Дизартрией называют один из видов нарушения речи. Причиной становится поражение центральной нервной системы различного генеза. Особенность речи таких детей - это неправильное произношения большого количества звуков. Происходит расстройство именно членораздельной речи, нарушено восприятие и разборчивость речи. Заболевание не является самостоятельным дефектом, причина дизартрии - нарушение центрального механизма речи, возникают моторные трудности. То есть, данное заболевание является проявлением какого- либо мозгового поражения.
При этом заболевании нарушена передача электрических импульсов от коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. Проявляются нарушения, связанные с определенными группами мышц, которые иннервируются черепно-мозговыми нервами.
У детей грудного возраста возникают сложности при вскармливании, так как мышцы губ и языка находятся в состоянии пареза. Такие дети часто поперхиваются, склонны срыгивать, вяло сосут грудь.
Когда ребенок достигает первого этапа развития речи, родители или врач при опросе выявит отсутствие лепетных слов у ребенка, гнусавость некоторых звуков. Ребенок начинает произносить первые слова поздно (в 2- 2,5 года).
При дизартрии будет ограничена подвижность мимической и речевой мускулатуры. Речь у таких детей смазанная, звуки нечеткие, голос может быть тихим или наоборот резким. Характерна потеря плавности речи и изменение ее темпа (замедленная или ускоренная).
Дизартрию принято разделять по степеням тяжести:
Для таких детей характерны частые воспалительные заболевания вовлеченных в патологический процесс органов. У них нарушено глотание и затруднено дыхание, можно заметить нарушение тембра голоса и его гнусавость.
Если поражена пятая пара черепно-мозговых нервов, больной не сможет пошевелить ноздрями, наморщить лоб, для него характерно отсутствие морщин. Рот всегда открыт, ребенок не может надуть щеки и закрыть глаза.
Нарушена функция жевательных мышц, у больного повышенное слюноотделение. Мышцы шеи также не получают должной иннервации, поэтому голова ребенка находится в наклоненном состоянии.
Если задета шестая пара ЧМН, лицо ребенка становится амимичным, подобным лицу мертвеца. Он не может пошевелить губами, изобразить причмокивание, поцелуй и т.д.
При поражении подъязычного нерва (двенадцатая пара) у ребенка будет нарушено произношение речевых звуков, мышцы языка парализованы, следовательно, речь невозможна.
Читайте такжеПолноценное лечение дизартрии займет несколько месяцев. Терапию начинают обычно в условиях стационара (до месяца), продолжают в домашних условиях.
Препараты, назначаемые неврологом:
Для коррекции дизартриков применят специальный логопедический массаж. В основном присутствуют элементы легкого разминания, аккуратные движения, чтобы не вызвать развитие гиперкинеза.
Применяют методы лечебной физкультуры, общего закаливания, иглорефлексотерапию, метод лечения пиявками (гирудотерапия).
Эффективна и методика специальных дыхательных упражнений по А.Стрельниковой. Особое внимание в этой парадоксальной гимнастике уделяется вдоху. Он должен быть импульсивным, кратковременным, активным, эмоциональным. Выдох пассивный. Вдох обеспечивается сжимающими грудную клетку движениями. Работают все части тела, поэтому эффективность у данного вида лечения высокая. При этом заметно улучшается тканевое дыхание, потребление кислорода клетками. Курс дыхательной гимнастики займет до 5 месяцев, частично он проводится в стационаре, затем возможно и в амбулаторных условиях.
Родители должны помнить, что эффект от лечения будет тем выше, чем чаще и усерднее сами родители будут заниматься с ребенком - дизартриком. Ни один логопед не поможет без участия родителей. Дома можно использовать разные логопедические упражнения, игры. Разучивайте больше пестушек, поговорок и пословиц с малышом, сами сочиняйте активные игры, больше общайтесь с ребенком. Старайтесь все действия озвучивать, рассказывайте стихотворения и пойте песни ребенку. Потом сам ребенок захочет спеть вам, за что вы обязательно его похвалите. И ни в коем случае не ругайте за неудачи. Лучший путь к выздоровлению - это похвала и регулярные совместные занятия.
mirmam.info
Младенческий лепет и первые неловкие звуки, точно музыка, умиляют и забавляют окружающих. Время идет, погодки подрастающего сокровища уже уверенно и понятно высказываются, а похвастаться такими же успехами не вас не получается. Не утешают и плановые осмотры с серьезными лицами докторов. Обсудим, что делать, если у ребенка выявлен неприятный диагноз — дизартрия.
Диагноз дизартрия ставят огромному количеству детей. Часто напуганная семья даже не осознает, в чем заключается суть заболевания. Разнообразные виды и формы дизартрии имеют общую суть – некорректное произношение из-за поражения нервной системы.
В народе про детей с этим нарушением говорят, что у них «каша во рту». Их речь смазанная, невнятная.
Наиболее распространенный вид данного нарушения — стертая дизартрия. Его ставят массово очень многим детям при прохождении медицинского осмотра перед детским садом. Однако существует множестсво других форм заболевания.
Согласно книгам Винрарской, патогенез дизартрии связывается с целым спектром нарушений, локализующихся в различных отделах головного мозга:
При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются:
При бульбарной:
В русскоязычных медицинских изданиях распространена такая классификация:
Структура речевого дефекта при дизартрии напрямую связана с конкретным ее подвидом.
Гиперкинетическая и спастико-паретическая дизартрия проявляются, как:
Спастическая:
Спастико-ригидная:
Атактическая – напоминает человека в нетрезвом состоянии.
Стертая:
Причины, или, более научно, этиология дизартрии, зависят от времени ее появления.
