Малыш постепенно растет. Уже позади тяжелые изнуряющие месяцы ухода за младенцем. Конечно, бессонные ночи еще не закончились, но уже есть возможность поспать до 6 часов без перерыва. Да и сам уход за ребенком превращается в привычную рутину. Что же нужно знать о развитии, питании, кормлении малыша в этом возрасте. Давайте об этом поговорим.
К 4 месяцам малыш может легко поднимать верхнюю часть туловища, лежа на животе, свободно поворачивать голову. Он постигает и более сложные движения: работает мышцами ног и спины. Следует помнить, что спинка у малыша еще слабая. Однако ему очень понравится, если его поддержать, поднять за ручки. Уже на четвертом месяце ребенок попытается перевернуться, и чуть позже у него это начинает получаться (с живота на спинку). Но движения пока больше напоминают опрокидывание. Малышу нужно помогать.
Например, во время тренировки можно сбоку поместить красивую яркую игрушку. Ребенок будет пытаться дотянуться до нее. Если у него ничего не получается, после нескольких попыток, нужно самим дать ему игрушку. Чтобы младенец научился лучше чувствовать свое тело, хорошо бы привязать к его ножке бубенчик, прикрепленный к ленточке. Также в этом возрасте малыш учится хватать игрушки, делая свои движения более точными и четкими. Однако ручки пока действуют без целенаправленного волевого усилия. Случайно подхваченный предмет ребенок осматривает и ощупывает, обследует губами, языком. Но он уже умеет придерживать ручками бутылочку или грудь мамы.
К 4 месяцам у малыша завершается развитие глазного яблока. Он может очень долго и тщательно рассматривать предмет, как бы определяя его форму и размер. Внимание к предметам, гуление являются признаками нормального психофизического развития. Ребенок может различать некоторые цвета, улавливать разницу между фигурами, например, заметить, что овал отличается от треугольника. Также он замечает изменение внешности мамы или близкого человека: очки, шапка, другое платье – все это вызывает интерес. В 4 месяца он будет реагировать на свое отражение в зеркале: радоваться и улыбаться.
Общение с близкими людьми
В первые 3 месяца ребенок мог «думать» только о своем желании покушать или о болях в животике при скоплении газов, о привлечении внимания мамы. Теперь же, когда пищеварительная и нервная системы стали лучше работать, ребенок начинает активно интересоваться большим миром, идет развитие мозга. Он спит только 3 — 6 раза в сутки, может бодрствовать до 2 часов подряд. Малыш уже способен испытывать страх, радость, разочарование, проявлять любопытство. Услышав сердитый голос, он наверняка заплачет, или же его личико начнет менять свое выражение. Увидев маму, он узнает ее и радуется, ее образ связан у малыша с заботой и приятными ощущениями, поэтому он может широко улыбнуться. Именно с 4 месяцев улыбки и слезы ребенка становятся осмысленными. Также кроха уже умеет отличать знакомых и незнакомых людей, улавливает и реагирует на свое имя.
Первые слоги малыша
Именно в этом возрасте детки всего мира, независимо от материнской речи, начинают произносить первые слоги «ма», «ба», «та» и т.д. Дети просто наслаждаются своей речью, могут менять ее громкость и тональность, даже напевать мелодии. В этот период с малышом нужно активно разговаривать. Ученые заметили, что те дети, с которыми родители постоянно беседовали даже в этом возрасте 4-6 месяцев, лучше других усваивали иностранные языки. Поэтому с ребенком желательно разговаривать: показывать интересные предметы на прогулке, разглядывать картинки, даже делиться своими планами. Время от времени можно слушать гуление ребенка и повторять любимый звук малыша. Через некоторое время он присоединится к «разговору» и будет уже сам воспроизводить то, что говорит мама.
Основой питания ребенка в 4 месяца по-прежнему является грудное молоко. Общий объем пищи – 160-170мг, питание, как и прежде, шестиразовое. Хотя некоторые дети сами переходят на пятиразовое кормление, и кушают через каждые 4 часа.
