Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии. Занятие с неговорящим ребенком 4 года


Индивидуально занятие для неговорящих детей 3-4 лет

Занятие 1

  1. Зарядка мимическая «Рассердились» «Удивились»

  2. Речевое дыхание «Вертушка», «Губная гармошка»

  3. Мелкая моторика массажным мячиком «Ежик»

  4. Артикуляционная зарядка

Чередование «улыбка»- «трубочка» с разомкнутыми, сомкнутыми губами

« Киска лакает молоко»

«Барабан» кончиком языка барабанить по верхним альвеолам, потом плотно прижимаем к верхним альвеолам или резцам на 10-15 секунд

  1. Произнесение гласных звуков [а], [о], [у], [ы], [э]. [а -э], [о-у], [у -ы], [э-и]

  2. Скажи по другому ма ма мо мо му му межгубный на на но но ну

па па по по пу пу --- ба ба бо бо бу бу

та та то то ту ту --- да да до до ду ду

  1. Пропеть из интернета попевки на сонорные звуки

  2. Картинки «АУ» «УА» пропеть, повторить: чистоговорки на - та

  3. Упражнение на ритм Последовательное прокатывание межпальцевого пространства между указательным и большим, средним и указательным, безымянным и средним, мизинцем и безымянным пальцами раскрытой ладонью логопеда сопровождается эмоциональным восклицанием «ух!» , «ах!».

  4. Договори стихотворение

Последовательное разминание большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого пальца и мизинца сопровождается звукоподражанием «ка_п» (на звук «п» логопед легко сжимает кончики пальцев ребенка).

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва: Кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять: Кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем. Кап, кап, кап.

  1. Игра «Мы веселые мышата» с мышатами на договаривание

Мы веселые мышата – Пик, Пак, Пок

Никого мы не боимся - Пик, Пак, Пок

Даже кошки не боимся - Пик, Пак, Пок

Ой, спасите, помогите - Пик, Пак, Пок

  1. Лексическая тема «Посуда» назвать картинки

  1. Игра «Расставить посуду для трех медведей» соотнесение размера посуды

  2. Мелкая моторика: «Мозаика игольчатая»

  3. Чтение книжки В Сутеева «Цыпленок и утенок» рассматривание картинок

  4. Инсценировка «Курочка Ряба» (пальчиковый театр)

Занятие 2

  1. Зарядка мимическая «Подмигни» «Удивись»

  2. Речевое дыхание «Султанчик», «Губная гармошка»

  3. Мелкая моторика «Игра палочками» (покатать между ладошек, ладошка на ладошку, насос)

  4. Артикуляционная зарядка

Чередование «заборчик»- «трубочка» с разомкнутыми, сомкнутыми губами

«Почистим зубки», « Киска лакает молоко»

«Барабан» кончиком языка барабанить по верхним альвеолам, потом плотно прижимаем к верхним альвеолам или резцам на 10-15 секунд

  1. Произнесение гласных звуков [а], [о], [у], [ы], [э]. [а -э], [о-у], [у -ы], [э-и]

  2. Повтори ма ма мо мо му му межгубный на на но но ну

па па по по пу пу межгубный та та то то ту ту

ба ба бо бо бу бу межгубный да да до до ду ду

  1. Пропеть песенки из интернета попевки на сонорные звуки

  2. Картинки «АУ» пропеть, повторить: чистоговорки на - та см. приложение

  3. Упражнение на ритм Последовательное прокатывание межпальцевого пространства между указательным и большим, средним и указательным, безымянным и средним, мизинцем и безымянным пальцами раскрытой ладонью логопеда сопровождается эмоциональным восклицанием «ух!» или «ах!».

  4. Договори стихотворение Последовательное разминание большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого пальца и мизинца сопровождается звукоподражанием «то_п» (на звук «п» логопед легко сжимает кончики пальцев ребенка). Активизировать выделение последнего согласного звука

infourok.ru

Практический материал учителя-логопеда для работы с неговорящими детьми

Тема: «Система работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста»

Работа логопеда с неговорящим ребенком

Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности практически неговорящих детей.

Причины этого явления многообразны:

• на первое место можно уверенно поставить перинатальное поражение ЦНС;• далее идут: мозговая дисфункция, внутриутробные инфекции различного характера, гипоксия плода, хронические заболевания матери, осложнения, возникающие в процессе родов.

В постнатальном периоде причиной речевой задержки могут стать заболевания ребенка, травмы, и т.д.

К сожалению, некоторые родители не придают значения отставанию ребёнка в речевом развитии, стараются не обращать внимания, и надеются на то, что всё само собой урегулируется.

В связи с этим дети с речевыми нарушениями попадают в детский сад только перед школой, в лучшем случае с пяти лет. А самый значимый для коррекции речи детей возраст — от трех до пяти лет бывает упущенным .

В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму. А ведь этого могло бы и не быть, если бы у ребенка своевременно выявили предполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению.

Необходимо как можно раньше диагностировать речевые нарушения у ребёнка и начинать коррекционную работу.

В этом учебном году в группу для детей с недоразвитием средств языка, в которой я работаю логопедом , был зачислен ребёнок, с ярко выраженной речевой патологией в возрасте 4-х лет.

Характеристика на ребенка

Валерия Б., 23. 09. 07 г. рождения, проживающей по адресу: г. Краснодар, посещающей спецгруппу для детей с НСЯ при МДОУ д/с, на основании выписки из протокола ГПМПК.

Девочка родилась от III беременности, протекавшей на фоне дефицита веса, родилась недоношенной (38 недель) с массой тела – 2100 гр. длиной тела – 48 см., закричала сразу. На искусственном вскармливании с первого дня рождения. После родов в течение месяца проводились процедуры по выхаживанию. Раннее развитие ребёнка проходило с задержкой:

Моторная формула (3 м — 6 м. – 14 м.)

Зубы – к 4, 5 месяцам появилось 4 зуба. В возрасте 1 года были все зубы.

Первые лепетные слова появились к 1,5 годам. После 1,5 лет речь прекратилась в результате стресса (во сне испугалась резкого звука дрели).

Массовый детский сад посещала с 2-х лет, в этом возрасте появились 3 слова (мама, папа, дядя).

Семья полная, условия жизни и воспитания удовлетворительные.

В МДОУ № поступила из массовой группы МДОУ № в сентябре 2011 г.

Адаптационный период протекал без особенностей. Девочка общительная, вступает в контакт со взрослыми, преобладающее настроение позитивное. Контактирует в основном с помощью жестов и мимики. Обращённую речь понимает на бытовом уровне, реакция на речь адекватная. Может выполнить простую одноступенчатую инструкцию бытового характера. Самостоятельная речь представлена ограниченным количеством слов: (мама, папа, дядя, да, на), звуковыми комплексами и звукоподражаниями.

Правила поведения в коллективе соблюдает. Владеет элементарными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. Туалетом пользуется с минимальной помощью, в еде использует столовые приборы. Одевается и раздевается с помощью взрослого.

В совместной с детьми деятельности участвует редко. Занятия со специалистами носят индивидуальный характер. На занятиях эмоциональна, работает охотно. Но не всегда справляется с поставленной задачей, быстро истощается.

Познавательные процессы нарушены: внимание неустойчивое, отмечается застревание на определённых монотонных действиях (хлопки в ладоши, постукивание ладонью о стол).

Объём внимания резко снижен. Память на низком уровне. Преобладает механическая, моторная, эмоциональная память.

На музыкальных и физкультурных занятиях оживлена, эмоциональна, но действует спонтанно.

