Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии. Занятие с неговорящим ребенком 4 годаИндивидуально занятие для неговорящих детей 3-4 летЗанятие 1
Чередование «улыбка»- «трубочка» с разомкнутыми, сомкнутыми губами « Киска лакает молоко» «Барабан» кончиком языка барабанить по верхним альвеолам, потом плотно прижимаем к верхним альвеолам или резцам на 10-15 секунд
па па по по пу пу --- ба ба бо бо бу бу та та то то ту ту --- да да до до ду ду
Последовательное разминание большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого пальца и мизинца сопровождается звукоподражанием «ка_п» (на звук «п» логопед легко сжимает кончики пальцев ребенка). Капля раз, капля два, Капля медленно сперва: Кап, кап, кап. Стали капли поспевать, Капля каплю подгонять: Кап, кап, кап. Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. Кап, кап, кап.
Мы веселые мышата – Пик, Пак, Пок Никого мы не боимся - Пик, Пак, Пок Даже кошки не боимся - Пик, Пак, Пок Ой, спасите, помогите - Пик, Пак, Пок
Занятие 2
Чередование «заборчик»- «трубочка» с разомкнутыми, сомкнутыми губами «Почистим зубки», « Киска лакает молоко» «Барабан» кончиком языка барабанить по верхним альвеолам, потом плотно прижимаем к верхним альвеолам или резцам на 10-15 секунд
па па по по пу пу межгубный та та то то ту ту ба ба бо бо бу бу межгубный да да до до ду ду
infourok.ru Практический материал учителя-логопеда для работы с неговорящими детьмиТема: «Система работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста»Причины этого явления многообразны: • на первое место можно уверенно поставить перинатальное поражение ЦНС;• далее идут: мозговая дисфункция, внутриутробные инфекции различного характера, гипоксия плода, хронические заболевания матери, осложнения, возникающие в процессе родов. В постнатальном периоде причиной речевой задержки могут стать заболевания ребенка, травмы, и т.д. К сожалению, некоторые родители не придают значения отставанию ребёнка в речевом развитии, стараются не обращать внимания, и надеются на то, что всё само собой урегулируется. В связи с этим дети с речевыми нарушениями попадают в детский сад только перед школой, в лучшем случае с пяти лет. А самый значимый для коррекции речи детей возраст — от трех до пяти лет бывает упущенным . В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму. А ведь этого могло бы и не быть, если бы у ребенка своевременно выявили предполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению. Необходимо как можно раньше диагностировать речевые нарушения у ребёнка и начинать коррекционную работу. В этом учебном году в группу для детей с недоразвитием средств языка, в которой я работаю логопедом , был зачислен ребёнок, с ярко выраженной речевой патологией в возрасте 4-х лет. Характеристика на ребенкаВалерия Б., 23. 09. 07 г. рождения, проживающей по адресу: г. Краснодар, посещающей спецгруппу для детей с НСЯ при МДОУ д/с, на основании выписки из протокола ГПМПК. Девочка родилась от III беременности, протекавшей на фоне дефицита веса, родилась недоношенной (38 недель) с массой тела – 2100 гр. длиной тела – 48 см., закричала сразу. На искусственном вскармливании с первого дня рождения. После родов в течение месяца проводились процедуры по выхаживанию. Раннее развитие ребёнка проходило с задержкой: Моторная формула (3 м — 6 м. – 14 м.) Зубы – к 4, 5 месяцам появилось 4 зуба. В возрасте 1 года были все зубы. Первые лепетные слова появились к 1,5 годам. После 1,5 лет речь прекратилась в результате стресса (во сне испугалась резкого звука дрели). Массовый детский сад посещала с 2-х лет, в этом возрасте появились 3 слова (мама, папа, дядя). Семья полная, условия жизни и воспитания удовлетворительные. В МДОУ № поступила из массовой группы МДОУ № в сентябре 2011 г. Адаптационный период протекал без особенностей. Девочка общительная, вступает в контакт со взрослыми, преобладающее настроение позитивное. Контактирует в основном с помощью жестов и мимики. Обращённую речь понимает на бытовом уровне, реакция на речь адекватная. Может выполнить простую одноступенчатую инструкцию бытового характера. Самостоятельная речь представлена ограниченным количеством слов: (мама, папа, дядя, да, на), звуковыми комплексами и звукоподражаниями. Правила поведения в коллективе соблюдает. Владеет