Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка решать задачи? Как объяснить задачу ребенку 4 класс


вы можете научиться этому, только практикуясь.

Автор Татьяна Попова.

Ребус - задача Продолжение.

В предыдущей статье речь шла о выработке у школьников базовых умений, обеспечивающих осмысленное восприятие учебного материала, успешное решение разных задач и, как следствие, высокую школьную успеваемость.

Продолжим разговор на эту тему и постараемся выяснить, что же необходимо знать и уметь школьнику для решения самых разных задач (по многим учебным дисциплинам).

Математик и педагог Д.Пойа писал, "что решение задач — это практическое искусство, подобно плаванию, или катанию на лыжах, или игре на пианино: вы можете научиться этому, только практикуясь ... если вы захотите научиться плавать, то вынуждены будете зайти в воду, а если вы захотите стать человеком, хорошо решающим задачи, вы вынуждены их решать".

Обучение - это процесс создания новых привычек. Чтобы научить ребенка решать задачи, необходимо, прежде всего, сформировать привычку решать задачи, да еще привычку делать это с удовольствием. А этому можно научить! И опыт некоторых учителей и родителей тому свидетель.

Ребенок с увлечением решает задачу, когда она ему интересна, когда становится для него личностно значимой, когда приобретает эмоциональную окраску. Любая ситуация, представленная в условии задачи, находит живой отклик в душе школьника, если он сам становится ее участником. Все это целиком и полностью зависит от изобретательности наставника. Важно показать ребенку, что от решения задачи по математике, физике, химии и т.п. можно получить такое же удовольствие, как от разгадывания кроссворда или ребуса. Привычку решать задачи и получать от этого удовольствие у него можно выработать достаточно быстро, если грамотно подойти к этому вопросу.

Хорошо бы перед частым взором ребенка повесить "задиристый" плакат: "Вызываю тебя на дуэль. Задача", или: "Я - Задача! Попробуй со мной справиться!", или: "А я тебе по зубам? Задача".

Чтобы привлечь внимание школьника к условию задачи и добиться полного его понимания, с этим условием нужно немного "поиграть". Эти игры могут быть как простыми, так и сложными, интересными даже учащимся старших классов. Эти игры придумываются "на ходу" в зависимости от условия задачи. Здесь безграничные возможности для фантазии. Можно попросить ребенка дополнить условие задачи своими описаниями, оставляя существенные данные без изменения. В этой-то работе школьник и может научиться отделять главное от второстепенного, грамотно расставляя акценты.

При наличии времени можно воспользоваться игрой-упражнением из предыдущей статьи (воссоздание условия из переставленных слов). Также для уяснения смысла условия полезно, например, задавать вопросы к разным данным задачи, придумывать задачу с аналогичным условием.

Для выработки умений анализировать условие задачи, выделять существенные данные, выявлять закономерности, устанавливать связи между данными задачи и искомыми величинами, грамотно строить умозаключения необходимо всячески побуждать ребенка к "работе" мысли следующими способами.

1. Задавать вопросы такого рода:

  • В пяти коробках по 10 книг. Вывод...
  • Карандаш в пенале. Пенал в сумке. Вывод...
  • Миша выше Тани и ниже Коли. Вывод...
2. Постоянно подбрасывать информацию для размышлений, дискуссий и каждый раз поощрять при любой попытке ребенка высказать свое мнение, задать вопрос по существу, провести анализ и оценку собственных рассуждений и т.п.

3. Предлагать несложные проблемные ситуации, например, такого рода: как с помощью двух песочных часов, одни из которых отсчитывают четыре минуты, а другие - семь, отмерить точно девять минут?

4. Стимулировать интерес к выполнению следующих заданий: составлять условия задач к имеющимся вопросам, придумывать вопросы к имеющимся данным, составлять задачи, решаемые в одно или несколько действий, придумывать задачи с избыточными или недостающими данными, сравнивать разные задачи, к одному и тому же условию ставить несколько разных вопросов и др.

5. Предлагать похожие задачи с одинаковыми вопросами, но решаемые по-разному, чтобы у школьника не вырабатывались шаблонные подходы к решению задач.

6. Формировать у ребенка умения проводить всестороннюю работу над одной задачей, решая её различными способами, что позволит убедиться в правильности решения задачи и даст возможность глубже раскрыть зависимости между величинами, рассмотренными в задаче, научиться  отыскивать наиболее рациональные решения.

