Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,— обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Важным элементом режима является зарядка.
Для чего нужна зарядка? –
Это вовсе не загадка –
Чтобы силу развивать,
И весь день не уставать.
Утренняя гимнастика ценна тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.
В нашем детском саду утренняя гимнастика проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.
Важным элементом режима является завтрак.
Мы за столиком сидим,
Вкусный завтрак мы едим.
Постарались повара,
Приготовили с утра.
Завтрак, это самая важная еда дня. Старая, как мир, поговорка: завтракай как король, обедай, как принц, а ужинай, как нищий, сегодня имеет под собой научное обоснование.
Дети нуждаются в полезном завтраке больше, чем взрослые. Растущий организм и развивающийся мозг нуждаются в полноценном постоянном питании. Питательный полноценный завтрак является основой удачного и активного дня.
Согласно исследованию, дети, которые пропускают завтрак, быстро становятся вялыми, теряют интерес к занятиям в детском саду, чем те дети, которые регулярно хорошо завтракают. На основе наблюдений, дети, получающие полноценный завтрак лучше выполняют задания в группе и на игровой площадке, имеют более высокую концентрацию и координацию движений.
Завтрак, это самая важная пища в течение дня. Завтрак дает энергию для начала нового дня и важен для поддержания здоровья.
Важным элементом режима являются занятия.
Математика. C утра,
Складывает дружно
Громким хором детвора -
Яблоки и груши.
Психическое и личностное развитие детей идет не только в бытовой деятельности, организованной в режимных процессах, но и в условиях обучения на занятиях. Занятия как одна из форм организации обучения занимают определенное место в режиме дня.
Занятия обеспечивают целенаправленное развитие ребенка, так как проводятся они в соответствии с программой, с учетом их индивидуального развития. На занятиях под руководством воспитателя дети приобретают знания об окружающей жизни, умения, навыки. У них развиваются все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, речь.
Важным элементом режима является прогулка.
Свежий воздух малышам
Нужен и полезен!
Очень весело гулять нам!
И никаких болезней!
Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (растительным и животным миром, неживой природой); разнообразные игры; трудовую деятельность; спортивные упражнения и самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам. Прогулки организуются 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
Важным элементом режима является сон.
Если целый день играть,
Можем даже мы устать.
И тогда, спасая нас,
К нам приходит
«Тихий час».
Во время любого сна – как дневного, так и ночного, происходит восстановление нервной системы и всего организма после нагрузок в период бодрствования. Для детей сон особенно важен: фаза быстрого сна связана с запоминанием полученной информации, а значит, и с умственным развитием малыша; во время фазы медленного сна активизируется выработка гормонов роста. Кроме того, нервная система дошкольника еще не слишком устойчива, она только формируется, но при этом постоянно подвергается воздействию новых впечатлений, событий, информации. Лишь достаточное количество спокойного сна, ночного и дневного, может обеспечить качественную «разгрузку» нервной системы, и как следствие – сохранение здоровья и нормального развития ребенка. Дневной сон важен не меньше ночного, поскольку позволяет разделить насыщенный впечатлениями день на две части, что серьезно облегчает мозгу и нервной системе задачу по переработке информации. Различные исследования на тему дневного сна у детей доказывают: дошкольники, спящие днем, имеют лучшую концентрацию внимания, ведут себя более спокойно, требуют меньшего внимания взрослых, меньше устают и перевозбуждаются, реже болеют по сравнению со сверстниками, спящими только ночью.
Если ребенок посещает детский сад, его домашний режим в выходные и праздничные дни должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок дня не следует нарушать без серьезной причины. Его нужно по возможности сохранять и при изменении условий жизни ребенка (например, если родители отправляют его на некоторое время к родственникам или совершают с ним длительную поездку по железной дороге). В определенных случаях допустимы отступления от режима в пределах 30 мин., но не более.
Четкость выполнения режима дня во многом зависит от того, как сам малыш регулирует свое поведение на основе выработанных привычек и навыков самообслуживания. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его
egoschinaelvira-ds50-schel.edumsko.ru
Режим дня ребенка от 1 года до 1,5 лет
Малыши в возрасте от 1 года до 1,5 лет еще с трудом передвигаются в теплой одежде. Поэтому в холодное время года они мало гуляют, а потребность в свежем воздухе удовлетворяется во время сна на балконе или на улице.
Годовалый ребенок может брать чашку со стола и, удерживая ее, самостоятельно пить. В этом возрасте его начинают учить во время обеда пользоваться салфеткой, самостоятельно садиться за стол.
