Все, что касается маленьких детей, связано с постоянным ожиданием. Сначала родители 9 месяцев ждут малыша, затем ждут его первых «агу», переворотов со спины на животик, хватания игрушек, момента, когда он сядет или сделает первый шаг. Несомненно, с ребенком нужно заниматься, это ускорит его физическое и умственное развитие, но в некоторых вопросах спешка недопустима. Из статьи вы узнаете можно ли в 4 месяца сажать ребенка, как и когда правильно это делать, чтобы не навредить малышу.
Когда ребенок начинает сидеть, жизнь родителей немного упрощается, да и у него самого появляется больше возможностей для новых игр и познания окружающего мира. Уже можно купить полноценный детский стульчик для кормления, спинка которого вовсе необязательно должна раскладываться до горизонтального положения, малышу становится интереснее ездить в коляске и удобнее играть. Только вот вопрос о том, когда можно «присаживать» ребенка до сих пор остается спорным и рождает в некоторых семьях жаркие дискуссии. Те, кто воспитывал детей около 50 лет или более лет назад, то есть люди «старой закалки», выступают за то, что в 2 или 3 месяца малыша вполне можно обучать сидению. Современные медики придерживаются иных взглядов.
На самом деле любые молодые родители могут немного растеряться, увидев на ходунках, прыгунках, автокреслах пометку «0+». Объясняется это просто – существует несколько мнений по поводу возраста высаживания детей. Сторонники естественного родительства, которое стало популярным среди многих докторов и психологов сегодня, считают, что ребенок сядет тогда, когда будет готов. Конечно, не стоит пренебрегать его физическим развитием, ведь гимнастика идет только на пользу растущему организму. Только вот специально «присаживать» или высаживать малыша не надо. Некоторые дети уже к 4 месяцам настолько крепнут, что, пыхтя, сами стараются сесть, и у них это получается. Кто-то до 7 месяцев предпочитает горизонтальное положение, а потом не только садится, но и встает.
Самая распространенная точка зрения – это высаживание малыша не ранее, чем когда окрепнут его брюшные и позвоночные мышцы. Происходит это не ранее, чем в 6 месяцев. Если ребенок физически не готов сидеть, то неокрепший позвоночник будет переносить нагрузку, способную привести к сколиотическим изменениям. Американские педиатры не имеют аргументов против раннего высаживания. Уже с рождения ребенка можно помещать в шезлонги и рюкзаки-кенгуру в сидячем положении. Кстати, именно американская детская индустрия активно развивается в плане производства вспомогательных приспособлений, облегчающих жизнь мамы.
Ребенок 4 месяца: в большинстве случаев не готов к самостоятельному сидению без опоры, этот навык появится после полугода, все развиваются по-разному, поэтому для каждого ребенка и его мамы нужна индивидуальная консультация педиатра на тему ползания, сидения, обучения ходьбе и других навыковЕсли вы видите достаточно крупного ребенка, но узнаете, что он еще не сидит, то не спешите делать выводы. Чем больше весит ребенок, тем позже он будет садиться. Более стройные его ровесники могут сидеть уже на 5 месяце жизни.
Ребенок готов к сидению, если:
Ходунки в настоящее время вызывают бурные споры не только среди обывателей, но и среди врачей. Ортопеды настаивают на том, что пребывание в них ребенка не должно превышать 10 минут в день, педиатры допускают 40 минут, но только тогда, когда малыш научиться сидеть и ползать. Для 4-х месячного младенца они не подходят, потому как позвоночник еще не окреп настолько, чтобы выдерживать нагрузку в положении «сидя».
Кроме того, ходунки вряд ли заинтересуют ребенка в 4 месяца, да и пользоваться ими по назначению он пока не сможет.
Такое приспособление как прыгунки допустимо к использованию только по достижении малышом 6 месяцев. Выбирать следует модель с конструкцией поддержки для спины, с 1 года – без нее. Для малыша 4 месяцев использование прыгунков недопустимо.
Стул для кормления можно приобрести сразу, как только начинаете прикорм или же просто для того, чтобы разместить в нем ребенка, пока вы, например, находитесь на кухне и готовите. Обязательное требование к нему – это наличие раскладывающегося механизма, то есть возможности выбрать для ребенка положение «полулежа» при помощи откидывающейся спинки.
Педиатры не рекомендуют пересаживать ребенка из люльки в прогулочную коляску ранее 5 – 6 месяцев. Кроме того, что ребенку нужно окрепнуть для постоянного сидения, в ней гораздо ощутимее неровности дороги. Безопаснее гулять с малышом в коляске-люльке, которая имеет ортопедический матрас и хорошую амортизацию.
Относительно рюкзаков-кенгуру и слингов педиатры также не могут достигнуть согласия. Нельзя отрицать тот факт, что ребенок в кенгуру все-таки принимает сидячее положение. С использованием слинга этого можно избежать, но и носить 4-х месячного кроху в нем будет тяжеловато.
Если вы все-таки выбрали рюкзак-кенгуру, то обратите внимание на жесткую спинку и подголовник для ребенка.
Для ребенка 4-х месяцев все еще подойдут модели, в которых есть положения «лежа» и «полулежа».
Никогда не сажайте ребенка в подушки с целью научить его сидеть. Обложить подушками уже сидящего малыша можно для безопасности, но иначе это приведет к искривлению позвоночника и неправильному его развитию.
В вопросах физического развития ребенка всегда прислушивайтесь к опытным педиатрам. Не торопите малыша, если нет медицинских проблем со здоровьем, он обязательно сядет тогда, когда будет к этому готов.
mixfacts.ru
Многим знакома ситуация, когда мама держит малыша на руках, лица более зрелого возраста делают замечание в адрес родителей, что нельзя присаживать ребёнка. Большинство мамочек, исправляют ситуацию, изменив положение малыша. Некоторые возражают, говоря в ответ, что малыш и сам уже давно хочет сидеть. Как бы они его не укладывали, ребёнок пытается сесть в 3 – 4 месяца. Что же делать. Как пережить этот период без труда. К каким хитростям нужно прибегнуть маме, чтобы свести ранние попытки сесть к нулю. А может не стоит пресекать желание малыша сидеть. Решение данных проблем изложено в настоящей статье.
