Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Приложение 2. Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин. Тест для ребенка 8 лет на отношение к родителям


Тест "Родители глазами ребенка", Тесты для выявления взаимоотношений отца и матери с детьми, Приложение 2. Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. Ильин Е. П. Страница 139. Читать онлайн

Тесты для выявления взаимоотношений отца и матери с детьми.

. . .

Тест "Родители глазами ребенка".

Тест является фрагментом детской методики Рене Жиля, взятой из публикации: И. Н. Гильяшев, Н. Д. Игнатьева. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка // Психологическое исследование личности в клинике. Л., 1978. Она представляет собой переходную форму между анкетой и проективными тестами.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к матери и отцу.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков, из которых я оставил только два, имеющие отношение к оценке детьми матери и отца.

Отношение к тому или иному родителю выражается количеством его выборов, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Стимульный материал к методике Рене Жиля

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, подруга).

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты гостишь у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей (папы, мамы, брата, сестры) и твою комнату.

7. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть, тебе все равно? Напиши.

8. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши.

9. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши.

10. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

11. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

12. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

13. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

14. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

15. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

16. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

17. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать? Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

18. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать? Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

19. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

20. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

bookap.info

Диагностика детско-родительских отношений [2018]

 

Диагностика детско-родительских отношений помогает выяснить, что именно ребенок чувствует, находясь в собственном доме, какие переживания, волнения терзают его каждый день.

 

С помощью специальных тестов мы можем понять, какая обстановка царит в семье и как это отражается на хрупкой личности ребенка.

 

Содержание:

  1. Как понять, что с ребенком что-то не так? Зачем нужны тесты?
  2. «Рисунок семьи» — простая и результативная методика
  3. Диагностика  по Е. Бене-Энтони, «Грустная мама»
  4. Диагностика в младшем школьном возрасте

 

 

Взрослые часто не замечают или не способны видеть, что происходит на самом деле, но кроха всегда тонко чувствует малейшие изменения в отношениях родителей, внутрисемейной атмосферы и это, конечно же, отражается на его личности и будущем.

 

С помощью представленных методик вы сможете выявить сформировавшиеся или только зарождающиеся проблемы восприятия обстановки ребенка и при желании откорректировать ситуацию внутри семьи.

 

Как понять, что с ребенком что-то не так? Зачем нужны тесты?

В идеале перед тем как устремиться во взрослую жизнь, ребенок неизбежно проходит через институт семьи.

 

Именно здесь ему привьются те или иные навыки и только от взрослых будет зависеть, вырастет он общительным или нелюдимым, уверенным в себе или терзаемым сомнениями.

 

Порой даже незаметно, насколько сильно родители и атмосфера в доме влияют на него. «Он всегда был тихим», «С самого рождения такая», — это распространенная ошибка.

 

Просто степень родительского влияния не знает границ и начинается с самого рождения (если не с зачатия) крохи. Ребенок чувствует все!

 

И если обстановка накаляется, опытный психолог всегда заметит это.

 

Своевременно выявленные проблемы легче решить

 

Признаки отклонения:

 

  1. Повышенная тревожность
  2. Замкнутость
  3. Гиперактивность
  4. Ухудшение успеваемости
  5. Трудности в общении со сверстниками
  6. Безынициативность

 

Ребенок, начиная с трехлетнего возраста и вплоть до подросткового, может проявлять демонстративность.

 

Он будет стараться добиться успеха во всем, до последней капли сил зубрить уроки или, наоборот, станет отъявленным «разбойником», делая что угодно, лишь бы на него обратили внимание.

 

На самом деле, это прямое свидетельство недостатка любви, чувства заброшенности, никому ненужности.

 

Малыш страдает и таким своим поведением старается просто получить для себя толику родительской любви.

 

Далеко не всегда в этом виновата семья.

 

Часто они заботятся и ценят его в достаточной мере, но этого мало в силу гипертрофированной потребности.

