Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Что должен знать и уметь ребёнок в 5 лет. 5 лет что должен уметь ребенок


Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет

«Все узнать, все успеть» – так можно охарактеризовать этот невероятный детский возраст. Пятилетние малыши, торопясь, словно обгоняют время, чтобы впитать в себя все самое новое, интересное и увлекательное. В этом возрасте ребенку часто кажется, что привычный детский мир уже полностью познан, поэтому малыш начинает активно интересоваться миром взрослых. Чем занимается военный, как приручить тигра и что прячется в батарейке – все это непременно хочется узнать, понять и научиться делать. Мы понимаем, что развитие каждого ребенка очень индивидуально и часто не вписывается в принятые рамки, но в этой статье все же постараемся найти общие критерии знаний и умений пятилетних малышей. Приступим?

Чтобы быть почемучкой и настоящим исследователем, нужно знать много разных слов. Поэтому мир пятилетнего малыша сосредоточен на самых разных словах: ребенок не устает постоянно спрашивать у взрослых, как называется тот или иной предмет, почему так похожи «луг» и «лук», и как превратить кота в кита. Благодаря любознательности, словарный запас ребенка растет как на дрожжах. Это помогает малышу составлять сложные предложения с употреблением временных наречий «вчера», «сегодня», «завтра» и правильно называть последовательность событий. Ребенок любит рифмовать или сочетать разные слова, складывать их в стихотворения и песенки собственного сочинения. Также малыш может различать слог и слово, согласные и гласные буквы. В свободное время предложите малышу поиграть в словесные игры в наших упражнениях «Различаем звуки на картинках», «Буквы и звуки», «Читаем слова».

Зная слова, легко знакомиться и ориентироваться в окружающем мире. Ребенок пяти лет уже много знает о себе – в каком городе и на какой улице он живет, как зовут его родителей и кем они работают. Загадочный мир взрослых постепенно приоткрывает свои тайны: малыш знает названия не только основных профессий, но и может объяснить, для чего нам нужен дворник и какие инструменты пригодятся маляру. Кроме этого ребенок хорошо ориентируется во времени: отличает и называет зимние и летние месяцы, называет время по часам. В пять лет уже можно начинать знакомить ребенка с искусством – предложите ему прослушать наше специальное упражнение «Произведения великих композиторов», а потом переходите к проверке знаний в заданиях «Электронные часы», «Профессии и инструменты».

Внимательность – одна из важных вещей находчивого малыша. Пятилетний ребенок легко находит 5-6 отличий в похожих картинках, может детально копировать узор или мелкий рисунок, объясняет разницу в предметах по цвету, форме и назначению. В этом возрасте ребенок может выполнять различные задания, рисовать, собирать конструктор, не отвлекаясь, примерно 20 минут. Используйте свободные минуты для занятий на IQsha. Такие небольшие подходы к изучению или повторению нового вырабатывают у ребенка привычку к усидчивости и вниманию к деталям. На одном из занятий предложите малышу позаниматься упражнениями на развитие памяти и внимания «Что изменилось», «Запомни и найди», «Графические диктанты».

Как посчитать, сколько невероятных приключений случилось за эту неделю? Без знания математики тут не обойтись. В пять лет ребенок уже уверенно ориентируется в числах первого десятка, знает состав чисел, умеет складывать и вычитать простые примеры. Кроме примеров малыш начинает учиться решать задачи на сложение и вычитание, а также постепенно знакомится с числовым рядом до 20. Закрепить, а позже и проверить знания математики мы предлагаем в наших упражнениях «Задачи к числовой прямой до 10», «Изучаем числа 10-20», «Считаем предметы до 20».

С числами тесно связаны геометрические фигуры. В этом возрасте ребенок называет и отличает не только основные фигуры (прямоугольник, квадрат, ромб, круг, треугольник), но и различает трехмерные (призма, куб, конус, цилиндр, шар). Эти знания помогают малышу собирать знакомые фигуры из разрезанных частей, подбирая их по цвету и размеру. Чтобы легко научиться отличать разные виды геометрических фигур, позанимайтесь в наших упражнениях «Отличаем фигуры», «Части фигур», «Различаем цвета фигур».