Все педиатры против столь раннего стремления ребёнка сидеть. Дело в том, что кости и мышцы карапуза очень слабы. Если мама говорит, что ребёнок хочет сесть, поднимает корпус на 30 – 40 градусов, хватается за бортики кровати, это не значит, что если его посадить, он будет сидеть. Приподнимая корпус, ребёнок тренирует мышцы живота. Обычно, в этом возрасте, ребёнок многое умеет. Например, держать уверенно голову и спину, переворачиваться с живота на спину и обратно. Мышцы четырёх месячного малыша достаточно окрепли, но нагрузку от сидения они ещё выдержать не в силах.
Нагрузка, безусловно, играет важную роль. Но и влияние на развитие половых органов, особенно у девочек, велико. Кости таза девочки очень податливы к разного рода изменениям. Создавая нагрузку на копчиковый отдел позвоночника и тазовую область, происходит сдавливание внутренних половых органов ребёнка. Результат – загиб матки. Все женщины знают опасность такой патологии, это трудности с зачатием и вынашиванием плода. Наверное, ни одна мама не желает таких проблем дочке.
Кроме того, ребёнок 3 – 4 месяцев не в силах контролировать происходящее. Реакция ребёнка не достаточно быстра, чтобы во время падения выставить вперёд ручки, и не удариться лицом о лежащие или стоящие рядом предметы и игрушки.
Прибегая к различным уловкам, вполне можно пережить два месяца, до наступления возраста, при котором ребёнку будет разрешено сидеть. Если же мама всё таки настроена скептически и очень рада тому, что ребёнок предпринимает попытки сесть самостоятельно, в столь раннем возрасте, следует обеспечить малышу безопасность. Необходимо убрать все предметы, которые при падении могут нанести травму карапузу и разложить вокруг него подушки, которые помогут ребёнку не удариться об пол при падении.
Наблюдение за самостоятельными движениями младенца — это захватывающе. Это выглядит очень мило, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно и играть со своими игрушками, не нуждаясь ни в какой поддержке. Младенцы начинают сидеть, когда овладевают искусством переворачивания в обоих направлениях, а также могут удерживать голову вертикально.
Сидение является важным достижением в развитии, которое дает ребенку новый взгляд на мир и одновременно предоставляет малышу новый уровень независимости. Только после того, как младенец сможет сидеть, он сможет ползти и, наконец, встать на ноги.
Когда дети начинают сидеть? Большинство младенцев могут начать сидеть, когда им от 4 до 7 месяцев. До этого момента ребенок определенно научился переворачиваться и держать голову. По достижении 8-месячного возраста ребенок должен сидеть вертикально несколько минут, не опрокидываясь.
Однако опрокидывание не является чем-то необычным даже для тех детей, которые уже научились самостоятельно сидеть, поскольку они, возможно, устали долго сидеть.
Постепенно мышцы младенца становятся сильнее с каждым наступающим месяцем, он сможет сидеть без поддержки более длительное время. Когда ребенку исполнится восемь месяцев, он пытается самостоятельно садиться, опираясь на руки, когда лежит на животе. В процессе этих попыток мышцы спины усиливаются, а способность балансировки улучшается. Тем не менее большинство младенцев должны уметь садиться самостоятельно к одиннадцати месяцам.
Младенцы, которые проводят много времени лежа в кроватке или без большой физической активности, достигают этого этапа примерно на девятом месяце.
На этом этапе мышцы шеи ребенка укрепляются быстрыми темпами и обладают достаточной силой, чтобы позволить младенцу поднять голову лежа на животе. Вскоре плечевые мышцы малыша станут достаточно сильными, чтобы поддержать тело, и ребенок начнет нагружать их и отрывать грудь от опоры, как будто делая мини-отжимание.
Когда ребенок достигнет шестимесячного возраста, он сможет правильно сидеть, держа голову прямо. Однако кроха не сможет долго оставаться в этом положении и будет нуждаться в поддержке, чтобы оставаться в этом положении.
На этом этапе лучше всего окружить младенца подушками, чтобы, если ребенок опрокинется, он не пострадал.
Всегда держите младенца в поле зрения. Не используйте слишком пухлые подушки. Так вы снизите риск задохнуться.
Когда ребенок достигает шестимесячного возраста, он поймет, как сохранить равновесие, сидя в вертикальной позиции, и начнет использовать руки, чтобы обеспечить поддержку.
В возрасте 7 месяцев грудничок может сидеть вертикально без поддержки, даже не полагаясь на свои руки, чтобы удержать равновесие. Он, скорее всего, сможет развернуться, оставаясь в сидячем положении, чтобы достать игрушку руками. Вскоре, используя руки, ребенок будет уверенно садиться из лежачего положения.
В каком возрасте ребенок начинает сидеть самостоятельно, зависит от готовности его мышц поддерживать тело. Поэтому вы не сможете научить ребенка сидеть раньше срока.
Но родители могут помогать малышу тренировать мышцы, чтобы сидение далось крохе легче, когда его тело будет готово к этому.
1. Пусть ребенок больше времени проводит лежа на животе.
Первый шаг к идеальному сидячему положению начинается со способности стойко удерживать голову. Лучший способ достичь этого — усилить мышцы шеи и спины во время лежания на животе.
Положите грудничка лицом вниз на живот и поместите его любимые игрушки перед ним. Поощряйте малыша смотреть на эти игрушки, слегка подняв голову.
Когда кроха научится сидеть, повторите упражнение. Это поможет младенцу научиться поддерживать и перемещать вес тела во время сидения. Спрячьте игрушки и заставьте ребенка искать их глазами, пока он находится на животике. Это заставит малыша поднять свое тело.
2. Перемещайте ребенка сами.
Один из способов познакомить ребенка с движением — это сначала показать ему само движение. Поместите ребенка на мягкую поверхность и осторожно ворочайте. Это поможет малышу развить чувство ориентации, чтобы самому совершить движение.
3. Сидение с опорой.
На шестом месяце жизни младенца вы можете научить его сидеть с опорой. Лучший метод осуществить это — использовать свое тело в качестве спинки для крохи.
