Как помочь ребенку заговорить. Советы логопеда. Как помочь заговорить ребенку в 4 года
Как помочь ребенку заговорить - e-motion.tochka.net
Когда же дети начинают говорить? С одной стороны, ответ на этот вопрос очень прост – уже давно установлено, что после полутора лет у ребенка появляются первые слова, и к двум годам дети, как правило, начинают разговаривать. Причем овладение речью имеет характер "взрыва".
Молчавший до этого малыш вдруг заговорил, да так, что остановить его невозможно. Некоторые ученые считают, что такая внезапность в овладении речью связана с тем, что дети в полтора года делают своего рода открытие: каждая вещь имеет свое название, которое можно узнать у взрослого. Бесконечные вопросы ребенка "это что?", казалось бы, подтверждают данное мнение. Но думать, что годовалый малыш способен открыть всеобщий закон – это значит сильно преувеличивать интеллектуальную мощь детей. Ни один ребенок не способен осознать в столь юном возрасте знаковую функцию слов, не владея речью. И всё же скорость, с которой расширяется запас слов младенца, поразительна.
Вместе с тем определить точную дату появления первых слов ребенка не так-то просто. Дело в том, что по времени появления речи и по объему своего активного словаря дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть дети, которые уже в 11-12 месяцев говорят до 110-115 слов, а бывают случаи, когда и до двух с половиной лет ребенок упорно молчит, несмотря на нормальное в целом психическое развитие.
Столь существенные индивидуальные различия не позволяют установить хотя бы примерные возрастные нормы речевого развития. Уже не раз психологи пытались точно определить, сколько слов должны знать дети каждого возраста. Однако все эти попытки пока ничем не закончились, потому что между детьми от 1 года до 2 лет слишком большие различия. Чтобы как-то преодолеть эту трудность, ученые попытались подсчитать минимальный и максимальный словарь ребенка для каждого возраста. Оказалось, что и между этими величинами существуют огромные различия. Например, в 1 год и 3 месяца минимальный словарь ребенка – всего 4-5 слов, а максимальный – 232 (!). При этом среди обследованных детей не было ни одного вундеркинда или умственно отсталого.
Получается, что сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие.
Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (т. е. понимание речи) и активное (т. е. говорение). Обычно пассивная речь опережает активную. Уже в 10-12 месяцев дети обычно понимают названия многих предметов и действий. Всем известны знаменитые детские игры в "Сороку-ворону" или "Козу". "Всё понимает, – удивляются растроганные родители, – а сказать ничего не может". Действительно, до определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. И у некоторых детей этот период сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, хорошо понимая всё, что говорят ему взрослые, не произносить ни одного слова – либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепетного говорения. И всё-таки при этом, если ребенок живет в нормальных условиях, его речь развивается.
Обычно у таких детей переход к активной речи происходит резко и неожиданно. И это понятно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка. Бывает так, что дети, упорно молчавшие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто начал говорить в 10 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка всего 2-3 слова. Если малыш понимает обращенную к нему речь, если вы создаете все необходимые условия для его нормального развития, значит, рано или поздно он заговорит. А вот как рано или насколько поздно – во многом зависит от вас.
Как могут родители помочь ребенку заговорить
Долгое время принято было считать, что детская речь возникает из прямого подражания речевым звукам взрослого – малыши запоминают слова взрослых, повторяют их и таким образом усваивают речь. "Скажи мама, скажи ляля, скажи ложка", - просят родители малыша и ждут от него соответствующих звуков. К их великой радости, многие малыши уже в 10-12 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослым те или иные простые слова. Подражание действительно имеет место при овладении речью (ведь дети всегда начинают говорить на том же языке, что и их родители). Однако оно не является главным. Ребенок может легко воспроизводить то или иное слово по просьбе взрослого, но в то же время никогда не использовать его самостоятельно. Значит, умение подражать, воспринимать и воспроизводить чужие слова еще не ведет к появлению собственных слов ребенка.
В то же время очевидно, что первые слова возникают только в общении со взрослым. Но взаимодействие взрослого с ребенком не может сводиться к прямому копированию речевых звуков. Слово – это прежде всего знак, т. е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должен стоять какой-то обозначаемый им предмет, т. е. его значение. Если такого предмета нет, если мать и ребенок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с малышом и как бы хорошо он ни воспроизводил ее слова. Если же мама играет с младенцем в игрушки, его действия и эти самые игрушки становятся предметом (или содержанием) их общения. Однако в том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребенка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой или выразить свои впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагает наличие двух главных условий: 1) потребность в общении со взрослым и 2) потребность в предмете, который нужно назвать.
Ни то ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым или содержательного, делового общения создает необходимость назвать предмет, а следовательно, произнести свое слово. Таким образом, главное – это не просто говорить, но играть с ребенком; разговаривать не просто так, а по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно играть вместе.
В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребенком речевую задачу, которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятым, он должен произнести совершенно определенное слово. А это значит, что он должен отвернуться от желанного предмета, обратиться к взрослому, выделить произносимое им слово и употребить этот искусственный знак социально-исторической природы (каким всегда является слово) для воздействия на окружающих.
Суть речевой задачи заключается в том, чтобы побудить ребенка к активному использованию определенного слова в качестве единственно правильного средства воздействия. Первоначально у малыша нет никакой потребности назвать предмет словом. Такая потребность должна возникнуть, и научить его этому может только взрослый.
В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка.
На первом этапе таким центром является предмет. Малыш тянется к нему, сопровождая свои попытки мимическими и интонационно-выразительными движениями. В некоторых случаях, когда он не получает желанный предмет, эти проявления перерастают в гнев и даже в плач. Однако у большинства детей центр внимания постепенно сдвигается на взрослого.
На втором этапе центром ситуации становится взрослый. Обращаясь к нему, ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства. Вместо попыток достать предмет появляются указательные жесты, активное лепетное говорение ("дай-дай-дай") и другие способы воздействия. Такое поведение направлено на то, чтобы вывести взрослого из состояния нейтралитета и обратить его внимание на свои попытки. Однако если взрослый "не сдается" и ждет нужного слова, ребенок наконец пробует его произнести.
На третьем этапе центром ситуации выступает именно слово. Ребенок начинает не просто смотреть на взрослого, но сосредоточивается на его губах, присматривается к артикуляции. Пристальное рассматривание "говорящих", шевелящихся губ явно свидетельствует о том, что ребенок не только слышит, но и "видит" нужное слово. Поэтому, разговаривая с маленькими детьми, важно отчетливо артикулировать каждый звук, чтобы было понятно, как этот звук производится. После этого обычно проявляются первые попытки произнести слово.
Важно подчеркнуть, что малыш сначала ориентируется в общем смысле ситуации. Он начинает понимать, что для того, чтобы обратиться к взрослому, нужно использовать конкретное слово, которое и становится средством обращения. Таким образом, восприятие и воспроизведение слова происходит, как мы уже говорили, на основе уже открытого смысла речевого общения и сотрудничества со взрослым. Без достаточно развитой потребности в общении со взрослым и совместной с ним игре первые слова появиться не могут.
Полностью развернутым процесс порождения слова бывает только вначале. В последующем этот процесс свертывается, ребенок сразу переходит к произнесению нового слова, к его артикуляции. Вместе с тем важно подчеркнуть, что речевая задача, т. е. задача передать что-то словами, впервые ставится перед малышом именно взрослым. Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, когда он превращает слово в центр внимания ребенка.
Однако благополучным и своевременным появление речи бывает не всегда.
Почему заговорить бывает трудно
В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится всё более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Попытаемся рассмотреть основные, наиболее типичные причины таких проблем у детей 2-3 лет и, соответственно, способы их преодоления.
Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора оборачивается драматическими последствиями для овладения речью маленьким ребенком. Уже давно бьют тревогу врачи, которые в силу своей профессии имеют дело с нарушениями речи и слуха в детском возрасте. Еще в середине 90-х годов прошлого века немецкий врач Манфред Хайнеманн при помощи новых методов обследования наткнулся на неожиданно большое количество детей 3,5-4 лет, нуждающихся в лечении. В среднем у 25% детей было обнаружено нарушение развития речи. А сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.
Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. У работающих родителей остается все меньше свободного времени для своих детей. Так, у матери имеется в среднем около 12 минут в день на то, чтобы поговорить со своим ребенком. Как следствие всего этого – растущее число детей, "осчастливленных" собственной теле- или видеоаппаратурой, и тогда время просмотра передач достигает 3-4 часов в день. Особенно внушает опасение тот факт, что даже маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день. А некоторые – от 5 до 6 часов в день, когда им дополнительно показывают видеофильмы.
Но, казалось бы, малыш, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее? Дело в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самые лучшие телепередачи или видеокассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми! Еще раз подчеркнем: только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способны обеспечить нормальное речевое развитие. Следовательно, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы по крайней мере два условия:
- включенность речи в активную деятельность ребенка;
- индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении.
Для малыша, которому предстоит освоиться с миром речи, ни в коей мере не безразлично, кто и как произносит слова. Ведь только благодаря обращенному к нему слову он и может стать человеком в истинном смысле. Причем в первую очередь здесь подразумевается не передача информации, а нечто совсем иное, имеющее гораздо большее значение: взгляд в глаза, заинтересованное внимание, ответная улыбка, эмоциональная выразительность. Все это может дать ребенку только близкий взрослый.
Однако иногда отставание в речевом развитии связано и с избыточным пониманием близких взрослых. Взрослые, хорошо осознавая значение автономной речи ребенка, вместе с тем не стимулируют у него обращения к нормальной человеческой речи и не ставят перед ним речевую задачу, угадывая малейшие его желания. Они хорошо понимают, что хочет сказать ребенок, и удовлетворяются его "детскими словами" типа "бу-бу", "нюка", "люка" и т.п. При этом и сами родители с удовольствием используют детские слова в разговоре с малышом, поскольку такой детский язык (его иногда называют языком мам и нянь) выражает особую нежность и умиление перед ребенком. Но этот язык уместен только для младенца, поскольку он еще не вникает в значение слов. После года, когда начинается интенсивное усвоение речи, "детские слова" могут стать серьезным препятствием для развития нормальной человеческой речи, и ребенок надолго застрянет на этом этапе, довольствуясь несколькими "детскими словами". Если малыш до 3-4 лет остается на стадии говорения исключительно "детских слов", то впоследствии в его речи возможны различные нарушения, связанные с неполным овладением звуками родного языка, заменой звуков, их смешением и др. В начальной школе такое неправильное произношение может вызвать грубые ошибки в письме, поскольку "как слышится, так и пишется".
Итак, основных причин застревания ребенка на стадии автономной детской речи две. Во-первых, это ситуации, когда окружающие близкие взрослые охотно используют в общении с ребенком тот самый детский язык, повторяя его звуки и предлагая аналогичные свои слова типа "бибика", "ням-ням", "пи-пи" и пр. Во-вторых, это случаи, когда родители и бабушки, хорошо понимая не только своеобразный язык ребенка, но и все его желания, угадывают их буквально с полуслова и полувзгляда. В таких условиях у ребенка не возникает никакой потребности в настоящих словах. Соответственно для преодоления подобных проблем необходимо неукоснительно соблюдать два правила.
1. Не заменять разговор с ребенком языком "мам и нянь", т. е. не говорить с ним с помощью различных "бу-бу" или "пи-пи". Малышу необходима правильная человеческая речь, естественно, понятная ему. При этом, обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, привлекая его внимание к их артикуляции и добиваясь от него внятного произношения.
2. "Не понимать" автономных слов и невнятных вокализаций ребенка, побуждать его к правильному произношению и называнию нужных ему вещей и, таким образом, создавать речевую задачу. Необходимость, а затем потребность в человеческой речи возникает только в общении с близкими взрослыми.
В этой связи вспоминается известный анекдот про мальчика, который до пяти лет молчал, и родители уже считали его глухонемым. Но вот однажды за завтраком он сказал, что каша недостаточно сладкая. Когда изумленные родители спросили малыша, почему же он до сих пор молчал, мальчик ответил, что раньше все было в порядке. Так вот, до тех пор, пока тебя понимают без слов, никакой необходимости в них нет, и поэтому можно молчать или объясняться нечленораздельными звуками.
Серьезным препятствием для развития речи может также стать повышенная импульсивность ребенка и нечувствительность к словам взрослого. Такие дети чрезвычайно активны, подвижны, они несутся куда глаза глядят и ни на чем не могут сосредоточиться. Они как бы не слышат обратившегося к ним взрослого и никак не реагируют на его слова. Даже свой протест они выражают как-то особенно: кричат, глядя в пустоту, а не обращаясь ко взрослому. Отсутствие необходимых связей со взрослым проявляется и в стремлении все делать самому: взрослый как партнер и как образец совершенно не нужен. Индивидуальные игры ребенка с предметами хотя и освобождают взрослых от назойливости детей, но никак не стимулируют речевого развития ребенка. В таких условиях заглушается сама потребность малыша в общении со взрослыми: он перестает обращаться к ним, погружаясь в стереотипные действия с предметами. В результате задерживается психическое развитие ребенка вообще и речевое в частности.
В подобных случаях нужно прежде всего вернуться к играм и занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт с малышом. Это может быть ласковое поглаживание по головке, называние его по имени, простые младенческие игры типа "Ку-ку" или "Сорока-ворона". Важно установить контакт с ребенком, поймать его взгляд и получить ответную реакцию. Большое значение имеет и то, как именно взрослый вводит в жизнь ребенка различные предметы и игрушки. Всем предметным действиям следует по возможности придать "человеческий" характер: жалеть или укладывать спать куклу, посадить водителя в машинку и вести ее в гараж, лечить обезьянку и т. д.
Количество игрушек лучше сократить. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному, например катать мячик. Если ребенок не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте организовать в его присутствии общую игру с другим партнером. Например, папа и мама могут катать друг другу мячик, по-детски ликуя и радуясь. Скорее всего, малыш захочет занять место одного из них или присоединиться к этому занятию. Полезны также игры с имитацией. Вы говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, а ребенок, заражаясь общей обстановкой, повторяет вслед за вами. Все эти занятия направлены на то, чтобы остановить бессмысленную беготню ребенка и привлечь его к содержательному общению.
Еще одной, достаточно распространенной сегодня проблемой является стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи противоположен всем предыдущим. Он отличается тем, что первые слова детей не только не задерживаются, но, наоборот, опережают все возрастные сроки речевого развития. Ребенок в 1 год и 3 месяца вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Как приятно продемонстрировать знакомым необыкновенные способности малыша! Поначалу возможности малыша кажутся безграничными. С ним постоянно разговаривают, его учат, ему рассказывают, ставят пластинки, читают книжки и т. д. И он все понимает, все с интересом слушает. Казалось бы, все идет прекрасно. Но вдруг такой ребенок начинает заикаться, трудно засыпает, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым и капризным.
Все это происходит потому, что слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, которая обрушивается на его голову. Ему трудно так быстро перестроиться и всего за несколько месяцев из младенца превратиться во взрослого человека. Повышенная возбудимость, ночные страхи, заикание свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, что он не справляется с чрезмерной информативной нагрузкой. Значит, ребенку требуются отдых, свобода от лишних впечатлений (и прежде всего - речевых). Для того чтобы предотвратить развитие неврозов, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, приучать его к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать новой информацией.