Во время беременности:
Наиболее опасным является влияние данных факторов в течение первого триместра. Обращать внимание стоит на поздний токсикоз беременных, потенциальный «маячок» гестоза.
В момент родов:
Послеродовой период:
Признаки дизартрии порой серьезно разнятся. Некоторые формы дизартрии слышны даже неискушенным слухом, с остальными гораздо сложнее.
Стертая дизартрия у детей, или первый этап, – говорение достаточно понятное, с особенностями:
Дифференциальная диагностика дизартрии в этом случае – наиболее сложная задача. Как упоминает профессор Е.Ф. Архипова, стертая дизартрия лучше всего поддается коррекции у детей.
При ухудшениях, на следующем шаге развития:
Далее:
В наихудшем случае:
Такая классификация дизартрии позволяет понять, что малейшие задержки в речи – повод обратиться к специалистам.
Если к пяти годам кроха еще лопочет на языке, понятном лишь для родителей – пора бить тревогу!
Окончательная постановка диагноза – задача врача-невролога и логопеда. Они же проводят регулярное обследование детей с дизартрией.
Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием и при сопутствующих заболеваниях имеет некоторые схожие черты.
Структура дефекта при дизартрии по вине дцп (чаще всего по локализации она корковая):
При отсутствии серьезных повреждений клинико-психологическая картина следующая:
Обследование детей с дизартрией и лечение дизартрии производится логопедом и невропатологом. Без регулярного контроля на базе медицинских учреждений ситуация будет только усугубляться.
Они могут назначить медикаменты из списка:
Прежде чем начать медикаментозное лечение, проконсультируйтесь с врачом. Не занимайтесь самолечением таблетками.
Комплекс упражнений для коррекции дизартрии от эксперта нашего сайта Татьяны Рыбак, учителя-логопеда.
Коррекция и лечение речевых нарушений посредством логопедических упражнений проводится логопедом. Однако, повторяя эти упражнения в домашних условиях, родители могут значительно сократить сроки коррекции.
Дыхательную гимнастику можно проводить дома и на прогулках. Упражнения выполняют лежа, сидя, стоя.
Дыхательные упражнения желательно проводить в хорошо проветренном помещении. Продолжительность одного подхода не должна превышать 70 секунд. На начальных этапах не более 30 секунд, иначе у ребенка может закружиться голова. Не рекомендуется выполнять дыхательные упражнения перед сном.
При выполнении следующих упражнений важны условия:
В стакан, который позже закроем крышкой, помещаются пенопластовые шарики. В крышке делается отверстие и вставляется трубочка. Когда ребенок дует через трубочку, получается ураган.
Для упражнения необходим стакан с водой, лист бумаги, краски, кисточка, коктейльная трубочка. Вместе с ребенком лист точечно в хаотичном порядке раскрашиваем красками, но так чтобы в этих цветных точках было достаточное количество воды. Затем просим ребенка дуть на эти точки. Получаются красивые рисунки.
Из картона вырезаем цветок, а из цветной бумаги делаем бабочку.
Бабочка села на цветок. Сдуй бабочку с цветка.
Дуй на шарик, забивай его в ворота. Кто больше голов забьет, ты или я?
Подуй как «ветерок» на вертушку.
Не забывайте о том, что щеки надуваться при этом не должны. Предложите ребенку с помощью зеркала контролировать себя или помогайте ребенку, удерживая щечки руками.
Фон для упражнения нарисовать самостоятельно или найти подходящую картинку в интернете.
Ежик пришел в лес собрать ягодки и грибы, но с деревьев нападало много листиков и теперь еж не может ничего найти. Ежик просит помочь ему. Сдуй листья, не надувая щечки.
Артикуляционная гимнастика «упражнения для язычка»– это важная составляющая часть коррекционной работы. Она необходима для того, чтобы сформировать правильный артикуляционный уклад каждого нарушенного звука, нормализовать тонус мышц языка.
Артикуляционная гимнастика при ежедневных занятиях быстро надоедает малышам. Чтобы разнообразить занятия используйте следующие игры.
Можно сделать лабиринты с разным сюжетом. Главное придумать занимательную историю перед прохождением лабиринта.
В мешочек помещаем фигурки, которые ассоциируются с артикуляционными упражнениями. Ребенок, вытягивая фигурку, выполняет упражнение.
Используйте приложения для телефонов с масками. Ребенок смотрится в экран телефона с маской и выполняет упражнение.
Изготовьте паровозик из картона и наклейте на вагончики наклейки или рисунки, иллюстрирующие артикуляционные упражнения. Выполняя упражнение, ребёнок прикрепляет вагон.
Надеемся, что с помощью этих нескучных упражнений, вы превратите коррекционные занятия в увлекательную игру и ваш малыш будет заниматься с удовольствием.
orechi.ru
На вопрос от чего может быть данная разновидность заболевания, врачи перечисляют целый комплекс физиологических причин, в том числе:
В отличие от других форм, стёртая может возникать у детей вне нарушений подвижности тела. Её может вызвать лёгкая асфиксия или травма, полученная во время родов.
Именно стёртая форма заболевания чаще всего проявляется у детей в возрасте от 1 года и старше. Распространённость данного типа дизартрии очень высока. Распознать патологию можно, обратив внимание на характерные первые признаки, которые выражаются следующим образом:
Проявления заболевания начинаются с того, что ребёнок произносит свои первые слова гораздо позже сверстников. В более раннем возрасте младенец не «гулит», характерный для малышей лепет практически или полностью отсутствует. Признаками дизартрии у детей младшего и среднего школьного возраста становится неспособность читать стихотворения или тексты в прозе с выражением. В процессе монолога или чтения голос ребёнка постепенно стихает, становясь еле различимым и очень тихим. Помимо нарушений речевой функции, у несовершеннолетнего пациента отмечаются проблемы с мелкой моторикой, простейшими движениями, письмом.