элементарными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. Туалетом пользуется с минимальной помощью, в еде использует столовые приборы. Одевается и раздевается с помощью взрослого. В совместной с детьми деятельности участвует редко. Занятия со специалистами носят индивидуальный характер. На занятиях эмоциональна, работает охотно. Но не всегда справляется с поставленной задачей, быстро истощается. Познавательные процессы нарушены: внимание неустойчивое, отмечается застревание на определённых монотонных действиях (хлопки в ладоши, постукивание ладонью о стол). Объём внимания резко снижен. Память на низком уровне. Преобладает механическая, моторная, эмоциональная память. На музыкальных и физкультурных занятиях оживлена, эмоциональна, но действует спонтанно. Игровая деятельность не сформирована, самостоятельно занять себя не может. Особого интереса к игрушкам не проявляет. Игры с игрушками носят манипулятивный, бессюжетный или подражательный характер. Запас общих знаний и представлений снижен по возрасту, формируется с трудом: Лера может соотнести красный, жёлтый цвета с образцом, может выполнить элементарные действия с предметами (в пределах изученного материала), различает предметы по величине. Навыки изобразительной деятельности не сформированы, интерес к этой деятельности недостаточен. Выполнение заданий методом «Рука в руке» вызывает протест. Родители консультировались у детского психоневролога. Диагноз: «Последствия перинатального поражения головного мозга в форме правосторонней пирамидной недостаточности, расстройство экспрессивной речи с синдромом моторной алалии, когнитивными нарушениями». (лечение получает). В данный момент проходит обследование в генетической консультации. Характеристика выдана по месту требования. Заведующий МДОУ №: Председатель ПМПК: Члены консилиума: - старший воспитатель:– учитель-логопед:- педагог – психолог:– воспитатель:– воспитатель: Дата: Причины задержки психоречевого развитияНа основании анализа анамнестических данных, заключений психоневролога и генетика, результатов диагностического обследования и представленной характеристики можно сделать выводы о некоторых причинах задержки психоречевого развития данного ребёнка: а/ Ребёнок родился раньше срока, мозговые структуры, отвечающие за развитие речи и интеллекта в целом ещё не сформировались окончательно; б/ Низкая масса тела говорит также и о недостаточной физической готовности плода к рождению: - как общая, так и мелкая моторика нарушены: девочка астеничного телосложения с нарушением осанки (нерезко выраженная сутулость), основные движения недостаточно чёткие и координированные; Лицо слегка асимметричное, маловыразительное, носогубные складки сглажены, мышцы слабые – недостаточное смыкание губ, саливация отсутствует. Артикуляционная моторика нарушена, движения артикуляционного аппарата смазанные, нечёткие, отмечается незначительный тремор языка. Мелкая моторика на низком уровне, движения неловкие, с трудом захватывает и удерживает предметы, особенно мелкие детали мозаики, конструктора; карандаш держит неправильно, захватывает его всей ладонью, не может раскрыть прищепку, застёгивать и расстёгивать одежду. в/ Отмечается общая незрелость психики: нарушены процессы формирования восприятия, внимания, памяти, мышления. Основные направления коррекционной работы с целью реабилитации и социализации ребёнкаИсходя из этих данных намечаются основные направления коррекционной работы с целью реабилитации и социализации ребёнка, при обязательной медицинской поддержке: а/ психокоррекция; б/ коррекция интеллектуального развития; в/ логокоррекция; г/ коррекция физического развития. В коррекционной работе по развитию речи с данным контингентом детей ведущее место отводится формированию фонетического восприятия: - Необходимо вызывать у ребёнка интерес к звукам окружающего мира и звукам речи, учить его прислушиваться, дифференцировать неречевые и речевые звуки, звукоподражания; - Учить дифференцировать тихие и громкие физические звуки, уметь локализовать звук в пространстве, определять направление и источник звука, соотносить количество звучаний с числом. • Локализовать и узнавать голос, отличать голоса различной громкости, ориентироваться на смысл сказанного, развивать устойчивое внимание к звуковой оболочке слова.• Развивать речевую память.• Побуждать к воспроизведению по подражанию отдельных звуков (гласных), звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных, легко произносимых слов, а затем и к самостоятельному их воспроизведению. Цикл индивидуальных логопедических занятий с неговорящим ребёнкомМною был разработан цикл индивидуальных логопедических занятий с неговорящим ребёнком Б. Лерой. Предлагаю их вашему вниманию. Скачать материал для работы с неговорящим ребенком Гранкина Ольга Борисовна ![]() logoportal.ru Комплекс занятий для работы с неговорящими детьми
