Другие статьи на тему: 10-12 лет 7-9 лет колонки Макарова психолог самостоятельность школа Последние посты cityforkids.ru Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться?Детская самостоятельность – это необходимость. Об этом знают практически все родители, при этом частенько пренебрегают этим правилом. Почему? Мы взрослые часто спешим, не хватает времени, а иногда и терпения: «Ну что ты копошишься?! Давай я быстро тебя одену, обую, а то опаздываем!» Знакомо? И вот ребенок растет, возможно, он уже одевается сам, но за него решают родители задачку по математики, потому что давно пора уже ложиться спать. Готовят портфель на завтра и одежду, потому что обязательно он что-то забудет. В результате такой «помощи» ребенок трудно адаптируется к школе, а еще трудней к изменяющимся ситуациям. Можно застраховаться заранее от таких нежелательных последствий? Конечно, если с раннего детства (1,5 – 3 года) следовать определенным правилам: Даже если ребенок трудно справляется сам в какой-то ситуации, но имеет уже определенные навыки, спокойно даем ему время для решения своей задачи. Споткнулся и упал, реакция родителей, не - о, ужас! Какой плохой ковер, давай его побьем, а мудрая. - Давай, поднимайся малыш. Ты уже можешь сам. Если вам не нравится, что делает ребенок, вместо поучительного «ну что ты натворил!» стоит вовлекаться в процесс и сменить деятельность ребенка незаметно, играючи. Самостоятельность развивается, когда пробуждается интерес к окружающему миру методом «посмотри», «потрогай», «пощупай», «погладь». И самый главный момент, научитесь доверять своему ребенку. С ранних лет даем установку: «Ты у меня молодец!», «Хорошо справляешься!», «Классно, оригинально у тебя получилось!» Самостоятелен ребенок тот, кто способен сам ставить свои цели и сам их достигать, способный решать свои проблемы за свой счет: понятно, в соответствии со своим возрастом. Две главные стороны самостоятельности - это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу. В 3 года самостоятельный ребенок сам завязывает себе шнурки, в 7 лет может сам сделать себе завтрак и постирать свои вещи, в 8 лет самостоятельно может качественно делать свои уроки. Первое и самое простое в воспитании самостоятельности - это не воспитывать несамостоятельность. Да, к сожалению, многие родители, и чаще мамы, делают это весьма настойчиво. Несамостоятельность воспитывается так же, как и любое другое умение и черта характера: в первую очередь с помощью внушений и подкрепления несамостоятельного поведения. "Не ходи! Не бегай! Да кто тебя спрашивает, бестолочь! Тебе ничего нельзя доверить" - ну и что ждать после такого? Если мама всего боится, ее ребенок самостоятельным не вырастет. И что делать? Признать, что мужское воспитание более продуктивно, перестать ему препятствовать и, напротив, поддерживать воспитательную активность мужа. Рассказ участницы летних тренингов в Синтоне. Рядом с нами в палатке живет мальчик Данила, ему 6 лет, всегда живой, энергичный и самостоятельный. Я его спрашиваю: "- Слушай, Данила, а ты можешь дров нарубить? - Конечно, могу. - А сестру Настю накормить? - Я и так ее кормлю. - А палатку поставить? - И палатку поставить могу, мне папа уже доверял. - Данила, почему же ты все можешь? - Ну, я же мужчина! Данила уверен в себе и самодостаточен. Спрашиваю маму, как она этого добилась? Она говорит: "Я отношусь уже не к проблемным родителям, но еще и не к продвинутым. Данилу воспитывает в первую очередь мой муж, за что ему большое уважение с моей стороны. Моя задача – не саботировать, просто идти за ним, не мешать". А что такого делает с ребенком муж? "Он делает две вещи, которые трудно делать мне: он не боится давать ребенку большую свободу и одновремено учит его беспрекословному послушанию. Я боюсь разрешать Даниле играть большим острым ножом или рубить дрова для костра, а Костя ему разрешает. С другой стороны, Данила меня слушает не всегда, а команды Кости он выполняет сразу, и это меня успокаивает". Важный момент самостоятельности - привычка и способность принимать самостоятельные решения. Да, но вместе с этим родителям нужно, чтобы ребенок принимал нужные решения. Как это совместить? Я росла самостоятельной. Сейчас понимаю, что самостоятельность, конечно, была подконтрольной. И тем не менее, меня с детства приучали все делать самой. А еще всегда давали выбор, создавая иллюзию того, что я сама принимаю решение. Да, выбор часто был безальтернативным и я, освоив это на уровне подсознания, сейчас пользуюсь таким выбором со своими детьми: «Катя, ты будешь рисовую кашу или гречневую?», «Катя, мы идем гулять в парк или в лес?», «Катя, ты пойдешь кататься на коньках или на лыжах?». "Учить плавать, бросая ребенка в воду" - тактика ошибочная. Этапы становление навыка самостоятельности: 1. Ребенок участвует в деле, которое делают старшие, помогая им и под полным контролем старших. 2. Ребенок делает новое дело совместно с родителями. 3. Ребенок делает дело, родители ему помогают. 4. Ребенок делает все самостоятельно! Важнейший вопрос - разделение ответственности: в каких ситуациях родители должны помогать ребенку, а в каких - ставить его перед фактом необходимости самому решать свои проблемы? Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственное желание ребенка. 2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть. 3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу. Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:
Основные меры коррекции - лишение психологического инфантила привычных для него уютных удобств, помещение его в ситуацию реальных трудностей, выставление к нему все нарастающих требований. Прекратить (или последовательно уменьшать) денежное содержание, потребовать (обязать) учиться и работать, обслуживать себя (сходить в магазин, приготовить себе еду, прибирать за собой вещи). Заботиться о близких и родных. - Все это вещи предельно простые, житейские, но именно из этого и состоит взрослая жизнь и именно выполнение этих дел начинает превращать инфантила во взрослого человека. Как помочь ребенку стать самостоятельнымЧто нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий? См. → Свободное воспитание и воспитание самостоятельностиВопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность - это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут? Армейский стиль воспитания и воспитание самостоятельностиОдним из отработанных в культуре путей воспитания самостоятельности является армейский стиль воспитания. См.