Как заставить ребенка учиться? Как заставить учиться ребенка в 8 лет
Как заставить ребенка учиться
Только некоторым родителям повезло не столкнуться с детской нелюбовью к учебе. Попробуем разобраться, почему дети не хотят учиться и как заставить ребенка учиться.
Почему дети не хотят учиться
Прежде всего, сложившаяся ситуация должна быть вами проанализирована. Вариации на тему «не хочу учиться» бывают самые разные. Вам следует хорошо задуматься, насколько давно произошло резкое снижение учебной мотивации у ребенка. Можно выделить несколько самых распространённых причин происхождения у всех детей мотивационного «спада».
Ребенку скучно учитьсяМногие дети говорят, что им скучно учиться. Конечно же, десять лет в школьном образовании – это не развлекательная поездка в парк аттракционов. Подвижное детское, а тем более подростковое, сознание воспринимает обязательную «отсидку» на уроках, многие из которых абсолютно неинтересны, как настоящую каторгу. Далеко не все предметы требуют применение творческого активного подхода, благодаря которому ребенок может «проснуться» на уроке и проявить себя.
Очень многое, конечно же, зависит от педагога. И если учитель не такой, как хотелось бы, то находить интересное и жизненное в его предметах придётся самим родителям. Если у вас такой случай, то вам необходимо обсудить с ребенком круг его интересов. Вполне возможно, что пришло время расставить приоритеты, ведь школьная программа достаточно разносторонняя и объёмная, и любого ребенка просто физически не может интересовать абсолютно всё.
И наоборот, не может быть такого, чтобы в школьных предметах не интересовало вообще ничего. Отправной точкой могут быть интересы, которые есть у ребенка вне школьных стен, и от них уже нужно искать связь со школьными предметами. Сложный подростковый возраст – это период формирования определённого круга увлечений, которые не следует выпускать из вида.
Ребенку трудно учитьсяМногие дети теряют мотивацию, потому что учиться им достаточно трудно. И это является чистейшей правдой. Многие родители и педагоги сейчас рассказывают о том, что дети получают слишком много информации и «лишние» знания. Но, с другой стороны, объём знаний обычной школьной программы рассчитан для нормального усваивания любым «среднестатистическим ребенком».
Зачастую ребенку трудно учиться из-за пропуска какого-то важного материала или систематического невыполнения домашних заданий. Нужно обсудить ситуацию с ребенком: вполне возможно, что проблема в том, что он что-то пропустил, например, во время болезни, или какую-то тему не понял, и теперь посещение уроков для него превратилось в настоящую пытку.
Кроме того, если предмет ребенку непонятен, то он автоматически становится для него очень скучен. В результате ребенок постоянно находится в ситуации неуспеха, и это оказывает негативное влияние не только на успеваемость, но и на самооценку. В таком случае наличие стойкой нелюбви к определённым дисциплинам – это естественная защитная реакция, при которой ребенок пытается не допустить мучения любым способом.
В такой ситуации нужно подумать о дополнительных занятиях с некоторыми учителями или о репетиторе. Вполне возможно, потребуется ещё и тщательно следить за домашней подготовкой ребенка, а также помочь ему разобраться со сложными темами.
Ребенку легко учитьсяА иногда большой проблемой становится то, что ребенку легко учиться. И именно поэтому подросток не любит определённые уроки. Представьте, если мастера спорта по плаванию начать тренировать в детском бассейне: конечно, он быстро заскучает. Так и ребенку не хочется постоянно заниматься выполнением одних и тех же простых упражнений, поэтому он игнорирует сам предмет. А когда теряется интерес к предмету, то между состоянием, когда «всё понятно» и когда «я ничего не понимаю» всего один небольшой шаг.
Очень важно в подобной ситуации не пропустить тот момент, когда предмет уже даётся легко, но всё ещё немного интересен. Вполне возможно, что самое время записаться на факультативные занятия, начать участвовать в городских олимпиадах или даже перейти в профильную школу. Для начала нужно хотя бы подойти к учителю и обсудить перспективы обучения.