Итак, случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка со взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату – малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения. В этих случаях необходимо обратиться к специалистам – логопеду, детскому психологу или невропатологу. Не забывайте, что речь – это один из главных показателей психического развития, поскольку в ней отражаются все достижения и проблемы маленького ребенка.
По материалам www.adalin.mospsy.ru .
Підписуйся на наш telegram і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!
e-motion.tochka.net
Как помочь ребенку заговорить. Советы логопеда | Одинцово
В вашей семье подрастает малыш. И вы с родными гадаете, на кого он похож больше, на маму или на папу, с нетерпением ждете, когда он начнет лепетать, мечтаете о том, как он сделает первые шаги, изобразит мяукающего котенка или мычащую коровку, впервые скажет «мама», расскажет первое стихотворение. Но время идет, а малыш молчит или в лучшем случае «бормочет» что-то на ему одному понятном языке, почему?
Однозначно ответить на этот вопрос непросто, причинами могут быть неблагоприятная экология, неважное здоровье мамы во время беременности, несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы, неврологические заболевания самого ребенка, проблемы со слухом... А может, вашему малышу не хватает общения. Разговариваете ли вы с ним, комментируете ли вы свои и его действия, обсуждаете ли все, что происходит вокруг? Или напротив... вы чрезмерно опекаете его, ему просто незачем говорить, все понимают его и без слов!
Развитие речи самых маленьких детей зависит от нескольких условий, одними из важных являются: нормальное строение речевого аппарата, постоянное приглашение к разговору и – как давно доказано учеными – уровня развития мелкой моторики, так как центры, отвечающие за ловкость и движение пальцев, находятся в мозгу рядом с участками, отвечающими за речь. Стимулируя один центр, мы заодно активизируем другой.
Обратите внимание, соблюдены ли все эти условия у вашего малыша.
1. Ваш ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, часто роняет ее изо рта во время еды, дышит ртом, говорит мало и невнятно или у него повышенное слюноотделение — это может означать, что у ребенка недостаточно развиты мышцы рта и губ. Очень часто это происходит, когда ребенка рано отнимают от груди. Мышцы рта можно укрепить несложными игровыми упражнениями:
– Дуть и свистеть. Очень действенны любые упражнения, при которых надо с напряжением сводить губы вместе. Можно выдувать мыльные пузыри, а еще дуть на перышко, стараясь удерживать его в воздухе. Купите или смастерите вертушку из цветной бумаги и покажите крохе, как делать «ветерок». Очень полезны дудки, свистелки и т. д.
– Сосать. Почаще предлагайте малышу пить сок через соломинку, чтобы он как можно сильнее втягивал щеки.
Упражнение «Усики». Пока малыш рисует или смотрит телевизор, пусть подержит во рту соломинку для коктейля, так, чтобы кончики соломинки торчали в стороны, словно усики у котенка. Это отлично укрепит мышцы губ, щек и подбородка.
– Имитировать звуки. Малышам нравится имитировать звуки различных животных и птиц, а также предметов – поезда, машинки, звонков и сирен.
2. У вашего ребенка недостаточная концентрация слухового внимания, он плохо понимает длинные фразы или не слышит фоновых шумов (шумов заднего плана) — постарайтесь привлекать его внимание к каждому звуку и слову. Почаще читайте малышу вслух, выбирая книги, которые ребенок хорошо знает. Иногда заменяйте в тексте знакомое слово на другое, смешное, неожиданное для ребенка и обратите его внимание на шутку. Побольше разговаривайте с крохой. Озвучивайте свои действия, при этом старайтесь говорить простыми предложениями и употреблять понятные ребенку слова: «сейчас осень», «на улице холодно», «идет дождик», «мы идем на прогулку». Постепенно вовлекайте молчуна в диалог, спрашивайте его: «Что возьмем на прогулку, велосипед или ведерко?». Показывайте ребенку окружающие его вещи, называйте их, причем не просто «смотри листок», а «смотри какой зеленый листок», не « дай мне мяч», а «дай мне красный круглый мяч» и т. п. Объясняйте ребенку, что именно вы делаете в данный момент. Четко произносите фразы несколько раз.
3. У вашего ребенка слабо развита мелкая моторика, он не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки, у него не получается держать в руках карандаш — помогите ему, научите завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Покажите двухлетке, как лепить фигурки из пластилина и соленого теста, рисовать цветными карандашами, красками и мелками, собирать конструкторы, пирамидки, пазлы, играть в «пальчиковые» игры (например, в «сороку-белобоку»), перебирать крупу, камешки, песочек, переливать воду из одного стаканчика в другой и т. п.
4. У вашего малыша проблемы с физиологическим слухом – проверьте:
Новорожденный: должен вздрагивать при хлопке руками в 1–2 метрах от него и успокаиваться при звучании вашего голоса.
3–4 месячный ребенок должен проявлять ответную реакцию на Вашу улыбку, жесты.
7-месячный ребенок должен лопотать и повторять за вами простые звуки.
В возрасте от 7 до 12 месяцев должен поворачивать голову, слыша знакомые звуки, и подавать голос в ответ на обращенную к нему человеческую речь.
Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка. А если недостаточный слух диагностирован поздно, может быть упущено критическое время для стимуляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга. Это чревато задержкой речевого развития, что приведет к замедлению навыков общения и обучения.
Когда нужно всерьез начинать беспокоиться?
Специалисты выделяют следующие признаки задержки речевого развития у двухлетнего ребенка:
1. Ребенок имеет в запасе менее 20 слов и не комбинирует их между собой. Термин «слова» в данном случае вовсе не означает полноценных внятных слов, а скорее принадлежность одного и того же звука, одному и тому же объекту, например, звук «Ба» должен всегда означать «Бабушка».
2. Произносит слова так невнятно, что вы понимаете только половину из них.
3. Не играет и не взаимодействует с другими детьми.
4. Не понимает и не может ответить на простые вопросы.
5. Не может назвать кого-то из членов семьи.
Если Вы обнаружили у своего малыша один или несколько из этих признаков, следует незамедлительно обратиться к логопеду.
Поможем заговорить нашим детям вместе!!!
Ваш логопед Мария Новожен
nashi-deti.info
Как помочь ребенку заговорить? | Социальная сеть работников образования
Как помочь ребенку заговорить?
Когда же дети начинают говорить? С одной стороны, ответ на этот вопрос очень прост – уже давно установлено, что после полутора лет у ребенка появляются первые слова, и к двум годам дети, как правило, начинают разговаривать. Причем овладение речью имеет характер «взрыва».
Молчавший до этого малыш вдруг заговорил, да так, что остановить его невозможно. Некоторые ученые считают, что такая внезапность в овладении речью связана с тем, что дети в полтора года делают своего рода открытие: каждая вещь имеет свое название, которое можно узнать у взрослого. Бесконечные вопросы ребенка «это что?», казалось бы, подтверждают данное мнение. Но думать, что годовалый малыш способен открыть всеобщий закон – это значит сильно преувеличивать интеллектуальную мощь детей. Ни один ребенок не способен осознать в столь юном возрасте знаковую функцию слов, не владея речью. И все же скорость, с которой расширяется запас слов младенца, поразительна.
Вместе с тем определить точную дату появления первых слов ребенка не так-то просто. Дело в том, что по времени появления речи и по объему своего активного словаря дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть дети, которые уже в 11-12 месяцев говорят до 110-115 слов, а бывают случаи, когда и до двух с половиной лет ребенок упорно молчит, несмотря на нормальное в целом психическое развитие.
Столь существенные индивидуальные различия не позволяют установить хотя бы примерные возрастные нормы речевого развития. Уже не раз психологи пытались точно определить, сколько слов должны знать дети каждого возраста. Однако все эти попытки пока ничем не закончились, потому что между детьми от 1 года до 2 лет слишком большие различия. Чтобы как-то преодолеть эту трудность, ученые попытались подсчитать минимальный и максимальный словарь ребенка для каждого возраста. Оказалось, что и между этими величинами существуют огромные различия. Например, в 1 год и 3 месяца минимальный словарь ребенка – всего 4-5 слов, а максимальный – 232 (!). При этом среди обследованных детей не было ни одного вундеркинда или умственно отсталого.