→ Освоение дома: план дел самостоятельному мужчинеПисьмо молодому человеку, решившему начать учиться самостоятельной жизни: "Я шлю тебе план того, что тебе, по моему мнению, нужно выполнять каждый день. Ты можешь скорректировать его с учетом других своих обстоятельств. После этого твоя задача – каждый день выполнять все пункты. И каждый день в письменном виде подводить итоги: что сделал, что не сделал..." См.→ www.psychologos.ru Как научить ребенка самостоятельностиКак научить ребенка самостоятельности Почему одни дети с удовольствием встают утром с кроватки, сами идут умываться в ванную, сами одеваются и собираются в детский сад, и все это с песнями, смехом и радостным настроением, а другие дети не хотят ни умываться, ни приводить себя в порядок, кричат и упираются, ничего не хотят делать без мамы, со слезами идут в детский сад — это вопрос детской самостоятельности. Уже с момента рождения все дети отличаются по темпераменту, выносливости, способности переносить страх и тревогу, поэтому родители в каждом конкретном случае должны избрать свой метод приучения малыша быть самостоятельным. Идеального рецепта не существует, поэтому нужно всегда исходить из возможностей ребенка. В возрасте 2-3 лет маленький человек уже понимает, что любовь и забота мамы и других близких присутствует с ним постоянно, даже когда его не водят за руку. В этот период ребенок декларирует: «Я сам!» Он проявляет активность, хочет создавать, помогать взрослым, поэтому такой инициативе нужно обязательно давать выход, умеряя свою чрезмерную опеку и ненужные опасения. Следует запомнить одну простую, но очень важную вещь — никогда нельзя делать за ребенка то, что он в силах сделать сам, иначе он никогда не научится самостоятельности, вплоть до зрелого возраста. Хорошо, когда ребенок активен и сам выказывает инициативу, но что делать, если он не проявляет совершенно никакого желания быть самостоятельным? В этом случае потребуется более терпеливо и последовательно следовать правилам воспитания. Например, все нужно делать с удовольствием и в хорошем настроении. Утренние часы не очень подходят для приучения из-за спешки и суеты, но после обеда, когда малыш сыт и доволен, можно в спокойной обстановке приступить к игре во что-нибудь интересное: учиться застегивать пуговицы, завязывать шнурки, мыть посуду и т.д. Нежелательные привычки следует пресекать сразу, доходчиво объясняя малышу, что, например, одеваться нужно побыстрее и более аккуратно, а посуду мыть чище. Естественно крики, ругань и угрозы исключены, так как это лишь тормозит весь процесс научения. Ребенок становится самостоятельным, когда научается обслуживать себя и выполнять элементарную работу по дому: знание своих обязанностей и выполнение их быстрее формирует ответственное поведение. Нежелательно отстранять ребенка от какой-либо работы, лучше терпеливо объяснить ему, как правильно ее выполнить. Если же у него что-то не получается (помыть посуду, сделать самому уроки и др.), необходимо поддержать ребенка («У тебя обязательно все получится!» и т.д.), отметить его хорошие качества («Ты же у меня умница!» и т.д.), и помочь ребенку сделать это вместе с ним, но не за него. Ребенок ни в коем случае не должен отказываться от задуманного, если его постигла неудача. Повторные отказы формируют в ребенке неуверенность перед достижениями и при выполнении работы за него взрослым развивается инфантильность, или как принято называть в быту: лень. При успешном выполнении даже элементарной работы ребенок начинает чувствовать свою успешность и стимул продолжать работу самостоятельно. Так развивается настойчивость и упорство, мотивация к преодолению трудностей и стремление к победе. Еще одно золотое правило: никогда не высмеивать и не унижать ребенка, если он проявил несамостоятельность в незнакомой ситуации перед посторонними людьми. Наоборот, следует поддерживать каждую попытку, каждое намерение ребенка быть самостоятельным и понемногу усложнять задачу, чтобы он обрел больше уверенности и действовал смелее. Взять хотя бы процесс выноса мусорного ведра: сначала сделайте это вместе с ребенком, потом немного проводите его, чтобы он вынес ведро сам, сам же пришел обратно и постучал в дверь квартиры. Подобный принцип состязательности можно использовать в каких угодно обстоятельствах. Главное — приучать бережно, иметь терпение и ждать, пока дети сами всему научатся. А они обязательно научатся! Я — сам! В наше время самостоятельность считается одним из важнейших качеств современного человека – причем самостоятельность в данном случае подразумевается в широком смысле: умение решать свои проблемы (включая бытовые), не взваливая их на чужие плечи, способность принимать решения самому, не перекладывая ответственность на друзей и родных. Безусловно, это ценные качества. Однако по наследству, как цвет глаз, они не передаются и с неба не падают. Следовательно, самостоятельность надо воспитывать. Для развития умения решать проблемы самостоятельно и уметь отделить себя от родителей, осознать себя способным к самостоятельным поступкам и моментам в жизни (понятно, что речь не идет о глобальном) существуют сензитивные (благоприятные) периоды: возраст «Я сам» (2-3 года). Впервые с проблемой самостоятельности родители сталкиваются, когда малышу исполняется 2 года. Период 2-3 лет называют кризисом «Я сам», и неспроста: именно в этом возрасте ребенок впервые осознает, что он – отдельная от родителей личность, что он – не продолжение, не часть мамы или папы, – а самостоятельный человек. Самостоятельный! И границы этой самостоятельности ребенок начинает с энтузиазмом проверять: что он может сам, и что ему за это будет? Вопреки расхожему мнению, ребенок не издевается над родителями – он лишь экспериментально проверяет границы дозволенного: «Я сделаю так – что будет? А если – так? А еще вот это? Так, мама ругается… А я все равно продолжу – интересно, что будет? Ой-ой-ой, теперь все, стоп, я уже понял, что мне будет и этого не хочу!» Да, уже в год ребенок знакомится с первыми «нельзя» – но тогда ему еще не приходит в голову активно против них протестовать. А в 2-3 года это становится настоятельной потребностью. Что же делать родителям в этой ситуации? Всё запретить в целях безопасности? Но ведь ребенок – не хорек, и в клетку его не посадишь. Запреты, конечно, четко формируют поведенческие и нравственные границы личности, и маленький человечек поймет, что нельзя воровать, врать, ябедничать… Это