Возраст от 1 года до 1 года 6 мес Кормление — 4 раза Перерывы между кормлениями,ч 4.5 — 3.5 Бодрствование, максимальная длительность, ч — 3.5 — 4.5 Количество периодов дневного сна — 2 Общая продолжительность сна в сутки,ч — 14.5 — 13.5
Распорядок дня 1-2 года
6.30-7.30 Пробуждение, туалет, водные процедуры 7.30-8.00 Завтрак 8.00-9.30 Игра — прогулка 9.30-11.30 Сон 11.30-12.00 Обед 12.00-15.00 Игра — прогулка 15.00-16.30 Сон 15.30-16.00 Полдник 15.00-16.30 Сон 16.30-17.00 Полдник 17.00-19.30 Игра — прогулка 19.30-20.00 Ужин 20.00-20.30 Игра 20.30-6.30 Сон
Питание ребенка от 1 года до 1,5 лет
Первый завтракКефир — 180мл
Второй завтракВермишель отварная молочная с тертым сыром — 150г/10г Молоко — 100мл Печенье — 10г
Обед Икра из свеклы с черносливом — 20г Щи протертые на мясном бульоне — 100мл Паштет печеночный — 50г Пюре картофельное — 50гЯблоко тертое — 100г Хлеб черный — 20
Полдник Творог со сметаной и сахаром — 40г/10г/5г Фрукты протертые (фруктовые детские консервы) — 100г
Ужин Пюре овощное (сборное) — 150г Чай с молоком — 100мл Хлеб белый с маслом — 20г/5г
Хлеб пшеничный — 40 Хлеб ржаной — 10 Мука — 10 Крупа, макароны — 25 Печенье — 10 Картофель — 120 Овощи разные — 150 Фрукты свежие — 100 Сахар — 60 Фрукты сухие, клюква — 15 Мясо, печень — 60 Рыба (филе) — 10 Яйцо — 1/2 Масло сливочное — 15 Масло растительное — 3 Творог — 40 Молоко — 700 Сметана, сливки — 5 Сыр — 3 Чай — 0,2 Соль — 3
До полутора лет детей лучше кормить пять раз в день. Если здоровый ребенок отказывается от последнего (пятого) кормления, то его переводят на четырехразовый ритм питания с интервалом в четыре часа. Каким бы ни был режим кормления малыша по частоте, главное, чтобы он постоянно соблюдался. Суточный объём пищи для детей от года до полутора лет должен составлять примерно 1200 г, то есть 240-250 г на прием при пятиразовом кормлении.
Пользоваться соской в этом возрасте вредно. Оно приводит в последующем к затруднению в пережевывании пищи и отказу от любой еды, кроме жидкой. Получая же пюреобразные блюда с ложечки, малыш инстинктивно делает жевательные движения перед её проглатыванием, и тем самым готовится к приему плотных пищевых комков.
Молочные продукты играют главную роль в питании ребенка. В этом возрасте ему положено 700 мл молоко в сутки с учетом того количества, которое используется для приготовления различных блюд. Творог – обязательный компонент питания, его можно включать в любой из приемов пищи. Можно сделать из него пудинг, добавить фрукты. Сыр дают в тертом виде. Его можно использовать для бутербродов в смеси со сливочным маслом или добавлять к макаронам.
Яйца дают детям только куриные: либо сваренные вкрутую, либо добавляет в различные блюда. До полуторалетнего возраста рекомендуется давать только крутосваренный желток, добавляя его к овощным пюре. После полутора лет можно предлагать омлеты, как в натуральном виде, так и с различными добавками, главным образом овощными (картофель, зеленый горошек, морковь, цветная капуста).
Суточная норма мяса для детей до трех лет – 85 г. Используют нежирные сорта мяса (говядина, телятина, свинина), а также птицу. Мясные блюда желательно давать в первой половине дня, поскольку они перевариваются дольше, а съеденные вечером излишне возбуждают нервную систему, затрудняя засыпание. Детям варят бульон для первых блюд или готовят из фарша суфле, фрикадельки тефтели или паровые котлеты. Очень полезна ребенку печень, её лучше давать в виде паштета. К мясным блюдам хорошо добавлять неострый соус (поджаренная мука, разбавленная бульоном и заправленная сливками или сметаной). Гарнир лучше овощной.
Один-два раза в неделю вместо мяса нужно давать ребенку рыбу, отдавая предпочтение рыбному филе или сортам без мелких костей.Но необходимо помните, что речная (озерная) рыба при нарушенном обмене веществ (экссудативном диатезе) может вызвать у некоторых детей обострение заболевания. Наиболее легко усваивается треска. Рыбу детям до полутора лет готовят в виде фрикаделек или отваривают на пару, обязательно протирают.
