Что делать, если ребенок не хочет учиться. Советы измученным родителям и самому ребёнку. Как помочь ребенку в учебе 4 класс
Как родители могут помочь ребенку в учебе
План беседы
- Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы.
- Контроль за выполнением домашних заданий школьниками.
- Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома.
Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Единство требований семьи и школы — очень важный принцип воспитания.
Опыт показывает, что никакая, даже самая хорошая школа не может заменить семейное воспитание.
Помощь родителей детям в организации их учебного труда идёт в трёх направлениях.
Родители организуют и следят за режимом дня школьников; они проверяют выполнение домашних заданий и приучают детей к самостоятельности.
Соблюдение режима дня помогает ребёнку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает нервную систему от переутомления.
Планируя учебную работу школьника и другие обязанности по дому, свободные занятия, родителям важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определённое время.
Конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чем-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу - его просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать - её посылают гулять с младшим братом.
В зависимости от нервной системы ребёнка такое переключение может происходит быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медлительные испытывают при этом трудности.
При первом же появлении у ребенка трудностей в учебе или общении родители должны суметь помочь ему. Им полезно знать, какие умения необходимы для успешного обучения в начальной школе и перехода в среднюю, чтобы при необходимости оказать сыну или дочери содействие в их приобретении или развитии.
Младший школьник и в силу своих возрастных особенностей ещё не умеет быстро переключаться с одного дела на другое, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своем и не выполнять просьбы родителей. В результате появляется общее неудовольствие, чувство огорчения.
Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение матери или отца выполнить неожиданное поручение ребёнок вдруг говорит: «Не пойду я никуда. Всегда, как только что-нибудь начну интересное, так обязательно другое заставят делать». Родители должны дать ребёнку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Например, дочка читает книгу, а её необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: «Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин. Вот я тебе здесь положила деньги» Или сыну: «Заканчивай стругать пропеллер, через 10 минут будем накрывать стол».
Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое(если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребёнок вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдёт в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка – не доводить дела до конца.
Все эти факты важно учитывать родителям детей младшего возраста, в котором начинает формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, к труду.Режим предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе. Родители не должны нарушать этого требования. Таким образом, главная задача – помощь ребёнку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке.
Для того, чтобы контролировать выполнение домашних заданий школьниками, нужно следить за записями домашних заданий в дневнике.
После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради – не надо спешить показывать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: « ты неправильно решил задачу, вспомни, как вы ты проверял решение таких задач в классе. Каким способом можно проверить – есть у тебя ошибка или нет?» И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.
Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми по их мнению) учебными занятиями. У таких родителей ребёнок выполняет сначала на черновике, потом переписывает его в чистую тетрадь. Если учитель задает одно или два задания, родители заставляют выполнить четыре – лучше будет знать! Причем это делается за счет свободного времени. Ребёнок переутомляется, быстро устают и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным трудом. Если родители хотят дополнительные задания своему ребёнку, то количество и содержание их должно быть согласовано с учителем.
Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключаться с одного вида деятельности на другой.. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки. На приготовление уроков в среднем отводится не более 1 ч в первом классе. Более длительная работа над домашними уроками проходит при сниженной работоспособности и малоэффективна. Кроме того, продолжительные занятия дома укорачивают время отдыха, что не может не отразиться на состоянии здоровья учащихся. Из практики видно, что дети очень часто на приготовление домашних заданий тратят больше времени, чем рекомендуется. Объясняется это не столько объёмом заданий, сколько неправильной организацией домашней работы учащихся. Иногда родители не обращают внимания на то, как дети выполняют домашние задания, и не создают необходимых условий их выполнения.
Первым условием успешного приготовления домашних уроков является установление для них строго определенного времени. Если ученик приступает к приготовлению домашних уроков в одно и тоже время, у него вырабатывается к этому привычка , он быстрее втягивается в работу, легче запоминает и усваивает материал, затрачивает меньше времени.
Учащимся, занимающимся в первую смену, для выполнения домашних уроков лучше отвести время с 16 часов. Откладывать домашнюю работу на более позднее время недопустимо. Дело в том, что работоспособность человека к вечеру снижается и выполнение домашних заданий в поздние часы требует у детей в полтора – два раза больше времени. Страдает при этом и качество работы. А во 2 – 4 классах на приготовление уроков отводится до 1,5 часа.
Не все дети одинаково развиваются, отдельные дети даже в первом классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать.
Этот недостаток мог бы быть преодолен со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребёнком, буквально вдалбливая в его голову урок. раздражаясь они начинают кричать на сын( или дочь), называть его тупицей.. в результате дело идёт ещё хуже. ребёнок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неудач. терпение родителей. доброжелательный тон -– важное условие успешной помощи ребёнку в школе. Главная задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, все ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос. Но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.
Речь идет о следующих умениях:
- собирать портфель;
- здороваться со старшими и сверстниками;
- задавать вопросы;
- отвечать на вопросы;
- внимательно слушать других людей -взрослых и ровесников;
- выполнять задания и поручения взрослых;
- обращаться за помощью, если что-то непонятно или не получается;
сосредоточенно заниматься одним делом, не отвлекаясь; - правильно обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;
- распределять работу на части;
- правильно реагировать на замечания;
- выражать свое согласие или несогласие с чем-либо;
- аргументировать свое мнение;
- считаться с мнением других и учитывать его;
- устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;
- самостоятельно пользоваться общественным транспортом, денежной системой, средствами для проведения свободного времени;
- делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность здоровья.
Ниже представлены рекомендации родителям по оказанию помощи в приготовлении уроков.
Приучите ребенка организовывать рабочее место.
- Рабочее место должно быть достаточно освещено.
- Источник света должен находиться спереди или слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.
- Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.
Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.
Приступать к выполнению домашнего задания лучше через час полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.
Если ребенок посещает кружок или спит после школы, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.
Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим местом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.
Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для семилетнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15–20 минут. К концу начальной школы оно может доходить до 30–40 минут.
