Для любящего родителя успеваемость детей в школе часто становится самоцелью и способом определения их будущей успешности.
Именно поэтому так часто возникают ситуации, когда ребенок плохо учится: что делать и как бороться с неуспеваемостью, большинство родителей не знает. В качестве аргумента для детей все чаще выступают угрозы или долгие беседы. Но как быть, если малыш не может усвоить всю информацию уже в 1 классе?
Очень часто родители начинают беспокоиться о том, что ребенок плохо учится, когда появление двоек и троек в дневнике становится нормой. И чем позже начинается выяснение истинных проблем, чем позже внимание родителей переключается с бытовых проблем на свое чадо, тем меньше вероятность исправить ситуацию.
Среди наиболее распространенных причин плохой успеваемости можно выделить следующие:
Только после тщательного анализа конкретной ситуации можно пробовать давать какие-то советы или рекомендации о том, что делать, если ребенок плохо учится. Не выяснив истинную причину, родители рискуют потерять взаимопонимание со своим чадом и еще больше настроить его против учебы.
Независимо от того, где учится ребенок: во 2 классе или в 11 – именно родители должны стать той силой, которая поможет школьнику найти выход из тупика, начать полноценно учиться не для того, чтобы получить оценку или поощрение, а чтобы впитать знания.
Рекомендуем: Что делать, если дети не слушаются?
Не стоит жаловаться всем, что ребенок учится на двойки: что делать в такой ситуации, должен подсказать опытный педагог или квалифицированный психолог, но не сосед по лестничной клетке с рекомендацией «выпороть, как следует».
Для каждого родителя отметки в дневнике могут быть и огорчением, и поводом для гордости. Но не стоит забывать, что любить своего ребенка следует независимо от оценок в его дневнике. Если же туда прокрались двойки и тройки, то задача родителей – сделать все возможное для их исправления вместе со своим малышом.Автор: Людмила Тихомирова
И самый главный советЕсли вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:
www.grc-eka.ru
Автор: Наталия Свиридова, педагог
Ребенок плохо учится – знакомо? Часто родители младших школьников жалуются на то, что их дети, закончив первый или второй класс с отличными отметками, к концу начальной школы съезжают до троек и даже двоек. Родительскую обеспокоенность можно понять, ведь они наблюдают своего малыша с рождения и помнят, когда и как он начал читать, считать, его успехи в детском саду. В общем, знают его способности и потенциал. Что же изменилось сейчас? Почему ребенок плохо учится? Школа и учительница те же, способности малыша остались при нем, а вот результат оставляет желать лучшего.
Родители ищут причины, почему ребенок плохо учится в школе, и что делать, чтобы вернуть хорошие отметки. Корнем всех бед называют лень, а в качестве методов воздействия на ребенка выбирают различные виды наказания, пытаются взывать к совести, беседуя с ребенком. Как правило, если и есть результат, то он недолговечен.
В этой статье я попробую объяснить причину, почему ребенок стал плохо учиться, на примере своих учеников, применив знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Почему системно-векторная психология? Это наука, которая на сегодняшний момент дает полную картину развития психики человека, глубоко исследует процессы, происходящие в бессознательном, и четко отвечает на многие вопросы, которые до сих пор оставались нераскрытыми. Эта психология является практическим инструментом, с помощью которого можно решить многие детские, да и другие проблемы, тем более понять, почему ребенок стал плохо учиться.
Системно-векторная психология рассматривает восемь составляющих психики – восемь векторов. Каждый вектор имеет свой определенный набор свойств и желаний.
Ребенок рождается с уже заданными от природы векторами, которые находятся в неразвитом состоянии. До окончания пубертата, то есть переходного периода, у детей должно произойти развитие психики — свойств, заданных векторами. Дальше уже идет реализация того, что развилось. Для успешного созревания ребенка необходимы благоприятные условия, они же помогают ему учиться.
Что имеется в виду под «благоприятными условиями»? У человека, как и у животного, есть базовая задача – сохранить свою целостность или, другими словами, жизнь. Взрослый человек способен сохранить себя сам. Что касается ребенка, то для него до 16 лет главным гарантом безопасности является мама. Именно она дает чувство защищенности, которое не имеет ничего общего с материальными вещами. Никакие дорогие игрушки, красивые коляски, модные вещи, красочные книжки не заменят его. Ощущение защищенности и безопасности — это и есть та среда, в которой ребенок сможет развить свои природные качества по максимуму. Не трудно понять, что нормальное психологическое состояние матери играет здесь наиважнейшую роль и стоит на первом месте как профилактика того, чтобы ребенок не стал плохо учиться.
Да, дети разные. Один шустрый, быстро запоминает, быстро пишет, сообразительный, любит соревноваться — имеет кожный вектор в своей психике. Другой спокойный, внимательный, не спеша думает, вникает во все детали, не любит соревноваться — имеет анальный вектор. А третьего вообще не поймешь: у него своя дорога, и он не прислушивается к замечаниям, делает только то, что ему интересно, независимый — уретральный вектор.
Кожный, уретральный, анальный, а также мышечный являются нижними векторами. Они отвечают за либидо, адаптацию и сохранение жизни. Верхние вектора – зрительный, обонятельный, оральный, звуковой. Они задают направление, формируют интеллект. Психика современного человека состоит в основном из 4-5 векторов, следовательно, и свойства всех этих векторов будут проявлены.
Например, анально-зрительный ребенок имеет свойства двух векторов. Анальный вектор дает хорошую память, усидчивость, внимательность. А зрительный вектор наделяет человека образным интеллектом, огромной способностью к познанию. Поэтому такие дети при благоприятных условиях прекрасно учатся, побеждают на олимпиадах, заканчивают школу с золотой медалью, университет с красным дипломом. И в дальнейшем могут стать лучшими профессионалами.
Но если условия, в которых находится ребенок, оставляют желать лучшего, если он теряет чувство защищенности и безопасности, то его свойства не могут развиваться в полной мере. Малыш будет испытывать стресс на бессознательном уровне и плохо учиться, потому что все силы будут уходить на нейтрализацию негативных факторов. Последствием этого могут быть и неадекватное поведение, и различные психосоматические заболевания.