Растительное масло желательно давать большей частью в сыром виде, добавляя в овощное пюре и тертые овощные блюда. Из животных сыров в небольшом количестве 1-2 раза в неделю можно давать смалец (нутряное свиное сало). Свиное (хребетное) сало, говяжий и бараний жиры не рекомендуется давать из-за трудности их усвоения.
Овощные пюре лучше готовить комбинированными, состав пюре можно менять, учитывая вкусовые особенности ребенка. Не рекомендуется увлекаться картофельным пюре из-за затрудняющего переваривание большого количества крахмала.Суточная норма картофеля – 150 г. Из овощей используют белокочанную капусту, морковь, свеклу, кабачки, тыкву, зеленый горошек, цветную капусту, репу, репчатый лук.
Каша – очень сытное блюдо детского питания. Её не следует давать более одного раза в день. Сейчас кашам отводится более скромное место в детском питании, так как ряд злаков (овёс, пшеница), из которых приготавливают крупу, содержит фитиновую кислоту, ухудшающую усвоение кальция из пищи, что нарушает нормальное окостенение скелета.
Ребенку второго года жизни кашу варят полувязкой. Каши, требующие длительного разваривания, сначала варят на воде, а затем добавляют молоко. Можно сочетать каши с овощами, фруктами, мясом. Из каш в духовке можно приготовить пудинги. Макаронные изделия используют тонкие и мелкие, готовят их с молоком, заправляют маслом и сыром.
Желательно, чтобы первое и последние кормления состояли из овощных или фруктовых пюре, различных каш, творожных или яичных блюд. Запивать их лучше кефиром или молоком. Мед следует давать детям очень осторожно.
Обед лучше начинать с закуски в виде разнообразных салатов – из тертой моркови, очищенных от кожицы огурцов, помидоров, белокочанной капусты, зеленого салата, тыквы. Желательно добавлять в салаты мелко нарезанную зелень укропа, петрушки, лука, сельдерея – как можно раньше развивать у ребенка вкус к зеленым овощам.
Режим дня ребенка от 1,5 до 2 лет
7.00 — 8.00 — Подъем, туалет, утренняя зарядка. 8.00 — 8.30 — Завтрак. 8.30 — 12.00 — Утреннее бодрствование, прогулка, игры, занятия. 12.00 — 12.30 — Обед. 12.30 — 16.00 — Дневной сон. 16.00 — 16.30 — Полдник. 16.30 — 20.00 — Вечернее бодрствование, прогулка, купание.20.00 — 20.30 — Ужин. 20.30 — 7.00 — Ночной сон.
Питание ребенка от 1,5 до 3 лет
У ребенка в возрасте от 1,5 до 3-х лет должно быть четырехразовое питание – завтрак, обед, полдник и ужин. Причем в обед он должен получать примерно 40–50% всей пищевой ценности рациона, а остальные 50–60% распределяются на завтрак, полдник и ужин.Энергетическая ценность продуктов в сутки составляет 1400–1500 ккал. Ребенку необходимо получать в сутки 50–60 граммов белка, 70–75% которого должно быть животного происхождения; жиров – 50–60 граммов, в том числе около 10 граммов растительного происхождения; углеводов – 220 граммов. Среднее количество первого блюда: для ребенка от 1 до 2 лет — 120-150 мл.
Количество мяса – от 100 г в 1,5 года до 120 г к 3 годам. Обычно используют говядину, телятину, нежирную свинину, мясо кролика, ягненка, конину. Полезны в детском питании субпродукты (они богаты белком и жирорастворимыми витаминами, особенно витамином А, имеют более нежную, чем у мяса, структуру, а следовательно, легче и быстрее перевариваются в ЖКТ) – печень, язык, сердце. Мясо можно готовить уже в виде паровых, духовых котлет, рагу, обжаренного фарша. Из колбасных изделий не часто и в ограниченном количестве для расширения вкусового восприятия можно давать малышу молочные сосиски и некоторые сорта вареной колбасы (диетической, молочной, докторской).
Куриное яйцо. являющееся одним из основных поставщиков белка, следует давать, в среднем, по 1/2 в день, или 1 яйцо через день и только сваренное вкрутую или в виде омлета, а также использовать их для приготовления запеканок и котлет.
В меню ребенка, если нет медицинских противопоказаний, должны включаться блюда из морских и речных сортов рыбы, за исключением жирных и деликатесных сортов (осетрина, лосось, семга, палтус) до 30–40 г/сут. Детям можно предложить вареную или обжаренную рыбу, освобожденную от костей, рыбные котлеты, биточки. Не рекомендуется копченая и консервированная рыба (за исключением специализированных детских консервов), а также икра, которая является очень жирным и высокоаллергенным продуктом.
