Доброе время суток, дорогой посетитель сайта psy-razvitie.ru! Одна из распространенных причин обращения на консультацию — отказ ребенка от занятий дома или в детском образовательном учреждении. «Ребенок не хочет заниматься, хоть как его уговаривай!». Родителей беспокоит, если ребенок не может сконцентрировать внимание, отказывается от заданий и игр, которые легко даются его сверстникам. На мой взгляд, это обоснованное беспокойство, поскольку далеко не всегда выжидательная позиция дает нужный результат. Мнение, что «надо отпустить ситуацию» во многих случаях оправдано, но нередко за отказами лежат причины, которые наоборот надо выявлять как можно раньше и создавать условия для развития.
«Если ребенок оказывается от занятий, значит еще рано, не пришло время» Одно из распространенных мнений в определенном понимании верно. Ребенок психологически не готов делать то, что ему предлагается и так, как ему это предлагается. В три, четыре года не каждый ребенок с удовольствием играет в карточки или учит буквы. Эта деятельность еще не соответствует возрастным потребностям. Если настаивать и принуждать к тому, что ребенку сложно и не интересно в этом возраста — то действительно можно сформировать негативную установку по отношениям к занятиям.
Другое дело, если ребенок отказывается от заданий, которые могут выполнять большинство его сверстников, то причиной отказа нередко являются задержка созревания необходимых для дальнейшего обучения функций. В этом случае надо более внимательно изучить причины и искать доступные для ребенка подходы к занятиям, когда то, что будет предлагать взрослый, легко примется ребенком.
«Если ребенок оказывается от занятий, значит ему это не интересно» С этим мнением можно согласиться, волевые процессы у дошкольника обычно развиты слабо, и он с радостью делает то, что получается и доставляет удовольствие. В дошкольном возрасте «не хочу, не интересно» зачастую равносильно «Не могу». Причины могут быть самые разные: от последствий гипоксии до отсутствия желания что-то делать, потому что мама с папой ссорятся. Личностные особенности, особенности детско-родительских отношений также могут быть причиной подавленности познавательного интереса у детей.
«Не надо мучить ребенка, пусть играет и занимается тем, что ему нравиться. Если не хочет — значит это не его». Вполне самодостаточная точка зрения. Разумеется, все дети разные. То, что интересно для одного малыша — оставляет равнодушным другого. На этом можно было бы и остановиться, если бы не одно Но. Есть вещи, которые дети просто могут делать. С удовольствием, потому что нравиться или потому что об этом просят взрослые — они просто могут. Могут держать карандаш в руке и рисовать простые линии. Радости большой может не получают, и предпочитают бегать с мячом, но МОГУТ. А другое дело, когда ребенок отказывается именно потому, что просто не может. И именно это «НЕ МОЖЕТ» должно заставлять родителей задуматься и начать искать решения.
Чтобы ребенок захотел заниматься важно совпадение нескольких условий.
Интересно — Хочу — Могу.
1. Подбор игр, пособий, заданий должен соответствовать возрасту и потребностям. Лучше всего консультироваться со специалистами, выбирая игры и пособия. Стоит читать рекомендации и описания, интересоваться тем, как в эти игры играют другие дети. Просто купить и положить на полку, обозначив, что ребенок «не хочет» — это досадно. Чтобы этого не происходило — поинтересуйтесь, что лучше покупать для развития своего сына или дочери. Послушайте рекомендации. Понаблюдайте за своим сыном или дочерью. Многие игры, сделанные своими руками да еще вместе с ребенком взывают гораздо больший интерес. Тем более, что это не сложно и для многих развивающих игр достаточно использовать материалы, которые Вас окружают.
2. Чтобы было интересно, вовсе не значит, надо покупать «яркие, броские, гремящие игрушки. Психологи отмечают, что обилие пестрых игрушек рассеивает внимание и ограничивает деятельность, например, до простого нажимание кнопки. Игры и задания должны быть в зоне того, что доступно для понимания и для деятельности по возрасту.
