Детский негативизм. Что делать с маленьким «нехочухой»? Негативизм у ребенка 4 лет


Детский негативизм. Советы родителям - Психологос

Клипарт с сайта LENAGOLD - коллекция фонов и клипарт

Многим родителям знакома такая картина: ребенок буквально все говорит и делает наоборот. Причем создается впечатление, что он специально поступает назло. С этим можно столкнуться и в поведении дошкольника и уж тем более подростка.

Малышу предлагают гулять, а он плачет, кричит, что хочет играть дома. Может в момент раздражения бросать игрушки, предметы в человека, куда попало. Может капризничать, грубить, что-то разрушать, а может замкнуться в себе. Причем часто причины этого сопротивления непонятны окружающим. Такое поведение принято называть негативизмом.

Почему ребенок протестует?

Негативизм - это лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям (Педагогический энциклопедический словарь).

Так ребенок протестует против обстоятельств жизни, против отношения к нему разных людей: близких, сверстников, других взрослых. Объективно эти обстоятельства или отношения могут и не быть неблагоприятными. Главное, какими их воспринимает ребенок или подросток.

Нередко причины такого поведения неявны для окружающих, потому что сам ребенок их тщательно маскирует. Например, тревога и страх: «Не справлюсь, лучше вообще отказаться» или «Буду выглядеть смешно». Иногда дети протестуют против каких-то жизненных обстоятельств. Это может быть рождение младшего брата или сестры, развод родителей, вынужденный переезд, смена школы и т.д.

По сути негативизм - это реакция на какую-то неудовлетворенную потребность. Например, в понимании, одобрении, уважении, самостоятельности. Это один из способов преодоления трудной ситуации, хотя и не самый конструктивный.

О пассивном негативизме говорят, когда ребенок просто пропускает мимо ушей наши просьбы и требования. Активный негативист старается сделать что-нибудь противоположное тому, что от него просят.

Родители нередко говорят о том, что ребенок упрямый. Можно сказать, что упрямство - это слабая форма негативизма. И по проявлениям в поведении они похожи. Но причины похожего поведения все-таки разные. Упрямец стремится к самоутверждению. А негативист протестует против неблагоприятной для себя ситуации.

Говорят еще о такой черте, как настойчивость - это желание добиться своего вопреки препятствиям.

Ребенок может проявлять негативизм в отношениях с кем-то одним из близких или со всей семьей, только в семье или практически везде, где появляется.

Можно ли что-то с этим поделать?

Самое универсальное средство - учитывать детские потребности, желания, возможности, способности.

Не выдавать свои желания за желания ребенка или подростка. Стараться понимать его состояние, настроение.

Чаще детский негативизм - преходящее явление. Но он может закрепиться и стать устойчивой чертой личности - если взрослые ведут себя слишком жестко и ребенок постоянно испытывает эмоциональное напряжение.

Как помочь негативисту?

Практически у всех детей родители отмечают протестные реакции в определенные периоды. Есть так называемые кризисные периоды детства - один год, три года, шесть-семь лет и 13-16 лет. Ребенок (или подросток) в эти моменты старается перейти на новую ступень своего развития, сделать еще один шаг к самостоятельности, независимости, утвердиться в своих глазах и глазах окружающих.

Здесь важно понимать: ребенок отказывается выполнить просьбу не потому, что ему этого не хочется. Гораздо важнее для него проявить самостоятельность, не подчиниться воле взрослого. Если вы будете придерживаться гибкой тактики, то поможете ребенку не только избежать ненужных конфликтов сегодня, но и стать более самостоятельным и независимым в его будущей взрослой жизни.

При воспитании негативиста старайтесь учитывать следующие моменты

Запаситесь терпением и не ждите немедленных результатов. Помните только, что это очень важный период в жизни ребенка.

Бесплатные материалы «Как стать психологом для себя, для семьи и для дела»

www.psychologos.ru

его взаимосвязь с возрастом. Психотерапия расстройства

Негативизм

Под негативизмом понимают отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий. Данный симптом наблюдается при возрастных кризисах, депрессиях, психических расстройствах, нарко- и алкозависимости.

Основой для появления негативного отношения к окружающим может быть неправильное семейное воспитание, акцентуации характера, психоэмоциональные переживания и особенности возраста. Негативизм чаще развивается у завистливых, вспыльчивых, эмоционально скупых личностей.

Понятие негативизма и его взаимосвязь с возрастом

Негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах:

Также различают три вида негативного проявления:

Пассивный вид характеризуется игнорированием, неучастием, бездеятельностью, иными словами, человек просто не реагирует на просьбы и замечания других людей.

Активный негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям наперекор, демонстративном поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто наблюдается в подростковом возрасте.

Детский негативизм — это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат ими как никакой другой этап. В целом с рождения до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:

Под возрастным кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности и упадком интеллектуальной деятельности. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского развития, чаще он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы детского негативизма:

При длительной неудовлетворённости жизненных потребностей развивается фрустрация, которая вызывает психологический дискомфорт личности. Для компенсации данного состояния человек прибегает к негативному эмоциональному проявлению, физической и вербальной агрессии, особенно в подростковом возрастном периоде.

