Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Почему ребенок не хочет учиться? Ленивый ребенок который ничему не хочет учиться 8 букв


Почему ребенок не хочет учиться?

Кому не терпится?

Школа не стремится набирать в первый класс "неготовых" детей, ведь ей же с ними мучиться! Ребенок тоже не рвется раньше времени расстаться со своей свободой. Это всегда инициатива родителей. Специалисты знают, что качества, необходимые для начала школьного обучения, формируются у большинства детей к семи годам. Бывают, конечно, пятилетки, вполне готовые к школе, иные же созревают только к восьми. Но, как правило, именно в семь лет у ребенка формируется мотивация для перехода от игры к учению.

Можно по-разному оценивать готовность ребенка к школе. Подход родителей часто формален. Буквы знает, до десяти считает, может прочесть наизусть стишок - готов. Такой подход возник не на пустом месте. Система конкурсного приема в хорошие, престижные школы побуждает и родителей, и подготовительные группы "натаскивать" детей к "приемным экзаменам". А цепкая детская память позволяет им выучить все, что требуется. При этом родители уверены: главное - пристроить ребенка, а там уж как-нибудь все утрясется. Нежелание маленького школьника учиться для них гром среди ясного неба. И непонятно, как его заставить. Неготовность к школе как раз и состоит в недостатке мотивации. То есть ума ему хватает. Он в принципе может усвоить то, что проходят в классе. Но не хочет. Ему скучно сидеть на уроке, скучно готовить домашние задания.

Часто родители недооценивают серьезность положения. Когда шестилетняя малышка приходит домой и решительно заявляет, что в школе ей не понравилось и ходить туда она не будет, им это кажется забавным курьезом, который стоит пересказать родным и знакомым. Некоторые видят в этом проявление независимого характера. Между тем это классический случай отсутствия учебной мотивации. Ребенок еще не доиграл свое. Он находится на другом, не менее важном этапе развития, и нужно позволить ему пройти эту часть пути до конца.

Пора

Если ребенку семь, восьмой, а он до сих пор не готов к такому серьезному переходу, совершенно необходимо проконсультироваться с психологом. Детям с задержкой развития нужны специальные программы, особый подход. Учеба на общих основаниях им ничего не даст, кроме комплекса неполноценности.

Совсем иной случай, когда развитие в норме, но не сформирована учебная мотивация. Ребенок как бы застрял в "игровом" периоде. В этом случае с помощью специалиста можно попробовать перевести его на другие рельсы. Интерес к ученью у такого ребенка можно пробудить лишь с помощью игры. Задача специалиста состоит в том, чтобы постепенно заменить игровую мотивацию на более взрослую (для этого разработаны специальные методики). Как правило, если проблема выявлена в апреле-мае, к сентябрю ребенка можно вывести на уровень нормального сознательного первоклассника. В идеале все дети, которым с осени надо приступать к учебе, должны бы еще весной проходить стандартное тестирование на школьную готовность. Разработаны системы тестов, которые позволяют не только определить степень зрелости ребенка, но и обнаружить его слабые места. И предупредить родителей загодя, какие именно трудности могут ждать их ребенка в школе. А трудности у разных детей могут быть совершенно разные.

"Способный, но ленивый"

Детей этого типа особенно много в крупных городах. Они нацелены на познание, на получение новой информации - и получают от этого удовольствие. Похоже, это врожденное свойство, хотя, как правило, окружающие достаточно много делают для его развития.

Такой ребенок отправляется в школу, надеясь найти там неиссякаемый источник новой информации. И часто бывает разочарован. Выясняется, что школа довольно скучное место, где приходится делать много неинтересных и неприятных вещей. Учиться красиво писать. Повторять и закреплять пройденный материал. Терпеливо слушать ответы других детей. А он не любит и не хочет все это делать, поскольку здесь нет новизны, нет удовольствия.

Часто эти дети, несмотря на хорошие умственные способности, учатся посредственно и даже могут попасть в разряд неуспевающих. При этом жажду нового они удовлетворяют в других местах - чтение, компьютер, кружки...

Социально ориентированный

Это ребенок совсем другого склада. Если первого интересует содержание обучения и мало интересуют оценки, то этот ребенок ориентирован на похвалу, на одобрение. Он может с равным успехом заниматься самыми разными вещами, поскольку суть для него не в предмете, а в том, чтобы все сделать правильно, оправдать ожидания взрослых. Он отправляется в школу именно затем, чтобы быть хорошим школьником. Независимо от уровня интеллекта, он неплохо справляется с программой, все выполняет и ничего не пропускает.

Такого рода мотивация совершенно необходима в начале обучения - и именно ее обычно не хватает шестилеткам. Дети, нацеленные на новую информацию, и в шесть лет, и в семь демонстрируют примерно одинаковую степень готовности к школе. Социально ориентированные дети созревают к семи годам.

В младших классах это вполне благополучная категория - и родителям не на что жаловаться. Но наступает время, когда одобрение учителей и родителей теряет приоритетность. На первый план выходит одобрение сверстников. У них же могут быть в цене совсем другие достижения, другие качества. И вот уже ребенка как подменили. Он не делает уроков, учится спустя рукава, где-то пропадает или болтает часами по телефону. В общем, лодыря гоняет. При этом он может проявлять большое усердие в тех сферах, которые ценятся в его кругу.

Оба описанных типа детей нельзя назвать ленивыми. Они могут трудиться много и с удовольствием, но при этом не делать то, что мы от них требуем. Но есть дети, к которым определение "ленивые" подходит в наибольшей степени. Это дети, которым ничего не нужно. Их сейчас стало больше.

Дети, которым ничего не нужно

Это маленькие Обломовы, их все устраивает, лишь бы их не трогали. Врожденное это свойство или приобретенное, сказать трудно. Скорее всего, и то и другое, то есть врожденные предпосылки закрепляются воспитанием.

Движущей силой развития ребенка является потребность в новых впечатлениях. Чтобы развитие шло нормально, необходимы три основных условия: любовь и внимание матери или заменяющего ее человека, некоторый природный запас энергии у самого ребенка и, наконец, среда, которая обеспечивает ребенка достаточным количеством впечатлений. Дети, которые не получают необходимого внимания и тепла, не получают новых впечатлений, растут пассивными, лишенными интереса и инициативы. Это обычная проблема приютских детей.

Но и в благополучных семьях может возникнуть сходная проблема, если ребенка слишком опекают, ограничивают его инициативу. При этом ребенок с сильной волей бунтует, а более покладистый привыкает, становится пассивным, учится получать удовольствие от своей безопасности, покоя и комфорта. Он выбирает занятия, не требующие напряжения, не связанные с риском. Это очень удобный ребенок, который может вполне устраивать взрослых. Особенно если сами взрослые того же склада. Либо если ребенок единственный, долгожданный, трудно доставшийся. Тогда тепличное воспитание может казаться матери единственно возможным.

Если вдобавок такой ребенок всем обеспечен, все получает раньше, чем успевает захотеть, то он не способен не только добиваться чего-то, но даже испытывать сильные желания. И все бы ничего, но приходит время учиться - и выясняется, что у ребенка не только нет никакой мотивации, но и непонятно, как ее сформировать. Только и остается, что делать с ним уроки с первого класса и до окончания школы. Либо нанимать людей, которые будут это делать. Но пользы от этого немного. С Обломовым-то в итоге так ничего и не вышло. Необходимость напрягаться вызывала у него стойкое отвращение. Ни жизнь, ни друг, ни женщина не смогли это преодолеть.

Знаете ли вы своего ребенка?

Совершенно ясно, что вопрос, как бороться с ленью или что делать с ленивым ребенком, не имеет смысла. Все зависит от того, какой ребенок. Как правило, родители в состоянии сами определить, к какому типу относятся их дети.

Охотно делает то, что ему велят, но сам не проявляет инициативы, не ставит себе целей - это один случай. Тут родителям следует приложить все усилия, чтобы развить у ребенка другие формы мотивации, пока есть время, пока их слово, их мнение, оценка еще важны для него. Едва ли он станет когда-нибудь таким тотально-любознательным, как Пожиратель Информации, но может вполне проявлять устойчивый интерес в какой-то определенной области, если его вовремя сориентировать. Это могут быть спорт, компьютер, пение, танцы, ремесла... В любом случае к тому времени, как вы перестанете быть для него авторитетом, он будет окружен детьми и вообще людьми, ценящими умения и достижения в избранной области - и будет ориентироваться на их мнение. А значит, у него будет стимул действовать, расти.

