Зачастую наиболее часто встречаемой причиной гиперактивности ребенка является нехватка внимания. Своей чрезмерной подвижностью и занятостью он пытается привлечь родителей, сверстников, учителя к себе. Иногда же такой причиной может стать особенность характера человека. Однако наибольшее влияние имеют многие другие факторы: в группе риска дети, которые появились на свет через кесарево сечение, искусственники и т. д. Поэтому достаточно важно разобраться в первопричине.
Судя по статистическим данным, гиперактивность встречается практически у каждого двадцатого ребенка, кстати, следует отметить, что у мальчиков в два-три раза чаще. Получается, в учебном классе можно встретить как минимум одного малыша с чрезмерной активностью. Советы родителям гиперактивного ребенка раздают все кому не лень, но на самом деле прислушиваться нужно лишь к специалистам.
На протяжении долгого времени данный диагноз считался лишь особенностью поведения ребенка, но совсем недавно было доказано, что это является психическим отклонением, которое нельзя исправить простыми педагогическими методиками. И если в семье есть гиперактивный ребенок, что делать родителям? Советы психолога помогут в этом разобраться.
Что интересно, в 1970 году были проведены исследования, которые показали: в основе данного заболевания лежат физиологические и генетические причины, и сам синдром относится не только к педагогике и психологии, но и связан с медициной.
И вне зависимости от того, что медицина достигла больших успехов в данном вопросе, и существуют фармакологические методы лечения и психолого-педагогические, все же детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, которую можно скорректировать в подростковом возрасте. Исходя из этого, постараемся сделать выводы и дать рекомендации: гиперактивные дети, что делать родителям?
Советы психолога смогут помочь адаптироваться малышу к социуму и в дальнейшем стать всесторонне развитой личностью.
На самом деле многие взрослые люди страдают от данного заболевания, но чаще всего их попросту считают чересчур импульсивными, активными и взбалмошными. Данный синдром возникает в детстве, он еще не до конца исследован, поэтому не доказано, что оно остается и в более зрелом возрасте.
С первыми признаками родители могут столкнуться сразу: детки плохо спят, много плачут, в течение дня очень раздражительны, могут реагировать на любой шум и смену обстановки.
Гиперактивный ребенок в год уже начинает проявлять себя, например, в речевой задержке, неловких движениях из-за нарушенной моторики. Тем не менее он постоянно активен, пытается идти, двигаться, он суетлив и подвижен. Его настроение также постоянно меняется: в один момент ребенок веселый и радостный, а в следующую минуту он может резко закапризничать. Итак, перед вами гиперактивный ребенок (1 год). Что делать родителям? Таким детям придется уделять намного больше внимания, и для достижения результатов необходимо приложить усилия.
Когда дело доходит до подготовительных занятий, ребенку также сложно сосредоточиться на одном задании: он не может усидеть на месте, довести до конца хотя бы одно дело или же сделать упражнение внимательно и сосредоточенно. Малыш делает все спустя рукава, чтобы закончить работу и приступить к чему-то новому.
Разумные советы родителям гиперактивного ребенка может дать только специалист, также как и распознать гиперактивность. Но прежде чем обратиться к профессионалу, мать и отец должны понаблюдать за своим чадом, определить, насколько чрезмерная активность и импульсивность мешает ему в обучении и построении взаимоотношений со своими сверстниками. Какие ситуации настораживают?
Нередко когда родители говорят о своем ребенке, что он гиперактивный, они вкладывают в это слово положительный смысл. Но большинство людей попросту путает два различных понятия – активный и гиперактивный. Действительно хорошо, когда ребенок любознательный, проявляет интерес к окружающему миру, тянется к новым знаниям. Но гиперактивность и синдром дефицита внимания, которые зачастую взаимосвязаны, относятся к неврологически-поведенческим расстройствам. Они наиболее болезненно дают о себе знать после пяти лет, что, несомненно, негативно сказывается на ребенке, мешая ему развиваться наравне с остальными детьми.
Активные дети могут быть подвижными дома, на спортивной площадке с друзьями, в садике, но придя в любое для них новое место, например, в гости или на прием к врачу, они сразу же успокаиваются и начинают вести себя как настоящие тихони. С гиперактивными же детьми все по-другому независимо от обстоятельств, места и людей, которые их окружают: они всегда ведут себя одинаково и просто не могут усидеть на месте.
Активного ребенка можно увлечь обычной игрой, например, шашками или собиранием пазла, у гиперактивного же не хватает усидчивости.
В любом случае все очень индивидуально, поэтому лишь исходя из наблюдений можно давать рекомендации родителям. Гиперактивных детей сложнее испугать, у них занижен болевой порог, они ничего не боятся, совершенно не думая о своей безопасности.
Из всего вышесказанного следует, что если малыш любит подвижные игры, ему нравится узнавать что-то новое, и это любопытство не мешает ему в учебе и в социальных взаимоотношениях, то не следует называть его гиперактивным. Ребенок просто нормально развивается для своего возраста. Если же малыш не может усидеть на месте, дослушать сказку до конца или же закончить задание, постоянно требует к себе внимания или же закатывает истерики, то это гиперактивный ребенок. Что делать родителям? Советы психолога смогут помочь в этом нелегком вопросе.
Если до начала занятий в школе родителей не особо волнует подобная черта характера, то с началом обучения видя множество проблем, с которыми сталкивается их чадо, они начинают сильно беспокоиться. Этим детям сложно понять, как можно себя вести, а как нет. Ребенок не знает, где находится допустимая грань, им сложно наладить взаимоотношения с другими детьми и учителем, да и просто спокойно усвоить урок. Поэтому в адаптационный период необходимы рекомендации родителям гиперактивных детей, так как этот возраст является наиболее критическим. Можно отвести ребенка к психологу. Если у вас гиперактивный ребенок, рекомендации специалистов нужно соблюдать буквально во всем.
Важно помнить, что гиперактивность и дефицит внимания зачастую идут в комплексе с другими серьезными проблемами.
Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, которым необходимо следовать, читайте ниже.
