Как исправить почерк ребенку 8 лет. Как у ребенка выработать красивый почерк, а не отвращение к учебе?
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как курица лапой: легкие способы исправить почерк у ребенка. Как исправить почерк ребенку 8 лет


Плохой почерк у ребёнка? Не беда!

Красивый и ровный почерк всегда являлся признаком хорошего воспитания. Однако, что делать если не смотря на все усилия Ваше чадо всё равно пишет коряво? Само собой разумеется, что невероятно приятно, когда у своего ребёнка почерк аккуратный, буква к букве. Только не стоит забывать, что каллиграфия, навык писать красиво, это особый подвид изобразительного искусства. Далеко не каждому дано иметь красивый почерк от рождения даже при наличии достаточной усидчивости и практики. В 17-18 веках каллиграфии обучали ещё до того чтения, заставляя не осмысленно переписывать отдельные буквы, слоги, слова. Такие упражнения длились месяцами, при том что эффективность их была невысока. Потому такие упражнения для коррекции почерка у ребёнка нынче не актуальны, и используются только в первом классе школы, где основное значение имеет не красота, а разборчивость письма для окружающих.

Тем не менее элементы механического запоминания эффективны если использовать их одновременно с обучением чтению – это позволяет писать осмысленно, что значительно ускоряет формирование почерка. Такой метод активно используется и в детском центре развития позволяя достичь хороших результатов ещё до первого класса, а соответственно и в школу попасть уже подготовленным. Аналоги этой методики применяют и в школах, когда дети пишут изначально в прописях, обводя буквы, следом в тетрадях с косой чертой, и только в конце справляются без этого, уже научившись соблюдать пропорции букв и соединение их.

Как выработать красивый почерк у ребёнка?

Исследования показали, что наиболее эффективно учить писать красиво детей пяти-шести лет. Именно в этом возрасте начинает формироваться почерк. С возрастом и опытом малыш будет писать быстрее, начнёт более грамотно связывать буквы, буквы станут меньше. Весьма полезно повторять комплексы упражнений влияющих на моторику рук ребёнка. Немалое влияние окажут игры с пластилином и кубиками, конструктором или же игра на пианино. Кроме того, не стоит забывать о мотивации. Зачастую неаккуратный почерк является следствием того, что малыш искренне не понимает зачем ему это необходимо. В таких случаях рекомендуется провести беседу в которой стоит рассказать, например, о врачах, которым необходимо писать разборчиво, не приведи господь перепутать пациенту записанные лекарства! В конечно итоге можно просто включить фантазию и придумать кому важен красивый почерк. Такие беседы хорошо проводить при подготовке к школе дошкольников.

Почему у ребёнка плохой почерк – это уже выяснить достаточно затруднительно. В целом понятия «плохой почерк» не существует, только учителя вкладывают в эти слова определённое значение. Да и задумываться над этим стоит только когда чадо перейдёт уже во второй класс – к этому времени ребёнку уже определённо известны правила правописания. Только в таком случае стоит тревожиться по этому поводу.

Чаще всего плохой почерк может быть причиной того, что в детстве мало внимания уделялось моторике рук малыша. Такое может быть и в том случае, если родители решили обучить письму ребёнка максимально рано и при том в крайне сжатые сроки. Одной из причин может быть гиперактивность, однако это распознать достаточно просто даже по поведению. Могут иметь место случаи дисграфии – неврологического расстройства характерного для детей-аутистов, однако не стоит преждевременно бить тревогу. Такое случается и у совершенно здоровых детей, можно просто считать, что почерком чаду не повезло. Если почерк у ребёнка испортился неожиданно – это может означать какие-либо душевные переживания. Как-никак по почерку можно сказать в каком настроении находится человек. Это почти второе зеркало души, после глаз, особенно у детей, которые контролируют своё письмо в значительно меньше, нежели взрослые люди. Немало проблем связанно с тем, что во время письма затрачивается слишком много энергии, отчего рука устаёт и начинает болеть. Конечно это не даёт писать красиво.

Как исправить почерк у ребёнка рассказать в двух словах невозможно. Для начала можно привести просто несколько рекомендаций, решающих наибольшее количество вопросов. Изначально – книги. Чем больше чадо читает, тем крепче его ассоциативные линии между теми изображением, которое он видел, и тем, что ему самостоятельно надо нанести на бумагу. Необходимо развивать у ребёнка образное и отвлечённое мышление, это позволит понимать ему план написания букв и соотносить их с определёнными звуками. Не стоит забывать о мотивации – это в любых вопросах самое мощное средство воздействия. Чем лучше Вам удастся сформировать желание писать красиво, аккуратно и разборчиво, тем быстрее малыш будет осваивать письмо. Моторика рук и координация движений так же играет одно из ключевых значений в формировании аккуратного почерка. Обратите внимание, как пишет Ваш ребёнок. Как бы забавно это не выглядело – немало родителей сами учат ребёнка одной из наиболее распространённых ошибок. Двигается ли вся рука до плеча при письме или же только пальцы или кисть? Попробуйте написать какую-либо букву в воздухе, и Вы сами поймёте каков ответ.

