Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Что должен уметь ребенок по месяцам, таблица. Что должен уметь ребенок в 8 лет таблица


Показатели развития: что должен знать и уметь ребенок к 3 годам

Регулярно посещая кабинет педиатра, все мамы слышат приблизительно одно и то же: каждый ребенок индивидуален, соответственно, и развиваются все по-разному. Но без определенного свода норм сложно составить объективную картину, согласитесь?

Ребенок растет стремительно, его умения и навыки должны совершенствоваться день ото дня, и гордые родители отмечают все, даже самые мелкие достижения своего чада. И поскольку большинство родителей, особенно мам, обмениваясь опытом на детских площадках друг с другом, переживают, если вдруг чей-то Петя умеет больше, чем их собственный ребенок, мы, желая успокоить волнующихся по большей части понапрасну женщин, составили некий календарь развития, основываясь на опыте педиатров.       

Речь

К трем годам речь вашего малыша кардинально меняется. Предложения из нелепых и односложных стали уверенными и связными, с изменением слов по падежам и склонениям. Увеличился и словарный запас ребенка, он составляет примерно 1,5 тысяч слов, из которых активно используется 500-600.

Нужно отметить, что далеко не все дети к этому возрастному рубежу разговаривают свободно, многие из них не выговаривают ряд букв, например, шипящие звуки.

К обязательным речевым навыкам педиатры относят следующие:

  • Произносить свои имя и фамилию, имена родителей и близких правильно.
  • Составлять предложения из пяти слов и более, при этом правильно используя предлоги.
  • Составлять предложения в основном из существительных, местоимений и глаголов.
  • Запоминать короткие детские стихотворения, рассказывать их по памяти, пересказывать недлинную прозу.
  • С легкостью узнавать и называть знакомые предметы.
  • Составлять рассказ по картинке, используя до пяти простых предложений.
  • Употреблять в речи слова в единственном и множественном числе.
  • Знать много прилагательных (но в речи допускается их редкое использование), чаще употреблять их отдельно, характеризуя предметы и явления.
  • Различать антонимы и правильно их использовать.
  • Уметь вести диалог, связно отвечая на вопросы.

Для большинства детей трехлетний возраст – это начало периода «почемучки». Когда поток вопросов обо всем на свете неиссякаем. Напомним родителям, что очень важно в это время набраться сил, а главное, терпения и стараться отвечать на все задаваемые вам вопросы.

Нужно много времени уделять на разговоры, чтение книг, помощь в разучивании стихотворений и песен. Выслушивайте его рассказы о впечатлениях, достижениях. Задавайте вопросы, чтобы разговор был не односторонним: что понравилось, что увидел, почувствовал, запомнил. Это не только благоприятно влияет на развитие речи ребенка, но и обогащает словарный и понятийный запасы.  

Мышление

Надо сказать, что речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны друг с другом. Видя, а главное, воспринимая новые предметы и явления, ваш малыш пытается объяснить и рассказать о них.

К трем годам ребенку уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он способен делать выводы из увиденного и даже услышанного, а также пытаться объяснить некоторые явления:

  • Составлять несложные логические цепочки, основываясь как на своих собственных наблюдениях, так и на чужих рассказах. Например, увидев утром в окне лужи, он способен определить, что ночью шел дождь.
  • Сравнивать картинки или предметы, находить сходства и отличия, группировать их по какому-либо общему признаку. Уметь выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.
  • Вспоминать события недавнего прошлого, рассказывать о том, что произошло некоторое время назад.
  • Собирать пазлы, состоящие хотя бы из 6-8 элементов. Без труда собирать пирамиду, из кубиков - башню, стараясь при этом ставить их ровно.
  • Владеть понятиями «один-много», считать до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.
  • Знать до десяти цветов, различать их и самостоятельно называть, знать и различать основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.
  • Сравнивать фигуры по форме, цвету, группировать их, расставлять по размеру, подбирать один предмет к другому по заданному признаку.

