Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок 5 лет: что должен уметь, развитие и подготовка к школе. Что должен знать ребенок 5 лет


Что должен ребенок уметь в 5 лет: подготовка к школе

Для большинства родителей даже постепенное взросление их малыша становится страшным испытанием, а иногда и полной неожиданностью. Пятилетний ребенок – это уже самостоятельная и вполне сформированная личность, которая вполне способна определить свои собственные потребности или желания. Он обладает собственным вкусом и может постоять за себя. И многим родителям следует знать, что должен ребенок уметь в 5 лет.что должен ребенок уметь в 5 лет

Физиология и психология

Детишки в таком возрасте начинают резко расти. При этом происходит развитие мышц, и ребенок не набирает лишний вес. Но родители должны тщательно следить за рационом своего чада, чтобы его организм получал необходимую для роста и развития энергию. Питание для пятилетнего ребенка должно быть достаточно калорийным и в тоже время сбалансированным. Постарайтесь исключить из рациона неполезную фастфудовскую еду. Используйте больше овощей и супов, побалуйте своего ребенка домашними котлетками или компотом – ему это пойдет на пользу. Отучите малыша от ужасной привычки перекусывать каждые полчаса – это может плохо сказаться в его дальнейшей жизни.

Для пятилетнего человечка не составит особого труда разучить новый навык, так как ему позволяет собственное физическое развитие. Если у вас есть желание приучить сына или дочь к спорту, то именно этот возраст - прекрасное время для освоения езды на двухколесном велосипеде, катания на лыжах или прогулок верхом. Если вам удастся заинтересовать малыша спортом, то, возможно, он полюбит его на всю жизнь.

В психологическом плане пятилетний ребенок преодолевает кризис трех лет уже окончательно и бесповоротно. Он становится более спокойным и уравновешенным. Пятилетний малыш вполне способен проводить некоторое время наедине с самим собой и реагировать на просьбы или возражения окружающих его людей вполне адекватно. Однако родителям следует помнить, что детское терпение не безграничное. Ребенок расстроится и обидится, если вы забудете про какое-то свое обещание или не выполните его просьбу.

Специалисты говорят о том, что именно в этом возрастном периоде закладываются начальные основы характера ребенка, которые останутся с ним уже во взрослой жизни. Родители могут повлиять на малыша и постараться привить ему те качества и способности, которые посчитают наиболее ценными умениями для человека. Однако достаточно часто родители стараются реализовать в своих детях собственные стремления и мечты. Это непростительная ошибка, которая может сказаться на взрослой жизни вашего чада самым негативным образом. что должен уметь ребенок в 5 лет мальчик

Что должен ребенок уметь в 5 лет?

Родители пятилетнего малыша с удивлением отметят, что заниматься с собственным чадом в этом возрасте – это интересное и весьма увлекательное занятие, так как малыш начинает тянуться к знаниям и интересоваться всем на свете. Для него достаточно просто осваивать новые навыки, независимо от того, к какой сфере деятельности они принадлежат: умственной или физической.

Итак, что должен ребенок уметь в 5 лет? Большинство деток, достигших этого возраста, вполне спокойно умеют писать некоторые буквы и читать простейшие предложения. Они могут осуществлять простейшие арифметические операции, такие как сложение и вычитание. У них начинает неплохо работать логическое мышление и понимание происходящего. Психологи утверждают, что существует огромное количество специальных методик и предметов, которые поведают, что должен ребенок уметь в 5 лет и насколько развит конкретно ваш малыш.

Для родителей мальчиков

С трехлетнего возраста у детей начинает возникать понимание того, что мальчики и девочки – это немного разные люди, с разными потребностями, особенностями организма и немного различным уровнем развития. Специалисты утверждают, что вплоть до подросткового возраста, представители мужского пола немного уступают по развитию одногодкам девочкам. И это не исключение для данной возрастной категории. Итак, у многих родителей возникает вполне конкретный вопрос, что должен уметь ребенок в 5 лет?

что должен уметь ребенок в 5 лет комаровский

Мальчик в таком возрасте перестает уделять много внимания игрушкам. Намного интереснее ему становятся ролевые игры, в которых он зачастую выступает в качестве взрослого персонажа. Для тех родителей, кто плохо помнит свое детство, к таким забавам относятся игра в больницу, стройку или войну. Мальчики уже должны уметь распределять между собой роли в соответствии с собственными умениями и пожеланиями.

Если говорить о физкультуре и спорте, то в пятилетнем возрасте ребенок может уже лазить по гимнастической стенке, прыгать в длину, метать легкие предметы вдаль, выполнять простейшие строевые команды. А если родители примут самое активное участие в том, что должен уметь ребенок в 5 лет, мальчик будет и плавать, и кататься на велосипеде. Так что это возраст активных действий!

Доктор Комаровский

Когда заходит речь о том, что должен уметь ребенок в 5 лет, Комаровский Евгений Олегович, известный педиатр, высказывает определенные мысли относительно общего развития детей, их физического и психического состояния. Именно благодаря таким исходным данным можно сделать какой-то определенный вывод. Он утверждает, что главную роль в формировании у ребенка определенных умений играют два фактора: родители малыша и его собственное стремление. Причем второй фактор подчас более значим, чем первый.

что должен уметь ребенок в 5 лет таблица

Садик и пятилетний ребенок

В принципе, практически каждый родитель знает, что должен уметь ребенок в 5 лет. В детском саду способны научить, выявить, раскрыть потенциал и возможности малыша. Как оказалось, во многих учреждениях присутствует специалист – психолог, который должен проводить определенные тесты, чтобы определять способности пятилетних детей. Подобные действия рассчитаны на понимание способностей ребенка в разных сферах и построены на выполнении малышом определенных заданий. Специалисты разработали приблизительный список вопросов и заданий.

Школа и пятилетний ребенок

Из всего внушительного перечня того, что должен уметь ребенок в 5 лет, подготовка к школе путем приобретения определенных навыков занимает особое место. И тут всплывает такой момент, что далеко не все родители знают, зачем вообще заниматься подготовкой своего чада перед походом в первый класс. Они считают, что всему необходимому малыш уже научится в школе. Это абсолютно не правильный подход к данному вопросу, и пять лет – это именно тот возраст, когда стоит начинать готовиться к школе.что должен уметь ребенок в 5 лет в детском саду

Что же должен знать и уметь малыш? Ну, во-первых, ребенок должен выучить и уметь назвать свои фамилию и имя, адрес своего проживания, а также номер телефона. Вы должны научить его разбираться в наиболее распространенных видах растений и животных. Он должен знать и различать цвета, виды спорта и понимать значение наипростейших профессий.

Вы должны научить ребенка тому, где «право» и «лево», разнице между страной и городом, фруктами и овощами, а также буквами и звуками.

Желательно, чтобы малыш умел:

  • разбираться в простейших логических задачах и разгадывать загадки;
  • описывать картинку, которую он видит;
  • пересказать сказку;
  • выучить наизусть небольшое стихотворение;
  • определять количество слогов и звуков в простых словах;
  • уметь управляться с ручкой и карандашом.что должен уметь ребенок в 5 лет подготовка к школе

Итоговая таблица

Для отображения более полноценной картины того, что должен уметь ребенок в 5 лет, таблица подойдет лучше всего. Она самым наглядным образом демонстрирует все необходимые умения и материалы, которые смогут оказать вам помощь в осуществлении поставленных задач.

Сфера необходимых умений

Что должен уметь ребенок

Необходимые пособия и материалы

Математика

Знать расположение предметов,

геометрические фигуры, цифры.

Сравнивать количество предметов.

Карточки с цифрами от 0 до 10; игра для изучения геометрических фигур.

Логическое мышление

Находить отличия и сходства.

Складывать разрезанную картинку.

Выполнять задание в течение 5 минут, не отвлекаясь.

Складывать пирамидку без помощи.

Карточки из серии «Найди лишний предмет»; пазлы; головоломка Красноухова; игра «Поймай рыбку».

Развитие речи

Строить фразы (6-8 слов).

Ставить существительное в форму множественного числа.

Знать, какие бывают профессии.

