Всемирный день прав ребенка 8 класс классный час. Сценарий классного часа по теме "20 ноября - Всемирный день детей"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Классный час: «20 ноября - Всемирный день прав ребенка». Всемирный день прав ребенка 8 класс классный час


Классный час «Всемирный день прав ребенка»

ОКОУ «Обоянская школа-интернат»

Подготовила и провела

Дмитриева С.И.

2017 год

Классный час «Всемирный день прав ребенка»

Цели: дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника; формировать гражданскую позицию;

развивать познавательную, творческую, коммуникатив­ную активность детей;

воспитывать чувство справедливости и ответственности перед окружающими;

Вступление: Здравствуйте!

Учитель: 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. 

Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

У каждого живущего на светеДолжно быть право так на свете жить,Чтобы могли расти спокойно дети,Не опасаясь голода, войны!

Имеет каждый право на гражданство,

 Неважно, чья ты дочь и чей ты сын.

Живёт в стране и равенство, и братство,

И каждый человек здесь гражданин!

В своих правах мы все равны:И взрослые и дети.Все расы, веры, языки – Все люди на планете.

На любовь имеют правоВсе ребята на Земле,На заботу и на ласку,Право жить в своей семье.

В дом без спроса к вам никтоЗаходить не может.Ваши вещи и доброБрать не может тоже.

Сохранить своё здоровье – Право есть у нас такое.Заболеть, когда случиться – Каждый вправе полечиться.

Если вдруг захочет кто-тоЗапретить ходить вам в школу,Знайте сразу – он не прав – Не дано таких им прав.

Никто не может вас пытать,Делать больно, обижать.Вы запомните одно –Бить людей запрещено.

О правах своих послушалИ запомни крепко их.Только знай, что очень нужноУважать права других.

Этих прав лишить не можетВас никто и никогда.Право каждое поможетБыть счастливым вам всегда!

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

СЦЕНКА 

Серёжа. В школе пробыл я полдняИ теперь вот у меняПросто буря в животе – Мысли только о еде.

Мама. Кто с порога – и за ложку?Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.Нет, ты, мама не права,Я свои узнал права.Меня мыться заставляешь?Мою личность притесняешь!

Бабушка. Ой, с давлением беда.Ты, покушаешь когда,То в аптеку, внук, сходи,Мне таблеточек купи.

Серёжа. Что ты, бабушка, детейЭксплуатировать нельзя.Одевайся потеплейИ иди скорей сама.

Мама. Ну, тогда помой посуду,Можешь это или нет?

Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:Ведь на детский труд запрет.Право есть на отдых, кстати,Поваляюсь на кровати.

Мама. Прав у мам, как будто, нет!Завтра сам готовь обед!И задачу номер пятьБудешь, сын, ты сам решать.

Бабушка. Да и брюки завтра к школеСам, внучок, погладишь, что ли.

Мама. Твои права мы уважать,Конечно же, должны.

Бабушка. Но только должен ты узнать – Права у всех равны.

ПЕСНЯ на мотив «Чему учат в школе»

Как права ребятам знать,

Интеллект свой повышать

Учат в школе / 3раза

И законы уважать,

Малышей не обижать

Учат в школе /3раза

На учебу есть права

И на отдых есть права

Учат в школе /3раза

На заботу есть права,

На работу есть права

Учат в школе /3раза

Свод законов есть большой,

Вместе мы его с тобой

Учим в школе /3раза

Чтоб сумел их применять,

Смог себя ты защищать

Учат в школе /3раза

Открыты все пути у нас

Без края, без преграды,

Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

Учеба – очень интересный труд,

Нам силу, радость

Знания несут.

К тому же мы прекрасно понимаем:

Кто с детства трудности преодолевает,

Судьбой своей тот управляет.

И тот, кто учится отлично в школе,

Характер закаляет свой и волю.

Над миром пролетают годы,

Приходит лето за весной,

Мы все – как дети у природы

И что же нам делить с тобой?

Пускай различны цветом кожи,

Поём на разных языках,

Но дети мы, и тем похожи,

И мир у нас с тобой в руках.

Всемирный день ребенка -Детей ведь нет дороже!Мальчишки и девчонки -Счастливых им дорожек!

Пусть дети удивляют,Мечтают и растут!Пусть малыши все знаютДостаток и уют!