Когда речь идёт о речевой симптоматике, имеют место быть замещения, искажения и исключения «проблемных» звуков из речи. Ребёнок стремится максимально упростить артикуляцию, в результате чего выбирает односложные слова без шипящих или свистящих звуков. В некоторых случаях стёртая форма заболевания сопровождается поражением нервов, отвечающих за подвижность глаза.
Как правило, за постановку диагноза отвечает детский логопед. Диагностика заболевания у несовершеннолетних пациентов начинается с разговора с родителями и изучения данных клинической картины. Далее, в целях определить точный диагноз, специалист обследует:
Лабораторные анализы при дизартрии не назначаются.
Вопрос чем опасна дизартрия стёртой формы, актуален для всех родителей. В список возможных негативных последствий входят:
В случае стёртой формы дизартрии возможна ощутимая нормализация речи, вплоть до четкого и свободного произношения всех звуков. Ребёнок овладевает необходимыми навыками, что позволяет посещать общеобразовательные учреждения с дополнительными занятиями в поликлинике или в школе. Вылечить заболевание можно, используя методы консервативного лечения и логопедических занятий.
Лечить дизартрию придется достаточно долго, а ребёнок, уже в раннем возрасте может почувствовать отличие от остальных детей. Задача родителей – не допустить развития комплексов и психологической травмы. Необходимо оказать максимальную поддержку и принимать активное участие в процессе лечения. Обязательны домашние логопедические занятия. Узнать, что делать в домашних условиях можно непосредственно у логопеда или невропатолога.
Первая помощь ребёнку со стёртой формой дизартрии заключается в эффективном лечении основного заболевания. Кроме того, может потребоваться дополнительная стимуляция центральной нервной системы. Для этого врач назначает соответствующие ноотропные препараты, которые улучшают мозговую активность, интеллект, память. Медикаментозное лечение и физиотерапия подбираются с учетом состояния и возраста пациента.
Предотвратить заболевание практически невозможно. Единственные способы минимизировать риски – это избегание родовых и черепно-мозговых травм. Важен постоянный контроль на протяжении всего периода беременности, отказ от вредных привычек. Рекомендуется предупреждение инфекционных заболеваний или их тщательное лечение.
Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании стёртая дизартрия у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».
Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.
В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как стёртая дизартрия у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?
Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга стёртая дизартрия у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить стёртая дизартрия у детей и не допустить осложнений.
А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания стёртая дизартрия у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание стёртая дизартрия у детей?
Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!
detstrana.ru
Те родители, кто водит детей в логопедические группы детских садов, знают, что постановка и автоматизация звуков у ребёнка иногда затягивается. Почему же занятия с логопедом не приносят сиюминутного результата? Причина этому (очень часто!) – стёртая форма дизартрии у ребёнка.
«Полгода ходим к логопеду, а улучшений нет! - сетует одна мамочка в разговоре с приятельницей. – А ведь через год в школу. Дима и так-то заговорил в три года. Успеем ли освоить все звуки?» Многие родители задаются этим вопросом. Особенно те, кто бесстрастно анализирует состояние речи своих детей.
Когда дети впервые переступают порог логопедических групп, они практически одинаково мило шепелявят, картавят и заменяют сложные звуки на более легкие. Но вот, проходит несколько месяцев. Одни малыши уже успешно овладели не только свистящими и шипящими, но и трудными звуками [Л], [Р]. У других – половина звуков поставлена, а другая половина – «на подходе». Родители этих счастливчиков полны оптимизма и с уверенностью смотрят в светлое школьное будущее. А вот в речи третьих детей улучшений практически нет. И это, несмотря на все усилия, предпринятые логопедом и самими родителями. Мамам и папам этих малышей начинает казаться, что их чаду не уделяется достаточного внимания, что логопед плох.… Ведь результатов-то нет! Начинаются выяснения отношений, слёзы, взаимные обиды. Логопед старается убедить родителей, что со всеми детьми в равной мере проводились и массаж, и артикуляционная гимнастика, и занятия по постановке звуков. Но, увы, увы, доказать что-то разгневанным родителям бывает достаточно сложно.
Почему же успехи детей одного возраста и одной логопедической группы так разнятся? По-видимому, у одних (наиболее успешных) детей были возрастные замены и искажения звуков, т.е. дислалия. При этом речевом диагнозе нет серьёзных органических поражений центральной нервной системы. Речевые центры в коре головного мозга у таких детей – практически в целости и сохранности. Возможно, имелись какие-то отклонения в строении артикуляционного аппарата: нарушение прикуса, короткая подъязычная уздечка. Но их вовремя устранили: прикус исправили с помощью специальных пластинок, подъязычную уздечку подрезали. Не исключено, что успешные дети компенсировали какие-то недостатки в строении артикуляционного аппарата за счёт своего «внутреннего» резерва.
У других детей дефекты произношения – лишь видимая часть айсберга. Здесь дела обстоят куда посерьезней! А любящие родители сознательно или неосознанно, не хотят этого замечать. Они выбирают «позицию страуса», и не желают увязывать плачевное состояние речи ребёнка с какими-то проблемными моментами своей и его жизни (тяжелой беременностью, неблагополучными родами, травмами, болезнями и прочим). Мало того, они и логопеда вводят в заблуждение. А ему необходимо иметь полную информацию, чтобы правильно выстроить коррекционную работу. Это тот случай, когда «Если предупреждён, значит – вооружён».
