Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как пережить кризисы у детей полутора, 3 лет и старше? Кризис ребенка 8 лет


Кризисы у детей 1, 3, 6, 7, 8 лет: возрастная психология ребенка, Комаровский

У каждого ребенка случаются кризисы, в период которых он отстраняется от родителей, замыкается в себе и становится слишком эмоциональным.

Кризисы у детей по годам можно преодолеть, если прислушаться к советам психологов.

Зная определенные правила, родитель сможет найти общий язык с ребенком и предотвратит конфликты.

Что делать, если ребенок не слушается? Советы психологов подскажут вам!

Психология и понятие

Кризисный возраст — что это такое?

Кризисом детского возраста называют переходный период между возрастными этапами.

Происходит это при завершении определенных стадий развития. Возникает это явление из-за физиологических и психологических перестроек.

Как проявиться кризис, зависит от темперамента, характера, социальных отношений ребенка. Если в одном случае его проявление сильное, малыш стал нервным, то в другом его можно практически не заметить.

Психологи говорят о том, что в такие периоды даже самые спокойные дети становятся очень нервными, раздражительными и даже агрессивными. На привычные слова и фразы они реагируют эмоционально, пытаются доказать свою правоту.

Дети младшего возраста при этом плачут, топают ножками, бросают игрушки и ложатся на пол в истерике. Чадо старшего возраста обычно спорит с родителями, провоцирует конфликт, не пытается найти компромисс.

По мнению специалистов, таких явлений не избежать. Они важны для развития ребенка, формирования его психики и социальных отношений.

Длительность кризисов обычно не превышает нескольких месяцев, но под воздействием негативных факторов, определенных обстоятельств продолжительность увеличивается.

к содержанию ↑

Признаки детского кризиса и как его пережить

Для каждого возраста характерны определенные признаки кризиса. Чтобы справиться с этим непростым периодом, необходимо прислушаться к психологам.

Первого года жизни

Кризис 1 года характеризуется несколькими признаками, которые родитель должен знать. Рассмотрим таблицу:

Отличительные признаки Нежелание подчиняться, плаксивость, резкие перепады настроения. Малыш может быть ласковым, а через пять минут начать плакать без причин. Появляется ревность: чадо требует, чтобы все внимание родителей было приковано к нему. Наблюдаются крики и плач, если мама или папа отвернулись, отвлеклись по своим делам.
Причины кризиса в этом возрасте Происходит активное физиологическое и интеллектуальное развитие. Малыш познает мир, перестраивается, что и сказывается на его поведении. Ему может показаться, что он стал взрослым и близким подчиняться не нужно. По этой причине дети закатывают истерики.
Какие действия совершать нельзя Родителям в этот период нельзя демонстрировать свою власть, кричать на ребенка, доводить его до слез. Они должны оставаться друзьями, а не врагами. В этом возрасте дети чувствительны к тону голоса близких, поэтому говорить надо строго, но не срываться на крик, иначе это негативно отразиться на психике. Стоит проявлять терпимость, не применяя телесных наказаний.

Дети в этом возрасте становятся очень обидчивыми, сильно расстраиваются, если на них кричит мама и за что-то ругает. Нужно быть ласковее, обнимать малыша во время истерик, ведь физический контакт для него важен: он чувствует тепло матери и успокаивается.

Если ребенок стал проявлять самостоятельность, не нужно ее запрещать.

Например: он хочет сам есть ложкой, берет ее в руку, надо разрешить ему попробовать кушать самостоятельно. Это благотворно скажется на его развитии.

Кроме того, надо стать для него другом: вместе играть, смотреть мультфильмы. Совместное времяпрепровождение и внимание родителей подарит чаду чувство защищенности. Он поймет, что его любят и ценят, тогда кризис получится преодолеть легче и быстрее.

к содержанию ↑

Полутора лет

Распознать этот период в данном возрасте несложно. Появляются следующие признаки:

  1. Необъяснимое поведение. Дети могут сначала обнять близкого человека, а затем ударить его, либо внезапно выбросить на пол любимую игрушку.

    Такие действия объясняются перестройкой работы нервной системы, взрослением.

  2. Всегда рядом с мамой. Дети повсюду следуют за матерью, куда бы она не пошла и плачут, если вдруг мама отправилась по своим делам.
  3. Упрямство. Ребенок начинает проявлять упрямство и нежелание следовать мнению родителей. Например: чадо может снять надетую на него рубашку и взять в руки другую, показывая, что ему нравится другая одежда. Бывают случаи отказа кушать определенную пищу: он выплевывает еду, плачет.
  4. Познание мира. Малыш пытается изучить этот мир, не прибегая к помощи родителей: пытается выбраться из кроватки, убегает от мамы, делает все то, что ему запрещено. Если мама сказала не трогать определенные вещи, то он обязательно захочет к ним подойти и плачет, если эту вещь у него отобрали.

Причиной таких действий является интеллектуальное развитие ребенка. У него проявляется сильное желание познать мир, потрогать окружающие его вещи, но при этом проявляется детская капризность и стремление привлечь внимание родителей к себе, словно показывая, чему он научился, что он нашел.

В этот период нельзя проявлять негативные эмоции и кричать на детей. Стоит позволить им быть более самостоятельными.

Мама должна наблюдать со стороны за действиями малыша, но не контролировать каждый шаг. Он будет рад, если его станут воспринимать, как равного, будут с ним играть.

к содержанию ↑

В два года

В два года чадо еще сильнее проявляет свою самостоятельность.

Появляются короткие слова и фразы, которые малыш использует для того, чтобы проявить независимость.

Большинство детей в этом возрасте говорят: "не хочу", "не буду", "нет", "я сам". Они пытаются сделать все самостоятельно, помочь родителям и считают, что знают все лучше взрослых.

Капризы появляются тогда, когда им что-то запрещают сделать. Тогда появляется плач, чадо стучит ножками о пол, чтобы ему позволили выполнить задуманное.

Особенно нравится ему на все вопросы старших отвечать "нет". Это становится новой игрушкой, поэтому к таким ответам нельзя относится серьезно.

Нужно только набраться терпения и не ругать ребенка, пытаясь объяснить, что это не всегда уместный ответ.

Причинами такого поведения становятся первые проявления черт индивидуальности. Чадо постепенно начинает осознавать самого себя, формируются определенные предпочтения, закладывается модель поведения.

Психологи рекомендуют находить общий язык с детьми, пытаться вести себя по-дружески. Запреты должны разъяснятся, произносится спокойно, поскольку строгость воспримется, как приказ.

к содержанию ↑

3 года

В три года ребенок становится еще самостоятельнее: пытается доказать взрослым, что является равным им, многое умеет делать сам.