Важно внимательно подойти к технике безопасности, убрать все небезопасные и острые предметы, выходя из комнаты, отключать бытовые приборы, так как и обычные дети часто что-то ломают, или же падают и ударяются, а с гиперактивными это случается вдвое или же втрое чаще.
Если что-то важное должен усвоить гиперактивный ребенок, советы психолога родителям будут полезны. Необходимо убедиться, что он слушает. Недостаточно просто окликнуть его – нужно установить контакт, убрать из поля зрения игрушки, выключить телевизор или компьютер. И только убедившись, что чадо вас действительно слушает, можно с ним начинать беседу.
Необходимо установить в семье правила, которым ребенок бы неуклонно следовал. И очень важно, чтобы они всегда выполнялись каждый день без исключения, независимо от обстоятельств. О них важно постоянно напоминать ребенку, повторять, что какие-то задания нужно выполнять всегда, а что-то делать категорически запрещено.
Очень важным нюансом является режим. Малыша нужно приучать выполнять все по времени, причем исключений нельзя делать даже в выходной день. К примеру, всегда вставать в одно время, завтракать, делать уроки, идти на прогулку. Возможно, это и слишком строго, но наиболее действенно. Именно это правило поможет в дальнейшем ребенку адаптироваться к школе и усваивать новый материал.
Эти детки очень восприимчивы к настроению, поэтому очень важно, чтобы те эмоции, которые они получали, были положительными. Необходимо хвалить их даже за малейшие достижения. Пусть чувствуют, что его родители гордятся им. Следует поддерживать чадо в нелегкие для него моменты, чаще говорит о любви к нему, обнимать.
Можно организовать систему поощрений, например, если всю неделю он вел себя хорошо, то на выходных он получает небольшой презент или же вылазку на природу, поход кино, музей. Пусть родители придумают совместные игры, которые увлекут малыша. Безусловно, времени, терпения и изобретательности понадобится немало, но результат не заставит себя ждать.
Важно в целом следить за атмосферой в семье, чтобы все конфликты проходили мимо малыша, и особенно нельзя, чтобы он в них участвовал.
Если же ребенок плохо себя вел, то можно и наказать, но несильно, а от рукоприкладства вовсе лучше отказаться.
У гиперактивного ребенка никогда не иссякает энергия, поэтому постоянно необходимо создавать ему условия, чтобы он куда-то ее девал. Малышу следует больше гулять на воздухе, ходить в спортивную секцию, играть. Но здесь также есть важный нюанс: ребенок должен быть уставшим, но не слишком переутомленным.
Запрещая что-то ребенку, крайне важно предоставить ему альтернативу, при этом спокойным тоном объяснив, почему его действия неправильны.
Нельзя вести свое чадо в места, где преобладает большие скопления людей: его психика и без того излишне чуткая и слабая, а толпа может привести к перевозбуждению нервной системы, поэтому следует избегать массовых мероприятий, супермаркетов в часы ажиотажа. А вот прогулки на свежем воздухе, вылазки на природу благотворно действуют на малыша. Играть такому ребенку лучше только с одним другом.
Неплохо будет, если родители заведут дневник наблюдений, в котором смогут отмечать все изменения и реакции на окружающий мир, происходящие с гиперактивным ребенком. После этот дневник можно показать педагогу (ему будет значительно легче составить общую картину).
Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, перечисленные выше, помогут решить множество проблем.
Изначально учитель должен знать о наличии гиперактивного ребенка у себя в классе, чтобы в дальнейшем правильно строить работу с ним, поэтому родители должны заранее предупредить педагога, а также поделиться всей имеющейся информацией.
В первую очередь ребенок должен сидеть как можно ближе к учителю – так последнему будет значительно проще проконтролировать дисциплину. Также важно, чтобы малыш имел возможность в любой момент задать все необходимые вопросы.
Все задания учитель должен записывать на доске и на определенный период времени давать лишь одно задание. Если же задание слишком велико, то его необходимо разбить на несколько частей, ограничить выполнение временем и постоянно контролировать их исполнение.
Гиперактивному ребенку трудно долго усидеть на одном месте и еще при этом запоминать изложенный материал. Поэтому необходимо обучать его последовательно, вовлечь его в урок, даже если малыш крутится, выкрикивает, ерзает на стуле. В следующий раз малыш пусть сосредоточится лишь на том, чтобы вести себя спокойно.
Ему просто необходимо двигаться, поэтому лучше уж сильно не следить за его поведением на уроках, дать ему побегать на школьной площадке или спортивном зале.
Также детки часто попадают в замкнутый круг: похвалы для них просто необходимы, но хорошо учиться стоит им невероятных усилий. Из-за того, что они невнимательны и не могут нормально сосредоточиться, они совершают множество ошибок и их работы неаккуратны. Поэтому изначально следует относиться к ним менее строго.
Во время занятия может несколько раз смениться деятельность, и если обычным детям это идет на пользу, то гиперактивному переключаться значительно сложнее. Поэтому их нужно предупреждать заранее, дать возможность подготовиться.
С такими детьми педагогу работать очень сложно, но все же если найти правильный подход, результат будет отличным. Гиперактивные дети хорошо развиты интеллектуально, о чем свидетельствует множество тестов, но им сложно справляться со своим темпераментом.
fb.ru
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – непростое заболевание, характеризующееся чрезмерной активностью, постоянным отвлечением и невозможностью сконцентрироваться.
Детки с данным заболеванием запросто переходят все установленные границы, а нередко даже шокируют взрослых своим поведением. Столкнувшись с таким диагнозом, родителям, прежде всего, хочется знать, как проявляется заболевание, в чем его особенности, и, главное, как помочь детям пройти связанные с ним трудности и полноценно социализироваться в обществе.
Первые признаки гиперактивности у малютки иногда могут проявиться еще до года. При этом наблюдаются следующие симптомы:
Но, если выше перечисленные признаки проявляются изредка или не в полной мере, относить их к патологии не следует. Ведь в этом возрасте существует и множество других причин для подобного поведения. Например, прорезывание зубов.
Более точно определить, гиперактивен ли малыш, можно в 2 — 3 года. В этом возрасте возможно наступление первых кризисов.