Комплекс занятий учителя-логопеда для работы с неговорящими детьми.Тема: «Система работы с неговорящими детьми, имеющими отставание и отклонения в развитии в условиях реабилитационного центра. Дошкольный возраст.»Этап № 3: Работа над фразой.Занятие 1. Лексическая тема: Семья.Развитие мелкой моторики: Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии со смыслом текста. Кто-то делает вот так: рубит дерево вот так: тук-тики, тук-тики, так!Кто-то делает вот так: молотком стучит вот так: дзинь-тики, дзинь-тики-так!Кто-то делает вот так: тесто шлепает вот так: шлеп-тики, шлеп-тики, так!Кто-то делает вот так: топ-тики, топ-тики, лбом о столик тук-тики.Чашку на пол: дзинь-тики.Возле стенки-шлеп тики, так! Мимические упражнения: Изобразить радостную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу. Артикуляционная гимнастика:
Развитие голоса, дыхания: Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: О-о-о-о-ох! У-у-ух! Учим маленького брата говорить слоги: ка-га, ко-го, ку-гу. Работа над фразой: Рассматривание картинки «Семья». Соединяем указательное слово с существительным, ребенок произносит фразу по подражанию: Вот Аня. Тут Вова. Это баба. Баба Таня. Тут дед. Деда Ваня. Вот мама. Мама Катя. Это папа. Папа Дима. Это киса. Киса Муся. (Аня дает папе мяч). На, папа, мяч. (Вова дает маме мяч). На ,мама, мяч. Психогимнастика: Изобразить, как мама собирается на работу: причесывается, накладывает макияж. Сенсорное развитие: Игрушки членов семьи (мама, папа, ребенок), разноцветные деревянные шарики. Инструкция: «Подбери для мамы желтые, для папы красные, для ребенка зеленые шарики.» Развитие конструктивного праксиса: Строим дом для семьи (из конструктора по показу логопеда). Занятие 2. Лексическая тема: Теремок.Развитие мелкой моторики: Логопед читает стихотворный текст. Мальчик с пальчик, где ты был? (четыре раза сгибать большой палец левой руки).Долго по лесу бродил. (то же на правой руке).Встретил я медведя, волка, зайку, ежика в иголках. (большой палец правой руки поочередно соприкасается со всеми остальными).Встретил белочку, лисичку, всем подарки подарил, всяк меня благодарил. (четыре пальца последовательно сгибаются- кланяются). Мимические упражнения: «Лисенок высматривает мышку» — прищуривать глаза по очереди. Артикуляционная гимнастика:
Развитие голоса, дыхания:
Работа над фразой: Логопед рассказывает сказку «Теремок», выставляя по ходу рассказывания персонажей настольного театра. Ребенок произносит фразы по подражанию. Инструкция для ребенка: «Помоги мне рассказать сказку». Фразы, которые ребенок должен повторить, логопед выделяет голосом: «Вот дом. Вот мышь. Тук- тук, кто тут? Я буду тут жить. А ты кто? Иди в дом. Идет зайка. Я зайка. Я лиса. Иди к нам. Я волк.» Психогимнастика: «Медведь искал мед» — изобразить, как медведь запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы жалят медведя — изобразить, как ему больно. Сенсорное развитие: - Кто из зверей самый большой? Самый маленький? Развитие конструктивного праксиса: Построим новый теремок для зверей (из объемных геометрических фигур). Занятие 3. Лексическая тема: Репка.Развитие мелкой моторики: «Мышата пошли купаться». Логопед читает стихотворный текст. Пять мышат гуляли на просторе. (быстро двигать пальчиками по столу)Пять мышат пошли купаться к морю. (медленно переставлять пальчики по столу)Один из них устал. (загнуть большой пальчик)«Пойду домой» — сказал.И вот вам результат:Четыре мышонка гуляли на просторе. (повторить те же движения с четырьмя пальцами и так далее загибать по одному пальчику и в стихотворном тексте убавлять числительные, пока не будут загнуты все пальцы). Мимические упражнения: Показать мимикой провинившуюся кошку, укравшую сосиску. Радостную собаку, которую гладит хозяин. Артикуляционная гимнастика:
Развитие голоса, дыхания:
Работа над фразой: Логопед рассказывает сказку «Репка», выставляя по ходу рассказа персонажей настольного театра, выделяя голосом фразы, которые ребенок должен повторить. Инструкция для ребенка: «Помоги мне рассказать сказку». Это дед. Это репа. Дед тянет репу. Баба, иди тяни. Баба тянет. Дед тянет. Катя, иди тяни. Авка, иди, помоги. Мышка, иди тяни. Психогимнастика: Изобразить ласковую кошечку, игривую собачку, испуганную мышку. Развитие мышления: Логопед показывает часть разрезной картинки «Репка», а ребенок называет предмет. Развитие графомоторных навыков: Закрашивание контура мышки. Занятие 4. Лексическая тема: Игрушки.Развитие мелкой моторики: Пальчиковая игра «Барабан». Бум-бум, барабан.Что за шум, что за гам? (поочередно барабанить по столу указательными пальцами, как барабанными палочками)Бум-бум, барабан.Просыпайтесь по утрам. (поочередно стучать по столу кулачками) Мимические упражнения: Передать эмоции: радость от покупки новой игрушки, огорчение при ее поломке. Артикуляционная гимнастика: «Танины игрушки». Логопед читает стихотворный текст. Таня с куклою играет.Кукла «ма-ма» повторяет. (по слогам, широко открывая рот, произнести слово «мама»).Буратино улыбается,Даже если удивляется.А улыбка до ушей,Хоть завязочки пришей. (широко улыбнуться, обнажив два ряда сжатых зубов)Вот воздушные шары,Шары большие, надувные.Вот такие… (надуть щеки, принять исходное положение — повторить несколько раз)Стала Танечка играть,Куклам шарики кидать.Буратино шар поймал,Только носом шар порвал. (надуть щеки, затем стукнуть по ним кулачками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу)Шарик лопнул: «Ой-ой-ой!»Стал совсем – совсем худой! (втянуть щеки внутрь ротовой полости)Посадила Таня Буратино на лошадку.Начал быстро он скакать,Его лошадь не догнать. (цокать языком) Развитие голоса, дыхания: Игра «Лес шумит». Логопед: Набежал легкий ветерок и лес тихонечко зашумел. (тихим голосом произнести: «Шууу»). Потом ветер усилился и лес зашумел громко (громким голосом произнести «Шууу»). Игра «Шар лопнул». По хлопку логопеда ребенок произносит звук [Ш] быстро. Работа над фразой: Рассматривание серии сюжетных картинок. Логопед дает ребенку инструкцию: «Я буду рассказывать, что изображено на картинках, а ты мне будешь помогать». Ребенок произносит фразы, которые логопед выделяет голосом: - Это Таня. Это Петя. Они идут гулять. (Мама дала Тане куклу). На, Таня, куклу. У Тани кукла. Кукла Катя. Кукла упала. У куклы болит ухо, рука, нога. (Пришла девочка Аня). На, Катя, ешь пирог, пей сок. (Кукла поела, выпила сок и поправилась). Не болит у Кати ухо, рука и нога. (фразы, написанные в скобках, ребенок не повторяет). Психогимнастика: Изобразить, как девочка качает куклу, как мальчик крутит руль машины. Развитие памяти, внимания: Логопед произносит ряд названий картинок (игрушки). Затем ребенок из общей стопки выбирает те, которые назвал логопед. Развитие графомоторных навыков: Рисование куклы. Занятие 5. Лексическая тема: Кукла пришла в гости.Развитие мелкой моторики: Пальчиковая игра «Гости». К кукле гости прибежали. (перемещать по столу указательные и средние пальцы обеих рук)Все друг другу руки жали. (соединить руки как при рукопожатии)Здравствуй, Жора!Здравствуй, Жанна!Рад, Сережа!Рад, Снежана! (соединять с большим пальцем все остальные пальцы по очереди на обеих руках)Не хотите ль пирожок?Может, коржика кусок? (движения руками как при стряпне пирожков)С ручек все стряхнули крошки (потереть одну руку о другую)И захлопали в ладошки. (хлопки ладонями) Мимические упражнения: Выразить мимикой:
Артикуляционная гимнастика:
Развитие голоса, дыхания:
Работа над фразой: Логопед. - К нам в гости пришла кукла Нина. Попроси куклу: «Дай куклу». Помой кукле руки. Где Мыло? (Вот мыло.) Где таз? (Вот таз.) Посади куклу на стульчик. Что делает кукла? (Кукла сидит.) Покорми куклу. Что делает кукла? (Кукла ест.) Кукла устала и хочет спать. Положи куклу в кроватку. Что делает кукла? (Кукла спит.) (при необходимости логопед дает образцы ответов.) Психогимнастика: Упражнение «Варим суп». Ребенок показывает, как он наливает воду в кастрюлю, чистит и режет овощи, засыпает их в кастрюлю, наливает воды, включает конфорку, солит. Развитие памяти и внимания: Сначала логопед показывает ребенку 2 картинки из общей стопки (посуда). Затем он раскладывает все приготовленные картинки, а ребенок показывает (а если может, то и называет картинки, которые ему были предъявлены сначала). Развитие графомоторных навыков: Штриховка кастрюли. Шаньгина Вера Николаевна,логопед,Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»,г. Шелехов Иркутской области Список используемой литературы: Батяева С.В., Савостьянова Е.В. «Альбом по развитию речи для самых маленьких».Гришвина А.В., Пузыревская Е.Я., Сочеванова Е.В. «Игры- занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития», издательство «Просвещение», 1988 г.Датешидзе Т.А. «Альбом по звукопроизношению»- СПб. :Речь, 2004 г.Новиковская О.А.»Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи, ООО «Астрель- СПб», 2009 г.Пожиленко «Артикуляционная гимнастика». СПб. : «КАРО», 2004г. ![]() logoportal.ru Система работы с неговорящими детьми
Развитие активной речи до уровня звуков:
Расширение пассивного словарного запаса: слова — названия диких и домашних животных, игрушек, нахождение их по просьбе логопеда. Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии в условиях реабилитационного центра.Модуль № 1: Работа над звуком.Занятие 1. Лексическая тема «Дикие животные».1. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра «Зайцы»: Скачет зайка косой (правой рукой изобразить скачущего зайчика – покачивать рукой вверх-вниз).Под высокою сосною (правой рукой изобразить дерево — растопырить пальцы).Под другою сосной (левой рукой изобразить дерево).Скачет зайка другой (левой рукой изобразить скачущего зайчика). 2. Развитие артикуляционной моторики. Начал грызть зайчишка корень — кочерыжку (поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. Пощелкать зубами.)А по веткам, скок-поскок,Белка — рыженький зверек.Угостим ее орешком. Белка орешек кладет то за одну щеку, то за другую (кончиком языка упираться то в правую, то в левую щеку). 3. Развитие речевого дыхания. Бумажное пособие (на картинке нарисован волк, рядом на ниточке прикреплен заяц). Помоги зайчику убежать от волка. (сдуть зайчика). 4. Развитие слухового восприятия. Игра «Кто как играет». Мишка играет на барабане «бом-бом», зайчик играет на дудочке «ду-ду», лисичка играет на пианино «ля-ля». Угадай, кто играет «ля-ля», «ду-ду», «бом-бом». 5. Развитие понимания речи. Отгадывание загадок (ребенок показывает картинку с отгадками). В дупле на старом дубеЖиву в густом лесу.Хожу в пушистой шубе.Орешки я грызу. (Белка) Лежала между елкамиПодушечка с иголками.Тихонечко лежала,Потом вдруг убежала. (Ежик) Комочек пуха,Длинное ухо,Прыгает ловко,Любит морковку. (Заяц) Кто зимой холоднойХодит злой — голодный,Он по лесу рыщетИ добычу ищет. (Волк) 6. Развитие активной речи. Игра «Айболит»: логопед создает игровую ситуацию – к Айболиту приходят в гости знакомые игрушки – зайка, белочка. У зайки болят зубки. Зайка плачет: а-а-а. У белочки болит лапка. Белочка плачет: а-а-а. 7. Развитие неречевых психических процессов. Сложить разрезную картинку «Зайчик». 8. Пескотерапия. Игра в песочнице с фигурками диких животных. Занятие 2. Лексическая тема «Дикие животные».1. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра «Медведь». Он в лесу глухом живет (изобразить деревья обеими руками).Неуклюжий косолапый (изобразить походку медведя-шагать по столу четырьмя пальцами).Летом ест малину (пальчиковая игра «собираем ягоды»).А зимой сосет он лапу (поднести руку ко рту и почмокать губами). 2. Развитие артикуляционной моторики. Упражнение «Зайчик»: Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.Упражнение «Сердитый волк»: нижнюю губу прикусить верхними зубами.Упражнение «Ежик фыркает» — вибрация губ.Упражнение «Белочка собирает грибы»: язычок поднять вверх, открывать и закрывать рот, не отпуская язык.Упражнение «Белочка цокает». 3. Развитие речевого дыхания. Бумажное пособие (на цветной картон (изображения облаков на небе) за ниточку приклеен мишка с парашютом. Инструкция: помоги мишке спуститься с парашютом). 4. Развитие слухового восприятия. Игра «Мишка и зайчик». Логопед: - Давай поиграем. Мишка ходит медленно, а зайчик прыгает быстро. Когда я постучу в бубен медленно — ходи, как мишка, когда постучу быстро — бегай, как зайчик. 