Буквы алфавита – пазлы; цветные буквы алфавита; чистоговорки; считалки; игра «Собери слово».

Окружающий мир

Различать ягоды, овощи, фрукты; животных, растения; времена года

Карточки «Изучаем цвета», «Мебель» и прочее.

Навыки обихода

Застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки.

Проводить линии, не отрывая руку от листа.

Различать правую и левую стороны.

Трафареты, пластилин, бусинки, настольная игра «Расскажи про свой город» и др.

fb.ru

физическое, нервно-психическое, что должен знать и уметь ребенок в 5 лет

Дошкольники развиваются особенно быстро, что и позволяет специалистам на основе знаний, умений и навыков судить о его уровне развития. Это, в свою очередь, помогает построить для конкретного малыша программу коррекции, в случае необходимости. Возможно, нелишним будет и родителям знать те критерии, на которые опираются медики при оценке физического, психического и умственного развития ребенка.

Пять лет - это довольно сложный возраст, ведь именно с него начинается подготовка старшего дошкольника ко взрослой жизни в школе. Ребенок этого возраста все так же подвижен и любит общаться с ровесниками, но его уже все чаще можно увидеть рисующим или мастерящим, он чаще тянется к книгам и другим источникам знания впитывая все новое, как губка.

Детям очень нравятся ролевые сюжетные игры, и они уже способны сами договорится о распределении ролей.

Ваш малыш уже не такой маленький, как раньше, у него уже имеется свое мнение по любому вопросу. В пять лет он уже самостоятельная личность со своими потребностями и желаниями, независящими от родителей.

Задача родителей - подготовить своего малыша к школе, обеспечить его недостающими знаниями и умениями, привить нужные навыки.

Физическое развитие пятилеток

Окружность грудной клетки 52 - 57 см, рост 100 - 120 см, вес 17 - 25 кг.

Малыш начинает активно расти, поэтому его питание очень важно. Задача родителей - исключить из его рациона фастфуд, газировку и постараться, чтобы малыш забыл о перекусах. Практически все потребляемые им калории сейчас уходят на рост и развитие, а значит, если малыш начал поправляться - ищите проблему. Развитие пятилетнего человечка позволяет ему довольно быстро осваивать спортивные навыки, поэтому этот возраст считают самым лучшим для того, чтобы отдать малыша в спортивную секцию.

Главные физические навыки, на развитие которых стоит обратить внимание — координация, равновесие и скорость.

Что должен уметь пятилетний человечек:

  • Пробежать без остановки до 200 м (из них на скорость около 60м).
  • Бежать без остановки 90 сек.
  • Прыгнуть с высоты в 40 см.
  • Прыгать на одной ноге.
  • Ходить по гимнастической скамейке.
  • Бросать мяч в отстоящую на 2 м мишень.
  • Лазать по гимнастической стенке.

Его движения хорошо скоординированы, он становится сильнее и выносливее. Любимыми играми становятся те, в которых надо бегать и лазать где-то.

Мелкая моторика

Она развита у детей уже достаточно хорошо, они практически правильно держат ручку или карандаш, рисуют различные по нажиму и наклону линии, делают аппликации, используя ножницы, складывают пазлы и фигуры из деталей конструктора по образцу или схеме. Но ее дальнейшему развитию все же стоит уделить особое внимание, учите его аккуратно раскрашивать не выходя за границы рисунка и срисовывать простые рисунки, правильно располагая их на бумаге, рисуйте "графические диктанты".

Нервно-психическое развитие пятилетнего человечка

Мышление

Это благодатный возраст для родителей желающих чему-то научить своего малыша, ведь именно сейчас развитие малыша позволяет ему легче вбирать новые знания. И тут главное - не переусердствовать и опираться на желание и интерес маленького человека.

К этому возрасту он должен уметь определять последовательность событий и отгадывать загадки, понимать смысл пословиц. Малыши уже способны находить сходства и отличия предметов, исключать лишнее.

В этом возрасте начинает развиваться логическое мышление, правда, логика малыша еще сильно отличается от логики взрослого человека, не стоит доказывать свою правоту, просто выясните всю его логическую цепочку.

Сейчас стоит начать учить его читать.

Что знает пятилетний малыш:

  • Цифры 1 – 10 и их изображения.
  • Геометрические фигуры, умеет рисовать и делить их на равные части.
  • Почти все буквы, называет слова на эти буквы, умеет написать хотя бы часть из знакомых букв самостоятельно, есть такие дети, которые умеют читать по слогам, но их мало.
  • Знает и умеет показывать цвета и их оттенки.
  • Дни недели, месяцы, умеет называть пальчики (необязательно по порядку).
  • Свои фамилию и адрес, хорошо бы ещё и номер телефона кого-то из родителей.

Что он должен уметь ребенок в 5 лет:

  • Решать самые простые задачи на вычитание и сложение в пределах двух единиц.
  • Некоторые умеют читать по слогам, но это никак не норма.
  • Умеет решать логические задачки.
  • Самостоятельно собирает пазлы из 10-15 кусочков.
  • Умеет систематизировать предметы по общему признаку.
  • Находит 6 отличий.
  • Пересказывает сюжет картин.
  • Запоминает иностранные слова, не путает их со словами родного языка.
  • Умеет различать овощи, фрукты и ягоды.

Память и внимание

Именно в пять лет лучше всего начать готовить ребёнка к школе, главное – опираться на его интересы, иначе вы навсегда отобьете у него желание учиться. В это время его запоминание становится сознательным, а значит он сам выбирает, какие знания ему нужны, а какие неинтересны. Ребенок запоминает одновременно 8 предметов (называет что пропало или появилось), легко запоминает короткие стихи, считалки, может пересказать сказку, запоминает порядок событий, умеет находить до 10 отличий.

Концентрация внимания на одном занятии уже 10-15 минут.

Развитие речи

Словарный запас у ребенка в 5 лет уже достаточно большой для того, чтобы он мог, не путаясь в словах, объясниться практически на любую интересующую его тему. Он строит большие фразы по 6-8 слов, принадлежащих к разным частям речи. Малыш уже четко произносит все звуки (кроме "р"). читает стихи с выражением, редко путает слова, обозначающие время (вчера, сегодня и т.д.).

Речь становится наглядно-образной - он уже непросто повторяет за кем-то, а воспроизводит на словах собственные мысли.

Восприятие окружающего мира

Зрение обостряется, а значит ребенок может разглядеть мелкие детали и предметы. Появляется способность к планированию.

Ребенок, должный в силу возраста активно познавать мир, знает названия некоторых растений, и многих животных и птиц, а также природных явлений.

Больше читайте, и лучше познавательную литературу.

Бытовые навыки ребенка в 5 лет

Каким полезным в быту навыкам стоит научить ребенка пяти лет? В наше время высоких технологий дети пяти лет вполне могут справиться с компьютером, зато не могут сами заправить кровать, а иногда даже одеться. А все потому, что мы, родители зачастую забываем, что таким простым, на первый взгляд, вещам нужно учить.

Чем раньше вы начнете привлекать малыша к работе по дому, тем самостоятельнее он вырастет, и тут важно поймать его настроение, его интерес к такому рода занятиям. Обязательно научите ребенка убирать квартиру. Пусть все что нужно для уборки будет в его полном распоряжении. «Пролил что-то на пол – вытри за собой» – заведите такое правило. И неважно, что после такой «уборки» вам все придется переделать, и «Москва не сразу строилась», ваш малыш постепенно всему научится, главное, помочь. Не начинайте исправлять все за ним, подскажите что и где не так, а пока он играет - исправьте, в следующий раз будет лучше. Ребенок уже вполне способен убирать игрушки, вытирать пыль, пылесосить и убирать со стола.

Что должен уметь ребенок в 5 лет? Он должен самостоятельно умываться, одеваться и кушать. А еще дети этого возраста могут помогать маме во всем, главное – никогда не отказывайтесь от помощи, иначе ребенок привыкнет к тому, что мама со всем способна справиться сама.

Пусть малыш поможет вам в стирке. Самое простое – пусть достает белье из машинки, посложнее – объясните режимы стирки, как сортировать белье по цвету, как включать машинку, пусть пока и под вашим присмотром.