Зачем ребенку учитьсяЕщё очень часто дети просто не понимают, зачем им нужно учиться. При этом не только они, но и сами родители часто не находят применения своим школьным знаниям. Но нужно помнить, что естественные и научные дисциплины в комплексе награждают ребенка исчерпывающими знаниями о мире, который его окружает, делают его эрудированным и грамотным, что в скором будущем автоматически приведёт к повышению его социального статуса.
Многие предметы нет необходимости помнить всю жизнь. Например, вряд ли в будущем нужно будет помнить о том, как протекает определённая химическая реакция, или какое имя носит второстепенный персонаж в пьесе – эти знания скорее учат нас мыслить, анализировать, искать нестандартные решения, решать трудные задачи, выявлять закономерности, обобщать информацию и делать правильные выводы. А всё это очень пригодится во взрослой жизни.
В действительности основная проблема тут может быть совсем в другом. Вполне возможно, такие мысли у ребенка возникают под влиянием слишком некомфортной психологической обстановки в классе или из-за конфликта с педагогом, или у ребенка, например, патологическая боязнь публичных выступлений. К ребенку всегда нужно быть внимательными: расспрашивать о проведённом в школе дне и слушать его рассказы – это поможет своевременно выявить проблему и решить, пока не стало поздно.
Как заставить ребенка учиться
Предлагаем изучить несколько простых рекомендаций, которые помогут быстро найти правильный ответ на достаточно непростой вопрос «как заставить ребенка учиться?».
Не обзывайте ребенкаПрежде всего, не обзывайте ребенка и не занимайтесь «приклеиванием ярлыков». Всем известно это правило, но в адрес ребенка всё равно звучат слова «неуч», «бестолочь» или что-нибудь ещё менее лестное. А ему, кстати, это очень обидно.
Если он не самый лучший ученик в классе, ему и так неприятно, а если ещё есть такая домашняя «поддержка», то положение становится просто невыносимым. И с помощью этих негативных «ярлыков» ситуация не станет лучше, а «неуч» не бросится радостно зубрить уроки, а наоборот, станет очень закрытым, отдалённым от родителей, злым на учителей и вовсе откажется от попыток изменить ситуацию.
Оказывается, что используя такие негативные ярлыки и обидные прозвища, мы, вместо конструктивного решения проблемы вместе с ребенком, обливаем его собственным раздражением, гневом и обидой. Нужно научиться и взять себе за правило оценивать не личность ребенка, а сам поступок. И при обсуждении пользоваться «я-высказываниями»: «я думаю…», «мне не нравится» и т.п.
Не хвалите ребенка частоПостарайтесь не хвалить ребенка часто и без особого повода. Ведь чаще всего многие неуспешные дети слышат в свой адрес, что они способные, но просто ленивые. Родители и многие педагоги думают, что благодаря именно этим словам в ребенке пробудится сознательность и желание немедленно воспользоваться своими способностями. Но на самом деле у ребенка происходит формирование установки, что нет необходимости развиваться, раз он и так способный.
Кроме того, вполне вероятно, что подросток окажется в психологической ловушке постоянного самооправдания: «я бы выучил уроки, но фильм был такой интересный», «я бы пришёл на контрольную на первый урок, но я так люблю спать». Этот приём не только очень быстро усваивается, но и может стать жизненным кредо.
Хвалить ребенка нужно по заслугам, в соответствии с его поступком. Важно поощрение любого, даже самого незначительного успеха в соответствии с усилиями, которые затрачены на его достижение.
Не платите ребенку за учебуОчень опасно подкреплять хорошие отметки материально. Часто бывает, что родители отчаиваются и приходят к своеобразному «бартеру», где с одной стороны – хорошая учёба, а с другой – покупка новых вещей или деньги.
Хотя этот способ и является действенным в некоторых случаях, но когда он применяется, внутреннюю мотивацию жёстко заменяет внешняя, которая не относится к ценности самого познавательного процесса. Риск этого способа достаточно очевиден: с его помощью можно загубить так и не проявившуюся познавательную активность ребенка навсегда.
Очень часто родители становятся заложниками бартерных отношений, а простая похвала обесценивается. Дети очень быстро схватывают суть ситуации, и когда вы в следующий раз просите своего ребенка помыть тарелку, он отвечает: «А что я за это получу?». И «большого человеческого спасибо» ему будет явно недостаточно.