Игровая деятельность не сформирована, самостоятельно занять себя не может. Особого интереса к игрушкам не проявляет. Игры с игрушками носят манипулятивный, бессюжетный или подражательный характер.

Запас общих знаний и представлений снижен по возрасту, формируется с трудом: Лера может соотнести красный, жёлтый цвета с образцом, может выполнить элементарные действия с предметами (в пределах изученного материала), различает предметы по величине.

Навыки изобразительной деятельности не сформированы, интерес к этой деятельности недостаточен. Выполнение заданий методом «Рука в руке» вызывает протест.

Родители консультировались у детского психоневролога. Диагноз: «Последствия перинатального поражения головного мозга в форме правосторонней пирамидной недостаточности, расстройство экспрессивной речи с синдромом моторной алалии, когнитивными нарушениями». (лечение получает).

В данный момент проходит обследование в генетической консультации.

Характеристика выдана по месту требования.

Заведующий МДОУ №:

Председатель ПМПК:

Члены консилиума:

- старший воспитатель:– учитель-логопед:- педагог – психолог:– воспитатель:– воспитатель:

Дата:

Причины задержки психоречевого развития

На основании анализа анамнестических данных, заключений психоневролога и генетика, результатов диагностического обследования и представленной характеристики можно сделать выводы о некоторых причинах задержки психоречевого развития данного ребёнка:

а/ Ребёнок родился раньше срока, мозговые структуры, отвечающие за развитие речи и интеллекта в целом ещё не сформировались окончательно;

б/ Низкая масса тела говорит также и о недостаточной физической готовности плода к рождению:

- как общая, так и мелкая моторика нарушены: девочка астеничного телосложения с нарушением осанки (нерезко выраженная сутулость), основные движения недостаточно чёткие и координированные;

Лицо слегка асимметричное, маловыразительное, носогубные складки сглажены, мышцы слабые – недостаточное смыкание губ, саливация отсутствует.

Артикуляционная моторика нарушена, движения артикуляционного аппарата смазанные, нечёткие, отмечается незначительный тремор языка.

Мелкая моторика на низком уровне, движения неловкие, с трудом захватывает и удерживает предметы, особенно мелкие детали мозаики, конструктора; карандаш держит неправильно, захватывает его всей ладонью, не может раскрыть прищепку, застёгивать и расстёгивать одежду.

в/ Отмечается общая незрелость психики: нарушены процессы формирования восприятия, внимания, памяти, мышления.

Основные направления коррекционной работы с целью реабилитации и социализации ребёнка

Исходя из этих данных намечаются основные направления коррекционной работы с целью реабилитации и социализации ребёнка, при обязательной медицинской поддержке:

а/ психокоррекция;

б/ коррекция интеллектуального развития;

в/ логокоррекция;

г/ коррекция физического развития.

В коррекционной работе по развитию речи с данным контингентом детей ведущее место отводится формированию фонетического восприятия:

- Необходимо вызывать у ребёнка интерес к звукам окружающего мира и звукам речи, учить его прислушиваться, дифференцировать неречевые и речевые звуки, звукоподражания;

- Учить дифференцировать тихие и громкие физические звуки, уметь локализовать звук в пространстве, определять направление и источник звука, соотносить количество звучаний с числом.

• Локализовать и узнавать голос, отличать голоса различной громкости, ориентироваться на смысл сказанного, развивать устойчивое внимание к звуковой оболочке слова.• Развивать речевую память.• Побуждать к воспроизведению по подражанию отдельных звуков (гласных), звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных, легко произносимых слов, а затем и к самостоятельному их воспроизведению.

Цикл индивидуальных логопедических занятий с неговорящим ребёнком

Мною был разработан цикл индивидуальных логопедических занятий с неговорящим ребёнком Б. Лерой.

Предлагаю их вашему вниманию.

Скачать материал для работы с неговорящим ребенком

Гранкина Ольга Борисовна

Loading ...
 Loading ...

logoportal.ru

Комплекс занятий для работы с неговорящими детьми

Занятия логопеда с неговорящими детьмиАннотация:

  • Развитие активной речи до уровня простых нераспространенных предложений, состоящих из одно- и двухсложных слов: простых имен Аня, Нина, Ляля и др., названий членов семьи (мама, папа, баба и др.) и указательных местоимений (вот, тут, там), названий животных, игрушек (зайка, лиса, волк, мышка, кошка, собака (авка) и других. Обучение составлению вопросительных предложений, предложений с глаголом в повелительном наклонении и с частицей «на», «дай», с глаголами в настоящем и прошедшем времени.
  • Обучение выполнению артикуляционных упражнений: лопаточка, трубочка, прикусывание нижней губы верхними зубами, поднимание верхней губы, вибрация губ, цоканье языком.
  • Продолжение работы над дыханием. Развитие умения переключать силу голоса.
  • Развитие графомоторных навыков и конструктивного праксиса.

Комплекс занятий учителя-логопеда для работы с неговорящими детьми.

Тема: «Система работы с неговорящими детьми, имеющими отставание и отклонения в развитии в условиях реабилитационного центра. Дошкольный возраст.»

Этап № 3: Работа над фразой.

Занятие 1. Лексическая тема: Семья.

Развитие мелкой моторики:

Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии со смыслом текста.

Кто-то делает вот так: рубит дерево вот так: тук-тики, тук-тики, так!Кто-то делает вот так: молотком стучит вот так: дзинь-тики, дзинь-тики-так!Кто-то делает вот так: тесто шлепает вот так: шлеп-тики, шлеп-тики, так!Кто-то делает вот так: топ-тики, топ-тики, лбом о столик тук-тики.Чашку на пол: дзинь-тики.Возле стенки-шлеп тики, так!

Мимические упражнения:

Изобразить радостную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу.

Артикуляционная гимнастика:

  • «Малыш отказывается есть»- прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.
  • «Мама испекла блинчики»- положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать его в расслабленном состоянии под счет до 5.
  • «Малыш сосет соску»- сомкнутые губы вытянуть вперед и производить сосательные движения.

Развитие голоса, дыхания:

Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: О-о-о-о-ох! У-у-ух!

Учим маленького брата говорить слоги: ка-га, ко-го, ку-гу.

Работа над фразой:

Рассматривание картинки «Семья». Соединяем указательное слово с существительным, ребенок произносит фразу по подражанию:

Вот Аня. Тут Вова. Это баба. Баба Таня. Тут дед. Деда Ваня. Вот мама. Мама Катя. Это папа. Папа Дима. Это киса. Киса Муся. (Аня дает папе мяч). На, папа, мяч. (Вова дает маме мяч). На ,мама, мяч.

Психогимнастика:

Изобразить, как мама собирается на работу: причесывается, накладывает макияж.

Сенсорное развитие:

Игрушки членов семьи (мама, папа, ребенок), разноцветные деревянные шарики. Инструкция: «Подбери для мамы желтые, для папы красные, для ребенка зеленые шарики.»

Развитие конструктивного праксиса:

Строим дом для семьи (из конструктора по показу логопеда).

Занятие 2. Лексическая тема: Теремок.

Развитие мелкой моторики:

Логопед читает стихотворный текст.

Мальчик с пальчик, где ты был? (четыре раза сгибать большой палец левой руки).Долго по лесу бродил. (то же на правой руке).Встретил я медведя, волка, зайку, ежика в иголках. (большой палец правой руки поочередно соприкасается со всеми остальными).Встретил белочку, лисичку, всем подарки подарил, всяк меня благодарил. (четыре пальца последовательно сгибаются- кланяются).