неплохо. Это даже замечательно. (Правда, все это можно было бы донести до дитяти не только запретами, но и личным примером). Но усвоит ли малыш при таком подходе, что же ему – можно? Его мир, он ведь при таком раскладе весь из сплошных «нельзя» состоит. А что же можно-то? Что он разрешит – себе? И как такой человек потом объяснит своим детям, что можно в этом мире? Люди, у которых сознание состоит сплошь из «нет», стоп-сигналов и запретов – несчастливые люди… Может, наоборот – всё разрешить? Такой подход нередко практикуется теми либерально настроенными родителями, которые считают, что жизнь сама все сделает. Прыгал по лужам вопреки родительским наставлениям – ходи с мокрыми ногами и болей потом. Бил друзей лопаткой по голове – смирись с тем, что никто во дворе не хочет с тобой водиться. Не учился, несмотря на родительские аргументы о пользе образования – грузи апельсины бочками. Плюсы данного способа состоят в том, что такой подход учит ребенка принимать на себя ответственность за все свои поступки. Качество, безусловно, чрезвычайно ценное. И вот что интересно: несмотря на кажущуюся жестокость и холодность такого подхода, он чрезвычайно действенен, и дети таких родителей сызмальства самостоятельны и разумны не по годам. Но и здесь без чувства меры не обойтись никак, иначе начинаются уже не плюсы, а минусы: когда воспитание становится уж слишком отстраненно-созерцательным, ребёнок рискует просто погибнуть или покалечиться. Малышу-дошкольнику трудно научиться «брать на себя ответственность за все свои поступки» – и воля у него еще не развита, и способность предвидеть последствия своих действий тоже формируется постепенно, а не дается с рождения. Поэтому философски наблюдать за тем, как ребёнок суёт пальцы в розетку, лезет на высоченное дерево, выбегает на проезжую часть или таскает деньги у одноклассников, не рекомендуется, ибо всё это заканчивается практически всегда одинаково – плохо. Как же соблюсти золотую середину? Во-первых, четко обозначить границы: ребенок должен понимать не только что «нельзя», но и что «можно». Ведь мир, в котором нельзя ничего – это мир тусклый и безрадостный, и, конечно, такая ситуация буквально провоцирует на протест – ну а сами бы вы как вели себя на месте ребенка, которому вечно все нельзя? Ведь это вы априори подразумеваете, что «разрешено все, что не запрещено» – но ребенок-то этого не знает. Вот и пробует ситуацию на зуб: «Мама сказала, что нельзя стучать по шкафу… А по полу – можно? Ложкой нельзя, а кубиком – можно?» А мы ошибочно квалифицируем такие действия как злостное нервомотательство, а ведь это не так – это просто ваше чадо определяет меру своей самостоятельности. Во-вторых, создать вокруг ребенка непровоцирующую среду обитания. Конечно, если на полках стоят красивенькие хрустальные штучки, кто ж удержится от того, чтобы их не потрогать, а лучше – постучать ими друг о друга, ведь они так красиво звенят… Упс, они еще и бьются! Но если постараться убрать все то, что легко портится, ломается и небезопасно для ребенка (или просто дорого вам как память) – конфликтов станет гораздо меньше. В конце концов, это ведь не навсегда. Если родители в этот период были достаточно мудры, не «задушили» инициативу своего ребенка, – они молодцы, и дальше им будет значительно проще. Однако если строгостью и запретами (либо удушающей гиперопекой) родители подавили волю малыша, далее возможно несколько неприятных сценариев. Либо вырастет человек, которого всю жизнь придется «водить за ручку» и который от мамы – ни на шаг (это хорошо в 3 года, бесспорно… но в 33?). Либо получится ребенок с двойной моралью: дома – «забитый тихоня», вне дома – маленький агрессор; или, наоборот – домашний тиран, который со всеми остальными – душка и лапочка. Конечно, дети взрослеют по-разному, у них разный темперамент и наклонности – поэтому думайте сами, решайте сами: что покажется безумием с одним ребенком, будет логично и оправданно с другим. Но каждый родитель тут волен решать на свое усмотрение – я дала лишь общие ориентиры. Не пытайтесь быть неидеальными – будьте просто достаточно хорошими и разумными, и притом для своего ребенка, а не для других людей. www.baby.ru Как научить ребенка самостоятельностиОн не может побыть без тебя даже минуты, плачет при каждом расставании и не желает слышать о садике - это классическое поведение маленького маминого хвостика. Что же делать, чтобы малыш научился самостоятельно справляться с трудностями и не вырос маменькиным сынком? Ребенок боится окружающих, не общается со сверстниками, изо всех сил протестует против посещения детского сада и отказывается оставаться с няней и бабушкой. Такое чадо способно стать маленьким домашним тираном и превратить мамину жизнь в сущий ад, где вся домашняя работа делается ночью, когда капризуля спит, поход в кино с мужем – недостижимая мечта, а визит к парикмахеру – что-то из области фантастики. Прислушайся к Бенджамену Споку! Да, его система воспитания имеет явные перегибы (например, он призывает не реагировать на плач младенца), но рациональное зерно в ней все-таки есть: родители – тоже люди, и ребенку нужно с детства учиться решать свои проблемы самому.
Маменькин сыночек Маменькиными сыночками не рождаются, а становятся. Конечно, многое зависит от характера малыша, но чаще всего именно мама ответственна за то, что кроха (а позже – взрослый человек) все никак не станет самостоятельным. Задатки «кенгуренка», который предпочитает не высовываться из маминой сумки, есть почти у каждого ребенка, а в возрасте 8-9 месяцев большинство детей боится чужих. Многие благополучно «перерастают» этот период, но некоторые в нем «зависают». Такие дети боятся незнакомых людей, остро реагируют на перемены. Даже летняя поездка к морю для них – стресс. Они не улыбаются людям, которые с ними пытаются общаться, отворачивают голову, прячутся за мать и не выпускают ее руку. Разлука с мамой даже на пару часов для такого крохи - это трагедия вселенского масштаба, а детское учреждение для него – хуже тюрьмы. Он не умеет завязывать контакты с ровесниками, не хочет играть с ними. А еще очень боится, что его вечером не заберут. Часто проблему решают доверительные отношения с воспитательницей, которая помогает малышу адаптироваться. Чтобы капризуля быстрее привык к коллективу, договорись с заведующей садиком, что несколько первых дней ты будешь находиться в группе с сыном или дочкой, а в течение первого месяца оставлять в садике до дневного сна.
Люби разумно!
