Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Почему дети боятся? (интересная статья). Если ребенок в 5 лет всего боится что делать


Если ребенок боится - семейный сайт nсuxolog.ru

«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.»

А.С.Макаренко

В этой статье мы хотели бы обобщить  информацию, описанную на сайте ранее, по теме «Страхи«.

Страхи, которые сохраняют свою актуальность длительное время, способны оказать существенное негативное влияние на детскую психику. В первую очередь страдает нервно-психическое состояние ребенка, он становится плаксивым, плохо спит ночью, часто перевозбужден, и его трудно успокоить, либо он вялый и инертный весь день. У ребенка, подверженного страхам, постепенно формируются следующие черты характера: робость, неуверенность в себе, пассивность, чрезмерная зависимость от окружающих, замкнутость. Такие дети трудно адаптируются в новой обстановке, не проявляют любознательности и любопытства по отношению к миру, избегают сложных ситуаций взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Чаще всего именно боящиеся дети ориентированы на восприятие неприятной информации, в постоянном беспокойном ожидании неприятностей они теряют способность радоваться жизни. Испытывая постоянный страх, дети начинают избегать всего нового, они чувствуют себя спокойно только, когда действуют по заранее известному плану, соответственно разрушается их стремление к творчеству.

Изжитие страхов приводит к большему доверию к людям и к жизни, к большей доброте, к оптимизму и мужеству. Главное в борьбе со страхами – не разрушить веру ребенка в себя, свои возможности. Ребенка надо чаще хвалить, поддерживать эмоционально, создавать благоприятный эмоциональный фон, не допускать ситуации дефицита положительных впечатлений.

  

Родителям ребенка, страдающего страхами, нужно настроиться на то, что страхи достаточно медленно искореняются, может пройти несколько месяцев или даже год, прежде чем страх потеряет свою актуальность. A значит надо набраться терпения и постараться следовать простым правилам:

1. Не обсуждать при ребенке потенциально пугающих событий (например, при ребенке рассказывать о том, как сосулька упала с крыши и убила мальчика, как приезжала «скорая» и пр.). Богатое воображение и высокая тревожность боящихся чего-либо детей – благодатная почва для возникновения новых страхов.

2. Относиться c пониманием и вниманием к страхам ребенка, выслушивать его, выражая поддержку и спокойствие.

 — Мама, там в ванне сидит чудовище! Я боюсь!

— Расскажи, какое оно? Маленькое или большое, чем оно питается, чем занимается? Давай нарисуем его портрет

После того как рисунок будет готов, возьмите яркий фломастер и пририсуйте ему смешную рожицу, поместите его в дом без окон, закройте на ключ, a ключ выбросите, либо чудовище можно смыть водой, закрасить черной краской, залепить пластилином, но ребенок обязательно должен все это проделать сам. Подобными действиями вы помогаете ребенку отреагировать тревожное эмоциональное состояние.

3. Постарайтесь не провоцировать ситуаций, которые вызывают y ребенка страх (например, если ребенок боится сказочных героев, не стоит упорно включать мультфильм, где они встречаются).

4. Не оставляйте ребенка наедине со своими страхами, стремитесь переключать его внимание на положительные события.

  

5. Всегда хвалите ребенка, если он смог самостоятельно побороть свой страх (например, сходил в темную комнату за игрушкой).

6. Никогда не высмеивайте ребенка, какими бы абсурдными ни казались вам его страхи. Зная, что его переживания важны для родителей, ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Если ребенок начнет стыдиться своего страха и страх будет загнан вовнутрь, могут появиться вредные привычки: сосание пальца, грызение ногтей, онанизм и пр.

7. Не заостряйте внимание на том, что ребенок чего-то боится (например, не надо постоянно всем говорить, что сын – трусишка, потому что он всего боится. Такими высказываниями вы глубоко обижаете ребенка и подкрепляете страхи).

8. Чаще рассказывайте в игровой форме истории о том, как кто-то чего-либо боялся и смог свой страх пересилить. То есть у ребенка должны быть положительные образцы для подражания. (Лучше всего дети воспринимают истории про своих родителей в детстве. )

9. Никогда не запугивайте ребенка только потому, что он вас не слушается (будешь себя плохо вести – попадешь в больницу, заберет милиционер, выставлю тебя на улицу, съест тебя собака и пр.). Ребенок все принимает «за чистую монету» и пугается еще больше.

Не следует подвергать ребенка серьезным эмоциональным потрясениям с целью «перевоспитания». Чаще всего жестокие меры борьбы со страхом применяются родителями к мальчикам, ведь «настоящий мужчина» должен быть смелым и сильным.

Отец решил перевоспитать боязливого сына. Воспользовавшись отъездом жены в командировку, он вечерами оставлял 6-летнего ребенка одного, запирая его на ключ. Мальчик включал телевизор и ждал  отца. Если звонили в дверь, он прятался под кровать. Однажды перегорели пробки. Отец, как назло, задержался, и ребенок в полной темноте ждал его под кроватью, боясь даже плакать, чтобы не выдать себя. Когда отец вернулся, исправил и включил свет, извлек из-под кровати сына, мальчик молча уснул у него на руках, но во сне метался, порывался бежать, просыпаясь, не узнавал отца. Утром он не смог заговорить и молчал три дня — столь сильно было выражено заикание. Пришлось бороться с нарушениями речи, с паническим страхом темноты, одиночества. Ребенок ни на шаг не отпускал от себя мать. Пришлось лечить и отца, у которого возник страх за сына.

11. Никогда не следует оставлять ребенка одного в незнакомой ему обстановке, когда возможно появление чего-либо неожиданного и пугающего. Дети всегда боятся того, чего не знают, o чем y них нет информации. Малыши могут отказаться общаться c вашими друзьями, потому что не знают их, часто отказываются от незнакомой еды, даже будучи голодными и т. д. Известно, что правильнее всего, чтобы маленький ребенок познавал мир вместе c родителями, тогда он будет чувствовать себя в безопасности.

Начиная c раннего возраста, малыши начинают задавать множество вопросов: «Кто это? Что это? Он не страшный? Он не кусается?» Получив yтвердительные ответы, ребенок успокаивается. Если сведений о новом и неизвестном нет, дети начинают домысливать и пугаться.

B 4-5 лет звучат первые вопросы, связанные c более внимательным изучением окружающего мира: «Почему он бегает? Почему гром гремит?» и пр. Таким образом, ребенок, развиваясь интеллектуально, избавляется от большей части возрастных страхов. То есть, когда мышление ребенка становится более критичным, логичным, он может и сам объяснить многие непонятные ранее явления.

Эмоция страха уже поддается управлению разумом. Однако встречаются дети, которые по умственному развитию опережают своих сверстников, и именно их чрезмерно подробные обширные познания могут стать причиной появления страхов (вспомним пословицу «Меньше знаешь – крепче спишь»). Так, ребенок в 7 лет может демонстрировать прекрасную эрудицию по различным вопросам, например отлично разбираться не только в марках автомобилей, но и знать преимущества и недостатки каждой из моделей. Такой ребенок может начать беспокоиться и бояться за родителей, если те ездят на машине, y которой центр тяжести смещен вследствие нахождения тяжелого груза на крыше машины, и на крутом повороте она может легко перевернуться.