Сядьте на кровать или мягкий коврик и поместите любимые игрушки своего ребенка перед собой. Предоставьте малышу возможность сидеть на коленях, опираясь спиной на вашу грудь и живот. Позволяйте крохе играть со своими игрушками.
Это усилит мышцы спины и приучит ребенка к ощущениям при сидении.
4. Используйте любопытство младенца в качестве инструмента.
К девятому месяцу малыш сможет сесть сам. Настало время побудить его как можно больше оставаться в этом положении.
Поместите объекты, представляющие интерес, в пределах его руки так, чтобы малыш сидя смог получить к ним доступ. Вы также можете сидеть рядом со своим ребенком и играть с ним.
5. Сосредоточьтесь на укреплении мышц.
Любое движение тела связано с использованием мышц. Более сильные мышцы означают, что ребенок научится сидеть быстрее. Регулярно массируйте младенца и ежедневно используйте активные игры, чтобы усилить мышечный каркас тела ребенка. Кроме того, такие действия, как ползание, переворачивание и лежание на животе, являются естественным средством укрепления мышц крохи.
Вот несколько простых, но замечательных игр и мероприятий, которые вы можете использовать, чтобы помочь ребенку сесть.
Возраст для игры: четыре месяца.
Упражнение: Расположите грудничка на животике и внесите в поле зрения погремушку. Когда младенец начнет поворачивать голову в направлении звука, погремите игрушкой над ним, чтобы ребенок потрудился изогнуться назад для наблюдения за погремушкой.
Преимущества: Идет работа на мышцы шеи, нижней части спины и на костный остов. Младенец может использовать свои руки, чтобы двигать туловищем, а также задействовать мышцы плеча в этом процессе.
Возраст для игры: четыре месяца (когда младенец может держать голову).
Упражнение: Расположите ребенка у себя на ногах, повернув его ножками к себе. Держите младенца за руки и аккуратно потяните его вверх в движении, которое напоминает качание пресса.
Убедитесь, что вы двигаете ребенка плавно. Чтобы добавить некоторый ритм к активности, рассказывайте стихотворение.
Преимущества: Упражнение будет работать на мышцы нижней части спины и мышцы живота, которые необходимы, чтобы помочь научиться сидеть.
Возраст для игры: 6 месяцев.
Упражнение: Положите грудничка на спину. Расположите игрушку перед ним и медленно переверните младенца на бок так, чтобы он не отрывал взгляд от игрушки. К этому возрасту многие младенцы могут перевернуться. Поэтому ребенок попытается перевернуться, чтобы лучше рассмотреть объект. Когда малыш это сделает, похвалите его. Регулярно повторяйте это упражнение, особенно когда младенец демонстрирует готовность к игре.
Преимущества: Укрепляет спину и косые мышцы, которые помогают ребенку занять сидячее положение.
Возраст, чтобы играть: 6 месяцев.
Упражнение: Положите малыша на мягкую поверхность. Осторожно поднимите ножки вверх. Медленно совершайте круговые движения ножками, имитируя езду на велосипеде. Добавьте несколько забавных звуков и шумов, чтобы заинтересовать младенца. Сделайте паузу на несколько секунд после пяти велосипедных действий.
Преимущества: Укрепляет мышцы нижней части спины.
Возраст: Восемь месяцев.
Упражнение: Посадите кроху. Держите младенца за руки и осторожно поднимите его до положения стоя. Повторите это три-четыре раза, а затем опустите. Подождите несколько секунд перед возобновлением действия.
Преимущества: Укрепляет мышцы спины, живота и бедер. К восьми месяцам дети могут сидеть самостоятельно и делать первые попытки встать.
Осторожно: тело вашего ребенка нежное. Выполняйте эти упражнения только тогда, когда уверены, что не причиняете ребенку вреда. Не переусердствуйте. Кроме того, необходимо принять меры предосторожности для безопасности ребенка.
Уважайте естественный процесс развития ребенка.
Вы никогда не будете давать твердую пищу ребенку до достижения определенного возраста. Точно так же вы никогда не должны заставлять малыша сидеть, прежде чем он достигнет соответствующей вехи развития в своей жизни.
Дети учатся переворачиваться в возрасте четырех месяцев, и любой шанс на сидение возникнет только после этого момента в его жизни. Более того, тело младенца лучше всего будет готово к сидению только спустя шесть месяцев после рождения. Поэтому, побуждая младенца сидеть до этого возраста, вы получите неудовлетворительные результаты. К тому же это повредит развитию ребенка.
Позволять крохе практиковать умение сидеть желательно на полу, используя игровой коврик, а не высокую поверхность или край кровати.
Некоторые дети могут замедляться в своем развитии, но что, если ваш ребенок показывает нулевую способность сидеть даже после девяти месяцев?
На что обратить внимание?
Если младенец не является недоношенным, не страдает последствиями перенесенного заболевания, но по-прежнему не может сидеть, вы должны сначала искать другие недочеты в физическом развитии.
Если ребенок демонстрирует вышеуказанные признаки, проконсультируйтесь с педиатром. Обычно неспособность сидеть сопровождается другими проблемами развития, которые должен интерпретировать врач.
Всегда полезно вести дневник этапов развития ребенка и периодически обсуждать его с вашим педиатром.
Помните, что неспособность сидеть не должна вызывать панику или тревогу, пока ваш ребенок овладеет другими навыками своего возраста. Не торопитесь, не заставляйте младенца сидеть. Если этого не случится в этом месяце, произойдет чуть позже. Ребенок садится, когда полностью готов.
kroha.info
Я везде пишу «наш опыт», а не «как развивать ребенка», потому что мой подход несколько отличается от традиционного и вдохновлен идеями Домана и материалами сайта Лены Даниловой. Острые вопросы этого периода жизни ребенка: присаживать или нет, разрешать ли стоять на ногах, помогать ли ползать, постоянные: «А не рано?». Если вдохновляться Доманом, у него «рано» вообще не бывает, может быть только «поздно».