К тому же вопрос о целесообразности исправления почерка так же в нынешнее время стоит на видном месте. Если в былые времена почерк человеку служил визитной карточкой, своеобразным опознавательным знаком, то на данный момент почти всё выполняется в электронном виде. Теперь уже и в паспортных столах, и в ЗАГСах трудно встретить рукописные тексты, уже не говоря про юридические документы. Стоит ли самому убиваться и нервировать детей постоянными исправлениями и переписываниями – решать только Вам.

babyum.by

Как помочь ребёнку исправить почерк?

В современной школе существует большая проблема - неразборчивый почерк учеников. Испытывают неудобства от этого все участники образовательного процесса. Учителям сложно проверять выполненные школьниками работы, некоторых слов вовсе не разобрать и, как следствие, ученики получают отметки ниже, чем могли бы. Родители пытаются вразумить своих детей, что нужно стараться, но из года в год ситуация не меняется, а, зачастую, только ухудшается.

Что делать?

Существуют различные приёмы для исправления почерка. Как же помочь ребёнку исправить почерк? Для начала нужно найти причину этой проблемы.

Чаще всего каллиграфия страдает от недостаточной развитости мелкой моторики рук. Если это ваш случай, то поможет регулярное выполнение нехитрых упражнений по развитию пальчиков: девочкам можно предложить собрать украшения из бисера, научить вязать, а мальчикам строить фигуры из спичек, собирать мелкий конструктор. Всем полезно попробовать себя в лепке из пластилина и глины. Можно завести традицию к каждому празднику дарить родственникам поделки: и память останется, и польза для моторики.

Хорошо, если ребёнок любит рисовать, но, как правило, дети, с плохо развитой моторикой, не очень любят это занятие. Тут придут на помощь интересные раскраски с любимыми мультгероями и красивые карандаши или фломастеры.

Очень помогает в развитии мелкой моторики оригами. Обычно, дети любят собирать фигурки из бумаги, ведь с ними ещё можно и поиграть. Для юных помощников подойдёт классический вариант - перебирать крупу, бобовые.

Если у ребёнка дисграфия, вследствие какого-либо неврологического расстройства, то родителям, конечно, лучше показать ребёнка специалисту, который поможет, с помощью различных способов, наладить почерк, т.к., возможно, у школьника проблема с усидчивостью или вниманием.

https://uchim.org/a/kak-pomoch-rebyonku-ispravit-pocherk - uchim.org

Нельзя списывать со счетов и тот вариант, что ребёнок просто не хочет напрягаться и прилагать усилия для разборчивого написания. Здесь нужно обратить внимание на мотивацию. В этом случае только родители, зная своего ребёнка, смогут лучше преподнести ему мысль о том, зачем нужен понятный почерк. Для одного ребёнка это будет рассказ, как неразборчивое письмо стоило жизни человеку, а для другого достаточно будет сказать, что мама расстраивается, когда видит такие тетрадки.

Хорошо помогает в коррекции почерка работа в прописях. Нужно помнить, что лучше уделить время занятиям каждый день по 10-15 минут, чем заниматься редко, но долго. Для первоклассников хорошо приобрести тетрадки с упражнениями на штриховку. В них дети учатся управлять своей рукой: рассчитывать длину линии, расстояние между штрихами, силу нажатия при письме.

Помогают при формировании и коррекции каллиграфии специальные насадки на ручки и карандаши. Они фиксируют положение пальчиков и не дают держать ручку неправильно. Можно попробовать разные приспособления, чтобы найти наиболее удобные для ребёнка.

Также, следует обратить внимание на то, как школьник сидит за столом при письме. Неправильная посадка портит осанку и, как следствие, ухудшает почерк, вызывает боли в плечевом поясе, ухудшает кровообращение. Можно распечатать картинку правильного положения и прикрепить её над столом ребёнка. Так он сам сможет себя контролировать.

И всё же, хочется напомнить, что только позитивный настрой окружающих ребёнка людей поможет ему справиться с проблемой. Если постоянно говорить, как некрасиво он пишет, ситуация не улучшиться, продуктивнее обращать внимание на успехи и достижения, пусть и не очень большие. Например, похвалить, что классная работа сегодня написана чуть лучше, чем вчера. Как правило, люди с математическим складом характера пишут не очень разборчиво. Может быть, у вас растёт Эйнштейн или Циолковский. В любом случае, конечно, мы любим своих детей не за успехи.

Удачи в исправлении почерка!

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

uchim.org

Как исправить почерк у ребенка: улучшить плохой, со скольки лет

Над почерком особенно придется поработать в возрасте от 6 до 10 лет. В младшей школе за некрасиво выведенные буквы часто снижают оценки. Двоек в первом классе сейчас не ставят, но все равно это влияет на мотивацию малыша, и он уже не старается хорошо учиться. Кроме того, такой ребенок обычно пишет медленнее других, у него устает рука. Это тоже негативно влияет на успеваемость. Если не исправить ситуацию к средней школе, подросток не будет успевать писать конспект, а то, что напишет, не сможет расшифровать. Да и с диктантами может быть проблема – попробуй докажи учителю, что это на самом деле буква о, а не а. Очень обидно становиться двоечником только из-за неразборчивого почерка.