12. Если ребенка беспокоят ночные кошмары и он пpocыпaeтcя в испуге, подойдите, успокойте его, объясняя, что это всего лишь сон. Но будить ребенка, пока он не проснулся сам, нельзя. Резкий выход из глубокого сна может сильно напугать ребенка, нарушить нервное равновесие. Кошмарные сны чаще снятся впечатлительным, тонко чувствующим и эмоционально ранимым детям, склонным брать на себя ответственность за происходящее и вину за неудачи.

 

Источник: Е.И.Шапиро «Если у ребенка страхи…»

 

Видео взято с dailymotion.comПользователь Мир детских эмоций и чувств

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

ncuxolog.ru

Если ребенок боится... Детские страхи: причины, последствия и как побороть. | Happymomsplace

Что делать, если ребенок боится? Тема сегодняшней статьи «Детские страхи: причины, последствия и как побороть».

Если ребенок боится… Детские страхи: причины, последствия и как побороть.

Детские страхи — естественная реакция на познание окружающего мира. Маленький ребенок еще беспомощен, у него совсем немного жизненного опыта. Его могут испугать раскаты грома, лай собак, внезапное отключение света в квартире· и многое другое. К проявлениям детских страхов надо относиться спокойно, но не игнорировать их. Ребенок не должен оставаться со своими страхами наедине, он нуждается в поддержке и помощи.

Обычно в три-четыре года дети начинают бояться темноты, одиночества, замкнутого пространства. Если ребенок боится засыпать в темноте, посидите с ним перед сном, расскажите ему веселую, добрую сказку или какую-нибудь забавную историю. Положите в кровать его любимую игрушку. Пусть он засыпает с включенной настольной лампой или ночником. Детские страхи ни в коем случае не нужно усиливать. Если ребенок боится темноты или остаться один в комнате, нельзя подвергать его «закаливанию», например, запирать одного в темном помещении, чтобы «привыкал». Таким отношением вы можете травмировать психику малыша.

По мнению психологов, ·детские страхи нельзя считать капризами и нельзя за них наказывать. Не называйте ребенка трусом, не высмеивайте. То, что взрослому кажется пустяком, ребенком воспринимается совсем по-другому. Ребенок должен чувствовать, что его понимают. Объясните ему, что такие же страхи свойственны и другим детям, успокойте, скажите, что ему ничто не угрожает, что вы всегда будете рядом. Проявляйте максимальное сочувствие к его состоянию.

Вообще с маленькими детьми надо больше смеяться, шутить, отвлекать их от невеселых мыслей. Не следует говорить, что за ним придет Баба Яга или еще какое-нибудь чудовище. Замечательный  русский публицист, автор многих статей на педагогические темы Николай Васильевич Шелгунов (1824-189 гг.) писал о том, что нет ничего хуже, чем запугивание детей домовыми, волками, ведьмами. «Чувство страха, вытекающее из чувства самосохранения, конечно самое могущественное чувство, — отмечал он «Письмах о воспитании», — и оттого-то им нужно пользоваться не только с крайней экономией, но что еще важнее, направлять его в верную сторону».

Родителям надо бережно и осторожно учить детей преодолевать страхи:

1. Например, можно использовать игровые методы коррекции. Известно, что лучший способ избавиться от переживаний — выразить их. Детские психологи в качестве «лекарства» от страхов рекомендуют рисование. Дети любят рисовать и охотно исполнят вашу просьбу. Предложите ребенку нарисовать то, чего он боится. Потом этот рисунок разорвите на мелкие части и выбросите со словами: «Вот так мы поступили с твоим страхом!».

В рисунке страх во многом уже реализован как нечто произошедшее. Выражая свои негативные эмоции на бумаге, ребенок станет постепенно освобождаться от страха.

2. Возможен и другой вариант — сделать страх смешным, нелепым. Например, «надеть» на нарисованного монстра забавную панамку и огромные галоши, на Бабу Ягу — веселенький сарафанчик с рюшками и оборками, а волку пририсовать поросячий хвостик. Страх надо лишить ореола могущества.

3. Детские страхи можно побеждать и с помощью проигрывания ситуаций. Если малыш боится идти в поликлинику — возьмите игрушечного мишку, зайца, слоненка, куклу и поиграйте в поликлинику. Можно предложить ребенку сочинить сказку, в которой он будет смелым и добрым героем, побеждающим зло. Такое сочинение поможет ему почувствовать себя увереннее, сильнее.

Ночные страхи

Иногда у детей бывают ночные страхи. Ребенок может проснуться среди ночи, заплакать, закричать. Причиной ночных страхов часто становятся различные устрашающие впечатления, особенно если у ребенка они были перед сном. Поэтому не рассказывайте детям на ночь страшные истории, и, конечно, совсем недопустимо, чтобы они смотрели вечером фильмы — «ужастики».

Возникновению ночных страхов у детей могут способствовать и вечерние скандалы родителей. Когда ребенок начинает ходить в школу, у него появляются новые, так называемые «школьные» страхи. Он боится не соответствовать ожиданиям родителей, боится опоздать в школу, не ответить на уроке, боится насмешек одноклассников. В этот ответственный период к ребенку необходимо проявить максимум внимания, помочь снять страхи.

Детские страхи в основном имеют временный характер, и они быстрее проходят там, где ребенок окружен любовью и заботой, где с ранних лет в нем уважают личность. Но бывает, что страхи становятся навязчивыми. Если у ребенка наблюдаются постоянная повышенная тревожность, проблемы в освоении новых навыков, тики, навязчивые в освоении состояния новых следует обратиться к специалисту.

Что же может провоцировать и усиливать детские страхи?

• Фильмы и мультфильмы, где действуют агрессивные герои. Дети очень впечатлительные и герои, олицетворяющие зло, могут вызывать у них чувство страха. Многие современные западные мультфильмы  — типичные боевики. Они наполнены жестокими сценами, в них звучит грозная музыка, раздаются истошные крики. Под воздействием таких мультфильмов у ребенка может формироваться мрачная, угрожающая картина мира.

• Конфликтные отношения между родителями. В семьях, где взрослые часто ссорятся, дети растут нервными, пугливыми, они более подвержены тревогам, чем те которые воспитываются в спокойной, благоприятной обстановке.

• Чрезмерная строгость и требовательность родителей, когда детей наказывают даже за малейшие провинности. Если ребенка принуждают делать то к чему он не готов, не считаются с тем, что он устал или расстроен, постоянно повторяют: «Не так, переделай, опять плохо» — у ребенка развиваются страхи порицания и наказания. В такой семье ему не хватает тепла и доброты, и это может привести к тому, что он будет чувствовать себя незащищенным перед любой опасностью.

• Излишняя тревожность и мнительность родителей отрицательно влияют на детей. Если родители всего боятся, то и детям эти страхи будут передаваться. Ребенок может превратиться в маленького «человечка в футляре», который боится и дождя, и ветра, санок, и качелей. Если же взрослые в семье оптимистически относятся к жизни, то и ребенку легче избавиться от страхов.

Конечно, разумную осторожность у детей надо воспитывать, более того, их необходимо предупреждать о возможных опасных ситуациях. Ребенок доверчив, вряд ли это детская доверчивость можно ставить ему в вину. Но детская доверчивость может привести к трагедии. Очень важно, не подорвав веру ребенка в доброту мира, научить его видеть и распознавать реальную опасность. Всеми возможными способами объясняйте сыну или дочке, что бывают и плохие взрослые, общение с которыми грозит бедой. Для начала подойдут и сказочные персонажи, потом используйте жизненные примеры. Долг родителей — объяснить ребенку, как надо вести себя с незнакомыми людьми, как избежать возможного нападения.