Мимические упражнения:

«Лисенок высматривает мышку» — прищуривать глаза по очереди.

Артикуляционная гимнастика:

  • «Зайчик» — поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
  • «Сердитый волк» — нижнюю губу прикусить верхними зубами.
  • «Лосенок сосет молоко» — вытянуть губы трубочкой и производить сосательные движения.
  • «Ежик фыркает» — вибрация губ.

Развитие голоса, дыхания:

  • «Волк воет»: У-у-у (произносить тихо и громко).
  • «Ежик пыхтит»: Пых- пых- пых.

Работа над фразой:

Логопед рассказывает сказку «Теремок», выставляя по ходу рассказывания персонажей настольного театра. Ребенок произносит фразы по подражанию.

Инструкция для ребенка: «Помоги мне рассказать сказку».

Фразы, которые ребенок должен повторить, логопед выделяет голосом: «Вот дом. Вот мышь. Тук- тук, кто тут? Я буду тут жить. А ты кто? Иди в дом. Идет зайка. Я зайка. Я лиса. Иди к нам. Я волк.»

Психогимнастика:

«Медведь искал мед» — изобразить, как медведь запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы жалят медведя — изобразить, как ему больно.

Сенсорное развитие:

- Кто из зверей самый большой? Самый маленький?

Развитие конструктивного праксиса:

Построим новый теремок для зверей  (из объемных геометрических фигур).

Занятие 3. Лексическая тема: Репка.

Развитие мелкой моторики:

«Мышата пошли купаться». Логопед читает стихотворный текст.

Пять мышат гуляли на просторе. (быстро двигать пальчиками по столу)Пять мышат пошли купаться к морю. (медленно переставлять пальчики по столу)Один из них устал. (загнуть большой пальчик)«Пойду домой» — сказал.И вот вам результат:Четыре мышонка гуляли на просторе. (повторить те же движения с четырьмя пальцами и так далее загибать по одному пальчику и в стихотворном тексте убавлять числительные, пока не будут загнуты все пальцы).

Мимические упражнения:

Показать мимикой провинившуюся кошку, укравшую сосиску. Радостную собаку, которую гладит хозяин.

Артикуляционная гимнастика:

  • «Собака рассердилась»- прикусывать верхними зубами нижнюю губу.
  • «Котенок зевает»- широко открывать и закрывать рот.
  • «Кошка лакает молоко»- высунуть широкий кончик языка изо рта. Поднять его вверх «чашечкой» и спрятать в рот.

Развитие голоса, дыхания:

  • «Корова мычит» — (Муу — громко, низким голосом).
  • «Теленок мычит» — (муу- тихо, высоким голосом).
  • Мяуканье кошки и котенка — аналогично.

Работа над фразой:

Логопед рассказывает сказку «Репка», выставляя по ходу рассказа персонажей настольного театра, выделяя голосом фразы, которые ребенок должен повторить. Инструкция для ребенка: «Помоги мне рассказать сказку».

Это дед. Это репа. Дед тянет репу. Баба, иди тяни. Баба тянет. Дед тянет. Катя, иди тяни. Авка, иди, помоги. Мышка, иди тяни.

Психогимнастика:

Изобразить ласковую кошечку, игривую собачку, испуганную мышку.

Развитие мышления:

Логопед показывает часть разрезной картинки «Репка», а ребенок называет предмет.

Развитие графомоторных навыков:

Закрашивание контура мышки.

Занятие 4. Лексическая тема: Игрушки.

Развитие мелкой моторики:

Пальчиковая игра «Барабан».

Бум-бум, барабан.Что за шум, что за гам? (поочередно барабанить по столу указательными пальцами, как барабанными палочками)Бум-бум, барабан.Просыпайтесь по утрам. (поочередно стучать по столу кулачками)

Мимические упражнения:

Передать эмоции: радость от покупки новой игрушки, огорчение при ее поломке.

Артикуляционная гимнастика:

«Танины игрушки». Логопед читает стихотворный текст.

Таня с куклою играет.Кукла «ма-ма» повторяет. (по слогам, широко открывая рот, произнести слово «мама»).Буратино улыбается,Даже если удивляется.А улыбка до ушей,Хоть завязочки пришей. (широко улыбнуться, обнажив два ряда сжатых зубов)Вот воздушные шары,Шары большие, надувные.Вот такие… (надуть щеки, принять исходное положение — повторить несколько раз)Стала Танечка играть,Куклам шарики кидать.Буратино шар поймал,Только носом шар порвал. (надуть щеки, затем стукнуть по ним кулачками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу)Шарик лопнул: «Ой-ой-ой!»Стал совсем – совсем худой! (втянуть щеки внутрь ротовой полости)Посадила Таня Буратино на лошадку.Начал быстро он скакать,Его лошадь не догнать. (цокать языком)

Развитие голоса, дыхания:

Игра «Лес шумит».

Логопед: Набежал легкий ветерок и лес тихонечко зашумел. (тихим голосом произнести: «Шууу»). Потом ветер усилился и лес зашумел громко (громким голосом произнести «Шууу»).

Игра «Шар лопнул».

По хлопку логопеда ребенок произносит звук [Ш] быстро.

Работа над фразой:

Рассматривание серии сюжетных картинок. Логопед дает ребенку инструкцию: «Я буду рассказывать, что изображено на картинках, а ты мне будешь помогать». Ребенок произносит фразы, которые логопед выделяет голосом:

- Это Таня. Это Петя. Они идут гулять. (Мама дала Тане куклу). На, Таня, куклу. У Тани кукла. Кукла Катя. Кукла упала. У куклы болит ухо, рука, нога. (Пришла девочка Аня). На, Катя, ешь пирог, пей сок. (Кукла поела, выпила сок и поправилась). Не болит у Кати ухо, рука и нога. (фразы, написанные в скобках, ребенок не повторяет).

Психогимнастика:

Изобразить, как девочка качает куклу, как мальчик крутит руль машины.

Развитие памяти, внимания:

Логопед произносит ряд названий картинок (игрушки). Затем ребенок из общей стопки выбирает те, которые назвал логопед.

Развитие графомоторных навыков:

Рисование куклы.

Занятие 5. Лексическая тема: Кукла пришла в гости.

Развитие мелкой моторики:

Пальчиковая игра «Гости».

К кукле гости прибежали. (перемещать по столу указательные и средние пальцы обеих рук)Все друг другу руки жали. (соединить руки как при рукопожатии)Здравствуй, Жора!Здравствуй, Жанна!Рад, Сережа!Рад, Снежана! (соединять с большим пальцем все остальные пальцы по очереди на обеих руках)Не хотите ль пирожок?Может, коржика кусок? (движения руками как при стряпне пирожков)С ручек все стряхнули крошки (потереть одну руку о другую)И захлопали в ладошки. (хлопки ладонями)

Мимические упражнения:

Выразить мимикой:

  • свое огорчение: разбили чашку,
  • радость: купили новую посуду,
  • неудовольствие: много грязной посуды.

Артикуляционная гимнастика:

  • «Кувшины с узким и широким горлышком»: вытягивать губы то узкой, то широкой трубочкой.
  • «Чашка для чая»: сделать язык в форме чашечки.
  • «Самовар»: надуваем и сдуваем щеки.
  • «Блинчики»: широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5.

Развитие голоса, дыхания:

  • «Пьем сок через трубочку» — производить несколько раз вдох и выдох через губы, вытянутые узкой воронкой.
  • «Пыхтящий чайник» — произносить «Пых- пых- пых».

Работа над фразой:

Логопед.