А ваш малыш выращивает растение? Нет. А зря. Купите ему набор юного садовода, это необязательно будут цветы, это может быть и что-то съедобное. Пусть он сам посадит, будет поливать и увидит, как появляется росток ЕГО собственного растения.

Социальное развитие ребенка 5 лет

К праздникам пусть он сам сделает подарки и поможет вам их упаковать. Научите его готовить простые блюда, и ничего не бойтесь. Пусть лучше он все на свете испачкает, но сделает что-то сам. Это лучше, чем вечно будет ждать, когда это сделает за него кто-то другой. И потом, совместная готовка объединит вас с малышом как ничто другое.

Берите малыша с собой в магазин, объясняйте ему откуда берутся деньги, и как делаются покупки, чтобы он не считал сдачу зарплатой. Учите его экономить, пусть он помогает вам составлять список покупок. В этом возрасте ребенок уже помнит какие продукты в каком магазине вы покупаете, может ориентироваться в тех местах, где вы бываете вместе.

Психологи считают, что именно в пять лет формируется характер маленького человека и он усваивает правила поведения в социуме. Ваша обязанность научить его всему. И лучше сделать это сейчас, как бы трудно это ни было. Хвалите его если он делает что-то с желанием. И старайтесь поменьше ругать, он ведь только учится.

Эмоциональное развитие ребенка 5 лет

Именно в этом возрасте ребенок может сопереживать, сочувствовать и любить, для него это уже непросто слова.

Ребенок становится сдержаннее, он уже способен сам занять себя и тут родителям важно знать, что если вы обещаете ему что-то если он выполнит вашу просьбу (например, поиграть самостоятельно пока вы заняты), выполните свое обещание. Ребенка пяти лет очень просто обидеть, не стоит учить его плохому, подавая подобный пример.

Характер малыша формируется именно в этом возрасте, и здесь главное, чем могут навредить родители - пытаться реализовать через него свои собственные амбиции. В таком случае ребенок вырастет во всем зависимым от родителей.

Различия между девочками и мальчиками

В 5 лет дети вполне осознают и принимают свою половую принадлежность. Психологи же считают, что с этого возраста вплоть до подросткового мальчики отстают в своем развитии от девочек.

Мальчики в норме весят от 16 до 20 кг, а девочки 15 - 19 кг. Их рост соответственно 106 - 116 см и 102 - 111 см.

Мальчики меньше внимания уделяют игрушкам и больше ролевым играм.

5 лет -самое продуктивное время в жизни ребенка, постарайтесь его не упустить.

mama.guru

что должен уметь, развитие и подготовка к школе

Содержание статьи:

Когда ребенку исполняется 5 лет, в его жизни наступает новый этап. Это касается и физического, и психического, и интеллектуального развития. В этом возрасте дети развиваются очень стремительно. Родители не успевают и глазом моргнуть, как милый малыш превращается в дошкольника, в самостоятельную, вполне сформировавшуюся личность.

Главная задача сейчас — подготовить эту личность к школе так, что желание учиться у ребенка не пропало. Для этого необходимо опереться на те знания, умения и навыки, который ребенок накопил к пятилетнему возрасту и на особенности развития детей в 5 лет.

Что должен уметь ребенок в пять лет

Существуют некие нормы развития ребенка, соответствие которым говорит о том, что у ребенка в будущем не появятся проблемы в обучении и других сферах жизни. Прежде чем перейти к этим нормам необходимо ознакомиться с возрастными особенностями детей 5 лет.

В этот период малыш «бурлит» фантазиями и идеями, у него наступает пик творческого развития. Нестандартная логика, богатое воображение не раз будут удивлять родителей, для которых главная сейчас задача постараться не погасить зачатки его будущих талантов. У ребенка улучшается координация, увеличивается ловкость и сила. В эмоциональном плане малыш к этому возрасту тоже значительно вырастает. Он учится сдерживать свои эмоции, управлять ими. Конечно, это не всегда получается.

В 5 лет происходит четкое осознание своей половой принадлежности. И именно сейчас для мальчиков очень нужен папа, как пример, а девочкам — мама.

Интеллектуальное развитие также делает большой рывок, ну а нравственное в этот период зависит от окружения, поведения в семье и других факторов.

5 лет — это тот самый возраст, когда уже можно легко определить каким ребенок вырастет, каким он станет в будущем! Заниматься с ребенком в этот период очень увлекательно, он проявляет настоящую тягу к знаниям, интересуется практически всем на свете. Важно эту тягу не отбить.

Физическое развитие ребенка в 5 лет

Пятилетние дети быстро растут, при этом не прибавляя в весе. Норма веса и роста в этом возрасте такова:

ПолНорма веса, кгНорма роста, смОкружность грудной клетки, см
Мальчики16,4-19,7106-11652-57
Девочки 15,4-19102-11151,6-56,6

Нужно понимать, что значения усредненные. И когда какой-то из показателей отклоняется в ту или иную сторону, не стоит паниковать, ведь все индивидуально. Но если одолевают сомнения, то лучше показаться врачу и рассказать о своих тревогах.

О качестве физического развития говорят и двигательные навыки малыша. Он должен уметь:

• быстро бегать.

• с легкостью стоять и прыгать на одной ноге.

• спрыгивать с возвышения в 20–30 см.

• лазать по гимнастической лесенке.

• сохранять равновесие.

• удерживать свой вес на канате (некоторые дети в этом возрасте умеют по нему забираться).

• подбрасывать мячик и ловить его.

• кидать мяч в цель и др.

Кроме того, он уже может смело осваивать двухколесный велосипед, лыжи, плавание, езду верхом и другие новые для него виды спорта и физические упражнения.

В это же время нужно уделять внимание развитию мелкой моторики у ребенка.

Мелкая моторика в 5 лет

Родителям, особенно если ребенок не посещает дошкольное учреждение, необходимо регулярно проводить занятия по развитию мелкой моторики. Пятилетний ребенок должен уметь:

1. Правильно держать ручку, кисточку и т. д.

2. Аккуратно раскрашивать рисунки.

3. Рисовать буквы, цифры и другие фигуры по образцу.

4. Лепить мелкие пластилиновые детали.

5. Завязывать и развязывать шнурки.

6. Работать с ножницами и т. п.

К пятилетнему возрасту малыш уже может самостоятельно нанизывать на тонкую нитку бусинки или пуговички, собирать сложные конструкторы, рисовать так, что легко можно определить изображенное. Его уже легко научить простым поделкам оригами, он без труда складывает пазлы.

Кроме всего прочего малыш 5 лет уже имеет элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены, знает правила поведения за столом, умеет застегивать молнию и пуговицы на одежде.

Для того чтобы данные навыки совершенствовались, не стоит ребенку без надобности помогать!

Умственное развитие пятилетнего ребенка

В пять лет интеллектуальное развитие выходит на первый план на фоне подготовки к школе. В тот период необходимы постоянные занятия для восполнения пробелов, если ребенок не знает того, что должен знать и для совершенствования знаний в различных сферах.

1. Математические знания. В пятилетнем возрасте ребенок должен обладать следующими математическими познаниями:

• считать до 10 и обратно (некоторые умеют выполнять простые арифметические действия, но это необязательно).

• знать арифметические знаки и для чего они нужны.

• использовать в речи порядковые и количественные числительные.

• сравнивать числа в пределах 10.

• выражать словами местоположение предмета по отношению к другим.

• знать основные геометрические фигуры, рисовать их и т. д.

2. Развитие речи у ребенка. В норме малыш должен:

• правильно произносить звуки (при наличии проблемы необходимы занятия с логопедом).

• говорить выразительно.

• составлять связный рассказ из собственной жизни и по картинке (5–6 предложений).

• легко запоминать поговорки, маленькие стихи, считалки.

• знать хотя бы 15 букв алфавита и т. д.

3. Знания об окружающем мире. В 5 лет ребенок должен знать:

• собственные, родителей, близких людей ФИО.

• свою половую принадлежность.

• название страны, свой адрес.

• возраст собственный и родителей.

• основные профессии и их особенности.

