Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка быстрому чтению интересно и эффективно. Как научить ребенка 5 лет быстро читать


Как научить ребенка быстро читать 5 лет

Как научить ребенка быстро читать в любом возрасте

Читать на русском или английском языке ребенок учится еще в период дошкольной подготовки. Коллективные занятия проводятся в виде игр, подвижных и логических, но не всегда они дают желаемый эффект. Как же помочь ребенку, если его уровень чтения не соответствует общим нормам или просто перестал расти?

В первую очередь, как можно быстрее следует выделить ряд проблем, которые могут препятствовать улучшению навыков чтения. В дошкольном возрасте основными из них можно выделить:

  • давление со стороны родителей и учителей, принуждение к чтению. Эта психологическая проблема часто устанавливает серьезный барьер на пути к умственному развитию малыша. Не следует заставлять ребенка читать большое количество страниц в день, устанавливать рамки и требования. Все занятия должны проходить по взаимному согласию;
  • быстрый способ обучения не всегда эффективен. Не стоит каждый день загружать ребенка новой информацией. Чтение — это не только изучение нового материала, но и закрепление уже пройденного, расширение кругозора и логики;
  • физиологические и неврологические проблемы по типу недостаточной концентрации внимания, присутствие зрительной регрессии (возвращение к прочитанному), проблемы с дикцией, дислекция и т.п. Стоит быть более терпимым к ребенку и интересоваться причинами его нежелания читать;
  • неправильный подход к увеличению скорости чтения. Большинство родителей считают, что увеличить скорость чтения можно, если каждый день долго и много читать. Для детей дошкольного и школьного возраста это в корне неправильный подход. Для ребенка знакомство с новыми персонажами — это игра, положительные эмоции и воспоминания. Подавая информацию в сухом виде, сложно добиться значительных результатов.

Также не следует забывать, что в школьной программе ребенку для прочтения дается большое количество материала. В связи с объемным списком изучаемой литературы и выполняемых заданий, он может просто устать и потерять интерес к обучению. В данной ситуации следует предложить свою помощь и постараться помочь ребенку в изучении важной информации.

Как научить ребенка быстро и правильно читать в младшей школе?

Читать быстро и правильно — не одно и то же. Если ребенку легко дался переход от слогов к быстрому чтению, это еще не гарантирует усвоение информации. Для того, чтобы научить ребенка еще и хорошо воспроизводить пройденный материал, следует выполнять простые и эффективные упражнения для развития своего чада.

Список упражнений, рекомендуемый ведущими мировыми педагогами, пополняется ежегодно. Выбор любого из них должен базироваться на уже достигнутых результатах ребенка или же способствовать достижению определенного уровня чтения и понимания материала.

В первую очередь, нужно вспомнить о показателях техники чтения ребенка. Общепризнанные нормы определяют, что в 6 лет (в детском саду) или 7 лет (первый класс) малыш должен уже читать не менее 30 слов в минуту, до 8 лет этот показатель должен вырасти почти в половину и составлять не менее 50 слов, в возрасте от 9 лет до 10 лет — 70 слов в минуту минимум. До начала средней школы желательно достичь результата 120 слов и более.

Обратите внимание, что в возрасте 5 лет не желательно заставлять ребенка читать без его заинтересованности. Механическое запоминание без мотивации может привести к большим проблемам в будущем, то есть в отсутствии какого-либо желания держать в руках книгу.

Что рекомендуют специалисты? Если скорость чтения ребенка достигла вышеназванного минимума, то пора научить его читать его быстро и правильно. Начинать уделять внимание этому вопросу желательно не позднее 2 класса, чтобы ребенок эффективно мог усвоить большое количество новых знаний.

Эффективными упражнениями для второклассника станут прочтение предложений наоборот (игра с вреднючкой) или их деформация, игра в «вершки и корешки», использование карточек. Первым шагом к правильному чтению могут стать занятия по прочтению предложений наоборот, то есть с конца. У ребенка это вызовет настоящий интерес к несуразице, которая будет получаться в итоге. Т

от же эффект будет достигнут, если вы поменяете слова в предложении местами и предложите школьнику собрать их в правильной последовательности. Что это даст ребенку? Люди старшего возраста читают и запоминают быстро, потому что угадывают окончания слов, додумывают суть предложений. Названые упражнения помогут вашему малышу овладеть этой же способностью и увеличить скорость мышления.

Игра в «вершки и корешки» еще более эффективна, она подойдет для детей младшей школы в любом возрасте, но рекомендуют ее чаще для детей, которые уже пошли в 3-4 класс. Выполнить упражнение можно с помощью обычной линейки и любимой книги (можно учебной). Закройте верхнюю или нижнюю половину слова, чтобы ребенок попытался его угадать. Если с первого раза сделать это сложно, то ненадолго покажите текст малышу и только потом закройте часть слова. Для первоклассника такое задание выполнить тяжело, но дети от 8 лет нередко выполняют его с большим интересом.

Если проблема изначально заключается в запоминании слов, то можно решить ее с помощью карточек. Родителям стоит нарисовать несколько ярких карточек с начальными и конечными частями слов, чтобы ребенок попытался их собрать.