Подростковый негативизм

Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название – «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое. В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс – воля. Ребёнок хочет выполнять самостоятельные действия, без участия взрослых, но чаще всего желания не совпадают с реальными возможностями, что приводит к появлению негативизма у детей. Малыш сопротивляется, бунтует, наотрез отказывается выполнять просьбы, а тем более приказы взрослых. В данном возрасте категорически запрещается противодействовать автономии, взрослым необходимо дать возможность побыть ребёнку наедине со своими мыслями и попробовать действовать самостоятельно, с учётом здравого смысла. Если родители зачастую противодействуют самостоятельным шагам своего чада, это грозит тем, что малыш перестанет стремиться делать что-либо сам. Проявление негативного отношения к взрослым является отнюдь не обязательным явлением в младшем детском возрасте, и в большинстве случаев зависит от особенностей семейного воспитания и от компетентности родителей в данном вопросе.

В возрасте 7-ми лет также может проявить себя такое явление, как негативизм, однако, вероятность его возникновения намного меньше, чем в 3-х годовалом и подростковом возрасте.

Подростковый возраст сам по себе является очень сенситивным периодом в жизни каждого ребёнка, у кого-то возрастной кризис проявляется чрезмерно, а кто-то почти не замечает негативных моментов. Негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой живёт ребёнок, от стиля семейного воспитания и от поведения родителей, которому подражают дети. Если ребёнок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, вредными привычками, агрессией и неуважением, то негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя покажет.

Кризис подросткового возраста проявляется в снижении интеллектуальной деятельности, слабой концентрации внимания, пониженной трудоспособности, резкой смене настроения, повышенной тревожности и агрессивности. Фаза негативизма у девочек может развиваться раньше, чем у мальчиков, однако, по продолжительности она меньше. Согласно исследованиям знаменитого психолога Л. С. Выготского, негативизм у девочек-подростков чаще проявляется в предменструальный период, и имеет чаще пассивный характер с возможными проявлениями вербальной агрессии. Мальчики же сами по своей природе более агрессивны, и характер такого поведения часто носит физический характер, проявляющийся в драках. Подросток изменчивв во всём: и в поведении, и в эмоциональном проявлении, ещё некоторое время назад он вёл себя демонстративно и был в приподнятом настроении, а через пять минут настроение упало и исчезло желание с кем-либо общаться. Такие дети не успевают в школе, грубят учителям и родителям, игнорируют замечания и просьбы. Негативизм у подростков протекает от нескольких месяцев до года или не проявляется вообще, длительность зависит от индивидуальных личностных особенностей.

Следует заметить, что подростковый период изменяет ребёнка не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Внутренние процессы активно преобразуются, растёт скелет и мышцы, видоизменяются половые органы. Физиологические преобразования в организме подростка происходят неравномерно, из-за чего возможны частые головокружения, повышение давления и быстрая утомляемость. Нервная система не успевает перерабатывать все те изменения, которые происходят в растущем организме, что во многом оправдывают нервозность, повышенное возбуждение и раздражительность. Данный возрастной период является очень трудным в жизни человека, поэтому немудрено, что подросток становится агрессивным, вспыльчивым и проявляет негативизм, таким образом он защищается.

Психологическая коррекция детского негативизма

Детский негативизм

Наиболее эффективной в психотерапии детского негативизма является игра, так как данный вид деятельности является основным в этом возрасте. В подростковом же периоде можно применять когнитивно-поведенческую терапию, так как она богата разнообразными тренингами и помимо устранения самого негативизма, как явления, объясняет причины его возникновения.

Для детей младшего возраста и дошкольников достаточно эффективными являются следующие виды психотерапии: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия.

Психологи обозначили несколько приёмов, которые могут проводить родители. Рассмотрим основные правила для коррекции негативизма у детей:

Видео — «Психология переходного возраста»

onevroze.ru

Негативизм у детей | Статьи |

Опубликовано: 11 мая 2012 в 08:01

Часто бывает так, что родители или близкие, которые окружают ребенка, сталкиваются с подобной проблемой — негативной или отрицательной реакцией малыша на просьбы с их стороны. Когда, к примеру, ребенок отворачивается, закрыв рот, если нужно принимать лекарства, или прыгает в кучу снега, если ему сказали, что этого делать не стоит, или отказывается одеваться, если вы спешите… То есть он начинает делать то, что взрослые запрещают или же не делает того, чего родители ждут от него и просят совершить.

Проявления

Негативизмом называется такое поведение человека, при котором его действия противоречат ожиданиям или просьбам других людей. Зачастую причина подобного поведения — потребность человека в самоутверждении, в признании своей личности окружающими.

Более краткое определение «негативизма» –  немотивированное отрицание. У детей оно  проявляется по мере их развития и взросления, и зачастую это поведение имеет временный характер. По мнению психологов, негативизм – это нормальное проявление процесса развития личности.

Когда ребенок противодействует требованиям окружающих людей, это проявление так называемого детского негативизма. Так малыш пытается отстоять свои права и привлечь к себе внимание. Для него это становится формой общения, в которой он проявляется себя как упрямый, грубый и сварливый ребенок. Детский негативизм являет собой проявление развития ребенка и способ самоутверждения на определенном этапе его жизни.

Явление наблюдается в разные периоды детского кризиса — между 1,5 и 6 годами, когда формируется личность малыша и происходит закладка важных черт характера ребенка. Поэтому родители должны не упустить время, когда сопротивления малыша на их требования станут заметными, поскольку это может привести к негативным формам поведения, от которых будет сложно избавиться.

