Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития. Онр 3 уровня в 5 лет как вытащить ребенка
Дети с ОНР 3 уровня – характеристика, процесс обучения
Вашему малышу логопедом поставлен диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Разумеется, это не особо радостное известие для родителей - за исключением тех случаев, когда изначально уровень был ниже. Как развиваются дети с ОНР, на какие его особенности должны обратить внимание родители, и самое главное – сможет ли учиться такой ребенок в обычной школе? Эти вопросы очень актуальны сегодня – ведь, к сожалению, диагноз ОНР 3 уровня дети-дошкольники имеют достаточно часто (по некоторым данным, до 40%).
В одной из предыдущих статей мы описывали все четыре уровня ОНР. Давайте вспомним краткие характеристики детей каждого уровня:
- Первый уровень – безречевой. Дети пользуются лепетными словами и предложениями из 2-4 слов;
- Второй уровень – это зачатки правильной речи, когда малыш пробует произнести многие слова, сильно искажая их. Не использует склонения по родам и падежам, путает множественное и единственное число;
- Третий уровень – это фразовая речь, в которой ребенок допускает много ошибок. Дошкольник охотно общается только в присутствии близких людей, стесняясь делать это самостоятельно;
- Четвертый уровень – это незначительно измененная речь, в которой присутствуют перестановка звуков или слогов, затруднения при выговаривании отдельных букв и произнесении сложных слов.
Давайте теперь подробнее рассмотрим, какие проблемы с речью характерны для детей с ОНР 3 уровня.
ОНР 3 уровня: характеристика детей
Прежде всего, нужно напомнить родителям, что ОНР потому так и называется, что у ребенка существуют общие проблемы с речью – не только со звуковой ее стороной, но и со смысловой. Так что если ребенок не произносит какие-либо звуки, само по себе это не является диагнозом ОНР. Логопед при обследовании ребенка будет обращать внимание на лексику, грамматику и фонетику одновременно.
Дети в школе могут испытывать трудности с чтением и письменной речью. Дисграфия и дислексия – частые спутники ОНР. Поэтому коррекцию речи дошкольника нужно начинать как можно раньше, и обычных логопедических групп при детских садах здесь, как правило, недостаточно. Потребуются регулярные занятия.
Для третьего уровня могут быть характерны сложности с произнесением не только шипящих и свистящих звуков, но и соноров и аффрикат. Один звук при этом заменяет два или более. Речь у детей с 3 уровнем ОНР гораздо более связная, чем у детей предыдущих уровней, и ребенок вполне может составить рассказ по предложенной ему сюжетной картинке или рассказать о своей семье и событиях из жизни. При этом дошкольник пользуется различными частями речи и пытается построить сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. Его словарный запас достаточно большой. Однако ошибок у детейвсе еще много.
Правильные предложения в речи такого ребенка могут соседствовать с неправильными – в зависимости от ситуации одна и та же грамматическая форма может изменяться. Много ошибок дети допускают в вопросах согласования и управления. Например, неправильное употребление существительных во множественном числе («ухи» вместо «уши», «роты» вместо «рты»), неверное согласование прилагательных и существительных («глубокая озеро»).
Несмотря на то, что словарный запас детей с ОНР 3 уровня обогащается за счет новых существительных и глаголов, они зачастую неверно или неточно их употребляют, подменяя одно понятие другим («стул» вместо «табуретка»).
Часто наблюдается затруднение в произношении многосложных слов («милисинер» вместо «милиционер», «висипед» вместо «велосипед»).
Родителям таких детейстоит следить и за своей речью, проговаривая слова правильно, и не пытаться говорить с ребенком на его языке, коверкая слова – пассивный словарь в этом возрасте гораздо больше, чем активный, и неправильно произносимые родителями слова запечатлеются в памяти ребенка именно в таком виде.
ОНР и школа
В какой школе будет учиться малыш, если ему поставлен диагноз ОНР 3 уровня? Для понимания проблемы стоит рассказать о некоторых особенностях дошкольников. Важной характеристикой детей с ОНР 3 уровня является то, что они понимают недостаточность своей речи и стесняются ее. Поэтому вступление в контакт с незнакомыми детьми и взрослыми у них затруднено. Это нужно всегда иметь в виду родителям, которые должны поощрять попытку дошкольника пообщаться с другими людьми. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы над ребенком смеялись и передразнивали его.
Дошкольники с ОНР отличаются плохой устойчивостью внимания и снижением памяти: им тяжело учить стихи, подолгу сосредотачиваться на одной задаче, или, наоборот, вовремя переключаться с одного объекта на другой. Поэтому они быстро утомляются и допускают ошибки при выполнении задач. Нарушение мелкой моторики рук – еще одна характерная особенность дошкольников. Их координация пальцев нарушена.
Тем не менее, дети с ОНР 3 уровня в школе могут обучаться в обычных, а не коррекционных классах, и уж тем более этот диагноз не является обоснованием для коррекционной школы. Правильно организованный распорядок дня, дополнительные занятия с логопедом и выполнение его рекомендаций помогут ребенку и родителям добиться правильной речи. Если вы не согласны с выставленным логопедом диагнозом, вы имеете право посетить другого независимого специалиста и получить его рекомендации.