5. Развитие понимания речи. Нахождение из нескольких картинок всех изображений медведей, отличающихся по внешним признакам. 6. Развитие активной речи. Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь: э-э-э. Как ревел медведь? И к тебе в гости пришел мишка. Он здоровается с тобой: о-о-о (предъявляется игрушка). Поздоровайся с ним так же. 7. Развитие неречевых психических процессов. Логопед произносит названия нескольких игрушек, а ребенок их выбирает и ставит в заданной последовательности. 8. Крупотерапия. На картоне изображение медведя (основа — пластилин). Посыпаем картон гречихой, придавливаем руками, лишнюю крупу удаляем. Занятие 3. Лексическая тема: «Домашние животные».1. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра «Лошадки»: По дороге белой-гладкойСкачут пальцы, как лошадки.Цок-цок-цок, цок-цок-цок,Скачет резвый табунок. (перебирать всеми пальцами по столу) 2. Развитие артикуляционной моторики. Логопед: - Лошадь большая и сильная. Сейчас мы сядем на лошадку и поскачем (цокать языком в разном темпе). Лошадка устала и проголодалась. Нужно ее накормить. Дадим ей сено. Лошадка ест (пожевать кончик языка). Теперь надо лошадку напоить. Дадим ей воду. Лошадка пьет (вытянуть губы трубочкой и втянуть в себя воздух). 3. Развитие речевого дыхания. Бумажное пособие (изображения собаки и щенка, возле щенка на ниточке прикреплено изображение мячика). Инструкция: поиграй в мячик со щенком. 4. Развитие слухового восприятия. Игра «Три коровы»: - Это коровы (игрушки или картинки): корова – бабушка, корова – мама и теленок- ребенок. Бабушка мычит вот так:ММУ (произнести низким голосом), бабушка мычит вот так: ММУ (произнести средним голосом), а теленок мычит вот так: мму (произнести высоким голосом). Игра «Кто позвал?»: На столе игрушки домашних животных. Логопед произносит звукоподражания, а ребенок показывает игрушки. 5. Развитие понимания речи. Рассматривание парных картинок: 2 разные коровы, поросенок, кукла; 2 разных лошадки, кошка, мяч и др. 6. Развитие активной речи. «Покажи лошадку». Лошадка, скачи: И-И-И,Лошадка, кричи И-И-И. 7. Развитие неречевых психических процессов. Игра «Кто убежал?» (с игрушками домашних животных). 8. Водная терапия. «Животные пошли купаться» (игра с фигурками домашних животных в тазике с водой). Занятие 4. Лексическая тема: «Игрушки».1. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра «Лодка»: В лесу родиться (обеими руками изобразить деревья),А в воде живет (изобразить руками волны),Веслами машет (помахать руками как веслами),По речке плывет (сложить ладони в виде лодочки). 2. Развитие артикуляционной моторики. Цок-цок, цокают копытца.По паркету всадник мчится (цокать языком в разном темпе).Видишь рядом на полу музыкальную юлу?Покажи-ка язычок,Как кружится наш волчок. (Открыть рот и заостренным кончиком языка облизать несколько раз губы). 3. Развитие речевого дыхания. Дутье на бумажный кораблик в тазике с водой. 4. Развитие слухового восприятия. Игра «Покажи игрушку»: ребенку необходимо показать игрушку, которую назвал логопед (поезд, кораблик) из нескольких (транспортные средства). 5. Развитие понимания речи. Нахождение парных игрушек, отличающихся по внешним признакам. 6. Развитие активной речи. Послушай стихотворение про пароход. Пароходик домой спешит по прямой!На волнах качается, брызги разлетаются. (выставляем руки вперед и совершаем колебательные движения вверх-вниз, произнося звук: ы-ы-ы. 7. Развитие неречевых психических процессов. Сенсорное развитие: покажи большую (маленькую) игрушку; покажи игрушку … цвета (назвать цвет). На столе выставляются 3-4 знакомые игрушки. Ребенку дается время внимательно их рассмотреть. Ребенок отворачивается, а логопед добавляет еще одну игрушку. Ребенок должен показать, какая игрушка появилась. 8. Изотерапия. Рисуем кораблик. Занятие 5. Лексическая тема: «Игрушки».1. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра «Самолет». На земле большой, как дом (сделать руками «крышу»).В небо поднимается (поднять руки вверх и посмотреть на них),В точку превращается («поставить» указательными пальцами точку в «небе»). 2. Развитие артикуляционной моторики. Посмотрите, самолетОтправляется в полет.