Кроме того, к признакам детского негативизма еще можно отнести: упрямство, плаксивость, своеволие, капризность, бунт. Иногда причиной негативизма является чрезмерно строгая дисциплина, когда на невинные шалости и проказы ребенка родители реагируют очень бурно, и применят методику строгого наказания, которая не соответствует силе «преступления». Подобная реакция родителей больше укрепит вышеуказанную форму поведения.

Наиболее яркий период, в котором негативизм проявится «во всей своей красе» — это, несомненно, подростковый возраст. Ребенок остается все еще ребенком, но становятся явными признаки взросления и желание самого чада стать взрослым и самостоятельным.

Поэтому негативизм становится своеобразным стремлением ребенка выделить себя из окружающей среды.

Если негативизм приобрел постоянный характер (или начал проявляться очень часто), это значит, что негативная черта закрепилась в характере ребенка. Если родители сталкиваются с такой проблемой, то они, в первую очередь, не должны паниковать, ведь все решается мирными способами.

Как бороться?

Чтобы победить негативизм у малыша, сначала надо заметить те моменты, когда ребенок не подчиняется вашим требованиям и желает сделать все наоборот. Есть простые советы, которые помогут вам в борьбе с детским негативизмом.

Нужно помнить, что не стоит мириться с плохим поведением малыша, лишь бы он остался доволен. Поскольку вскоре он поймет: один раз вышло по-моему, получится и в иной раз. Если ребенок категорически отказывается от того, что вы попросили сделать (к примеру, одеться), подождите  пару минут, а потом вернитесь к нему и, как ничего и не было прежде, предложите сделать то, что требовали с самого начала. Кроме того, вы можете позволить малышу самостоятельно подбирать одежду для прогулки (из вариантов, предоставленных вами). Главное, что он сам сможет сделать выбор. Можете перевести нелицеприятную ситуацию в игру: кто оденется первым, кто сумеет пройти по дороге, не наступив ни одну трещину. Выделите ребенку немного личного пространства, которое он сам обустроит по своему вкусу: полку, стол или маленький уголок в комнате.

Не боритесь с негативизмом малыша криками или наказанием. Лучше доверьте ребенку небольшое домашнее дело. Если детский негативизм вовремя не был определен и  откорректирован, он иногда проявляется в поведении того же ребенка, но уже постарше, и в более тяжелой форме поведения и общения. Постарайтесь отдать вашему крохе больше внимания и заботы. Разрешите побыть ему более самостоятельным. Попытайтесь переключать его внимание на что-то другое, более увлекательное для карапуза. Уберите из поля зрения все то, что становится причиной нового конфликта: часы отца со стола, которые так любит кроха, украшения старшей сестры спрячьте подальше и т.д.

Помимо прочего, существует психологическая психотерапия – помощь профессионалов, направленная на разрешение психологических проблем ребенка или на профилактику таких проблем у него. К психотерапевтическим методам при работе с детьми относятся: дружеская беседа, ролевая игра, игрушки; обсуждение с малышом положительных примеров поведения; учебники и методические пособия. Главный акцент специалист делает на проговаривание самим чадом собственных чувств и мыслей.

Похожие материалы:

www.psyportal.net

Негативизм у детей, симптомы, как бороться с детским негативизмом

Негативизм у детей

В возрасте от 2 до 3 лет дети склонны проявлять признаки упрямства и внутреннего напряжения. Возможно, ваш ребенок начал упрямиться и выказывать недовольство, когда ему было еще 15 месяцев, так что ситуацию нельзя назвать новой. Но после 2 лет это поведение достигает новых высот, принимая другие формы. Годовалая девочка  противоречит родителям. В возрасте 2,5 года она уже начинает противоречить сама себе! Она с трудом принимает решение, а затем все-таки поступает по-другому. Она ведет себя так, как будто ею слишком много командуют, хотя на самом деле ее никто не трогает — наоборот, она пытается командовать всеми. Девочка настаивает на том, чтобы все делать по-своему и в точности так, как она делала это раньше. Ее приводит в бешенство, если кто-то вмешивается в ее действия или перекладывает ее вещи.

Создается впечатление, что для ребенка в возрасте от 2 до 3 лет вполне естественно принимать решения самостоятельно и противиться нажиму со стороны взрослых. Попытка сражаться сразу на двух фронтах без достаточного жизненного опыта ставит его в довольно сложное положение. По этой причине с ребенком такого возраста нелегко поладить.

Задача родителей заключается в том, чтобы воздерживаться от излишнего вмешательства и по возможности предоставить ребенку свободу действий. Если малышу хочется активно участвовать в процессе своего одевания и раздевания, путь он это делает. Начните купание пораньше, чтобы дать ему время поплескаться в воде и вымыть ванну. За обедом позвольте ребенку есть самостоятельно и не подгоняйте его. Если он не хочет есть, разрешите выйти из-за стола.

Когда подходит время укладываться спать, идти на прогулку или возвращаться домой, направляйте его поведение, беседуя о чем-нибудь приятном. Результат должен достигаться без лишних споров. Вы должны пресекать его попытки установить тиранию в доме и в то же время не кипятиться по пустякам.

