Если у вас постепенно пропадает охота таскать на себе вашу с каждым днем набирающую вес кроху, не желающую мирно спать себе или хотя бы тихо лежать в своей кроватке, то здесь вы найдете несколько полезных для себя идей.
Отзывчивый мир Многие горячие головы (и, видимо, совсем не горячие сердца) советуют оставить кричащего ребенка одного, аргументируя тем, что вот, мол, поорет часа два, устанет, поймет, что кричать бесполезно, – успокоится, привыкнет, в следующий раз орать будет меньше. Главное для мамы – выдержать плач своего ребенка и не подходить к нему.
Это означает, друзья мои, что маме требуется продемонстрировать чувство, которое и так уже до нитки пропитало наше общество. Догадываетесь какое? Правильно…БЕЗРАЗЛИЧИЕ.
Как вы думаете, что в это время происходит с ребенком? К чему он «привыкает»? Он, конечно, не способен анализировать ситуацию, но сформировать эмоциональное отношение к окружающему его миру – вполне.
Уже 40 лет как хорошо известно, что в течение первого года жизни у ребенка формируется так называемое чувство «базового доверия к миру». Именно в этом возрасте закладывается фундамент того, будет ли человек воспринимать мир дружелюбно (и дружелюбным), как площадку для веселой и захватывающей игры, или он будет видеть его мрачным, холодным и полным угроз.
А кто же главный представитель внешнего мира для ребенка? И что будет, если этот представитель будет демонстрировать свое безразличие? Ответ прост: ребенок почувствует что-то вроде «помощи ждать не от кого, я один, мир враждебен, мне страшно».
Разнообразие впечатлений Возможно, вы знаете, что страх блокирует любопытство. Вот почему дети, выросшие в спокойной и доверительной атмосфере, в среднем гораздо более образованы и успешны.
Младенец (так называют ребенка до года) с удовольствием разглядывает стены, шкафы, люстры и другие предметы интерьера, когда вы его носите на руках. У ребенка до 6 месяцев, так как он еще не умеет сидеть, вообще нет другого способа избежать участи смотреть в потолок, как только всеми правдами и неправдами забраться к вам на руки.
Если вы держите его, слегка наклонив, так чтобы ребенок мог разглядывать обои, мебель и другие удивительные для него предметы, то, как показывают многочисленные исследования, мозг ребенка развивается намного быстрее.
Вывод второй: ваши руки – единственный способ младенцу до 6 месяцев увидеть мир и ускорить развитие интеллекта.
Контактный комфорт Если вы слышали когда-нибудь о знаменитых экспериментах с проволочной мамой для обезьянок, то знаете о понятии «контактный комфорт». В этих экспериментах детеныши обезьян отказывались от еды в бутылочке, закрепленной в руках одной проволочной модели мамы-обезьяны, в пользу другой – мягкой и теплой модели, хотя температура в помещении была оптимальной для детенышей. Они выбирали тактильные ощущения вместо еды, хотя были голодны.
Дети, лишенные «контактного комфорта» замедляют не только свое развитие, но даже рост. Сейчас уже широко известно (в узком кругу), что удовлетворение потребности в физическом контакте с мамой не менее важно для здоровья малыша, чем рациональное питание.
Вывод третий: тепло ваших рук – жизненно важная потребность для ребенка, сравнимая по значимости с потребностью в пище, и мощный акселератор развития малыша.
Может его что-то беспокоит? Ребенок может плакать в кроватке, потому что ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него чешется носик или впивается в кожу незастегнутая заклепка на распашонке, его может беспокоить воспаление в области промежности или кишечные колики, и еще миллион причин.
Попробуйте полежать на спине несколько часов без движения и представьте, что при этом вы даже не можете повернуться на бок. Когда ваша спина онемеет, вас наверняка охватит чувство близкое к панике.
Присмотритесь повнимательнее и вы сможете понять причины дискомфорта и устранить, по крайней мере, часть из них, а мамина ласка быстро вернет малышу хорошее настроение.
Вывод четвертый: если вы все же любите Фрайберга (этот товарищ предлагает нам оставлять ребенка кричащим на 2-3 часа, пока он не уснет в изнеможении от крика), то, по крайней мере, проверьте, нет ли у ребенка серьезных причин для дискомфорта.