Активен, любознателен, но не прилежен, равнодушен к оценкам, не доводит дел до конца. Этому ребенку явно не хватает мотивации достижения... У него не так уж много шансов стать прилежным. Во-первых, он получает удовольствие от процесса, а не от результата. Во-вторых, он слабо реагирует на похвалу или порицание. Однако с ним можно работать, используя как раз особенности его натуры. Простой пример: учитель объявляет, что на экскурсию в каникулы поедут только те, кто хорошо закончит четверть. Поскольку экскурсия интересная, то ребенок, пожалуй, может ради этого потрудиться.

Дети, ориентированные на результат. Они получают удовольствие от выполнения задуманного. И потому стараются во чтобы то ни стало доводить дела до конца. Казалось бы, прекрасное свойство. Вот они где - отличники, лидеры, великие ученые. Однако сама по себе мотивация достижения еще ничего не определяет. Все зависит от того, какие цели ставятся, какие результаты достигаются. Один запускает ракету в космос, другой грабит банк. И дети этого склада могут быть как с позитивными установками, так и с негативными. Общее у них лишь настойчивое стремление к результату. Такой ребенок может совершенно пренебрегать учебой, если она не входит в сферу его интересов, не вдохновляет на какие-то достижения. С другой стороны, даже не обладая выдающимися способностями, он может многого достичь, если его правильно нацелить.

Как не надо бороться с ленью

Совершенно точно не надо бороться с ленью с помощью ремня, лишения прогулок и других карательных мер. "Пилить" ребенка тоже бессмысленно. Иначе его нежелание делать уроки может перерасти в отвращение к школе и труду вообще, а также к вам лично. Что же касается "пряника", то на этот счет существуют разные мнения. Да и пряники могут быть разными. Взрослые тоже, кстати, трудятся не бесплатно. Если никакие другие стимулы не действуют, материальный тоже может сгодиться. Еще лучше, если вы научите ребенка самого создавать себе стимулы и назначать награду - это ему поможет в жизни. Для некоторых детей нет лучшей награды, чем "сделал - и свободен". Тоже вариант. Мы с вами ежедневно к нему прибегаем, когда делаем скучные или неприятные дела. Стоит сказать о самом распространенном методе работы с ленивыми учениками, а именно о совместном приготовлении домашних заданий. Иные родители сидят с детьми за уроками чуть ли не до десятого класса. Мало того, сложилось мнение, что хорошие родители именно так и должны поступать. А те, кто с детьми не сидит, - люди беспечные и безответственные. Это крайне вредная идея. Готовить с детьми уроки можно лишь в самое первое время, чтобы научить их приемам организации труда. В дальнейшем роль родителей сводится к проверке и помощи в случае каких-то затруднений. Если первоклассник еще не созрел, неорганизован, не в состоянии собой управлять, вы можете сидеть рядом, занимаясь какой-то своей работой и приглядывая за ним. Взрослый должен понимать, что его цель свести опеку к минимуму. К концу первого школьного года все дети должны уметь готовить уроки самостоятельно.

gdouds7.rprim.gov.spb.ru

Почему ребенок не хочет учиться

Почему ребенок не хочет учиться?

Дошкольники редко бывают ленивыми - чаще родители страдают от их неуемной активности. Но в школе начинаются проблемы, большую часть которых родители склонны описывать емким словом "лень".

Когда хороший дошкольник становится нерадивым школьником, родители обвиняют прежде всего школу, реже - ребенка, почти никогда - самих себя. В действительности все как раз наоборот: большая часть проблем так или иначе спровоцирована родителями. Нежелание учиться может быть вызвано разными причинами. Одни дети теряют интерес к учебе уже ко второму классу, другие - в четвертом-пятом, третьи - в подростковом возрасте. Если же ребенок не хочет учиться с самого начала, причина, как правило, в его психологической неготовности к школе. Кому не терпится?Школа не стремится набирать в первый класс "неготовых" детей, ведь ей же с ними мучиться! Ребенок тоже не рвется раньше времени расстаться со своей свободой. Это всегда инициатива родителей. Специалисты знают, что качества, необходимые для начала школьного обучения, формируются у большинства детей к семи годам. Бывают, конечно, пятилетки, вполне готовые к школе, иные же созревают только к восьми. Но, как правило, именно в семь лет у ребенка формируется мотивация для перехода от игры к учению.

Можно по-разному оценивать готовность ребенка к школе. Подход родителей часто формален. Буквы знает, до десяти считает, может прочесть наизусть стишок - готов. Такой подход возник не на пустом месте. Система конкурсного приема в хорошие, престижные школы побуждает и родителей, и подготовительные группы "натаскивать" детей к "приемным экзаменам". А цепкая детская память позволяет им выучить все что требуется. При этом родители уверены: главное - пристроить ребенка, а там уж как-нибудь все утрясется. Нежелание маленького школьника учиться для них гром среди ясного неба. И непонятно, как его заставить. Неготовность к школе как раз и состоит в недостатке мотивации. То есть ума ему хватает. Он в принципе может усвоить то, что проходят в классе. Но не хочет. Ему скучно сидеть на уроке, скучно готовить домашние задания.

Часто родители недооценивают серьезность положения. Когда шестилетняя малышка приходит домой и решительно заявляет, что в школе ей не понравилось и ходить туда она не будет, им это кажется забавным курьезом, который стоит пересказать родным и знакомым. Некоторые видят в этом проявление независимого характера. Между тем это классический случай отсутствия учебной мотивации. Ребенок еще не доиграл свое. Он находится на другом, не менее важном этапе развития, и нужно позволить ему пройти эту часть пути до конца.

Пора

Если ребенку семь, восьмой, а он до сих пор не готов к такому серьезному переходу, совершенно необходимо проконсультироваться с психологом. Детям с задержкой развития нужны специальные программы, особый подход. Учеба на общих основаниях им ничего не даст, кроме комплекса неполноценности.

Совсем иной случай, когда развитие в норме, но не сформирована учебная мотивация. Ребенок как бы застрял в "игровом" периоде. В этом случае с помощью специалиста можно попробовать перевести его на другие рельсы. Интерес к ученью у такого ребенка можно пробудить лишь с помощью игры. Задача специалиста состоит в том, чтобы постепенно заменить игровую мотивацию на более взрослую (для этого разработаны специальные методики). Как правило, если проблема выявлена в апреле-мае, к сентябрю ребенка можно вывести на уровень нормального сознательного первоклассника. В идеале все дети, которым с осени надо приступать к учебе, должны бы еще весной проходить стандартное тестирование на школьную готовность. Разработаны системы тестов, которые позволяют не только определить степень зрелости ребенка, но и обнаружить его слабые места. И предупредить родителей загодя, какие именно трудности могут ждать их ребенка в школе. А трудности у разных детей могут быть совершенно разные.

"Способный, но ленивый"

Детей этого типа особенно много в крупных городах. Они нацелены на познание, на получение новой информации - и получают от этого удовольствие. Похоже, это врожденное свойство, хотя, как правило, окружающие достаточно много делают для его развития.

Такой ребенок отправляется в школу, надеясь найти там неиссякаемый источник новой информации. И часто бывает разочарован. Выясняется, что школа довольно скучное место, где приходится делать много неинтересных и неприятных вещей. Учиться красиво писать. Повторять и закреплять пройденный материал. Терпеливо слушать ответы других детей. А он не любит и не хочет все это делать, поскольку здесь нет новизны, нет удовольствия.

Часто эти дети, несмотря на хорошие умственные способности, учатся посредственно и даже могут попасть в разряд неуспевающих. При этом жажду нового они удовлетворяют в других местах - чтение, компьютер, кружки...

Социально ориентированный

Это ребенок совсем другого склада. Если первого интересует содержание обучения и мало интересуют оценки, то этот ребенок ориентирован на похвалу, на одобрение. Он может с равным успехом заниматься самыми разными вещами, поскольку суть для него не в предмете, а в том, чтобы все сделать правильно, оправдать ожидания взрослых. Он отправляется в школу именно затем, чтобы быть хорошим школьником. Независимо от уровня интеллекта, он неплохо справляется с программой, все выполняет и ничего не пропускает.

Такого рода мотивация совершенно необходима в начале обучения - и именно ее обычно не хватает шестилеткам. Дети, нацеленные на новую информацию, и в шесть лет, и в семь демонстрируют примерно одинаковую степень готовности к школе. Социально ориентированные дети созревают к семи годам.