Двухлетние дети ведут себя лучше всего, когда родители устанавливают для них достаточно жесткие, постоянные и разумные границы дозволенного. Ваша задача — тщательно определить эти границы. Противоборство с двухлетним ребенком отнимает очень много сил, поэтому приберегите их для действительно важных дел, связанных, например, с вопросами безопасности ребенка. Заставить малыша сесть в специальное детское кресло во время езды на автомобиле значительно важнее, чем уговорить его надеть варежки в прохладную погоду (в конце концов, вы можете положить эти варежки к себе в карман и надеть их на ребенка, когда у него действительно замерзнут руки).

Вспышки раздражительности у детей

Они бывают время от времени почти у каждого двухлетнего ребенка. Даже у вполне здоровых детей они случаются довольно часто. Обычно такие приступы ярости начинаются примерно в годовалом возрасте и достигают своего пика в 2—3 года. Причиной для них могут стать разочарование, усталость, голод, злость и страх.

Темпераментные дети, склонные к упрямству и чувствительные к переменам, подвержены им в большей степени. Иногда родители замечают, как зарождается истерика, и упреждают ее, отвлекая внимание ребенка. В других случаях истерика начинается внезапно. Единственное, что остается делать родителям, — это переждать, пока буря утихнет.

Во время истерики лучше находиться рядом с ребенком, чтобы он не чувствовал своего одиночества. В то же время не следует сердиться на него, угрожать наказанием, уговаривать успокоиться или усиленно пытаться исправить ситуацию. Любая подобная реакция может привести к тому, что такие эпизоды будут возникать чаще и продолжаться гораздо дольше.

Когда же истерика миновала, следует переключиться на какую-нибудь приятную деятельность и оставить этот эпизод в прошлом. Сказанные между делом одобрительные слова: «Ты молодец, быстро успокоился» — помогут повысить самооценку ребенка и научат его быстрее приходить в себя в следующий раз.

Не забудьте похвалить и себя за то, что остались спокойны и сохранили самообладание. Это не так-то просто сделать, когда у двухлетнего малыша истерика.

Детское нытье

Детеныши многих видов млекопитающих зачастую скулят, чтобы привлечь к себе внимание и подать сигнал, что они голодны (вспомните, например, щенков). Это естественное явление, хотя порой оно может порядком действовать на нервы. В случае с новорожденным у вас нет другого выбора, кроме как попытаться угадать, что означает плач ребенка. Однако, когда малыш уже немного научился говорить, целесообразно настоять, чтобы он изъяснялся словами. Чаще всего достаточно твердо и без лишних эмоций сказать ему: «Скажи словами, я твое нытье не понимаю». Иногда, правда, это приходится повторять на протяжении нескольких месяцев, пока ребенок полностью не осознает смысл сказанного. Помните, что если вы поддадитесь на нытье (а соблазн сделать это бывает очень велик), то в дальнейшем вам будет значительно труднее искоренить эту привычку.

Предпочтение ребенком одного из родителей

Иногда ребенок в возрасте 2,5—3 лет вполне ладит с каждым из родителей поодиночке, но когда на сцене появляются сразу оба, он становится неуправляемым. Отчасти это может объясняться ревностью, но в этом возрасте, когда ребенок особенно восприимчив к любым попыткам навязывания ему чужой воли и не прочь покомандовать сам, он чувствует, что не в силах справиться с двумя важными для него людьми сразу.

Чаще всего в этом возрасте нелюбимым оказывается отец. Порой ему даже кажется, что ребенок ненавидит его. Не следует относиться к такой реакции малыша слишком серьезно или обижаться и отворачиваться от него. Лучше, если отец будет общаться с ребенком наедине как во время игры,так и при выполнении таких повседневных процедур,  как кормление или купание. Таким путем он может показать себя веселым, любящим и интересным человеком, а не возмутителем спокойствия. Даже если ребенок поначалу противится, когда отец заступает на смену, тот должен доброжелательно,  но твердо настоять на своем. Таким же твердым,  но доброжелательным должно быть и отношение матери, когда она оставляет ребенка наедине с отцом.

Такая посменная работа дает возможность каждому из родителей и пообщаться с ребенком наедине, и уделить время себе. Однако не менее важно, когда вся семья собирается вместе, даже если двухлетний малыш болезненно реагирует на это. Для ребенка (особенно если это первенец) очень важно понять, что родители любят друг друга, хотят быть рядом друг с другом и не собираются потакать ему во всем.

www.sweli.ru

Негативизм у детей. Кризис трёх лет у детей. Как справиться с детскими капризами

Негативизм у детей. Кризис трёх лет у детей. Как справиться с детскими капризамиРано или поздно все мамы и папы впервые слышат от своего ласкового, покладистого крохи категоричное «Не хочу!». Иногда оно сопровождается только надутыми губками, а порой – топаньем ног и морем слез. Как же справиться с детским бунтом?

Кризис трёх лет у детей

Отказ ребенка что-то сделать и отрицание им очевидных вещей часто выводит родителей из себя: «Почему он капризничает?!» За детскими «нет», «не хочу» и «не буду» важно вовремя разглядеть нечто более важное, чем простое упрямство.

«Период протеста у детей начинается примерно в возрасте 2-2,5 лет и связан с одним из важнейших этапов их развития, — объясняет Алена Казанцева. — В педагогической литературе он обозначается как «кризис негативизма» или «кризис трех лет». Основная задача этого этапа — автономия, психологическое отделение от мамы, проявление собственного «я» ребенка. До этого периода он воспринимает себя и маму как единое целое, как «мы». О себе он может говорить в третьем лице, например «Петя сегодня ходил гулять».