Да, красивому письму детей обучают в школе, но учителю сложно уделить внимание сразу всем. Обычно действительно хорошего почерка добиваются человек 5-6 из всего класса. Поэтому важно, чтобы родители дополнительно занимались с ребенком дома. Считается, что почерк формируется к 5 классу. В это время у школьника уже такой почерк, какой будет с ним на протяжении жизни.

Кстати, идеальной каллиграфии тоже добиваться не стоит. Ребенок полностью сосредотачивается на том, КАК пишет, а не на том, ЧТО. Да и времени на скрупулезное выведение каждой буквы уходит очень много. В итоге получается, что сначала малыша хвалят за усердие и красоту в тетрадке, а потом начинают раздражаться, что он ничего не успевает написать.

Вот несколько советов, которые помогут вам в этом непростом деле:

  • Тщательно отработайте написание цифр и букв, которые даются ребенку сложнее всего. Во время работы следите за тем, как сидит ребенок, как он держит ручку. Иногда сложности с почерком начинаются из-за неправильной позиции во время письма.
  • Ежедневно выделяйте на занятие 30 минут, заведите для них отдельную тетрадь. Не перегружайте ребенка! Заранее объясняйте ему, какой объем работы предстоит выполнить.
  • Подбирайте веселые и увлекательные задания. Например, попросите ребенка аккуратно обвести узор с внешней и с внутренней стороны, провести несколько максимально прямых линий из точки А в точку Б, нарисовать простой рисунок по клеткам.
  • Выполняйте не только письменные упражнения. Давайте малышу собирать пазлы, делать поделки из мелких пуговичек или создавать картины из круп. Такие занятия помогают развить мелкую моторику.
  • Приобретите специальный тренажер для письма и иногда занимайтесь с ним.

Также вы можете записать ребенка в кружок, где развивается мелкая моторика рук. Это также позитивно повлияет на почерк. Для девочек подойдет, например, вязание, вышивка, бисероплетение, а для мальчиков – выжигание по дереву или выпиливание.

Не ругайте ребенка за некрасивый почерк, так вы только отобьете ему желание что-то менять. Лучше помогите ему исправить эту проблему.

www.wday.ru

Как научить ребенка красиво писать?

Каждый человек обладает индивидуальным почерком, который вырабатывается на протяжении долгих лет. В начальных классах школьники учатся писать, осваивая каллиграфию для детей, а затем долго шлифуют этот навык, занимаясь написанием диктантов, сочинений и изложений. Однако красивый, разборчивый почерк у взрослого человека – это довольно редкое явление.

Многие родители дошкольников и детей младшего школьного возраста задаются вопросом, как же научить своего ребенка писать красиво, аккуратно и грамотно. Это задача не из легких, но она вполне по силам заботливым родителям. Главное в этом вопросе – целеустремленность, терпение и соблюдение некоторых правил, речь о которых пойдет ниже.

Как поставить почерк ребенку?

Начнем с того, что обучение не должно начинаться слишком рано. Родители, которые так гордятся успехами в чистописании своего 4-5-летнего ребенка, часто потом хватаются за голову: пойдя в школу, малыш начинает писать, «как курица лапой», быстро устает, не старается. Причиной тому служит неподготовленность руки ребенка к письму в столь раннем возрасте. Всё-таки не зря раньше дети шли в школу в 7 лет и только в первом классе изучали письмо. Для того чтобы учиться каллиграфии, у ребенка должна быть достаточно развита мелкая моторика. Заниматься этим нужно, начиная с самого раннего возраста. Тренировка мелкой моторики – это любые упражнения, в которых задействуются пальцы рук: рисование, лепка, аппликации, пальчиковые игры и т.п.

Когда ребенок открывает первые прописи, родителям следует быть особо внимательными. Это – ключевой момент формирования навыка красиво писать. Если его упустить, исправить почерк у ребенка будет гораздо сложнее, ведь, как правило, привычки в детском возрасте формируются очень быстро.

Итак, обратите внимание на следующие моменты:

  1. Посадка ребенка за партой должна соответствовать нормам (спина ровная, обе руки лежат на поверхности стола, голова чуть наклонена).
  2. Следите за тем, чтобы ребенок правильно держал ручку. Если инструмент письма находится в неправильном положении, рука быстро устает, буквы получаются неровными, и у ребенка постепенно формируется плохой почерк.
  3. Если у малыша возникают трудности, ни в коем случае не ругайте его за это, не повышайте голос и не наказывайте. Всем свойственно ошибаться, особенно детям в период обучения. Ваша задача – помочь преодолеть трудности, а достичь этого можно только внимательным отношением и дельными советами.
  4. Когда ребенок рисует палочки и закорючки, а затем приступает к первым буквам, будьте рядом и контролируйте процесс. В дальнейшем также не пускайте обучение на самотек: всегда проверяйте домашнее задание у своего первоклассника, поскольку ребенку еще сложно писать одновременно и красиво, и грамотно, и в его письменной речи могут встречаться ошибки.