Яйцо
Если педиатр разрешает, можно ввести в рацион малыша желток. Яйцо – это кладезь витаминов и необходимых минеральных веществ, поэтому оно очень полезно. Правда есть одно «но», и очень существенное – яйцо может вызвать аллергическую реакцию. Так как аллергию чаще всего бывает от белка, детям скармливают только желток. Варить яйцо для ребенка необходимо не менее 20 минут, т.к. это не меняет его полезных свойств, но снижает аллергенность. Также необходимо снять тонкую пленочку, покрывающую вареный желток. Первый раз дают только небольшую крупинку новой еды, постепенно увеличивая количество через день так, что к 6 месяцам ребенок уже будет съедать четвертинку желтка. Лучше всего его растереть с грудным молоком или смесью, и давать перед кормлением.
Пюре
У малыша может развиться запор, особенно если он на искусственном вскармливании. Тогда очень поможет пюре из чернослива. Ягоды промывают, разваривают и протирают мякоть. В первый раз малышу предлагают неполную чайную ложку пюре, постепенно увеличивая его количество до 4-5 ложек. Также будет полезен и отвар из чернослива или 2-3 чайные ложки свекольного сока, который предварительно подержали пару часов в холодильнике и подогрели при комнатной температуре( свежевыжатый сок давать не стоит). Но, готовя пюре и сок, следует помнить, что запор определяется не только по регулярности стула, но и по его консистенции. Если он мягкий, кашицеобразный, то тревожиться не стоит. А вот если ребенок сильно тужится, напрягается, краснеет, а стул у него сухой и твердый, нужно срочно принимать меры. Если же стул наоборот, чересчур жидкий, надо сделать для малыша пюре из яблок. Также остается в меню и сырое тертое яблоко. Соки и пюре ребенку дают после кормления грудью или смесью.
Творог
Недоношенным детям или же малышам, родившимся зимой и осенью, т.е. тем, кто склонен к рахиту, врач может посоветовать давать творог. Он очень полезен, особенно для детского организма, а также это источник витамина D. Творог для малыша выбирают самый свежий, без комочков, полужидкий. Начинают вводить с четверти чайной ложки и постепенно доводят до 4-5 ложек. Творог, так же, как и желток, дают до кормления.
Стрижка ногтей, волос
Ногти у малыша должны быть аккуратно пострижены, а иначе он может расчесать и расцарапать себе кожу. Линия среза на ногах должна быть прямой, а на руках – дугообразной, тогда ногти не будут врастать в мягкие ткани. Волосики у малышей в этом возрасте бывают не очень длинными, но если выросла густая шевелюра, из-за которой потеет голова, их нужно подстричь.
Обтирания
Очень часто, двигая ножками, ребенок может сбросить одеяльце или пеленку. Если он не был одет в ползунки, ему становится холодно, и он может описаться. Мокрые ножки быстро остывают, а охлаждение подошвы вызывает отек носоглотки, простуду. К сожалению, даже при должном уходе, неожиданные охлаждения неизбежны, и нужно ребенка к ним подготовить. Для этого проводят закаливающие процедуры: всю поверхность малыша, от макушки до пяток, обтирают влажной губкой. Это лучшая гимнастика для сосудов. Сначала обтирают ручки и грудь, надевают рубашечку и начинают обтирать ножки, каждую отдельно. Натренированный организм будет в будущем охлаждаться медленнее.
Подготовка к прививке
В 4 месяца нужно подготовить ребенка к прививке АКДС, против дифтерии, коклюша и столбняка, и к прививке от полиомиелита. Ее проводят трехкратно, с перерывами в 6 недель, и к 6-7 месяцам малыш уже сможет спокойно гулять с другими детьми, не опасаясь инфекции. И в момент вакцинации, и за месяц до нее малыш должен быть здоров. Накануне прививки нельзя вводить новые продукты, менять распорядок дня.
Детям с неврологическими нарушениями, а также тем, у которых проявляется диатез, могут назначить особый план вакцинации и прописать профилактические препараты. Для них же создана ослабленная вакцина, которой нет противококлюшного компонента.
Сама прививка – внутримышечный укол, который у многих не вызывает нежелательных реакций. В первый же день после прививки у малыша может ухудшиться аппетит, он будет капризничать, поднимется температура. Но уже на следующий день жар спадет, а через пару дней все придет в норму. Иногда на месте инъекции могут появиться припухлости и покраснения, но они постепенно исчезают.
Бывают и более серьезные осложнения, но они очень редки. И если малыш плачет несколько часов подряд, температура тела выше 38°,и на теле видны высыпания – нужно вызвать врача.
