Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка читать в три года и получить удовольствие? Как научить ребенка читать в 4 года


Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики

Как понять, что пора: признаки психологической готовности

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук, а где — том и люк.
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

Подайте пример

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня. После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м.

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный — «Ждите столько-то секунд».

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через насилие и слёзы.

6 методик, проверенных временем

Азбуки и буквари

katarina_rosh/livejournal.com

Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю — юла. Азбука помогает запомнить буквы и — нередко — интересные стишки, но не научит читать.

Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги — в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

Авторских букварей сейчас довольно много. По книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой дети могут заниматься как с родителями до школы, так и в первом классе.

Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма, а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а.

Кубики Зайцева

igrushkinadom.com

Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими — металлом.

Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких — мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) — губы в полуулыбке.

В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

igrushkinadom.com

В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них — повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимым форсировать раннее развитие.

igrushkinadom.com

«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.

Динамические кубики Чаплыгина

umnitsa.ru

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары — согласной и гласной. Задача ребёнка — покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба. Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий — 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.

Карточки Домана

steshka.ru

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы. Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

Гленн Доман

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологи и педиатры сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.

6. Чтение по Монтессори

howwemontessori.com

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы — это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей — покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

Выводы

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка — через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении — любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы заинтересовать малыша чтением существенно возрастут.

Расскажите в комментариях, как учите читать вы и какие любимые книги у ваших детей.

lifehacker.ru

Как научить ребенка читать быстро и правильно

Есть педагоги, которые утверждают, что нужно учить читать одновременно с развитием навыков разговорной речи. Однако большинство родителей начинают учить с ребенком буквы только по достижению ими 4-5 лет – когда обратная связь вполне доступна.

Есть ли специальная методика, как научить ребенка читать быстро и правильно, и можно ли ее применить в домашних условиях?

Содержание статьи

Освоить весь алфавит быстро невозможно, а если ребенок не будет знать, зачем ему эти буквы, интерес к обучению пропадет.

Поэтому лучше запомнить наиболее употребляемые обозначения звуков, а затем составлять из них слоги и слова. Таким же образом можно параллельно научить читать на английском языке. У малышей способность к запоминанию повышенная.

Приглашенные учителя, которые уже освоили новую систему обучения, стараются научить узнавать иностранные слова целиком, но вряд ли родители дошкольников владеют этой формой передачи знаний.

В домашних условиях удобнее учиться читать проверенным способом – по слогам. Наиболее часто используются звуки – А, О, У, М, С.

Из них можно составить множество слогов, которые потом будут основой привычных и знакомых слов:

  • мама;
  • уа;
  • ум;
  • сом;
  • маус и так далее.

Можно приобрести специальные слоговые таблицы для обучения чтению. Ребенку будет интересно на пересечении букв искать знакомые слоги, читать их, а потом вводить в слова. Как только минимальное количество букв будет освоено и ребенок поймет принцип составления из слогов слов, можно вводить и другие буквы.

Не все дошкольники могут освоить таблицу – даже в 6 лет некоторые сталкиваются с трудностями составления слогов. В этом случае правильно будет сделать карточки со слогами самим, раскрасив их в разный цвет. Цветные ассоциации помогут быстрее запомнить принцип сложения.

Научить читать в домашних условиях будет легче, если начинать с гласных букв – согласные, особенно глухие, запомнить намного труднее по-отдельности. Они легче произносятся в слогах.

Ребенок должен понимать значение тех слов, которые уже научился читать, иначе занятия будут бесполезными. Лучше выбирать слова-существительные, каждое из которых означает что-то определенное – лучше знакомый предмет. С качествами и действиями работать не настолько интересно. Хотя если подключить игровую форму и изображать каждое действие, это будет нравиться.

Такой метод является плюсом занятий в домашних условиях – в школе на уроках придется сидеть, а это для дошкольников 5-7 лет является само по себе серьезной задачей.

Есть еще одна игра, которая помогает быстро научить читать на русском и английском малышей. На карточках пишутся знакомые слова и нужно в помещении разложить карточки правильно.

Стол – на стол, стул – на стул, лампу – на лампу и так далее. Слова на разных языках написаны на разных сторонах карточки, и перед тем как отыскать нужный предмет, необходимо зачитать надпись.

Самое главное, что требуется от взрослых – не повышать голос и спокойно разговаривать. Крики и напор не позволят расслабиться и в дальнейшем не дадут раскрыться в школе. Если дома кричит мама, что можно ожидать от чужой тети?

Если занятия приносят ребенку радость, легко получится научить его читать.

  1. На помощь можно призвать достижение современной техники – электронную говорящую азбуку.

Можно приобрести несколько вариантов учебного пособия, в зависимости от своего экономического статуса.

  • Таблица, в которую вставляешь буквы вручную, набирая нужные слоги. При соединении контактов все звуки произносятся вслух, ребенку необходимо их повторять. Обеспечивается надежное запоминание. Это самый дорогой вариант электронной азбуки.
  • Электронная азбука, которая представляет собой обычный экран, на котором с помощью клавиш, расположенных внизу, набирают буквы или слоги. Есть конструкции с голосовым озвучиванием.
  • Самый простой вариант – экран со слоговой таблицей. При нажатии на кнопку появляется искомый слог.

Все эти таблицы являются аналогом азбуки на кубиках. Раньше такую игрушку можно было приобрести в любом магазине игрушек, и ребенок от 3 лет уже мог самостоятельно научиться читать.

Сейчас кубики с буквами приобрести труднее, чем компьютер. Компьютер является отличным помощником обучения навыкам чтения, однако заниматься за ним более 40 минут в день не рекомендуется. У малышей недостаточно сформирована сетчатка глаза – если долгое время сидеть за монитором, можно испортить зрение.

  1. Чтобы ребенок захотел научиться читать, с ним нужно заниматься с самого раннего возраста. Укладывая спать, родители должны не рассказывать наизусть сказку, а открыть книжку и озвучить то, что там написано. Следует обязательно посвящать чтению хотя бы час в день, рассматривать картинки, не жалеть деньги на хорошие книги с иллюстрациями.

Пока малыш писать не в состоянии, с ним можно лепить буквы или рисовать их – совсем маленьким родители рисуют контуры литер, а потом дают задание – раскрасить. Все вылепленное и нарисованное нужно озвучивать. Так буквы и слоги естественно войдут в жизнь, и читать малышу будет намного проще.

Такие занятия полезны еще и потому, что развивают необходимые прикладные навыки – мелкую моторику. Как и при всех прикладных занятиях, не следует забывать о технике безопасности – не работать с вредными материалами, приобретать пластилин, глину и краски в канцелярских отделах. Мягкие пластики, которые используются для мелкого ремонта, могут вызвать аллергические реакции.

Еще один вид обучения, который развивает мелкую моторику – аппликации. Буквы аккуратно вырезают из цветной бумаги.

Собирают в слоги и наклеивают на плакат. Этому виду обучения можно найти практическое применение – таким образом можно подготовить открытки, чтобы поздравить всех членов семьи с праздником.

Литеры не обязательно рисовать самостоятельно, их можно вырезать из страниц старых журналов.

  1. Не стоит учить читать ребенка методом ассоциации.

Этим методом учителя пользовались более 100 лет назад.

  • Бублик – буква О;
  • Домик – буква Д;
  • Крестик – Х;
  • Гребень – Ш,

и эта методика показала себя как самая неудачная. Очень трудно потом объяснить детям, почему домик и Д на одну букву, а гребешок и Ш – начинаются с разных. Да и сможет ли сам взрослый составить слоги из аиста и сломанной скамейки? В пособиях для дошкольников, в которых подробно объясняется данный метод, часто литеру М ассоциируют именно со сломанной лавкой.

Одной из трудностей параллельного обучения чтению на русском и английском языках является несоответствие в английских словах произношения и написания. Дети не сразу могут разобраться, почему пишется одно, а произносить нужно совсем другое.

Поэтому нужно выбирать для запоминания сначала самые легкие односложные слова, которые произносятся точно так же, как пишутся.

