Как учить стихи с ребёнком: полезные советы. Учим стихи с ребенком 4 лет


Как учить стихи с ребёнком: полезные советы

Как учить стихи с ребёнком: полезные советы (2 голоса: 5 из 5)

Простые, но эффективные советы, как помочь ребенку выучить стихотворение.

 

Совет 1. Найдите непонятные слова

Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Спросите его, о чем говорится в этой или иной строчке? Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз. Приступайте к заучиванию только после такой предварительной работы.

Совет 2. Увеличивайте объем постепенно

Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше.

Совет 3. Визуализируйте стихотворение

Визуализируйте стихотворение. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Также стихотворение можно нарисовать – в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту.

Совет 4. Подключите эмоции

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, – такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Совет 5. Переведите рифму в прозу

Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.

Совет 6. Нарисуйте стихотворение

Нарисуйте с ребенком стихотворение. Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.

Совет 7. Поиграйте в театр

Инсценируйте стихотворение. Каждую строчку произведения можно не просто читать, а еще и показывать. Если действующих лиц много, можно привлечь к представлению всех членов семьи.

Совет 8. Используйте диктофон

Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком, а затем включите запись и дайте ему прослушать. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются.

Совет 9. Разрежьте стихотворение на строчки

Разрежьте стихотворение на строчки. Это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.

Совет 10. Повторяйте выученное

Вместе с ребенком повторяйте выученное стихотворение через промежуток времени: перед сном, на следующий день, через неделю. Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке, или если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь.

Совет 11. Не откладывайте заучивание

Не откладывайте заучивание стихотворений до школы. Начинать учить стихотворения наизусть желательно не позже 3–4 лет.

Совет 12. Делайте перерывы

Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило.

Совет 13. Никакого насилия!

Не заставляйте ребенка и не наказывайте за неудачи.

Совет 14. Учитывайте индивидуальные особенности

Выбирайте стихотворение в соответствии с возрастом и темпераментом ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные.

Совет 15. Учите с целью

Поначалу учите стихотворение в качестве подарка: для мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза.

azbyka.ru

НИИ Эврика. Как учить стихи с ребёнком

Как учить стихи с ребёнкомРебёнок не хочет учить стихи? Путает слова и строчки? Как помочь крохе быстро и легко запоминать стихотворения? Советы от «Эврики» помогут найти ответы на тревожащие вас вопросы.

Совет 1. Усыпите бдительность

Если карапуз наотрез отказывается учить стихи, не отчаивайтесь и не пытайтесь заставлять заниматься принудительно. Во-первых, так вы только отобьёте охоту на всякое учение, во-вторых, толку всё равно не добьётесь. Насильно заставить малыша дошкольного возраста запоминать что-либо не получится уже хотя бы потому, что в этот период и память, и внимательность работают непроизвольно. Т.е. кроха и рад бы сознательно учить стих, да не получается. А вот если воспользоваться небольшой педагогической хитростью, дело пойдёт на лад.

Уберите из своего обращения к малышу слова «учить»; «заниматься», «работать». Вместо этого предлагайте играть. Надо выучить стих с ребёнком для утренника в детском саду или на семейный праздник? Отлично! Самое время поиграть в «Повторяшки»: вы говорите строчку, а малыш за вами повторяет.

Чтобы повторять было весело и интересно, меняйте тембр и скорость голоса, используйте жесты и мимику. Креативьте на здоровье!

Совет 2. Сотрите границы

Пассивный и тем более активный словарный запас ребёнка 3–7 лет находится в стадии активного обогащения. Конечно, мы верим, что вы выбираете ребёнку стихи по возрасту, но даже в этом случае возможна встреча с непонятными словами, которые, словно непреодолимые границы, мешают памяти зацепить нужные строчки для продолжительного хранения.

В ваших силах стереть границы. Читая стих построчно, контролируйте, чтобы каждое слово было малышом понято. Если понятно не всё, объясните. Это очень важно!

Совет 3. Проговорите стих

Вы прочитали ребёнку стихотворение для заучивания и объяснили все новые для детского слуха слова? Очень хорошо. А теперь убедитесь, что малышу действительно всё понятно. Пусть карапуз перескажет рифмованный источник своими словами. Стих в прозе, так сказать.