Сегодня ваш праздник, ребята!Все дети огромной ЗемлиДруг к другу спешат с поздравленьем,Желая здоровья, любви!

И мы вам, родные, желаем, -Растите и радуйте нас,Пусть сбудутся ваши желаньяИ мир будет добрым для вас!

Детство - удивительное времяБеззаботной радости, мечты,Смеха, игр, забав и удивленьяМиром бесконечной красоты!

Пусть будет мир на всей планете

И в каждой маленькой стране.

Пусть весело смеются дети

И все забудут о войне.

ПЕСНЯ «Должны смеяться дети»

Детство, детство, детство - это свет и радость.Это песни, это дружба и мечты.Детство, детство, детство - это краски радуг.Детство, детство, детство – это я и ты.

Все люди на большой планетеДолжны всегда дружить.Должны всегда смеяться детиИ в мирном мире жить.Должны смеяться дети,Должны смеяться дети,Должны смеяться дети,И в мирном мире жить.

Ярко, ярко пусть пылают лишь рассветы.Ночью звездной пусть спокойно спят поля.Детство, детство добротой не зря согрето.Детство, детство завтрашних людей земля.

ПРИПЕВ

Детство, детство, детство - это летний ветер.Парус неба и хрустальный звон зимы..Детство, детство, детство - это значит дети.Дети, дети, дети – это значит мы.

ПРИПЕВ

СЛОВА ДЛЯ СЦЕНКИ

Серёжа.

В школе пробыл я полдняИ теперь вот у меняПросто буря в животе – Мысли только о еде.

Нет, ты, мама не права,Я свои узнал права.Меня мыться заставляешь?Мою личность притесняешь!

Что ты, бабушка, детейЭксплуатировать нельзя.Одевайся потеплейИ иди скорей сама.

Что ты, мама, нет, не буду:Ведь на детский труд запрет.Право есть на отдых, кстати,Поваляюсь на кровати.

Мама.

Кто с порога – и за ложку?Руки вымыл бы, Серёжка!

Ну, тогда помой посуду,Можешь это или нет?

Прав у мам, как будто, нет!Завтра сам готовь обед!И задачу номер пятьБудешь, сын, ты сам решать.

Твои права мы уважать,Конечно же, должны.

Бабушка.

Ой, с давлением беда.Ты, покушаешь когда,То в аптеку, внук, сходи,Мне таблеточек купи.

Да и брюки завтра к школеСам, внучок, погладишь, что ли.

Но только должен ты узнать – Права у всех равны.

videouroki.net

Классный час : день защиты прав ребёнка

18.11.2016

Классный руководитель: Чеботарёва М.И.

Классный час: «20 ноября - Всемирный день правовой помощи детям».

Цель. Познакомить учащихся с традициями праздника.Задачи.1. Обобщить знания детей об основных правах ребенка, показать единство прав и обязанностей.2. Побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей.2. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

Цитаты. 1.«Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя» А. Шопенгауэр.2. «Детство — когда все удивительно и ничто не вызывает удивления» А. Ривароль.3. «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения»А. Чехов.

Ход классного часа

I. Приветствие.День осенний в ноябре - Праздник на календаре! День подарков и цветов, Ты встречать его готов?

Протяни с улыбкой руку Немцу, русскому, якуту, Англичанину, эстонцу - Пусть сияет ярче солнце!

Чтобы мирно жить смогли Люди в радости, любви, Взрослые на всей планете Нынче дарят праздник детям! - Ребята, 20 ноября отмечается Международный день защиты прав ребенка. Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года. Знаете ли вы, что с самого рождения имеете свои права, которые защищает самая главная организация на нашей земле - Организация Объединенных Наций. (показать слайд с эмблемой ООН и ссылкой на официальный сайт). Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.

II. Права детей.

1. Игра «Право на имя».

- Сегодня мы и будем говорить о ваших правах.

- А кто из вас знает свои права? Ребята называют:Право на жизнь.Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь.Право на образование.Право на отдых и досуг.Право иметь имущество.Право свободно выражать свои взгляды.Право на свободное перемещение.Право на свободу и воспитание родителями.Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

- Остановимся на Праве на имя при рождении и поиграем в игру «Имена». Условие игры.Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву (пример: Анна – Аккуратная и т.д.). (Ученики называют свое имя, добавляя к нему прилагательное).

- Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

- Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. А что там еще записано, кто знает? Там записаны имена ваших родителей. А еще то, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.

2. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

- А где записаны все права детей? (Беседа с учащимися).

- Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций.

- Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. - Предлагаю вам обратить внимание на карточки, которые вам раздали. Это памятка о ваших основных правах, которые отражены в Конвенции.

3. Игра «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав». (Подготовить слайды с изображением фрагментов из сказок)

1. Право на жизнь («Колобок»)

2. Право на неприкосновенность жилища («Три поросенка»)

3. Право на свободу вступления в брак («Дюймовочка»)

4. Право жить и воспитываться в семье («Морозко»)

5. Право на отдых и досуг («Золушка»)

6. Жестокое, бесчеловечное обращение, эксплуатация несовершеннолетних («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

4. Составьте слово.

(демонстрировать слайд зашифрованного слова и вызывать ученика, готового к ответу)

Составьте слово:

Нокевниця - Конвенция

гоусардтсов - Государство

ижзнь – жизнь

рбоазоавине – образование

5. Конкурс «Песни о правах».

(Подготовить музыкальные фрагменты песен)

Для каждой подгруппы исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения).

2. «Чему учат в школе» (право на образование).

3. «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).

4. «Песня о родителях» из фильма «Пеппи Длинный чулок» (право воспитываться в семье).- Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение – пожелание и подумать, о реализации какого вашего права в нем говорится.В этот день хочу я пожелать, Чтобы каждого ребенка в миреЖдали дома и отец и мать,Опекали, холили, любили.

Пусть не будет брошенный ребят,Каждому - семью, отца и маму,Дом, в котором мир всегда и лад,Дом, в котором не бывает брани.

Пусть из окон льется детский смех,Детские улыбки пусть сияют.Поздравляю я сегодня всех,От души, от сердца поздравляю! (Право на воспитание в семье).

III. Обязанности детей.

1. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

- Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Рассуждение на тему «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого».

- Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

(сценки исполняют представители каждой из подгрупп)

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Ведущий: - Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Ученики отвечают. (Пример: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми!

Ведущий: - Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Ученики отвечают. (Пример: Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!) и т.д.

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Ведущий: - Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Ученики отвечают (Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников).

Заключение.

- Что дороже всего на свете? Задайте этот вопрос любому взрослому и Вы непременно получите ответ - наши дети. "-Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой. Ты же и сам это знаешь.- И даже за сто тысяч миллионов крон? - спросил Малыш.- И даже за сто тысяч миллионов крон!- Значит, я так дорого стою? - изумился Малыш.- Конечно, - сказала мама и обняла его ещё раз.Малыш стал размышлять: сто тысяч миллионов крон, - какая огромная куча денег! Неужели он может стоить так дорого?" (Малыш и Карлсон).

Много праздников на свете, Всех не сосчитать! Любят взрослые и дети Вместе их встречать!

Но сегодня День ребенка Празднует весь Мир, От Парижа до Гонконга Весть летит в эфир:

Поздравляем! Любим! Верим! Мир вам сохраним! Подрастайте! Улыбайтесь! Мы вас защитим!

infourok.ru

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября ) - 5-8 классы - Классные часы - Каталог статей

Классный час правовой тематики, посвященный

Всемирному дню прав ребенка (20 ноября ).

 

     ЦЕЛИ:1. Формирование правовой культуры учащихся.                                                                    

2. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка. 3. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.                                                                                                                                                4. Способствовать осознанию ответственности за свои права;                                                                             

5. Формировать положительное отношение к правам других.

Задачи: • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка; • на примере литературных героев показать, как нарушаются права человека; • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. 

Ход классного часа:

Беседа.

- Какие праздники, посвященные правам людей, детям,  вы знаете?

 

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

   2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации                                                                                       

 

Классный руководитель. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка».

Сегодня мы и будем говорить о правах детей.

Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Еще реже думают о них дети. Но в нашем беспокойном мире человек часто попадает в положение, когда ему необходима защита.

 

- Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)

       1. Ситуация на Украине.

2.      «ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению».

3.      «около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».

4.      «120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»

 

Первым документом, регулирующим права детей, является Декларация о правах ребенка, которая была принята в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую Декларацию, содержащую 10 фундаментальных принципов обеспечения защиты и благосостояния детей. Декларация 1959 года послужила основой для подготовки очень важного документа, регулирующего защиту прав детей во всем мире, - Конвенции ООН о "Правах ребенка", которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Данная Конвенция - это не список прав ребенка, это перечень тех обязательств, которые государства возложили на себя для защиты данных прав.

- Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.

 - В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Знакомство с основными положениями документа.

Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях.

 

  Ребенок – это любой человек до исполнения ему 18 лет.

 . Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство.

  Любой ребенок имеет право:на жизнь со своими родителями;

Ребенок имеет право на здравоохранение.

  Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.

  Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни.

   Ребенок имеет право на защиту от работы, которая угрожает его здоровью, образованию и безопасности. В нашей стране не разрешается принимать на работу до 15-летнего возраста.

  Государство защищает ребенка от всех форм жестокого обращения со стороны родителей и других лиц.

  Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

  Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, мнения, получать и передавать информацию.

Дискуссия.

 Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Давйте представим такую ситуацию, когда каждый из вас мог бы расположить основные положения Конвеции по степени важности. Какое положение вы выбрали бы самым главным? Почему?

 

   - Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Давайте вспомним  рассказ А.П.Чехова «Ванька». У вас на партах лежат листочки с отрывком из этого произведения. Прочитайте и подчеркните строчки, в которых говорится о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время.

 

Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..                                                                          «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок их ний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»

Обсуждение. Какие права были нарушены?

(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)

Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет.  Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности?

 ( ответы детей).

Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

 ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

 

trosnaschool.ucoz.ru

Сценарий классного часа по теме "20 ноября

Сценарий классного часа

«20 ноября - Всемирный день детей».

Цель. Познакомить учащихся с традициями праздника.Задачи.1. Обобщить знания детей об основных правах ребенка, показать единство прав и обязанностей.2. Побуждать детей к защите своих прав, воспи­тывать уважение к правам других людей.2. Способствовать формиро­ванию активной жизненной позиции.

Оборудование.

1. Презентация.2. Фонограммы песен.3. Плакаты.

Цитаты. 1.«Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя» А. Шопенгауэр.2. «Детство — когда все удивительно и ничто не вызывает удивления» А. Ривароль.3. «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения»А. Чехов.

Сценарий.

I. Приветствие.День осенний в ноябре - Праздник на календаре! День подарков и цветов, Ты встречать его готов?

Протяни с улыбкой руку Немцу, русскому, якуту, Англичанину, эстонцу - Пусть сияет ярче солнце!

Чтобы мирно жить смогли Люди в радости, любви, Взрослые на всей планете Нынче дарят праздник детям! Наталья Майданик - Ребята, 20 ноября отмечается Международный день ребенка (Universal Children's Day), День защиты прав ребенка. Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года. 20 ноября – это еще Международный день прав ребенка. Знаете ли вы, что с самого рождения имеете свои права, которые защищает самая главная организация на нашей земле - Организация Объединенных Наций. (показать слайд с эмблемой ООН и ссылкой на официальный сайт). Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, пре­ступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.

II. Права детей.

1. Игра «Право на имя».

- Сегодня мы и будем говорить о ваших правах.

- А кто из вас знает свои права? Ребята называют:Право на жизнь.Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь.Право на образование.Право на отдых и досуг.Право иметь имущество.Право свободно выражать свои взгляды.Право на свободное перемещение.Право на свободу и воспитание родителями.Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

- Остановимся на Праве на имя при рождении и поиграем в игру «Имена». Условие игры.Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву (пример: Анна – Аккуратная и т.д.). (Ученики называют свое имя, добавляя к нему прилагательное).

- Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

- Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. А что там еще записано, кто знает? (Беседа с учащимися). Там записаны имена ваших родителей. А еще то, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.

2. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

- А где записаны все права детей? (Беседа с учащимися).

- Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций.

- Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. - Предлагаю вам обратить внимание на карточки, которые вам раздали. Это памятка о ваших основных правах, которые отражены в Конвенции.

3. Игра «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав». (Подготовить слайды с изображением фрагментов из сказок)

1. Право на жизнь («Колобок»)

2. Право на неприкосновенность жилища («Три поросенка»)

3. Право на свободу вступления в брак («Дюймовочка»)

4. Право жить и воспитываться в семье («Морозко»)

5. Право на отдых и досуг («Золушка»)

6. Жестокое, бесчеловечное обращение, эксплуатация несовершеннолетних («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

4. Составьте слово.