Несколько правил личной безопасности ребенка:

• Избегай безлюдных мест: пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.

• Не гуляй до темноты.

• Не отправляйся один в дальние поездки.

• В людных местах держись поближе к родителям, не отходи и не отбегай.

• В определенные часы по мобильнику созванивайся с родителями.

• Не открывай дверь никому, кроме своих домочадцев.

• Не входи с незнакомыми людьми в лифт.

• Никогда не садись в чужую машину, что бы тебе ни обещали.

• Ничего не бери у незнакомых людей.

• На все предложения незнакомых отвечай: «Нет!» — и непременно уходи. Расскажи об этих предложениях родителям.

• В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу — громко кричи, зови на помощь, вырывайся и убегай.

Совет взрослым

Проявляйте бдительность, если вы заметили рядом с ребенком подозрительного человека — не оставайтесь безучастными. Простой вопрос: «А ты знаешь этого дядю (тетю)?» — может спасти ребенку жизнь.

Мы с Вами поговорили о том, что делать, если ребенок боится. Рассмотрели причины и последствия детских страхов, если с ними не работать.

Любви Вашей семье, радости, взаимопонимания и «правильных страхов».

Не забывайте писать комментарии:)

Подготовила: Акопджанян Алена (Мама Алена:))

Благодарность за предоставленные материалы журналу «Предупреждение Украина» №7/79 2013 (www.zoj.com.ua).

(Visited 1 648 time, 1 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

happy-people.org.ua

Почему дети боятся? (интересная статья), почему ребенок боится есть

Когда мне было лет пять, я подобрала во дворе пробку от бутылки и попробовала ее на зуб. Неожиданно ко мне подошли две девочки постарше. Одна из них сказала: «Ах! Теперь ты умрешь!» «Не умрет», — заступилась за мою жизнь ее подруга. «Умрет-умрет! — настаивала первая. — Моя бабушка говорила, что пробки смертельно ядовиты. А бабушка — врач...» Вокруг меня собрался весь двор. Порассуждали о том, могут ли врачи ошибаться. А потом начали ждать моей кончины. Я тоже ждала, мысленно «отписав» свои игрушки младшей сестре.

С тех пор прошло двадцать лет, десять из которых я не могла спокойно смотреть на валяющиеся на асфальте пробки и люто ненавидела ту девочку, которая превратила часть моей жизни в жестокий невроз. Видимо, поэтому, когда у меня появился собственный ребенок, я твердо решила: уж я-то его пугать не буду! Не хочу, чтобы у него были страхи и комплексы! Только странное дело: я малыша не пугаю, по сто раз на дню объясняю, что в темной комнате никого нет, а в окно нашего 16-го этажа никто залезть не может, тем не менее ребенок все равно боится!

Откуда рождается страх? И как его побороть? С этим вопросом я обратилась к детскому психологу профессору Ростиславу АРОНОВУ.

 

— Познание мира всегда сопровождается страхами, — объяснил мне профессор Аронов. — Страх основан на инстинкте самосохранения и имеет защитный характер, он предотвращает опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия. Опыт предков, заложенный в наше подсознание, охраняет ребенка от боли (вызывая страх падения, ожога, укола, укуса...), нападения (страх темноты, закрытой комнаты, незнакомого помещения...) и т.д.

Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные возникают как отображение психического и личностного развития ребенка. Невротические «вырастают» из возрастных, если ребенок не может справиться с конкретным страхом.

В идеале появление и существование страхов подобно обычной болезни: первое время они очень яркие, ребенок мучается. Однако через две-три недели происходит перелом — «болезнь» идет на убыль. В норме через месяц после возникновения конкретного страха ребенок избавляется от него. Если же в течение это времени интенсивность страха не уменьшается, то речь уже идет о страхе невротическом.

Такой страх не только мешает ребенку жить, «разъедая» его душу, но также вызывает характерные невротические расстройства: энурез, тики, навязчивые движения, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохую контактность с окружающими.

Страхи могут трансформироваться и закрепляться, сохраняясь вплоть до взрослого возраста, калеча характер и существенно затрудняя человеку жизнь.

— Почему одни дети боятся резких звуков, а другие — незнакомых людей?

— Стимулы страха связаны с возрастом, т.к. зависят от процессов развития и созревания. В том возрасте, когда познание мира происходит в большей степени через слух (первые месяцы жизни), ребенок боится резких звуков. Когда у него активизируются зрительные зоны мозга (6 — 12 месяцев), малыш начинает опасаться того, что видит… Так, страх перед незнакомыми людьми не может возникнуть у детей первых месяцев жизни — у них еще не развита способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность возникает между 6- и 9-месячным возрастом, именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими.

С возрастом количество страхов у детей увеличивается. Но многие родители даже не подозревают о том, чего боится их ребенок. Другие с удивительной безрассудностью высмеивают страхи своего малыша, потому что искренне считают их пустяковыми. В результате страхи ребенка закрепляются, а его отношения с родителями рушатся. Ребенок замыкается в себе, перестает доверять взрослым.

Давайте разберемся с теми демонами, которые бушуют в душе вашего ребенка. Детям разного возраста свойственны свои страхи. Сегодня мы поговорим о дошкольных страхах.

 

ПЕРВЫЕ 6 МЕСЯЦЕВ ЖИЗНИ

Дети боятся перепада температур и резких звуков.

ПОЧЕМУ: в этом возрасте основные анализаторы — кожная чувствительность и слух. В глубокой древности наши новорожденные предки находили мать по теплу, исходящему от ее тела, или по характерным звукам, издаваемым ею. И по сей день комфортная температура и «интимные» (негромкие) звуки создают у ребенка ощущение защищенности. Холод, жара, громкие и неожиданные шумы пугают малыша.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: как это ни парадоксально, многие родители закладывают в основу выработки послушания именно чувство страха, совершенно не задумываясь о последствиях. Чтобы усмирить младенца, они кричат на него (вызывая страх громкими звуками и необычными интонациями). Так здоровые дети начинают превращаться в законченных невротиков.

СОВЕТ: в таком нежном возрасте договориться с ребенком невозможно, и ваш личный пример пока для него не подмога, поэтому, чтобы ребенок легче пережил свои страхи, старайтесь оберегать его от этих раздражителей.

 

6 МЕСЯЦЕВ — ГОД

Ребенок пугается незнакомых людей и обстановки, чужих домов, новой одежды и средств транспорта.

ПОЧЕМУ: на первое место в качестве анализатора мира выходит зрение, и количество страхов увеличивается как снежный ком. Защитный рефлекс диктует малышу: все незнакомое (люди, предметы) может нести опасность. Вот почему малыш капризничает, когда его переодевают: мама снимает с него уже привычную одежду и одевает другую, которая ему не знакома и, возможно, навредит...