- К нам в гости пришла кукла Нина. Попроси куклу: «Дай куклу». Помой кукле руки. Где Мыло? (Вот мыло.) Где таз? (Вот таз.) Посади куклу на стульчик. Что делает кукла? (Кукла сидит.) Покорми куклу. Что делает кукла? (Кукла ест.) Кукла устала и хочет спать. Положи куклу в кроватку. Что делает кукла? (Кукла спит.) (при необходимости логопед дает образцы ответов.)

Психогимнастика:

Упражнение «Варим суп».

Ребенок показывает, как он наливает воду в кастрюлю, чистит и режет овощи, засыпает их в кастрюлю, наливает воды, включает конфорку, солит.

Развитие памяти и внимания:

Сначала логопед показывает ребенку 2 картинки из общей стопки (посуда). Затем он раскладывает все приготовленные картинки, а ребенок показывает (а если может, то и называет картинки, которые ему были предъявлены сначала).

Развитие графомоторных навыков:

Штриховка кастрюли.

Шаньгина Вера Николаевна,логопед,Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»,г. Шелехов Иркутской области

Список используемой литературы:

Батяева С.В., Савостьянова Е.В. «Альбом по развитию речи для самых маленьких».Гришвина А.В., Пузыревская Е.Я., Сочеванова Е.В. «Игры- занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития», издательство «Просвещение», 1988 г.Датешидзе Т.А. «Альбом по звукопроизношению»- СПб. :Речь, 2004 г.Новиковская О.А.»Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи, ООО «Астрель- СПб», 2009 г.Пожиленко «Артикуляционная гимнастика». СПб. : «КАРО», 2004г.

Loading ... Loading ...

logoportal.ru

Система работы с неговорящими детьми

Система работы логопеда с неговорящими детьмиАннотация:

Развитие активной речи до уровня звуков:

  • Обучение воспроизведению гласных звуков первого ряда А, О, У, Э, Ы ;
  • Выполнение дыхательных упражнений, не раздувая щеки, выполнение артикуляционных упражнения «улыбка», «трубочка», «орешки», растирание ладонями щек, прикусывание зубами широкого кончика языка, дутье на губы, вызывая их вибрацию, высовывание языка вперед и убирание его обратно;
  • Нахождение нужных картинок при воспроизведении звука логопедом;
  • Соотнесение картинки с предметом.

Расширение пассивного словарного запаса: слова — названия диких и домашних животных, игрушек, нахождение их по просьбе логопеда.

Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии в условиях реабилитационного центра.

Модуль № 1: Работа над звуком.

Занятие 1. Лексическая тема «Дикие животные».

1. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Зайцы»:

Скачет зайка косой (правой рукой изобразить скачущего зайчика – покачивать рукой вверх-вниз).Под высокою сосною (правой рукой изобразить дерево — растопырить пальцы).Под другою сосной (левой рукой изобразить дерево).Скачет зайка другой (левой рукой изобразить скачущего зайчика).

2. Развитие артикуляционной моторики.

Начал грызть зайчишка корень — кочерыжку (поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. Пощелкать зубами.)А по веткам, скок-поскок,Белка — рыженький зверек.Угостим ее орешком.

Белка орешек кладет то за одну щеку, то за другую (кончиком языка упираться то в правую, то в левую щеку).

3. Развитие речевого дыхания.

Бумажное пособие (на картинке нарисован волк, рядом на ниточке прикреплен заяц). Помоги зайчику убежать от волка. (сдуть зайчика).

4. Развитие слухового восприятия.

Игра «Кто как играет».

Мишка играет на барабане «бом-бом», зайчик играет на дудочке «ду-ду», лисичка играет на пианино «ля-ля». Угадай, кто играет «ля-ля», «ду-ду», «бом-бом».

5. Развитие понимания речи.

Отгадывание загадок (ребенок показывает картинку с отгадками).

В дупле на старом дубеЖиву в густом лесу.Хожу в пушистой шубе.Орешки я грызу. (Белка)

Лежала между елкамиПодушечка с иголками.Тихонечко лежала,Потом вдруг убежала. (Ежик)

Комочек пуха,Длинное ухо,Прыгает ловко,Любит морковку. (Заяц)

Кто зимой холоднойХодит злой — голодный,Он по лесу рыщетИ добычу ищет. (Волк)

6. Развитие активной речи.

Игра «Айболит»: логопед создает игровую ситуацию – к Айболиту приходят в гости знакомые игрушки – зайка, белочка.

У зайки болят зубки. Зайка плачет: а-а-а. У белочки болит лапка. Белочка плачет: а-а-а.

7. Развитие неречевых психических процессов.

Сложить разрезную картинку «Зайчик».

8. Пескотерапия.

Игра в песочнице с фигурками диких животных.

Занятие 2. Лексическая тема «Дикие животные».

1. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Медведь».

Он в лесу глухом живет (изобразить деревья обеими руками).Неуклюжий косолапый (изобразить походку медведя-шагать по столу четырьмя пальцами).Летом ест малину (пальчиковая игра «собираем ягоды»).А зимой сосет он лапу (поднести руку ко рту и почмокать губами).

2. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение «Зайчик»: Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.Упражнение «Сердитый волк»: нижнюю губу прикусить верхними зубами.Упражнение «Ежик фыркает» — вибрация губ.Упражнение «Белочка собирает грибы»: язычок поднять вверх, открывать и закрывать рот, не отпуская язык.Упражнение «Белочка цокает».

3. Развитие речевого дыхания.

Бумажное пособие (на цветной картон (изображения облаков на небе) за ниточку приклеен мишка с парашютом. Инструкция: помоги мишке спуститься с парашютом).

4. Развитие слухового восприятия.

Игра «Мишка и зайчик».

Логопед:

- Давай поиграем. Мишка ходит медленно, а зайчик прыгает быстро. Когда я постучу в бубен медленно — ходи, как мишка, когда постучу быстро — бегай, как зайчик.

5. Развитие понимания речи.

Нахождение из нескольких картинок всех изображений медведей, отличающихся по внешним признакам.

6. Развитие активной речи.

Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь: э-э-э. Как ревел медведь? И к тебе в гости пришел мишка. Он здоровается с тобой: о-о-о (предъявляется игрушка). Поздоровайся с ним так же.

7. Развитие неречевых психических процессов.

Логопед произносит названия нескольких игрушек, а ребенок их выбирает и ставит в заданной последовательности.

8. Крупотерапия.

На картоне изображение медведя (основа — пластилин). Посыпаем картон гречихой, придавливаем руками, лишнюю крупу удаляем.

Занятие 3. Лексическая тема: «Домашние животные».

1. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Лошадки»:

По дороге белой-гладкойСкачут пальцы, как лошадки.Цок-цок-цок, цок-цок-цок,Скачет резвый табунок. (перебирать всеми пальцами по столу)

2. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед:

- Лошадь большая и сильная. Сейчас мы сядем на лошадку и поскачем (цокать языком в разном темпе). Лошадка устала и проголодалась. Нужно ее накормить. Дадим ей сено. Лошадка ест (пожевать кончик языка). Теперь надо лошадку напоить. Дадим ей воду. Лошадка пьет (вытянуть губы трубочкой и втянуть в себя воздух).

3. Развитие речевого дыхания.

Бумажное пособие (изображения собаки и щенка, возле щенка на ниточке прикреплено изображение мячика). Инструкция: поиграй в мячик со щенком.

4. Развитие слухового восприятия.

Игра «Три коровы»:

- Это коровы (игрушки или картинки): корова – бабушка, корова – мама и теленок- ребенок. Бабушка мычит вот так:ММУ (произнести низким голосом), бабушка мычит вот так: ММУ (произнести средним голосом), а теленок мычит вот так: мму (произнести высоким голосом).