Новые знания легко усваиваются, если их упорядочить. В этом нам помогает умение логически мыслить. В пять лет ребенок может выполнять задание на восстановление логических рядов, в которых нужно разложить предметы по свойству или характеру использования. Также малышу знакомо понятийное и абстрактное мышление, когда нужно угадать предмет только по описанию, дополнить рисунок или узор, найти предмету недостающую часть или убрать лишнее. Чтобы ваши занятия были яркими и интересными,  Айкьюша предлагает вам пройти следующие  упражнения на логику «Продолжаем цепочку

iqsha.ru

Что должен уметь ребенок в пять лет

Оценивая развитие пятилетнего малыша, не стоит забывать о его половой принадлежности. Будет неправильно предъявлять одинаковые критерии в оценке дочерей и сыновей. Это объясняется физиологическими особенностями женского и мужского пола. У мальчиков и девочек разная скорость созревания правого и левого полушарий мозга. Поэтому на вопрос, что должен уметь мальчик в этом возрасте, в первую очередь стоит обратить внимание на его творческое мышление. Умение девочек заключается в более быстром развитии речи и интеллекта.

В 5 лет ребенок должен начинать учиться первым вступать в контакт с другими детьми. Малыш уже не должен бояться подойти к сверстнику или сверстникам, которые заняты игрой. Чтобы ребенку было легче устанавливать контакт и продолжать отношения, родители должны учить его сдерживать свое желание толкнуть, ударить, проявить немотивированную агрессию, которая свойственна этому возрасту. Чтобы другие дети желали общаться с вашим чадом, научите его делиться (игрушками, конфетами, пространством), поддерживать разговор, быть внимательным к другим людям, это касается не только детей, но и взрослых. Ваш малыш умеет вежливо просить или благодарить? Он когда-нибудь делал маме комплимент? Нет? Тогда пришло время научить малыша хорошим манерам, так как дальше по жизни он легко не пойдет.

Дети в пятилетнем возврате выполняют указания взрослых, особенно если хотят им угодить. Привлекайте малыша к сервировке стола, особенно если он любит, когда семья собирается за столом. Ребенок любит слушать разговоры взрослых и принимать в них участие? Тогда посвящайте его в планы на отпуск, в планирование важных покупок и в семейный бюджет.

У пятилетнего малыша отлично развито творческое воображение: ему нравится работать с пластилином, вырезать, клеить, раскрашивать, строить. Пятилетний малыш разучивает песни и стихи, повторяет небольшие рассказы, начинает запоминать буквы и цифры. В пять лет ребенок знает времена года, называет части тела, рассказывает интересные факты из жизни животных или растений. Не бойтесь, если ваш мальчик играет с соседской девочкой в куклы, увлеченно катает их в коляске и меняет подгузники, это нормально для этого возраста. Дети любят угощать друг друга чаем, ходить в гости. Пятилетнему малышу можно купить кукольный театр, чтобы он вместе с вами смог разучивать роль, которую будет играть или сам сможет придумать новый сюжет сказки. В пять лет родители должны уделить внимание физическому развитию ребенка, что касается как мальчиков, так и девочек. Обзаведитесь детским гимнастическим и спортивным набором, и увидите, как ваш малыш с удовольствием занимается на нем.

В этом возрасте у детей бурно развито воображение и фантазия, что многие родители воспринимают, как ложь. Вы должны различать, когда ребенок пытается вас обмануть, дабы оправдать плохой проступок или когда он рассказывает вам неправдоподобную историю, выдавая ее за реальную. Не спешите сурово наказывать ребенка, объясните ему что такое правда и для чего она нужна, а также какие последствия имеет ложь. Ваш ребенок находится в стадии обучения, он все понимает с первого раза, можете даже не переживать, что вы не будете услышаны. Да, ребенок может исправиться с десятого раза, но это только потому, что он еще не умеет себя контролировать. Если поведение крохи остается все время проблемным, то вам следует проанализировать его режим дня. В пять лет ребенок все еще должен спать днем, при этом продолжительность ночного сна должна составлять не меньше десяти часов. Дети чутко и болезненно реагируют на смену обстановки, привычного образа жизни. Даже самое маленькое отклонение от правил может привести к стрессу.