На перерыв достаточно пяти минут, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседание, прыжки, наклоны и т.д.).
Никогда не давайте ребенку дополнительных заданий, кроме тех, которые ему задали в школе.
Не забывайте, что у ребенка ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.
Не заставляйте ребенка переделывать плохо выполненную классную работу.
Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается ребенком как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.
Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.
Если учебный материал ребенком плохо усвоен, следует позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.
Присутствуя при приготовлении ребенком домашних заданий, подбадривайте его, помогайте, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но никогда не подменяйте его деятельность своей.
На первых порах при выполнении домашнего задания первоклассники могут делать много ошибок, помарок из-за неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво.
Школа дает ученику научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать окружающим, чувствовать их состояние. Человек, лишенный в детстве родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным. В благополучных семьях ребенок — самая большая ценность для взрослых — родителей, бабушек и дедушек. Они стремятся понять и узнать его, относятся к нему с уважением.
Существует ряд рекомендаций, соблюдение которых способствует доверительным отношениям между родителями и детьми.
- Если ребенок действительно нуждается в общении с вами, оставьте свои дела и займитесь им.
- Всегда советуйтесь с ребенком, невзирая на его возраст.
- Признавайтесь ребенку в своих ошибках, совершенных по отношению к нему.
- Извиняйтесь перед ребенком в случае вашей неправоты.
- Чаще ставьте себя на место ребенка.
- Не допускайте в своей речи слов и выражений, которые могут ранить ребенка.
- Пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть.
- Сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.
- Проявляйте интерес и внимание к событиям в жизни ребенка, радуйтесь вместе с ним его успехам, поддерживайте в случаях неудач.
- Помните: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает»(Эрма Бомбек).
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Джайнот X. Поведение родителей при выполнении детьми домашних заданий //Урал.
- Вестн. 2000. № 3.Как педагоги могут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями // Образование в современной школе. 2002. № 3.
- О.С. Богданова, В.И. Петрова «Методика воспитательной работы в начальных классах», 2000 г.
- З.П. Громова «Гигиена и физическое воспитание школьника в семье» В помощь учителю и классному руководителю, 2001 год
- Журнал «Начальная школа» 2015 год
www.uchportal.ru
Как помочь ребёнку в учёбе.
Как помочь ребёнку в учёбе.
Способность ребёнка учиться в школе в первую очередь зависит от мотивации (повода поступать именно так) и его самооценки.
Для успешной учёбы родители должны создать дома атмосферу, вселяющую уверенность В доме должны цениться учение и знания, поощряться положительные усилия ребёнка. Недопустимы критика и оскорбления, так как они понижают самооценку ученика. Все эти моменты важны для повышения у ребёнка желания учиться.
Когда ребёнок добивается успехов, у него повышается желание учиться, всякая неудача, наоборот, ведёт к разочарованию и неуверенности.
Вы не сможете заставить ребёнка хорошо учиться, если он не расположен к этому. Ученик должен захотеть учиться.
Хорошей мотивацией является искренний интерес родителей к получению знаний, неважно в какой области. Главное, чтобы ребёнок видел, что усвоение новых знаний приносит вам удовольствие. Сначала ребёнок будет подражать родителям, а потом и сам научиться получать радость от новых знаний.
Ваши отзывы о школе и учителе тоже могут сыграть свою роль в повышении интереса к учёбе. Никогда не подрывайте авторитет учителя в глазах ребёнка, потому что ребёнок не захочет выполнять требования учителя, которого не уважает.
Дома у вас есть все возможности для повышения интереса к учёбе.- Поощряйте желание читать. Каждый день читайте вслух.Обсуждайте прочитанное.
- Ограничьте время сидения за телевизором и компьютером, потому что это приучает к бездумному, пассивному восприятию. Электронные средства не могут заменить живого общения со взрослыми.
- Не заваливайте ребёнка игрушками, особенно такими, которые не побуждают к мысли. Лучшие те игрушки, которые будят творческое воображение ребёнка. В этом смысле кубики лучше, чем заводная машинка.
Детям, которые испытывают трудности в учёбе, домашние задания лучше выполнять под контролем взрослого, так ребёнок с рассеянным вниманием лучше справится с массой отвлекающих от работы моментов и быстрее справится с уроками.
Если взрослые не могут встречать ребёнка после школы, то договоритесь, чтобы он по телефону сообщал, в какой последовательности продвигается выполнение домашних заданий.
Чтобы организовать ребёнка, повесьте на стенку распорядок дня, в котором отразите только основные моменты. Не нужно расписывать день по минутам. Такой распорядок будет ребёнку трудно выполнить.
За уроки лучше садиться после часового отдыха. Чем больше ребёнок отдыхает после школы, тем меньше знаний с уроков у него останется в голове.
В какой последовательности выполнять домашнее задание, пусть ребёнок решит сам. Главное, что работа должна быть выполнена.
Чаще хвалите ребёнка за старательность и аккуратность. Темп работы индивидуален у каждого ученика, искусственно убыстрять его не нужно. Со временем темп будет повышаться,не торопите события, всему своё время.
Будьте терпеливы и последовательны, оказывая своему ребёнку помощь в учёбе.
Советую прочитать.
Нестандартный ребёнок.
Ещё записи по теме
www.shkolnik.domlad18.com
Родительское собрание "Как помочь ребенку в учебе".
Родительское собрание «Как помочь ребёнку в учёбе»
Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
Задачи:
- проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;
- определить уровень внимания, которое родители уделяют своему ребёнку;
- выработать общие пути подхода к решению возникшей проблемы.
Ход собрания
I. Организационный момент
II. Выступление классного руководителя
Слайд 1
Здравствуйте уважаемые мамы и папы! Мы рады видеть Вас в этом зале на родительском собрании. А начать его мне хочется с вопроса: «Что желает всякий родитель?» Ответить легко. Мы хотим, чтобы ребёнок не болел, уважительно относился к нам, помогал по дому и по хозяйству, хорошо учился. Мы себя спрашиваем – как всего этого добиться? Ответ на этот вопрос человечество ищет давным-давно. А мы, родители, начали искать его, как только на свет появились наши собственные « солнышки, зайчики и лапушки». И сегодня мы постараемся помочь друг другу решить те или иные проблемы, с которыми не можем справиться сами. А именно, мы поговорим о том: «Как помочь ребенку с учебой?»