• место работы родителей.

• цвета и оттенки.

• ПДД.

• времена года, времена суток, дни недели, их последовательность.

• название месяцев, последовательность.

Ребенок в пятилетнем возрасте должен понимать, что представляет собой живая и неживая природа, уметь обобщать предметы, находить среди группы предметов «лишний», объяснять выбор.

4. Развитие памяти и мышления. Память находится в состоянии перехода от непроизвольного к сознательному запоминанию. Для того чтобы свое развитие получила и смысловая память как раз самое время ребенку объяснять непонятные для него слова, встретившиеся в книгах или быту. В 5 лет ребенок может:

• заниматься одним делом от 10 до 15 минут не прерываясь.

• запоминать предметы, их расположение, определять «пропавший» или «новый».

• находить отличия.

• описывать события и рассказывать о том, что происходило вчера, сегодня, в другой день.

• легко запоминать иностранные слова, новые слова родного языка, значения слов.

Конечно, лучше всего ребенок будет запоминать то, что ему понравилось. Если что-то его вынудят выучить, то это он быстро забудет.

Психическое развитие ребенка в 5 лет

Психическое развитие ребенка 5 лет неразрывно связано с другими сферами. Впервые у него появляется желание быть как взрослый, понимая, что он — индивидуальность, возникают склонности к определенным занятиям (которые хорошо бы не проглядеть), формируются личность, характер, свои собственные интересы.

Сейчас малыш понимает, что он не «центр земли», и для него обретают смысл правила и нормы поведения.

В этот период на развитие личности ребенка влияют следующие факторы:

• воспитание.

• окружающая среда.

• наследственность.

С последним вряд ли что-то можно сделать и как-то изменить, то первые два фактора в руках родителей. И если ребенок с раннего детства привыкнет к хорошему общению и окружению, если взаимопонимание и уважение для него будут в этом возрасте нормой, то вряд ли в будущем у него в этом плане возникнут какие-либо отклонения.

Основные черты характера уже сформировались. В настоящее время наступил период затишья, один возрастной кризис закончился, другой еще не начался. С ребенком стало легко договориться, исчезли капризы, он стал больше прислушиваться к мнению родителей.

Почти всегда у малыша в пятилетнем возрасте хорошее настроение. Он радуется всему: встречам, новым игрушкам, открытиям. Появляются предпочтения в общении: ему может кто-то нравится, к кому-то он испытывает антипатию. Задача родителей в данном случае помогать своему ребенку контролировать эмоции, потому что он только этому учится, но у него не всегда получается.

Уже в 5 лет ребенок легко отличает плохой поступок от хорошего, может испытывать чувство справедливости, сострадания, милосердия. Он вдруг начинает заботиться обо всем живом, жалеть тех, кто брошен и одинок. Именно в этом возрасте дети часто приносят домой котят и щенков, подобранных на улице.

В 5 лет очень сильно воображение, вплоть до смешивания реальности с фантазиями, часто дети могут придумывать себе вымышленных друзей и общаться с ними. Родителям не нужно думать, что ребенок сошел с ума. Это своего рода этап становления, который обязательно нужно пройти для того чтобы малыш стал самостоятельным, инициативным, развивался в творческом плане. Очень скоро все встанет на свои места и воображение уже не будет таким бурным.

Если ребенок в 5 лет отстает в развитии

Если развитие ребенка по некоторым параметрам не соответствует возрасту, то здесь необходимо выяснить степень этого отставания, выявить насколько серьезны нарушения. В возрасте 5 лет все серьезные отклонения в основном уже известны, в этом периоде уже ничего не может удивить родителей.

Проблемы могут появиться:

• в речевом развитии.

• способности запоминать.

• концентрации внимания.

• физическом развитии.

• в отсутствии самостоятельности.

В случае выявления каких-либо отклонений родителям необходимо обратиться с ребенком к специалистам. Здесь могут помочь:

• логопед.

• детский психолог.

• психиатр.

• дефектолог.

• невролог.

Дети с серьезными проблемами в развитии обучаются в специальных коррекционных учебных заведениях, где к каждому ребенку имеется индивидуальный подход.

Некоторых родителей беспокоит, что ребенок в 5 лет писается ночью. Энурез может возникнуть в этом возрасте как симптом заболевания (от сахарного диабета до эпилепсии) или по причине психологической травмы (ссоры в доме, ревность, постоянные стрессы и т. д.). Помочь здесь способен только врач, который выявит причину и назначит лечение: медикаментозное, психотерапевтическое, физиотерапевтическое.

Подготовка к школе в 5 лет

5 лет — это тот самый возраст, когда необходимо начинать подготовку к школе. Поэтому родителям обязательно нужно заниматься с малышом, тем более, если он не посещает детский сад. При этом нужно учитывать, что непрерывно работать ребенок в одной сфере может не более 15 минут, поэтому занятия (и желательно в игровой форме) нужно строить в пределах этого времени.

Если малыш еще не знает ни одной буквы, сейчас самое время заняться алфавитом. Не знает цифр, именно сегодня можно путем различных развивающих игр для детей 5 лет исправить данную оплошность.

Элементарные математические навыки ребенок может получить при помощи палочек для счета, различных пособий с простыми задачками для дошкольников. Мамам и папам необходимо понимать, что насильно в голову ребенка ничего нельзя запихать. Как уже упоминалось, он просто быстро все позабудет. Поэтому обучать своего малыша нужно именно играя, чтобы ему было интересно познавать новое, благо в этом возрасте у него присутствует огромная тяга к знаниям.

Особое внимание желательно уделить творческому развитию. Любые способности, которые обычно начинают проявляться в этом возрасте, необходимо заметить и стараться развить. Можно рисовать с ребенком, лепить, складывать оригами, клеить аппликации. Все это очень пригодится ему в школе.

Хорошо также много читать, просить малыша пересказать услышанное, задавать вопросы по тексту, а затем помочь ему выделить главное и второстепенное, уловить суть и понять тему. Только без принуждения. Таким образом, у ребенка развивается не только речь, но и мышление.

И не нужно зацикливаться только на умственном развитии. Физическое тоже очень важно. Необходим комплексный подход, ребенок должен развиваться гармонично!

Запишитесь на приём к врачу в вашем городе

Клиники вашего города

birth-info.ru

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет: основные навыки и развитие

К каждой детской возрастной категории медики, психологи, педагоги выдвигают ряд требований по поводу физического и умственного развития. Понятно, что все детки разные, на их параметры влияют генетика, условия рождения и проживания, окружение, обстановка, количество времени, затрачиваемого на них родителями, посещение детских учебных заведений. Однако есть нормативы, которым должен соответствовать кроха в определенный период своего созревания. В статье поговорим о развитии ребёнка в 5 лет. Наш материал станет полезным как родителям, которые желают узнать, что должен уметь дошкольник, так и педагогам, работающим с данной категорией малышей. Прочитав ее, можно будет оценить, правильно ли развивается ваш ребенок, какие его навыки необходимо «подтянуть» и доразвить, какие игры и упражнения будут для него особенно полезными в этом возрасте.

Физические параметры: нормы роста, веса и другие

Физическое развитие 5-летнего ребенка оценивают по таким параметрам:

На физические параметры ребенка влияют следующие факторы:

  • генетика;
  • пол;
  • качество и сбалансированность питания;
  • работа эндокринной системы;
  • качество ухода;
  • двигательная активность;
  • длительность сна;
  • окружающая психологическая атмосфера;
  • условия проживания, в частности климатические;
  • принадлежность к определенной этнической группе;
  • наличие острых либо хронических заболеваний.

Знаете ли вы? Ученые определили, что рост ребенка контролируют свыше сотни генов. Полностью они реализуются после достижения человеком 18 лет.

Согласно антропометрической (центильной) таблице, рекомендованной Всемирной организацией охраны здоровья, средними показателями мальчика в 5 лет являются:

  • рост — от 105,3 до 114,6 см;
  • вес — от 16 до 21 кг;
  • окружность головы — от 49,2 до 52,2 см;
  • окружность груди — 55,6 см.

