Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Почему дети разговаривают сами с собой? Ребенок 8 лет сам с собой разговаривает


Почему ваш ребенок говорит сам с собой

Дети иногда разговаривают сами с собой в постели или в другое время. Для того чтобы понять, как ваш малыш познает мир, подслушивайте его маленькие игры и разговоры с самим собой перед сном. В этом возрасте для детей типично воспроизводить события разговоров, которые они подслушали, используя игрушки для антуража, или просто проговаривая свои мысли перед сном.

Эти монологи помогают ребенку разобраться в том, что происходило в течение дня. Это одна из теорий Кэтрин Нельсон, психолога Городского университета Нью-Йорка, и ее коллег. Они нашли доказательства того, что маленькие дети, которые это делают, на самом деле воспроизводят свой мир, пересказывая и интерпретируя основной опыт, например, пребывание в детском саду или с няней. Из этих монологов возникает определенный смысл для опыта ребенка и проявляется чувство самовосприятия.

Обратите внимание на то, что речь стала важным инструментом, помогающим ребенку справляться с жизненными трудностямми. Дети с задержкой речи, как правило, имеют больше проблем с поведением, так как они сталкиваются с большими преградами и фрустрациями. Если ваш ребенок не общается предложениями, срочно проконсультируйтесь у специалиста.

Родителям не следует проявлять беспокойство, если ребенок говорит сам с собой. Это как раз свидетельствует о нормальном развитии ребенка и в будущем поможет избежать ему многих психологических проблем.

Разговор вслух, обращенный к себе, психологи назвали личной речью. Оказалось, что все люди, и старые, и молодые, разговаривают сами с собой, у всех есть речь для себя. Но в отличие от взрослых маленькие дети используют такую речь вслух, в присутствии других людей - на игровой площадке, в группе детского сада.

Малыши разговаривают сами с собой намного чаще. Кроме того, они произносят слова нараспев, проговаривая действия, которые они выполняют в данный момент. Такие песенки-задания дети сочиняют сами и никогда не повторяют за кем-то: "Надену носочки, надену ботинки, побегу по дорожке и прямо в песочник..."

Ваш малыш разговаривает сам с собой? Может быть, с ребенком что-то неладное? Бить ли родителям тревогу?

Нет, с малышом все в порядке! Практически все детки в возрасте от 4 до 8 лет ведут беседу сами с собой около 20 процентов всего времени, конечно, если мы им не мешаем. Такие разговоры появляются у детей непроизвольно.

Иногда они произносят слова нараспев или проговаривают то, что они видят или делают в данный момент, а то и вообще разыгрывают целые спектакли в лицах. Почему это происходит?

Все дело в том, что думать и фантазировать ребенок учится вслух, точно так же, как и читать, ведь так удобнее.

В возрасте 5-7 лет мозг малыша развивается с невероятной скоростью! Этот процесс предполагает участие всех органов чувств. Поэтому и приходится маленькому умнику озвучивать мысли, проговаривать все, что он видит, делает, наконец – слышать собственные сообщения. И все это происходит одновременно! Психологи установили, что разговоры с самим собой эффективно помогают ребенку развивать свой внутренний план мышления, контролировать свое поведение. Малыш дает сам себе команды, озвучивая план, в какой последовательности он будет производить действия. Например: «Сначала я нарисую кружок, теперь закрашу его желтым цветом и т. д. Ближе к 7 – 8 годам внешняя речь передает «бразды правления» внутренней,  то есть внутреннему самоконтролю и самоанализу. Ну а пока - время  гласных команд самому себе!

Если малыш играет с плюшевым зоопарком, куклами, воображаемыми друзьями, а иногда, и с неодушевленными предметами, как с живыми существами, то это совершенно не повод бить тревогу, полагая, что ребенку катастрофически не хватает общения!

Совсем наоборот, это сигнал, что эмоциональная сфера драгоценного чада развивается хорошо. Ведь разговор ребенка с собой – это своего рода игра, то есть возможность расслабиться, выразить свои чувства, впитать идеи и эмоции!

Если отношения с мамой, папой, друзьями, воспитательницей  оговариваются в самостоятельной  беседе, значит, происходит необходимое переваривание произошедшего, «примеривание» на себя разных личностных позиций. Побывав в роли папы или мамы, малышу чуть-чуть становится понятнее, почему же  взрослые запрещают что-то, ругают, в общем – воспитывают.