Слайд 2
В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье – свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение – благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время). Однако я соглашусь с В.А. Сухомлинским, утверждавшим, что «из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих молодых людей оно перестало быть благом». Более того, для многих ребят оно не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания – мучением.
Как сделать так, чтобы учение стало желанным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе?
Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе с обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет?
Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность.
Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнании материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка.
Слайд 3.
Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.
Слайд 4.
Ребёнок должен испытывать чувство ответственности за то, что он делает, потому что оно является залогом успеха в учебе и жизни.
Слайд 5.
Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.
Важен ещё один момент. «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познаётся… Миссия воспитателя заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать», - думаю, что эти слова В.А. Сухомлинского должны быть адресованы не только учителям, но и родителям.
Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.
Слайд 6.
Среди них могут быть следующие:
Объективные трудности, непонимание конкретной темы. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.
Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.
Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.
Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители наказывают ребёнка за неуспехи. Может случится и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными.
Активное присутствие родителей в жизни детей даёт чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.
Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.
Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.
Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт отвественость за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.
Слайд 7
Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы об ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе.
Слайд 8.
Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю, но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге - «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно».
Слайд 9.
Ситуация третья: пришли с работы и застали ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь.
Советы по решаемым проблемам
Слайд 10.
Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учится крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
Слайд 11.
НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЕ
- Ты никогда сам не думаешь. Все время рассчитываешь, что кто-то будет думать за тебя
- Ты как следует не сделал уроки, потому что ты лентяй
Слайд 12.
СКАЖИТЕ ТАК
Я все понял. Это очень неприятно, но не стоит расстраиваться. В следующий раз ты так подготовишься, что тебе не будут нужны никакие подсказки.
Слайд 13.
НЕЛЬЗЯ ставить какие-либо условия. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то
Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе
Слайд 14
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ Ребёнка нужно учёбой заинтересовать
Ненавязчиво повторяйте:
«Знания ты получаешь для себя»
Слайд 15
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ
Ребенок в процессе учебы должен укрепляться в мысли о том, что его умственные способности не ограничены
Слайд 16
Призывайте ребенка размышлять, когда он выполняет домашнее задание, это стимулирует мыслительную деятельность, вырабатывает интерес к определенному знанию
Слайд 17
ХВАЛИТЕ РЕБЁНКА Показывайте ему, что он на многое способен и вы верите в его силы
Исключите из своего общения с ребенком оскорбления.
Слайд 18
Родители лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.
Родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке.
Это залог успеха!
Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Они лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться.
Уважаемые мамы и папы! Превратим скучное выполнение домашнего задания в увлекательное домашнее творчество. Трудно то, что не понятно. Объясните ему всё непонятное. Научите его пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Если мы сомневаемся, как поступить, лучше не торопиться. Посоветуемся с ребёнком. Кто-то сказал, что взрослые это очень усталые дети. Громадное желание мамы – выспаться и побыть в тишине. А психологи утверждают, что двадцать минут одиночества достаточно. Так что же, уважаемые мамы, мы двадцать минут не найдём. Найдём и снова примемся за воспитание и обучение своих « солнышек, зайчиков и лапушек».
Слайд 19
Спасибо за участие в собрании.
Решение родительского собрания.
1. Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.
2. Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.
infourok.ru
Тема 4 «Как помочь ребёнку хорошо учиться»
тема 4«Как помочь ребёнку хорошо учиться»
Обучение в школе - одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Чтобы сохранить у ребёнка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.
Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приёмы работы, как они их используют и ли вообще, остаётся вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребёнка. Вы можете оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.
Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий.
Ещё К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать своё дитя. Их задача - научить правильно учиться. Поэтому вопрос «Как помочь своему ребёнку хорошо учиться» я выношу на родительское собрание.
Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трёх направлениях:
- организация режима дня;
- контроль за выполнением домашних заданий;
- приучение детей к самостоятельности.
1. Организация режима дня.
Организация режима дня позволяет ребёнку:
- легче справиться с учебной нагрузкой;
- защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20% школьников плохое здоровье - причина неуспеваемости.
Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребёнок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа.Точный распорядок занятий - это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытьё посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть не много, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребёнку не придётся напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.
Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.
Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстро овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.
Хорошо, если Вы будете просить пересказать, что прочитал ребёнок (рассказ или сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесённые слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.
Важный вопрос в организации режима дня - это организация досуга.
Важно не оставлять ребёнка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учёбы время.
Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе (до 3,5 ч. в день),
ведь у детей большая потребность в движении.
В группе - 1,5 - 2 ч.
Дома - 1,5 - 2 ч.
Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон - 1 час.(Если ребёнок не спит, перевозбудился, пусть полежит, послушает сказку.)
Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья.
Позаботьтесь о том, чтобы после ужина ребёнок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Всё это отразится на сне, самочувствии ребёнка. Хорошо прогуляться перед сном 30 - 40 минут.
Если ребёнок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребёнка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твёрдость.
Вы должны помнить, что теперь у Вас ученик, и не мешать ему. Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.
Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребёнок рисовать, родители посылают его в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.
^
Контроль должен быть систематическим , а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:
- какие отметки?
- выполнил ли уроки?
После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.
Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребёнка. Он не понимает вопросов учителя, ответов одноклассников. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребёнка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.
Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.
На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том. чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь.
Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть очень важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать как ребёнок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.
Хорошо если Вы интересовались:
- что изучал ребёнок сегодня в школе;
- как он понял материал;
- как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.
При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к Вам за советом и помощью.
Контроль - это организация помощи для ликвидации каких - то пробелов, трудностей.