Благодаря тому, что плодоовощная продукция содержит большое количество балластных веществ, в том числе пищевых волокон, достаточное их употребление в суточном рационе может служить профилактикой запоров. Важным свойством овощей и фруктов является их способность усиливать выделение пищеварительных соков, повышающих аппетит. Детям от 1,5 до 3 лет рекомендуется ежедневное употребление картофеля в количестве до 100–120 г/сут. (в том числе для приготовления первых блюд). Если по каким-то соображениям картофель не используется в рационе, то его в том же объеме можно заменить другими овощами. А также 150–200 г различных овощей для приготовления супов, салатов, гарниров. Особенно полезны: морковь, капуста, кабачки, тыква, свекла, томаты. В отличие от питания детей раннего возраста, в пищу ребенка старше 1,5 лет необходимо постоянно включать огородную зелень: петрушку, шпинат, салат, зеленый лук, чеснок в небольших количествах для заправки супов, салатов и вторых блюд. В этом возрасте овощной рацион расширяется за счет введения редиса, редьки, репы и бобовых культур, таких, как горох, фасоль, бобы. Овощные пюре заменяют мелко нашинкованными салатами, тушеными и отварными овощами, нарезанными мелкими кусочками.
Обязательным компонентом суточного рациона ребенка являются фрукты – 100–200 г/сут. и ягоды 10–20 г/сут. Малыши с удовольствием едят яблоки, груши, сливы, бананы, вишни (предварительно из них надо удалить косточки). Учитывая большую вероятность появления аллергической реакции на цитрусовые и экзотические фрукты, их введение в рацион должно быть крайне осторожным. Среди ягод особенно полезны черная смородина, крыжовник, брусника, клюква, черноплодная рябина, облепиха. Некоторые фрукты и ягоды обладают закрепляющим действием, так как содержат дубильные вещества. К ним относятся черника, груша, черная смородина. Это важно учитывать, если ребенок страдает запорами. Выраженным послабляющим действием обладают киви, но и другие фрукты и ягоды, съеденные в большом количестве, могут оказать такой же эффект. Различные фруктовые, ягодные и овощные соки полезны детям всех возрастов, но, если детям до года рекомендуются осветленные соки, то после 1,5 лет можно предложить малышу соки с мякотью до 100–150 мл в день после еды.
Любой новый продукт, который вы собираетесь включить в меню ребенка, необходимо давать в небольшом количестве (1–2 чайных ложки) в первой половине дня, чтобы иметь возможность проследить за реакцией организма на переносимость «новинки». При появлении признаков аллергии употребление такого продукта следует прекратить.
В питании детей старше полутора лет используются различные крупы. Особенно полезны овсяная и гречневая, богатые минеральными солями и витаминами, полноценным белком. Полезно включать в рацион такие крупы, как ячневая, пшено, перловка. Дети этого возраста уже могут есть лапшу, вермишель в виде гарниров или молочных супов, однако этими продуктами увлекаться не стоит, так как они богаты углеводами. В среднем детям старше 1,5 лет в сутки надо давать не более 15–20 г крупы и 50 г макаронных изделий.
Сахар тоже входит в рацион питания детей. Он улучшает вкусовые качества блюд, но избыток его вреден для здоровья ребенка, так как снижает аппетит, может повлиять на обмен веществ и привести к избыточному увеличению массы тела. Ребенку в возрасте от 1,5 до 3 лет можно употреблять до 30–40 г сахара в сутки. В это количество включены легкоусвояемые углеводы – глюкоза, содержащаяся в соках, напитках, сладостях. Продукты питания, содержащие углеводы – хлеб, макаронные изделия, картофель, крупы, в том количестве, которое рекомендуется выше, не дадут ребенку необходимый для его возраста объем энергии. Физиологические особенности ЖКТ и ферментных систем организма ребенка не позволяют увеличивать объем разового приема пищи, а значит, калорийность можно восполнить только за счет легкоусвояемых углеводов. Их использование в рационе питания здорового ребенка необходимо, так как глюкоза – это энергетический субстрат для клеток головного мозга, печени, почек. Но все должно быть в разумных пределах. Сладости, которыми можно побаловать ребенка, – пастила, мармелад, фруктовая карамель, повидло, зефир. Шоколад и шоколадные конфеты не следует предлагать малышу, так как они повышают возбудимость нервной системы и могут вызывать аллергические реакции.