7. Приучать к решению нестандартных задач, начиная с задачи–шутки, задачи-сказки, старинных задач и т.п. Нестандартные задачи стимулируют мыслительный процесс, заставляют рассматривать условие задачи с разных точек зрения, вырабатывают диалектичность мышления. Привыкая к выполнению стандартных типовых заданий, направленных на закрепление базовых навыков и имеющих, как правило, единственное решение, школьник практически не имеет возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. Решение только типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае самооценка и оценка его способностей наставником зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, анализу и т.д. А эти и многие другие личностные качества в полной мере реализуются именно при решении нетипичных задач. Нет каких-либо общих правил, позволяющих решить любую нестандартную задачу, т.к. такие задачи в какой-то степени неповторимы. Как, например, эта: "Семеро мужчин и два мальчика должны пересечь реку. Единственная лодка очень мала и может перевезти либо одного мужчину, либо двух мальчиков. Сколько раз лодка должна пересечь реку, чтобы перевезти всех как можно быстрее?"

Подобной работой можно побудить ребенка к решению задач, выработать умение понимать условие задачи. Очень важно научить его, прочитав задачу, представить жизненную ситуацию, отраженную в ней. Задачу школьник обычно читает несколько раз, но постепенно его надо приучать к запоминанию задачи с одного чтения, так как в этом случае он будет сразу читать задачу более сосредоточенно.   Можно выделить несколько этапов решения задачи:

  • исследование задачи;
  • планирование решения;
  • выполнение решения;
  • проверка результата.
Исследование задачи

Когда требуется решить задачу, первое, что должно быть сделано, — ее исследование. Для этого необходимо: установить, что дано, что нужно получить; прояснить незнакомые слова; выделить важные слова, которые несут смысловую нагрузку; преобразовать имеющуюся информацию в более приемлемую форму. Затем стоит упростить задачу, изложив ее своими словами и разделив на составные части. Надо быть уверенным, что задача решаема. А если в условие закралась ошибка? Тогда усилия и время будут потрачены напрасно. Поэтому во время анализа условия задачи целесообразно сделать прикидку, ответив на вопрос: "Возможно ли выполнить условие? Достаточно ли оно для определения неизвестных величин? Или недостаточно? Или избыточно? Или противоречиво?" Прежде чем приняться за поиск решения, необходимо убедиться, что условие понято правильно и не сделаны поспешные умозаключения, опирающиеся на несущественные признаки излагаемых в фактах задачи (такое происходит, когда из текста выхватываются слова, ошибочно принятые за главные, например: унесли, улетели, меньше, ниже, выбыло и т.п., в результате чего сразу предполагается вычитание). Подобная ошибочная аналогия закрепляется у ребенка, если не научить его выделять главное, существенное, рассуждать и анализировать. После исследования условия желательно нарисовать схемку или чертеж. Иллюстрация задачи – это использование средств наглядности для выявления величин, входящих в задачу, данных и искомых чисел, а также для установления связей между ними. Затем стоит спросить себя, в какой форме может существовать решение.

Планирование решения

После исследования задачи намечаются шаги, которые требуются для ее решения, и порядок, в котором они должны быть выполнены. Шаги, необходимые для решения задачи, и их последовательность — это алгоритм. Планирование решения означает разработку алгоритма. Здесь определяется связь между исходными данными и неизвестным. Если прямая связь не может быть найдена, тогда рассматривается вспомогательная или аналогичная задача. Можно, например, оставить только часть условия, а другую часть отбросить, чтобы выяснить, насколько неизвестная величина тогда будет определена и как можно ее изменить. В этом случае следует задать себе вопросы: "Можно ли извлечь что-либо полезное из исходных данных?", "Можно ли представить себе другие данные, подходящие для нахождения неизвестного?", "Можно ли изменить неизвестное или исходные данные, или и то и другое вместе?" На последнем этапе планирования задается вопрос: "Все ли исходные данные применены?"

Выполнение решения

Выполнение решения (выполнение плана) - следование алгоритму. Необходимо проверить каждый шаг, выполняя свой план решения, и убедиться, что план безошибочен, что процесс на последнем шаге выполнения решения соответствует заданию, которое было определено первоначально. Если это не так, тогда следует просмотреть все предыдущие шаги. Когда появится уверенность в том, что задание выполняется, можно снова вернуться к предыдущим шагам для их совершенствования. И этот цикл может повторяться несколько раз, пока это необходимо.