Относительно гигиенических норм развития: ребенок в пять лет должен самостоятельно чистить зубы, хотя об этом родителям еще приходится постоянно напоминать, самостоятельно купаться, но в присутствии взрослых. Пятилетним детям нравятся простые и знакомые блюда, их с трудом можно уговорить попробовать что-нибудь новое.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

kotikit.ru

Что должен уметь ребенок в 5 лет

Женский журнал - Дети от и до - От рождения до школы - Что должен уметь ребенок в 5 лет: особенности развития

Что должен уметь ребенок в 5 лет

Несмотря на огромное количество студий и центров дошкольного развития, не стоит рассчитывать только на помощь педагогов. Каждый родитель должен знать особенности развития малыша, характерные для определенного возраста. Такие знания помогут не только лучше понять ребенка, но и своевременно выявить и подкорректировать с помощью специалистов возможные проблемы. И хотя современная детская психология очень лояльно относится к развитию детей, допуская отклонения в ту или иную сторону, все же есть определенные стандарты, отклонение от которых свидетельствует о каких-либо нарушениях.

Что должен уметь ребенок в 5 лет?

Детские психологи называют этот возраст старшим дошкольным и советуют родителям обратить внимание, в первую очередь, насколько у ребенка развиты познавательные способности. Именно в этот возрастной период наблюдается активное развитие интеллекта.

И в пять лет ребенок должен уметь сосредотачиваться на выполнении определенной задачи, проводить связи между предметами и явлениями и уметь рассуждать абстрактно о том, что нельзя наглядно показать. Кроме этого, в этом возрасте важно, чтобы малыш научился сравнивать, обобщать предметы и явления, описывать их по характерным особенностям. И не стоит останавливать его скептическими замечаниями, если он начинает фантазировать. Наоборот, нужно как можно больше давать возможностей для творчества и игры воображения.

Что должен уметь ребенок в пять лет еще, чтобы не отставать ни в учебе, ни в развитии в первом классе? Запоминать показанные ему картинки (до 10 штук), простые предложения с перечислениями, уметь заканчивать предложение и определять, с какой интонацией оно произносится. Для развития памяти в этом возрасте необходимо учить с ребенком считалочки, стишки и скороговорки.

Немного о знаниях математики и родного языка

Что должен уметь ребенок в 5 лет

Хотя многие психологи и педагоги сегодня утверждают, что обучать детей чтению, письму и счету до школы вовсе не обязательно, это не совсем так. Дело в том, что в силу особенностей восприятия к шести годам у ребенка угасает познавательная и интеллектуальная активность. В результате занятия в первом классе не вызывают у него интереса, он переутомляется, плохо усваивает учебный материал, отстает от сверстников и начинает негативно относиться к учебе. Не зря многие преподаватели иностранных языков рекомендуют начинать лингвистическое обучение как можно раньше, когда острота детского восприятия находится на пике.

Но кроме интеллектуальной деятельности для ребенка пяти лет важно и правильное физическое развитие.

Физкультура и пятилетний ребенок

Говорят, что все дети – непоседы. Но в этом нет ничего плохого. Бегая и прыгая, лазая по деревьям и горкам, они не только становятся физически выносливее и укрепляют свой иммунитет, но и развивают ловкость, умение контролировать свои движения, держать равновесие. Поэтому не надо лишний раз останавливать ребенка из-за собственного страха, что он упадет и расшибется. К тому же физическая активность дает хорошую эмоциональную разрядку, что важно для психического здоровья.

О попытках самовыражения

Родителям не стоит беспокоиться, если на их взгляд пятилетний малыш проявляет чересчур много самостоятельности. В этом возрасте он продолжает самовыражаться, хотя делать это может по-разному. В данном случае даже плохое поведение — это всего лишь способ привлечь к себе внимание. Поэтому родителям не стоит принимать сгоряча карательно-воспитательные меры в случае ослушания или проступка. Гораздо результативней будет строгий, но спокойный разговор о том, почему так нельзя поступать. Хотя он потребует недюжинного родительского терпения.

Не стоит в этот период перекладывать воспитание на бабушек и дедушек. Как правило, в их окружении ребенок чувствует вседозволенность и начинает проверять, насколько прочны границы желаний и поведения, установленные родителями.

На что еще обратить внимание родителям

Не менее важны для ребенка в пять лет коммуникативные способности, поэтому если он не посещает детский сад, то ему обязательно нужно предоставлять возможность для общения со сверстниками хотя бы на прогулке. Таким образом ребенку будет легче усвоить правила поведения в обществе, а также это облегчит адаптационный период, который переживает каждый первоклассник. Поэтому если малыш охотно общается с близкими людьми, но совершенно замкнут в детской компании, родителям стоит обратить на это внимание. Если замкнутость своевременно не выявить, то впоследствии ребенку будет трудно уживаться в коллективе, а это, в свою очередь, приводит к постепенному развитию комплексов, страхов и неуверенности в себе.

