Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

 Ребенок не говорит в 3 года: пора ли бить тревогу?  . Если ребенок неправильно говорит окончания 8 лет


Нарушения чтения и письма

Чтение и письмо – это очень сложный процесс, в котором участвуют различные зоны головного мозга. Неудивительно, что в период овладения чтением и письмом у многих детей возникают трудности. Иногда эти трудности исчезают к 7-ми, 8-ми годам. Но, если они сохраняются, речь может идти о дислексии (нарушении чтения) или о дисграфии (нарушении письма). 

Ошибки, которые дети допускают в период обучения и специфические ошибки дислексиков и дисграфиков часто очень похожи. С точки зрения родителей – это «глупые» ошибки, ошибки, которые не поддаются логическому объяснению. Например, при чтении ребенок неправильно воспроизводит окончания слов (как будто не дочитывает слова до конца, а сам придумывает окончания), пропускает буквы (при чтении и письме), или меняет буквы местами, или пытается читать (писать) слова справа – налево.

Некоторые дети пишут буквы в другую сторону, как будто это отражение в зеркале. Иногда у детей вызывают затруднения совсем простые задания, например, переписывание текстов.

Эти ошибки, кажущиеся нелепыми и раздражающие взрослых, часто являются сигналом о том, что ребенок нуждается в помощи логопеда или нейропсихолога. Традиционные педагогические способы помощи в этом случае приносят очень незначительный результат.

 

Но, как уже говорилось выше, подобные ошибки какое-то время могут допускать все дети, вопрос в стойкости этих нарушений.

 

Нарушения чтения и письма среди учеников начальной школы сейчас очень распространены.

Как одну из причин такого всплеска исследователи выделяют структуру школьной программы по русскому языку.

Учителя начальных классов считают, что дети уже должны приходить в школу, умея читать и писать, поэтому букварный период в первом классе или исчез совсем, или сократился до двух недель.

Но ведь в этот период как раз и проводилось раньше не только изучение букв, но и работа по профилактике нарушений чтения и письма, которая полезна всем детям.

Зная об этой проблеме, мы включили в программу «Основы грамоты» специальные разделы, направленные на предупреждение дисграфии и дислексии у детей.

Конечно, это не дает возможности полностью избежать риска возникновения этих нарушений, но значительно снижает этот риск.

 

Механизм нарушений чтения и письма достаточно сложен и, хотя его исследованием активно занимаются физиологи, психологи и логопеды, он все еще малоизучен. Но уже в возрасте 6 лет можно заметить определенные особенности в развитии ребенка, которые будут указывать на то, что есть предрасположенность к нарушениям чтения и письма.

У многих маленьких детей встречаются нарушения звукопроизношения. В некоторых случаях это просто возрастные трудности. Они проходят вместе с постепенным созреванием речевого аппарата и в дальнейшем не оказывают никакого влияния на развитие ребенка.

Но нужно помнить о том, что уже к шести годам ребенок должен все звуки произносить четко и правильно.

Если у вас возникают сомнения в том, насколько благополучно проходит речевое развитие ребенка, лучше обратиться к логопеду за консультацией. Серьезные речевые нарушения могут в дальнейшем повлиять и на процесс овладения ребенком чтением и письмом.

Не только состояние речи, но и некоторые особенности познавательной деятельности ребенка, которые, казалось бы, не связаны напрямую с чтением и письмом, являются тревожными сигналами.

Если к шести с половиной годам у вашего ребенка все еще есть проблемы, перечисленные ниже, возможно, возникнут трудности в первом классе на уроках чтения и письма:

  •  ребенок затрудняется в определении левой и правой стороны
  •  не может запомнить последовательность дней недели, месяцев 
  •  не может запомнить 5-6 слов или чисел, которые вы произнесли и просите повторить
  •  не может придумать связный последовательный рассказ о каком-либо событии
  •  не может скопировать геометрические фигуры: круг, треугольник, ромб, так, чтобы они получились похожими на образец.
  •  не может повторить простой ритм, который вы простучали карандашом по столу

 

Что делать, если у ребенка дисграфия или дислексия? 

В первую очередь нужно понять, что все это происходит не из-за лени или нерадивости ребенка. Ребенок не виноват! Это особенности функционирования его мозга.

В этом случае не помогут традиционные работы над ошибками и наказание в виде дополнительного диктанта или чтения. Нужно разобраться в причинах трудностей.

Опытный логопед поможет выяснить, на каком этапе происходит сбой.