Для специалиста очень важно знать, как протекали беременность и роды у мамочки, каковы были первые часы, дни и месяцы жизни малыша. Чем он болел, не было ли травм, не отягощена ли наследственность? Это не праздное любопытство. На основании собранных сведений (анамнеза) ставится заключение, делается прогноз относительно дальнейшего речевого развития ребенка. Мамочки же, боясь, что их ненаглядному чаду будет поставлен «страшный диагноз», всё это скрывают, либо приукрашивают. По их словам, – всё было прекрасно! А почему малыш свои первые слова сказал только в четыре года, они просто не знают. Но так не бывает! Если нет причин, нет и следствия. Речевые нарушения, - это следствия болезней, травм, операций, стрессов нездоровой экологии. Что-то «выбило» важное звено в общем и речевом развитии ребёнка! Отсюда – позднее появление речи, трудности в постановке звуков. Не зная источник бед, логопед не сможет правильно построить систему индивидуальной логопедической работы. Ведь одно дело исправлять звуки у ребенка-дислалика, и совсем другое – у дизартрика или алалика. О дислалии мы уже писали на сайте в статье с одноимённым названием (в разделе «Готовимся к школе»). Теперь самое время уделить внимание более серьёзной проблеме: дизартрии. Ведь именно она приводит к затяжной постановке звуков.
Мы не станем описывать все формы дизартрии. Просто объясним, что лежит в основе этого недуга. Чтобы появилась речь, нужны пути, связывающие речевые центры коры головного мозга с артикуляционными органами (голосовыми связками, губами, языком, нёбом, лицевой мускулатурой). Если какие-то из этих путей разрушены (а именно так и бывает при дизартрии), связи между центром и периферией отсутствует. Сигналы не поступают, следовательно, - речевой аппарат не работает. Это как обрыв в электропроводке. Специальными приемами логопед старается ликвидировать эти обрывы, соединить порвавшиеся «проводки». Но таких обрывов – множество. Представляете, какая это кропотливая работа? Она требует не только высочайшего профессионализма, но и безграничного терпения.
Тяжелые формы дизартрии, сопутствующие детскому церебральному параличу (ДЦП), не заметить трудно. Картина разрушений в речи бывает столь обширна, что нормальное звукопроизношение восстанавливается годами и десятилетиями. Но, увы… Успехи в этом деле – редкие золотнички в огромной массе «черновой» работы. О логопедической работе с такими детьми надо писать отдельную статью.
Мы же сейчас остановимся на стёртых формах дизартрии, которые достаточно сложно распознать не только родителям, но и начинающему логопеду. Именно дети со стёртыми формами дизартрии и становятся воспитанниками логопедических групп и речевых центров.
Неузнанность дизартрии не ограничивается только трудностями в постановке звуков. Впоследствии она приводит и к школьной неуспеваемости. Постоянные спутницы дизартрии – дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).
Родители таких ребятишек часто тешат себя надеждой, что всё само собой наладится. «У соседского Кирюшки речь тоже была плохой, - думают они - И ничего, выговорился. Без логопеда обошлись!» Поход к логопеду и неврологу откладывается, откладывается… Время бывает упущено, и речь ребенка к первому классу оказывается в таком плачевном состоянии, что обычную школу посещать он, увы, не сможет…
Разумные мамы всё-таки отваживаются показать ребёнка специалистам (психоневрологу, невропатологу, логопеду) примерно в пять лет. Поздновато, конечно, но хоть так! И тогда ребёнку ставят диагнозы: «стёртые проявления дизартрии», «минимальная мозговая дисфункция», «общее недоразвитие речи». Мамы пребывают после всего этого в шоке. Смеем заверить: это не конец света! Поэтапно все трудности будут преодолены!
Ребенку-дизартрику необходимо РЕГУЛЯРНО заниматься с логопедом. Идеальный вариант – логопедические группы детского сада. Другой путь – логопункт при детской поликлинике или частный логопед. Занятия, как минимум, - три раза в неделю. Помимо «кабинетных» упражнений и тренингов, на дом логопед будет давать дополнительные задания и рекомендации. Их необходимо неукоснительно выполнять. Хорошим фоном для логопедических занятий послужит: общий массаж, медикаментозная терапия, лечебная физкультура и бассейн. На всё это следует получить направления и рецепты у педиатра и невропатолога.
Если родители захотят освоить ещё какие-то артикуляционные упражнения (предварительно проконсультировавшись с логопедом!), в разделах нашего сайта «Классическая артикуляционная гимнастика», «Сказочные истории из жизни Язычка» они найдут массу интересного материала.
Любящая мамочка сама может взять на себя функцию массажиста. Естественно, получив консультацию специалиста. При дизартрии чаще всего наблюдается спастическое напряжение (мышцы в тонусе, гипертонус). Массаж в этом случае надо делать дозировано и именно на те области, где мышечный тонус повышен. Это могут быть не только мышцы лица, но и руки, плечевой пояс, грудная клетка. Мышечный тонус в этих отделах повышается на момент произнесения звуков, или во время выполнения артикуляционных упражнений. Это трудно не заметить. Вот, вы сидите с ребёнком перед зеркалом и проделываете упражнения, данные логопедом. Малыш должен, например, высунуть язычок. Но, одновременно с этим движением, его губы тоже тянутся вперёд, лицо искажает гримаса, а пальчики шевелятся и скрючиваются. Могут приподняться плечи, голова – откинуться назад или повернуться в сторону. Это и есть – дизартрические проявления спастического напряжения мышц.