Индивидуальные занятия с детьми позволяют мне установить близкий контакт с учениками, их родителями и увидеть ситуацию в семье изнутри. А понимание глубинных бессознательных процессов, происходящих в психике ребенка, позволяет выявить причину многих проблем, в том числе, почему ребенок плохо учится в школе.
У меня есть прекрасный ученик Слава, обладатель кожного, анального и зрительного векторов. О нем я писала здесь. Я начала заниматься со Славой, когда он был во втором классе. Прекрасная память, сообразительность, усидчивость, прилежность – это именно те качества, которые помогают мальчику отлично учиться. Он любит читать энциклопедии, поэтому часто удивляет меня своей эрудированностью. Я была также довольна его успехами в изучении иностранного языка. По результатам он намного опережал других ребят-второклассников.
Мы встретились в новом учебном году, в третьем классе. И здесь меня ждало разочарование. Куда делась быстрота реакции, сообразительность, прекрасная память? Слава скатился на уровень среднего ученика. Я недоумевала, почему ребенок стал плохо учиться в школе. Сначала предположила, что не вошел в ритм после летних каникул. Но и через 2 месяца результат был такой же. Более того, появились проблемы в дисциплине: несделанные домашние задания, потерянные тетради и так далее. Казалось, он не хочет учиться…
Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана помогли мне расставить все по местам.
Чтобы разобраться, почему ребенок стал плохо учиться, напишу немного о ситуации в семье Славы. Мама с папой в разводе. Занимались мы с ним у его прадедушки и прабабушки, и у них же Слава часто жил. Маме некогда, говорил Слава, у нее много дел. Но мама присутствовала в его жизни, это было видно. Малыш часто рассказывал про их совместные походы в кино, говорил о том, что мама готовит, что говорит.
На следующий год мы уже встретились в квартире мамы. Оказалось, что у Славы появился новый папа. Я порадовалась, наконец-то он будет жить в семье. Но все быстро закончилось. В связи с непредвиденными обстоятельствами маме пришлось уехать, и вот опять мы занимаемся у прадедушки и прабабушки.
Не буду вдаваться в подробности всех жизненных перипетий этой семьи. Для меня было очевидным, что все это неблагоприятным образом отразилось на состоянии Славы. Как следствие, ребенок стал плохо учиться.
Не сразу я поняла, что происходит. Поэтому пыталась воздействовать на Славу разными методами: пробовала ставить двойки, чтобы стимулировать его к учебе, вела беседы. Но безрезультатно. Видно было, что мальчик старается, ему хочется и порадовать меня, и похвастаться успехами перед бабушкой, но что-то ему мешает это сделать.
После очередного невыполненного задания я поняла, что это не банальная лень или нежелание учиться. И неожиданно сказала: «Тебе, наверное, очень тяжело, малыш. Понимаю. Мама ведь не всегда рядом». Слава поднял на меня глаза и… заплакал. Увидеть слезы у этого мальчишки было для меня сюрпризом. Он ни разу, ни при каких обстоятельствах не показывал своего расстройства. Очень спокойное ровное отношение ко всему. А тут… Совсем, видимо, несладко ему живется. Что тут удивляться, что ребенок стал плохо учиться.
Конечно, сам мальчик не сможет объяснить, что с ним происходит, он этого не осознает. Он просто чувствует дискомфорт от того, что мамы нет рядом, у мамы проблемы, она нервничает, ей плохо. Малыш переживает стресс от потери чувства защищенности и безопасности, и это отражается на его состоянии и, как следствие, учебе.
Приведу еще один случай из практики, который наглядно показывает роль родителей в том, что дети плохо учатся в школе. Об этом мальчике я писала здесь.
В этом году Вадим радует меня своими успехами. Хотя он так же периодически зависает на уроках. Но я стараюсь показать ему, что понимаю его. И мы даже можем посмеяться над ситуацией. Например, я что-то объясняю и замечаю, что Вадим ушел в себя. Я замолкаю и жду. Тишина может длиться от 15 до 30 секунд. Потом он вздрагивает, ойкает, приходит в себя, извиняется, говорит, что немного задумался. Обычно я отвечаю: «Ничего страшного. Я тебя жду». Эти слова его немного веселят, и мы продолжаем дальше.
А ведь можно было реагировать по-другому на эти зависания. Так, как часто делают учителя и родители, не знакомые с системно-векторной психологией, жалуясь, что ребенок не слышит их и потому плохо учится в школе. Они не знают, что такой уход в себя является свойством звукового вектора и показывает, что в повседневной жизни он испытывает сверхдавление, которое не может адаптировать. Можно было кричать, читать нотации, трясти. Но это только ухудшало бы ситуацию.
Как я уже писала, в семье Вадима не самая лучшая обстановка для звукового ребенка. Я была свидетелем только пары случаев, когда родители разговаривали на повышенных тонах. Более того, папа говорил не только очень громко, но и грубо. Для ребенка со звуковым вектором это является сверхдавлением на его сверхчувствительную зону – уши.
В этом году у Вадима были проблемы с домашними заданиями, ребенок стал плохо учиться в школе.Кожно-анальный мальчик со звуковым и зрительным векторами очень быстро схватывает новый материал. На объяснение я трачу мало времени. Интересно наблюдать, как он хочет учиться, как начинает строить причинно-следственные связи (это свойства кожного вектора), задавая уточняющие вопросы (свойства анального вектора), и пытается сложить четкую картинку нового грамматического материала (зрительный вектор).
Затем мы приступаем к упражнениям. Проблем нет. Все ясно и понятно. Задаю домашнее задание. Но на следующий урок его проверка показывает, что материал не усвоен, очень много ошибок. Ну что ж, все бывает. Нужно время, чтобы все хорошенько уложилось. Еще раз повторяем, еще раз объясняю. Опять все хорошо, проблем нет. Задаю домашнее задание. На следующий урок все повторяется: огромное количество ошибок.
И так у нас продолжалось 4 занятия. Да, тема была не самая легкая, да, не всегда все получается сразу. Но с Вадимом если такое и было, то не так долго. Почему ребенок плохо учится?
Наконец, пришло понимание, что здесь что-то не так. Я начала спрашивать, как Вадим делает мои домашние задания. Оказалось, иногда это происходит в спешке. Поговорили с мальчиком об умении концентрироваться, о спокойной обстановке, чтобы было время, и не надо было никуда спешить.