Полный отказ от такого метода тоже не лучший выбор, нужно просто ограничить его применение. Например, премировать не за каждую хорошую оценку, а за успешные итоги, например, за четверть и за год. И торг здесь неуместен: нужно оговорить все условия заранее и строго их придерживаться.
Награждать можно не только деньгами, а, к примеру, поездкой, которая будет в его мечтах всё время учёбы, или какой-то вещью, которую ему давно хотелось получить, но вы не видели в ней необходимости.
deti-i-my.ru
Как заставить ребенка учиться? | Passion.ru
Как правильно: пользуйтесь «Я-высказываниями» - «мне не нравится», «я думаю, что…», и сделайте для себя правилом давать оценку не личности ребенка, а самому поступку.
Во-вторых, постарайтесь не переборщить с похвалой. Пожалуй, самое частое, что слышат неуспешные дети - «Ты такой способный мальчик, но просто ленивый».
Нам кажется, что именно эти слова должны пробудить в нем сознательность и немедленное желание воспользоваться своими способностями. Но нередко такой подход формирует у ребенка установку, что развиваться просто нет необходимости, он «и так способный».
Также велика вероятность попасть в ловушку постоянного самооправдания: «я бы сделал уроки, но я такой несобранный», «я бы пошел на физкультуру, но я так люблю поспать». Этот прием очень быстро усваивается и, более того, рискует стать жизненным кредо в будущем.
Как правильно: любая похвала должна быть заслуженной и соответствовать поступку. Любой, даже самый незначительный, успех важно поощрить - соответственно усилиям, затраченным на его достижение.
В-третьих, опасно злоупотреблять материальным подкреплением хороших отметок. Часто отчаявшиеся родители вводят своеобразный «бартер», предлагая ребенку деньги или покупку вещей взамен на хорошую учебу.
Иногда этот способ действительно срабатывает, но при его применении внутренняя мотивация жестко заменяется внешней, не относящейся к ценности самого познавательного процесса. Риск метода очевиден: мы можем раз и навсегда загубить так и не включившуюся познавательную активность ребенка!
Нередко родители становятся заложниками бартерных отношений, обесценивая простую похвалу. Дети очень быстро схватывают суть ситуации, и велика опасность в следующий раз, в ответ на просьбу помыть посуду, услышать: «А что мне за это будет?». И отделаться «большим человеческим спасибо» станет не так-то просто…
Как правильно: совершенно не обязательно полностью отказываться от метода, просто ограничьте его применение. Пусть подкрепление осуществляется не за каждую оценку, а за успешный итог года. В любом случае, не торгуйтесь: сразу оговорите условия и строго придерживайтесь их.
И, конечно, это дело вкуса, но пусть это будут не деньги, а, например, поездка, о которой он будет думать весь год, или какая-то вещь, о которой он давно мечтал, хотя вы и не видите в ней крайней необходимости.
***
Напоследок хочется пожелать вам: никогда не отчаивайтесь. Иногда срабатывают совершенно неожиданные методы воздействия!
Например, в моей работе с трудными подростками в одном из социальных центров города в определенный момент сработал простой фактор симпатии. В мои обязанности входила помощь в подготовке домашнего задания с «педагогически запущенными» ребятами, у которых учебная мотивация давно утвердилась где-то на уровне нуля.
И этим подросткам был настолько приятен сам факт внимания нового и интересного для них человека к их жизни в целом и школьным успехам в частности, что они начали с удовольствием заниматься, разбирать сложные темы - просто потому, что это превратилось из надоевшей «обязаловки» в приятное времяпрепровождение и живое общение. И как же было здорово вместе радоваться первым четверкам в их дневниках!
Почему бы в качестве эксперимента не воспользоваться этим опытом? В вашем окружении наверняка найдется хотя бы один взрослый, общение с которым приятно и интересно вашему ребенку! Может, он согласится помочь?.. В общем, не бойтесь пробовать новое, проявите изобретательность, будьте настойчивы. И - удачи!
Енья ТЕТЕРЕВЛЕВА
www.passion.ru
Ребенок не хочет учиться. Как заставить ребёнка учиться?
Что делать, если ребенок не хочет учиться в школе?