По мнению психологов, мамины сыночки (или доченьки) вырастают в семьях, где мама воспитывала малыша по принципу «все лучшее – детям», отгораживалась от остального мира, посвящая ребенку 24 часа в сутки. Если ты ведешь себя как наседка, опекая сверх всякой меры – «сядь в это кресло», «посмотри, там летит самолетик», «не бегай: упадешь, ударишься», «держи меня за руку», «давай, застегну тебе пуговицы», – твой ребенок попадает в группу риска. В случае если ты общаешься с малышом, используя в основном повелительное наклонение, он учится повиноваться командам и даже не пытается найти самостоятельное решение. А зачем? Ведь мама всегда лучше знает, что делать, придет на помощь раньше, чем возникнет проблема, и выручит в любой ситуации. Сам он не застегнет пуговицу, потому что это будет очень долго, не пойдет на детскую площадку, потому что там много драчунов и забияк. Такой малыш не отойдет от матери ни на шаг, ибо с ней и только с ней он чувствует себя в безопасности. Мамина любовь должна не заслонять для него весь мир, а наоборот – помогать в нем ориентироваться, поддерживать и вдохновлять на новые открытия и свершения. Например, поощряй кроху, который проявляет инициативу. Не беда, если он испачкается в пюре, прольет сок или наденет колготки задом наперед. Главное, что он очень старается. Хвали малыша за это! Научись философски относиться к неизбежным синякам и шишкам, не пытайся удержать ребенка от попыток исследовать все, что его окружает. Учи его правилам безопасности. Очень действенны истории «об одном мальчике», который не слушал маму и трогал электророзетки, горячий чайник, высовывался из окна и дразнил собак. Важно, чтобы ребенок сам сделал выводы! Полезно будет прочитать стихотворение «Про мимозу» Сергея Михалкова.
Не отгораживайся!
Но чрезмерная опека – не единственная причина того, что малыш капризный и безынициативный. Бывает, после тяжело протекающей беременности и трудных родов мама подсознательно винит малыша в своих страданиях. В этом случае ей необходимо пообщаться с психологом, который поможет справиться с проблемой, пока она не отразилась на мироощущении ребенка. Порой, такое случается в тяжелые моменты, когда семья переживает кризис, например развод. Если кроха предоставлен сам себе и постоянно слышит раздраженное «не плачь», «не мешай, я сейчас занята», «иди, поиграй сам», «не приставай», он вырастает запуганным существом, которое не уверено, в том что его любят, и не чувствует себя в безопасности. Лучше всего, думает малыш, тихонько посидеть возле мамы, стараться не мешать ей и не морочить голову. Он так нуждается в тепле и ласке, но боится самого родного существа на свете – мамы. Не опасайся, что разбалуешь ребенка, целуя и обнимая его. Телесный контакт с мамой дает ему чувство уверенности в себе. Нежности не может быть слишком много! Говори малышу о своих чувствах – что он самый лучший, самый желанный, самый умный и самый красивый. Развивай детскую самооценку уже с первых дней жизни, и ты увидишь, каким молодцом может быть твой малыш. Маленький помощник Каждому возрасту свойственна некоторая толика самостоятельности. Проверь по таблице, все ли умеет твой сын или дочь.
edinstvennaya.ua Как научить ребенка самостоятельностиКак воспитать в ребенке ответственность и самостоятельность: развитие качеств у детей дошкольного и школьного возрастаРитм, в котором мы живем сегодня, не позволяет молодым мамам подолгу нянчиться со своим малышом. Естественным образом перед ними встает вопрос о том, как научить ребенка самостоятельности без ущерба для его здоровья, и не исказив у него понимание дисциплины и норм поведения. Что помогает малышу снизить зависимость от опеки взрослого? Детское любопытство, активное познавание окружающего мира, личностная инициатива формируют в крохе желание все сделать самому. Задача родителей состоит в том, чтобы правильно поддержать благородные устремления отпрыска. Каждому родителю хочется, чтобы их ребенок стал самостоятельным и ответственным человечком. Но как же научить его этому?Что означает для ребенка самостоятельность?Что подразумевает самостоятельность ребенка с точки зрения родителей? Давайте разберемся, какое поведение желают воспитать в малыше взрослые, чтобы говорить о нем, как о самостоятельном человеке. Ответы прозвучат такие:
Таковы представления родителей о самостоятельности ребенка. Однако дети растут, и это понятие неизбежно сталкивается с нормами и правилами поведения, установленными в обществе. Существуют рамки, переход за которые может перерасти в неадекватные поступки, вплоть до преступления. Как развить в ребенке самостоятельность, каким сторонам характера дать развитие:
Когда начинать развитие самостоятельности у ребенка?Известный ученый М. Монтессори в своих трудах по педагогике определяет самостоятельность человека как его биологическое качество, а значит, врожденное. Получается, что развитие самостоятельности начинается с рождения. Начиная от удерживания головы в вертикальном положении и продолжая формированием различных навыков, малыш каждый день преодолевает ступеньки, ведущие его к самостоятельному образу жизни. В каждый период жизни идет воспитание самостоятельности у детей. Полуторагодовалый малыш бежит помочь маме подмести пол, хватает у папы молоток, чтобы помочь ему забить гвоздь. Хотите увидеть перед собой самостоятельного человечка, разрешите ему помогать вам, не губите проявленную им инициативу на корню. Подрастая, ваш сын или дочка расширят свои активные попытки выполнить что-то вместе с вами или, заменив вас, и каждый их поступок будет способствовать развитию самостоятельности у ребенка. Какие методы применять?Не стоит останавливать ребенка, когда он пытается делать что-либо самостоятельноЕсли вы решили приучить свое сокровище к самостоятельному выполнению различных дел, запаситесь терпением и действуйте грамотно. Несложные правила дают ответ на то, как воспитать самостоятельность у ребенка:
Как относиться к ошибкам малыша?Конечно, воспитание самостоятельности у ребенка не протекает гладко. Ошибки в действиях малыша неизбежны, важно, как вы к ним отнесетесь. Никогда не ругайте кроху тогда, когда он старается, но у него получается плохо или неправильно. Осваивая какое-то действие, малыш может пролить воду, выронить тарелку, насорить, но не прилагая усилий, он ничему не научиться. Мы учим, а не заставляем, помните об этом. Пускай ребенок помогает по хозяйству родителям, если не ценить эту «помощь», то в будущем ее можно уже и не дождатьсяМногие родители, заранее предполагая, что у сына или дочки ничего не получится из затеянного, отстраняют ребенка, желая, чтобы он избежал ошибки. Такая «услуга» приведет к тому, что ваш отпрыск ничему не научиться, и при каждой неудачной попытке станет отказываться от начатого им дела. Неправильно и предупреждать негативные последствия, которыми может закончиться предпринятое крохой действие. https://youtu.be/LvWb4tbvxEs Какая поддержка нужна ребенку?Главная поддержка родителей в том, чтобы научиться доверять своему маленькому сокровищу. Попробуйте совместить свое знание о том, что он маленький, с желанием дать ему полную свободу, иначе он не сможет уйти от вашей опеки. Если постоянно следить за действиями крохи, и при этом останавливать его фразами, типа: «Не лезь туда, у тебя не получится» или «Ты не сможешь, ты еще маленький», у него действительно ничего не получится. Грамотно подвести малыша к свободе действий помогут такие слова, как: «Пробуй, сынок, у тебя все получится!» или «Будь осторожен!», «Я буду рядом, если надо помочь!». Важен и родительский авторитет, когда он проявляется не в авторитарности, а в обучение ребенка на собственном примере. Детям младшего возраста надо не приказывать и запрещать, а показывать, как правильно, как удобно. Регулярные запреты и требования по беспрекословному подчинению вашей воле могут развить в маленьком человечке ощущение собственной беспомощности. Печально будет выглядеть картина, когда 10-летний сын не сможет даже велосипед вынести на улицу. Старайтесь привить у детей твердую веру в себя. Как приучить к самостоятельному поведению 3-4-летнего ребенка?Если вы хотите, чтобы 7-8-летний школьник быстро освоился в школе, ответственно подходил к учебе и содержал в порядке свои школьные принадлежности, прививайте ему инициативность и целеустремленность с малых лет. Как надо сотрудничать с малышом 3-4-х лет:
Как помочь дошкольнику?Добившись определенных успехов в младшем возрасте, вы подошли ко времени, когда ребенка пора готовить к более серьезным изменениям в его жизни, а точнее, к поступлению в школу. Очевидно, что в школе самостоятельность для ребенка очень важна. Как помочь дошкольнику:
https://youtu.be/fIpHNe2yW1U Оцените статью: (1 оценка: 5,00 из 5) Loading...VseProRebenka.ru Как научить ребенка быть самостоятельным - советы для родителейЛюбой маме хочется уберечь свою кроху от всяческих невзгод, защитить от всего, что может ему угрожать. Но, с другой стороны, она прекрасно понимает, что ребенок должен быть в той или иной мере самостоятельным, чтобы в дальнейшем он сам мог справляться с проблемами и преодолевать препятствия. Также важно, чтобы он умел нести ответственность за те или иные свои поступки, ставить перед собой цели и достигать их, а также делать выбор. Поэтому вопрос «как научить ребенка быть самостоятельным» актуален для всех мам. Впрочем, многие малыши стремятся сами себя проявить, подражая родителям. Мама делает уборку – рядом дочка неумело елозит тряпочкой по столу. Папа чистит обувь, сын, глядя на него, пытается сделать что-то подобное со своей. А за столом малыш сам тянется к ложке, потому что хочет есть сам, как взрослые. И вот здесь родители нередко совершают одну из распространенных ошибок. Первая ошибка заключается в том, что мама и папа стремятся слишком сильно опекать малыша. Может, они считают, что какие-то действия ему делать самостоятельно еще рано. Или боятся, что он поранится, упадет, в общем, если доверить ему самого себя, он может как-то себе навредить. Такое поведение родителей чревато тем, что ребенок со временем привыкнет, что все делают за него и перестанет предпринимать попытки сделать что-то самостоятельно. В итоге пострадают и малыш, и родители. Первый будет расти абсолютно беспомощным, к тому же капризным и избалованным, не умеющим строить отношения с другими людьми. В общем, у такого ребенка могут возникнуть задержки в развитии, и уже взрослым он будет плохо приспособленным к жизни, необщительным, не умеющим принимать решения. А родители, в свою очередь, будут пожинать плоды подобного воспитания: чадо будет практически терроризировать их, постоянно требуя помощи. Вторая ошибка противоположна первой. Родители считают, что малыш должен всему учиться сам, без какой-либо помощи, забывая о том, что каждый приобретенный навык для ребенка – большое достижение. Его нельзя оставлять без внимания. Малыша обязательно нужно хвалить за попытки проявить самостоятельность, даже если эти попытки не совсем удачны. Если же мама и папа будут оставлять его достижения без внимания, то это тоже чревато задержкой в развитии. Зачем же ему стараться, если родители все равно не замечают? Третья ошибка заключается в том, что взрослые порой забывают, что учение не всегда дается легко. Ребенок не может с первого раза безошибочно зашнуровать себе обувь, будет долго застегивать пуговицы, а ложка может выпадать из его ручек. Это совершенно нормально, никто не рождается всезнающим и всеумеющим. Но как порой ведут себя родители? Стремясь сэкономить время, они в конце концов все делают за ребенка сами: застегнут непослушные пуговицы, накормят малыша из своих рук, зашнуруют ему обувь, сами вымоют посуду, потому что чадо разбило тарелку. Опять же, как тогда кроха научится что-то делать самостоятельно, если его попытки безжалостно пресекают? Организация самостоятельной деятельности детейОрганизация самостоятельной деятельности детей не любит спешки. Помните об этом, и как бы вам ни хотелось разделаться с обыденным для вас и сложным для малыша делом побыстрее, остановите себя. Вот несколько советов, которые помогут вам научить ребенка самостоятельности. Совет первый. Не пресекайте попытки малыша сделать что-то самостоятельно. Пусть у него пока что-то получается плохо, пусть он даже испортит какую-то вещь (это, в конце концов, всего лишь вещь, и вы всегда можете купить новую). И обязательно поощряйте его. Похвалите, если он пытается что-то сделать сам, скажете, что гордитесь, что он у вас такой взрослый и самостоятельный. И в следующий раз, вдохновленный добрыми словами, он справится с этим делом гораздо лучше. Совет второй.