Заметьте, что ребенок в три года способен принимать довольно сложные решения, пытаясь объяснить свои действия. Это самое подходящее время для творческого развития: лепки из пластилина, рисования, совместных поделок из природных материалов. Такие занятия развивают не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.

Моторика

Специалисты советуют не останавливаться на достигнутом к 3-4 годам и развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от моторики зависит четкость движений. А в три года ребенок должен уметь выполнять следующее:

  • Легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету.
  • Надевать бусины на нитку.
  • Лепить шарики из пластилина.
  • Резать бумагу ножницами (совет: приобретите ножницы для детей, пораниться которыми в разы труднее, нежели обычными).
  • Собирать мозаику.

Вы наверняка это знаете, но мы напомним, что существуют специальные упражнения и игры на развитие мелкой моторики и совершенствование двигательных навыков. Помогает, например, пальчиковая гимнастика, которая должна выполняться ежедневно как перед занятиями, так и во время.

Бытовые навыки

Трехлетний возраст – также период, проходящий под лозунгом: «Мама, я сам!» Стремление к самостоятельности во всем. Бытовые навыки в этом возрасте уже должны быть достаточно развиты, гигиенические и другие повседневные процедуры ребенок способен выполнять самостоятельно:

  • Одеваться.
  • Знать свои вещи и уметь ими пользоваться (зубная щетка, например).
  • Расстегивать и застегивать пуговицы на одежде, складывать в шкаф вещи.
  • Убирать за собой игрушки, расставлять их по местам.
  • Есть ложкой.
  • Использовать по назначению носовой платок, салфетки.
  • Мыть руки, вытирать их полотенцем.
  • Снимать обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.

Но надо отметить, что все перечисленные бытовые навыки прививаются исключительно близкими людьми. Здесь невыполнение того или иного действия не является критерием несоответствия развития, скорее, это упущение родителей.

Двигательные навыки

Дети в этом возрасте весьма активны и подвижны. Координация уже полностью развита, ребенок вполне способен свободно контролировать свои движения, проверяя собственные возможности и способности:

  • Уверенно и быстро бегать.
  • Играть в мяч.
  • Подниматься и спускаться по лестнице.
  • Забираться на горку и скатываться с нее.
  • Держать равновесие, стоя на носочках или прыгая на одной ноге.
  • Ходить задом наперед.
  • Ездить на трехколесном велосипеде.
  • Кувыркаться вперед и назад.

Педиатры советуют бурлящую в ребенке энергию направить в нужное русло - определить его в секцию для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Но делать это нужно только под руководством опытного инструктора.

Психические процессы

Внимание, память и мышление к трем годам уже достаточно хорошо развиты. Ребенок неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Малыш даже способен концентрировать внимание на одном занятии, правда, пока только до пяти минут, но даже это можно использовать в обучающих играх, направленных на описание последовательности действий, изображенных на картинке, или же описание рисунка по памяти.

Обычно, рассказывая вам что-то, ребенок приукрашает реальность. Обычно взрослые воспринимают это как ложь, но это всего лишь проявление фантазии, которая к этому моменту уже начинает развиваться.

Ребенок осознает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять себя, отстаивать свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. Именно с этим связана замена местоимения «мы» на «я».

Часто психологи говорят о кризисе трех лет - когда ребенок из послушного превращается в капризного и, как мы любим говорить, вредного, то есть не выполняющего просьбы родителей. Но надо воспринимать это как попытку отстоять недавно появившуюся точку зрения. Важно не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс, иначе можно не просто потерять доверие и взаимопонимание, но и вызвать агрессию.

Социальное общение

Навыки коммуникации приобретают все большее значение. Раньше ребенку вполне хватало общения лишь с родителями, теперь же он стремится быть в кругу сверстников. В возрасте трех лет дети начинают играть вместе, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры.

  • Ребенок легко знакомится с другими детьми, но многие по-прежнему предпочитают самостоятельные игры коллективным.
  • Воспринимает и подчиняется правилам определенной игры.
  • Во время игры ребенок видит и понимает опасность, может предотвратить ее.
  • В общении с окружающими употребляет слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».

Все перечисленные умения и навыки – это результат не столько самостоятельного физического развития, сколько познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими и сверстниками.

