Чем нужно заниматься с ребенком в 1 год? Чем занять ребенка в 1 год и 5 месяцев


Как развивать ребенка от 1,5 до 2 лет – быстрый список для мам.

Подробности Автор: Наливайкина Людмила Опубликовано 28 Апрель 2016

Когда занимаешься развитием малыша, часто возникает вопрос – что нужно развивать? Чем бы еще заняться? Во что поиграть с ребенком?

Честно говоря, подобные вопросы периодически возникают и у меня. Чтобы помочь другим мамам, я решила составить примерный список направлений развития ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет.

Итак,

Как развивать ребенка от 1,5 до 2 лет:

 

Развитие логики.

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин,фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки - домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка):

5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:

6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:

7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:

8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .9. Игры со всевозможными сортерами.

Развитие внимания.

  1. Игра в «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).
  2. Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
  3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
  4. «Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
  5. «Найди маму» - игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
  6. «Найди похожий узор» - разновидность игры «найди пару» - найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов:

  1. Большой-маленький.
  2. Названия цветов (как базовых – синий, красный и т.п. так и нетипичных – салатовый, розовый и т.п.).
  3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
  4. Один-много.
  5. Горячий-холодный.
  6. Высокий-низкий.
  7. Вверх-вниз.
  8. Предлоги.
  9. Грустный-веселый.

10. Твердый-мягкий.11. Грязный-чистый.12. Спереди-сзади.13. Сухой–мокрый.14. Колючий.15. Гладкий.16. Шершавый.17. Легкий –тяжелый.

Лексические темы:

  1. Посуда.
  2. Рыбы.
  3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
  4. Машины.
  5. Кораблик.
  6. Домики.
  7. Цветы.
  8. Грибы.

9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).11. Овощи, фрукты.12. Продукты, еда.13. Животные домашние.14. Животные дикие.15. Одежда.16. Мебель.17. Птицы.18. Части тела, части лица.19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество.

  1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
  2. Учить пользоваться красками – мыть  кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
  3. Рисование пальчиками.
  4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
  5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
  6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
  7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально - все - таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
  8. Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
  9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.

10. Аппликация крупой.11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто - получаются интересные орнаменты).

12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Моделирование.

  1. Строить дорожки из кубиков, конструктора, книжек.
  2. Учиться делать аппликации из 2-3 элементов (например: домик (3 элемента) – крыша, дом, окно; дерево (два элемента) – ствол и листва). Важно: сначала ребенок должен хорошо научиться делать аппликации из одного элемента и аппликации из нескольких объектов.
  3. Строить домики из конструктора (квадратик и треугольная крыша).
  4. Играть в конструкторы по типу "Лего" (спонтанное моделирование).

Развитие мелкой моторики в 1,5 года.

  1. Развивать моторику, занимаясь творчеством – лепкой, рисованием, аппликацией.
  2. Рвать бумагу.
  3. Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
  4. Пересыпать крупу  – ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.
  5. Игра с сортерами, рамками-вкладышами.
  6. Учиться собирать губкой воду со стола.
  7. Учиться выжимать губку.
  8. Игры с пирамидкой (учиться нанизывать).
  9. Учиться нанизывать бусы (специальные детские).

10. Игры с крупной мозайкой (ближе к двум годам, индивидуально).11. Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.12. Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).13. Игры с прищепками.14. Кубики – строить башни, строить домики.15. Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки – либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску:

16. Учиться складывать матрешки.

17. Играть со стучалками и забивалками:

18. Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой - это легче, потом чайной):

19. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.20. Переносить округлые предметы в ложке по комнате.21. Переливать воду стаканчиками (идеально – играть в ванной во время купания).23. Переливать воду из детского чайника в чашку.23. Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.24. Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).25. Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.26. Рисовать палочкой на земле или песке на улице.27. Рисовать пальчиком на манке.28. Клеить наклейки.29. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – учиться открывать и закрывать.30.Игра «наклей фигурку на свое место»:

31.Маленькие резиночки – учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки:

32.«Копилка» - опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках:

33.Учиться пищать пищащими игрушками.34.Брызгаться брызгалками в ванной.35.Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).36.Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) – пуговицами, камушками, бусинами и т.п.

37. Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).

Развитие речи и артикуляции.