В младших классах это вполне благополучная категория - и родителям не на что жаловаться. Но наступает время, когда одобрение учителей и родителей теряет приоритетность. На первый план выходит одобрение сверстников. У них же могут быть в цене совсем другие достижения, другие качества. И вот уже ребенка как подменили. Он не делает уроков, учится спустя рукава, где-то пропадает или болтает часами по телефону. В общем, лодыря гоняет. При этом он может проявлять большое усердие в тех сферах, которые ценятся в его кругу.

Оба описанных типа детей нельзя назвать ленивыми. Они могут трудиться много и с удовольствием, но при этом не делать то, что мы от них требуем. Но есть дети, к которым определение "ленивые" подходит в наибольшей степени. Это дети, которым ничего не нужно. Их сейчас стало больше.

Дети, которым ничего не нужно

Это маленькие Обломовы, их все устраивает, лишь бы их не трогали. Врожденное это свойство или приобретенное, сказать трудно. Скорее всего то и другое, то есть врожденные предпосылки закрепляются воспитанием.

Движущей силой развития ребенка является потребность в новых впечатлениях. Чтобы развитие шло нормально, необходимы три основных условия: любовь и внимание матери или заменяющего ее человека, некоторый природный запас энергии у самого ребенка и, наконец, среда, которая обеспечивает ребенка достаточным количеством впечатлений. Дети, которые не получают необходимого внимания и тепла, не получают новых впечатлений, растут пассивными, лишенными интереса и инициативы. Это обычная проблема приютских детей.

Но и в благополучных семьях может возникнуть сходная проблема, если ребенка слишком опекают, ограничивают его инициативу. При этом ребенок с сильной волей бунтует, а более покладистый привыкает, становится пассивным, учится получать удовольствие от своей безопасности, покоя и комфорта. Он выбирает занятия, не требующие напряжения, не связанные с риском. Это очень удобный ребенок, который может вполне устраивать взрослых. Особенно если сами взрослые того же склада. Либо если ребенок единственный, долгожданный, трудно доставшийся. Тогда тепличное воспитание может казаться матери единственно возможным.

Если вдобавок такой ребенок всем обеспечен, все получает раньше, чем успевает захотеть, то он не способен не только добиваться чего-то, но даже испытывать сильные желания. И все бы ничего, но приходит время учиться - и выясняется, что у ребенка не только нет никакой мотивации, но и непонятно, как ее сформировать. Только и остается, что делать с ним уроки с первого класса и до окончания школы. Либо нанимать людей, которые будут это делать. Но пользы от этого немного. С Обломовым-то в итоге так ничего и не вышло. Необходимость напрягаться вызывала у него стойкое отвращение. Ни жизнь, ни друг, ни женщина не смогли это преодолеть.

Знаете ли вы своего ребенка?

Совершенно ясно, что вопрос, как бороться с ленью или что делать с ленивым ребенком, не имеет смысла. Все зависит от того, какой ребенок. Как правило, родители в состоянии сами определить, к какому типу относятся их дети.

Охотно делает то, что ему велят, но сам не проявляет инициативы, не ставит себе целей - это один случай. Тут родителям следует приложить все усилия, чтобы развить у ребенка другие формы мотивации, пока есть время, пока их слово, их мнение, оценка еще важны для него. Едва ли он станет когда-нибудь таким тотально-любознательным, как Пожиратель Информации, но может вполне проявлять устойчивый интерес в какой-то определенной области, если его вовремя сориентировать. Это могут быть спорт, компьютер, пение, танцы, ремесла... В любом случае к тому времени, как вы перестанете быть для него авторитетом, он будет окружен детьми и вообще людьми, ценящими умения и достижения в избранной области - и будет ориентироваться на их мнение. А значит, у него будет стимул действовать, расти.

Активен, любознателен, но не прилежен, равнодушен к оценкам, не доводит дел до конца. Этому ребенку явно не хватает мотивации достижения... У него не так уж много шансов стать прилежным. Во-первых, он получает удовольствие от процесса, а не от результата. Во-вторых, он слабо реагирует на похвалу или порицание. Однако с ним можно работать, используя как раз особенности его натуры. Простой пример: учитель объявляет, что на экскурсию в каникулы поедут только те, кто хорошо закончит четверть. Поскольку экскурсия интересная, то ребенок, пожалуй, может ради этого потрудиться.

Дети, ориентированные на результат. Они получают удовольствие от выполнения задуманного. И потому стараются во чтобы то ни стало доводить дела до конца. Казалось бы, прекрасное свойство. Вот они где - отличники, лидеры, великие ученые. Однако сама по себе мотивация достижения еще ничего не определяет. Все зависит от того, какие цели ставятся, какие результаты достигаются. Один запускает ракету в космос, другой грабит банк. И дети этого склада могут быть как с позитивными установками, так и с негативными. Общее у них лишь настойчивое стремление к результату. Такой ребенок может совершенно пренебрегать учебой, если она не входит в сферу его интересов, не вдохновляет на какие-то достижения. С другой стороны, даже не обладая выдающимися способностями, он может многого достичь, если его правильно нацелить.

Как не надо бороться с ленью

Совершенно точно не надо бороться с ленью с помощью ремня, лишения прогулок и других карательных мер. "Пилить" ребенка тоже бессмысленно. Иначе его нежелание делать уроки может перерасти в отвращение к школе и труду вообще, а также к вам лично. Что же касается "пряника", то на этот счет существуют разные мнения. Да и пряники могут быть разными. Взрослые тоже, кстати, трудятся не бесплатно. Если никакие другие стимулы не действуют, материальный тоже может сгодиться. Еще лучше, если вы научите ребенка самого создавать себе стимулы и назначать награду - это ему поможет в жизни. Для некоторых детей нет лучшей награды, чем "сделал - и свободен". Тоже вариант. Мы с вами ежедневно к нему прибегаем, когда делаем скучные или неприятные дела. Стоит сказать о самом распространенном методе работы с ленивыми учениками, а именно о совместном приготовлении домашних заданий. Иные родители сидят с детьми за уроками чуть ли не до одиннадцатого класса. Мало того, сложилось мнение, что хорошие родители именно так и должны поступать. А те, кто с детьми не сидит, - люди беспечные и безответственные. Это крайне вредная идея. Готовить с детьми уроки можно лишь в самое первое время, чтобы научить их приемам организации труда. В дальнейшем роль родителей сводится к проверке и помощи в случае каких-то затруднений. Если первоклассник еще не созрел, неорганизован, не в состоянии собой управлять, вы можете сидеть рядом, занимаясь какой-то своей работой и приглядывая за ним. Взрослый должен понимать, что его цель свести опеку к минимуму. К концу первого школьного года все дети должны уметь готовить уроки самостоятельно.

6

multiurok.ru

Как быть если ребенок ленивый и не хочет ничему учиться?

Каждому родителю хочется, чтобы их ребенок получал хорошие отметки в школе и занимал призовые места на школьных олимпиадах. Но увы и ах! Ленивый ребенок, который ничему не хочет учиться, — распространенная проблема.

Не знаете, что делать? Начните с поиска первопричины подобного поведения, чтобы найти выход из ситуации.

Плохая успеваемость: причины

  • Излишняя опека. Многие родители склонны контролировать каждый шаг отпрыска, а чрезмерное вмешательство в жизнь школьника тормозит развитие самостоятельности и ответственности. Не надо собирать за ребенка портфель, не надо делать за него уроки. Так вы оказываете медвежью услугу, воспитывая человека, неспособного думать, принимать самостоятельные решения, нести ответственность. И, конечно, желание учиться у него пропадает. Зачем, если мама с папой все за него и так решат!
  • Заниженная самооценка. Прежде, чем утверждать, что у вас ленивый ребенок, который не хочет учиться, обратите внимание на то, как он принимает самого себя, уверен ли он в себе и в своих способностях. Ошибка многих родителей — проецирование своих ожиданий и желаний на детей без внимания на его интересы и мнения. А если у малыша не получается, то папа с мамой не стесняются выражать разочарование. В результате развивается неуверенность в себе, тревожность, чувство вины и прочие психологически проблемы. Дети стесняются отвечать на уроках, стараются не привлекать к себе внимание.
  • Гиперактивность. Дети, переполненные энергией, плохо запоминают информацию. Они и сами плохо учатся, и другим мешают, и с учителями часто конфликтуют.
  • Зависимость. Зависимость маленького человека от электронных гаджетов и компьютерных игр негативно сказывается на успеваемости. Важно вовремя обратить внимание на проблему и принять меры для ее устранения.
  • Одаренность. Дети, смышленые не по годам, читающие много книг, начинающие говорить и писать в раннем возрасте, через некоторое время могут заявить, что учиться им неинтересно, так как они все знают. Со временем их одолевает лень.
  • Отсутствие мотивации. Многие дети не понимают, зачем им учиться и делать уроки, потому что родители не объяснили, в чем заключается ценность новых знаний. Как правило, у таких детей нет цели и мечты, они не понимают, куда и зачем двигаться. 
  • Болезненный ребенок. Частые пропуски по болезни — причина того, что школьник начинает отставать от программы и чувствует себя белой вороной на занятиях, развивается неуверенность в себе. Обратная ситуация, когда учителя делают ученику поблажки из-за того, что он отсутствовал на уроках, чем формируют в голове маленького человека мысль «Когда я болею, мне ставят хорошие оценки».