Его пугают предметы, «изменяющие свое поведение»: например, когда кухонный комбайн, до того молчавший, вдруг начинает шуметь — малыш плачет. Он пугается пылесоса, электробритвы… Многие дети испытывают настоящий ужас перед «норами»: отверстиями стока в ванной, воздуховодами. Срабатывает подсознательный инстинкт: из отверстия может появиться змея, а змея для наших предков представляла одну из смертельных опасностей.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: во многих семьях главным воспитателем в семье становится пылесос или подобный шумливый предмет. Его включают, когда ребенок слишком расшалится. Шансы остаться психически стабильным у малыша уменьшаются.

СОВЕТ: закройте отверстия стока в ванной мелкоячеистыми решетками. Не торопитесь, переодевая ребенка. Дайте ему потрогать новую одежду, изучить ее, только после этого одевайте малыша.

 

1 — 2 ГОДА

Дети боятся разлуки с родителями, в том числе во сне.

ПОЧЕМУ: ребенок начинает осознавать бескрайность мира и испытывает страх потеряться в нем. Малыш опасается потерять родителей, капризничает, если его оставляют с незнакомыми людьми. У многих детей возникают проблемы с засыпанием, потому что во сне они не могут постоянно видеть и слышать родителей.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: желая добиться от чада большей послушности, мама прячется за деревце или угол дома — пусть малыш испугается, что она пропала! Метод, конечно, действенный, ребенок протянет ручку и некоторое время не будет убегать от мамы, но… ночью его будут мучить ночные кошмары — первый признак закрепления страхов в этом возрасте.

СОВЕТ: ежедневно разговаривайте с ребенком, пойте ему колыбельные — малышу исключительно важно постоянно видеть и слышать своих родителей. Если вам нужно уйти, уехать в командировку, помогите ребенку преодолеть чувство временной потери и страха — обнимите его, поцелуйте, покажите, что вы тоже переживаете, разлучаясь с ним.

 

2 — 3 ГОДА

Дети боятся изменения привычного уклада жизни дома: переезда, посещения детского садика.

ПОЧЕМУ: в этом возрасте у ребенка складывается некий порядок жизни «я и дом» и иерархические отношения «я и родители», которые являются для него своеобразной опорой. Когда он вынужден сменить жилье или начать посещать детсад, его слаженная система рушится. Переезд вызывает страх не только перед новым местом, но и новыми соседями, даже новыми деревьями...

Посещение детского садика заставляет заменять связи с родителями общением со сверстниками и воспитателями.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: в этом возрасте дети особенно пугаются «лихих» родительских обещаний: «Сдам тебя в детдом!», «Позову дядю!», «Отдам твои игрушки другим детям!», «Больше не буду тебе покупать никаких игрушек»… Произносить такие угрозы — большая ошибка.

СОВЕТ: определяйте детей в садик либо до 2 лет либо после 3. Период с 2 до 3 лет является наиболее опасным для таких кардинальных перемен.

Если вы переезжаете в другую квартиру, захватите с собой что-нибудь, служащее приметой прежнего, привычного ребенку дома: цветок в горшке или уличный кустик, который вы вместе с малышом могли бы посадить возле нового дома.

Подарите ребенку талисман — предмет, который он мог бы всегда носить с собой, например, цепочку или браслет. Подарок символизирует постоянную связь с дарителем (т.е. с вами) и способствует преодолению чувства страха.

 

3 — 4 ГОДА

Дети боятся неизвестности: темноты, «мертвого пространства», одиночества.

ПОЧЕМУ: ребенка пугает так называемое «мертвое пространство». Это пространство порождает прямоугольная мебель. Представьте комнату со шкафом. Ребенку в этой комнате страшно. Родители подводят его к шкафу, открывают дверцы: «Пусто!» А страх не развеивается. Малыш и сам не может понять, почему ему страшно. А все дело в том, что он боится мертвого пространства — того, которое он не может «объять» взором над шкафом.

Причина в том, что ребенок чувствует защищенность только тогда, когда способен контролировать все окружающее пространство. Анализируя обстановку, его мозг отмечает, что над шкафом имеется большая зона, из которой с большой вероятностью может появиться опасность.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: не стоит произносить фразы типа «Запру в ванной и выключу свет», «Выставлю на улицу!», «Выброшу тебя на помойку!», «Уйду и не вернусь», «Будешь хулиганить — тебя заберут хулиганы и бандиты!»

СОВЕТ: по возможности измените пространство в комнате так, чтобы устранить углы и мертвое пространство.

Если ребенок спит рядом с вами, не «выселяйте» его в детскую в период с 3 до 4 лет. Либо это нужно делать раньше, либо позднее. Позволяйте малышу оставлять включенным ночник. Найдите возможность осветить коридор, по которому ребенок ходит ночью в туалет.

 

6 — 7 ЛЕТ

Ребенок боится смерти.

ПОЧЕМУ: в этом возрасте человек осознает, что жизнь не бесконечна, а люди не вечны, и это бывает для него серьезным потрясением. Дети начинают понимать, что и они сами, и их родители смертны. Некоторые переживают первую семейную утрату — уходит из жизни старшее поколение.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: очень опасно стращать малыша: «От того, что ты меня не слушаешь, я заболею и умру». Страх смерти наиболее разрушителен.

СОВЕТ: до девяти-десяти лет детям лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Это переживание может вызвать у них скрытые страхи. Но при этом старайтесь при детях упоминать про умерших родственников. Из таких разговоров ребенок выносит важное открытие: после смерти человек… продолжает существовать. Пусть в разговорах, в сердцах близких людей, но он не пропадает окончательно.

 

7 — 8 ЛЕТ

Дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям.

ПОЧЕМУ: в этом возрасте для ребенка крайне важно понятие семьи. Больше всего на свете он опасается стать нелюбимым и быть отвергнутым своей семьей. У детей из неполных и неблагополучных семей таких страхов больше.

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ: приводя в пример себя, не напирайте на идеально положительные качества: «Мама и папа всегда убирают свои вещи!» Такие слова пробуждают у ребенка страх оказаться недостойным своих идеальных родителей.

СОВЕТ: расставьте по дому фотографии, где вся ваша семья запечатлена вместе. Когда родители на работе, ребенок может ощущать их присутствие, глядя на эти фото.

 

ВНИМАНИЕ! СТРАХ ЗАРАЗЕН!

— Могут ли у ребенка появиться «внештатные» страхи — те, о которых вы не рассказали?

— Да. Большую роль в возникновении страхов играет так называемое «психическое заражение», когда ребенок узнает от родителей или сверстников, что чего-то «надо» бояться. Или когда родители интуитивно или сознательно стараются оградить своих чад от ситуаций, которые их пугали или пугают (собак, лифтов, таблеток). Дети очень чувствительны и расценивают это следующим образом: «Мама старается охранить меня от чего-то очень страшного. Я должен этого бояться!»

 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

— Как помочь ребенку преодолеть страх?

— Ваша реакция на его страх должна быть сопереживающей. Продемонстрируйте свое неравнодушие. Но не переусердствуйте: чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов.

В психотерапии существует множество методик снятия страхов, но мы остановимся на наиболее эффективных и простых.

ПРОГОВОРИТЕ! Попросите ребенка рассказать о своем страхе, описать чувства. Чем больше он будет говорить, тем быстрее рассеется страх.

Если ребенок сам спросит о волнующей его теме (например, проблеме смерти), постарайтесь дать исчерпывающий ответ. В психотерапии это называется «информационная поддержка» — она обеспечивает чувство безопасности ребенка.