  1. Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) - если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
  2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
  3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
  4. «Мама-радио» - стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту  - как быстро вы заговорите на китайском? ).
  5. Читать книги.
  6. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») - обычно это возможно осуществить в среднем - к двум годам (у всех индивидуально).
  7. По возможности - побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи "дай!", "скажи, что это", "скажи, как мяукает кошечка", и т.п.).
  8. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания ("давай покачаем куклу, спой ей "а-а", "побибикай машинкой - "би-би", "попроси у мишки чашку, скажи, "дай, мишка!" и т.п.).

Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

  1. Логоритмика - танцы под музыку (например Железновых).
  2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
  3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
  4. Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка».
  5. «Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
  6. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
  7. Прослушивание классической музыки фоном.
  8. Активное слушанье  классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она расказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает -  мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
  9. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – "принеси куклу, дай мячик").

Развитие сенсорики.

  1. Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
  2. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
  3. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
  4. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
  5. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации.

  1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
  2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» - передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
  3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
  4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
  5. Катать мячики, машинки.
  6. Кидать мячики.
  7. Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
  8. Бить по мячу ногой.
  9. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному - из стульев и т.п.).

10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п.

11. Учиться переносить различные предметы на подносе.

12. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить - это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.

13. Ходить по наклонным поверхностям - в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.

14. Толкать тележку, игрушечную коляску.15. Тянуть за собой предметы на веревочке.16. Играть с мамой в догонялки.17. Игры на фитболе по возрасту.18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.23. Учиться катать машинку через “тоннель”.24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Ролевые игры.

  1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
  2. Покорми, умой куклу.
  3. Шофер  - отвези игрушку на машинке-грузовичке.
  4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
  5. Стираем и развешиваем белье.
  6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения в быту.

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).2. Пить из трубочки, из чашки.3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» - концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.) 4. Учиться вытирать со стола.5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы ("помоги поставить тазик на место").7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки.

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

  1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
  2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
  3. Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
  4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка - настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
  5. Показывать ребенку кукольный спектакль с использованием мягких игрушек, в котором небольшие короткие сценки учат доброте, сопереживанию, дружить, делиться, не драться и т.п.

Но этот список был бы воистину неполным, если бы я не рассказала еще кое о чем:

Я лично была знакома с довольно развитыми детьми, мамы которых с ними почти не занимались или занимались мало. Секрет развития их ребенка был прост - мамы очень любили своих детей безусловной любовью, принимали их такими, какие они есть, много с ними общались, проводили достаточно времени на свежем воздухе и загородом, обеспечивали (вольно или невольно) хорошую развивающую среду (не ограничивая познавательный интерес ребенка, разрешали ему активно изучать окружающий мир (трогать, крутить, играть с множеством предметов). И результат не заставил себя ждать!

Добавлю, что все рекомендации о том когда, что и как развивать у детей стоит применять индивидуально. Здесь приведены примерные направления для обучения «среднестатистического» ребенка. У каждого конкретного малыша развитие идет своим ходом (иногда скачками), поэтому может случиться, что какие-то навыки ему будет освоить сложнее (но только пока, именно на данный момент), а какие-то, в отличие от большинства своих сверстников, он наверстает шутя. Также стоит понимать, что если ребенку только-только исполнилось полтора года – многие из нижеперечисленных игр и занятий могут быть для него более сложными, чем если бы ему было почти два года.

Поэтому я рекомендую отнестись к данному списку как к рекомендации, а не как к руководству к действию.

Удачи вам в ваших развивающих занятиях!

Может этот список пригодится и другим мамам? Поделитесь с ними в социальных сетях! 

Вас может заинтересовать:

  

Добавить комментарий

www.igraypodrastay.ru

Чем заниматься с ребенком в 1 год: что ему действительно полезно?

Доброго дня вам, дорогие читатели! Тема развития малышей стала очень популярной. Я недавно опубликовала на блоге статью психолога-дефектолога «Развивающие игры для ребенка 1 года». А теперь расскажу о своем взгляде на этот вопрос.

Молодым мамам иногда кажется, что они не могут все пустить на самотек. Что они должны что-то делать. Чему-то активно учить своих карапузов. Чем заниматься с ребенком в 1 год? Сегодня придумали столько разных программ... Чтение с пеленок, бесконечные развивающие игрушки, лепка, специальные занятия...