Из типичных симптомов чаще всего наблюдаются:
Маленький человечек становится неуправляемым, и это весьма сложное испытание для родителей. Общение с такими детками – целое искусство, овладеть которым весьма непросто.
Так, чтобы успокоить малыша с СДВГ, желательно максимально снизить влияние внешних раздражителей, предложить ему стакан воды или успокоительный чай, искупать и сделать массаж.
Гиперактивные дети — совсем не редкость в сегодняшнее время. Они составляют около 18% из общего числа пациентов, обследующихся у педиатров. По поводу причин возникновения столь серьезного недуга уже длительное время ведутся научные дебаты.
В большинстве своем, медики сходятся во мнении о генетической предрасположенности заболевания. Но называют и другие причины возникновения патологии:
Если ребенок гиперактивный, прежде всего, необходимо учитывать индивидуальные особенности проявления СДВГ. Но существует и ряд общих рекомендаций для работы с подобными детками:
В случае, если малыш перевозбужден, а успокоить его не получается, попробуйте воспользоваться рекомендациями психологов:
Помимо этого, современные психологи предлагают следующие рекомендации родителям гиперактивных детей:
Чтобы помочь маленькому человечку, родители должны знать, что лечение недуга может включать в себя четыре составных:
1. психотерапевтические методы;2. психолого-педагогическое корректирование;3. применение медикаментозных препаратов;4. немедикаментозную терапию.
Конечно, в первую очередь, предпочтение отдается немедикаментозным методам. Но определить и назначить их может только врач. Родителям же, в первую очередь, следует позаботится о соблюдении других немаловажных рекомендаций:
mentallab.ru
Гиперактивный ребенок отличается неугомонностью. Для него характерны повышенная импульсивность, чрезмерная степень подвижности, его сложно удержать на одном месте. Чтобы это не стало проблемой в семье и не усложнило жизни самому ребенку, каждому родителю нужно знать, что с этим делать.
Что такое гиперактивность? В большинстве случаев это наследуемый признак, при этом активность и чрезмерная активность малыша очень отличаются. Как помочь гиперактивному ребенку? Лучше не теряться в догадках, а сразу обращаться за профессиональной помощью.
Если ребенок гиперактивный, что делать родителям и насколько серьезна проблема? Это составляющая расстройства функций головного мозга, происходящего на психофизиологическом уровне. Явление в медицине называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ. При этом помимо слишком высокой активности дети имеют отклонения, связанные со вниманием.
Гиперактивность и дефицит внимания у детей — расстройство широкого спектра. То, как ведет себя ребенок, не связано с воспитанием или развитием аллергических реакций, прочих изменений.
Признаки гиперактивности у детей могут возникать уже с самого раннего возраста. Как понять родителям, что ребенку нужна помощь? В дошкольном возрасте должно настораживать, что малыш не может сосредоточенно заниматься определенным делом. У таких детей обычно внимание рассеянно. Родитель видит, что ребенок не может играть в игры, требующие от него повышенной степени концентрации.
Признаки гиперактивного ребенка довольно быстро притягивают внимание взрослых. Однако описанные симптомы не свидетельствуют о больших запасах энергии. При синдроме во многих случаях наблюдается присутствие беспокойных движений. Субъект становится слишком вспыльчивым, у него диагностируют вычурность моторики.
Когда гиперактивный ребенок, признаки этого явления могут быть следующими:
Причины гиперактивности специалистами точно не выявлены. Гиперактивность ребенка нередко обуславливается генетическими факторами, а также ее связывают с повреждениями центральной нервной системы. Указанные факторы могут наблюдаться в совокупности.
Если исходить из современных исследований, то симптомы отклонения связывают с рассогласованностью в процессе функционирования структур, ответственных за контроль внимания, поведение. Это может быть семейный недуг, который, например, присутствовал в детстве у отца или дедушки и передался внуку.
Гиперактивность у ребенка может провоцироваться неблагоприятными факторами, обуславливающими появление минимальной дисфункции мозга. Под этим можно понимать течение беременности с патологической природой, наличие травм, которые появились при родах и пр. Если наблюдается усиление проявления синдрома, то это значит, что в семье несбалансированное питание. В этом случае в детский организм полезные, незаменимые вещества и витамины поступают в недостаточном количестве.
Как вести себя с гиперактивным ребенком? Необходимо обеспечить в доме гармонию и уют. При неблагоприятных внутрисемейных отношениях усиливается сложность адаптации, ухудшаются внимание, поведение. К этому же приводит отсутствие достаточного уровня заботы к детям.
Специалисты дают рекомендации родителям гиперактивных детей. Изначально во внимание принимают совокупность функций головного мозга, которые претерпели негативные преобразования. У малыша вероятно возникновение проблем, которые касаются поддержания нормального уровня жизнедеятельности.
Ребенок быстро устает, его интерес к излагаемому материалу снижается уже через непродолжительное время. Отставание затрагивает функции, касающиеся контрольных действий, программирования. Это проявляется в невозможности осуществления совокупности действий, планировании манипуляций. Особо неприятно, когда происходит развитие зрительных и пространственных функций более медленными темпами в сравнении со здоровыми сверстниками.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должны проходить комплексное лечение и тщательную диагностику. Их одновременно лучше показывать и психологу, и невропатологу. Основой социализации и развития ребенка без отклонений является общая связь родителей с детьми. Чаще всего по статистике диагностика отклонения осуществляется у детей в возрасте 6 лет. Реже синдром диагностируют уже в возрасте 2-3 лет.
Как справиться с гиперактивным ребенком? Родители должны быть терпеливы, иначе ничего не получится. Нужно помнить о том, что гиперактивность у ребят появляется наряду с отсутствием чувствительности к различного рода наказаниям, крикам.
В такой семье очень важно общение. Абсолютно не будет эффекта, если постоянно кричать на ребенка. Результативность приносит прием переключения внимания. Когда малыш проявляет свою активность, лучше поиграть с ним, заинтересовать его иным действием, проявить внимание.