Самолет летит, гудит,Смелый летчик в нем сидит. (прикусить кончик языка и произнести звук Ы несколько раз) 3. Развитие речевого дыхания. Бумажное пособие (к картону ниткой прикреплен бумажный самолетик. Инструкция для ребенка: Помоги самолету взлететь). 4. Развитие слухового восприятия. На столе разложены несколько картинок. Логопед называет (самолет, вертолет), ребенок показывает. 5. Развитие понимания речи. Показать на картинке отдельные детали самолета (пропеллер, кабина, хвост, крылья). 6. Развитие активной речи. Логопед: послушай стихотворение про самолет. По земле разбежался,В небо поднялся!Летит самолетПрямо вперед! Давай поиграем с самолетом. Полетели самолеты, загудели: у-у-у. Как гудят самолеты? 7. Развитие неречевых психических процессов. Логопед выкладывает ряд картинок, в котором картинки относятся к одной теме, а одна лишняя (лук, капуста, морковь и самолет). Ребенок убирает лишнюю. 8. Тестотерапия . Лепка самолета из соленого теста. Продолжение. Шаньгина Вера Николаевна,логопед,Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»,г. Шелехов Иркутской области Литература: 1. Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова «Общение с неговорящим ребенком в семье». Москва, АНМЦ «Развитие и коррекция» 2008 г.2. Датешидзе Т.А. «Альбом по звукопроизношению»- СПб.: Речь, 2004 г3. Н.С. Жукова «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Москва, «Просвещение», 1990 г.4. О.А. Новиковская «Скороговорки, чистоговорки ,пальчиковые игры, стихи для развития речи», Москва «Астрель», Санкт- Петербург «Астрель-СПб», 2009 г.5. Е. Янушко «Помогите малышу заговорить», Москва, издательство «Теревинф», 2007 г. ![]() logoportal.ru Логопедические игры в работе с неговорящими детьмиС каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи. На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности. Предложенные игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Упражнения по формированию речевого дыхания
Упражнения по формированию понимания речи
Упражнения по формированию слухового восприятия и фонематических процессов.
Игры и упражнения по формированию пространственного восприятия.
Приемы стимуляции появления первых слов
Также по теме: logoped18.ru Коррекционных занятий с неговорящим ребенкомИз опыта работы с неговорящими детьми на начальном этапе.
Автор: учитель-логопед МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 179» Протасова Евгения Руслановна.
г. Краснодар 2012
Информация об опыте
Предлагаемый материал может быть использован в практической деятельности учителей – логопедов и, учителей-дефектологов ДОУ, а также воспитателей групп компенсирующей направленности в работе с неговорящими детьми, имеющими такие диагнозы, как задержка речевого и психического развития, алалия, легкая степень умственной отсталости. Содержание опыта включает речевую карту, индивидуальную карту - план для ежедневной работы с воспитанниками, описание некоторых приемов работу с детьми с диагнозом сенсо-моторный алалия и алалия с элементами аутизма. Автор предлагает разработанный блок занятий, игры-упражнения для развития общей и мелкой моторики, речевого дыхания и артикуляционной моторики для воспитанников группы «Особый ребенок». Взаимодействие с семьей представлено разработанной анкетой, направленной на выявления индивидуальных особенностей воспитанников и условий семейного воспитания; консультацией для родителей неговорящих детей.
1 Речевая карта для обследования неговорящих детей
Исследование импрессивной речи. Пассивный словарь.
Сделай «Ладушки» Потопай ногами Открой рот Закрой глаза Сядь на стульчик Помаши ручкой 2.. Названия игрушек: кукла машинка зайка пирамидка мишка мячик слоник кубик петушок собачка котик 3. Названия предметов, которыми пользуется в быту: мыло зеркало карандаш полотенце ножницы чашка бумага зубная щетка тарелка расческа зубная паста ложка вилка
голова руки пальцы глаза ноги щеки рот живот плечи нос спина волосы уши пятки
ест одевается спит рисует катается плачет моет руки играет
красный большой синий маленький зеленый сладкий желтый кислый
Чем кушает девочка? Что она кушает? С чем она кушает суп? На чем она сидит? Что рисует мальчик? Чем он рисует? Где у него лежат краски? Куда он повесит свою картинку?
Дай куклу. Принеси машинку. Посади куклу. Покатай машинку. Положи спать Поставь машинку на стул. Покачай куклу Положи машинку в коробку.