Основными признаками кризиса трех лет являются:

  1. Негативизм. Дети перестают слушаться родителей, отказывают на каждую просьбу: не хотят идти домой, хотя на прогулке уже устали, отказываются от еды, хотя давно проголодались. Им просто не хочется соглашаться в чем-либо с родными.
  2. Строптивость. Он перестает слушать кого-либо, делает вид, что обращаются не к нему, может убежать на прогулке, внезапно устроить беспорядок в комнате, разбросав игрушки.
  3. Деспотизм. Малыш идет на все, чтобы все в семье слушались только его: может забрать игрушки сестры, стукнуть кого-то из родителей, если они не дают осуществить желаемое. Ему кажется, что он главный и все должны ему подчиняться.
  4. Своеволие. Трехлетние дети делают все, чтобы походить на взрослых: пытаются включить электрические приборы сами, переходят дорогу, не держа маму за руку. В самый неожиданный момент они могут убежать, а на прогулке стараются не замечать присутствия взрослых.

В этот период важно объяснить, что нельзя делать, какие действия категорически запрещены. Говорить надо строго и предупреждать о наказаниях.

к содержанию ↑

6 лет

Кризис этого возраста кардинально отличается от того, что было в прошлом.

Чадо уже не закатывает истерики, не станет плакать в общественном месте и стучать ножками.

Перестройка организма проявляется по-другому:

  1. Резкое изменение поведения. Оно кардинально меняется: вместо рассказов всех секретов появляется скрытность, вместо послушания возникает грубость.
  2. Формирование страхов. Именно в этом возрасте начинают появляться страхи. Кто-то признается, что боится насекомых, а кто-то темноты.
  3. Нет интереса к игре. То, что нравилось раньше, теперь не вызывает интереса. Любимая кукла или машина могут лежать на полках шкафа, чадо к ним так и не подойдет.

Дети начинают грубить взрослым, становятся невыносимыми в общении.

Но даже в этом случае грубить и кричать не надо, следует наказывать их, говорить максимально серьезно и строго, чтобы они понимали, что за проступки нужно отвечать.

к содержанию ↑

В 7

Появляется, когда ребенок понимает, что скоро отправится в школу и у него появятся новые обязанности, друзья, нужно будет принимать многие решения самостоятельно.

Он понимает, что взрослеет, но к новым обязанностям еще не привык.

Взрослость граничит с ребячеством, что сказывается на поведении негативно: ребенок может капризничать, становится неусидчивым, передразнивает взрослых.

Возможны вспышки гнева, раздражительность, рассеянность, что сказывается на успеваемости в школе плохо: ребенок получается низкие отметки, боится сказать о них родителям, становится скрытным.

к содержанию ↑

В 8

В этот период ребенок теряет наивность и доверчивость. Он становится взрослее, появляются действия и фразы, которые свойственны для взрослого человека.

Ему кажется, что он может ошибиться в важных делах, теряется самовлюбленность и самоуверенность, может появиться недовольство собственным обликом. Малыш может отказаться надевать ту или иную одежду, дольше собирается в школу, подолгу выбирает, что надеть.

Может появиться критика к себе, окружающим и даже учителям.

Это выражается недовольством общения, частыми конфликтами.

Неадекватное поведение со вспышками гнева и склонностью к дракам нарастает.

Очень важно близким сразу решать такие проблемы, больше говорить с чадом и объяснять ему, что он будет наказан. Хорошее поведение, наоборот, должно поощряться.

к содержанию ↑

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что ребенку нужно давать возможность быть самостоятельным, нельзя ущемлять его права, свободу и контролировать каждый шаг.

Важно быть рядом, но как наставник или друг, а не враг или деспот. За проступки его не ругают, а строго с ним разговаривают, давая понять, что именно сделано неправильно, как себя вести правильно.

Нельзя навязывать свое мнение, особенно если идет вопрос выбора одежды, игрушки.

Следует с ним максимально часто советоваться, чтобы он смог выразить свое мнение.

Необходимо установить контакт с чадом, стать друзьями, чтобы он мог доверять близким людям.

У детей случаются кризисы, которые проявляются в каждом возрасте по-разному. Изучив их признаки, прислушавшись к советам психологов, преодолеть эти периоды станет значительно легче.

Кризисы детского возраста. Советы психолога:

Наша интересная группа Вконтакте:

psyholic.ru

Кризис отрочества: предподростковые бури у детей 9 лет

Наталия Шопен: Какой невероятный оказался этот возраст — 9 лет. Временами мне кажется, что мой невинный и нежный ребенок вдруг на глазах — резко и жестко — превратился в подростка. Она грубит, обижается, заводится с пол-oборота, утверждает, что никто ее не любит. Следом — с той же бешеной скоростью — несется обниматься и признаваться в вечной любви, а вечером лежит в кровати и заливается крокодильими слезами: Мама, я не хочу взрослеть! Я хочу, чтобы мне снова было семь.

Раздражение и спор по любому поводу

Она вступает в спор по каждому поводу, легко раздражается, с интересом доводит до белого каления младших сестер, врываясь и разрушая игру, дико хохочет и через пять минут уже рыдает. Ведет себя как всезнающий и всемогущий подросток, а вслед за этим ссориться с 5-летней сестрой из-за куклы, крадет сладости, забывает сказать спокойной ночи и, о боже, таит секреты.

Рудольф Штайнер, основоположник антропософии, описал этот возраст как один из самых глубоких кризисов взросления. Он дал точнейший образ этому времени — “Выход из рая”. Ребенок постепенно и неминуемо приближается к порогу, выходу-из-детства. Он еще не совсем вышел, но вдруг осознал — тяжелейший факт — свою отдельность. Я это не мама и не папа, и не моя семья, и не мои друзья, и я никто из известных мне людей. Я единственный и я Один. Осознание собственной отдельности, одиночества и — смертности. Первое в жизни полное погружение.

Нам очень повезло оказаться в вальдорфской школе, где все — и родители и учителя — в курсе того, что происходит с человеком в 9 лет. Раз в неделю в течение прошлого года (моей старшей как раз исполнилось девять) мы собирались, чтобы поделиться наблюдениями, обсудить сложные ситуации и послушать точные и очень простые советы учителя, как с этим всем быть.

Позже я с удивлением обнаружила, что вне антропорсофской среды об этом периоде мало что известно. В российском пространстве особенно. При этом есть немало прекрасных книг на английском, посвященных именно этому периоду.

Кризис девяти лет невероятно глубокий, но при этом один из самых незаметных, очень внутренних. Этот ребенок уже не орет лежа на полу как трехлетка, который не получил желаемое, и не выкрикивает жесткие слова, хлопая дверью, как подросток. Он еще нежный, очень беззащитный и действует осторожно. Этот кризис переживается глубоко внутри, в нем много наблюдения и медленного осознавания. Ребенок как бы просыпается в этот мир, мир взрослых, в структуру этой жизни.

Самое мощное осознание — есть я и есть мир. И этот мир это не я.

Детское чуство сказочности, волшебности, единения с миром постепенно исчезает. Сквозь пение птиц и зеленые деревья постепенно прступают очертания “взрослого” мира — он структурированный, жесткий, в нем есть добро и зло, и ему нет до меня никакого дела. Я маленький, а он такой огромный. Кто я для этого мира? Кто он для меня? Какая между нами связь? И есть ли она?