3. Имеет значение и то, как вы предлагаете ребенку играть, как даете игровое задание. Если игрушку поставить на полку или дать в руки — она не всегда вовлекает ребенка в деятельность. Лучше всего, когда Вы привносите новую игру в уже существующие игровые моменты с ребенком. Например, начинаете увлеченно строить гараж рядом с ребенком, который возит машинку. Часто родители говорят, что испробовали уже все возможные методы, а ребенок по-прежнему все разбрасывает и отказывается от игры. В этих случаях надо более внимательно разбираться в причинах.
3. Чтобы было интересно, надо побуждать к активной деятельности, разжигать интерес. Например, создавать условия, чтобы ребенок поискал или доставал новую игру. Интерес стимулирует, когда родители сами увлеченно начинают играть в разные игры ребенка. В этом случае важно своего малыша чувствовать и понимать, в какой момент надо передать инициативу, как вы можете помогать, чтобы инициатива не угасла.
4. Приучите себя выделять время на подготовку занятия заранее. По опыту работы со многими родителями, я знаю, что подготовка занимает не очень много времени, надо лишь себя приучить к этому. Подготавливая занятие можно подумать о том, что может увлекать и быть интересным.
1. Регулярность и привычка заниматься. Когда родители вводят занятия в режим своего дня и ребенок начинает привыкать к тому, что сейчас его ждет интересная игра с родителями — он лучше начинает идти на контакт и с большей охотой вступает в занятия. Выбирая время для занятий нужно понять, когда у ребенка выше работоспособность. В некоторых случаях, когда дошкольник быстро устает и пресыщается, нужно настроить себя таким образом, чтобы Вы могли предлагать задания в течение дня в любой благоприятный и удобный момент времени.
2. Удобная, располагающая обстановка также помогает сформировать желание заниматься. Удобный стол без отвлекающих картинок, стул подобранный по высоте, правильно организованные полки с играми и пособиями — это то, что организует внимание ребенка.
3. Ритуал занятий, определенные привычные действия дают возможность организовать внимание дошкольника. Например, любимая песенка, которая настраивает на начало занятий.
4. Поощрения (радость родителей, выраженная в чем-нибудь вкусном) в конце занятия. Наклейки, штампики, поход на горку после занятия — это все, что поддерживает мотивацию.
5. Разумеется, ребенка важно хвалить и поддерживать. Теплые слова, умение замечать старание и усилия — самые сильные мотиваторы. Базовое отношение «Ты — молодец», положительное отношение к самой деятельности. Не стоит бояться перехвалить, поддерживая малыша вдохновляющими словами.
6. Проводите занятия на улице, используйте все окружающие предметы, чтобы закрепить с ребенком какие-то понятия. Непринужденная естественная обстановка, в которой Вы играете с ребенком помогает ребенку воспринимать занятие, как увлекательную игру.
1. Понаблюдайте за ребенком и попробуйте разобраться в причинах, которые могут затруднять выполнение заданий. Обычно это все-таки легче сделать вместе со специалистом.
2. Задания и игры нужно подбирать с учетом особенностей Вашего ребенка. Задачи надо усложнять постепенно.
3. Важно уметь правильно оказывать помощь при выполнении заданий.
4. Учите ребенка обращаться за помощью и побуждайте к инициативе в занятиях.
5. Зачастую необходимо скорректировать возможности нервной системы, используя специальные методы, например, нейропсихологическую гимнастику.
Рекомендации для того, чтобы занятия дома проходили интересно и с удовольствием можно почитать здесь.
Но главное, всегда помните, что Ваш ребенок — самый лучший. Он должен чувствовать и понимать, что Вы на его стороне. Слушайте себя, свою интуицию, постоянно работайте с собой, узнавайте новое, стараясь сделать занятие с ребенком лучше и интереснее.
