Как научить ребенка плавать в бассейне 8 лет. Как научить ребенка плавать быстро и весело
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как быстро научиться плавать ребенку. Как научить ребенка плавать в бассейне 8 лет


Как научить ребенка плавать: правильно - в бассейне

Бассейн с подходящей для ребенка глубиной – самое безопасное место для обучения плаванию. В общественных бассейнах обычно есть курсы по обучению детей плаванию, где с ними занимается опытный инструктор. Но если нет возможности посещать такие занятия, можно организовать их самостоятельно.

Обучение плаванию состоит из нескольких этапов.

  • Преодоление страха воды.
  • Развитие способности держаться на поверхности.
  • Освоение движений, помогающих передвигаться.

Каждый из этапов ребенок осваивает с помощью несложных упражнений. Чтобы обучение проходило эффективно, важно создать непринужденную атмосферу, не давить на ребенка, но преподносить процесс в виде увлекательной игры. Обучение «из-под палки», по принуждению, не будет приятным и результативным, потому что малыш будет нервничать и не сможет расслабиться.

Сначала нужно убедиться, что место для обучения выбрано подходящее. Вода должна доходить ребенку до груди, быть чистой и не слишком холодной, около 25°С. Если это не бассейн, а открытый водоем, дно должно быть ровное, без острых предметов.

Соленая жидкость прекрасно поддерживает тело, поэтому научиться плавать на море намного проще, чем в пресном водоеме

Существуют упражнения для преодоления страха и развития умения держаться на воде.

  • Зайти в воду по пояс вместе с ребенком. Поиграть в брызгание водой, загребая ее ладонями. Это тренирует руки и помогает не бояться намочить лицо.
  • Бегать в воде наперегонки, помогая себе руками. Это учит делать гребковые движения.
  • На вдохе задержать дыхание и присесть вместе, погрузившись по макушку. Можно держаться за руки. При этом смотреть друг на друга и выпускать пузыри воздуха, выдыхая. Если малыш боится открывать глаза, пусть поначалу делает упражнение с закрытыми.
  • Зайти на глубину по грудь ребенка. Он должен набрать в легкие воздух и задержать дыхание. Потом вытянуть вперед руки и лечь лицом и грудью на воду. Оттолкнувшись ногой от взрослого, скользить вперед по инерции. Когда движение остановится, встать на ноги и выпрямиться. Освоив это упражнение, пусть отталкивается от дна.

Когда освоен способ скольжения, нужно добавлять движения руками и ногами. Совершают гребки вниз прямой рукой. Ногами – движение «ножницы» вверх-вниз, с небольшой амплитудой. При этом нельзя забывать о правильном ритмичном дыхании. Вдох нужно делать, повернув голову в сторону руки, которая совершает гребок.

Если во время обучения показывать все на своем примере и не заставлять ребенка, он научится плавать быстро и непринужденно.

Теперь вы знаете, как правильно научить ребенка плавать, самое время приступить к практике.

Также интересно: как сделать кактус из бисера

www.wday.ru

Быстро научиться плавать ребенку в бассейне или на море

Лето – это жаркое солнышко и ласковая водичка в море или реке. Но вот беда – малыш боится даже самой маленькой капельки, попавшей ему на тело. Как же научиться плавать ребенку за считанные дни?

Вдох-выдох и вперед!

Прежде чем задуматься, как научить ребенка плавать, надо посмотреть, а умеет ли кроха правильно дышать? Вдох, выдох, задержка дыхания – вот начальные приемы, которыми должен овладеть маленький пловец.

  1. Возьмите обычную салфетку и порвите ее на кусочки. Разложите их на столе и представьте, что находитесь на футбольном поле. Кто больше задует «мячей» в ворота противника, тот и победил.
  2. Купаемся в ванной и учим детей плавать! Как и в предыдущей игре, будем дуть, только уже не на салфетку, а на игрушки для купания. Уточки, кораблики, мячики – все пойдет в ход.
  3. Попросите малыша набрать полную грудь воздуха и задержать его. Посмотрим, кто просидит так дольше всех!

Ныряем и пускаем пузыри

Не умеющий плавать ребёнок часто высказывает недовольство, когда его просят опустить лицо в воду. «Зачем это надо», – спросите вы? А как же еще научиться плавать детям, которые боятся воды?! Итак, поиграем.