И вот я проверяю домашнее задание в очередной раз и не могу сдержать возглас досады: «Опять куча ошибок! Да что же это такое!» Хочу понять, почему ребенок плохо учится. Смотрю на Вадима, а у него в глазах слезы: «Я все сделал, как вы говорили… Я…я концентрировался, но… я не мог сконцентрироваться… Знаете, как трудно это сделать, когда мама с папой ругаются, они так сильно кричат, что я не могу думать».
Вот и вся разгадка. Причина не в лени, не в нежелании учиться, а в родителях, которые решают свои проблемы и не знают, как это влияет на их ребенка.
Непередаваемое ощущение – понимать своего ребенка, понимать глубинные процессы, происходящие в его психике, увидеть в его глазах благодарность за это понимание.
Чтобы стать хорошими родителями, создать благоприятные условия для полноценного развития своих детей, не нужно заканчивать высшие учебные заведения. Сегодня достаточно пройти тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Начать можно с бесплатных онлайн-лекций. Регистрация здесь.
Автор: Наталия Свиридова, педагог
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия БурланаРаздел: Педагогика
19 Апр, 2016 Комментариев: 2 Просмотров: 8484
svp.expert
«Этот ребенок не хочет учиться совсем! Таким умным, сообразительным рос. В 2 года уже буквы и цвета знал. А как стихи читал — все на детской площадке завидовали. А теперь, как подменили…Почему у него такая неприязнь к школе?» Такие восклицания родителей не редкость. Довольно часто к психологам обращаются родители детей, которые не желают учиться, ходить в школу, не проявляют интереса к учебе как таковой. Мамы и бабушки (а именно они зачастую занимаются их образованием) бьют тревогу, ругают, стыдят, рисуют «лентяю» неблаговидное будущее, требуют, а иногда дело доходит и до ремня. Затем в бессилии что-либо сделать ищут помощи у психолога. Попробуем разобраться, почему дети не хотят учиться, кто в этом виноват и что делать.
Среди причин, по которым дети не хотят учиться в школе, можно выделить основные 5. Прочитать их следует родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, абсолютно беспристрастно, не примеряя написанное на себя. Затем, спокойно обдумав прочитанное, поразмыслить, чем описанное напоминает реальные проблемы, возникшие в их жизни, с которыми столкнулись их дети. В следующем разделе будут даны советы для выхода из описанных ситуаций.
Этот случай довольно распространен в наше время. Родив малыша, мама опекает каждый его шаг, каждое слово, каждое действие. Когда ребенок начинает учиться в школе, мама делает вместе с ним (а иногда практически за него) домашнее задание, собирает ему портфель, она находится всегда в курсе всех школьных дел. Сам ребенок совершенно лишается права голоса, также у него пропадает надобность думать и самостоятельно что-то делать. Все уже решено мамой. Иногда в роли тотального «опекуна» выступает бабушка.
Что при этом чувствует мама (бабушка)? Отдавая себе отчет в том, что учиться в настоящее время в школе довольно сложно, она принимает на себя право помощи «маленькому, несмышленому» ребенку. Также в настоящее время среди мам распространен такой лозунг: «Я сделаю для своего ребенка все!» Помощь и внимание — это очень важно для малыша, если не перегибать палку.
Еще одна похожая ситуация — тотальный контроль. Она отличается от предыдущей тем, что родитель не стремится сам делать за ребенка его школьные обязанности, но постоянно отдает приказы, которые малыш исполняет. Процесс выполнения уроков регулируется из-за плеча бдительным контролером, дети садятся за уроки не тогда, когда хотят, а когда прикажут, сбор рюкзака также происходит под настоятельные «советы» диктатора. Но итог при данном поведении родителей такой же: у сына или дочери полностью отсутствует ответственность, касаемая школьных дел.
В итоге ребенок не хочет учиться. Что в первую очередь делают родители, чтобы обучение в школе (в частности оценки) не пострадало? В первом случае увеличивают опеку, во втором — контроль. Если продолжать в том же духе, можно «сломать» волю ребенка. А у тех, кто еще сопротивляется, подобное поведение вызывает протесты: скандалы, конфликты, лень, прогулы, неприязнь к школе.
Если ребенок с детства обладает выдающимися способностями, родители прочат ему блестящее будущее. Каково же бывает их разочарование, когда маленький гений вдруг заявляет, что ему не интересно в школе и ничему учиться он не хочет. Такие дети ходят на уроки из-под палки, в итоге страдает успеваемость. На мам и пап обрушиваются многочисленные жалобы учителей, а классный руководитель просит принять меры. А родители не знают, что делать, не представляют, как побороть его лень.
Выше был рассмотрен отрицательный пример чрезмерной опеки ребенка. Есть и другая сторона монеты: дети, фактически воспитывающиеся «на улице», могут иметь хорошие природные данные, касающиеся умственного развития, но недостаток родительского внимания и общения с образованными людьми не дает развиться у таких детей познавательному интересу. Другими словами, дети не имеют потребности в узнавании чего-то нового. Если благодаря природным данным в начальной школе они могут учиться хорошо, то в средних классах возникают проблемы – ребенок не видит смысла в обучении. И родители зачастую ничего с этим не могут поделать.
Часто дети не хотят ходить в школу из-за сложностей с одноклассниками или учителями. В данной ситуации нежелание учиться выступает вторичным фактором. Ребенок тратит свою энергию и внимание на проблемы, а на обучение сил не хватает.
Дети с различными заболеваниями, о которых известно классному руководителю и учителям, часто симулируют приступы и недомогания. Все их жалеют, делают поблажки, относятся снисходительно. Дома можно прикинуться больным и не пойти на уроки, а если совсем надоест учиться, то можно и лечь в больницу. Самое главное: никто строго за прогулы не спросит, приличную оценку «натянут» из жалости. Тогда у ребенка возникает резонный вопрос: зачем прилежно учиться и ходить в школу, если и так все будет?
Мы рассмотрели некоторые причины, по которым ребенок не хочет учиться. Теперь перейдем к самому интересному. Какие советы можно дать родителям? Будем разбирать так же, по ситуациям.