Возможно, ребенок не четко слышит или не различает звуки, а может быть, проблема в зрительном восприятии. Причем эти нарушения, как правило, не связаны со снижением слуха или зрения.

Затем логопед или психолог порекомендует специальные упражнения, которые нужно будет регулярно выполнять.

Быстро такие проблемы не решить, понадобится терпение.

kroshkaru.ru

Ребенок 2 9 г говорит окончаниями - Логопедия

Здравствуйте. В норме в этом возрасте малыш начинает правильно и по назначению называть окружающие его предметы. К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами. Значительно возрастает его активный словарь. Ребенок постоянно комментирует свои действия, начинает задавать вопросы.Речь становится ведущим средством общения и развития мышления.У него развивается интерес к слушанию сказок, рассказов, стихов, т.е. понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения. Показателем нормального развития детской речи на этом возрастном этапе является возможность ребенка к 3 годам строить предложения из 3-4 слов и более и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах. Если же ребенок не говорит или есть явные признаки ЗРР, этому могут быть различные причины которые можно объединить в две основные группы – физиологические и социальные. Физиологические причины ЗРР: Проблемы со слухом. Плохой слух ребенка приводит к задержке интеллектуального развития, и соответственно речи. Для того чтобы активный словарь пополнялся новыми словами дети должны понимать человеческую речь, что при отсутствии слуха или тугоухости затруднительно для ребенка. Проблемы со слухом могут быть врожденные или приобретенные вследствие перенесения тяжелой болезни или травмы слухового канала. Если ребенок 3 года плохо говорит, хотя до этого его речь соответствовала нормам необходимо обратиться к отоларингологу для проверки слухового аппарата. Недоразвитие речевого аппарата, нарушения артикуляции. Слабое развитие лицевых и челюстных мышц приводит к тому, что у ребенка возникают трудности в вокализации звуков. Этому может способствовать гипотонус мышц при рождении, раннее отлучение от груди, короткая уздечка под языком. Признаком нарушения артикуляции является сильное слюнотечение, рот у ребенка постоянно приоткрыт, твердая пища вызывает рвотный рефлекс, ребенок не говорит в полтора года отчетливые слова. Генетические предрасположенности. Если ребенок 3 года не говорит, но при этом нет отклонений в физическом и интеллектуальном развитии, малыш активен, смышлен, возможно, в роду найдутся родственники также не спешившие заговорить. Виной тому незрелость нервной системы, замедляющая рост клеток, отвечающих за речевую деятельность, передающаяся по наследству. Неврологические проблемы. Дети, имеющие в анамнезе заболевания неврологического характера, полученные вследствие гипоксии плода, внутриутробной инфекции, травмы во время родов, поствакцинальные реакции, чаще других имеют проблему с развитием речи. Это связано как с необратимыми изменениями мозга, так и с проблемой недоразвития сенсомоторной сферы отвечающей за восприятие и воспроизведение информации, в этом случае возможна корректировка развития речи. С такими отклонениями ребенок плохо говорит в 3 года, но при надлежащем обучении и занятиях с логопедом к шести все налаживается. Социальные причины ЗРР: Невостребованность речи. Причиной, почему ребенок не говорит в 2 года и позднее может быть как педагогическая запущенность, так и гиперопека над ребенком. В первом случае с ребенком практически не разговаривают, не стимулируют его речевую активность, малыш предоставлен самому себе и его пассивный словарь не пополняется новыми словами. Попадая в общество, такие дети создают впечатление немного отсталых, хотя на самом деле просто не всегда понимает обращенную к нему речь, поскольку не знает значение всех слов, иногда ребенок плохо говорит в 5 лет. Во втором случае, когда родители слишком опекают свое чадо, у ребенка отсутствует мотивация к вокализации своих желаний. Чрезмерная опека тормозит прогресс в развитии и ребенок плохо говорит, потому что у него отпадает надобность озвучивать свои желания, можно просто показывать жестами. Стрессы и испуги. Сильные эмоциональные переживания, нахождение в неблагоприятной обстановке когда родители постоянно сорятся между собой и нередко срываются на ребенке, смена места жительства и многое другое что негативно сказывается на психологическом комфорте ребенка может привести к заиканию и стать причиной почему ребенок не говорит. Негативизм к речи. Кризис первого года жизни совпадает с тем этапом развития речи, когда многие дети произносят свои первые слова. Независимый и упрямый характер ребенка при настойчивости родителей может дать отрицательный результат. Наблюдается картина, когда малыш, произнеся новое слово, теряет к нему интерес и больше не повторяет. Настойчивые просьбы и уговоры родителей еще встречают еще большее сопротивление со стороны ребенка, он замыкается в себе Проанализируйте сами, что может спровоцировать задержку речи у Вашего сынишки, посоветуйтесь с неврологом, логопедом, попросите дать Вам комплекс упражнений и вперед! Только терпение и постоянная работа дадут результат.Если оставить так, как есть, то ребенок , конечно, заговорит, но качество речи и дальнейшее обучение в школе будут сопровождаться проблемами. Удачи Вам!