Я не осуждаю тех, кто стремиться как можно больше внимания уделить детскому развитию. Кто с годовалого возраста улучшает мышление карапуза и покупает игрушки, стимулирующие мелкую моторику. Каждая мама обязана выбрать свой путь.

Одна моя знакомая — совсем не глупая женщина — уверена, что без постоянного обучения ее двухлетний сын деградирует. И ее ребенок с 1,5 лет регулярно посещает либо «развивашки», либо детский сад «по Монтессори», либо что-то еще, где ребенку не дают деградировать.

Кроме того, все дети и мамы — разные... Я не хочу никого переубеждать, выискивать чужие ошибки. Возможно, кому-то и правда никак не обойтись без уроков рисования в два года и чтения с пеленок. Я лишь делюсь своими выводами, сделанными на основе книг и лекций авторитетных людей, а также своим опытом.

Какое развитие необходимо ребенку в 1 год?

Ведические психологи часто говорят, что до 5 лет дети не нуждаются в обучении. Это не значит, что вы ничего не будете с ними делать, что они будут расти, как трава... Наоборот, часто подчеркивается, что в этот период влияние родителей особенно важно. Что за первые пять лет человек должен напитаться любовью на всю оставшуюся жизнь.

Когда-то мне казалось, что это — преувеличение. Но теперь все больше думаю, что эти психологи правы. Не знаю насчет 5, но до 3 лет точно необязательно малыша ничему специально учить. Вы, конечно, можете осваивать развивающие тетради — ничего страшного не случится. Но только если ребенку это действительно интересно. Если же нет — не беспокойтесь и оставьте малыша в покое.

Совершенно неважно, выучит ваш малыш цвета в 1,5 года, 2 или в 3. Во сколько научится считать, называть формы фигур и сравнивать предметы. До 5 лет можно ни о чем не думать. Уж поверьте, в 5 лет любой здоровый ребенок будет способен обучиться счету, отличить круг от квадрата. А скорее всего, это произойдет гораздо раньше — непроизвольно.

С детьми до 5 лет нужно делать только две вещи:

Что касается развития в 1 год... То тут тем более не нужно ничего выдумывать. Играйте — этого вполне достаточно! Можно начинать рассматривать крепкие картонные книжки. Но без фанатизма... Очень мало детей готовы терпеливо сидеть и слушать книги в таком возрасте.

О чем еще важно помнить?

  1. Предоставьте малышу как можно больше свободы. Пусть он осваивает свое тело и исследует пространство. Для этого желательно побольше гулять, посещать разные детские площадки и поменьше помогать карапузу куда-то залезть.
  2. Ровно в 1 год у малыша может не быть потребности много играть с вами. В этом случае — не навязывайтесь, наслаждайтесь свободным временем. Ребенку еще интересно просто исследовать игрушки, проводить свои опыты.
  3. Если же карапуз жаждет общения с вами — не пытайтесь приучить его к «самостоятельности», для этого еще слишком рано. Некоторых детей нужно постоянно чем-то занимать лет до 3. А другие — напротив, готовы играть часами без мамы. Это зависит не от вас. Это — особенность вашего ребенка.
  4. Главное развитие для карапуза в этом возрасте — физическое. Но это не значит, что нужно активно учить ребенка ходить. Лучше дайте ему возможность побольше ползать. Особенно — на детских площадках или по траве.
  5. Также важно почаще разговаривать с ребенком. Но думаю, что все мамы это итак прекрасно понимают. В год малыш начинает выговаривать свои первые слова.
  6. Привлекайте свое чадо к домашним делам. Пусть он вместе с вами моет тряпкой шкаф или «варит» картошку.

 

Для чего нужно развитие?

Скажите, что вы считаете воспитанием? Каким вы хотите видеть своего подросшего ребенка?

Раннее развитие — это попытка сделать ребенка отличником. Чтоб хорошо учился в школе. Получил побольше дипломов. Но это вовсе не гарантирует успеха в дальнейшей жизни.

Более того, это совсем не гарантирует развитие важных человеческих качеств. А разве не это должно быть основой воспитания?

Конечно, каждая мама выбирает что-то свое. Лично мне неважно, какие оценки будут у ребенка в школе. Какой аттестат (вот у меня самой — серебряная медаль, и какой в ней толк?). Неважно, в насколько престижном учебном заведении он окажется.