Проверка результата

Конечное решение задачи требует проверки, которая может быть нескольких видов:

1. Установление соответствия между искомой величиной и исходными данными. 2. Составление и решение обратной задачи. 3. Решение задачи другим способом. 4. Прикидка ответа - установление области значений искомой величины.

Выделенные этапы органически связанны между собой, и работа на каждом этапе должна поначалу вестись преимущественно под руководством наставника.

Успехов!

www.zanimatika.ru

Как научить ребенка решать задачи по математике

Математика - наука, изучающая числа и действия с ними. Весьма простое определение, но, на мой взгляд, наиболее точное. Обучение математике начинается с примеров и постепенно, по мере разбора материала, приходит пора задач. Здесь-то и начинаются основные трудности у школьника. Мы расскажем вам как научить ребенка решать задачи по математике.

Как научить ребенка решать задачи по математике?

Как объяснить ребенку, как правильно решать задачи? Казалось бы, что сложного, тут отнял, тут прибавил, но нет. Порой ребенок, быстро считающий примеры, весь урок решает задачу в одно действие и, постоянно колеблется при ответе. Что же сделать, чтобы этого избежать?

Как помочь ребенку решать задачи?

1.

Развивайте ребенка. Читайте с ним книги, разговариваете, расширяйте его кругозор. Ребенок, как губка будет впитывать все, что вы ему говорите, а это в свою очередь не может положительно ни сказаться на результатах решения задачи. Ведь теперь ему значительно проще понять, как происходит тот или иной процесс.

2.

Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи, включая логическое мышление. (Например, кто больше голубь или гусь? Маша бежала за Петей, впереди Саши - кто за кем бежал? и т.д.)

3.

Работайте над пониманием задачи. Детально разбирая ее и задавая ребенку вспомогательные вопросы.

4.

Вырабатывайте у ребенка умение решать простые задачи. Ответ в которых находится, проделав одно действие.

5.

Чтобы научить ребенка решать задачи расскажите ему схему решения задач. Если дана составная задача (в несколько действий), нужно разбить ее по действиям на простую.

6.

Чтобы научить ребенка школьника решать задачи работайте над беглостью чтения. Это необходимо, для полноценного понимания задачи. Ведь, если ребенок читает медленно и с ошибками, он никогда не запомнит условий задачи.

7.

Систематически занимайтесь счетом, разучите с ребенком таблицу умножения, а так же сложение и вычитание в пределах сотни - периодически повторяйте материал.

8.

Для решения некоторых задач, необходимы формулы. Проверьте, знает ли ребенок необходимые. Возможно, он сидит над задачей не потому что не думает, а просто потому что не знает, что делать. И ваш немой вопрос, что же делать и как научить ребенка решать задачи, снова повиснет в воздухе.

Придерживаясь этих простых советов, вы значительно облегчите занятия математикой своему ребенку, и решение задач будет ему в радость. Но необходимо помнить, что при любом занятии математикой необходим отдых. Не забывайте об этом, порой дети настолько перегружены домашними заданиями, что им остается только посочувствовать. Ведь нам в их возрасте, было значительно проще.

www.medmoon.ru

Как научить ребенка решать задачи?

Математическая наука достаточно сложна для детей. И если ребенок не уяснит, как правильно решать задачи, то в последующем он не сможет хорошо учиться, ведь все накапливаемые им знания будут ложиться на слабый фундамент, который он сумел построить в начальной школе.

И если родителям кажется, что в жизни простого обывателя математика совершенно не нужна, то они заблуждаются. Ведь существует много профессий, которые связаны с вычислением – инженеры, строители, программисты и другие.

Даже если ваш ребенок не собирается идти по этому пути, все равно ему в жизни очень пригодится аналитическое мышление,которое и развивается благодаря умению решать всевозможные задачки.

Как правильно научить ребенка решать задачи?

Самое основное, чему нужно научить свое чадо – понимать смысл задачи и уяснить, что именно требуется найти. Для этого текст должен быть прочитан столько раз, сколько будет необходимо для понимания.

Уже во втором классе ребенок должен четко понимать, что такое «в» 3 раза меньше, увеличить «на» 5 и т.д. без этих элементарных знаний он не сможет решать простейшие задачки и будет постоянно путаться.