Я сторонница подхода, что если ребенок стремится что-то делать, значит, уже готов. Если, перехватываясь за бортики автолюльки, мой сын сам сел в 4 месяца, мне его опрокидывать и читать лекции, что врач запретил, не хочется. Хочется радоваться, что мы хорошо позанимались в предыдущий период. Вот так, подтягиваясь за бортики люльки, Паша садится.
Заметку о физических занятиях от рождения до 3 месяцев читайте здесь.
Итак, наша программа развития физических навыков в 4-6 месяцев. Основана на опыте дочери и на свежайших впечатлениях от занятий с сыном (на фото как раз он будет, в возрасте 4-4,5 мес).
Сейчас немного о каждом пункте поподробнее. Оговорюсь сразу, что далеко не всегда получается за день успевать все от и до. Если в планах какая-либо поездка или поход в поликлинику, когда пара бодрствований ребенка заняты, уже что-то приходится выпускать. Иногда даже купание и массажи пропускаем, если вечером заигрались со старшей дочерью, а младший уже капризничает и просится спать. Так что все, что тут описано – наша программа-максимум.
Физичекое развитие – это главное, чем я занимаюсь с малышом специально. Остальное: развитие речи, карточки, слух – в фоновом режиме и много времени не требует в этом возрасте, поэтому опишу все вместе в следующей статье.
Последняя оговорка. На фотографиях ребенок в одежде. Так получилось исключительно потому, что «спортивную фотосессию» проводили вместе с бабушкой, плюс ребенок был приболевший, а бабушкам тяжело видеть раздетых младенцев. Эстетические соображения опять же… На самом деле ребенок обычно находится в одной футболке, максимум еще в тканевом подгузнике (да, я из тех, кто стирает). А на спорткомплексе заниматься и по коврику ходить в носках или ползунках вообще смысла не имеет.
Массаж и гимнастика
Новых упражнений практически не вводили, разве что интенсивность и размах побольше, с ногами больше работаем. Пресс все так же качаем. Хотя ребенок к 4 месяцам уже давно переворачивается сам, упражнения на перевороты оставила, чтобы мышцы укреплялись, раз по 5-6 в каждую сторону ворочаемся.
Упражнения на пресс. Ребенка прижимаем к себе за ножки, чтобы верхняя часть тела была свободна, и он мог нагнуться и выпрямиться. Выполнять можно и с младенцем 2-3 месяцев (там велика помощь мамы в сгибании-разгибании). Если продолжать тренировки, к 5-6 месяцам ребенок может сам полностью наклониться («сложиться пополам») и вернуться в исходное положение. Часто используют для привлечения внимания ребенка игрушку. Срабатывает, если ребенок уже ими интересуется и сам умеет хватать. Мы начали «качать» пресс чуть не с рождения, поэтому я совсем забыла про игрушки, только около полугода про них вспомнила, что можно подложить. На фото — как раз этот эксперимент, ребенку около 6 мес, плавно сам себя опускает и сам же поднимается.
Лежим на животе и ползем
До трех месяцев я подставляла руки, чтобы ребенок мог отталкиваться. Потом начиталась в интернете разных материалов, споры тех, кто считает, что надо помогать, и тех, кто утверждает, что это только отсрочит реальное ползание. Не убедили ни те, ни другие, поэтому естественным образом так получилось, что чаще ползет сам. Ну как ползет.. носом бороздя пространство перед собой, перемещается вперед или вокруг своей оси. А иногда и помогаю, тогда перемещается мощными рывками. Специально ползать не заставляю, «специальное ползание» у нас только по треку с легким наклоном, 1-2 раза в день. В остальное время стараюсь совмещать нахождение ребенка на животе (физическую тренировку шеи и спины) с «эстетическо-познавательным» развитием: расставляю вокруг картинки и репродукции. Очень удобно это делать внутри спорткомплекса «Ранний старт», а также подпирая картинки книгами и небольшими коробками, крупными игрушками дочери. К игрушкам ползти рвения пока не наблюдается, поэтому ребенок сам решает – лицезреть все вокруг или начать упрямо двигаться вперед.
От многих знакомых слышала, что ребенок может не любить долго находиться на животе или вообще отказываться это делать. По личному опыту, это дело тренировки. Мне тоже проще положить ребенка в люльку, где он видит меня, где мне удобно с ним разговаривать, и я знаю, что так он дольше пролежит один, и это часто не дает сбегать за ковриком и расстелить его прямо на кухне (суп надо успеть доварить!). Однако, если себе пересилить и начать планомерно приучать ребенка к полу, он будет задерживаться там в веселом расположении духа все дольше и дольше. У нас приучение к полу произошло естественно-вынужденным путем: дети приболели, старшая дочь перестала ходить в садик, и, чтобы выкроить время для игр с ней, приходилось Пашу часто перекладывать с места на место, завлекать картинками, чтобы полежал подольше. Не знаю, насколько универсален этот способ, но у нас получилось состояние «так и быть, еще полежу» удавалось продлять, меняя положение ребенка. Надоело на животе – перевернули на спину, надоело на спине – на живот, и так несколько раз.
Стояние на четвереньках
Настоящее ползание происходит на четвереньках, поэтому нужно этим четверенькам специально обучать. Если провести рукой вдоль позвоночника малыша, он инстинктивно поднимает попу. Это мы отрабатывали с рождения. Когда же он сам стал поднимать зад в попытках ползать, я стала приподнимать его за живот и ставить в упор на руки, ладошки при этом должны быть раскрытыми. Ребенок постоит так немного и плюхнется. Часто из этого положения совершается рывок вперед: вот она, радость движения!
Наш малыш уверенно встал на четвереньки в 5 месяцев, а еще через 1,5 недели — на «истинные четвереньки», то есть в упор на ладони и на стопы (попа вытянута вверх). Потому что стоя на коленках, на самом деле имеется 6 точек опоры: руки, стопы и еще и коленки, на четырех стоять сложнее.
Подтягивания
Подтягивания остались любимым занятием и «успокоем». Еще в предыдущем периоде я потягивала до положения сидя, а потом стоя. Врачи вряд ли бы одобрили, а ребенок балдел. К 4 месяцам стоило протянуть ребенку пальцы, чтобы он схватился и начал усиленно тянуться, совершая половину пути до положения сидя. На второй половине пути помогаю, а дальше – подъем на ноги и плавный спуск обратно. Потягивания за руки – часть утренней и вечерней гимнастики, уже не навык отрабатываем, а мышцы качаем.