Текст: Ольга Панкратьева
Оцените статью: lady7.net
ОНР 3 уровня - причины, симптомы, диагностика и лечение
Общее недоразвитие речи 3 уровня – умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц. Характеризуется наличием развернутой фразы, но речь аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормы. Уровень речевого развития устанавливается с помощью логопедической диагностики. Коррекция недоразвития речевых функций предполагает дальнейшую работу над связной речью, усвоением лексико-грамматических категорий, совершенствованием фонетической стороны речи. Выделение четырех уровней речевого развития вызвано необходимостью объединения детей с логопатологией в группы для организации специального коррекционного обучения с учетом тяжести речевого дефекта. ОНР 3 уровня в логопедии определяется как наличие развернутого фразового высказывания со специфическими лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Это более высокая ступень речевого развития по сравнению с ОНР 1 и 2 уровня. Однако все языковые средства еще недостаточно оформлены, чтобы считать их соответствующими норме, поэтому нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Такое расстройство речевых навыков может диагностироваться у дошкольников, начиная с 4-5-летнего возраста, и у младших школьников.
Причины ОНР 3 уровня
Факторы, вызывающие недостаточную сформированность речи, могут быть биологическими и социальными. Первые могут воздействовать на ребенка в разные периоды развития – от внутриутробного до младшего дошкольного возраста. Вторая группа факторов оказывает влияние на детскую речь уже после рождения.
- Биологические. К данной группе относятся негрубые, нетяжелые поражения ЦНС у ребенка, нарушающие регуляцию речевой моторики, слухового восприятия, ВПФ. Их непосредственными причинами могут выступать вредные привычки будущей мамы, токсикозы беременности, родовые травмы новорожденных, перинатальная энцефалопатия, ЧМТ, заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте и т. д. Логопедическим диагнозом у таких детей может быть дизартрия, алалия, афазия, заикание, а при наличии расщелин твердого и мягкого неба – открытая ринолалия.
- Социальные. Включают неблагополучное семейное и речевое окружение ребенка. Пережитые стрессы, отсутствие эмоциональных контактов между детьми и родителями, конфликтные ситуации в семье, педагогическая запущенность и синдром госпитализма тормозят развитие речи и неблагоприятно сказываются на психическом развитии. Другая возможная причина ОНР у ребенка – дефицит вербального общения (например, при наличии глухонемых родителей), многоязычное окружение, неправильная речь взрослых. Повышение уровня развития речи с 1-2 до 3-го может произойти в результате целенаправленного логопедического обучения.
Патогенез
Механизм несформированности речевой деятельности при ОНР тесно связан с первичным речевым дефектом. Этиологическим субстратом может служить органическое поражение речевых центров или черепно-мозговых нервов, патология периферических органов речи, функциональная незрелость ЦНС. Вместе с тем, у детей с третьим уровнем ОНР различного генеза наблюдаются общие типичные признаки, указывающие на системный характер нарушения речевой деятельности: элементы ЛГ недоразвития, ошибки звукопроизношения, искажение слоговой структуры сложных по звуконаполняемости слов, трудности звукового анализа и синтеза. Следует подчеркнуть, что при общем недоразвитии речи все эти недостатки возникают на фоне сохранного биологического слуха и интеллекта.
Симптомы ОНР 3 уровня
Основным новообразованием данного этапа становится появление развернутой фразы. В речи преобладают простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложные предложения практически отсутствуют. Может нарушаться структура фразы и ее грамматическое оформление: дети пропускают второстепенные члены предложения, допускают много аграмматизмов. Типичны ошибки в образовании множественного числа, изменении слов по родам, лицам и падежам, согласовании существительных с прилагательными и числительными. При пересказе нарушается последовательность изложения, опускаются элементы сюжета, обедняется содержание.
Понимание речи у ребенка с ОНР 3 уровня близко к возрастной норме. Трудности возникают при восприятии логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные, временные, причинно-следственные связи. Не всегда достаточно точно удается понимать значение сложных предлогов, приставок, суффиксов. Объем словаря на первый взгляд близок к норме, при составлении высказывания дети используют все части речи. Однако при обследовании выясняется недостаточное знание частей предметов, неразличение лексических значений многих слов (например, ребенок не может объяснить разницу между ручьем и рекой). Не сформирован навык словообразования – дети затрудняются в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.
Звуковое оформление речи значительно лучше, чем при ОНР 2 уровня. Тем не менее, сохраняются все виды фонетических дефектов: замены артикуляторно сложных звуков более простыми, дефекты озвончения и смягчения, искажения (сигматизм, ламбдацизм, ротацизм). Страдает воспроизведение слов со сложным слоговым составом: слоги редуцируются, переставляются местами. Отстает формирование фонематических процессов: ребенок испытывает сложности при выделении первого и последнего звука в слове, при подборе карточек на заданный звук.
Осложнения
Пробелы в развитии лексики, грамматики и фонетики имеют свои отдаленные последствия в виде специфических расстройств учебных навыков. У школьников может страдать запоминание вербального материала. Они не могут долго сосредоточиться на выполнении одной задачи или, наоборот, быстро переключиться на другой вид деятельности. Из-за недостаточности моторики рук, часто сопутствующей ОНР, формируется малоразборчивый почерк. У детей возникают трудности в овладении чтением письмом и учебным материалом в целом – как следствие, возникает дисграфия, дизорфография, дислексия, плохая успеваемость. При ОНР 3 уровня дети стесняются своего речевого дефекта, что становится причиной замкнутости, комплексов, коммуникативной дезадаптации.