Необходимо очень много времени посвящать упражнению, переходить в течение дня с одного языка на другой, описывать цветные картинки, которыми авторы зарубежных пособий щедро украшают учебники.

В отличие от русских слов, нужно учить сразу же правильно запоминать английские слова целиком, контролировать произношение.

После каждого чтения слов и предложений на английском языке следует требовать пересказа на русском. К 6-7 годам ребенок должен уже легко читать текст на русском и пересказать его на английском и наоборот.

При обучении чтению происходит одновременное освоение письменных навыков. Буквы приходится рисовать на альбомных листках, писать мелом на асфальте.

На этом этапе достаточно добиться четких линий и разборчивого написания – формирование почерка нужно оставить школьному учителю.

После того как дошкольник научился выписывать четкие палочки и петли, ему будет намного легче учиться писать. Почерк у него будет четкий и разборчивый.

Видео: Как правильно научить ребенка читать?

Понравиласьстатья?

Вам понравилась статья?

Рейтинг из

ДаНет

Спасибо за голос

mjusli.ru

Как научить ребенка читать в три года и получить удовольствие? | Обучение

Процесс этот только поначалу кажется трудным, просто он необычен. А на самом деле, намного проще того, что практикуется в школе.

Начнем, но немного с другого. Посмотрим на какой-нибудь предмет.

Ну, смотрим, смотрим… и что видим? Наш предмет и видим. Причем, заметьте, сразу, целиком. Не ручки и хвостики, или еще что-то мелкочастное, а всего, голубчика, целиком. Вот так же, в целостности и сохранности, как мы видим окружающие предметы, можно научиться видеть и слова. И читать их.

Никто не ставит задачу сразу научить читать, то есть видеть и читать слова типа УТКА или СЕЛЕЗЕНЬ.

Начнем с того, что близко 2−3-хлетнему карапузу: АУ и УА. Два лепетных слова, но все же слова, а не слога.

Пишем их аккуратно на карточках, одинаковых по размеру и цвету.

На одной карточке — А У. На другой, соответственно, У А .

Пальчиком левой руки, сначала средним, потом указательным, по очереди касаемся букв — А и У. Получается как на пианино. И звук тоже необходим. Пальчик на букву А ставим и одновременно поем вместе с ребенком: ААААААААА.

Следующий пальчик — на букву У, и поем опять дуэтом: УУУУУУУУУУУ. Стараемся между этими действиями не делать пауз. Как научить ребенка читать в три года и получить удовольствие?Фото: Depositphotos

Вот и пропели первое, прочитанное речитативом, слово.

ААААААААААААУУУУУУУУУУУУ. Закрепляя результат, читаем быстрее: ААУУ. Потом малыш солирует еще быстрее — АУ.

Да! Не забывайте переставлять пальчики вашего вундеркинда в процессе чтения. Сходство с игрой на пианино полное. Пальчик нажал на букву, она зазвучала. Без пауз между звуками.

Как вы догадались, так же читаем и второе слово — УА.

Освоив эту нехитрую операцию, можно приступать к прочтению не менее важных слов: ХА, АХ, АМ, МА.

Вот теперь можно переходить к высшему пилотажу. Читаем слова, которые состоят из трех букв и очень похожи внешне. Например, МАК / МАЛ / МОЛ / МЫЛ / МЫС / СОК / СОН / СЫН и т. д.

С новыми буквами, которые появляются в словах, знакомим здесь же, и ребенок их запоминает. Легко.

Каждое слово пишем на отдельную карточку, одного размера и одинакового цвета. Читаем так же, как и первые слова — переставляем пальчики и одновременно пропеваем слова.

Теперь начинаем с безымянного пальчика и до указательного. Прочли первое слово, отложили карточку. Прочли второе… Потом положили обе карточки рядом и хитренько так спрашиваем: «А что написано здесь? А здесь?» Как научить ребенка читать в три года и получить удовольствие?Фото: Depositphotos

Если малыш не прочитал слово, то повторяем чтение снова. Пальчиками по буквам и слитно без пауз, почти нараспев малыш читает сам. Постепенно начинаем подкладывать еще прочитанные слова. Показываем пальцем на карточку и задаем тот же вопрос: «А что здесь написано?»

Можно разнообразить «допрос». Покажи слово — и называете любое слово, написанное на карточке.

Со временем это превращается в игру.

Проработав слова, состоящие из трех, потом четырех и пяти букв, ребенок начинает использовать этот прием во всех словах.

Вот и все. Процесс пошел. У ребенка пропал психологический барьер и страх перед большим количеством букв. Он развил зоркость и теперь легко узнает слова, близкие по составу, но отличающиеся одной буквой. А потом не только одной буквой, а и всеми сразу. Важно то, что ваш малыш не боится читать!

Дайте книгу ему в руки!

Что еще почитать по теме?

Как научить ребенка читать?Как выучить с ребенком буквы и научить его читать?Как при помощи ниточки приучить ребенка читать?

shkolazhizni.ru

Как научить ребёнка читать в домашних условиях

Как научить ребёнка читать в домашних условиях: вы уже задавались этим вопросом? Он слегка пугает, не правда ли? Чтобы развеять ваши страхи и придать уверенности, мы описали целых 10 способов для обучения чтению. Они подходят для детей всех возрастов, которые начали проявлять хоть какую-то заинтересованность в понимании букв и написанных слов.

Исходно отметим важный нюанс. На современном уровне знаний многие педагоги не считают целесообразным обучать чтению раньше 4-х лет. В среднем возраст активного интереса к буквам и слогам колеблется от 3,5 до 5 лет, и это можно смело считать здоровой физиологической нормой.

Такая трактовка, сдерживающая наши порывы к раннему чтению, связана с сенситивными периодами развития малышей. Подробно о сенситивных периодах вам расскажут книги Марии Монтессори. Основная мысль великого педагога: если дети вынуждены делать что-то ранее соответствующего периода (учиться читать или писать по принуждению), то к положительным результатам они приходят тяжелее и позже. 

Хотим отметить, что нижеизложенные шаги не обязательно должны внедряться последовательно (!). Они могут подойти к вашей ситуации в разные периоды времени, но именно вместе предлагаемые методы открывают перед вами все способы, как комфортно, умиротворённо и с интересом научить ребёнка читать в домашних условиях.

1. ЧИТАЙТЕ ВСЛУХ С РОЖДЕНИЯ

Чтение вслух – с самого рождения! И это совсем не то же самое, что предложение крохе презентаций на планшете или телевизоре — с подписанными карточками по Доману. Речь о другом.

Мама — с книжкой, которую она бережно держит в руках; в которую смотрит глазами и иногда может дать потрогать или опробовать на зубок.

Всё это привлекает внимание к книжному формату – как к чему-то неизведанному, разнообразному и совместно увлекательному. Возникает волшебное триединство «Ребёнок-Мама-Книга». И поскольку в этом союзе есть мама (главный субъект для любого малыша!), он надолго остаётся в памяти и подталкивает к исследованию третьего участника – книги.

Один из самых вдохновляющих форматов для годовасика – это книжки из разнообразных материалов и брошюры-панорамки. Берите с собой книги повсюду – в течение дня! Например, в ванну (вариант из клеёнки) или в постель (сшитая из фетра). Вводите ритуалы, увязанные с режимом дня: всегда читаем после завтрака, на прогулке или перед сном.

Немаловажный нюанс — приучать карапуза листать книги аккуратно ещё до года. Это вполне возможно, особенно если использовать картонные образцы с крепкими страницами.

Храните книги в свободном доступе и предлагайте карапузу выбирать и приносить вам желанную историю, отыскивать конкретную страницу в книге, указывать пальцем на нужный стих или просить голосом.

Что именно читать определяется возрастом и скоростью развития словарного запаса. И хотя некоторые родители склонны не обращать внимание на простоту своей речи, логопеды и неврологи сходятся в мысли, что наш язык в общении с крохой не должен быть слишком сложен (!).

Начиная с простых частушек и стишков, мы должны постепенно наращивать словарный запас и сложность конструкций. Так достигается наиболее безмятежное и естественное постижение речи – с первых месяцев жизни.