Методика чтения по слогам и переход к целым словам

Если научиться быстро и правильно читать не получается из-за перехода от слогов к целым словам, то для решения этой проблемы существует специальная методика. Известный педагог, профессор И.Т. Федоренко и его коллеги предлагают рекомендации и упражнения, которые помогут малышу научиться читать целые слова. Основным условием их эффективности является регулярность и посильность, то есть родителям нужно ежедневно уделять внимание чтению около часа, не перегружая ребенка большими объемами работы.

Быстро улучшить технику чтения помогут такие рекомендации:

  • поддерживайте постоянный интерес ребенка к чтению с помощью соревнований, турниров, призов и интересных ему игр. Призом ни в коем случае не должны быть деньги, это может быть приготовление любимого блюда, поход в кино или другое общее занятие;
  • делайте все вместе. Алгоритм этой рекомендации прост: читайте наперегонки, если ребенок устал — замените его на время, старайтесь вместе с ним сопереживать персонажам, проявляйте интерес к его мыслям. В данном случае ребёнок должен чувствовать, что ваша цель — это не повышение его успеваемости, а желание узнавать, как можно больше нового вместе;
  • в зависимости от интересов ребенка можно использовать такие техники (можно научиться дома по бесплатным видео) как скороговорки, ритмическое чтение, напевание текста из книги и т.д. Если малышу это не интересно, то можно использовать субтитры в мультфильмах, читать комиксы и обмениваться короткими записками.

Помогут перейти от чтения по слогам к быстрому чтению такие упражнения как:

  • чтение волнами, когда один и тот же текст читается под разным наклоном. Сначала ребенок читает небольшой текст в привычном положении, далее можно переворачивать книгу до показателя в 170 градусов. Если ребенку интересно, можно даже попробовать ч

mbdou67.ru

Как научить ребёнка быстро читать: методики и техники обучения

У вашего ребенка есть трудности с чтением? Вы не знаете, как научить его быстро воспринимать печатный текст? Мы постараемся раскрыть подробнее эту тему

Современная система обучения детей отличается определенными правилами. Для успешной учебы одним из главных составляющих является чтение. Чем быстрее ребенок это делает, тем легче и быстрее он сможет усваивать новый материал. В процессе у детей задействуются слуховые катализаторы, память, воображение. Лучше, если скорость чтения будет аналогичной скорости речи.

Есть несколько причин, по которым ребенок не может осваивать печатный текст должным образом. Среди них выделяют:

  1. небольшой словарный запас;
  2. невнимательность;
  3. слабый артикуляционный аппарат;
  4. небольшая память;
  5. подбор несоответствующей возрасту литературы.

Практически все эти моменты можно исправить и достигнуть отличных результатов.

Родители должны постоянно заниматься развитием ребенка.

Многие родители не знают, как научить ребёнка быстро читать. В первую очередь, они должны понять, что необходима постоянная практика. Существует несколько основных приемов, которые позволят достигнуть необходимой скорости чтения.

Специальные упражнения, которые будут выполняться регулярно, позволят ребенку без проблем осваивать новые печатные тексты. Родителями может использоваться конкретная методика быстрого чтения или целый комплекс мероприятий. Варианты подбираются в индивидуальном порядке.

В первую очередь родители должны вовлечь ребенка в процесс чтения. При выборе книг он должен принимать участие. Эффективное обучение быстрому чтению детей включает использование как школьной, так и художественной литературы. Последняя подбирается с учетом возраста, интересов ребенка.

Читая книги, родители могут останавливаться, прося ребенка прочитать определенный отрывок самостоятельно. После этого можно попросить его пересказать эпизод. Непонятные слова нужно обязательно объяснить.

Многократное изучение одного и того же текста также принесет хорошие результаты. Решив научить ребенка быстро читать, техника чтения которого оставляет желать лучшего, можно засекать время. После каждого раза считается количество слов. В разных текстах всегда встречаются повторяющиеся выражения, словосочетания.

Один текст не стоит читать больше трех раз.

«Чтение по догадке» является приемом, который в основном используется взрослыми. В данном случае читается только часть слова, а вторая отгадывается с учетом контекста. Для этого приему есть специальные тексты, которые содержат повторяющиеся слова. Они позволяют избегать разных ошибок – восстановление будет легко даваться ребенку.

Параллельное чтение предполагает участие, как родителей, так и детей. Взрослые читают вслух, а ребенок одновременно с ними водит пальцем по строчкам и также знакомится с текстом. Можно также объяснять слова или целые предложения, которые малыш не может понять.

Упражнение на поиск является отличным вариантом. Ребенок ищет определенное слово в тексте. Подобный метод позволяет развить у него словесную память, быстрое восприятие нового текста.

Родителям не следует забывать о систематичности уроков. Чтение должно сопровождаться хорошим настроением, позитивными эмоциями с обеих сторон.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Как научить детей читать быстрее. Важные моменты обучения чтению

Обучение чтению детей является одним из важных аспектов развития его личности. Владение навыками беглого чтения помогают быть более успешными в школе, быстро воспринимать и понимать написанное. Именно поэтому, многих родителей интересует такой важный момент, как научить детей читать быстрее.