health.mail.ru

Учимся говорить без ошибок

Ребенок подрос и потихоньку начинает разговаривать? Тогда пора записываться на прием к логопеду! Поговорив с малышом, врач вовремя выявит ошибки в произношении и поможет вам их исправить, используя увлекательные упражнения.

Ребенок с нормальным речевым развитием должен посетить логопеда в 5 лет, когда формирование звуковой стороны речи заканчивается. Однако если вы заметили, что ваш малыш разговаривает хуже сверстников, проглатывает звуки или произносит их неправильно, а также у ребенка скудный словарный запас или он иногда заикается, не откладывайте визит в детскую поликлинику, где вам предстоит пообщаться с логопедом!

Повод для беспокойства

Обратить особое внимание на речевое развитие ребенка следует с раннего возраста. Не стоит беспокоиться, если в год ваш сыночек или доченька еще не произнес первого слова, при этом много чего лепеча по слогам. А вот если крохе уже два и более лет и он говорит только несколько слов, вы должны обеспокоиться.

Для начала разберитесь, что стало причиной задержки речи. Если ребенок – левша, то существует вероятность того, что он заговорит чуть позже ровесников. А может вы очень мало общаетесь со своим ребенком, привыкли все делать молча, вследствие чего ребенок слышит мало разговорной речи? Начните больше разговаривать с крохой, читайте ему сказки, играйте в пальчиковые игры.

Но если ваши усилия не дают результатов и ребенок продолжает разговаривать плохо или с ошибками (произносит только первые слоги слов), вам следует посетить специалистов. Для начала покажитесь лору и невропатологу. Если они скажут, что малыш здоров, идите к логопеду, который пообщается с ребенком и подберет для него несложные речевые упражнения.

«Шла Саша по шоссе»

Причиной посещения логопеда может стать неправильное произношение звуков. Так, к концу третьего года жизни ребенок должен выговаривать свистящие звуки [с], [з], а к концу пятого года - шипящие и сонорные.

Ничего страшного в том, что малыш в возрасте четырех лет не выговаривает звук [р]. Хуже, если «р» получается гортанным, как будто ваш малыш родился в семье французов, а не русских. Также плохо если ребенок произносит свистящие звуки зажав язык между зубами. Почти все родители надеются, что спустя время ребенок сам «выговорится». Но это большая ошибка! Чем дольше кроха будет картавить или шепелявить, тем более прочно в его сознании обоснуется неправильное произношение определенного звука, а значит, исправить его будет очень сложно или даже невозможно.

Следующая проблема встречается у очень эмоциональных детей – это «проглатывание» окончаний. Маленький торопышка так спешит обо всем рассказать, что «съедает» концы слов. В данном случае логопед сможет научить ребенка правильно дышать, когда он говорит, а еще покажет, как говорить спокойно и нараспев.

Как развивать речь

Что должна помнить и знать мама, чтобы речь ее ребенка развивалась не только грамотно, но и правильно?

1. Общайтесь с крохой с первых дней его жизни! Говорите неторопливо, грамотно, чтобы ребенок улавливал окончания слов. Ни в коем случае не надо сюсюкаться! Помните: чтобы ребенок усвоил одно слово, он должен услышать его около 70-90 раз.

2. Когда ребенок станет фиксировать взгляд, купите яркие картонные книжки-«гармошки». Показывайте малышу цветные картинки и рассказывайте о том, что на них изображено.

3. Процесс развития речи стимулируется мелкой моторикой рук, поэтому вам стоит делать с малышом гимнастику для пальчиков, рисовать с ним карандашами и мелками, играя в мозаику, перекладывая мелкие предметы (фасоль, счетные палочки).

4. Поощряйте речь ребенка, задавайте ему вопросы. Начните с тех вопросов, на которые он сможет ответить «да» или «нет». Постепенно усложняйте вопросы, спрашивая: «Кто нарисован на картинке?» или «Что Саша делал на улице?» и т. д.

5. Когда ребенок начнет говорить, исправляйте его речевые ошибки только тогда, когда он закончит фразу. В обязательном порядке просите повторить слова, которые вы исправили. Хвалите после каждого успеха.