Поделитесь своим опытом, расскажите детям о своих детских страхах и о том, как вы их преодолели. Ваш авторитет от этого не пошатнется, наоборот, отношения между вами и малышом станут более доверительными.

ПРОРИСУЙТЕ! Попросите малыша нарисовать то, что его пугает. Уберите рисунок, а через несколько дней предложите обсудить его. Если ребенок с дрожью в голосе комментирует нарисованное, то данный страх по-прежнему значим для него. Если же он не может вспомнить, что нарисовал, — это благоприятный признак: страх практически побежден. Для полнейшего излечения можно предложить ребенку уничтожить свой страх: порвать рисунок на клочки, сжечь его или дорисовать так, чтобы победить пугающий момент (скажем, «посадить» Кощея за решетку).

ПРИКАСАЙТЕСЬ! Ребенок постоянно испытывает потребность в том, чтобы к нему прикасались любящие родители. Погладьте ребенка по голове, посадите на колени, возьмите его лицо в свои ладони, посмотрите ему в глаза и нежно расспросите, что же его беспокоит.

Когда ребенок просыпается утром, дайте ему почувствовать, что вы его заметили и рады ему. Улыбнитесь, поцелуйте малыша.

… Если вы не можете самостоятельно справиться со страхами своего ребенка, не тяните, обратитесь к детскому психотерапевту. Возрастные страхи дошкольников, сохраняющиеся у детей старше 10 лет, — это фактор развития тяжелых неврозов и предрасположенности к девиантному поведению: алкоголизму, наркомании...

Исследования Гарвардского университета (США) показали: Родительское поведение и мировосприятие играет важную, но отнюдь не решающую роль в развитии социальных страхов у детей. Более важным является фактор наследственности. У молодых родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (старше 35 лет) дети более беспокойны и менее уверены в себе. Если ребенок совсем ничего не боится, это не очень хорошо. Родители «запредельно» бесстрашных детей обязательно должны показать сына или дочь врачу.

Ирина МИХАЙЛОВА.

www.baby.ru

Детские страхи от 5 до 7 лет - Библиотека

Авторы: Захаров А. И.

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста, как уже отмечалось, является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: "Откуда все взялось?", "Зачем люди живут?".В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода.

До 5-летнего возраста мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки - выйти за отца. С 5 до 8 лет "женятся" или "выходят замуж" уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых.В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки.У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира.

В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?", "А вдруг меня никто не возьмет замуж?", в 7-летнем - наблюдается мнительность: "А мы не опоздаем?", "А мы поедем?", "А ты купишь?"

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей.Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее - не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Как уже говорилось, исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола, которого по-прежнему любят. Подобным образом устанавливается модель семейных взаимоотношений.Заметим, что эмоционально теплые отношения с обоими родителями возможны только при отсутствии конфликта между взрослыми, поскольку в этом возрасте дети, особенно девочки, очень чувствительны к отношениям в семье (как, впрочем, и к отношению других значимых для них людей).

Авторитет родителя того же пола уменьшается из-за эмоционально неприемлемого для ребенка поведения и неспособности стабилизировать обстановку в семье. Тогда в воображаемой игре "Семья" дети, особенно девочки, реже выбирают роль родителя того же пола, нет стремления все делать, как "папа" или "мама". Они пытаются быть только собой или выбирать роль родителя другого пола, что в обоих случаях нетипично в старшем дошкольном возрасте.Если в силу разных причин в детстве имеют место проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем того же пола, то это способствует появлению проблем, трений, конфликтов в воспитании собственных детей. Так, если девочка испытывала в детстве авторитарное влияние матери, то, став сама матерью, будет в чем-то подчеркнуто строга и принципиальна с ребенком, что вызовет у него реакцию протеста или невротические расстройства.

Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом Сына и передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.К тому же развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.

Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. "Он дыхнет - и все", - так он объяснял свой страх. Под словом "все" он подразумевал смерть. Никто не знает, когда может прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению.Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца.У мальчика нет защитника, который мог бы убить Змея Горыныча, и с которого он мог бы брать пример, как со сказочного Ильи Муромца.

Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся "всего на свете", был беспомощным и одновременно заявлял: "Я - как мужчина". Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына.Невозможность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери - это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Однажды мы обратили внимание на растерянного, застенчивого и робкого мальчика 7 лет, который никак не мог нарисовать целую семью, несмотря на нашу просьбу. Он рисовал отдельно или себя, или отца, не понимая, что на рисунке должны быть и мать, и старшая сестра. Не мог он также выбрать в игре и роль отца или матери и стать в ней самим собой. Невозможность идентификации с отцом и его низкий авторитет были вызваны тем, что отец постоянно приходил домой навеселе и сразу укладывался спать. Он относился к мужчинам, "живущим за шкафом", - незаметным, тихим, отключенным от проблем семьи и не участвующим в воспитании детей.Мальчик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца делала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрезмерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности.Неудивительно, что скоро он стал "вредным", в представлении матери, поскольку пытался как-то проявить себя, а ей это напоминало прежнюю активность его отца. Именно это и пугало мать, не терпящую никаких несогласий, стремящуюся навязать свою волю и подчинить себе всех. Она, как Снежная Королева, сидела на троне из принципов, повелевающая, указывающая, эмоционально недоступная и холодная, не понимающая духовных запросов сына и обращающаяся с ним, как со слугой. Муж и пить начал в свое время в знак протеста, защищаясь от жены "алкогольным небытием".В беседе с мальчиком мы обнаружили не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны матери, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наиболее выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У него нет друга и защитника в семье, он - эмоциональная сирота при живых родителях.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства.Как мы видели, вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только не способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, беспомощности, являющихся питательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению.Если такой мальчик, вырастая, вступает в брак и становится отцом, то нередко он не испытывает отцовских чувств к сыну, не понимает его мальчишеских потребностей, не участвует активно в жизни семьи (подобно тому, как вел себя отец в свое время) и нередко передает свои неизжитые опасения ребенку.

При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощущению своей никчемности, неопределенности чувств, желаний.

В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне: "Я гуляла в зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на меня и съел" (отражение, связанных со страхом смерти, страхов нападения и животных у девочки 6 лет), "Меня проглотил крокодил" (мальчик 6 лет). Символом смерти является вездесущая Баба Яга, которая во сне гоняется за детьми, ловит их и бросает в печку (в чем и преломляется, связанный со страхом смерти, страх огня).Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте.

Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям: "Я поднимаюсь по лестнице, спотыкаюсь, начинаю падать со ступенек и никак не могу остановиться, а бабушка, как назло, вынимает газеты и ничего не может сделать", - говорит девочка 7 лет, отданная на попечение беспокойной и больной бабушке.

Мальчик 6 лет, имеющий строгого отца, который готовит его к школе, рассказал нам свой сон: "Иду я по улице и вижу, как навстречу мне идет Кощей Бессмертный, он отводит меня в школу и задает задачу: "Сколько будет 2+2?" Ну, я, конечно, сразу проснулся и спросил маму, сколько будет 2+2, снова заснул и ответил Кощею, что будет 4". Страх ошибиться преследует ребенка даже во сне, и он ищет поддержки у матери.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть - это неизбежный факт его биографии.Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Страх смерти - своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению.Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя и в последующем - родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с 8 месяцев жизни, то есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления.По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.