О главном

Что бы ни говорили врачи, воспитатели и психологи, каждый ребенок – это индивидуальность, которую нужно уважать, даже если ей всего пять лет, к которой нужно прислушиваться, а не навязывать собственное мнение, которую нужно беречь, но освободить от тотального контроля.

Загрузка...

vselady.ru

Что должен знать и уметь ребёнок в 5 лет

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет

С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.

К 5 годам ребенок должен уметь:

Внимание.* Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.* Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.* Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.* Копировать в точности узор или движение.* Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.Математика.* Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,* Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.* Как пользоваться арифметическими знаками действий.* Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.* Состав чисел первого десятка.* Прямой и обратный порядок числового ряда.* Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.* Название текущего месяца, последовательность дней недели.Память.* Запоминать 8-10 картинок.* Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).* Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).* Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.* Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.* Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.* Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».* Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.* Определять последовательность событий.Мышление.* Находить и объяснять несоответствия на рисунках.* Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.* Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.* Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.* Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).* Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.* Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.* Складывать пазлы без посторонней помощи.Мелкая моторика.* Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.* Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.* Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.* Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.Развитие речи.* Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с , на и т. д.* Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха | меховая шапка и т.д.* Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».* Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.* Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.* Составлять предложения из 3-4 слов. Составлять схему предложения. Делить простые предложения на слова. Делить слова на слоги (части).* Различать гласные и согласные буквы.* Определять, на какой слог падает ударение.* Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.* Определять количество звуков и букв в слове.* Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.Окружающий мир.* Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.* Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.* Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.* Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.* Отличать хищных животных от травоядных.* Отличать перелетных птиц от зимующих.* Отличать садовые цветы от полевых.* Отличать деревья от кустарников.* Называть все явления природы.

Дошкольный период

Четвертый год жизни знаменует начало дошкольного периода. В связи с этим некоторые родители главный акцент делают на воспитательные мероприятия, обучение и дальнейшее развитие психики. Но это не совсем правильно. Физическое развитие ребенка, состояние его здоровья в этот период по-прежнему требуют самого пристального внимания.

Потребность в движении весьма велика. Ребенок бегает, прыгает, балансирует, шумит. Иногда демонстрирует силу, пытаясь поднять и понести тяжелый предмет.

К 6-и годам ребенок приобретает такоедвигательное развитие, которое позволяет ему самостоятельно пользоваться гребешком, зубной щеткой, принадлежностями для шитья. Ребенок способен резать по ровной линии, хорошо орудует карандашом (нарисованные линии и фигуры получаются все лучше).

Для проверки хорошего развития моторикиродители между 3-я и 6-ю годами могут подвергнуть детей испытаниям (конечно, под видом игры):

общая подвижность 

бросание и ловля мяча в движении;стояние на одной ноге;хождение на пятках или на носках взад и вперед;подъем и спуск по лестнице и т.д.

тонкие движения

построение башни из 8 кубиков или моста из 3-х кубиков;выполнение рисунков креста, ромба, человечка из 3 и 6 частей.

В 3 года только часть детей может стоять короткое время на одной ноге, а в 5 лет прыгать на одной ноге и через скакалку.

Вместе с тем дети малого возраста способны играть в спокойные игры: раскрашивать картинки, моделировать разные предметы из пластилина.

Восприятие детей этого возраста достойно восхищения. Работая с пластилином или цветным мелком, ребенок создает простые формы, которым он затем дает название по их внешнему виду. Он интересуется функциональной способностью предметов, которые он сравнивает, складывает, сортирует по форме и цвету, разбивает по частям («портит» — считают родители).

Помогите ребенку различать цвета. Включитесь ненадолго в его игру с разноцветными кубиками, кольцами и, выстраивая вместе с ним башню или пирамиду, называйте цвета, просите подать кубик того или иного цвета.

Вначале он запомнит контрастные цвета: красный и зеленый, желтый и черный. Затем можно переходить к более близким по окрасу: желтый и оранжевый, фиолетовый и черный, зеленый и синий.

В 3 года ребенок уже может различать 8 цветов: белый, черный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Многие дети к этому возрасту различают и оттенки – розовый, голубой, сиреневый.