Что делать, если ребенок засыпает только на руках? Смена привычки засыпать на руках потребует от вас терпения и времени. Если вы готовы, то вот вам 2 упражнения:
Во-первых, кладите малыша в кроватку сразу, как только он задремлет, пока он еще не «провалился» в глубокий сон. Если он тут же просыпается, снова берите на руки и повторяйте процедуру снова и снова, пока сон не возьмет свое. Когда вы успешно закрепились на этой стадии приучения к кроватке, кладите ребенка туда сонного, но еще не спящего и снова повторяйте процедуру до победного конца. Когда ребенок привыкнет и к этому, можно класть его в кроватку уже руководствуясь временем, когда ему пора спать. С самого начала приучения к кроватке напевайте ему одну и ту же песенку, чтобы потом ему было легче засыпать самому. Вы можете облегчить себе задачу, купая или просто обмывая малыша водой из кувшина, в который предварительно накапали немного валерианы или корвалола.
Во-вторых, когда ребенок начинает кукситься и кряхтеть, не доставайте его из кроватки тут же, дайте ему возможность в течение 1-2 минут успокоиться самому. Часто ребенок, покрутившись, спокойно засыпает самостоятельно.
Новорожденный человечек настолько слаб и беззащитен, что родителям и, в первую очередь, маме хочется постоянно держать его на руках. Но время идет, родители привыкают к своим новым обязанностям, да и ребенок активно начинает набирать вес и носить его на руках становится тяжелее. Поэтому во многих семьях встает вопрос, как отучить ребенка от рук.
Одно время в моду вошла спартанская методика воспитания, согласно которой маме предписывалось вообще не брать ребенка на руки и поменьше нежничать. Покормила, поменяла подгузник – и в кроватку или манеж. Сторонники теории, считали, что любое «баловство» портит ребенка, поэтому советовали родителям отбросить сентиментальность и общаться с ребенком только «по делу».
К счастью, поклонников этой методики воспитания нашлось немного. Ведь желание матери брать свое дитя на руки заложено на уровне инстинктов.
Но, тем не менее, большинству молодых мамочек время от времени приходится выслушивать совету: «Не приучай к рукам!». Но нужно ли им следовать?
Новорожденный младенец физически нуждается в тесном контакте с мамой, поэтому ни в 1 месяц, ни в 3 месяца, ни о каком отучении от рук речь идти не может. Малыша обязательно нужно брать на ручки, обеспечивая ему необходимый тактильный контакт и потихоньку знакомя с окружающим миром. Ведь ребенок пока лишен возможности передвигаться, и если не брать его на руки, то ничего, кроме своей кроватки он не увидит.
Конечно, речь не идет о том, что мама не должна спускать ребенка с рук. Даже в этом раннем возрасте нужно потихоньку приучать его занимать себя самостоятельно. Для этого используются яркие игрушки, мобили, которые подвешивают над кроваткой.
Чуть позже, примерно в 6 месяцев нужно стараться оставлять ребенка играть самому подольше. Очень помогут в этом различные развивающие коврики. Но если этого аксессуара нет, не стоит расстраиваться, его с успехом заменит расстеленное на полу одеяло и разложенные на нем игрушки.
В 10 месяцев дети, как правило, пытаются делать первые шаги, держать за опору. Теперь пришло время предоставить ребенку больше свободы, не подхватывая его на руки каждый раз, когда он шлепнется на попу.
В возрасте 1 год ребенка стоит брать на руки, только в тех случаях, когда без этого нельзя обойтись. Чувство тактильного голода можно удовлетворять другими способами: массажем, совместной игрой, «обнимашками». Если все будет сделано правильно, то в 2 года ребенок приобретет практически полную «автономность» и не будет проситься на руки.
Иногда мамочки жалуются на то, что их ребенок настолько «ручной», что мамы не могут оставить его одного ни на секунду. Почему так происходит?
Любой ребенок нуждается в маминых руках и это вполне естественно. Не умеющий пока говорить малыш не может сообщить окружающим о своих желаниях, поэтому он подает сигналы исключительно криком. Не стоит брать ребенка на руки при первом его писке, внимательная мамочка должна сначала разобраться в том, почему именно плачет ее малыш.
Какие причины заставляют ребенка плакать?
Нужно заметить, что младенцы очень чутко реагируют на настроение мамы. Если она раздражена и расстроена, то и ребенок капризничает намного чаще. Поэтому нужно стараться сохранять ровное настроение и оптимистичный настрой. Это самой же маме существенно облегчит жизнь.
Нередко малыши умеют занимать себя днем, но вот засыпать предпочитают исключительно на маминых руках. Особенно сложно, если малыш несколько раз просыпается и требует, чтобы его взяли на руки и покачали. Как же отучить ребенка засыпать на руках?
Лучше всего, конечно, чтобы привычка засыпать на руках не формировалась, однако, этого удается достичь редко, поскольку младенцы частенько засыпают во время кормления, уютно устроившись у мамы на ручках.