Но важно, чтоб малыш научился быть честным, сострадательным, уверенным в себе. Имел представления о Боге и о семье. Еще много чего важно для ребенка... Но скажите, какие «развивашки» все это развивают?

А развивает все это игра, чтение (не мультфильмы!), общение... И главное — личный пример родителей.

Ребенок будет неучем?

Ребенка совсем не будем учить? Пусть растет без школ и институтов? Нет. Речь не об этом.

Во-первых, обучение обязательно начинается после 5 лет. И все необходимое малыш обязательно освоит.

Во-вторых, активная игра и чтение позволяют ребенку узнать так много всего нового!

И конечно, не забывайте про творчество: рисование, лепку, поделки из бумаги... Но на мой взгляд, в год еще для этого слишком рано. Большинство детей начинают осваивать все это лишь ближе к двум годам.

Разумеется, если уж очень хочется организовать что-нибудь «этакое» — пожалуйста! Только помните, что вы это делаете для себя, а не ради развития ребенка. Можно подсмотреть идеи в этом видео:

Если статья была полезной — расскажите о ней друзьям. И подпишитесь на новые посты блога. Я желаю вам счастья. До связи!

pozdnyakova.org

Чем занять ребёнка в 1,5

Иногда даже самого выносливого родителя охватывает усталость или упадок сил.

И иногда даже самому замечательному ребенку надоедают все его игрушки, книжки, пазлы и хочется чего-то новенького. Чего он настойчиво и требует.

И желание посидеть спокойно 15 минут и поиграть во что-нибудь интересненькое, вступают в явное противоречие.

Чем занять ребенка в такие моменты? Да так, чтобы еще и с пользой для его развития?

Может, в этих идеях, чем занять ребенка, вы найдете что-нибудь интересное для себя?

Все этих занятиях взрослый должен быть рядом, но от него не требуется активных действий. Можно спокойно посидеть рядом, предоставит ребенку свободу действий. Мне обычно этого времени хватает, чтобы передохнуть и набраться сил. Все игры развивают мелкую моторику, и как следствие — и мышление, и речь ребенка.

Ну что же, приступим?:)

1. Достаем запасливо припасенные старые журналы или газеты… Их можно рвать — на полосы или кусочки — и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание. Только сначала нужно показать, как это делать правильно. Захватываем пальцами обеих рук лист, а потом тянем в разные стороны. Моему сыну больше всего нравится заключительная часть этого действия — бросание клочков вверх со словами: «Осень наступила!». Потом вместе весь этот листопад собираем.

А можно листы комкать и бросаться ими, как снежками. Комкание развивает силу рук.

2. Пластилин спешит на помощь! Не будем заниматься лепкой всерьез. Просто сначала помнем его в руках — совмещая самомассаж пальчиков и рук и развивая мышцы. Потыкаем в него и поделаем дырочки одним выпрямленным указательным пальцем или всеми сразу. А потом раскатаем лепешку и будем втыкать в него все мелкое, что под руку попадется: бусины, камешки, ракушки, крупы и бобовые и прочая.

3. Сортировка предметов, сваленных в одну большую коробку, может занять ребенка на какое-то время. В эту коробочку — пуговицы, а в эту мисочку — бусины. Если ребенок справляется, можно увеличить сортируемое до 4-5 видов.

4. Все-таки пластиковая бутылка — хоть и не экологичное, но гениальное изобретение! Чего только с ней не делают. Вот мы будем туда бросать мелкие предметы… предварительно выковырянные из пластилина:) По по одному, поддерживая бутылку второй рукой.

5. Есть у вас дома резиновая груша? Ну, резиновая игрушка с дырочкой уж точно найдется. Нажимаем на грушу или игрушку и струей воздуха сдуваем комочки ваты или бумажки с любой поверхности. Можно дуть друг на друга — это может быть еще смешнее. Вот так мы развиваем силу рук. Кстати, именно поэтому пищать игрушками-пищалками тоже очень полезно.