Автор: медицинский психолог Попкова Светлана.
psy-razvitie.ru
Спрашивает: Ирина, лет
Категория вопроса: Дети
07.08.2015
Здравствуйте, посоветуйте пожалуйста, моей дочери 6 лет, ходит в садик, но заниматься на отрез отказывается, замыкается в себе когда начинаешь с ней разговаривать, говорит боится, а чего или кого не объясняет. нам на следующий год в школу, наши сверстники в садике уже даже пишут сами, а мы даже половина алфавита не можем выучить, вроде занимаемся через минуту это же спрошу она уже забыла и начинает реветь!! что делать даже не знаю!! в школе в 1 классе такие требования!!!
Психолог Воронеж
В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.Вы можете задать вопрос другим психологамЗдравствуйте Ирина. По вашему письму видно что вас очень тревожит данная ситуация. Ваша тревога несомненно передается ребенку, одна фраза "в школе в 1 классе такие требования!!!" уже нагнетает страх и ужас. Возможно она слышала ваш разговор с кем-то из взрослых о том как вас это беспокоит и у нее появился страх и неуверенность, что она не справиться, тем более что это постоянно подтверждается вашими постоянными проверками, как она усвоила материал, и затем вашим разочарованием. Вам нужно отпустить ситуацию, перестать "заниматься" с ребенком пусть она немного успокоится, и в последствии обучать ее в игровой форме, чтобы у дочки у самой появилось желание что-то узнавать. Учить алфавит невероятно скучно когда это надо, а в форме игры дети все запоминают очень быстро. Не нужно критиковать ее за то что не получается, иначе мотивацию к обучению убьете совсем, но нужно хвалить за то что получается. Поддерживайте свою дочку, говорите что вы уверены что у нее все получиться, что вы ее любите и принимаете такой какая он есть, что в школе будет очень интересно, весело, что там она многому научится и много узнает.
Желаю удачи.
Болдеева Наталия Анатольевна, психолог г. Воронеж
Ирина, здравствуйте.
Очень видна Ваша тревога по поводу первого класса, она настолько мощная, что Вы транслируете ее дочери и параллельно давите на нее.
"Занятия" с детьми дошкольного возраста должны проходить легко и в игровой форме, без принуждения. А Вы, готовя ее к школьной жизни, сделали из этого обязанность и получили естественное сопротивление.
Сравнение с другими детьми бессмысленно и нерезультативно, скорость и темп развития у всех разный, особенности темперамента и характера тоже. Ваша девочка индивидуальна и подход к ней нужен индивидуальный тоже. Если Вы не перестанете давить на нее- в школе проблемы только усугубятся.
Ирина, я многое могу сказать о дошкольном возрасте и о том, как нужно строить взаимодействие и подготавливать ребенка к школе, но просто текста не будет достаточно. Нужно разобрать конкретно Ваши ошибки и заблуждения. Если Вам это нужно - обращайтесь на скайп- консультацию, я постараюсь Вам помочь.
Не торопите дочку, не подгоняйте постоянно, часто за этими родительскими действиями скрывается их страх показаться "плохими" родителями, "у других-то дети уже читают.." Не попадайтесь в эту ловушку.
С уважением,
Трофимова Юлия, психолог г. Электросталь,консультирование по skype
Уважаемая Ирина!
Родители детей дошкольного возраста довольно часто обращаются к психологам с проблемой нежелания своих детей учиться, страхов, связанных с будущими школьными проблемами. И в каждом случае приходится детально разбираться с причинами заявленных проблем.
А причины могут быть связаны как с незрелостью психики, которые чаще всего связаны с проблемными (тяжёлыми) родами, так и с дефектами воспитания. В большинстве случаев присутствуют оба фактора, которые усугубляют проблему.
То, что Ваш ребёнок не запоминает буквы, может быть связано с дефицитом (нарушением) внимания. В этом случае малыш просто не способен сосредоточиться, чтобы что-то запомнить. Такие дети часто способны сосредоточиться только на 5-10 минут, поэтому с ними надо заниматься недолго, давать возможность отвлечься, а потом продолжить тему.