Ребенок не сможет полноценно выполнить артикуляционные упражнения, пока не будет снято напряжение в лицевых мышцах, в шейном и плечевом отделах. Легким прикосновением и поглаживанием, мамочка снимает тонус. При этом приговаривает: «Расслабилось личико. Расслабилась шейка, спинка. Расслабились ручки!» При напряженных мышцах поглаживание легкое, поверхностное. Нельзя допускать резких движений, разминаний. Вы должны почувствовать, как под вашими руками мышца ребёнка перестают быть скованными и задеревеневшими.
Вот несколько основных направлений массажа лицевых мышц. Он проводится одновременно двумя руками. Ребёнка лучше уложить. Его голова – на ваших коленях, она строго перпендикулярна вашей грудной клетке. Движения маминых рук равномерные с обеих сторон:
1) от середины лба – к вискам;
2) от бровей – к волосам;
3) от средней линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеч;
4) от мочек уха по щекам к крыльям носа;
5) от уголков рта к середине верхней губы;
6) от уголков рта к середине нижней губы;
7) от уголков рта – к крыльям носа.
Еще раз напоминаем, что при спастическом напряжении мышц движения массажиста легкие, касательные. При паретичности (слабости) мышц, наоборот, энергичные, глубокие разминания и поглаживания. И направление массажных движений при паретичности лицевых мышц - в обратном направлении.
Слабость в мышцах также можно наблюдать при стёртых формах дизартрии. Язык и губы при этом еле шевелятся, амплитуда их движений ограничена. Движения у таких детей тоже неловкие, вычурные. Тонкая моторика рук развита плохо, пальчики, - словно «пластилиновые», они не могут удержать ложку и карандаш, выполнить элементарные пальчиковые игры.
Без целенаправленной работы над общей моторикой и тонкой моторикой рук в работе с детьми-дизартриками не обойтись! В помощь таким детям на нашем сайте в резделах: «Развитие тонкой моторики рук, пальчиковые игры», «Развитие общей моторики. Подвижные игры» можно найти массу интересных игр и упражнений на развитие общей и тонкой моторики.
Отдельная тема – массаж пальчиков. Вам кажется, что ребёнок ленится завязывать шнурки, застегивать пуговицы, заправлять рубашку? Вовсе нет! Просто его пальчикам трудно справиться с этой работой: мышцы рук не слушаются (они либо излишне напряжены, либо паретичны). Если пальцы ребёнка в спастическом напряжении, мамочка совершает легкое поглаживание пальчиков (от кончиков до оснований). Затем, гладит с обеих сторон ладошки ребёнка. Беря в свою руку кисть малыша, ласково проводит другой рукой по всей поверхности его ручки снизу вверх.
Если же руки ребёнка вялые (паретичные), массаж должен быть тонизирующим. Тогда применяется активное поглаживание, глубокое разминание, растирание, даже пощипывание. По реакции малыша вы должны установить допустимую границу такого массажа. Подключайте к нему игры, весёлые прибаутки, потешки. Например, игра «Клубочки». Мама большим или средним пальцем «наматывает» клубочки на ладошке малыша (как в «Сороке») и последовательно выводит «хвостики-ниточки» на кончики всех пальцев. В заключительный момент каждый пальчик берется за верхнюю фалангу и энергично встряхивается:
Ах, коток, коток, коток,
Кучерявенький лобок!
Украл у бабушки клубок
И спрятал в уголок.
А бабушка догнала,
За чубчик подрала!
Для улучшения работы артикуляционного аппарата, с маленьким дизартриком необходимо проводить пальчиковые упражнения и игры. На первых порах все движения делаются сопряжено: вы показываете, малыш повторяет. Возможно, сразу не получится. Вам придется придавать детским пальчикам нужную форму. Начните с простейших упражнений: «Колечки», «Зайчик», «Гусь», «Коза», «Собачка», «Бинокль». Когда все они будут хорошо получаться, чередуйте их друг с другом: «Собака» - «Гусь», «Коза» - «Зайчик» и т. д. Не забывайте всё это сопровождать словами: «Положи левую ручку перед собой на стол. Правую поставь на локоток. Пальчики этой ручки покажут нам зайчика. Какие у зайчика длинные и прямые ушки! Очень красивый зайчик! А теперь сделай козу. Не получается? Помоги себе левой ручкой» и т.д.
С помощью пальчиков можно изобразить животных, людей, предметы, природные явления. Названия упражнений подскажут, как выстраивать пальчиковые комбинации: «Дом», «Стол», «Кровать», «Флажок», «Птичка», «Ворота», «Улитка», «Мостик», «Утка», «Колокольчик». Всё, что окружает нас, можно перевести на «пальчиковый» язык. В работе участвуют две руки: «Полет птицы», «Жук ползет по дереву», «Птичка пьет воду», «Дождик стучит по крыше» и т.д. Попробуйте разыграть целый спектакль.
УТЯТА
Встали как-то утром в ряд (Поочередно, начиная с мизинца, взрослый освобождает из кулачка все пальчики ребёнка.)
Десять маленьких утят.
Посчитались, (Ребёнок пересчитывает пальчики на обеих руках.)
Удивились, (Из указательного и большого пальчика сделать клювики на обеих руках и несколько раз их «раскрыть».)
На две группы разделились. (Развести руки в стороны, пальцы на руках растопырить.)
Пёрышки почистили, (Сложенные щепотью пальцы одной руки гладят по очереди, от основания до кончиков пальцы на другой руке.)
Головкой повертели, (На обеих руках пальцы, как головки утят. Покрутить кистями рук из стороны в сторону.)
Червячка склевали, (Хватательные движения клювиками-пальчиками.)
К речке побежали. (Пальцы «бегут» по столу.)