А затем ребенок как бы совершает скачок на новый уровень развития. Новое «я» требует построения новых отношений с близкими, которые не всегда оказываются к этому готовы и порой активно сопротивляются. Малыш, ощущая себя отдельной и самостоятельной личностью, начинает выражать протест против сложившихся правил. А поскольку он не обладает достаточным набором инструментов и хорошо развитой речью для обозначения своей новой позиции, то использует все, чему уже научился и что по его опыту способно повлиять на консерваторов-родителей: крик, слезы, капризы, падение на пол, порчу имущества. Ситуацию усугубляет авторитарный способ воспитания и нежелание родителей перестроить свою систему отношений с ребенком».

Почему я «не хочу»?

«Избаловали, он и кочевряжится» — сразу же находят объяснение детской строптивости бабушки. Современный ритм жизни диктует свои правила, и родителям порой действительно проще пойти на поводу у ребенка, чтобы добиться результата: «Надевай все, что хочешь, только пошли уже!»Но так происходит далеко не всегда. Детские «не хочу» бывают разные. Вот несколько причин, почему «кроткая овечка» может взбунтоваться.

Проверка на прочность. Попытка ребенка отхода от родителей неизбежно связана с желанием проверить границы собственных возможностей, прочность установленных правил и силу авторитета старших. Если вы сказали малышу, что кушать принято за столом на кухне, в один прекрасный момент он может заявить о своем желании есть суп только в гостиной перед телевизором. Не потому, что не хочет отрываться от просмотра любимого мультика, а для того, чтобы испытать, насколько крепки вы и ваши запреты.

Если период негативизма у детей затянулся до 5-6 лет, скорее всего, это означает, что основные задачи периода взросления не были решены вовремя. Обратитесь к психологу, который поможет разобраться, почему это произошло, и даст рекомендации по взаимодействию с малышом.

Следствие гиперопеки. В стремлении оградить драгоценное чадо от жизненных неурядиц важно не перейти черту, за которой начинается гиперопека. Если вы до трех лет возили малыша в коляске, кормили с ложечки и не отпускали от себя ни на шаг, естественно, что ваши первые попытки воззвать к его самостоятельности будут встречены в штыки.

Привлечение внимания. Обычно к двум годам дети уже хорошо знают, в каких ситуациях родительский интерес им обеспечен. Если так повелось, что вы дарите крохе свое внимание и общение, только когда он делает что-то неправильное или недопустимое, «не хочу» может стать отличным способом сделать так, чтобы его наконец заметили.

Страх новизны. Гиперчувствительных, подверженных эмоциям малышей, которые легко возбуждаются и ударяются в слезы, нововведения, неизбежные в жизни, могут не привлекать, а пугать. «Переезд» в новую кроватку встречен категоричным «нет»?Все просто: в старой он чувствует себя в безопасности.

Простой отказ. Он тоже имеет право на существование. Это должно вас радовать, а не огорчать. Когда у ребенка начинает формироваться свой собственный взгляд на мир, у него появляются свои вкусы, интересы, пристрастия и предпочтения. Если предлагаемое с ними не совпадает, вы можете получить отказ. «Не буду надевать красную футболку, хочу зеленую», «Не буду пить томатный сок, хочу персиковый» — возможно, это не игра на ваших нервах, а красный цвет и сок из помидоров вашему малышу действительно не нравятся. Проанализируйте несколько таких ситуаций и сделайте выводы.

Оригинальный подход

Вот несколько нестандартных способов борьбы с детскими капризами.1) Помощь друга. Когда ваши обращения малыш игнорирует, попробуйте действовать через подставноелицо. Возьмите его любимую игрушку (это может быть как мягкая зверушка, так и машинка) и с ее помощью «заговорите» с ним: «Привет! Мне очень грустно. Пойдем гулять?»2) Театр абсурда. Если на кроху накатил приступ негативизма и вы знаете, что любую вашу просьбу он вывернет наизнанку, действуйте методом от противного. Хотите накормить кроху рыбой? Скажите, что ему ее ну никак нельзя! На улице надо повернуть направо? Говорите, что идете налево.3) Праздник непослушания. Быть всегда правильным и послушным - трудное занятие. В течение дня устраивайте «нехочухе» один или несколько «праздничных» часов, когда он сможет делать все, что обычно запрещается (в разумных пределах, конечно).Не хочешь одеваться? Пожалуйста! Конфеты вместо супа? На здоровье! Обязательное условие - все остальное время карапуз должен вас слушаться.4) С юмором. Если ситуация безвыходная (хочешь не хочешь, а надо к врачу), поборите детские негативные эмоции в прямом смысле. Предложите малышу шуточный бой, используя в качестве подручных средств все, что есть под рукой: мягкие игрушки, подушки, свернутые «дубинками» газеты. Это позволит ему выплеснуть агрессию, и неприятный эпизод будет забыт.

Как справиться с детскими капризами

Справиться с детским отрицанием бывает непросто. Особенно если он упрямится, а вы, например, опаздываете. Круг замыкается: отказ ребенка — ваше раздражение — его слезы — ваше раздражение. «Поверьте, малышу не столько важно отстоять свои права, сколько пережить сам процесс их отстаивания, поэтому активно бороться с детским «не хочу» не нужно! — объясняет Алена Казанцева. — Ваша главная задача — сформировать новый кодекс правил общения с крохой, а также научить его выражать свое мнение и заявлять о потребностях более эффективным, удобным и «взрослым» способом».Как же справиться с «нехочухой»? Вот несколько правил, которые помогут и вам, и ребенку преодолеть период этого «кризисного» возраста.