В этом возрасте у многих детей возникают необъяснимые страхи — темноты, смерти, того что под кроватью. Если мир отдельный, то у него, возможно, есть много всего, о чем я не знаю. Что там, за этим углом? Мама, ты ведь однажды умрешь? Что делать если будет война или землетрясение? Зачем на свете смерть?

Деда Мороза не существует…

Многие осознают именно в этом возрасте, что Деда Мороза не существует, или что родители далеко не боги, а ведут себя часто странно, или что у подружкиной мамы есть любовник и это некая норма жизни. Процесс зачатия и деторождения у многих получает конкретные образы.

Чудесные защиты мира детства, когда все немножко не по-настоящему, и все в игре и легкости, истончаются. На ребенка бесшумно обрушивается взрослый мир. В котором очень много всего. Слишком много.

Внутренняя работа, об-ра-ботка информации идет постоянно. Внешне кажется, что ничего не происходит, а внутрь нас никто пустить не может, даже если бы и хотел. Это несоответствие внутреннего и внешнего (я же ребенок, от меня ждут привычных реакций) выливается в резкие перепады настроения, агрессию, обвинения, отказ выполнять обязанности, нежелание помогать, бездействие, раздражительность. Часто все домашние воспринимаются как враги. Кроме домашних животных, конечно — эти ребята как раз становятся самыми близкими и понимающими друзьями. Буря на пустом месте может произойти в любой момент.

Да, от этого не сбежать, внутри идет мощнейшая работа — ребенок рождается в самого себя. На это требуются силы и время. И то что необходимо — качественное торможение всего, что происходит вокруг. Не хочет ходить на кружки — не надо, не хочет помогать — можно мягко обойти этот момент и сделать самой. Девятилетнему человеку требуется много свободы  и тишины. Сидеть и рисовать часами, копаться в какой-то фигне, миллион раз кинуть мяч в корзину, долго идти в полном молчании. Тишина, рутина, скука, минимум внешних раздражителей.

Ребенок познает себя. Но самое главное он познает ответ на вопрос: если я это не ты, то кто я? Любишь ли ты меня, если я — отдельный? Этот вопрос ключевой, и все поступки 9-летнего человека необходимо рассматривать с этой позиции. Любишь ли ты меня, когда я такой? Любишь ли ты меня, когда я знаю о сексе? Когда я своровал? Сделал что-то недоброе? Когда я грублю тебе? А сейчас?

Стоит ли говорить, что ответ должен быть всегда одним и тем же. Этот ответ может даже не быть озвучен, но важно, чтобы он звучал в сердце. Этот ответ единственное, что позволяет вытащить себя из ситуации и смотреть как бы немножко со стороны, на этого человека, который сейчас тяжело борется с этими ветрянными мельницами, с которыми мы, порой, боремся всю жизнь. Чтобы он прошел эту борьбу и чтобы эти мысли не парили его дальше — чувство поддержки, приятия, собственной ценности — нужно дать это сейчас, в эти маленькие большие девять лет.

С ним все в порядке, он справляется, он нормально воспитан, мы достаточно хорошие родители, нет, он не растет эгоистом, это просто такой период. Пусть вырыдается, выкричится, выскажет претензии — вечером можно залезть к нему в кровать и мирно поговорить.

Люблю.

P.S. Кстати, не волнуйтесь, к 10-ти годам все нормализуется, и вы получите обратно своего замечательного ребенка. Правда, ненадолго. Лет эдак до 12-ти. Но это уже совсем другая история 🙂

Вот на этом ресурсе можно найти много полезной информации о кризисе 9-ти лет

Изображение — «Изгнание из рая» Лукас Кранах

soznatelno.ru

Кризис 8 лет | Психология отношений

8 лет: ребенка как подменили

Пока же я, уроки делать не заставляю, силом не усаживаю (если просит побыть с ним в комнате и почмочь, посижу. объясню) но пусть сам за свои невыполненные уроки отвечает. Отправляю погулять, на велике погонять, но вот сейчас мальчишки во дворе в футбол играют, а мой идти даже не хочет, уткнулся в книгу художественную дома.

рановато 2 класс для кризиса.. авитаминоз, переутомление, усталость от школы.. попейте глицин, витаминки

Меня описали прям, правда мне 20

устал он просто, у вас нет возможности его на лето всё куда-нить отпарвить?вы не подумайте,что я глупость говорю, когда ребенок вне дома-это смена обстановки, новые знакомсятва и тд, а дома, даже на каникулах сидя,всё же кисло, ребята -то все разехались кто-куда

Сейчас и страемся дома не сидеть, днем гоню на улице, на велике пусть ездит, в выходные всей семьей на природу выезжаем. летом тоже уедем на море, потом и сам у бабушки в деревне погостит, но проблема-то не на поверхности.

Купите книги Ю.Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? и Общаться с ребенком . Так! Мне очень помогли эти книги. Хорошо что я во время на них набрела.

Может его обидел кто-то? Вы спрашивали у него почему он так себя ведет?

я вот тоже подумала, может, с друзьями в школе не ладится у него.. Он, судя по тому что вы пишете, домашний мальчик..таких часто обижают

Гиппенрейтер прочитаны книги уже были, они домашние, отличные, согласна, но вот не всегда книги могут помочь реальную ситуацию распутать.

А с обидой, был конфликт с мальчиком, который моего постоянно задевал, мой предупреждал-предупреждал, а потом врезал хорошенько. Но моего как последнего драчуна учитель весь урок перед классом отчитывала, сказала к директору отведет и из школы исключат. Сын очень тогда переживал, тики начались. К учителю ходили, ситуацию объясняли, не знаю, уж насколько было понятно. Вроде с тем мальчиком тоже сейчас дружно общаются. Больше крупных конфликтов не отмечаю, медкие бывают, как и у всех пацанов. В классе его в целом уважают. Но вот в чем причина депрессии такой до конца не понимаю. голова кругом.

вы всё реёбнка делать заставляете!На улицу ГОНИТЕ,УРОКИ УЧИТЬ ЗАСТАВЛЯЕТЕ!вы должны объяснить что это нужно не вам а ему!!Ребёнок устал от всего этого!!А тем что вы его записали на приём к психологу это может и зря,тем самым он подумает что вы его психом считаете(потому что ребёнок маленький много не понимает ещё!).Лучше сами поговорите откровенно,ненавязчиво.может его обижает кто-то??или даже из старшеклассников!такое часто в таком возрасте бывает,потому что мальчики этого возраста как правило сами за себя постоять не могут!!Может быть просто афитаминноз,или что-нибудь такое.может просто девочка нравится,бываает и такое,хотя рановато ему ещё )

Доброго дня!! В этом возрасте у ребенка 3 основные значимые сферы- семья, школа и друзья. Попробуйте сказкотерапию и тогда узнаете, где назрел внутренний конфликт, в какой сфере. Я использую для этого песочную терапию

У меня внук и я столкнулась с этими проблемами, полная апатия, но в школе нравится бегать и общаться с одноклассниками. После школы сидит дома и никуда не хочет идти, уроки тоже не хочет делать. Постоянное недовольство, отрицание пищи. Теперь ест только гречку и мясо, даже яблоки перестал есть, сказал ,что у него меняется настроение и от этого зависит питание. Только бассейн вызывает пока положительные эмоции. У психолога к нему нет претензий. Я увидела причину в 6 лет, когда он занимался в саду с логопедом и она ему сказала, что бесполезно с ним заниматься, портит показатели, хотя ребенок набрал по мониторингу высший бал подготовки к школе. Сейчас мы отказались от этого логопеда внучке, занимается с платным преподавателем. Не хочется его "ломать", но как вернуть его к жизни . мы в тупике. Голова -то у ребенка отличная. Как его встряхнуть!