Даже если малыш плохо справляется с чем-то, не рвитесь это делать за него. Лучше выберите свободный денек и вместе с ним отточите навык до совершенства. Например, если вы учитесь завязывать шнурки – делайте это вместе (но не за него – вы занимаетесь своей обувью, он своей), до тех пор, пока не начнет получаться отлично. Совет третий. Осваивайте новые навыки в игровой форме. Если просто монотонно повторять какое-либо занятие, то малышу это рано или поздно наскучит. Зато если внести в ту или иную деятельность элементы игры, то ребенок охотно будет учить что-то новое и даже стремиться к подобным занятиям. Совет четвертый. Определите обязанности ребенка. Объясните ему, что у каждого взрослого члена семьи есть своя зона ответственности, и у него тоже должна быть. Например, малыш сам должен убирать свои игрушки, никто не будет делать это за него. Ведь мама не просит его приготовить за нее обед? Значит, мама не будет убирать игрушки. Обязательно следите за тем, как ребенок выполняет свои обязанности. Не поддавайтесь на капризы, сделаете это один раз – малыш поймет, что вами можно манипулировать. Чем старше ребенок, тем больше прибавляется обязанностей. Совет пятый. Самостоятельная деятельность детей подразумевает под собой и умение нести ответственность. Поговорите с ним о том, как важно выполнять свои обязанности. Ведь если, например, рабочие кондитерских фабрик не будут выполнять свои – исчезнут конфеты. Взрослым людям никто не напоминает о том, что они должны делать. Так и малыш должен помнить о своих обязанностях и выполнять их. В качестве наглядного примера можете «забыть» о каком-то важном для ребенка деле. Например, скажите, что забыли купить билеты на детский спектакль, которого он давно ждал. Конечно же, кроха расстроится. Тогда покажите билеты и спросите, понимает ли он, как важно выполнять то, что ты обещал. Он расстроился, что мама не купила билеты, а мама расстраивается, если малыш не хочет, например, чистить зубы. Совет шестой. Давайте ребенку возможность выбора и принятия самостоятельных решений. Например, как одеваться, как отметить день рождения, какую сделать прическу. Не бойтесь, что ребенок будет совершать ошибки – конечно, будет. Но ведь на них учатся. Совет седьмой. Малыш будет более организованным, если в его жизни присутствует режим дня. Так ребенку легче распределять время и делать выбор относительно того или иного события. Совет восьмой. Просите ребенка о помощи. Например, вы делаете уборку, попросите кроху вам чем-то помочь. И обязательно потом поощрите за это. А как поступать, если малыш не хочет чему-то учиться? Например, вы озабочены вопросом, как научить ребенка кушать самостоятельно, но он отказывается делать это без помощи мамы. Можно повременить и не навязывать крохе это занятие, рано или поздно он это освоит в любом случае. И не беспокойтесь, что его ровесники давно уже этому научились, а ваш нет. В конце концов, много вы видели взрослых людей, не умеющих самостоятельно есть? Или можно объяснить малышу последствия его отказа. Например, вы не знаете, как научить ребенка самостоятельно одеваться: он отказывается застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Объясните ему, что мама не всегда может быть рядом, а если он будет плохо одет, то простудится, будет лежать в кровати и не сможет играть. Или, например, если не хочет самостоятельно чистить зубы, то можно сказать, что зубки испортятся, и малыш не сможет потом есть конфеты. Главное – относитесь к ребенку как к личности, показывайте, что вам очень важно его мнение, и увидите, кроха будет стараться радовать вас самостоятельностью! bambinostory.com Как научить ребенка самостоятельности и воспитать чувство ответственностиСамостоятельность ребенка может порадовать родителей, но также может принести множество хлопот. Дело в том, что мы воспринимаем этот термин не совсем правильно. Развитие самостоятельности у детей не должно означать вседозволенность. Также важно понимать, что нельзя "переборщить" – разрешите слишком многое и ребенок станет капризным. «Затяните ремни» слишком туго, и он вырастет стеснительным и зажатым. Где же найти ту самую середину? О том, как воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность, читайте в нашей статье. Что нужно знать о самостоятельности ребенка?Перед тем, как развить в ребенке самостоятельность, нужно понять, что в таком случае нужен индивидуальный подход. В первую очередь, детям важно одобрение родителей. Ответив слишком резко на самостоятельный поступок, вы можете сделать ребенка зажатым. Если кроха решил подарить маме цветы и сорвал их с клумбы, не стоит жестко критиковать. Похвалите за знак внимания и только после объясните, что именно он сделал не так. Вы считаете, что ваш сын слишком замкнут, и думаете, как развить в ребенке самостоятельность? Не спешите, возможно, он весьма ответственный для своего возраста. Психологи утверждают, что у каждого периода в детстве есть своя «ведущая деятельность». В возрасте 1-3 года – это действия с предметами. От 3-х до 7 лет речь идет об игровом процессе, а уже с 7 до 14 лет можно говорить об учебе. Если ребенок выполняет самостоятельно действия по соответствующей возрасту сфере, его можно считать вполне ответственным. Как воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность?Итак, переходим к действиям. Как научить ребенка самостоятельности?
Дорогие родители, помните, что гиперопека - главный враг самостоятельности. Не спешите ограждать ребенка от мелких неудач, и тогда он будет лучше оценивать свои поступки со стороны, а значит, активнее стремиться к успеху в том или ином маленьком деле. Для детей равноценно важны в первый раз завязанные шнурки и первая пятерка в школе. Главное, не забывайте о поощрении - каждый ребенок в душе будет рад похвале от мамы и папы, каким бы он самостоятельным не был. Смотрите также: "Развитие творческих способностей у детей" Продолжение статьи читайте ниже ⇓pandaland.kz Как научить ребенка самостоятельностиПочему одни дети с удовольствием встают утром с кроватки, сами идут умываться в ванную, сами одеваются и собираются в детский сад, и все это с песнями, смехом и радостным настроением, а другие дети не хотят ни умываться, ни приводить себя в порядок, кричат и упираются, ничего не хотят делать без мамы, со слезами идут в детский сад - это вопрос детской самостоятельности. Уже с момента рождения все дети отличаются по темпераменту, выносливости, способности переносить страх и тревогу, поэтому родители в каждом конкретном случае должны избрать свой метод приучения малыша быть самостоятельным. Идеального рецепта не существует, поэтому нужно всегда исходить из возможностей ребенка. В возрасте 2-3 лет маленький человек уже понимает, что любовь и забота мамы и других близких присутствует с ним постоянно, даже когда его не водят за руку. В этот период ребенок декларирует: «Я сам!» Он проявляет активность, хочет создавать, помогать взрослым, поэтому такой инициативе нужно обязательно давать выход, умеряя свою чрезмерную опеку и ненужные опасения. Следует запомнить одну простую, но очень важную вещь - никогда нельзя делать за ребенка то, что он в силах сделать сам, иначе он никогда не научится самостоятельности, вплоть до зрелого возраста. Хорошо, когда ребенок активен и сам выказывает инициативу, но что делать, если он не проявляет совершенно никакого желания быть самостоятельным? В этом случае потребуется более терпеливо и последовательно следовать правилам воспитания. Например, все нужно делать с удовольствием и в хорошем настроении. Утренние часы не очень подходят для приучения из-за спешки и суеты, но после обеда, когда малыш сыт и доволен, можно в спокойной обстановке приступить к игре во что-нибудь интересное: учиться застегивать пуговицы, завязывать шнурки, мыть посуду и т.