Для младших школьников характерно, что они сначала что - то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.
Например, решая задачу:
- прочитать задачу, представить о чём говорится;
- кратко записать условие, схему;
- пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи;
- подумать, можно ли сразу ответить на вопрос задачи; если нет, от почему;
- составить план решения задачи;
- проверить решение;
- записать решение в тетрадь.
Выполняя упражнение по русскому языку:- повторить правила;
- прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать;
- прочитать упражнение и выполнить все задания устно;
- выполнить задание письменно;
- проверить работу.
Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:- какая бы погода ни была;
- какие бы ни шли передачи;
- чей бы день рождения ни отмечался.
Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учёбе - как важному и серьёзному делу.
Очень важно, чтобы ребёнок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка.
При таком настрое ребёнку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка не может выработаться и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело необязательное, второстепенное.
Важным является место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.
У детей бывают два повода отвлечения:
Первый повод - игра: ребёнок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка;
Второй повод - деловой: ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить чёткий порядок: линейка. карандаш, ручка - слева; учебник, тетрадь, дневник - справа.
У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно.
Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работает быстро. Поэтому ребёнка нужно ограничивать во времени ( ставить часы).
Если на первых порах Вы сидите рядом с ребёнком, Вы должны приободрить его: «Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка ещё одну постарайся, что бы ещё лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелёгкой работе, даже сделает её веселее. Если Вы будите раздражаться, если каждая помарка будет выводить Вас из себя, ребёнок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж ребёнок плохо выполнил домашнее задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребёнок старался, и с уважением отнеслась к его труду. Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы. И этого можно добиться даже от самого несобранного ребёнка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе.
Труднее всего даются детям навыки письма. Здесь Вас можно успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое главное и что если Ваш ребёнок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.
Опять - таки из воспитательных соображений: человек должен делать всё красиво, решительно всё. Помогите же своему ребёнку в этом добрым словом и своим присутствием. И Вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесёт свои плоды.
Возникает вопрос, а когда же оставлять ребёнка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше. но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем - нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.
При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.
^
При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребёнок найдёт их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.
Учите детей видеть учебную задачу, т.е. ребёнок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребёнок научился сам видеть её и в новом материале, и в том, который ещё только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное всё - таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко всё большей и большей самостоятельности.
МОУ «СОШ №31» Классный руководитель 1 В класса: М.В. Тумашова, март 2008 года.
dmee.ru
Как помочь ребёнку хорошо учиться в школе
Здравствуйте)
Быстро и незаметно уже практически закончилась первая половина учебного года, не для всех детей походы в школу являются радостным событием и их можно понять – немалые нагрузки, постоянная ответственность, иногда не слишком хорошие оценки, недовольство учителей и родителей... Чем же можно помочь нашим детям?
«Как помочь ребёнку хорошо учиться в школе», «как заставить ребёнка делать уроки самостоятельно»? – эти вопросы актуальны для многих родителей, в частности, для тех, кто не уделял им достаточно внимания ещё до поступления ребёнка в школу. Все важные привычки, как и способность эффективно учиться, приобретаются детьми до 7 лет.
Тем не менее не расстраивайтесь, начать работу над привитием правильных привычек никогда не поздно, и советы, основанные на рекомендациях детских психологов, помогут в этом.
Прежде всего определите круг проблем, который мешает ребёнку учиться:
- компьютерные игры весь вечер;
- поздний сон и как следствие раздражительность и недосыпание;
- вялость из-за постоянного переедания;
- отсутствие оборудованного рабочего стола для занятий дома;
- нелюбовь к чтению;
- нежелание подчиняться установленному режиму;
- проблемы с общением в классе...
И это только примерный перечень, на который родителям стоит в первую очередь обратить внимание.
В целом ответ на вопрос «как помочь ребёнку хорошо учиться в школе» равняется сумме решения двух задач: 1. Как помочь ему быть достаточно здоровым для эффективной работы в школе и 2. Как заинтересовать его в обучении. Решение первой задачи состоит в установлении правильного распорядка на каждый день, здорового питания и организации полезных привычек и интересов.
Что сделать для того, чтобы ребенок хорошо учился
- Садиться за уроки после обеда и отдыха в одно и то же время. Выработанный режим дня для школьника должен неукоснительно соблюдаться, тем самым вырабатывается привычка заниматься одними и теми же полезными делами каждый день.
- Ложиться спать вовремя, чтобы поспать не менее 10 часов. Играть перед сном в игры без шума, не смотреть динамичные мультфильмы и читать лёгкие для восприятия книги так, чтобы ребенок смог спокойно провести ночь и восстановиться перед занятиями в школе.
- Если есть возможность, то гулять перед сном 30 -40 минут. Прогулка снимет нервное напряжение после трудного школьного дня, ребёнок уснет раньше и будет спать крепче. Это особенно важно для режима дня школьника начальных классов.
- Организовать правильное питание с ограничением жиров, хлебобулочных изделий и сладостей, увеличением объема продуктов, содержащих клетчатку, блюд из натурального мяса, а не колбас и полуфабрикатов, ежедневное употребление в рацион молочных продуктов, овощей, фруктов и орехов. Следует готовить красивые и вкусные разнообразные блюда, которые ребенок будет есть с удовольствием, только следите, чтобы он не переедал.
- Не менее 3-х раз в неделю заниматься активными играми на улице, плаванием, пробежками, кататься на лыжах и коньках зимой. Давно доказано, что дети, которые активно двигаются после занятий в школе, учатся более успешно, чем сверстники.
Как заинтересовать ребенка учиться
Задача № 2, решается творческим подходом со стороны родителей и индивидуален для каждого отдельного ребёнка. Вот лишь примерный список мер, с которым семья может начать воспитывать «ученическую мощь и силу знания»:
- Проводить общее семейное время за познавательными фильмами и играми, когда семья отдыхает дома, и заниматься активными исследованиями тогда, когда все выезжают на природу ил просто прогуливаются перед сном. Родителям следует задавать ребёнку вопросы по устройству мира вокруг него, рассказывать самим (заранее вычитав необходимые сведения и подготовившись к прогулке). Если при возвращении домой чадо берет в руки книгу или садится за поиск в интернете, значит, день прошел успешно.