Коррекция почерка у детей

Исправление почерка у детей является гораздо более сложным, чем первоначальное обучение письму. Но улучшить почерк ребенку можно, и это следует начинать делать, как только он начитает ухудшаться. При коррекции почерка важным моментом является терпение, как у детей, так и у родителей. Ниже перечислены методы, с помощью которых почерк можно значительно улучшить. Они очень просты, но требуют большой внимательности и усидчивости.

  1. Метод «кальки». Купите бумагу-кальку и предложите ребенку, положив ее сверху прописи, обводить буквы. Это дает хороший эффект: вырабатывается навык воспринимать и затем воспроизводить буквы правильно. Каждую букву нужно «отрабатывать» достаточно долго, пока навык не станет автоматическим.
  2. Не покупайте обычные прописи, а распечатывайте их из интернета. В стандартных тетрадка-прописях на каждую букву дано четко ограниченное количество строчек, тогда как вашему ребенку может понадобиться гораздо больше. Пусть ребенок пишет строчку за строчкой, лист за листом, пока рука не «запомнит» движение.
  3. Когда все прописи пройдены, следует закрепить навыки с помощью написания диктантов.

На то, чтобы научить ребенка красиво писать, может уйти не один месяц и даже год, но оно того стоит. Ведь красивый, аккуратный почерк – лицо каждого школьника!

 

womanadvice.ru

Как выработать у ребенка красивый почерк, а не отвращение к учебе

Собрал свои наработки и решил оформить их в виде курса "Как выработать у ребенка красивый почерк, а не отвращение к учебе"...

... Скоро осень Опять в школу!

... Вижу лица мам, "выпускниц" курсов подготовки к школе, с немым вопросом в глазах: и что с этим делать?

... Лица других, мам второклассников, уже побывавших "там" и нервно ожидающих наступления очередного "цикла" ..

Я, естественно, покопался в Сети, поговорил со знакомыми, в том числе психологами, и обнаружил удивительную вещь. Методики формирования правильного почерка практически отсутствуют ...

  • "Диагностика характера по почерку" - пожалуйста.
  • Судебно-криминалистическая экспертиза почерка, выявляющая потенциальных преступников" - сколько угодно.
  • "Диагностирование по почерку болезней на ранней стадии, связь почерка с судьбой" - к вашим услугам.
  • Циничная мысль посетила меня немедленно: "А что,обязательно надо довести вот до этого, чтобы понять, что почерк - важен?!"

    ... Столько желающих "Диагностировать" и "Прогнозировать". Особенно "Судьбу" и "Карму" .

    Странная ситуация, учитывая "заряженность" темы и массовость "потребителя". Очень странная. В науке с таким никогда не сталкивался.

    Нет, ну кое-что, конечно, имеется ...

    Если хватит совести отнести к разряду методик вот это:

    "Сидеть прямо, держать ручку тремя пальцами под углом не более 200 и стараться писать ровно, не вылезая за строку".

    Я бы дополнил такую "Методику" транспортиром с отвесом, привязанными к ручке: для повышения точности (в сравнении с методикой-прототипом).

    Вы усмехнулись? Напрасно. "Прототип" - технический термин, используемый патентоведами. Реально существует (и продается) патентованная "Методика", по которой буквы обводят по шаблонам, сопровождая это священнодействие звуком метронома. (Я бы заменил на звук бубна: веселее, громче и мозги лучше отключает).

    Инженерная психология

    С точки зрения инженера, такие "методики" не втискиваются в рамки использованного термина. Это можно было бы назвать "Рекомендациями". Помните, как в старом анекдоте:

    - "Равви, а это поможет?"

    - "Не навредит".

    Если бы инженеры пользовались подобными "методиками", то мы не только не летали бы в Космос, но и ближайшую речку по мосту на телеге не переехали бы без риска обрушения конструкции.

    ... Школьное образование вообще страдает отсутствием работающих технологий ... Но не до такой же степени! Все-таки не с железками имеем дело.

    Но почему именно почерк?

    "Кто неправильно застегнул первую пуговицууже не застегнется как следует"Гете

    "Почерк - геометрия души"Аристотель

    То, что современное школьное образование не вполне осмысленно и слабо связано с реальной жизнью... "Эта беда - еще не беда", как говорил Конек-Горбунок. Думать я своего ребенка уж как-нибудь сам научу, причем довольно легко. Школа ведь не сможет заставить его думать в определенной манере? Как говорится - ума не хватит.

    Но вот относительно выражения мыслей ...

    То, что ребенка в школе действительно вынуждают делать - это писать. Много и быстро. (И, заметьте, слово "вынуждают" не является синонимом слова "учат").