Если ребёнка критиковать, сравнивать с другими детьми, укорять за бестолковость, плохую память, показывать свою сильную тревогу за неуспешность обучения ребёнка, то у чувствительного ребёнка могут появиться чувство вины, страхи, что у него никогда ничего не получится, что он плохой.
В таких случаях они боятся идти в школу, потому что ожидают наказания со стороны учителя, осмеяния сверстников. Из-за переживаний и страхов у таких детей ещё более усиливается тревожность и дефицит внимания.
Иногда дети не хотят идти в школу, учить буквы из-за сильной гиперопеки родителей. Если к 6 годам за них всё привычно делают родители, у ребёнка развивается выученная беспомощность, у него преобладают игровые интересы, и ему совершенно неинтересны любые обучающие занятия. И даже игровая форма занятий им быстро надоедает.
В Вашем случае я бы порекомендовала протестировать ребёнка на выявление нарушения внимания у психолога. К тому же очень важно помочь ребёнку преодолеть страхи, которые усиливают нарушение внимания. Кроме того, если у ребёнка выявлено нарушение внимания, то его следует пролечить медикаментозно у невролога, иначе возможны серьёзные проблемы с обучением и успешностью в дальнейшем.
Желаю успехов!
Римма Дюсметова, член Европейской Ассоциации Психотерапевтов Челябинск
Здравствуйте.Ирина.Я думаю,что Вы уже в более ранние годы пережали,передавили ребенка в части его научения и соответствия социальным нормам.А это делается всегда методом пристыжения и сравнивания с другими детьми.Поэтому,Вы уже воспитали ребенка чрезмерно стыдливым и тщеславным.Дочка настолько устала от стыда и критики,что ей лучше заполнять время молчанием и незнанием,чем туго двигаться вперед и слышать очередное недовольство мамы о ее несовершенстве.Таким образом,развивается бессознательный симптом псевдо тупости.Зная заранее,что ребенок хуже всех-он начинает усиленно застревать,что бы соответствовать навешенному на него негативному ярлыку.Осознание,что ребенок застрял на букве,ведет его не к стремлению научиться новому знанию,а стремлению спрятать незнание и отвлечься.Ребенку становится выгодно не учиться знаниям,а избегать знания,так как учиться-это быть опозоренным.Ваша дочка уже выработала острое тщеславие.И страх боли и критики сильнее Желания Знать.Выход-отпустить прежние рычаги спешки,сравнений и плохих оценок.При любых результатах-только хвалить,безоценочно к ее достижениям.Тогда,постепенно к дочке придет доверие к себе,что она ценная и хорошая при любых знаниях.Только после этого ее мозг решится рискнуть активно думать и не бояться соперничества и наличия присутствующих людей,взрослых или детей.На это потребуется от года новых,Безоценочных семейных отношений.
Каратаев Владимир Иванович,психотерапевт-психоаналитик Волгоград
07.08.2015 | 1420Лучшие статьи, тесты, ответы на вопросыБесплатно! Более 100 тыс. подписчиков!
www.all-psy.com
Вопрос «когда начинать подготовительные занятия к школе» мучает большинство родителей. Психологи дают на него исчерпывающий ответ: когда ребенок будет готов. Главное, что нужно помнить — нельзя вызывать негативные ассоциации с учебным процессом. Как построить обучение малыша, чтобы и юному ученику и родителям было комфортно? Об этом и будет наша статья.
Понаблюдайте за ребенком, когда он более расположен получать знания. Некоторые дети более активны с утра, некоторые, наоборот, вечером охотнее занимаются, играют. Можно попробовать позаниматься сначала до обеда, на следующий день после обеда и посмотреть, когда ребенок лучше справляется. Также следует учитывать общее состояние ребенка, может, он себя неважно чувствует или же его что-то беспокоит.
Наша жизнь состоит из ритуалов: чистить зубы, мыть руки перед едой и прочее, учебный процесс также должен стать ее неотъемлемой частью. Тогда ребенок будет знать, что это хорошо и правильно, что учеба приносит пользу. Ведь мама ничего плохого ему не желает, что она заботится о нем и его будущем. Также как мы моем руки, чтобы не заболеть, мы учимся, чтобы быть успешными.
