Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ответ министру: 8 причин не отдавать ребенка в школу с 5 лет. Ребенка с 8 лет в школу отдать ребенка


Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Когда ребенок готов к школе?

Настал новый век, и появляются дети, многие из которых характеризуются как индиго. Нынешнее поколение очень сильно отличается от предыдущего. Многие дети обладают определёнными способностями: могут читать, писать, считать, при этом не будучи ещё школьниками. Соответственно, возникает вопрос: «Во сколько лет отдавать ребенка в школу?» Некоторые родители в этой ситуации начинают считать, что находиться ещё один год до школы дома ребёнку будет скучно. А это значит, что непременно надо оформляться в школу. Но есть трудность - ему пока нет 7 лет. А именно данный возраст лучший для поступления в школу. А есть противоположный вариант: ребёнку уже практически 7, он многое знает и обладает умениями, но в плане психологии ещё совершенно не готов к школе. А ведь скоро он станет ещё старше. Допустимо ли отдать ребёнка в школу в 8 лет, не поздно ли это?

Для родителей мальчиков выпуск ими школы в 18 лет подобен кошмарному сну. Ведь юношу сразу заберут в армию, но и отбирать у ребёнка ещё один год отдыха как-то не хочется. Как же быть в данном случае?

Во сколько лет отдавать ребенка в школу?

До того как углубиться в психологические аспекты этой темы, посмотрим, с какого возраста по законодательству России ребёнок может посещать школу. По закону дети могут посещать подобные учебные заведения по достижению 6,5 лет, если нет противопоказаний, но не позднее 8. При подаче родителями заявления и разрешении директора, ребёнка могут принять раньше или позже установленного срока.

Следовательно, дети должны поступать в школу с 6,5 до 8 лет. Именно в эти рамки желательно вписаться родителям. Хотя, конечно, допустимо и более ранее поступление в школу, если было принято взвешенное решение.

А можно ли не отдавать ребенка в школу? Дети обязательно должны получить образование. Поэтому оставлять их без обучения нельзя. В некоторых случаях ребёнок может находиться на домашнем обучении.

Практикуется также дошкольная подготовка. Сейчас особенно часто такое встречается в частных школах. Там имеются определённые группы раннего развития для детей, чем-то напоминающие детсадовские.

В 1 класс ребёнка надо непременно отдать до 8 лет. Иначе вы будете иметь дело с органами опеки и даже можете лишиться родительских прав.

Как определить, можно ли в школу чаду? Прежде чем решить, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, надо разобрать ряд факторов. Рассмотрим их подробнее.

Интеллектуальные особенности

Это для школы один из важнейших факторов. Родителям нужно понять, хорошо ли ребёнок разговаривает, может ли запоминать события. Важны его внимательность и мышление. А также нужно определить при помощи психолога, насколько малыш соответствует нормам первоклассника.

Ребёнку готов в 1 класс, если он:

  • имеет связную речь и запас слов, соответствующий нормативам для 1 класса;
  • по картинке может придумать сюжет;
  • ребёнок нормально говорит звуки и знает, где они находятся в слове;
  • умеет читать небольшие слова с определённой скоростью;
  • знает печатные буквы;
  • отличает геометрические фигуры друг от друга;
  • определяет свойства предметов;
  • умеет считать от 1 до 10 и в обратном порядке, складывать и вычитать простые значения;
  • различает цвета и называет их правильно;
  • хорошо складывает пазлы;
  • запоминает стишки и поёт песенки, повторяет скороговорки;
  • раскрашивает картинки строго по контуру.

Чтобы отдать ребенка в школу в 6 лет, не надо пытаться его полностью подготовить, иначе он очень быстро устанет от учебы. Он будет обладать практически всеми умениями и ему будет неинтересно. В этом случае родители обязаны продумать, в какую школу лучше отдать ребенка, возможно, есть смысл оформить ребёнка в заведение с повышенными требованиями.

Не стоит считать, что школа полностью обучит всему. Она даёт только начальные знания, которые помогают ребёнку лучше адаптироваться в социуме. Следовательно, родители должны быть готовы к тому, что с малышом нужно будет много заниматься.

Эмоциональный фон

Ваше чадо должно быть собрано и уметь принимать обдуманные решения. Мысль отдать ребенка в школу в 6 лет может возникнуть, если он достаточно умный для своего возраста. Но если он не готов эмоционально, то откажитесь от этой идеи. Ребенок может заработать серьёзные проблемы в психическом плане.