(Е.Г. Карельская)
Мы уже говорили, где на нашем сайте можно найти пальчиковые игры. Разучите их с ребёнком. Польза будет несомненной. Ребёнок научится не только шнуровать ботинки, но и правильно держать карандаш, кисточку, ручку. Все эти навыки будут необходимы ему в предстоящей школьной жизни!
Чтобы правильно произнести любой звук, ребёнок должен хорошо управлять собственными артикуляционными органами. Дизартрику это удается с трудом. Он долго выстраивает «позу» языка, губ. Найдя, не может её удержать. Чтобы облегчить задачу, подключите все имеющиеся сохранные анализаторы: зрение, слух, осязание. Например, сидя перед зеркалом, показывайте, где должен быть язычок; озвучивайте, все действия ребёнка; дайте ему ощупать (чистыми руками!) язык, щёки, губы; почувствовать вибрацию гортани.
Комплексы артикуляционных упражнений, их последовательность и дозировку должен определять логопед, исходя из конкретной проблемы. Общие советы по работе с ребёнком-дизартриком мы уже дали. В остальном помощь должна быть адресная. Лучше, если её окажет специалист. Постановка звуков у ребенка-дизартрика – тоже его прерогатива. При всей своей любви, родители вряд ли в одиночку с ней справятся. Помните, - главная задача родителей, - вовремя заметить речевую проблему и решать ее совместно со специалистами.
Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории
назад к списку статей
xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai
247
Многие родители сталкиваются с проблемами речевого развития у детей. Один из распространённых диагнозов – дизартрия. Это заболевание, связанное с нарушениями иннервации речевого аппарата, из-за которых ребенок не может четко и (или) правильно произносить слова. Дизартрия проявляется ограниченной подвижностью органов речи (мягкое небо, язык, губы), затруднённым произношением.
Заболевание связанно с поражением нервной системы и важно вовремя обратиться к врачу.
Если оставить патологию без внимания, это впоследствии приведет к нарушению письма (дисграфии), чтения (дислексии), общей недоразвитости речи, нарушению слухового восприятия.
О видах заболевания, о том, на что обратить внимание, чтобы не упустить симптомы дизартрии, как ее диагностировать и лечить будет рассказано в статье.
Признаки дизартрии можно заметить еще в течение первых двух лет жизни ребенка это:
Заметив первые небольшие «странности» в речи ребенка необходимо обратиться к детскому неврологу за консультацией. Не стоит игнорировать плановые посещения педиатра и других специалистов в первый год жизни ребенка. Во время выявленная дизартрия поддается коррекции, что в дальнейшем позволит ребенку ходить в обычную школу.
Дети с дизартрией имеют ряд особенностей поведения. Им трудно застегивать пуговицы и шнуровать обувь, правильно держать карандаш. Таким детям с трудом удается освоить работу с ножницами. Физические упражнения или танцевальные движения тоже даются не легко, ребенок заметно неуклюж.
Неврологи классифицируют заболевание исходя из локализации поврежденного участка в мозге, выделяют:
Эта форма заболевания, вызвана поражением ядер, связанных сразу с несколькими нервами (лицевой, подъязычный, тройничный, языкоглоточный, блуждающий) в продолговатом мозге. Это приводит к нарушению активности нескольких групп мышц. Характерный признак проблемы с глотанием, не четкая артикуляция, из-за которой произносимые звуки очень сложно разобрать, отсутствие мимики.
В этом случае дизартрия является следствием поражения коркого-ядерных путей в головном мозге, из-за чего развивается паралич речевых мышц. Этот вид дизартрии может сопровождаться и другими симптомами поражения центральной нервной системы, например самопроизвольный плач или смех. Характерным признаком заболевания является монотонная речь.
Данный вид дизартрии вызывается поражением зоны коры головного мозга, отвечающей за скоординированную работу артикуляционного аппарата. Характерен паралич речевых мышц. В речи ребенка сохраняется структура слов, но слоги произносятся неправильно.
Этот вид дизартрии связан с поражением подкорковых ядер головного мозга, отвечающих за формирование речи. Проявляется спазмами различных групп мышц, смазанной, плохо различимой речью, складывается впечатление, что ребенок говорит «в нос».
В случае данного вида дизартрии поражения мозжечка приводят к заболеванию. Оно проявляется растянутой речью, с меняющейся тональностью и громкостью.
В данном случае заболевание является одним из симптомов паркинсонизма. Речь ребенка невыразительна, замедлена.
Проявляется при смене температурного режима, ребенок испытывает речевые затруднения. Этот вид дизартрии является одним из симптомов миастении.
По тому насколько сильно выражена дизартрия логопедами она делится на 4 степени:I степень или стертая форма дизартрии сложно выявляется без помощи специалистов. Речь ребенка не сильно отличается от речи других детей. Неладное можно заметить в возрасте четырех или пяти лет, симптоматика напоминает схожие заболевания центральной нервной системы. Ребенок может искажать или заменять одни звуки другими, пропускать их, ему бывает трудно произносить длинные слова и часть слогов он пропускает.
Для II степени характерны выраженные дефекты речи, но при этом окружающим понятно, что говорит ребенок.Лечение дизартрии первой и второй степени наиболее успешно.
Речь ребенка с дизартрией III степени понятна родителям и близким людям, посторонний человек навряд ли сможет понять его слова.
При IV степени заболевания речь может отсутствовать или быть не понятной даже родителям.
Важно понимать, что не зависимо от степени и вида дизартрия требует обращения к специалистам.
Дизартрия в 75% случаях является сопутствующим заболеванием у детей с ДЦП (детский церебральный паралич) и имеет те же причины.