Также, по мнению психолога, если ребенок явно отличается от одноклассников высотой уровня развития и скучает на уроке, стоит подобрать для него специализированную школу, где усложненная программа поможет ему почувствовать «вкус новых знаний». Это положительно отразится на успеваемости.
Часто детская душа — потемки для родителей. Советы психолога помогут разобраться в возможных причинах неприятия школы и учебы. Но всегда легче предупредить, чем потом разбираться в случившемся, задаваться вопросом: «Почему?» и думать, что делать.
Советы для родителей дошколят помогут в будущем предупредить нежелание учиться.
Что делать, если ребенок не хочет учиться? В первую очередь, не обвинять его! Взрослым нужно присмотреться к ситуации, найти причину и продумать ее решение. При желании всегда можно обратиться к профессиональному психологу, который поможет разобраться в случившемся и подскажет правильный выход. Мира и спокойствия вашей семье!
agushkin.ru
Если верить статистике, около 20% детей осваивают школьную программу с трудом и получают двойки по нескольким предметам. Но любого неуспевающего ученика можно заинтересовать учебой и настроить на хорошие результаты, главное, чтобы родители сумели вовремя выяснить, почему ребенок плохо учится. Только так можно понять, какие меры можно предпринять для повышения его успеваемости.
Наиболее частой причиной плохой успеваемости психологи называют отсутствие у ребенка склонности к изучению предмета. Ребенку со склонностью к гуманитарным предметам плохо дается математика, физика, химия, информатика, черчение и другие точные науки. Однако если даже ученик делает успехи в литературе, географии, истории и русском языке, постоянные неудачи в изучении других предметов могут подавить его интерес к учебе в целом.
Также школьная успеваемость очень сильно зависит от способности ребенка выстраивать отношения с одноклассниками и учителями. Эти навыки могут быть плохо развиты из-за недостаточного общения с родителями. Если родители не поддерживают ребенка и не уделяют ему достаточно внимания, ему очень сложно научиться правильному общению со сверстниками и взрослыми. Например, нередки ситуации, когда ребенок стал плохо учиться после развода родителей или других серьезных изменений в жизни, при которых у родителей нет времени на него.
Если ребенок плохо учится в школе, причиной тому также может служить отсутствие навыков самодисциплины. Трудно заниматься, когда вокруг столько соблазнов: хочется на улицу или посмотреть интересный фильм. Когда у ребенка нет четкого режима дня после школы, а родители только спрашивают его весь день, сделал ли он уроки, сложно ожидать каких-то результатов. Он будет постоянно отвлекаться, так как не умеет правильно планировать свое время, и в итоге домашние занятия будут бесполезны: ребенок будет выполнять их на скорую руку в самый последний момент.
Еще одной причиной плохой успеваемости могут быть индивидуальные особенности ребенка: плохая память, невнимательность, медлительность. Школа не может подойти к каждому ребенку индивидуально, поэтому развивать в нем способности к эффективному обучению должны родители. Например, если ребенок плохо учится в школе, а дома, занимаясь с родителями, он показывает хорошие результаты, это может означать, что ему сложно усваивать информацию или проявлять себя в той обстановке. Возможно, он смущается, когда учитель задает ему вопросы, и потому получает плохие оценки. Задача родителей – понять, из-за чего ребенок учится плохо, и помочь ему преодолеть сложности.
Если ребенок плохо учится, родителям важно обратить внимание на свои отношения с ним. Нельзя ожидать от ребенка высокой успеваемости, если постоянно ругать и наказывать его за плохие оценки и требовать результатов, не оказывая ему никакой поддержки.
Развивайте интерес к знаниям. Устойчивый познавательный интерес не формируется в одно мгновенье, а школьная программа не рассчитана на то, чтобы прививать его ученикам. Поэтому родителям важно постоянно увлекать ребенка процессом получения знаний, и тогда он будет учиться не ради хороших оценок и похвал, а для совершенствования своей личности. Прививайте ребенку любовь к чтению и обсуждайте с ним прочитанное, рассказывайте ему что-то новое и интересное, чтобы вызвать в нем стремление получать знания самостоятельно.
Сформируйте у ребенка ситуации успеха. Обязательно найдите какую-нибудь сферу деятельности, в которой ребенок сможет реализовать себя. Это должно быть какое-то занятие, которое нравится ему и где он показывает хорошие результаты, будь то спорт или творчество. Хвалите ребенка за достижения и концентрируйте его внимание на них. Так он сможет чувствовать себя уверенно, и постепенно успешность распространится на другие сферы его жизни, в том числе и на учебу.
Оказывайте поддержку. Старайтесь показывать ребенку, что ваше отношение к нему не меняется независимо от оценок, которые он получает в школе. Когда у него что-то не получается – поддержите и заверьте, что он обязательно справится. Если действовать наоборот, демонстрируя радость, только когда ребенок получил «пятерку», он будет бояться неудач, а постоянная тревожность серьезно помешает нормальной учебе.
Отдельно стоит остановиться на том, как помогать ребенку с выполнением домашних заданий.
В случаях, когда ребенок стал плохо учиться, многие родители стараются изо всех сил подтянуть его, занимаясь с ним дома слишком активно. А что делать, ребенок учится плохо, и ради хороших оценок родители практически полностью выполняют домашние задания за него. Но это ничуть не помогает ребенку включиться в процесс учебы, а только расслабляет его и не дает подтянуть знания.
Когда ребенок плохо учится, заниматься с ним дома нужно так, чтобы он самостоятельно выполнял заданные уроки. Родительская помощь должна ограничиваться объяснениями или подсказками, если он чего-нибудь не понимает. Но она не должна быть постоянной. Можно помогать ребенку с выполнением особенно сложной работы, однако следует стремиться к тому, чтобы со временем он научился справляться с уроками самостоятельно. Чтобы организовать домашние занятия наиболее эффективно, придерживайтесь следующих правил:
И помните: даже если ребенок учится плохо, нельзя, чтобы его единственной обязанностью были домашние задания. Привлекайте его к работе по дому и другим делам, чтобы он учился ценить и планировать свое время в течение дня, а также приступать к работе без промедлений.
Оцените статью:mezhdunami.net
Накануне начала нового учебного года многих родителей начинает волновать это вопрос
Хорошие оценки – повод для гордости родителей и учителей, шанс успешно поступить в ВУЗ и обеспечить удачный старт в будущее. Но отнюдь не все дети показывают блестящие результаты, одни носят двойки с первого класса, другие – с четвертого, третьи – скатываются в неуспеваемость к пубертату. Почему так происходит и можно ли помочь школьнику?