(демонстрировать слайд зашифрованного слова и вызывать ученика, готового к ответу)

Составьте слово:

Нокевниця - Конвенция

гоусардтсов - Государство

ижзнь – жизнь

рбоазоавине – образование

5. Конкурс «Песни о правах».

(Подготовить музыкальные фрагменты песен)

Для каждой подгруппы исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения).

2. «Чему учат в школе» (право на образование).

3. «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).

4. «Песня о родителях» из фильма «Пеппи Длинный чулок» (право воспитываться в семье).- Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение – пожелание и подумать, о реализации какого вашего права в нем говорится.В этот день хочу я пожелать, Чтобы каждого ребенка в миреЖдали дома и отец и мать,Опекали, холили, любили.

Пусть не будет брошенный ребят,Каждому - семью, отца и маму,Дом, в котором мир всегда и лад,Дом, в котором не бывает брани.

Пусть из окон льется детский смех,Детские улыбки пусть сияют.Поздравляю я сегодня всех,От души, от сердца поздравляю! (Право на воспитание в семье).

III. Обязанности детей.

1. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

- Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Рассуждение на тему «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого».

- Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

(сценки исполняют представители каждой из подгрупп)

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Ведущий: - Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Ученики отвечают. (Пример: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми!

Ведущий: - Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Ученики отвечают. (Пример: Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!) и т.д.

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Ведущий: - Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Ученики отвечают (Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников).

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на перемене бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Ведущий: - Правильно ли рассуждает Петров?

Ученики. Его одноклассники имеют право на отдых. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Ведущий: - Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Ученики высказывают свое мнение.

Заключение.

- Что дороже всего на свете? Задайте этот вопрос любому взрослому и Вы непременно получите ответ - наши дети. "-Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой. Ты же и сам это знаешь.- И даже за сто тысяч миллионов крон? - спросил Малыш.- И даже за сто тысяч миллионов крон!- Значит, я так дорого стою? - изумился Малыш.- Конечно, - сказала мама и обняла его ещё раз.Малыш стал размышлять: сто тысяч миллионов крон, - какая огромная куча денег! Неужели он может стоить так дорого?" (Малыш и Карлсон).

Много праздников на свете, Всех не сосчитать! Любят взрослые и дети Вместе их встречать!

Но сегодня День ребенка Празднует весь Мир, От Парижа до Гонконга Весть летит в эфир:

Поздравляем! Любим! Верим! Мир вам сохраним! Подрастайте! Улыбайтесь! Мы вас защитим! Наталья Майданик

Источники информации.http://supertosty.ru/pozdravleniya/prochie_prazdniki/vsemirnyy_den_rebenka/

Дополнительный материал.

Плакаты.

Листовка.

Ребусы "ОНИ НАРУШИЛИ ПРАВА РЕБЁНКА"

Тыква

Помидор.

Мандарин

Апельсин

infourok.ru

Всемирный день прав ребенка - внеурочная работа, мероприятия

Классный час на тему: Всемирный день прав ребенка

Цель:

  • Обобщить знания детей об основных правах ребенка;

  • Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

  • Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их прав.

Ход мероприятия

  1. Приветствие. Психологический настрой

(Все встают в круг) Сейчас мы с вами поздороваемся, но сделаем это разными способами!

-Поздоровайтесь те, кто родился летом, зимой, весной, осенью.

- кто пришел с хорошим настроением

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте»глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

  1. Целеполагание:

Посмотрите на доску, перед вами число 20 ноября. Оно вам о чем - нибудь говорит?

К концу нашего сегодняшнего классного часа, я думаю, каждый из вас сможет с уверенностью сказать, что он знает такую дату. Но, а пока начнем разбираться…

(Рассказывают два ученика)

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребенок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!!!

-Какие даты вы знаете, связанные с вами детьми?

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня – международный день детей – жертв агрессии

20 ноября - всемирный день прав ребёнка

10 декабря – день прав человека

-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, О ЧЕМ МЫ СЕГОДНЯ БУДЕМ ГОВОРИТЬ?

(на доске появляется карточка - ПРАВА)

  1. Основная часть

1)Составьте слово (на словах в группах лежат разрезанные буквы) КОНВЕНЦИЯ

Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство". Для достижения этой цели он призывает "родителей... добровольные организации, местные власти и национальные правительства" соблюдать права детей, претворяя в жизнь соответствующие законодательные и другие меры.