Диагностика
Обследование ребенка с 3 уровнем ОНР состоит их трех диагностических блоков. Первый блок – медицинский, включает уточнение неврологического статуса, установление причин речевых проблем с помощью консультаций детских специалистов (педиатра, невролога, челюстно-лицевого хирурга и др.) и результатов инструментальных исследований (рентгенографии лицевого черепа, МРТ головного мозга, ЭЭГ). Второй блок – нейропсихологический – относится к компетенции детского психолога, предполагает оценку развития психических функций, когнитивных процессов, личностной сферы, общей и тонкой моторики. Третий блок – педагогический, проводится логопедом и включает обследование следующих сторон речи:
- Лексико-грамматической. Изучается словарь ребенка (предметный, глагольный, признаков, притяжательных местоимений, наречий). Оценивается умение подбирать антонимы и синонимы к словам, знание частей целого, уровень обобщения. При проверке уровня сформированности грамматики первоочередное внимание обращается на умение конструировать распространенные простые и сложные фразы, согласовывать члены предложения в числе, роде и падеже.
- Фонетической. Характер звукопроизношения уточняется изолированно, в слогах, словах и фразах. Выявляются виды произносительных нарушений: замены, нестойкое и недифференцированное употребление, искажения и смешения. У большинства детей обнаруживается нарушение 3-4-х и более групп звуков.
- Фонематической. Проверяется отраженное повторение пар или рядов слогов, различение оппозиционных фонем, умение выделять первые и последние звуки в словах. Для этого используется вербальный, картинный и игровой дидактический материал.
- Слоговой структуры. Определяется умение ребенка воспроизводить слова со сложной звуко-слоговой структурой. Выявляются дефекты звуконаполняемости, элизии, перестановки, антиципации, интерации, контаминации.
Связной речи. Исследуется на материале пересказа знакомого текста, составления рассказа по картинкам. При этом оценивается полнота, логическая последовательность изложения, умение передать главную мысль и содержание.
При логопедическом обследовании устной речи выявляются пробелы в сформированности всех речевых компонентов, в первую очередь, лексико-грамматических и фонетико-фонематических. ОНР 3 уровня дифференцируют с более низким (вторым) и более высоким (четвертым) уровнем речевого развития, системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении.
Коррекция ОНР 3 уровня
Для проведения коррекционной работы в ДОУ организуются логопедические группы компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате. В рамках коррекции ОНР третьего уровня решаются следующие задачи:
- Усвоение грамматических норм языка. Ребенка учат грамотно строить простую распространенную фразу с опорой на вопрос логопеда и схему, использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Уделяется внимание правильному согласованию слов в родо-падежно-числовых формах.
- Обогащение лексики. Проводится в процессе изучения различных лексических тем. Расширение словаря достигается путем усвоения обобщающих понятий, признаков, действий, частей и целого предметов, синонимов и антонимов. Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и приставок, изучению значения предлогов, отражающих пространственное расположение предметов.
- Совершенствование фразовой речи. Развитие речи предусматривает формирование умения развернуто отвечать на вопросы, составлять рассказы по иллюстрациям, пересказывать тексты, описывать события. Вначале используется вопросно-ответная методика, схема рассказа, затем ребенок самостоятельно планирует свое повествование.
- Развитие произносительных навыков. Включает уточнение артикуляционных укладов, звукопостановку и автоматизацию трудных фонем. Большое внимание уделяется слуховой дифференциации смешиваемых звуков. При работе над фонематическим восприятием ребенка учат различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
- Подготовка к обучению грамоте. Пропедевтическая работа осуществляется с целью последующего успешного освоения навыков чтения и письма. Для этого ребенка обучают звуковому и слоговому анализу (умению выделять заданные звуки и слоги, ударные гласные) и синтезу (придумывать слова с нужным звуком), преобразовывать прямые и обратные слоги друг в друга. На этом этапе образ звука (фонему) стараются соотносить с образом буквы (графемой).
Прогноз и профилактика
Дети с 3 уровнем речевого развития обучаются в обычных общеобразовательных школах, однако могут испытывать значительные учебные трудности, в связи с чем должны продолжать заниматься на школьном логопунгкте. Правильно организованный речевой режим, регулярные занятия с логопедом и точное выполнение всех его рекомендаций помогут ребенку добиться чистой и правильной речи. Предупредить отставание в речевом развитии помогает профилактика перинатальных и ранних постнатальных поражений ЦНС, благоприятная речевая среда и семейная обстановка, в которой растет ребенок. Для своевременного выявления речевых дефектов необходимо обязательно посетить логопеда в возрасте 2,5-3 лет.
www.krasotaimedicina.ru
ОНР 1, 2, 3, 4
Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.
Отличительные признаки ОНР:
- Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
- Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
- Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.
Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.
Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.
Читайте также: Логопедические занятия и упражнения при сенсорной алалии
Общее недоразвитие речи 1 уровня
Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».
В чем проявляется:
- Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка — это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
- Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
- Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
- При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
- Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.
Общее недоразвитие речи 2 уровня
Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.
На что обратить внимание:
- Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
- Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
- Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
- Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
- Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
- Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
- Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
- Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
- Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).
Читайте также: Формирование математических представлений у дошкольников
Общее недоразвитие речи 3 уровня
Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.
Проблемные точки:
- Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
- Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
- Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
- Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
- Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
- Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
- Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
- Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
- Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.
Общее недоразвитие речи 4 уровня
Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.
Характерные признаки:
- Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
- Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
- Еще характерная ошибка — неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
- Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
- Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).
Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.
karkusha.su
Общее недоразвитие речи ребенка 3 уровня (ОНР)
Многие родители сталкиваются с речевыми отклонениями у своих детей. Такой проблемой является и общее недоразвитие речи 3 степени. Чтобы понять, что это такое, следует разобраться и в том, чем примечательны другие степени, а уже после этого понять, как их отличать и какие речевые дефекты им свойственны.
Характеристика проблемы
ОНР – это такое речевое повреждение, при котором у деток с нормальным слухом и сравнительно хорошей памятью наблюдается плохое развитие синтаксических, грамматических и фонетических компонентов речевой системы.
Это обусловлено тем, что все составляющие речи развиваются в узкой взаимосвязи, и если какой-либо компонент не получил достаточного роста, то происходит сбой в прогрессировании всей речевой системы. Речь детей на 3 стадии ограничена, а формы слов, которые они употребляют в повседневной жизни – неправильные.
Дошкольники не сильно понимают, для чего необходимо проходить обучение разговорной речи, поскольку это даётся слишком трудно, а в некоторых моментах кажется скучным. Поэтому устная речь сильно нарушена, с ограниченным словарным запасом, включающим в себя малое количество прилагательных и слов определений. Зачастую она становится непонятной. Повествование от первого лица, без которого не происходит полного усвоения изучаемого материала, является трудной задачей, а иногда и невозможной.
В чем различия уровней?
Речевые дефекты 3 уровня являются одними из самых распространённых среди современных дошкольников. Это обуславливается тем, что зачастую такой диагноз ставят детям в возрасте 5 лет. В этот период развития малыш уже осваивает ходьбу и делает много самостоятельных движений, которые закрепились в памяти. Теперь приоритетом становится разговорная речь. Из-за нарушений ассоциативного ряда, а также по причине общего непонимания простых правил в речевой постановке, ребёнок часто говорит несвязно, с ошибками в построении словесных форм, и заменяя одно на другое.
ОНР 1 уровня значительно отличается от ОНР 3 степени. Первый стадия недоразвития подразумевает несвязную речь. Дети разговаривают исключительно лепетом, иногда проскальзывают несложные слоги. Он характеризуется маленьким словарным запасов, резерв которых составляет не более 20-25 слов. Понятия грамматики, синтаксиса и фонетики отсутствуют.
Второй уровень отличается от первого тем, что словарный резерв обогащается, становится значительно больше. Однако такие дети все ещё неправильно составляют слова, их формы. Из-за активного развития ассоциативного ряда, они заменяют одни слова другими так, как считают правильным. Помимо этого, замечается укорачивание слов, чаще всего профессий. Дети заменяют длинное, сложное для них слово родом деятельности. Например: доктор или ветеринар – лечит, учительница – учит, танцовщица – пляшет. Ещё плохо развиты грамматическое и синтаксическое построение речи, некорректно работает слуховое восприятие слов, в особенности незнакомых или сложных к пониманию. В отличие от ОНР 3 уровня, словарный запас ещё не располагает достаточным количеством существительных, глаголов, и, в особенности прилагательных – их меньше всех.
Причины
В период взросления и развития ребёнок начинает говорить свои первые слова. Они односложные, не всегда правильно построены, но даже этому молодые родители начинают радоваться. В силу возраста словарный запас ограничивается несколькими короткими фразами, состоящими из слов. Не стоит забывать, что помимо развития речевого аппарата, малыш осваивает навыки хождения. В процессе формирования это становится приоритетным заданием, поэтому разговорная речь отходит на второй план.
Поскольку ребёнок ещё маленький, для него многофункциональность в задачах является сложной. Поэтому то, что важно – переходит на первый план. И это не всегда общение. Из-за этого получается так, что малыш может длительное время молчать, уделяя своё внимание усвоению других навыков: ходить, самостоятельно кушать, и, главное, познавать этот мир. В таких случаях родители начинают паниковать, ведь раньше чадо, хоть и лепетом, но произносило слова, а сейчас молчит. Это вовсе не проблема.
Дети в раннем возрасте впитывают весь материал, который предоставляют им родные, но многое может быть сложным к осмыслению, поэтому такие слова уходят на второй план. Необходимо как можно чаще общаться с малышом, описывать действия, рассказывать о предметах и попутно называть их. Такая форма общения поможет ребёнку накопить определённый словарный резерв, которые в дальнейшем он станет использовать.
Диагностика
Чаще всего проблемы с речью появляются в четырехлетнем возрасте. Специалист проводит диагностику и выделяет основные проблемы речевого развития:
- Позднее развитие. Первые слова ребёнок начинает говорить к трём-пяти годам.
- Грамматический строй. В речи малыша наблюдаются большие ошибки в построении слов.
- Структура речи. Речь ребёнка плохо структурирована.
- Выражение своих мыслей. Малыш плохо выражает свои мысли, не может выстроить связной текст из-за непонимания поставленной темы или вопроса.
- Речь. В разговоре мало понятных слов, высказываний, часто ребёнок разговаривает невнятно.
Выделение основных проблем может служить причиной для установки диагноза. После такой проверки проводят уже более точную диагностику, во время которой определяется уровень недоразвития.
Существуют разные категории деток, у которых:
- Отсутствует устная речь и ее восприятие;
- Задержка в развитии речи из-за психических расстройств;
- Нарушено произношение звуков;
- Не выражены причины задержки в речевом развитии.
Часто такие проблемы могут быть из-за неправильного развития ещё в утробе матери, а также получены во время родов, из-за травм.