  1. Наберите в ванну воду, попросите сына или дочку задержать дыхание (этот прием мы уже отработали). Надо погрузить подбородок и нос в воду и сделать медленный выдох, чтобы получились пузыри. Постепенно малыш научится погружать в водичку все лицо.
  2. Сначала ребенок учится не плавать, а нырять. Это тоже можно делать в ванной. Помощь взрослого на этом этапе просто необходима. Попросите малыша задержать дыхание и после слова «ныряем» опустить голову под воду. Такие упражнения длятся всего несколько секунд.

Где и как?

Самое лучшее место, где можно научить ребенка плавать, – бассейн. В небольшой группе или индивидуально чадо познает азы поведения на воде и освоит основные приемы. Это если подходить к вопросу вдумчиво. А если вы живете в городе, в котором нет бассейна, где учат детей плавать, или же хотите познакомить кроху с водой самостоятельно? Не беда, все решаемо! Отправляемся на водоем. Лучше, если это будет озеро. Выбираем место помельче, проверяем тщательно дно и приступаем к обучению. Отрабатываем приемы дыхания, нырок и… надеваем нарукавники.

  1. Рисунки на воде. Эта игра даст представление о технике плавания «брасс». Давайте покажем, как можно разводить и сводить руки в воде, выписывая сердечки.
  2. Уточки и рыбки. Придержите малыша за руки и попросите его подвигать в воде ножками, как это делает уточка. Сначала поочередно, а потом вместе, как рыбка хвостиком.
  3. Загораем в водичке. Придерживая маленького купальщика под спинку, учим его держаться на воде. Давайте посмотрим, все ли получается правильно: глаза должны смотреть в небо.
  4. Быстрее стрелы. Вытянув руки стрелочкой, малыш скользит по воде вперед. Ножки при этом не забывают работать, а лицо находится в воде.

Я сам!

Теперь поговорим, как учить ребенка плавать без нарукавников. Это легко сделать, если сын или дочка уже смело ныряют и ловко двигают ногами. В помощь малышу – двое взрослых. Маленький пловец сначала будет скользить от мамы к папе, а потом попробует освоить более длинную дистанцию. Во время первых уроков взрослый как бы подталкивает ребенка вперед к противоположной цели. Задача этого этапа обучения – дать чаду почувствовать свое тело в воде без дополнительной поддержки. Пара таких уроков – и юный спортсмен будет плавать не хуже вас!

С помощью таких нехитрых занятий научиться плавать ребенку можно всего за пару недель отпуска. Главное – регулярные тренировки и правильное выполнение заданий. Удачного вам отдыха!

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

babadu.ru

Как научить ребёнка плавать

Начинать практические занятия в ванне с совершенно здоровыми детьми можно в середине первого или в начале второго месяца после рождения ребенка. Но прежде, чем это делать, уточним цели. Конечно же, не следует с младенческого возраста начинать подготовку пловца-спортсмена.

Вы приступаете к урокам плавания с более скромной и благородной целью: укрепить здоровье ребенка, помочь ему правильно развиваться, обучить его жизненно важному навыку — самостоятельно держаться на поверхности воды.

Для осуществления этого не нужно обучать малыша классическому кролю, брассу или другим спортивным способам плавания: они сложны и недоступны младенцу. Ими можно будет заняться через 2—3 года, когда ребенок подрастет. А пока придется обучать такому способу плавания, какой «подскажет» сам малыш. В основе этого способа будут лежать наиболее удобные для ребенка и инстинктивно выполняемые им самим движения.

Конечная цель — в течение 9—12 месяцев (то есть до годовалого возраста) научить ребенка, во-первых, самостоятельно держаться на поверхности воды в течение 20—30 минут; во-вторых, нырять на небольшую глубину, доставать со дна предметы (игрушки), плавать под водой в течение 7—8 секунд; в-третьих, находясь в легкой одежде (летний костюмчик, туфли, носки, шапочка), спрыгнуть с бортика бассейна в воду и в этой одежде продержаться на поверхности воды 2—3 минуты.

Чтобы успешно выполнить поставленную задачу, родители должны строго и постоянно соблюдать два важнейших методических принципа: последовательность в применении различных упражнений и в изменении условий их проведения; постепенность в наращивании физических нагрузок (увеличение количества упражнений, применяемых за одно занятие, быстрота их чередования) и в усложнении обстановки занятий (глубина воды в ванне, степень подогрева воды и т. п.).

Нарушая эти принципы, можно столкнуться с нежелательными последствиями.