Статьи по теме:
nashi-malyshki.ru
В этом возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец неустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы. К 4 месяцам многие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них.
Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.
Теперь малыш исследует окружающий мир путем непосредственного взаимодействия с ним. Пусть сын или дочка «помогает» вам в домашних делах, присутствует на обедах или ужинах, «участвует» в разговорах. Кроха больше не ждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся. Он сам ищет лица, затем улыбается, лепечет и заставляет нас улыбаться в ответ.
К 4 месяцу у ребенка устанавливаются контакты с окружающими людьми. Маленький человечек готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбки предназначаются родителям. Он реагирует на их внимание, радуется играм и разговорам, активно подает голос и лепечет. Все это – признаки желания и готовности к общению.
Ошибочно полагать, что ребенок не понимает обращенную к нему речь. Всю «необходимую» информацию он черпает в ваших интонациях. В ответ на обращенные к нему слова кроха начинает «гулить» и улыбаться. Со стороны иногда даже трудно понять, кто – взрослый или малыш – более активен. В результате между ребенком и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. В этот период происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Малыш проводит много времени, тренируя свои новые способности.
К концу 4 месяца в речи ребенка легко различить гласные и согласные, среди которых наиболее часто встречаются грубым «м», «б», «п». Их появление в активной речи малыша одними из первых неслучайно: из-за того, что кроха сосет материнскую грудь, у него уже хорошо развиты мышцы губ, благодаря работе которых мы впоследствии и наслаждаемся первыми «ма-ма-ма». Теперь становится очевидным, почему в различных языках, слово «мама» имеет почти одинаковое звучание.
И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, это далеко не единственный способ общения с ним. И взрослым, и детям доступен язык мимики, жестов, различных действий. К примеру, малыш может всем своим видом демонстрировать нежелание укладываться спать.
Уже говорилось о том, что не стоит бояться «избаловать» младенца, постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и сейчас, однако трехмесячному человечку необходимо помочь научиться засыпать самостоятельно. Проявите фантазию и терпение. Чтобы делать ритуал отхода ко сну приятным и понятным для ребенка. Кладя малыша в кроватку, будьте спокойны, веселы и уверенны в себе, старайтесь говорить и улыбаться.
Ребенка 4 месяцев нередко называют «хватайкой» — его умения пользоваться руками становятся более совершенными. Он начинает щупать, брать, бросать предметы, пытается дотянуться до лежащей рядом игрушки. Большинство детей четвертого месяца жизни способны дотянуться и ударить по подвеске, прикрепленной к кроватке.
Их действия осуществляются в определенной последовательности: ребенок ударяет по подвеске, замирает, глядя на результат своего действия, оживленно вскрикивает, а затем с возрастающей силой возобновляет удары. В желании малыша увидеть что-то новое, необычное проявляется его способность вести себя более осознанно и целенаправленно.
По уровню развития двигательных навыков дети этого возраста заметно отличаются друг от друга. Кто-то уже может переворачиваться с живот на спину, некоторые же малыши все еще ограничены в своих движениях. Но не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не дорос в СВОЕМ развитии. Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки.
Кроме интереса к собственным рукам, у малыша заметно возрастает интерес к предметам, попавшим в них. Теперь он способен дольше держать предмет в руках и внимательно изучать его. Если крохе в руку положить погремушку, он сначала рассмотрит ее, а после этого поднесет ко рту. Когда вы держите какой-либо предмет перед малышом, он пытается схватит этот предмет обеими руками.
Младенец проявляет способность предугадывать события, которые должны произойти. К примеру, увидев мамину грудь, он тотчас замолкает. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенно стереотипе. Грудь, на котонную он смотрит, — не просто зрительный образ, а то, что должно оказаться у него во рту и утолить чувство голода.
Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов, он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Кроха пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки, но еще не понимает, что с помощью взгляда нельзя вернуть ее назад.
В это же время в сознании ребенка устанавливается прочная связь между увиденным и услышанным. Он поворачивает голову на звук материнского голоса. Его внимание привлекает звон погремушки, и малыш может почти полностью повернуться, чтобы увидеть ее. Список любимых забав возглавляют музыкальные игрушки, радио, магнитофонные записи и даже стук метронома. Ребенок будет поворачиваться к любому источнику шума.
