и сам садился за уроки
Как сократить время на скучные и трудные уроки
Как эффективно мотивировать ребенка учиться
Как эффективно дисциплинировать ребенка
Встреча пройдет в 19:00
Ваша ссылка для подключения>>
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Понравилось это:
Нравится Загрузка...
Похожее
gladtolearn.ru
Памятка для родителей "Как помочь ребенку учиться в 5 классе?"
«КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ УЧИТЬСЯ В 5 КЛАССЕ?»
☺ Попадая в ситуацию множественности требований (со стороны педагогов), ваш ребёнок должен научиться учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности. Нужно, чтобы Вы объяснили, с чем связаны различия в требованиях педагогов, помогли ребёнку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история- составить план ответа по учебнику», «иностранный язык- приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь» и т.п.)
☺ Интересуйтесь школьными делами своего ребёнка.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю старайтесь найти время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок сообщает Вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того обязательно спрашивайте вашего ребёнка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
☺ Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Во время любой беседы с учителем выразите своё стремление сделать всё возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребёнка. Если между вами и учителем возникают серьёзные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придётся беседовать для этого с директором школы. Иначе Вы можете поставить ребёнка в неловкое положение выбора между преданностью Вам и уважением к своему учителю.
☺ Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.
Если у ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Но выражайте свою озабоченность, если у ребёнка не всё хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им дом.заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
☺ Помогайте ребёнку выполнять
домашние задания, но не
делайте их сами.
Установите с ребёнком
специальное время, когда нужно
выполнять дом.задания и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребёнка есть всё необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с дом.заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
☺ Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам модно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребёнка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.
☺ Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни вашего ребёнка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
«КТО ТАКОЙ ПОДРОСТОК И КАК С НИМ КОНТАКТИРОВАТЬ?»
Подростковый возраст (10-15л.) называют кризисным возрастом. Он очень сложный как для самого подростка, так и для родителей. Чтобы благополучно его пережить, нужна поддержка взрослых, в первую очередь, родителей.
☺ Изменение самосознания ребёнка порождает чувство взрослости. Подростку важно осознавать свою значимость, они очень ценят, когда с их мнением и чувствами считаются. Подростки страстно желают быть понятыми и принятыми.
☺ Подросток во всём пытается отстаивать свою независимость. Предоставьте ребёнку больше самостоятельности, возможность самому выбирать свои интересы, цели, друзей, иметь собственное мнение, определять круг симпатий и антипатий. Вы вправе высказать сыну или дочери своё мнение, однако старайтесь не навязывать подростку Ваших личных суждений и вкусов. Это лишь подольёт «масло в огонь» и спровоцирует его сделать всё наоборот.
☺ Позвольте ребёнку совершать ошибки, но научите его делать выводы, чтобы он умел в будущем прогнозировать и анализировать возможные последствия своих поступков.
☺ Если Вы приучите ребёнка, что его постоянно контролируют и направляют, то он всегда будет искать таких людей, которые бы его контролировали и направляли. Он будет постоянно под чьим-то влиянием, а влияние может быть не только положительным...
☺ Подростки очень чувствительны к замечаниям по поводу своей внешности, поэтому нужно очень тактично указывать на то, что нам, взрослым, в них не нравится. Ни в коем случае не говорите подростку то, что вас в нём не устраивает «лоб в лоб». Это вызывает острую реакцию протеста и лишь усугубляет ситуацию. Нужно привести такие доводы, чтобы ребёнок сам убедился в своей неправоте, своих ошибках. Очень эффективно использование «Я-высказываний». Это высказывания по поводу поведения вашего ребёнка, которое Вас не устраивает с использованием лишь отражения того, что чувствуете Вы, как это выглядит в Ваших глазах, какие эмоции Вы испытываете. Например: Я очень огорчена, что ты не выполнил мою просьбу (не оцениваем личность ребёнка). Чем больше мы будем практиковать такое общение, тем более эффективным оно будет.
☺ От взрослых должна идти готовность помочь подростку, понимание и поддержка. Необходимо осознать, что в ребёнке что-то изменилось, что он немного повзрослел, и относиться к нему соответствующим образом (ослабить опеку).
☺ Тренируйте в ребёнке самостоятельность, ведь он так её требует от нас. Научите ребёнка быть ответственным за свои решения и своё поведение. Пусть он сам делает ошибки. Они могут научить его в следующий раз поступать более осмотрительно.