В 5—6 лет осязательный и моторный опыт уходят на второй план. Помимо зрительных впечатлений приобретают значение слуховые впечатления. Ребенок постоянно начеку — «выслеживает, разоблачает», повторяет выражения, услышанные от взрослых или от других детей. Он различает песенки, сопровождая их ритмичными движениями.

По-прежнему превалирует фантазия в изображении предметов, лиц или животных и в использовании красок. Только к концу периода младшего детского возраста появляется более четкое разграничение между воображением и действительностью.

Ребенок активно и критически смотрит на окружающий мир, на собственные действия. У него развивается творческий ум, появляется понятие о количестве (умеет считать до 10) и времени.

Что же он может?

В 4 года малыш уже смело проходит по скамейке, бревну. На поляне или в лесу свободно обегает пни, деревья, кусты. Может пробегать в быстром темпе 10—20 м, но потом скорость замедляется. В медленном темпе рядом со взрослыми или другими детьми с удовольствием пробежит 150—200 м. Он умеет спрыгивать с невысоких предметов, перепрыгивать через них, прыгать в длину с места, вверх. Все будет лучше, если поставите перед ребенком цель: допрыгни до черты и достань шишку, перепрыгни через ручеек, канавку и т. д.

Ему исполнилось 5 лет, и вы замечаете, как он изменился. Его движения стали уверенными, красивыми. Он хорошо сохраняет равновесие, идя по бревну или скамейке; бегает по пересеченной местности, ловко прыгает на одной ноге, перепрыгивает через 2—3 предмета; пытается прыгать с короткой скакалкой и хорошо владеет мячом. Уверенно лазает по гимнастической стенке, висячей лесенке, канату.

В 6 лет ребенок четко выполняет все основные движения, соблюдает правила во время игры. Значительно совершенствуются прыжки: в высоту с разбега — 40 см, в длину с места — 80, с разбега в длину — 100 см. Хорошо играет в мяч, бросает в цель, уверенно лазает по стенке и канату.

Как разговаривать с ребенком

Для привлечения внимания ребенка старайтесь говорить тихо или шепотом. Громкие звуки могут вызвать ассоциации с наказанием.

Старайтесь говорить правильно. Ребенок перенимает ваши манеры и речь. Если вы неправильно ставите ударения в словах или используете ненормативную лексику, то ребенок будет неосмысленно повторять за вами. Называйте предметы своими именами. Не вводите ребенка в заблуждения, называя предмет или действие другим названием.

Говорите разборчиво, используя короткие предложения. Дети с трудом понимают длинные слова и предложения. Непонимание речи взрослых тормозит развитие речи ребенка.

Поправляйте неправильно произнесенные ребенком слова. Для этого достаточно дважды отчетливо произнести слово, вызвавшее затруднение.

Создавайте и поддерживайте положительный настрой во время общения с ребенком. Хорошее настроение увеличивает возможности восприятия.

Посильный труд

В режиме дня ребенка дошкольного возраста обязательно должно предусматриваться время для выполнения посильного труда в быту. Многие родители считают, что ребенок еще мал и успеет потрудиться потом. Но они забывают о том, что к большим трудовым нагрузкам надо готовиться с детства. Малыш уже может помогать в уборке помещения, сервировке повседневного стола, уходе за домашними растениями, животными, птицами и аквариумными рыбками. Детям доставляют удовольствие эти трудовые процессы. Они не всегда делают все правильно, с точки зрения взрослого, но ради развития самостоятельности следует всячески поощрять их трудовые усилия и не забывать хвалить за это.

Воспитание самостоятельности

В воспитании, как и во всем, надо знать меру. Нельзя слишком управлять поведением малыша, постоянно поправлять его, поучать, подсказывать ему, так как при этом ребенок не научится принимать решения сам. Особенно вредно отражается на воспитании непостоянство родителей в воспитательных мероприятиях, когда они то совсем не уделяют внимания ребенку, то под влиянием какого-нибудь его проступка начинают безостановочно «воспитывать» малыша. Грубый окрик, резкий тон, приказания вызывают у детей выраженный протест. И хотя маленькие дети обычно легко и быстро забывают и прощают обиды, нужно стараться не злоупотреблять этим.

Пятый год жизниСтановление основных черт характера

Пятый год — середина дошкольного периода. Он характеризуется продолжающимся активным физическим и психическим развитием.

К пяти годам дети становятся спокойнее, у них появляется возможность торможения нервных процессов. Движения их уже более координированные, они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, могут ловить мяч. Но сохранять длительно одну и ту же позу им еще трудно, развивается утомление.