Быстрое чтение как фактор хорошей успеваемости детей

При чтении работают память, внимание, зрение, слух, мышление, воображение, восприятие и речь. Оптимальное чтение для детей находится в диапазоне 120 – 150 слов в минуту. Скорость чтения напрямую зависит от скорости говорения. Поэтому каждый человек имеет индивидуальный темп чтения. Родители, задающиеся вопросом о том, как научить детей читать быстрее, обязательно должны это учитывать. Если ребенок читает медленно, то это мешает правильному усвоению текста. Так, читая третье слово, он уже забывает первое. При слишком быстром чтении, дети, наоборот, не успевают понимать смысл прочитанного. При оптимальном чтении, учащиеся хорошо вникают в суть написанного и быстрее приступают к выполнению заданий.

Как научить ребенка читать в 6 лет

Обучая чтению детей пяти – шести лет, необходимо не забывать об обязательном присутствии элементов игры при этом. Еще с двухлетнего возраста в игре ребенок познает окружающий мир, и поэтому данный вид деятельности является для него привычным. Благодаря игре освоение такого, еще не подвластного ему навыка, как чтение, будет проходить легко, не наскучивая и не напрягая ребенка.

Как правильно научить ребенка читать

Многие люди ошибочно предполагают, что обучение чтению необходимо начинать с изучения алфавита. Однако следует начинать с более ясного и привычного, поэтому первым этапом является распознавание знаков. Изучать алфавит нужно тогда, когда ваш ребенок уже умеет читать.

Первый этап. Чтение слов

Первым этапом является чтение слов, которые малыш уже хорошо знает и применяет. Поэтому сначала он должен научиться читать такие слова, как "мама", "папа", части тела и т.д. Слова для занятий следует заранее писать на отдельных карточках большим шрифтом и красным цветом. Постепенно шрифт будет меняться на более мелкий, а красный цвет – на черный. Занимаясь тем, как научить детей читать быстрее, нужно запомнить, что важной является регулярность проводимых занятий. Также не следует слишком долго задерживаться на одном слове, иначе это может наскучить ребенку. Для этого достаточно пяти секунд. Не нужно показывать слова, начинающиеся с одной буквы. При правильном подходе ребенок будет изучать в день по пять слов. Затем следует добавлять слова, обозначающие предметы дома и обихода. Это то, с чем он чаще всего сталкивается дома: животные, мебель, одежда, посуда и т.д.

Второй этап. Чтение словосочетаний

На этом этапе ваше чадо будет учиться соединять уже знакомые слова вместе, образуя словосочетания. Для начала лучше вводить слова, обозначающие цвет. Они должны быть написаны на карточках соответствующего цвета.

Третий этап. Чтение предложений

Начинать этот этап нужно с простых предложений, которые составлены из знакомых слов. Затем, постепенно можно переходить к распространенным. Для ребенка будет интересно составление абсурдных предложений, например: "Лена сидит на голове". По мере того, как разрастаются предложения, шрифт уменьшается.

Четвертый этап. Чтение книг

Приступая к чтению книги, необходимо учесть, чтобы она была интересной малышу, с крупным шрифтом и текстом не более одного предложения на страницу, находящимся над картинкой. Перед чтением следует изучить незнакомые слова, и сначала читать, а затем рассматривать иллюстрацию.

Подведение итогов

Беглое чтение очень важно для хорошей успеваемости в школе. И если следовать рекомендациям, изложенным выше, легко найти ответ на вопрос о том, как научить детей читать быстрее. Главное при этом искренне радоваться любым успехам своего чада, чаще обнимать его и хвалить. И только с вашей поддержкой он достигнет больших высот.

fb.ru

Как научить ребенка читать быстро и правильно

Многие родители считают, что если их ребенок плохо читает, то успеха в учебе ему не достичь. Действительно, эта наука не всем детям дается с легкостью, и родители ломают голову, как помочь своим малышам хорошо овладеть чтением или даже научиться скорочтению.

На самом деле, проблема плохой техники чтения относится не только к детям, но и ко взрослым. В младшей школе, когда ребенка учат читать, и потом, регулярно контролируют технику чтения, родители могут отслеживать, как продвигаются результаты. В средней и старшей школе контролем техники чтения уже никто не занимается. И когда ребенок решает поступать в ВУЗ, оказывается, что обрабатывать большие объемы информации он просто не в состоянии.

Скорочтение – это умение читать про себя несколько тысяч слов за минуту, понимая прочитанный материал и запоминая его. Необходимость в таких навыках возникает, как правило, уже у взрослых людей, но и детям она может очень пригодиться. Эффективные упражнения, которые развивают память, внимание и расширяют угол зрения, позволяют осилить науку скорочтения взрослым людям уже за 10-12 занятий, а детям – за 20-25.

С какого возраста вообще нужно начинать обучение чтению

Иногда родители считают, что обучать ребенка чтению необходимо как можно раньше. Чуть ли не с года, а то и с 6 месяцев, они показывают своим детям напечатанные на бумаге крупными буквами различные слова и проговаривают их вслух. Родители считают, что у ребенка сработает комбинация зрительной слуховой памяти, и он запомнит «выученные» слова. Однако большинство специалистов доказывают, что оптимальный период для начала обучения приходится на 5-6 лет. До этого времени и нервная система ребенка и другие мозговые структуры, которые будут участвовать в процессе чтения, еще недостаточно сформированы и готовы к пониманию и овладению грамотой.

Раннее обучение чтению, к сожалению, не означает, что ребенок станет вундеркиндом или 100% будет отличником в школе. Другими словами, положительного эффекта на дальнейшую успеваемость ребенка он не даст, и даже может навредить. Времени на обучение, как и усилий, будет затрачено больше, а результат будет таким, каким он должен быть, не зависимо от того, как рано ребенок освоил азбуку.