Коррекция речи
Коррекционное обучение деток, у которых наблюдается третья стадия речевых отклонений, предусматривает:
- Дальнейшее улучшение речи, обучение лексике и грамматике;
- Улучшение артикуляции;
- Изучение фонетики;
- Изучение слогов и ассоциативного ряда ребёнка;
- Повышение грамотности речи.
Из-за появившихся в речи прилагательных, есть большие шансы на улучшение качества построения предложений и на их количественный состав с помощью определений. Ребёнку помогают в изучении стиля предложений, чтобы он при прослушивании мог выявить, какого рода прилагательные в тексте, а также отличить окончания в словах женского, мужского или среднего родов.
После занятий по конструкции обычных предложений, переходят к работе над построением сложных форм, в которых употребляются союзы «и», «а». Детей учат правильно определять последовательность событий и давать словесную формулировку. Во время занятий на составление сложных предложений рекомендуется делать задания по типу вопрос-ответ. Для более эффективного обучения можно использовать картинки и действия.
В материалах для работы должны находиться исключительно те глаголы, существительные и прилагательные, значения которых известны малышу. Дети учатся запоминать последовательность действий и применять полученные знания на практике, используя при этом ранее освоенные лексические и грамматические формы.
Для последующих занятий на улучшение разговорной речи путём повествования используются задания на составление разных рассказов. Если уровень развитости речи почти соответствует норме, то используются задания на разные пересказы: выборочный и краткий, а также даются творческие задания.
Во время обучения пересказу, рекомендуется давать различные задания на улучшения качества речи. К таким относят:
- Повествование от первого лица;
- Использование эпитетов в определенных формах слов;
- Вести рассказ с учетом времени: будущего, настоящего или прошлого;
- Использовать степень сравнения в прилагательных;
- Использовать уменьшительно-ласкательные слова и другие словоформы.
Работа по повышению количества слов у ребёнка и обучению синтаксису и грамотному построению речи тесно переплетается с тренировочными заданиями по улучшению артикуляции, а также с работой в улучшении произношения звуков. Детей учат узнавать на слух слова разной длины, запоминать их и составлять слоги из правильно произнесённых звуков.
Упражнения для домашних занятий
Кроме занятий с логопедом рекомендуется практиковаться и на дому. С помощью небольших уроков можно значительно улучшить речь в небольшой промежуток времени. Важно не переутомлять ребёнка, поскольку в дошкольном возрасте он неусидчивый. Такие занятия помогут выработать терпение, которые пригодится при поступлении в школу.
Карточки и игры улучшают визуальное восприятие ребёнка, развивают речь. Лучше всего выбирать картинки с определениями конкретных действий, движений. Малыш должен научиться идентифицировать те или иные предметы по их признакам. Хорошо подойдут упражнения:
- Части моего тела. Ребёнок выучит новые определения, а также узнаёт, как называются части тела. Для лучшего понимания темы, родителям рекомендуется уточнять, для чего нужна каждая часть и какую функцию она выполняет.
- Предметы одежды. Малыш расширяет свой кругозор и узнаёт о том, какая есть одежда. Для развития темы, можно объяснять ребенку, на какую часть тела следует надевать тот или иной предмет одежды.
- Бытовые предметы. Ребёнок учит новые слова и запоминает предметы быта. Для того чтобы выстроить ассоциативный ряд, следует объяснять малышу, для чего предназначены те или иные вещи.
- Такие разные звери. Игра и карточки со зверями помогут запомнить ребёнку, какие звери существуют. Важно разделить игру на 2 группы: домашние животные, дикие животные.
- Все цвета радуги. Малыш сможет выучить цветовую гамму.
- Игра в «я, ты, мы, вы, он, она, оно, они». Помогает ребёнку выучить местоимения и правильно их употреблять.
- Что они делают? Ребёнок выучит новые глаголы, сможет корректно применять их в устной речи.
- Фрукты и овощи. Карточки с картинками помогут обогатить запас слов существительными и выучить фрукты и овощи. Ребёнок научится определять на вид, как называется тот или иной продукт.
- Веселая семья. Хорошо развивает речь и помогает запоминать членов семьи, а также выстраивать ассоциации со всеми родственниками.
ОНР 3 уровня – не проблема. Благодаря квалифицированным специалистам и индивидуальным занятиям на развитие речи, ребёнок сможет быстрее справиться с речевыми дефектами, избавится от них. Важно вовремя выявить отклонения и уделить лечению внимание.
mederia.ru
ОНР (общее недоразвитие речи) 3 степени. Пожалуйста, помогите советом.
Дорогие мамочки! Может кто из вас сталкивался с таким диагнозом (ребёнку 4,5 года)?
У нас старший сын всё понимает, считает до 20, знает практически все буквы, основные цвета и оттенки, хорошая память, стихи запоминает, знает названия животных, предметов, строит простые предложения...но...не может пересказать...запоминает фразы и ими пользуется, а "от себя" сказать даётся с трудом.... Тяжело тем, что сын не усидчивый, что ему не интересно, заставить трудно посмотреть, книги не любит (если только там не про машины)...занимаемся с логопедом 2 раза в неделю, но этого мало. Разговаривать тоже очень хочет и обижается, когда его не понимают.