Проведите переоценку ценностей. Пересмотрите свои стратегии взаимодействия с малышом, требования и запреты. Возможно, некоторые из них он уже перерос?С учетом возраста сформируйте четкую систему «нельзя». Таких «нельзя» должно быть немного (например, 5-7), но это должны быть непоколебимые правила. Если что-то нельзя в будни, то не стоит делать исключения в выходные, а также во время отъезда родителей или болезни ребенка. Если запрещает мама, этот же запрет должен подтверждать и папа, и бабушка.

Предлагайте варианты. Без условно, день за днем ежечасно следовать наставлениям хоть и легко, но скучно. Признайтесь, вы бы и сами рано или поздно взбунтовались.Ставьте малыша в ситуацию простого выбора («Возьмем на прогулку красный мяч или зеленый?», «Что ты хочешь надеть сам — курточку или ботинки?»), спрашивайте его мнения и совета. Если кроха от чего-то упорно отказывается, спросите у него, чего он сам хочет.

Воспитывайте самостоятельность. Старайтесь не делать за ребенка то, с чем он может справиться самостоятельно, даже несмотря на лимит времени. Приплюсуйте к сборам на прогулку 15 минут и поручите ему самому натянуть на себя штанишки, застегнуть кнопки на курточке и т.п. Если раз за разом вы будете делать это за него, позже в один прекрасный момент, опаздывая в детский сад, вы услышите закономерное «не хочу». В самом деле, зачем — мама все сделает сама.

Помните о самоконтроле. Не кричите! Повышать голос на малыша в моменты, когда он отказывается что-то делать, не имеет смысла — вы только продемонстрируете ему свою беспомощность и подтвердите правильность его способа влиять на вас. Чтобы побыстрее успокоиться, лучше оцените мужество собственного чада: любой бунт требует от него немало сил и решимости, ведь он видит, как расстраивает вас.

Будьте психологом. Если в домашних условиях вас настигла детская истерика, с громким плачем и катанием по полу, уйдите в другую комнату и начните демонстративно играть с игрушками вашего малыша (петь, танцевать и т.п.). Так вы переключите внимание крохи и дадите ему возможность успокоиться, а чуть позже сможете объяснить, при каких условиях удовлетворите его просьбу. Сложнее приходится, если с безобразным поведением ребенка вы столкнулись в общественном месте. Прежде всего разрешите себе игнорировать мнение досужих кумушек, которые могут сказать (или подумать), какая вы плохая мать. Спокойно возьмите ребенка и, плотно фиксируя плечи и руки, унесите его за угол, подальше от раздражающей обстановки.

Анализируйте. Помните, что за каждым капризом стоит какая-то нереализованная детская потребность. А плохих потребностей в таком нежном возрасте нет, есть лишь деструктивные способы их реализации.

forsmallbaby.ru

Негативизм у детей. Как пережить кризис 3 лет.

Многие родители, у которых есть дети в возрасте от 2 до 3 лет, часто сталкиваются с похожей проблемой: ребенок вдруг становится ужасно вредным. Вредность ребенка проявляется в частых капризах, бунте, упрямстве, отрицании всего. Ребенок может отказываться  даже от любимых занятий.

Подобными действиями у ребенка проявляется негативизм — один из признаков кризиса 3-х лет. Детский негативизм — это такое поведение ребенка, которое противоречит просьбам и ожиданиям родителей.  Негативизм у ребенка — это его сопротивление взрослому, лишенное разумных оснований.

В чем может проявляться сопротивление? Да практически во всем. Некоторое время назад я не знала, как выйти погулять с ребенком. Сборы превращались в бесконечные истерики: не пойду, не буду одеваться, снимай шапку. Доходило и до того, что сын просто ложился поперек порога и все.  А если мы все-таки выходим на улицу, то после прогулки начинается все наоборот: не пойду домой,  я хочу еще гулять и пр.

Ребенок начинает стремиться проявлять свою волю, отказывается, даже если очень чего-то хочется. Ребенок не может по-другому. Для него согласиться с родителем равносильно проигрышу. Сам, понимая, что отказавшись, он не получит чего-то, он все равно говорит: «нет». Нам, родителям, это кажется странным и не совсем нормальным. Хотя на самом деле все наоборот. С ребенком все в порядке, он просто взрослеет.

Детский негативизм — это один из признаков кризиса трех лет. Отрицая и проявляя свою волю, бунтуя, ребенок показывает, что он тоже человек и с хочет, чтобы с ним считались.

Первые годы жизни желания ребенка были неотделимы от желаний мамы. Со временем ребенок начинает осознавать себя, как отдельную личность. Если мы говорим ему «нет», то почему бы и ребенку не начать отвечать так же? Осознание  этого и порождает у ребенка отказы.

Часто негативизм у детей провоцирует очень строгое воспитание с большим количеством запретов. Негативизм ребенка может быть направлен только на одного члена семьи (чаще всего не везет маме) или на всех родственников в целом. Так или иначе ребенок стремится выделить себя среди окружающих.

