Как научить ребенка читать в 5 — 6 лет. Как быстро научить читать ребенка 5 лет
Как правильно научить ребенка читать быстро?
Многие родители даже не догадываются, как обучить любимого ребенка чтению. Многие дети осваивают чтение в школе, примерно в 3-4 классе они уверенно читают и учат стихи наизусть, но начальные этапы обучения очень сложны.
В школе часто дают сказку «Три медведя», чтобы дети учились читать разные слова на высокой скорости, тем более что в подобных сказках нет сложных слов. Но не лучше ли заранее придумать интересный для ребенка способ обучения, который не будет раздражать его, и будет простым и приятным для вас?
Сегодня из статьи Вы узнаете:
Учимся читать слоги
Для начала нужно научиться читать слоги с согласной «A», когда освоите букву «A», можно переходить к добавлению разных согласных, например, ва, ма, ба, ла и так далее. Вместе с этим изучайте слоги со сменой порядка согласных, например, «АВ», «АЛ», «АМ», «АБ» и другие. Ребенок быстро поймет то, что от последовательности гласных и согласных меняется чтение и звучание слогов. Для того чтобы ребенок понял принципы составления слогов, нужно протягивать согласные буквы к гласным, сначала протягивайте сипящие и шипящие буквы, а после понимание основы ребенок сможет сам составлять слоги. Если вы читаете «ССС-А», то получается слог «СА», а если «ХХХ-А», то будет слог «ХА».
Далее можно составлять слова из слогов, но слова должны быть очень простыми. Научите ребенка говорить слово «ма-ма» с помощью сочетания слогов, и он быстро поймет строение слов. Затем усложните задачу и учите другие слова, например, «ка-на-ва» или «па-на-ма». Потом изучайте чтение слов, состоящих из отдельных букв и слогов, где сразу сочетаются и согласные, и гласные буквы. Подойдут такие слова как «ма-к», «ка-р-та», «ар-ка» и другие. Для увеличения интереса к обучению можно составить его в виде игры: можете лепить буквы из пластилина, рисовать буквы, готовить ужин со сложным названием, чтобы ребенок научился его читать. Названия могут быть следующими: А – апельсин, П – поросята, К – каша, Р – рис. Не стоит сразу же добавлять сложные слова, вряд ли ребенок поймет значение буквы П, если вы подразумеваете плов. Можете нарисовать сцены из известных сказок, например, на букву С – снегурочка, П – поросята и ассоциация с тремя поросятами.
Когда вы изучите букву A, можете изучать остальные гласные, даже если вы не сочетали все согласные с буквой A. Потом можно изучать букву O, принцип изучения такой же – начинаете с простых слов и переходите к сложным. Можете попробовать составить предложения из слов, сделать это вовсе несложно. Например, «Во-ва мал, Ма-ша мала» и так далее. Фантазируйте и составляете наиболее простые предложения из слогов. Когда вы изучите все главные, ребенок без труда прочитает «Ма-ма-мы» и «ла-ра-му». Но не забудьте изучить Й и твердый и мягкий знак, будет еще лучше, если вы прочитаете несколько слов с последней буквой Й, или если буква будет стоять в последнем слоге. Запомните следующие слова для обучения: «со-ль», «ро-ль», «ма-йка», «ра-йка» и другие.
В конце нужно провести закрепление изученного материала, сделать это можно с помощью игровых кубиков либо азбуки из магнитов. Можно даже изучать все прямо перед едой, так как ребенок будет активнее за столом и быстрее съест свою порцию. Например, можете приготовить блюдо из ингредиентов, первые буквы которых прикреплены к холодильнику, стоящему прямо перед ребенком. Спросите ребенка, из чего приготовлено блюдо? Далее вы будете наблюдать чудесную картину, как ваш малыш перебирает ингредиенты для супа и последовательно называет их без ошибок.