Этот этап заучивания стихов детьми дошкольного и младшего школьного возраста помогает избежать механического запоминания рифмованных строк. Из-за привычки запоминать механически, не вникая в логику сюжета и семантику стихотворного произведения, могут появиться трудности в дальнейшем обучении.

Приучите ребёнка пересказывать стих. Это повысит эффективность его учёбы в школе!

Совет 4. Учите в щадящем режиме

Вероятно, ребёнок не хочет или не может выучить стих, потому что предлагаемый для заучивания объём новой информации превышает детские способности на текущий момент. Мозг пытается защитить своего юного хозяина от информационной перегрузки и настоятельно уводит его от источника проблемы.

Учите стихи построчно. Прочитали одну строку — малыш повторил. Убедились, что строчка освоена и произносится без запинки, — учим вторую. Вторая строчка осилена? А теперь соединяем пару и отрабатываем её до блестящего результата.

Совет 5. Запаситесь временем и терпением

В детском саду стихи для заучивания дома выдают родителям задолго до часа X. И делается это вовсе не для того, чтобы листок пролежал большую часть отведённого времени забытым, а за день до утренника вы вспомнили о нём и мучительно для всех домочадцев приступили к заучиванию с ребёнком.

Чтобы учить стихи, развивая детскую память, а не насилуя её, надо запастись временем. И терпением. Учите в день по паре строк. Повторяйте их несколько раз в течение дня. Делайте это ненавязчиво, выбирая моменты, когда ребёнок весел, спокоен и готов к обучению.

За неделю вы сможете одолеть стандартный стишок для детского праздника без надрыва, спокойно и с пользой для тренировки памяти.

Совет 6. Пассивное учение вам в помощь

Как учить стихи с ребёнком

Известно всем: «Повторенье — мать ученья». Чтобы ученье не превратить в мученье, используйте пассивный метод запоминания нужной информации.

Регулярно, по несколько раз в несколько подходов зачитывайте стих для ребёнка. Рассказывайте стихотворение полностью и по строчкам, делайте это во время прогулки, перед обедом (пока накрываете стол, например) и перед сном.

Раз за разом слушая вас, малыш непроизвольно запомнит нужные строчки. Потом останется отшлифовать его знания и — вуаля! — карапуз готов декламировать стих для широкой аудитории.

Совет 7. Устройте кукольное представление

Чтобы учить стихи стало интересно, соберите любимые игрушки ребёнка на литературный вечер. Пусть каждый «участник» сего действа в порядке строгой очерёдности выходит в центр импровизированной площадки и выразительно зачитывает произведение, которое вам с ребёнком предстоит выучить. Мишка будет рассказывать грозно и громко, лисичка — нежным голоском с хитрыми интонациями. А как стих может рассказать зайчишка-трусишка, грузовичок или матрёшка? Что по этому поводу думает кроха? Пусть он попробует рассказать первую строчку стиха за войлочного котёнка, а теперь за свою любимую машинку…

Учите стихи, развивая артистизм и совершенствуя эмоциональный интеллект. Многократная польза — основа эффективного обучения.

Совет 8. Используйте мяч

А вы пробовали учить стихи с мячиком? Нет? Попробуйте обязательно! Эта методика очень интересна и отлично работает для заучивания с детьми от трёх лет и старше. Суть её проста:

Конечно, для начала надо стихотворение несколько раз прочитать вслух. Играя, помогайте ребёнку, напоминая ему нужные слова. Вы можете все строчки называть самостоятельно, побуждая ребёнка всё активнее подключаться к декламации.

Можно перекидывать мячик на каждое слово, можно постепенно наращивать темп. В общем, есть простор для педагогической фантазии.

Совет 9. Танцуйте

Каждый стих обладает собственным ритмическим рисунком, в каждом есть своя музыка. Помогите малышу услышать мелодию стихотворения. Зачитывая строчки для заучивания, вместе с ребёнком выполняйте нехитрые танцевальные движения:

Этот приём помогает ребёнку легче запоминать стих, потому что вы задействуете не только слуховую, но и двигательную память. А вместе с тем развиваете ловкость, равновесие и координацию движений.

Совет 10. Рисуйте

Чтобы легко и с увлечением учить стихи, ребёнок должен создать в воображении образы, с этим стихом связанные. Вы можете помочь, предложив малышу выразить эти образы на листе бумаги:

Образы, нашедшие выражение, помогут «увидеть слова», сделают стихотворение более осязаемым, близким и понятным.