Начиная отучение, нужно попробовать, встав к плачущему младенцу, не брать его на руки. Конечно, сначала нужно убедиться, что он не испытывает дискомфорта. Если все в порядке, нужно просто посидеть рядом с кроваткой поглаживая спинку и ручки малыша, и ласково уговаривая его поспать. Но на руки его не брать. Такие действия с одной стороны успокоят ребенка, с другой – позволят обойтись без «ночных бдений» с качением младенца часами.
Некоторые мамы сами предпочитают носить ребенка на руках постоянно. Не повредит ли это малышу? Доктор Комаровский считает, что нет. Самому малышу это не принесет ни малейшего вреда. А вот мама вскоре может почувствовать дискомфорт, ведь у нее будет минимум свободного времени и даже посещение душа может превратиться в неразрешимую проблему.
Как же не лишать младенца ласки, но и не избаловать малыша? Нужно сказать, что найти баланс в этой ситуации непросто. Находясь на руках у мамы или других хорошо знакомых ему людей, ребенок чувствует себя защищенным от угроз окружающего мира и проникается доверием к любимым им взрослым. А разве плохо, если между родителями и детьми установится хороший контакт?
Если малыш подает сигналы о том, что ему плохо, а реакции от мамы нет, то тесной связи «родители-ребенок» не образуется. Это впоследствии может отразиться на всей его жизни, сформировав определенные эмоциональные установки.
Однако чтобы малыш не начал манипулировать взрослыми, реакция на плач должна быть своевременной. Поднимать на руки малыша нужно в нужный момент. Не раньше, чем ребенок «просигнализирует» об этом, но и не тогда, когда его крик перерастет в истеричный плач.
Итак, мы уже поняли, что можно не приучать ребенка к рукам, показав ему, что мама не будет бросаться к нему по его первому писку. Но, прежде всего, нужно самой себе ответить на вопрос, для чего лично вам нужно, чтобы ребенок меньше просился на руки?
Дети растут быстро. И если сегодня мама переживает, что ребенок не слазит с ее рук, то спустя короткое время она может начать жалеть, что у подросшего отпрыска не хватает времени поговорить с ней, так как его ждут друзья. Так может, стоит наслаждаться периодом младенчества вашего ребенка, когда его еще можно носить на руках? Ведь время так быстро летит, и вернуть назад его невозможно.
4allwomen.ru
Фанатам доктора Комаровского не читать! Гневные комментарии публиковать не буду!
Недавно наткнулась на интересный ролик Комаровского о детском плаче. И не смогла удержаться, чтобы не высказать свое мнение по этому поводу.
Я, конечно, не врач, но я – мама, и кое что о плаче знаю не из книг. Ну и чтобы мыслить логически медицинский диплом не нужен.
Для начала посмотрите сам ролик:http://www.youtube.com/watch?v=wyHZs19vdDU
Первое, что меня улыбнуло, это фраза
Отличить плач, как болезнь, от плача естественного ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА удается людям без медицинского образования.
Это он просто никогда не был мамой! И, видимо, пока не получил медобразование не мог отличить один плач от другого. Но любая нормальная мама знает наверняка, плачет ее ребенок просто потому, что на ручки хочет, или потому что он заболел.
В конце концов, так или иначе, а мама все равно определяет, почему дитё плачет, не вызывая при этом каждый раз врача, и удовлетворяет потребность ребенка.
Далее.
Если условия окружающей среды нормальные, то он не плачет.
Да плачет ребенок, даже если все условия нормальные. Он иначе не умеет сообщать, что ему что-то надо – поесть, побыть на ручках у мамы, покакать и т.д.
Если мы исключили трату энергии на поддержание температуры, создав тепличные условия, то он не может потратить энергию и орет, как резаный.
Если в комнате прохладно и ребенок не укутан, а ручки-ножки у него даже холоднее Ваших на ощупь – как было у нас – он все равно орет! Потому что потребностей у него много, а говорить он еще не умеет : ) Я не верю в то, что мой ребенок – исключение. Если бы это решало проблему детского плача, то все бы так и делали – раздел, проветрил и он не плачет.
И колики у детей начинаются от того, что они потеют, соки густые становятся и не могут пищу переваривать нормально.
Может, это и является ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН колик. Но опять же приведу наш пример. Ребенок не укутан, в комнате прохладно, а колики есть. А есть они потому, что желудочно-кишечный тракт еще незрелый, все системы только налаживают свою работу. Поэтому и стул разный у младенцев – то такой, то сякой – и проблемы с животиком в той или иной степени есть почти у всех. Ни разу не слышала, чтобы какая-то мама сказала: «А у нас с рождения нормальный регулярный стул, соответствующей консистенции, так сказать, и животик никогда не болит, и что такое колики мы не знаем. А все потому, что мы ребенка не кутаем».