Советы родителям

Чтобы не задаваться вопросом, почему ребенок не хочет учиться, психологи советуют придерживаться ряда правил в воспитании детей:

  • Подготовительный процесс. Перед тем, как отправить ребенка в первый класс, проведите подготовительную работу: поиграйте в учителя, научите складывать портфель, приучайте к школьному распорядку дня.
  • Любовь к процессу обучения. Требуя результаты, многие забывают привить детям любовь к самому процессу учебы. Чтобы ребенок не воспринимал школу как нечто ненавистное, уделяйте внимание совместным занятиям, помогайте с уроками по мере необходимости, чаще хвалите, давайте время на отдых и встречи с друзьями.
  • Дополнительная мотивация. Используйте метод «кнута и пряника» правильно. Большинство родителей ругать детей не забывают и делают это с большим удовольствием, а вот хвалить и поощрять забывают.
  • Проявление здорового интереса. Проявляйте здоровый интерес к жизни школьника, но не с позиции родителя, а с позиции друга и мудрого советчика. Прежде, чем ругать и осуждать, разберитесь в ситуации и поставьте себя на место ребенка. Так вы сохраните доверительные отношения и предупредите развитие многих проблем.
  • Не сравнивайте. Каждый человек уникален, поэтому нельзя сравнивать детей с другими ни лично, ни публично. Так вы загоняете его в общепринятые рамки и тормозите развитие индивидуальности.

За советом и помощью обращайтесь во французский психолого-педагогический центр «СОКРАТ».

cokrat.com

Способный, но ленивый ребенок - Твой Формат. Детские Лагеря Нового Поколения в Крыму

14 Апреля 2011

В три года ребёнок сам по кубикам выучил все буквы. Знал все цвета. Стихи мог час подряд читать без остановки. В специальную школу поступил без подготовки. Письменный тур он прошел на ура и на устном такие же сложные вопросы были, но учительница, которая принимала, только головой качала: «Какой способный ребенок! Какой развитый!». А в шестом не хочет учиться. На вопрос, что же происходит, отвечает: «Скучно!»

Почему дети могут, но не хотят учиться?

Как ни странно это прозвучит для людей старше тридцати, но сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простой причине: они совершенно не знают, для чего это нужно. Есть такой очень хороший детский анекдот. Приходит мальчик к маме и говорит:

— Мама, скажи: «фунь». — Зачем это? — чувствуя какой-то подвох, подозрительно спрашивает мать. — Ну ты просто скажи: «фунь». — А что хоть это значит? — Да ты не спрашивай ничего, ты просто скажи: «фунь!» — Да не буду я всякие глупости говорить! — Не будешь? Вот и не заставляй тогда меня английский язык учить!

Наши дети не такие, какими были мы. Это банальная истина, но в быту она часто забывается. Наши дети больше отличаются от нас, чем мы отличались от своих родителей. Они живут в другой стране, при другом общественном строе. Аргументы, которые как-то затрагивали нас, до них часто попросту не доходят. Пятнадцать — двадцать лет назад туманное понятие какого-то «долга» (не то перед страной, не то перед будущими поколениями, не то вообще непонятно перед кем) было тем не менее вполне действенной реальностью. Отец говорил сыну: — Подумаешь, учиться он не хочет. Должен и все! Вот я, думаешь, хочу каждый день в полшестого вставать и на завод идти?! Однако иду. Потому что должен. А ты должен — учиться.

Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, — пустой звук. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это отнюдь не в школе. И тем не менее эти люди прекрасно (зачастую гораздо лучше, чем ратующие за образование родители) «устроены» в жизни. К тому же дети, особенно младше 14 лет, в большинстве своем не очень способны к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки — непосильный труд для их разума.

Так что же делать? Единственный выход — каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней, наполненней, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане — «взять и съесть», а в плане — «понять». И это понимание (и в конечном счете — управление) может доставлять не меньшее, а зачастую и большее удовлетворение, чем прямое обладание. Сейчас немногие дети хотят стать космонавтами, но многие мечтают о бизнесе. Большинство из них абсолютно не представляют себе, что это такое. Объясните им. Сумейте доказать, что бизнес — это в первую очередь правильное понимание ситуации и поступков людей, а во вторую — управление всем этим в интересах дела. Сообщите им о том, что существует специальная наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени, когда они вырастут, никакой бизнес без применения этой науки будет попросту невозможен, как невозможно полететь в космос, не используя достижений математики и физики.

Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные и даже одаренные дети, — это отсутствие интереса к учебе. Им попросту неинтересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный выход в этом случае (если ребенок действительно одарен) подыскать школу или программу, вполне адекватную возможностям ребенка. Вернется интерес к учебе — вернется и успеваемость.

Иногда успеваемость детей страдает из-за конфликтов в школе. В средних классах (5-8) это встречается особенно часто. Ребенок претендует на роль лидера, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Ребенок попал между двумя «группировками», не может определить свою позицию, конфликтует с обеими сторонами и, естественно, все время оказывается в проигрыше. В класс, где отношения уже сложились, пришел новый, не слишком общительный ученик. Друзей у него нет, во время перемен он один стоит у стенки, не решаясь принять участие в шумных играх одноклассников, не отвечает на неуклюжие «подначки», попытки вовлечь его в общение. Постепенно такой ребенок становится козлом отпущения и, как следствие этого, не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.

Эти и многие другие ситуации объединяет одно — неумение ребенка наладить адекватные взаимоотношения со сверстниками, нарушение его социального функционирования. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит от того, что ребенок живет в постоянном напряжении и постепенно невротизируется. Нарушенные взаимоотношения в школе — это всегда преимущественно беда, а не вина ребенка. Поэтому родителям нужно главным образом думать о том, как ему помочь, а не о том, в чем можно обвинить его самого.

Иногда причиной учебы ниже возможностей или даже неуспеваемости является несформированность познавательных интересов ребенка. Такие дети, как правило, растут в неполных или социально неблагополучных семьях, с самых ранних лет предоставлены сами себе. Способности такого ребенка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка, лежит в пределах двора или квартала, где он общается с такими же, как он, «детьми улицы», разумеется, ничем не обогащаясь от них и ничем не обогащая их, кроме навыков практического выживания. Иногда такие дети производят очень приятное впечатление своей самостоятельностью и смышленостью, но будущее их, как правило, рисуется отнюдь не в радужных красках. Несмотря на вполне удовлетворительные способности в начальной школе они, как правило, числятся в «отстающих».

Читающие и нечитающие дети

Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более-менее случайными журналами, а впоследствии — вялыми попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изложении. Как бороться с таким положением вещей и надо ли с ним бороться вообще?

В чем причина того, что сегодня дети в среднем читают меньше, чем их сверстники 15-20 лет назад? Можно предположить, что ответственны за это несколько причин, в том числе — изменение характеристик информационного потока, общее ускорение темпов жизни, смена общественных ценностей и изменившееся отношение к книге вообще. Начнем с последнего — наблюдая разноцветные развалы полуголых девиц и космических монстров (а именно так впервые видят книги наши дети), никакому нормальному человеку не придет в голову произнести какую-нибудь вполне банальную для предыдущих поколений фразу, типа «Всем лучшим в себе я обязан книге» или «Любите книгу — источник знаний», или даже «Книга — это святое».

Далее. Все большее количество информации, особенно информации актуальной для юношества и масскультуры в целом, идет сегодня через аудио- видеопродукцию, телевизор, а также через компьютер и компьютерные сети. Это объективная реальность, и с этим ничего не поделаешь.

