Что изучается в 4 классе. Итоговый тест по русскому языку. Что ребенок должен знать в 4 классе по русскому языку
Все правила по русскому языку за 4 класс
Перед Вами еще один полезный сборник, составленный Узоровой О. Автор предлагает повторить правила, подкрепленные примерами, которые должны знать ученики 4 класса (орфография, пунктуация, морфология, текст).
Все правила по русскому языку для 4 класса, собранные Узоровой О. под одной обложкой, соответствуют всем учебникам, допущенным к работе в младшей школе. Цель пособия — повторение базовых правил родного языка.
С помощью сборника дети в любой момент смогут подсмотреть забытое правило и качественно подготовиться к мини ЕГЭ. Подборка основных правил пригодится при подготовке к проверочным работам (сочинению, изложению, диктанту), к домашней работе и в конце летних каникул, чтобы вспомнить правила русского языка.
В конце сборника автор дает свои рекомендации четвероклассникам и настраивает их на упорную работу и заучивание правил, писать грамотно без которых невозможно.
Четвероклассники даже могут дополнить правила русского языка за 4 класс личной коллекцией сложных слов. Для этого отведено специальное место в сборнике. Таким образом, поощряется самостоятельный поиск и решение трудностей в изучаемом материале.
Правила русского языка Нефедовой, обработанные в соавторстве с Узоровой О., состоят из 23 страниц, каждая из которых содержит массу полезных знаний, необходимых грамотному и культурному человеку. Кроме обычных формулировок, авторы предлагают пояснения к правилам, дают подборку слов, которые похожи на слова, попадающие под правило, но ими не являющиеся. Еще одно новшество — правила русского языка за 4 класс дают подборку слов к каждому правила, в которых дети наиболее часто ошибаются. Их авторы советуют запомнить.
Сборник правил должен лежать на парте каждого четвероклассника. Тогда ребенку не придется каждый раз искать необходимую информацию в учебнике. Закачать правила для 4 класса по русскому языку можно в нашей библиотеке. Книги для успешной учебы маленьких школьников, подобранные по пожеланиям пользователей, — вот главное правило сайта.
Издательство: АСТ, АстрельГод издания: 2013Автор: Узоров О.В., Нефёдова Е.А.Формат: PDFКоличество страниц: 26Язык: Русский
Скачать бесплатно pravila_russkiy_yazik_4_klass_uchebnik.pdf
www.vse-dlya-detey.ru
Что такое ВПР в 4 классе начальной школы?
Большой привет родителям маленьких школьников! Ваш ребенок учится в четвертом классе? Значит уже совсем скоро вам придется столкнуться с таким «школьным явлением» как ВПР. И лучше бы узнать, что это такое, до того как это случится. Для родителей первоклашек, второклашек и третьеклассников информация также будет полезна. Ведь у вас все это впереди.
Итак, начинаем разбираться, что такое ВПР?
Что за «зверь» ВПР?
Да никакой не зверь) А простая Всероссийская проверочная работа. Именно так расшифровывается эта аббревиатура.
Согласитесь, звучит гордо! И немного волнительно… И еще немного страшно… Годовая контрольная и то как-то проще будет. А все почему? А все потому, что контрольная для нас, родителей, понятие знакомое. А вот ВПР – это что-то новое и неизвестное.
Но сейчас мы рассмотрим это явление подробнее и уже не будет так неуютно.
Итак, в первый раз ВПР школьники пишут в конце 4 класса. В мае месяце. То есть в самом конце обучения в начальной школе. А потом и в 5-м классе будут писать, и в 6-м и в 7-м и так до конца школьного обучения.
Проводится ВПР по разным предметам. Отдельная работа по каждому из предметов, а не все сразу. Проведение этой работы позволяет оценить уровень знаний учеников по предмету. А также оценить работу учителя и общий уровень подготовки детей, который может предложить школа. И сравнить этот уровень с другими школами.
По результатам можно сделать выводы о том, нужна ли определенному учебному заведению помощь. Например, в виде дополнительных курсов повышения квалификации для педагогов.
Ну а ВПР в четвертом классе позволяет также понять, готовы ли детки к учебе в средней школе и соответствуют ли их знания и умения требованиям ФГОС НОО.