д. Нежелательные привычки следует пресекать сразу, доходчиво объясняя малышу, что, например, одеваться нужно побыстрее и более аккуратно, а посуду мыть чище. Естественно крики, ругань и угрозы исключены, так как это лишь тормозит весь процесс научения. Ребенок становится самостоятельным, когда научается обслуживать себя и выполнять элементарную работу по дому: знание своих обязанностей и выполнение их быстрее формирует ответственное поведение. Нежелательно отстранять ребенка от какой-либо работы, лучше терпеливо объяснить ему, как правильно ее выполнить. Если же у него что-то не получается (помыть посуду, сделать самому уроки и др.), необходимо поддержать ребенка («У тебя обязательно все получится!» и т.д.), отметить его хорошие качества («Ты же у меня умница!» и т.д.), и помочь ребенку сделать это вместе с ним, но не за него. Ребенок ни в коем случае не должен отказываться от задуманного, если его постигла неудача. Повторные отказы формируют в ребенке неуверенность перед достижениями и при выполнении работы за него взрослым развивается инфантильность, или как принято называть в быту: лень. При успешном выполнении даже элементарной работы ребенок начинает чувствовать свою успешность и стимул продолжать работу самостоятельно. Так развивается настойчивость и упорство, мотивация к преодолению трудностей и стремление к победе. Еще одно золотое правило: никогда не высмеивать и не унижать ребенка, если он проявил несамостоятельность в незнакомой ситуации перед посторонними людьми. Наоборот, следует поддерживать каждую попытку, каждое намерение ребенка быть самостоятельным и понемногу усложнять задачу, чтобы он обрел больше уверенности и действовал смелее. Взять хотя бы процесс выноса мусорного ведра: сначала сделайте это вместе с ребенком, потом немного проводите его, чтобы он вынес ведро сам, сам же пришел обратно и постучал в дверь квартиры. Подобный принцип состязательности можно использовать в каких угодно обстоятельствах. Главное - приучать бережно, иметь терпение и ждать, пока дети сами всему научатся. А они обязательно научатся! Я - сам!В наше время самостоятельность считается одним из важнейших качеств современного человека – причем самостоятельность в данном случае подразумевается в широком смысле: умение решать свои проблемы (включая бытовые), не взваливая их на чужие плечи, способность принимать решения самому, не перекладывая ответственность на друзей и родных. Безусловно, это ценные качества. Однако по наследству, как цвет глаз, они не передаются и с неба не падают. Следовательно, самостоятельность надо воспитывать. Для развития умения решать проблемы самостоятельно и уметь отделить себя от родителей, осознать себя способным к самостоятельным поступкам и моментам в жизни (понятно, что речь не идет о глобальном) существуют сензитивные (благоприятные) периоды: возраст «Я сам» (2-3 года). Впервые с проблемой самостоятельности родители сталкиваются, когда малышу исполняется 2 года. Период 2-3 лет называют кризисом «Я сам», и неспроста: именно в этом возрасте ребенок впервые осознает, что он – отдельная от родителей личность, что он – не продолжение, не часть мамы или папы, – а самостоятельный человек. Самостоятельный! И границы этой самостоятельности ребенок начинает с энтузиазмом проверять: что он может сам, и что ему за это будет? Вопреки расхожему мнению, ребенок не издевается над родителями – он лишь экспериментально проверяет границы дозволенного: «Я сделаю так – что будет? А если – так? А еще вот это? Так, мама ругается… А я все равно продолжу – интересно, что будет? Ой-ой-ой, теперь все, стоп, я уже понял, что мне будет и этого не хочу!» Да, уже в год ребенок знакомится с первыми «нельзя» – но тогда ему еще не приходит в голову активно против них протестовать. А в 2-3 года это становится настоятельной потребностью. Что же делать родителям в этой ситуации? Всё запретить в целях безопасности?Но ведь ребенок – не хорек, и в клетку его не посадишь. Запреты, конечно, четко формируют поведенческие и нравственные границы личности, и маленький человечек поймет, что нельзя воровать, врать, ябедничать… Это неплохо. Это даже замечательно. (Правда, все это можно было бы донести до дитяти не только запретами, но и личным примером). Но усвоит ли малыш при таком подходе, что же ему – можно? Его мир, он ведь при таком раскладе весь из сплошных «нельзя» состоит. А что же можно-то? Что он разрешит – себе? И как такой человек потом объяснит своим детям, что можно в этом мире? Люди, у которых сознание состоит сплошь из «нет», стоп-сигналов и запретов – несчастливые люди… Может, наоборот – всё разрешить?Такой подход нередко практикуется теми либерально настроенными родителями, которые считают, что жизнь сама все сделает. Прыгал по лужам вопреки родительским наставлениям – ходи с мокрыми ногами и болей потом. Бил друзей лопаткой по голове – смирись с тем, что никто во дворе не хочет с тобой водиться. Не учился, несмотря на родительские аргументы о пользе образования – грузи апельсины бочками. Плюсы данного способа состоят в том, что такой подход учит ребенка принимать на себя ответственность за все свои поступки. Качество, безусловно, чрезвычайно ценное. И вот что интересно: несмотря на кажущуюся жестокость и холодность такого подхода, он чрезвычайно действенен, и дети таких родителей сызмальства самостоятельны и разумны не по годам. Но и здесь без чувства меры не обойтись никак, иначе начинаются уже не плюсы, а минусы: когда воспитание становится уж слишком отстраненно-созерцательным, ребёнок рискует просто погибнуть или покалечиться. Малышу-дошкольнику трудно научиться «брать на себя ответственность за все свои поступки» – и воля у него еще не развита, и способность предвидеть последствия своих действий тоже формируется постепенно, а не дается с рождения.Поэтому философски наблюдать за тем, как ребёнок суёт пальцы в розетку, лезет на высоченное дерево, выбегает на проезжую часть или таскает деньги у одноклассников, не рекомендуется, ибо всё это заканчивается практически всегда одинаково – плохо. Как же соблюсти золотую середину?