Copyright © 2008
Ребенок до полутора годиков будет меньше болеть и уставать, если подобрать для него правильный режим дня и соблюдать его. Этот режим – основа здорового воспитания ребенка. На протяжении этого возрастного периода нервная система ребенка очень нестойкая, поэтому ему нужно уделять как можно больше внимания. Родителям важно знать, что ребенок полутора и трех лет должен жить по разным режимам сна и активности. В этот период нужно практиковать три разных режима дня. Мы представляем режим дня для одногодичного-полуторагодовалого ребенка.
Он будет считаться оптимальным, если график дня ребенка составлен так, что это совпадает с его природными потребностями. Если ребенок спит днем в 13.00, то и дневной сон в режиме дня лучше всего планировать на это время. Если резко изменить привычки ребенка, его нервная система пострадает, и пользы такой режим дня не принесет. Поэтому режим дня для ребенка возрастом 1-1,5 годика должен быть максимально мягким. Родители могут судить об успешности своего режима по хорошему настроению и хорошему здоровью ребенка.
Лучший режим дня – тот, который приучает ребенка к порядку, организует его досуг. Тогда ребенку намного проще будет привыкать к детскому садику и школе.
Если родители нелогичны в соблюдении детского режима дня, то заставляют ребенка его соблюдать, то пускают все на самотек, это негативно отражается на нервной системе малыша. У него могут возникнуть вот такие проблемы со здоровьем.
Когда ребенку исполняется годик, он начинает развиваться более стремительно, чем до этого. И вместе с тем у ребенка в этом возрасте еще много несоответствий. Физически ребенок еще не в состоянии выдержать без сна целый день, он быстро утомляется. В то же время ребенок любит много и активно бегать, прыгать, правда, очень скоро устает и нуждается в отдыхе. Координация движений ребенка еще недостаточна, не смотря на то, что он хочет играть долго и много.
Ребенок в этом возрасте может выполнять просьбу взрослого что-то принести или подать, у него начинает быстро расширяться активный словарный запас. Ребенок в этом возрасте бросает соску, начинает есть ложкой. Правда, много проливает при этом.
Дневной сон в расписании ребенка этого возраста нужно планировать дважды. Первый раз ребенок должен поспать от двух до 2,5 часов, а второй раз – до двух часов.
Чтобы ребенок нормально уснул, за полчаса перед этим нужно прекратить активные игры. Идеально, если ребенок за час до сна погуляет с мамой по свежему воздуху. Так его нервная система успокоится, активизируется кровоток, кровь больше насытится кислородом. Очень важно, чтобы каждый день расписание сна, как и других действий ребенка, планировалось в одно и то же время. Так у ребенка выработаются привычки, условные рефлексы, которые будут позволять ему в дальнейшем следовать расписанию, не сбивать режим сна и активности.
Когда вы учите ребенка ложиться в одно и то же время, его нужно и будить в одно и то же время. Правда, допустимо «передержать» малыша на 15 минут или разбудить его на четверть часа раньше, если это удобно ребенку. После сна нужно начать учить ребенка одеваться самостоятельно, помогая ему и показывая, как это делается. Одновременно нужно показывать малышу одежду и называть ее.
Сон летом хорош на свежем воздухе. В холодный сезон перед тем, как укладывать спать ребенка 1-1,5 лет, нужно хорошенько проветрить комнату. Но на сквозняке малыш спать не должен – заболеет.
Кормление не должно быть реже четырех раз в день. Между кормлениями должно пройти примерно 3-4 часа. После кормления малыш должен погулять. А затем можно и выспаться, а после сна ребенка снова кормят. При таком режиме дня ребенок хорошо растет и развивается. Поспав и поев, ребенок спокоен, хорошо играется, не капризничает, его нервная система более спокойна, чем у тех детей, которые не высыпаются и недоедают.
Когда вы кормите ребенка из ложки и учите его пользоваться этим прибором самостоятельно, можно применить небольшую хитрость. Если у ребенка не получается есть из ложки, нужно накладывать в нее сначала густую пищу, а потом, когда все начнет получаться, можно черпать ложкой и жидкости: суп, кисель. Не нужно перенапрягать ребенка: пусть поучится совсем немного, достаточно 3-4 ложек, а затем папа или мама докормят малыша. В конце кормления можно применить бонус для малыша – разрешить ему самому доесть ложкой, когда осталось совсем немного еды.
Как мы уже разобрались, на сон крохи в течение дня приходится примерно 4-4,5 часа. Столько же времени приходится и на период активности. Изменение режима дня, то есть уменьшение периода сна или периода активности делать не стоит, потому что это может сказаться на здоровье ребенка нежелательно. Ребенок может страдать от повышенной утомляемости или, наоборот, вялости.