Причем, Рособрнадзор не рекомендует учитывать результаты ВПР при выставлении итоговых годовых оценок.
Особенности проведения ВПР
По сути ВПР — это как ЕГЭ. И, на мой взгляд, их можно рассматривать как многократно повторяющуюся репетицию перед главным школьным экзаменом, который проводится в 11 классе.
И это неплохо. Ведь явно, на ЕГЭ ребенок будет чувствовать себя более-менее спокойно, если он уже много раз выполнял подобные работы.
Выполняется ВПР на специальных бланках заданий, которые выдаются перед началом испытаний. Также дети могут использовать черновики, только все, что написано в черновиках при оценивании работы не учитывается.
Интересно, что имена и фамилии учеников в работах не указываются. А указывается специальный четырехзначный код, который присваивается ученику. Этот код пишется в специально отведенном месте на бланке с заданиями. Для чего нужны эти коды? Не проще ли было подписывать работы по-человечески? Может и проще. Но в этом есть смысл.
Дело в том, что использование кодов позволяет учителям при проверке работ не быть предвзятыми. Ведь они не знают, кто конкретно работу выполнял, так что любимчики и нелюбимчики отменяются. Педагог видит только ошибки и правильные ответы, а не конкретного ученика, который работу выполнял.
Оценивают работы в соответствии с критериями оценивания, которые школа получает вместе с вариантами работ. А вариантов много. Не так как раньше, первый и второй. Так что, списать не получится.
Перед началом работы, педагог проводит обязательный инструктаж. В 4 классе он длится 5 минут. На инструктаже ребятам объясняют:
- что они сейчас будут писать проверочную работу;
- говорят, сколько в ней заданий, о том, что выполнять эти задания можно в любом порядке, главное решить как можно больше;
- показывают листки с заданиями с двух сторон;
- предупреждают, что если вдруг ученик поймет, что он ошибся в ответе, то можно зачеркнуть неправильный вариант и написать правильный.
Затем все вместе дети записывают свои коды в нужное место. Им обязательно желают удачи, и они начинают работать.
Никакими дополнительными материалами, книгами, учебниками, рабочими тетрадками, словарями, калькуляторами, атласами пользоваться нельзя. Все должно быть уже у школьника в голове.
Все ученики четвертых классов России пишут ВПР в одни и те же дни. Например, в прошлом году ВПР по математике проводилась 17 мая.
На проведение ВПР отводится 45 минут. По каким же предметам проводят ВПР в 4 классе? Узнаем из следующей главы.
По каким предметам?
Итак, в 4 классе проводятся Всероссийские проверочные работы по трем предметам, а именно:
- русский язык;
- математика;
- окружающий мир.
Предлагаю немножко заглянуть в эти ВПР-ы и чуть-чуть выяснить, что же там будут предлагать деткам?
ВПР по русскому языку
Работа по данной дисциплине проводится в два этапа. За два дня. На каждую часть отводится 45 минут.
В первой части ВПР по русскому ребятам предлагают написать диктант и выполнить два задания, которые с этим диктантом связаны. Вот примерный текст диктанта, который предлагался четвероклассникам в 2016 году.
И к этому диктанту предлагаются вопросы.
- Нужно найти в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выписать это предложение и эти сказуемые подчеркнуть.
- Выписать из текста 6-е предложение. А затем подчеркнуть в нем главные члены. И над каждым словом написать, какой частью речи оно является.
На этом 1 часть заканчивается.
Во второй части нет никаких диктантов, изложений, сочинений. А есть 13 вопросов, на которые необходимо ответить. Есть вопросы общего характера, по темам, которые изучаются в курсе начальной школы.
Например, нужно правильно поставить ударения в словах: алфавит, брала, занята, квартал.
Или найти в предлагаемом предложении слово, в котором все согласные звуки звонкие.
Ну а большинство вопросов связаны с работой с текстом. Ребятам предлагают прочитать текст и потом по этому тексту задают разные вопросы. Например:
- определить и записать основную мысль текста;
- составить его план;
- объяснить значение того или иного слова;
- найти в тексте слово соответствующее определенной схеме;
- выписать местоимения, указать их лицо и число.
Также имеются задания творческой направленности с представленным текстом не связанные. Например, нужно записать свой отказ от приглашения на День Рождения одноклассника.