Что тебе нужно, чтобы есть кашу? На чем ты будешь спать? Чем можно рисовать? Что нужно взять, когда идет дождь? Чем можно копать? Чем будем резать бумагу? Что можно надеть на голову? Что нужно, чтобы вымыть руки? Во что мы будем играть? Что нужно, чтобы позвонить? Что нужно, чтобы почистить зубы? Что нужно, чтобы подмести пол?
1. Единственное и множественное число существительных: кот – коты карандаш – карандаши мяч – мячи гриб – грибы 2. Предлоги: Положи кубик на стол. Положи кубик под стол. Положи кубик в машинку. Положи кубик за машинку. 3. Уменьшительно – ласкательная форма: чашка – чашечка кукла – куколка стул – стульчик дом – домик мяч – мячик гриб – грибок 4. Единственное и множественное число глаголов: стоит – стоят бежит – бегут плывет – плывут
Исследование экспрессивной речи. Характер экспрессивной речи: Отсутствует Лепетная Однословная Фразовая Активный словарь.
кукла чашка рубашка кошка зайка тарелка штаны собака мишка ложка платье корова машинка вилка шапка лиса мячик ботинки утка
идет стоит спит сидит ест играет бегает рисует
красный большой синий маленький зеленый сладкий желтый кислый
Грамматический строй.
мяч – мячи шар – шары кукла – куклы рука – руки
Вижу: дом куклу собаку лису зайца
красный флаг красная машина синий шар синяя чашка
В НА ПОД 5. Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными с суффиксами: стул - стульчик стакан – стаканчик шапка – шапочка чашка – чашечка
Солдат идет. – Солдаты идут. Мальчик поет. – Дети поют. Самолет летит. – Самолеты летят.
Мальчик одевается. Девочка причесывается.
Исследование фонетической стороны речи.
Гласные: А У Ы О И Э Согласные: м м’ п п’ б б’ д д’ т т’ н н’ в в’ ф ф’ к к’ г г’ х х’ й ц с с’ з з’ л л’ р р’ ш ж ч щ 2. Возможности звукоподражания: А-а-а Девочка плачет. О-о-о У мальчика болит зуб. У-у-у Гудит паровоз. И-и-и Кричит ослик. Уа-уа Плачет малыш. Ау-ау Кричат дети. Мяу-мяу Мяукает кошка. Му- му Мычит корова. Ав-ав Лает собака. Пи-пи-пи Пищит цыпленок. Ко-ко-ко Кудахчет курица. Га-га-га Кричит гусь. 3. Исследование слоговой структуры слова: Односложные слова: дом мяч кот сок Двусложные слова: мама вода коза Коля папа вата муха Таня Трехсложные слова: машина молоко панама утята собака кубики
Дифференциация на слух: кот – кит стол – стул бочка – дочка папа – баба миска – киска косы - козы
Индивидуальная карта- план коррекционных занятий с неговорящим ребенком
poisk-ru.ru Занятия и игры с ребенком-молчуном – как разговорить малыша, который в 2-3 года не говорит?сборка советов из разных источников. Хочу применять их сама по очереди, так как мы не разговариваем ещё и может кому тоже пригодится. Конечно, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит: львиная доля работы ляжет на плечи родителей. И работа эта должна быть не ежедневной, а ежечасной. Какие «инструменты» есть у папы с мамой для занятий с «молчуном»?
http://www.colady.ru/wp-content/uploads/2016/04/rebenok_2-3_goda_ne_govorit.jpg Лучшие упражнения для речевых мышц — делаем вместе с мамой!
Ежедневно делайте с ребёнком миогимнастику. Это «поцелуйчики» — вытягивание губок, с последующим чмоканьем; надувание щёчек и медленный выдох через сжатые губки кулачками; цоканье язычком; произнесение повторяющихся согласных «д-д-д», «в-в-в», «т-т-т» и др. Ежедневно выполняйте пальчиковую http://otvetymamam.ru/post/dinamicheskaya-gimnastika-dlya-grudnichkov-i-ee-polza-127.html. При занятиях творчеством, используйте натуральные природные материалы: камешки, шишки, листики деревьев, крупы. Тактильные ощущения напрямую влияют на развитие речи. Отвечаем на вопросы Возраст: 2-4 года Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его на какую-то определенную тему, а реально интересоваться его проблемами, впечатлениями от посещения того или иного места, мнением по поводу того или иного предмета, явления. Обязательно подключите в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает ему о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами. В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица «своего» персонажа массу вопросов персонажу ребенка. Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее. Секрет прост – играйте и во время игры озвучивайте то, что делаете:
www.baby.ru
|