В 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, которая принята ООН. В ней сказано о правах всех людей. Ваши права записаны в очень серьезном документе – «Конвенция о правах ребенка», которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенцию подписали 150 стран (Казахстан в их числе). РК присоединилась к этой Конвенции в 1994 году. В этом документе говорится, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, заботу родителей. 

А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года (Изображение книги)

2)А как вы понимаете, слово «право»? (мнения детей)

Право – возможность что-нибудь делать, осуществлять. (Из словаря Ожегова)

3) Работа в группах

- А какими правами вы обладаете? – дети работают на постерах «Мои права», затем защита прав (уточнение их, если нужно)

Предлагаю совершить небольшую экскурсию по страницам «Конвенции о правах ребенка» 

- Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 – летнего возраста. - Право на жизнь. - Право на имя при рождении. - Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечивает им наилучший уход. - Право на медицинскую помощь. - Право на образование. - Право на отдых и досуг. - Право иметь имущество. - Право свободно выражать свои взгляды. - Право на свободное перемещение. - Право на свободу и воспитание родителями. - Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. - Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища - Дети имеют право говорить на своем родном языке. 

-Соотнесите и докажите, какие права были нарушены у данных героев в сказке: колобок, Золушка, Буратино, Бременские музыканты, Айболит – дети обсуждают в группах, а затем доказывают свою точку зрения

Колобок – право на жизнь

Золушка – право на отдых и досуг

Буратино – жесткое, бесчеловечное обращение

Бременские музыканты – право на свободу передвижения

Айболит – право на получение бесплатного медицинскую помощь

4) -Ребята, в статье 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанность?

ОБЯЗАННОСТЬ – это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.

-Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у ваших родителей?

- У кого больше всего обязанностей?

- А какие обязанности существуют у учеников?

-Давайте с вами вспомним некоторые из них.

  • Прилежно учиться

  • Иметь аккуратный вид

  • Соблюдать правила поведения и ТБ

  • Беречь школьное имущество

5) Анализ ситуаций

Разыгрываем сценки с детьми, а затем разбор

Приглашаю девочку и мальчика

Девочка: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Учитель: Кто прав? Почему Дима должен готовиться к урокам?

2 сценка – приглашаю девочку.

Учитель: Катя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

Катя: Ольга Иосифовна, не имеете право эксплуатировать ребёнка.

-Кто прав? Почему Катя должна остаться?

ВЫВОД: ЗАЩИЩАЯ ПРАВА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ.

  1. Заключительная часть.

-Для того, чтобы узнать насколько вы усвоили материал нашего классного часа, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов (раздаю каждому):

1. Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?

А) Да, существуют

Б) Затрудняюсь ответить

В) Не существуют

2. Разрешено ли нам нарушать права других людей?

А) Да, конечно разрешено.

Б) Разрешено только в редких случаях

В) Абсолютно запрещено

3. Кем были созданы права человека?

А) народом

Б) государственной властью

В) сотрудниками полиции

4.Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?

А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.

Б) это право доступно для каждого ребенка

В) ни один ребенок не имеет такого права.

5.Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе – это…

А) право учащихся

Б) обязанность учащихся

В) не то и не другое

  1. Давайте подведём итог:

- В каком документе записаны права детей?

- Какой организацией он был принят?

- Какие права- положения из конвенции вы знаете?

- Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить?

(Что кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом, семьёй…)

- А ещё? (Уважай свои и чужие права)

И на память я бы хотела вручить вам памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником в вашей школьной жизни.

- И на память я хочу подарить каждому из вас календарик.

-Скажите какое право отмечено в календаре? (право на отдых)

КЛАССНЫЙ ЧАС

НА ТЕМУ:

Учитель: Ефимова О.И.

г. Петропавловск

kopilkaurokov.ru

Классный час «Всемирный день прав ребенка»

Дать детям представления о правах ; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника; формировать гражданскую позицию;развивать познавательную, творческую, коммуникативную активность детей; воспитывать чувство справедливости и ответственности перед окружающими.