Когда малыш готов к обучению, он сам начинает интересоваться буквами, что является одним из основных показателей зрелости его мозговых структур.

Немаловажным фактором является и состояние звукового анализа, звукового восприятия. Ребенок должен уметь выделать звуки речи на слух. С самого начала обучения родители должны делать акцент на то, что при чтении мы пользуемся звуками (а не буквами), что они бывают разными, и ребенок должен чувствовать разницу между ними. Следует учить его делить слово на слоги. Все это необходимо для того, чтобы грамотно овладеть чтением и потом учиться читать быстро и правильно.

Для чего обучаться скорочтению

В наше время люди сталкиваются с таким объемом информации, что «переварить» ее едва ли под силу каждому. В среднем взрослый человек может читать около 300 знаков в минуту. Это очень мало и именно поэтому появляются различные методики, обучающие скоростному чтению литературы.

Если начать освоение этих методик еще в детском возрасте, то можно достаточно хорошо развить память и внимание, что окажет положительное влияние на успеваемость в школе и ВУЗе.

Техника чтения ребенка должна развиваться с возрастом, с приобретением других каких-то навыков. Ребенок учится читать по буквам и постепенно приобретает навыки чтения словами, предложениями и текстами. На этом, к сожалению, обучение чтению заканчивается у 90% всех детей и практически у всех без исключения взрослых.

Тема скорочтения является достаточно актуальной среди тех, кто заботится о своем интеллектуальном развитии. Аналитическое чтение с высоким качеством усвоенного материала и с минимальными затратами и усилиями, к сожалению, в нашей стране не получило большой популярности. Между тем, существуют специальные курсы методики, которые позволяют осилить науку скорочтения как взрослым, так и детям.

Прежде чем гововить о методике скорочтения, следует понимать, что данный навык напрямую связан с такими сложными психическими процессами, как внимание, память, мышление и эмоции. Механизмы этих процессов человеком, к сожалению, до конца не изучены, но можно сравнить человеческий мозг с компьютерными программами.

Существуют такие программы, которые человек нарабатывает в течение всей жизни, это условные рефлексы и стереотипы.

Умение быстро читать и понимать прочитанное является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и в способности логически мыслить, воспринимать различную информацию, развивать память и внимание, уметь концентрироваться на главном. Все это даст хорошее подспорье при освоении новых профессий в более старшем возрасте, эффективном развитии себя как личности.

Методики обучения быстрому чтению

Все методики освоения скорочтения имеют физические границы применения их на практике. Все они имеют возрастные различия: одни направлены на развитие детей 5-8 лет, другие больше подойдут подросткам, третьи – вообще разработаны для совершенствования умения быстро читать родителей.

Существуют различные методики, дающие возможность раскрыть потенциал ребенка на 100%. К ним относят и методика Марии Монтессори, и мнемотехника, и эйдетика, как составляющая успешного развития ребенка и многое другое.

Все техники и методики включают в себя комплексы упражнений, направленных на улучшение памяти, внимания, концентрации, развитие слуховой, зрительной памяти, развитие логического мышления, повышения уровня интеллекта ребенка и прочее.

Представленные далее упражнения помогут ребенку не просто научиться быстро читать, но и запоминать, понимать прочитанное, развить в себе умение быстро переключаться с одного вида мозговой деятельности на другой, развивать смысловую, слуховую, зрительную, образную виды памяти и много другое.

Упражнения для развития быстроты чтения

Все упражнения для развития скорочтения направлены на тренировку памяти, внимания, ритма и расширения поля зрения. Трудности, из-за которых дети медленно читают, существуют и у взрослых.