Вместо того, чтобы успокаивать мальчика или девочку, следует постоянно его хвалить. Это делают при любом удобном случае. Действие позволяет поддерживать внимание в тонусе, ребенок будет готовым продолжить выполнение занятия.
Синдром гиперактивности можно преодолеть посредством игры. Именно такая форма действий позволяет осваивать окружающую природу, явления. Гиперактивные дети в большинстве случаев любят играть в активные игры, при этом нужно отдавать предпочтение тем вариантам, для которых характерно наличие правил. Сначала они могут быть элементарными, далее происходит усложнение условий.
Как бороться с гиперактивностью ребенка? Указанная техника позволяет заставить малыша действовать согласно поставленным целям. В его памяти сосредотачивается совокупность целей. Исходя из тематики игр, у него развиваются полезные навыки, происходит стабилизация эмоциональной сферы, он учится общаться правильно.
Воспитание гиперактивных детей лучше всего осуществлять с применением игр, в которые играют во дворе. Например, это может быть «Морская фигура». Если ребенок уже пошел в школу, то ему лучше всего играть в баскетбол, футбол и другие спортивные игры.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей в совсем маленьком возрасте можно устранить при помощи игр, которые, к примеру, позволяют передавать какой-нибудь предмет из рук в руки. Нужно с ребенком разговаривать в процессе, усложнять поставленную задачу поэтапно.
Упражнения для гиперактивных детей зачастую связаны с тем, чтобы привлечь мозговую активность разных видов. Наиболее важно повлиять на самые ослабленные виды. Комментирование действий вслух позволяет детям эффективней справиться с чрезмерной импульсивностью. Воспитание гиперактивного ребенка должно быть направлено на контроль ошибок, чтобы дети замечали и осознавали поставленные цели, установки.
Гиперактивность у детей школьного возраста приводит к тому, что при хороших интеллектуальных способностях, у них обычно низкая успеваемость. Обуславливается это присутствием синдрома, способного воздействовать на процесс нормального детского развития. Причем это может происходить до самого подросткового возраста.
Советы родителям просты: они в первую очередь должны сами оставаться спокойными и уверенными в своих силах. Чтобы изменить поведение гиперактивного ребенка в лучшую сторону, нужно организовывать деятельность в игровой форме и сохранять оптимистический настрой, хорошее настроение. Школа может оставлять свой отпечаток на поведении детей. Вне учебного процесса следует обязательно играть с дочкой или сыном. Необходимо поочередно заинтересовывать его сидячими и подвижными играми. Степень их сложности подбирают исходя из способностей школьника, чтобы у него не возникало чувства своей непригодности. Школа, воспитание учителей, нагрузка могут способствовать улучшению состояния ребенка во многих случаях.
Когда гиперактивный ребенок, что делать родителям, советы психолога могут помочь? У школьника сохраняется нечувствительность к наказанию, он не реагирует на отрицательные стимулы. Если ученик не выполняет свое домашнее задание, на него не нужно повышать голос, ставить ему условия. Лучше направить его к цели, чтобы он самостоятельно захотел достичь результата.
Как воспитывать гиперактивного ребенка? Если он плохо справляется с домашними обязанностями, то придется снова воспользоваться игровым способом. К примеру, из мытья посуды можно устроить соревнования. Когда ребенок подметает пол, веник можно держать только левой рукой. Игровая форма выполнения повседневных важных действий позволяет справляться с проблемой, она производит успокаивающий эффект.
Нередко для выявления отклонения заполняется специальная анкета, критерии выявления гиперактивности у детей в ней четко прописаны и выделены. Если выявлен синдром, то его можно устранять посредством развивающих компьютерных игр. Чтобы выявить степень отклонения, ребенку нужно пройти специальное тестирование. После этого проводится автоматический анализ полученных результатов. Далее корректируют игровой комплекс отдельно для каждого случая, что позволяет тренировать ослабленную функцию с дефицитом внимания.
Лечение гиперактивности у детей должно проводиться комплексно. Специалисты могут советовать применять психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, использование специальных лекарственных средств.
Если учится гиперактивный ребенок в школе, то ему нужно подбирать индивидуальный режим. В его классе должна быть малая наполняемость, уроки лучше сделать сокращенными, задания давать дозировано. Как успокоить гиперактивного ребенка? Коррекция недуга может означать соблюдение достаточной физической активности, полноценного сна, правильного питания. Ребенок должен много гулять на свежем воздухе. В детской шумной компании из-за синдрома ребенку лучше бывать реже. Ограничивается его присутствие на больших, массовых мероприятиях.
Как лечить отклонение? Кроме бесед, игр можно использовать медикаментозное лечение. Чтобы вылечить ребенка, ему назначают гидрохлорид атомоксетина, медикаменты, входящие в состав ноотропной группы. Это Кортексин, Пиритинол, Фенибут и пр. Они производят успокоительный эффект.
Как общаться с гиперактивным ребенком? Если есть нарушения речи, то проводят занятия с логопедом. Достижение хорошего эффекта возможно благодаря массажу шейного отдела позвоночника, использованию кинезиотерапии.
Сейчас очень много ребят с диагнозом «детская гиперактивность». Им тяжело учиться, наблюдать и даже общаться с учителями. Но это все те же дети, к которым просто нужно правильно найти подход. Именно родители это должны сделать, поскольку со временем ребенок осознает свои проблемы и начнет самостоятельно менять свою жизнь. Чем раньше родные помогут ему в этом, тем легче и быстрее он сможет приспособиться к этой жизни.
roditeliz.ru
Еще каких-то пару десятилетий назад никто не знал о синдроме гиперактивности у детей.
Это совсем не означает, что гиперактивных малышей не существовало, просто повышенной активности не придавали большого значения, списывая ее на индивидуальные особенности и недостаток воспитания.
Старшее поколение учителей и воспитателей в детских садах в большинстве случаев и по сей день придерживаются этой точки зрения. Однако это довольно серьезная задача: воспитывать и адаптировать в детском коллективе гиперактивного ребенка. Что делать родителям, советы психолога вы найдете в этой статье.