Каждое занятие должно быть направлено родителями на создание у ребенка только положительных эмоций: радости, удовольствия, заинтересованности, наслаждения от пребывания в воде. Во время каждого занятия нужно проявлять большую осторожность, чтобы не вызвать у ребенка страха, переутомления, неприязни и недоверия к воде. Однажды допущенная ошибка может на всю жизнь отбить у ребенка желание научиться плавать. Психологи хорошо знают, что подавляющее большинство трагических случаев на воде происходит из-за страха. Грудной ребенок не знает, что такое страх. Он не боится воды: во время пребывания в утробе матери его окружали околоплодные воды. И если в ванне у ребенка появляется страх, то виновника нужно искать среди родителей.

Необходимо строго соблюдать правило: ни на секунду не оставлять ребенка одного в ванне.

Страх может быть вызван различными причинами. Например, переохлаждением, когда по недосмотру родителей в ванне окажется слишком холодная вода, ребенок пересидит в ней, замерзнет, а родители спохватятся в самый последний момент, когда холод уже испугает малыша и он начнет громко плакать. Поэтому во время урока плавания надо всегда иметь под рукой градусник и контролировать температуру воды в течение одного занятия 2—3 раза.

Перехлорированная или мыльная вода может вызвать сильное раздражение слизистых покровов глаз, что тоже порой становится поводом для страха.

Во время проведения занятия нежелательно создавать ребенку обстановку полной тишины и одиночества. Каждая минута урока должна быть эмоционально насыщенной. С ребенком нужно все время ласково разговаривать. Не помешает тихая мелодичная музыка.

Урок плавания должен проходить весело (но, конечно, без излишнего возбуждения ребенка), живо, в беспрерывных контактах между учеником и учителем. Вот почему важно, чтобы хотя бы первые уроки проходили при совместном погружении в воду учителя и ученика. Чуствуя рядом мать или отца, ребенок будет меньше пугаться.

Если во время урока у ребенка появятся признаки утомления (вялость, капризы) или замерзания (озноб, «гусиная кожа», синюшный оттенок губ), занятия следует прекратить. Если эти явления появятся и на следующий день, то целесообразно вовсе не проводить занятия 2—3 дня.

Перед каждым уроком плавания необходимо проветрить ванную комнату, тщательно вымыть и продезинфицировать ванну, а также игрушки, инвентарь, используемый во время занятий. Вода, в которой ребенок будет находиться, должна быть абсолютно чистой. В этом случае она не опасна для здоровья ребенка, даже если попадет ему в ушки. Однако родители ради предосторожности могут перед началом занятий затыкать ушки малыша легкими тампончиками из гигроскопической ваты, негусто пропитанной детским кремом. Сразу же после окончания урока в ванне нужно не забыть выбросить тампончики и осторожно промыть ушки.

Уроки следует проводить в одно и то же время, желательно во второй половине дня, за 1,5—2 часа до вечернего кормления и не ранее чем через 1,5 часа после очередного приема пищи. После плавания, когда ребенок несколько возбужден и утомлен, ему нужно создать условия для полного отдыха.

Кому лучше проводить занятия с ребенком — отцу или матери? Для ребенка лучшим педагогом может быть мать, самый близкий для него человек в грудном возрасте. Если это по каким-то соображениям осуществить трудно, то роль тренера может успешно выполнить отец, бабушка или дедушка, старший брат или сестра. Важно только, чтобы весь курс обучения провел один человек.

Родители должны систематически контролировать влияние на ребенка занятий по плаванию. Этот контроль осуществляется, во-первых, во время тренировок, когда (в сравнении с предыдущими занятиями) учитываются желание и активность, с которыми ребенок выполняет все задания родителей, поведение в последние минуты занятий, появление признаков утомления и охлаждения. Во-вторых, необходимо контролировать отдаленные результаты занятий: как ребенок спит по ночам, каковы у него аппетит, настроение, работоспособность, как увеличиваются показатели веса и роста. Все эти данные заносятся в дневник, где нужно отмечать краткое содержание проведенного урока, отношение ребенка к упражнениям, настроение и степень переносимости занятия.

Анализируя записи в дневнике, родители должны регулировать содержание занятий и физическую нагрузку. При неблагоприятных явлениях и отставании от средних данных веса следует ограничить нагрузку: уменьшить продолжительность занятий, сокращать количество упражнений, не снижать температуру воды и т. д. Если и после этого отрицательные явления не исчезнут, следует сократить число занятий в ванне до 2—3 раз в неделю. Только после полного исчезновения отрицательных явлений можно вновь начать постепенно повышать физические нагрузки и снижать температуру воды.