А еще, озвучивание своих мыслей положительно влияет на формирование ораторских способностей ребенка. Он говорит и слышит, как это звучит. Может оценить громкость, тон, эмоциональность своих слов, а это очень пригодится ему в будущей более взрослой жизни!

Личная речь

Речь для себя - это зеркальное отражение речи взрослых. Такая речь способствует развитию мышления и помогает управлять своим поведением. Наблюдая за детьми, которые играли или рисовали в одиночку, разговаривая сами с собой, ученые выделили три стадии личной речи.

1-я стадия. "Я сделал хороший гараж на две машины", - произносит ребенок после завершения игры.

На 2-й стадии речь сопровождает действие: "Хороший дождик нарисовала, а теперь цветочки и травку на земле дорисую".

На 3-й стадии личная речь предшествует действию: "Сейчас нарисую смешную картинку - как в сказке про теремок".

Исследователи считают, что эти стадии соответствуют этапам развития детского мышления. На последней стадии, когда личная речь предваряет поведение, ребенок учится планировать свои действия. Поэтому речь малыша, обращенная к самому себе, вовсе не указывает на незрелость и эгоцентризм, а означает, что он может действовать последовательно. С помощью слова малыш планирует, что и зачем ему нужно сделать. Не беда, что пока он проговаривает все свои мысли.

Пик развития личной речи приходится на возраст 4-5 лет и постепенно замедляется к 8 годам. Значит ли это, что после 8 лет ребенок больше не разговаривает сам с собой? По мере того как малыш становится старше, личная речь переходит во внутреннюю. Он начинает меньше говорить вслух и больше внимания уделяет решению задачи. Теперь управление поведением переходит к мышлению.

Речь ребенка для себя - это способ выражения чувств, возможность лучше понять окружающий мир, развить речевые навыки, мышление и самоконтроль. Чем сообразительней ребенок, тем чаще он пользуется речью для себя, тем содержательнее его личная речь.

Разговор с самим собой наглядно проявляется у особенно одаренных учеников во время обучения в начальной школе. Импульсивным, одаренным детям трудно себя контролировать и проявлять терпение. У таких учеников личная речь сохраняется еще некоторое время в первом, втором, а иногда и в третьем классе.

Не запрещай малышу, выполняющему какое-то интересное задание, проговаривать то, что он делает или хочет сделать!

sputnikbig.ru

Почему дети разговаривают сами с собой?

"Нашему внуку Артему скоро четыре года. Когда он играет или рисует, все время разговаривает, обращаясь к себе. Может, ребенку грустно одному и нужно отвести его в детский сад, чтобы мог разговаривать с другими детьми?"

Дети не просто произносят слова или фразы. Они ведут диалог - с другим малышом, со взрослым и даже сами с собой. Разговор с другим человеком необходим для налаживания общения. Малыш, только начавший постигать искусство беседы, может дергать другого человека за одежду или спрашивать: "Ты знаешь?", "Ты слышишь?"

Со временем дети замечают, что, беседуя, люди произносят реплики по очереди, говорят на одну и ту же тему, смотрят, как слушает собеседник, а если понимают, о чем идет речь, то поддакивают или кивают головой.

Возникает вопрос: почему дети разговаривают сами с собой, ведь при этом собеседника нет рядом, так к кому обращена речь?

Собирая головоломку, четырехлетний малыш говорит, обращаясь к себе. "А здесь как? Нужно красный и круглый. Нет, не такой, этот не подходит... Желтый тоже не подходит. Ага, это большой, а надо маленький, где же он?.."

Если детям не мешать и не запрещать, то в 4-8 лет они разговаривают 20% того времени, которое они проводят в детском саду или в школе (там, где всегда рядом есть другой ребенок-собеседник). Но почему дети разговаривают сами с собой?

Разговор вслух, обращенный к себе, психологи назвали личной речью. Оказалось, что все люди, и старые, и молодые, разговаривают сами с собой, у всех есть речь для себя. Но в отличие от взрослых маленькие дети используют такую речь вслух, в присутствии других людей - на игровой площадке, в группе детского сада.

Малыши разговаривают сами с собой намного чаще. Кроме того, они произносят слова нараспев, проговаривая действия, которые они выполняют в данный момент. Такие песенки-задания дети сочиняют сами и никогда не повторяют за кем-то: "Надену носочки, надену ботинки, побегу по дорожке и прямо в песочник..."

Знаменитый психолог Ж. Пиаже предположил, что речь, обращенная к самому себе, является признаком незрелости, и назвал разговор с собой эгоцентрической речью.