- Посещать с ребёнком музеи и научные выставки для детей, играть вместе с ним в гида-экскурсовода и группу туристов. Почти всегда следует стремиться превращать назидание в игру и приводить примеры или сказки, в которых герои столкнулись с такими же проблемами и успешно (или не очень) их побороли.
- Радуйтесь хорошим оценкам и вместе с «отличником» рассуждайте на тему, как приятно получать хорошее вознаграждение за достойный труд. Не бойтесь перехвалить того, кто только начал хорошо учиться, не раньше чем через три месяца это войдет у него в привычку, и это время всей семье следует как-то продержаться «на плаву»;
- Если ребёнок рассеян и то и дело что-нибудь теряет или забывает, следует начать работу над его умением содержать в порядке свои вещи. Для этого начинайте выполнение домашнее задания с проверки состояния его личного рабочего пространства: учебники должны быть расставлены по порядку так, чтобы их удобно было брать, тетради обернуты, карандаши отточены, ручки должны иметь защитные колпачки, стопка чистых листов должна аккуратно быть сложена на краю стола так, чтобы ее было удобно использовать для черновиков.
Разная мелочь вроде скрепок, ластиков и прочего должна быть собрана в специальном настольном наборе. И это предметы, которые должны находиться на рабочем столе ребёнка все время. Для школы – одни, для дома – другие.
Сломанные канцелярские принадлежности подлежат своевременно замене, так чтобы у ребёнка всегда были исправные инструменты для работы над уроками. Планомерная работа и контроль за порядком могут раз и навсегда лишить родителей беспокойства по поводу того, как заставить ребёнка учиться в школе.
Что категорически нельзя делать родителям
Разрешать бесконтрольные компьютерные игры и гаджеты
Следует поговорить с чадом о вреде и пользе таких развлекательных приложений, совместно с ним обозначив время игр и виртуального общения. Необходимо помнить, что большое количество информационного мусора в сети – это значительное испытание для еще несформированного мировосприятия и психики ребёнка.
Ежедневно насильно или под угрозой наказания заставлять делать домашнее задание
Из ежедневного вопроса, который мучает души уставших родителей «как заставить ребёнка учиться» следует вычеркнуть слово ЗАСТАВИТЬ. С выработанной привычкой ненавидеть время выполнения уроков справиться сложнее, чем объяснить чаду, что полученные двойки – это результат его безделья, и их исправить сложнее, чем выполнить вовремя необходимое задание.
Приводите примеры: если папа будет получать на работе «двойки», то семья не сможет поехать на море летом и купить долгожданный велосипед. Каждый должен выполнять свою работу хорошо: и папа, и мама, и ребёнок в школе.
Замена авторитарного режима на доверительный научит родителей, как делать уроки с ребенком без криков и наказаний.
Оставлять ребёнка без присмотра «заниматься ничем»
Ребёнок всегда должен деятельно чем-то заниматься, у него не должно быть времени скучать. Продумывайте занятия заранее, предлагайте их ребёнку каждый раз, когда предыдущее ему надоело.
Научите его находить интересные дела самостоятельно: лепка, рисование пальцами, аппликации, поделки, эксперименты, конструирование, ответственные задания по домашнему хозяйству и т.д. Прежде чем привить привычку к самостоятельным занятиям, родителям следует приучить ребёнка заниматься интересными и познавательными делами в течение дня. А осознание полезности или вредности какого-либо дела, понимание своей ответственности перед родителями снимет напряжение в вопросе, как научить ребенка учиться самостоятельно.
Обвинять ребёнка в его проблемах
Переложить на плечи несовершеннолетнего свою вину за отсутствие необходимого родительского внимания к воспитанию правильных привычек в обучении и интереса к приобретению знаний – это худшая тактика. Ребёнок не полюбит учиться, а осознание, что он «плохой» даст ему букет серьезных комплексов на всю жизнь. Проблемы в обучении – это проблемы всей семьи, и решаются сообща.
Делать уроки за ребёнка
Это другая крайность, к которой стремятся родители, излишне опекающие ребёнка. Нужно ли делать уроки с ребёнком и делать уроки вместо ребёнка – не одно и то же.Если чадо призывает домашних для того, чтобы возложить на них решение примера или получение готового ответа, родители должны прийти на помощь, но не давать «жаждущему» уже готовых ответов, а лишь помочь организовать путь достижения цели. Если ребёнок не видит пути решения вопроса, следует предложить ему сделать пятиминутный перерыв и вернуться к домашнему заданию.
Но! Часто задания бывают такими сложными, рассчитанными на успевающих учеников, поэтому не злитесь если ребенок не может справиться с уроком и через полчаса и через час. Ради интереса, хотя бы изредка пробуйте делать какое-либо из его домашних заданий и вы поймете, что даже найти ответ не так-то просто, не говоря уж от том, чтобы справится на отлично.
Помню как я в течение нескольких месяцев возмущалась тем что у дочки были неважные оценки по ботанике, ну что там может быть сложного... пока не решила сделать урок вместе с ней, до сих пор помню эту тему с абсолютно простым названием «Строение и размножение шишек». Предложения в учебнике выглядели приблизительно так: «Образовавшаяся в семязачатке зигота многократно делится — формируется зародыш. Семязачаток превращается в семя, состоящее из зародыша, эндосперма и семенной кожуры с пленчатым крылышком», стало понятно почему ребенок в шестом классе не мог внятно все это воспроизвести.
Главное быть для ребенка соратником, деловым партнером, а не карательной инстанцией или строгим учителем, учителей им хватает и в школе.
Игнорировать проблему
Возможно, за видимыми сложностями с учебой скрываются проблемы со здоровьем (со зрением, к примеру), конфликты с другими учащимися в классе, серьезные разногласия с учителем. Если перед родителями встал вопрос, что делать, если ребёнок не хочет делать уроки, то прежде следует выяснить причину такого поведения.