Часто приходится сталкиваться с одним весьма характерным недостатком ведения занятий: торопливостью, нетерпеливостью, стремлением как можно скорее увидеть своего малыша хорошим пловцом. Желание естественное, но оправдать таких родителей никак нельзя. Вопреки существующим медицинским и педагогическим принципам, родители придумывают особые, форсированные методы.

«Чтобы ускорить процесс обучения плаванию, мы начали заниматься «термообработкой» на седьмой, день после рождения Сережи, с двадцатого переключились на двухразовые в день занятия и с началам второго месяца жизни уже довели продолжительность каждого урока до 40—50 минут»,— пишут супруги Петровы из Хабаровска.

Куда торопятся эти родители? Хорошо уже то, что младенец втянулся в занятия в ванне, прошел курс закаливания. И если даже на этом вообще закончился, бы «спортивный» прогресс ребенка, то родители должны были бы испытывать чувство удовлетворенности. Но впереди еще не меньше 1 50—200 уроков плавания, пока ребенку не исполнится год. За это время можно добиться многого. Не форсирование нагрузок, не антимедицинские «блицметоды» приводят к успеху, а терпеливость и настойчивость родителей, систематичность и продуманность занятий.

Уроки первого периода занятий (4 месяца) решают лишь общие задачи, пока еще не имеющие прямого отношения к плаванию. На протяжении этого периода проводится закаливание, воспитывается привычка к воде, к тем особым ощущениям, которые человек испытывает только в водной среде (состояние полуневесомости, легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, углубление дыхания, массирующее и закаливающее воздействие на кожный покров).

Время тренировки следует увеличивать с 5 минут (на первых трех занятиях) до 10 (к 15-му занятию), а потом прибавлять по минуте на каждом уроке. Мы считаем, что температура воды на первых занятиях может быть 37 градусов, на 5-м занятии —36,5, на 9-м —36, на 14-м —35,5, на 20-м —35 и на 24-м — 34 градуса. Это цифры ориентировочные. В зависимости от самочувствия ребенка в них можно вносить поправки: затянуть на более длинные сроки снижение температуры воды в ванне до 35 градусов или не спешить с увеличением продолжительности каждого занятия. Важно знать, что 4—6 недель тренировок вполне достаточно, чтобы приучить организм ребенка к пребыванию в ванне в течение 20 минут в 35-градусной воде.

В первом периоде обучения нужно освоить и научиться применять 6 способов поддержки ребенка в воде. При пяти из них учитель сидит в заполненной водой ванне, при шестом — стоит рядом с ванной. При всех способах нужно настойчиво добиваться, чтобы выполнялись два главных условия: ребенок всем телом (конечно, за исключением лица) был погружен в - воду и по возможности сохранял горизонтальное, положение в воде.

Первый способ поддержки — наиболее привычный длжучителя, когда тело ребенка располагается поперек ванны и поддерживается двумя руками: левой ладонью — головка ребенка, правой — сверху вниз обхватывается (с наружной стороны) область тазобедренных суставов ребенка, и ладонь поддерживает его тело в области таза и нижней части спины. Этот способ поддержки применяется на первых 15 занятиях и во всех тех случаях, когда ребенок начинает в воде капризничать или иным способом высказывать свое недовольство.

Второй способ — «солдатиком». Это усложненный вариант первого способа. Он заключается в том, что правая рука не обхватывает ребенка сверху, а подхватывает его снизу и поддерживает за область таза и нижней части спины. Этот способ поддержки может применяться на 5—15-м занятиях первого периода и при обучении нырянию.

Третий способ — «люлька». Тут поддержка осуществляется только одной левой рукой. Головка ребенка покоится на локтевом суставе, а туловище и таз — на предплечье и ладони. Таким образом, высвобождается правая рука, которой можно позабавить малыша, смочить губку и выжать из нее воду на головку ребенка, помассировать и выпрямить у него ножки и т. д. Этот способ поддержки можно применять на 8—20-м занятиях.

Четвертый способ — «вдоль ванны». Еще до того, как брать в ванну ребенка, учитель должен потренироваться в четком выполнении этого способа поддержки и хорошо запомнить характерное положение своих ладоней: мизинцами внутрь, большими пальцами снаружи — они плотно смыкаются друг с другом, и все пальцы выпрямляются. Таким образом, образуется широкое и гибкое ложе, которое может легко принять любую форму изгиба и тем самым удобно приспособиться к форме таза, спины и головки ребенка.