Можно сделать еще лучше и сыграть в школу, так вы подготовите ребенка к школьной атмосфере. Но учтите, что дети не любят играть свою роль, они играют в учителей и просят вас стать учениками – не сопротивляйтесь, дайте ребенку потренировать свои ораторские навыки, возможно, у него это отлично получится. Пусть сначала ребенок диктует вам слова, а потом вы ему, далее проверяйте все написанное на наличие ошибок. Можете специально допускать ошибки, чтобы ребенок развивал свое внимание. Вам будет очень весело, когда дочка поставит вам двойку за множество ошибок, а потом исправит все ошибки на правильные буквы.
Обязательно поработайте над буквой O, запишите слова: корова, молоко, полотно и так далее. Далее объясните, что «ЖИ-ШИ» пишется с буквой И, а также напомните другие важные правила. Разумеется, вы можете посчитать, что ребенку будет трудно, но это не так – чем интереснее процесс обучения, тем быстрее ребенок научится читать. В возрасте пяти лет вы можете подарить ребенку простую книгу для обучения, наиболее популярная из них – «Читаем по слогам».
Не давите на ребенка и не осуждайте его, если у него что-то не получается. Лучше объясните ему, что вы тоже когда-то испытывали трудности с обучением, а потом забудьте о занятиях на определенный промежуток времени. Помните, что вы не являетесь педагогом и не знаете точно, как учить ребенка, поэтому не имеете права кричать на него или осуждать за то, что он слишком плохо читает, возможно, в детстве у вас была та же самая ситуация.
Основы быстрого чтения
Ребенок должен читать выразительно и прекрасно понимать, о чем идет речь. Ниже мы приведем список правил и упражнений, которые ускорят процесс обучения.
Усильте интерес ребенка к обучению, например, если вы читаете ребенку интересную сказку, можете остановиться в самом интригующем месте и сказать, что у вас уже устали глаза из-за чтения. Ребенок может выхватить книгу и прочитать сказку самостоятельно. Конечно, половину он не поймет, поэтому объясните ему значение трудных слов.
Покажите ребенку, что, не умея читать, он не сможет жить в этом мире. Как это сделать? Составьте ему список дел на день и скажите, что он обязан все это сделать. Он быстро поймет, что без чтения ему придется очень несладко.
Смотрите диафильмы вместе с ребенком, там вы увидите короткие подписи, которые легко читаются, к тому же кадры меняются очень медленно. Благодаря этому вы усовершенствуете технику чтения.
Возьмите две книги и дайте одну ребенку, а вторую оставьте у себя. Откройте любую страницу и скажите ребенку номер, а потом читайте с первого абзаца, иногда увеличивая скорость. Ребенок должен следить за вами и внимательно наблюдать, чтобы понимать, как читаются слова. Меняйте скорость, чтобы он успевал за вами и тренировался.
Попросите ребенка читать на время, это очень легко, но и очень интересно. Возьмите самый легкий рассказ, а потом засеките секундомер и дайте ребенку возможность читать ровно минуту. Через минуту сообщите ему результат, отдохните, и вновь читайте на время. Далее ребенок заметит, что читает все быстрее и быстрее и сам попросит вас засекать секундомер несколько раз в день.
Попросите ребенка прочитать текст про себя, чтобы он не открывал рта и не тратил лишние силы на чтение. Это сильно увеличивает скорость чтения, а также развивает новую технику, чтобы ребенку не приходилось регулярно читать вслух.
Подберите любое слово, например, корова. Далее меняйте ударение, ставьте ударение в неправильных местах, чтобы ребенок понимал, что в зависимости от ударения меняется смысл слова. Периодически меняйте слова, чтобы ребенок сам ставил ударение там, где необходимо
Многие дети не могут читать сразу несколько согласных подряд, но это легко исправить – запишите несколько подобных слов, первые 5 простые и еще 5 сложные. Дайте ребенку их прочитать, если он не может этого сделать – объясните последовательность звуков в слове.
Попросите ребенка прочитать текст про себя и издавать звуки, например, жужжание.
Поработайте над вниманием ребенка, можете написать несколько гласных букв и одну согласную, а потом попросить его прочитать буквы. Спросите, заметил ли он что-то странное? Если нет – объясните, что одна из букв является согласной.