 

Взрослые часто не замечают, что на самом деле происходит с их чадами

 

Другой стороной медали становится уход в себя и замкнутость. Так часто случается, если ребенок не выдерживает требований взрослого и ожидания слишком давят на него.

 

Здесь также все зависит от поведения родителя.

 

Возможно, после тестирования чада будет правильным пройти и вам тест «Стратегии семейного воспитания», чтобы выявить, истинное отношение к своему ребенку.

 

И авторитарный и чрезмерно либеральный стиль может сослужить плохую службу и привести к усугублению негативных последствий.

 

Здесь потребуется работа психолога с обоими родителями ради коррекции их поведения.

 

Аномалий может быть много и у каждого проявляться по-своему.

 

Важно, чтобы диагностика детско-родительских отношений в ДОУ не воспринималась агрессивно, как способ «влезть в наши дела».

 

Взрослые часто недооценивают детски переживания, тем самым усугубляя состояние ребенка

 

Тестирования, наоборот, помогут выявить проблему и дать рекомендации относительно решения.

 

Трудных детей не бывает, бывает совершенно неподходящая среда для их развития и роста.

 

Помогите детскому психологу адекватно понять ситуацию, и он обязательно придет на выручку.

 

Перечисленные ниже методики изложены в свободной форме для ознакомления, сами опросники вам предоставит психолог или их можно найти на просторах интернета.

 

Возможно, вы хотели бы провести их сами, у себя дома.

 

Это выполнимо, но помните, что диагностика детско-родительских отношений, во всем ее многообразии и степень развития личности ребенка выявляется более точно только посторонним, незаинтересованным человеком.

 

А вы как раз как никто заинтересованы, потому лучше всего будет довериться опытному профи.

 

Все зависит от сложности, к примеру, «рисунок семьи» может свободно интерпретировать практически каждый.

 

Совет: если вам дали задание пройти тест параллельно с ребенком, не отказывайтесь и не просите принести его позже. Психологу важно пообщаться с вами в процессе и понаблюдать за поведением.

 

Перечисленные ниже методики легко помогут определить, что на самом деле происходит с ребенком

 

«Рисунок семьи» — простая и результативная методика

Она рассчитана и на ребенка, и на подростка, и даже на взрослого.

 

Начинать стоит с того момента, когда ребенок способен рисовать людей не в виде «головастиков» с ручками-ножками, а как существ с головой, шеей, туловищем.

 

Не ставьте каких-либо ограничений и не давайте четких установок.

 

Попросите просто нарисовать семью в таком виде, как хочется испытуемому. Заранее подготовьте простой карандаш и половину альбомного листа.

 

Слишком большое пространство может сбить его с толку.

 

Не давайте к этому комплекту ластик, если ребенок настаивает, дайте ему новый лист, а после сравните их между собой.

 

Если что-то не ладится в семье, дети чувствуют это очень тонко

 

Важно дать понять, что это не задание ради оценки, и никто ругать не будет.

 

Следите, кого нарисуют первым, а кого — последним и избегайте любого упрека.

 

Во время этой диагностики детско-родительских отношений, предназначенной для дошкольников, попросите обязательно подписать каждый объект: «мама», «папа», «собака Нюся» и т. д.

 

Вы удивитесь, как могут подписать, к примеру, братьев их родная сестра: «мой младшенький братик Максик» и «Виктор».

 

Разница колоссальна, не так ли? Неодушевленные предметы также важны, в том смысле какую роль они играют в жизни ребенка и его семьи (с его точки зрения).

 

И это не всегда свидетельствует о материализме.

 

Просто любимый телефон — вещь постоянная, она является источником удовольствий и информации и никуда не исчезнет, в отличие от человека.