Игра «Кто позвал?»:

На столе игрушки домашних животных. Логопед произносит звукоподражания, а ребенок показывает игрушки.

5. Развитие понимания речи.

Рассматривание парных картинок: 2 разные коровы, поросенок, кукла; 2 разных лошадки, кошка, мяч и др.

6. Развитие активной речи.

«Покажи лошадку».

Лошадка, скачи: И-И-И,Лошадка, кричи И-И-И.

7. Развитие неречевых психических процессов.

Игра «Кто убежал?» (с игрушками домашних животных).

8. Водная терапия.

«Животные пошли купаться» (игра с фигурками домашних животных в тазике с водой).

Занятие 4. Лексическая тема: «Игрушки».

1. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Лодка»:

В лесу родиться (обеими руками изобразить деревья),А в воде живет (изобразить руками волны),Веслами машет (помахать руками как веслами),По речке плывет (сложить ладони в виде лодочки).

2. Развитие артикуляционной моторики.

Цок-цок, цокают копытца.По паркету всадник мчится (цокать языком в разном темпе).Видишь рядом на полу музыкальную юлу?Покажи-ка язычок,Как кружится наш волчок. (Открыть рот и заостренным кончиком языка облизать несколько раз губы).

3. Развитие речевого дыхания.

Дутье на бумажный кораблик в тазике с водой.

4. Развитие слухового восприятия.

Игра «Покажи игрушку»: ребенку необходимо показать игрушку, которую назвал логопед (поезд, кораблик) из нескольких (транспортные средства).

5. Развитие понимания речи.

Нахождение парных игрушек, отличающихся по внешним признакам.

6. Развитие активной речи.

Послушай стихотворение про пароход.

Пароходик домой спешит по прямой!На волнах качается, брызги разлетаются. (выставляем руки вперед и совершаем колебательные движения вверх-вниз, произнося звук: ы-ы-ы.

7. Развитие неречевых психических процессов.

Сенсорное развитие: покажи большую (маленькую) игрушку; покажи игрушку … цвета (назвать цвет).

На столе выставляются 3-4 знакомые игрушки. Ребенку дается время внимательно их рассмотреть. Ребенок отворачивается, а логопед добавляет еще одну игрушку. Ребенок должен показать, какая игрушка появилась.

8. Изотерапия.

Рисуем кораблик.

Занятие 5. Лексическая тема: «Игрушки».

1. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Самолет».

На земле большой, как дом (сделать руками «крышу»).В небо поднимается (поднять руки вверх и посмотреть на них),В точку превращается («поставить» указательными пальцами точку в «небе»).

2. Развитие артикуляционной моторики.

Посмотрите, самолетОтправляется в полет.Самолет летит, гудит,Смелый летчик в нем сидит. (прикусить кончик языка и произнести звук Ы несколько раз)

3. Развитие речевого дыхания.

Бумажное пособие (к картону ниткой прикреплен бумажный самолетик. Инструкция для ребенка: Помоги самолету взлететь).

4. Развитие слухового восприятия.

На столе разложены несколько картинок. Логопед называет (самолет, вертолет), ребенок показывает.

5. Развитие понимания речи.

Показать на картинке отдельные детали самолета (пропеллер, кабина, хвост, крылья).

6. Развитие активной речи.

Логопед: послушай стихотворение про самолет.

По земле разбежался,В небо поднялся!Летит самолетПрямо вперед!

Давай поиграем с самолетом. Полетели самолеты, загудели: у-у-у. Как гудят самолеты?

7. Развитие неречевых психических процессов.

Логопед выкладывает ряд картинок, в котором картинки относятся к одной теме, а одна лишняя (лук, капуста, морковь и самолет). Ребенок убирает лишнюю.

8. Тестотерапия .

Лепка самолета из соленого теста.

Продолжение.

Шаньгина Вера Николаевна,логопед,Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»,г. Шелехов Иркутской области

Литература:

1. Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова «Общение с неговорящим ребенком в семье». Москва, АНМЦ «Развитие и коррекция» 2008 г.2. Датешидзе Т.А. «Альбом по звукопроизношению»- СПб.: Речь, 2004 г3. Н.С. Жукова «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Москва, «Просвещение», 1990 г.4. О.А. Новиковская «Скороговорки, чистоговорки ,пальчиковые игры, стихи для развития речи», Москва «Астрель», Санкт- Петербург «Астрель-СПб», 2009 г.5. Е. Янушко «Помогите малышу заговорить», Москва, издательство «Теревинф», 2007 г.

Loading ... Loading ...

logoportal.ru

Логопедические игры в работе с неговорящими детьми

С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи.

На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности. Предложенные игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Упражнения по формированию речевого дыхания

  1. Упражнение «Полевые цветочки». Дети идут по тропинке (веревочке) и собирают цветы, затем останавливаются на «полянке». Логопед предлагает понюхать цветочки, при этом следит, чтобы дети набрали воздух через нос и выдох через рот. Повторить 3-5 раз.
  2. Упражнение «Узнай по запаху овощ». Логопед предлагает детям рассмотреть овощи и называет их: лук, чеснок, укроп. Затем делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем логопед предлагает каждому ребенку узнать по запаху предложенный овощ. Предварительно логопед напоминает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно.
  3. Упражнение «Ароматный фрукт». Логопед приносит фрукты: апельсин, лимон, яблоко. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем по очереди дети с закрытыми глазами узнают фрукт по запаху. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи при длительном вдохе. Затем дети определяют фрукты на вкус.
  4. Упражнение «Листочки». Дети сдувают с ладошек разноцветные листочки. Дунь-подунь, мой ветерок. Очень жаркий день-денек.
  5. Развитие плавного, длительного выдоха: подуть на теннисный шарик в тазике с водой; сдувать с ладони перышки, снежинки и т.д.
  6. Упражнение «Забей гол» Из кубиков на столе построить ворота, стараться закатить в него ватный шарик. При этом вдох глубокий, длительный.

Упражнения по формированию понимания речи

  1. Назвать (показать) предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей: сухие, мокрые, гладкие, шершавые, мягкие и т.д.
  2. Показать (назвать) предметы одежды для зимы (осени, лета) по картинкам.
  3. Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает). Дети показывают эти действия на картинках, выполняют их по просьбе логопеда.
  4. Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки (матрешку, сказку «Репка», пирамидку).
  5. На столе машинка, собачка, петушок. Учить узнавать игрушки по их описанию (у него есть хвост, мягкая шерсть, маленькие ушки; у него есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он красный, пластмассовый, у него есть колеса).
  6. Учить понимать простые предлоги, помогающие определить местонахождение предметов. ( Поставь кружку на стол. Убери кубики в коробку. И т.д.)
  7. Учить различать единственное и множественное число существительных. (Покажи, где кубик, а где кубики, собака – собаки, машина - машины и т.д.)
  8. Упражнение «Чем?». Логопед задает вопрос, ребенок находит подходящую картинку или называет. Чем мама режет хлеб? Чем мальчик вытер лицо? Чем ты ешь суп? Чем девочка расчесывает волосы? И т.д.

Упражнения по формированию слухового восприятия и фонематических процессов.