Кольца и палочку начала вкладывать в руки месяцев с двух. Подтягивание на палочке (также, как и за пальцы, сначала до положения сидя, потом подъем на ноги) нужно отрабатывать. Сначала ребенок частенько отпускал одну или обе руки, это легко почувствовать и вовремя опустить, не дав упасть. Теперь Паша уверенно подтягивается и стоит, держась за палку. В следующем этапе развития будем учиться с ее помощью переступать.
Кольца – еще более сложный снаряд. Обращение с ним раскладывается на несколько этапов. Сначала вешаем кольца, чтобы ребенок спокойно доставал, вкладываем в ручку, учим ловить. У нас первое время, чтобы не перевешивать потом кольца, использовалась подушка. Потом она убирается, потому что если ребенок без усилий до колец дотягивается, он не сможет подтянуться на них.
Потом я начала потягивать за оба кольца – чаще всего какое-то одно отпускал. Поэтому делала так: одной рукой придерживаю за руку, сжимающую кольцо, другой тяну за верхнюю часть кольца, чтобы хотя бы на одном кольце подтягивался самостоятельно. Потом меняю руки.
Следующим этапом мы тренировались подниматься, держа оба кольца, хотя бы чуть-чуть отрываясь от пола, только грудной клеткой. Я держала за верхнюю часть колец, потом только за веревочки поднимала. Последний достигнутый на данный момент этап – кольца подняты так, чтобы ребенок доставал вытянутыми руками, помогаю их схватить и наблюдаю, как Паша старается подняться сам, помогаю сесть, только если вижу, что устал. В дальнейшем будем отрабатывать этот навык самостоятельного подъема на кольцах.
Висы и полеты
Здесь ничего не изменилось, тренируем висение на пальцах, по 10-20 сек в 3-4 подхода.
Раскачиваю ребенка, держа за вытянутые руки, за руку и ногу правые, левые. За ноги тоже пробовали, но не особо понравилось. По сути эти полеты – самые простые упражнения динамической гимнастики, так что можно и более «крутые» трюки дальше пробовать.
Тренировка вестибулярного аппарата
У нас это комплекс упражнений «по Доману» (выборочно), вальсирование на руках у мамы по комнатам и прочие танцы (вместе со старшей дочерью балуемся). А таке обожаемые Пашей полеты на маминых коленях. Мама при этом лежит на спине, под головой подушка, иначе шея устанет, ноги приподнимаются и сгибаются в коленях, на них или между ними кладется ребенок – и полетели! Упражнений в таком положении можно много придумать. Развели руки ребенка в стороны – вот вам самолетик, качаем из стороны в сторону и вперед-назад. Можно слегка подбрасывать ребенка на коленях, можно резко поднимать (руки мамы держат руки малыша, а ноги поддерживают ноги) и так же резко опускать – восторгу будет! Мы множество фокусов в таком положении проделываем, которые сложно описать. Надо просто лечь и попробовать. С дочкой, когда она подросла, так же забавлялись, качая уже за подколенки. Хорошая нагрузка на ноги для мам, главное вес выбирать по силам. Недавно моя 16-килограммовая дочь, увидев Пашины полеты, попросила ее так же покачать. Покачала, потом до вечера ноги тряслись.
Упражнения на фитболе
Все упражнения также направлены на тренировку вестибулярного аппарата, так как положение малыша все время меняется, а также развивают разные группы мышц. К базовому набору «покачались вперед-назад, вправо-влево и по кругу, а потом попрыгали» добавила два сидячих упражнения. В первом ребенок лежит на мяче на спине, затем прокатывается до положения сидя. Во втором сажаю на мяч, и, придерживая руки и ноги ( каждой руке – то и другое), делаю наклоны в бок.
Также учимся делать «тачку» на мяче, стоять рядом с фитболом, опираясь на него. Последнее – хит (как и все прочие стояния, о чем следующий пункт), от тачки восторгов особых нет.
Фитбол нас очень выручает, когда нужно иметь свободную одну руку и участвовать в играх старшей дочери. Кладу малыша на фитбол, плавненько качаю одной рукой (или двумя, смотря чего от меня Ирина хочет – чтобы я просто что-то говорила или еще и делала), и он лежит веселый, картинки на стенах разглядывает (у нас они в плакатах, чуть позже покажу), и старшая дочь получает мамино внимание.
Следующие три пункта из серии «совсем не по возрасту» (в общераспространенном понимании). Занимаясь, ориентируюсь на возможности детей, старшая выросла физически развитой, с прямыми ногами (это у утверждению, что раннее стояние искривляет ноги). Поэтому и с сыном проделываем то же самое и в те же сроки примерно.
Учим сидеть
Тут тоже все классично. Кроме описанных выше сидящих упражнений на фитболе, потягиваю лежащего ребенка за одну ручку до положения сидя, за другую. Второй рукой он обычно начинает себе помогать, часть нагрузки должен брать сам, прилагать усилия. Собственно, и ввела я эти упражнения тогда, когда увидела Пашино (и Иринино) стремление подняться. Уже стоящего на четвереньках ребенка учим садиться, заваливаясь на бок и подгибая ножки. Сначала практически все действия делаем сами за него, со временем часть движений малыш станет делать сам, а потом и полностью освоит навык.
Вот такой способ сидения обнаружила, считается, что вес ребенка находится на руках, а не на копчике, и это неопасно для позвоночника. Сажаю ребенка, наклоняя слегка вперед, чтобы опирался на руки, на ладошки. Не увлекаемся, но иногда так сидим по чуть-чуть, ребенку интересно, новые ракурсы. С 5 мес. Паша уверенно сидит на родительских коленях и требует некоторой страховки, когда сидит сам на полу.
Стоим у чего только можно
А у чего можно? Можно стоять «за руки», можно за палочку, можно, держась за тонкую горизонтальную или вертикальную опору. Можно на лесенке (ноги тоже на перекладине, и руки за перекладину держатся). Для этих целей идеально подходит «Ранний старт», но и без него при желании, я думаю, можно найти где потренироваться. В 4,5 мес. начали тренировать подъем с колен. Подгибаю ножки в коленях, даю ухватиться за перекладину и слегка стимулирую подъем. Получается подъем с опорой.