Кулачки младенца почти полностью разжались, и он начинает активно исследовать предметы руками. Чтобы продлить приятное ощущение, ребенок будет тереть большим пальцем край мягкого одеяльца, по которому скользят его ладошки. Теперь малыш не пассивно получает удовольствие. А сам активно ищет новые приятные ощущения.
Разговаривайте с сынишкой или дочуркой, используя любую возможность. Рассказывая что-либо, изменяйте интонации, говорите громко и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь что-то «сказать», подождите, пока он закончит «фразу» а затем повторите его «речь». Чем чаще вы будите разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами. Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.
Младенцу нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.
Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком, и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.
Чтобы младенец чаще произносил различные звуки, пойте ему песенки, в которых доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, воспользуйтесь «Звукариком» А, Усачева и переложите коротенькие стишки из этой книги на любую мелодию. Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их крохе. Послушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»
Продолжайте знакомить малыша с различными типами поверхностей. Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть сын или дочка прикоснется к каждому пальцу.
Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.
Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность по-новому увидеть окружающий мир. Чтобы младенец скорее научился ползать, положите его на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти, отталкиваясь ногами от ваших рук.
В период между 3 и 4 месяцем большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они, как правило, перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите крохе развить эти новые для него навыки. Подложите руку малышу под плечи и осторожно покачивайте его из стороны в сторону. Когда ребенок лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует перевернуться сам
www.baby.ru
В этой статье:
Уже на этапе планирования детей, будущие мамочки, штудируют просторы интернета. Они ищут любую информацию, начиная от течения беременности по неделям, до развития малыша до года. И надо сказать, что делают они это не зря. Очень многое в физическом и психологическом развитии ребенка зависит как раз от маминых умений и знаний. Именно поэтому мы рассмотрим в данной статье как происходит развитие 4 месячного ребенка.
Когда ребенок вступает во второй «квартал» своей жизни, для него очень важной становится эмоциональная связь с матерью. Если до 3 месяцев ребенку было все равно, в каком состоянии вы находитесь, лишь бы кормили и подмывали, то с наступлением 4 месяца все меняется.
В этот период формируется так называемый «барьер безопасности». Другими словами, 4 месячный новорожденный начинает копировать вас как зеркало. Он обращает свое внимание на вашу реакцию на его действия и начинает понимать, что хорошо, а что плохо.
Так, если он улыбается и играет с игрушками и в ответ от вас получает улыбку или непонятные для него пока слова с приятной интонацией и довольным выражением лица, то в голове ребенка откладывается понимание, что он делает что-то хорошее. А если в ответ на его улыбку вы стоите с каменным лицом, то он не понимает, правильно он делает или нет. При таком отношении у малыша происходит психологический слом.
При адекватной реакции на те или иные действия ребенка, вы формируете у него барьер безопасности. Это значит, что исследуя что — то новое, малыш изначально посмотрит на вас. Только после вашей реакции на его действия он либо продолжит начатое, либо перестанет это делать.
Если же вы упускаете момент начала его психологического развития, то у малыша сформируется страх ко всему неизвестному. Он будет спокойно играть в манеже, например, потому что так ограничена зона комфорта.Очень важно проводить с ребенком много времени и заниматься с ним. Ведь на этом этапе закладываются основы его психологического восприятия мира. Если время будет упущено, наверстать вы его уже не сможете.
Начиная с первого месяца жизни, каждая мать следит за развитием своего малыша. С нетерпением ждет, когда же он сможет сделать еще что то новое. Начиная с четвертого месяца, таких открытий станет гораздо больше.
Во-первых, на этом этапе своей жизни ребенок начинает уверенно держать головку. Хотя бдительные родители все еще будут ее придерживать. Он уже более уверенно сможет осматривать окружающий его мир.
Во-вторых, в этом возрасте малыш начинает самостоятельно поворачиваться на животик и обратно на спинку. Это значит, что оставлять его без присмотра на кровати больше нельзя, иначе существует большой риск падения. В этом возрасте для его безопасности лучше класть ребенка на пол.
В-третьих, некоторые малыши начинают по-пластунски ползать, что также увеличивает риск падения. Вы уже можете давать ребенку «постоять» пару минуток, держа его за подмышки. Его ножки и ручки с каждым днем становятся все сильнее и устойчивее, поэтому такие упражнения ему не повредят.