ВПР по математике
Математическая работа проводится в один заход. На все отводится 45 минут. Что предлагают нашим деткам? А предлагают им выполнить 11 заданий. То есть, получается, что примерно 4 минуты на один вопросик. А вопросы могут быть разными и попроще, и посложнее.
Так как это математика, то естественно, придется решать примеры и разные задачи. Придется чертить разные геометрические фигуры, определять их площади и периметры тоже. Имеются задания на логическое и пространственное мышление.
В общем, нормальная такая математика. На бланках имеются места для ответов. А также в некоторых задачках необходимо указать не только ответ, но и показать решение, для записи которого отведено специальное поле.
ВПР по окружающему миру
Нужно сказать, что это самая интересная работа из всех, которые предлагают ученикам 4-х классов. Скажу честно, на некоторые вопросы я бы не ответила. Вот, например. Можете ли вы сказать, что означает знак, представленный на рисунке ниже?
Детям предлагается написать, какое правило этот знак подразумевает. Я бы написала «Не раздави лягушку». А правильно это или нет, даже и не знаю.
Без заданий географической направленности работа также не обходится. Как и без заданий касающихся животного мира, личной безопасности, строения тела человека.
В 2016 году был вопрос, касающийся прогноза погоды. Детям предлагалась картинка с прогнозом на несколько дней, как из «Яндекс погоды» и нужно было найти правильные утверждения в соответствии с данным прогнозом. Утверждения могут быть такими, «Самая холодная ночь ожидается в субботу» или «В ночь с субботы на воскресение будет дуть северо-восточный ветер».
Имеются вопросы-размышления. Вот, например, такой: «Как ты думаешь, почему важно уважительно относиться к традициям разных народов?» Нужно написать не менее пяти предложений. Школьники как-то справляются с этим. А вам, родители, не слабо?
Также имеется вопрос по краеведению.
В принципе, если ученик все четыре года старательно учился, а не ваньку валял на уроках, то справиться с ВПР-ом будет не сложно. Главное в этом деле спокойствие и уверенность в себе, ну и знания конечно. Ну а если со знаниями как-то не очень, то еще не поздно все исправить.
Нужно брать себя в руки и стараться, стараться, стараться. И учителя слушать внимательно, и если что-то непонятно совсем, то либо родителям объяснить, не полениться, либо к педагогу обратиться. До мая время еще есть. Можно многое наверстать. Главное этого захотеть.
Ну что ж, друзья, теперь мы знаем, что такое ВПР и уже не так страшно. Уже точно знаем, чего ждать. Предлагаю ждать отличных результатов. Ну а если получится не совсем то, чего мы ожидали, то сильно не расстраиваться. Ведь это первый такой экзамен в жизни детей. А первый блин, как известно, может быть комом.
Но все-таки будем надеяться на лучшее) И не забывайте, что ВПР по сути ни на что особо не влияет. Даже если написать работу совсем уж неважно, то ребенок все равно пойдет в 5 класс вместе со своими одноклассниками. Все-таки, при всех сходствах, это не ЕГЭ.
Ни пуха, ни пера желает вам блог «ШколаЛа»!
И я Евгения Климкович.
Не забудьте подписаться на новости блога.
И добавиться в нашу группу «ВКонтакте», в скором времени там ожидаются очень интересные события)
shkolala.ru
Что должен знать ребёнок в 3 классе
Советы для родителей… Что должен знать ребёнок во 3 классе. Если вы обладаете информацией, что должен знать и уметь ваш ребёнок, вам легче будет ему помогать, его контролировать и получать необходимый результат…
Ещё у нас есть Что должен знать ребёнок во 2 классе
Математика
- знать последовательность чисел от 0 до 1000000, разряды, классы
- знать названия компонентов сложения и вычитания
Сумма: Слагаемое + слагаемое = значение суммы.
Разность: Уменьшаемое – вычитаемое = значение разности.
Периметр — это сумма всех сторон Площадь — это величина, которая показывает сколько места занимает фигура.
- уметь находить периметр. Например, У прямоугольника длина 5 см, а ширина 3 см. Найди его периметр. «P = 5 + 5 + 3 + 3 = 16 cм ИЛИ P = ( 5 + 3) x 2 = 16 см»
Чтобы найти периметр, надо сложить все стороны ИЛИ сложить длину и ширину и всё это умножить на 2.