У фитбола можно стоять: лежал ребенок на животе, опустился так, чтобы ноги до пола достали, зафиксировал опору на ноги, подняли обратно.
Кольца мы тоже используем для стояния. Накручиваю их повыше, чтобы стоя, ребенок на вытянутых руках доставал, и ставлю на несколько секунд.
Опишу еще один трюк на «Раннем старте». Ирина такое проделывала сама в годовалом возрасте, а Паша – случайно, но делает. Стоит ребенок на двух горизонтальных опорах: и ноги, и руки на перекладинах. Потом один раз он сам соскользнул, а потом я уже способствовала: ноги с перекладины убираем, ребенок повисает на одних руках. В глазах – страх. Потом чувствует, что стоит на ногах (высота как раз такая, что только повис – уже ногами до пола дотянулся) – облегчение, отпускает сначала одну руку, потом вторую. Висеть на высокой перекладине один пока боится (видно, что некомфортно ему), делаю один подход в день, чтобы постепенно приучать, но не настаиваю. Дописано позже: к 6 мес висел по 10-15 секунд за подход. Это далеко не рекорд, Ирина висела гораздо дольше.
В качестве шатающейся перекладины для стояния можно использовать трапецию или веревочную лестницу. Ребенку придется удерживать равновесие, что не так-то просто.
Учимся вставать с колен.
Удобнее всего, конечно же, тренироваться у спорткомплекса: за перекладины легко держаться, чтобы себя поднять. Однако, находясь в гостях, мы неплохо приспособились тренировать подъем на ноги с колен на диване. Ребенок держался за подлокотник и поднимался.
Когда навык только начинали отрабатывать, Паше сложно было опираться на лесенку, удобнее — на мою руку. постепенно научился подниматься без помощи.
Хождение по массажному коврику
Иногда это просто хождение, особенно если я вдруг вспомнила, что надо походить, а ребенок одет в носки или ползунки. Тогда коврик не особо эффективен. Тем не менее стараюсь коврик расстилать, это еще и массаж. Старшая Ирина водит брата за ручку и вместе с ним массажирует и свои стопы. Начинали «ходить» с самого роддома, затем на коврик перебрались, держала я ребенка под мышки. Теперь ходим на вытянутых руках, прогресс! Коврик длиной метра 1,5 проходим раза 4.
Закаливание и купание
Специальные закаливающие процедуры отложены, не прошло даром посещение старшей Ириной садика: все время заражает Пашу насморком (сама же до 1,5 лет вообще простудными не болела, поэтому болезни грудничка в новинку). Паша активно плавает на животе (мама придерживает за подбородок), встает в воде на четвереньки и ходит, учится лежать на воде на спине. Делаем за купание 1-2 ныряния, а также несколько раз плещу сверху на лицо водичку. Без предупреждений, дутья на лицо и слов «ныряй». Где-то мне попадалась информация, что ребенок должен быть готов в любое время оказаться под водой, и подготовительные процедуры его только сбивают. Я не специалист по грудничковому плаванию (так и не решилась попробовать его «по-настоящему»), но личный опыт такой: со старшей Ириной мы ходили в бассейн с 3-месячного возраста, ее учили там нырять именно с дутьем и лицо и проговариванием «ныряй!» — не научили, боялась очень она этой процедуры. Готовимся пойти в бассейн с младшим.
Так мы стараемся заниматься каждый день, получился довольно пространный рассказ. На словах это длиннее, пожалуй, чем на практике длится занятие. Если делать «все-все», нагрузка на малыша получается довольно большая, зато и сон потом крепче, а главное, и ребенок крепеньким растет.
Ну и напоследок еще одна «экстремальная фотография». Так мы развлекались пару раз, но ребенку тоже было интересно сверху комнату обозревать. Со страховкой, естественно.
zaitseva-toys.ru
Родители с нетерпением ждут, когда младенец начнет держать головку, улыбаться, переворачиваться. Момент, когда у грудничка получилось сесть самостоятельно, становится поводом для гордости.
С этим событием связаны вопросы. Как сидеть правильно? Надо ли помогать малышу или заставлять его? Важно знать, во сколько месяцев ребенок научится сидеть без вреда для здоровья.
Уверенно сидеть самостоятельно большинство детей начинают к 8-9 месячному возрасту.
Часто родителям кажется, что ребенок, не достигший полугода, очень хочет сесть. Придумываются способы, которые помогут овладеть умением сидеть как можно быстрее. Но делать этого не стоит, природа сама об этом позаботится.
Как идет развитие ребенка?
Каждый ребенок развивается в своем темпе. Важно, чтобы попытки сесть были самостоятельными, даже если младенец опережает норму или отстает от нее.
Как первый раз ребенок садится
Родители готовы помочь ребенку, увидев ранние попытки приподняться или подтянуться за палец. Подкладывают под спинку малыша подушки, валики.
Конечно, ребенка радует новый ракурс, он дольше занимается игрушками и самим собой. Но раннее присаживание – большая ошибка.
Поза ребенка, который уже научился сидеть, не только комфортна, но и правильна. Важно проследить за положением частей тела:
Правильное положение тела сидящего малыша – профилактика сколиоза и других заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Если ребенок не готов сидеть самостоятельно, не следует сажать его специально. Простой тест на готовность малыша сидеть:
Родители могут помочь ребенку в освоении этого навыка, укрепляя мышцы пресса и плечевого пояса. Массаж и гимнастика подготовят организм малыша.
Чтобы ребенок правильно сел, необходим массаж спины, живота и ягодиц. Процедуры назначают девочкам с 6-месячного возраста, а мальчикам – с 5-месяцев.
Родители осваивают приемы массажа, выполняют его в профилактических целях. Занятия должны быть регулярными.
Массаж живота (повтор каждого движения по 3 раза):
Массаж спины и ягодиц (повтор каждого движения по 3 раза):
Продолжительность первого сеанса — 5 минут. Постепенно время увеличивается.