 

В процессе обработки данных учитывайте следующие правила:

 

  1. Случайностей в рисунке быть не может, все это выражение чувств. Если кого-то не нарисовали, это свидетельствует или об агрессии к родственнику или об отсутствии эмоционального контакта.
  2. Малыша нет на картинке? Возможны два варианта: его не волнует эта ячейка общества или он не может найти свое место в семье.
  3. Размер объекта всегда говорит о важности, его роли для рисующего. Тот, кто выше, — обладает большей властью, по его мнению.
  4. Попросите назвать и подписать каждого персонажа. Даже если количество сходится с вашими данными, возможно, вместо папы он нарисовал Деда Мороза.
  5. Вымышленные герои выражают то, чего не хватает. Это воображаемые отношения. Узнайте все об этом существе и вы поймете чувства крохи.
  6. Самый близкий к нарисованному ребенку персонаж психологически более близок. Это может быть даже не мама, но любимая кошка.
  7. Если семья изображена маленькой в самом верху листа — это говорит о низкой самооценке и высоком уровне требований к себе. В самом низу (чистое место вверху их голов) — низкая самооценка и уровень притязаний.

 

Если вы не можете сами справиться с проблемой, обратитесь к детскому психологу

 

Если его кто-то волнует или пугает особенно сильно, рисунок будет обведен несколько раз, заштрихован или наоборот, изображен с помощью легкого касания кончика карандаша.

 

Искажения с правой стороны тела говорят о проблемах социального характера.

 

У взрослых — это работа и учеба, у ребенка — садик, школа.

 

Искажения левой стороны говорят о проблемах в кругу близких людей (маленькая рука или нога).

 

Размер головы свидетельствует о количестве ума, а глаза  — о психическом состоянии.

 

Ведь в картине мира малыша глаза даны, чтобы плакать и выражать эмоции и попросить о поддержке.

 

Теплые доверительные отношения с близкими помогут ребенку легче устроиться в жизни

 

Большие — тревожность, маленькие «точки» — боится попросить о помощи, чувствует страх.

 

С помощью ушей человек прислушивается к окружающим, а рот является символом агрессии.

 

Он большой у критиканов, людей, что постоянно кричат и ругаются.

 

Наличие шеи говорит о возможности управлять своими чувствами. Руки в восприятии испытуемого — способность на поступки.

 

Чем четче они нарисованы, тем уверенней он себя чувствует в мире. Это могут быть своеобразные «варежки» или 5 пальцев.

 

Если их больше, то он чувствует себя весьма уверенно, ощущает свое могущество. Обратите внимание на площадь опоры у ног.

 

Это символ устойчивого положения в жизни, особенно если они стоят на линии земли, а не выше нее.

 

Совет: дайте ребенку столько времени, сколько ему нужно. Не давите и не поторапливайте.

 

Выявить проблему помогут специальные тесты

 

Диагностика детско-родительских отношений в семье по Е. Бене-Энтони, «Грустная мама»

Следующая диагностика детско-родительских отношений предложенная Е.Бене-Энтони подходит для подростков и даже совсем маленьких детей.

 

Разница лежит в подходе экзаменатора, подросток может прочесть карточки самостоятельно, а ребенку нужно будет прочитать их вслух.

 

Вам следует приобрести или изготовить самому 21 фигуру из бумаги, которые будут символизировать членов семьи (людей).

 

Они должны быть разного пола и возраста, начиная от младенца и заканчивая пожилыми людьми.

 

Позаботьтесь, чтобы все они были разными и весьма характерными. Последний персонаж — господин «Никто».

 

К нему можно будет обращаться, если предложенное утверждение не найдет своего места среди предполагаемого круга семьи.

 

Попросите ребенка нарисовать свою семью

 

На каждой фигуре должно располагаться место для карточек (конвертик).

 

Садитесь с ребенком за стол и предложите пофантазировать, представить, что кто-то из этих персонажей — его семья, пусть выберет их.

 

Затем малышу предлагаются вопросы, которые он должен отнести к определенному бумажному человечку.