Что значит. рановато? Кризисы на протяжении всей жизни присутствуют! Ина каждом этапе он свой.

Источник: 8 лет: ребенка как подменилиЗдравствуйте! Сразу оговорюсь, что к психологу ребенка записала, сходит, я послушаю, что она нам скажет. Но вот хотела и опытных родителей послушать, вдруг у кого-то такое бывало. Исполнилось сыну 8 лет, учится во 2 классе, очень хорошо учится, иhttp://www.woman.ru/kids/teens/thread/4176284/

Кризис 8 лет

Всем родителям кажется, что пошел ребенок в школу, проучился в ней уже год и все он уже взрослый, все кризисы позади и теперь наступает спокойное время.

На самом деле не у всех деток так. Кризисный период у ребенка может продолжаться целый год, т. е. 7–8 лет. Да и время перестройки психики у всех деток разное.Что делать в кризис 8 лет и как себя вести?

Что особенного происходит с ребенком в 7–8 лет?

— именно в 8 мь лет ребенок начинает понимать разницу между мальчиками и девочками;

— в семь лет ребенок начинает с удовольствием познавать новую информацию. А в восемь он начинает понимать разницу между информацией, которую пишут или говорят по телевизору от той, что говорят родители. Он может уличить их в о лжи и пытается отстоять свою правоту. Именно на этом фоне могут случить ссоры и скандалы;

— между 7-8-ми годами дети становятся несдержанными и эмоциональными. Им сложно уловить информацию, особенно мальчикам. Поэтому старайтесь заранее приучать ребенка к порядку, дисциплине и самостоятельности;

— именно в этот период у ребенка формируется целостное восприятие себя внешнего и внутреннего. Если раньше он был наивен, то теперь он может понимать, как относятся к нему окружающие, какие в нем есть хорошие черты характера, а какие плохие. Именно поэтому так важно поддерживать в ребенке мотивацию что-то делать новое, узнавать еще неизведанное и подкреплять ее своим интересом, заботой о нем;

— у ребенка формируется правильная самооценка. Он понимает кем бы хотел быть в жизни и что ему надо для этого делать;

— дети в этот период могут стать скрытными и отдалиться от родителей. Они могут потребовать не забирать их из школы, т. к. им становится неудобно;

— важно до 7–8 лет приучить ребенка к порядку, потому что потом это будет сложно сделать. А как следствие, ребенок не сможет прилежно заниматься, концентрировать внимание на уроке. Также у мальчиков наблюдается, то что им наплевать как они выглядят. Могут пойти в школу или в гости в заляпанном, грязном свитере и не обратить на это внимание. Любовь к чистоте и порядку надо прививать у ребенка с детства;

— у мальчиков в этом возрасте проявляется некоторая нестабильность. Например, он может просто забыть что-то сделать или не записать. У них отсутствует прилежность и стремление получать хорошие оценки;

— Девочки же в этом возрасте наоборот начинают больше читать. Для них важен их аккуратный, красивый внешний вид и они стремятся быть лучшими в классе.

Как лучше вести себя родителям

Если ваш ребенок решил попробовать себя в каком-то новом виде спорта. То подождите перед тем как давать ему какие-то советы или говорить свое мнение о том, чем он занимается. Ребенок сам в этом возрасте уже начинает понимать насколько ему это нравится, хорошо ли получается и т. д.

Один неправильно высказанный комментарий может навсегда засесть у ребенка в голове. И он больше никогда не захочет себя пробовать в чем-то новом. Поэтому подождите сначала, что ваш ребенок сам скажет. А потом уже давайте какие-то советы. Дети этого возраста ранимы, хотя и кажутся уже взрослыми.

Родителям важно как можно чаще разговаривать со своими детьми. Объяснять и разбирать с ними случившиеся ситуации. Чтобы ребенок в будущем понимал и раскладывал свои действия по полочкам. Он должен уже осознавать всю правильность своих действий.

Родителям нужно воспитывать в детях духовные и моральные ценности. В этом возрасте дети много слышат от других людей, узнают из интернета и телевизора. Но вы должны стать своего рода фильтром информации. И донести до своих детей, что правильно, а что нет.

Ребенок сам пытается понять, как ему лучше себя вести на людях, в школе, в классе, на площадке. Можете аккуратно помогать ему формировать свои манеры и правила поведения.

Представьте, если бы вас постоянно критиковали, была бы у вас уверенность в себе? А почему тогда она должна быть у вашего ребенка. Неважно какие у него оценки в школе. Ведь не по всем предметам он может учиться на отлично. А с теми предметами, которые он не может понять сам, ваша прямая обязанность помочь и объяснить их ему. Вы должны хвалить ребенка за его успехи в других предметах. Если он будет чувствовать уверенность и любовь от вас, то тогда будет более усердно заниматься и добьется намного большего.

Любите и поощряйте ваших детей в их начинаниях!

Источник: Кризис 8 летЧто особенного происходит с ребенком в 7–8 лет? Как лучше вести себя родителям с восьмилетним ребенком.http://o-krasote.com/krizis-8-let-u-detey-kak-sebya-vesti/

Кризис 8 лет

Ребенок в возрасте 7-8 лет переходит в новую стадию взросления. Меняется его круг общения, привычки, интересы. В период кризиса 7-8 лет у ребенка, что делать родителям? Как помочь пройти этот период?

Как проявляется кризис 7-8 лет

В семилетнем возрасте дети выделяются непослушанием, кривлянием, манерностями. Это происходи по тому, что:

  • Они меняют свою привычную сферу на другую. Им нужно выполнять взрослую работу, которая важна не только для них, но и для окружающих. Это касается учебы в школе, помощи по дому, уходу за питомцами и т. д.
  • Для него становится важно, какое место он занимает в обществе, как к нему относятся окружающие, как они с ним общаются. У него формируется осознание своего «Я».
  • Капризность.
  • Упрямство.
  • Замедленное выполнение просьб.
  • Неестественность.
  • Болезненная реакция на критику.
  • Демонстрация взрослости.