Личная речь

Речь для себя - это зеркальное отражение речи взрослых. Такая речь способствует развитию мышления и помогает управлять своим поведением. Наблюдая за детьми, которые играли или рисовали в одиночку, разговаривая сами с собой, ученые выделили три стадии личной речи.

1-я стадия. "Я сделал хороший гараж на две машины", - произносит ребенок после завершения игры.

На 2-й стадии речь сопровождает действие: "Хороший дождик нарисовала, а теперь цветочки и травку на земле дорисую".

На 3-й стадии личная речь предшествует действию: "Сейчас нарисую смешную картинку - как в сказке про теремок".

Исследователи считают, что эти стадии соответствуют этапам развития детского мышления. На последней стадии, когда личная речь предваряет поведение, ребенок учится планировать свои действия. Поэтому речь малыша, обращенная к самому себе, вовсе не указывает на незрелость и эгоцентризм, а означает, что он может действовать последовательно. С помощью слова малыш планирует, что и зачем ему нужно сделать. Не беда, что пока он проговаривает все свои мысли.

Пик развития личной речи приходится на возраст 4-5 лет и постепенно замедляется к 8 годам. Значит ли это, что после 8 лет ребенок больше не разговаривает сам с собой? По мере того как малыш становится старше, личная речь переходит во внутреннюю. Он начинает меньше говорить вслух и больше внимания уделяет решению задачи. Теперь управление поведением переходит к мышлению.

Речь ребенка для себя - это способ выражения чувств, возможность лучше понять окружающий мир, развить речевые навыки, мышление и самоконтроль. Чем сообразительней ребенок, тем чаще он пользуется речью для себя, тем содержательнее его личная речь.

Разговор с самим собой наглядно проявляется у особенно одаренных учеников во время обучения в начальной школе. Импульсивным, одаренным детям трудно себя контролировать и проявлять терпение. У таких учеников личная речь сохраняется еще некоторое время в первом, втором, а иногда и в третьем классе.

Не запрещайте малышу, выполняющему какое-то интересное задание, проговаривать то, что он делает или хочет сделать!

vnika.ucoz.ru

ПОЧЕМУ дети разговаривают сами с собой?

ПОЧЕМУ дети разговаривают сами с собой?

?

Часто можно заметить такой факт, как разговор ребёнка с самим собой. Дети могут комментировать свои действия: «сейчас я нарисую облачко, а потом солнышко и травку», они напевают песенки или просто бормочут что-то себе под нос.

Самое простое объяснение этому явлению – преобладание аудиального канала восприятия. Ребёнку проще понять свои действия, оценить их, если он проговорит поступок.

Второе объяснение заключается в том, что разговор с самим собой придаёт малышу уверенности. Он представляет своего собеседника, может ругаться на него, учить его каким-то действиям. Таким образом, он выражает свою индивидуальность, получает самоутверждение.

Третье объяснение состоит в том, что любые издаваемые звуки позволяют внести в мир ребёнка новые эмоции. «Проговаривая» свои мысли вслух, ребёнок частично меняет структуру мышления, начинает мыслить и поступать иначе, осознавая любые свои действия гораздо четче, чем, если бы это была внутренняя речь.

Многие психологи объединяют эти 3 объяснения в одно и называют их одним понятием: «личная речь», или, иначе, речь для себя. Она способствует не только развитию рационального мышления, но и развивает эмоциональную составляющую психики.

Необходимо выделить 3 стадии такой речи ребёнка:

1. Озвучивание результата проделанной работы или совершённого поступка: «я попил». 2. Речь, которая становится сопровождением действия: «я рисую маму»3. Речь, которая предшествует действию: «сейчас я пойду к бабушке, и она купит мне конфет»Современные психологи и психиатры в области детского развития и речевого поведения считают, что эти 3 стадии соответствуют этапам развития малыша и его мышления. На 3 стадии ребёнок учится не только комментировать происходящее, но и планировать последующие действия. Как правило, родители замечают наиболее активные разговоры малыша с собой в возрасте 3-5 лет. Постепенно процесс замедляется и практически прекращается к 8 годам. Связано это с тем, что именно в этом возрасте личная речь трансформируется во внутреннюю. Ребёнок большее внимание уделяет самому процессу, а не его озвучиванию Тем не менее, не торопитесь вести ребёнка к психологу, если и в 10 лет он разговаривает сам с собой. Возможно, он является одарённым или просто достаточно импульсивным. Нормой для него будет наличие личной речи до 10-12 лет.

otvetiki.com