Делаем упражнения (язычковую гимнастику), рисовать не хочет, только как компромисный вариант (ты нарисуешь...а потом посмотрим вместе мультик...), пробую приучать к книгам, беру младшего, книгу и младшему громко рассказываю...что там изображено, тогда и старший из любопытства заглядывает и слушает (а специально усадить не получается), Стараемся лепить (особенно что-то мелкое,жучков всяких..детальки машинки и т.д.) при этом проговаривая, что делаем. По картинкам учу описывать. А то он сами картинки называет, форму, цвет, а обобщить не может. Например, скажет, что яблоко круглое, красное, вкусное, а что это фрукт, не скажет (тяжело ему группировать предметы...). Устраиваем пальчиковый театр, стараюсь привлечь и сына, чтобы он какие-то реплики говорил, придумываем простенькие сюжеты...Телевизор мы не смотрим практически вообще.На компьютере смотрим презентации, игры-развивайки и мультики.Думала, может ещё что-то интересное в плане методик есть, специфическое, что-ли...буду пробовать всё, чтобы помочь ребёнку разговаривать правильно.
Помогите, пожалуйста, советом, рекомендациями, упражнениями... Буду благодарна за любую помощь!
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
noskurnos.mirtesen.ru
Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития
Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития включает речевую карту и карту наблюдения за речевым развитием ребенка.
Речевая карта обследования дошкольников с ОНР Ш отражает специфику указанного речевого нарушения и позволяет оптимизировать процесс обследования в условиях дошкольного учреждения в старшей и подготовительной к школе группах.
Одновременно с заполнением речевой карты, составлением коррекционной программы заполняется карта наблюдения за речевым развитием ребенка, позволяющая проследить динамику развития и коррекции основных компонентов речи. Оценивается в баллах.
Таким образом, оценка результатов диагностики речевого развития детей представлена и в качественных, и в количественных характеристиках, что удобно для обобщения и анализа полученных данных и отслеживания результативности логопедической работы.
Речевая карта (ОНР 3 уровень)
1. ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА:
ДАТА РОЖДЕНИЯ:
ДОМАШНИЙ АДРЕС:
ИЗ КАКОГО Д/С ПРИБЫЛ:
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ГРУППУ (дата, № протокола МПК, от какого числа):
ДИАГНОЗ ГОРОДСКОЙ МПК:
СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ
МАТЬ:
ОТЕЦ:
РЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ:
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
ОБЩИЙ АНАМНЕЗ:
- От какой беременности ребенок?
- Характер беременности (падения, травмы, токсикоз, артериальная гипертония, психозы, инфекционные заболевания и др.)
- Как протекали роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные и т.д.)
- Когда закричал?
- Наблюдалась ли асфиксия? (белая, синяя)
- Резус-фактор (отрицательный, совместимость)
- Вес и рост ребенка при рождении:
- Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как и сколько сосал, наблюдались ли срыгивания, поперхивания и пр.)
- Когда выписали из роддома, если задержали, почему?
РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ.
- Когда стал держать головку?
- Когда стал сидеть?
- Когда стал ходить?
- К году зубов:
Перенесенные заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре):
РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ.
- Гуление:
- Лепет:
- Первые слова, их характеристика:
- Фразовая речь:
- Не прерывалось ли речевое развитие?
- Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих.
- Отношение к своей речи:
- Речевая среда:
- Занимался с логопедом, где, сколько, результат:
- Не занимался.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ.
1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ:
- Наличие леворукости, амбидекстрии:
2. МИМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: (правильное выполнение мимических поз, мимическая картина нечеткая, движение не удается, синкинезии).
3. СОСТОЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ:
Выполнить по подражанию и под счет:
- пальцы сжать в кулак и разжать (5-6 раз).- разъединить пальцы — соединить вместе (5-6 раз).- игровое упражнение «Здравствуй пальчик».- показать 2 и 3 пальцы на правой, левой руке.- показать 2 и 5 пальцы на правой, левой руке.- на обеих руках одновременно положить 2-ые пальцы на 3-и, и наоборот 3-и на 2-ые.- навыки работы с карандашом.
ВЫПОЛНЕНИЕ:
- Плавное, точное и одновременное выполнение проб;
- Напряженность, скованность движений;
- Нарушение темпа выполнения движений;
- Невыполнение.
СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ:
СЛУХА:
3. ВОСПРИЯТИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РИТМОВ, простучать ритмический рисунок:
1 1 1, 11 1, 11 11, 1 11, 1 111, 1 11 1
Отметить:
- правильное выполнение;
- ошибки (повторение в ускоренном замедленном темпе, нарушает количество элементов)
4. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ:
- ориентировка в схеме тела
- складывание картинок из частей (3-5)
- представление о цветах:
- формах (круг, квадрат, овал. треугольник, прямоугольник):- установление последовательности событий (3-4 картинки):
5. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ:
Выполнение 2-3 поручений в заданной последовательности.
Понимание сложноподчиненных предложений:
- Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это был карандаш?- Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.- Что он сделал раньше: пошел в кино или прочитал книгу?- Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
1. СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ:
а) Строение артикуляционного аппарата:
- губы:
- зубы:
- небо:
- язык (толстый, маленький, с укороченной уздечкой):
- прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой прикус, открытый передний прикус):
б) Подвижность артикуляционного аппарата:
- подвижность губ (смычка, оскал, вытягивание вперед):
- подвижность языка (вперед — назад, вверх — вниз, вправо — влево, распластывание языка, узкий язык, трубочка, удержание языка):
- подвижность мягкого неба:
Отметить: тонус (нормальный, напряжение, вялость,чрезмерное напряжение).