Получается, что сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие.Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом(т. е. понимание речи) и активное(т. е. говорение). Обычно пассивная речь опережает активную. Уже в 10-12 месяцев дети обычно понимают названия многих предметов и действий. Всем известны знаменитые детские игры в «Сороку-ворону» или «Козу». «Все понимает, – удивляются растроганные родители, – а сказать ничего не может». Действительно, до определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. И у некоторых детей этот период сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, хорошо понимая все, что говорят ему взрослые, не произносить ни одного слова – либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепетного говорения. И все-таки при этом, если ребенок живет в нормальных условиях, его речь развивается.
Обычно у таких детей переход к активной речи происходит резко и неожиданно. И это понятно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка. Бывает так, что дети, упорно молчавшие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто начал говорить в 10 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка всего 2-3 слова. Если малыш понимает обращенную к нему речь, если вы создаете все необходимые условия для его нормального развития, значит, рано или поздно он заговорит. А вот как рано или насколько поздно – во многом зависит от вас.
Рассмотрим, как могут родители помочь ребенку заговорить.Долгое время принято было считать, что детская речь возникает из прямого подражания речевым звукам взрослого – малыши запоминают слова взрослых, повторяют их и таким образом усваивают речь. «Скажи мама, скажи ляля, скажи ложка», – просят родители малыша и ждут от него соответствующих звуков. К их великой радости, многие малыши уже в 10-12 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослым те или иные простые слова. Подражание действительно имеет место при овладении речью (ведь дети всегда начинают говорить на том же языке, что и их родители). Однако оно не является главным. Ребенок может легко воспроизводить то или иное слово по просьбе взрослого, но в то же время никогда не использовать его самостоятельно. Значит, умение подражать, воспринимать и воспроизводить чужие слова еще не ведет к появлению собственных слов ребенка.
В то же время очевидно, что первые слова возникают только в общении со взрослым. Но взаимодействие взрослого с ребенком не может сводиться к прямому копированию речевых звуков. Слово – это прежде всего знак, т. е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должен стоять какой-то обозначаемый им предмет, т. е. его значение. Если такого предмета нет, если мать и ребенок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с малышом и как бы хорошо он ни воспроизводил ее слова. Если же мама играет с младенцем в игрушки, его действия и эти самые игрушки становятся предметом (или содержанием) их общения. Однако в том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребенка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой или выразить свои впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагает наличие двух главных условий: 1) потребность в общении со взрослым и 2) потребность в предмете, который нужно назвать.
Ни то ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым или содержательного, делового общения создает необходимость назвать предмет, а следовательно, произнести свое слово. Таким образом, главное – это не просто говорить, но играть с ребенком; разговаривать не просто так, а по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно играть вместе.
В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребенком речевую задачу, которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятым, он должен произнести совершенно определенное слово. А это значит, что он должен отвернуться от желанного предмета, обратиться к взрослому, выделить произносимое им слово и употребить этот искусственный знак социально-исторической природы (каким всегда является слово) для воздействия на окружающих.
Суть речевой задачи заключается в том, чтобы побудить ребенка к активному использованию определенного слова в качестве единственно правильного средства воздействия. Первоначально у малыша нет никакой потребности назвать предмет словом. Такая потребность должна возникнуть, и научить его этому может только взрослый.
В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка.
На первом этапе таким центром является ПРЕДМЕТ. Малыш тянется к нему, сопровождая свои попытки мимическими и интонационно-выразительными движениями. В некоторых случаях, когда он не получает желанный предмет, эти проявления перерастают в гнев и даже в плач. Однако у большинства детей центр внимания постепенно сдвигается на взрослого.
На втором этапе центром ситуации становится ВЗРОСЛЫЙ. Обращаясь к нему, ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства. Вместо попыток достать предмет появляются указательные жесты, активное лепетное говорение («дай-дай-дай») и другие способы воздействия. Такое поведение направлено на то, чтобы вывести взрослого из состояния нейтралитета и обратить его внимание на свои попытки. Однако если взрослый «не сдается» и ждет нужного слова, ребенок наконец пробует его произнести.
На третьем этапе центром ситуации выступает именно СЛОВО. Ребенок начинает не просто смотреть на взрослого, но сосредоточивается на его губах, присматривается к артикуляции. Пристальное рассматривание «говорящих», шевелящихся губ явно свидетельствует о том, что ребенок не только слышит, но и «видит» нужное слово. Поэтому, разговаривая с маленькими детьми, важно отчетливо артикулировать каждый звук, чтобы было понятно, как этот звук производится. После этого обычно проявляются первые попытки произнести слово.
Важно подчеркнуть, что малыш сначала ориентируется в общем смысле ситуации. Он начинает понимать, что, для того чтобы обратиться к взрослому, нужно использовать конкретное слово, которое и становится средством обращения. Таким образом, восприятие и воспроизведение слова происходит, как мы уже говорили, на основе уже открытого смысла речевого общения и сотрудничества со взрослым. Без достаточно развитой потребности в общении со взрослым и совместной с ним игре первые слова появиться не могут.
Полностью развернутым процесс порождения слова бывает только вначале. В последующем этот процесс свертывается, ребенок сразу переходит к произнесению нового слова, к его артикуляции. Вместе с тем важно подчеркнуть, что речевая задача, т. е. задача передать что-то словами, впервые ставится перед малышом именно взрослым. Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, когда он превращает слово в центр внимания ребенка.
Однако благополучным и своевременным появление речи бывает не всегда.
Почему заговорить бывает трудно
В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Попытаемся рассмотреть основные, наиболее типичные причины таких проблем у детей 2-3 лет и, соответственно, способы их преодоления.
Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора оборачивается драматическими последствиями для овладения речью маленьким ребенком. Уже давно бьют тревогу врачи, которые в силу своей профессии имеют дело с нарушениями речи и слуха в детском возрасте. Еще в середине 90-х годов прошлого века немецкий врач Манфред Хайнеманн при помощи новых методов обследования наткнулся на неожиданно большое количество детей 3,5-4 лет, нуждающихся в лечении. В среднем у 25% детей было обнаружено нарушение развития речи. А сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.
Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. У работающих родителей остается все меньше свободного времени для своих детей. Так, у матери имеется в среднем около 12 минут в день на то, чтобы поговорить со своим ребенком. Как следствие всего этого – растущее число детей, «осчастливленных» собственной теле- или видеоаппаратурой, и тогда время просмотра передач достигает 3-4 часов в день. Особенно внушает опасение тот факт, что даже маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день. А некоторые – от 5 до 6 часов в день, когда им дополнительно показывают видеофильмы.
Но, казалось бы, малыш, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее? Дело в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самые лучшие телепередачи или видеокассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми! Еще раз подчеркнем: только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способны обеспечить нормальное речевое развитие. Следовательно, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы по крайней мере два условия:– включенность речи в активную деятельность ребенка;
– индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении.
Для малыша, которому предстоит освоиться с миром речи, ни в коей мере не безразлично, кто и как произносит слова. Ведь только благодаря обращенному к нему слову он и может стать человеком в истинном смысле. Причем в первую очередь здесь подразумевается не передача информации, а нечто совсем иное, имеющее гораздо большее значение: взгляд в глаза, заинтересованное внимание, ответная улыбка, эмоциональная выразительность. Все это может дать ребенку только близкий взрослый.