 

Они делятся на следующие категории:

 

  1. Положительные эмоции, исходящие от крохи (кого любит, кто играет с…)
  2. Отрицательные эмоции, исходящие от крохи (кого ненавидит, кто злит…)
  3. Положительные эмоции, получаемые крохой (ты любишь целовать?, ты счастлив вместе с…?)
  4. Отрицательные эмоции, получаемые крохой (ты ругаешь, ты шлепаешь…)

 

Причем эта диагностика детско-родительских отношений и подобные методики следует проводить в двух направлениях.

 

Спрашивать, кого ты любишь, и кто любит тебя, кого ненавидишь и кто ненавидит тебя и т. д.

 

Вариант диагностики детско-родительских отношений в подростковом возрасте содержит в себе акценты на два вида положительного отношения: слабые и сильные.

 

Первые — это дружба, вторые — манипуляции, интимный психический контакт, переживания на почве первых проявлений сексуальности.

 

Изучается потакания и сверхопека, а также выражение враждебности.

 

Диагностика «Грустная мама» состоит из рисунка, на котором изображена печальная женщина и мужчина.

 

Дается инструкция: «Художник нарисовал маму и папу в комнате. Папа смотрит в окно, а мама очень грустная и чем-то расстроена.

 

Психолог наверняка сможет вам помочь понять, что происходит

 

Как ты думаешь, почему у нее плохое настроение?». После нее ребенок может дать свое виденье ситуации.

 

Вы удивитесь насколько тонко дети чувствуют обстановку в доме и как на свой лад воспринимают любую ссору. В принципе существует три типа ответов.

 

Первая группа (ребенок винит себя): «Потому что их сын убежал», «Их дочь испортила им настроение».

 

Вторая свидетельствует о личной ссоре между родителями: «Мама не приготовила папе еды», «Папа не разрешает маме общаться с подругами».

 

Третья говорит о посторонних причинах: «Потому что погода плохая», «Плита сломалась» и пр.

 

Эта методика выявляет степень сосредоточенности детей на ссорах в семье, их восприятие ситуации.

 

Особенно это актуально, если пара распалась, в разводе. Обратите внимание на эмоции ребенка, наводите уточняющие вопросы.

 

Третья группа ответов предпочтительна.

 

Совет: взрослым стоит пройти следующие тесты: «Мера заботы», опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), опросник родительских установок и реакций Шафера (PARI).

 

Дети часто ассоциируют себя с животными

 

Диагностика детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте — детский апперцептивный тест (CAT)

Children’s Apperception Test поможет разобраться сразу в нескольких категориях: в чем он нуждается и чего ожидает, прояснит отношение к родителям и сверстникам, уровень агрессивных тревог и страхов, наличие внутриличностных конфликтов.

 

Дети любят игры, а еще больше ассоциировать себя с животными (так еще Фрейд считал), потому этот тест принесет им только удовольствие.

 

Методика подходит крохам от 3 до 10 лет.

 

Существует ограничение во времени (40 минут), но вы должны тайно следить за ним не напрягая рамками ребенка.

 

Выдавайте изображения поштучно, потому что дети любят играть всем и сразу, это оборвет нить повествования.

 

Своевременное решение проблемы поможет вам создать крепкую счастливую семью

 

Рассмотрим изображения:

 