Общее ускорение темпов жизни и, пожалуй, даже каких-то сторон мышления заключается в том, что ребенок с детства привыкает к определенному удельному количеству информации и событий на единицу экранного или книжного времени. Это количество, судя по современным мультфильмам и видеоклипам, очень велико. Большинство взрослых просто не способно следить за этими бесконечными «шлепами», погонями, содроганиями и падениями, которым с неунывающим постоянством подвергаются современные мультяшечные герои. Дети делают это легко. Привыкнув к такой «плотности информации», наши дети, естественно, с трудом читают, к примеру, английские или русские романы девятнадцатого века, где скорость существования событий и образов принципиально отличается от последнего клипа группы «Ногу свело» или современной продукции диснеевской киностудии.

И наконец, сегодня ребенок или подросток, проводящий большую часть своей жизни за чтением художественной или научно-популярной литературы, часто воспринимается другими детьми как почти комический персонаж.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок «нес с базара Белинского и Гоголя», зачитывался Пушкиным, Мольером и Достоевским? Вот здесь придется потрудиться. Для начала придется забыть о комиксах и журналах с наклейками. Читайте вслух маленькому ребенку детскую «классику», приучая его и к странноватым на взрослый слух народным сказкам (попробуйте африканские — сами получите огромное впечатление), и к вяловатым описаниям Бианки, и к суховатой политизированности Родари, и к явной социалистический риторике Носова. Не забудьте о дидактике Льва Толстого и Константина Ушинского.

Начиная с пяти-шести лет плотно переходите к историческим повестям для детей («Приключения первобытного мальчика», «Листы каменной книги»), рассказам о животных и сентиментальным повестям (Лидия Чарская, «Маленький лорд Фаунтлерой», «Без семьи» и т. д.). Даже когда ребенок научится читать самостоятельно, не бросайте читать ему вслух, потому что он, конечно, свободно читает букварь или хрестоматию для второго класса, но большие, интересные книжки ему самому еще не осилить. Можно читать по очереди, можно устраивать семейные чтения. Но где-то начиная с восьми лет вы проявляете хитрость.

Хитрость заключается в том, что чтение обрывается на самом интересном и драматичном месте, у вас появляется неотложное дело, а книжка остается лежать на углу стола. Вряд ли эксперимент пройдет с первой или даже пятой книжкой. Но когда-нибудь наступит такой момент, что ребенок устанет «ждать милостей от природы» и возьмет их сам.

Постепенно расширяйте палитру жанров. Если ваш ребенок с детства привык на слух воспринимать неадаптированный, высокохудожественный текст, то его возможности уже в третьем-четвертом классах весьма широки. Автору известны дети, которые в девятилетнем возрасте с удовольствием читали зануднейшего «Властелина колец», Жюля Верна и «Чайку по имени Джонатан Ливингстон». И помните: ребенку, который «научился читать» в вышеописанном смысле, никакие мультики и компьютерные игры не помеха. Он уже умеет воспринимать систему образов с печатного листа настоящей книги, и другие системы образов не заслоняют, а лишь дополняют его мир.

Телик, видик и компьютер. Польза или вред?

Многие дети очень любят смотреть телевизор или видеофильмы. Многие дети могут подолгу просиживать за игровыми приставками, выпрашивая у родителей или выменивая у приятелей все новые и новые картриджи. Счастливые обладатели «настоящих» компьютеров (которых, заметим, становится все больше и больше) имеют еще большие возможности для времяпрепровождения, включая работу, обучение или развлечения в сети Интернет. Как относиться к этому? Держать и не пущать или, наоборот, предоставить событиям развиваться своим чередом, ссылаясь на то, что у каждого поколения свои песни?

Автору кажется, что истина, как это часто случается, тяготеет к среднему положению на воображаемом отрезке возможных родительских реакций.

Для начала нужно учитывать, с каким именно ребенком мы имеем дело. Сколько ему лет, пять или пятнадцать? Какой у него темперамент? Как у него обстоят дела со здоровьем (в первую очередь нас интересует состояние зрения и нервной системы)? Ответив для себя на все эти вопросы, родители вырабатывают для себя индивидуально приемлемую стратегию обращения с «чудесами двадцатого века» и, по возможности, строго ее придерживаются.

Наверняка недопустима такая ситуация: сегодня у вас бойцовское настроение и вы, поднимая на щит интересы ребенка, через полчаса после начала занятий отгоняете его от телевизора или компьютера, призывая поиграть, почитать книжку или помочь вам по хозяйству. А завтра к вам пришла подруга, и, чтобы ребенок не мешал вашей высокоинтеллектуальной беседе, вы сами отсылаете его к тому же (очень вредному вчера!) экрану и в течение трех часов не вспоминаете о нем. Это ошибка, бьющая не столько по состоянию здоровья ребенка, сколько по процессу воспитания в целом. В следующий раз, когда вы будете произносить свой монолог о вреде компьютерных игр или непрерывного смотрения телевизора, ребенок вам попросту не поверит.

А теперь несколько советов, которые могут оказаться полезными родителям, приступившим к выработке этой самой «чудесной» стратегии.

Совет первый. Ограничивайте время, которое ребенок проводит перед экраном телевизора и компьютера. Обоснованно безопасными считаются следующие сроки.

Для ребенка 3-5 лет. Телевизор или видик — 3 раза в день по 20 минут. Компьютер — 1 раз до 30 минут.

Для ребенка 5-7 лет. Телевизор или видик — 3 раза в день по 30-40 минут. Компьютер — 2 раза в день по 20-30 минут.

Для ребенка 7-10 лет. Телевизор или видик — не больше двух часов в день с обязательными перерывами. Компьютер — не больше полутора часов в день, с обязательными перерывами после каждых 20 минут обучения или игры.

Для ребенка старше 10 лет. Телевизор или видик — не больше трех часов в день с обязательными перерывами после каждого часа. Компьютер — не больше двух часов ежедневно, с обязательными перерывами каждые полчаса.

Совет второй. Не пренебрегайте общеизвестными правилами безопасности. Смотреть современный цветной телевизор можно с расстояния не меньше полутора метров. Для старых телевизоров это расстояние не должно быть меньше двух метров. Если на вашем компьютере не слишком современный монитор, обязательно приобретите дополнительный защитный экран. В просмотре телевизионных передач и работе на компьютере каждые 30-40 минут (для маленьких детей каждые 20 минут) обязательно надо делать перерывы.

Совет третий. Если ребенок страдает невропатией, неврозом, ММД, ночными страхами или имеет другие неврологические нарушения, необходимо существенно ограничить просмотр «страшилок», кровавых боевиков и чрезмерно возбуждающих ребенка передач. Если у ребенка серьезное, особенно прогрессирующее, нарушение зрения, то время, указанное в совете первом, следует сократить в 1,5-2 раза. Если ребенок носит очки, то смотреть телевизор и работать за компьютером он должен непременно в очках.

Совет четвертый. Не забывайте, что «чудеса двадцатого века» — это не только развлечение, но и мощное средство для обучения и образования ребенка. Именно поэтому целесообразно (если, конечно, позволяют средства) иметь дома не игровую приставку к телевизору, а настоящий компьютер (чуть-чуть устаревшие, но вполне пригодные для образовательных целей модели стоят сегодня достаточно дешево), не просто телевизор, а видеомагнитофон. Современные видео- и компьютерные программы могут помочь ребенку обучиться иностранному языку, машинописи и дизайну, научиться работать со справочной литературой, в огромном объеме познакомиться с миром животных и мировой историей, удовлетворить свой познавательный интерес практически в любой отрасли знания и найти себе новых друзей. Все это особенно важно для детей малообщительных, малоподвижных, часто болеющих, и, разумеется, может стать настоящим спасением для детей-инвалидов.

Чем могут «помочь» в этом деле учителя и специалисты?

Основная роль в деле выработки отвращения к школе и знаниям принадлежит, несомненно, семье, но вместе с тем нельзя отрицать, что учителя и специалисты могут оказать родителям существенную «помощь».

К примеру, учителя могут часто и аргументировано сообщать ребенку, что он никудышный и, главное, абсолютно бесперспективный ученик, из которого никогда не выйдет ничего путного. Кроме того, очень помогают в «нашем деле» бесцветные личности учителей и совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя это, конечно, не абсолютно, потому что в любой школе найдется два-три хороших учителя, уроки которых по-настоящему развивают и образовывают детей. Гораздо «полезнее» может оказаться «плохая репутация», которая сложилась у ребенка в школе, предположим, из-за его чрезмерной подвижности. Тогда ребенок оказывается «крайним» в любой коллективной шалости и, даже обладая от природы легким и добродушным характером, постепенно озлобляется против школы и педагогического коллектива в целом. Очень помогает и репутация «тюфяка» и «тормоза». Две-три вовремя сказанных учительницей фразы (подлинный пример: «А теперь мы будем всем классом ждать, пока дойдет до Васи»), и нежелание ребенка идти в школу достигает поистине астрономических размеров.