Не забывайте, что современные школьники здорово отличаются от нас самих, от наших старших детей потому и подход к ним должен быть другим.
И в конце хотелось бы добавить несколько советов школьникам, которые сами обеспокоены отсутствием интереса к обучению
- Как повысить свою активность в школе и как заставить себя делать уроки? Это возможно, если изменить свое отношение к обучению.
Воспринимая школьные дни как обузу, мы этим не отменяем их действия, а только угнетаем собственную жизнь. Уроки в школе, класс, домашнее задание следует принимать с радостью – это лучшее, что можно сделать для себя в этот период.
То, что нельзя изменить – следует принять.
2. Что делать, если лень делать уроки? Можно взбодрить себя освежающим душем, устроить получасовую зарядку, сделать другое, но тоже полезное и/или важное дело. Ни в коем случае не следует поддаваться лени, иначе состояние «ничегонеделания» растянется на весь оставшийся день, а к домашнему заданию следует вернуться уже в тонусе, бодрым и довольным от осознания собственной значимости и полезности.
3. Если возможно, часть выполнения домашнего задания можно замените другой формой подготовки. К примеру, к уроку географии следует прочесть три параграфа о жизни в Африке. Вместо этого посмотрите в интернете соответствующий научно-познавательный фильм про этот континент (или попросите родителей найти такой) и т.п.;
4. Важно научиться поддерживать порядок и чистоту во всех своих вещах, планах и мыслях, вы убедитесь – это поможет привести и школьные дела в порядок.
Нет такого, что не смог бы человек! А в подтверждение сказанного статья «Никогда не сдавайся!».
Не устали?)) Тогда почитайте ещё: Психологический Дом
zolushka-new.com
Как помочь своему ребенку в учебе? - Для родителей - Страничка для родителей
Основная беда многих родителей заключается в том, что они не знают, как воспитывать ребенка, потому что их никто этому не учил. Они воспитывают своих детей так же, как когда-то воспитывали их, или так, как они считают нужным это делать. Чтобы быть хорошими родителями, необходимо учиться, причем учиться постоянно, ежечасно, ежеминутно, начиная с того самого момента, как ребенок появился в вашей семье, а еще лучше – заранее. Родители в первую очередь должны помнить, что ребенок – это индивидуальность, каждый рожден со своими личными свойствами, которые не повторяются. Поэтому то, что хорошо для одного ребенка, может оказаться совершенно неприемлемым для другого. Только родители могут полностью знать своего ребенка. Они изучают его с первых дней существования и вместе с ним находят наиболее благоприятные способы воспитания. Особенно тяжелый период для многих родителей наступает, когда ребенок идет в школу. Правда, некоторые родители считают, что теперь школа ответственна за его воспитание и образование, ведь в школе работают специалисты, они должны обучать. Но наибольшего успеха в учебе достигают те дети, родители которых осознают, что для получения хорошего образования они должны нести ответственность за учебу вместе со своим ребенком и со школой. Они знают, что им нужно делать, чтобы помочь ребенку «вынести» из школы максимальную пользу, а если не знают, то стремятся постичь навыки воспитания и обучения. Если ребенок видит, что родители принимают самое активное участие в учебе, что они заинтересованы в его успехах, он старается узнавать и делать еще больше, чтобы их порадовать. Итак, что же нужно знать, чтобы помочь ребенку учиться в школе? Ни в коем случае ничего нельзя делать за него. Необходимо научить его правильно учиться, привить ему необходимые учебные навыки и после этого направлять и организовывать его действия. Перечислим, на что родители должны направлять внимание в первую очередь. 1. Воспитывайте в ребенке чувство ответственности за то, что он делает Если у ребенка есть такое чувство, это залог успеха в учебе и жизни. Попросите ребенка что-то сделать. При этом старайтесь, чтобы это поручение звучало не в повелительном тоне, а как просьба: • Я прошу тебя, сделай, пожалуйста... • Я хочу, чтобы ты мне помог... • У меня очень много забот, мне тяжело, я хочу, чтобы ты уже начинал мне помогать... Конечно же, нельзя ожидать от ребенка, чтобы он сразу все делал так хорошо, как вам хотелось бы. Сначала его движения могут быть неловкими, неуклюжими. Это естественно, он же учится. Главное, подбодрить: «Видишь, как хорошо у тебя получается. Еще немножко поучишься – и совсем все будет прекрасно. Ты мой помощник» или «Я тебе покажу, как это сделать лучше. Ты все правильно делаешь. Просто вот так будет еще лучше. Попробуй». Это придаст ребенку ощущение ответственности, он будет чувствовать, что на него рассчитывают, что его действия нужны и важны, что без его помощи не обойтись. Не скупитесь на похвалу, когда он закончит, даже если не все получилось. Если же вы в нетерпении сорветесь: «У тебя ничего не получается, дай я сама сделаю», – у ребенка никогда не возникнет желания заниматься этим повторно. Более того, у него не будет ощущения, что его труд важен и нужен, он видит, что взрослые могут прекрасно обойтись и без него. Так же и в учебе. Контролируйте выполнение домашних заданий, а не просиживайте с ребенком долгие часы, призывая выполнить то, что задано: «Так, давай посмотрим, что тебе задано. Решить задачу. Хорошо, решай, а потом обязательно покажи мне. Мне тоже интересно, как она решается. Если что-то тебе будет непонятно, пожалуйста, спрашивай меня. А я пока буду заниматься своими делами». 2. Формируйте у ребенка умение доводить начатое дело до конца Большинство детей страдают тем, что они бросают начатые дела, не доведя их до конца, и это считается нормальным. Многие взрослые страдают тем же. Ребенок садится делать уроки, вдруг перестает и начинает заниматься чем-то другим: играть, смотреть телевизор, собирается гулять или просто сидит без дела. Вы его спрашиваете: «Почему ты не делаешь уроки?» В ответ можно услышать все что угодно: • Я устал • У меня ничего не получается • По телевизору мультфильм показывают. Я посмотрю, потом сделаю • Я пойду погуляю • Мне не хочется это делать. Зачем это вообще нужно? • Я хочу отдохнуть от этих уроков. Они мне надоели • Я лучше сначала уроки по другому предмету сделаю. Там задание легче. Как поступить родителям в такой ситуации? Главное, не пытаться заставить ребенка делать то, что он недоделал. Не надо кричать на него, не надо угрожать: «Если сейчас не сядешь за уроки, вообще гулять не пущу» или «Я тебе вообще не разрешу телевизор смотреть, если ты сейчас же не сядешь за уроки». Попробуйте мирно и доверительно побеседовать. Но самое главное – нужно согласиться с его доводами, показать ему, что вы понимаете его проблемы и готовы