Подростковый возраст_ это время проб и ошибок, смелых экспериментов и больших перемен, поэтому родителям и детям просто нужно поучиться уважать мнения друг друга и не стараться их опровергнуть.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ УЧИТЬСЯ В 5 КЛАССЕ.
КТО ТАКОЙ ПОДРОСТОК И КАК С НИМ КОНТАКТИРОВАТЬ?
nsportal.ru
Как научить ребенка грамотно писать
Грамотность — необходимое качество образованного и успешного человека. Как научить ребенка грамотно писать?
Родитель и учитель в одном лице
Некоторые родители полагают, что обучение их детей безошибочному письму — задача школьных учителей. Такое мнение является заблуждением. Есть несколько причин, объясняющих, почему это должны делать родители.
Во-первых, основы грамотности должны быть заложены еще в дошкольном возрасте. Доказано, что уже к 3-м годам мозг ребенка обладает 80 % потенциала взрослого человека. Позднее темпы психофизического развития постепенно снижаются.
Во-вторых, детей в классе много, а учитель русского языка и литературы один. Временные рамки учебного урока ограничены сорока минутами, и зачастую учитель не имеет физической возможности уделить достаточно внимания каждому ученику.
В-третьих, уровень заинтересованности родителей в развитии грамотности своих детей несоизмеримо выше.
Развитие фонематического восприятия
Залогом успешного обучения в школе является хорошо развитое фонематическое восприятие ученика — способность воспринимать звуки, фонемы, на слух и четко их различать. Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз акустическая дисграфия, который проявляется в многочисленных грубых ошибках при письме. Например, возможны замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался»), слитное написание предлогов («втрех шагах», «понебу»), написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце»), недописывание окончаний слов, отсутствие согласования слов («пришел сентября»).
Как и любые способности, фонематическое восприятие можно и нужно развивать и совершенствовать, особенно у детей, имеющих недостатки звукопроизношения.
Чтение — лучшее учение
Очевидно, что залогом грамотного письма является грамотная речь и регулярное чтение. Научите ребенка читать в дошкольном возрасте и следите, чтобы он постоянно тренировал свою технику чтения. Занимаясь чтением, ребенок зрительно запоминает правильное написание слов. При этом у него формируется так называемая орфографическая зоркость, отсутствие которой является одной из главных причин допускаемых ошибок.
Большинство людей (и, в том числе, детей) по способу запоминания информации относятся к визуалам. Если ребенок будет регулярно читать, то, даже не зная правил русского языка, интуитивно будет писать правильно. Разумеется, изучать орфографию и добиваться осознанного правописания также необходимо.
Таким образом, необходимо мотивировать чадо много читать, что позволит развить способность безошибочного письма до автоматизма.
Проведение диктантов
Диктант — современная форма контроля за качеством обучения, которой в школе уделяется большое внимание. Чтобы повысить успеваемость ученика по русскому языку, регулярно проводите дома диктанты, хотя бы по 5 минут. Приобретите или найдите в Интернете сборник диктантов, в котором тексты подобраны по таким параметрам, как уровень сложности, количество слов, форма проверки знаний. Пособие, соответствующее данным критериям, поможет вам эффективно контролировать качество обучения, обеспечивая высокий уровень подготовки к мониторингу качества образования.
Начинайте словарные диктанты с простых односложных слов и постепенно усложняйте задания. По мере овладения ребенком навыком письма под диктовку слов и словосочетаний, переходите к предложениям.
Изучая новое слово, диктуйте его, разбив на слоги, двояко: сначала так, как оно произносится, а затем — как пишется, акцентируя внимание на правильном написании. Такой подход будет способствовать развитию фонематического слуха.
Предупредите ребенка: если точно не знаешь, как написать слово грамотно — лучше спроси. Как доказали ученые-психологи, неправильно написанное слово фиксируется в памяти как зрительно, так и механически — в виде отображения рукой графического образа. Поэтому для того, чтобы стереть из памяти неверное написание слова и ликвидировать ошибку, придется приложить немалые усилия.
По прошествии нескольких уроков возвращайтесь к пройденным словам, снова включив их в словарный диктант, только уже не подсказывайте правильное написание.
Чтобы сформировать у ребенка чувство природной грамотности и научить безошибочно писать, перед написанием трудных для запоминания слов просите его неоднократно повторять их вслух именно так, как они пишутся.