Однако иногда отставание в речевом развитии связано и с избыточным пониманием близких взрослых. Взрослые, хорошо осознавая значение автономной речи ребенка, вместе с тем не стимулируют у него обращения к нормальной человеческой речи и не ставят перед ним речевую задачу, угадывая малейшие его желания. Они хорошо понимают, что хочет сказать ребенок, и удовлетворяются его «детскими словами» типа «бу-бу», «нюка», «люка» и т.п. При этом и сами родители с удовольствием используют детские слова в разговоре с малышом, поскольку такой детский язык (его иногда называют языком мам и нянь) выражает особую нежность и умиление перед ребенком. Но этот язык уместен только для младенца, поскольку он еще не вникает в значение слов. После года, когда начинается интенсивное усвоение речи, «детские слова» могут стать серьезным препятствием для развития нормальной человеческой речи, и ребенок надолго застрянет на этом этапе, довольствуясь несколькими «детскими словами». Если малыш до 3-4 лет остается на стадии говорения исключительно «детских слов», то впоследствии в его речи возможны различные нарушения, связанные с неполным овладением звуками родного языка, заменой звуков, их смешением и др. В начальной школе такое неправильное произношение может вызвать грубые ошибки в письме, поскольку «как слышится, так и пишется».
Итак, основных причин застревания ребенка на стадии автономной детской речи две. Во-первых, это ситуации, когда окружающие близкие взрослые охотно используют в общении с ребенком тот самый детский язык, повторяя его звуки и предлагая аналогичные свои слова типа «бибика», «ням-ням», «пи-пи» и пр. Во-вторых, это случаи, когда родители и бабушки, хорошо понимая не только своеобразный язык ребенка, но и все его желания, угадывают их буквально с полуслова и полувзгляда. В таких условиях у ребенка не возникает никакой потребности в настоящих словах. Соответственно для преодоления подобных проблем необходимо неукоснительно соблюдать два правила.1. Не заменять разговор с ребенком языком «мам и нянь», т. е. не говорить с ним с помощью различных «бу-бу» или «пи-пи». Малышу необходима правильная человеческая речь, естественно, понятная ему. При этом, обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, привлекая его внимание к их артикуляции и добиваясь от него внятного произношения.
2. «Не понимать» автономных слов и невнятных вокализаций ребенка, побуждать его к правильному произношению и называнию нужных ему вещей и, таким образом, создавать речевую задачу. Необходимость, а затем потребность в человеческой речи возникает только в общении с близкими взрослыми.
В этой связи вспоминается известный анекдот про мальчика, который до пяти лет молчал, и родители уже считали его глухонемым. Но вот однажды за завтраком он сказал, что каша недостаточно сладкая. Когда изумленные родители спросили малыша, почему же он до сих пор молчал, мальчик ответил, что раньше все было в порядке. Так вот, до тех пор, пока тебя понимают без слов, никакой необходимости в них нет, и поэтому можно молчать или объясняться нечленораздельными звуками.
Серьезным препятствием для развития речи может также стать повышенная импульсивность ребенка и нечувствительность к словам взрослого. Такие дети чрезвычайно активны, подвижны, они несутся куда глаза глядят и ни на чем не могут сосредоточиться. Они как бы не слышат обратившегося к ним взрослого и никак не реагируют на его слова. Даже свой протест они выражают как-то особенно: кричат, глядя в пустоту, а не обращаясь ко взрослому. Отсутствие необходимых связей со взрослым проявляется и в стремлении все делать самому: взрослый как партнер и как образец совершенно не нужен. Индивидуальные игры ребенка с предметами хотя и освобождают взрослых от назойливости детей, но никак не стимулируют речевого развития ребенка. В таких условиях заглушается сама потребность малыша в общении со взрослыми: он перестает обращаться к ним, погружаясь в стереотипные действия с предметами. В результате задерживается психическое развитие ребенка вообще и речевое в частности.
В подобных случаях нужно прежде всего вернуться к играм и занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт с малышом. Это может быть ласковое поглаживание по головке, называние его по имени, простые младенческие игры типа «Ку-ку» или «Сорока-ворона». Важно установить контакт с ребенком, поймать его взгляд и получить ответную реакцию. Большое значение имеет и то, как именно взрослый вводит в жизнь ребенка различные предметы и игрушки. Всем предметным действиям следует по возможности придать «человеческий» характер: жалеть или укладывать спать куклу, посадить водителя в машинку и вести ее в гараж, лечить обезьянку и т. д.
Количество игрушек лучше сократить. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному, например катать мячик. Если ребенок не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте организовать в его присутствии общую игру с другим партнером. Например, папа и мама могут катать друг другу мячик, по-детски ликуя и радуясь. Скорее всего, малыш захочет занять место одного из них или присоединиться к этому занятию. Полезны также игры с имитацией. Вы говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, а ребенок, заражаясь общей обстановкой, повторяет вслед за вами. Все эти занятия направлены на то, чтобы остановить бессмысленную беготню ребенка и привлечь его к содержательному общению.
Еще одной, достаточно распространенной сегодня проблемой является стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи противоположен всем предыдущим. Он отличается тем, что первые слова детей не только не задерживаются, но, наоборот, опережают все возрастные сроки речевого развития. Ребенок в 1 год и 3 месяца вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Как приятно продемонстрировать знакомым необыкновенные способности малыша! Поначалу возможности малыша кажутся безграничными. С ним постоянно разговаривают, его учат, ему рассказывают, ставят пластинки, читают книжки и т. д. И он все понимает, все с интересом слушает. Казалось бы, все идет прекрасно. Но вдруг такой ребенок начинает заикаться, трудно засыпает, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым и капризным.
Все это происходит потому, что слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, которая обрушивается на его голову. Ему трудно так быстро перестроиться и всего за несколько месяцев из младенца превратиться во взрослого человека. Повышенная возбудимость, ночные страхи, заикание свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, что он не справляется с чрезмерной информативной нагрузкой. Значит, ребенку требуются отдых, свобода от лишних впечатлений (и прежде всего – речевых). Для того чтобы предотвратить развитие неврозов, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, приучать его к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать новой информацией.Итак, случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка со взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату – малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения. В этих случаях обратитесь к специалистам (психоневрологу, логопеду, дефектологу, ПМПК) за консультацией. Возможно, вашему ребенку предложат посещать специализированные группы, потому что у него проблемы, о которых вы не подозревали. Помогите своему ребенку! Не забывайте, что речь – это один из главных показателей психического развития, поскольку в ней отражаются все достижения и проблемы маленького ребенка.
Как помочь ребёнку заговорить и нужно ли вообще это делать
«Когда мой ребёнок заговорит? Я (или кто угодно) в этом возрасте уже и стихи, и песни, и „Сон в летнюю ночь“ по ролям разыгрывала!». Вы смотрите на других детей, на себя в воспоминаниях, видите инстаграмы, где милые кудрявые малыши выдают день за днём то, что Чуковскому не могло и присниться. И всё больше с каждой минутой нервничаете: когда уже, когда, что с ним не так? Узнали себя? Усаживайтесь поудобнее, мы это тоже проходили.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Конечно, тут бы показать ребёнка хорошему неврологу или логопеду. Но мы все боимся страшного вердикта «задержка речевого развития», как боимся любой детской болезни или отклонения. Потому что не знаем, что с этим делать. Самый совершенный механизм вдруг даёт сбой — паника!
Спокойствие, только спокойствие
Во-первых, нужно заставить себя не паниковать и вообще поменьше волноваться на эту тему. Да, это очень, очень сложно. Да, хочется побыстрей услышать, как болтает ваш малыш. Да, хочется поговорить с ним на вашем языке, хочется поделиться этим с родными и друзьями. Да, всё это ещё сильнее фрустрирует, но простая истина заключается в том, что переживания и зацикленность мамы на речи вряд ли помогут ребёнку заговорить. Как раз наоборот, в крайних случаях эффект может быть противоположный: на почве собственных расстройств мама может увлечься «развивашками» и не заметить, как игры превратятся в давление на ребёнка, затормозив таким образом развитие речи.