  1. За столом сидят 3 цыпленка, перед ними миска с пищей. Вдалеке виден образ курицы. Тема освещает проблему конкуренции между братьями и пищевого поведения.
  2. Три медведя перетягивают канат. С одной стороны — взрослая особь, с другой — медведь и медвежонок. Звереныш ассоциируется с самим малышом. А перетягивание каната — с конкуренцией между мамой и папой. Чью сторону займет кроха? Агрессивная это конкуренция или дружеская игра?
  3. Лев сидит на троне, рядом трость. Внизу картинки норка с мышкой. В этом образе чаще всего видят фигуру отца или опекуна. Пусть испытуемый расскажет злой лев или добрый, зачем ему трость, кто такая мышка? Не сам ребенок ли?
  4. Мама кенгуру гуляет с кенгурятами. Здесь чаще всего скрыта тема конкуренции между братьями-сестрами, отношение к младшему в доме.
  5. Два медвежонка лежат в кроватке в комнате старших. Дает возможность выговориться относительно скрытых смущений, переживаний и наблюдений.
  6. В темной пещере спят два взрослых медведя, на переднем плане — медвежонок. Вопрос ревности, тройственности, проблема мастурбации.
  7. Злой тигр гонится за обезьяной. Сказка может наполниться темой страха, борьбы, насилия или веселой погоней. Все зависит от реакции.
  8. В комнате сидят 3 обезьяны, одна из них разговаривает с маленькой обезьянкой. Рассматривается предполагаемая ситуация: выговор, поощрение или простая беседа.
  9. Зайчонок сидит в кроватке в темной комнате. Проблема страха быть покинутым и одиночества.
  10. Щенок лежит на руках у взрослой собаки в ванной комнате. Если это наказание — то за что, если игра — то какая?

 

life-reactor.com

2. Тест «Отношения с родителями» (н.С.Ефимова)

Цель: выявить основные стратегии отношения родителей к ребёнку.

Выделяются следующие аспекты родительского отношения:

А. Принятие – общее эмоционально-положительное отношение, отвержение – эмоционально-отрицательное отношение к ребёнку.

Б. Кооперация – стремление взрослых к сотрудничеству с ребёнком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участия в его делах.

В. Симбиоз – стремление взрослых к полному единению с ребёнком, сокращение психологической дистанции между собой и ребёнком до нуля.

Г. Авторитетная гиперсоциализация – степень контроля за поведением ребёнка.

Д. Отношение к неудачам ребёнка – отношение к способностям ребёнка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Инструкция: ответьте на 60 вопросов опросника. Если он согласен, то ответ – «да или +», если не согласен, то «нет или -».

  1. Мои родители всегда меня жалеют.

  2. Мои родители считают своим долгом знать всё, о чём я думаю.

  3. Моим родителя иногда кажется, что моё поведение отклоняется от норм.

  4. Родители хотят, чтобы я находился подальше от реальных жизненных проблем, особенно, если они наносят мне травму.

  5. Мои родители меня уважают.

  6. Мои родители стараются оградить меня от трудностей жизни.

  7. Я чувствую, что часто бываю неприятен моим родителям.

  8. Мои родители всегда стараются мне помочь.

  9. Иногда жёсткое отношение родителей ко мне приносит пользу.

  10. Иногда мои поступки вызывают чувство досады у моих родителей.

  11. Мои родители считают, что я ничего не добьюсь в жизни.

  12. Моим родителям кажется, что другие надо мной смеются.

  13. Я часто совершаю поступки, которые осуждаются родителями.

  14. Родители мне говорят, что для своего возраста я недостаточно развит.

  15. Я специально веду себя плохо, чтобы досадить родителям.

  16. Родители считают, что я впитываю, как губка, только плохое.

  17. Родители уверены, что меня трудно научить хорошим манерам

  18. Родители убеждены, что детей с детства нужно держать в жестких рамках, только тогда вырастет хороший человек.

  19. Мои родители любят, когда мои друзья приходят ко мне.

  20. Мои родители принимают участие в моих делах.

  21. Родители мне говорят, что ко мне «липнет» всё дурное.

  22. Родители считают, что я не добьюсь успехов в жизни.

  23. В компании родителям бывает стыдно, что я не такой умный и способный, как другие дети.

  24. Мои родители мне сочувствуют.

  25. Мои родители сравнивают меня с другими сверстниками и им кажется, что они воспитаннее и разумнее меня.

  26. Если у родителей есть свободное время, то они стараются провести его вместе со мной.