Старайтесь сделать день ребенка в этот период насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями. Но не стоит переусердствовать, иначе малышу грозит перевозбуждение и как результат - плохой сон. Детский режим все еще имеет большое значение, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без внимания чтение на ночь.

comode.kz

Что должен уметь ребенок по месяцам, таблица от 1-12

     Ну вот он и родился, ваш долгожданный, чудесный малыш! Вы уже принесли его домой и он смотрит на вас еще ничего не понимающими глазками. Что же с ним делать?

Природа дивно установила свои законы и правила. Развитие человека – это одно из них. Ни перепрыгнуть на шаг, ни остаться на прежнем уровне… Все закономерно. Итак, как будет развиваться ваш малыш? Обращайтесь к ниже приведенной информации, что должен уметь ребенок по месяцам, таблица подскажет вам!

Что должен уметь ребенок по месяцам, таблица

Первый месяц жизни – один из самых ответственных

В этом возрасте при правильном развитии малыш должен уметь:

  • фокусировать свой взгляд на чем-то. А так как игрушки давать еще рано, то это будут лица близких;
  • лежать на животике, при этом по несколько секунд держать головку;
  • реагировать на звуки: голос мамы, музыка, громкий крик или звон;
  • некоторые дети уже начинают взглядом следить за взрослыми, чуть поворачивая головку;
  • улыбаться, проявлять эмоции.

 Вот он чуть подрос и идет уже второй месяц жизни

 Умения крохи значительно расширяются. Теперь он:

  • пытается издавать звуки. В народе это называют «агукать»;
  • крепче держит голову в горизонтальном положении. И не только держит, но и поворачивает ее;
  • учится держать головку и в вертикальном положении;
  • пытается держать игрушку или хотя бы тянется к ней.

 Третий месяц – месяц активных эмоций

Ваш ребенок уже достаточно познакомился с домом и его обитателями, избрал для себя приятное и выделил неприятное. Теперь он, кроме уже приобретенных навыков, пытается:

  • смеяться вслух или даже визжать от радости;
  • уверенно провожает интересующий его предмет взглядом;
  • внимательно изучает свои руки и пытается управлять ими;
  • приподниматься на руках, когда лежит на животике;
  • переворачиваться на один бочок;
  • уверенно брать погремушку и трясти ей, ожидая звук.

 В четырехмесячном возрасте

Происходит закрепление всего того, что ребенок умеет. Они, так сказать, шлифуются:

  •  смеется громко и осознанно;
  • лежа на животе, долго удерживает голову;
  • твердо держать голову в положении «торчком»;
  • сам играет погремушкой;
  • произносит несложные сочетания звуков (ма, па, ба, ага и других).

 В пять месяцев

Ваш малыш уже достаточно подрос, возросли и его потребности. теперь он требует движений! Для этого возраста характерны:

  • первые пробы движений ногами: ребенок пробует перенести часть тела на ноги;
  • попытки садится без опоры;
  • крепкая посадка головы в вертикальном положении и поворачивания ею;
  • осознанное «общение» со взрослыми: добавляются звуки и слоги, которыми малыш пробует поддерживать беседу.

 Шести- семи месячный малыш

 Что должен уметь ребенок по месяцам – эта таблица помогает родителям распознать, правильно ли развивается ваша кроха. Теперь он:

  • сидит без поддержки;
  • может зажимать в кулачке небольшие предметы;
  • пытается стоять, держась за опору;
  • пробует на вкус не только еду, но и то, что нравится ему визуально;
  • учится выражать свои эмоции: недовольство, радость, обиду и прочие;

 8 месяцев

Ваш ребенок каждый день радует вас новыми навыками. Он прекрасно справляется с тем, чтобы:

  • добраться (ползком или подтягиванием тела) до любимой игрушки;
  • самостоятельно играть, перекладывая игрушки;
  • самому сесть из положения «сидя», после чего подтянуться и принять положение «стоя».