Детство гения
Прежде всего следует знать, что успехи в освоении школьной программы – не показатель будущей успешности или таланта человека. У многих великих людей были проблемы с учителями и учебными заведениями. Великий естествоиспытатель Карл Линней успевал настолько плохо, что преподаватели советовали родителям забрать мальчика из гимназии и отправить в ремесленники. Будущего изобретателя Томаса Эдисона американские учителя посчитали умственно отсталым. Мэрилин Монро до конца дней писала с чудовищными грамматическими ошибками. Альберт Эйнштейн в гимназии отставал по всем предметам, кроме математики. К сожалению, гениев среди двоечников гораздо меньше, чем обычных детей, которые по тем или иным, как правило, подлежащим корректировке причинам не осваивают школьную программу. Что мешает ребенку учиться?
1. Дисфункция мозга. Легкая степень умственной отсталости не всегда диагностируется вовремя, в особенности если ребенок проявляет способности в какой-то области – хорошо запоминает информацию, старательно выводит буквы, учит стихи, рисует. Но как только дело доходит до алгебраических или химических формул, сложных правил русского языка, его интеллекта не хватает для анализа новых знаний и построения логических цепочек.
2. Отставание в развитии. По каким-то причинам мозг школьника «взрослеет» медленней, чем у сверстников. Причиной может быть алкогольный синдром плода, госпитальный синдром (встречается у детдомовцев и детей, долго лежавших без мам в больнице), инсульт, травма головы, тяжелая затяжная болезнь, несколько операций с наркозом, сильная психотравма.
3. Проблемы с получением информации. Плохое зрение или слух, повышенная утомляемость мешают ребенку учиться, верно понять преподавателя и точно ответить ему. В первых классах снижение слуха и особенно зрения может произойти внезапно и быстро.
4. Проблемы с восприятием информации. Аутизм с выборочным подходом к предметам, гипервозбудимость, мешающая сконцентрироваться на словах учителя. Интеллект сохранен, но получить знания затруднительно.
5. Проблемы с обработкой информации. Дислексия, дисграфия и дискалькулия – патологическое неумение читать, писать (особенно грамотно) и воспринимать печатное слово. Маме с учительницей кажется, что ребенок ленится, а он просто не видит разницы между «ещё» и «исчо».
6. Нелады с учебной обстановкой. Учителя – тоже люди. Не всякий учитель способен наладить контакт с любым ребенком, особенно если тот выделяется из коллектива. Маленький нонконформист, умник, грубиян, плакса или задира порой вызывает отторжение у преподавателей. А конфликт со сверстниками, моббинг в классе тоже не способствуют пятеркам.
7. Несчастье в семье. Развод родителей, болезнь или смерть близкого человека, семейное насилие, алкоголизм, финансовые или карьерные проблемы родителей – всё это неизбежно сказывается на оценках.
8. Психологические сложности. Ребенок слишком застенчив, чтобы отвечать у доски, или слишком самоуверен, чтобы делать домашние задания, не привык к регулярным занятиям, «врос» в образ двоечника и гадкого утенка и т.д.
9. Затруднения с мотивацией. Нет внутренних оснований для успешной учебы. Ребенку скучно на занятиях, зато он реализуется в спортшколе, на самодеятельных концертах или в дворовой компании, ему не нужны литература, история и т.д. Или, в очень редких случаях, мальчик или девочка с младших классов уже знают, кем хотят стать, и наотрез отказываются осваивать знания, помимо тех, которые ведут к этой цели.
Комплекс из нескольких причин. Возможно и неудачное совпадение обстоятельств – сложный ребенок, затяжная болезнь, неделикатный, нечуткий преподаватель, конфликт со сверстниками – и теоретически вполне способный ученик не вылезает из двоек.
Не может или не хочет?
Причин, ведущих к плохой успеваемости, очень много. Долг родителей – выяснить, что именно мешает сыну или дочери нормально учиться и постараться устранить помеху. Это не всегда очевидно. Так, причиной двоек у ребенка с плохим зрением может быть не само зрение, а уродливые, громоздкие очки, вызывающие насмешки у одноклассников. Поэтому придется запастись терпением, понаблюдать за ребенком, поговорить с ним.
Прежде, чем обращаться к специалистам, протестируйте ребенка сами. С какого расстояния он способен увидеть номер автобуса или прочесть надпись на витрине? Хорошо ли различает слово «конфета» произнесенное шепотом или тихий шорох включающегося компьютера? С каким трудом вычитает свою долю из магазинной сдачи и может ли подсчитать самостоятельно, сколько месяцев нужно копить на новый айфон? Проявляет ли бытовую смекалку в работе с простыми механизмами, в состоянии ли починить сломанный будильник, заштопать прореху, рассортировать сложную стирку? Станет ли сам читать книгу про любимых героев, напишет ли без ошибок поздравление маме, заучит ли наизусть задорный стишок? Пользуется ли компьютером и для чего именно? В состоянии ли поладить с доброжелательными и интересными сверстниками, найти контакт с умным и добрым преподавателем?
Поищите логические задачи для детей его лет, порешайте их вместе, играючи, и понаблюдайте, как он справляется. Поиграйте в настольные игры, требующие разнообразных навыков. Обсудите его опасения и тревоги по поводу учебы, спросите, что препятствует, что не нравится в школе. Уточните – возможно, он плохо себя чувствует, страдает от головных болей, приступов паники или гнева, тремора, частых мочеиспусканий. Не настаивайте, не давите на ребенка, просто оцените сохранность интеллекта, коммуникативных навыков и восприимчивости к информации.
В случае проблем со здоровьем, проконсультируйтесь с терапевтом. Снижение зрения и слуха, постоянные головные боли, тремор и сильная утомляемость – опасные симптомы. Психологические проблемы лучше решать с психологом, не дожидаясь деформации личности. Детям с дислексией, дисграфией, заиканием, аутичными чертами требуется профессиональная помощь для нормальной социализации. Если же ребенок свободно считает деньги, конструирует роботов, в состоянии справиться с барахлящим телефоном или порванными штанами, с удовольствием учит «Вредные советы», обыгрывает отца в шахматы, маму в «Зельеварение», а сверстников в «Монополию», скорее всего проблема в мотивации ребенка, а не в его интеллекте.