Очень низкими считаются мальчики, у которых длина тела составляет 96,1 см и ниже, а очень высокими — имеющие рост 123,9 см и выше.

Низкая масса тела для мальчиков этой возрастной категории — 12,4 кг и ниже, высокая масса тела — от 27,9 см.

Слишком маленькой считается голова окружностью 46,3 см и меньше, слишком большой — 55,2 см и больше.

Для девочек средние показатели выглядят следующим образом:

  • рост — от 104,7 до 114,2 см;
  • вес — от 15,8 до 21,2 кг;
  • окружность головы — от 48,5 до 51,3 см;
  • окружность груди — 54,8 см.

Очень низкий рост у девочек начинается от 95,2 см и ниже, высокий — от 123,7 см и выше. Очень низкой массой тела для этого возраста считается 12,1 кг и меньше, очень высокой — 29,5 и больше. Слишком маленькой считается голова окружностью 45,7 см и меньше, слишком большой — 54,2 см и больше.

Важно! Если у девочки или мальчика наблюдаются очень низкие либо очень высокие показатели роста, массы тела, окружности головы, то ребенок должен быть направлен на консультацию специалиста. Есть большая вероятность, что у ребенка присутствует патология роста, спровоцированная каким-либо заболеванием или отклонением в деятельности эндокринной системы.

Важно следить за приведенными показателями, поскольку нарушения в росте провоцируют неправильное физическое и психическое развитие.

Приблизительный рост ребенка в будущем, в зависимости от роста его родителей, позволяет определить готовые формулы, разработанные, в частности, педиатрами Д. Хокером, В. Каркусом, В. Смирновым. Также можно примерно высчитать длину тела ребенка в зависимости от того, какой рост у него был в годовалом или 3-летнем возрасте.

Соответствие физических параметров дошкольника можно определить, воспользовавшись калькуляторами в Сети.

Развитие ребенка

Существуют и определенные нормативные требования к физическому, психическому и умственному развитию 5-летнего ребенка.

Физическое

Физическое развитие, кроме антропометрических параметров, включает также следующие показатели:

  • физиометрические — объем легких, сила кисти, частота биений сердца и дыхания, артериального давления;
  • соматоскопические — развитие скелета, форма позвоночника, грудной клетки, ног и стопы, осанки, мускулатуры, подкожно-жировой прослойки и др.

В 5 лет ребенок должен уметь прыгать в разных направлениях, на одной ноге, бегать, перепрыгивать через препятствие, лазать по вертикальной лестнице. Он уже достаточно вынослив — может проходить 200–300 м быстрым шагом. Обладает хорошей координацией движений. Может подбрасывать мяч и ловить его, бить по нему ногой, ходить по тонкой доске. Любит кататься на качелях, каруселях, кувыркаться — что свидетельствует о нормальном развитии вестибулярного аппарата.

Хорошо, если в этом возрасте малыш уже ездит на двухколесном велосипеде, танцует, катается на роликах. Родителям желательно отдать 5-летнего сына или дочку в спортивную секцию — на художественную гимнастику, танцы, плавание и др. Также необходимо заниматься с пятилеткой ежедневными физическими упражнениями самостоятельно. И поощрять занятия, приобретая домашние качели, шведскую стенку, канат, различные тренажеры и т. д.

Важно! Недостаточное внимание физическому развитию малыша нередко влечет за собой проблемы с психикой ребенка. Хилый, часто болеющий, неловкий человек, как правило, становится застенчивым, стеснительным, безынициативным.

Особое внимание следует уделять мелкой моторике. Врачи проводят прямые параллели между ее развитием и развитием речи.

В дошкольном возрасте малыш должен уметь:

  • писать карандашом и ручкой;
  • рисовать карандашами, красками, фломастерами;
  • раскрашивать предметы, не выходя за контур;
  • вырезать предметы ножницами;
  • лепить мелкие пластилиновые детали.

Психическое

Что касается психического развития, то у старшего дошкольника должным образом должны быть натренированы и развиты внимание, мышление и память. Соответствует ли развитие психики вашего пятилетки своему возрасту, можно узнать, сравнив его умения с нижеперечисленными.

Внимание. Ребенок считается хорошо развитым, если он умеет:

  • находить 5–6 отличий между картинками либо предметами;
  • повторять простые движения;
  • удерживать во внимании 5–7 предметов;
  • срисовывать несложные узоры;
  • определять, какой предмет исчез;
  • выдерживать сидение на одном месте в ходе занятия длительностью 15 минут.
Родители могут заметить, что их малыш в возрасте одного, трех и семи лет может менять свое поведение. Это связано с тем, что ребенок переживает кризисные моменты в своем развитии.

Мышление. Пятилетка уже может:

  • понимать простые причинно-следственные связи;
  • рассказывать о предназначении предметов в доме;
  • выделять из перечня предметов лишний и обосновывать свой выбор;
  • складывать небольшие пазлы;
  • строить по инструкции фигуры из конструктора;
  • объяснять отличия между предметами и явлениями.
Память. В норме ребенок должен уметь:
  • по памяти воспроизводить изображение 7–8 картинок;
  • запоминать короткие стишки и считалки;
  • в точности пересказывать короткие предложения;
  • пересказывать смысл небольших рассказов.

Важно! Не беда, если какой-либо навык у ребенка еще недостаточно развит. Задание родителей — вовремя обратить внимание на проблему и уделить ее решению больше внимания.

Существует множество упражнений, которые позволяют должным образом натренировать память, мышление, внимание, речь, моторику. Если нет возможности заниматься с ребенком самим, можно водить его к репетитору или на специальные развивающие кружки.

Умственное

Старшему дошкольнику необходимо достичь и определенных умений в плане умственного развития.

Математика. Ребенка следует научить разбираться в основных математических и геометрических понятиях. К этому возрасту он уже должен уметь:

  • считать от 1 до 10 и в обратном порядке;
  • определять строение простых чисел;
  • называть основные геометрические фигуры;
  • называть числа-соседи;
  • использовать при рассказе числительные.
Методика Марии Монтессори направлена на раннее развитие ребенка: обучение его самостоятельности и саморазвитию. В развивающих играх с малышом используются специально разработанные приспособления, например бизиборд, или развивающая доска.

Развитие речи. В этот период малыш уже хорошо и связно разговаривает, может наравне общаться со взрослым, объяснять свои потребности, желания. При общении он может:

  • называть свои фамилию, имя, отчество, возраст, имена, фамилии и место работы родителей, домашний адрес, название города и страны, где он живет;
  • задать вопрос;
  • рассказать стишок;
  • составить рассказ по картинке;
  • различать гласные и согласные.
Словарный запас в этом возрасте должен состоять из не менее 2000 слов.

Представление об окружающем мире. У пятилетки должны быть сформированы следующие познания об окружающей его среде:

  • знание основных цветов;
  • названия дней недели, месяцев, пор года и их очередность;
  • ориентирование в категориях «вчера-сегодня-завтра»;
  • понятие об отличиях между домашними и дикими животными;
  • названия многих деревьев и растений;
  • названия многих профессий.

Знаете ли вы? Медиками подмечено, что мальчики в большинстве начинают говорить позднее девочек, и у них в 3 раза чаще наблюдаются дефекты речи.

Отклонения от развития

Сразу хотим успокоить, что не стоит особенно беспокоиться, если после прочтения критериев нормального развития пятилетки вы поймете, что ваш малыш где-то в чем-то незначительно отстает или чего-то еще не знает. Практически все можно наверстать. Если это, конечно же, не такие серьезные отклонения, как отставания в физическом развитии, наличие несвязной речи либо отсутствие ее вовсе, непонимание, как можно производить счет, незнание цветов и т. п. В таком случае необходимо бить тревогу и обращаться за консультацией к специалистам. Если ребенок значительно отстает в развитии, то ему могут быть поставлены диагнозы «задержка речевого развития» (ЗРР), «задержка психоречевого развития» (ЗПР) и назначено лечение.

Не стоит полагаться на принцип «перерастет», «само пройдет», если врачи обращают ваше внимание на то, что малыш отстает в речевом развитии. Дело в том, что без исправления данной проблемы у малыша логично будет пробуксовывать и психоречевое развитие.