С высказыванием о пересыхании слизистых – соглашусь : )
Если при каждом вопле брать ребенка сразу на руки, то мы продлеваем период его инстинктивного плача и шансов на то, что эта привычка в ближайшее время исчезнет – очень мало.
Комаровский советует не брать ребенка сразу. «Пусть поплачет 5 минут – в этом нет ничего страшного. Это забота о других членах семьи».
Внедряла я эту рекомендацию по молодости и неопытности. За 5 минут ребенок – которому инстинктивно нужна мама – успевал так разораться, что успокоить его было крайне сложно. И каждый следующий раз, когда дочка начинала плакать, она уже не кряхтела первые пару минут, а потом плакала, а начинала орать что есть мочи сразу.
Это Вы знаете, что через 5 минут Вы подойдете к ребенку. И чего он орет? Можно же 5 минут подождать. Но представьте себя на месте ребенка. Вы маленький, беспомощный, лежите в кроватке и зовете маму, а мама не идет. Почему? Что такое 5 минут, через которые она подойдет, ведь у малыша еще нет чувства времени. 5 минут и «никогда» — для него почти одно и то же.
Я не раз говорила и еще раз повторю свою позицию в этом вопросе. Новорожденный ребенок – как утверждают многие специалисты – нуждается в чувстве защищенности, надежности, того, что мама 24 часа рядом, контакт кожа к коже и т.д. Если этого ощущения надежности ребенок не получает в первые месяцы, то пытается восполнить его позже в другой какой-то форме. Как только я стала брать дочку на руки по первому требованию, жизнь наладилась для нас обоих. И я, кстати, почувствовала себя счастливее. Потому что мне на самом деле хотелось брать ее на руки, но я зачем-то по науке выжидала эти дурацкие 5 минут. Кстати, результата положительного от этого не было.
В этой фразе он еще намекает на то, что дескать трудно от ручек отучить. Трудно, пока это жизненно необходимо ребенку. А когда начинает ползать и ходить, вот тут уже мама за ребенком бегает!
Ребенок – не центр вселенной. У мамы должен быть папа и т.д.
С появлением ребенка в семье многое меняется. И первые месяца три он именно центр вселенной. И разговоры о том, что он не центр, это лишь разговоры. Теоретические. А на практике пойдите в гости в семью, где родился ребенок и посмотрите – центр он или нет.
Папам в эти несколько месяцев действительно иногда приходится подвинутся. И это не страшно! Если, конечно, папа уже взрослая личность, а не такой же ребенок. Комаровский считает, что не страшно, если ребенок 5 минут поорет, а я считаю, что не страшно, если папа пару месяцев подвинется с центра и уступит его ребенку : ) Это отнюдь не значит, что мы папу вычеркиваем!
Для того, чтобы у мамы был папа, не так уж много надо – сна ребенка вполне достаточно. Если Комаровский об ЭТОМ хотел сказать. Кроме того, мама и папа теперь общаются, когда вместе заботятся о малыше, или когда говорят о своем, а малыш попросту в слинге на маме висит.
А 5 минут плача для того, чтобы у мамы был папа, ничего не решают, только раздражают того же папу.
Кстати, есть такой момент, который может Вас утешить, почему ребенку невредно плакать. Когда ребенок плачет, то часто Вы слышите, как он сопит носом. Потому что при плаче излишек слез по носо-слезному каналу уходит в полость носа. В слезах содержится очень сильный противовирусный белок под названием лизоцим. Поэтому ребенок, который плачет, промывает лизоцимом нос и таким образом защищается от ОРВИ.
Следовательно, дети, которые часто плачут, должны редко болеть ОРВИ. Я замечаю тенденцию обратную. Пессимисты, нытики и плаксы болеют чаще. А вот оптимисты – реже. А статистического исследования между частотой плача и частотой ОРВИ никто не проводил. Так что это мы просто мыслию по древу растекаемся.
И если уж мы на одну чашу весов положили промывание носа лизоцимом, то давайте на другую тоже что-то положим. Стресс, например. Ребенок плачет, к нему не подходят, он не знает, подойдут ли вообще и когда, и получает стресс. А стресс разве не ведет к ослаблению иммунитета?
И что тут окажется тяжелее – лизоцим или стресс – это вопрос.
Короче, я против того, чтобы давать ребенку поорать, поразрабатывать легкие, попромывать нос белком, а также позаботиться о других членах семьи путем выдерживания 5 минут. Или 20, как он советует в книге про здоровье ребенка.