Дважды два – пять!
Заставить ребенка хорошо учиться практически невозможно – «выбитые» и «выплаканные» пятерки тут же превратятся в плохие оценки, стоит лишь родителям снизить контроль. Однако вытащить ребенка из двоек вполне реально – даже строгие учителя снисходительны к старательным и трудолюбивым ученикам.
Для начала поговорите с отпрыском начистоту, объясните ему, зачем именно необходимы хорошие оценки и серьёзные знания, где они пригодятся и для чего. Будьте честны с сыном или дочерью – это поможет. Объясните, зачем нужны те или иные предметы, для чего будущему космонавту неправильные глаголы, а будущей модели формула h3O. Скажите, что любите своего мальчика или девочку, верите в них, гордитесь их успехами. Отмечайте каждое достижение, хвалите за каждую хорошую оценку, выдавайте положительное подкрепление и старайтесь избегать наказаний, отрицательных подкреплений, фиксирующих негативное восприятие.
Как разовая мера может сработать перевод ребенка в другую школу, туда, где его ещё не знают как двоечника. Смена учителя и коллектива зачастую хорошо мотивирует, помогает собраться и начать учебу с чистого листа.
Не забывайте о режиме сна и отдыха, полноценном питании школьника, комфортном, тихом месте для занятий – чем лучше ребенок себя чувствует, тем лучше будет учиться. Позаботьтесь, чтобы в распорядке дня нашлось время для физической активности, прогулок, активных игр.
Очень важно, чтобы ребенок добивался успеха, испытывал интерес к занятиям в целом – неважно, будут это школьные предметы, спорт, искусство или работа с компьютером. Это поможет поднять самооценку, «распробовать» вкус побед.
В любом случае не стоит концентрироваться на одной лишь учебе в школе – куда важнее вырастить хорошего человека, чем круглого отличника. И не забывайте, что Билл Гейтс (основатель Майкрософт) и Марк Цукерберг (учредитель Фэйсбука) стали миллионерами, хотя не были успешными учениками.
www.km.ru
Отличные оценки – основание для родительской гордости. Если ребенок не отличник, а хорошист, то к этому, как правило, в семье относятся с пониманием. Но около 20% учащихся имеют успеваемость ниже среднего и причиной тому отнюдь не нежелание ребенка хорошо учиться. Иногда малыши уже с младших классов не проявляют себя как способные ученики, а порой неуспеваемость проявляется в старшей школе. Существует несколько факторов, под влиянием которых дети плохо усваивают материал школьной программы. Задача родителей – выяснить, почему их чадо плохо учится, предпринять все возможные меры для улучшения его успеваемости.
И действительно, не все отличники становятся успешными людьми. Даже напротив, многие талантливые и известные личности, выдающиеся научные, политические и культурные деятели имели определенные трудности с освоением школьной программы. Так, единственным предметом, в котором имел высокую успеваемость Альберт Эйнштейн, была математика. Известного естествоиспытателя Карла Линея преподаватели гимназии рекомендовали родителям отдать в ремесленники. Мэрилин Монро на письме совершала множество грамматических ошибок, прекрасно осознавая свою проблему. Изобретателя Томаса Эдисона в школьные годы считали умственно отсталым. Основатель Facebook Марк Цукерберг заработал миллионы, хотя никогда не был особо успешен в школе. Билл Гейтс тоже никогда не был отличником или даже круглым хорошистом, но основал многомиллионную транснациональную компанию Microsoft Corporation. Учитывая сказанное, не стоит полностью сосредотачивать внимание (свое и ребенка) на одной лишь учебе в школе. Но, к сожалению, двоечники не всегда достигают успеха. Гениев среди них не так уж много, поэтому следует помочь ребенку освоить школьную программу, скорректировав причины, которые ему мешают учиться.
Иногда задержку вызывает применение наркоза в процессе операционного вмешательства, особенно если требуется проведение нескольких операций подряд. Не всегда удается выявить отставание в развитии на ранней стадии, поскольку маленькие детки по своей природе любят учиться, они любознательны, а посему старательно заучивают стихи, выводят буквы, чертят, рисуют. Но впоследствии у них возникают трудности с запоминанием и анализом сложных правил правописания, алгебраических, физических, химических формул, им трудно строить логические цепочки.
Второй по популярности проблемой является плохой слух. Слабослышащие дети не всегда верно могут понять объяснения или вопросы преподавателя. Если нарушено восприятие информации, то получение знаний затруднено. Детки, страдающие аутизмом, например, не обделены интеллектуальными способностями, но они не могут сконцентрироваться, одни предметы могут их интересовать больше других. При таких расстройствах, как дислексия, дисграфия, дискалькулия, ребенок просто не видит разницы между буквами, словами, цифрами, его мозг не обрабатывает информацию должным образом.
Полезно знать: случается, что обычное инфекционное заболевание становится источником проблем в школе, так как ребенок много пропустил за время болезни. Даже глистная инвазия может стать причиной плохой успеваемости, поскольку детский организм болезненно реагирует на любые неполадки, как следствие у ребенка повышается утомляемость, снижается концентрация внимания.
Полезно знать: если родители постоянно ругаются и ребенок все это видит и слышит, то ему потом очень сложно сосредоточиться на выполнении уроков.
И даже в школе тревожные мысли не покидают таких малышей, поэтому им трудно воспринимать объяснения материала, которые дает учитель, отвечать на вопросы. Их мысли заняты совершенно другим, невзгодами, связанными с семейными дрязгами и конфликтными ситуациями. Неизбежно сказываются на успеваемости финансовые трудности семьи, карьерные проблемы родителей, насилие и алкоголизм в семье.
Полезно знать: школьная программа не рассчитана на индивидуальный подход, поэтому если ребенок от природы медлительный или невнимательный, то у него возникают трудности с обучением.
Задача родителей – помочь своему чаду овладеть навыками эффективной работы с информацией и развить способности к самообразованию.