6. Вот уж не думала, что это занятие будет таким интересным для сына. Надеваем на пальцы рук и кисти все, что может быть таким образом использовано: резинки для волос, колпачки от фломастеров, браслеты из кусочков дерева или камня на резинках, бигуди, картонки от рулонов туалетной бумаги — порезанные или целиком… Важно только, чтобы не мы всю эту красоту на пальцы малыша надели, а его научили этому. Потом пошевелим разноцветными пальчиками в фломастеровых колпачках, ручками потрясем. Теперь снимаем. И чем-нибудь еще украшаемся… так развиваем соотносящие движения.

7. Наматываем толстую веревку или шнур на палку или катушку. Когда будет хорошо получатся — можно наматывать на клубок. Развивает движения и пальцев, и кистей.

8. Вы умеете плести косичку? Вот и отлично! Можно подвесить пучок веревок (я обычно защемляю его ящиком письменного стола) и сплести из них косичку. Или завязать легкий узел. И предложить малышу ее расплести. А вот заплетать и завязывать узлы ребенок может научиться только в дошкольном возрасте. Веревки лучше использовать скользящие — они легче распутываются. Развивает тонкие движения пальцев.

9. Эту же веревку или ленты можно накручивать и на руку: обмотать кисти рук или пальчик ребенка и предложить распутать. А потом он вас запутает веревкой. Развивает движение кистей и пальцев.

10. Нанизывать бусины на шнурок пробовали? Или любые другие предметы с дырочками, например, пуговицы. Вместо иголки можно использовать палочку с дыркой или проволоку. Развивает соотносящие движения.

11. Шнуровать, открывать- закрывать молнии, липучки очень полезно. Есть много игрушек, в которых используется этот прием. Но можно отлично обойтись и без них. Приносим груду вещей и устраиваем тщательный обыск. Та-а-ак, откроем молнию… что это у нас в сумке? Ага, ботинок папин… вымытый… со шнурками. И мой — на липучке… продолжаем исследование.

12. Никогда не использую для сушки белья прищепки. Нет необходимости. Но прищепки в доме держу. Их можно нацепить по краю ведерка или миски — ребенку надо открепить их по одной и бросить в эту емкость. Если вырезать круг из картона — прищепки могут стать лучами у солнышка… или можно сделать ладошку — четыре прищепки сверху и одна немного в сторонке… или «иголки» прицепить к контуру ежа. Отцеплять у сына получается, но пристегивать еще пока нет. Это более сложно. Занятие развивает силу рук, соотносящие движения, дифференцирует движения пальцев.

13. Сколько в доме запасливой мамы коробочек, баночек, бутылочек, пузырьков и прочего завинчивающегося или закрывающегося разными крышечками или колпачками? Достаем запасы и пускай он себе закручивает-откручивает… закрывает-открывает. Подбирает нужные диаметры и размеры. Для интриги внутрь можно что-нибудь поместить. Оно будет загадочно и маняще внутри громыхать.

14. Можно выкладывать фигуры на полу или столе из спичек или шнура.

15. Как вам «мокрые» игры? Доступны? Тогда наливаем в тазик или мисочку воды, бросаем туда мелкие нетонущие предметы (шарики, яйца киндер-сюрпризов…) и даем ребенку шумовку. Пускай «рыбачит» и собирает выловленное в другую миску.

16. А в сухом варианте этой игры он может пинцетом перекладывать небольшие кусочки поролона или пробки из одной мисочки в другую. Кусочки — примерно размер сахарного кубика и чем более неровные края, тем лучше.

17. Помимо обычных переливалок-пересыпалок, можно использовать и более сложный вариант. Смешиваем мелкую крупу с крупной в одной емкости (я использую манку и рис). Рядом ставим еще емкость (у нас — поддон из духовки) с ситечком. Малыш ложкой сыпет смесь в ситечко и мешает. Просеянный рис сыплет в баночку. А на поддоне с манкой мы потом пальцами рисуем.

18. Клочки порванной в первом пункте бумаги нам еще могут пригодится! Если их собрать в коробку — там можно спрятать маленькую игрушку. А потом ее искать на ощупь.

19. Поворачивание ключа отлично развивает тонкие движения пальцев. Но заводных игрушек у нас нет. Зато есть двери с замками, волшебный ключ и подставка для туалета из «Ikea». Мелочь получает ключ в свое владение, таскает подставку от двери к двери и мудрит с замками.