В возрасте 7 лет ребенок обретает ту жизненную позицию, которая останется с ним на всю жизнь. Переключить внимание такого ребенка уже невозможно, поэтому нужны совершенно иные подходы.

Ребенку сложно, он приобретает новый жизненный статус – идет в школу. Ему не сразу удается приспособится. Этот момент делает его вспыльчивым, нервозным и тревожным. Здесь очень важна поддержка и понимание родителей.

Как вести себя родителям

Перед тем, как изменить жизнь ребенка на школьную, следует выполнить такие правила:

  • Поменять режим дня, раньше просыпаться не поздно ложиться спать.
  • Провести «экскурсию» по школе, показать где и что находится, познакомить с учительницей.
  • С первых дней учебы не стоит наполнять жизнь ребенка различными кружками. Пусть он с начала привыкнет к школе.
  • Желательно, чтоб в первые недели учебы кто-то из родителей был дома, чтоб помочь, если это потребуется.

Чтоб кризис 7 лет прошел незаметно, родителям нужно придерживаться такой тактики:

  • Больше слушать своего ребенка, уделять ему достаточное количество внимания.
  • Перед тем, как что-то запрещать, необходимо четко объяснить почему этого делать нельзя. Хорошо, если это будет выглядеть больше как совет, а не запрет.
  • Советоваться с ребенком, посветить его в финансовое положение семьи, планировать домашний бюджет. Только делать это в меру, чтоб он не зацикливался.
  • Давать чаду время побыть в одиночестве. В его жизни много изменений, и ему будет полезным побыть одному, помечтать, пофантазировать.

Трепетное и внимательное отношение родителей к своему ребенку поможет преодолеть любой кризис, и семилетний не является исключением.

Источник: Кризис 8 леткак проявляется кризис 7-8 лет у ребенка. Его явные симптомы. Каким образом нужно вести себя родителям, чтоб свести его к минимуму.http://o-kroha.com/krizis-7-8-let-u-rebenka-chto-delat-roditelyam/

Психология и воспитание детей 8 лет

Особенности психологического развития мальчиков и девочек в 8 лет

Психология мальчиков и девочек впервые проявляется очень чётко именно в 8 лет. С этого периода дети понимают разницу между полами, уже могут достаточно объективно оценивать себя. У восьмилетних детей редко встречается завышенная самооценка, в их сознании живут два “Я” — тот, кто я есть на самом деле, и тот, каким я хочу быть. Очень часто примером для подражания становятся герои мультфильмов или сериалов. Родителям в этот период особенно важно следить за тем, сколько времени чадо проводит у экрана и что он смотрит, какие книги читает. Конечно, идеальный вариант, когда главным героем для девочек и мальчиков становятся мама и папа.

Для этого нужно постараться: проводите много времени со своим ребёнком, будьте с ним честны, искренне интересуйтесь его увлечениями, придумайте общее хобби, всегда помогайте школьнику, если он вас об этом просит, рассказывайте о своей жизни.

Однако дети этого возраста часто начинают сомневаться в авторитете взрослых и в частности родителей. Это происходит из-за того, что школьник из книги, телевизора или со слов учителя получил информацию отличную от той, что он слышал от папы и мамы. Это может привести к детскому непослушанию. Во избежание конфликтных ситуаций не обманывайте дочку или сына.Услышав вопрос, на который вы не можете ответить, правильнее будет вместе с малышом обратиться за ответом к книге. Тем самым вы не только найдёте решение, но и приучите малыша к чтению книг, что сегодня является большой проблемой.

Восьмилетние девочки и мальчики уже имеют различия в поведении и отношению к миру. С этого возраста, стоит понимать, что правильное воспитание мальчика в 8 лет будет отличаться от правил воспитания его сверстницы.

Девочки становятся более сдержанными. Они большое внимание начинают уделять своему внешнему виду. Среди основных их увлечений могут быть рукоделие, занятия танцами, вокалом, художественной гимнастикой. У девочек хорошо развита ответственность: они всегда выполняют домашнюю работу, прилежно ведут себя в школе, готовы помочь с домашними делами и присмотреть за младшими братьями и сёстрами. Настроение девочек стабильно.

У мальчишек всё наоборот. Их настроение может резко меняться — от высокой самооценки до полной потери уверенности в себе и своих силах. Мальчики более эмоциональны и активны.

В отличие от девочек у ребят 8 лет в меньшей степени развиты исполнительность, усидчивость, аккуратность и терпеливость.

И девочки, и мальчики в этом возрасте одинаково нуждаются в поддержке родителей. Дети уже ощущают себя взрослыми, но часто не знают, как им нужно вести себя дома, в школе, на улице. Незаметно направляйте детей, показывайте достойный пример, постепенно развивайте детскую самостоятельность. При правильном воспитании кризис 8 лет может пройти незаметно для вас и вашего малыша.

Восьмой год жизни считается кризисным. Однако этот период может пройти достаточно гладко, если вы прислушаетесь к советам психологов и своей интуиции. Переходный возраст у мальчиков и девочек в 8 лет знаменуется формированием детской самооценки и пониманием себя, как части мира. С этого возраста дети считают себя взрослыми и самостоятельными, они могут сомневаться в авторитете мамы, папы, учителя, других знакомых.

Проводите больше времени со своим чадом, активно участвуйте в его жизни. Разговоры и анализ книг, ситуаций, поступков очень важны для формирования детской личности. При помощи общения и своим собственным примером папы и мамы могут сформировать шкалу ценностей.

Позволяйте ребёнку самостоятельно выполнять какие-то дела, оказывайте помощь только в том случае, если он её попросил. Постепенно поручайте чаду выполнять некоторые задания, но не стоит заставлять его. У восьмилетних на первый план выходят познавательные мотивы, им будет интересно всё новое и интересное.

Современные методики воспитания значительно отличаются от тех, которые были приняты пару десятилетий назад. Это объясняется повсеместным распространением информационных технологий. ВАЖНО: Не стоит полностью исключать телевидение и интернет из жизни школьника, но контроль за получаемой информацией и время у экрана родители должны контролировать.

Воспитание девочек и мальчиков отличается. Постепенно вместе с дочкой начинайте заниматься домашними делами, готовкой, рукоделием. При этом девочке важно знать, что её любят не за исполнительность и ответственность, а просто за то, что она есть. Хвалите девочку, а не её занятия.

Мальчишкам же важно получать оценку результатов. Они уже считают себя настоящими мужчинами, готовыми выполнить любую мужскую работу вместо старшего брата или папы. Многие папы и мамы спорят в вопросе того, насколько должен быть самостоятелен мальчик в 8 лет. Мамам следует отпустить сына, а папам не нужно давить ан сына и заставлять его делать то, что ему не интересно.