Напишите несколько похожих слов, в которых заменена только одна буква. Например, вес-лес, кит-кот-рот и так далее, чтобы ребенок чувствовал отличие смысла в зависимости от смены букв.
Проводите гимнастику для улучшения дыхания во время речи. Дайте ребенку несколько скороговорок, но следите, чтобы он читал разными способами. Первый раз он может прочитать ее быстро и громко, второй раз медленно и тихо, третий раз привычным тоном и на стандартной скорости. Контролируйте дыхание ребенка, чтобы он дышал глубоко и медленно.
Увеличьте диапазон поля зрения, сделать это просто – начертите таблицу с буквами, чтобы ребенок водил ручкой по таблице и составлял слова или просто читал несколько слогов за один раз. Вы можете попросить ребенка подниматься или опускаться из определенной точки и записывать количество слов, которые он смог найти.
Антиципация – ускорение чтения за счет улучшения внимания и зрения. Во время чтения ребенок должен сразу же видеть начало следующего слова, а потом интуитивно догадываться, какое это слово. Можете убрать несколько слогов из длинных слов или первый слог в словах, чтобы ребенок мысленно составлял слова и быстрее читал.
Во время обучения не задерживайтесь на одном и том же упражнении слишком долго, если ребенок не понимает сути – переходите к следующему упражнению, возможно, в дальнейшем он без проблем разберется с непонятым упражнением. Всегда хвалите ребенка, даже если его чтение неидеально, это отличный стимул для продолжения обучения.
Осваиваем чтение по-английски
Большинство родителей даже не догадываются, как организовать процесс в освоении чтения на английском языке. Многие из-за безысходности отправляют ребенка к репетитору, чтобы тот без проблем объяснил ему основы чтения, но это очень недешевый вариант. Даже родители часто не знают основ английского языка, но это не составляет проблему, ведь вы можете изучить английский вместе с ребенком и гораздо лучше освоить материал.
Перед тем как начать обучение, нужно посмотреть несколько фильмов без русскоязычного перевода, чтобы ребенок понимал, как звучит речь на английском языке. Далее приобретите книжку с картинками и английскими словами, это поможет ребенку в изучении. Несмотря на то, что маленькие дети не могут разговаривать даже на русском языке – английский они учат довольно быстро, потому что дети очень восприимчивы к новой информации. Начинать обучение нужно с обычной азбуки, читайте алфавит и запоминайте правильное произношение, а потом проговаривайте простые слова для закрепления материала. Можете проводить обучение в режиме игры, чтобы ребенок сильнее увлекся обучением.
Когда ребенок начнет различать буквы, научите его складывать слоги. Можно сделать это с помощью пластилиновых букв, хотя лучше лепить их вместе с ребенком. Во время лепки букв из пластилина ребенок лучше запомнит их произношение, но что самое главное – запомнит, как они выглядят. Потом попросите ребенка собрать из пластилиновых букв известное ему слово на английском языке, если видите, что он допустил ошибку – исправьте и объясните, в чем заключается ошибка. Постоянно хвалите ребенка, потому что ему важно ваше мнение.
Дальше возьмите несколько крупных листов и маркерами напишите произношение букв. Можно разложить листы в нескольких местах, например, на детской кровати, стенах, холодильнике, подоконнике, столе и так далее. Покажите ребенку на стол и произнесите его значение на английском языке, потом он всегда будет проходить мимо него и вспоминать это слово, что отлично повлияет на процесс обучения. Потом можете купить пару детских книг на английском языке, но дело в том, что книга должна быть очень простой и понятной даже для взрослого человека, иначе ребенок не сможет ее прочитать. Помните, что книга должна иметь много изображений, чтобы ребенок не терял интерес к чтению. Когда он начнет более-менее уверено читать – переводите рассказы вместе с ним, но не смешите, чтобы он лучше запоминал значения слов.
Как привить ребенку любовь к чтению?
Ниже мы приведем несколько советов для того, чтобы увеличить желание ребенка читать книги.