    За почерк снижают оценки, капают на мозги - как ребенку. так и родителям. Начиная с первого класса активно формируют у ребенка синдром выученной беспомощности (о котором я писал в книге "Скрытые причины и парадоксы детского непонимания").

    И вот на эту составляющую процесса, протекающего в школе, я непосредственно влиять не могу.

    "Ну и что?", - скажет кто-то.

    "Пусть себе думает одно, а пишет другое. Его же не заставляют излагать свои мысли? Он выполняет упражнения, которые все равно должен выполнить".

    "Блаженны простодушные". Однако мне в этом смысле не повезло.

  • Попробуйте, например начать сердиться с улыбающимся лицом. Получается?
  • Или играя в футбол на счет, слушать Чайковского (в наушниках).
  • Почерк и "мелкая моторика"

    Практически все мамочки, независимо от уровня образования, знают: "мелкая моторика - это очень важно для развития ребеночка!", "Чтобы он рос умненьким и здоровеньким необходимы мелкие движения пальчиков. Потому, что это способствует развитию важных отделов мозга!". Не могу не согласиться.

    Совершенно справедливо.

    Поэтому ребеночку покупают красивые игрушки. рисуют с ним, играют в кубики, лепят из пластилина и складывают пазлы.

    В этом ясельно - грудничковом возрасте все смотрится замечательно.

    Но куда же девается эта логика, когда ребенок попадает в среду которая начинает активно его "социализировать", впечатывая в его растущую детскую головку иные, непривычные и недружественные образы?

    Я скажу Вам куда: логики там никогда и не было.

    Было цитирование, было копирование. Но в школе господствуют иные образы, иные "цитаты".

    "Ребенок должен стараться, должен хорошо учиться, должен писать красиво".

    "Как????!!!!"

    "Тремя пальцами и под углом не более 200"

    Шутливо-ироничная манера, в которой я пишу о школьном образовании, является для меня средством избежать более определенных выражений.

    ... На днях слушал лекцию преподавателя университета, доктора физико-математических наук: он на примерах показал механизмы, посредством которых разрушена российская математическая школа. Еще 15 лет назад - сильнейшая в мире. Заканчивая свое выступление, он резюмировал: "Каким же мерзавцем нужно быть, чтобы делать это в школе!". Я так не выражаюсь: все-таки я не доктор, а только кандидат наук ...

    Поэтому, в течение месяца курс появится. И найдет свою "сотню - другую", которую я обозначил в миссии.

    История моего почерка

    ... Один случай из жизни не позволяет мне оставаться объективным в вопросах красивого почерка.

    ... В середине девяностых, когда я начинал профессионально инвестировать в ценные бумаги, случился один урок ...

    В одной сделке я потерял сумму, примерно равную стоимости трехкомнатной квартиры в Москве ...

    ... Через три месяца я вернул деньги обратно и стал успешным инвестором...

    Для справки: статистически только 2% людей на бирже становятся победителями.

    Вы спросите, чем я занимался эти три месяца? Наверное, углубился в изучение рынков, совершенствовал торговые стратегии?

    Нет.

    Я приучил себя складывать личные вещи на место и исправил сильно искривившийся со школьных времен почерк. Не скажу, что это было легко ...

    ... Я сам не склонен верить в подобные истории. Однако эта - совершенно правдива.

    butorov.ru

    Можно ли исправить почерк? или Чудеса в нашей жизни | Материнство

    Вы никогда не задумывались, что такое почерк? Почему одни люди пишут разборчиво и красиво, а другие так, что потом сами не могут прочитать написанное? А о почерке врачей вообще ходят анекдоты.

    От чего же зависит почерк? Некоторые утверждают, что от навыков каллиграфии. Вспоминают культовый фильм «Первоклассница», снятый в 1948 году по повести Евгения Шварца, и вздыхают, что с таким-то подходом к чистописанию просто не могло быть плохого почерка!

    Мои родители учились в школе в одно и то же время, в начале 50-х, и тоже писали перьевыми ручками, используя чернильницу и тщательно промакивая страницу промокашками (кстати, вы еще застали в тетрадях эти пористые розовые листочки-вкладыши? Мне довелось, хотя писали мы уже самыми обыкновенными шариковыми ручками). Так вот, у мамы до сих пор крупный аккуратный почерк, а папин почерк – мелкий, напоминающий бусины, и гораздо менее понятный. А родители моей школьной подруги писали совсем уж неразборчиво. Выходит, дело не в пере и чернильнице.

    Согласно Википедии, почерк — это фиксируемая в рукописи, характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки. На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма.

    Итак, на почерк влияют факторы субъективные и объективные. Например, в одном классе, при одинаковых объективных (внешних) условиях – общей программе, одной на всех учительнице, одинаковых заданиях – почерк у детей будет различаться в силу субъективных факторов. Иначе говоря, личных особенностей. Так я считала, отдавая сына в первый класс.