Начинайте с простого, постепенно усложняя задачи. Ведь, если сразу справился хорошо, появляется желание закрепить успех и еще одну задачу сделать на отлично. Таким образом, не формируется комплекс неудачника.
Ребенок, окрыленный успехами, хочет снова и снова пробовать свои силы.
Нужно ли поощрять за успехи и наказывать за лень, или же не стоит акцентировать внимание на неудачах? В таком раннем возрасте не рекомендуется наказывать, принуждать или же «шантажировать». Пряник, безусловно, нужен. Нужна награда. Ведь малыш не понимает пока, какая ему польза от не очень веселых, и порой, нежеланных уроков. А небольшое вознаграждение за работу его порадует. Лучше, если это будет также связано с его обучением. Например: можно отправиться в зоопарк или же попрыгать на батутах, покататься с горки на санках зимой и многое другое.
Так же, как мы приучаем младенца постепенно ложиться и просыпаться в одно и то же время, стоит приучать учиться. Наше тело запоминает определенную последовательность действий. И через какое-то время начинает напоминать о них. Так, привыкшие заниматься спортом, начинают себя плохо чувствовать без тренировок. И мозг ребенка со временем адаптируется и будет требовать знаний.
Наиболее эффективная форма занятий, малыш всем интересуется, рассматривает деревья и птичек, лучше запоминает информацию. Расскажите, почему дерево летом зеленое, а зимой голое, посчитайте веточки, обратите внимание, сколько крылышек у птички или спойте вместе с ними песенку. Вспомните, кто живет в лесу, а какие животные живут дома.
Также очень важный аспект – от правильного выбора зависит энтузиазм ученика. Не каждая книжка вызывает желание ее почитать.
Не в любой тетрадке захочется рисовать. Попробуйте зайти с ребенком в магазин, предложите ему самому выбрать. Пусть он почувствует себя взрослым, поймет, что его мнение и решение важны для вас. Тогда он пойдет навстречу. Пусть в первый раз он выберет то, что интересно ему, пусть это будут яркие раскраски, буквари с красочными рисунками, пропись со звездными войнами. Впоследствии вы сможете их дополнить более содержательными пособиями и карточками.
Обратите внимание, что дети очень быстро запоминают то, что говорят или делают родители, не обращаясь к ребенку. Просто: дела по дому или же телефонный разговор мамы с подругой. Пусть ребенок видит, что мама или папа тоже учится, читает книги, решает примеры, разгадывает кроссворды.
Ведь то, что делают взрослые всегда интереснее, чем детские занятия.
Малыш должен быть уверен, что его любят не за то, что он занимается. Он сам по себе достоин восхищения. А интересные знания и радость от выполненной задачи это просто здорово, а не потому, что «мама велела».
Если же вам кажется, что у ребенка какие-то трудности, обратитесь к психологу. Пообщавшись с малышом и выполнив вместе несколько несложных тестов, специалист разъяснить ситуацию. Либо развеет все ваши сомнения, либо предложит программу занятий, чтобы скорректировать имеющиеся проблемы.
Вот основные советы, которые рекомендуют психологи. Но в любом случае нельзя возлагать на ребенка реализацию родительских амбиций. Детская душа ранима и заслуживает крайне бережного отношения. Спрашивайте своего ребенка, разговаривайте с ним, слушайте его.
Ребенок с самого раннего возраста должен чувствовать защиту и поддержку со стороны родителей. Он хочет знать, чтобы не случилось, вы будете на его стороне и не дадите в обиду.
Не слушайте родственников и доброжелателей, которые твердят, что ребенок должен знать и уметь, как должен себя вести и какими достоинствами обладать. Ваш ребенок — самое лучшее и дорогое существо.
Единственная задача родителей — сделать его счастливым.
Поделитесь с друзьями:baragozik.ru