Просмотр содержимого документа «Классный час «Всемирный день прав ребенка»»

  • -Послушайте, чем отличается Конвенция от Декларации:  Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государствам соблюдать записанные в них положения. А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.  С момента рождения, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, маленький гражданин взят под охрану государства и обладает следующими  правами: Жить и воспитываться в семье Общаться с родителями и другими родственниками Защищать свои права Выражать своё мнение Право на имя, отчество и фамилию Изменение фамилии и имени Право на имущество Право на медицинское обслуживание Право на образование и другие. Таким образом,  в ХХ веке в мире появилось сразу два праздника, посвященных маленьким мальчикам и девочкам: Всемирный день детей (20 ноября) и Международный день защиты детей (1 июня). 20 ноября во многих странах мира отмечают праздник радости и счастливого детства- Всемирный день детей.  «Детской Конституцией» называют принятую в 1989 году Конвенцию о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка как международный правовой акт обладает высшей юридической силой, является составной частью правовой системы Российской Федерации согласно ст. 15 Конституции РФ.

В Конвенции 54 статьи о правах ребенка. Сегодня мы рассмотрим самые важные, которые вы должны знать.

  • Статья 1 "Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста ". До 18 лет за вас несут ответственность взрослые, после 18 - за свои поступки отвечаете вы сами.

Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".

  • Это главное право каждого человека. -Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях? Было в древности государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами - выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если слабый, больной - он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому - помогать...
  • Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя". У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество. Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении 
  • Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя". У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество. Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении 

Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!

Когда исполняется 14 лет, выдается другой документ. Кто знает как он называется? Паспорт меняется в 20 лет и 45.

  • Статья 13 "Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение". Ребенок может высказывать вслух все, что думает; написать и даже напечатать в газете или журнале.
  • Статья 16 "Каждый имеет право на владение имуществом, на неприкосновенность жилища".

Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование" Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.

Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг". Вы обязаны уважать права других людей.

Статья 32 "Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации".

Статья37  а) "Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким видам обращения и наказания".

б) " Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным способом". Арест или задержание ребенка осуществляется согласно закону и лишь в качестве крайней меры. Знаете ли вы, с какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 16 лет, за особо тяжкие преступления - с 14 лет). Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать - никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными. Все дети равны в своих правах и никто не должен их нарушать!

  • ВИКТОРИНА" Права ребенка"

1.Назовите основной закон государства .

  • 2.Какой международный документ закрепляет права детей?
  • 3.В каком году была принята Конвенция о правах ребёнка? ( 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка») 
  • 4. Что такое право? (ПРАВО – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.) 

5. Ребёнок – это … ?   (Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 1

6. Какие дети имеют право на особый уход и защиту? (Все дети имеют такое право).

7.Ребёнок имеет право:  

Каждый ребенок имеет право на жизнь. (Статья 6)  Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. (Статья 13 )

8 . С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью? ( Статья 60 Конституции РФ гласит «Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет».)

9.Сколько лет Конвенции о правах ребенка в этом году? (27 лет) 10.Какие документы, удостоверяющие личность, есть у каждого ребенка?  ( До 14 лет – свидетельство о рождении, а затем –паспорт).

Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.  Помните золотое правило морали: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе". Эти слова принадлежат древнему философу - мыслителю Китая Конфуцию.

Что мы знаем о правах?

  • Серёжа.   В школе пробыл я полдня И теперь вот у меня Просто буря в животе –  Мысли только о еде.
  • Мама.   Кто с порога – и за ложку? Руки вымыл бы, Серёжка!
  • Серёжа. Нет, ты, мама не права, Я свои узнал права. Меня мыться заставляешь? Мою личность притесняешь!
  • Бабушка.    Ой, с давлением беда. Ты, покушаешь когда, То в аптеку, внук, сходи, Мне таблеточек купи.
  • Серёжа.    Что ты, бабушка, детей Эксплуатировать нельзя. Одевайся потеплей И иди скорей сама.
  • Мама.    Ну, тогда помой посуду, Можешь это или нет?
  • Серёжа.   Что ты, мама, нет, не буду: Ведь на детский труд запрет. Право есть на отдых, кстати, Поваляюсь на кровати.
  • Мама.    Прав у мам, как будто, нет! Завтра сам готовь обед! И задачу номер пять Будешь, сын, ты сам решать.
  • Бабушка.    Да и брюки завтра к школе Сам, внучок, погладишь, что ли.
  • Мама.   Твои права мы уважать, Конечно же, должны.
  • Бабушка.   Но только должен ты узнать –  Права у всех равны.
  • Мы знаем о законе мало,
  • Не больше всех иных,
  •   Мы знаем, делать нужно то,
  • Что благо для других.
  • В своих правах мы все равны: И взрослые и дети. Все расы, веры, языки –  Все люди на планете.
  • На любовь имеют право Все ребята на Земле, На заботу и на ласку, Право жить в своей семье.
  • В дом без спроса к вам никто Заходить не может. Ваши вещи и добро Брать не может тоже.
  • Сохранить своё здоровье –  Право есть у нас такое. Заболеть, когда случиться –  Каждый вправе полечиться.
  • Если вдруг захочет кто-то Запретить ходить вам в школу, Знайте сразу – он не прав –  Не дано таких им прав.
  • Никто не может вас пытать, Делать больно, обижать. Вы запомните одно – Бить людей запрещено.
  • О правах своих послушал, И запомни крепко их. Только знай, что очень нужно. Уважать права других.
  • Этих прав лишить не может Вас никто и никогда. Право каждое поможет Быть счастливым вам всегда!