Гиперактивный ребенок не может ни минуты усидеть на месте, он делает несколько дел одновременно, но при этом не может толком сосредоточиться ни на одном. Эти детки часто опережают сверстников в интеллектуальном развитии, в то же время не могут высидеть на уроке, выполнить задание до конца, сосредоточить внимание.
Родители часто даже гордятся своими сверх нормы активными детками, не придавая должного значения лечению. Однако терапия просто необходима, как медикаментозная, так и психологическая. В противном случае детские симптомы перенесутся во взрослую жизнь и тогда серьезных проблем просто не избежать.
Ученые выделяют ряд основных предпосылок к развитию гиперактивности у ребенка:
На развитие гиперактивности может повлиять один из факторов, а может несколько в комплексе. Конфликты в семье, ссоры между родителями, а также неадекватное отношение родителей к состоянию ребенка может привести к значительному усугублению симптомов гиперактивности.
Важно отметить, что симптомы гиперактивности можно отметить в той или иной степени практически у любого ребенка. Однако небольшое нервное возбуждение не считается патологией, если оно возникает лишь иногда.
Вот основные признаки гиперактивности:
Эти симптомы можно разглядеть у воспитанников детских садов, более серьезные проблемы начинаются в школе. Точный диагноз можно поставить лишь к 5-6 годам.
В школьном возрасте начинается новый виток проблем, связанных с гиперактивностью.
Вот лишь некоторые из них:
С возрастом без адекватной работы со стороны родителей и психолога некоторые проблемы могут только усугубляться, а иногда и переноситься во взрослую жизнь. Из гиперактивного ребенка формируется довольно неприспособленная к жизни личность, ее характеризуют следующие черты:
Детский сад — развивающее учреждение. В большинстве садиков разработаны здоровьесберегающие технологии. Они включают в себя цветотерапию, закаливание, ароматерапию и другие виды технологий.
Что лучше купить — автокресло или автолюльку для новорожденного малыша, расскажем далее.
В 3 года ребенок начинает стремиться все делать самостоятельно, однако это далеко не всегда получается, отчего малыш очень расстраивается и капризничает. В психологии это называют кризисом трех лет. Подробно о признаках кризиса читайте в этой теме.
В случае с гиперактивными детьми результат лечения будет успешным, если скоординировать общие усилия докторов, педагогов и родителей.
Однако ведущую роль в нормальном развитии такого ребенка имеет семья.
Несмотря на сложный характер крохи, важно терпеливо относится к его особенностям, объяснять снова и снова правила поведения в коллективе, воспитывать навыки опрятности и вежливость.
Негативную роль на психическое развитие гиперактивного ребенка могут оказать скандалы и разлад дома. Выяснять отношения в присутствии ребенка нежелательно в принципе, особенно это актуально в случае гиперактивного малыша: негативные эмоции родителей особенно остро ими воспринимаются.
Также на этапе диагностики гиперактивности ребенка необходимо выяснить причину развития синдрома. В зависимости от нее назначается то или иное лечение.
Существуют, конечно, и определенные фармацевтические препараты, которые помогают в решении данной проблемы, однако они имеют сугубо вспомогательное значение. На первое место выходят работа родителей, психологов и педагогов.
Ранее было описано, что детям с подобным диагнозом довольно тяжело приходится в школе и в любом другом детском коллективе.
Однако это еще далеко не повод отказываться от общения с ровесниками и переходит на домашнее обучение.
Гиперактивные дети могут и должны учится с обычными детьми.
Было много сказано о проблемах в обучении, однако дети с повышенной активностью не уступают в интеллектуальном развитии своим сверстников, а часто даже опережают их. Они с легкостью воспринимают новую информацию, быстро включаются в работу, часто выполняют несколько заданий одновременно.
Более того, эти детки нередко щедро одарены творческими способностями, имеют живое воображение. Все эти особенности должны учитывать педагоги, если на их попечении имеются гиперактивные дети. Особенно важно найти подход к гиперактивному ребенку на первых этапах обучения в школе.
Существует ряд общих рекомендаций, которые актуальны в случае вполне здоровых детей, однако в отношении гиперактивных сверстников они приобретают более весомое значение:
Истерика у малыша может возникать как реакция на отсутствие внимания со стороны родителей, так и по причине нервных расстройств ребенка. Как успокоить ребенка во время истерики и на что нужно обратить внимание, читайте на нашем сайте.
С какого возраста можно давать ребенку дыню и в каком виде, читайте на этой странице.
Так же существует три специфических направления работы психологов, которые связаны непосредственно с гиперактивностью:
С этой целью психологи дают ряд практичных советов:
Хотя в последнее время гиперактивность рассматривается как медицинская проблема, все же не стоит записывать ребенка пациенты психиатра.
Гиперактивность у детей с успехом лечится, причем немедикаметозно. Но, правда и то, что нормализация состояния ребенка — плод долгих совместных усилий родителей, психологов и педагогов.
momjournal.ru
Гиперактивный ребенок — это не приговор, но что делать родителям в таком случае?
Советы психолога гарантируют выход из сложных ситуаций и помогут обрести гармонию при общении с собственным чадом.
Когда мы сталкиваемся с таким вопросом, как воспитание гиперактивного ребенка, в голове крутятся мысли вроде: «Я плохой родитель» или «За что мне это наказание».
Родители впадают в уныние. Но не стоит бичевать себя или корить ребенка.
Проведите обследование, чтобы точно знать, что причина именно в этом.
Если подозрения оправдались, вам следует внести в свою жизнь и жизнь малыша серию изменений, чтобы постепенно скорректировать поведение, а не заниматься самобичеванием.
Полностью диагноз звучит так: синдром дефицита внимания и гиперактивность, сокращенно СДВГ.
Он проявляется в раннем возрасте. Когда именно, определить сложно, потому что до определенного момента поведение чада кажется обычным.
Хотя иногда некоторые признаки сложно игнорировать.
Малыши очень сильно реагируют на изменение освещения или громкий звук, нервозны, страдают нарушением сна, двигательная активность у них не настолько развита, как у ровесников.
Но все это можно списать на всевозможные обстоятельства, которые часто не воспринимаются всерьез.