P = (a + b) x 2, где a — это длина, а b — это ширина.
- уметь находить площадь прямоугольника. Например, У прямоугольника длина 5 см, а ширина 3 см. Найди его площадь. (S = 5 х 3 = 15 кв. см)
Чтобы найти площадь, надо длину умножить на ширину. S = a x b, где a — это длина, а b — это ширина.
- знать таблицу умножения и внетабличное умножение и деление (13х5, 205:5)
- вычислять многозначные числа
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них)
- решать уравнения и неравенства;
- выражать длину, массу, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения;
- выражать время, используя различные единицы измерения
- решать составные задачи в 2-3 действия
- решать простые задачи на скорость
Решаем задачи по математике (3 класс) и Решаем задачи на нахождение площади и периметра
Русский язык
(например, подсказка, где а — окончание, подсказк — основа, сказ — корень, под — приставка, к — суффикс).
Корень — это общая часть всех родственных слов. Окончание — это изменяемая часть слова, или часть слова, которая изменяется. Например, подруга, нет подруги, думаю о подруге, гожусь подругой. Основа — это всё, кроме окончания. Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем. Суффикс — это часть слова. которая стоит после корня.
- должен знать и свободно определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз):
Имя существительное— это часть речи, которое обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?. (например, кукла, радость, весна, стол, кошка)
Имя прилагательное — это часть речи, которое обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое? и другие. (например, у красивая, белая, пушистая, весёлый)
Глагол — это часть речи, которое обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает?, что сделает? и другие. (например, бежать, прыгать, учить, нарисовать)
Местоимение — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, то есть заменяет существительное, прилагательное, числительное и глагол. (например, мы, ты, он)
Предлог — это служебная часть речи, которая связывает слова. (например, у дома, за подругой)
Союз — это служебная часть речи, которая связывает между собой части предложения. (например, На грядке созрели морковь и капуста. Зимой холодно, а летом жарко.)
- должен знать и свободно определять члены предложения (главные — подлежащее и сказуемое, второстепенные — дополнение, обстоятельство, определение, союз, предлог).
- должен знать и свободно определять склонения имён существительных
- должен знать и свободно определять падеж имён существительных
- Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова походка, ход — ходить
- Правописание слов с удвоенными согласными: терраса, коллекция
- Проверяемые безударные гласные в корне слова: потяжелел
- Разделительный Ь: вьюга, вьёт
- Разделительный твёрдый знак: (ъ) подъехал
- Правописание слов с непроизносимыми согласными: прелестный — прелесть
- Правописание окончаний имён существительных 1, 2, и 3 склонения в различных падежах:
Главное: Ошибкоопасные окончания И или Е? Запомните: у существительных 1 склонения падежные окончания —Е, а в Р.п. —И; у существительных 2 склонения падежные окончания —Е; у существительных 3 склонения падежные окончания —И!
Слова на -ИЯ, -ИЕ склоняются по правилам 3 склонения, то есть падежные окончания -И (на лекции)
8. Сложные слова: вертолёт, землетрясение
9. Неизменяемые приставки на А и О: зашёл, подход
10. Написание суффиксов: маленький, белизна, высота, бабушка
11. Написание имен существительных с шипящей на конце: ночь, луч
12. Окончания имён прилагательных в ед.ч и мн.ч в И.п.: синяя, синее, синий, синие
13. Родовые окончания глаголов: солнце встало, девочка встала, ученик встал, ребята встали
14. Приставки и предлоги (перед глаголами предлогов не бывает): поехал
15. НЕ с глаголами: не видел, НО негодовал, ненавидел.
www.klass39.ru
Что изучается в 4 классе. Итоговый тест по русскому языку.
Что изучается в 4 классе.
Начало формы
1. Что называется грамматической основой предложения?
Выберите один ответ.
a. второстепенные члены предложения
b. главные и второстепенные члены предложения
c. главные члены предложения
2. Сколько грамматических основ возможно в простом предложении?
Выберите один ответ.
a. две и более
b. одна
1
3. Сколько грамматических основ возможно в сложном предложении?
Выберите один ответ.
a. две и более
b. одна
4. Что значит склоняться?
Выберите один ответ.
a. изменяться по временам
b. изменяться по числам и падежам
5. Что значит спрягаться?