АССОРТИМЕНТ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО ВОЗРАСТАМ

Первый год жизни:

  • Колыбельные стихи
  • Народные потешки
  • Краткие двустрочные рифмы с примерами для лёгкого звукоподражания в процессе действий (кач-кач, буль-буль, тик-так, ба-бах, ай-да, топ-топ, ту-ту, цок-цок, би-би и т.п.)
  • Стихи для звукоподражания из циклов «Как говорят животные»
  • А.Барто — цикл стихов про игрушки

От 1-го года до 3-х лет:

  • Короткие русские народные сказки (Курочка Ряба, Репка, Теремок, Колобок и т.п.)
  • Сказки К.Чуковского (Муха-Цокотуха и пр.)
  • Стихи (А. Барто, С.Маршак, С.Михалков, Э.Успенский, И. Токмакова, В. Берестов)

От 3-х до 5-ти лет:

  • Все книги с предыдущего периода, к которым не утрачен интерес, а также новые более длинные истории, сюжеты с путаницей понятий, с разнообразием диалогов и эмоций, например:
  • Сутеев В.Г. Сказки и картинки («Яблоко», «Дядя Миша», «Ёлка», «Кот-рыболов», «Мешок яблок», «Капризная кошка» и др.)
  • Толстой Л.Н. Рассказы и сказки из «Азбуки»
  • М. Пляцковский «Дневник кузнечика Кузи», «Солнышко на память»
  • Разнообразные виды азбук в стихах (классические от С.Маршака и Б.Заходера, вежливая азбука, азбука фруктов, животных и т.п.)

2. ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ

Естественный процесс – задавать вопросы о героях и причинах их поведения детям постарше, с хорошо развитой речью.

Можно также учить дошкольника концентрировать внимание на деталях рассказа. Делая остановки, спрашивать о цвете наряда, месте действия, предыдущем событие.

Прекрасный плацдарм для тренировки памяти – истории не на один день. Читайте не короткую сказку с хорошим концом и без страшных событий сразу после пробуждения или перед сном – ровно по 1-2 странице.

Этот же способ с вопросами для дополнительного интереса к книге прекрасно сработает и в младшем возрасте. Простые вопросы «Как лает собака?», «Кто едет на поезде?», «Кто потерял мячик?», «Кто не может слезть со скамейки?» стоит задавать малышу уже в годик-полтора. При этом он может указать на героя пальчиком, и это ещё раз закрепит его интерес к пособию – через иллюстрации.

3. ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР

Личный пример – основа успешного и словно бы незаметного воспитания. Мама и папа, в руках которых часто встретишь книгу. Кабинет с книжными полками. Игры с толстыми талмудами бабушки, где так мало красочных картинок, но такие гладенькие тонкие странички! Всё это – новый сенсорный и подражательный опыт.

Вы можете предоставить своему чаду большую степень свободы! Разрешите носить книги с полок — на письменный стол. Или приносить заранее выученные по цвету или толщине справочники – в помощь работающему папе. Или доставать кулинарную книгу с известного места — для мамы, хлопочущей над обедом.

Любая физическая деятельность, где малыш соучаствует в доставке книги как насущной необходимости в жизни взрослых, хорошо отпечатывается в его сознании.

В семьях, где даже взрослые книги «дают на растерзание» малышам – под присмотром, с упорным обучением, как аккуратно листать тонкие страницы, редко встретишь уничтоженные экземпляры.

4. ПРЕДЛАГАЙТЕ БУКВЫ В ДРУГИХ ФОРМАТАХ

Классика жанра «буквы в интерьере» пришла к нам с запада. Для детских комнат где-нибудь в Америке так характерны крупные надписи на стене, особенно – имена детей над кроватью. Перенимая такую традицию, мы создаём для малышей новый опыт и яркий стимул заинтересоваться объектом и его значением уже к 2-2,5 годам.

Кроме того, на стенах зачастую можно встретить и жизнеутверждающие глаголы: Люби, Улыбайся, Смейся, Трудись, Живи, Твори добро, Будь смелым.

В целом ребёнок, проявивший интерес к значению хотя бы 4-6 буквы из своего имени, способен легко запомнить и находить их в любых других надписях крупного размера – вывески на улице, заголовки в журналах. И это произойдёт легко и без утомительного обучения уже к 3-м годам.

 5. ПОДКЛЮЧАЙТЕ К ОБУЧЕНИЮ СЕНСОРНЫЕ СТИМУЛЫ

Данная идея наиболее полно описана в системе Монтессори. Кратко говоря, вам следует вовлекать малыша 2+ лет в поделки на основе букв. Для начала вырежьте несколько уже известных ему букв собственного имени из бархатной бумаги, плотного пенопласта или картона. Изо дня в день, хотя бы 10-15 минут, занимайтесь украшением каждой буквы в различных техниках. Например:

  • Обмотайте цветными нитками
  • Клей + блёстки/семена/клочки бумаги
  • Структурные объёмные краски

Ещё один эффективный рецепт запоминания и осознания образа букв – выкладывание их контура мелкими предметами. К вашим услугам:

  • Фасоль и горох
  • Разноцветные ватные шарики
  • Камни, жёлуди и каштаны
  • Длинная цепочка и косички из трикотажных полос

Удачным пособием для воссоздания букв могут стать шнуровки.

В рисовании с детьми до 3-4 лет выгодно использовать не столько написание букв от руки, сколько крупные картонные буквы, которые юный художник тщательно обведёт.

При этом не зацикливайтесь на ручке и письменном столе! Переместите фокус на рисование на большом подносе с сыпучими материалами – манка, соль, песок.

И, конечно же, вашим вездесущим помощником со всеми дошколятами всегда остаются два главные универсальных развивающих пособия – ПЛАСТИЛИН и КОНСТРУКТОР ЛЕГО:

6. НАЧНИТЕ С БУКВАРЯ Н.С. ЖУКОВОЙ

Один из лучших способов, как научить ребёнка читать в домашних условиях уже с 4,5-5 лет.

Посмотреть букварь можно здесь:

https://www.dropbox.com/s/ge2v2e89orexgtb/Bukvar.rar?dl=0

Многие родители отмечают, что дети указанного возраста учились читать всего за 3-10 дней только благодаря правильному выбору пособия.

Для того, чтобы столь быстро и успешно преодолеть период чтения по букварю, начинающий читатель должен:

  • Активно интересоваться книгами с 1-2 лет
  • Уметь заниматься продуктивной деятельностью за столом, сидя на стуле (рисование, лепка, складывание пазлов) – не менее 20 минут

Зачастую такому «усаживанию за стол» способствуют посещение садика, коррекционные занятия при отставании в речи или походы в Школу Раннего Развития с обязательными поделками на каждом занятии.

7. АКЦЕНТИРУЙТЕ НА ЗВУКАХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АЛФАВИТА

С образом буквы ребёнок должен в первую очередь связывать звук:

  • Последовательность освоения звуков начинайте с гласных: А, О, У, Ы, Э.
  • Затем вводите твердые звонкие согласные: М, П, Б, Л. При этом произносите согласные только звуками (то есть не Лэ, не Эл, а просто «Л» и всё).
  • После осваивайте глухие и шипящие звуки: Ж, Ш, К, Д, Т.

Помните народную мудрость «повторение – мать учения»: первую треть очередного занятия посвящайте повторению пройденного.

8. ЧИТАЕМ ПО СЛОГАМ – ОТ ПРОСТЫХ К СЛОЖНЫМ

Рассмотрите в букваре, как первая буква слога — «М» — бежит ко второй букве — «а». Вот так  и надо учить ребенка читать по слогам – растягивая первый звук ко второму, чтобы они произносились слитно, неотрывно друг от друга.

Ваши первые слоги – это открытые и простые конструкции:  МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.

Видите, какие согласные и гласные их составляют? Самые простые по звукам, как мы указывали выше.

Как только начинающий читатель освоится с такими слогами (в среднем от 2-х дней до недели), переходите к чтению слогов со сложными согласными. Это все варианты шипящих и глухих: ЖУ, ЖИ, ХО, ВЭ, ТО и т.п.

Последний рубеж перед переходом к чтению слов – слоги, которые начинаются с гласных: АВ, ОМ, УС, ЭХ.