Мотивация к учёбе и зрелость нервной системы будущего первоклашки

Ребёнок должен иметь мотивацию пойти в школу. По мнению психологов, для того чтобы узнать готовность малыша к обучению, надо задать ему простой вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу? И зачем?» От ответа будет зависеть, готов ли он к учебе. Если единственная мотивация ребёнка – это игра, то будет правильным отложить школу на один год.

Прежде чем решить, отправлять ли ребёнка в первый класс, надо оценить зрелость нервной системы. Если его отдать чересчур рано, то выдержать 45 минут урока для него будет очень сложно. Поэтому думайте об этом заранее.

Мнение педиатров

Что нужно, чтобы отдать ребенка в школу? По мнению педиатров, необходимо провести несколько тестов. Так можно будет проверить физическую готовность ребенка к школе. Итак:

  1. Ребенок может дотянуться рукой через голову до верха противоположного уха.
  2. У малыша правильно сформированы коленные чашечки и фаланги пальцев, изгиб стопы выражен.
  3. Идёт смена молочных зубов.
  4. Ребёнок способен удерживать равновесие на 1 ноге.
  5. Умеет кидать и ловить мячик.
  6. Оттопыривает большой палец при рукопожатии.
  7. Развита мелкая моторика.

Немаловажную роль играет состояние здоровья: насколько часто болеет ребёнок, имеются ли хронические болезни и т. п. Если есть необходимость, то ваш педиатр посоветует на время отложить этот момент и уточнит, во сколько лет отдавать ребенка в школу.

И всё же, в каком бы возрасте вы ни решили отдать своего ребёнка в школу, желательно укрепить его здоровье. Для этого можно съездить перед началом учебного года на море, например, а также вплотную заняться режимом дня ребёнка, его сном и питанием. Обязательно вылечить все очаги хронической инфекции.

Навыки общения и самостоятельность

Для первоклассника очень важно уметь разговаривать со сверстниками и взрослыми, а также иметь адекватную самооценку. Также ребёнок должен не замыкаться в обществе чужих людей.

В каком возрасте отдавать ребёнка в школу? Это во многом будет зависеть от его самостоятельности. Ведь он должен уметь сам одеваться и обуваться, кушать, ходить в туалет и выполнять другие элементарные действия.

Пол ребенка

Пол играет существенную роль в погружении в школьную обстановку. Так, родители мальчиков хотят отдать сыновей пораньше, чтобы они побыстрее смогли выучиться и жить самостоятельной жизнью, а девочек, наоборот, хочется оставить возле себя подольше. Но на самом деле именно маленькие дамы готовы к учёбе раньше ребят.

Важную роль в готовности к учёбе определяет зрелость полушарий мозга. У девочек скорее развивается левое, отвечающее за речь и связанную с ней деятельность. Поэтому в начальных классах им учиться проще.

У мальчишек скорее развивается правое полушарие. Оно отвечает за пространственно-временную ориентацию, а данная функция совсем не требуется в начальных классах.

Тревожность и темперамент

Тревожность - это индивидуальная черта каждого человека, которая очень сильно влияет на то, во сколько лет отдавать ребенка в школу. Так, мальчики, имеющие тревожность выше среднего, озабочены в первую очередь отношениями с учителями и своей учебной деятельностью. В то время как девочки, имеющие уровень тревожности ниже среднего, озабочены в основном отношением сверстников.

Играет важную роль для обучения детей темперамент. Труднее всего обучаться девочкам-холерикам и мальчикам-меланхоликам. Такие дети имеют нетипичное представление про учебу в школе, по мнению учителей.

Просто мальчики такого склада характера слишком ранимы и могут заплакать, если их кто-то расстроит или обидит. К несчастью, ни сверстники, ни учителя не принимают такого поведения.

Девочки-холерики, напротив, очень подвижны. Поэтому не могут высидеть весь урок спокойно. К тому же они привыкли отстаивать свою правоту до последнего, иногда даже посредством драк.

Детки-флегматики слишком медлительны и спокойны. Ученикам с подобным темпераментом порой сложно учиться.