Научить ребенка грамотно писать — более важная цель, чем развить умение писать каллиграфическим почерком. Грамматика и орфография русского языка довольно сложны для понимания и запоминания ребенком. Написание многих слов отличается от их произношения, поэтому еще на стадии обучения письму необходимо обращать внимание ученика на такие слова.
Заведите специальный словарик и записывайте туда слова со сложной орфографией. Запоминание таких слов поможет избегать ошибок в правильном написании орфограмм (букв) в слове: безударных гласных, непроизносимых согласных; дифференцировать слитное или раздельное написание наречий и тому подобное.
Задания на переписывание текста
Распространенной детской проблемой является допущение ошибок при переписывании текста из учебника. Причина такого затруднения кроется в рассеянности и невнимательности ребенка. Прежде всего, убедитесь в отсутствии внешних факторов, отвлекающих от выполнения задания. Если проблема осталась, необходимо целенаправленно работать над развитием внимательности. Этому будет способствовать выполнение логических заданий, упражнений для развития памяти и т. п. Прекрасно развивают внимательность настольные и логические игры.
Регулярные проводите тренировки в переписывании текстов с последующим самоконтролем ошибок со стороны ребенка.
Всегда проводите занятия при позитивном настрое, в доброй и благожелательной атмосфере. Не забывайте хвалить и поощрять ребенка за достижения, если задания выполнены верно.
Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении правописанием, надеемся, наши рекомендации помогут их преодолеть и добиться успешной успеваемости. Ведь теперь вы знаете, как научить ребенка грамотно писать. Успеха!
Читайте также: Как научить ребенка писать без ошибок.
glazastik.com
Как научить ребенка грамотно писать
Грамотность бывает не только врожденной, но и приобретенной. Каждый человек в любом возрасте - хоть трехлетний малыш, хоть пенсионер - в состоянии научиться писать без ошибок. Причем сам процесс обучения можно сделать веселым и увлекательным!
Знаете ли вы, что такое импритинг? Если кто запамятовал, мы напомним: импритинг в переводе с английского - это первое запечатление. Или, упрощенно говоря: что вижу в первый момент, то и фиксирую. Например, новорожденные утята считают своей мамой первый, попавшийся им на глаза, движущийся объект. Чаще всего им, конечно, оказывается утка. Но может статься, что в этот момент перед ними пройдет человек, - тогда утята потянутся к нему. Даже чемодан они могут принять за «маму», если его покатать взад-вперед перед ними.
Все сказанное относится и к детям (но уже не утиным, а человеческим). Маму с чемоданом они, конечно, вряд ли перепутают. Однако если с самого начала научить кроху неправильно читать или писать, переучить потом становится весьма проблематичным. Ведь первое запечатление - самое сильное. Неслучайно, кстати, многие педагоги очень неохотно берутся обучать чтению ребенка, которого взрослые научили читать по-своему, опираясь лишь на собственный опыт и интуицию или новую «эксклюзивную» методику. Преподавателям проще учить ребенка с «чистого листа», чем исправлять ошибки родителей.
Однако не все так плачевно. Усвоив некоторые хитрости, можно добиться существенного прорыва и в чтении, и в письме.
Первая хитрость, которая поможет вашему ребенку добиться правильного письма, - читать так же, как и написано, буква в букву. Написано «молоко», так и читаем: мо-ло-ко (вытягивая губы трубочкой). А не ма-ло-ко. Не «каторый», а «который». Безусловно, со стороны такое чтение может показаться немного странным. Однако, приучив к нему ребенка, вы убьете не двух, а как минимум трех зайцев!
Во-первых, в сознании вашего чада не возникает путаницы между произношением и написанием. Во-вторых, процесс запоминания при этом происходит на уровне тела: развивается моторная артикуляционная память, правильно настраивается слух (произносится-то так же, как и написано!). В-третьих, если существует проблема диалекта (кто-то «акает», кто-то - «окает»), то после такого чтения все дети начинают разговаривать на «одном языке». Согласитесь, есть смысл попробовать, не так ли?
Следующий прием, который вам пригодится, - приучать ребенка списывать текст (с книги ли, с доски - не имеет значения) с... зажатым между зубами языком. Особенно это относится к тем детям, кто не обладает хорошей зрительной памятью. Зачем это надо? А вот зачем!