Для многих родителей является проблемой заставить своего ребёнка учиться или хотя бы просто выполнять домашние задания. Обычно, когда родители применяют силу и усаживают ребёнка за уроки путём строгости и принуждения, это приводит ни к чему иному, как к истерике со стороны ребёнка.
Что же в такой ситуации заставить ребенка учиться?
Важно, чтобы мотивация была грамотной. При этом стоит учитывать, что для каждого возраста мотивация актуальна разная. Так, в начальной школе ребёнок не ставит далеких целей, а просто выполняет задания ради того, чтобы его похвалили(Награда или наказание. Что эффективнее?). Из этого следует то, что родители должны проявлять внимание к его удачам и неудачам. Отсутствия похвалы при неудачах порою действуют очень эффективно, и ребёнок прикладывает ещё больше стараний в учёбе.
Подростку уже простой похвалы будет мало, для него становится важно ещё признание сверстников. Главное, заинтересовать ребёнка учёбой, остальное приложится. Следует обозначить приоритеты в жизни для ребёнка и связать их с профессией, которую в будущем ребёнок будет получать. Важно, чтобы школьник понимал значимость какого-либо предмета в его жизни.
Нежелание учиться может возникать из-за того, что ребёнок просто-напросто не понимает какой-то предмет. Отсюда и появляется нежелание что-либо делать, а это в свою очередь продолжает стимулировать получение плохих оценок. Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребёнку усвоить материал. Будьте готовы к ряду обид и истерик, которые необходимо будет преодолеть(Агрессивный ребенка. Что делать с агрессией ребенка?).
На успеваемость влияют и взаимоотношения с одноклассниками. Очень часто позиция друзей относительно учёбы играют определяющую роль в стремлении подростка к знаниям. Говорить, что его друзья плохие – бесполезно, поэтому попробуйте, несмотря на них, продолжать мотивировать в своём ребёнке интерес к обучению, если ничего не получится, то подумайте насчёт перевода подростка в другую школу.
Отношения с учителями важны не менее. Иногда дети не способны самостоятельно устранить конфликт с преподавателем, здесь потребуется вмешательство родителей, стоит поговорить и с самим учителем, возможно, вина вовсе не в вашем ребёнке.
Не стоит забывать, что наказания тоже должны присутствовать, однако, важно не переусердствовать с этим, иначе ребёнок будет скрывать от вас свои проблемы. Избыточное желание наказать приводит к потере доверия между родителями и детьми. В качестве наказаний подойдёт ограничение развлечений ребёнку. Главное, чтобы ребёнок продолжал чувствовать от вас тепло, заботу и доброту.
Можно также повлиять на успеваемость ребёнка, найдя ему кумира, чтобы подросток с него брал пример. Это может быть какой-нибудь актёр или спортсмен. Важно, чтобы от кумира он перенял такие качества, как целеустремлённость, терпение и трудолюбие.
И всегда помните, что к каждому ребёнку нужен особый подход, поэтому пробуйте мотивировать ребёнка на учебу аккуратно.
Как решить проблемы
своим умом?
Узнайте из книги «Как стать умнее»:
Как развивать своё мышление
Как быстро отличить умное поведение от глупого
5 приёмов управления концентрацией
Как повысить энергетику своего тела
Семь правил сильного мышления
Как противостоять обману
Как достичь своих целей
Смотреть подробное описание книги!
psichov.net
что делать, как заинтересовать, советы психолога
Как привить ребенку любовь к учебе? Что делать, если ребенок не хочет учиться? Психолог Евгения Шевченко поделилась несколькими действенными советами, которые помогут превратить учебный процесс в удовольствие для Вашего ребенка.
Обучение — это радость. Самый первый и, наверное, самый главный совет — никогда не наказывайте ребенка учебой. При таких действиях Вы четко формируете у своего малыша (а у кого уже и не малыша, а вполне взрослого человека) представление, что учеба — это наказание. Вместо того, чтобы с радостью познавать тайны Вселенной, ребенок будет тратить внутренние силы на то, чтобы справиться с раздражением и напряжением.