Артикуляционная гимнастика

Ежедневно проводите с ребенком такие упражнения.«Качели» – потяните язычок к носику, потом к подбородку, спрячьте во рту.«Иголочка» – вытяните «тоненький» язычок вперед.«Лопатка» – расслабленный широкий язык положите на нижнюю губу и подержите 5-10 секунд.«Маятник» – очень быстро коснитесь кончиком языка уголков губ.«Щетка» – почешите «спинку» язычка верхними зубками.«Вкусное варенье» – оближите губы.«Собираем мак» – поводите язычком за зубами.«Маляр» – порисуйте язычком по небу в разные стороны и по кругу.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

kotikit.ru

Если ребенок не говорит: волноваться или ждать?

Любая мама легко понимает своего ребёнка и без слов, однако нормы развития диктуют нам, что малыш определённого возраста должен иметь обязательное количество слов в словарном запасе. Что делать, если этот запас скуден: паниковать или спокойно ждать?

Нормы

Самое верное – это изучить возрастные нормы речевого развития. Причём узнать их не только у своего педиатра, а почитав современные(!) книги по развитию ребёнка и проконсультировавшись с детским невропатологом, логопедом и психологом. Затем стоит поинтересоваться у бабушек о том, как происходило становление речи у вас и вашего мужа. Возможно, это семейная особенность — долго копить знания, а потом разом начать их использовать.

Окружение

Образ жизни малыша, принятый в семье, безусловно, оказывает влияние на развитие речи. Если мама по своему характеру молчунья и именно она находится с малышом практически всё время, то речь может запаздывать вот по какой причине: мама угадывает потребности малыша без слов, и ему просто нет необходимости говорить. В этом случае маме нужно срочно сменить тактику. Каждое своё действие нужно сопровождать словами. «Вот сейчас мы наденем штанишки, сначала правую ножку, потом левую ножку, подтянем поясок. Давай ножку, наденем носочек, тебе нравятся такие яркие носочки?» Другими словами мама должна болтать без умолку, описывая всё, что видит и делает. Это позволит малышу существенно обогатить пассивный словарный запас. А для увеличения активного, задавайте вопросы, «не понимайте» малыша, когда он объясняет жестами, конечно, когда это уместно. Малыш показывает на кружку, а вы говорите: «А что же Сашенька хочет? Может, поиграть с кружкой?» Если малыш не готов ещё произносить слова самостоятельно, то помогайте: «Саша хочет пить, вот сейчас мама возьмет графин и нальёт Сашеньке в кружку воды. Нравится тебе водичка, сынок?»

Разнообразьте окружение малыша, он должен слышать разную речь, чтобы научиться распознавать слова. Бабушки, подруги, другие дети, которые умеют говорить – подключайте всех, однако не делайте проблему речи единственным центром своего внимания.

Стресс

Помните о том, что дети очень чувствительны к стрессам, это может приводить к некоторым запаздываниям в развитии, чаще всего временным. Ребенок серьёзно болел, вы куда-то переехали, резко сменился режим малыша или атмосфера в семье стала напряжённой – всё это может стать причиной задержки активных проявлений речи, и это нормально! Не принимайте участия в соревнованиях других мам на детских площадках по поводу развития детей. Во-первых, все малыши разные, семьи и условия воспитания тоже отличаются, поэтому сравнения не имеют смысла. Во-вторых, желая похвастаться успехами своего ребёнка, мамы часто из лучших побуждений приукрашивают действительность.

Когда стоит бить тревогу:

  • если вы заметили, что ребёнок перестал говорить те слова, которые говорил ранее;
  • если он явно не понимает обращённую к нему речь;
  • если к двум годам не пытается строить фразы из двух слов, а использует только звуковые обозначения: «кис-кис», «пи», «ма» и прочее;
  • если есть сильные искажения звуков, так что речь разобрать практически невозможно;
  • если вы зациклились на проблеме речи вашего малыша;

Всё это не означает, что у ребёнка есть какая-то патология. Это лишь повод, не откладывая, обратиться сразу к нескольким специалистам - детскому невропатологу, логопеду, ЛОР-врачу, детскому психологу, педиатру. Их консультация позволит вам составить полную картину и выявить причину задержки речи. А самое главное, успокоит маму и позволит от бессмысленных волнений перейти к действиям.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Во сколько начинает говорить ребенок? Когда стоит бить тревогу? :: SYL.ru

Наверное, сложно найти человека, который не переживает за развитие своего ребенка. С восторгом и умилением наблюдают родители за каждым движением своего малыша. В нетерпении проходит ожидание первого звука, осмысленного слова, фразы или целого предложения. Во сколько начинает говорить ребенок, зависит от множества различных факторов, которые требуют более детального рассмотрения.