Источник: Психология и воспитание детей 8 летВосьмой год жизни ребёнка очень важен с точки зрения формирования детского мировоззрения. Узнайте все особенности детского развития в этом возрасте из нашей статьиhttp://detstrana.ru/article/deti-3-7/vospitanie/psihologiya-i-vospitanie-detej-8-let/

psiholog4you.ru

Что такое детский кризис девяти лет и как его преодолеть

Родители считают, что девять лет — это самый безоблачный период в отношениях с ребенком. Позади адаптационный период первого класса, первые успехи и неудачи учебной деятельности. Далеко в будущем потрясения грозного подросткового возраста. Но именно в девять лет в душе происходят очень серьезные изменения, выливающиеся в кризис девятилеток.

Особенности развития в девять лет

Так повелось, что родителей больше всего волнует внешняя сторона воспитания: обут, одет, социально адаптирован. Внутренние аспекты развития зачастую остаются без внимания. Ребенка девяти лет можно сравнить с ангелом, который упал на землю и потерял свои крылья.

В этот период дети начинают мыслить категориями формальной логики. Отходит на второй план восприятие мира душой нараспашку. До девяти лет малыш воспринимал мир, как место для чудес, легко ассоциировал себя с неодушевленными предметами и не сомневался в целостности происходящего. Теперь же на пике формирования логического мышления все его представления о мире стали подчиняться рассудку. Ребенок начинает замечать несправедливость мира и взрослых в целом, противоречивость многих обыденных событий.

Дружба, как форма взаимодействия, по-прежнему остается основной, и даже выходит на первый план. Дети учатся помогать друг другу, разделять интересы других людей. В этот период дружба основывается на уважении, а не на общности интересов, как ранее. Становится очень важно занять свое особое место в группе сверстников.

Ко всем этим переживаниям добавляется еще одно, очень важное для психоэмоционального формирования ребенка – это влюбленность. Пока еще это чувство второстепенно, в нем много наигранности и наивности. Но все чувства и эмоции вполне глубокие и настоящие, требующие уважения со стороны взрослого.

Проявления кризиса

Все произошедшие изменения смущают и не обескураживают ребенка. Его психика не справляется с уже достаточно четким процессом логического восприятия окружающего мира. Кризис девяти лет характеризуется высокой степенью критичности по отношению к взрослому. Дети удивительно точно копируют поведение родителей, как положительное, так и отрицательное.

В этом возрасте невозможно просто на словах убедить свое чадо в правильности и нужности каких-либо действий. Ребенок будет с интересом ждать подтверждения слов поступками родителя, для него это очень важный пример. Упрямство, цинизм, частые споры без повода — все это проявления кризиса девяти лет.

Способы преодоления кризиса

В первую очередь это разговоры с отпрыском «ни о чём». Взрослые должны отводить на эти разговоры по душам достаточно много времени и в основном слушать. Умение слушать и слышать позволит лучше понимать друг друга.Обязательно структурируйте жизнь: распорядок дня и секций, обязанности по дому, семейные праздники. Все это позволяет преодолеть ощущение враждебности внешнего мира.

Читайте вместе хорошие добрые книги. Таким образом, у ребенка сохранится подорванная вера в жизнь, добро и справедливость.

Будьте с детьми искренними. Всегда объясняйте свои чувства и эмоции. Не стесняйтесь говорить, почему вы обижены или расстроены, называйте правдивые причины. Это позволит сформировать у ребенка правильное отношение к жизненным трудностям.

Поделитесь с друзьями и оцените публикацию.Вам не трудно, а автору приятно.Спасибо.

facey.ru

Кризис 7 лет и младший школьный возраст

В жизни человека — и ребенка, и взрослого — периодически случаются кризисы. Кризис – слово с негативным оттенком, но пугаться его не нужно. Это скачок роста и переход на новый, более высокий этап развития личности.

Кризис 7 лет связывают с моментом начала занятий в первом классе. Он связан с двумя основными изменениями в психическом развитии ребенка. Во-первых, ребенок больше не путает свою точку зрения и точку зрения других. Он становится способным к рассуждению. Вместо импульсивного поведения дошкольника ребенок 7-8 лет обычно анализирует всю ситуацию, перед тем как действовать.

Во-вторых, происходят изменения в социальной позиции ребенка. Возникает ряд сложных образований, это самолюбие, самооценка, обобщение чувств, уровень запроса к самому себе.

Внешними признаками начала кризиса являются утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных «странностей». В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая–то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута.

Какие основные моменты о кризисе 7 лет и следующем за ним возрастном этапе следует знать родителям?

Отношение ребенка к школе транслируется родителями. Если вы негативно относитесь к школе, не ждите восторгов и от ребенка. Паникуете? Относитесь к заданиям с раздражением? Сетуете, что программа такая сложная, а детей нынче «мучают», «все не так, как раньше»? Не удивляйтесь, что очень скоро ребенок будет рассуждать точно так же. Уважительно отзывайтесь об учителях, не произносите что-то вроде: «Да там одни недоучки!», «Учителя ничего не понимают!». Очень важную роль в мотивации к предмету играет авторитет и личность учителя. Помогите учителю обучать вашего ребенка. Чем раньше вы начнете приучать ребенка к требованиям учителя, школьным правилам, тем в дальнейшем ему будет проще принимать правила общества, в котором ему жить.

Разглядите за фантазиями реального человечка. Не пытайтесь переделать ребенка и подогнать его под некий идеальный образ. Ребенок только сел за парту, а родитель уже буйно фантазирует, как чадо растет отличником, в голове рисуются идиллические картинки прилежного ребенка, который гениально схватывает все на лету, не устает, не болеет, не ленится, легко поступает в институт и получает красный диплом, а затем становится известным нобелевским лауреатом. Конечно, лавры достанутся и родителю – ведь это только благодаря вашему воспитанию вырос гений! На самом же деле это один из мифов, от воспитания зависит многое, но далеко не все. Нормальный ребенок не может быть роботом и время от времени устает, капризничает, без фанатизма собирается в школу. Будьте ближе к реальности, ведь идеальных людей – как родителей, так и детей – не существует.

Интересоваться школьной жизнью или оценками?

Многие родители зацикливаются на оценках и стандартных общих вопросах: «Тебе понравилось в школе?» Важно интересоваться личностью ребенка, расспрашивать его о жизни, а не только «о деле». Спросите, с кем он подружился, во что они играли на перемене. На кого похожа учительница из сказочных героев, с кем ребенок сидит, а какие пеналы у других детей. Расскажите что-то из своей школьной жизни, покажите свои фотографии. Лучше, если рассказ будет не с моралью и не вымышленный, а искренний рассказ о реальных событиях. Внимательно слушайте и взаимно делитесь переживаниями.

Любите ребенка таким, какой он есть

В 7 лет у ребенка начинает формироваться самооценка. В ваших силах помочь ему сформировать высокую самооценку, любовь к себе, веру в свои силы – залог счастливой жизни. Если вы будете огорчаться из-за неуспеваемости, постоянно таскать ребенка в различные кружки, не давая ему отдыха, делать уроки до полуночи и т.п., у ребенка может сложиться ощущение, что его будут любить только тогда, когда он получает хорошие оценки и хорошо себя ведет, словом, тогда, когда он успешен. Но любовь не может быть за что-то, она безусловна. Для ребенка важнее всего не многочисленный багаж знаний и хорошие оценки, а принятие его полностью – в минуты радости и горести, непослушания и кривляния, полное принятие. Уверенность в том, что он любим всегда, вне зависимости от поведения и настроения.