  1. Упражнения для подавления внешней артикуляции.На скорость чтения вслух должна отличаться от скорости чтения «про себя». Но у многих детей и те, и другие результаты, как правило, одинаковы. Это происходит из-за того, что во время чтения «про себя» они мысленно проговаривают слова.При выполнении упражнения для подавления внешней артикуляции ребенку рекомендуют читать, держа в зубах карандаш. При выполнении второго упражнения ребенок прикладывает к губам палец и читает, стараясь не шевелить губами. Через 3-5 минут палец убирается. Если ребенок сам или родители замечают, что губы снова начинают шевелиться, нужно снова приложить палец к губам.
  2. Упражнения для подавления внутренней артикуляции.Они рекомендованы подросткам, которые при чтении проговаривают слова мысленно:
    • Чтение плюс счет. Выполняя это упражнение нужно читать и мысленно считать «про себя». В начале, конечно, ребенок не сможет запоминать то, о чем он прочитал, и это абсолютно нормальная реакция мозга. Но со временем его внимание и память смогут разграничивать чтение и счет. Занимаясь над повышением техники чтения необходимо все упражнения доводить до автоматизма. Мгновенного результата не получится, заниматься следует систематически.
    • Чтение плюс пение. Принцип выполнения такого упражнения аналогичен предыдущему: при чтении нужно стараться мысленно пропевать какую-то песню или читать стих. Если делать это сложно, можно читая, напевать какой-то мотив вслух. Это также способствует подавлению внутренней артикуляции.
    • Чтение плюс стук. Так как речь очень ритмична, при чтении необходимо выстукивать аритмичный рисунок. Выполняя упражнение важно не сбиваться с ритма. Лучше всего, начиная заниматься по предложенным упражнениям, взять интересную книгу с увлекательным сюжетом. Тогда при чтении стук уйдет на второй план. Упражнение тренирует внимание, умение переключаться с одной информации на другую и выполнение одновременно несколько действий.
  3. Упражнение для тренировки чтения вслух – «буксир». Упражнение выполняется вместе с одним из родителей. Темп и ритм чтению задает родитель и требует от ребенка не отставать от него. Сам процесс чтения напоминает внешне чтение хором с хорошим темпом.
  4. Ищем лишнее. Это упражнение направлено на поиск необходимых букв в тексте, без его прочтения. Продвигаясь от слова к слову, необходимо зачеркивать, подчеркивать или еще как-то выделять определенные буквы, причем делать это нужно с достаточной скоростью.Выполняя упражнение, ребенок тренирует память, держа в уме информацию, какую букву и как нужно отметить в тексте, т.е. он учится концентрироваться на определенной информации. На начальных этапах, можно совсем отказаться от выполнения упражнения на скорость, чтобы ребенок концентрировался только на качестве результата, и усложнять требования постепенно.
  5. Ищем нужное. Выполняя это упражнение, необходимо бегло просматривать текст и искать нужное слово, выделяя его каким-либо образом (подчеркивание, зачеркивание и прочее).
  6. Упражнение для расширения поля зрения. Берется числовая таблица с 15-ю ячейками и с числами от 1 до 20 (т.е. 5 из них пропущено).Выполняя упражнение, ребенок должен быстро определить каких именно чисел в таблице не хватает. Постепенно число ячеек можно увеличивать. Упражнение также тренирует внимание и память, так как ребенку нужно не только удерживать перед глазами таблицу, но и помнить, какие цифры он уже нашел, а какие еще нужно найти.
  7. Анаграммы. Это игровое упражнение, в котором в ячейках таблицы зашифрованы слова, т.е. буквы переставлены местами. Оно тренирует быстроту восприятия, скорость мышления и развитие логики.

Не стоит затягивать занятия более, чем на 15 минут, если это ребенок 6-8 лет, и 25-30 минут, если ребенку около 10 лет. За одно занятие необходимо давать выполнять ему не одно какое-то упражнение, а некий комплекс, чтобы задействовать как можно больше мозговых структур.

Существуют упражнения, которые позволяют увеличить технику чтения до феноменальных результатов.

Если систематически заниматься, то в практическом плане результаты можно увеличить до нескольких тысяч знаков в минуту у подростков и взрослых и до 300-500 знаков у детей.

Цель чтения также бывает разной. Если нужно бегло просмотреть текст, чтобы выбрать книгу с более подходящей, насыщенной для чего-то информацией, то можно развивать скорочтение и с помощью других упражнений. Забегая наперед, следует отметить, что они больше подойдут подросткам, которые, например, готовятся к экзаменам и хотят выучить большее количество информации за меньшее время.

  • Упражнение «Шторки», основано на методе предугадывание, предвосхищения событий. Из листа формата А5 (по формату книги), нужно вырезать большой усеченный треугольник. Этот лист наложить на печатную страницу так, чтобы края строчек были закрыты, и попытаться прочитать ее так, насколько позволяет получившийся трафарет. Затем нужно попробовать пересказать прочитанное, чтобы оценить, насколько получилось уловить смысл прочитанного, ну а в конце, сравнить с оригиналом. Такое упражнение позволит тренировать внимание, память, логику и мышление.
  • Упражнение для подростков «Чтение на горизонтали». Здесь необходимо уходить от чтения по словам, а стараться воспринимать по 2-3 слова одновременно. Для этого берется текст и простым карандашом по нему прочерчиваются вертикальные линии, которые делят текст на 2-3 части. Читать текст нужно фрагментами, пытаясь понять одновременно смысл нескольких слов.
  • Упражнение для подростков «Чтение на вертикали». Выполняется аналогично предыдущему, с отличием того, что линии нужно проводить горизонтальные. Цель этого упражнения заключается в том, чтобы подросток учился воспринимать всю строчку целиком, не водя глазами вправо и влево.

Для достижения лучших результатов необходимо ежедневно тренироваться и учить как можно больше стихов и скороговорок.

Вместо заключения

Чтобы помочь ребенку в изучении школьного материала. Необходимо развивать в нем навыки скорочтения. Для этого необходимо взять на заметку все вышеперечисленные упражнения и старательно их выполнять с ребенком. Ведь этот метод дает возможность не только экономить время при чтении, но эффективно усваивать информацию.

childage.ru

Как научить ребенка быстро читать

Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе. Скорость чтения должна приближаться к скорости речи. В школе ребенку с низкой скоростью чтения будет тяжело усваивать новый материал, пока он будет читать условие задачи, быстро читающий ребенок уже все перепишет в тетрадь. 

Основными причинами замедленного чтения у детей являются:1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).

Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.

2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).

3. Маленький словарный запас.

4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.

5. Не развитый артикуляционный аппарат.

6. Не по возрасту подобранные произведения.

Как же все — таки научить ребенка читать сознательно, быстро и выразительно? Мы рекомендуем следующие методы и упражнения:

1. Вовлекайте своего ребенка в процесс чтения.

Читая ему, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спросите, что он прочитал, какие слова несколько раз повторялись? Объясните непонятные слова.