Пятый способ — «головкой назад». Он повторяет предыдущий способ, с той существенной разницей, что ребенок лежит на руках учителя «в обратную сторону». Преимущество этого способа заключается в том, что поддержка может быть «скользящей». Вначале (2 занятия) ладони учителя подводятся под бедра ребенка, потом (тоже 2 занятия)— под таз, затем — под спинку и наконец только под головку. При этом способе поддержки самым удобным и выгодным будет следующее положение: ладони учителя находятся под спиной ребенка, на лучезапястных суставах и нижних частях предплечья покоится головка, а большими пальцами учитель обхватывает плечи или верхнюю часть груди ребенка. Удобство такого способа поддержки заключается в том, что своими предплечьями учитель может регулировать положение головы ребенка.

Шестой способ — «проволакивание». Учитель находится вне ванны и поддерживает головку ребенка своей рукой (правой или левой). Вначале на слегка согнутой ладони лежит затылок ребенка, затем опорой для ребенка служат лишь кончики трех-четырех пальцев. После того, как ребенок научится самостоятельно держать в нужном положении головку, но еще сам на воде держаться не может, учитель применяет усложненный вариант поддержки: под область лопаток вначале всей ладонью, а затем несколькими своими пальцами. На первых занятиях этот способ изучается в статическом положении тела ребенка, а в дальнейшем — с «проволакиванием», то есть с продвижением ребенка по поверхности воды за счет легкого усилия учителя, вначале медленно, а с каждым новым занятием чуть побыстрее. Подтянув ребенка к одному краю ванны головкой вперед, учитель поворачивает его и «проволакивает» к другому концу ванны (также головкой вперед). Так повторяется 8—10 раз, причем беспрерывно. Таких серий с «проволакиванием» делается за 1 урок от 3 (на 16— 18-м занятиях) до 5—6 (с 20—22-го занятия) с 20—30-секундным отдыхом после каждой серии.

В тех случаях, когда ребенок быстро привыкает к воде и хорошо переносит первые 5 способов поддержки, можно уже на 8—10-м занятиях попробовать оставить его одного в ванне, поддерживая шестым способом (первое время двумя руками под затылок и под область таза). Если ребенок не капризничает, то на протяжении всех последующих занятий этого периода шестой способ становится основным. Если же ребенку не понравится оставаться в ванне одному, то учитель должен будет на протяжении первых 15— 20 занятий находиться в ванне, чередуя применение различных способов поддержки, постепенно приучая ребенка к шестому способу. Используя любой способ поддержки, учитель не должен уподобляться «механическому держателю» ребенка на поверхности воды, а должен быть активным и внимательным, соблюдая следующие правила: добиваться, чтобы все отведенное на занятие время ребенок чувствовал действие воды на всю поверхность тела; постоянно следить за тем, чтобы ребенок сохранял в воде горизонтальное положение и находился в состоянии оптимального для себя равновесия. Головку нужно поддерживать так, чтобы затылок, шея и спина лежали в одной плоскости. Действиями рук нужно регулировать положение головы, помня, что у находящегося в воде человека она представляет собой своеобразный руль. Если голова чрезмерно поднимается или опускается, ее следует немедленно вернуть в нормальное положение. Если ноги ребенка слишком сгибаются в коленях и тонут или малыш подтягивает колени к животу, их нужно выпрямить, для чего мягко погладить и слегка помассировать суставы и мышцы; при любом способе поддержка всегда должна быть минимальной; чем она будет легче и меньше, тем лучше и быстрее ребенок приучится к самостоятельному плаванию в воде; при любом способе поддержки нужно создавать ребенку максимально выгодные условия для движений руками и ногами; рядом с ребенком должны плавать на поверхности воды различные игрушки.

Помощниками при обучении плаванию могут быть старший брат или сестра, бабушка или дедушка. В обязанности помощника входит самый разнообразный круг задач и действий: контролировать температуру воды, иметь под рукой кувшин или ведро с горячей водой и при необходимости поднимать температуру — подливать воду в ванну; следить за продолжительностью каждого занятия и своевременно предупреждать учителя об окончании урока; поливать ребенка теплой водой из лейки; выпрямлять ручки и ножки ребенка, прятать их в воду, массировать мышцы и суставы; бросать в воду разноцветные непотопляемые игрушки, обращая на это внимание ребенка.

Занимаясь с ребенком, к 15-му уроку вы должны уже освоить 5 способов поддержек и научить ребенка держаться с вашей помощью на воде. Если будут трудности, то нужно несколько раз повторить содержание 15-го урока. Учитывая, что он является своего рода тестовым, служащим основанием для перехода к более усложненным занятиям, приведем ниже его примерное содержание.