Всем известно, что повторение и закрепление пройденного материала крайне необходимо. Не стоит пускать обучение на самотек, думая, что ребенок запомнил и усвоил тему. Следует ежедневно решать небольшое количество задач, и тогда ребенок всегда будет в тонусе.

Как научить ребенка решать задачи за 1-2-3 класс?

Если родители не знают, как помочь школьнику, то начать нужно с самого простого – с составления собственных несложных задачек. Их можно брать непосредственно из жизненных ситуаций.

К примеру, у мамы 5 конфет, а у дочери 3. Можно попробовать несколько вариантов вопросов. Сколько конфет у них вместе? Или же, на сколько у мамы сладостей больше, чем у дочери. Такой способ заставляет ребенка заинтересоваться нахождением ответа, а интерес в этом деле – основа для верного ответа.

Также необходимо знать, как научить ребенка составлять условие задачи. Ведь без грамотной записи вряд ли получится найти верное решение. В условии для начальных классов, как правило, вписываются две данные цифры, а затем следует вопрос.

Как научить ребенка решать задачи за 4-5 класс?

Обычно в возрасте 9-10 лет дети уже неплохо справляются с поставленным заданием. Но если в первых классах что-то было упущено, то следует немедленно восполнять пробелы, ведь иначе в старших классах ничего кроме двойки ученик заработать не сможет. Очень помогают старые советские учебники по математике, в которых все изложено намного проще, чем в современных.

Если ребенок не понимает самой сути и не видит необходимого алгоритма действий для решения, то ему следует на наглядном примере показывать условие. То есть нужно просто рисовать то, что записано цифрами и словами. Так, в черновике могут быть и машины, скорость которых необходимо узнать, и мешки с картошкой – все, о чем идет речь в задаче.Источник

Поддержите нас! Нажмите:

Загрузка...

www.podelkidetkam.ru

Как научить ребёнка решать задачи - начальные классы - Методическая копилка -

Как научить ребёнка решать задачи

Пока ребенок обучается в начальной школе, его надо научить выделять в задаче условие и вопрос. Условие – это то, что известно, а вопрос – это то, что надо найти. Затем в условии и вопросе Вы выделяете главные слова. Как правило, это действия: было, приехали, купили, подарили, осталось и т. п. Но главными словами могут быть и, например, два ребенка (Маша и Миша, Петя и Сережа) или два предмета (магазины, ларьки, дома) и т. п. На этом этапе важно, чтобы ребенок образно представил то, о чем говорится в задаче.

Затем надо показать ребенку смысл этих слов. Было, всего, купили, и, стало, на …больше – эти слова указывают на сложение. Продали, уехали, осталось, на …меньше – эти слова указывают на вычитание. Разложили, раздать, в … меньше – это деление. Если вопрос начинается со слов «На сколько…», то это указание на действие вычитания.

Некоторые учебники по математике оперируют терминами «часть» и «целое». Было, всего, стало – эти слова указывают на «целое», а остальные слова – на «часть». Зная об этом, Вашему маленькому ученику будет проще начертить схему к задаче.

Теперь, когда появилась схема, которая содержит условие и вопрос, подумайте вместе с ребенком: можно ли сразу ответить на поставленный вопрос, все ли нам известно для ответа на этот вопрос или что-то еще требуется узнать? Далее Вы помогаете ребенку выделить промежуточные вопросы в задаче. Ведь сколько ребенок вопросов найдет, столько и действий в этой задаче. Здесь важно обсудить, с помощью какого математического действия будете искать ответ на этот вопрос. Так составляется план решения задачи.

Особую роль в решении задач играет заключительный анализ решенной задачи, т. е. ребенку необходимо еще раз рассказать, как он решал задачу и почему выбрал то или иное математическое действие.

Предложите ребенку решить похожую задачу самостоятельно. Обсудите с ним, чем задачи похожи и чем отличаются. Как эти различия повлияли на решение задачи? Почему задачи решаются одинаково?

Попробуйте дать задачу, которая будет решаться иначе. Дайте ребенку возможность подумать, почему эта задача решается, например, сложением, когда две предыдущие Вы решали вычитанием.