Необходима консультация педиатра перед началом процедуры, чтобы исключить противопоказания, узнать о целесообразности некоторых приемов. Важно помочь, а не навредить ребенку.
Чтобы малыш сидел уверенно, укрепляют мышцы плечевого пояса и пресса, тренируют вестибулярный аппарат. Помогут простые упражнения:
Для достижения положительного эффекта гимнастика выполняется каждый день. Важно, чтобы упражнения не утомляли ребенка.
Что делать, если ребенку исполнилось 10 или 11 месяцев, а он не сидит? Родителям не стоит паниковать, если малыш при этом активно ползает и встает, держась за спинку кровати. Приемы, которые помогут ребенку:
Развитие каждого ребенка индивидуально. Если педиатры не нашли у грудничка серьезных патологий, он обязательно научится сидеть в свое время. Родителям нужно запастись терпением и внимательно наблюдать за тем, как растет малыш.
Понравилось? Пожалуйста, поделитесь:
umkamama.ru
С этого возраста появляются индивидуальные различия между разными здоровыми детьми в освоении новых навыков развития психики и речи.
В положении на животе уверенно держит голову перпендикулярно поверхности и смотрит вперед и в стороны перед собой. С возраста 4–4,5 месяца за счет опоры на руки (предплечья) поднимает не только голову, но и грудь (верхнюю часть тела). Может уже в большей степени опираться на одну из рук. Ноги раздвинуты в стороны (рис. 10).
Самостоятельно переворачивается со спины на бок. Переворот тела непроизвольный, он следует за случайным поворотом верхней или нижней части тела в сторону (например, когда лежа на спине малыш тянется за игрушкой, находящейся в стороне от средней линии тела). В первое время такой поворот осуществляется в «незрелой» форме – ребенок переворачивается всем туловищем сразу, без его ротации (скручивания) в позвоночнике. При этом иногда случайно может перевернуться и на живот. Если вы часто выкладывали малыша на живот и он хорошо освоил это положение тела, поворот с живота на спину не вызывает затруднения. Если же в течение 4‑го месяца жизни ребенок не способен поврачиваться самостоятельно, чаще играйте с ним. Тренируйте его поворот вправо на живот из положения на спине. Для этого вкладывайте в его правую ладонь свой палец. Ребенок его крепко схватывает. Поворот с живота на спину осуществляется при поддержке за левую руку.
В положении на спине начинает самостоятельно поднимать голову, отрывая затылок от подушки или другой поверхности и прижимая подбородок к груди. Сводит кисти вместе и играет своими пальчиками, рассматривая их. Прижимает и разводит ладошки.
Тест
При тракции (подтягивании) за руки из положения лежа на спине в положение сидя малыш начинает пытаться садиться: активно приподнимает голову впеpед – голова и туловище в процессе приподнимания располагаются на одной линии, – пытается подтянуться к рукам взрослого, активно сгибая ручки.
Поза сидя еще неустойчива, хотя малыш уверенно удерживает голову. Верхняя часть спины уже не такая круглая, как в 3 месяца, так как ребенок начинает сводить вместе лопатки и пытается за счет этого разгибать верхнюю часть туловища. Ближе к возрасту 5 месяцев он может дольше находиться в положении сидя при небольшой поддержке взрослого (рис. 11). В связи с недостаточной зрелостью позвоночника не надо тренировать в этом возрасте функцию сидения.
Тест
Если, держа ребенка под мышки, поставитьего веpтикально с опорой на стопы, то он опирается на них, стоит с прямым туловищем, может переступать ногами, переносить вес с ноги на ногу. Однако функцию стояния и ходьбы нецелесообразно тренировать до того, как ребенок начнет сам вставать, держась за предметы. Да и после этого нет необходимости в тренировке ходьбы – здоровые дети всегда начинают ходить самостоятельно.
Внимание! Если малыш не опирается на ножки, срочно обращайтесь к неврологу.
Во вpемя коpмления он придерживает бутылочку или грудь матери руками. Если вы поднесете ложку с питьем, то ребенок откроет рот и может попить из ложки.
Подолгу рассматривает ивушку, подвешенную над кроватью, тянется к ней обеими руками, ощупывает, может ее захватить двумя руками и тянуть себе в рот. Над кроваткой желательно вывешивать коромысло с более разнообразными игрушками и предметами, имеющими разную форму, цвет и структуру поверхности (мягкий – твердый, гладкий – шершавый). Это могут быть мешочки с различным содержимым, лоскутки самой разнообразной материи (от шелка и кожи до парусины и велюра), резиновые игрушки, детали от конструктора, разные ключи и т. д. Все это необходимо для развития чувства осязания и навыков мелких движений. Лучше купить такой специальный подвесной набор в магазине игрушек, чтобы ребенок не мог их оторвать и проглотить, но чтобы мог хватать и ощупывать эти игрушки, и даже греметь некоторыми из них. В магазинах также бывают в продаже коврики для ползания ребенка, к которым пришиты некоторые из вышеописанных предметов.
В кроватку нужно начинать класть несколько разнообразных игрушек, которые можно безопасно брать в рот. Ребенок захватывает обеими руками погремушку или другую удобную игрушку, до которой может дотянуться. Когда одни игрушки надоедают, надо заменять их на новые. Лучше всего поощрять эти действия с игрушками, выкладывая ребенка на живот в манеже. Главная цель действия ребенка с игрушками, начиная с этого возраста, это исследование ее разнообразных особенностей: формы, цвета, звука и т. п.
В 4 месяца малыш сразу же тянет схваченную игрушку в рот. На протяжении 5‑го месяца появляется и постепенно увеличивается период, когда ребенок сначала рассматривает игрушку, находящуюся у него в руках, и лишь затем тянет в рот (рис. 12).