- активность (нормальная,заторможенность, расторможенность).
- объем движений (полный, неполный).
- длительность (способность удержания органа в заданном положении в течение 5 секунд).
- замена одного движения другим.
- переключение синкинезии.
2. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
ЗВУКИ | ХАРАКТЕР ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ |
ИЗОЛИРОВАННО | В СЛОГАХ | В СЛОВАХ | ВО ФРАЗАХ |
гласные | | | | |
мягкие и твердые согласные | | | | |
звонкие и глухие | | | | |
йотированные | | | | |
Б — П — М | | | | |
В — Ф | | | | |
Д — Т- Н | | | | |
К — Г — Х | | | | |
С | | | | |
С | | | | |
З | | | | |
З | | | | |
Ц | | | | |
Ш | | | | |
Ж | | | | |
Щ | | | | |
Ч | | | | |
Л | | | | |
Л | | | | |
Р | | | | |
Р | | | | |
**Подготовительная группа: продолжить работу над:
3. ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИКИ:
4. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.
Старшая группа:
самолетскворецфотографмикстурапарашютистпогремушкакомбинезонаквариумгимнаст
Сестренка развешивает простыни.Водопроводчик чинит водопровод.Парашютисты готовятся к прыжку.
Подготовительная группа:
тротуарткачихафотоаппаратэкскаваторрегулировщикпарикмахер
Волосы подстригают в парикмахерской.Регулировщик стоит на перекрестке.У фотографа фотоаппарат со вспышкой.
5. СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
* а) повторить:
па-ба ба-па ба-ба-па бок – бак — быкка-га га-ка ка-га-ка кот – тот — тукда-та та-да да-та-да а у о и а о у
б) показать картинки:
крыса — крышаусы — ушибочка — почкакоса — козауши — ужиуточка — удочкатрава — дроваигра — игламышка — мишкахор- хорь
** а) Дифференциация звуков на слух по картинкам
глухие — звонкие:твердые – мягкие:свистящие – шипящие, Р – Л:
б)- выделение ударного гласного из начала слова:- выделение согласного из начала слова:- выделение конечного согласного:- выделение гласного из середины слова:- выделение ударного гласного из конца слова:- звуковой анализ и синтез обратных слогов:- анализ и синтез прямых слогов:
6. СЛОВАРЬ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
* а) Назвать предметы по темам:
игрушкипосудамебельодеждаобувьчасти телаживотныерастения
Люди разных профессий:
продавец повар врач учитель водитель (шофер)летчик дворник портниха (швея) художник строитель
* б) Назвать части предметов и показать:
стул (сиденье, спинка, ножки)чайник (донышко, носик, крышка)дерево (ствол, ветви, листья, почки, кора, корни)
в) Назвать детенышей животных:
у кошки -у белки -у зайца -у медведя -у лисы -у лошади -у собаки -у свиньи -у овцы -у коровы -
г) у зайчат мама — (зайчиха)у слонят мама — (слониха)у волчат мама — (волчица)у крольчат мама — (крольчиха)у ослят мама — (ослица)у верблюжат мама — (верблюдица)
д) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
* старшая группа ** подгот. группа
собака — изба — лужа — колесо -шапка — трава — болото — зверь -окно — пирог — метель — сосна -ковер — гнездо — утюг — одеяло -лоб — лист — воробей — голубь -брат — часы — хлеб — друг -
** подготовит. группа:
е) Назвать детали одежды:
детали обуви:детали мебели:
ГЛАГОЛ
* а) Назвать действия: шьет вышивает вяжет чистит подметает режет мнет отрывает
** продает покупает красит учит лечит
*б) Кто как передвигается? Щука ласточка кузнечик змея.
*в) Кто как голос подает? Корова свинья собака тигр лягушка ворона комар петух мышь
г) Образование глаголов с приставками:
** Мальчик в дом (входит) из дома (выходит)к дому (подходит) от дома (отходит)вокруг дома (обходит) через дорогу (переходит)Через дорогу змея (переползает) заяц (перебегает) птица (перелетает)
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
* а) подобрать определения к словам:
соль (соленая)конфетылимонлуклисанебодомасолнцепогода
б) подбор антонимов:
* большой — маленькийчистый — грязныйгорячий — холодныйтяжелый — легкийстарый — молодойновый — старый
** высокий — низкийширокий — узкийдлинный — короткийтолстый — тонкийпервый — последнийбыстрый — медленныйсветлый — темныйздоровый — больнойвеселый — грустныйтвердый — мягкийглубокий — мелкий
в)** подготовительная группа: Образование относительных прилагательных:
Рукавички из кожи:из меха:из шерсти:
Лес из елей:мед из липы:стена из кирпичей:чашки из фарфора:домик изо льда:суп из рыбы:
г)** подготовительная группа: Образование притяжательных прилагательных:
Хвост чей?
у собаки -у лисы -у рыбы -
Уши чьи?
у зайца -у медведя -у рыси -
д) Образование причастий: **
Какой получается картофель, если его:
жарят:варят:парят:сушат:морозят:тушат:пекут:
е) Сравнительная степень прилагательных: **
длиннее короче толще тоньше вышеслаще горче кислее тяжелее легче
7. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
* а) образование множественного числа существительных в именительном падеже:
стол -дерево -ухо -воробей -лист -окно -стул -рукав -кольцо -лев -глаз -рот -
** письмо -гнездо -зерно -бревно -крыло -сын -перо -колесо -друг -весло -пень -сук -
*б) существительное множественного числа в родительном падеже:
в зоопарке много…
*в) Согласование прилатательых с существительными множественного числа в различных падежах (на материале детенышей животных):
Кто у кого? (маленькие мышата, пуховые крольчата)Кого нет?Кому лакомства?Кто с кем?Заботится о ком?