На возникновение подобных отклонений влияет несколько факторов: осложнения беременности, преждевременные роды, родовые травмы, психические заболевания родителей либо ребенка, генетика, серьезные детские болезни, перенесенные в возрасте до 3 лет, черепно-мозговые травмы, снижение слуха. Также ЗРР страдают дети с основными диагнозами ДЦП, синдром Дауна, аутизм, гиперактивность.

Все эти факторы приводят к тому, что неправильно работают мозговые отделы, отвечающие за речевое и психическое развитие.

Также отставать в развитии могут дети, педагогически, социально запущенные, эмоционально неустойчивые.

При выявлении проблем с развитием у пятилетки ему показаны консультации:

  • педиатра;
  • ЛОРа;
  • сурдолога;
  • дефектолога;
  • невропатолога;
  • психиатра;
  • логопеда.

Также в большинстве случаев требуются медикаментозное лечение, электрорефлексотерапия, магнитотерапия. Альтернативными методами считаются иппотерапия, дельфинотерапия, которые будут рекомендованы ребенку в индивидуальном порядке.

Важно! Большое значение при выравнивании в развитии со сверстниками имеют не только консультации и назначения специалистов, но и активные занятия с малышом родителей. Также важно как можно раньше — еще до 3 лет — обратить внимание на проблему и начать терапию ребенка.

Задержки в развитии должны быть преодолены до 7-летнего возраста. В противном случае ребенку придется посещать специализированное учебное заведение.

Развивающие игры и упражнения в 5 лет

Если у малыша врачами не установлено никаких проблем со здоровьем, то его развитием можно заниматься в домашних условиях. Ниже вы найдете несколько рекомендаций, как развивать ребенка в 5 лет дома.

Игры

Для 5-летнего «киндера» все еще актуальными остаются занятия в игровой форме и игры. Однако игры уже несколько иного характера, чем раньше.

Сейчас на первый план выходят сюжетно-ролевые игры, когда детеныш моделирует какую-либо ситуацию, примеряет на себя различные роли, делает действия в определенной последовательности. Именно эти игры важны для социализации ребенка, когда он обучается согласовывать и координировать свои действия с другими участниками процесса. Также в ходе них прекрасным образом развивается речь.

К таким играм относятся, например, «Визит к доктору», «Поход в магазин», «Школа», «Полицейские» и т. п. Второе место принадлежит подвижным играм. Сюда обязательно должны включаться догонялки, игры с мячом, фрисби и т. п.

Интересными и полезными будут развивающие игры: математические, логические, на память и др. В этом возрасте большинство детей увлекаются конструкторами, пазлами, настольными играми (лото, домино, бродилки).

Упражнения

Растущему организму, кроме развития физической силы, ловкости и координации движений, также крайне важно выплескивать чрезмерную энергию. Поэтому, кроме интеллектуальных разминок, следует особое внимание уделять физическим упражнениям.

В их комплекс обязательно должны входить:

  • приседания;
  • отжимания;
  • кувыркания;
  • ходьба по комнате;
  • прыжки на месте.

Желательно делать физкультуру в игровой форме. Например, просить ребенка имитировать чье-либо действие. Так, можно предложить покачаться, как качаются деревья либо цветы на ветру, — малыш поднимает руки вверх и делает наклоны туловищем.

При прыжках по комнате можно имитировать перепрыгивания пеньков при прогулке по лесу. Собирая понарошечные грибы на поляне, малыш будет приседать и наклоняться. Разложив на полу скакалку, можно пофантазировать и пройти по ней, как по мостику через реку.

Так, включая фантазию, взрослые сделают для ребенка процесс физкультуры не только полезным, но и увлекательным.

Развитие речи

Развитие речи происходит, в первую очередь, в ходе общения с ребенком. Поэтому родителям следует много времени уделять этому процессу: расспрашивать о том, как ребенок провел свой день в садике, что было для него наиболее интересно, чему он научился и т. д.

Можно стимулировать малыша придумывать собственные истории, сказки, глядя на картинку в книжке.

В этом возрасте также важно привлекать ребенка к общению с продавцами, к осуществлению покупок, к разговорам с соседями, незнакомыми детьми на площадке.

Разучивание песенок, стишков, поговорок, скороговорок — вот еще то, чем можно заниматься с ребенком в 5 лет, развивая его словарный запас и речевые навыки.

Можно поиграть с ребенком в игру «Интервью» с микрофоном, где он сначала будет исполнять роль человека, у которого берут интервью, а затем роль репортера, задающего вопросы. Игру в лото можно периодически дополнять игрой «Сочини предложение», когда ребенок должен будет придумать предложение из 2 выпавших ему предметов.

Увлекательна игра «Шаги», суть которой заключается в том, чтобы создать условный финиш, отсчитать от него 10 шагов до старта, встать с ребенком на старт и при каждом шаге называть, например, вежливые слова, либо все сделанное из стекла, из дерева и т. п.

Развитие мышления и памяти

Существует несколько видов памяти. Для ребенка 5-летнего возраста важно развивать кратковременную зрительную и слуховую, а также долговременную память. Вот несколько игр, которые позволяют развить кратковременную память:

  1. «Повтори слова». Взрослый называет от 5 до 7 слов, прося ребенка повторять их за ним. После он просит назвать все слова вместе. Начинать следует с 5 слов, постепенно увеличивая их количество.
  2. «Пропажа предмета». Перед ребенком ставится от 7 до 10 игрушек (можно взять фигурки из «Киндер-сюрприза»). Кроха смотрит на них на протяжении 1 минуты. Затем родитель просит его закрыть глаза, а сам тем временем прячет одну игрушку. Ребенок должен назвать, какой игрушки не хватает.
  3. «Что не так с мамой (папой)». Мама или папа надевает на себя яркие одежки. Затем выходит в другую комнату и снимает с себя, например, шарф, либо одну перчатку, пояс. После этого возвращается в комнату и просит ребенка назвать вещь, которой не достает в маминой одежде.
Мышление отлично помогают развивать всевозможные пособия для развития дошкольников. Особое место в них уделено логике. В этом возрасте ребенку будут интересны лабиринты, простые ребусы. В Интернете есть множество сайтов, которые предлагают серию развивающих логических игр онлайн.

Родители могут играть с малышом в игру «Закончи рассказ» — рассказывая какую-либо историю, попросить его окончить ее.

Мышление поможет развить и игра «Отгадай рисунок». Взрослый вырезает картинку с простым рисунком, затем закрывает ее листком с вырезанным небольшим отверстием. Это отверстие он перемещает таким образом, чтобы ребенок имел возможность увидеть разные части рисунка. На основе увиденного он должен отгадать, что изображено на картинке.

Сочетая игру с мячом, можно играть в «Съедобное-несъедобное». Игроки по очереди бросают друг дружке мячик, называя какой-либо овощ, фрукт, продукт, предмет. Тот, кто ловит мяч, должен словить мяч, если названо что-то съедобное, и отбить его, если несъедобное.

Навыки самообслуживания

В идеале ребенок в 5 лет должен иметь элементарные навыки самообслуживания, чему его должны учить родители. К таким навыкам относятся:

  • самостоятельное умывание и чистка зубов по утрам и вечерам;
  • переодевание в домашнюю одежду после прогулки либо возвращения из садика;
  • мытье рук перед приемом пищи;
  • использование всех столовых приборов по назначению;
  • самостоятельное купание с намыленной мочалкой.

Режим дня для ребенка

Чтобы малыш меньше уставал, успевал сделать и усвоить все необходимые, хорошо высыпался, необходимо придерживаться режима дня. Для пятилетки он примерно выглядит следующим образом:

  1. Подъем.
  2. Гигиенические процедуры.
  3. Уборка постели.
  4. Поход в детский сад.
  5. В детском саду малыш делает утреннюю гимнастику, завтракает, занимается на занятиях, прогуливается, обедает, спит, полудничает, играет.
  6. Возвращение из детского сада, совмещенное с прогулкой с подвижными играми либо посещение спортивной секции.
  7. Ужин (за 1,5–2 час до сна).
  8. Спокойные игры (самостоятельно либо с родителями), занятия.
  9. Гигиенические процедуры.
  10. Расстилание постели.
  11. Чтение сказки на ночь.
  12. Ночной сон (желательно не позднее 21:00).