Проявляться негативизм начинает в возрасте 2,5 — 3 лет. У кого-то раньше, у кого-то позже. 3 года — не являются точной границей для наступления кризиса.

Не менее ярко негативизм проявлялся у нас в процессе обучения горшку. Так уж совпало. Ребенок прекрасно понимает и говорит, что писать нужно в горшок, но садиться на него отказывается. Бывало так, что садила его сама, так как точно вижу, что хочет. Но нет. Сидит играет, песенки поет. А потом встает и все делает в штаны. И хитро так улыбается. А потому, что нарочно ослушался маму.

В период проявления негативизма у детей возникают и проблемы с питанием. Это буду, это не буду. Ребенок может попросить на ужин кашу, а как только тарелка появится у него под носом, тут же заявит, что хочет суп или вообще ничего кроме конфет есть не будет.

Нередко к детскому негативизму присоединяется агрессия, тогда на пол летят тарелки, ребенок бьет маму, начинает намеренно кусаться. Как ни странно, но в этот период и ребенку приходится очень трудно. Не только мама, но и сам малыш нуждается в помощи.

Как пережить период негативизма у ребенка? Советы родителям

Первое, что нужно вбить себе в голову: негативизм у ребенка — это этап взросления и развития вашего ребенка. Его нужно пережить, он пройдет. Как проходит и кризис 1 года.

Второе — запасаемся терпением и спокойствием. Хотя зачастую сохранять самообладание становится все сложнее, но то ли еще будет?

Самый распространенный совет: встать на сторону ребенка.  Если бы этим все и заканчивалось….

Я расскажу, как мы справлялись и переживали этот не простой период.

  1. Общение с ребенком на равных. Т.е. если ему хочется быть взрослым, значит у него будут не только свои права, но и обязанности (посильные возрасту).
  2. Контроль режима дня. Это обязательно правило, т.к. дети не могут сами без режима и организации их дня.
  3. Расширение границ дозволенного. Полностью отменять запреты тоже нельзя. Дети не чувствуют себя в безопасности, когда им все можно. Обосновывайте запреты (это опасно, можешь пораниться и пр.).
  4. Участие в делах семейных. Позволяйте ребенку почувствовать себя нужным. Пусть он поможет протереть пыль, пропылесосить, помыть посуду. Конечно все придется переделывать, но это не так страшно.
  5. Возможность выбора. К трем годам ребенок уже может сделать осознанный выбор.  Бывает, малыш упрямится и не хочет надевать носочки, потому что они красные. Дайте ему выбрать. Так вы дадите ему понять, что считаетесь с его мнением, что оно для вас важно.
  6. Не обманывайте и будьте последовательны. Если вы обещали наказать ребенка за шалость, доводите сказанное до конца. Обещали поощрить — поощряйте. Не бросайте слов на ветер, Ребенок не только запомнит, но еще и обязательно проверит, сказанное вами.
  7. Договаривайтесь с ребенком и выполняйте договор. Объясняйте ребенку, что он должен сделать и что будет, если не сделает. Договорились купить только один сок? Не идите на поводу у слез и криков, покупайте только один и все. Показывайте ребенку своим примером, что слова — не пустые звуки.
  8. Дайте ребенку личное пространство. Пусть у него будет свой угол, где можно устроить бардак. Пусть его книги, карандаши и альбомы будут в свободном доступе, пусть ребенок сам решает, чем сейчас заняться.

Хвалите ребенка за его самостоятельность, призывайте его помочь вам (не хочет помогать вам прибираться, пусть поможет любимому мишке).Психологи считают, что негативизм порождается неудовлетворенными потребностями ребенка в чем-то, например, в ласке, в одобрении, в понимании. Как известно, для счастья любому человеку нужно всего 8 тактильных контактов в день. Поэтому не скупитесь на объятия и ласку для ребенка, можно даже просто поваляться вместе на большой кровати и щекотать друг друга.

Не запрещайте ребенку говорить «нет», не ругайте его за упрямство каждый раз. Иначе в будущем ребенок не научится возражать и отстаивать свое мнение. Слушайте ребенка, если он пытается вам что-то о себе рассказать и обязательно реагируйте на его рассказ. Не отмахивайтесь контрольными фразами.

Не командуйте ребенком. Любая ваша команда будет сигналом к сопротивлению. Делайте что-то вместе, иногда малышам хочется, чтобы мама просто всегда была рядом.

Читайте так же вторую часть статьи «Как пережить кризис трех лет» здесь.

Интересное видео: пятилетняя малышка исполняет танец живота.

www.maminblog.com

Детский негативизм. Что делать с маленьким «нехочухой»?

Детский негативизм. Что делать с маленьким «нехочухой»?Что такое детский негативизм?

Из определения в словаре «детский негативизм» – означает вид психологического протеста на требования взрослых, с помощью которого он хочет отстоять права своей личности. То бишь, это первая заявка вашего ребенка «Не хочу!», «Не буду!», которая повторяется с завидным постоянством (что вызывает самые разные эмоции у родителей, от непонимания и исступления до криков и шлепков по попе), на требование или просьбу, которая ранее не вызывала никаких трудностей. Детский негативизм можно отнести к составляющим кризиса трех лет.

Когда ждать «первые звоночки»?