2.Чтение – необходимо для жизни.Пишите ребенку записки, открытки, списки дел, которые Вы его просите сделать.

3. Просмотр диафильмов.

Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения- то, что нужно для совершенствования техники чтения.

4. Параллельное чтение.

Приготовьте два одинаковых текста, Вы текста, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?

5. Чтение за определенное время.

Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее.

6.Чтение не вслух, а про себя.

При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет в мозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна, прошептывание — та же история. При чтении про себя – глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста.

7. Игры с ударением.

Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все — таки правильно.

8. Спотыкание о согласные.

Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.

9. Жужжащее чтение.

Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.

10. Развитие зоркости.

Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.

11.Пишите слова, отличающиеся одной буквой: кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи эти слова.

12. Артикуляционная гимнастика.Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.

Читайте скороговорки по — разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок.

13. Развитие поля зрения.

Начертите таблицу, в каждой клетке напишите по одной букве, пусть ребенок, про себя указывая карандашом на букву, прочитает их все, стараясь читать быстро. Ребенку нужно запомнить расположение следующих друг за другом букв или слогов. Буквы или слоги можно читать сверху вниз, составлять из них слова.

14. Антиципация (смысловая догадка).

Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.

Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.

15. Чтение с закладкой.

Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп.

16. Чтение слов написанных разными шрифтами.

17. Наращивание слов.

Пишите столбиком на листе бумаги:Кот лес дом

Котик лесок домик

Котеночек перелесок домишко

18. Чтение «канон».Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова.

19. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

20. Чтение со звуковым сопровождением — когда играет музыка.

21. Простукивание ритма.

Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.

22. Поиск.

Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное.

23. Ежедневные пятиминутки чтения.

В режиме жужжащего чтения ребенок читает пять минут, проводить 4 урока в день.

23. Устраивайте в своей семье различные игры в слова и буквы. Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.

24. Чтение согласных.

Ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор, например с,т,п,г,в,ж,к,н,ш,щ,л,г,н,ф.

25. Складывание слов из двух половинок.

Берете несложное слово, пишете его на двух карточках, заготовьте около 10 слов на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово. Карточки постоянно меняйте.

26. Чтение с выражением при переходе на новую часть текста.

Ребенок читает небольшой кусок текста, потом читает сначала, но медленней и с выражением. Ребенок читает уже прочитанный отрывок и начинает читать дальше. Смысл в том, что выработанный повышенный темп на знакомом тексте не спадает на переходе на незнакомую часть.

27. Тренируем внимание.Ребенок читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.

28. Очередь

Ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.

29. Ролевое чтение.

Предложите читать с разной интонацией: волк – грубо, зайка – тихо.

30. Перевернутый текст.

Лист с текстом переворачивается и так читается, это способствует запоминанию целостных эталонов букв, сочетать буквенный анализ со смысловым окончанием слова.

31. Набор деформированных предложений.

Меняйте слова в предложении, например: ко — мне на праздник пришли друзья, пишите: друзья ко праздник пришли мне. Напишите на листе с десяток таких предложений, пусть ребенок распутывает.

32. Поиск заданного слова.

Говорите любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдет. Это игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.

33. Таблицы Шульте.

Это случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку, применяется для развития скорости зрительно поисковых движений, расширяет поле зрения. Начертите квадрат 20-25см, разбейте на 30 ячеек, впишите беспорядочно числа от 1до 30. Искать цифры нужно беззвучным счетом про себя. Найденные цифры указывать карандашом. Перед началом упражнения ребенок должен зафиксировать взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены.

Обязательным условие улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой.

Автор:Ольга Щеголева

lichnorastu.ru

Как научить ребенка читать быстро и правильно: методики, видео

Чтение — один из важнейших навыков, имеющих большое значение для успешной учебы. А скорость чтения важна для оперативной обработки поступающей информации. Поэтому многие родители в современном мире больших объемов информации задумываются, как научить ребенка читать быстро.

Такое умение, как быстрое чтение, в котором задействовано множество психических функций и процессов, некоторыми детьми приобретается с трудом. Мы рассмотрим, какие условия требуются для успешного обучения чтению, а также приведем примеры упражнений, которые позволят легко освоить скорочтение.

Обучение чтению

Оптимальный возраст

По мнению большинства специалистов в педагогике и психологии, обучение чтению начинать нужно в 5 — 7 лет. К этому возрасту мозг большинства детей уже созревает для столь трудоемкого процесса. Данные цифры являются усредненным вариантом, можно ребёнка научить читать и раньше.

Признаки готовности

В первую очередь стоит обратить внимание на то, есть ли у ребенка интерес к буквам, различает ли он отдельные звуки, может ли в слове выделить звук (например, назвать тот, с которого начинается слово) и имеет ли достаточный словарный запас для того, чтобы понимать смысл прочтенного.

Если уже в 3 — 4 года все эти признаки готовности к обучению наблюдаются, то можно приступать к процессу. Главное не переусердствовать и не отбить интерес к чтению. Могут присутствовать интерес к буквам и даже складывание звуков в слоги, но понимания самого процесса чтения в этом возрасте может еще не быть.

Внимательное отношение к потребностям и интересам ребенка всегда поможет начать обучение чтению в подходящий момент. Когда такой момент настанет, и ребенок начнет уверенно соединять слоги в слова, можно вводить в ежедневный обиход занятия, способствующие быстрому чтению.