20. Хотя, если сил совсем не осталось даже на простые действия… или срочно что-то надо сделать по дому… самый проверенный метод, популярный у всех времен и народов, наверное, вот этот: «Зайка, принеси мне из другой комнаты…. отнеси папе… а где у тебя твой грузовик? Ну как поищи!… сходи туда… принеси то…» И кто может сказать, что это не развивающее занятие;)

www.baby.ru

Чем заниматься с ребенком с года дома? :: SYL.ru

"Как заниматься с ребенком в 1 год?" - такой вопрос частенько задают родители. Ведь детки так быстро растут. Порой невозможно уследить, когда малыш пошел, заговорил. Каждому родителю всегда надо заранее решить, чем заниматься с ребенком с года. Малыш всегда должен что-то делать. И желательно, чтобы это были какие-то развивающие игры или комплекс занятий, рассчитанный на определенный возраст. Когда ваш ребенок начинает только садиться, уже необходимо давать ему игры, которые будут развивать моторику пальчиков.

Если малыш начинает ходить, то нужно следить за тем, чтобы осанка была ровной. Ребенок в любом возрасте нуждается в поддержке и развитии. Постараемся разобраться, что нужно самым маленьким, и куда их уже с крошечного возраста можно отдавать.

Особенность игр

Как заниматься с ребенком в 1 год? Какой бы род занятий родитель не выбрал своему крохе в этом возрасте, необходимо помнить, что игры должны быть в первую очередь безопасными для него, интересными и развивающими. Ведь в такой период малыши начинают познавать мир. Им все вокруг интересно.

Пазлы и фигурки

Чем можно заняться с ребенком в год? Многие мамочки, охваченные идеей сделать из своего ребенка вундеркинда, начинают с ним заниматься всем, чем только возможно, забывая о том, что ребенку может быть не интересно или он не может поглощать всю поступающую информацию.

Попробуйте начать с пазлов. Они должны быть большими, чтобы малыш не путался. После того как он их освоит, ему можно будет давать пазлы размерами меньше из большего количества. Также можно приобрести игрушки с разными отверстиями. В них необходимо поместить фигурки. Каждой должно соответствовать отверстие, и ребенок сам должен научиться правильно их подбирать. Разные геометрические предметы по методике Монтессори не будут лишними. Помимо геометрических, могут быть фигурки в виде животных, фруктов. Для раннего развития своего малыша можно приобрести специальную книгу. В нее мама сама сможет вставлять фигурки действующих лиц. После чего этому сможет научиться и малыш. Фигурки обязательно надо подписывать по слогам. Так малыш быстрее будет усваивать, как правильно читать. Также отлично подойдут кубики, из которых ребенок сам сможет складывать различные башенки и пирамидки. Помните, что в этом возрасте внимание у малышей очень рассеянное, им трудно сфокусироваться на чем-то одном. Очень важно суметь заинтересовать кроху, тогда у вас все получится. Но не ожидайте мгновенных результатов, что вы покажете ребенку один или два раза какую-нибудь игру, и он тут же начнет за вами повторять. Главное запастись терпением и временем. Конечно же, не переусердствуйте. От большой нагрузки или однообразного занятия дите начнет раздражаться и плакать. А это значительно замедлит процесс получения результата.

Кольца со стержнем

Чем заниматься с ребенком в год дома? Каждая мамочка может приобрести кольца разного размера и стержень, на который малыш в определенном порядке должен будет их одевать. Важно следить за тем, чтоб ребенок брал кольцо кончиками пальцев, обхватывая его большим пальцем. В чем состоит задача игры? Перед малышом необходимо разложить пять колец (их может быть и больше).

Следует показать крохе, что вначале на стержень нужно нанизывать самое большое колечко, а потом по убыванию. Если найдете, приобретите музыкальную пирамиду, которая будет издавать звуки с каждым падение кольца на стержень. Например, если ребенок одел правильное кольцо, то один звук, если ошибся, то другой. Это еще больше заинтересует малыша. Повторяйте это до тех пор, пока он не запомнит порядок колец на стержне и не потеряет интерес. Это игра помогает развивать внимательность и сосредоточенность.