«Помощь» специалистов здесь может проявиться двояко. Во-первых, специалист, (по преимуществу — невропатолог) может помочь родителям убедить ребенка, что он (ребенок) тяжело болен и школа во всей своей красоте и жестокости ему (ребенку) попросту противопоказана. Сориентированный таким образом ребенок будет иметь жесточайшие головные боли или приступы гастрита по утрам, перед отправкой в школу, неукротимые рвоты перед контрольными, в школе у него будет кружиться голова, болеть сердце и скакать давление.

Иногда психолог может в присутствии ребенка сказать что-нибудь вполне этически нейтральное, например: «Может быть, вам поискать более адекватную программу для обучения вашего сына?» Большинство детей пропустят это мимо ушей, но некоторые, с особенностями самооценки, решат:

1) я безнадежно глуп, и меня хотят отправить в школу для умственно-отсталых; 2) я очень талантлив, эта школа для меня слишком плоха. Я достоин лучшего.

Поэтому любые, даже самые нейтральные заключения психолога родителям лучше выслушивать в отсутствии ребенка. Если психолог «забыл» об этом, напомните ему. Если же психолог найдет нужным сообщить что-нибудь самому ребенку, то он сделает это отдельно, в специально подобранных выражениях.

Автор: Е.В. Мурашова

Форум для отзывов 1 не существует.

www.tvoyformat.org

Ребенок не хочет учиться: что делать?

1. Страх

Страшно отвечать у доски; выглядеть смешным в глазах своих одноклассников; получить плохую отметку. Отметка - всего лишь цифра. Но именно она имеет магическую силу: боясь получит «двойку», дети не хотят идти в школу. Из-за «двоек» многие родители становятся врагами для собственного ребенка.

Несмотря ни на что, в любой ситуации, при любой неудаче, станьте союзником своего ребенка. Он имеет право рассчитывать на вашу помощь и поддержку. Всегда на первое место ставьте интересы ребенка. Если нелюбовь к школе объясняется страхом перед учителем, возьмите решение этой проблемы на себя. Поговорите с педагогом, какой трагедией оборачиваются его замечания для ребенка. Может быть, он не придает особого значения своему тону разговора. Общайтесь с учителем не как с врагом, а как с союзником, который в силах помочь вашему ребенку. Если же взаимопонимание не найдено, остается только одно - терпеливо работать с собственным ребенком, учить преодолевать свой страх.

2. Дети не всегда могут объяснить, что именно им мешает.

Как узнать, напряжен ли ребенок на уроке? Загляните в его тетрадь, на ту страничку, где классная работа. Почерк всегда отражает внутреннее состояние человека. Если буквы (цифры) прыгают, качаются из стороны в сторону – значит, ребенок находится в напряжении или испуган. Если почерк ровный но вместо «корова» написано «корва», вместо «задача» - «задча» и таких слов немало, это тоже тревожный сигнал: что-то (или кто-то) не дает ему сосредоточиться. Может быть, вашему ребенку просто противопоказаны задние парты, потому что он все время отвлекается или, наоборот, неуютно чувствует себя, сидя впереди. Обсудите этот вопрос с учителем.

3. Не сложившиеся отношения с одноклассниками - распространенная причина, по которой ребенок не хочет посещать школу. Попробуйте вызвать его на откровенность и разобраться: может, он склонен противопоставлять себя коллективу? Или, имея амбиции лидера, не удовлетворен своим положением в классе? Может, у него возник конфликт с конкретным учеником? Или его угнетает обидное прозвище? Анализируйте, обсуждайте с ребенком все, что его волнует. Избегайте советов типа: «А ты дай ему сдачи!». Любой конфликт можно решить цивилизованно. Готовя ребенка к школе, учите его не только читать и считать, но и развивайте в нем способность к психологической адаптации, самозащите. Пусть он больше общается с детьми, учиться считаться с чужим мнением, с юмором относиться к своим недостаткам. Тогда в дальнейшем он избежит многих проблем и неприятностей.

4. Виноват ли ребенок, если ему неинтересно учиться?

Ведь он не может сам найти себе хорошего учителя или объяснить плохому, как надо работать. Заставлять учиться из-под палки, вопреки скуке - это не принесет полезных плодов. А личность ребенка может быть сломлена, интерес к познанию вытеснится словом «надо». Пообщайтесь с родителями одноклассников. Если и другие дети томятся на уроках, причина явно кроется в учителе. Может, стоит поменять учителя? Или попытаться самим заинтересовать ребенка.

5. Причиной отставания в учебе (и как следствие - нежелания учиться) могут быть проблемы со здоровьем у ребенка: плохой слух, слабое зрение, какие-то хронические заболевания или быстрая утомляемость.

Посоветуйтесь с врачом и проверьте общее состояние ребенка. В конце учебной четверти даже у самых здоровых детей могут проявляться нейродинамические трудности. Проще говоря, усталость мозга, его истощение. Как они, эти трудности проявляются?

  • Ребенок чаще, чем обычно, забывает дома тетрадь, учебник, дневник. Забывает (не успевает) записать домашнее задание.
  • Почерк укрупняется или, наоборот, начинает мельчить, Если пишет на нелинованной бумаге, строчка может резко падать вниз.
  • Увеличивается число глупых, нелогичных ошибок, описок. Ребенок чаше пропускает буквы, не дописывает слова.
  • Если на уроке дается самостоятельная работа, начинает работать не сразу, иногда - только к концу урока.
  • Ребенок то и дело роняет ручку, пенал, тетрадь... Учителя это нервирует. А на самом деле ребенок бессознательно хочет поменять позу – чтобы подпитать мозг.

Мозг любит: световой день, белый снег, бег на лыжах, катание на санках, плавание, хорошо проветриваемые помещения, смену деятельности, ароматы цитрусовых, лавра, хвойных деревьев.

Мозг не любит: курения родителей. В помещении, где находится ребенок, не должно быть даже запаха табака. Табачный дым оказывает очень вредное влияние на растущий мозг.

Полезны дыхательные упражнения, тонизирующие процедуры (контрастный душ, массаж воротниковой зоны, массажные стельки (непродолжительно), 2 сеанса массажа в год), также никогда не помешают консультации психолога.

Дошкольники редко бывают ленивыми - чаще родители страдают от их неуемной активности. Однако если в школе начинаются проблемы, большую часть их родители склонны описывать емким словом «лень».

Когда хороший дошкольник становится нерадивым школьником, родители обвиняют прежде всего школу, реже - ребенка, почти никогда - самих себя. В действительности все как раз наоборот: большая часть проблем так или иначе спровоцирована родителями. Нежелание учиться может быть вызвано разными причинами.

Школа не стремится набирать в первый класс «неготовых» детей, ведь ей же с ними мучиться! Ребенок тоже не рвется раньше времени расстаться со своей свободой. Это всегда инициатива родителей. Специалисты знают, что качества, необходимые для начала школьного обучения, формируются у большинства детей к семи годам. Как правило, именно в семь лет у ребенка формируется мотивация для перехода от игры к учению.

Часто родители недооценивают серьезность положения. Когда шестилетняя малышка приходит домой и решительно заявляет, что в школе ей не понравилось и ходить туда она не будет, им это кажется забавным курьезом. Некоторые видят в этом проявление независимого характера. Между тем, это классический случай отсутствия учебной мотивации. Ребенок еще не доиграл свое. Он находится на другом, не менее важном этапе развития, и нужно позволить ему пройти эту часть пути до конца.

Бывает и так: ребенок как бы застрял в «игровом» периоде. В этом случае с помощью специалиста можно попробовать перевести его на другие рельсы. Интерес к ученью у такого ребенка можно пробудить лишь с помощью игры. Задача специалиста состоит в том, чтобы постепенно заменить игровую мотивацию на более взрослую (для этого разработаны специальные методики). Как правило, если проблема выявлена в апреле-мае, к сентябрю ребенка можно вывести на уровень нормального сознательного первоклассника. В идеале все дети, которым с осени надо приступать к учебе, должны бы еще весной проходить стандартное тестирование на школьную готовность.