Первые звуки крохи

Чтобы понять, когда малыши произносят свое первое слово, нужно разобраться, что означают его звуки. Любая мама, с первых дней начинает понимать, является ли звук, издаваемый грудничком, просьбой, выражением эмоций или просто случайным произношением. В младенческом возрасте малыши стараются повторять то, что слышат от взрослых. Специалисты утверждают, что в возрасте до 6 месяцев ребенок произвольно издает звуки, без осмысленного действия.

Этот милый лепет вдохновляет и умиляет родителей, особенно если кроха сопровождает свое трогательное «Агу» приятной возней. К примеру, он может теребить ножками, разглядывать ручки, накручивать на пальцы волосики. Эти движения нельзя считать началом разговора.

Уже ближе к восьми месяцам звуковой запас карапуза должен стремительно увеличиваться. В произношении все чаще можно разобрать отдельные слоги с ярко выраженными эмоциями при виде знакомых лиц. Бывает, в этом возрасте ребенок может произносить целые слова, однако происхождение их случайно. Многие ошибочно считают такие слова первыми, но это совершенно не так.

Первые осознанные слова

Спустя девять месяцев после своего рождения дети начинают разбираться в смысле произносимых ранее звуков и слогов. В этот период они начинают говорить свои первые слова, так как уже понимают их значение. Произнесенные, к великой радости родителей, первые слова становятся маленьким кирпичиком в фундаменте будущей речи. Из этого следует, что ответом на вопрос: "Во сколько начинает говорить ребенок?", будет следующий: "Приблизительный возраст - 9-10 месяцев".

К концу первого года у каждого малыша уже сформирован запас из некоторых распространенных слов. Если ребенок не говорит в год полных различимых слогов, это еще не повод для переживания. Для оценки речевого развития следует обратиться к специалисту, который после осмотра расскажет о способностях своего пациента. Многие крохи в годик произносят только отдельные слоги, им не под силу произносить длинные слова. В такой ситуации не стоит бить тревогу, нужно понаблюдать за малышом дальше.

Ребенок говорит предложениями

В возрасте около двух лет большинство детей с полноценным развитием начинает говорить простыми предложениями. Известны такие случаи, когда ребенок двух лет уже рассказывает легкие стишки. В запасе ребенка приблизительно 50 слов, он уже должен понимать, чего хотят от него взрослые. Развитие речевых способностей зависит в большой степени и от родителей. Близкие, часто болтающие со своим малышом, помогают ему запоминать и усваивать новые слова, обращая внимание на их прямое значение.

Период с 20-го по 22-й месяц у логопедов принято называть лексическим взрывом. За этот отрезок времени многие дети быстро пополняют свой словарный запас. По словам специалистов, для запоминания одного слова ребенок должен услышать его не менее 100 раз. Тогда он начинает пытаться повторять его более правильно. Говоря о том, во сколько дети начинают говорить, многие упоминают именно этот отрезок времени, потому что в таком возрасте речь ребенка больше напоминает связную речь.

Разговор трехлетнего ребенка

С наступлением третьего года жизни дети способны выражать свои маленькие мысли. Словарный запас такого ребенка, по мнению специалистов, не должен быть ниже 300 слов. Встречается, что к этому времени малыш только осваивает первые предложения, но это еще не является значимой проблемой. Родителям стоит уделить больше внимания непосредственному обучению малыша.

Многие родители, отвечая на частый вопрос: «Во сколько ребенок начал говорить?», называют именно трехлетний возраст. К этому моменту малыш уже полноценно описывает свои желания, увиденные в течение дня картины, впечатления от увлекательной игры.

Ближе к четырем годам у детей наблюдается всплеск повышенной любознательности. Карапуз начинает задавать первые вопросы, пытаясь познавать окружающий его мир. Важно в такие моменты отвечать малышу максимально доступными фразами, это способствует более быстрому усвоению новой информации.

Если годовалый ребенок не говорит

Особенно трепетные родители часто обеспокоены таким моментом, когда ребенок в год не говорит полноценных слов. В таком случае следует помнить, что речевые способности каждого малыша индивидуальны. Если кроха произносит различимые слоги «ма», «па», «ба», особенно при обращении к маме (папе, бабушке), причин для беспокойства нет. Обратиться к специалисту-логопеду нужно лишь в том случае, если к годовалому возрасту малыш произносит только спонтанные звуки, без определения личностных слогов.