В этом возрасте окончательно формируются основные черты характера. Если ребенка не приучить к опрятности, то и в дальнейшем он останется неряшливым. Если малыш не усвоил важность точного соблюдения режима дня, не привык складывать как следует одежду и поддерживать порядок в своем уголке, он и потом будет несобранным и неаккуратным.

Если ребенка не научить сдерживать свои желания, понимать, что «надо» значит больше, чем «хочу», то он вырастет безвольным человеком. Часто приходится слышать, что дети наследуют плохие черты от родителей. Однако это не совсем так. Такое утверждение скорее звучит как оправдание в случае, когда за воспитание ребенка взялись слишком поздно.

Как указывал А. С. Макаренко, 80 % положительных и отрицательных черт характера ребенка формируется в первые пять лет жизни. Поэтому воспитывать его надо практически с рождения.

Шестой год жизни

Готовя детей к поступлению в школу, следует постепенно систематизировать их знания. К этому возрасту они уже имеют представления о большинстве явлений природы и общественной жизни. Но эти представления нередко поверхностные, а иногда и неточные. Поэтому будущему школьнику необходимо объяснить суть тех явлений, с которыми он сталкивается. Его надо ознакомить с назначением культурно-бытовых учреждений — библиотеки, почты, магазина и др.; рассказать ему, чем занимаются работающие в них люди, что отличает их профессии от других, каков результат их труда, какую они приносят пользу народу. Отдельно следует познакомить ребенка со школой, и не только с ее общим видом, помещениями, а главным образом с назначением, задачами, методами работы.

Четкие и правильные представления ребенка о явлениях природы и человеческого общества облегчат ему усвоение школьной программы.

Желательно использовать в занятиях различные положительные примеры, стараться развить у ребенка интерес к ним, стремление подражать, помочь выбрать образец для подражания. Это будет способствовать созданию у ребенка своего образа положительного человека.

В школе ребенок постоянно будет тесно окружен товарищами. В связи с этим важно воспитывать у него общительность, уступчивость, способность прийти на помощь другому, когда он в ней нуждается.

Школьник будет общаться с различными детьми, поэтому у него должно быть воспитано и чувство деликатности. Ребенку не просто понять, что правдивость не всегда должна быть прямолинейной, что в отдельных случаях, чтобы не обидеть человека, нужны сдержанность и деликатность. Еще раз хочется отметить роль отца в воспитании детей. Он, несмотря на свою занятость, должен найти время для общения с ребенком, постоянно присутствовать в его жизни, участвовать во всех видах его деятельности. Особенно реально это в вечернее время, праздничные и выходные дни.

 

В пять лет ребенок должен учиться вступать первым в контакт с другими детьми. Он не должен бояться подойти к другому ребенку или к группе играющих детей. Чтобы ему легче было устанавливать и продолжать отношения, учите ребенка сдерживать свое желание кого-нибудьтолкнуть или ударить, так как этому возрасту свойственна немотивированная агрессия. Чтобы другие дети хотели общаться с вашим ребенком, научите его делиться своими игрушками, поддерживать разговор и быть внимательным к другим детям. Ваш ребенок умеет вежливо попросить о чем-то или поблагодарить? Он делал когда-нибудь маме комплимент? Тогда самое время научить его этому.

Дети в этом возврате выполняют указания других людей, особенно им хочется помочь и угодить родителям. Привлекайте ребенка к сервировке стола для семейного ужина. Ему нравится, когда вся семья собирается за столом. Ребенку нравится слушать разговоры взрослых и самому принимать в них участие. Его можно посвящать в планы на отпуск, в планирование крупных покупок и ведение семейного бюджета.

У пятилетнего ребенка хорошо развито творческое воображение: он любит работать с пластилином, вырезать фигуры из бумаги и склеивать их, раскрашивать картинки и увлеченно строить с помощью конструктора. Пятилетний ребенок разучивает песни и стихи, может повторить небольшой рассказ, начинает учить буквы и цифры. Он знает времена года и называет части тела, а еще он может рассказать что-то интересное из жизни животных или растений. Не пугайтесь, если ваш сын играет с соседской девочкой в куклы, это характерно для этого возраста. Детям нравиться угощать друг друга чаем и ходить в гости. Пятилетнему ребенку можно купить кукольный театр или несколько кукол, которые надеваются на руку. Это поспособствует тому, что он вместе с вами будет разучивать роль, порученную ему, или сам будет придумывать новый сюжет сказки. В этом возрасте уделите внимание физическому развитию ребенка, это касается и мальчиков и девочек. Приобретите детский гимнастический и спортивный набор, и вы увидите, как ваш ребенок с удовольствием занимается на нем.