Удачи вам в нелегком деле — воспитании здоровых и счастливых людей!

Семейный психолог Алла Чугуева

www.ya-roditel.ru

Возрастные кризисы у детей - развитие детей

Возрастные кризисы бывают у всех, и у детей, и у взрослых. Причём на период детства приходится наибольшее количество возрастных кризисов, и это, вполне обосновано. Нервная и психическая активность у детей сформировывается не совсем равномерно. Периоды плавного развития сменяются своего рода скачками, резкими и бурными «взрывами». И каждый такой «взрыв», зависит от определенного возрастного этапа развития ребенка.

      5 основных возрастных кризисов у детей:

  1. новорожденности – это первые недели жизни младенца 6-8 месяцев;
  2. раннего детства —  от 12 до 18 месяцев;
  3. трёх лет – от 2 до 4 лет;
  4. 6 – 8 лет;
  5. пубертатный  — от 12 до 14 лет.

      Кризис новорожденности

Это самый первый и основной возрастной кризис ребёнка, который психологи рассматривают с разных точек зрения – физической и психологической. На физиологическом уровне, ребёнок должен приспосабливаться к новой и незнакомой жизни – самостоятельно согревать себя, дышать, употреблять пищу и переваривать её.  Правильный распорядок дня, регулярное питание и сон, отрегулированный процесс грудного кормления – это хорошо поможет малышу почувствовать себя в этом мире «своим человеком».

Процесс психологической адаптации ребёнка напрямую зависит от эмоций и действий родителей. Младенец остро нуждается в родительском общении, поддержке и помощи. Именно поэтому, ему очень важно материнское присутствие. Мама способна разгадать практически все потребности своего ребёнка. Маме, просто необходимо доверять только себе и своему ребёнку, а не надеяться на советы и предположения других, пусть даже родных и близких людей. Держать своего маленького и родного человечка на руках, кормить его своей грудью, прижимать его к себе, ласкать, целовать и обнимать, это всё, что нужно маме и малышу.

Кризис новорожденного заканчивается через 6 – 8 недель, когда появляется оживление. Малыш уже чувствует себя вполне приспособленным, ведь он и улыбается только потому, что видит такое знакомое и родное лицо своей родной мамы.

     Кризис раннего детства

Это, как правило, кризис, который приходится на первый год жизни. Основные моменты, которые приводят к развитию новых отношений малыша с окружающим миром в данный период, это учиться ходить и говорить. Малыш начинает осознавать, что любимая мамочка, которая всегда находилась рядом с ним, уже не принадлежит только ему, и  у неё есть другие дела и проблемы, вследствие этого у ребёнка появляются страхи относительно того, что его бросят. Поэтому, дети, которые только начали ходить ведут себя достаточно, странно и непредсказуемо.

В этом возрасте начинается проявление характера, отчаянные протесты, капризы истерики и т.д. Бороться с этим нельзя, так как на данный момент, ребёнок нуждается в любви и поддержке родителей.

     Кризис трёх лет

     Кризис 3 — лет относится к числу самых острых, так как ребёнок плохо управляем. В словаре ребёнка всё чаще встречается слово «не хочу». Просьба родителей или запрет вызывает у ребёнка истерику или протест, причём реакция разная от слёз до замахивания на папу или маму. Всё это объясняется тем, что ребёнок растёт и чувствует себя полноценным человеком.

Нет необходимости злиться на малыша или пытаться переломить его характер или тем более наказывать, так как это может закрепить неверное поведение ребёнка в будущем.

Может, родители часто ему отказывают, и многое запрещают, необходимо вспомнить, как часто произносится слово «нельзя» и слово «можно», как правило, слово «можно», должно употребляться родителями намного чаще.

Задача родителей терпеливо относиться к капризам малыша. Необходимо переключить его внимание на что-либо другое, что может его наверняка заинтересовать. Если родители правильно поступают по отношению к упрямцу, то через год или меньше подобные нарушения пройдут.

     Кризис 6 — 8 лет

Кризис 6 лет совпадает с периодом физического развития ребёнка. А также в это время происходит перемена социального статуса, он идёт в школу, где ему нужно будет адаптироваться к новой обстановке и к новым требованиям. У некоторых на этой почве возникает «школьный невроз», который формирует в детях комплексы отклонений, тревожность, боязнь опоздать в школу, отсутствие аппетита, нарушений поведения, а также, в некоторых случаях, появляется тошнота и рвота.

Не следует загружать первоклассников дополнительными занятиями, пусть, сначала, привыкнет к школе.

Очень важно создать для ребёнка спокойную домашнюю обстановку и не предъявлять ему серьёзных требований.

     Пубертатный кризис

Самые важные психологические и физические изменения у ребёнка начинаются в 12лет, а заканчиваются в 15. Мальчикам-подросткам в данном возрасте свойственна несдержанность, агрессивность и возбудимость. У девочек — переменчивое настроение.

И для тех, и для других характерен, эгоизм, чёрствость, повышенная чувствительность и обидчивость. А всё это потому, что дети в данном возрасте хотят быть самостоятельными и независимыми от родителей, что часто толкает детей-подростков на отчаянные поступки, такие как курение, употребление алкоголя, случайные половые связи, наркотики и мн.др.

Подросток требует больше внимания от родителей, чем, например, первоклассник.

Относиться к детям данного возраста необходимо как к взрослому человеку. Если родители замечают за своим ребёнком странное поведение, переменчивое настроение, необычные увлечения, замкнутость, отрешённость от обычных дел его сверстников, в таких случаях нужно обращаться к специалисту, в частности к психиатру.

Все возрастные кризисы у детей закономерны. Они могут протекать как тяжело, так почти и не заметно. А, зависит это не только от его физического и психического развития, а от условий, в которых он проживает и от его воспитания. Можно с уверенностью сказать, что ребёнок пройдёт все возрастные периоды, если у родителей было терпение и чувство выдержки.                                     

 

razvitiedetei.info

Кризис возраста у детей 1, 3, 7 лет

Психика ребёнка в процессе развития проходит определённые стадии, которые называются критическими периодами. Почему критическими? Потому, что в эти возрастные промежутки возникают противоречия во внутреннем состоянии ребёнка, изменяются его взаимоотношения с родителями и обществом. Преодолевая кризис, ребёнок переходит на новую ступень психического развития и в зависимости от того, как маленький человек преодолеет трудные периоды, зависит формирование его характера, внутреннего мира и самосознания. Если родители будут неправильно вести себя в это сложное для ребёнка время, то риск возникновения у него нервно – психических заболеваний будет очень велик.

Кризис у детей обычно начинается и заканчивается незаметно. Длится  несколько месяцев, но при неблагоприятном течении может затягиваться до 1- 2 лет.