9. УЧИМ ЧИТАТЬ ПЕРВЫЕ СЛОВА

И снова от простого – к сложному: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.

Здесь вы можете удачно вернуться к чтению имени на стене, глагольных призывов и крупных вывесок на прогулке. Вы же помните, что любые свежие знания о буквах с момента открытия букваря выгодно поддерживать сенсорными и двигательными играми?

Не отбрасывайте эти методы только потому, что наконец-то усадили новоиспечённого ученика за строгое учебное пособие!

Отдельный нюанс – произношение и пауза между словами. Один из методов объяснить соединение букв в слоги – пропевание звуков. Это часто используют при обучении в детских садах, откуда ребёнок приносит ошибочную привычку петь всё подряд: «на-ша-та-ня-гром-ко-пла-чет». Пресекайте такую тенденцию сразу! Требуйте пауз не только между предложениями, но и между самыми простыми словами.

10. НЕ ТОРОПИТЕСЬ, НО НАЧНИТЕ ВОВРЕМЯ

Если юный исследователь мира не проявляет интереса к чтению в 4-4,5 года, стоит присмотреться, насколько ребёнок в принципе интересуется буквами и не пора ли его активно заинтересовывать, привлекая все возможные методы.

Однако не нужно сильно нервничать и давить на маленького человека – с места с карьер. Тем более, если речь идёт всего лишь о трёхлетке.

Определите для себя критическое время (5-5,5 лет), когда действительно следует начать чтение с букварём. Чем ярче вы с ребёнком проживали первые 5-ть способов из перечисленных выше, тем легче перейдёте к последнему этапу.

Это на самом деле целесообразно — научить ребёнка читать по букварю в домашних условиях в пятилетнем возрасте. В среднем случае процесс займёт у вас до 2-х месяцев, и уже к школе (6 лет) маленький читатель сможет уверенно освоиться в увлекательном навыке. Он будет иметь в своём багаже несколько самостоятельно прочитанных книжек.

С таким уровнем умений первоклассники поступают в большинство солидных школ. Готовность к высоким требованиям снизит уровень «стресса первоклассника» и позволит вашему сыну или дочери с радостью влиться в школьную жизнь.

Не лишним будет параллельно научить новоиспечённого читателя писать — печатными буквами простые слова «МАМА», «ПАПА», «КОРОВА», «БАБУШКА», «КОШКА» и т.п.

Если процесс обучения забуксовал на этапе букваря и длится более 2-х месяцев, стоит рассмотреть вопрос о привлечении репетитора. Ищите учителя младших классов, который в тесном контакте тет-а-тет поможет маленькому человеку преодолеть затруднения.

И хотя вопрос, как научить ребёнка читать в домашних условиях, не назовёшь самым лёгким в жизни родителей и их наследников, процесс постижения этой науки должен в первую очередь приносить вам радость общения и познания – никогда не забывайте об этом!

www.fun-edu.ru

Как научить ребенка читать по слогам в 5 лет, в 6 лет и в 4 года

Мама учит читать свою дочьМногие родители даже не догадываются, как научить любимого ребенка читать. Многие дети осваивают чтение в школе, примерно в 3-4 классу они уверенно читают перед классом и учат стихи наизусть, но начальные этапы обучения очень сложные. В школе часто дают сказку «Три медведя», чтобы дети учились читать разные слова на высокой скорости, тем более что в подобных сказках нет сложных слов. Но не лучше ли заранее придумать интересный для ребенка способ обучения, который не будет раздражать его, и будет простым и приятным для вас? С помощью обучения вы можете сблизиться с ребенком и быстро научить его чтению.

Сегодня из статьи Вы узнаете:

  • Как научить ребенка читать слоги
  • Как научить ребенка читать быстро
  • Как научить ребенка читать по-английски
  • Как научить ребенка любить читать

Как научить ребенка читать слоги

Для начала нужно научиться читать слоги с согласной A, когда освоите букву A, можно переходить к добавлению разных согласных, например, ва, ма, ба, ла и так далее. Вместе с этим изучайте слоги со сменой порядка согласных, например, ав, ал, ам, аб и другие. Ребенок быстро поймет то, что от последовательности гласных и согласных меняется чтение и звучание слогов. Для того чтобы ребенок понял принципы составления слогов, нужно протягивать согласные буквы к гласным, сначала протягивайте сипящие и шипящие буквы, а после понимание основы ребенок сможет сам составлять слоги. Если вы читаете «ССС-А», то получается слог «СА», а если «ХХХ-А», то будет слог «ХА».

Далее можно составлять слова из слогов, но слова должны быть очень простыми. Научите ребенка говорить слово «ма-ма» с помощью сочетания слогов, и он быстро поймет строение слов. Затем усложните задачу и учите другие слова, например, «ка-на-ва» или «па-на-ма». Потом изучайте чтение слов, состоящих из отдельных букв и слогов, где сразу сочетаются и согласные, и гласные буквы. Подойдут такие слова как «ма-к», «ка-р-та», «ар-ка» и другие. Для увеличения интереса к обучению можно составить его в виде игры, можете лепить буквы из пластилина, рисовать буквы, готовьте ужин со сложным названием, чтобы ребенок научился его читать. Названия могут быть следующими: А – апельсин, П – поросята, К – каша, Р – рис. Не стоит сразу же добавлять сложные слова, вряд ли ребенок поймет значение буквы П, если вы подразумеваете плов. Можете нарисовать сцены из известных сказок, например, на букву С – снегурочка, П – поросята и ассоциация с тремя поросятами.

Когда вы изучите букву A, можете изучать остальные гласные, даже если вы не сочетали все согласные с буквой A. Потом можно изучать букву O, принцип изучения такой же – начинаете с простых слов и переходите к сложным. Можете попробовать составить предложения из слов, сделать это вовсе несложно. Например, «Во-ва мал, Ма-ша мала» и так далее. Фантазируйте и составляете наиболее простые предложения из слогов. Когда вы изучите все главные, ребенок без труда прочитает «Ма-ма-мы» и «ла-ра-му». Но не забудьте изучить Й и твердый и мягкий знак, будет еще лучше, если вы прочитаете несколько слов с последней буквой Й, или если буква будет стоять в последнем слоге. Запомните следующие слова для обучения: «со-ль», «ро-ль», «ма-йка», «ра-йка» и другие.Дети учатся читать по слогам

В конце нужно провести закрепление изученного материала, сделать это можно с помощью игровых кубиков либо азбуки из магнитов. Можно даже изучать все прямо перед едой, так как ребенок будет активнее за столом и быстрее съест свою порцию. Например, можете приготовить блюдо из ингредиентов, первые буквы которых прикреплены к холодильнику, стоящему прямо перед ребенком. Спросите ребенка, из чего приготовлено блюдо? Далее вы будете наблюдать чудесную картину, как ваш малыш перебирает ингредиенты супа и последовательно называет их без ошибок. Можно сделать еще лучше и сыграть в школу, так вы подготовите ребенка к школьной атмосфере. Но учтите, что дети не любят играть свою роль, они играют в учителей и просят вас стать учениками – не сопротивляйтесь, дайте ребенку потренировать свои ораторские навыки, возможно, у него это отлично получится. Пусть сначала ребенок диктует вам слова, а потом вы ему, далее проверяйте все написанное на наличие ошибок. Можете специально допускать ошибки, чтобы ребенок развивал свое внимание. Вам будет очень весело, когда дочка поставит вам двойку за множество ошибок, а потом исправит все ошибки на правильные буквы.

Обязательно поработайте над буквой O, запишите слова: корова, молоко, полотно и так далее. Далее объясните, что ЖИ-ШИ пишется с буквой И, а также напомните другие важные правила. Разумеется, вы можете посчитать, что ребенку будет трудно, но это не так – чем интереснее процесс обучения, тем быстрее ребенок научится читать. В возрасте пяти лет вы можете подарить ребенку простую книгу для обучения, наиболее популярная книга – «Читаем по слогам».