 

anschool38.ucoz.ru

Как научить ребенка решать задачи

В подготовительной группе детского сада идёт серьёзная подготовка к школе. Некоторые занятия приближены к школьным урокам, хотя и проходят в игре. Помимо того, что идёт активная подготовка к обучению грамоте, при которой малыши знакомятся с буквами и звуками родного языка, дети получают элементарные математические представления: ориентируются в размерах, знакомятся с массой, объёмом, учатся считать, узнают состав числа. Кроме всего этого очень важно научить малыша решать арифметические задачи. Умение решать задачи по математике значительно облегчит жизнь ребёнка в первом классе школы. Естественно, что речь идёт о простейших задачах в одно действие на сложение и вычитание. Летом перед школой ребёнок может и не посещать дошкольное учреждение, а устранять некоторые пробелы к школе нужно. Можно конечно заниматься с репетитором, а можно самостоятельно поупражнять ребёнка в решении задач, тем более ничего сложного в этом нет.

Как же научить ребёнка решать задачи?

Во-первых, необходимо мотивировать ребёнка на желание решать арифметические задачи. Объяснить ему, для чего нужно уметь их решать.Мотив —  это величайший двигатель действия. Если у дошкольника не наблюдается ни малейшего интереса к решению арифметических задач, то первоначально можно просто поиграть с ним в школу и это будет игровой мотив. Некоторые дети с радостью решают задачи просто потому, что им нравится это делать.

Во-вторых, самое важное – научить выделять части задачи:

Схема_Состав задачи

Схема_Состав задачи

Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в первую очередь в этих частях. Конкретно понимал, что дано в задаче и, что нужно узнать. Соответственно, понимая вопрос, малыш легко определит действие, которое необходимо совершить (вычитание или сложение).

Разъяснить состав задачи возможно с помощью наглядного материала. Наглядность может быть разнообразная:Очень хороший способ – инсценировать задачу. Опять же с помощью игры. Это может быть сюжетно-ролевая игра «Магазин», когда предлагается условие, что поступило, например три коробки с мороженым «Пломбир» и одна коробка с мороженыСчётные палочким «Эскимо», вопрос: сколько всего коробок мороженого привезли в магазин? Здесь нужно задавать вопросы типа: Что нам известно? А что необходимо узнать? Разъяснить по ходу задачи, что то, что известно – это условие задачи, а то, что нужно найти – это её вопрос. Так, например, можно делить конфеты  или яблоки, приглашать кукол в гости (пришло 4 девочки и 2 мальчика) и т.д. Для выделения частей задачи можно использовать счётные палочки разных цветов.

Очень наглядно составные части задачи демонстрируют карточки, обозначающие состав задачи.Даётся 4 пустые карточки, которые постепенно заполняются. На первой карточке пишется то, что известно в задаче. На второй – вопрос, на третьей – выбранное действие, и на четвёртой – ответ. Всё проговаривается словами.карточки для задачи

Ещё один способ наглядно продемонстрировать состав задачи – рисование условия и выделение вопрос. Нужно попросить ребёнка нарисовать, например, ёжика в одном краю, а в другом яблоки. Очень хорошо использовать с этой целью доску для школьных мелков или магнитную доску, на которые легко можно как наносить предметы, так и убирать их. Например, такая история: ёжик нашёл 3 зелёных яблока (ребёнок изображает ёжика и яблоки), а затем ещё одно красное (подрисовывает ещё яблоко). Сколько яблок стало у ёжика? На вычитаниеаналогично. Ёжик нашёл 4 яблока (ребёнок изображает ёжика и яблоки), встретил белку и угостил её одним яблоком (одно яблоко стирает с доски). Сколько яблок осталось у ёжика?

После того, как ребёнок поймёт, как разделить задачу на составные части необходимо упражнять его в выделении этих частей, чтобы дошкольник самостоятельно, без помощи взрослого  выделял каждую часть задачи и проговаривал её. На помощь так же придёт наглядный материал.

В-третьих, необходимо научит ребёнка  проводить анализ задачи. Нужно ещё раз проговорить, как получился ответ, что для этого было сделано, и почему было выбрано именно то математическое действие, а не другое. Главное преподносите ребёнку информацию с лёгкостью, ненавязчиво и ни в коем случае не заставляйте его решать задачи, играйте с ним, введите соревновательный элемент, ведь ребёнок не воспринимает родителей как педагогов.

nashidetci.ru