Продолжительность — 10 минут, температура воды — 36 градусов. Весь урок учитель находится в ванне. Уровень воды в ванне почти предельный (меньше максимального на 10—12 сантиметров). Воздух в ванной комнате чистый, его температура —27—28 градусов, полностью исключена возможность сквозняка. Двери в ванную комнату закрыты.

1.    Учитель берет раздетого ребенка на руки (первый способ поддержки) и осторожно входит в ванну. Еще лучше, если сидящий в ванне учитель получит ребенка из рук помощника. Сидя в ванне, учитель (держит ребенка вторым способом) раскачивает лежащего в воде ребенка поперек ванны в диапазоне 40—50 сантиметров в течение 1,5 минуты, постепенно увеличивая скорость раскачивания.

2.  Пауза —30 секунд. Учитель поддерживает ребенка третьим способом.

3. Упражнение в четвертом способе поддержки («вдоль ванны»), С помощью движений рук, сгибая и разгибая туловище, учитель заставляет ребенка выполнять боковые (из стороны в сторону) колебания в радиусе до 90 градусов одновременно со скольжением по поверхности воды вперед-назад в диапазоне 60—80 сантиметров в течение 2 минут.

4. Упражнение в пятом способе поддержки («головкой назад») выполняется так же, как и предыдущее, в течение 2 минут. При выполнении этого упражнения, так как ребенок плохо видит учителя, особенно важно, чтобы он все время слышал его подбадривающие слова.

5. Упражнение в усложненном варианте пятого способа поддержки (одной рукой). Выполняется в течение 3 минут.

При выполнении всех перечисленных выше упражнений учитель главным образом следит за тем, чтобы тело ребенка все время находилось под водой в состоянии оптимального равновесия (в горизонтальном положении), его ручки и ножки не были судорожно скованы и чтобы он случайно не глотнул воды.

6. Последние 30 секунд урока можно отвести активному отдыху ребенка — поиграть с ним.

На протяжении следующих десяти занятий помимо закаливания и дальнейшего приобщения ребенка к водной среде нужно добиваться еще и того, чтобы он мог бесстрашно находиться в ванне без учителя. Это, конечно, не значит, что ребенок будет на этих занятиях предоставлен сам себе. Нет, поддержка необходима, но она будет осуществляться учителем, стоящим рядом с ванной. Правда, предвидя возможные в этой ситуации капризы и недовольство ребенка, он должен находиться в ванной комнате в купальном костюме, чтобы быть готовым немедленно войти в воду и успокоить своего ученика.

Находясь вне ванны, учитель может пользоваться одним из двух способов поддержки. Первый способ—«солдатиком» (на 16—18-м занятиях). Нагнувшись и передвигаясь вдоль ванны то вправо, то влево, учитель может перемещать ребенка по поверхности воды из одного конца своего домашнего бассейна в другой. При этом в один конец ребенок будет «плыть» на спине головой вперед, а в другой — ножками вперед. Это упражнение нужно выполнять с равномерной скоростью — вначале совсем медленно, на последующих занятиях чуть быстрее.

На 16—25-м занятиях нужно главным образом пользоваться шестым способом поддержки (на одной руке), когда головка ребенка будет лежать на ладони. Вначале это упражнение выполняется без передвижения по поверхности воды, то есть в статическом положении ребенка. Это нелегко, так как в неподвижном состоянии ребенку труднее сохранить горизонтальное положение. Правильному положению тела ребенка учитель может помочь, умело регулируя «рулем»— головкой своего ученика, добиваясь полного равновесия тела в горизонтальном положении. Но и сам ребенок может тут инстинктивно оказать себе большую помощь. Дело в том, что, будучи на предыдущих занятиях приученным к горизонтальному положению, ребенок, почувствовав здесь его нарушение (ножки тонут), начнет двигать своими ножками, тем самым придавая телу привычное положение. Выполнение самостоятельных движений ногами является важным шагом к самостоятельному плаванию.

Однако на данной стадии обучения этого может еще и не случиться, поэтому пассивность ребенка не должна огорчать и разочаровывать. Главные задачи первого периода обучения — закаливание и втягивание организма ребенка в разнообразные ощущения, вызываемые у него водной средой.