Блиц-советы от «Эврики», как учить стихи с ребёнком:
  1. Чаще читайте малышу детские стихи.
  2. Помните стихотворения наизусть? Отлично, рассказывайте их ребёнку, подавая правильный пример.
  3. Чаще вместе пойте детские песенки.
  4. Делайте утреннюю зарядку со словами.
  5. Используйте в быту простые рифмы:
    1. Мой любимый мальчик испачкал краской пальчик.
    2. Для любимой Светочки купили мы конфеточек.
  6. Для заучивания стихотворения с ребёнком задействуйте разные виды памяти:
    1. образную;
    2. эмоциональную;
    3. двигательную.
  7. Не заставляйте учить, но создавайте условия, в которых малыш сам захочет повторять стих снова и снова.
  8. Не ждите, когда учить стихи будет нужно для детского сада или школы. Приучайте к рифме самостоятельно уже с самого нежного возраста.
  9. Тщательно выбирайте, какие стихи учить детям. Они должны соответствовать возрасту, воспитывать доброту, отзывчивость и чувство справедливости.
  10. Наслаждайтесь процессом, заражая ребёнка трепетной любовью к волшебному миру качественной поэзии.

Счастливого вам родительства, друзья!

nii-evrika.ru

Как учить стихи с ребёнком

Самый благоприятный возраст разучивать стихотворения возраст от 4 до 6 лет. В этом возрасте память ребёнка развивается быстрым темпом, что позволяет осознавать текст и запоминать его. Процесс разучивания стихов благотворно влияет на память малыша, так как формируется так называемый дамп памяти, который отвечает за то, что откладывается в голове и впоследствии применяется малышом в нужном месте в нужное время.

kak-uchit-stixi

Кроме того это важный обучающий процесс позволяющий расширить кругозор, научит воспринимать поэзию в целом самое главное разучивание стихов поможет сформировать у ребёнка культуру. Для того чтобы ребёнок по достижению возраста в 4 года с легкостью учил стихотворения об этом нужно подумать немного раньше.

Рекомендации родителям

Родителям рекомендуется ежедневно читать малышу различные небольшие стишки. Позже когда возникнет необходимость самостоятельного изучения и запоминания стихотворения, произведение нужно выбирать, отталкиваясь от возраста и интереса ребёнка. Первое на что стоит обратить внимание, выбирая стихотворение это текст. Текст должен быть понятным и простым. Стоит приготовиться к тому, что поставив себе вопрос, как учить стихи с ребёнком родителям придётся прочитать стихотворение много раз. Само чтение должно быть медленным и выразительным.

Важным этапом заучивания является разбор самого стиха. Например, если выбрано произведение про известную Таню. Спросите малыша, почему плачет Таня? Что у неё произошло? И что нужно сделать, чтобы девочка перестала плакать? Существует пять параметров, которые нужно соблюдать во время выучивания стиха, с ребёнком.

Правила заучивания стихотворения

Хитрости в заучивание стихов

Сам процесс получения ответа на вопрос как учить стихи с ребёнком, требует большого внимания. Главное правило не стоит стараться выучить стих за один раз, разделите его на несколько этапов, будет лучше, если вы выучите стихотворение с малышом за несколько дней, чем сделаете так, что у него полностью пропадёт интерес к данному занятию.

kak_nauchit_rebenka

Прибегайте к небольшим хитростям в момент обучения. Так, например есть уникальная игра доскажи словечко. После того как стихотворение прочитано несколько раз, во время зачитывания его вновь остановитесь и дайте ребёнку вспомнить нужное слово. Останавливайтесь всегда на разных словах, постепенно можно подвести к пропусканию двух, трёх слов. Психологи говорят об одном универсальном методе выучивания стихотворения. Так, например если вы выбрали стих о мишке, дайте ребёнку в руки плюшевого медвежонка, или просто посадите игрушку в зоне видимости.