Молодые родители сталкиваются с проявлениями детского негативизма, когда ребенку 2,5 – 3 года. И в жизни родителей наступает та фаза, когда все ранее привычное и любимое для ребенка становится нежеланным. Что происходит с малышом? Многие этого не понимают и пугаются, начиная яростно доказывать маленькому «нехочухе» «кто в доме хазяин», будь то шлепками, или криками.

На самом деле, в жизни каждого ребенка наступает период становления личности, осознание себя как отдельное от мамы и папы «я». А как же это доказать маленькому человечку на деле, когда все важные для него вопросы решают родители? Отсюда и появление первых «нет!». Для начинающего познавать все прелести этого мира создания первый протест – способ высказать свою точку зрения, совсем не схожую с навязываемой, уже привычной.

Ужасно ли в действительности слышать от малыша постоянное «нет»?

Негативизм – форма протеста, свойственна нормальному процессу развития здорового ребенка. Этот психологический этап становления новой личности такой же важный, как и этап физического развития, например, первые самостоятельные шаги. Поэтому расстраиваться и паниковать родителям не стоит, а всего лишь внести изменения и коррективы в свое поведение и отношения с ребенком. Любой заботливый и понимающий родитель порадуется, услышав первое и повторяющееся «НЕТ!», но расслабляться тоже нельзя, ведь от того, как вы себя поведете в конкретной ситуации, зависит дальнейшие ваши с ним взаимоотношения – «сотрудничество» или «вражда».

Фазы детского «Не хочу!», «Не буду!»

Как и любой нормальный процесс в развитии нового человека, детский негативизм имеет свои временные рамки, или, другими словами, – фазы.

Фаза первая. Появляется у деток в периоде от 18 месяцев (все очень индивидуально) и далее, а длится приблизительно до трех лет (здесь тоже все сугубо индивидуально). На данном этапе дитё знакомится с новыми, совершенно незнакомыми ранее, ощущениями и эмоциями, такими как гнев, агрессия, которые следуют за отказом на принуждение со стороны мамы или папы, например, к купанию, одеванию или принятию пищи. Справится самому, в данном случае, составляет огромную проблему, ведь он, элементарно, не знает, как обуздать эти эмоции. Отсюда, появляется и неуправляемость над ребенком, и дикие крики маленького «сорванца» из-за разных мелочей, как нам кажется. Особенное обострение может наступить в случае, если ребенок болен, или голоден.

Необходимо помнить, что запретить себя так вести вы ему не можете, но и «потаканием» можно только усугубить ситуацию. Как поступать конкретно в определенной ситуации рассмотрим немного позже.

Фаза вторая. Характерна появлением у детей приблизительно на 4-м году жизни и длится до 6 лет. Что отличает ее от первой фазы? Физическое проявление эмоций и негативизма уходит на второй план, а словесное – занимает лидирующее место. Чадо наотрез отказывает выполнить какое-либо действие, которое выполнял раньше без трудностей; делает вид, что не слышит, или, напротив, возвращается к уже исчерпанной теме заново и заново.

Не стоит воспринимать такое поведение, как попытку вам «насолить» или разозлить. Это вполне нормально, достаточно переключить внимание ребенка на что-то новое, заинтересовать, например, новой игрушкой или прочтением нового стиха. Но, ни в коем случае, не физической расправой – это только «замкнет» человечка и вызовет почву для недоверия.

Что делать?

Во-первых, необходимо четко определить границы поведения отпрыска. Знайте, «вседозволенность» порождает только негативные качества в детской психике. Маленький человечек проверяет мир на прочность, и вас в том числе, вы ведь его составляющая. Ему жизненно необходимо знать границы, что можно, а что нельзя и почему, - это придает ему уверенности в вас, так как он в любой ситуации может на вас рассчитывать и положиться. Очень важно, чтобы каждое ваше «нельзя» было в сопровождении альтернативного «можно» и четкого объяснения, к примеру, «это может быть опасно для твоей жизни» и прочее.

Например, ты слишком маленький, чтобы самому переходить дорогу, но достаточно взрослый, чтобы решать какой свитер ты сегодня оденешь – красный или зеленый.

Во-вторых, соблюдайте последовательность ваших слов и действий. Если уж запретили «никаких конфет» сегодня, к примеру, то передумывать уже нельзя. Иначе, ребенок с легкостью начнет вами манипулировать.

Важно, чтобы требования к ребенку были одинаковыми со стороны всех членов семьи, и если запреты, то соблюдение их всеми, кто имеет отношение к ребенку, крайне необходимо. Чтобы не было «мама плохая потому, что запрещает, пойду лучше к папе – он разрешит». Такое поведение влечет за собой множество проблем психологического характера в будущем.

В-третьих, по возможности соблюдайте режим дня. Традиционные действия и манипуляции вызывают у детей чувство стабильности, а, значит, – защищенности.

И в-четвертых, что очень важно, одобряйте и хвалите ребенка даже за самые мелкие, но позитивные действия, и игнорируйте негативные. Проверяя мир и вас на прочность, он может искать новые методы воздействия на вас, если заподозрит и увидит, хоть каплю на сомнение в вашей решимости, и на эту «каплю» он сможет надавить для достижения своей цели.

Будьте терпимыми и любящими, сердце и интуиция вам подскажут, как конкретно действовать в определенной ситуации. Не забывайте, что ваш ребенок – отражение отношений в семье. Счастливые родители наблюдают счастливых детей!

© Автор: Ольга Тараскина © Фото: depositphotos.com

www.astromeridian.ru


Смотрите также