ему помочь. • Я понимаю, что ты устал. Отдохни немного и продолжай • У тебя ничего не получается. Ну что же, давай вместе посмотрим. Может, я смогу тебе помочь • Посмотри мультфильм, но потом обязательно надо продолжить • Ты не можешь сейчас пойти гулять, ты ведь не закончил делать уроки. Закончишь уроки, тогда можно и погулять • Ты не понимаешь, зачем тебе это нужно. Давай вместе разбираться • Давай сначала закончим задание по этому предмету, а потом уж будем переходить к следующему. А то мы можем и забыть, что не закончили этот предмет. Попробуйте объяснить ребенку, как важно доводить дело до конца на практике. Например, вы готовите обед и вдруг решаете, что вам это не интересно, оставляете его недоваренным и начинаете смотреть телевизор или заниматься другим более приятным делом. Чем все это закончится? Тем, что семья останется без обеда. Все время подчеркивайте, как важно заканчивать любое начатое дело. Например, ребенок, решая задачу по математике, отвлекается и начинает вам рассказывать о событиях, происходивших в школе. Вы должны, конечно же, показать, что вам эта история необыкновенно интересна, но вы готовы ее выслушать только после окончания решения задачи: «Давай сначала закончим эту задачу, а потом я с удовольствием выслушаю эту историю». После окончания задачи вы обязательно должны выслушать ребенка. Причем, если он про это забудет, напомните ему. Таким образом, вы подчеркнете, что это была не просто отговорка, а что очень важно сначала выполнить одно, затем другое. 3. Внимательно прислушивайтесь к мыслям и чувствам ребенка Часто родителям кажется, что, поскольку ребенок еще мал, ничего важного он сказать не может, следовательно, не стоит тратить время. Попытайтесь приучить себя внимательно выслушивать ребенка. Пусть он обсуждает с вами все проблемы, возникшие в школе. Причем, если ребенок делится тем, что на данный момент его больше всего волнует, не ругайте его за какие-то ошибки и просчеты, не добавляйте переживаний детскому сердцу. Например, сын рассказывает вам, что в классе у доски не смог правильно написать задачу, потому что услышал подсказку, которая была неправильной. Не следует реагировать таким образом: • Ты никогда сам не думаешь. Все время рассчитываешь, что кто-то будет думать за тебя. • Ты как следует не сделал уроки, потому что ты лентяй. Вот и не смог ответить в классе. Первая реакция неправомерна, потому что если ваш ребенок не умеет мыслить самостоятельно, значит, вы его этому не научили. Во втором случае также нельзя обвинять ребенка. Возможно, он не сделал домашнее задание из-за того, что ему был не понятен материал. Заставлять его при этом делать уроки бесполезно, ему надо помочь разобраться. 4. Не запугивайте ребенка • Если не сделаешь уроки, не пойдешь гулять. • Или наоборот: Если сделаешь уроки, куплю тебе жвачки. Не надо ставить никаких условий. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то. Желание учиться должно постоянно оставаться его насущной необходимостью. Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе. Если ребенок не хочет делать уроки или говорит, что ему не интересно учиться, значит, надо искать проблемы, которые у него возникли и мешают ему понимать изучаемый материал. Если вовремя не помочь, то проблемы будут только накапливаться и наступит момент, когда уже никакие угрозы не заставят его садиться за уроки. Ребенок должен постоянно ощущать, что вы в него верите и в любой момент можете ему помочь. 5. Не ругайте ребенка за плохие отметки Очень важно по достоинству оценивать знания. Часто школьная отметка не отражает реальных знаний учащихся. Бывает так, что ученик забывает тетрадь и получает за это «двойку». Бесполезно его ругать. Его ли в этом вина? Если вы не доверяете ему укладывать свои вещи и все время проверяете, все ли он взял, значит, это ваше упущение, вы плохо проверили. Если же он это делает сам, значит, у него недостаточно развито чувство ответственности. В этом опять же виноваты родители, которые не привили ему это чувство. Иногда дети получают хорошие отметки за то, что, не понимая материала, просто выучивают его наизусть. Если ваш ребенок не зазубрил материал, а получил «двойку» за то, что не ответил, потому что ничего не понял, его тоже нельзя ругать. Это не его вина. Ему надо помочь разобраться в материале. Если ребенок получает плохие отметки за ошибки, которые он делает в письменных работах, ему тоже надо помочь понять материал до конца и дать возможность побольше попрактиковаться в нем. Когда ребенок учится, естественно, что он делает ошибки. Без ошибок никто ничему научиться не сможет. Взрослые тоже часто учатся. Например, на курсах иностранных языков, на компьютерных курсах. Не все сразу получается, также бывают ошибки. Однако взрослых за ошибки не ругают, никому даже в голову такое не придет. Наверное, взрослый человек воспринял бы это как оскорбление и вообще перестал бы посещать эти курсы. Ошибки просто исправляются, чтобы потом их не повторять. Ребенка же почему-то принято за ошибки ругать. Все его ошибки происходят от недостатка знаний и умений или же от непонимания. Если у него не хватает знаний, необходимо ему их дать. Если он чего-то не понимает, в этом виноваты взрослые, которые не смогли правильно построить процесс обучения ребенка. 6. Заинтересуйте ребенка в учебе, пусть она приносит ему радость Процесс обучения может проходить успешно, только если ученик получает от него удовольствие. Если заставлять ребенка учиться, ни к чему хорошему это не приведет. Часто можно наблюдать следующую картину, когда отчаявшиеся родители, не зная, как заставить ребенка делать уроки, просто кричат на него: • Ты будешь делать уроки или нет? Я сейчас не знаю, что с тобой сделаю • Читай с выражением, тебе говорят. Как ты читаешь? С выражением • Что ты тут написал? Ты будешь думать или нет? Пиши снова. Чаще всего это все заканчивается слезами. Потом трудно ребенка успокоить и, как следствие, уже не остается времени на уроки. Попробуйте для начала убрать приказной тон из общения с ребенком по поводу уроков. Родители, принявшие вообще командную форму за норму, допускают большую ошибку. Ребенок не подчиненный. Он такой же равноправный член семьи, как и родители. Просто у него еще мало знаний и жизненного опыта. Он еще маленький, он учится. Очень полезно беседовать с ним как с равным, как бы советуясь. Призывайте ребенка размышлять и рассуждать по поводу домашних заданий и его способностей выполнить эти задания. Тогда у него появляется желание испытать свои возможности, а это значит, он будет выполнять домашнее задание. Если он укладывается в те сроки, которые вы определили, или сделал самостоятельно какое-то задание, то, естественно, у него возникает желание закрепить этот успех и попробовать добиться нового. А это уже интерес к учебе! 7. Хвалите ребенка, если он этого заслужил Показывайте своему ребенку, что он на многое способен и вы верите в его силы. Это будет вдохновлять его к новым достижениям. Исключите из своего общения с ребенком оскорбления типа «бестолочь». А то ведь он вам может поверить. Запомните, родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Родители постоянно должны совершенствовать свои знания о своем ребенке. Это залог успеха. Удачи вам! В.Г.Агеева |