  1. Звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка. Узнать звучание барабана (бубна, дудочки) среди других инструментов.
  2. В трех одинаковых коробочках – горох, пуговицы, деревянные палочки. Определить на слух, что в каждой коробочке.
  3. Используя звукоподражания, узнать собаку (гав –гав), кота (мяу), курочку (ко-ко-ко), мышку (пи-пи-пи) и т.д.
  4. Лови звук. Логопед демонстрирует несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, барабан. Предлагает детям «поймать» звук колокольчика, хлопнув в ладоши.
  5. Ребенок стоит спиной к логопеду, который просит рассказывать (показать), что он делает: стучит ложкой по чашке, щелкает ножницами.
  6. Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают.
  7. Игра «Подскажи словечко» Чтение стихотворения (ребенок подсказывает последнее слово). Наша Таня громко плачет, Уронила в речку …(мячик). И т.д.


Игры и упражнения по формированию пространственного восприятия.

  1. Игра проводится после чтения сказки «Репка». Вопросы: Кто тянул репку, назови, покажи. Какого цвета репка? После проведенной предварительной работы дети складывают части, чтобы получилась репка. Используется разрезная картинка репки из двух частей.
  2. Разрезные картинки из трех частей (например, образ домашнего животного – кошки, собаки, коровы, лошади). И т.д.
  3. Выложить елку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину, сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно (помощь логопеда в случае затруднения).
  4. Из трех белых кружочков выложить снеговика сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно.
  5. Дети разбирают и собирают матрешку (пирамидку) из 3-5 предметов. Расставляют матрешек по величине, начиная с самой большой матрешки, а затем с самой маленькой. Где прячутся матрешки?

Приемы стимуляции появления первых слов

  1. Игра «Насекомые» По сигналу взрослого «Муха полетела» ребенок, имитируя полет мухи, одновременно произносит звук «З». По сигналу взрослого «Жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук «Ж». По сигналу взрослого «Прилетели» ребенок останавливается.
  2. Игра «Паравозик». По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда, произносит звук «У» или «Ту-ту».
  3. Игра «Кораблик». Взрослый предлагает ребенку наперегонки погонять «кораблики», изготовленные из разноцветной бумаги. Дуть на кораблики нужно произнося длительно звук «Ф».
  4. Игра «Разверни». Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани (бумагу) разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!», «Вот!», «Вот так!» или названий предметов.
  5. Игра «Птички». Логопед: Прилетели птички и зачирикали (пальчики складываются в одну точку, создавая клюв птички). Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути - ути), цыплят (цып – цып). Прилетели птички, клюют зернышки. Все склевали? И полетели. Полетели, полетели, на головку сели, на щечки сели, на лобик, на бровки, на подбородок, на коленочки, на поясочек, на спинку, на животик, на ладошку. Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути - ути), цыплят (цып – цып).
  6. Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки». Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабы, а мелкие для мамы; помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие – на нитку. Ребенку задаются вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» - «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» - «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» - «Мама». «Кто подарит бусы?» - «Я».

Также по теме:

logoped18.ru

Коррекционных занятий с неговорящим ребенком

Поиск Лекций

Из опыта работы с неговорящими детьми на начальном этапе.

 

Автор: учитель-логопед

МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад № 179»

Протасова Евгения Руслановна.

 

г. Краснодар 2012

 

 

Информация об опыте

 

Предлагаемый материал может быть использован в практической деятельности учителей – логопедов и, учителей-дефектологов ДОУ, а также воспитателей групп компенсирующей направленности в работе с неговорящими детьми, имеющими такие диагнозы, как задержка речевого и психического развития, алалия, легкая степень умственной отсталости.

Содержание опыта включает речевую карту, индивидуальную карту - план для ежедневной работы с воспитанниками, описание некоторых приемов работу с детьми с диагнозом сенсо-моторный алалия и алалия с элементами аутизма.

Автор предлагает разработанный блок занятий, игры-упражнения для развития общей и мелкой моторики, речевого дыхания и артикуляционной моторики для воспитанников группы «Особый ребенок».

Взаимодействие с семьей представлено разработанной анкетой, направленной на выявления индивидуальных особенностей воспитанников и условий семейного воспитания; консультацией для родителей неговорящих детей.

 

 

1 Речевая карта для обследования неговорящих детей

 

Исследование импрессивной речи.

Пассивный словарь.

  1. Понимание целостных словосочетаний:

Сделай «Ладушки»

Потопай ногами

Открой рот

Закрой глаза

Сядь на стульчик

Помаши ручкой

2.. Названия игрушек:

кукла машинка

зайка пирамидка

мишка мячик

слоник кубик

петушок собачка

котик

3. Названия предметов, которыми пользуется в быту:

мыло зеркало карандаш

полотенце ножницы чашка

бумага зубная щетка тарелка

расческа зубная паста ложка

вилка

  1. Части тела:

голова руки пальцы

глаза ноги щеки

рот живот плечи

нос спина волосы

уши пятки

  1. Действия:

ест одевается

спит рисует

катается плачет

моет руки играет

  1. Признаки:

красный большой

синий маленький

зеленый сладкий

желтый кислый

  1. Понимание вопросов косвенных падежей:

Чем кушает девочка?

Что она кушает?

С чем она кушает суп?

На чем она сидит?

Что рисует мальчик?

Чем он рисует?

Где у него лежат краски?

Куда он повесит свою картинку?

  1. Выполнение поручений по словесной инструкции:

Дай куклу. Принеси машинку.

Посади куклу. Покатай машинку.

Положи спать Поставь машинку на стул.

Покачай куклу Положи машинку в коробку.

  1. Узнавание предметов по их назначению:

Что тебе нужно, чтобы есть кашу?

На чем ты будешь спать?

Чем можно рисовать?

Что нужно взять, когда идет дождь?

Чем можно копать?

Чем будем резать бумагу?

Что можно надеть на голову?

Что нужно, чтобы вымыть руки?

Во что мы будем играть?

Что нужно, чтобы позвонить?

Что нужно, чтобы почистить зубы?

Что нужно, чтобы подмести пол?

  1. Понимание грамматических форм слов:

1. Единственное и множественное число существительных:

кот – коты карандаш – карандаши

мяч – мячи гриб – грибы

2. Предлоги:

Положи кубик на стол.

Положи кубик под стол.

Положи кубик в машинку.

Положи кубик за машинку.

3. Уменьшительно – ласкательная форма:

чашка – чашечка

кукла – куколка

стул – стульчик

дом – домик

мяч – мячик

гриб – грибок

4. Единственное и множественное число глаголов:

стоит – стоят

бежит – бегут

плывет – плывут

 

Исследование экспрессивной речи.

Характер экспрессивной речи:

Отсутствует

Лепетная

Однословная

Фразовая

Активный словарь.

  1. Существительные:

кукла чашка рубашка кошка

зайка тарелка штаны собака

мишка ложка платье корова

машинка вилка шапка лиса

мячик ботинки утка

  1. Глаголы:

идет стоит

спит сидит

ест играет

бегает рисует

  1. Прилагательные:

красный большой

синий маленький

зеленый сладкий

желтый кислый

 

Грамматический строй.

 

  1. Число существительных:

мяч – мячи

шар – шары

кукла – куклы

рука – руки

  1. Винительный падеж существительных без предлога:

Вижу: дом

куклу

собаку

лису

зайца

  1. Согласование прилагательных с существительными:

красный флаг

красная машина

синий шар

синяя чашка

  1. Предложно- падежные конструкции:

В

НА

ПОД

5. Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными с суффиксами:

стул - стульчик

стакан – стаканчик

шапка – шапочка

чашка – чашечка

  1. Употребление глаголов в форме множественного числа:

Солдат идет. – Солдаты идут.

Мальчик поет. – Дети поют.

Самолет летит. – Самолеты летят.

  1. Возвратные глаголы:

Мальчик одевается.