Чтобы активность ребенка на протяжении дня была более разнообразной, нужно обязательно включать в режим дня купание и развивающие игры. Книжки, яркие игрушки, пирамидки, кубики – очень хороший способ разнообразить период бодрствования ребенка в возрасте 1-1,5 годика.
Прогулке годовалого ребенка тоже нужно уделять не меньше двух раз в день. Свежий воздух очень хорошо влияет на здоровье ребенка. Эта прогулка должна длиться не менее полутора часов, а летом – до двух часов, если погода хорошая.
Перед полдником нужно искупать ребенка. Если не купание – то обтирание, оно тоже очень полезно для закаливания. Сначала обтирают ребенку ручки, затем грудь, затем ножки, потом спинку. Температура воды должна быть не выше 35 градусов Цельсия. Чтобы закалять малыша в возрасте до полутора лет, можно постепенно снижать температуру воды. Один раз в неделю или пять дней при купании и обтирании снижают температуру воды на 5 градусов, в результате остается температура воды 24 градуса. Не стоит отказываться от закаливания – это очень укрепляет нервную, иммунную и дыхательную систему ребенка.
Одежда такого ребенка должна быть свободной и желательно – из натуральных материалов. Одежда будет хорошо впитывать влагу, защищать ребенка от переохлаждения и жары и давать ему возможность свободно бегать и прыгать. Поэтому одежда должна быть оснащена минимумом завязочек и ленточек – они могут повредить ребенку.
Обязательно нужно в этом возрасте учить малыша мыть ручки, чистить зубки, пользоваться ложкой, салфеткой, горшком.
Режим дня ребенка от 1 до 1,5 лет
Полуторагодовички… Шалунишки, капризули, неедяки, но все же такие умнички. От полутора до двух лет идет шлифовка и обработка данных, уже полученных нашими крохами. Для мамочек это очень ответственный период, ведь надо подготовить малышей к первому самостоятельному выходу в свет – к детскому саду. Правда, крохи еще ни сном ни духом, для них словосочетание «детский сад» не значит ровным счетом ничего. Пока не значит. Но мамы-то знают, что сейчас им особенно важно научить малютку кушать ложкой самостоятельно, проситься на горшок, надевать хотя бы какие-нибудь вещи. Что касается питания, то в четвертом полугодии жизни малыша оно, конечно, претерпевает некоторые изменения. Скажем так: становится более свободным для ребенка и спокойным для мамочки. Появляется возможность варьировать пищу в количественном отношении. Обед дается ребенку в несколько большем объеме. Так подготавливается способность организма получать в дальнейшем основную часть суточного рациона в первую половину дня. Таким большунам уже необязательно протирать пищу.
Однако основные принципы здорового питания остаются с нами и дальше: • Жареные блюда в рационе по-прежнему не присутствуют.• Пищу надо хорошо разваривать, тушить и разминать вилкой.• Первое, утреннее, и последнее, вечернее, кормления должны состоять из сравнительно легко перевариваемых блюд. Их можно дополнять кефиром, простоквашей, детским молоком.
• Обед уже можно назвать полноценным, ведь он состоит из трех блюд: супа, сравнительно густого овощного пюре, мяса или рыбы в виде паровой котлеты, фрикаделек или фарша из отварного мяса, печеночного паштета. На третье желательны фруктовые и ягодные соки, протертые фрукты и ягоды, компоты, изредка кисель, освеженный соком.
