Как учить стихи с ребенком 8 лет. Как быстро и легко выучить стихотворение с ребенком?
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как учить стихи с ребенком? Практические советы. Как учить стихи с ребенком 8 лет


Как быстро и легко выучить стихотворение с ребенком?

Ни для кого не секрет, что заучивание стихов помогает развитию памяти ребенка, способствуют улучшению его речи. Да и для общего развития учить стихи – отличное занятие. Стихи задают учить деткам еще в детском саду. Дошкольники, которые регулярно этим занимались, в школе легко справляются с такими заданиями. Но некоторым детям заучивание стихов дается все-таки труднее. Есть несколько секретов, которые помогут выучить стихотворение с ребенком легко и быстро.

Как учить стихи с маленькими детьми?

Для дошкольников заучивание стихотворения нужно превратить в игру и, конечно, маленький ребенок не справится с таким сложным занятием без взрослого.

  1. Первым делом разделите стихотворение на несколько частей. Даже самый маленький стих можно разделить на части по две строчки. В первый день выучите только первые две строчки стихотворения. В течение дня периодически спрашивайте ребенка: пусть он вам их расскажет. А наследующий день к двум первым строчкам добавьте еще две.
  2. Если вы учите стихи для собственного удовольствия и развития ребенка, то не начинайте сразу с объемных произведений. Пусть первым выученным стихотворением станет четверостишие. Постепенно увеличивайте объем стихотворения до 6, 8, 12 строчек.
  3. Заучивание стихов – это неторопливый процесс. Не стоит гнать лошадей и стараться выучить как можно больше стихотворений. После того как малыш запомнит строчки, дайте ему несколько дней отдохнуть, периодически пусть рассказывает вам выученный стишок. Так вы добьетесь того, что он не изгладится из памяти ребенка через час, а останется в ней надолго.
  4. Если ребенок умеет и любит рисовать, предложите ему сделать иллюстрацию к стихотворению перед его заучиванием.
  5. В некоторых детских стишках могут быть слова и речевые обороты, непонятные малышу. Обязательно объясните их, перед тем как учить стихотворение наизусть.
  6. При чтении стихотворения соблюдайте одну и ту же интонацию, расставляйте паузы, делайте акценты на словах. Такое эмоциональное чтение позволит ребенку запомнить стихотворение намного лучше.

Проводите занятия в игровой форме, тогда деткам будет совсем несложно.

Рекомендации для школьников

В школе задают учить объемные и не всегда понятные ребенку стихотворения. Здесь речь уже не идет о желании, играх и саморазвитии – домашнее задание следует выполнять беспрекословно. В общем, для ученика младших классов подойдут те же советы, что и для малышей, но есть и еще несколько секретов и хитростей, как быстро и легко выучить даже длинное стихотворение.

  1. Учет канала восприятия ребенка. Все люди, дети в том числе по-разному воспринимают информацию. Кому-то легче запоминать на слух, другим врезаются в память графические образы, третьим важно прикоснуться к предмету. Если вы заранее определите, кем является ваш ребенок – аудиалом, визуалом или кинестетиком – учить стихи и учиться в общем вам будет проще.
  2. Соблюдение режима заучивания. Пусть ребенок выучит стихотворение и сможет повторить его без ошибок. Через 15 минут он должен еще раз повторить его. Примерно через три часа нужно вспомнить стихотворение, а если какие-то слова выпадают из памяти, следует прочитать его еще раз и подучить. Последний этап – повторение заученного материала утром.
  3. Построчное заучивание. Прочитайте стихотворение полностью. Произнесите первую строчку, а ребенок пусть повторит ее за вами. Пройдите так по всему стихотворению. Затем тем же способом расскажите стих по две строчки и так далее.

Благодаря этим хитростям ребенку будет намного легче разучивать и маленькие, и длинные стихи.

ladym.ru

Как учить стихи с ребенком?

Как же приятно родителям, когда их чадо с удовольствием разучивает стихотворение, а потом рассказывает его перед родственниками. Но к великому сожалению не все детки с радостью разучивают различные стишки. И что же делать в таком случае? Хорошо если вы просто решили выучить стишок с ребенком для его развития, а если это, к примеру, домашнее задание которое дали в детском саду?

Для отказа у ребенка найдется масса причин. Например: «Я не буду», «У меня не получится выучить стишок» и т.п. Так же может быть и такое, что ребенок без всяких объяснений просто уйдет играть и все. Причиной отказа всегда является то, что ему нужно услышать и запомнить новую для него информацию. Следовательно, мозг малыша просто включает защитную реакцию от большого объема новой информации.

Как же разучить с ребенком стишок?

Если ребенок наотрез отказывается учить стих, то тут нужно знать некоторые тонкости, которые помогут изменить его мнение. Ну, первое что стоит сделать, это успокоить малыша с помощью фразы: «Я согласна (ен) на то, что мы в данный момент не будем учить стишок, я просто тебе его прочитаю, а ты за мной повторяй». Тут нужно учесть то, что не следует разучивать с ребенком более двух строчек в день. Повторение за вами не будет наносить ему абсолютно никакого стресса, ведь, по мнению ребенка, он не учит, а просто повторяет.