Не только родителей волнует плохая успеваемость их детей, сами школьники тоже переживают по этому поводу, хотя внешне могут проявлять показное безразличие. Ученики младших классов наиболее склонны к переживаниям по поводу плохих отметок, поскольку учеба в школе имеет особое значение в их жизни. У таких деток страдает самооценка, они становятся неуверенными в себе, а давление со стороны родных в этом случае может только усугубить ситуацию.
Но подобные проблемы, как следует из сказанного выше, не материализуются из неоткуда. Память и способности к обучению у детей развиваются постепенно.
Важно: для того чтобы развитие этих функций проходило нормально с дошкольниками нужно регулярно заниматься, одновременно ограничивая поток информации.
При этом нужно следить за тем, чтобы питание чада было полноценным, так как для развития организма необходимы витамины и прочие ресурсы. Деткам, отстающим в развитии, может потребоваться посещение специальных занятий.
Объемы учебных материалов, которые предстоит осваивать ребенку уже с первого класса, просто колоссальны, поэтому особое внимание следует уделить дошкольной подготовке.
Полезно знать: в первую очередь необходимо сформировать у ребенка навыки самодисциплины, желание к самообучению, самостоятельной работе, приучить его соблюдать режим дня.
Для этого нужно интересоваться достижениями и успехами своего чада, стараться закрепить его новые умения, пройденный материал. Хотя переусердствовать в дошкольном образовании тоже не стоит, так как малыш, которому все слишком легко дается в начальных классах, может испытывать трудности в учебе в последующие годы. Или можно подумать о переводе в следующий класс.
Если ребенок плохо учится, то для начала нужно выяснить, нет ли у него проблем со здоровьем. Заподозрить ухудшение зрения можно понаблюдав за ним во время подготовки домашнего задания (если он наклоняется к тетрадке) или попросив прочитать какую-нибудь вывеску во время прогулки. Слух малыша можно проверить с помощью шепотной речи просто прошептав у него за спиной что-нибудь (например, слово конфета). Если у ребенка плохое зрение или слух, то можно попросить преподавателя пересадить его на первую парту. Вычислительные способности, смекалку можно проверить, предложив ребенку решить логические задачки, поиграв с ним в настольные игры. Если с этими задачами школьник справляется легко, то, скорее всего, проблема неуспеваемости в школе не в его здоровье или интеллекте, а в отсутствии мотивации и лени.
По отношению к ребенку, который ленится, можно предпринимать жесткие меры. Например, лишить его компьютера, запретить смотреть телевизор до тех пор, пока он не сделает уроки. Но заставить ребенка учиться невозможно, зато можно мотивировать его к обучению с помощью системы поощрений.
Важно: нужно отмечать достижения малыша, хвалить за хорошие отметки, а вот наказаний, напротив, нужно избегать. Такое проявление негатива не имеет ничего общего с мотивацией.
Абсолютное табу накладывается на сравнение собственного чада с другими более успешными учениками. Сравнительный прием можно использовать, только чтобы показать, как ребенок превзошел собственные результаты.
Также следует провести с дочкой или сыном разъяснительную беседу, в которой заметить, что приобретенные знания могут пригодиться в определенных сферах жизни, расспросить ребенка, какой выход он сам видит из сложившейся ситуации. Из двоечника сделать отличника у родителей, скорее всего, не получится, но он сможет стать уверенным середнячком, ведь к старательным и трудолюбивым ученикам преподаватели проявляют определенную снисходительность. Кроме того, в качестве разовой меры можно перевести закоренелого двоечника в новую школу. Вполне возможно, что смена учительского состава и детского коллектива мотивирует его на смену собственного амплуа на более достойное.
Если ребенок, который в детском саду проявлял себя способным учеником, в школе вдруг стал плохо учиться, то, вполне возможно, что переход от игровой формы обучения к общеобразовательной ему плохо дается или преподаватель непонятно объясняет. В этом случае можно попробовать изучать пройденный материал дома привычным способом – с помощью игры. Случается, что детки, которые в садике опережали своих сверстников во всем, в школе вдруг оказываются далеко не первыми. В этом случае нужно позаниматься с ребенком дополнительно. Нивелировать отставание в изучении школьного материала наняв репетитора можно и если он болел.
Совет: для того чтобы ребенок добился успеха в учебе очень важно создавать для него ситуации успеха.
Нужно постараться найти такую сферу деятельности, где он сможет себя проявить. Это может быть спорт или искусство. Если малыш почувствует себя победителем хоть в чем-то, то непременно начнет преуспевать и в других сферах жизни. Не следует родителям забывать и о своем поведении. Дабы не стать плохим примером для своего малыша нудно откорректировать свои привычки. К примеру, вместо просмотра телевизора можно пойти всей семьей в парк или найти какое-нибудь хобби.
best-nyanya.ru
Добрый день, дорогие читатели! Сегодня предлагаю поговорить на школьную тему. Учебный год только недавно начался, поэтому, опираясь на свой опыт работы в школе, я хочу предвосхитить вопросы о школьной успеваемости. В этой статье отвечу на наиболее популярный вопрос от родителей: «Ребенок плохо учится в школе. Что делать?»
Уж точно не кричать и не готовить ремень. Поверьте, этим делу не поможешь. Но что же тогда? Прежде чем отвечать на вопрос «Что делать?», сначала надо разобраться в причинах происходящего. Почему ребенок плохо учится?
Краткое содержание
Основные причины я бы разделила на три основных типа:
В первом классе обычно вопросов по школьной неуспеваемости у родителей не возникает, т.к. в первом классе не ставят оценок. Очень редко учитель может сказать об отставании ребенка по программе, хотя и такое иногда бывает. В большинстве случаев ребенок начинает плохо учиться во 2 классе и позже. С чем это может быть связано?
С ослабленным состоянием здоровья или наличием каких-либо особенностей в развитии. Дети, которые часто болеют, вынуждены пропускать занятия в школе, и начинают потихоньку отставать по программе. Здесь, конечно, не обойтись без консультации врача педиатра и закаливающих процедур.
Для детей с особенностями в развитии (задержка психического развития, дети с нарушением зрения или слуха, детский церебральный паралич и т. д.), даже если они поступили в общеобразовательную школу и обычный массовый класс (инклюзивный), должна быть выбрана и простроена специальная программа обучения.