Выполняя шестой способ поддержки, учитель постепенно начинает применять боковые колебания тела ребенка, а затем и «проволакивание» по поверхности воды, увеличивая от занятия к занятию его скорость. Как и в предыдущем упражнении, «проволакивание» из конца в конец ванны можно делать в положении ребенка головой вперед или ногами вперед. Лучше такое скольжение выполнять в оба конца ванны головой вперед. Для этого при движении ребенка влево (по отношению к лицу учителя) поддержка осуществляется левой рукой, а в обратном направлении (после поворота ребенка на 180 градусов) голова перекладывается на правую руку.

На этом завершается наиболее ответственный период обучения, когда ребенок практически уже способен держаться на воде. В дальнейшем занятия должны постепенно усложняться и вести к более уверенному пребыванию ребенка в воде с более высокой двигательной активностью. Ведь известно, что физические качества, навыки и умения, не упражняемые, не тренируемые, обязательно постепенно ослабевают. Поэтому для ребенка, уже переросшего размеры и возможности квартирной ванны, надо непременно подобрать соответствующую спортивную деятельность — летом купание в естественных водоемах, зимой — бассейн. Правда, чаще всего ребенка в столь нежном возрасте очень трудно определить в бассейн, но в этом случае родители должны позаботиться об иной спортивной нагрузке, соответствующей возможностям малыша, а при всяком подходящем случае возобновить его плавательные занятия.

Девочка-амфибия

Плавание в младенческом возрасте обладает чудесными возможностями. Пример тому — история Беты Марковской, рассказанная Стивом Шенкманом.

Родилась Вета явно физиологически незрелой. Весила всего лишь 1 600 граммов — ниже самых низких норм. В то время ее отец Игорь Марковский заочно заканчивал институт физкультуры и работал водолазом в бассейне «Москва».

...Ко времени рождения дочери Марковский пришел к выводу, что всякое живое существо надо приучать к воде с первых же дней его жизни. Свои взгляды он (а это крайне важно) сумел внушить жене.

Уже на следующий день после прихода из роддома девочку поместили в обычную квартирную ванну. В теплой воде ребенку было гораздо лучше, чем в кроватке. Вета покидала воду только для того, чтобы погулять и поспать. Но скоро она научилась спокойно засыпать в воде. Освобожденная от сковывающих движения пеленок, она чувствовала себя прекрасно и очень скоро стала догонять своих сверстников. Первое время воды в ванне было совсем немного, ребенок лежал на дне укутанный теплой водой, словно пуховым одеяльцем. Над поверхностью торчали лишь носик и рот, поскольку отец смастерил специальное надувное кольцо, охватывающее личико ребенка. Благодаря теплой воде, которая постоянно менялась, и свободе движений девочка легко осуществляла все физиологические отправления, у нее не болел животик, не было пролежней и потничек, аппетит стал отличным, она не страдала простудами. Даже кормление проводилось в ванне. Ускоренный ход обменных процессов избавил девочку от диатеза и других неприятностей, преследующих большинство малышей.

У отца была ночная работа, и целые дни он проводил около ванны с вузовскими учебниками в руках. Родственники, разумеется, протестовали против столь необычного воспитания. Тем более что ребенок первое время был очень ослабленным.

— Я провел серию опытов,— рассказывает Марковский,— и убедился, что водная среда сама по себе является превосходной обстановкой для травмированного или ослабленного организма. Ведь сразу после рождения любой детеныш — щенок, цыпленок или ребенок — попадает в очень неблагоприятную среду: он тут же подвергается воздействию мощных сил гравитации. Эти силы, не ощутимые для нас, взрослых и закаленных, страшны для новорожденного или тяжело травмированного существа. Избавиться от этого «врага» можно лишь в двух средах — в космосе и в воде. О космосе говорить пока не приходится, а вода — рядом. Вода — друг и помощник всего живого. Потому я так уверенно поместил свою ослабленную девочку в ванну с водой. Будь она покрепче, я, может быть, меньше держал бы ее в ванне. Но при сложившихся обстоятельствах водная среда, по моему убеждению, была для нее важнее любых инкубаторов. Уже через несколько недель все физиологические функции ребенка активизировались великолепно, девочка быстро набирала вес и с каждым днем становилась все сильнее и крепче.

...Прошло 2—3 месяца. Лежа в воде, Бета отталкивалась от стенки ванны ножками и тихонько проплывала всю ее длину. Когда ей надоедало лежать на спине, девочка начинала крутить головкой, чтобы посмотреть по сторонам. Тогда отец помогал ей перевернуться на живот. Сперва Вета задирала головку, потом научилась опускать лицо в воду.

Отец пускал в ванну живых лягушек, рыбок, ужей. Вета ловила их, они выскальзывали из ручек, девочка снова пускалась в погоню. Играм не было конца. Вета совсем не боялась лягушек. Тем более рядом находился папа.