Следует непременно обратить внимание на то, все ли слова в стихотворении понятны ребенку. Понять это совсем не сложно, повторяя за вами, малыш будет постоянно путать одно и то же слово, либо вообще его пропускать. Обязательно нужно рассказать ребенку, что значит данное слово или фраза, привести ему как можно больше синонимов.

После того как у ребенка появится понимание всех слов в стихотворении, следует приступить к непосредственному разучиванию стишка. Необходимо несколько раз повторить первую строчку, пока ребенок ее не запомнит и не сможет повторить самостоятельно. После того как ребенок может повторить первую строчку без особого труда вы можете переходить к разучиванию второй строчки. Если вторая строчка так же разучена, нужно помочь ребенку соединить эти две строчки. Следует повторить две строчки вместе и дождаться того момента пока ребенок их не запомнит. После всего этого можно приступать разучивать стих до конца. Таким образом, совсем не заметив, ребенок разучит полностью весь стишок.

Если такой способ не срабатывает, то тогда нужно попробовать вариант постоянного повторения. Постоянно повторяйте стих просто невзначай. Для начала примерно три раза повторите стих целиком, а затем, разбив его на отдельные строчки, постоянно повторяйте их. Главное чтобы вы прочитывали стих с заметным удовольствием. Обязательно прочитывать стих нужно с выражением и присущей интонацией.

Самое главное в этом методе – это постоянный повтор. Таким способом вы поможете ребенку повторить уже услышанное и усилить его впечатления от стиха. Такой способ также идеально сглаживает строчки. Такой метод прекрасно формирует память у ребенка, и в следующий раз он сможет без труда запомнить, сразу целую строчку.

Небольшие рекомендации

Для того чтобы ваш ребенок в будущем без проблем запоминал стихи и другую информацию уже с самого младенчества старайтесь приучать его к ритмической информации. Отгадывайте с ребенком загадки, читайте короткие четверостишья. Если мама, даже когда ребенок еще не умеет разговаривать, читает ему разные стишки и маленькие рассказы она тем самым помогает ребенку развивать свою память. Естественно, если малыш постоянно слышит, как ему читают стишки для него это входит в привычку и в будущем разучить стишок он вряд ли откажется. Вам не придется его заставлять, он сам с удовольствием будет разучивать строчку за строчкой.

Для того чтобы стишок было легче разучить прочитывайте его с ритмичностью как бы на распев. Во время процесса разучивания совершайте с ребенком какие-либо движения под ритм стишка. Например, шагайте по комнате или делайте наклоны.

Также прекрасным помощником для разучивания стиха может стать обычный игровой мяч. Когда вы говорите строчку при этом бросайте малышу мячик. Далее он вам бросает мяч назад, при этом повторяя за вами строчку. Когда для малыша стишок перестанет быть незнакомым, вы можете предложить ему кидать мяч на каждое слово в стихотворении. Получится так, что ребенок больше не повторяет за вами, а самостоятельно вспоминает каждое слово. Так без труда и играючи можно выучить полностью весь стих.

Также вы можете предложить сыночку или дочке нарисовать стишок. Это может быть одна картинка или целый коллаж.

Для того чтобы для ребенка рифма стала обычным делом старайтесь как можно чаще говорить в рифму. Применяйте необходимые фразы в быту. Рифму придумать совсем не сложно. Ну, к примеру, вспомните строчку из известной песенки: «Антошка-Антошка пойдем копать картошку». Не сложно, правда? А для вашего малыша это крайне полезно.

mamochki-detishki.ru

Как учить стихи с ребенком? Практические советы znamus.ru

Способы заучивания стихотворений

Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик смешно цокая язычком, заканчивают строчки из стихотворения Барто «Я люблю свою лошадку». Но есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Мы же хотим рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.

Способ №1 .Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целеноправлено учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Способ №2 .Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

Способ №3 .Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та...» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Способ №4 .Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

Способ №5 .Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Способ №6 .И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

znamus.ru

Как учить стихи с ребенком? Практические советы |

Почему одни дети молниеносно запоминают все, что им нравится, а для других выучить стихотворение — это настоящая проблема?

В тех семьях, где близкие часто и много разговаривают с малышом, поют ему песенки и начитывают стишки, кроха уже в годик смешно качается и ахает в ритм стихотворения «Идет бычок, качается». Но есть и такие детки, для которых запомнить стих — это настоящее испытание. Почему? Скорее всего, потому что учат неправильно.

Мы вам расскажем, как надо учить стихи с ребенком, учитывая его возраст, темперамент, психологические особенности и даже литературные предпочтения.