Не давите на ребенка и не осуждайте его, если у него что-то не получается. Лучше объясните ему, что вы тоже когда-то испытывали трудности с обучением, а потом забудьте о занятиях на определенный промежуток времени. Помните, что вы не являетесь педагогом и не знаете точно, как учить ребенка, поэтому не имеете права кричать на него или осуждать за то, что он слишком плохо читает, возможно, в детстве у вас была та же самая ситуация.

Как научить ребенка читать быстро

Ребенок должен читать выразительно и прекрасно понимать, о чем идет речь. Ниже мы приведем список правил и упражнений, которые ускорят процесс обучения.Дети читают

  • Усильте интерес ребенка к обучению, например, если вы читаете ребенку интересную сказку, можете остановиться в самом интригующем месте и сказать, что у вас уже устали глаза из-за чтения. Ребенок может выхватить книгу и прочитать сказку самостоятельно. Конечно, половину он не поймет, поэтому объясните ему значение трудных слов.
  • Покажите ребенку, что, не умея читать, он не сможет жить в этом мире. Как это сделать? Составьте ему список дел на день и скажите, что он обязан все это сделать. Он быстро поймет, что без чтения ему придется очень несладко.
  • Смотрите диафильмы вместе с ребенком, там вы увидите короткие подписи, которые легко читаются, к тому же кадры меняются очень медленно. Благодаря этому вы усовершенствуете технику чтения.
  • Возьмите две книги и дайте одну ребенку, а вторую оставьте у себя. Откройте любую страницу и скажите ребенку номер, а потом читайте с первого абзаца, иногда увеличивая скорость. Ребенок должен следить за вами и внимательно наблюдать, чтобы понимать, как читаются слова. Меняйте скорость, чтобы он успевал за вами и тренировался.
  • Попросите ребенка читать на время, это очень легко, но и очень интересно. Возьмите самый легкий рассказ, а потом засеките секундомер и дайте ребенку возможность читать ровно минуту. Через минуту сообщите ему результат, отдохните, и вновь читайте на время. Далее ребенок заметит, что читает все быстрее и быстрее и сам попросит вас засекать секундомер несколько раз в день.
  • Попросите ребенка прочитать текст про себя, чтобы он не открывал рта и не тратил лишние силы на чтение. Это сильно увеличивает скорость чтения, а также развивает новую технику, чтобы ребенку не приходилось регулярно читать вслух.
  • Подберите любое слово, например, корова. Далее меняйте ударение, ставьте ударение в неправильных местах, чтобы ребенок понимал, что в зависимости от ударения меняется смысл слова. Периодически меняйте слова, чтобы ребенок сам ставил ударение там, где необходимо
  • Многие дети не могут читать сразу несколько согласных подряд, но это легко исправить – запишите несколько подобных слов, первые 5 простые и еще 5 сложные. Дайте ребенку их прочитать, если он не может этого сделать – объясните последовательность звуков в слове.
  • Попросите ребенка прочитать текст про себя и издавать звуки, например, жужжание.
  • Поработайте над вниманием ребенка, можете написать несколько гласных букв и одну согласную, а потом попросить его прочитать буквы. Спросите, заметил ли он что-то странное? Если нет – объясните, что одна из букв является согласной.
  • Напишите несколько похожих слов, в которых заменена только одна буква. Например, вес-лес, кит-кот-рот и так далее, чтобы ребенок чувствовал отличие смысла в зависимости от смены букв.
  • Проводите гимнастику для улучшения дыхания во время речи. Дайте ребенку несколько скороговорок, но следите, чтобы он читал разными способами. Первый раз он может прочитать ее быстро и громко, второй раз медленно и тихо, третий раз привычным тоном и на стандартной скорости. Контролируйте дыхание ребенка, чтобы он дышал глубоко и медленно.
  • Увеличьте диапазон поля зрения, сделать это просто – начертите таблицу с буквами, чтобы ребенок водил ручкой по таблице и составлял слова или просто читал несколько слогов за один раз. Вы можете попросить ребенка подниматься или опускаться из определенной точки и записывать количество слов, которые он смог найти.
  • Антиципация – ускорение чтения за счет улучшения внимания и зрения. Во время чтения ребенок должен сразу же видеть начало следующего слова, а потом интуитивно догадываться, какое это слово. Можете убрать несколько слогов из длинных слов или первый слог в словах, чтобы ребенок мысленно составлял слова и быстрее читал.

Во время обучения не задерживайтесь на одном и том же упражнении слишком долго, если ребенок не понимает сути – переходите к следующему упражнению, возможно, в дальнейшем он без проблем разберется с непонятым упражнением. Всегда хвалите ребенка, даже если его чтение неидеально, это отличный стимул для продолжения обучения.

Как научить ребенка читать по-английски

Большинство родителей даже не догадываются, как помочь ребенку в освоении чтения на английском языке. Многие из-за безысходности отправляют ребенка к репетитору, чтобы тот без проблем объяснил ему основы чтения, но это очень недешевый вариант. Даже родители часто не знают основ английского языка, но это не составляет проблему, ведь вы можете изучить английский вместе с ребенком и гораздо лучше освоить материал.Ребенок с книгами

Перед тем как начать обучение, нужно посмотреть несколько фильмов без русскоязычного перевода, чтобы ребенок понимал, как звучит речь на английском языке. Далее приобретите книжку с картинками и английскими словами, это поможет ребенку в изучении. Несмотря на то, что маленькие дети не могут разговаривать даже на русском языке – английский они учат довольно быстро, потому что дети очень восприимчивы к новой информации. Начинать обучение нужно с обычной азбуки, читайте алфавит и запоминайте правильное произношение, а потом проговаривайте простые слова для закрепления материала. Можете проводить обучение в режиме игры, чтобы ребенок сильнее увлекся обучением.

Когда ребенок начнет различать буквы, научите его складывать слоги. Можно сделать это с помощью пластилиновых букв, хотя лучше лепить их вместе с ребенком. Во время лепки букв из пластилина ребенок лучше запомнит их произношение, но что самое главное – запомнит, как они выглядят. Потом попросите ребенка собрать из пластилиновых букв известное ему слово на английском языке, если видите, что он допустил ошибку – исправьте и объясните, в чем заключается ошибка. Постоянно хвалите ребенка, потому что ему важно ваше мнение.

Дальше возьмите несколько крупных листов и маркерами напишите произношение букв. Можно разложить листы в нескольких местах, например, на детской кровати, стенах, холодильнике, подоконнике, столе и так далее. Покажите ребенку на стол и произнесите его значение на английском языке, потом он всегда будет проходить мимо него и вспоминать это слово, что отлично повлияет на процесс обучения. Потом можете купить пару детских книг на английском языке, но дело в том, что книга должна быть очень простой и понятной даже для взрослого человека, иначе ребенок не сможет ее прочитать. Помните, что книга должна иметь много изображений, чтобы ребенок не терял интерес к чтению. Когда он начнет более-менее уверено читать – переводите рассказы вместе с ним, но не смешите, чтобы он лучше запоминал значения слов.Подросток учится читать

Как научить ребенка любить читать

Ниже мы приведем несколько советов для того, чтобы увеличить желание ребенка читать книги.