Температура воды в ванне была вначале 35—36 градусов, а позднее 33. И хотя многие рекомендуют купать грудных детей при температуре 35 градусов, отец Веты считал оптимальной для нее более низкую температуру: девочка была постоянно в движении, теплоотдача оказывалась достаточно большой.

Отец внимательно следил, чтобы Вета не захлебнулась. Но в то же время он хорошо знал, что у новорожденных механизм дыхания рефлекторно защищен при погружении в воду. Ребенок захлебнется, если он напуган. Позднее Вета даже плавала с открытым ртом.

Конечно, не исключено, что многочасовое пребывание в воде может оказывать на организм ребенка побочные отрицательные воздействия. На всякий случай отец Веты подсаливал воду. Сыпал в ванну обыкновенную поваренную соль, зная, что это не повредит ребенку.

Обычно дети, купаясь, норовят пить воду из ванночки. Однако соленую воду не очень попьешь. Поэтому, когда дочке хотелось пить, она подставляла ладошки под кран. И отец не препятствовал ей. Как говорит знаменитый доктор Спок, ребенок сам знает, что ему полезно.

Девочку рано стали подкармливать. Детский врач поначалу считал, что ее перекармливают, потому что Вета ела в 1,5—2 раза больше своих сверстников. Но потом врач убедился, что девочка очень много двигается и усиленное питание ей необходимо, иначе она оставалась бы голодной.

Уже в 3 месяца Вета по своему развитию обгоняла сверстников. Она раньше срока начала садиться, да и стоять научилась необычно рано (в воде делать это легче!). Настроение у нее всегда было великолепным. Кричала она только тогда, когда ее вынимали из воды, чтобы погулять на улице.

Отец бросал на дно тяжелые игрушки, камушки, и Вета научилась нырять за ними. Над ней висело большое зеркало, девочка с любопытством следила за собой и за своими движениями.

Ее окружал интересный мир, гораздо более полный и насыщенный, чем тот, который замыкается лишь на нескольких погремушках и белом пятне потолка.

В семимесячном возрасте отец впервые взял Вету с собой в бассейн «Москва». Она очень быстро привыкла к огромному водоему, прекрасно в нем ориентировалась. Она часами барахталась в ванне для прыжков в воду, в ее движениях просматривался самый настоящий классический брасс. Отец даже кормил ее в воде. Однажды он положил бутылочку с молоком на дно. А глубина ванны для прыжков — 6 метров. Так глубоко нырять девочка не могла: тельце у нее слишком легкое. Быстро перебирая ручками, она спустилась вниз по специальной лестнице, нашла бутылочку, пососала молоко и всплыла. Это повторялось несколько раз, пока бутылочка не опустела.

— Грудные дети,— рассказывает Чарковский,— переносят гипоксию легче нас. Каждый врач знает, что при родах ребенок может не дышать до 15—20 минут. А если взрослый человек не дышит хотя бы 5 минут, начинаются необратимые процессы. Находясь в бассейне, я подсчитал с секундомером в руках, что из каждого часа пребывания в воде в общей сложности около 50 минут Вета была под водой.

Чарковский показывал Вете мультфильмы под водой (в бассейне есть для этого специальное оборудование). Девочка с большим интересом смотрела кино, потом выныривала, чтобы вдохнуть воздух, и тут же опять спешила вниз. Он думал, что ребенку просто любопытен сам процесс показывания фильма. Но когда отец прокрутил кинохронику, Вета нырять не стала. Значит, ребенок хорошо видел, что именно показывают ему. А сам Чарковский только в маске мог рассмотреть то, что происходило на экране.

Когда она плавала в бассейне ночью, отец прикреплял к поясу дочери маленький фонарик, чтобы не потерять ее в темноте. А сама Вета сразу и безошибочно находила отца, куда бы он ни прятался: у девочки развилась удивительная способность видеть в воде.

Когда Вете исполнилось 2 года, необыкновенному образу жизни девочки- амфибии пришел конец. Отец сдал госэкзамены в институте и начал работать по специальности. У него уже не было возможности так много времени держать Вету в бассейне. Разумеется, отец с дочерью не бросили своих занятий, но к прежней жизни возврата уже не было...

Прошли годы. Вета росла крепким, здоровым ребенком, хорошо училась в школе, занималась в секции плавания. Однако, как ни странно, заметных спортивных успехов не добилась. Но это ведь совсем не главное.



biofile.ru