Чтобы ребенок легко запоминал рифму, нужно как можно раньше познакомить его с «музыкой» стихотворения. Малыш еще лежит в коляске, а вы уже начитываете ему ритмичные «Наша Таня громко плачет» или «Гуси, гуси, га-га-га!». По мере взросления этот самый первый, заложенный в подсознании опыт позволит ребенку гораздо легче проходить процесс заучивания.

Самый благоприятный возраст для разучивания стихов — 4-5 лет, когда память начинает развиваться быстрыми темпами. И если раньше мы просто зачитывали произведения малышу — что-то да запомнит, то после четырех лет начинается осознанное запоминание текста наизусть. Учить как можно больше — вот лучший способ сформировать нужный объем памяти для дальнейшего обучения!

Эмоционально и с выражением — именно так следует разучивать стихотворение, иначе оно потеряет всякий смысл для ребенка. Иногда воспитатели в детских садах ошибочно приучают детей невыразительно читать стихи. Коллективное заучивание превращается в сплошное «На-на, на-на, на-на, на-на…» Так что берите ситуацию в свои руки и старайтесь учить стихи индивидуально! Если малыш не познает красоту поэзии в детстве, то вряд ли он обратится к ней во взрослой жизни.

Если стихотворение будет соответствовать темпераменту и возрасту ребенка, его легче будет выучить. Не стоит четырехлетнего малыша заставлять заучивать отрывки из «Евгения Онегина». Учите с ним лучше детскую классику — Барто, Чуковского, Михалкова. Спокойным ребятишкам лучше предлагать стихи плавные, размеренные, а вот непоседам подойдут веселые, ритмичные тексты. Пока они только учатся, то прислушивайтесь к детскому темпераменту, ведь в школе уже никто не будет считаться с особенностями вашего малыша.

Важный момент: в раннем возрасте разученное произведение обязательно должно быть для кого-то подарком.

Важный момент: в раннем возрасте разученное произведение обязательно должно быть для кого-то подарком. Посвятите его маме, бабушке, тете или же Деду Морозу. Лишь в 7-8 лет ребенок начнет осознавать, что стихи можно и нужно учить для своего удовольствия.

Прежде чем начать занятие, прочитайте сами текст с выражением, а лучше выучите наизусть. Затем обязательно найдите в тексте непонятные для ребенка места или незнакомые слова и объясните их значение. После этого еще раз нужно прочитать стихотворение — медленно и со смысловыми акцентами. После второго прочтения расскажите малышу о том, кто и когда написал это замечательное произведение, покажите иллюстрации в книге. И пока чадо будет их разглядывать, прочитайте текст еще раз.

Такой подход приучает ребенка легче воспринимать поэзию: у него постепенно формируется художественный образ стихотворения. Ну, а после подготовительной работы можете начинать процесс заучивания.

Одни из нас легче запоминают стихи на слух, другие — когда ходят по комнате в ритм стихотворения, третьим непременно нужно прочитать текст самим несколько раз, ну, а четвертым необходима полная тишина и неподвижность. От этого зависит, с помощью какого метода человеку легче заучивать стихотворение.

Методы заучивания стихотворений:

  • Слуховой. Самый распространенный метод, его обычно используют в детском саду. Сначала заучивается каждый куплет, а затем — весь стих целиком. Здесь идет слуховая опора на рифму.
  • Визуальный. Его часто путают с обычным показом книжных картинок. На самом деле вы создаете простой «картинный план» на глазах у ребенка одновременно с разучиванием стиха. То есть вы читаете строчку и изображаете то, о чем идет речь, отделяя на рисунке каждую картинку горизонтальной чертой. А затем по этому плану малыш несколько раз рассказывает стихотворение.
  • Двигательный. Метод заключается в том, что ребенок подкрепляет запоминание двигательным актом. Так, можно взять толстую нитку и «смотать стишок в клубочек», повторяя строчку за строчкой. А затем его размотать. После чего он прячет ручки за спину и понарошку наматывает клубок. Как вариант — нанизывать бусы, пирамидку, пуговицы.
  • Логический. После подготовительной работы прочитайте первые строки стихотворения, затем остановитесь и попросите малыша рассказать, что же было дальше, своими словами. Потом читайте уже с того места, на котором ребенок остановился, и дальше пусть снова он продолжает. Здесь ребенок опирается на смысловые связи и постепенно запоминает текст.

Попробуйте по очереди каждый из методов, и вы поймете, как именно вашему малышу легче дается запоминание. Кстати, именно так можно сделать вывод, какой вид памяти у ребенка является первостепенным. А может, вы будете пользоваться несколькими методами, ведь главное — результат.

И последний совет: нарисуйте с крохой каждое выученное произведение. Создайте свою авторскую иллюстрацию к нему, подпишите автора и название. А затем складывайте эти рисунки в отдельную папку. В дальнейшем так приятно будет рассматривать их с близкими и вспоминать ранее выученные стихотворения!

Это отличный способ мотивировать малыша для пополнения литературных знаний, а заодно и своеобразный подсчет его достижений.

worknet-3.ru