Также при соответствующем подходе, развивается мелкая моторика малыша. Он начинает захватывать игрушку, перекладывать ее из руки в руку. На этом этапе важно делать гимнастические упражнения, для того чтобы в будущем ваш малыш не вставал на носочки, а наступал на полную стопу.
В 4 месяца младенец, начинает усиленно изучать окружающий мир. Поэтому ему просто необходимо приподниматься на животе и вертеть головой. Именно познание неизвестного толкает его на ускоренное развитие. Раньше, лежа на спине, он мог видеть только потолок, с взрослением же для него открылись новые возможности, что не может не радовать его.
К 4 месяцам у малыша окончательно формируется зрение, поэтому он с интересом рассматривает яркие детали интерьера или игрушки. Если подвесить над кроваткой яркую игрушку, то вполне можно отвлечь его внимание минут на 15-20.
Также малыш начинает реагировать на музыку. Если вы, слушая веселую мелодию, поете или пританцовываете с ним на руках, то в будущем он начнет самостоятельно выполнять эти действия. И это поднимает его настроение, ведь как мы говорили выше, малыш копирует вас. На исходе четвертого месяца малыши уже пытаются издавать самостоятельные звуки в виде слогов.
Очень важным является тактильное восприятие малыша. Теперь все новое он познает через рот. Совсем не важно, что вы ему дали, он все равно попробует это на вкус. Так будет продолжаться еще очень долго, поэтому важно на данном этапе стараться убирать предметы, которые брать в рот нельзя.
Развивающие игры очень важная ступень развития малыша. От того как вы с ним занимаетесь, зависит быстрота его развития. Для развития речи используйте игру «Повторюшки». Это очень простая игра, основанная на повторении вами звуков за малышом.
Старайтесь лучше тянуть слова, делая ударения на гласных, выделяя их. Для начала можно привлечь его внимание игрушкой, а затем рассказывать о каждом действии, производимом с ней. Малыш начнет гукать вам в ответ. Тут ваша задача состоит в том, чтобы повторить звук за малышом, но более правильно и растянуто. Так если он говорит «агу», вы должны растянуть слово до «агуууууу». Такие упражнения следует делать по 3-4 минуты.
Для начального развития мелкой моторики, хорошо подойдут разноцветные колечки небольшого диаметра. Для лучшего восприятия можно подвязать к ним бубенчики.
Сначала покажите игрушку малышу и встряхните ей, чтобы заинтересовать его. После этого вложите колечко в ручку крохи и зажмите кулачок. Можно встряхнуть эту ручку, чтобы бубенчики зазвенели, и ему стало интересно. Проследите за его реакцией. Малыш должен пытаться самостоятельно трясти ручкой, чтобы получить звук.
Затем те же колечки можно привязать над кроваткой на расстоянии вытянутой руки ребенка. В этом возрасте малыши очень любознательные, поэтому он обязательно сделает попытку дотянуться до игрушки ручкой. После таких упражнений можно дразнить малыша, подводя игрушку к нему и убирая назад. Таким образом, вы добьетесь от него желания потянуться за игрушкой и схватить ее.
Следует приучать малыша к разного вида фигурам. Для этого положите его на животик и разложите перед ним игрушки разного цвета и формы. Подбираясь к игрушкам, он будет формировать умение захватывать разные предметы.
В 4 месячном возрасте следует активно заняться развитием слуха. Для этого подойдут различные шуршалки, погремушки или музыкальные игрушки. Возьмите в руки звучащий предмет и произведите с его помощью звук. Как только малыш повернет голову в сторону звука и сосредоточится на нем, переместите игрушку в другой угол и позвените там. При этом ваш кроха должен проследить за перемещением игрушки взглядом.
Делая гимнастику малышу, разговаривайте с ним потешками. Обязательно сопровождайте свои слова действиями.
Изображайте все, что вы говорите, например:
Стенка, стенка (при этом трогаете малыша за щечки поочередно)Потолок ( касаетесь лобика)Две ступеньки ( перебираете пальцами губки)И звонок (слегка нажимая на носик).
Такие упражнения придутся по вкусу вашему малышу. Делая упражнения на ручки и ножки, рассказывайте и показывайте стишок про них. Так ваш малыш скорее начнет понимать, где и что у него находиться.