В этот период взросления ребенку можно начинать давать перед едой салатики из натертых овощей и фруктов (тертая морковь с яблоками, вареная свекла со сметаной или лимонным соком, тертый огурец, очищенный помидор). Задача салата – возбудить аппетит и простимулировать пищеварение, но количество салатика пока ограничено (1-2 столовые ложки). Напомним, что присутствие картофеля в питании малыша все еще незначительно. В день ребенку от полутора до двух лет требуется всего две картофелинки, каждая из которых равна детскому кулачку. Большое содержание крахмала в картофеле затрудняет его переваривание, особенно если в пюре не представлены другие овощи. Всего в сутки малышу желательно съедать -200 г различных овощей (без учета картошки).«Кашки-малашки». Это сытное и полезное блюдо появляется в детском питании в числе первых. Первыми из первых являются безглютеновые каши: рисовая, кукурузная, гречневая. У некоторых кашек (манной, овсяной) есть один недостаток: они содержат фитиновую кислоту, которая нарушает усвоение кальция и железа из пищи. Но овощи, которые ребенок ест в течение дня, устраняют этот недостаток. Как правильно варить кашу?Промытую крупу опускают в горячую воду и разваривают. Вначале лучше варить на воде, чтобы крупяные зерна хорошо разбухли, а затем добавлять молоко. Сваренная таким образом каша усваивается не только легче, но и более полно. Масло в кашу добавляют перед подачей на стол.Первые обеденные блюдаДля малышей на втором году жизни обычно варят крупяные или овощные супы. Борщ или щи предпочтительнее, так как содержат больше овощей. Не следует увлекаться супами, вполне достаточно готовить их два раза в неделю. В детский суп не добавляют специй, приправ, зажарок, соусов. Необходимо включать в недельный рацион рыбный суп, а иногда молочный. Вторые обеденные блюдаКак и раньше, второе обеденное блюдо – это, как правило, мясо или рыба (реже). Вид мясных блюд: фрикадельки, тефтели, паровые котлеты и т. п. Мясо: телятина, нежирная говядина или кролик, изредка курица. Часто мамочки в целях экономии времени заменяют натуральное мясо колбасными изделиями, предлагая малышу на второе картошку с сосисками, сардельками, вареной колбасой. Поверьте, это не лучшая замена. В колбасных изделиях практически не содержится мясо – его там не более 7%, то есть, в 100г вареной колбасы или в 2-х сосисках содержится не больше 7г мяса! Так и до малокровия дойти можно. Кроме того, в колбасах много пряностей и соли, мясо довольно жесткое, а способность ребенка пережевывать пищу в этом возрасте еще недостаточная. Так что над основным приёмом пищи – обедом – мамочке придётся потрудиться. «Халтура» здесь «не прокатит». Полдник сводится к молоку или кефиру с печеньем (булочкой) и фруктовому или ягодному пюре. Допустимы творожные блюда, если их нет в другие кормления. Общее ежедневное количество пищи варьирует в пределах 1100-1300 г.Малыша необходимо поить обычной водой для питья. Молоко и кефир не являются питьем. Они входят в состав пищевого рациона. Заменять воду соком также нельзя, поскольку он имеет определенный запас углеводов.
Режим дня ребенка 1,5-2 лет7.00 – 8.00 – подъем, умывание, зарядка;8.00 – 8.30 – завтрак;8.30 – 12.00 – утреннее бодрствование, прогулка, игры, занятия;12.00 – 12.30 – обед;12.30 – 16.00 – дневной сон;16.00 – 16.30 – полдник;16.30 – 20.00 – вечернее бодрствование, прогулка, купание;20.00 – 20.30 – ужин;20.30 – 7.00 – ночной сон.
Для комментирования необходимо войти на сайт или зарегистрироваться
Сайт maminmir.by, а также газета «Я-мама: Детский доктор» предупреждает пользователей об ответственности за свои высказывания, согласно законодательству РБ. Сайт maminmir.by, а также газета «Я-мама: Детский доктор» предупреждает: проконсультируйтесь с врачем — возможны противопоказания Мнение пользователей может не совпадать с мнением редакции и администрации сайта maminmir.by.Сайт и вся информация на нем являются объектами авторского права © 2010-2015Курсы «Детская аллергия»,«Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы», «Детское питание (от прикормов до общего стола)», а также все материалы сайта являются объектом авторского права — все права защищены ЧУП Белинфослот © 2010-2015 любое воспроизведение информации без письменного согласия правообладателя запрещено.
Это приложение создано специально для родителей, чьи дети уже перешагнули годовалый рубеж.В приложение представлены готовые ежедневные рационы-меню для детей от 1 года до 1.5 лет и от 1.5 до 2 лет. А также более 300 рецептов детских блюд разных продуктовых групп (овощи, злаки, мясо, фрукты).
Устали каждый день изобретать для своего малыша сбалансированный рацион?Значит, это уникальное приложение для Вас! В нем вы найдете готовые полноценные рационы для детей 8-12 месяцев, расписанные на каждый день.
Источники: http://optimisty.com/sekret1.html, http://m.ilive.com.ua/family/rezhim-dnya-rebenka-ot-1-do-15-let_113350i15870.html, http://www.maminmir.by/pitaniepoltoragoda.html
vospitanye.ru
Иногда родители полностью отказываются от соблюдения режима дня, считая, что он ограничивает внутреннюю свободу ребенка, вносит в его жизнь скуку и однообразие. Особенно сложно делать все по времени, когда в этом нет очевидной необходимости, например, если малыш дошкольного возраста находится на домашнем воспитании.