Во-первых, четко обозначить границы: ребенок должен понимать не только что «нельзя», но и что «можно». Ведь мир, в котором нельзя ничего – это мир тусклый и безрадостный, и, конечно, такая ситуация буквально провоцирует на протест – ну а сами бы вы как вели себя на месте ребенка, которому вечно все нельзя? Ведь это вы априори подразумеваете, что «разрешено все, что не запрещено» – но ребенок-то этого не знает. Вот и пробует ситуацию на зуб: «Мама сказала, что нельзя стучать по шкафу… А по полу – можно? Ложкой нельзя, а кубиком – можно?» А мы ошибочно квалифицируем такие действия как злостное нервомотательство, а ведь это не так – это просто ваше чадо определяет меру своей самостоятельности. Во-вторых, создать вокруг ребенка непровоцирующую среду обитания. Конечно, если на полках стоят красивенькие хрустальные штучки, кто ж удержится от того, чтобы их не потрогать, а лучше – постучать ими друг о друга, ведь они так красиво звенят… Упс, они еще и бьются!Но если постараться убрать все то, что легко портится, ломается и небезопасно для ребенка (или просто дорого вам как память) – конфликтов станет гораздо меньше. В конце концов, это ведь не навсегда. Если родители в этот период были достаточно мудры, не «задушили» инициативу своего ребенка, – они молодцы, и дальше им будет значительно проще. Однако если строгостью и запретами (либо удушающей гиперопекой) родители подавили волю малыша, далее возможно несколько неприятных сценариев. Либо вырастет человек, которого всю жизнь придется «водить за ручку» и который от мамы – ни на шаг (это хорошо в 3 года, бесспорно… но в 33?). Либо получится ребенок с двойной моралью: дома – «забитый тихоня», вне дома – маленький агрессор; или, наоборот – домашний тиран, который со всеми остальными – душка и лапочка.Конечно, дети взрослеют по-разному, у них разный темперамент и наклонности – поэтому думайте сами, решайте сами: что покажется безумием с одним ребенком, будет логично и оправданно с другим. Но каждый родитель тут волен решать на свое усмотрение – я дала лишь общие ориентиры. Не пытайтесь быть неидеальными – будьте просто достаточно хорошими и разумными, и притом для своего ребенка, а не для других людей. mamaspuzzles.com.ua Уже большой! Как научить ребёнка самостоятельностиНаш эксперт – психолог Софья Шноль. Кому это нужно?Вопрос непраздный. Часто родители подают самостоятельность как некую ценность для самого ребёнка, но это находит у него отклик далеко не всегда. Иногда кажется, что детская самостоятельность куда важнее для самих взрослых, нежели для их детей. Почему родители подчас так нетерпеливы? Обычно дело в банальной усталости: если ребёнок начнёт всё делать сам, его папа и мама наконец-то смогут расслабиться и отдохнуть. Тем более что во времена их детства даже для младшего школьника было нормально гулять одному, ходить в магазин без взрослых и самостоятельно разогревать себе обед. По-человечески это понятно, но тогда будет честнее прямо сказать себе и ребёнку, что лично вам будет просто удобнее, когда он перестанет нуждаться в вашей помощи. Хотя в этой ситуации есть и другой выход: если регулярно отдыхать в течение всего времени выполнения своих родительских обязанностей, возможно, желания поскорее от них избавиться и не возникнет. Я сам! Как вырастить самостоятельного ребенка Важна поддержкаРодители иногда слишком внезапно заявляют подростку: «Теперь ты уже большой и потому…» – далее следует то, что теперь ему придётся делать самому. Их стремление сбросить с плеч груз надоевших забот можно понять, но нельзя перекладывать эти заботы на детские плечи без предварительной подготовки. Иначе это напоминает сомнительный способ обучения ребёнка плавать, просто бросив его в воду на глубине: кто-то, возможно, и поплывёт, но многие рискуют утонуть. Поэтому стоит запастись терпением и потратить какое-то время на обучение чада новым навыкам. Например, собираясь отправить ребёнка куда-то одного, хорошо вместе с ним разработать пошаговый план того, что ему предстоит делать. Изучить маршрут, продумать варианты разных ситуаций. Чем подробнее рассмотреть все детали, тем лучше. Возможно, понадобится какой-то участок пути пройти вместе. Если ребёнку предстоит самому вести какие-то переговоры (в магазине, в школьной канцелярии…), можно попробовать устроить маленькую репетицию в ролях. Прежде чем предлагать подростку самому приготовить себе еду (потому что он «уже большой»), стоит потратить какое-то время на его поэтапное ознакомление с основными правилами приготовления пищи и так далее. То, что просто и привычно для взрослого, для ребёнка – совершенно новый опыт, и нужно дать ему время освоиться с этим. Формы сопровождения со стороны родителей могут быть разными, но их поддержка на этом переходном этапе очень важна для ребёнка. Без спешкиСобираясь предъявить подростку новые требования, следует учитывать его возраст и личные особенности. Не всякая задача может оказаться для него посильной, даже если вы сами в эти годы справлялись с чем-то подобным. Оглядка на сверстников сына или дочери тоже бывает плохой подмогой – то, к чему другие дети уже готовы, вашему ребёнку может оказаться пока «не по зубам». Обычно ребёнок сам даёт понять, когда он созрел для дальнейшего освоения мира. В какой-то момент он выражает желание немного «отодвинуть» взрослых в сторонку и сделать новый самостоятельный шаг. Не важно, что это будет: решимость погулять в соседнем дворе или желание поехать к бабушке на метро в одиночку. Важно, чтобы предложение исходило от самого ребёнка. Старайтесь замечать и поддерживать любую детскую инициативу в этом направлении. Один во дворе и дома. С какого возраста давать ребенку самостоятельность? Всё по-честномуЕсли вы требуете от подростка самостоятельности в том, что удобно для вас, позволяйте ему быть самостоятельным и в том, что приятно для него. Раз уж он должен сам ходить в магазин и ездить на дополнительные занятия, то имеет такое же право пойти самостоятельно в кино или поехать на встречу с друзьями. Если вынужден сам готовить себе завтрак, то может и устраивать кулинарные эксперименты. Родители, считающие своего ребёнка достаточно дееспособным для того, чтобы самому ходить в поликлинику или в государственную контору, должны уравновесить это признанием его автономии в принятии решений, связанных с его личными интересами. Важно, чтобы проявления самостоятельности и независимости давали какие-то преимущества и доставляли ребёнку удовольствие, иначе для него не будет в этом никакой ценности и он может надолго предпочесть беззаботную жизнь за родительской спиной. www.aif.ru babysovet.ru |