Самый благоприятный для учебы темперамент – сангвиник. Эти дети в меру общительны и любознательны, не конфликтны, вписываются практически в любой коллектив.

Важнее всего этот показатель в начальной школе. Далее на него уже особо не реагируют ни дети, ни учителя.

Поэтому, прежде чем определить, во сколько лет отдавать ребенка в школу, обратитесь к специалистам. Если ребёнку уже 7, но психолог утверждает, что надо повременить, стоит прислушаться.

Мнение психологов

Что нужно, чтобы отдать ребенка в школу? Родители задают этот вопрос очень часто. Поэтому психологи выяснили несколько причин, по которым стоит отложить посещение школы.

  1. Психологические особенности: нет мотивации к обучению, кроме игровой деятельности; у вас родился ребёнок, когда старшему исполнилось 7 лет; в семье сложный период.
  2. Медицинские: у ребёнка имеются психические расстройства; в недавнем времени у него была травмирована голова или позвоночный столб; есть хронические болезни.

Что будет, если в школу ребёнок пойдёт с 8 лет?

Если ваш ребёнок не готов к школьной скамье, то стоит хорошенько всё обдумать, взвесить все "за" и "против".

Когда отдавать ребенка в школу? Комаровский – известный на всю Россию педиатр - утверждает, что 6,5-7 лет - это идеальный возраст для посещения малышом учебного заведения. Так как именно в этот период времени у детей меняется тип деятельности с игровой на познавательную. Хотя доктор Комаровский признаёт, что, поступив в школу, первое время ребёнок станет больше болеть.

Каждый ребёнок - личность. И лучше родителей его не знает никто. Может, именно вашему ребёнку необходимо пойти в школу в 8 лет. Только принимая подобное решение, помните, что, возможно, ваше чадо будет ощущать себя некомфортно, когда поймёт, что в его классе дети младше, чем он сам. Чтобы убрать все сомнения, посоветуйтесь с детским психологом.

Когда надо задуматься об оформлении ребёнка к школе?

Цель воспитания состоит в том, чтобы научить ребёнка быть самостоятельным. Так вот, вы воспитываете его с самого его рождения, всячески стараетесь его чему-нибудь научить. В итоге к 5-6 годам он накапливает необходимый «багаж» знаний для обучения в школе.

И вот возникает вопрос: "Когда же задуматься об оформлении ребёнка в учебное заведение?"

Как вы наверняка поняли из нашей статьи, процесс подготовки к обучению довольно сложен и многогранен. Поэтому необходимо задуматься уже за девять месяцев до первого сентября. Обязательно обратитесь к психологу, ведь он должен проверить ребёнка на предмет готовности к школе.

Если окажется, что ваше чадо не совсем готово к школе, то у вас будет время доработать то, что необходимо.

Решение о возрасте оформления ребёнка в школу – это очень важный и ответственный шаг. Нужно все обдумать и взвесить.

Необходимо создать атмосферу праздника в первый день учёбы ребёнка. Украсьте квартиру и сделайте семейное торжество. Ведь ребёнок должен знать, что начинается новый этап в его самостоятельной жизни, полный взлётов и падений.

Декабрьский ребенок и учеба

Когда отдавать в школу декабрьского ребенка? Родители задают этот вопрос довольно часто психологам. И они отвечают на вопрос так: «Всё зависит только от ребёнка». Так как каждый – это личность. Кто-то готов учиться раньше. Потому, что с восприятием и сообразительностью всё в норме. А иной и в 7 лет совершенно не готов к школе.

Обязательно сначала нужна консультация психолога. А уж он подскажет, какой сделать выбор. Возможно, специалист подскажет, над чем нужно поработать, чтобы заполнить недостающие "пробелы". Если малыш хиленький и значительно меньше ростом, чем все остальные в классе, также желательно, конечно же, немного подождать.

Небольшое заключение

Прочитав статью, надеемся, вы нашли ответы на волнующие вопросы. Теперь понятно, что семилетний возраст ещё не означает, что вашему любимому ребёнку пора в школу. Нужно учитывать, конечно же, и другие факторы. Надеемся, что теперь вы сможете принять действительно верное решение.

fb.ru

Ответ министру: 8 причин не отдавать ребенка в школу с 5 лет

Не успели отгреметь последние звонки и торжественные линейки, как взрослые обсуждают уже сентябрьскую проблему – в Казахстане дети могут идти в школу с 5 лет. Автор Comode Ольга Демченко взвешивает риски: зачем пятилетнему ребенку садиться за парту и как это аукнется его родителям.