Покажите ребенку, что вы любите читать и занимаетесь этим каждый день. Если вы не будете смотреть телесериалы, и будете читать книги – ребенок попросит вас выделить книгу для него. Если ребенок захочет, чтобы вы сами прочитали ему книгу, которую читаете на данный момент – сделайте это, через некоторое время он втянется в сюжет рассказа и сам начнет читать одну книгу за другой. Но когда будете читать для него, учтите, что вы должны показывать эмоции и заинтересованность в чтении, это увеличит интерес ребенка и даст ему понять, что чтение – это очень интересно и увлекательно. Но не отчаивайтесь, если ребенок не будет читать каждый день столько же, сколько вы, поначалу ему будет очень трудно.
Купите много новых книг, так как однообразие быстро приедается. Попробуйте собрать коллекцию книг, например, «Я познаю мир» или «Все обо всем». Когда-то люди читали данные книги ежедневно, чтобы узнать что-то новое. Учтите, что коллекция и разнообразие – разные понятия, полка с детективами от одного и того же автора, конечно, привлекательна, но что если ребенок захочет почитать другой жанр?
Когда ребенок включится в процесс чтения и найдет множество книг на полке, нужно спросить у него, что именно его привлекает в рассказах? Может быть, он что-то не понимает до конца? Расскажите ему сложные моменты, которые он не понял после прочтения. Опишите ему персонажей рассказа так, как их видите вы, покажите их сильные и слабые стороны. Дайте ребенку понять, что книги намного интереснее, чем просмотр телевизора, и в них действительно содержится полезная информация, которая пригодится в будущем.
В зависимости от возраста ребенка подбирайте книгу, помните, что читать Гамлета в тринадцать лет, мягко говоря, абсурдно, ведь ребенок ничего не поймет, а множество сложных слов быстро отобьет всякое желание читать книгу. Желательно сразу изучить интересы ребенка и выбрать книгу исходя из них, если ему нравятся занятия спортом – подарите книгу с историей успеха великих спортсменов, а если он хочет стать поваром – купите книгу с секретами приготовления блюд и историей кухни той или иной страны.
Купите ребенку сборник стихов от великих русских поэтов. Это нужно не только для того, чтобы он мог читать стихи с чувством и развивал эмоционально чтение, но и для понимания автора, он должен примерно понимать смысл стиха и вникать в то, что хотел передать автор.
Удачи!
649
luckyfamilyman.ru
Как научить ребенка читать в 5 - 6 лет
Рано или поздно все родители задумывают – как научить ребенка читать, кто то начинает учить детей в 5 — 6 лет вместе с садиком, сторонники раннего развития пытаются это делать чуть ли не с рождения, но так или иначе, все сталкиваются с некоторыми трудностями в этом вопросе. Я, например, пыталась с 3 лет обучить ребенка буквам, но было это не просто, сыну буквы не нравились. Потом в 4 года мы снова начали наши занятия, но ребенку было это так же не интересно, и я начала думать, в чем моя ошибка, ведь обычно детям нравится узнавать все новое. Я изучила множество материала на данную тему и теперь хочу поделиться с вами полученной информацией.
Ошибки, которые допускают родители, когда учат ребенка читать:
1. Начинаем учить не слова, а буквы.Буквы для ребенка нечто совершенно не понятное и абстрактное. Для детей гораздо проще запоминать написание знакомых слов, например любимое слово «мама», чем неизвестных букв «а», «о». Да и попробуй, объясни ребенку – что такое это «о»? Поэтому учите его не запоминать буквы, а читать целые слова. Как это сделать, описано ниже.
2. Главное научить ребенка не буквам из алфавита, а звукам, так, как они будут слышны в словах. Не «бэ», а «б». Не «ша», а «ш». В противном случае, ваш ребеночек будет читать слова не правильно, то есть не «папа», а «пэапэа».
3. Учеба должна приносить радость и удовольствие. Нельзя заставлять ребенка учиться читать, иначе вы можете раз и навсегда отбить у него желание чему-то учиться, у малыша сформируется негативное представление об учебе в целом.