Дело в том, что некоторые люди просто НЕ В СОСТОЯНИИ грамотно переписать текст. Так называемые аудиалы (слухоориентированные люди) как слышат, так и пишут. Предположим, они прочитали: «собака». А затем, переписывая, диктуют себе: «сабака». Вот вам и ошибка. Другой тип людей - кинестетики - опираются на ощущения. И, например, вместо слова «слон» могут написать «стол». Такие странные ошибки объясняются тем, что при произношении звуков «т» и «л» язык упирается в одно и то же место, поэтому для кинестетика что «т», что «л» - все едино.
А вот если ребенок зажмет язык между зубами, он не сможет проговаривать про себя слова, и ВЫНУЖДЕН переключиться на зрительное восприятие. Конечно, это произойдет не мгновенно - чудеса бывают только в сказках, - поначалу он может делать ляпы, однако со временем ошибок станет все меньше и меньше. И, наконец, они исчезнут вовсе.
А можно попробовать поступить таким образом: пусть ребенок переписывает текст с зажатым между зубами языком, а потом проверяет написанное, отпустив язык «на волю». Получается двойная проверка!
Когда мы учим чадо читать, мы просим его: «Прочти вот здесь и вот здесь», указывая ему на строчку. Но ребенок часто не понимает, что он должен прочесть: слово, предложение или отдельные слоги. Вот тут-то на помощь нам придет обыкновенный фонарик (только небольшой по размеру, напоминающий ручку). С его помощью можно высветить отдельные буквы, слоги, слова или словосочетания, лишь изменив угол наклона. Нужно выделить слог или букву? Держите фонарик над ними строго вертикально. Требуется обозначить слово? Подсвечиваете его снизу и как бы немного сбоку.
Фонарик - простое, но удивительно эффективное изобретение, позволяющее управлять вниманием ребенка. А грамотность и внимательность, как вы понимаете, неразрывно связаны. Привыкнув к «подсвечивающему» чтению, у ребенка постепенно сформируется орфографическая зоркость и правильная зрительная картотека. А ведь именно это и необходимо для грамотного письма!
Знаете, почему многие люди делают ошибки именно в окончаниях? Просто когда они смотрят на слово, четче всего они видят начало, а концовка представляется довольно расплывчатой. Так уж устроен человеческий глаз, что поделаешь.
Однако его можно «обмануть». И поможет в этом прием «задом наперед». Закрываете текст листом бумаги, оставляя незакрытым лишь последнее слово. И просите ребенка его прочесть, но не как обычно, а справа налево (не забывая при этом подсвечивать слово фонариком). Например, слово «высокая» читается так: я, ая, кая, окая, сокая и так далее. Затем по такому же принципу следующее слово, пока, наконец, не прочтете все предложение. Слишком долго? Да, наверное. Но зато в сознании ребенка происходит почти революционный сдвиг: включается зрительная память, идет проработка по звукам, исключается угадывание (ведь смысл слова появляется только в конце). А уж написание словарных слов вообще можно выучить назубок! Поэтому такой диктант «наоборот» считается очень эффективным. Чем чаще вы будете его практиковать, тем меньше ошибок при письме будет делать ваше чадо.
Все приемы, описанные выше, очень необычны, а значит, на «уроках грамотности» ребенку скучно не будет. Он воспримет их как веселую увлекательную игру, в которую можно играть вместе с папой или мамой. Поэтому начать заниматься можно прямо сейчас. Гарантируем: и вы, и ваше чадо останетесь довольны! А двойки по русскому языку останутся в прошлом...
Необходимо также отметить тот факт, что девочки обычно пишут грамотнее, чем мальчики. Объясняется это очень просто: у девочек речевые центры расположены в обоих полушариях, а у мальчиков - только в одном. Но если процесс обучения напоминает игру, ребенок раскрепощается, расслабляется и «грамотное» полушарие быстрее включается в работу.
Подправить хромающую грамотность никогда не поздно. Приемы, о которых вы прочитали в этой статье, пригодятся и взрослому человеку, и маленькому ребенку. Но не ждите мгновенных результатов: процесс обучения должен длиться не менее трех недель. Именно столько времени требуется мозгу, чтобы довести действие до автоматизма. Или, выражаясь научным языком, в течение этого периода вырастают новые связи между полушариями головного мозга.