Постановление Министерства образования и науки  № 254  гласит, что организации образования должны обеспечить прием в первый класс всех детей 7 лет и детей-пятилеток, которым исполняется 6 лет в текущем календарном году, независимо от уровня подготовки.

Там же говорится, что "в случае отказа в приеме на обучение в организацию образования родители или иные законные представители обучающегося могут обратиться по месту жительства в местные органы управления образованием".

То есть в случае отказа есть куда пожаловаться и… добиться, чтобы чадо село за школьную парту. Но давайте обратим внимание на подводные камни.

1. Разница в возрасте и восприятии. Раньше для устройства в школу пятилетнего малыша требовалось специальное разрешение министерства. Отныне – добро пожаловать всем желающим. А их наверняка наберется немало, потому что многие родители руководствуются принципом "раньше сядешь – раньше выйдешь". Ну, и не забываем про псевдоактивных мамочек, уверенных, что за их ребенком тянется шлейф гениальности. Такие давно не играют в машинки и куклы, они посещают сразу десять секций и изучают три языка. Конечно, дети все разные, кто-то, может, и гениален. А если нет? И это первое, на что натыкается здравый смысл. Они разные! А принимают всех в один и тот же класс независимо от уровня подготовки и возраста: теперь за одной партой могут сидеть пятилетка и семилетний ребенок – чувствуете разницу?

2. Готовность к школе. Это специальный педагогический термин. Довольно объемное понятие, учитывающее способности, устойчивость психики, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребенок к моменту поступления в школу. От этого очень многое зависит, и в первую очередь возможность адаптации и дальнейшей успешности или неуспешности ученика.

С пяти до семи жизнь ребенка меняется в корне, он стремительно растет и развивается, и, как говорят сами педагоги, подавляющее большинство оказываются готовыми к новым требованиям и изменению нагрузок именно к семи годам. К примеру, важно, чтобы ребенок мог определенное время концентрироваться на какой-то одной задаче. Но в возрасте 6-7 лет внимание у детей непроизвольное. То есть они не могут сконцентрироваться по команде. Привлечь внимание может только что-то яркое, необычное, интересное. И то не более чем на 15 минут. А тут еще посторонние раздражители в виде шумов, шепотков, новой ручки у соседа по парте, внезапного чувства голода, спонтанного желания отправиться в туалет или срочно обнять маму. Как учитель может не багроветь, не повышать голос и не переходить на крик, если, скажем, десять учеников из 47 клюют носом, семь изучают природу за окном, а еще пять прямо на полях тетради рисуют танчики.

3. Переполненные классы. Да, количество имеет значение. Сегодня 25 человек в классе – большая редкость, скорее исключение, 37–45 – норма. В каждом классе установлен дополнительный, четвертый ряд парт – чтобы все вместились. Для пятилеток придется воткнуть еще пятый или поставить парты в два этажа. Но даже если впихнуть всех в стандартные классы и посадить их друг другу на голову, все равно одному ребенку пять, а другому семь, а это разные возможности и совершенно не равные силы, если говорить о здоровой конкуренции. В этот период жизни разница в возрасте в два года – фактически пропасть. В идеале и учебники должны быть разные, и программа. Иначе ситуация будет такая: младшие в силу возраста не поспевают, страдают рассеянным вниманием, теряют мотивацию, а вскоре и всякое желание в принципе идти в школу. У педагога нет возможности подойти индивидуально к каждому ученику, разрыв между детьми растет, родителям регулярно жалуются на неуспешных детей, те начинают метаться между репетиторами, а ребенок… он просто лишается не только радости жизни, но и без того короткого детства.

4. Здоровье. Если в первом полугодии первые классы учатся с 8:30 утра, то во втором – уже с 8 утра. Поздней осенью и зимой в это время еще темно. Просыпаться (с учетом дороги) нужно как минимум за час. Мамы одевают детей сонными, малыши не в силах проснуться и совершенно не хотят есть. Ничего страшного, наш новый девиз: "В школу – без завтрака!" С собой – сухой перекус. Если у родителей есть деньги на обед – то горячий обед, а если нет? Для некоторых пятилетних крох – продленка (ведь мамы все хором не уволятся), а продленка означает, что после школы еще столько же времени малышу надо провести за партой. В том же классе. Потом домой, уроки и на боковую. И не забыть собрать портфель. Очень насыщенное детство!