Последние 6 страхов наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста. Они, как и ранее перечисленные, имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным угрозам для жизни. Это и оправдывает данное нами определение страха как аффективно заостренного инстинкта самосохранения.

При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. Так, девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться.Главным же было то, что она панически боялась умереть во сне, как хомячок, поэтому не могла заснуть одна, испытывая от волнения спазмы в горле, приступы удушья и частые позывы в туалет. Вспомнив, как мать однажды сказала в сердцах: "Лучше бы мне умереть", девочка стала бояться и за ее жизнь, в результате чего мать была вынуждена спать вместе с дочерью.

Как мы видим, случай с хомячком пришелся как раз на возрастной максимум страха смерти, актуализировал его и привел к непомерному разрастанию в воображении впечатлительной девочки.

На одном из приемов мы наблюдали капризного и упрямого, по словам матери, мальчика 6 лет, который не оставался один, не переносил темноты и высоты, боялся нападения, того, что его украдут, что он потеряется в толпе. Медведя и волка он опасался даже на картинках и из-за этого не мог смотреть детские передачи. Полную информацию о его страхах мы получили из бесед и игр с самим мальчиком, так как для матери он был просто упрямым ребенком, не подчиняющимся ее приказаниям - спать, не хныкать и держать себя в руках.Анализируя его страхи, мы хотели понять, чем они мотивированы. О страхе смерти специально не спрашивали, чтобы не привлекать к нему лишнего внимания, но данный страх мог быть безошибочно "вычислен" из комплекса связанных с ним страхов темноты, замкнутого пространства, высоты и животных.

В темноте, как и в толпе, можно исчезнуть, раствориться, пропасть; высота подразумевает опасность падения; волк может загрызть, а медведь - задавить. Следовательно, все эти страхи означали конкретную угрозу для жизни, необратимую потерю и исчезновение себя. Почему же мальчик так боялся исчезнуть?Во-первых, из семьи год назад ушел отец, исчезнув, в представлении ребенка, навсегда, поскольку мать не разрешала встречаться с ним. Но нечто подобное было и раньше, когда тревожно-мнительная по характеру мать чрезмерно опекала сына и всячески стремилась не допускать на него влияния решительного отца. Тем не менее, после развода ребенок стал более неустойчивым в поведении и капризным, временами "без причин" повышенно возбудимым, боялся нападения и перестал оставаться один. Вскоре в полную силу "зазвучали" другие страхи.Во-вторых, он уже "исчез" как мальчик, превратился в беззащитное и пугливое существо без пола. Его мать обладала, по ее же словам, мальчишескими чертами поведения в детстве, да и сейчас она считала свою принадлежность к женскому полу досадным недоразумением. Как и большинство таких женщин, она страстно хотела иметь дочь, отвергая у сына мальчишеские черты характера и не принимая его как мальчика. Свое кредо она выразила раз и навсегда так: "Я вообще не люблю мальчиков!".Вообще - это значит, что она не любит всех представителей мужского пола, так как считает себя "мужчиной", зарабатывая к тому же больше, чем бывший муж. Сразу после вступления в брак она как "эмансипированная" женщина развернула непримиримую борьбу за свое "женское достоинство", за право единолично распоряжаться в семье.Но на подобную роль в семье претендовал и муж, поэтому между супругами началась борьба. Когда отец увидел бесперспективность своих попыток повлиять на сына, он ушел из семьи. Именно тогда, когда у мальчика развилась потребность в идентификации с мужской ролью. Роль отца стала играть мать, но поскольку она была тревожно-мнительной и воспитывала сына, как девочку, то результатом этого было только увеличение страхов у "феминизированного" мальчика.Недаром он боялся, что его украдут. У него уже "украли" активность, самостоятельность и мальчишеское "я". Невротическое, болезненное состояние мальчика словно подсказывало матери, что ей нужно перестроить себя, но она упрямо не считала нужным это сделать, продолжая обвинять сына в упрямстве.Через 10 лет она снова пришла к нам - с жалобами на отказ сына посещать школу. Это было следствием негибкости ее поведения и неумения сына общаться со сверстниками в школе.

В других случаях мы сталкиваемся с боязнью ребенка опоздать - в гости, в детский сад и т. д. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: "А мы не опоздаем?", "А мы успеем?", "А ты придешь?".Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок "эмоционально перегорает" до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.

Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.

Обоим родителям свойственны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу - "все или ничего". Как и отцы, мальчики не уверены в себе и боятся не оправдать внушенных завышенных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой мальчишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего.Навязчивый страх опоздать - это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.

Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов.

Вот что произошло с девочкой 6 лет, живущей с мнительной бабушкой. Однажды она прочитала (уже умела читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясенная столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его неоднократные "нарушения". Боялась оставлять пищу, ей казалось, что на ее поверхности находятся какие-то точки и пр.Охваченная страхом заразиться и от этого умереть, без конца мыла руки, отказывалась, несмотря на жажду и голод, пить и есть в гостях. Появились напряженность, скованность и "уверенность наоборот" - навязчивые мысли о предстоящей смерти от случайного употребления зараженной пищи. Причем угроза смерти воспринималась буквально, как нечто вероятное, как кара, наказание за нарушение запрета.Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенным со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности, подкрепленной беспокойной и во всем опекающей бабушкой.

Если не брать таких клинических случаев, то страх смерти, как уже отмечалось, не звучит, а растворяется в обычных для данного возраста страхах. Тем не менее, лучше не подвергать психику эмоционально чувствительных, впечатлительных, нервно и соматически ослабленных детей дополнительным испытаниям вроде операции по удалению аденоидов (есть консервативные способы лечения), болезненных медицинских манипуляций без особой необходимости, отрыва от родителей и помещения на несколько месяцев в "оздоровительный" санаторий и т. п. Но это не означает изоляции детей дома, создания для них искусственной среды, устраняющей любые трудности и нивелирующей собственный опыт неудач и достижений.

Энциклопедия практической психологии "Психологос"

опубликовано 23/01/2014 13:59обновлено 23/01/2014— Педагогика и психология

lib.komarovskiy.net

Что делать, если ребенок всего боится? Советы психолога | Дети и родители | Здоровье

Стоит ли оберегать чадо от всех возможных страхов или заставлять преодолевать боязнь, несмотря ни на что? Рассуждает Анна АРУТЮНЯН, психолог-консультант.

Страх или каприз?

- Детские страхи - не всегда однозначно зло. Справляясь с ними, ребёнок приобретает опыт, учится преодолению, взрослеет. Но объём и сила страхов должны быть посильны для психики конкретного ребёнка, иначе это выльется в психическую травму, которая испортит ему жизнь, когда он вырастет. И тогда даже специалисту нелегко будет установить, откуда возникли проблемы со здоровьем, неврозы, бессонница.

Где этот переносимый предел, могут подсказать знание закономерностей развития ребёнка и здравый смысл самих родителей, хорошо знающих своего отпрыска. Если ребёнок боится засыпать без света или оставаться один, не нужно упираться и заставлять его спать в темноте, запирать дома одного - только потому, что ему уже исполнилось 8 лет и других детей-ровесников это не пугает. Так вы превратите его в невротика. Важно понять, реально ли ребёнок боится или он так манипулирует родителями. Например, потому, что ему хочется больше внимания и почаще быть с мамой. Если это так, надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Но при этом уделять ему достаточно внимания. Ни один родитель никогда не сможет удовлетворить все потребности ребёнка - ему нужно научиться самостоятельности.