  27. Родители жалеют о том, что я взрослею и, часто вспоминают то время, когда я был совсем маленьким.

  28. Я чувствую, что иногда родители относятся ко мне с неприязнью.

  29. Родители мечтают о том, чтобы я достиг того, что им не удалось.

  30. Родители уважают во мне личность.

  31. В основном, родители выполняют мои желания.

  32. Моё мнение в семье учитывается.

  33. Родители интересуются моей жизнью.

  34. Я признаю, что требования родителей ко мне правомерны.

  35. Родители признаются в своих ошибках.

  36. Мои родители считаются со мной.

  37. По отношению ко мне родители испытывают дружеские чувства.

  38. Когда я капризничаю, мои родители считают, что это проявление эгоизма, лени и упрямства.

  39. Родители уверены, что отпуск нужно проводить всей семьёй.

  40. Родители заботятся о том, чтобы у меня было спокойное и беззаботное детство.

  41. Иногда мне родители говорят, что я не способен ни на что хорошее.

  42. Моим родителям нравятся мои увлечения.

  43. Своим поведением я могу вывести родителей из себя.

  44. Родители понимают мои огорчения.

  45. Иногда моё поведение или поступок раздражает родителей.

  46. Родители говорят, что меня воспитывать – это нервы трепать.

  47. Мои родители сторонники строгой дисциплины, которая развивает в ребёнке сильный характер.

  48. Я чувствую, что родители мне не доверяют.

  49. За строгое воспитание я благодарен своим родителям.

  50. Иногда мне кажется, что мои родители меня ненавидят.

  51. Родители считают, что во мне больше недостатков, чем достоинств.

  52. Родителям близки мои интересы, они их разделяют.

  53. Родители упрекают меня в том, что я не в состоянии сделать что-либо самостоятельно.

  54. Родители убеждены, что расту неприспособленным к жизни.

  55. Я знаю, что своим родителям я нравлюсь таким, какой я есть.

  56. Родители тщательно следят за моим здоровьем.

  57. Родители мной восхищаются.

  58. Я не имею секретов от моих родителей.

  59. Родители невысокого мнения о моих способностях и всё время мне об этом говорят.

  60. Родители хотят, чтобы я дружил с теми, кто нравится им.

Обработка и оценка результатов.

За совпадение с ключом начисляется 1 балл. Баллы суммируются по каждой шкале.

А. Принятие – отвержение:

«ДА» -3,7,9,11,13,14,15,17,23,25,28,29,38,39,41,43,45,46,48,50,51,54,59;

«НЕТ» - 5,19,26,36,37,42,44,52,55.

Б. Кооперация:

«ДА» - 8,20,24,30,32,33,34,35.

В. Симбиоз:

«ДА» - 1,4,6,27,31,40,57.

Г. Авторитетная гиперсоциализация:

«ДА» - 2,18,29,47,49,56,58,60.

Д. Отношение к неудачам ребёнка:

«ДА» - 10,12,16,21,53.

Интерпретация результатов:

А. Принятие – отвержение.

24 – 32 балла. Родители низко оценивают способности ребёнка, не верят в его будущее, испытывают отрицательные чувства (раздражение, злость, досаду) по отношению к нему.

0-8 баллов. Родители принимают ребёнка таким, какой он есть, уважают его индивидуальность, одобряют интересы, проводят с ним достаточно много времени.

Б. Кооперация.

7-8 баллов. Родители проявляют искренний интерес к сфере деятельности ребёнка, высоко оценивают его способности, поощряют его самостоятельность и инициативу, стараются быть с ним на равных.

1-2 балла. Родители не проявляют внимания к интересам ребёнка, подавляют его инициативу.

В. Симбиоз.

6-7 баллов. Родители отказываются от каких-либо других важных целей своей жизни, кроме воспитания ребёнка, желая полностью оградить его от забот и трудностей реальной жизни. Вряд ли такое воспитание действительно поможет ребёнку в жизни.