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Василий Александрович Сухомлинский

multiurok.ru

Классный час: «20 ноября - Всемирный день прав ребенка»

ЦЕЛИ:

1. Формирование правовой культуры учащихся.                                                            

2. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.

3. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.                                                                                                                                     

ЗАДАЧИ:

• познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;

• на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;

• помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ход классного часа:

- Сегодня  мы будем говорить о нашем обществе. Вспомните, недавно на уроках мы говорили об обществе, в котором мы живем. Как называется наше общество? (россияне)

- Давайте вспомним, как называется основной документ нашего государства? (конституция)

- В обществе всех людей на Земле можно выделить часть общества, в которую не входят наши гости, я, ваши родители. Назовите это общество (общество детей)

- Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)

«ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению».

«около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».

«120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»

- Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в г. Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущие поколения от войны. В эту организацию входит более 180 государств. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Об этом документе мы сегодня и будем говорить.                                  

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Приложение 1

СЛАЙД 1. Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется                   «Конвенция о правах ребенка»

Это слово для вас новое и сложное. Давайте поучимся его произносить и постараемся запомнить. (хором)

СЛАЙД 2 - В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях.

Фотография детей разных национальностей.

- Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.

СЛАЙД 3. Ребенок – это любой человек до исполнения ему 18 лет.

Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство.

СЛАЙД 4. - А вы имеете имя и фамилию?

   Значит, вы пользуетесь этим правом!

СЛАЙД 5. Любой ребенок имеет право:

на жизнь со своими родителями;

на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития.

СЛАЙД 6. ПРАВА ДЕТЕЙ:

 -Ребенок имеет право на имя и гражданство;

 - дети имеют право жить с родителями;

 - дети имеют право на медицинскую помощь;

 - право на охрану и защиту;

 - право на обучение;

 - право на отдых.

СЛАЙД 8. КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

 2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации                                                             

 - Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Давайте вспомним художественное произведение, с которым мы недавно познакомились. Это рассказ А.П.Чехова «Ванька». У вас на партах лежат листочки с отрывком из этого произведения. Прочитайте и подчеркните строчки, в которых говорится о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время.

Самостоятельная работа

Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..                                                                          «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок их ний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»

Обсуждение. Какие права были нарушены?

(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)

У каждого человека есть не только права, но и обязанности:

- соблюдать правила личной гигиены;

- помогать старшим;

- добросовестно учиться.

Я предлагаю вам рассмотреть рисунки, обсудить их в парах, определить, на каких рисунках нарушаются права ребенка, а на каких нет. Раскрасьте рисунки, где, по вашему мнению, не нарушаются права детей (СЛАЙДЫ 9 - 10).

Объясните свой выбор.

Чтобы вы лучше запомнили ваши права, ребята подготовили стихи:

Сколько бы ни было

В мире детишек.

Черных и белых, девчонок, мальчишек

Все их права и ценны и равны.

Взрослые! Вы уважать их должны.

Богатство твоей страны – это ТЫ!

Должен любой президент понимать:

Лишь там превращаются в правду мечты,

Где детям готовы всё лучшее дать.

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя.

ПОМНИ!

Куда бы ты ни пришёл,

Любой государственный дядя

Дела иные отложит в стол

Твоих интересов ради!

Я расту на радость маме,

Но приходится признать,

Чтоб Я вырос лучшим самым,

Как мне много нужно знать!

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.               

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на индивидуальность.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на специальную охрану и защиту.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.           

xn--j1ahfl.xn--p1ai