Важно понять причину. Есть реальный страх чего-то конкретного, а есть тревога, ни с чем на первый взгляд не связанная. Постарайтесь вспомнить вместе, что могло её вызвать - страшный мультфильм, происшествие в школе, на улице. Страх может возникать при недостатке информации. А пробел заполняется страшилками. Таково свойство психики: думать сначала о плохом. Вспомните самих себя. Если ребёнок задержался из школы, мы сразу начинаем думать, что его сбила машина или напали хулиганы. А то, что он с друзьями хорошо проводит время, почему-то в голову не приходит.  

Виноваты родители?

Часто сами родители - авторы страхов у своих детей. Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу, пытаясь приучить его к режиму. Или когда, вроде заботясь о безопасности, мы говорим ребёнку: «Не делай так, я боюсь, ты упадёшь, порежешься, обожжёшься...»

Предупреждаем: «Этот мальчик  хулиган». Понаблюдайте за собой: часто ли вы грозите малышу, что за непослушание его заберёт Баба-яга, чужой дядя. Если да, то потом не стоит удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам или не может оставаться один. Не проявляйте при детях неуверенности в своих силах, старайтесь как можно реже говорить: «Я боюсь...».

Многие детские страхи сами проходят со временем. Но есть дети, которые в силу характера не делятся страхами с родителями, загоняют их внутрь. Страхи накапливаются, растёт тревога, и это создаёт почву для формирования будущего невроза.

Инфографика Яны Лайковой / АиФ

Юлия Борта

www.aif.by

Как научить ребенка не бояться? Детские страхи.

Здравствуйте!

Сегодня поговорим про детский страх и как научить ребенка не бояться. Для начала важно понять, что страх – это абсолютно нормальное (в большинстве случаев) внутреннее эмоциональное состояние, которое время от времени испытывают как дети, так и взрослые. 

Но страхи бывают разные. Самый сильный базовый страх любого ребенка –  быть оставленным родителями, ненужным им, нелюбимым. Этот детский страх сравним по силе со страхом смерти.

К сожалению, многие из нас в моменты собственной слабости и бессилия используют этот детский страх, желая добиться от ребенка послушания.

Кто из нас не слышал этих традиционных родительских угроз:

«Будешь так вести себя, отдам дяде-полицейскому!»

«Сейчас тебя собака съест!»

«Будешь грызть ногти, отвезу в больницу и отдам врачам!»

«Будешь ходить по лужам, заболеешь и умрешь!»

«Будешь так кричать и шуметь, баба-яга заберет!»

«Если ты сейчас же не прекратишь, я уйду и оставлю тебя одного!»

Дальше еще ярче и эмоциональнее:

«Ты меня в могилу сведешь!»

«Ты что, хочешь моей смерти?!»

Эффект от такого проявления нашей слабости обычно печальный.

Краткосрочный – ребенок плачет, жмется к нам, устраивает истерику.

Долгосрочный – при слабой нервной системе —  у ребенка «откуда-то» возникают особенно упорные страхи. При сильной нервной системе — ребенок научается легко врать и сочинять.  Он ведь теперь знает, что это нормально — добиваться ложью своей цели. И тогда просто бессмысленно говорить ему, как это важно — быть честным… Свой урок «честности» он уже получил. 

Какие еще детские страхи встречаются часто?

Страх воды (купаться, мыть голову), страх вымышленных существ (домовой, баба-яга и тд), страх темноты, страх остаться одному, страх других людей (врачей, например), животных, насекомых. Часто эти страхи не имеют под собой реального основания. Но от этого само чувство страха, испытываемое ребенком совсем не вымышленное, а сильное и настоящее.

У детей постарше (подростков) нередко бывают страхи выступления перед аудиторией, общения, проявления себя на людях.

И конечно, страх бывает в ситуации реальной угрозы (страх взрывов во время войны, страх зверей в темном диком лесу, страх другого человека, когда он действительно несет опасность, страх высоты, страх воды (боязнь утонуть) и т.д.)

И третья группа страхов, о которой нельзя не упомянуть – это детские страхи при психических заболеваниях. В этом случае ребенок слышит голоса, которые говорят что-то про него или между собой и видит что-то, чего нет на самом деле (галлюцинации). В этом случае лучше не медлить, а обратиться к специалисту. Но даже в этом случае, часто мы имеем дело с особенно бурной детской фантазией. Но подстраховаться, все- таки, стоит.

К счастью, большинство  детских страхов  обычно проходят сами.

Но зачастую именно наша реакция усугубляет ситуацию и не позволяет ребенку преодолеть, перерасти свой страх.

Общаясь с родителями, я часто чувствую их сильное беспокойство, если ребенок проявляет страх. То есть, мы сами испытываем страх детского страха, как ни странно это звучит. Мы боимся, что с нашим ребенком что-то не так.

Например, недавно я наблюдала, как одна мама общалась с испуганной дочкой.  Девочка боялась идти одна из своей комнаты в туалет. И просила маму пойти с ней. А мама испытывала сильное раздражение и недовольство ребенком.  Ей искренне казалось, что такое поведение дочки — это «дурь и блажь», которое не стоит воспринимать всерьез. Она называла это недопустимой слабостью. В результате, ее реакция была такая:

«Иди быстро! Не позорься».

«Там нечего бояться. Что за бред?!»

«Если ты сейчас же не пойдешь, я уйду и не буду больше читать тебе».

«Если ты сейчас же не пойдешь, я все расскажу папе! И тебе будет стыдно…»

И это не редкая ситуация, а очень частая реакция родителей.

Ведь когда ребенок неожиданно начинает проявлять свой страх, это каким-то образом всегда ограничивает нас самих, нашу жизнь. Например, теперь ребенок спит только в нашей родительской кровати, или  соглашается спать только с открытой дверью, или плачет и бесконечно жмется к нам в ожидании защиты от мнимых опасностей.

Чувства, которые мы испытываем в этот момент – это непонимание (нежелание понять), раздражение, злобу, страх, что с ребенком что-то не так и что наша жизнь теперь изменится.

В результате наши действия приводят к тому, что детский страх усиливается многократно и продлевается надолго. В случае же, если мы преодолеваем себя и ведем себя правильно, детские страхи проходят быстро.

Какие же есть правила нашего поведения, помогающие ребенку перестать бояться?

1. Помогаем ребенку понять, что страх – это нормальная эмоция, которую время от времени испытывают все. Говорим об этом, приводим примеры, в которых обязательно страх в конце концов побежден.

 2. Бесполезно уговаривать ребенка: «Не бойся, там ничего нет» или «Не бойся, это просто водичка». Ребенок все равно будет продолжать бояться. Нужно помочь ребенку познакомиться со своим страхом.  Пусть он расскажет Вам в красках, со всеми подробностями чего именно он боится. Какими бы абсурдными не казались Вам эти фантазии, будьте серьезны и задавайте ребенку наводящие вопросы, например:

«Где живет это существо? Какого оно размера, цвета? Чем оно опасно? А что оно хочет? И какие у него есть хорошие черты? И т.д.»