    1. балл. Родители не считают полезным для ребёнка жить только ради него, уважают психологическое пространство сына или дочери.

Г. Авторитарная гиперсоциализация.

6-8 баллов. Родители ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребёнку, требуя от него безоговорочного послушания, навязывая ребёнку свою волю.

    1. балл. Контроль за действиями ребёнка со стороны родителей почти отсутствует.

Д. Отношение к неудачам ребёнка.

5-6 баллов. Родители считают ребёнка маленьким неудачником и относятся к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителям несерьёзными.

    1. балл. Неудачи ребёнка родители считают случайными и верят в него, в его способности, в его будущее.

studfiles.net

Методики диагностики детско-родительских отношений

  • "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ)
  • Опросник для родителей в двух вариантах – детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении.

  • "Лики родительской любви"
  • данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку.

  • "Мера заботы"
  • многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным или чрезмерным вниманием к нему родителей. Этот тест поможет разобраться, насколько верна воспитательная позиция.

  • Методика идентификации детей с родителями опросник А. И. Зарова
  • Посредством методики диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями.

  • Методика PARI (parental attitude research instrument)
  • предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли, к ребенку: оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.

  • Опросник родительского отношения (ОРО)
  • тест-опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

  • "Поведение родителей и отношение подростков к ним" Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях)
  • назначение теста - изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

  • "Стратегии семейного воспитния"
  • С помощью этого теста можно оценить свою стратегию семейного воспитания (стиль): авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.

  • Шкала общения родителя с ребёнком А.И. Баркан
  • . По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как общаются дома с ребёнком, какие эмоции преобладают в процессе общения ребенка с родителем.

    testoteka.narod.ru

    Тест «Стиль родительского отношения к ребенку»

    Пройдя данный тест Вы разберетесь в том, какой стиль родительского отношения к ребенку Вы реализуете в процессе его воспитания: «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник»

    Ответьте искренне «верно» или «неверно» на каждое суждение.

     

    1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

    2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

    3. Я уважаю своего ребенка.

    4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

    5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

    6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

    7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

    8. Мой ребенок часто неприятен мне.

    9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

    10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

    11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

    12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

    13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

    14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения ничего не заслуживают.

    15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

    16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

    17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как «губка».

    18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

    19. Ребенка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

    20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

    21. Я принимаю участие в своем ребенке.

    22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

    23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

    24. Когда в компаниях знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

    25. Я жалею своего ребенка.

    26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они мне кажутся взрослее и по поведению, и по суждениям.

    27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свободное время.

    28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

    29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

    30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

    31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

    32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

    33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

    34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

    35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

    36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

    37. Я всегда считаюсь с ребенком.

    38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

    39. Основная причина капризов моего ребенка -эгоизм, упрямство и лень.

    40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

    41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

    42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

    43. Я разделяю интересы своего ребенка.

    44. Я разделяю увлечения своего ребенка.

    45. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

    46. Я понимаю огорчения своего ребенка.

    47. Мой ребенок часто раздражает меня.

    48. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

    49. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

    50. Я не доверяю своему ребенку.

    51. За строгое воспитание дети благодарят потом.

    52. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

    53. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

    54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

    55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

    56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

    57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

    58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

    59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

    60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

    61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

     

     

    Подсчитайте сумму баллов по каждой шкале.

    За каждый совпадающий ответ поставьте 1 балл.

     

    1.  «Принятие-отвержение»: верно – 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 45, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 60; неверно –3,20, 27, 37, 38, 43, 44,  46, 56.

    2.  «Кооперация»: верно – 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

    3.  «Симбиоз»: верно – 1, 5, 7, 28, 32, 33, 41, 58.

    4.  «Авторитарная гиперсоциализация»: верно – 2, 19, 48, 50, 57, 59.