Занимайтесь с ребенком только в хорошем настроении. Постарайтесь делать уроки со своим ребенком в хорошем настроении. Если Вы устали после тяжелого дня, у Вас нет настроения, лучше вообще не предлагайте ребенку садиться за уроки. Можете просто спросить, сделал ли он уроки, если да, то отлично, если нет (сидел, ждал Вас), попросите сегодня сделать все самостоятельно. При этом скажите, как Вы верите в него и знаете, что он справится. Если не получается, тогда отдохните, расслабьтесь и только после этого садитесь за домашнее задание. Когда во время учебы родители сбрасывают на ребенка весь свой негатив, у маленького таланта снижается самооценка, так как ребенок не понимает, что Вам просто плохо, и в этом виноват не он.
Лучший способ делать уроки — это тоже стать, в определенной степени, ребенком: шутите, находите нестандартные решения, только при таком подходе вы сможете развить любовь к учебе и творческий потенциал ребенка.
Дневник успеха. Это уникальный метод, который подходит для любого возраста. Создайте вместе с ребенком «Дневник успеха», куда каждый день будете записывать его успехи (как минимум 3 пункта). Если Вы думаете, что у Вашего ребенка не было никаких достижений за день, присмотритесь, возможно Вы слишком требовательны. Помыть посуду, сделать уборку в доме и даже задать вопрос «Мама, как у тебя дела?» достойны похвалы. Также этот дневник повысит самооценку ребенка и покажет, как он развивается и что у него получается лучше, к чему он стремится. Этот способ Вам может подсказать, как заинтересовать ребенка учиться без материального вознаграждения за успехи. Именно дневник успеха позволит Вам не «торговать» знаниями. Постарайтесь привить интерес и азарт к учебе не за счет обещаний телефонов, планшетов и компьютеров, а за счет того, что у него все получается и он все может.
Обращайте внимание ребенка на его достижения. Постарайтесь никогда не сравнивать Вашего ребенка с другими детьми. Вы можете только сравнить ребенка с ним же в прошлом, и показать, как много он достиг. Например, Вашему ребенку поставили плохую оценку за письмо, он пришел расстроенный. Достаньте старую тетрадь и покажите, как он писал раньше, скажите, что его усилиями достигнут тот уровень, который есть сейчас, и если ребенок еще постарается, то у него точно все получится. Как ребенку привить желание учиться? — покажите, что он может достичь всего, чего хочет.
Это полезно узнать:
Дополнительные материалы:
К оглавлению ↑
Королевская буква, пример, цифра. Этот метод подходит для малышей. Когда ребенок только начинает учиться, ему трудно справиться с постоянным оцениванием и постоянной критикой. В школе он сталкивается с тем, что многое делает не так. Постарайтесь наоборот показать то, что сделано правильно. Например, покажите ребенку красивую букву или цифру и назовите ее «Королевской» (это может быть задача, которую ребенок сделал легко сам).
Когда Вы обращаете внимание на успехи, Ваш ребенок стремится к ним, когда указываете на недостатки, ребенок перестает в себя верить!
Творческие студии. Часто родители сталкиваются с проблемой — ребенок сидит в социальных сетях или за компьютерными играми. Первый мой вопрос. В творческих студиях занимался ребенок?. И чаще всего такие дети никуда кроме школы не ходят. Многие родители боятся загружать ребенка. Не бойтесь! Посещая творческие студии, ребенок мало того, что развивает свои уникальные способности, еще при этом учится рассчитывать свое время. То есть, имея плотный график, у него не будет времени долго засиживаться в планшете или в социальных сетях. Ребенку интересно будет что-то создавать, как-то себя проявлять, общаться с людьми и развиваться. Но здесь есть один нюанс.
Родители, отдавайте своего ребенка в те студии, которые хочет посещать он, а не Вы!
Если Вы хотите знать английский — идите на курсы, не надо мучить ребенка, хотите танцевать — сейчас очень много танцевальных школ для взрослых, нет необходимости реализовываться за счет ребенка. Если Вы будете отдавать ребенка, туда куда Вы хотите — ему будет сложно раскрыть свою уникальность.
Ваш ребенок уникален! Запомните, нет детей непонятливых — все дети уникальны. У каждого ребенка есть свой талант, свой характер. Да, он может отличаться от Вас или других детей, но именно в этом и есть проявление личности.