Тест‑игра
Надо взять погремушку яркого цвета, привлечь к ней внимание ребенка. Когда он увидит ее, то начнет радоваться, протягивать вперед ручки. Необходимо, чтобы при вытягивании руки вперед он мог коснуться погремушки. Предложите ребенку погремушку, протягивая ее над рукой ребенка. Если он сразу не пытается ее захватить, то легко прикоснитесь к тыльной стороне ручки ребенка игрушкой. При этом ребенок должен раскрыть ладонь и взять игрушку. Если ребенок и после этого не возьмет сам игрушку, то дотроньтесь ее рукояткой до кончиков его раскрытых пальцев. Когда ребенок наконец‑то захватит игрушку, обхватите кулачок малыша с игрушкой своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу. Чередуйте руку ребенка, в направлении которой протягиваете игрушку. Особенность проверки заключается в том, что зажимать и удерживать погремушку, просто всунутую в ладонь, а не активно взятую, может даже новорожденный за счет врожденного хватательного рефлекса, доставшегося нам от обезьян.
Надо купить ребенку резиновую кошечку, лошадку, собачку или другие фигурки, погремушки, пищалки. Родителям необходимо помнить, что игрушка должна быть безопасной для малыша, а именно: быть не меньше 4 см в диаметре; не иметь мелких деталей, чтобы он не смог их проглотить; не иметь острых углов; материал, из которого сделана игрушка, должен быть безопасным в отношении токсических веществ. Обратите внимание на то, чтобы на игрушках не облезали краска, лак. У погремушки должна быть удобная для захвата ручка. Лучше всего, если она будет иметь форму прямого стержня с закругленным концом. Хорошо, если погремушка будет сделана из мягкого и теплого на ощупь материала.
К этому возрасту завершается формирование аппарата зрения. Поэтому ребенок способен самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой и уже не просто смотреть на предмет, а рассматривать его в деталях, как взрослый. Косоглазия быть не должно.
Не забудьте о том, что для предотвращения близорукости и других болезней освещенность на уровне глаз лежащего ребенка, особенно при игре с игрушками, должна быть достаточно хорошей.
Малыш умеет синхронно поворачивать голову и переводить взгляд на 180 градусов. Проверить это проще при нахождении ребенка в вертикальном положении на руках у взрослого.
Слух. При появлении различных посторонних звуков ребенок 2–3 секунды прислушивается, затем поворачивает голову, находит газами источник звука, если он удален от него не более чем на 2 метра, и рассматривает его.
По‑разному он реагирует на музыку. При звуках быстрой плясовой песни проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук, ног и туловища. В подражание поющему родителю ребенок может издавать звуки, «петь», радостно поглядывая на взрослого. После окончания плясовой песни оживление ребенка сохраняется еще некоторое время. При звуках колыбельной ребенок успокаивается, слушает поющего, движения ребенка заторможены.
На искусственное музыкальное воспроизведение отмечается аналогичная, хотя и не столь выраженная, как на ваше живое исполнение, реакция. Во время бодрствования ребенок становится очень активным – часто и легко возникает комплекс оживления (см. в описании этапа «3 месяца») в ответ на посторонние раздражители.
В отличие от предыдущего периода (до 3 месяцев) ребенок обычно первым идет на контакт со знакомым человеком. Как только увидит входящего, первым начинает гулить и лепетать. Ребенок обижается и огорчается, если его стремление к общению не находит ответа. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, то он реагирует на это негативно. Ребенок начинает плакать, смотрит вслед и т. д. Когда вы собираетесь взять ребенка на руки, то он напрягает все тело, появляется двигательное оживление.
Четко отличает по внешнему виду ухаживающего за ним взрослого, мать – от других взрослых, узнает ее, радуется ее появлению (см. в описании этапа «3 месяца»).
В состоянии бодрствования ребенок активен и постоянно чем‑то занят: рассматривает и хватает игрушки, следит за окружающим.
Понимание речи. Большая часть детей в этом возрасте хорошо различают интонациюголоса и по‑разному реагируют. Если с ребенком говорят ласково, то он улыбается и оживляется. Если же вы недовольны ребенком и разговариваете с ним строгим, сердитым голосом, то он демонстрирует отрицательную реакцию: перестает улыбаться, замирает, проявляет беспокойство, складывает губки, хмурит брови, подбородок его начинает предательски подрагивать. Если вы продолжаете и дальше таким же образом «издеваться» над ребенком, то малыш разражается безутешным плачем.
Малыш громко смеется при положительных эмоциях, повизгивает в ответ на общение со взрослым, сопровождающееся заигрыванием, щекотанием и т. д. Когда чем‑то обижен или недоволен, плачет со слезами.
В одиночестве (когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров) ребенок длительно, нараспев произносит гласные звуки (гулит). В процессе гуления он как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Некоторые ученые сравнивают ребенка в период гуления с музыкантом, настраивающим свой инструмент. При гулении появляются звукосочетания «а‑о‑у», «ю‑а‑а». Формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. При гулении продолжают преобладать гласные звуки, но все чаще в сочетании с согласными «п», «б», «т», «д», «м». Появляются звукосочетания типа «гн‑агн, ля‑аля, рн» и т. д. Чаще и более четко говорит «агу» – агукает (еще с 2–3 месяцев начинает произносить похожее звукосочетание).
До 3 месяцев доречевая активность осуществлялась независимо от использования слуха. После 3 месяцев ребенок начинает произносить звуки под контролем слуха. Поэтому становится возможным настоящий диалог с ребенком: вы повторяете за ребенком его звуки или слоги, он при этом замолкает и прислушивается к вам, а затем начинает гулить активнее и громче. Вы можете стимулировать диалог, ускоряя и замедляя темп речи. Аналогичный эффект достигается также изменением громкости голоса. Постепенно в свою очередь и ребенок в своем гулении начинает подражать вашим звукам и их интонации. Во время такого разговора необходимо, чтобы ребенок видел ваше лицо, всматривался в вашу мимику во время произнесения звуков и пытался воспроизводить не только звуки, но и ваше выражение лица и мимические движения.
Постоянно разговаривайте с ребенком, когда ухаживаете за ним или находитесь рядом с ним. Любые свои действия сопровождайте словами. Когда кормите, говорите: «Открой ротик»; когда одеваете – «Давай ручку»; когда играете – «Возьми мишку», и т. д. Называйте ребенка по имени, а не «малыш», «детка» и т. д.
Смотрите так же:
← Развитие ребенка в 3 месяца | Развитие ребенка в 5 месяцев →
• Дети до года
mamuli.info