    5.  «Маленький неудачник»: верно – 11, 13, 17, 22, 30, 54, 61.

     

    Сопоставьте ваши результаты с характеристиками шкал.

    «Принятие-отвержение» отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы (низкие баллы – менее 9): родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы (высокие баллы – более 10): родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

    Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

     

    «Кооперация» – социально желательный образ родительского отношения (высокий балл – более 6). Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, сочувствует ему, старается во всем помочь. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

     

    «Симбиоз» – отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах (более 4) по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, т. е. ощущает себя единым целым с ребенком, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, который кажется ему маленьким и беззащитным.

    Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

     

    «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле (более 3) по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

     

    «Маленький неудачник» отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале (более 5) в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизовать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли, чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

    vmestemir.ru

    Тест для родителей "Ваши отношения с детьми" - Родителям - Каталог файлов

    Тест для родителей "Ваши отношения с детьми"

     

    Запишите в строчку через запятую числа от 1 до 14. Таково количес­тво вопросов. При ответе на вопрос вам надо поставить одну из цифр: «да» - 2 балла, «отчасти», «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.

     

    Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая: первая реакция - самая верная. У вас 2 минуты.

     

    1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? 2. Говорят ли дети с вами по душам, советуются ли по личным делам?

    3. Интересуются ли они вашей работой?

    4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

    5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

    6. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

    7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

    8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

    9. Хотят ли дети, чтобы на детских праздниках вы были с ними?

    10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

    11. А телевизионные передачи?

    12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках, концертах?

    13. Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, туристических по­ходах?

    14. Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ними?

     

    Считаем количество набранных баллов.

     

    Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вы набрали более 20 баллов.

     

    От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворитель­ные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

     

    Менее 10 баллов.Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необ­ходимо принимать срочные меры для их улучшения.

     

    Вы честно, не кривя душой, проанализировали свои отношения с ребенком. Нисколько не сомневаюсь в том, что все вы набрали большое количество баллов. Тем не менее, самое время остановиться и поразмыш­лять, в чем ваши удачи в воспитании своего ребенка, где вы ошибаетесь. Почему - самое время? Потому что ваши дети растут и меняются. Еще чуть-чуть - и они войдут в тот возраст, который называют переходным, противоречивым, трудным. Давайте остановимся и присмотримся к себе. Не намечается ли какой-нибудь трещины в отношениях с ребенком, кото­рая со временем разрастется в огромный овраг?

    elvas.ucoz.ru

    Тест «На каких основаниях строится Ваше отношение к ребенку»

    Тест «На каких основаниях строится Ваше отношение к ребенку» поможет Вам определить Вашу роль в воспитании ребенка и возможные ошибки воспитания, а также поможет расставить нужные акценты в воспитании Вашего ребенка.

    Прочитайте предложенные ниже утверждения. Если Вы согласны с утверждением, то выберите ответ - «Да», если нет - «Нет».

    1. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы!

    Да

    Нет

    2. Если малыш говорит неправду, то он, скорее всего не лжет, а просто фантазирует.

    Да

    Нет

    3. Современные школьные программы чересчур сложны.

    Да

    Нет

    4. Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.

    Да

    Нет

    5. Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.

    Да

    Нет

    6. Наивная непосредственность — это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток.

    Да

    Нет

    7. Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу-ночник.

    Да

    Нет

    8. Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.

    Да

    Нет

    9. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

    Да

    Нет

    10. Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно.

    Да

    Нет

    11. Когда отец и мать расходятся в оценке подведения ребенка, правильнее прислушаться к мнению матери, поскольку женщины — прирожденные воспитатели.

    Да

    Нет

    12. В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.

    Да

    Нет

    13. За семейным столом лучшие кусочки должны доставаться детям.

    Да

    Нет

    14. Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком много.

    Да

    Нет

    15. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей — до поры его от них ограждать.

    Да

    Нет

    www.onln.pro