  1. Покажите ребенку, что вы любите читать и занимаетесь этим каждый день. Если вы не будете смотреть телесериалы, и будете читать книги – ребенок попросит вас выделить книгу для него. Если ребенок захочет, чтобы вы сами прочитали ему книгу, которую читаете на данный момент – сделайте это, через некоторое время он втянется в сюжет рассказа и сам начнет читать одну книгу за другой. Но когда будете читать для него, учтите, что вы должны показывать эмоции и заинтересованность в чтении, это увеличит интерес ребенка и даст ему понять, что чтение – это очень интересно и увлекательно. Но не отчаивайтесь, если ребенок не будет читать каждый день столько же, сколько вы, поначалу ему будет очень трудно.
  2. Купите много новых книг, так как однообразие быстро приедается. Попробуйте собрать коллекцию книг, например, «Я познаю мир» или «Все обо всем». Когда-то люди читали данные книги ежедневно, чтобы узнать что-то новое. Учтите, что коллекция и разнообразие – разные понятия, полка с детективами от одного и того же автора, конечно, привлекательна, но что если ребенок захочет почитать другой жанр?
  3. Когда ребенок включится в процесс чтения и найдет множество книг на полке, нужно спросить у него, что именно его привлекает в рассказах? Может быть, он что-то не понимает до конца? Расскажите ему сложные моменты, которые он не понял после прочтения. Опишите ему персонажей рассказа так, как их видите вы, покажите их сильные и слабые стороны. Дайте ребенку понять, что книги намного интереснее, чем просмотр телевизора, и в них действительно содержится полезная информация, которая пригодится в будущем.
  4. В зависимости от возраста ребенка подбирайте книгу, помните, что читать Гамлета в тринадцать лет, мягко говоря, абсурдно, ведь ребенок ничего не поймет, а множество сложных слов быстро отобьет всякое желание читать книгу. Желательно сразу изучить интересы ребенка и выбрать книгу исходя из них, если ему нравятся занятия спортом – подарите книгу с историей успеха великих спортсменов, а если он хочет стать поваром – купите книгу с секретами приготовления блюд и историей кухни той или иной страны.
  5. Купите ребенку сборник стихов от великих русских поэтов. Это нужно не только для того, чтобы он мог читать стихи с чувством и развивал эмоционально чтение, но и для понимания автора, он должен примерно понимать смысл стиха и вникать в то, что хотел передать автор.

Мама учит читать ребнека

Удачи!

Загрузка...

dietamaggi.ru

Как научить ребенка читать? - Уход за новорожденным

Чтение – это один из самых главных источников получения информации каждым. Читать должен уметь каждый и, чем раньше ребенок проявляет интерес к чтению, тем лучше. Раньше, дети шли в школу и не умели ни читать, ни писать, ни считать. Они всему учились в школе. На сегодняшний день требования к первоклашкам намного выше. Ребенок, идя в школу должен уметь читать и считать. Иногда нужно сдавать и вступительный экзамен. Поэтому обучение чтению ложится на плечи родителей. Начинать обучать малыша чтению нужно в возрасте от года и до пяти. Конечно, чем раньше Вы начнете, тем быстрее малыш постигнет эту истину.

Если Вы решили начинать учить ребенка читать, нужно помнить самые главные истины:

  • любое обучение должно проходить в виде игры!
  • ребенку не должно быть скучно.
  • занятие не должно затягиваться, 2-3 минуты за один раз хватит с головой.
  • ребенку должны нравиться Ваши совместные занятия.
  • не делайте никаких проверок и экзаменов для малыша.
  • ребенок не должен воспринимать Ваши занятия, как учебу.

В процессе обучения чтению, самая главная задача родителя — привить малышу любовь к учебе. Ребенок должен хотеть узнать что-то новое. Если Вы правильно построите Ваши игры, то у Вас не будет никаких проблем и в школе. Ребенок, который сам стремится узнать что-то новое – это лучший ученик. Перед началом обучения Вы должны понять, что читают не глаза. Глаза видят, а информацию обрабатывает мозг. Поэтому начинать учить читать ребенка можно с одного годика. К году малыш уже говорит некоторые слова, подражая родителям. Малыш знает, где мама, где папа, баба, деда. Вот с этих слов мы и начнем обучение. Вся представленная ниже методика подходит мамам, которые все время находятся со своим малышом.

Материал для обучения

Что нам понадобится для начала учебы. Материалы для начала обучения очень простые. Их можно изготовить самостоятельно, как вручную, так и на компьютере. Пока главным инструментом будут карточки. Карточки мы будем изготавливать самостоятельно. Главные требования к карточкам:

  1. Размер карточки 30х10 см.
  2. Высота букв должна быть 7 см.
  3. Для начала обучения используем красные буквы, чтоб привлечь внимания ребенка, далее перейдем на черный цвет букв.
  4. По бокам должно быть свободное место 1,5 – 2 см. Это место, где Вы будете карточку держать.
  5. Сверху и снизу должно оставаться по 1 см.
  6. Писать нужно очень аккуратно, печатными буквами. Можно использовать трафарет, но помните, что карточек будет очень много и изготавливать их нужно будет часто. Если у Вас есть время «играться» с трафаретами, то Вы можете изготавливать наш учебный материал с их помощью. Возможно, подготавливать их на компьютере, распечатывать, а потом вырезать. Если Вы выбирайте такой вариант, то лучше наклеить бумага на картон, так как использовать их нужно длительное время. А на карточке они будут более долговечные.
  7. Для написания используем одинаковый шрифт. Это нужно для того, чтоб не вводить малыша в заблуждение. Если Вы изготавливайте карточки на компьютере, то все буквы должны быть заглавными. Т.е. буква -е- должна выглядеть так «Е», а не так «е», буква -а- должна выглядеть так «А», а не так «а». Еще одно замечание, букву ё, пишите обязательно как «Ё», а не как «Е»

Для начала подготовьте 15 карточек. Могу предложить приблизительные слова для начала обучения, но они не обязательно должны быть именно такие, в каждой семье есть свое животное, которое имеет свою кличку, есть наиболее часто употребляемые слова. Менять слова можно на свое усмотрение. Главное, слова должны быть простыми.

МАМА ДЯДЯ МОРЕ
ПАПА КУЗЯ ПОЛЕ
БАБА ЛЯЛЯ КСЮША
ДЕД или ДЕДА МЯЧ ОЛЯ
ТЁТЯ ЛЕВ САША

Теперь определяемся с техникой начала обучения. Возьмите первые пять карточек. Пусть это будет «мама», «папа», «баба», «дед», «тётя». На любом Вашем занятии ребенок не должен быть уставший, у него должно быть хорошее настроение, малыш должен быть здоров. Привлеките внимание малыша. Посадите его на пол или на кровать и сядьте напротив него. Скажите малышу: «Сейчас мама покажет тебе что-то интересное». Достаньте первую карточку и скажите: «Это значит мама». Пусть ребенок посмотрит на карточку в течении хотя бы одной секунды. Сразу же быстро покажите малышу следующую карточку и скажите: «Это значит папа». Следом еще одну карточку. И так все оставшиеся. Занятие должно быть очень динамичным. У Вас должно быть веселое настроение и счастливая улыбка на лице. Ребенку не должно быть скучно. Не требуйте от малыша, чтоб он повторял за Вами. Просто весело показывайте одну карточку за другой. В целом, занятие у Вас займет 1-3 минуты. Обязательно похвалите ребенка за то, что он согласился посмотреть на Ваши карточки.

На следующий день точно также показывайте ребенку те же карточки. На этот раз показывайте их малышу по 3 раза в течение всего дня. Главное, перерыв между каждым занятие должен быть не менее 30 минут. На следующий день Вы уже можете показать малышу следующую пятерку новых слов. Но, каждое занятие не должно содержать в себе больше 5 карточек. То есть. вы сначала показывайте 5 карточек, которые малыш уже видел вчера, потом через полчаса, покажите новые 5 слов. В сумме, Вы должны 3 раза показать изначальный набор карточек и новый. Поэтому количество занятий вырастет до 6 в день. Но по времени в сумме, они не займут даже 10 минут. На следующий день добавьте еще одну новую пятерку слов. Техника показов такая же, как и в предыдущий день. Таким образом, количество Ваших занятий увеличится до 9. Самое главное правило, повторю его еще раз — В процессе обучения ребенку не должно быть скучно!

Если малыш заскучал, значит, Вы слишком медленно показывайте ему карточки или недостаточно весело. Пересмотрите свое поведение с малышом. Иначе Вы можете напрочь отбить у ребенка желание учиться не только чтению, но и к процессу обучения в целом. Ребенок любит движение. Если малыш слишком активен, попробуйте учить его сразу двум языкам. Дети поразительно быстро схватывают все новое, прямо налету. Если Вы начнете учить малыша читать в 1 год, то уже к 3 он будет хорошо читать по слогам. А если Вы учили его двум языкам, то без проблем будет понимать и один и другой.

С чего не стоит начинать обучение чтению?