Для развития этого навыка подойдут игрушки неваляшки. Для начала покажите ему игрушку и заинтересуйте ей. После этого положите ее сбоку от ребенка и качните. Изданный неваляшкой звук непременно привлечет внимание крохи, и он попытается разглядеть, где источник звука. Вы можете слегка подтолкнуть его к перевороту, чуть подняв край пеленки.
Делая такие упражнения несколько раз в день, очень скоро вы приучите малыша к самостоятельным переворотам.
За предыдущие 3 месяца жизни у вашего ребенка уже сформировался определенный режим дня. Менять его не следует, можно лишь скорректировать с учетом возраста. Соблюдение режима 4 месячного ребенка очень важно. Вы все еще кормите вашего малыша не меньше 6 раз в день, через каждые 3-4 часа. Или же по требованию, если изначально вы привыкли именно так.
Режим сна у детей различен, но все же следует ограничиваться определенными временными рамками. Укладывать на ночной сон, лучше всего в 9-10 часов вечера. Таким образом, он окончательно проснется в 6-7 часов утра. Это будет полезно в летнее время. Просыпаясь в 7 утра, вы можете не спеша покормить его, подмыть, одеть и выйти на прогулку, пока солнце не так печет.
Поскольку он еще совсем маленький, то спать он будет в среднем еще и 3 раза днем. Временные отрезки такого сна составят по 1-1.5 часов сна, между 3-4 часами бодровствания. В среднем сон должен занимать 14 часов в сутки.
Прогулки в этом возрасте должны составлять не менее 2 часов. Лучше разделять это время и гулять 1 час утром, и 1 час после обеда. Чаще всего во время прогулок ребенок будет спать, но готовьтесь к тому, что неожиданно он может проснуться и тогда вам придется его развлекать.
Перед сном обязательно купайте вашего кроху. За первые 3 месяца он уже привыкает к водным процедурам и на четвертом месяце уже начинает получать удовольствие от купанья. Используя для этого круги и игрушки, вы здорово поднимите малышу настроение.
Советуем почитать: Что делать когда ребенок умирает во время родов, как пережить смерть ребенка и возможно ли это
moirody.ru
В первый год жизни малыша родители с удивлением наблюдают, как быстро он растет. Нормально ли развивается кроха и как он меняется от месяца к месяцу? Узнать об этом помогут некоторые цифры и факты, а также советы психологов...
Средняя прибавка за 4-й месяц жизни ребенка составляет около 750 г (с момента рождения средняя прибавка составляет около 3 кг). Не стоит паниковать, если кроха стал весить немного меньше. Допустимый минимум прибавки веса для ребенка такого возраста составляет 500 г. Именно этот критерий используется для оценки достаточности получения малышом грудного молока. Если ребенок находится исключительно на грудном вскармливании, то прибавка за месяц менее 500 г будет говорить о необходимости изменения режима кормления (в пользу более частых или более продолжительных прикладываний к груди), введении (иногда в качестве временной меры) докорма в виде адаптированной смеси, что возможно сделать только по рекомендации педиатра.
Ориентировочная прибавка роста за четвертый месяц жизни крохи составляет 2-2,5 см, с момента рождения кроха уже подрос на 11-12 см.
Так же как и для более раннего возраста, летние прогулки для 4-месячного ребенка могут быть продолжительными; в теплые летние дни мама с крохой могут проводить практически весь день на свежем воздухе. В холодное время года ограничение для выхода на улицу может быть низкая температура воздуха (ниже -15°С), резкий холодный ветер, даже в сочетании с теплой погодой. В дождь или слишком сильный ветер альтернативой пребывания на улице может служить сон ребенка на закрытом балконе или веранде.
Средняя продолжительность ночного сна малыша на 4-м месяце жизни составляет 11-12 часов. Как правило, среди ночи кроха просыпается. Причины могут быть разные - позывы на мочеиспускание, мокрая пеленка, голод (в ночное время малыш может нуждаться в питании через каждые 3,5-4 часа). Ночные кормления не только способствуют лучшей прибавке массы ребенком, но и стимулируют выработку молока у мамы.
В дневное время малыш спит 2-3 раза. Длительность и кратность дневного сна довольно индивидуальна для каждого ребенка. В среднем в сутки четырехмесячный малыш спит око 16 часов.
Ребенок в возрасте 4 месяцев осваивает переворот со спинки на бок, а некоторые дети к концу 4-го месяца могут перевернуться и на животик. В положении лежа на животе кроха уверенно держит головку, поворачивает ее в разные стороны. Плечики малыша при этом приподняты, он опирается на предплечья. В таком положении ребенок может демонстрировать попытки дотянуться до игрушки рукой.