Большое внимание следует уделить темпераменту маленького человека, активные и подвижные дети быстрее начинают произносить свои первые слова. Спокойный, усидчивый ребенок, который долгое время играет игрушками на одном месте, начнет говорить позднее своих сверстников, но это не является поводом для беспокойства.

Развивая речевые навыки у малыша, необходимо постоянно с ним разговаривать на нормальном языке. Не следует искривлять слова до неузнаваемого состояния, это может ухудшить слуховое восприятие ребенка, ему сложнее будет повторить новое слово. Всех, окружающих маленькое чадо, следует предупредить, что вещи и предметы следует называть правильно, без перехода на «детский лепет».

Случается, родители совершают распространенную ошибку, повторяя за ребенком удобные ему слова. Например, малыш на хлеб может говорить «беб», и мама, дающая крохе кусочек хлеба, произносит это понятное ему слово, формируя неправильное восприятие слов. Потому очень важно повторять ребенку именно правильное название.

Нужно ли переживать, если ребенок трех лет не говорит

Трехлетний возраст - один из переломных моментов в речевом развитии ребенка. В этот период дети должны уметь строить простые предложения, а некоторые рассказывают стихи, то есть способны к связному рассказу. Если такой ребенок (3 года) не говорит, то это повод обратиться к специалисту.

Настоящее наличие проблем с развитием речи заметно уже в более раннем возрасте. Малыш не умеет уметь говорить полноценными фразами – это одна из распространенных причин для беспокойства. Более того, если кроха не может произносить даже звуков родителям, следует незамедлительно обращаться к логопеду. Причиной для беспокойства и обращения к врачу может стать заикание, «глотание» слогов, речь ребенка со сложным подбором нужных слов.

Причин, которые могут вызывать замедление или отсутствие речевого развития, множество, основные, по мнению специалистов, заключаются в следующем:

  • Проблемы со слухом. Если малыш плохо слышит, он будет плохо воспринимать слова, тем более не сможет их повторить.
  • Ослабление. Детский организм, ослабленный тяжелым заболеванием, задерживает развитие центральной нервной системы (ЦНС), как следствие может наблюдаться замедленное развитие речевых функций.
  • Преждевременные роды. Часто в случае ранних родов у ребенка наблюдаются проблемы с речью, вызванные неполноценным развитием внутриутробного строения.
  • Родовые патологии. Одной из причин задержки развития речи могут быть патологии при родах, влияющие на ЦНС.

Если ребенок в своем возрасте мало говорит

Во сколько начинает говорить ребенок - вопрос, не дающий покоя многим родителям. Переживая за развитие речи у малыша, родным стоит обращать внимание на любые отклонения в развитии крохи. Своевременное обращение к специалисту поможет решить множество проблем в будущем. Не следует думать, что формирование разговорной речи - это своевременный процесс, и ребенок заговорит самостоятельно.

Частое явление, когда в своем возрасте ребенок мало говорит, в отличие от сверстников. Этому может быть ряд факторов, на которые следует обратить особое внимание:

  • Родители малышу уделяют мало внимания, дети в возрасте от года должны быть окружены заботой своих родителей. Постоянное общение и разговор помогут ребенку запоминать и практиковаться в произношении новых слов.
  • Речь карапуза может быть нарушена из-за физиологических способностей, например, нарушение работы внутренних органов. Опытный специалист посредством небольших тестов сможет легко определить возможности маленького человечка.
  • Испуг — частая причина малой разговорчивости малыша.
  • Дефицит общения со сверстниками может быть причиной нарушения речевого развития. Благодаря тесному игровому контакту, дети учатся сравнивать себя с другими, это часто способствует произношению первых слов.

Ребенок начал поздно говорить

Независимо от того, во сколько дети говорят первые слова, появление полноценной, связной, разборчивой речи может приходить со значительным опозданием. Такая проблема имеет распространенное значение. Для решения этого вопроса не следует сразу бежать к специалисту, можно попробовать заниматься с ребенком самостоятельно.

Родителям следует чаще разговаривать с малышом, стараясь произносить больше одинаковых слов, это будет влиять на хорошее слуховое восприятие. Детка быстрее усвоит и запомнит слова, сказанные ровным, спокойным голосом несколько раз подряд. Чтение сказок наполнит подсознание малыша новыми словоформами, которые отложатся в памяти и будут использованы позднее. Засыпающему малышу можно читать одну сказку в течение нескольких дней, это поможет ему чаще слышать и узнавать одинаковые слова.