Сама по себе задержка речи не страшна — каждый ребёнок развивается по собственному расписанию
Даже принятые докторами нормы имеют погрешность в три-шесть месяцев (это только для одного ребёнка, но и у самих докторов нормативы часто отличаются друг друга). Почему не дольше, фиксировано ли это время? Как пишут известные учёные-нейробиологи Сандра Амондт и Сэм Вонг в своей книге «Тайны мозга вашего ребёнка», дело в том, что у маленьких детей нейронные связи в мозге, отвечающие за те или иные функции, развиваются стремительно. Поэтому этот отрезок времени — четверть или половина года в возрасте до трёх лет — на самом деле огромный срок. И наверняка структура уже выстроилась, но пока не проявилась. Либо же как раз наоборот — есть какие-то нарушения, и их нужно ловить прямо сейчас, пока не стало слишком поздно.
Поэтому — наблюдайте. Наблюдайте за поведением ребёнка, за его изменениями. Это, кстати, отличный способ заглушить переживания — записывать в блокнот ежедневные события и развлечения. Что-то вроде дневника. Наблюдения помогут увидеть динамику или её отсутствие. Возможно, вы удивитесь, когда увидите, что два понедельника назад «где» было просто звуком, а сегодня есть уже два «где» — для людей и для спрятанных предметов, и они совершенно разные фонетически. Кстати говоря, это уже речь.
Как вовремя распознать нарушения речи у ребёнка
Кроме того, станет наконец очевидно, как многому ребёнок учится, и что даже за один день происходит череда маленьких прорывов и скачков. Это касается не только слов, но и действий, степени понимания и запоминания, эмоций и их выражения и даже «мелких бытовых обязанностей», которым вы и не планировали учить ребёнка, а он однажды утром, пока вы делаете ему кашу, берёт и делает вам кофе.
Суть в том, что отставание в речи всегда идёт рука об руку с отставаниями в моторном — и в частности — в мелкомоторном развитии
«Возраст, в котором малыш начинает говорить, определяется взрослением тех участков мозга, которые контролируют движение. Произнесение осмысленных и понятных звуков требует достаточно сложных моторных навыков и значительной практики», — объясняют Амондт и Вонг. Поэтому если есть проблемы в речи, то они наверняка есть и в каком-то другом сегменте развития, и они так же бросаются в глаза, как и неумение (здесь мы говорим именно о неумении, а не о нежелании) выразить свою мысль словами.
Говорящие колобки пусть останутся в магазинах
Многофункциональные чудо-игрушки, роботы, обучающие говорить, карточки с однокоренными словами — это всё, мягко говоря, не имеет никакого отношения к развитию речи. Но это не значит, что ребёнку не нужно или нечем помочь «разболтаться». Советский физиолог Марионилла Кольцова ещё 40 лет назад объяснила, почему развитию речи отлично способствуют известные всем с детства пальчиковые игры. «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались — из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка.
Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи
Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи», — пишет она в книге «Ребёнок начинает говорить». И там же приводит несколько возможных вариантов игр с пальцами.
К ним же относятся завязывание-развязывание шнурков, перебирание крупы и «пальчиковый театр» — животные и сказочные персонажи, которые надеваются на пальцы.
Не молчите
Известный факт, что дети (особенно ещё не говорящие дети) отражают и ретранслируют родительское поведение практически во всех аспектах своей жизни — от настроения и поведения до манеры сидеть за столом. Речь не исключение. Поэтому моторика моторикой, но в первую очередь посмотрите на себя: а вы сами достаточно разговариваете с ребёнком? Если вы только отдаёте команды — идём гулять, поешь, убери игрушки — так дело не пойдёт. Совет прост и очевиден.
Старайтесь разговаривать с ребёнком обо всём. Если он не отвечает вам на вашем языке — это ещё не значит, что он не отвечает вам совсем или не понимает вас
Рассказывайте ему о том, что вы делаете прямо сейчас, о том, чем займетесь на прогулке, перед сном обсуждайте, как прошёл день. Проговаривайте слова, на которые он обратил внимание, обыгрывайте их. Покажите ему, как произнести сложное слово. Всё это не просто сентиментальные мелочи и не только про налаживание контакта и связи — это и про речь. В какой-то момент ему захочется повторить за вами одно слово, потом другое, третье, а потом ещё, и ещё, и ещё, и вы уже не сможете его остановить.
На его языке
Советский психолог Лев Выготский называл переход от безъязычного к языковому периоду развития периодом автономной речи («Вопросы детской психологии»). Это язык, созданный самим ребёнком на основе взрослого языка, но не повторяющий его и живущий по собственным законам. При этом ребёнок отлично понимает взрослую речь, то есть язык, на котором говорит окружающий его социум. Но значения его слов не совпадают со значением наших слов. Эти лексемы вообще сложно называть словами в привычном смысле — больше они похожи на обрывки слов, обозначающие часто целые категории (например, слово «бак», означающее в речи ребёнка «собаку», может одновременно быть волком, лисой, то есть всеми животными, похожими на собаку, а может «перекинуться» и на белку, потому что она такая же рыжая, как лиса, на владельца какой-то конкретной собаки и так далее).
Важно понимать, что такая речь — это необходимый и важный период, во время которого ребёнок осваивает язык как инструмент и систему, и по максимуму помогать ему в этом
Лингвист Стелла Цейтлин обращает внимание на то, что на этом этапе родителям не стоит пренебрегать так называемым языком нянь. Всевозможные «машинка би-би» и «собачка гав-гав» несут в себе важнейшую функцию: ребёнок понимает, что его понимают. В то же время достоверных сведений о причинно-следственных связях между речью, которую использовали родители в общении со своими маленькими детьми в этот период, и временем появления речи у ребёнка нет. Но есть достоверные сведения, что те дети, с которыми больше разговаривали, сами заговорили раньше и имели больший словарный запас.
Проблема поколения
Если вы всё ещё переживаете о том, что дочь подруги заговорила раньше вашего сына, а сами вы с года по ролям, то вот вам ещё один факт: вы не одни. В последние 10-15 лет педиатры, психологи и лингвисты отметили тенденцию к более позднему появлению речи у детей — после двух лет. Пока эта ситуация не изучена настолько, чтобы можно было точно назвать причины повсеместной «задержки», но некоторые специалисты делают предположения. Дело, по их мнению, может быть в том, что родители, пытаясь успеть за своими друзьями, коллегами и миром соцсетей, стали меньше общаться с детьми.
Почему не нужно пытаться вложить в ребёнка как можно больше знаний в раннем возрасте
Второй причиной называют, как раз наоборот, бесконечную материнскую болтовню. «Ребёнку даже не нужно ничего говорить, его и так понимают и предугадывают все его желания», — говорят они и цитируют анекдот про того мальчика, которого до пяти лет всё устраивало.
Именно для сохранения золотой середины логопеды советуют не настаивать и не говорить за ребёнка всё, а побуждать его к говорению
Не просить напрямую сказать какое-то конкретное слово, а задавать наводящий вопрос. Например, вместо «скажи мяч» спросить ребёнка «во что ты играл с папой сегодня на прогулке? что у меня в руках?» или просто «что это?» Вместо «скажи Маша» — «как зовут твою маленькую сестру?». Даже если ответы не последуют, ребёнок, так или иначе, задумается о них и внутренне вам ответит. А если ответит на своём языке — не раздражайтесь и не отчаивайтесь, лучше похвалите и произнесите по-своему.