Я за то, чтобы в самые первые месяцы удовлетворить чувство защищенности и надежности, а также просто дарить свою материнскую любовь, не оглядываясь на часы, и наслаждаться ею.
Это всего лишь моя точка зрения. Но каждая мама выбирает для себя тот вариант, который ей подходит больше. Да – и дети вообще-то разные. Есть те, которые на руки просятся редко, есть те, которые плачут мало, так что общих рекомендаций нет и быть не может. Что для одного ребенка хорошо, для другого – смерти подобно.
Так что – думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь…
Продолжение темы читайте в статье «Самые нелепые факты об укачивании детей».
Иванко Татьяна
http://real-parents.ru/
real-parents.com
Ужасные последствия "отучения от рук", о которых никогда не задумываются молодые родители. Если бы они увидели, к чему это приведет, держали бы своего ребенка на руках постоянно!
Не приучайте ребенка к рукам! Пусть ребенок лежит в кроватке - поорет и перестанет. Вы слышали такие поучения?
Однажды, когда я гулал с ребенком в парке он раскричался не на шутку и я, чтобы успокоить, взял его на руки. Марик тут же успокоился, а проходящая мимо всезнающая и многоопытная бабка пробурчала мне, что я, дескать, неправильно делаю, приучаю к рукам, ничего не понимаю в вопросах воспитания. Далее последовал совет, как отучить ребенка от рук…
Проводили с ним достаточно времени? Общались с ним, когда ему это так нужно? Вообще существует мнение, что надо как можно раньше отучить ребенка сидеть на руках. Вы ведь согласны с тем, что когда он у вас на руках, ничего не сделаешь по дому: посуду не помоешь, в квартире не уберешься, газету не почитаешь и т.д.
Типичная на сегодняшний день картина: ребенок предоставлен сам себе, играет игрушками, смотрит телевизор до одурения. Еще есть компьютерные игры... А когда он обращается к родителям, по сути, самым близким ему людям, то обычно слышит в ответ, что им некогда, они заняты, "ты уже большой – иди, поиграй сам".
Со временем, ребенок начинает привыкать к тому, что у родителей на него нет времени, они постоянно заняты, и к ним лучше не приставать. И тогда в его голове начинает зреть план.
Все, что я напишу далее, лучше читать с некоей долей юмора, поскольку, конечно же дальнейшее повествование будет состоять из преувеличений, гипербол, фактов, притянутых за уши и уж с вами-то такого точно случиться не сможет. Это конечно же произойдет с кем-то другим, потому что ваш собственный ребенок "он не такой, он так не поступит, он же не чудовище".
Да, пока он не чудовище, а просто маленькое существо, которое просто выпрашивает долю вашего внимания. Чудовищем он станет немного позже, причем не без вашей помощи. Увидев, что у родителей на него нет времени, зато есть более важные дела, а именно, попить пивка с друзьями, посмотреть очередную серию мыльной оперы, сходить на футбол, идти на очередной шопинг и т.д., ваш ребенок садится в уголке, берет тетрадь и карандаш и начинает набрасывать план ответных действий.
Вот, что у него может получиться:
1. Пока ничем не проявлять своего недовольства. Постараться не докучать родителям и попробовать придумать себе тихое хобби: просмотр телепередач, рисование, чтение книг, разглядывание узоров на обоях, строительство небоскребов из кубиков и т.д.
2. Со временем, когда можно будет ходить гулять самостоятельно, завести себе дружков, с которыми проводить все свободное время.
3. Не тратить много усилий на учебу, посвятить свое время чему-то более приятному, например, гулянию с дружками, пиву, разговорам о мобилах, рингтонах и т.д. Родители, конечно, будут бухтеть, но радовать их хорошими оценками не так уж обязательно - не заслужили.
4. Стараться как можно меньше общаться с родителями. Пусть продолжают заниматься своими любимыми делами.
5. Когда они состарятся, сдать их в дом престарелых...
Как вам такой планчик? Конечно, пятимесячное существо не может планировать так далеко, замышлять и строить козни. Оно вообще еще не может ничего планировать. Оно просто радуется, когда с ним общаются и ему жаль расставаться с нами, пусть даже на несколько минут (это мы знаем, что вернемся через несколько минут, ребенок-то этого не знает). Он просит, чтобы ему уделили внимание, чтобы его взяли на руки, поговорили и поиграли с ним.
Когда-нибудь в будущем наступит день, когда мы так же будем нуждаться в его внимании. Получим ли мы его или будем посланы подальше зависит от нашего поведения сейчас. Так стоит ли отучать ребенка от рук?
mark.kashkanov.com