4. Не стоит обучать ребенка чтению до 5 лет. Хотя множество мам стремятся к раннему развитию их детей, медицинская наука доказала, что такое раннее обучение чтению может привести к дислексии(постоянные ошибки при чтение) и к серьезным трудностям в письме и чтении в дальнейшем. Как известно, лишь 20% деток до 5 лет умеют читать. А с точки зрения современной психологии, полноценное созревание нужных для чтения отделов головного мозга и возможность безопасно обучаться чтению имеют 30% детей к 8-ми годам, и 70% к 6-7-ми годам. До 5 лет лучше развивайте с ребенком мелкую моторику, логическое, пространственное мышление и пр. А чтение оставьте на потом.
5. Когда, по-вашему, малыш уже созрел для того, чтобы учиться читать, то внедряйте ваши занятия постепенно, но систематично. Начните с 3-х минут в день, ежедневно увеличивая время на пару минут (до 45 минут на одно занятие максимум – при условии хорошего настроения у вас и у ребенка). Занятия проводите ежедневно, выходные иногда возможны. Главное – позитивный настрой у малыша. Успех приходит лишь в эмоционально-привлекательных занятиях.
Существует масса методик, по которым вы можете обучать ребенка чтению. Но самая лучшая – та, которая подходит лично вам и вашему малышу. В процессе различных игр и занятий вы наверняка поймете, что именно вашему ребенку интересней всего, от этого и отталкивайтесь при выборе вашей методики.
Хочу привести несколько примеров – с чего вы можете начать учить ребенка читать.1. Нарисуйте буквы на картонных карточках, разрежьте их на две части и пусть малыш собирает такие буквенные пазлы, так он будет знакомиться с буквами. Когда это задание ребенок будет с легкостью выполнять, вы можете усложнить его – разрезать буквы на 4 части.2. Домино – слоги. Так же из картона делаем доминошки — нужно чтобы ребенок в процессе игры научился находить одинаковые слоги. Когда он это освоит, усложните – нужно будет собирать слова из знакомых слогов.3. Карточки со словами. Напишите толстым красным(для привлечения внимания) маркером большие буквы на белых карточках из картона. В первый день показывайте и читайте малышу 5 слов(по 2 секунде на одну карточку), ничего не объясняйте, не просите его повторять, просто покажите слово и скажите: (к примеру) «Это значит стол». Обязательно похвалите его за внимание, поцелуйте, важен ваш физический контакт. Повторите это занятие еще 2 раза с интервалом в 30 минут. Прибавляйте по 2 новых слова каждый день. До 15 слов, затем старые слова заменяйте новыми – раз в 3 дня. Желательно начинать обучение с самых простых и известных ребенку слов. Закончим в последствии словосочетаниями и предложениями.4. Можете вырезать буквы из фетра или ткани и собирать слова вместе с малышом.5. Многим деткам нравятся аппликации, так пусть это будут аппликации – буквы. Не обязательно клеить бумагу, поэкспериментируйте с кусочками ткани, клейте пуговицы, рис, бобы, ракушки и пр.
ЛЕТНИЕ ИГРЫ.
И помните, чем веселее будут проходить ваши занятия, тем больше энтузиазма будет в обучении у вашего малыша. Желаю вам с удовольствием и без проблем научить читать вашего ребенка, и не важно – 4 года, 5 лет ему 6, 7 или 8.
Популярные статьи:
www.malenkiedeti.ru
Как научить ребенка 6 лет читать по слогам в домашних условиях?
Благодаря всем известному букварю с Мурзилкой когда-то учились чтению миллионы детей.
Спустя время, эти дети сами стали родителями, и теперь они задаются вопросом: как научить ребенка читать? Обучение по старому букварю для них уже неактуально.
Обучение ребенка чтению по слогам в 6 лет
Некоторые родители предпочитают нанять репетитора, или возить ребенка в специализированный развивающий клуб, где все навыки ребенок обретет под чутким руководством педагогов.
Но и в домашних условиях возможно научить ребенка чтению по слогам. В этом и плюс, ведь это дополнительное общение с родителями.
Несмотря на то что в наше время набирает популярность развития навыков чтения практически с пеленок, специалисты рекомендуют начать обучение с 6 лет. По мнению офтальмологов, раннее обучение ребенка чревато проблемами со зрением, так как цилиарная мышца не до конца сформирована. Именно эта мышца отвечает за остроту зрения.