5. Портфель. Примерно к Новому году у первоклашек количество уроков увеличивается до пяти-шести. По каждому предмету учебник и рабочая тетрадь размером с этот самый учебник. Плюс сменка и дважды в неделю физкультурная форма. Такой набор тянет на 6-7 кг. А теперь посчитаем. Нормальный рост ребенка в семь лет – 121 см при весе 22-23 кг. А в пять с половиной лет – 112 см (на десять см меньше, чем у семилетних!) при весе 18 кг. Значит, вес портфеля первоклашки составляет 1/3 массы его тела. Это как если бы женщина средних лет при весе 65 кг носила сумочку весом 21 кг.

6. Размеры парт. Представьте себе пятилеток за партой. Им очень удобно будет положить подбородок на поверхность стола – как раз по росту. СНИПы в этой части учебного процесса не участвуют. Вот вы, например, в курсе, что расстояние между партами должно составлять не менее 60 см? Что расстояние от первой парты до доски – 240 см? Что расстояние от последней парты до стены, противоположной доске – не менее 70 см? Сегодня это непозволительная роскошь: в классах, рассчитанных на 25–30 человек, находятся более 40, и свободного пространства практически нет!

7. Искривление позвоночника. Здесь проклевывается свет в конце тоннеля. В текущем году Минобразования намерено изучить влияние наклона школьных парт на здоровье учеников. По данным ведомства, из трех миллионов учащихся государственных общеобразовательных школ 1,5% страдают сколиозом. Ранее депутаты маслихата Астаны совместно с управлением образования решили прописать техспецификацию школьных парт, указав точный угол наклона для борьбы со сколиозом, так как это парты виноваты в деформации детских позвоночников. Но, как утверждают в МОН РК, точных научно обоснованных данных, что наклонные парты меньше влияют на позвоночник, чем прямые, нет. "Искривление позвоночника возникает чаще всего в период усиленного роста позвоночника в возрасте 5–15 лет, и в большинстве случаев связано с тем, что ребенок долго сидит в неправильном положении", – отметили чиновники.

8. Диспансеризация. 2002 год был объявлен у нас Годом ребенка, и потому была проведена всеобщая диспансеризация школьников. Всех обследовать не успели, но 1 млн 700 тысяч учащихся общеобразовательных школ Казахстана в возрасте 12–18 лет охватить удалось. Тогда и было выявлено, что 44,6% из них имеют различную патологию. Лидирующее место занимают болезни органов пищеварения, которыми страдает каждый шестой учащийся. Далее следуют болезни органов дыхания, нервной системы и опорно-двигательного аппарата, а также психические и поведенческие расстройства.

Исследование проводилось 16 лет назад. И вряд ли сейчас стало лучше, а как стало – мы узнаем только тогда, когда у нас опять объявят Год ребенка. Пока мы просто получили добро на пополнение списка учащихся за счет хрупких малышей-пятилеток. Как это повлияет на показатели физического и психического здоровья учащихся? Чтобы дать ответ на этот вопрос, не нужно быть ученым или министром. Нужно просто быть матерью, любящей своего ребенка.

Автор: Ольга Демченко

Читайте также:

Как выбрать школу для первоклассника в Алматы

Как попасть в первый класс не по микроучастку?

О реформах школьного образования: "В Казахстане с 2016 года все шестилетки идут в первый класс: так ли это?"

comode.kz

С какого возраста можно отдать ребенка в школу по закону в 2018 году

После окончания дошкольного периода ребенок все больше стремится пойти в школу. Он начинает осознавать, что школьника воспринимают как взрослого. С какого же возраста положено отдавать ребенка в школу?

Согласно принятому Закону «Об образовании» в Российской Федерации, в школу принимают детей, начиная с 6.5 лет и не позже 8 лет. Многие родители зачастую отдают своего ребенка в школу с 7 лет. Если в сентябре ребенку исполняется 6 лет и 7 месяцев, то это время вполне подходит для приема в первый класс.