Не бойтесь врачей
Всё вышесказанное совсем не означает, что нужно избегать врачей и целыми днями заставлять ребёнка перебирать фасоль. Вообще-то самая главная заповедь современной мамы — если чувствуешь, что что-то не так, и не знаешь что, обратись к специалисту. Но чувства мамы тут понятны. Специалистов много, все они поют на разный лад, один невролог требует 15 слов от годовалого ребёнка, а второй не считает молчание и в два года критичной историей. И вообще все они чужие, проще спросить у подруги или залезть в интернет, там хоть и пугают, но как-то более отстраненно.
Неврологи, конечно, не преследуют цели напугать родителей. Они стремятся определить нарушения в развитии (если они есть) на ранней стадии
А так как задержка речи может говорить о многих тяжёлых заболеваниях или отклонениях, не заметных в первые два года жизни, на умение ребёнка говорить и на его стремление овладеть языком обращается пристальное внимание. Если же врач (невролог, психолог, логопед) посчитал, что это всё-таки ваш диагноз, то не стесняйтесь поинтересоваться у него, почему он сделал такое предположение — только по количеству слов или есть ещё какие-то признаки отставания, и есть ли острая необходимость в «стимуляции». И потом обязательно расскажите ребёнку о ваших дальнейших планах, вам он обязательно ответит.
Бонусом мы собрали советы неврологов, логопедов и психологов о том, что делать не надо, если вы считаете, что речь ребёнка опаздывает:
Не усаживайте ребёнка смотреть мультфильмы. Какими бы «развивающими» и продуманными они ни были — они несут в себе совершенно другую цель. Для маленького ребёнка мультфильмы — это прежде всего образ и только потом диалоги и мораль. А образов и историй у него полно и вокруг.
Не искажайте свою речь. «Машинка едет „би-би“» и «бибика вжик-вжик» — два совершенно разных предложения. В первом понятно, что машина едет и издаёт вот этот звук, но «бибика» — это совершенно лишнее. Если ребёнок сам придумает это слово — оставьте его ему. Но вы для него эталон, говорите качественно.
Не подкупайте. «Скажи „мама“ — дам конфетку» — не надо так. Речь нужна не для того, чтобы получать конфетки, и конфетки раздают не за выполнение условий.
Не шантажируйте. То же самое, только наоборот. Не лишайте ребёнка пряников за то, что он не говорит.
Не настаивайте и не заставляйте. Он может совсем замкнуться в знак протеста.
Не зацикливайтесь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
5 популярных советов психологов, которые лучше не слушать
Как развивать ребёнка, который не может читать
18 примеров того, как мы не задумываясь врём своим детям
mel.fm
Помочь ребенку заговорить | МастерВеда
Неделю назад ваш малыш еще молчал, а теперь его невозможно остановить, и говорит-то он развернутыми предложениями и словами, о существовании которых в его словарном запасе вы не подозревали.
Все это впереди у каждого родителя, создающего нормальные условия для развития своего ребенка. Пока же он молчит или произносит несколько слов, а то и звуков.
Педиатры давно считают нормальным, когда ребенок начинает произносить первые слова в возрасте от полутора до двух лет. Именно в этот период ваш ребенок может начать разговаривать, осознано объединяя слова в предложения.Сроки и темпы овладения ребенком речью зависят от индивидуальных особенностей каждого из них, от условий создаваемых родителями. Некоторые дети говорят в 11 месяцев, а некоторые только в 2,5 года. Как помочь малышу в этот период разговориться?Развитие речи у детей начинается с пассивного овладения словом, т.е. ваш малыш учится вас понимать, когда этот этап пройден, начинается активное владение словом, т.е. ребенок начинает говорить.При правильном развитии речь у ребенка появляется внезапно, еще неделю назад он молчал, а вот уже говорит развернутыми предложениями. Количество понимаемых слов стало больше, и теперь возможно их использование.Чаще всего родители считают, что речь малыша развивается, если малыш произносит слова, которые он повторяет за взрослым. Это, конечно, большой «плюс» в ходе развития, но такие слова подражаемые, а значит, малыш может не использовать их самостоятельно, поэтому они не указывают на то, что у малыша появился свой словарный запас.Малышу необходимо общение со взрослыми, но не просто общение с понимающей его с полувзгляда мамой, а игра, т.е. совместная игра с ребенком, в которой будут называться предметы, цвета, действия. Желание поделиться впечатлениями со взрослым может подтолкнуть ребенка к произношению звуков или отдельных слов. В такой игре взрослый ставит речевую задачу перед малышом: если он желает получить какой-то предмет, нужно произнести определенное слово. Чтобы воздействовать на взрослого, заставить его помочь, подать игрушку, например, тоже нужно определенное слово.Потребность произнести эти слова может вызвать только сам родитель, т.к. изначально называть предметы словами у ребенка нет никакого желания. Развить это желание можно, используя следующие рекомендации.На первом этапе игры нужно заинтересовать ребенка какой-либо игрушкой, несколько раз повторить ее название, следя за тем, чтобы малыш смотрел на ваши губы, видел, как вы произносите слово.Затем предмет убирается на видное, но недосягаемое место для ребенка. В некоторых случаях это вызывает гнев и плач у детей. Правильным будет, если его внимание переключится на взрослого, который сможет помочь ему в достижении желаемого.Второй этап — обращение ко взрослому. При этом,чтобы изъясниться, малышу придется применять речевые средства или жестикуляцию. Поведение ребенка будет направлено на выведение взрослого из состояния нейтралитета и обращения его внимания на себя.Главным условием удачного завершения этого этапа будет несгибаемость родителя в ожидании нужного слова от малыша, означающего этот предмет.Третий этап – помочь малышу произнести слово. Для этого можно повторять и повторять название предмета. Если ребенок следит за вашей артикуляцией, значит, он не только слышит, но и «видит» слово, поэтому нужно четко проговаривать каждый звук. Если появились первые попытки произнести слово, это говорит о том, что вы все сделали правильно и ваш малыш созрел для разговоров.Занимайтесь с ним, и, таким образом, наработанный словарный запас ребенка побудит его сотрудничать с вами так, как вы и желали: при помощи слов.Без этой потребности и совместных игр первые слова сильно задержатся, а могут и не появиться вообще, тогда потребуется помощь специалиста. Побуждайте ребенка говорить.Существуют и другие способы разговорить ребенка.С детьми от 2-х лет нужно играть в «вопросы», например: Кто такой мягкий, пушистый, беленький или серенький, с длинными ушками? Что бывает круглое? Теплое? Синее? И т.д. Что у нас на кухне? В прихожей? И т.д.Задавая подобные вопросы, вы обогащаете словарный запас ребенка, подталкиваете его к разговору и способствуете развитию мышления.Можно играть в ассоциации. Например, вы называете предмет и просите ребенка ответить первое, что в голову придет.Задавайте ему побольше вопросов, а он научится задавать их вам.Тем родителям, у которых прошли все мыслимые и немыслимые сроки, а ребенок все еще не говорит, хочется предложить помощь заговора наших прабабушек, которые не имели возможности обратиться к грамотным специалистам, а делали все по-своему, опираясь на народную мудрость. Нужно попросить крестного или крестную принести в подарок ленточку, для девочки — белую, для мальчика — синюю, в ответ подарите крестному нужную ему вещь, которая перед этим побудет немного в пеленке малыша. Ленточку скатайте в клубок и положите на ночь на семейный алтарь. Утром нужно обрезать края ленточки ровно и пропустить ее три раза через кольцо, либо обручальное, либо любое без камушка. Потом разгладьте ее на столе и заговорите:Как трава зеленеет,Как снег тает да в землю уходит,Так болести бы прочь из дома уходиш бы,Выметалися, высыпалися,Назад не верталися.Как трава растет,Так Чадо Божее (имя ребенка) растет,Чадушко-сладушко,
masterveda.ru
5 способов помочь ребёнку заговорить / Малютка
Как помочь своему ребенку легко и быстро освоить речь?