Разбираемся, как справиться с гиперактивным ребенком
А вот когда начинается подготовка к школе, возникают первые подозрения.
Проявляется неуравновешенность, вспыльчивость, неспособность выполнять поставленные задачи, даже если тесты интеллекта говорят об обратном.
Неспособность управлять как позитивными, так и негативными эмоциями. Заниженная самооценка.
Ерзает на стуле, двигается. Внимание быстро переключается на посторонние мысли.
У ребенка с СДВГ специфическое поведение
С виду поведение выглядит как неуклюжесть, все падает из рук.
В младшем возрасте наблюдается задержка речевого развития. Чадо не может соединить слова в предложения.
Он спорит и даже дерется с другими детьми.
Потому не может сосредоточиться на поставленном задании, невнимателен.
Таким своим поведением претендует на участие взрослых, проявляет эгоизм и чрезмерную активность.
Изучаем причины гиперактивности и учимся бороться с ними
Не может застегнуть пуговицы или завязать шнурки, имеет некрасивый почерк.
Причиной такого поведения является легкая форма нарушения работы головного мозга.
Практически в 70% случаев это происходит из-за неправильного питания во время беременности матери, употребления наркотических веществ, стрессов.
Часто СДВГ проявляется из-за генетического фактора: один из родителей имел в детстве аналогичные симптомы.
Совет: обстановка в семье также значительно влияет на состояние ребенка. Проследите, чтобы дом стал уголком тишины и покоя.
К таким детям нужен особый подход
Взаимодействовать с гиперактивным ребенком всегда сложно.
Особенно если в глубине души вы постоянно сравниваете его с абстрактной или вполне существующей девочкой (мальчиком) без отклонений.
Кричать, нервничать, запрещать абсолютно бесполезно и не приведет ни к чему хорошему.
Вы можете только изменить атмосферу в доме, свою внутреннюю реакцию на его поведение и разработать правильную тактику.
Важно помнить, что малыш с СДВГ не знает запретов, он не понимает слова «нет», зато отлично отзывается на похвалу.
Справиться с таким чадом непросто
Ему, как неуверенной в себе личности, очень важно знать, что он хоть в чем-то хорош и что его мама любит его, а не изводит упреками.
На начальном этапе это личность нервозная, пребывающая в постоянном психическом напряжении.
Потому так важно, чтобы у него была отдельная комната со своей зоной уединения, где чадо может немного «остыть».
Оформите ее в спокойных цветах, избегая контрастов. Обговорите новый способ коммуникации с супругом.
В доме не должно быть криков, споров, ругани. Ваша задача — сделать будни спокойными, без неожиданных сюрпризов.
Найти подход можно даже к самому сложному ребенку
Составьте распорядок дня, который станет «железным» правилом, несмотря ни на что.
Не торопите ребенка, но давайте четкие рамки выполнения задания. К примеру: 18:00–18:40 — уборка игрушек.
Идеально иметь настенный таймер, который показывает, сколько времени осталось.
Вообще для таких детей понятия времени не существует.
У них нарушена причинно-следственная связь: «сделал правильно сейчас» — «получил награду завтра», не работает.
Обратная связь нужна немедленно. В школе это практически никогда не представляется возможным, поэтому пусть хотя бы дома все станет очевидным.
Сделал что-то правильно — похвалите или поощрите вкусняшкой. Хорошо показала себя «система жетонов».
Главная задача родителей в том, чтобы правильно организовать время малыша
Приобретите любые пластиковые фишки и выдавайте их за каждое дело, доведенное до конца, или маленькую победу.
Когда их накопится 10 штук, к примеру, посетите зоопарк, купите игрушку или угостите чем-нибудь особенным.
В школе первым делом поговорите с преподавателями или классным руководителем об особенностях вашего ребенка.
Многие не знают, что такое СДВГ, объясните им подробно. Учителя должны стать вашими союзниками, а не врагами.
Лучше всего, если ваш ребенок будет сидеть прямо напротив доски, вблизи учителя, чтобы быстро и без затруднений задать интересующий вопрос.
Хорошо, если задания будут даваться дробно и фиксироваться мелом на доске. Попросите не требовать от него сразу слишком многого.
Существуют психологические приемы, которые облегчат процесс воспитания
Поверьте, вдохновленный поощрением кроха, будет стараться еще больше, что благотворно повлияет на успеваемость в целом.
Стимулируйте его интерес таким образом. Ожидайте только самого лучшего от вашего ребенка, и он будет стараться радовать вас чаще!
Совет: не исключайте двигательную активность. Запишите малыша в спортивную секцию, где упор ставится на индивидуальные достижения, но без лишних эмоций и соревновательной составляющей.
Большое количество математических примеров вводит ребенка в ступор.
Им просто сложно даже решиться думать над таким количеством заданий сразу.
Важно организовать комфортную обстановку в школе и дома
Пусть ребенок решает пример и сразу же находит соответствующий из общей кучи.
Мало-помалу он соберет весь пазл и почувствует себя победителем!
Изучение букв может стать проблемой, ведь их много. Превратите испытание в игру.
Создайте поле из 33 клеток, внутри каждой заключена буква.
Поставьте заранее приобретенную для этих целей машинку вначале и за каждый правильный ответ продвигайте ее вперед на клетку.
Найти подход к ребенку с СДВГ реально
Неправильный ответ останавливает машинку. После 3 ошибок переносите игру на следующий день.
Дети с СДВГ с большой радостью преодолевают препятствия, особенно если знают, что за это их похвалят или накормят чем-то вкусным.
Можно также играть на желания, только ставьте небольшие лимиты — не более 5 букв за один раз.
Часто бывает, что во время выполнения домашнего задания по математике появляются проблемы с фиксированием результата своей мысли на бумаге.
То есть ответ ребенок знает, может рассказать, как он к нему пришел пошагово, но записать не способен.
Это связно с тем, что от него требуют делать два дела одновременно, а для тех, кто страдает СДВГ, это непостижимая ноша.
Не требуйте слишком многого, разрешите отвечать устно.
Превратите процесс воспитания в увлекательную игру
Умение писать — безусловно, важное и, конечно же, его нужно практиковать, но в данном случае рекомендуем пойти на уступку.