Многими родителями движет желание иметь не по годам развитого ребенка, поэтому они намерены отдавать его в школу с 6 лет. Специальная педагогическо-медицинская комиссия определяет готовность ребенка к школе. В составе этой комиссии присутствуют:

  • Опытные воспитатели детских садов;
  • Детские психологи;
  • Логопеды;
  • Детский психиатр.

Присутствие психиатра в составе комиссии не должно пугать родителей, его задача – задать ребенку пару вопросов, выяснить степень готовности к школе. Обычно задаются вопросы на проверку логического мышления и умения вести математический счет до 10. После прохождения этой комиссии ребенок получает официальный допуск к школе.

Иногда бывают такие ситуации, когда ребенок в полной мере не готов к посещению школы, а у родителей есть сильное желание отдать его туда прямо сейчас. Причины для этого могут быть самые различные: все его друзья во дворе уже приняты в школу и он туда стремиться, родители убеждены, что их малыш — самый умный.

Зачастую мнения родителей в этом случае не совсем объективно. Чтобы пройти комиссию, недостаточно быть просто умным и разбираться во многом, определяющую роль при этом играет психологическая готовность ребенка к школе. У ребенка может наблюдаться застенчивость либо скромность в характере, недостаточная физическая форма. Школа для таких детей может превратиться в серьезное испытание, с которым они могут не справиться.

Поэтому специалисты советуют родителям не спешить отдавать своих детей в школу. Для начала они должны быть полностью уверенными в том, что ребенку в школе будет комфортно. Прежде чем принимать решение отдать ребенка в раннем возрасте, необходимо взвесить все доводы за и против.

Как определить, пора ли ребенка отдавать в школу?

На готовность ребенка к обучению и успехам в школе влияет ряд важных факторов, которые нужно оценить до принятия решения отдавать его в школу.

  1. Развитие интеллекта – важный показатель подготовки к школе. Родителям нужно обратить внимание на развитие речи ребенка, внимания, памяти и мышления.

Малышу легко будет даваться учеба, если он:

  • Связно разговаривает, обладает хорошим словарным запасом;
  • Может составлять небольшой рассказ по картинке;
  • Отлично произносит все звуки, может различать и находить их в слове;
  • Бегло читает слова, состоящие из 2-4 слогов;
  • Знает и называет все геометрические фигуры;
  • Считает до 10 и в обратном порядке;
  • Отличает цвета и называет их;
  • Хорошо собирает пазлы;
  • Рассказывает наизусть стихи, повторяет скороговорки, петь песенки;
  • Аккуратно раскрашивает фигуры, не вылезая за контур.

Бывают ситуации, когда родительское желание по максимуму подготовить ребенка в интеллектуальном плане дает обратный эффект. В школе желание учиться у таких детей пропадает, ведь они уже имеют базовые знания.

  1. Эмоциональная зрелость ребенка. наличие у ребенка таких качеств, как собранность, умение взвешивать решения, сначала подумать, а потом делать. Если ребенок не дозрел до школы эмоционально, то ранний поход в школу может стать причиной серьезных психологических проблем.
  2. Наличие мотивации к учебе. Начало школьного года в жизни первоклассника – это период перестройки в жизни ребенка, переходный момент от беззаботной дошкольной жизни. Чтобы учеба была успешной, важна мотивация ребенка к обучению. Выяснить мотивацию ребенка к учебе поможет простой вопрос: «Зачем ты пойдешь в школу?». При этом важно, чтобы мотивация ребенка была познавательная, чтобы он стремился узнавать что-то новое.
  3. Физическая зрелость и состояние здоровья ребенка играет при этом немаловажную роль. Перед записью ребенка в школу, необходимо выяснить зрелость его нервной системы. В плане физиологии ребенок считается зрелым для посещения школы, если он:
  • Имеет хорошо сформированные коленные чашечки, отлично выраженную арку стопы;
  • Теряет первые молочные зубы;
  • Ловко прыгает на одной ноге;
  • Хорошо бросает мяч и ловит его;
  • Отводит большой палец руки при рукопожатии.

При этом у него также должна быть развита мелкая моторика: умение резать ножницами, работать с мягким пластилином, застегивать молнию, шнуровать ботинки. Состояние здоровья играет также важную роль в определении готовности к школе. Если он часто болеет, имеет хронические заболевания, то лучше посоветоваться насчет его готовности к школе со специалистом.

o-kroha.com