Дизартрия может развиться из-за сложно протекающей беременности или тяжелых родов. Этому способствуют следующие факторы:
Также к развитию дизартрии у детей приводят:
Для диагностика дизартрии необходима консультация детского невролога и психолога, логопеда. Комплексное обследование включает в себя следующие исследования:
Логопед для постановки диагноза дизартрия у ребенка оценивает речь, работу мышц лица, письменную речь у детей старше 6 лет. Для оценки речи специалист обращает внимание на ее темп, ошибки в произношении звуков, словарный запас.
Дизартрия у детей требует комплексного лечения (медикаментозное, логопедическое, вспомогательные методы).
Медикаментозное лечение состоит в терапии неврологического заболевания приведшего к дизартрии, приеме ноотропов (энцифобал, церепро, фенибут и другие). Эти препараты улучшают работу мозга, память, умственную и познавательную деятельность ребенка.
Занятия с логопедом очень важны при лечении дизартрии у детей. Специалист составляет индивидуальную речевую карту, на основе которой строится план индивидуальных или групповых занятий. В ходе логопедической терапии внимание уделяется развитию артикуляции (специальная гимнастика, логопедический массаж), мелкой моторике (пальчиковые игры), речевого дыхания (специальная гимнастика), правильному произношению. Занятия проходят в игровой форме.
Для лечения дизартрии у детей широко применяется ЛФК, специальный и точечный массажи, лечебные ванны, иглоукалывание, физиотерапевтические процедуры, песочная и изотерапия, дельфинотерапия.
Важно, что результат может быть достигнут и закреплен при условии домашней работы родителей с ребенком.
Родители должны поддерживать ребенка, мягко поясняя, что развивать речь нужно и что он обязательно достигнет результата.
Специалисты рекомендуют следующие упражнения, помогающие в домашних условиях бороться с дизартрией у детей:
Важно, чтобы родители понимали опасность самолечения и необходимость регулярного наблюдения у детского невролога, психолога и логопеда.
Родители, столкнувшиеся с проблемой дизартрии у детей, не должны отчаиваться своевременно начатое лечение помогает если не полностью восстановить речь, то добиться существенных результатов. Внимание и забота, помощь ребенку с принятием его особенностей залог успешной терапии.
psihter.ru
Дизартрия относится к тяжёлым неврологическим недугам. Выражается в нарушении речи – дети заменяют одни звуки другими, прибегают к недопустимой артикуляции, не могут уследить за правильным тоном и интонацией.
Любая степень заболевания приводит к сложностям в освоении письменной речи. Больным ребятам не удаётся правильно выстроить связи в предложениях, они ошибаются в употреблении предлогов, искажают слова. Поэтому это нарушение требует как лечения, так и особого педагогического подхода. Частично помочь крохе могут и любящие родители – для этого есть специальные упражнения и массаж.
Основной причиной этой патологии является детский церебральный паралич. Повреждения нервной системы возникают с рождения до 2 лет, в период раннего развития крохи.
Также причиной могут послужить:
Диагностировать проблему со здоровьем речевого аппарата можно по невнятной и малопонятной речи. Груднички плохо сосут грудь или бутылочку, часто срыгивают. В более позднем возрасте у крохи отсутствует характерный детский лепет. Первые слова появляются только к 2,5 годам.
Основные признаки:
У ребёнка старшего возраста обнаруживается небольшой словарный запас. Он неправильно выстраивает предложения. Иногда отмечается дисграфия. Нарушения мелкой моторики выражаются в отказе шнуровать ботинки, вырезать ножницами одной рукой или застёгивать пуговицы – детям сложно справиться с собственными пальчиками.
В школьном возрасте дети выглядят неуклюже. Неуверенно двигаются, им сложно выполнять физические или танцевальные упражнения. Не удаётся контролировать силу нажима ручки и карандаша – почерк очень плохой.
О том, что делать родителям, если ребенок не говорит в 2-3 года, читайте здесь.
Врачи различают четыре основных степени дизартрии:
При осложнённых формах заболевания у детей поражается мозжечок, корковые и подкорковые области мозга. В будущем дефект приводит к плохой адаптации в социуме, искажению слухового восприятия речи.
Диагностика проблем с речевым развитием проводится опытными логопедами и детскими неврологами.
Неврологи должны исключить или подтвердить патологию нервной системы. Для этого проводится МРТ, делается электроэнцефалография, и другие обследования.
Логопед оценивает качество речи, а если ребёнок старше, то и письма. Этого специалиста интересует строение речевого аппарата и анамнез развития ребёнка.
Облегчить жизнь малышу можно через совместное выполнение с ним специальной артикуляционной гимнастики.
Конкретный комплекс советует логопед, лечащий малыша. Это различные упражнения для язычка, губ, щёк и нижней челюсти. Произношение звуков улучшают при помощи скороговорок и потешек.
Мама или папа могут сами делать массаж:
Чтобы предотвратить возникновение психологического дискомфорта и комплексов с малышом нужно как можно больше общаться. Зачастую родители пренебрегают этим, что приводит к усугублению проблемы.
Можно совместно выполнять перед зеркалом артикуляционную гимнастику: открывать и закрывать рот, оскаливать зубы, вытягивать губы хоботком, и облизывать их круговыми движениями. Все тонкости домашней гимнастики родителям подскажет логопед.
Также внимание уделяется моторике пальчиков. Малыш должен играть с паззлами, конструкторами, мозаикой и кубиками. Важно регулярно давать крохе лепить из пластилина или глины, разбирать пуговицы большого размера (можно сортировать их по форме, размеру или цветам).
Другие материнские находки:
Лёгкая и стёртая форма заболевания излечивается полностью! При тяжёлой патологии возможно лишь частичное улучшение произношения – малыш становится понятен окружающим людям.
childguide.ru
Нарушение произносительной части речи и моторики у детей с дизартрией связано с органическими поражениями головного мозга и центральной нервной системы. Это говорит о том, что лишь одними занятиями с логопедом лечение данной патологии не должно ограничиваться. В данном случае большую роль в дальнейшей жизни малыша играет комплексный подход к решению проблемы.