г) Согласование числительных ОДИН, ОДНО, ОДНА, ОДНИ с существительными:
(одно) ведро(один) мальчик(одна) девочка(одни) санкипальтокубикдверьножницы
д) согласование числительных ДВЕ, ДВА, ПЯТЬ с существительными:
палецведрокозаолень
** е) согласование числительных с существительными и прилагательными:
(2,10): сладкий арбузвкусное пирожноедеревянные санки (1-5):острые ножницы (1-5):
ж) употребление предлогов в речи:
*в, на, под, с, у, к, из, около, за, над:** из-под, из-за, между, перед, через:
8. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.
* Старшая группа (пересказ):
«Солнышко садится»
Летним вечером Ваня с дедушкой пошли купаться к речке. Ваня говорит дедушке: «А ведь солнышко тоже купается». «Нет — говорит дедушка, — солнышко не купается. Оно, как в зеркале в воде отражается».
…
** Подготовительная группа.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок:
…
УТОЧНЕННЫЙ ДИАГНОЗ:
Обследование для старшей группы *Обследование для подготовительной группы **
Карта наблюдения за речевым развитием ребенка
ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ | УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ В БАЛЛАХ |
АРТИКУЛЯТОРНАЯ МОТОРИКА | | | | |
МЕЛКАЯ МОТОРИКА | | | | |
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ | | | | |
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА | | | | |
СЛОВАРЬ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | | | | |
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ | | | | |
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ | | | | |
СУКЦЕССИВНЫЕ ФУНКЦИИ | | | | |
СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ | | | | |
| | | | |
ДАТА | | | | |
Параметры оценки речевого развития ребенка
1 – 2 балла – низкий уровень.
3 – 4 балла – ниже среднего, навык еще не сформирован.
5 – 6 баллов – навык в развитии, владеет не в полной мере, требует помощи.
7-8 баллов – ребенок пользуется знаниями при умеренной помощи взрослого.
9 – 10 баллов – навык устойчиво развит.
Дудкова Анна Оскаровна,учитель-логопед,МБДОУ центр развития ребенка –детский сад № 8 «Салют»,г. Смоленск
Loading ... logoportal.ru
Онр 1-й уровень ребёнку 3 5 года - Логопедия
анонимно, Женщина, 36 лет
Здравствуйте, наталья александровна! Сыну почти 3,5 года. Наблюдались с рождения до года у невролога, т.К. Были тяжёлые роды, с обвитием, гипоксия. Сел в 6мес, пошёл в 10-11мес, в развитии не отставал, к неврологу с речью обратились в 2,5года. Пытались медикаментозно простимулировать, толком не помогло, даже дало побочки (перестимулировали). В 3года сделали ээг, органического поражения коры гм не обнаружено и, как нам объяснил врач-диагност, медикаментозное лечение не показано. Ещё момент, он у нас левша, но мы не сразу это заметили, поэтому держать ложку, карандаш я "успела" научить в правой руке, а бросает мяч, закручивает баночки и т.Д. Он левой. Осенью-зимой отзанимались с дефектологом-психологом, основная проблема: внимание, усидчивость. Все задания, которые ему предлагал сделать учитель, схватывал "на лету", но основное речь, почти не сдвинулась. Результат был: через 1 мес активнее пошли звукоподражательные слова, и все, слов не прибавлялось. Дальше не стали заниматься, сын пошёл в отказ, вплоть до истерик, сделали перерыв, подыскиваем нового специалиста. Сейчас слов все также мало (мама, папа, отдай), в основном звукоподражательными словами пытается строить речь и активно использует пантомиму. При скудности речи есть и обращение (мама, папа), и числительное (например, "ди пу" - "два паука"). Пассивный словарный запас большой, все понимает, знает и покажет цифры до 10, недавно стал показывать на пальцах сколько лет, или что-то увидит-посчитает и покажет на пальцах. Повторит-пропаяет простые гласные, прочитает некоторые буквы. Любит собирать конструкторы, пазлы. Рисуем, лепим ежедневно, учим новые слова-понятия. Но, если иногда добавляются новые "слова" в лексиконе, то он не пытается назвать сам объект, а именно обозначает их звукоподражательно, сколько бы я ни повторяла это слово, показывая на рот, медленно произнося. Паровоз - "ди-ди", вертолёт - "и", самолёт - "уиу-уиу", при этом пожарная, скорая помощь, полицейская-тоже "уиу-уиу". Все более ощутимее чувствуется барьер в речи, когда он пытается общаться со сверстниками, я его тоже уже перестаю понимать. Время идёт, а мы по 1-2 новых звуко-слов в неделю можем освоить. Может тараторить целыми днями, при этом ничего понятного не скажет. Логопедическую гимнастику заставить делать очень сложно, ежедневно вообще не получается. Из-за неё, собственно, и был конфликт с преподавателем. Пытаемся устроить ребёнка в логопедический сад с осени, а может удастся с лета. Что бы вы посоветовали сейчас в первую очередь? Как построить лучше занятия? Или может есть хорошие методики, игры, на которые обратить больше внимание? Спасибо заранее за ответ!
health.mail.ru