 Девятимесячный ребенок

Будет радовать вас двигательными «новинками». Он осознанно:

  • машет на прощание ручкой;
  • хлопает в ладоши, когда заиграет музыка;
  • передвигается, держась за стенку или мебель.

Самую же большую радость, которую дарит этот возраст: малыш начинает говорить осознанно «мама» и «папа».

Десятимесячный малыш закрепляет все освоенные навыки

Теперь он уже способен оценить некоторые требования родителей, например, «нельзя, «иди», «дай». Поэтому как можно больше времени проводите, разговаривая с ребенком.

Наша таблица «Что должен уметь ребенок по месяцам» достаточно условна, ведь каждый ребенок индивидуален, но она отражает основные навыки, характерные для того или иного возраста.

 Одиннадцать месяцев

 Безусловно, есть ребятишки, которые в этом возрасте уже ходят, но большинство только-только отрабатывают этот навык, причем без посторонней помощи. Также он должен пытаться повторять или уже повторять те слова. которыми вы общались с ним: «пока», «дай», «ням-ням» и другие.

 Годовалый малыш – вполне самостоятельный человек, который легко играет в мячик, лепечет по-своему и даже имеет свое мнение на те или вещи или события. Он хочет активно принимать участие в жизни семьи, поэтому требует к своей персоне удвоенного внимания. Не убейте эти стремления, поддерживайте и словом, и делом!

Вот вы вместе с дочуркой или сынишкой и вступаете в новый жизненный этап – второй год жизни. Там все будет по-другому, но мы надеемся, что должен уметь ребенок по месяцам таблица помогла посмотреть на кроху другими глазами!

Читайте подробнее о развитии  ребенка по месяцам.

 

razvitiedetei.info

Что должен уметь ребенок в месяц, в год | Happy Lady

Что должен уметь ребенок первого года жизни? Соответствует ли нервно-психическое развитие ребенка его возрасту? Многие родители часто задаются такими вопросами. И не зря. Чем раньше будет замечено отставание развития ребенка, тем легче будет это устранить. Иногда, просто добавив дополнительные занятия с ребенком. В некоторых случаях придется обратиться к специалистам для установки правильного диагноза, если таковой имеет место быть.

Таблица по возрастам, что должен уметь ребенок

Физическое развитие ребенка первого полугодия жизни

Физическое развитие ребенка второго полугодия жизни

Данная таблица физического и нервно-психического развития примерная, но она четко отражает последовательность появления тех или иных навыков у детей первого года жизни. Дети акселераты могут опережать в развитии своих сверстников. Гиперактивный ребенок всегда физически активнее. Не обязательно, но возможно, что такому ребенку в дошкольном или школьном возрасте будет поставлен диагноз СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности). Детям с таким диагнозом особенно нужна для гармоничного развития теплая, добродушная, спокойная атмосфера. Родителям при воспитании гиперактивного ребенка придется запастись массой терпения.

Характер, поведение ребенка, достигшего школьного возраста, в значительной степени определяется тем, кто и как их воспитывал в раннем детстве. От того, получил ли он достаточно ласки и внимания, напрямую зависит формирование его нервно-психического развития в будущие годы.

Чтобы физическое развитие соответствовало возрасту, нужен постоянный контакт с взрослыми. Иначе может развиться «синдром Маугли», даже если у малыша нет никакой неврологической симптоматики. При задержке развития речи, аутизме, ДЦП и других заболеваниях, без своевременной и грамотной помощи специалистов не обойтись. Наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием поможет вовремя установить правильный диагноз и начать соответствующее лечение.

Можно ли ребенка «садить» в подушки?Нет. Нельзя. У детей костно-мышечная система слабая. Такое насильственное усаживание может привести к деформации скелета.

Что делать, если ребенок упал с кровати?Как правило, дети начинают переворачиваться со спины на живот очень неожиданно. Это может произойти, даже если мама стоит рядом и на секундочку отвернулась. Если ребенок после падения не проявляет длительных признаков беспокойства, то ничего страшного. Но иногда при сильном падении у ребенка может образоваться гематома или сломаться ключица. В таких случаях ребенка нужно обязательно показать врачу.

happylady.su