Как бы парадоксально это не звучало, но, ни в коем случае не начинайте обучение ребенка с алфавита. Алфавит – это, конечно, нужная вещь, но не для маленького ребенка. Для малыша это что-то абсолютно абстрактное и не понятное. Кроме того, малыш может поставить и Вас в тупик. Вот сказали Вы малышу, это буква «М». А ребенок сразу же спросит, а почему эта буква называется «м»? А не как-то по-другому. Очень интересно послушать объяснения родителей. Не будете же Вы углубляться в историю развития русской речи, кроме того это будет ребенку не интересно. Отложите изучение алфавита до того времени, когда ребенок уже будет уметь читать и сможет понять, зачем нужны все эти буквы.

Итак, перейдем к дальнейшей методике обучения. Вот, Ваш малыш уже знает первые 15 слов и готов учить что-то новое. Самое время начать обучение частей тела. Изучая части тела, у Вас сразу же есть наглядное пособие – тело малыша и обучающего. Сделайте новые 20 карточек с названиями частей тела. Набор может быть следующим:

РУКА НОГА ЖИВОТ СПИНА ГОЛОВА
ЛОКОТЬ СПУПНЯ ПУП ШЕЯ ГЛАЗ
ПАЛЕЦ ГОЛЕНЬ ГРУДЬ ПОПА НОС
НОГОТЬ КОЛЕНО РЕБРА ВОЛОСЫ РОТ

Техника обучения та же, что и была описана Выше. Показывать малышу новый набор слов нужно постепенно, начиная с первых 5 слов. Каждый набор должен быть показан малышу по 3 раза в день. Каждый день добавляем новые пять слов из набора. После того, как вы выучили все слова из представленной таблицы, добавляйте новое слово, заменяя при этом старое. Например, место слова «РУКА», добавьте слово «БРОВИ». Заменяем по одному слову в день из каждого набора. То есть, вместо слова «НОГА» будет новое слово «ЗУБЫ», место слова «ЖИВОТ» — «ЯЗЫК», место «ГОЛОВА» — «КИСТЬ». Таким образом, Ваш ребенок будет каждый день учить новые пять слов.

После того, как Вы выучите части тела, переходите к животным, потом к предметам обихода, потом ко всему, что только видите. Когда Вы выучили достаточное количество слов существительных, можно перейти к глаголам. Учить ребенка читать глаголы – это сплошное удовольствие. Подготовим первые 4 партии слов. Постепенно мы их будем заменять новыми, как было с существительными.

Летать Петь Читать Крутить Показывать
Гулять Говорить Писать Ходить Спать
Бежать Вертеть Считать Ползти Пить
Смеяться Шуметь Плыть Чистить Есть

Показывая каждое слово, сопровождайте его соответствующими действиями. Дети очень любят повторять за мамой. Покажите слово «лететь» и «летайте» с малышом по всей квартире, потом переходите к следующему слову. Вот Вы и научились читать отдельные слова. Заметьте, малыш не читает по слогам, он читает слова полностью. И не капли, не страдает от того, что не знает алфавит. Всем родителям безумно хочется вернуться к самым первым карточкам, чтоб посмотреть, чего достиг их малыш. Делать этого не стоит. Но для того, чтобы унять свое любопытство можно приобрести кубики с буквами. На сегодняшний день таких кубиков огромное множество: мягкие, пластмассовые, деревянные, с рисунками и без них. Выбирайте любые, которые Вам понравились. Предложите малышу новую увлекательную игру с кубиками. Покажите несколько раз, как собирается слово «мама», «папа». И следите за малышом. Сначала он может не разобраться с большим количеством букв, но через несколько дней или недель Вы заметите, что малыш с увлечением собирает известные ему слова. Вот Вы и увидели достижения крохи в игре, не устраивая ему никаких «экзаменов».

Учимся читать словосочетания

Для того, чтобы начать учиться читать словосочетания, маме нужно просмотреть старые карточки со словами, которые малыш уже знает. После этого предложите малышу выучить цвета: синий, голубой, красный, оранжевый, зеленый, фиолетовый и тому подобное. Когда начнете учить малыша цветам, то сопровождайте обучение показом соответствующего цвета. Это могут быть картонки с нужным цветом, шарики, кубики и т.п. Когда Вы выучите цвета, то самое время перейти к первым словосочетаниям. Вы уже пересмотрели выученные малышом слова, теперь составляем словосочетания с уже выученными существительными. Например:

Красный круг Оранжевый шар Зеленый попугай
Желтая звезда Фиолетовый стакан Голубой фургон
Зеленый треугольник Розовый поросенок Синий слон

Малыш будет очень доволен, когда в словосочетании увидит знакомые уже слова. И начнет понимать, что два слова вместе несет совсем другую информацию. После того, как Вы освоили цвета, перейдите к изучению антонимов. Для самых маленьких лучше, чтоб каждое новое слово сопровождалось изображениями. Например, можно сравнить большой и маленький, высокий и низкий, полный и худой, толстый и тонкий. Деткам постарше, которые уже достигли 4-5 лет делать это не обязательно. Они и так знают, что означает большой, а что маленький.

Относительно шрифта. Постепенно буквы можно делать меньше и писать их не красным, а обычным, черным шрифтом. Таким образом, Вы будете подготавливать малыша к чтению книг. Не стоит предлагать читать ребенку книги, которому еще не исполнилось 4 года. У маленьких детей мышцы глаз еще не сформированы и, предлагать читать им книги опасно, так как можно испортить зрение. Лучше пишите карточки, составляйте слова из кубиков. Пишите слова на доске. Все, что угодно, только не книги.

Читаем простые предложения

Вы уже знаете глаголы, и в Вашем словарном запасе есть большое количество существительных. Вы уже читали словосочетания, поэтому можете смело переходить к чтению простых предложений. Например:

КУРОЧКА ГУЛЯЕТ МЕДВЕДЬ ЕСТ СЛОН ТОПАЕТ
СТРАУС БЕЖИТ ТИГР РЫЧИТ КОРОВА МЫЧИТ

Вы можете варьировать слова так, как Вам удобно. Можно приводить примеры не на животных, а на самих членах семьи. Можете показать карточку «ДОЧЬ СМЕЕТСЯ», попросите малышку посмеяться, сфотографируйте ее и покажите результат. Такая игра очень понравится малышу. Можно сделать игру еще более увлекательной. Дайте малышу карточки с разными словами. Пусть ребенок сам придумывает и складывает предложения. Вы очень посмеетесь, когда увидите предложение «СЛОН ЛЕТАЕТ» или « МЕДВЕДЬ МЫЧИТ». Но малышу нравится придумывать что-то необычное. Не нужно исправлять ребенка, пусть он действует так, как ему нравится. Не забывайте для ребенка это в первую очередь игра, а не учеба. А почему бы не подурачиться играя.

Читаем сложные предложения

Ваш малыш уже знает достаточное количество слов, чтоб начинать читать сложные предложения. Сложные – это конечно относительно. Составляете малышу предложения из известных ему слов. Например:

МЕДВЕДЬ КУШАЕТ СЛАДКИЙ МЕД

Давайте ребенку инициативу составлять предложения самому. У Вас наверняка уже есть кубики с буквами. Можно приобрести магнитную доску с буквами. Сейчас, когда Ваш малыш уже знает большое количество слов и понимает, что они состоят из разных букв, самое время выучить алфавит. Лучше, начитать обучение алфавиту в возрасте четырех лет.

Тоже в виде игры начинайте показывать малышу буквы. Начните с первых пяти.

А, Б, В, Г, Д

На каждую букву говорите какое-то известное малышу слово. Еще лучше показывать его на карточке. Таким образом, алфавит Вы осилите очень быстро. Уже через 2 недели Ваш малыш будет знать весь алфавит и будет готов к началу чтения детских книг.

Как правильно выбирать детские книги

Выбирая детские книги, не забывайте, что ребенок любит красочные красивые картинки. Но не кидайтесь сразу же, покупать детскую книгу, если там красивые иллюстрации. Обратите внимание на шрифт. Текст должен быть достаточно крупный. Вы учили малыша читать большие буквы, ему не приходилось напрягать зрение. Постепенно Вы уменьшали шрифт и подготавливали ребенка к чтению книг. Но, слишком мелкий шрифт предлагать детям нельзя. Детское зрение все еще формируется. Покупайте разные книжки. Не стоит сразу покупать много книг. Берите одну, две книжки. Пусть ребенок сначала освоит их, потом переходите к покупке других. Постепенно в Ваших книгах будет меньше иллюстраций и больше текста.