Бурное развитие воображения и фантазии у ребенка иногда воспринимается, как ложь. Вы сможете различить, когда ребенок пытается вас обмануть, чтобы оправдать свой проступок или он рассказывает вам какую-то неправдоподобную историю, выдаваемую за реальную. Не спешите наказывать ребенка, объясняйте ему, для чего нужна правда, и какие последствия несет за собой ложь. Ребенок находится в стадии обучения, поэтому не думайте, что он все будет понимать с первого раза. Возможно, что он исправится с десятого раза, так как пятилетние дети плохо себя контролируют. Если поведение ребенка остается постоянно проблемным, то проанализируйте его режим дня. Ребенок в пять лет должен по-прежнему спать днем, а продолжительность ночного сна составляет не менее десяти часов. Ребенок чутко и болезненно реагирует на смену обстановки и привычного образа жизни. Любое отклонение от правил влечет за собой стресс. Что касается гигиенических норм развития, то ребенок в пятилетнем возрасте самостоятельно чистит зубы, хотя эта процедура требует постоянного напоминания, самостоятельно купается, но в присутствии кого-то из взрослых. Пятилетний ребенок любит простые и знакомые блюда, вы с трудом заставите его попробовать что-нибудь новое.

sundekor.ru

Что должен уметь ребенок в 5 лет

wfacQJz2ME8Внимание.

–   Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15-20 минут.

–    Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

–    Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

–    Копировать в точности узор или движение.

–    Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например,называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал   название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных  принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для  спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце  которого звук «а», – подними руку и т.д.

Мышление.

–   Не путает  понятия  «вчера» и «завтра»,  «завтрак»,  «ужин»,  а если и ошибется, то сам замечает и исправляет ошибку;

–   Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

–   Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

–   Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

–   Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.

–   Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).

–   Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.

–   Складывать пазлы без посторонней помощи.

–   Закончить предложение,  используя умозаключение: «Если папа выше мамы, то  мама…», «Если два больше одного, то один…»  и т. д.

–   Определять последовательность событий по картинкам   – что вначале,   что потом.

Память.

–   Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2  сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10.

–   Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван,  карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее   4-5 слов.

–  Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

–  Запоминает все новые слова, выспрашивать взрослых о значении новых слов.

–  Запоминать считалочки  и скороговорки, рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

–  Запоминает фразы из 5 – 7 слов,  например: «У Игоря много игрушек и есть красивая   большая   машинка».

–  Повторяет в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

 Мелкая моторика.

–   Аккуратно вырезать картинки.

–   Писать буквы и числа.

–   Дорисовывать недостающие детали к картинке.

–   Бить молотком по гвоздю.

–    Воспроизводить геометрические фигуры по образцу.

–    Обводить рисунки по контуру, заштриховывать фигуры. Штриховать рисунки, не  выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.

–   Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.

–   Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направлениедвижения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

–  Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Крупная моторика.

–   Хорошо бегает.  Умеет  пробежать без остановки, довольно быстро, от 200 до   300 метров по пересеченной местности. Бегает на носках.

–   Прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге,

–   Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

–  Хорошая координированность движений —  если попросить ребенка закрыть глаза  и дотронуться пальцем до макушки, до кончика носа, до уха, до плеча, до колена,   он с легкостью и безошибочностью сделает это.

–  Хорошо играть с мячом,  достаточно ловко ловит мяч, весьма точно его бросает.

–  Демонстрировать хорошо развитое чувство равновесия, может пройти по узкой   доске, может  кувыркаться, раскачиваться на качелях.

–  Уверенно чувствует себя на «шведской» стенке;

–  Может немного подняться по канату с помощью рук и ног.

Математика.

–   Пишет цифры от 0 до 10,

–   Соотносит цифру с количеством предметов.

–  Умеет из неравенства делать равенство.

–   Умеет писать и пользоваться математическими знаками.

–   Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому   маленькому и наоборот.

–   Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.

–   Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры.

–   Ориентируется на листе бумаги.

–    Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им   описание.

Развитие речи.