Выберите один ответ.
a. изменяться по временам
b. изменяться по числам и лицам
6. В чём особенность В.п. существительных?
Выберите один ответ.
a. у него особый набор падежных вопросов и окончаний: для одушевлённых существительных В.п. = Р.п., а для неодушевлённых В.п. = И.п.
b. у него нет падежных вопросов
7. Возможно ли употребление одного и того же предлога с существительными в разных падежах?
Выберите один ответ.
a. да
b. нет
8. Различаются ли личные окончания глаголов в зависимости от спряжения?
Выберите один ответ.
a. да
b. нет
9. Зачем нужно знать глаголы-исключения?
Выберите один ответ.
a. чтобы не ошибиться в определении их спряжения
b. чтобы правильно определять их спряжение и личное окончание в них самих, а также и в образованных от них глаголов, например: смотреть, посмотреть, засмотреться - 2-е спр.
10. На какие вопросы отвечают наречия?
Выберите один ответ.
a. где, куда, откуда, как, почему, зачем, когда, каким образом?
b. какой, чей?
c. кто, что?
Конец формы
infourok.ru
Что нужно знать по русскому языку во 2 классе
Родителям, которые обучают ребёнка в семье, приходится продумывать тактику обучения, выбирать учебники и книги. Всегда есть опасность что-то упустить, даже если в целом программа пройдена далеко вперёд.
Вот на что нужно ориентироваться по русскому языку, чтобы быть уверенным: всё под контролем.
Нужно изучить во втором классе по русскому языку
- Русский алфавит: название букв, последовательность.
- Гласные и согласные звуки: признаки, отличия.
- Гласные звуки: безударные, ударные.
- Согласные звуки: глухие-звонкие, твёрдые-мягкие, парные-непарные.
- Перенос слов правильно.
Нужно уметь к концу второго класса
- Писать правильными буквами каллиграфическим почерком тексты, состоящие из 45 слов.
- Определять, сколько в слове слогов, верно делить слово на слоги.
- Делить слово для переноса и верное переносить часть слова при написании в тетради.
- Определять ударный слог.
- Правильно обозначать мягкость согласных (с помощью гласных и мягкого знака).
- Писать собственные существительные с заглавной буквы.
- Писать правильно: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн-чт.
- Верно писать парные согласные в конце слов.
- Верно писать безударные гласные в словах из двух слогов.
- Выучить слова с удвоенными согласными и правильно их писать.
- Правильно употреблять разделительный мягкий знак.
- Выучить список словарных слов для второго класса:
- Писать предлоги отдельно от слов.
- Делать фонетический разбор слова.
- Ставить вопросы к словам и определять, что обозначает слово: предмет, признак предмета, действие предмета.
- Дифференцировать слова, отвечающие на вопросы Кто? и Что?.
- Составлять из слов предложение.
- Выделять подлежащее и сказуемое (грамматическую основу предложения).
- Устанавливать с помощью вопросов связь слов в предложении.
- Писать предложения с заглавной буквы.
- Ставить точку (вопрос, восклицание) в конце предложения.
- Определить тему текста.
- Придумать заголовок к тексту.
- Разделить сплошной текст на законченные предложения.
- Устанавливать связь между частями текста.
- Восстанавливать деформированный текст.
- Самостоятельно составлять текст из 5 предложений.
- Использовать красную строку.
В принципе, ничего сложного. За год освоить точно можно)
Тэги: 2, второй, знания, класс, навыки, русский язык, слова, словарные, умения, уметь
О Светлана
Копирайтер. Фрилансер. Мама ребёнка на семейном обучении.
1-11.info
Как помочь ребенку добиться успехов по русскому языку?
Очень часто родители жалуются на то, что их ребенок получает плохие оценки по русскому языку и литературе, пишет неаккуратно, с ошибками, читать вообще ничего не хочет. В конце концов у всех опускаются руки. А от обязательных экзаменов в девятом и одиннадцатом классе никуда не убежишь. Что делать?