Если ребенок зашел в книжный магазин с Вами и просит какую-то книжку, не отказывайте ему. По возможности купите книгу, которую хочет ребенок. Книгу, которую малыш выбрал сам, он будет читать с еще большим удовольствием.

Учимся писать

Когда ребенок научился читать и составлять слова из кубиков сам, научится писать, не составит для него особой проблемы. Предложите малышу карандаши и фломастеры, возьмите красивый альбом. Нарисуйте малышу слона и предложите ему самому написать кто это. Если с первого раза у ребенка не получится, напишите сами. Потом в следующий раз, когда Вы нарисуйте ему слона, он сам подпишет кто это. Ребенок может сам рисовать кого-то, а Вы будете подписывать название нарисованного. Так, во время игры Вы будете учиться писать. А, кроме того, еще и рисовать!

Если у ребенка никак не получается написать слово, помогите ему. Возьмите его ручку в свою, и, пишите буквы вместе. Во время написания каждой буквы говорите, это буква «С», это «Л», это «О», это «Н». А потом повторите слово вместе «СЛОН».

Читаем с выражением

Ребенок, которого начали учить читать с одного или двух лет, к семи годам читает достаточно быстро. Приблизительно 80-100 слов в минуту. Для ребенка это огромное достижение. Учите ребенка читать с выражением. Читая с выражением, малыш будет лучше понимать смысл прочитанного текста. Ребенок с легкостью будет пересказывать то, что прочитал. Это очень важно, бездумное чтение – это не чтение, а просто набор слов. Для того, чтоб ребенок хотел читать с выражением, тоже самое должны делать родители. Если Вы будете эмоционально и с выражением читать для ребенка, он будет пародировать Вам. Можете для примера, сначала прочитать ребенку текст очень быстро, протараторить его. А потом прочитать с выражением. Ребенок быстро поймет, что лучше, красивее и понятней.

В каком возрасте легче всего научить ребенка читать?

Всем известно, что маленькие дети схватывают все на лету и учатся всему новому с неимоверной быстротой. Взрослому человеку понадобиться приложить огромное количество усилий, чтоб что-то запомнить, а ребенку все это дается очень легко. Поэтому легче всего научить читать ребенка, которому еще не исполнилось и трех лет. Лучше всего начинать бучение с одного года и уже к трем Ваш малыш будет умилять, и восхищать всех вокруг, читая не сложные предложения. Конечно, если Вы уже пропустили это время, и Вашему ребенку уже исполнилось 4 года его тоже нужно учить читать. Просто это займет немного больше времени. И помните, четырехлетнего ребенка научить читать легче, чем пятилетнего. Лучше научить малыша читать до 5 лет. Именно до этого возраста ребенок открыт для всего нового, он хочет учиться. Он задает родителям огромную массу вопросов. Он хочет знать все больше и больше. К сожалению, после пяти лет это рвение куда-то пропадает. Но если Вы уже привили любовь к чтению, то она никуда не пропадет после пятого дня рождения.

Как научить читать ребенка в возрасте от 4 до 6 лет?

Конечно, можно деток и в этом возрасте обучать чтению по вышеуказанной методике. Но, всем понятно, что на это нужно тратить большое количество времени. Мама должна быть все время дома, а декретный отпуск заканчивается, когда малышу исполняется 3 года. После трех лет, малыш идет в садик, а мама на работу. В 4 года, ребенок уже достаточно взрослый, чтоб начать обучение с алфавита. Для облегчения процесса изучения алфавита сейчас есть «говорящие» плакаты, миникомпьютеры, магнитные доски, старые, добрые кубики. Выбирайте любой вариант, который Вам больше нравится. На мой взгляд, очень удобные плакаты. Они произносят букву, когда ребенок нажимает на нее, «говорят» примеры слов, начинающихся на нужную букву.

После того, как ребенок выучил все 33 буквы, можно плавно переходить к обучению чтения. Несмотря на то, что ребенок уже достаточно взрослый, обучение должно проходить в форме игры. Таким образом, ребенку будет легче запомнить то, что Вы ему объясняете. Для того, чтоб научить ребенка составлять слова и читать по слогам, есть прекрасные наборы кубиков. Но не простые, где каждая буква отдельная, а специальные — для обучения. В комплекте есть как простые кубики, так и динамические. Динамические потому, что так два кубика соединены между собой и перекручивая кубик, ребенок составляет новые и новые слова. Такое обучение будет нравиться малышу. Он сам будет составлять слова.

Вам главное помочь на первом этапе малышу и объяснить, как соединить две буквы вместе. Как это сделать? Напишите слово. На кубиках или на доске, или просто на листке бумаге. Пишем только печатными буквами четко и разборчиво. Возьмите пальчик малыша. Поставьте его на начало слова «МАМА». И начинайте проговаривать его и передвигать пальчик малыша. Сначала несколько раз проделывайте эту процедуру с легкими словами, потом переходите к более сложным. Можно построить учебу и по-другому. Напишите каждую букву на отдельном листке, формата А4, листик лучше наклеить на картонку.

Составляйте слова на полу. А потом предложите ребенку пройтись по словам. Пусть малыш идет вдоль слов и соединяет отдельные буквы в слога, а потом слова. Конечно, для начала малышу понадобиться Ваша помощь. А потом он уже будет справляться сам. Можно еще больше облегчить задание ребенка. Все дети обладают отличной зрительной памятью, они в состоянии запомнить, как пишется и читается слово целиком. Пишем слово «СЛОН», с помощью наших больших букв. А рядом садим игрушку слона. Ребенок увидит игрушку, и сразу поймет, что написано слово «СЛОН», особенно, если Вы повторите эту процедуру и с другими игрушками. Таким образом, ребенок зрительно будет запоминать, как пишется слово.

Если Вам не жалко нарушить порядок в доме. Можно облегчить ребенку задание запомнить слова предметов обихода. Точно также, как некоторые начинают учить иностранный язык, развешивая по всей квартире карточки с названиями предметов, приклеивая их на нужный объект. Можно учить и ребенка читать. Повесьте слово «СЛТУЛ», на стульчик, которым ребенок пользуется чаще всего. Когда ребенок будет на него садиться, обратите его внимание на слово, написанное на нем. И скажите тут написано стул. Следующий раз, ребенок, когда будет садиться на стул, спросите у него, что там написано. Малыш сразу же Вам скажет. Тоже самое, делаем и с другими предметами обихода: шкаф, стол, диван, кресло, тарелка, чашка и тому подобное. После того, как Ваш ребенок познакомится со всеми словами. Составьте ему рассказик, где будут использоваться все эти слова. Увидите, с какой легкостью и удовольствием ребенок прочитает все, что Вы написали. Причем, малыш прочитает текст достаточно быстро и не по слогам. Так как зрительно он уже знает, как читать его целиком.

Постепенно предлагайте малютке более сложные слова и предложения. Заинтересованный ребенок достаточно быстро проявит любовь к книжке. Главное в учебе детей – это проявлять терпение и понимание. И, обязательно, показывайте ребенку как Вы им гордитесь, как Вы радуйтесь любому его достижению. Не стоит давать ребенку за каждое его достижение конфеты и шоколадки. Просто показывайте свою любовь. Рассказывайте в компании взрослых, какой у Вас умный ребенок. Старайтесь, чтоб малыш слышал, как Вы его хвалите. Похвала – это лучший толчок для дальнейшего успешного обучения.

Если Вы все же хотите как-то вознаградить ребенка за его успехи, то лучше это делать не с помощью конфет. Поведите малыша в парк развлечений, в зоопарк, организуйте ему какую-то поездку или с друзьями, или просто всей семьей. Поездка не обязательно должна быть в какие-то далекие страны. Это может быть обычная рыбалка, поход за грибами и тому подобное. Хвалите-хвалите и еще раз хвалите Ваших детей. И Вы обязательно добьетесь успеха!

Если малышу нет и года, прежде чем учиться читать, нужно приучить ребенка к горшку.

neonatus.info