Важно! Нормальная продолжительность ночного сна для ребенка 5 лет составляет 12–13 часов.

Мы специально не указывали четкое время, поскольку в каждой семье оно будет разное. К тому же у каждого ребенка будут свои предпочтения и пожелания к своему распорядку, с которыми родителям обязательно нужно будет считаться.

Пятилетка — вполне сформированный ребенок. Говорят, что уже начиная с этого возраста можно определить, каким человеком он вырастет. К тому же данный возраст — один из самых спокойных, поскольку не является кризисным. Кроха уже умеет контролировать некоторые свои эмоции, выражать свое настроение и потребности словами, многое умеет делать самостоятельно.

Конечно же, от родителей еще потребуется обучение правилам поведения, навыкам самообслуживания, способствование физическому и психическому развитию. Важно также побольше проводить время с ребенком, устраивать совместные прогулки, прочтения книг, игры.

agu.life

Что должен уметь ребенок в 5 лет

Возраст 5 лет — это значимый рубеж в жизни каждого подрастающего крохи и его родителей. Вчерашний несмышленый карапуз становится самостоятельной, серьезной личностью, которая уже готовится к поступлению в школу. Психологи относят пятилетних детей к старшему дошкольному возрасту. Пора подвести первые итоги, посмотреть что же должен уметь ребенок в 5 лет.

Ребенок с цветными пальчиками

Навыки и умения, приобретенные детьми к пяти годам, позволяют определять соответствует ли психологическое и физическое развитие малыша его возрасту. Небольшое отставание можно исправить, скорректировав развивающуюся программу. Подходит время, когда все развитие маленького непоседы направляется к подготовке к школе.

Развитие ребенка в 5 лет происходит очень стремительно. Вчерашний непоседа, не умеющий спокойно посидеть и несколько минут на одном месте, сменяется достаточно усидчивым карапузом, способным на длительные занятия. Детки в этом возрасте испытывают очередной скачок в физическом росте и в интеллектуальном развитии.

Основные умения и навыки

Здоровый пятилетний непоседа по-прежнему интересуется разнообразными подвижными, физически активными играми, которые стоят у него на первом месте в списке приоритетов. Вместе с тем, возникает интерес к интеллектуальным занятиям: чтению сказок вслух, рисованию, лепке из пластилина или глины, обучению.

Мальчик надувает мыльные пузыри

Возросла ловкость и выносливость непоседы. Он хорошо контролирует деятельность всех мышц своего тела. Прыгает на одной ножке, катается на двухколесном велосипеде, с легкостью поднимается на канате, не боится играть на шведской стенке. Достаточно легко пробегает большие расстояния около 200 метров, соревнуясь в скорости.

Развивается координация движения тела. Закрыв глаза, легко достают до уха или кончика носа. Не падают на ровной местности, оббегают или перепрыгивают препятствия на пути. Может прыгнуть с места или с разбега, пробежать по тонкой дощечке.

Большой словарный запас — малыш знает около 3 тысяч слов. Развита связная речь. Может сам составить небольшой рассказ. Хорошая память. От непроизвольного запоминания переходит к сознательному запоминанию новых слов, больших стихотворений. В памяти легко откладываются считалочки, скороговорки, детские сказки. С удовольствием их может пересказать.Охотно запоминает и учит иностранные языки.

Девочка пишет цифры

Не теряется в окружающем пространстве. Знает фамилию, имя, свой домашний адрес, где и кем работают родители. Знает правила дорожного движения, что означают цвета у светофора, умеет правильно переходить дорогу.

Логически рассуждает, способен найти связь, и определить порядок событий. Самостоятельно складывает пазлы. Составляет рассказ из разрозненных картинок, рассказать с чего началось и чем закончилось событие. Из нескольких представленных изображений может найти лишнее.

Ориентируется во времени и пространстве. Знает дни недели, времена года. Не путает понятия «сегодня», «завтра» и «вчера». Знает последовательность времени суток.

Учится планировать свои действия. Стараясь добиться результата в каком-либо деле, строят планы, делят процесс работы на отдельные этапы.

Специалисты считают, что в период начиная с 5-летнего возраста окончательно формируется характер, личность человека, его жизненные принципы, отношения к окружающим людям. Большое влияние оказывает пример родителей, семьи. Родителям стоит внимательно следить за своим поведением, словами, поступками.

Девочка в красивом костюме

Если в семье постоянные скандалы, разговоры на повышенных тонах, то у крохи, воспринявшего такую манеру общения как норму, в дальнейшем будут возникать проблемы в школе, на работе и в жизни. Литвак « 5 методов воспитания детей» советует начинать воспитание детей с « воспитания воспитателей», подчеркивая важность авторитета родного человека для малыша.

Навыки в быту

Дошкольник пяти лет уже понимает и ценит важность внешнего вида, чистоты, порядка. Малыш способен сам снимать и одевать одежду, аккуратно вешать ее на стульчик или в шкаф, чтобы не помялась. Ребёнку стоит очертить круг его обязанностей по дому, не только убирание игрушек, но поливать домашние растения, протирать пыль. Малыши с радостью помогают маме проводить генеральную уборку. Маленький непоседа должен чувствовать, что он тоже носит вклад в поддержание чистоты в доме. Не стоит ругать кроху, если что-то сразу не получается.

Кроха уже самостоятельно умывается, чистит зубки. Уже можно в этом возрасте приучать принимать по утрам душ, что будет способствовать закаливанию организма. Приходя с улицы после прогулки, малыш самостоятельно снимает обувь, верхнюю одежду. Во время приема пищи использует столовые приборы. Перед едой обязательно моет руки.

Дети этого года развития начинают осознавать важность семьи, совместных действий. Предлагают родителям свою помощь, вместе с мамой готовят разные вкусности, а потом пылесосят квартиру. Не стоит этот энтузиазм гасить отказом. В подростковом возрасте, не приученный к помощи по хозяйству, выросший малыш не будет ничего делать. Вся возрастающая нагрузка будет лежать на плечах мамы.

Социально, эмоциональное развитие

На пятом году жизни у детей почти не бывает проблем в общении с незнакомыми детьми, малознакомыми взрослыми. Развивается желание играть в коллективе. Дети охотно идут на контакт, знакомятся, вместе играют. Легко находят общий язык с окружающими, с благодарностью отвечают на проявленное внимание.

Мальчик моет посуду

Дошкольники этого возраста практически бесконфликтные, легко соглашаются со взрослыми. Не спорят, почти не капризничают. С большим удовольствием впитывают любую новую информацию. В 5 лет уже можно отдавать детей для занятий в различные виды секций, где малыши будут заниматься.

Если малыш застенчив, стесняется или боится сам пойти на контакт с другими детьми, ни в коем случае не стоит ругать его, особенно при других детях. Лучший выход устроить совместную игру: построить замок в песочнице, для чего пригласить всех детишек участвовать, или запускать воздушного змея. В процессе совместной игры исчезнет страх перед малознакомыми детьми, дошкольник заведет себе новых друзей.

Решить проблемы общения помогут небольшие сценки или спектакли дома, разыгрывайте сказки, придумывайте ситуации — допустим, дошкольник пошел в магазин или устраивайте чаепитие для кукол с гостями.

Дети занимаются с учителем

Воспитание девочек и мальчиков

Примерно в 5 лет малыши четко начинают понимать свое отличие, как мальчика или девочки. Достаточно болезненно реагируют на попытки «покуситься» на их половую принадлежность. Начинают делить обязанности только для девочек или только для мальчиков.

Воспитание мальчика 5 лет происходит более строго чем девочек. Родители обращаются с мальчиками более требовательно, строго. Не потакают капризам, не одобряют открытого проявления эмоций. «Ты же будущий мужчина, мальчики не должны плакать. Требуют от мальчиков отвечать за свои слова, поступки. Мальчиков обычно не просят помочь маме приготовить обед, а вот помочь отцу отремонтировать машину, подавать инструменты — это мужское дело.