Давайте обо всем по порядку. Во-первых, чтение и изучение русского языка связаны друг с другом самым тесным образом. Поэтому любовь к чтению, к книгам многие стараются привить своим детям, что называется, с младых ногтей. И делается это только с помощью семьи, когда ребенок совсем маленький. Сначала это совместное разглядывание иллюстраций, беседы. Они, кстати, помогут ребенку научиться различать цвета, названия животных, части тела, ежедневно буду пополнять словарный запас ребенка. У малыша появятся любимые книжки с картинками, чтение которых станет ритуалом, и вскоре он будет цитировать их содержание практически наизусть. Хороша в этот период традиционная классика детской литература: книжки Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Эммы Мошковской, Ирины Токмаковой, книги с иллюстрациями Владимира Сутеева.
Где-то в четыре года (у каждого этот срок индивидуален) ребятишки начинают проявлять интерес к буквам. Тут уместно предложить умную и добрую азбуку со стихами и картинками. Если вы попали в хороший садик и в нем регулярно проводятся занятия с детьми, постарайтесь выполнять домашние задания воспитателя и логопеда. Очень хорошо, если ребенок любит лепить, заниматься оригами, делает пальчиковую гимнастику. Это способствует интеллектуальному развитию. Если ребенок научился читать, самое время записаться в районную библиотеку, выбирать интересные книжки и детские журналы. Есть ребятишки, которые очень рано начинают интересоваться большими текстами. Читайте перед сном им русские сказки, сказки Пушкина, сказки народов мира, по главке из «Волшебника изумрудного города» А. Волкова или «Приключений Незнайки» Н. Носова. Перед школой необходимо пройти подготовительные курсы при образовательном учреждении, познакомиться со школой, с учителями, выбрать учебную программу. И записаться в школу нужно заранее, а не за несколько дней до 1 сентября.
В начальной школе начинается важнейший этап становления лингвистической грамотности. Все крючки, соединения, образцы букв, предложенные учителем, обязательно прописываются. Если сразу не получатся, приучите ребенка работать с черновиком. Приобретите прописи и поработайте над почерком вместе. В плане почерка проявляйте требовательность, твердость и последовательность. Выполняйте требования педагогов: соблюдение орфографического режима, подчеркивание опасных мест, выделение орфограмм. И, конечно же, выполнение домашних заданий должно быть под контролем. Да, это отнимает много времени, это тяжело, но только так вы войдете в ритм учебной деятельности, приучите ребенка к обязательности и ответственности. Если вы не поработаете над почерком и ведением тетрадок в начальной школе, в дальнейшем будет сложно что-либо изменить. Если ничего не получается, опускаются руки – пригласите на несколько занятий репетитора, он поможет подтянуться и даст рекомендации на будущее. Не упускайте возможности позаниматься и на каникулах, не перегружая ребенка.
Следите за «комплектацией» портфеля и пенала школьника. Все учебники и тетрадки должны быть обернуты, лежать аккуратно, чтобы не измяться. В пенале должна быть запасная ручка, простой карандаш, резинка, точилка. Необходимы также блокнот или тетрадь для черновика. Приучите разборчиво записывать домашнее задание в дневнике. Еженедельно просматривайте дневник и расписывайтесь. Никогда не ругайте ребенка за «двойки», выражайте свою озабоченность, обсуждайте, сочувствуйте, помогайте. Расскажите случай из своей жизни, как вы решали подобные проблемы. Поможет и изрядная доля юмора. Так вы сохраните взаимное доверие.
Ходите на родительские собрания. Не стесняйтесь подойти к учителю – предметнику и спросить об успехах ребенка, получить рекомендации. Если вам скажут, что ребенок отстает, например, в скорости письма от всего класса и поэтому пишет неаккуратно и с ошибками, придется дополнительно позаниматься дома. Заведите тетрадку по чистописанию. Пусть ребенок в свободное время аккуратно списывает страницы любимой книги, укрепляет руку. Обязательно обсуждайте с ним результат, поощряйте за успехи. Кстати, ведение тетради для списываний – отличное упражнение для совершенствования техники чтения. То есть ребята со временем не только быстрее пишут, но и лучше читают. Следовательно, повышаются оценки по всем устным предметам. Следите за выполнением заданий по литературному чтению: тексты должны быть прочитаны, стихи выучены, подготовлены ответы на вопросы. Еще раз подчеркну: чтение и письмо связаны теснейшим образом, чтение способствует выработке орфографической зоркости.