Довольно скоро он привыкнет проговаривать и писать одновременно.
Используйте двигательную активность, где только можно. Лучше всего такой подход работает в игровой форме.
Задайте вопрос малышу и, получив правильный ответ, разрешите ему сделать шаг вперед, а за неправильный ответ или шаг без спросу — два шага назад.
Это поможет закрепить нужные нам навыки и научит сосредотачиваться.
Поговорите о проблеме с преподавателями
Позаботьтесь, чтобы место, где он будет выполнять домашнее задание, не содержало каких-либо отвлекающих картинок или движимых объектов, животных.
Многие отмечают, что работа в наушниках под классическую музыку наилучшим образом настраивает на спокойное выполнение задания.
Попробуйте! Вдруг этот совет подойдет и вам тоже!
Эти способы помогут гиперактивным детям успокоиться физически и психически, спокойно заснуть или полноценно расслабиться.
Аутогенная тренировка позволяет частично восстановить функции нервной системы и стабилизировать резервные возможности коры головного мозга.
Метод можно практиковать самостоятельно, но первый раз все же рекомендуется проводить под наблюдением психотерапевта.
Модель Шульца рассчитана на младший возраст (4–9 лет), а техника Алексеева предполагает использование лицам от 8–12 лет.
При правильном подходе ваш ребенок научиться понимать себя и свое поведение
Ведущий предлагает удобно расположиться на кресле или коврике.
Внимательно слушать его и выполнять каждую просьбу, даже если она кажется неправильной.
Хвалите чадо за любые достижения
В данном методе следует представить каждую часть тела, как большую лампу, а свое сознание, как маленький ночник.
Постепенно тушите лампы одну за другой, используя формулы: «Я расслабляю…(руки, ноги, шею), они теплые и неподвижные», «Я полностью расслаблен» и т. д.
Постепенно погасите все лампы, кроме ночника сознания. Вы должны погрузиться в состояние легкой дремы, как будто лежите в приятной теплой воде.
Совет: надиктуйте указанные инструкции на телефон. Каждый день в одно и то же время включайте их ребенку перед сном для глубокой релаксации.
Представленные упражнения предназначены для коррекции поведения в непринужденной игровой форме.
Не заставляйте малыша играть в них насильно и не перегружайте его более 20 минут.
Уставший гиперактивный ребенок, который перенапрягся, может капризничать или стать неуправляемым.
И, конечно же, запаситесь терпением
Положите на пол веревку или обозначьте, что край ковра — граница. С одной стороны простирается речка, с другой — берег.
Ведущий предлагает выполнять его команды: кричит «речка» — надо прыгнуть в нее, кричит «берег» — стоит вернуться.
Когда все дети поняли условия, приступайте к основной части. Сначала команды называются в случайном порядке, затем чередуя «речка–берег–речка–берег».
Дети входят в определенный ритм. Неожиданно поменяйте последовательность.
Тому, кто ошибся, посоветуйте проговаривать команду вслух, а после — действовать.
Это поможет справляться с трудностями переключения между задачами и импульсивностью.
Попросите ребенка покомандовать вами и научить чему-нибудь, что умеет сам.
Дети с СДВГ неспособны концентрироваться на нескольких проблемах одновременно
К примеру, нарисовать кота, только каждое ваше действие он должен проговаривать вслух, не используя жесты.
Это поможет объяснить, как работает планирование в реальности.
Завяжите себе глаза и попросите малыша скомандовать, куда вам идти, чтобы не врезаться в стоящие предметы (два шага влево, один вправо). Это научит его анализировать ситуацию.
Совет: не нарушайте ваш распорядок дня, даже если это грозит скандалом. Идите на уступки только в незначительных ситуациях.
life-reactor.com
Здравствуйте, уважаемые читатели!
В статье обсуждаем, кто такой гиперактивный ребенок, что делать родителям с ним. Рассказываем о симптомах и причинах такого поведения. Вы узнаете, какие рекомендации родителям касаемо гиперактивности дает доктор Комаровский.
Гиперактивность — поведенческое расстройство, во время которого активность и возбудимость ребенка превышает норму. Данное поведение чаще всего является признаком неуравновешенной нервной системы. Расстройство проявляется у детей в раннем дошкольном возрасте. Такое поведение обычно не требует медицинского вмешательства, если проходит по мере взросления и не доставляет дискомфорта посторонним.
Гиперактивность может негативно отразиться на учебе, общении с другими людьми. В особо тяжелых случаях вероятно появление травм у ребенка из-за чрезмерной моторной активности.
Для определения наличия поведенческого расстройства у ребенка, обратите внимание на следующие признаки:
Такие признаки обычно проявляются в возрасте до 7 лет. Их можно спутать с обычным поведением ребенка или синдромом дефицита внимания. Вследствие этого при наличии одного или нескольких симптомов из списка не стоит сразу думать, что малыш гиперактивен. Но если все перечисленные симптомы проявляются в школе, дома, в гостях и на прогулках, то необходимо задуматься о походе к специалисту.
Главными причинами появления гиперактивности являются:
Согласно проведенным исследованиям, поведенческое расстройство чаще всего проявляется у мальчиков. В некоторых случаях оно сопровождается плохим сном, заболеваниями сердца, нарушениями речи, энурезом.
При выявлении гиперактивности у ребенка следует подобрать правильное лечение для корректировки поведения. Психологи, как и Комаровский, считают, что признаки поведенческого расстройства нужно устранять как можно раньше. В дальнейшем это поможет избежать возникновения низкой самооценки у малыша, а также сопутствующих осложнений в виде трудностей общения со сверстниками и родными.
При обнаружении признаков расстройства, схожих с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, следует обратиться за помощью к квалифицированному врачу и психологу. Они помогут справиться с гиперактивностью при помощи обычных общедоступных мер.
В настоящее время существует большое количество методов устранения гиперактивности. Терапевтическая методика подразумевает:
То есть, любые отвлекающие факторы могут устранить гипертонию, если их правильно и регулярно использовать. Можно записать ребенка на внеклассные мероприятия, отвезти его на отдых в другую страны, читать перед сном новые книги.