«Пусть поспит еще немного, ведь никуда торопиться не нужно»,- думает мама утром, нежно глядя на своего ангелочка.
Или бабушка решает побаловать дитя сладостями на прогулке - ничего страшного, если он сядет ужинать позже обычного.
А как сложно бывает уговорить крошку оторваться от просмотра мультфильмов и отправиться спать. Казалось бы, родители стараются пойти навстречу желаниям ребенка, и это должно принести ему несомненную пользу. Но так ли это на самом деле?
Для чего крохе режим дня?
Особенности функционирования организма и нервной системы.
Уже давно доказано, что все процессы в нашем организме протекают циклично. Когда события регулярно следуют одно за другим, на коре головного мозга образуются устойчивые связи, благодаря которым скорее запускаются необходимые реакции. Так, выполняя повседневные дела (чистка зубов, одевание, уборка игрушек и т.д.) в привычном порядке, ребенок будет затрачивать на них меньше усилий.
Обедая в одно и то же время, карапуз почувствует легкий голод еще до того как сядет за стол. А значит- мама с папой забудут про капризы во время еды.
Количество и качество сна (ночного и дневного) напрямую влияет на состояние здоровья, настроение, физическое и интеллектуальное развитие малыша. Если ребенок ложится в постель в установленное время, переход от состояния бодрствования ко сну наступает быстрее, и он успевает полноценно отдохнуть. Облегчают процесс засыпания и вечерние ритуалы: купание, чтение книг, колыбельные.
Психологический аспект.
Маленькие детки - не такие большие любители сюрпризов, как нам кажется. Им гораздо больше нравится знакомая последовательность действий, чем фейерверк неожиданностей. Когда ребенок наверняка знает, что после завтрака он отправится на прогулку, в 17.00- в бассейн, он чувствует себя уверенно. Эти знания придают ему ощущение безопасности и стабильности окружающего мира.
Именно в детстве закладываются основы нашего поведения и здорового образа жизни, например, полезная привычка делать зарядку по утрам.
Чем раньше малыш поймет, что время нельзя «растянуть» и научится грамотно распределять этот драгоценный ресурс, тем меньше у него будет сложностей с тайм-менеджментом в будущем.
Примерный распорядок дня для ребенка 3-5 лет.
Пробуждение - 7.00 Гигиенические процедуры, гимнастика-7.10-7.30 Завтрак - 7.30-8.00 Игра- 8.00-8.30 Развивающее занятие- 8.30-8.45 Прогулка-8.45-11.30 Обед-12.00-12.30 Спокойная игра (чтение книги, рисование и т.п.) 12.30 - 13.00 Дневной сон - 13.00-15.00 Полдник - 15.15-15.45 Помощь взрослым по дому-15.45-16.00 Игра, прогулка – 16.00- 18.30 Ужин - 19.00-19.30 Купание, гигиенические процедуры - 19.45- 20.30 Ночной сон - с 21.00 до 7.00
Конечно, расписание нужно составлять с учетом ваших предпочтений и индивидуальных особенностей малыша (состояние здоровья, биоритмы). Главное- обеспечить ребенку оптимальную нагрузку, чередование активностей и достаточное (в соответствии с возрастом) время для сна.
Как приучить малыша к режиму?
График должен быть удобным и реалистичным. Не делайте расписание слишком плотным, чтобы не создавать ненужный стресс себе и малышу. Повесьте в детской плакаты-подсказки, на которых будет изображен правильный порядок действий, например, как мальчик(девочка) просыпается, чистит зубы, делает зарядку и т.п. Можно купить подобные плакаты или изготовить их самостоятельно. Ребенку, который умеет писать предложите заполнить готовое расписание самому.
Рассказывайте малышу забавные истории о том как плюшевый медвежонок (рассеянный дядя) все перепутал. Этот вымышленный персонаж должен нарушить верную последовательность дел. Например, сначала пойти на прогулку, а затем-позавтракать или забыть почистить зубки. Пусть крошка поможет ему исправить ошибки.
Помогите ребенку осознать непростое понятие времени. Обсуждайте, что он делал вчера, что будет делать сегодня (завтра). Проговаривайте названия времени суток и дней недели. Для лучшего запоминания используйте умную книжку «Мой день» из набора Активики, в которой помимо стихов и красочных иллюстраций вы найдете развивающие игры и задания, направленные на усвоение новой информации.
Конечно, самым наглядным примером для малыша являются его родители. Если члены семьи сами следуют расписанию, ребенок очень скоро привыкнет к режиму дня и приобретет необходимые навыки планирования времени.
bimbasket.ru