Среднее звено – совершенно особый разговор. Переходный возраст, новые предметы, новые учителя, новые проблемы. Во многом ваш ребенок уже самостоятелен. Вот в это момент многие родители пускают обучение на самотек. А ведь практически все темы, изучаемые на этом этапе, являются экзаменационными. Особенно это касается программы по русскому языку за 7-9 класс. Причастия, деепричастия, служебные части речи, структура словосочетания предложения – все эти темы входят в контрольно –измерительные материалы на выпускных экзаменах по русскому языку. Родители должны знать, что если ученик «завалит» выпускной экзамен, а затем и его пересдачу, то получит не аттестат об окончании школы, а пресловутую справку. Это, к сожалению, горькая правда. Поэтому контроль за успехами в школе и выполнением домашних заданий должен сохраниться. Медвежьей услугой вашему ребенку станет приобретение «решебников» и использование готовых домашних заданий из Интернета, это самым негативным образом влияет на развитие мыслительного процесса. Лучше запишите ребенка на школьный спецкурс по подготовке к экзаменам и проследите, чтобы занятия посещались. При больших пробелах в знаниях единственный выход – хороший репетитор. Даже при одном индивидуальном занятии в неделю чрез несколько месяцев ребенок выйдет на совершенно новый уровень. Это потребует материальных вливаний, но нет лучшего вложения средств, чем в хорошее образование наших детей. Кстати, репетитор вовсе не обязательно должен быть дорогой и из ВУЗа. Рядовая школьная учительница по русскому языку докажет вам, что уже «собаку съела» на подготовке ребят к экзаменам.
И еще. Не мешайте ребенку учиться. Создайте ему условия для выполнения уроков. Не мешайте шумом, гостями, музыкой, телевизором, выяснением отношений. Демонстрируйте личный пример уважительного отношения к знаниям, к книге, к русскому языку.
nashasemeyka.ru
Как помочь ребенку стать УСПЕШНЫМ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Однажды я разговаривала с мамой одного из наших выпускников. Она сказала: «Да, конечно, читать про себя он стал быстрее. Но вслух продолжает читать также плохо, как и до тренинга». Я удивилась, - «почему для парня 13 лет – так актуально чтение вслух?». И тут выяснилось, что у него проблемы с русским языком, и мама просит его читать вслух, чтобы пополнить словарный запас и получить навык правильного русского языка. Дальше все пошло, как снежный ком: я узнала, что у многих наших учеников есть проблемы по русскому языку. Более того, к нам едет мама с сыном из другого города, чтобы пройти наш тренинг в ежедневном режиме. Потому что у мальчика – «тройка» по русскому языку, и, пока он не потерял интерес к учебе, мама решила ему помочь. Действительно, в школу скорочтения родители приводят детей, которые плохо или мало или невнимательно читают. Взрослые думают, что когда дети начнут читать, у них увеличится словарный запас, это позволит ребенку лучше учиться по русскому языку.
Так ли это?
Представьте, что вы собираете пазлы, и у вас нет общей картинки.
Сможете ли вы собрать их в единую систему правильно?
Думаю, что сможете.
Только времени это займет очень много. И труда потребует колоссального.
Потому что, скорее всего, придется много раз переделывать какие-то фрагменты, прежде чем они сложатся в правильном порядке.
Вот и дети, когда изучают русский язык, работают по той же схеме.
Словарный запас, это те же пазлы.
У них есть пазлы (слова)/
У них есть схема небольших фрагментов (правила, которые они последовательно проходят на каждом уроке)/
Но нет общей картины, общей структуры правил, которые они должны использовать, чтобы правильно писать, правильно излагать свои мысли.
Разберем на составляющие, что должен знать и уметь использовать ребенок, когда он пишет.
Неважно, что пишет – диктант, изложение или сочинение, назовем это все одним словом – «произведение». Во-первых, ребенок действительно должен знать слова, которые служат «кирпичиками» его произведения. Иметь так называемый «словарный запас».
«Словарный запас Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарный запас негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью…»
Во-вторых, ребенок должен понимать, что слова состоят из звуков, букв, слогов. Он должен уметь правильно ставить ударения и использовать правильные интонации.