Ошибка многих родителей в том, что мы смеемся над детскими страхами, не считаем нужным говорить об этой ерунде, побуждая этим ребенка замкнуться в себе вместе со своим страхом…

Если ребенку сложно говорить об этом, попросите его нарисовать или слепить то, чего он боится, и потом поговорите с ним об этом. Или пусть расскажет сказку о своем страхе.

Помните, какие страшилки мы придумывали и рассказывали в детстве (про темную комнату, красную руку и т.д.)? Они выполняли именно эту роль — таким образом, дети выражают свои страхи, выплескивают их наружу. Туже самую роль играют и фильмы ужасов.

  1. Позволяем ребенку испытывать страх, проживать его, находясь рядом и поддерживая.
  2. Если ребенок испытывает страх в ситуации реальной опасности, то важно проигрывать пугающее событие и вместе тренировать способы преодоления опасности. Например, если ваш город бомбят во время войны и ребенок боится взрывов, то важно говорить с ним об этом (о том, как вы будете действовать, когда начнутся взрывы) и реально готовиться к этой ситуации (например: лечь на землю, прикрыв голову руками, добежать до убежища, подумать и приготовить вместе необходимые вещи, чтобы в случае возникновения опасности не тратить время на сборы и т.д.)

Или, если ребенок боится собак, бесполезно говорить ему: «Собака добрая, тебе нечего бояться. Смотри, какая она маленькая!». Лучше рассказажите ребенку как вести себя правильно, чтобы собака не набросилась (не поворачиваться к ней спиной, не бежать и т.д.). И потренируйтесь вместе.  Ребёнок должен понимать реальность: собаки бывают разные, иногда они, и правда, могут укусить.

И конечно, важно не показать свой страх, потому что ребенок в своих чувствах ориентируется, прежде всего, на нас. А для этого помогайте себе также как и своему ребенку. Не боритесь со своим страхом, признайте его, попробуйте ощутить в теле, где Ваш страх расположен. Тогда напряжение уменьшится, просто от того, что психике не приходится выворачиваться наизнанку.

Таким образом, Ваш ребенок получит бесценный опыт переживания страха.

  1. Ни в коем случае не стыдите ребенка, не называйте трусом и даже трусишкой:). И не рассказывайте о его страхе другим людям в присутствии ребенка.

Дорогие родители, такое наше поведение приведет не только к снижению интенсивности страха, но и к  сближению с ребенком, большему пониманию и доверию между вами!

А чего боится или боялся Ваш ребенок? Делитесь своими мыслями и опытом в комментариях к этой статье!

Автор - Елена Шевченко Практикующий психолог, коуч, автор книг и ведущая тренингов для родителей. Проводит консультации в г. Москве и г. Воронеже или по Skype из любого города или страны. Чтобы договориться о консультации, пишите на почту [email protected] или в скайп: El.Shev.

myhappykid.ru

Если ребенок всего боится: что делать?

Все мы чего-то боимся. И, зачастую наши страхи именно родом из детства, а не со взрослой жизни. И наши родители когда-то не сумели понять нас, поэтому, если ребенок чего-то боится, тех же чудовищ или призраков, то ему можно и нужно помочь.

Дети каждый день открывают мир, они живут воображениями, поэтому, все что они видят может привести к формированию страшных картин в голове. Так появляется боязнь темноты и затаившихся в ней чудовищ. Дети боятся разных вещей, и с взрослением их страхи меняются, меняется их интенсивность. И нет лучшего способа преодоления страхов, нежели время. И, если еще вчера вашего ребенка пугал самый простой парковый аттракцион, то пройдет некоторое время, и такая забава покажется ему даже скучноватой…

Для того, чтобы помочь ребенку справиться со своими страхами, родители должны выбрать правильную тактику. Иначе, его детские страхи останутся с ним на всю его жизнь.

«Врага» нужно знать в лицо

Если ребенок чего-нибудь боится, с ним следует поговорить. Беседа – лучший способ успокоить ребенка. Пусть он поделится страхами, пусть назовет их по имени. Также, следует попросить, чтобы малыш объяснил, почему он боится, что он чувствует. И родителям в ответ следует показать свое беспокойство, когда малыш обсуждает свои страхи, рассказать о страхах своих, посочувствовать. Такой разговор даст понять ребенку, что вы на его стороне, беспокоитесь за него, за его чувства, а также поспособствует укреплению связи между вами.

Правильные слова

Очень важно, чтобы вы говорили правильные слова своему чаду. Такие фразы, как «Перестань, это глупости», «Не бойся», «Смотри, твой друг не боится», «Я не боюсь» и т.д. не так подействуют на ребенка, как вам бы этого хотелось. Боятся он не перестанет, а вот рассказывать вам о своих страха больше не будет. Лучше расскажите, что бояться – это нормально. Что каждый человек в своей жизни чего-то боится. Похвалите ребенка за то, что он поделился своими опасениями и попросил о помощи.

Игнорировать – табу

Игнорировать страхи ребенка, даже если они вам кажутся несущественными, ни в коем случае нельзя. К примеру, ребенку страшно оставаться с няней, вашей подругой или соседкой, а вам срочно нужно уйти. Пожалейте малыша, поговорите с ним, пусть объяснит свой страх, пусть расскажет, чего он боится. Покажите своему отпрыску, что и сами тоже имеете некоторые опасения, поищите вместе альтернативу. Не заставляйте малыша делать что-то, что вызывает у него страх. И, если он боится воды, не толкайте его в бассейн, боится собаки – не подводите его к ней, пусть пройдет определенное время, он страх этот перерастет.

Воспринимаем все всерьез

Если вы будете смеяться над детскими страхами, хуже того, насмехаться и пренебрегать опасениями ребенка, то такое ваше поведение не только не поможет малышу справится со своей боязнью чего-либо, а и наоборот, усугубит эту проблему, увеличит его страх, снизит самооценку, и приведет к образованию фобий. Избавиться от боязни ребенок сможет только благодаря любви и заботе своих близких, а не насмешкам и пренебрежению.

Храбрость и смелость — семейная черта

Если вы сами будете храбрым и смелым, то ваш ребенок будет стараться походить на вас. Вы будете для него примером для подражания. И, если чего-то боитесь вы, то этого будет избегать и малыш, а вот то, что абсолютно не пугает вас, будет казаться безопасным и для вашего отпрыска.

Страшилки детям не игрушки

Дети вообще не должны видеть и слышать ничего страшного, потому что им очень трудно различить реальность от фантазии. И, если даже Колобок может стать для ребенка самым страшным монстром, то что можно говорить о других, менее симпатичных персонажах. Мультфильмы со страшилками, книги о чудовищах, телешоу, фильмы ужасов – все это ребенок не должен видеть. Кроме того, следует объяснять малышу разницу между реальной жизнью и жизнью героев телеэкрана.

Если ребенок боится темноты, пройдите вместе с ним по всему дому, заглядывая в каждый уголок, под кровати и кресла, в шкафы и даже под паласы. Включите везде свет, чтобы показать, что никого кроме вас в доме нет. Если малышу страшными кажутся какие-либо звуки, придумайте интересную и смешную причину этих звуков, не высмеивая ребенка, не игнорируя его страх, а поддерживая и оказывая заботу. И, помните, что все это у малыша вскоре пройдет. Вам лишь нужно, чтобы детские страхи не переросли в фобии и не испортили ребенку дальнейшую жизнь.

Просмотров: 4009 / 1016

www.azbykamam.ru