Девочка причесывается.

 

Исследование фонетической стороны речи.

 

  1. Состояние звукопроизношения:

Гласные:

А У Ы

О И Э

Согласные:

м м’ п п’

б б’ д д’

т т’ н н’

в в’ ф ф’

к к’ г г’

х х’ й ц

с с’ з з’

л л’ р р’

ш ж ч щ

2. Возможности звукоподражания:

А-а-а Девочка плачет.

О-о-о У мальчика болит зуб.

У-у-у Гудит паровоз.

И-и-и Кричит ослик.

Уа-уа Плачет малыш.

Ау-ау Кричат дети.

Мяу-мяу Мяукает кошка.

Му- му Мычит корова.

Ав-ав Лает собака.

Пи-пи-пи Пищит цыпленок.

Ко-ко-ко Кудахчет курица.

Га-га-га Кричит гусь.

3. Исследование слоговой структуры слова:

Односложные слова:

дом мяч

кот сок

Двусложные слова:

мама вода коза Коля

папа вата муха Таня

Трехсложные слова:

машина молоко

панама утята

собака кубики

  1. Исследование состояния фонематического восприятия:

Дифференциация на слух:

кот – кит стол – стул

бочка – дочка папа – баба

миска – киска косы - козы

 

 

 

Индивидуальная карта- план

коррекционных занятий с неговорящим ребенком

 

 

 

Зрительное восприятие Тактильное, пространственное восприятие, стереогноз Слуховое восприятие Вкусовое восприятие
1.Учить быстро узнавать предмет или его изображение на предметной картинке 2.Учить соотносить зрительно часть и целое 3.Учить конструктивной деятельности на уровне зрительного восприятия (синтез картинки) 4.Формировать зрительное восприятие в условиях зашумленности: 1)быстро узнавать предметы, нарисованные контурной линией 2)пунктирной линией 3)узнавать предметы, перечеркнутые линией различной конфигурации 4)узнавать предметы, наложенные друг на друга 5..Выделять признаки цвета 1)закрепить названия основных цветов: («Сильный ветер», «Повесим флажки на веревочки», «Цветные лепестки», «От какого шарика веревочка», «Разноцветные скамейки», «Наведем порядок», «Оденем куколок»)
  1. Учить узнавать предметы по величине (сначала 2 предмета, сильно отличающиеся по величине, потом- меньше отличающиеся, потом- 3 предмета)
  2. Учить узнавать предметы по контуру (сначала- большие, потом- маленькие)
  3. Учить узнавать предметы по фактуре (большие, маленькие)
  4. Различать правую- левую:
1)руки 2)части тела 3)части тела напротив сидящего 5. Определять расположение предметов в пространстве: 1)справа- слева 2)выше- ниже 3)за- перед 4)между 6.Формировать умение ориентироваться на: 1)поверхности стола 2)листе бумаги
1.Развивать слуховое сосредоточение на звучащем предмете 2.Учить определять направление звука 3. Учить различать на слух неречевые шумы 4. Различать по звуку музыкальные игрушки (2-5) 5. Различать, по какому предмету стучим (2-5) 6.Узнавать по звуку знакомое действие 7.Различать звучание различных сыпучих продуктов в металлических баночках 8. воспроизводить ритмический рисунок 9. Узнавать детей по голосу 1.Учим узнавать резко отличающиеся по вкусу продукты (2-4) 2. Узнаем по вкусу различные фрукты 3. овощи 5.Зрительное восприятие   2)подбирать оттеночные цвета к основным 3)определять постоянный цвет предмета (снег- белый) 6. Выделять признак величины: 1)одинаковый- разный 2)большой- маленький 3)большой- средний- маленький 7. Выделять признак длины 8. Выделять признак толщины 9. Выделять признак ширины 10. Сравнивать предметы по признаку веса 11. Выделять признак формы 1)классификация с учетом формы 2)соотнесение геометрических форм с предметами окр. Обстановки 12. Находить различия в 2-х Сходных сюж. Картинках

 

Память Мышление Общая моторика Мелкая моторика
1.Выбор игрушки из фоновых (2-5) 2. Выбор картинки из фоновых: 1)резко отличающихся 2)отличающихся тонкими дифференцировками 3. Формирование зрительной линейной памяти («Чего не стало?») 1)предметы, игрушки 2)предметные картинки 3)цветовой материал 4)контурные изображения 4.Запоминать 4-6: 1)предметов,игрушек 2)картинок 3)цветов 4)контурных изображений И воспроизводить их в исходной последовательности 1. Учим обобщать (объединять в группы) 2. Учим исключать 1)по цвету 2)по форме 3)по размеру 4)по видовым признакам 3.Учим операции сериации-размещать предметы по убыванию или нарастанию: 1)размера 2)цвета 3)по логическому развитию событий («логические цепочки») 4. Нахождение нереальных предметов в картинках- «нелепицах» 5. Сравнение: 1)чем отличаются предметы 2)чем похожи 1. «Таня хлопать как умеет» 2. «Водичка- водичка» 3. «Киска» 4. «Мы потопаем немножко» 5. «Жук» 6. «Бабочка летела» 7 «Ежик» 8. «Зайка скок» 9. «Домик маленький» 10. «Вот идет колючий еж» 11. «Насос» 12. «Мышка в норку забежала» 13. «Труба» 14. «Котик выпил молока» 15. «Тук-тук, строим дом» 16. «Мы проверили осанку» 17. «Куры» 18. «Лошадка» 19. «Обезьянка» 20. «Слон» 21. «Самолет» 1. «Ладушки» 2. «Сорока- ворона» 3. «Тук-тук» 4. «Колобок» 5. «Пила» 6. «Бабушка печет блины» 7. «Зайкины ушки» 8. «Птенчики в гнезде» 9. «Тучки- солнышки» 10. «Улитка» 11. «Котик» 12. «Кораблик» 13. «Колокольчик» 14. «Улитка- улитка» 15. «Снегирек» 16. «В нашей избушке» 17. «Где твой дом?» 18. «Ай, ду-ду!» 19. «Лебедушка» 20. «Как у нашего кота» 21. «Жили- были зайчики» 22. «Ладошки вверх»

 

Развитие речевого дыхания Артикуляционная моторика Понимание речи Понимание речи
  1. «Шарик»
  2. «Перышко»
  3. «Султанчики»
  4. «Сюрприз»
  5. «Бабочка, лети!»
  6. «Горячий чай»
  7. «Греем ручки»
  8. «Пузырьки»
  9. «Мишка»
  10. «Цветочек»
  11. «Слон»
  12. «Надуем шарик»
  13. «Машинка»
  14. «Волшебник»
  15. «Свеча»
  16. «Комарик»
  17. «Одуванчик»
  18. «Два медведя»
  19. «любимая игрушка»
  20. «Насос»
  21. «Подуем на плечо»
   