    В силу этого я не особенно переживала из-за того, что ему не удавалось писать красиво. Во-первых, я надеялась, что постепенно, с опытом, все наладится. Во-вторых, если уж он так пишет, значит, таковы его способности, и с этим ничего не поделаешь. Все люди пишут по-разному, не всем дано писать красиво.

    Когда мне случалось заглянуть в тетрадку одноклассника-отличника, я вздыхала и удивлялась: как только удается некоторым детям так писать! Но что поделать, не все рождаются живописцами или музыкантами, не всем дано, думала я.

    Однажды мне довелось общаться с пожилой учительницей, пять десятков лет отработавшей в школе. Она показала мне стопку сочинений своих первоклашек. Эти работы меня глубоко поразили. Казалось, их написал один человек! Десяток идеальных почерков, десяток стройных, аккуратных буковок, построившихся в шеренгу, подобно солдатикам! Ни единой ошибки, почти ни одного исправления!

    Погодите, а как же индивидуальные особенности, личность пишущего? Ну, скажем, если присмотреться внимательнее, то некоторые минимальные отклонения в этих работах можно было найти. У кого-то буквы чуточку острее, у кого-то на полмиллиметра шире… И все-таки это было невероятно. Моему ребенку, закончившему на тот момент второй класс, подобное было не под силу.

    Буквы на его строчках танцевали какой-то безумный свистопляс. Они скакали, падали, валились друг на друга, кривлялись, пачкались и временами совсем исчезали со своих мест.

    Мы пробовали заниматься по прописям. Последний летний месяц мы с ним выводили палочки и крючочки, как в первом классе. Мы заново учились писать элементы и собирать их в буквы. Сын старательно занимался, и мне хотелось верить, что он станет писать хоть немного лучше.

    Но начался сентябрь, сын перешел в третий класс, и все пошло по-прежнему, будто и не было усердных летних занятий. Буквы все так же бесстыдно кривлялись, и все мои уговоры: «Пиши аккуратнее! Старайся!» – не давали ни малейшего эффекта. А бонусом к ужасному почерку добавлялись пропуски букв и грубейшие орфографические ошибки на прекрасно знакомые орфограммы.

    Закончилась первая четверть, мой третьеклассник заработал очередной «трояк» по русскому, и я решила побольше позаниматься с ним на каникулах, чтобы хоть немного поправить грамотность. Наверное, эти усилия опять принесли бы очень малозаметную пользу, но я должна была хоть что-то делать.

    И тут возникла совершенно неожиданная возможность – получить во время каникул несколько занятий у очень опытного педагога начальной школы, попытаться поправить почерк.

    Откровенно говоря, мне сложно было решиться. Во-первых, все каникулы ежедневно нужно было куда-то ездить. Я боялась переутомить ребенка и не обеспечить ему полноценного отдыха в короткую каникулярную неделю. Во-вторых, я вообще сомневалась, что за пять дней можно хоть что-то сделать. Все-таки выработка почерка – задача длительная, многолетняя, что тут могут решить несколько часов, пусть даже с самым опытным и знающим педагогом?

    И все же я решилась попробовать. Несмотря на все сомнения, я поняла, что если я сейчас упущу этот шанс, то это лишит моего сына каких-то преимуществ в будущем, и я себе этого не прощу. Я должна испробовать все возможности.

    Собственно, учительница не делала ничего особенного. Она просто говорила ему: «Веди вниз, тяни, закругляй, верхнее соединение, в конце предложения ставлю точку» и т.д. Она не позволяла ему сгибаться, класть голову на руку и дергать ногами под столом: «Успокой ноги, поставь их на подставку». На первом занятии она, взяв его руку в свою, вместе с ним написала несколько строк. На втором это была лишь одна строчка, а дальше он писал самостоятельно, под внимательным контролем педагога, которая ни на минуту не отворачивалась, следя за движением его руки. И рука вдруг перестала дергаться и прыгать, и вместо неуклюжих каракулей на странице, как по волшебству, стали появляться пусть пока несовершенные, но довольно аккуратные буквы! Все они сидели точно на рабочей строке и не выпрыгивали за верхнюю линейку, а по ширине каждая из них умещалась ровнехонько между узкими косыми линиями.

    Я не могла поверить своим глазам, я не представляла, что мой ребенок может так писать! Оказывается, дело не в личных способностях и особенностях характера, а в грамотном, толковом объяснении. Стоило лишь показать и объяснить ему, что нужно делать, и дело пошло, как по маслу.

    Был еще один немаловажный момент: учительница настойчиво добивалась от мальчика, чтобы он проговаривал вслух все, что пишет. Я еще летом этого добивалась, но безрезультатно, да и теперь он стал что-то бубнить себе под нос лишь к концу каникул. Наши занятия подошли к концу, и больше всего меня заботило то, сохранит ли мой мальчик приобретенные навыки, или все растеряет с первого же школьного дня.