Различают несколько критических периодов:

- период 1 года - период 3х лет- период 7ми лет

Кризис годовалого ребёнка

У ребёнка в  этом возрасте открываются новые возможности по освоению окружающего мира.  Он умеет ходить и говорить несколько слов. Появляется чувство самостоятельности, начинают проявляться эмоции. В этот период многое, что хочется ребёнку, делать нельзя.

Частые запреты родителей могут приводить к возникновению бурных вспышек. Поэтому нужно запрещать только то, что действительно нельзя и это «нельзя» должно быть одинаково и постоянно и в этом окружающие должны быть солидарны. Не запрещайте лишнего, пусть существуют какие-то вещи, которые ребёнку можно будет делать. Ему нужно давать возможность познавать мир, иначе психическое развитие будет недостаточное и запоздалое. В этот период постарайтесь уделять больше внимания малышу, играйте вместе с ним, много разговаривайте. Он всё понимает и много запоминает.

Не повышайте при ребёнке голос и сведите к минимуму ситуации, которые могли бы вызвать ваше раздражение.

Ребёнок должен придерживаться режима дня, кормление проводите по часам, чтобы он не ожидал  еды и не капризничал.

Создайте в доме безопасную обстановку для того, чтобы малыш, исследуя окружающий мир, не поранился. Радуйтесь его успехам вместе с ним.

Кризис 3-х летнего ребёнка

Если малыш проявляет негативизм, непокорность, упрямство и самовольство, значит, у него начался критический период. Ребёнок начинает противопоставлять себя взрослому.Хочется всё решать самому и всё делать самому. На просьбу взрослого о чём-то следует  противоположное действие.

Возникает протест против требований. Малыш кажется упрямым, но упрямство это вызвано желанием быть услышанным и стремлением показать, что у него тоже есть свое мнение, которое должны учитывать.  

Это тот возраст, когда формируется воля, независимость, самостоятельность. Суть нового поведения ребёнка преследует определённые цели:

- ребенок хочет в обязательном порядке довести свои действия до конечного результата, даже, несмотря на препятствия,   - он желает демонстрировать свои успехи взрослому, без реакции которого эти успехи в большой мере теряют свою ценность,- в этом возрасте обостряется чувство собственного достоинства – усиливается обидчивость, часто возникают эмоциональные вспышки по мелочам.

Как выйти из этого кризиса?

1. Нужно понимать, ваш малыш ведет себя так плохо не потому, что он «плохой» на самом деле, а  потому, что пока не умеет по-другому. Но, конечно, одного понимания часто оказывается  недостаточно, чтобы справиться с истериками. Поэтому, надо заранее подготовиться к вероятным конфликтам.

Не нужно ничего предпринимать до тех пор, пока ребёнок полностью не успокоится.  Скорее всего, вы уже нашли несколько способов успокоения своего малыша. Кто-то игнорирует  такие вспышки негативных эмоций. Но всё же лучше всего назревающую истерику останавливать просто переключением внимания.  Трёхлетние малыши очень быстро отвлекаются, и новая игрушка, сказка или предложение заняться чем-то другим может остановить истерику и сохранить вам  нервы.

2. Поощряйте своего малыша к самостоятельности. Пусть он делает ошибки, но это ничего, потому, что они происходят на ваших глазах.  Зато потом, во взрослой жизни он избежит множества серьезных проблем. Было подмечено, что когда родители ограничивают или высмеивают желание  ребенка быть самостоятельным, развитие маленького человечка идёт неправильно: воля и независимость трансформируются в острое чувство стыда и неуверенности.  Определите для него ту грань, выходить за которую ребенок не должен никогда и в любых ситуациях их соблюдать.  Например, нельзя трогать электрическую розетку, переходить дорогу на красный свет,  и т.д. В других случаях предоставьте малышу свободу поступать  по его собственному усмотрению.

3. Предоставьте ему право на выбор. Не заставляйте его делать того, чего он не хочет. Предложите ему альтернативу, и пускай сам выбирает. Вы сохраните спокойствие, а ребенок получит уверенность в том, что с его мнением считаются.  Упрямство впоследствии перерастает в волю, в достижение поставленной цели. И вы  в состоянии повернуть его именно в эту сторону, а не превратить в  «ослиную» черту характера на всю жизнь.

4. Ребёнку в этом возрасте важна игра, которая служит сейчас для него основным источником познания мира. Подбрасывайте жизненные темы для этой игры, участвуйте, разыгрывайте роли, и ваш ребёнок будет всецело доверять вам.  

Кризис 7-ми летнего возраста

У некоторых детей он может возникать в 6 или в 8 лет. В этом возрасте идёт интенсивный рост организма, происходят некоторые изменения, меняются зубы.  Ребёнок входит в  новый статус – он становится школьником.

Может появиться негативизм к своей прошедшей жизни. Дети смеются над тем, что их интересовало раньше, над той одеждой, которую они носили, над теми играми, в которые они играли. Теперь их привлекает школа. Появляется стремление к учёбе, к общению со сверстниками. В то же время, бывают моменты, когда в школу идти не хочется,  как правило, это связано с боязнью не оправдать ожидания учителей, сверстников.

Основные проявления этого периода заключаются в обострении агрессивности или застенчивости, появлении страхов, неуверенности в себе, частых сомнений в своих способностях. Ребёнок начинает не просто испытывать чувства, но и осмысливать их, искать причину. Анализируя себя самого, он обращает внимание на то, как реагируют на него, его  действия и поступки окружающие.  Слабое самолюбие часто бывает уязвлено и  самооценка становится завышенной или заниженной.

Ребёнок начинает подражать сначала взрослым, а потом сверстникам, любит кривляться и гримасничать, что очень раздражает родителей. Он может замыкаться, а может, наоборот, быть нарочито весёлым. 

Теперь, перед тем, как что-то сделать, он всё чаще задумывается и просчитывает последствия своих действий.  Игра всё ещё сохраняется, но отходит на второй план - приходит понимание того, что есть и другая, взрослая жизнь. Больше всего ребёнок сейчас хочет, чтобы его уважали.

 Пути разрешения кризиса

1. Чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее в школе,  уделите время  интеллектуальной и психологической подготовке.  Научить его читать и считать проще. Важнее и труднее подготовить его морально. Хорошо, если будущий школьник будет уметь находить контакт со сверстниками и учителями, когда нужно, подчиняться общим правилам и, в то же время уметь отстаивать своё мнение.

2. Если ребёнок занят делом и не просит вашей помощи – не вмешивайтесь. Этим вы дадите ему понять, что верите в его способности и возможности.

3. Медленно, но уверенно перекладывайте ответственность за его личные дела на него самого.

4. Давайте ему возможность познать плачевные последствия своего действия или своего бездействия. В результате он начнёт взрослеть и станет сознательнее.

5. Иногда стимулируйте его на проявление заботы и участия, сославшись на утомление или неважное самочувствие.

Врач педиатр Сытник С.В.

7gy.ru