Воспитание девочки 5 лет в обществе и родителями допускается более мягкими методами. Девочка может позволить себе капризы, слезы. Девочек воспитывают в основном мягкостью, чаще хвалят, наряжают, прощают больше совершённых проступков. Родители считают, чтобы девочка развивалась как будущая мама, ее необходимо учить готовить, помогать по хозяйству.

Мальчик и две девочки

Такое раздельное воспитание ребенка 5 лет связано с принятыми в обществе понятиями о нежной, хрупкой, требующей внимания и заботе девочки, и будущем защитнике, главе семьи мальчике.

Родителям стоит помнить, как воспитываешь детей, так они и будут вести себя взрослыми. Необходимо учить малыша правилам вежливости. Здороваться, обращаться на «Вы» к взрослым людям. Не вмешиваться в чужой разговор. Уметь благодарить, говорить спасибо. Не забывать прощаться. Родители могут научить детей сдерживать агрессию, ни ябедничать, ни жадничать, не обижать более слабых малышей. При воспитании не стоит использовать только методы поощрения, за некоторые провинности обязательно следует наказывать, чтобы дети могли осознавать свою ответственность за совершенные поступки.

Дети способны проявлять созидательное сострадание, не просто пожалеть брошенного котенка, а принести домой, напоить молоком. Кроха начинает жалеть стариков, больных детишек. У детей возникают первые взрослые вопросы, что такое смерть. Малыш стремится помочь всем, кому может оказать помощь он или родители.

pups.su

что должен знать и уметь

Ребенок пятилетнего возраста относится к категории старших дошкольников. В этом возрасте он физически развит, много умеет и постоянно совершенствует свои навыки. В этот период важно особое внимание уделять навыкам общения, познавательным способностям и интеллектуальному развитию. Пришло время постепенно готовиться к школе.

В это время физическое и психическое развитие мальчика в 5 лет существенно не отличается от развития девочки. Основные навыки дети обоих полов должны выполнять одинаково. Особенности могут проявляться  игровой деятельности, воспитании и выборе дополнительных занятий.

Что должен знать ребенок в 5 лет

Для оценки развития знаний пятилетнего ребенка есть много критериев. Если говорить в общем, дети этого возраста должны знать:

  • свою половую принадлежность, половую принадлежность взрослых
  • фамилию, имя и отчество свои и своих родственников
  • свой возраст, возраст родителей и родных
  • адрес, город и страну, где он живет
  • называть профессии и чем они отличительны, кем работают родные
  • времена года, месяцы, время суток, дни недели, точно называть их последовательность
  • основные правила дорожного движения
  • группы предметов и обобщающие их характеристики

Также детям в пять лет нужно знать цифры хотя бы до десяти, уметь сравнивать числа, элементарно считать, пользоваться числительными, как порядкового, так количественного значения. Стоит знать се геометрические фигуры, уметь их нарисовать или найти, знать понятия о сожжении и вычитании, уметь им пользоваться. Также ребенок должен знать основные понятия о правилах поведения, а также он должен описать основные предметы и их расположение относительно себя и объектов. Должен уметь составлять рассказы, описывать события и происшествия. Дети могут контролировать свое поведение относительно устоев семьи и принятых норм, они понимают разницу между плохим и хорошим поступком. Им свойственно чувство сострадания и справедливости, они умеют делиться, помогать. В этом возрасте дети задают много вопросов, взрослых и серьезных, анализируют ответы и делают из них выводы.  

Что должен уметь ребенок в 5 лет

К пятилетию дети уже многое умеют, хотя порой им нужно напоминать что-либо сделать. Основные навыки ребенка в 5 лет – самостоятельное одевание, обувание, выбор одежды по сезону. Дети умеют сами причесаться, почистить зубы и умыться, прибрать в комнате и заправить постель. Они могут выполнять небольшие поручения, соблюдать дисциплину и поддерживать порядок в доме. Им можно поручить протирать пыль, поливать цветы, кормить кошку, сервировать стол к обеду. Есть также и особые физические умения ребенка в 5 лет. Ребенок может быстро бегать без остановки до полутора минут, пробегать до 50 метров. Дети активно прыгают на одной или двух ногах – вперед или на месте, держат равновесие на одной ноге, лазают, подтягиваются, кувыркаются. Они активно играют с мячом или другими предметами, ловко поднимаются и спускаются по лестнице даже с предметами в руках, идут по узкой дощечке, сохраняя равновесие. Дети обладают гибкостью, ловкостью, что дает возможности начать занятия спортом. В это время дети активно осваивают лыжи и коньки, ролики, двухколесный велосипед, скакалку. Что должен уметь мальчик в 5 лет? К основным навыкам относят ролевые игры в машинки, «войнушку», профессии, строить из конструктора с небольшими деталями заданные фигуры или макеты. Девочки должны уметь помочь маме по дому, одевать кукол и ухаживать за ними, приводить в порядок свою одежду и волосы.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Что должен знать ребенок в 5 лет и надо ли его чему-нибудь учить?

Раннее развитие необыкновенно популярно в последнее время. Малышей начинают развивать чуть ли не с роддома, и к пяти годам они должны бы стать просто академиками. На это и рассчитывают родители, увлеченные ранним развитием ребенка.

Приведем два варианта развития малыша: максимальный и минимальный.

Под максимальным вариантом понимаются наилучшие результаты, которых можно добиться от ребенка, применяя к нему всевозможные развивающие методики. То есть это то, что должен знать ребенок в 5 лет при условии, что с ним постоянно занимаются.что должен знать ребенок в 5 лет

Минимальный вариант – требование педиатров к психическому развитию ребенка. Если ребенок не справляется с минимальными требованиями, его считают неполноценным.

Сам малыш при этом должен быть здоров, адекватен. Неврологических проблем у него быть не должно.

Ранние методики развития

Пожалуй, самой ранней методикой можно считать разработку Глена Домана, американского врача–дефектолога. Он предлагает начинать заниматься с малышом сразу после выхода из периода новорожденности. Ребенку показывают карточки и называют то, что на них нарисовано. Карточки подобраны сериями: животные (зоология), растения (ботаника) или, например, флаги разных стран.

Эти серии в дальнейшем следуют одна за другой, информация нарастает. Примерно в три года к ним добавляются занятия музыкой (обычно это скрипка). Что должен знать ребенок в 5 лет, занимаясь по этой программе?5 лет ребенку

Обычно в данном возрасте дети уже освоили несколько дисциплин, знают несколько европейских языков, играют на музыкальных инструментах и выполняют замысловатые гимнастические упражнения.

Без ранних методик развития

Не все считают, что главное в жизни интеллект и образованность. Не все готовы и хотят заниматься с ребенком постоянно и разными дисциплинами. Некоторых детей воспитывают традиционно, по-дедовски. А это значит, что никаких умных книг, энциклопедий и иностранных языков в жизни малыша не будет. 5 лет ребенку, а он может не знать букв. Но зато способен выучить наизусть любимую сказку!

Что должен знать ребенок в 5 лет по минимуму? Он должен знать основные цвета и геометрические фигуры, строить согласованные и законченные предложения на своем родном языке, уметь нарисовать человека. Развитие ребенка 5 лет, при условии непланомерных занятий, может дать и такие, скромные с виду, результаты.развитие ребенка 5

На первый взгляд кажется, что между молодым американцем с несколькими языками, скрипкой и малышом, воспитанным бабушкой – громадная разница. Действительно, эта разница есть, но ответ на вопрос: «что же лучше?» неоднозначный.

Так что должен знать ребенок в 5 лет и чем грозят недостаточные знания?

Детство – особая пора, когда мир вокруг яркий и повсюду растут ромашки. Первые несколько лет жизни даны ребенку не зря. И не зря ограничены его возможности к обучению в этом возрасте. Поглощая тонны информации, ребенок не сможет ее пропустить через свое сознание полноценно. Она не становится частью его мира, а остается лишь чем-то, что навязано искусственно.

Ребенок, которому бабушка рассказывала сказки, а не демонстрировала карточки каждые полчаса, будет спокойным и психически устойчивым человеком. А это самое главное.

fb.ru