Движения ручек к этому возрасту становятся более скоординированными. Крохе нравится подносить их к лицу, рассматривать. Все, что попадает в ручки, вызывает интерес малыша. Многое пробуется «на зуб». Удержание игрушки в руке, контакт пальчиков с разными по фактуре поверхностями стимулирует развитие тактильной чувствительности младенца.
Не стоит предпринимать попыток усадить ребенка, пусть даже с поддержкой. Учитывая неокрепшие пока еще мышцы спины и позвоночника, такие действия могут быть вредны для крохи. Естественные изгибы позвоночника формируются в определенные сроки, когда позвонки, связки и мышцы становятся достаточно окрепшими для возросшей нагрузки. Неоправданно ранняя повышенная нагрузка может спровоцировать возникновение искривлений позвоночника, которые могут дать о себе знать в более старшем возрасте.
Малыш, как правило, довольно любопытен. Ему нравится, когда его окружают люди, знакомым он охотно улыбается. Ребенку нравится слушать различные звуки, в том числе и музыку. Этот возраст - подходящее время для того, чтобы развивать музыкальный слух малыша.
Кроха с удовольствием рассматривает что-то новое из того, что ему демонстрирует взрослый, по его реакции видно, насколько интересен ему этот предмет. Малыш требует, чтобы ему уделяли много внимания, речь взрослого привлекает его.
Сам младенец также не безмолвствует. В таком возрасте его активная речь обогащается «гулением», ребенок произносит певучие односложные звуки. Они могут быть эмоционально окрашены.
Для развития малыша следует активно использовать игрушки. Они должны быть безопасными (без углов, изготовленными из качественного материала), яркими и разнообразными. Ребенку будет интересно наблюдать за ними, одновременно делая попытки захватить ручкой подвешенную над кроваткой игрушку. Хороши также музыкальные игрушки. Они не только воздействуют на орган зрения, но и развивают движения рук и слуховые рецепторы малыша.
Иногда эмоции крохи могут быть очень выраженными. Так, в ответ на нежное щекотание малыш может демонстрировать очень забавный смех, который у любого взрослого вызывает улыбку.
Для 4-месячного малыша в норме характерна ежедневная дефекация. Варианты учащения стула (2-3 раза в сутки), его урежения (например, раз в двое суток), не резко выраженное изменение его консистенции возможны как временное явление (если малыш чувству себя хорошо). Такие состояния могут быть реакцией на изменение характера питания самого ребенка (введение новой смеси «искусственнику») или изменения материнской диеты (если малыш - «грудничок»).
Частота мочеиспусканий в среднем составляет 10 раз в сутки. Вариации возможны при изменении питьевого режима (больше пьет - больше писает) или погодные условий (при более высокой температуре воздуха частота мочеиспусканий становится меньше).
Если малыш находится на грудном вскармливании, то по достижении им возраста 4 месяцев в его питании принципиальных изменений не происходит. В отсутствие индивидуальных рекомендаций со стороны врача-педиатра кроха продолжается питаться только маминым молоком. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, также продолжают получать адаптированные молочные смеси.
Вода между кормлениями предлагается малышам-«искусственникам» и тем грудничкам, кому это было рекомендовано педиатром по определенным показаниям (например, при склонности к запорам).
Частота кормлений зависит от вида вскармливания. У детей, получающих грудное молоко, количество прикладываний к груди может варьировать. Наиболее «независимые» от груди крошки просят кушать каждые 3,5-4 часа и могут выдержать без молока 5-6 часов в ночное время. Если ребенок хорошо прибавляет в весе и лактация у матери достаточная, такой режим абсолютно адекватен потребностям крохи. Признаки уменьшения лактации и плохого насыщения ребенка во время кормлений должны быть сигналом для более частых кормлений и обращения к педиатру.
Дети-«искусственники» кормятся каждые 3,5 часа (6 раз в день). Суточный объем кормлений примерно равен 1/7 от массы ребенка и не должен превышать 1 л. Подобный расчет проводится при вскармливании малыша адаптированными смесями.
Если нет показаний, каких-либо инструментальных или лабораторных обследований малышу не назначают.
zdorovye-mam.ru