Можно выделить три основных типа детей, у которых присутствуют трудности при обучении:

1. Способный, но ленивый

Детей этого типа особенно много в крупных городах. Они нацелены на познание, на получение новой информации. Такой ребенок отправляется в школу, надеясь найти там неиссякаемый источник новых знаний. И порядком разочаровывается, когда выясняет, что школа – довольно скучное место, где приходится делать много неинтересных и неприятных вещей. Часто эти дети, несмотря на хорошие умственные способности, учатся посредственно и даже могут попасть в разряд неуспевающих. При этом жажду нового они удовлетворяют в других местах - чтение, компьютер, кружки...

2. Социально ориентированный

Это ребенок совсем другого склада. Если первого интересует содержание обучения и мало интересуют оценки, то этот ребенок ориентирован на похвалу, на одобрение. Он может с равным успехом заниматься самыми разными вещами, поскольку суть для него не в предмете, а в том, чтобы все сделать правильно, оправдать ожидания. Он отправляется в школу именно затем, чтобы быть хорошим школьником. Независимо от уровня интеллекта, он неплохо справляется с программой, все выполняет и ничего не пропускает.

Такого рода мотивация совершенно необходима в начале обучения - и именно ее обычно не хватает шестилеткам. Дети, нацеленные на новую информацию, и в шесть лет, и в семь демонстрируют примерно одинаковую степень готовности к школе. Социально ориентированные дети созревают к семи годам.

В младших классах это вполне благополучная категория - и родителям не на что жаловаться. Но наступает время, когда одобрение учителей и родителей теряет приоритетность. На первый план выходит одобрение сверстников. У них же могут быть в цене совсем другие достижения, другие качества. И вот уже ребенка как подменили. Он не делает уроков, учится спустя рукава, где-то пропадает или болтает часами по телефону.

Оба описанных типа детей нельзя назвать ленивыми. Они могут трудиться много и с удовольствием, но при этом не делать то, что мы от них требуем. Но есть дети, к которым определение «ленивые» подходит в наибольшей степени.

3. Дети, которым ничего не нужно

Движущей силой развития ребенка является потребность в новых впечатлениях. Чтобы развитие шло нормально, необходимы три основных условия: любовь и внимание матери или заменяющего ее человека, некоторый природный запас энергии у самого ребенка и, наконец, среда, которая обеспечивает ребенка достаточным количеством впечатлений. Дети, которые не получают необходимого внимания и тепла, не получают новых впечатлений, растут пассивными, лишенными интереса и инициативы. Это обычная проблема приютских детей.

Но и в благополучных семьях может возникнуть сходная проблема, если ребенка слишком опекают, ограничивают его инициативу. При этом ребенок с сильной волей бунтует, а более покладистый привыкает, становится пассивным, учится получать удовольствие от своей безопасности, покоя и комфорта.

Совершенно точно не надо бороться с ленью с помощью ремня, лишения прогулок и других карательных мер. "Пилить" ребенка тоже бессмысленно. Иначе его нежелание делать уроки может перерасти в отвращение к школе и труду вообще, а также к вам лично. Что же касается "пряника", то на этот счет существуют разные мнения. Да и пряники могут быть разными. Взрослые тоже, кстати, трудятся не бесплатно. Если никакие другие стимулы не действуют, материальный тоже может сгодиться. Еще лучше, если вы научите ребенка самого создавать себе стимулы и назначать награду - это ему поможет в жизни. 

edinstvennaya.ua

Почему ребёнок не хочет учиться - Советы родителям - Каталог статей

  • Учиться невтерпеж. Школа не старается набирать в первые классы "неготовых" детей, потому что именно ей с ними мучиться! Дети тоже не спешат преждевременно потерять свою свободу. Инициативу в свои руки берут родители. Специалисты считают, что важные качества, необходимые для обучения в школе, формируются у детей к семилетнему возрасту.

Определять готовность ребенка к школе можно по-разному. Родители подходят к этому вопросу формально: буквы знает, немного считает, знает наизусть стихи – значит готов. При этом родители считают: главное - пристроить своего ребенка в лучший класс, а там само как-нибудь наладится. Нежелание ребенка учиться становится для них громом посреди ясного неба.

Многие родители недооценивают глубину положения. Если шестилетний ребенок приходит домой из школы и уверенно заявляет, что больше туда не пойдет, родители принимают это за забавный курьез, который можно пересказать близким и знакомым. Кто-то отмечает в этом проявление независимости в характере. Но на самом деле это классический вариант отсутствия мотивации к учебе.

  • Когда наступает время. Если ребенку уже восьмой год, а он все еще не готов к серьезному переходу, нужно обязательно проконсультироваться с психологом. Дети, имеющие задержки в развитии, нуждаются в специальных программах, так как обучение на общем основании не даст им ничего, кроме комплекса неполноценности.

Другая ситуация, если развитие ребенка соответствует норме, но отсутствует учебная мотивация. Таким образом, ребенок словно застревает в "игровом" пространстве. И здесь также потребуется поддержка специалиста. Его задача: переключить игровую мотивацию ребенка на более взрослую. Как правило, своевременное выявление проблемы (не позже апреля-мая), позволяет к сентябрю вывести ребенка на должный уровень, необходимый первокласснику.

  • Способный, но ленивый ученик. Эта проблема касается большинства детей, проживающих в крупных городах. Дети дошкольного возраста нацелены на получение новой информации, но отправляясь в школу, они чаще остаются разочарованными. Ребенок выясняет, что школа – это достаточно скучное место, где он вынужден делать массу неинтересных вещей. Например: научиться правильно писать, повторять пройденный материал, выслушивать ответы своих одноклассников. А он не желает и не любит все это выполнять, поскольку здесь отсутствует новизна, нет удовольствия от работы.

Нередко такие дети, несмотря на неплохие интеллектуальные способности, учатся посредственно и даже попадают в список неуспевающих учеников. Но жажду нового они все же удовлетворяют вне школы – с помощью чтения, компьютера и различных кружков...

  • Социально ориентированный. Эти дети ориентированы на одобрение и похвалу взрослых, им интересна содержательная сторона обучения, но совершенно не волнуют отметки. Ребенок может успешно заниматься несколькими вещами, поскольку главное для него – не преуспеть в школьном предмете, а сделать все правильно, чтобы оправдать ожидания родителей и педагога. Такой ребенок идет в школу для того, чтобы стать примерным учеником. Независимо от умственных способностей, он может успешно справляться с учебной программой.

Подобная мотивация необходима в самом начале обучения, именно ее так не достает шестилеткам. В младших классах это благополучная категория учащихся, но наступает момент, когда одобрение педагогов и родителей теряет значимость. Теперь на первом плане стоит одобрение сверстников, у которых в цене могут быть иные достижения и качества. С этого времени ребенок может измениться не в лучшую сторону. Он прекращает делать домашние задания, посредственно учится, где-то пропадая после школы или тратя свободное время на общение по телефону. При этом ребенок может активно заниматься внешкольными делами в той сфере, которая ценится в кругу его сверстников.

  • Дети, которым ничего не нужно. Такого ребенка устраивает все, лишь бы его не трогали. Он выбирает ту деятельность, которая не требует напряжения и не связана с риском. У ребенка совершенно отсутствует учебная мотивация, но сформировать ее практически невозможно. Зачастую родители вынуждены делать с ним домашние задания, начиная с первого класса и вплоть до окончания школы. Либо им приходится нанимать репетиторов, которые будут заниматься с ребенком. К сожалению, пользы от этого будет мало. Необходимость напрягаться вызывает у таких детей стойкое отвращение к учебе. И ничто не может это преодолеть.

Какой ваш ребенок?

Многое зависит от того, какой ваш ребенок. Родители сами могут определить, к какому типу принадлежат их дети.

Если ребенок охотно выполняет любые задания, но не отличается собственной инициативностью, не ставит перед собой целей – значит, родители должны приложить все усилия, чтобы сформировать у ребенка разные виды мотивации, пока имеется время, а их мнение и оценка еще играют роль для него. Вряд ли он станет тотально-любознательным школьником, но сможет проявить стойкий интерес в другой области (спорт, пение, танцы и пр.), если успеть его своевременно сориентировать.

Если ребенок активен и любознателен, но не отличается прилежностью и не доводит намеченных целей до конца – значит, ему не хватает мотивации достижения. У такого ребенка мало шансов стать прилежным учеником, но с ним нужно работать, учитывая особенности его натуры. Например: учитель объявляет, что в каникулы на экскурсию поедут только те дети, которые успешно закончат четверть. Это предложение обязательно покажется ребенку заманчивым, поэтому он сумеет ради этого потрудиться.