1. «Улыбнемся- нахмуримся» 2. «Трубочка» 3. «Домик» 4. «Лопатка» 5. «Качели» 6. «Дудочка» 7. «Вкуснятина» 8. «Блинчик» 9. «Пузырь» 10. «Кошка» 11. «Трубочка- улыбка» 12. «Окошко» 13. «Чистим зубки» 14. «Уколы» 15. «Лошадка» 1. «Здравствуй, Таня!» (дай ручку), «До свидания, Таня!» (помаши ручкой) 2. «Где ляля?» 1) игрушка на одном месте 2) игрушка перемещается 3. Учим понимать простые инструкции «На», «дай», «возьми», «покажи» и т.д. 4. Называем предметы и действия в привычных ситуациях: 1)кушаем 2)ложимся спать 3)умываемся 4)собираемся на прогулку 5)рисуем 6)кормим зверей 7)строим домики 8)укладываем куклу спать.. 5.Находим названную игрушку среди 2-5 других 6. Учимся соотносить игрушку с картинкой   7.Выполняем по образцу действие с игрушкой: («поводи, покачай, покорми, погладь,поцелуй) 8. Расширяем пассивный предметный словарь с помощью картинок 9. Расширяем пассивный глагольный словарь с помощью картинок: 1)действия, совершаемые одним лицом 2) разными лицами 10. Понимание вопросов: 1)где? 5)кому? 2)куда? 6)что? 3)откуда? 7)кого? 4)на чем? 8)у кого? 9)чем? 11. Различные вопросы к одной сюжетной картинке. 12. Предлог НА 13 Учим раскладывать игрушки (предметы) в заданной последовательности (2-5) 14. Предлог ПОД  

 

 

Понимание речи Экспрессивная речь Экспрессивная речь Экспрессивная речь
15. Выполнение в заданной последовательности действий без предмета (2-3) 16. Предлог В 17. Выполнение в заданной последовательности действий с предметом 18. Узнаем предмет по назначению 19. Предлоги У, ВОЗЛЕ, ОКОЛО. 20. Узнаем игрушки, предметы по описанию 21. соотнесение слов: «один, мало, много» с соответствующим количеством предметов 22. Соотнесение игрушки со стихами (А.Барто «Игрушки») 23.Учить слушать и понимать небольщие рассказы о событиях, бывших в опыте ребенка 1. Аморфные слова: 1)называем близких 2)имена близких, детей, кукол 3)слова: «дай, на, где, там, здесь, еще» 4)междометия: «ай!, ой!» 5)подражание крикам животных 6)слова: «Кис-кис, брысь!, но!, цып-цып» 7)подражание музыкальным игрушкам 8)подражание транспортным шумам 9) слова: «бух!, топ-топ, тук-тук, кап-кап, тик-так» 2. Двусловные предложения со словами: «где, дай, на. Вот, тут» 3.Выражение желаний: «Идем гулять!» 4.Имена близких: 1)из 2-х одинаковых слогов 2)из разных слогов 5.Двусложные слова: 1)с ударением на первом слоге (вата) 2)с ударением на втором слоге (вода) 6. Односложные.слова (мак) 7. Трехсложные слова: 1)с ударением на 2 слоге (машина) 2)с ударением на 1 слоге (ягода) 3)с ударением на 3 слоге (молоко) 8. «Наращивание» слогов (кош- ка) 9. Командуем (иди, сиди) 10. Двусловная фраза (обращение + глагол) («Таня, иди!») 11. Трехсловная фраза (обращение+ глагол+В. п. сущ.) 1)В. п.=И.п. (Таня, лови мяч!) 2) В. п. имеет оконч. –у (Таня, возьми куклу.) 12. Отличать И.п. и В. п. (это утка – дай утку) 13. Инфинитив глаголов + «хочу, иди, надо, не надо, можно» 14. Двусловная фраза (сущ.+ глаг.) (Мальчик читает.) 15. Подбираем предметы к действиям (Идет кто?) 16. Возвр. Форма глаг. (Мальчик моется.) 17. Двусловная фраза (во мн. ч.) (Мальчики идут.) 18. Сопоставляем формы глаголов (спи- спит) 19. Делим на слоги двусложные слова (но-ты)  

 

poisk-ru.ru

Занятия и игры с ребенком-молчуном – как разговорить малыша, который в 2-3 года не говорит?

сборка советов из разных источников. Хочу применять их сама по очереди, так как мы не разговариваем ещё и может кому тоже пригодится.

Конечно, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит: львиная доля работы ляжет на плечи родителей. И работа эта должна быть не ежедневной, а ежечасной.

Какие «инструменты» есть у папы с мамой для занятий с «молчуном»?

  • Расклеиваем по всей квартире картинки на уровне глаз крохи. Это могут быть звери, мульт-герои, фрукты и овощи, и пр. То есть, создаем речевую среду, увеличивая количество мест в доме, стимулирующих кроху к речи. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам), спрашиваем о деталях, еженедельно меняем картинки.
  • Занимаемся артикуляционной гимнастикой. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств — выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!
  • Развитие мелкой моторики. Этот момент также важен для развития речи, потому как центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь. В качестве упражнений подойдут игры с просеиванием и пересыпанием, лепка, рисование пальцами, поиск игрушек, «утонувших» в крупе, плетение косичек, «пальчиковый театр» (в том числе, театр теней на обоях), строительство из конструктора лего, и пр.
  • Читайте книги! Как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу. http://www.colady.ru/lyubimye-detskie-knizhki-i-skazki-v-3-goda.html
  • Танцуйте с ребенком под детские песни, пойте вместе. Игра и музыка, как правило — лучшие помощники для вашего молчуна.
  • Учите малыша «кривляться». Можно устраивать конкурсы дома — на лучшую рожицу. Пусть кроха растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!
  • Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами, мягко поправляйте чадо и просите озвучить желание словами.
  • Зарядка для языка. Мажем губки крохи вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.

http://www.colady.ru/wp-content/uploads/2016/04/rebenok_2-3_goda_ne_govorit.jpg

Лучшие упражнения для речевых мышц — делаем вместе с мамой!

  • Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них. Важное требование — только на их «языке»!
  • Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».
  • Берем 4 музыкальных игрушки, по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной — малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.
  • Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».
  • Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки. *************************************************

Ежедневно делайте с ребёнком миогимнастику. Это «поцелуйчики» — вытягивание губок, с последующим чмоканьем; надувание щёчек и медленный выдох через сжатые губки кулачками; цоканье язычком; произнесение повторяющихся согласных «д-д-д», «в-в-в», «т-т-т» и др. Ежедневно выполняйте пальчиковую http://otvetymamam.ru/post/dinamicheskaya-gimnastika-dlya-grudnichkov-i-ee-polza-127.html.

При занятиях творчеством, используйте натуральные природные материалы: камешки, шишки, листики деревьев, крупы. Тактильные ощущения напрямую влияют на развитие речи.

Отвечаем на вопросы

Возраст: 2-4 года Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его на какую-то определенную тему, а реально интересоваться его проблемами, впечатлениями от посещения того или иного места, мнением по поводу того или иного предмета, явления. Обязательно подключите в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает ему о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами. В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица «своего» персонажа массу вопросов персонажу ребенка. Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

Секрет прост – играйте и во время игры озвучивайте то, что делаете:

  • Вот кукла Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ. Вот как Ляля топает». Слова должны быть простыми, а фразы – максимально короткими.
  • «Паровозик гудит «ЧУ-Чу-у-у-у-у! Садись, Саша, прокачуууууу!!!» Эмоциональность – хороший способ привлечь кроху к игре. Используйте в речи разные интонации, меняйте тембр (окраску) голоса и добавляйте междометия – так кроха не только научится повторять за Вами простые слоги и слова, но и будет делать это очень выразительно!
  • «Будем строить дом. Возьмем кубик. Вот этот, большой кубик. Вот какой большой! Теперь возьмем вот этот кубик – маленький. У тебя какой кубик?» — непременно делайте паузу — дайте малышу почувствовать себя полноправным участником диалога – «Да! Это маленький кубик. Давай его сюда поставим. Вот! Готово! Получился дом! Кто в доме будет жить? – пауза – Котик! Вот здОрово! Заходи, котик. – пауза – Добро пожаловать!»

www.baby.ru