Формированию навыков ребенка поможет кастрюля с овощами

Для развития памяти малыша отлично подойдет обыкновенная кастрюля, которая найдется у каждой хозяйки, и набор совершенно разных предметов. Для начала это могут быть фрукты и овощи. Суть занятия состоит в том, что мама выкладывает в кастрюлю несколько продуктов и по одному достает их, давая малышу рассмотреть, потрогать, изучить. После чего занятие повторяется. Потом мама выкладывает те же овощи и просит малыша доставать по одному из кастрюли, которые она будет называть. Детки в таком возрасте любят все прятать и искать. Поэтому такая игра не останется без их внимания.

Шарики и матрешки

Как заниматься развитием ребенка в год? Благодаря матрешкам малыша можно познакомить с тем, как собирать и разбирать конструкции. Только в такой игре важно заинтересовать его. Не просто складывать одну в другую, а необходимо придумать интересную историю. Например, вы играете с ним в прятки и в каждом потайном месте оставьте по одной матрешке. Малышу будет необходимо их найти и сложить в правильном порядке. Интересно будет обыграть занятия с шариками. Малыш должен научиться брать их пальчиками.

Потом перекатывать на всю ладошку. Изначально можно набрать коробку небольших шариков и научить малыша складывать их по одному в нее. Потом усложнить задание и показать ребенку, как шарики не носить, а перекатывать от одной точки к другой.

Что уже умеет? Чему учить кроху?

Перед тем как решать, чем заниматься с ребенком от года, надо определить для себя четко, что он уже умеет, а чему не смог научиться. К одному годику жизни детки должны уметь ходить без посторонней помощи. И теперь малышу все интересно, и он хочет побольше узнать и потрогать. В первую очередь постарайтесь обезопасить пространство, в котором находится ребенок. Не должно быть никаких острых углов, розетки по возможности все закрыть. Исходя из умений, можно определиться с тем, какие игры для него выбирать. Многие родители не любят, когда дети везде лезут и не могут усидеть на месте. Они думают, что они не правильно его воспитывают и начинают наказывать малыша. Они должны понять, что в таком возрасте ребенку просто необходим активный образ жизни. И с каждым днем их активность будет возрастать. Многие детки уже в этом возрасте могут самостоятельно приносить небольшие вещи, а некоторые уже могут пить и пытаться кушать самостоятельно.

Обучающие школы для самых маленьких

Куда отдать заниматься ребенка в год? На сегодняшний день много открывается групп по развитию самых маленьких. Можно даже найти ясли на платной основе, которые набирают в группы деток от одного до трех годиков.

Существует огромное количество школ по развитию, куда мамочки приносят своих малышей и занимаются вместе с ними. В чем преимущество таких школ перед яслями, и зачем туда вообще водить своего ребенка? Такие учреждения всегда существуют на платной основе. Там каждому малышу будут уделять то количество времени, которое ему необходимо. Также с ними занимаются специалисты и следят за их своевременным развитием. Помимо этого, у малыша появляются новые друзья. То есть детки учатся контактировать с другими. Таким образом им будет легче в дальнейшем определиться в социуме.

Также большим плюсом этих школ будет то, что мамочка сможет правильно подбирать игры для своего чада, ей расскажут и покажут, как правильно и чем заниматься с ребенком с года. Когда малыш становится постарше, он уже сможет один находиться в группе без мамы. Это значительно облегчит его перевод в детский садик. Для малышей является очень большим стрессом, когда из дому его вдруг начинают приводить в какое-то место, где нет родных, нет мамы, и вообще ничего ему знакомого. И обычно в государственных детских садах воспитатели недостаточно уделяют внимания каждому ребенку. Как следствие, он может стать очень замкнутым или, наоборот, агрессивным. После таких школ дети легче адаптируются к новым условиям.

Как заниматься с ребенком (год и месяц)?

Первый месяц после годика очень важен для каждого малыша. Так как он начинает делать свои первые шаги и с каждым днем становится все крепче и подвижнее. И уже посадить его на ковер, пораскладывать игрушки и идти заниматься своими делами у мамы не получится. Малыш постоянно будет нуждаться в вашей поддержке. Все игры должны в этот месяц быть сосредоточены на работе мелкой моторики, то есть они должны быть более подвижными, чем раньше. Можно приобрести машинку без педалей, на которой малыш сможет ездить, отталкиваясь ножками. Это хорошо поможет в разработке нижних конечностей. Также поиграйте с ним в прятки. Дети очень любят игры такого рода. Можно придумать игры для постепенного ознакомления ребенка с квартирой. Ребенку объясняют, что такое стол, посуда, стул и приучают правильно с ними обращаться. Также малыша знакомят и с внешним миром, с транспортными средствами. Ребенок изучает животных, их повадки и звуки, которые они издают. Дома можно проводить постановки разных сюжетов с куклами. Родитель берет несколько кукол, животных и проектирует какую-нибудь сценку из жизни, объясняя малышу, у кого какая роль и что каждый должен делать.