Гиперактивному малышу всегда необходимо большое количество внимания со стороны взрослых. Родители должны внимательно слушать ребенка, помогать ему с выполнением домашней работы, стараться приучить его к усидчивости. Детям с поведенческим расстройством полезны такие стратегии воспитания, которые помогут им найти общий язык со сверстниками и взрослыми людьми. Таких детей нужно хвалить, показывать им свою любовь, одобрять и поощрять их действия.
Советы родителям:
Альбина, 30 лет
В 4 года сын стал сильно активничать. Сначала мы не обращали на это внимание, но потом отвели ребенка к психологу. У него диагностировали гиперактивность. При помощи смены обстановки и распорядка дня с поведенческим расстройством мы смогли распрощаться.
Светлана, 26 лет
Недавно врачи выявили у дочки гиперактивность. Сначала нам рекомендовали сменить обстановку, записать ребенка в секцию. Но мы позволили дочке быть собой. Постепенно ее активность стала меньше, а гиперактивность сама по себе прошла.
Гиперактивность — расстройство, требующее вмешательства психологов. Чаще всего поведенческое расстройство проявляется у детей до 7 лет, преимущественно у мальчиков. Нередко гиперактивность путают с синдромом дефицита внимания и обычным поведением ребенка.
Будьте здоровы, до встрече в следующей статье.
Вернуться к списку статей
vse-o-detyakh.ru
О синдроме гиперактивности знают все родители, у которых подрастают маленькие дети.
Сегодня такой диагноз ставится все большему количеству малышей с нарушениями в работе ЦНС.
По статистике, гиперактивность появляется у одной трети детей дошкольников и почти у 50% тех, кто ходит в школу.
Содержание статьи:
Гиперактивность проявляется по разному, но симптомы данного нарушения всегда одни и те же:
У родителей возникает вопрос: что делать, если ребенок гиперактивный?
В этом случае следует обратиться в медицинское учреждение для обследования и определения способа лечения.
Детские психологи и невропатологи утверждают, что гиперактивность является довольно серьезной патологией.
Если поставлен такой диагноз, то лечение необходимо начинать, как можно быстрее. Чересчур энергичный малыш с гиперактивным синдромом зачастую имеет проблемы в функционировании центральной нервной системы.
Если родители видят, что у ребенка есть какие-либо отклонения или он нестандартно себя ведет, то не следует наказывать его. Такой метод в дальнейшем только усугубит проблемы. Лучше всего обратиться в медицинское учреждение.
Проблемы у гиперактивного малыша могут появиться сначала в детском саду, а впоследствии и тогда, когда он пойдет в школу. Обучение такого ребенка имеет свою специфику, которая отличается от обучения обычных детей, где необходимы внимание и усидчивость.
Малыш с гиперактивным синдромом не сможет правильно запоминать и воспринимать информацию, рассказанную учителем. Это приведет к тому, что он не будет давать учиться остальным детям.
На этой почве очень часто у таких ребят возникают конфликты с учителями, которые носят систематический характер.
Для того, чтобы проводить занятия с детьми, которым поставлен диагноз «гиперактивный синдром», требуется особенный подход преподавателей.
Гиперактивность — патология, которая проявлляется в нарушениях функции мозга
Для этого необходимы специальные навыки, которые присутствуют далеко не у каждого педагога в школьном учреждении.
Гиперактивным детям может в значительной мере осложнять жизнь чересчур высокая импульсивность, которая свойственна этой болезни.
Такие малыши бывают слишком резки в своих поступках, выражении мыслей, рассуждениях. Это проявляется в том, что сначала ребенок что-то делает или говорит, а лишь после этого начинает осознавать. Из-за такого темперамента ребенок может столкнуться с большим количеством проблем в школе.
Факторы, которые провоцируют появление синдрома гиперактивности следующие:
Все перечисленные выше причины способны привести к тому, что у ребенка будет нарушенная дисфункция мозга, которая впоследствии помешает нормально учиться таким детям.
Одни родители пытаются общаться и дисциплинировать гиперактивного ребенка с помощью ласки. Остальные же, напротив, думают, что стабилизировать его поведение можно с помощью строгого воспитания, пресекая хоть малейшую попытку неповиновения такого малыша.
Психологи не могут пока сказать однозначно, как именно нужно вести себя с ребенком. Они считают, что необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь все дети разные.
Лечением патологии должен заниматься специалист
Если не получается найти общий язык с ребенком, следует обязательно обратиться за помощью к психологу. Он проведет соответствующую диагностику и поставит точный диагноз. Если малыш ходит в детский сад или школу, то в таких учреждениях он уже автоматически попадает под наблюдение этого специалиста, который поможет родителям скорректировать поведение гиперактивного ребенка.
Что касается лечения, то этим должен заниматься только врач. Ни в коем случае нельзя приобретать седативные препараты самостоятельно и давать их малышу на свое усмотрение. Такое лечение может привести к негативным последствиям.
Каждый из родителей должен понимать, что гиперактивность малыша является следствием особенностей нервной системы. Поэтому, чтобы не усугублять ситуацию еще больше, следует спокойно реагировать на поведение такого ребенка. Необходимо проявлять повышенное внимание к его учебе.
Кроме того, если малышу был поставлен такой диагноз, необходимо выполнять все рекомендации психолога или лечащего врача, который может назначить седативные препараты, безвредные для детского организма или дать советы по корректировке его поведения.
Очень важным является правильный режим дня, как дошкольника, так и ребенка школьного возраста.
Психологи рекомендуют записывать детей с синдромом гиперактивности на секции и кружки. Лучше всего выбирать те, которые будут требовать выплеска энергии. Более спокойные занятия (например, рисование) им не подойдут. Предпочтительнее секции активных танцев или спортивных единоборств.
Неукоснительное соблюдение всех правил приведет к тому, что малыш начнет вести себя более спокойно.
На видео — советы для родителей:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
08 Окт 2016 Юки 86 Поделитесь записью Рекомендуем прочитать вместе с этой статьейmamyideti.com