Маленькие дети, которые учатся читать, посетили приют для собак и прочитали им свои первые книги

Сущность скорочтения

В процессе чтения участвуют такие психические явления, как память, внимание, восприятие, воображение, зрительный и слуховой катализаторы, а также, если говорить о чтении вслух, артикуляционный аппарат.

Критерии быстрого чтения

Для начала поговорим о быстром правильном чтении, которым, в идеале, должен владеть ученик 2 класса. Критериями такого чтения для детей 7 — 9 лет считается:

  • скорость чтения от 50 слов в минуту;
  • правильность прочтения слов, без их замены, с четким произношением окончаний и верными ударениями;
  • соблюдение логических ударений, интонаций, то есть выразительность чтения.

Вышеперечисленные критерии соответствуют среднестатистической скорости. Если же говорить о скорочтении, то для ребенка 7 — 9 лет это должно быть беглое чтение 110 — 130 слов в минуту. Чтобы достигнуть таких результатов, необходимо регулярно заниматься определенными упражнениями.

Суть упражнений, повышающих скорость чтения

Упражнения, которые помогут научить ребенка хорошо и быстро читать, можно делать дома, для этого не нужно никаких особых условий. Только литература, соответствующая возрасту обучаемого, и желание родителей помочь своему чаду в этом непростом, на первый взгляд, начинании.

Занятия такого рода в первую очередь направлены на развитие психических функций, участвующих в процессе чтения. Поэтому они помогут не только в обучении скорочтению, а также поспособствуют развитию других интеллектуальных способностей ребенка: натренируют память, разовьют логическое мышление, научат ребенка концентрировать внимание, улучшат способность усвоения информации и многое другое.

Чтобы процесс обучения был еще и веселым, родители применяют технику чтения хором

Что важно для того, чтобы дома обучить ребенка быстрому чтению?

  1. Совместное чтение. Первое и самое главное условие — чтение ребенку еще до того, как он сам овладеет искусством читать. Если это условие соблюдается, то заинтересованность ребенка в том, чтобы научиться читать, будет обеспечена.
  2. Подбор литературы. Литературу следует выбирать соответствующую возрасту. Важно, чтобы было интересно и по возможности понятно то, о чем вы читаете. Затем, когда ребенок сам будет учиться читать, ему тем более не нужно лишних трудностей в виде множества сложных труднопроизносимых малопонятных слов. В дошкольном возрасте гораздо интереснее, когда понимаешь то, что ты в состоянии сам прочитать.
  3. Подогревать интерес к чтению. Когда первые навыки уже освоены, помимо ежедневного досуга за художественной литературой, нужно создавать условия для необходимости чтения. Например, писать ребенку различные записки с поручениями, пожеланиями или ребусами и загадками.

Не стоит сразу после того, как ребёнок научился читать самостоятельно, бросать совместное чтение. Совместное времяпровождение в таком увлекательном процессе помогает не угаснуть интересу, а также укрепляет отношения между родителями и детьми.

Упражнения для освоения навыков скорочтения

Манипуляции с артикуляцией

Ребенок подавляет внешнюю артикуляцию, чтобы научиться читать про себя

Для правильного быстрого чтения вслух артикуляционный аппарат необходимо тренировать. Разучивание скороговорок, чистоговорок, пословиц на разных тонах и с разной скоростью — хороший способ тренировки.

Чтобы скорость чтения повышалась, нужно от чтения вслух уходить к чтению про себя. Когда читаешь без проговаривания и анализа услышанного, скорость увеличивается. У детей на первых порах различия в скорости чтения «про себя» и в слух нет, поскольку они проговаривают все прочитанное «в голове».

Поэтому первое упражнение, которому следует уделить внимание, — подавление внешней артикуляции. Для этого во время чтения можно попросить ребенка зажать между зубами карандаш либо прижимать палец к губам, чтобы не было возможности задействовать артикуляционный аппарат.

Здесь можно упомянуть про подавление внутренней артикуляции, но такого рода упражнения подходят для детей более старшего возраста, чем 8 — 9 лет. Они рассчитаны на то, чтобы чтение происходило без проговаривания слов «про себя».

Оперативное поле зрения

Для повышения скорости чтения необходимо увеличить объем оперативного поля зрения. То есть ребенок взглядом должен охватывать не две-три буквы, а два или лучше сразу несколько слов.

Для развития данной функции используют таблицы Шульте. Это квадрат, разбитый на равные по размеру ячейки, в которые в разнобой вписываются числа. Обучаемый должен смотреть строго в центр квадрата и указывать все цифры строго по порядку, ничего не произнося вслух. Количество ячеек зависит от того, на каком уровне на данный момент находится оперативное поле зрение. Начать лучше с 10.

Усложненный вариант — квадрат с буквами алфавита, которые нужно указать по порядку. Также можно в таблицах зашифровать слова, которые нужно сложить из букв, расположенных в ячейках. Чем выше скорость нахождения необходимых цифр или букв, тем больше поле оперативного зрения.

Таблицы Шульте предназначены для динамического развития внимания и памяти ребенка в процессе чтения

Борьба с регрессией

Регрессия — возвратные движения глаз, вынуждающие читать одно и то же слово несколько раз. У детей она может быть сильно выражена, поскольку навык чтения еще не натренирован, нет уверенности в том, что слово было прочитано правильно, а также из-за низкого уровня концентрации внимания. Наличие регрессии сильно снижает скорость чтения, поэтому ее устранению уделяется внимание.