В разговоре с маленьким чудом не следует делать акцент на конкретных деталях, достаточно просто вслух обсуждать каждое действие. Так, например, одевая ребенка гулять, можно останавливаться на каждом предмете одежды, на части тела, на которые он их надевает. Во время прогулки следует рассказывать крохе об окружающем его мире, показывая листочки, цветы, веточки. При этом важно каждый предмет называть своими именами, вызывая у ребенка интерес к повторению нового слова. Если же, несмотря на усилия родителей, ребенок не говорит, что делать в таком случае - подскажет опытный специалист.

Если ребенок не хочет говорить

Родители, дети которых не говорят, очень насторожены. Чтобы понять причину нарушения развития чада и развеять собственные страхи, нужно обратиться за консультацией к следующим специалистам: логопеду, педиатру, неврологу, дефектологу и психиатру. Для начала придется посетить кабинет педиатра. В случае обнаружения отклонений от нормы в развитии речи ребенка, он назначит консультацию более узкого специалиста.

Во сколько ребенок начал говорить, может не иметь принципиального значения в пределах допустимых норм. Значительно важнее помочь малышу полноценно развивать речевые навыки для успешного общения в дальнейшем. Чтобы кроха начал разговаривать, необходимо работать над его речью еще с младенческого возраста. Помогут в этом следующие рекомендации:

  • произносить все слова четко, чтобы они были понятны для слуха;
  • не сюсюкать с малышом, говорить только на правильном, понятном для ребенка языке;
  • большое внимание уделять развитию мелкой координации пальчиков;
  • новое слово повторять несколько раз, в разных интонациях и ситуациях;
  • проводить с ребенком больше времени, не отлучаясь от него, пока он заинтересован в общей игре;
  • уделять внимание артикуляционной гимнастике;
  • отвечать на вопросы ребенка, рассказывать интересные познавательные истории.

Когда ребенок должен иметь правильное произношение

Задаваясь вопросом: «Во сколько дети начинают говорить?», многие родители прибегают к консультациям и советам специалистов. Однако не все знают, что процесс речевого развития малыша долгий и трудоемкий. Говорящий карапуз может длительное время «ломать» слова, меняя окончания, не выговаривая буквы, «глотая» слоги.

Если ребенок отстает в речевом развитии, с ним нужно посещать курсы логопеда, которые начинаются с четырехлетнего возраста. Для того чтобы занятия со специалистом были полезны, малышу следует объяснять о значимости этих занятий. Внимательно слушать педагога, выполнять заданную работу в домашних условиях - все это поможет ребенку быстрее исправить возможные дефекты речи.

Родителям, которые записали дитя на прием к логопеду, должны обеспечить непрерывность занятий, иначе они будут неэффективными. Успех этого предприятия зависит от упорства и желания не только ребенка, но и близких людей. Именно они должны оказать крохе огромную поддержку в нелегком деле. Правильное произношение слов, ударений и словоформ должно присутствовать у ребенка уже с 6-летнего возраста. В дальнейшем задача родителей состоит в регулярной поправке неправильных выражений.

Процесс воспитания детей включает много сложностей и подводных камней, но приложенные усилия вознаградятся сторицей. Хочется верить, что, прочитав эту статью, читатель получил исчерпывающую информацию по вопросу «Во сколько начинает говорить ребенок».

www.syl.ru

Что делать, если ребенок говорит неправильно

Часто бывает, что ребенок неправильно произносит отдельные звуки или переставляет местами слоги в словах. Как поступить в таком случае родителям?

 

Если такое повторяется не раз, и не два, лучшим решением будет обратиться к специалисту – детскому логопеду. Путем систематических занятий от дефектов речи можно будет избавиться до поступления в школу. Но усилия логопеда будут неэффективны, если не закреплять все пройденное дома.Взрослые, общаясь с ребенком, не должны посмеиваться над неправильным произношением слов, и, тем более, ругать его за ошибки в речи. Очень важно проявлять любовь и терпение.

 

Во время прогулок, вечерами родители могут повторять с детьми скороговорки, смешные короткие стишки и считалки. Можно обратиться за помощью к классикам детской литературы – Корнею Чуковскому, Самуилу Маршаку, Агнии Барто, чьи произведения не только легко и с удовольствием запоминаются, но и замечательно тренируют речь.Логопед каждый раз после занятий дает домашнее задание. Его обязательно нужно выполнять, причем упражнения перед зеркалом, разучивание стихов и другие задания лучше делать, когда настроение и самочувствие ребенка хорошее.Не стоит превращать выполнение заданий специалиста в «обязаловку», лучше предложить малышу просто поиграть. Существуют такие игры для детей, которые направлены именно на развитие речи и исправление неправильного произношения. Это пальчиковые игры, конструкторы, пазлы, мозаика и другие. Известно, что действия с мелкими деталями благоприятно действуют на зону коры головного мозга, которая отвечает за развитие речи, кстати, также как массаж и легкие поглаживания. Поэтому педагогами и врачами приветствуется, когда родители часто обнимают и гладят своего ребенка.