–   Использовать в речи синонимы, антонимы, слова, обозначающие материалы, из   которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

–   Знать и уметь писать печатные буквы алфавита.

–  Определять количество слогов в словах,

–  Пересказывать  небольшие рассказы..

–   Активный словарь  2-3 тысячи слов.

–   Пассивный словарь – 14 тысяч слов

–   Составлять предложения из предложенных слов, например:  рисунок, девочка,  рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с , на и т. д.

–   Образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха — меховая шапка   и т.д.

–  Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда невытащишь и рыбку из пруда».

–  Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок.

–  Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки,содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.

–  Составлять предложения из 3-4 слов.

–  Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное,  вопросительное.

Окружающий мир.

–   Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.

—    Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать   название нашей планеты.

–   Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти    профессии, какую приносят пользу людям.

–   Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.

–   Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.

–  Отличать хищных животных от травоядных.

–  Отличать перелетных птиц от зимующих.

–  Отличать садовые цветы от полевых.

–   Отличать деревья от кустарников.

–   Называть  явления природы.

–   Хорошо контактировать не только с детьми, но и со взрослыми людьми — сдрузьями родителей, с соседями и пр.

Домашние обязанности:

–  Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

–  Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.

–  Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол.

–  Добавлять согласно рецепту некоторые ингредиенты.

–   Расстилать и убирать постель и убирать комнату.

–   Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.

–   Чистить зеркала, если они низко расположены.

–   Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую —  цветное. Складывать чистое белье и убирать его.

–   Вежливо отвечать на телефонные звонки.

–  Помогать по уходу за двором.

–  Оплачивать мелкие покупки.

–  Помогать папе  мыть машину.

–  Помогать выносить мусор.

–   Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных  для развлечений.

–  Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним.

–  Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

Психологические потребности:

–   Потребность в общении со сверстниками.

–    Творческая активность.

–    В движении

–    В самостоятельности

Мотивы 5-ти леток:

–    Взаимоотношения  с людьми

–    Потребность в дружбе

Как можно удовлетворять::

Ребенку очень  нужен собеседник, с которым он мог бы обсудить волнующие его темы. Делать это следует в спокойной обстановке и наедине. Выделяйте время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним «о жизни».

Ведущая деятельность:

Сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция:

Воображение

Особенности возраста:

—   Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

—   Общение со взрослыми внеситуативно – личностное.

—   Общение со сверстниками  внеситуативно — деловое.

—   Половая идентификация.

—   Появление творческой активности во всех видах деятельности.

—   Развитие фантазии.

—    Доминирующее настроение ребенка этого возраста — бодрое, веселое.  Если ребенок не болен и кем-нибудь не обижен, то он демонстрирует оптимизм, радуется жизни;

—    Постоянно обнаруживает стремление помочь маме или папе, бабушке или дедушке.

—   Если между ребенком и кем-нибудь из взрослых возникает конфликтная ситуация,  ребенок в большинстве случаев проявляет готовность уступить, быстро соглашается  на компромисс, не упрям.

— Половое самосознание после 5 лет изменить невозможно.

— К 5.5 годам формируется фундамент личности:

— Возникает своя внутренняя позиция.

— Формируются психологические установки.

— Осознание и понимание своей роли, своего места в семье и другой микросреде.

Новообразования:

—   предвосхищение результата деятельности;

—   активная планирующая функция речи;

—   внеситуативно – деловая форма общения со сверстниками.

Цели и задачи взрослых:

—   Формировать элементы произвольности психических процессов во всех видах    деятельности.

—   Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала   ребенка.

—   Способствовать развитию эмпатийных проявлений (эмпатия = сопереживание, сочувствие) .

—   Побуждать детей к проявлению инициативы  и самостоятельности мышления   во всех  видах деятельности.

—   Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов  сотрудничества.

—   Обучать детей планировать  предстоящую деятельность. Использовать  воображение,  как предпосылку у детей внутреннего плана действий и  осуществлять внешний контроль   посредством речи.

 Если ребенок без труда  справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.

Автор статьи: Овсяник Людмила Михайловна, психолог  http://www.b17.ru/article/18536/

Комментарий: для решения указанных в статье ЦЕЛЕЙ и ЗАДАЧ по развитию Вашего ребенка прекрасно подходят ЗАНЯТИЯ ПО ПРАВОПОЛУШАРНОМУ РИСОВАНИЮ.

Тел для справок 79-28-12.

afinacentr.ru