     

     

    После каникул минуло лишь две недели, и пока рано делать выводы. Почерк еще не устоялся, но сын старается изо всех сил, и говорит, что ему удобно так писать! И одновременно в работах стало на порядок меньше орфографических ошибок. Правда, в классе ему приходится непросто: старательно выводя буквы, он не успевает вслед за классом выполнять задания к тексту. Но учительница, видя произошедшую в нем перемену и его старания, относится к этому с пониманием.

    Особенно порадовало меня сочинение, написанное в тетради без наклонной линовки – ребенку удалось сохранить правильные пропорции букв!

    К сожалению, я не могу поделиться контактами волшебницы-учительницы, не имею на это полномочий. Для чего же я написала эту заметку? Мне хотелось показать, что вещи, которые так ясны и понятны нам, родителям, совсем не обязательно понятны детям. Мои просьбы: «Пиши аккуратнее», – были для ребенка чем-то абстрактным, потому что его никто не научил, как это сделать. Видимо, в первом классе эти элементарные азы не были достаточно объяснены и отработаны, чтобы войти в руку ребенка твердым навыком. К счастью, ситуация оказалась еще не полностью запущенной, и достаточно было просто показать и доступно объяснить, чтобы мой сын начал писать так, как следует писать каждому ученику.

    Дата публикации 24.11.2015 Автор статьи: Эхомамины записки

    materinstvo.ru

    Детский почерк: стоит ли его корректировать?

    Детский почерк вызывает у нас двоякие чувства. С одной стороны, он еще до конца не оформился, поэтому требовать совершенства исполнения было бы странно. Но стоит школьному учителю начинать снижать оценки, мы тут же усаживаем ребенка за прописи. Какая же из тактик верная?

    Сегодня мы учимся работать с данными в совершенно ином формате и абсолютно новым способом. Вместо любимой книги в кожаном переплете у нас на полке лежит планшет, вмещающий библиотеку. Шариковые ручки, не говоря о карандашах, и вовсе впали в немилость: смотрятся старомодно, пишут коряво. Благодаря смартфонам нужда в них почти отпала: сейчас для того, чтобы написать письмо, нам вполне хватает одного пальца. Принимая в расчет все эти перемены, многие родители уверены, что очень скоро дети в школе будут сочинения и диктанты не писать, а печатать. Нет, серьезно: в Италии, например, ученикам, которым трудно освоить письмо, уже разрешают не мучиться и перейти на клавиатуру. Правда, психологическую теорию деятельности Выготского никто не отменял: если мы тренируем руку, то навык письма формируется. А если нет, то писать ребенок просто не научится.

    Универсальный инструмент

    Письмо, которое в нашей культуре неразрывно связано с чтением, выступает в роли универсального тренажера. Ведь рука – это продолжение мозга. Письмо способствует развитию сразу нескольких его отделов и напрямую влияет на формирование такой высшей психической функции, как абстрактное мышление. А параллельно задействует процессы синтеза и анализа. Это означает, что обучение письму закладывает фундамент для восприятия и гуманитарных, и точных наук, ведь буквы и цифры – это высшие абстракции. Механизм простой. В основе высших психических функций лежит произвольная регуляция деятельности – наша способность прикладывать волевые усилия для достижения поставленной цели. Как раз этот навык и тренирует письмо. Ведь для того, чтобы что-то написать, нашему мозгу приходится изрядно постараться. Сначала мы перекодируем звуки в буквенные символы, потом приказываем своей руке сделать определенные движения, чтобы отобразить их на бумаге. А если мы переписываем текст, печатные символы необходимо параллельно преобразовывать в рукописные. Если сокращать нагрузку на руку, мозг станет работать иначе. Никому не известно, к каким последствиям это приведет в масштабе следующего этапа развития человеческой цивилизации.

    До школы

    До школы руку тоже нужно и можно готовить к письму. Но не с помощью прописей, а во время освоения разных графических навыков. Например, с малышом очень полезно заниматься штриховкой в разных направлениях, обводить всевозможные предметы, работать с трафаретами. Главное – давать ему не фломастеры, а карандаш, но не обычный, а трехгранный. Так у него сформируется правильный нажим и ему будет легче почувствовать руку и бумагу. Еще полезно предлагать ребенку дорисовывать вторую половинку симметричного изображения. Только запомните: если вы выберете слишком сложную картинку, мотивация у него быстро пропадет.

    Но, по свидетельству большинства педагогов, которые на протяжении многих лет наблюдают за своими учениками, дети, у которых разборчивый почерк, учатся лучше. У них активнее развито воображение, они яснее выражают свои мысли, эффективнее анализируют информацию и быстрее находят удачный выход из сложных жизненных обстоятельств. И письменная речь у них развита лучше, поэтому они легко пишут изложения и сочинения. В результате такие дети учатся думать и действовать самостоятельно, а не довольствуются чужими идеями и готовыми «продуктами».