Шаг 1. Живите в режиме радио
Дочь засыпала под мои рассказы и песни, слышала их, пока бодрствовала. Скоро подключились и родственники. Дедушки и бабушки вспомнили все стихи, прибаутки и потешки, которые когда-то слышали, а потом взялись за книги и полезли в интернет. «Разговаривать с ребенком нужно обязательно, и это неважно, что сначала он ничего не понимает, а потом, когда уже понимает, молчит в ответ, — прокомментировала руководитель филиала бюро медико-социальной экспертизы, врач-невролог Александра Пашенцева. — Причем аудиосказки или развивающие программы на планшете не могут заменить живую речь. Детям нужен вербальный контакт». «Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль играет четкая, неторопливая речь окружающих взрослых, — рассказала логопед АНО «Центр культуры «Хорошевский» Ольга Хорева. — Активный словарь ребенка также наращивается постепенно. Детская речь приближается к взрослой только к пяти годам».
Шаг 2. Валяйте дурака
Я корчила дочке рожи, надувала и втягивала щеки. И все это под звуковой «аккомпанемент»: цоканье языком и причмокивание губами, жужжание и шипение. Дочь повторяла эти звуки за мной. Игра и развлекала ее, и тренировала артикуляционные мышцы. «Развитие артикуляции – важная составляющая освоения речи, — подчеркивает Ольга Хорева. – Для развития артикуляции логопеды используют упражнения, которые выполняются в игровой форме. Так начинается становление звуков».
Шаг 3. Повторяйте все по много раз
Сначала повторяем простые слова – «дай», «бум» или состоящие из двух одинаковых слогов – «папа», «мама», «баба». Все это – в игре, с улыбкой, без нажима. Если мне на глаза попадались предметы, обозначаемые словом из лексикона дочери, показывала пальцем и ждала. При этом старалась уйти от всяких «би-би» и «гав-гав». Позже предлагала дочери повторять чуть более сложные слова. Если они были очень длинными, то сначала по слогам и только потом целиком. «Звукоподражания очень важны, и вовсе игнорировать их не стоит. Они, как правило, служат для обозначения действий (например, поезд едет – «ту-ту», вода капает – «кап-кап», часы идут – «тик-так»), – рассказала Ольга Хорева. – Однако нужно следить, чтобы ребенок не застрял на этом этапе, и вовремя перейти на следующий – к произнесению привычных нам слов. Проще всего понять, готов ли ребенок сказать то или иное слово, проследив, какие звуки он уже выговаривает. Так, вместо «кап-кап» в какой-то момент стоит предложить ребенку произнести слово «вода». И если у него это получится, с «кап-кап» нужно попрощаться».
Шаг 4. «Не понимайте» своего ребенка
Если дочь просила о чем-то жестами, хотя могла использовать простое слово, я притворялась, что не могу догадаться, о чем она просит (в туалет, конечно, вовремя водила). «Этот прием работает, когда ребенок в принципе уже что-то говорит. Но здесь очень важно не перегибать палку, – посоветовала Ольга Хорева. – На непонимание дети реагируют по-разному. Некоторые уходят в крик, слезы. Таким детям взрослым лучше сначала дать образец: самим произнести нужное слово».
Ребенок уже 2 года, он вовсю ходит, интересуется книжками и играми, но почему-то не хочет учиться говорить. Родители хотят услышать первые слова малыша, но он упорно молчит. Многие дети могут не разговаривать вплоть до трёх лет. Не стоит сразу впадать в панику, донимать врачей, просто надо попытаться помочь ребенку быстрее заговорить.
к оглавлению ↑
1. Основные правила
Не малая доля ответственности за молчание ребенка лежит именно на родителях. Проявить терпение и оказать поддержку к своему малышу, это главное, что должны делать родители, чтобы помочь ему в его начинаниях.
Можно рассмотреть несколько правил, которые могут помочь ребенку начать разговаривать:1) постоянно общаться с ребенком;2) правильно ставить речь при разговоре и говорить медленно;3) говорить понятными словами комментируя действия;4) предлагать новые впечатления и слушать музыку;5) исключить просмотр телевизора до трёх лет;6) заниматься моторикой рук;7) дать ребенку возможность заговорить.
к оглавлению ↑
Тесное общение
С ребенком просто надо общаться о том, что ему интересно. Он должен постоянно слышать голоса родителей и ловить эмоции. В первое время можно даже и не думать, понимает ли он, что ему говорят родители. Чем больше малыш слышит разговоры родителей, тем лучше. Когда он станет старше, говорить можно уже на те темы, которые понятны малышу.
к оглавлению ↑
Четкая речь и медленный говор
Разговаривая с ребенком надо следить за своими словами и четкостью произношения. Родители должны понимать, что он внимательно слышит все слова, которые ему говорят. Ведь дети копируют родителей, и если малыш четко не услышал какое-то слово, то в ближайшем будущем будет произносить его также. Старайтесь говорить медленно, чтобы он улавливал правильное произношение и четкость произнесенных слов. Ведь когда ребенок слышит быструю речь, зачастую он не может разобрать ни единого слова. Для него это просто поток слов, из которого он не может ничего конкретного выделить и понять.
к оглавлению ↑
Понятно говорить и комментировать действия
Короткие слова ребенок выучит быстрее, чем длинные. Никогда не нужно лепетать, говорить сокращенными словами. Старайтесь называть всё своими именами, чтобы ребенок схватывал названия действий и предметов, обязательно дополняйте сказанное жестикулирующими движениями и показыванием предмета.Если родители делают что-то по дому, а рядом ребенок, комментировать нужно каждое действие не спеша, чтобы малыш не запутался. Очень важны перерывы между действиями и тогда ребенку не составит большого труда всё понимать.
к оглавлению ↑
Музыка и новые впечатления
Детские песни хорошо развивают слух ребенка и учат запоминать слова. Подпевать можно вместе с ним. Часто слушая музыку, ребенок быстрее захочет начать говорить.С самого маленького возраста ребенок нуждается в полной впечатлений жизни. Хорошо влияет на речь ребенка новые впечатления полученные малышом в течение дня. Новые знакомые, места, занятия — все это помогает развиваться правильно и интересно.
к оглавлению ↑
Табу на телевизор
Большая ошибка молодых родителей отвлекать своё чадо телевизором, пока они заняты. Такие вещи как планшеты, ноутбуки, телевизоры не дают развиваться ребенку. Ребенок легче воспринимает жесты и интонацию, чем речь и словосочетания. Телевизор только искажает всё правильное восприятие ребенка и, как правило, тормозит его развитие, поскольку уткнувшись в красочный фон, к остальному ребенок проявляет внимание в меньшей степени.
к оглавлению ↑
Развитие моторики рук
То, что движение пальцев и речи стоят рядом знают большинство родителей. Это очень важно. Для этого хорошо подойдёт пластилин, можно взять карандаши или конструктор. Главное, чтобы руки всегда были в действии.
к оглавлению ↑
Дать свободу для разговора
Нельзя предугадывать действия малыша, из-за этого развитие речи может тормозиться. Не стоит постоянно обращать на малыша внимание, когда он пытается что-то попросить. Пусть лучше сердится, если его не понимают, это даст большой стимул начать скорее разговаривать. При попытках, что-то спросить, всегда надо прислушиваться к малышу, чтобы не пропустить много интересного.
Самое главное для ребенка — это общение, так как именно оно даёт ребенку способность узнавать мир. Развитию ребенка помогут стихи, скороговорки, различные упражнения для речи. Сейчас в магазинах есть всё, что поможет ребёнку развиваться полноценной личностью. Немного терпения и ребенок в скором времени будет радовать своих родителей бесконечными вопросами.
Однако, если Вы заметили, что нет никакого прогресса в течении большого количества времени, следует обратиться к врачу за консультацией, чтобы не пропустить важный момент в развитии ребенка.