Комплексный подход к лечению дизартрии у детей включает в себя использование различных методов терапевтического воздействия:
Медикаментозная терапия при дизартрии имеет своей целью улучшение умственной и интеллектуальной деятельности ребенка. Специальных лекарств от данной болезни не существует, поэтому врачам приходится обходиться неспецифическими средствами из группы ноотропов, которые безопасны для малышей. К таким препаратам, которые улучшают память и внимание, стимулируют умственную и познавательную деятельность, положительно влияют на образование и развитие интеллектуальных навыков, улучшают обучаемость ребенка, можно отнести:
Остальные препараты (противосудорожные, сосудистые, метаболические и седативные) назначают маленьким пациентам лишь в связи с основным заболеванием, на фоне которого развивается дизартрия, например, при ДЦП.
Коррекционная работа с детьми, которым выставлен диагноз «дизартрия», заключается не только в том, чтобы сделать их речь понятной для окружающих, но и в улучшении лексического запаса, освоении навыков чтения и письма, развитии пространственного мышления.
Программа коррекционных занятий при дизартрии у детей состоит из следующих этапов:
Обычно такие занятия проводятся логопедом в специализированных детских заведениях. При легкой степени дизартрии дети просто проходят курс коррекции речи и возвращаются домой с последующим обучением в обычной школе. Если же поражения головного мозга и ЦНС тяжелы, как, например, при ДЦП, дети обучаются в специализированных заведениях (интернатах) на постоянной основе под контролем специалистов.
Наука о логопедической коррекции дизартрии у детей с ДЦП берет сове начало еще в середине ХХ столетия. Тогда же были сформулированы основные фонетические принципы устранения нарушений речи:
Моменты, которые надо учитывать в коррекционной работе при ДЦП:
Переоценить важность логопедического массажа при дизартрии у детей очень трудно, ведь нарушения речи у них чаще всего связаны повышенным или сильно пониженным тонусом мышц лица и артикуляционного аппарата. Это затрудняет различные коррекционные мероприятия по развитию речи у малышей. Для того, чтобы логопедическая коррекция дизартрии приносила хорошие результаты, каждое такое занятие рекомендуется начинать именно с массажа, при необходимости добавляя элементы артикуляционной гимнастики.
Логопедический массаж при дизартрии у детей включает в себя такие направления:
Массаж при отсутствии противопоказаний проводится специально обученным специалистом. Хотя некоторые элементы массажа доступны и родителям малыша после того, как логопед или медработник, в совершенстве овладевший элементами массажа, покажет, как их правильно выполнять.
Массаж зачастую проводится курсами от 10 до 20 процедур, длительность которых постепенно возрастает с 5 до 25 минут.
Посредством массажа достигается:
Занятия с логопедом играют большую роль в развитии речи при дизартрии у детей. При комплексном подходе с учетом тяжести заболевания и сопутствующих патологий можно добиться неплохих результатов.
Логопедические занятия при дизартрии у детей проводятся в игровой форме и состоят из серии специальных упражнений, описанных в индивидуальной речевой карте маленького пациента. Эти упражнения подбираются с учетом особенностей речи пациента, связанной с нарушениями определенных отделов головного мозга. Длительность курса логопедических занятий зависит от скорости усвоения малышом речевых навыков, ну и, конечно же, от степени тяжести самой патологии.
Распространенные типы упражнений, используемые для коррекции речи у детей с дизартрией:
Занятия с логопедом могут проходить в индивидуальном порядке или в специализированных группах и классах садиков и школ, а также в специализированных учебных заведениях. Проводятся занятия в следующей последовательности:
Комплекс артикуляционных упражнений при дизартрии у детей может включать в себя как упражнения для общего развития речи, так и специальные серии упражнений, направленных на коррекцию произношения отдельных звуков.
Основной комплекс артикуляционной гимнастики для детей состоит из 10 упражнений с игровыми названиями, привлекательными для малышей:
Дыхательная недостаточность при дизартрии у детей проявляется в неправильном типе дыхания и коротком речевом выдохе. Упражнения для коррекции дыхательной функции направлены на формирование речевого и физиологического дыхания у детей с дизартрией.
Целью дыхательной гимнастики является увеличение объема дыхания, нормализация его ритма, выработка плавного, длительного и экономного выдоха.
Комплекс упражнений состоит из различных серий, включающих:
Как и в случае артикуляционной гимнастики упражнения на развитие речевого дыхания имеют привлекательные для детишек названия, проводятся в игровой, понятной для ребенка форме логопедом, имеющим опыт работы с такими детками. Малышам предлагают задуть «свечу», раздуть «костер», воспроизвести гудок паровоза или шипение кошки, поиграть на самодельных духовых инструментах, изготовленных из колпачков ручек или фломастеров и т.д. Основной упор делается на том, чтобы заинтересовать ребенка в занятиях и дать почувствовать себя полноценным человеком.
Для всестороннего формирования речи ребенка с дизартрией важно научить ребенка не только говорить, но и воспринимать речь на слух. Если ребенок не умеет слушать и правильно понимать речь других, то у него намного легче будет сформировать правильное произношение звуков и слов.
Целью упражнений по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией является:
Обычно такие занятия проводятся в группах, чтобы повысить заинтересованность малышей в занятиях и на практике обучить их различным способам коммуникации. А вот формирование правильного звукопроизношения происходит уже во время индивидуальных занятий.
ilive.com.ua