Ориентированный на результат ребенок получает удовлетворение от выполнения задуманного. Поэтому он постарается довести свои дела до конца. Казалось бы, это замечательное качество будущего отличника, лидера, ученого, но, к сожалению, мотивация достижения сама по себе еще ни о чем не говорит. Все зависит от целей, которые ставит ребенок, а также от результатов достижения. Такие дети могут иметь как позитивные, так и негативные установки. Но всех их объединяет упрямое стремление к результату.

Как бороться с ленью ребенка

Нельзя бороться с детской ленью при помощи ремня, ограничения прогулок и прочих карательных мер. Также совершенно бессмысленно постоянно «пилить» ребенка. Иначе у него может возникнуть отвращение к учебе и труду вообще. Если не действуют никакие стимулы, можно прибегнуть к материальному. Но лучше, если вы сможете научить ребенка самостоятельно основывать для себя стимул и назначать соответствующую награду - это умение поможет ему в жизни.

Также следует отметить распространенный метод работы с ленивым учеником – совместное выполнение домашних заданий. Но готовить уроки с детьми можно только в первое время для того, чтобы научить их организации труда. Затем родители должны лишь проверять выполненные ребенком задания и помогать в случае возникших затруднений.

Если ребенок еще не созрел к школе и не может управлять своими действиями, вы можете садиться с ним рядом, занимаясь своими делами и приглядывая за ним. Родители должны понимать, что их главная цель - снизить опеку до минимума. К концу первого класса все дети должны выполнять домашние задания самостоятельно.

orljta-2010.ucoz.ru

Почему троечники преуспевают больше, чем отличники?

Для нас, родителей, то, как наши дети учатся в школе – важный показатель нашего общего успеха. Каждый из нас желает, чтобы его ребенок хорошо учился, получил высшее образование и достойную работу. Мы искренне желаем своим детям хорошей судьбы.

И если ребенок не хочет учиться, мы очень разочаровываемся. «Не хочешь учиться, пойдешь на стройку», — любят пугать родители ленивых к обучению детей. А между тем, опытными педагогами давно подмечена интересная тенденция: троечники добиваются в жизни большего успеха, чем отличники.

Мы сейчас не говорим о тех талантливых детях, которые хорошо учатся в школе, потом становятся учеными, программистами или врачами. Да и троечники далеко не всегда хорошо устраиваются в жизни. Мы говорим о тенденции, которая имеет место быть.

Эта тенденция всегда меня удивляла. Как так? Как эти ленивые, безответственные и неорганизованные троечники становятся владельцами бизнеса, деловыми людьми, управленцами? Почему старательные отличники с красными дипломами и огромным багажом знаний за плечами становятся всего лишь их подчиненными? Ответ на этот вопрос я нашла полгода назад.

Дети учатся в школе по-разному по той причине, что у них различные психические свойства. Когда ребенок идет в школу, уже тогда можно определить, как он будет учиться.

 

Врожденные отличники

Хорошо учатся в школе те дети, у которых есть анальный вектор. Их психические свойства направлены на сбор и систематизацию информации – они лучшие ученики, на которых учителя обычно пытаются равнять всех остальных детей.

У ребёнка с анальным вектором хорошая память, он усидчив и старателен. Если у него из нижних векторов только один – анальный вектор, то наш малыш медлителен, и, при правильном воспитании, он перфекционист – старается все сделать идеально. Он вообще очень правильный – не любит и не умеет врать, поэтому и сам доверчив. Вопрос расстерянных родителей: «мой ребенок не хочет учиться!!!» — это не про них!

Даже если ребенок с анальным вектором не блещет способностями, он вполне может стать отличником за счет своей усидчивости и старательности.

Если у ребёнка с анальным вектором есть еще и верхние вектора (зрительный, звуковой, обонятельный или оральный), то такому малышу будет учиться легче – он будет сверкать интеллектом, удивлять учителей феноменальной памятью, талантами и способностями. Из таких детей и получаются ученые, лучшие врачи, программисты и другие специалисты высокого класса.

Но судьба и счастье такого ребёнка зависит не столько от учебы, как от того, как его будут воспитывать родители, как они сумеют развить его психические свойства, и не помешают ли их развитию.

 

Если ребёнок не хочет учиться

А что же делать, если ребёнок не хочет учиться? Часто смышленый и способный ребенок просто ленится и не прилагает должных стараний для того, чтобы получать хорошие оценки в школе.

В его психическом нет анального вектора, то есть, нет свойств и желаний к накоплению и систематизации знаний.

Ребёнок с кожным вектором – неусидчивый, гиперактивный, динамичный, никогда не станет прилежным учеником, и тем более – отличником. Если родители такого ребенка питают такие иллюзии, их неизбежно ждет разочарование.

Можно увидеть как мама первоклашки с кожным вектором доводит до психического срыва и себя, и ребенка, пытаясь заставить его идеально выполнять домашние задание, аккуратно выводить буквы и слова.

Это – трагедия непонимания и травма для ребенка, в котором пытаются развить перфекционизм – свойство, которого у него нет и быть не может. В результате мы загоняем его в такой стресс, что ребенок просто не хочет учиться.

Кожники без верхних векторов в школе обычно становятся троечниками, — вместо того, чтобы домашние задания, они списывают их на переменах и выкручиваются на уроках.

А во взрослой жизни люди с развитым кожным вектором успешно реализуют свои психические свойства – свойства добытчика, врожденного предпринимателя или инженера, организатора и рационализатора.

Кожник поступает так, как ему выгодно, и действует там, где может получить пользу. Вот он и не горит желанием учиться, потому что по его ощущениям, пользы и выгоды это не приносит.

 

Как заставить ребёнка учиться

Все же учебу ребенка с кожным вектором нельзя спускать на самотек, иначе он может перестать учиться вообще. Правильное воспитание и психическое развитие кожника должно включать в себя дисциплину.

Ребенка с кожным вектором нужно контролировать. Он должен соблюдать режим дня, знать меру в каких-то своих желаниях (играть в онлайн-игры, смотреть телевизор), заниматься спортом.

Бить таких детей нельзя ни в коем случае – это препятствует их психическому развитию. Битый кожный ребенок может вырасти вором, мошенником или неудачником. Обратите внимание, если кожный ребенок вдруг не хочет учиться – это может быть первым сигналом!

Воспитывать кожника и мотивировать его к учебе можно с помощью кнута и пряника, где кнут – это отсутствие пряника. «Хорошо закончишь учебный год – купим тебе велосипед», «Не сделаешь уроки – не пойдешь гулять», например. Но обещания, данные ребенку с кожным вектором, нужно обязательно выполнять, иначе доверие будет разрушено навсегда и этот воспитательный метод перестанет работать.

Ни в коем случае не нужно требовать, чтобы ваш кожный ребенок учился отлично и выполнял все задания идеально. Если ребенок не хочет учиться нужно найти золотую середину – чтобы ваши требования были посильны ребенку.

 

Тот, кого невозможно заставить учиться

Есть дети, которых невозможно заставить учиться, и вообще невозможно заставить что-то делать. Это – дети с уретральным вектором. Таких детей – всего 5%.

Если таких детей пытаются покорить, воспитывая «нахрапом», они вырастают бунтарями.

С уретральным ребенком не будет никаких проблем, если воспитывать его правильно. Если родителям удастся объяснить ребенку (но так, чтобы он это осознал), что от него в будущем будет зависеть много людей, и что его обучение – очень важный и ответственный этап, он будет учиться вполне приемлемо. «Кто, если не ты?» — с таким девизом родители должны воспитывать будущего вождя.

 

Не всем быть учеными. Остальные – тоже нужны

Из ребёнка, у которого из всех восьми векторов – только один мышечный, тоже не получится отличника. Такие дети обычно рождаются в деревнях. Они физически крепкие и абсолютно ведомые «Не всем быть учеными», — говорят о таких учениках учителя. И они совершенно правы.

Вопреки всеобщему стереотипу, успешность в обучении – вовсе не показатель удачной судьбы, возможности реализоваться во взрослой жизни, счастья. То, что ребенок не хочет учиться зависит не от оценок, а от того, насколько правильное воспитание и психическое развитие смогли дать родители своему ребенку.

Если они не требовали от него того, чего в его врожденных психических свойствах и желаниях нет, если они не препятствовали, а способствовали развитию его векторов, тогда у него есть все шансы реализоваться и прожить наполненную радостью жизнь.

Источник

www.vitamarg.com