sosh-1st.ucoz.ru
Как помочь ребенку в учебе: рекомендации родителям
Возможные причины школьной
неуспеваемости:
- у ребенка не сформирована мотивация к учению;
- он не владеет способами и приемами учебной
деятельности;
- не сформированы психические процессы: мышление, внимание,
память;
- преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье
или обучения в школе.
Хотелось бы обратить внимание на
два аспекта, связанных с проблемой снижения успеваемости.
Причины снижения успеваемости учащихся:
Во-первых, позиции учащихся,
педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости
расходятся, что снижает эффективность их усилий.
Учащиеся объясняют
неуспеваемость:
- наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением
сосредоточиться, т. е. индивидуальными особенностями;
- сложностью учебной программы отдельных предметов школьного
курса;
- профессиональной некомпетентностью учителей.
Учителя считают, что:
- школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т.
п.;
- родители плохо помогают детям в учебе;
- программы обучения слишком сложны.
Родители называют такие
причины:
- недоступность программы, ее сложность;
- высокие требования, предъявляемые педагогами
учащимся;
- недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.
Чтобы адекватно определить истинные
причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти
противоречия.
Рекомендации родителям
учащихся
Во-вторых, рекомендуя родителям
принять меры, способствующие улучшению успеваемости детей, педагог
часто ограничивается общими пожеланиями, не учитывая индивидуальные
и психологические особенности детей и родителей, дает примерно
такие советы: "надо больше заниматься с ребенком дома"; "боритесь с
его ленью";"усильте контроль выполнения учебных заданий"; "наймите
репетитора" и т. д.
Невысокая эффективность таких
рекомендаций является причиной разочарований и неудовлетворенности
родителей общением с педагогами, недооценки своих возможностей по
преодолению трудностей в учебе детей, безверия, а также
неадекватности действий, к которым они прибегают. Нередко такие
меры не помогают, а мешают, подрывают здоровье и психику ребенка,
снижают и без того невысокий интерес к знаниям и учебе, инициативу
и самостоятельность.
Родителям необходимо
помнить:
1. Ребенок остается ребенком и в
школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы
он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.
2. В школе и дома должна осуществляться особая организация
обучения. Необходимо:
- уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
- задачи ставить ясно и четко;
- обучить приемам и способам учебной деятельности, научить
ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость
хорошо знать правила, отработать навыки их применения;
содействовать развитию умственных способностей и познавательных
процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и
др.).
3. Важно обеспечить эмоциональное
благополучие ребенка, т. е.:
- иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что
он обязательно преуспеет в жизни;
- повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению
соответствующих возрасту задач в школе и дома;
- способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную
самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными
достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его
предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
- относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом
методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают
границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности,
понимают, что они желанны и любимы;
- постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно
выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно
поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим
служить примером во всем.
Рекомендации родителям
учащихся средних и старших классов:
1. Постарайтесь создать условия,
облегчающие учебу ребенка:
- бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон,
спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т.
п.;
- эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не
теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям,
демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте
его в случае неудачи и т. п.;
- культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями,
пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками;
используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите
учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т.
п.
2. Слушайте своего ребенка: пусть
он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически
диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и
т. п.
3. Регулярно знакомьтесь с
расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий
для контроля и оказания возможной помощи.
4. Делитесь знаниями с детьми из
области, в которой вы преуспели.
5. Помните, что не только оценки
должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже
если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о
будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться
полученными знаниями.
6. Помогите сделать свободное время
ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.
7. Не сравнивайте своего ребенка с
другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим
собой.
8. В средних классах подростки
могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает
ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для
других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону:
уточняют, обсуждают, спорят.
9. Дайте почувствовать ребенку, что
любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную
активность.
10. Помните, что по нормам над
выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны
работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч.
Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья,
психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.
11. Создавайте традиции и ритуалы
семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей.
Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.
www.gym1522.ru