Для того чтобы избежать регрессии, можно взять закладку и закрывать только что прочитанное слово. При регулярных тренировках такого рода привычка возвращаться к прочитанному уйдет, а внимание автоматически повысится, и ребенок будет хорошо и быстро читать.

Чтение хором

Родитель выбирает текст, который ребенок будет в состоянии прочитать, и предлагает читать его вслух, одновременно. При этом со временем темп наращивается. Главное следить, чтобы ребенок сильно не отставал, не путался, произносил слова четко и правильно.

Поиск необходимой информации в тексте

Нахождение в тексте какого-нибудь слова на скорость хорошо тренирует быстроту восприятия. Выделение в тексте определённой буквы во всех словах за заданное время — тоже хорошее занятие для тренировки. Такие упражнения учат концентрировать внимание на конкретном действии, при этом наращивая скорость нахождения нужной информации.

Игра с предложениями и звуками

Требуется составить предложения, поменяв в них слова местами, и попросить ребенка прочитать их как можно быстрее. Например: мы пошли гулять и зашли в парк – правильное предложение, нужно записать его вот так: зашли парк в гулять мы и пошли. Предложения составляются исходя из того, каким словарным запасом обладает обучаемый, чтобы он мог понять суть неправильного предложения.

Также можно выписать несколько согласных, а затем попросить прочесть их подряд на выдохе. Чаще всего дети запинаются на прочтении нескольких согласных подряд. Каждый раз можно писать новые комбинации согласных

Тренировка внимания

Заранее оговорив с ребенком правила данного упражнения, во время чтения внезапно произносится «стоп», после чего читающий должен остановиться и замолчать на несколько секунд с закрытыми глазами. Затем произносится «начинай», после этого следует продолжить чтение с того места, на котором была остановка.

Все упражнения, представленные выше, можно делать дома и менять, подстраивая под возможности конкретного ребенка. Самое важное правило, касающееся овладения скорочтением, — систематичность и регулярность выполнения упражнений, а также просто чтение как досуг. И тогда навык быстрого чтения будет освоен очень легко.

Читайте также

prochado.ru

Как научить читать ребенка 6 лет?

Современные родители учат чтению своих малышей буквально с пеленок. Для этого есть совершенно разные, но довольно эффективные методики, которые отлично работают при должной настойчивости со стороны мамы или папы.

Но если по каким-либо причинам ребенок отказывается от обучения, дело осложняется, ведь чем ближе к школе, тем большими навыками должен уже обладать будущий первоклассник, а значит, дело родителей - как можно быстрее научить читать ребенка 5-6 лет.

Хорошим подспорьем для родителей детей 6 лет станут пособия «Учимся читать» или им подобные. Очень популярен букварь автора Н.С. Жуковой, который максимально доступно помогает ребенку овладеть непростой для него наукой.

Как заинтересовать ребенка читать в 6 лет?

Часто ребенок 6 лет не хочет учиться читать, если ему уделяют мало внимания и попросту не занимаются с ним. Мама должна с самого раннего возраста заинтересовывать ребенка печатным словом, покупать ему яркие красочные книжечки и читать вместе. Со временем малыш полюбит ежедневный ритуал прочтения сказок и сам захочет научиться читать.

Обычно, детки, которые не овладели азами чтения к шестилетнему возрасту, имеют слабую мотивацию для обучения. Задача родителей – сделать ее максимально эффективной. Для этого можно использовать метод поощрений за проделанную работу, а также похвалу – ведь она значит очень много для подрастающей личности.

Мама может провоцировать ребенка, чтобы тот сам захотел читать. К примеру, любителям компьютерных игр поможет, если родители откажутся найти в поисковике нужную ему игру, а будут убеждать его, что он и сам может это сделать, достаточно лишь научиться читать.

Как быстро научить ребенка читать в 6 лет?

Для того чтобы за максимально короткое время научить читать того, кто этого никогда не делал, потребуется приложить немало усилий, ведь времени до школы осталось совсем мало. Совсем необязательно, чтобы ребенок знал весь алфавит, ведь сейчас его учат поэтапно:

  1. Первыми изучаются и закрепляются гласные буквы.
  2. Затем идут звонкие согласные, а потом шипящие.
  3. После того как буквы изучены можно приступать к составлению слогов.
  4. Когда ребенок разобрался, как правильно соединять буквы, необходимо закрепить навык на прочтении всевозможных слогов, состоящих как из гласных, так и комбинированных.
  5. После того как малыш научился читать любые слоги, пробуем читать самые простые слова, постепенно переходя к сложным.

Ни в коем случае нельзя подгонять ребенка, ругать его за непонимание, а тем более повышать голос. Малыш от этого не станет понимать, что от него требуется, а только замкнется в себе и усложнит процесс обучения.

Для оценки результатов обучения необходимо знать, как должен читать ребенок в 6 лет. В этом поможет техника чтения. Засеките одну минуту, и пускай малыш читает несложный текст. Так как к концу первого полугодия 1 класса дети должны читать около 25 слов в минуту, то для шестилетки вполне нормальным будет 10-15.

 

womanadvice.ru