 

Хорошо вместе с малышом петь детские песенки из любимых мультфильмов. Незамысловатый текст и приятная мелодия кроме пользы принесут и положительные эмоции.

 

В старшем дошкольном возрасте логопед и воспитатели начинают обучать детей буквам и грамоте. Не будет лишним, если взрослые также купят кубики с буквами и станут вечерами заниматься с будущим школьником.Развитие речи и исправление ее дефектов у детей – задача, которую педагогам и родителям необходимо решать совместно. Тогда и положительный результат не заставит себя ждать, а в будущем в школе обеспечит хорошую успеваемость.

 

Похожие статьи:Не хочу в садик! - Давно минули сроки адаптационного периода. Радостные детишки спешат по утрам в детский сад. А ваш малыш по дороге в садик упорно плачет каждый день, умоляет не оставлять его, закатывает истерики и цепляется за ноги. Подарки малышам: что понравится крохе? - Собираясь в гости к знакомым и друзьям, у которых есть дети, многие хотят порадовать малышей и приобрести для ребенка что-нибудь оригинальное.

www.babylessons.ru

Ребенок не говорит в 3 года:пора ли бить тревогу

27.03.2015,  Проблемы с речью, Статьи  

Сын в 5 лет не произносил ни слова. И вдруг за завтраком:

 – Мам, каша пересолена!

Радостные родители: – Ты почему все это время не говорил?

-Так повода не было…

Эту историю слышали многие родители, как и фразу «у каждого ребенка индивидуальный график развития, не надо беспокоиться – подрастет, заговорит».

Действительно, каждый ребенок растет в своем темпе, и если торопить, подгонять естественный ход развития, можно вселить неуверенность и кучу комплексов в маленького человека. Но есть и обратная сторона медали: если ребенок явно отстает в развитии от сверстников, родитель должен помочь преодолеть отставание, вовремя обратиться к специалисту и скорректировать образовательную программу. Иначе в дальнейшем отставание может вылиться в серьезные проблемы с усвоением школьного материала, адаптацией в коллективе и будущей взрослой жизни.

Грань между терпеливым ожиданием и бездействием очень тонка. Давайте разберемся, когда стоит обратить пристальное внимание на развитие речи ребенка, и в каких случаях без помощи специалиста не обойтись.

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года?

Как правило, в 3 года ребенок уже хорошо говорит. Почти всегда правильно строит фразы, предложения, содержательно отвечает на вопросы, имеет внушительный словарный запас. Словами выражает свои потребности, эмоции.

Для развития речи возраст 3 лет считается критическим. Если в 3 года ребенок не говорит или говорит мало, можно заподозрить у него общее недоразвитие речи, или сокращенно ОНР.

 

Каковы основные признаки общего недоразвития речи?

  1. Многие звуки произносятся неверно.
  2. Ребенок меняет местами слоги в словах, пропускает звуки. Одно и то же слово искажается по-разному. Например, «пидора», «мидор» — это помидор.
  3. Бедный словарный запас. Ребенок не использует наречия, местоимения, предлоги, союзы. Словарь прилагательных сильно ограничен.
  4. Страдает грамотность речи. Слова в предложениях согласовываются неверно, ребенок употребляет неправильные окончания, суффиксы, приставки.
  5. Ребенок говорит короткими предложениями, зачастую пропуская некоторые слова. Многие слова заменяются жестами.
  6. Есть отставание в понимании речи. Высказывания окружающих ребенок иногда не понимает  или понимает не полностью.

Наверняка, какие-то признаки ОНР вы уже обнаружили у своего ребенка, не спешите впадать в панику, у некоторых детей 3 лет и старше в незначительной степени могут присутствовать «симптомы» ОНР, которые с возрастом пройдут сами собой. Проведите комплексный тест на выявление общего недоразвития речи, после которого вы сможете точно ответить на вопрос, стоит ли обращаться к специалистам.

Алена Волкова, ваш консультант по развитию детской речи

Алена Волкова

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Другие статьи - Сайт

rechrebenka.ru