Также с помощью картинок ребенка можно учить различать разные образы. В этом возрасте малыша можно уже знакомить с разной литературой. Ему нужно читать несложные произведения и просить, чтобы он показывал персонажей на иллюстрациях к книге.

Продолжая знакомит дитя с предметами, маме необходимо спрятаться за дверью и начинать издавать звуки подъезжающего автомобиля, но не показывать его малышу. Это усилит его заинтересованность и сосредоточенность. Маме необходимо издавать звуки, близкие к тем, которые издает машина. Во второй части занятия уже следует показать ребенку автомобиль. При этом стоит продолжать издавать звуки. Потом мама начинает ездить машиной в разные стороны, сосредотачивая внимание крохи. В свою игру можно вводить других персонажей, например, куклу, которая садится за руль или второй автомобиль.

Для формирования чувства ритма у малыша, маме необходимо разучить с ним несколько детских считалочек и постоянно повторять их.

Занимаемся с ребенком (1-2 года)

Помните, что в этот период малыш растет с каждым днем. Он приобретает новые навыки, и заниматься в 1-2 года с ребенком надо постоянно. В этом возрасте самым близким человеком у малыша есть его мама. Хорошо, когда в этом периоде развития ребенок играет с детками. Но развиваться он сможет только при взаимодействии со взрослым. Хорошее контактное занятие – пускание мыльных пузырей. Всем деткам интересно наблюдать за процессом. Они смотрят, откуда эти шарики берутся, куда они деваются.

Рисование

Чем заниматься с ребенком в 1,5 года? В таком возрасте ребенок без проблем справится с гуашью. Поэтому смело можно начинать с ним рисовать. Поверхность, на которой это будет происходить, лучше застелить большим рулоном бумаги, чтобы ребенку было, где развернуться, и он не запачкал поверхность. Малыша оденьте в памперс и одежду, которую не жалко будет испортить. Расставьте баночки с красками, чтобы ему было удобно их доставать. Необязательно сидеть рядом в этот момент с ребенком. Он сам может рисовать. Ему будет интересно изучать качество красок, смешивать цвета, создавать свои неповторимые картины.

Лепка

Чем заняться с ребенком (1,5 года) дома? Также в этом возрасте малыш с легкостью может приступать к лепке. Возьмите обыкновенный пластилин. Покажите, как из него можно делать разные фигурки, а он пусть повторяет. Потом он уже и сам сможет этим заниматься. В таком возрасте ребенок может повторять за родителями, то есть воспроизводить все, что видит дома. Она начинает кормить и пеленать куклу, укладывать ее спать. Ухаживать за игрушечной собачкой. Поэтому помните, что уже сейчас надо следить за тем, как вы разговариваете, что вы делаете. Так как это все отразится на вашем малыше.

Активные забавы

Чем заниматься с ребенком с года? Не забывайте, конечно же, и про активные игры. Ребенок не сможет постоянно сидеть на месте и рисовать или лепить что-то. Каждый день у него должно быть время, чтобы побегать, попрыгать и порезвиться. Еще у детей в этом возрасте появляется интерес к шуршанию бумаги. Они любят ее рвать, мять. Для этого занятия вполне подойдет рулон туалетной бумаги. Шарики они тоже не оставят без внимания. Малышу очень интересно, как из маленького кусочка резиновой материи появляется большой шар. Также внимание привлекает звук, который издается, когда шар спускается. Можете показать, как надувать его, и он сам будет пытаться сделать то же самое.

Когда мама готовит обед и не знает, как совместить занятия с ребенком и приготовление пищи, она может взять его с собой на кухню. Достаточно открыть шкафчик с кастрюлями и дать возможность малышу поперекладывать все эти замысловатые баночки с места на место.

Заключение

Теперь вы знаете, чем заниматься с ребенком с года. Надеемся, что советы, которые мы дали в статье, были вам полезны.

www.syl.ru


Смотрите также