Усталость и астенические симптомы у ребенка также являются фактором, способствующим плохому обучению ребенка в школе. Обратите внимание на нагрузку ребенка. Не слишком ли она велика? Сейчас вокруг столько возможностей для дополнительного образования и развития ребенка, что мало какой родитель не пытается воспользоваться этой возможностью.
Правда, как здорово, когда помимо основной программы в садике или школе можно позволить ребенку получать новые знания, навыки и умения в разных кружках, секциях и на дополнительных занятиях. (Подробнее о выборе секции и кружков для ребенка вы можете прочитать в этой статье.) Но иногда такая нагрузка на ребенка может вызывать у него усталость и истощение.
Посмотрите на график занятий ребенка. Загружен ли ваш малыш? А может быть вы думаете, что его это не сильно выматывает? Возможно, стоит исключить английский 3 раза в неделю или оставить танцы 2 раза в неделю, но отменить фигурное катание?
Но прежде, чем отменить вообще все занятия, посмотрите, а как он на них занимается? Приносят ли они ему то удовольствие, которое он не получает от занятий в школе? Успешен ли он в своем кружке? Ели да — то отменять их не стоит.
Тогда его мотивация к дальнейшей учебе и его самооценка могут сильно пострадать. А если вы решили, что занятия музыкой, например, приносят ему удовольствие, но они слишком частые (5 раз в неделю), вы можете их просто сократить до 3-х раз, например.
Усталость, сонливость, простудные заболевания — ни для кого не секрет, что все это влияет на работоспособность малыша. Как бы ни банально звучало, но «В здоровом теле — здоровый дух!». Здоровый ребенок может справиться с задачами, которые перед ним ставятся. Причем здоровый не только физически, но и психически.
Здесь может быть несколько причин, приводящих к возникновению проблем с учебой:
Причем здесь я бы тоже выделила 2 пункта:
Вот два примера:
Звучит и правда красиво, согласны? Правда, это все иллюзии. Во-первых, за обучение в школе отвечают не только учителя, но и родители. Во-вторых, в реальной жизни школа берет уже подготовленных детей.
Это очень обширная причина. Ребенок может быть напуган изменениями в семье (развод, рождение брата/сестры, переезд, смерть близкого и т. д.). Что-то произошло в его жизни, что сильно его напугало. Или он остро переживает подростковый период (неразделенная любовь, отношения со сверстниками, конфликты с родителями) и т. д.
Конечно, как вы сами понимаете, в этот период ребенок совсем не хочет учиться. Для него сейчас более важны другие задачи. Здесь взрослый может помочь решить те проблемы, которые возникли перед ребенком и только потом наладить учебу.
К сожалению, часто слышу от родителей и от учителей, что вся эта неразделенная любовь или переезд — «Все это глупости!», «Быстрее включайся в учебу!». Поймите, он не может этого сделать. Поставьте себя на его место. И помогите справиться со шквалом чувств, которые в нем кипят.
Иногда ребенок начинает плохо учится, чтобы привлечь к себе внимание со стороны родителей. Возможно, ему сейчас не хватает вашей поддержки? Или он протестует против слишком большого количества запретов в его жизни и делает все наперекор? Или он понимает, что «стать отличником» — это нереализованная мечта мамы, которую теперь должен воплотить в жизнь он?
Не сложились отношения с классом. Например, обзывают и считают белой вороной. Когда тебя весь класс дразнит, то на уроке совсем не думается о примерах. Скорее всего, в голове сидят такие мысли: «как бы поскорее уйти домой?», «почему они на меня взъелись?», «как им отомстить?».
Или конфликт с учителем. Учитель просто невзлюбил ребенка. Придирается и вместо того, чтобы помочь разобраться в предмете, шпыняет и, наоборот, заваливает сложными заданиями. Есть учителя от Бога. А есть и обычные люди, которые иногда тоже могут срываться. И в этом варианте это отражается на наших с Вами детях.
Она может быть, как слишком простой, так и наоборот, слишком сложной. Ребенку скучно. Это может произойти по нескольким причинам.
В данном случае, ребенку надо дать возможность «наиграться» вдоволь. Не запрещать игры, а поощрять и развивать их, постепенно, очень постепенно переводя на учебную деятельность.
Итак, на вопрос «Почему ребенок плохо учится?» мы с вами постарались ответить. Причина может быть одна, а может и несколько. Например, ребенок вступил в подростковый период, напряжен, а тут еще и новый учитель по математике, который изменил программу и систему оценок.
Теперь возникает следующий закономерный вопрос: «А что же с этим делать?»
Кстати, рекомендую каждому родителю посетить "Сайт детского психолога«. Бесплатные консультации, семинары, тренинги, книги — это малая часть того, что есть на данном сайте. Здесь каждая мама и папа найдут идеальный подход к воспитанию счастливых деток.
И даже наоборот, тем самым можно только усугубить ситуацию, развивая негативное отношение к учебе и подрывая доверие у ребенка к родителям. Знаю, что все вышеописанные действия родители совершают только из благих намерений и от того, что уже не видят другого способа. Главное, что сохранит мир в семье: «Ребенок должен знать, что его любят всегда!» Злой он или нет, получил он двойку или пятерку, подрался или выучил стих, родители его любят всегда! Ведь это так? Скажите ему об этом. Это придаст ему уверенности в себе, сколько бы ему не было лет.
А если ему не хватает вашего внимания? Подумайте, какая в этом выгода для него? Он плохо учится, вы забрасываете личные дела, и все свое время проводите с ним, пытаясь разобраться с уроками. Не в этом ли причина? Помогайте, но не делайте все за него.
Краткий итог: если ваш ребенок стал плохо учится, не спешите ругать его. Постарайтесь понять, почему это происходит? Что его отвлекает и беспокоит? Помните, объединяя усилия, а не конфликтуя, вы сможете быстрее найти решение в любой ситуации.Посмотрите видео «5 двоечников, добившихся успехов»:
Напишите в комментариях — как вы лично справляетесь с проблемами в обучении ваших детей? Какие методы из описанных применяете? А, может быть, у вас имеются какие-то свои фишки? Поделитесь с нами! И понажимайте кнопочки соцсетей — расскажите о статье друзьям).
Автор: психолог Валентина Данилова
Понравилась статья? Добавь в закладки через CTRL+D!
malishandriya.ru