Все вышеописанное поможет вам сделать так, чтобы ребёнок выучил стихотворение легко и непринуждённо, испытывая при этом удовольствие, все это повлияет на его восприятие поэзии как культуры.

shop-kid.ru

Как правильно учить стихи с детьми 3-4 лет

А.Р.Трунова, учитель-логопед

Безусловно, не для всех детишек заучивание стихов – это проблема. Для некоторых малышей совсем даже наоборот: дети молниеносно впитывают то, что им нравится. В семьях, в которых близкие часто и много разговаривают с малышом, читают, рассказывают ему сказки, стихи, малыши даже в раннем возрасте заканчивают строки детских стишков. Но некоторым деткам трудно учить стихи, для них – это каторжный труд. Почему так происходит? Чаще всего, так происходит потому что стихотворение заучивается неправильно. Как же правильно, как учить стихи?

1. Для того, чтобы легко и качественно запоминать рифму, ребенок должен ощущать «мелодию» стиха. С ней знакомить малютку нужно начинать еще, когда он лежит в коляске. Вам кажется, что малыш ничего не понимает? Может быть он и не понимает слова, но слышит ритм, «мелодию» стиха, эмоции, которые вы ему передаете, и понемногу он запоминает. Когда малыш немного подрастет, подсознательный опыт облегчит ему сознательный подход к заучиванию.2. Память малыша начинает активно развиваться в 4-5 лет. Вот в этот период и нужно начинать учить с малышом стихи. Если до 4 лет мы просто читаем ему стихи, сказки, если запомнит – прекрасно, если нет – ничего. После 4 лет нужно учить запоминать тексты. Для формирования объема памяти нужно учить как можно больше.3. Для легкости запоминания стихотворение должно соответствовать возрасту и темпераменту малыша. Четырехлетнему ребенку не подойдет «Онегин» для заучивания, чтобы повеселить гостей. Лучший вариант – детская классика Барто, Чуковский, Михалков.4. Для шалунов больше подойдут ритмичные, веселые, задорные стихи, для деток поспокойней – плавные, размеренные. Конечно, в школе так вопрос не будет стоять, но мы учимся, развиваем память, а это должно быть процессом приятным, поэтому используем то, что «ближе сердцу».5. Нельзя учить стихи просто так. Это должен быть подарок маме, дедушке, бабушке, белочке в парке или Деду Морозу на Новый год. Только к 7-8 годам потихоньку нужно объяснять ребенку, что стихи нужно знать и для себя.6. Нужно заучивать стихотворение эмоционально, с выражением! Иначе оно лишится смысла для малыша.7. Прежде чем учить стих с малышом, взрослый должен сам прочитать его выразительно. Еще лучше, если взрослый знает стих наизусть. Если нет – ничего, выучите вместе с малышом несколько стихотворений – от этого будет только польза!8. Далее нужно выяснить все ли понятно малышу. Если в тексте есть слова, которые он не понимает, то нужно ему объяснить, что они означают. Ребенок должен четко понимать, о чем идет речь.9. Когда все слова ясны, то стихотворение читают еще раз, расставляя все акценты. После этого говорят название и автора произведения. Это учит малыша культуре заучивания и восприятия поэзии. Потом можно рассмотреть иллюстрации к стиху, обсудить его, прочитать еще раз. Так формируется образ произведения. И только так тщательно проработав стихотворение переходят к его заучиванию.10. Мы знаем, что у каждого человека есть предпочтительный способ запоминания информации, у малышей точно так же. Одним нужно слышать, другим – видеть, третьим просто необходимо расхаживать по комнате, а четвертым, наоборот, нужна полная неподвижность. Попробуйте все методы, и вы сможете понять, какой способ подходит вашему малышу, а какой – нет. Заодно вы сможете понять какой вид памяти у малыша ведущий. Возможно, вы будете использовать с малышом несколькими методами, будете их сочетать. Это вообще замечательно, развивайте те виды памяти, которые менее развиты у ребенка, ему потом будет значительно легче учиться. Главное – приятный результат: общение с малышом и с поэзией.11.Еще один совет для родителей, которые приобщают своих малышей к поэзии. Нарисуйте вместе с ребенком все стихотворения, которые вы выучили. Такую собственную иллюстрацию к стиху. Подпишите название стихотворения и автора. Складывайте такие рисунки в отдельную папку. Потом некоторое время спустя доставайте, рассматривайте, читайте стихи. Это прекрасный вариант всестороннего развития малыша, поддержания объема памяти и культурного багажа.

xn--56-6kcpbevih3edh.xn--p1ai


Смотрите также