Еще ребенок должен знать, что само слово, как основная единица языка имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Это означает, что оно может, например, быть использовано как в прямом, так и в переносном смысле…
В-третьих, ребенок должен знать правила образования и написания самого слова – правила ОРФОГРАФИИ (правила написания) и МОРФЕМИКИ (правила составления слова), чтобы правильно использовать слова в разных вариациях в своем произведении и писать слова без ошибок.
В-четвертых, ребенок должен понимать, что есть разные варианты одного и того же слова, так называемые ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ (синонимы, омонимы,…). Он должен уметь всем этим пользоваться, чтобы более точно передать свою мысль, и сделать свое произведение понятным и интересным.
В-пятых, ребенок должен знать, что такое части речи, понимать, принципы объединения в части речи. Т.е. знать правила МОРФОЛОГИИ, чтобы строить правильные предложения, в которых слова согласованны между собой.
В-шестых, ребенок должен понимать правила построения СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ (словосочетаний и предложений). Предложения бывают простые, сложные, сложноподчиненные, предложения могут передавать чужую речь. Каждый тип предложения должен быть написан в соответствии с правилами СИНТАКСИСА.
В-седьмых, ребенок должен уметь правильно расставлять знаки препинания в своем произведении. Знать правила ПУНКТУАЦИИ.
Помните фразу «казнить нельзя помиловать»?
Как всего только один знак пунктуации меняет результат происходящего!
В-восьмых, ребенок должен понимать, что существуют разные формы языка, например ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК, НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ, ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ и уметь использовать именно тот словарный запас, который соответствует стилю, в котором он создает свое произведение.
Например, литературный язык содержит стили:
- Официальный деловой
- Публицистический
- Научный
- Разговорная речь
Нелитературные формы содержат стили: - Просторечье
- Нецензурные слова и выражения
- Территориальные диалекты
- Социальные диалекты
Да, конечно, есть дети, которые умеют «впитывать» русский язык и их мозг правильно «укладывает» эту информацию в памяти. Эти дети правильно пишут, красиво и понятно излагают свои мысли, не прилагая особого труда. Они это умеют делать на уровне подсознания. Но есть много ребят, у которых «каша» в голове из тех правил, которые они изучили, и они никак не могут понять, как же все это использовать на практике, чтобы получать хорошие оценки по русскому языку.
Как можно помочь этим детям?
Самый очевидный ответ – обратиться к репетитору.
Проблема в том, что не каждый репетитор умеет структурировать информацию и донести эту структуру до ребенка.
Чаще всего они просто чуть подробнее разбирают материал, который дети проходят в школе и помогают делать домашние задания.
В этой статье не буду разбирать, - какой вред наносят ребенку такие репетиторы.
В планах написать отдельную статью на тему «Как не «сливать» деньги на репетиров»
Суть в том, что такие репетиторы, которые смогут помочь ребенку выделить базовую систему знаний по предмету, научиться самостоятельно пополнять эту систему знаний и проверять себя – есть.
Но это очень дорогие специалисты и, самое главное, к ним очень сложно попасть.
Есть еще одно решение - научить ребенка выделять базовую систему знаний и постепенно заполнять ее необходимой информацией самостоятельно.
Наши тренинги направлены на то, чтобы научить ребенка работать с информацией без репетиторов.
На тренинге по развитию памяти, кроме разных техник запоминания, мы учим детей строить базовую систему знаний по любому предмету.
Если у детей, которые проходят тренинг, есть проблемы по русскому языку, мы проводим практические упражнения и выстраиваем базовую систему знаний, именно на примере русского языка.
В результате дети имеют четкое понимание, как взаимосвязаны между собой различные правила русского языка.
Они запоминают большое количество новых слов и слов-исключений из правил.
И самое главное, в голове ребенка вместо «каши» формируется четкая структура.
Эта структура поможет лучше усваивать новый материал, который он будет проходить в школе.
Для того, чтобы попасть на тренинг, необходимо записаться на собеседование по телефону +7(347)266-87-83
Или сделать заявку на нашем сайте ufa.turboread.ru/lp
Еще больше вы сможете узнать в нашей группе во ВКонтакте - vk.com/ufa_turboread
Наши тренинги формируют у детей НАВЫКИ, которые останутся с ними на всю жизнь!
Текст: Антропова Гюльнара, руководитель школы скорочтения по методике Шамиля Ахмадуллина в Уфе www.ufamama.ru