Методик обучения стало так много что в них можно запутаться — на чем остановить выбор, и максимально эффективно научить ребенка чтению. Разберем основные методики.
Методика Тюленева
Методика делится на несколько этапов: изучение букв и, далее — изучение слогов. На первом этапе рекомендуется использовать специальную азбуку «УРАМИР». Если верить основателю методики, то благодаря этой азбуке ребенок освоит основы начальной школы в кратчайший срок.
На втором этапе, изучения слогов Тюленев рекомендует использовать сначала карточки, далее печатную машинку или компьютер с набором таблиц, и только потом специальные кубики. Для освоения второго этапа предусмотрена целая система игрозаданий.
Основным преимуществом методики является то, что родитель только создает развивающую среду, а малыш в процессе игры получает навыки и знания самостоятельно.
Занятия по схеме Домана
Глен Доман занимался обучением детей с различными заболеваниями мозга, показывая им карточки, где красным большим шрифтом были написаны слова. Занятие по такой схеме длилось не более 15 секунд, и таких занятий было по 10-15 в день. В результате дети обучались чтению.
Сейчас эта методика широко распространена как для больных, так и для здоровых детей, но все же, именно вокруг нее больше всего споров.
Дидактическим материалом являются карточки, которые мама показывает ребенку. Если к ним добавить развивающие игры, творчество и больше фантазии, ребенку наверняка понравится такой метод.
Если вы ищете ответ на вопрос методика Домана — как заниматься просто переходите по ссылке и читайте.
Методика Зайцева
Для обучения не понадобится азбука, названия букв знать необязательно. Согласно этой методике, чтобы читать по слогам в домашних условиях, нужно использовать кубики.
Играть и учиться – основная характеристика метода. Основная единица языка в кубиках Зайцева – склад. Это сочетания согласных и гласных букв, из которых можно составить слова.
Дидактический материал – кубики различных цветов и размеров, таблицы. Продолжительность занятий на начальном этапе не должна превышать 10-15 минут, и идти от простого к сложному.
В процессе обучения существует множество игр и складовых попевок, кубики воздействуют на различные органы чувств. Все это разнообразие вызывает интерес у детей, а это залог успешного обучения.
Как быстро научить ребенка говорить букву «р» и в каком возрасте занятия с логопедом обязательны?
Букварь Жуковой
Букварь построен по принципу: от простого к сложному, им удобно пользоваться при обучении чтению в домашних условиях. Внизу каждой страницы есть пометки для родителей: где проявить особое внимание, что проработать в первую очередь.
Особый раздел посвящен соединению букв в слоги. Для закрепления навыка чтения слогов, на каждой странице есть столбцы слогов, их можно читать в любом направлении.
Материал в букваре подобран таким образом, что малыш в процессе обучения и сам не заметит, как читает уже текст целиком.
Несколько советов по обучению
Игра — основная форма познания мира у дошкольников.
В игровой ситуации или просто в увлекательном занятии процесс восприятия повышается.
Ребенок должен приступать к занятиям только в хорошем настроении.
Только тогда это принесет успех.
Занятия должны быть последовательными.
Не столько важна продолжительность, сколько выработка системы занятий.
Избегайте длинных инструкций.
Дети дошкольного возраста неспособны их воспринимать.
Освоение навыка чтения – процесс физического и умственного напряжения.
Сочетайте занятия с физминутками, пальчиковыми зарядками и различными разминками.
Будьте терпеливы.
У каждого ребенка свой темп восприятия. Не стоит сравнивать малыша с кем-то еще.
Главное, что следует учесть: все дети индивидуальны, и именно вы можете подобрать именно ту методику, которая будет оптимальна для вашего ребенка. Старайтесь найти те методы и приемы, которые подойдут именно вам.
Взаимодействию ребенка с электронными устройствами посвящена наша следующая статья — ребенок и компьютер.
Полезное видео
Далее вы можете посмотреть видео о процесс обучения