     Удачный момент

    До первого класса дети учатся писать печатные буквы. Только когда образ сложится, можно переходить к рукописному варианту. Если начать слишком рано, и мозг и рука будут к этому не готовы. За произвольную регуляцию деятельности отвечает неокортекс. Эта та доля мозга, которая в ходе эволюции образовалась самой последней. Отвечает она за абстрактное мышление, в том числе за овладение навыками письма, чтения и счета. Созревает неокортекс постепенно, поэтому раньше 5 лет знакомить малыша даже с печатными буквами не стоит. А если терпеливо дождаться этой возрастной отметки, у него сформируется и мотивация, и желание изучать литеры. Что касается прописных букв, увлекаться ими раньше времени педагоги с большим опытом работы не рекомендуют настоятельно. И советуют никакие, даже очень хорошие и «правильные», прописи ребенку не давать. Для таких сложных операций, как переложение звуков или печатных символов на письмо, мозг будет полностью готов не раньше 7-летнего возраста. Существует и другая опасность. Когда азам малыша обучают неспециалисты, например мама с папой, у малыша может закрепиться неправильный вариант написания букв и соединительных элементов. Переучивать таких детей учителям сложно, а делать это придется, потому что почерк в таких условиях часто выходит трудночитаемым.

    о свидетельству большинства педагогов, которые на протяжении многих лет наблюдают за своими учениками, дети, у которых разборчивый почерк, учатся лучше.

    Возможны и отдаленные последствия неоправданной гонки. Если ребенок начинает учиться писать слишком рано, у него на это уходит очень много сил. Психическая и физическая усталость накапливается, и к школе желание овладевать письмом у таких детей крайне часто сходит на нет. В дальнейшем отвращение к прописям может повлечь за собой трудности в обучении и усвоении школьных знаний. Родителям, которые торопят события, стоит чаще вспоминать непреложный закон бытия: без мотивации добиться успехов в школе, да и в жизни, нереально. То же самое может произойти и в том случае, если мама с папой не обращают должного внимания на такой, казалось бы, пустяк: как ребенок держит ручку или карандаш. Если захват формируется неправильный, малышу неудобно держать пишущий инструмент, поэтому рука быстро устает, у некоторых детей даже появляется гипертонус мыщц. В таких условиях концентрировать внимание на предмете сложно, и трудно вникать в детали и запоминать информацию. В результате мотивация падает, а желание учиться и ходить в школу пропадает.

    Вилка-ложка

    Еще до школы очень важно обращать внимание на то, как ваш кроха держит вилку и ложку. Постепенно учите его правильно держать столовые приборы: не всей пятерней, а тремя пальцами. Если не обращать внимания на этот пункт, то в начальной школе у него может сформироваться неправильный индивидуальный захват, и писать ручкой ему будет гораздо сложнее.

    Активный поиск

    Беспокоиться о том, что у ребенка плохой почерк, раньше времени тоже смысла не имеет. В первом классе об этом даже думать нелепо. Овладевать азами письма дети должны в спокойном темпе, с чувством и с расстановкой. А начиная со второго класса они уже действительно начинают писать быстрее. С этих пор у ребенка уже можно заметить индивидуальные особенности почерка. Но это вовсе не означает, что едва наметившаяся манера письма останется неизменной. Вспомните свои тетради. У всех почерк преобразился до неузнаваемости, не так ли? Уверенно чувствовать себя в письме дети начинают примерно с четвертого класса, а с его середины они пробуют сознательно менять свою манеру письма. Листая тетрадь ребенка в этот период, есть чему удивиться: в начале идут буквы закругленные, через несколько страниц они уже все печатные, а в конце почему-то угловатые.

    Оттачиваем мастерство

    Нередко родители считают почерк своего чада нечитабельным, а профессионалы с такими выводами не соглашаются. Если все образы букв написаны правильно и соединены по канону, обвинения в неразборчивости – самая настоящая клевета. Слишком многого от младших дошкольников все же требовать не стоит, а свои амбиции всегда полезно усмирять. Во вторую очередь стоит вспомнить своих предков. Физиологи давно доказали, что предрасположенность к хорошему или плохому почерку передается по наследству. Если у вас в роду были обладатели «куриных лап», вполне вероятно, что эту эстафету получит и ваш ребенок. Есть дети, которые не способны писать разборчиво, и в этом отношении гены не переспорить. А если вы и ваши ближайшие родственники слыли образцовыми каллиграфами, вряд ли у вашего отпрыска будут трудности с письмом. Корректировать почерк можно, но свои ожидания лучше сразу соизмерять с реальностью и с генетической предрасположенностью.

    Курс на исправление

    Применять правила орфографии и пунктуации и одновременно думать о том, как правильно выписать каждую букву – для ребенка младше 12 лет задача непосильная. Мозг и психика просто неспособны демонстрировать такой суперконтроль, ведь они находятся в стадии созревания. Профессионалы не советуют ставить почерк во главе угла, а призывают приоритетное место отдавать грамотности. А вот после 12 лет эту проблему можно попытаться решить. В этом возрасте дети научаются произвольно, то есть сознательно, менять свой почерк. Ребенок может поставить перед собой задачу начать писать лучше. Рука и мозг к этой миссии тоже будут готовы.

    • Корректировать почерк лучше в каникулярное время.
    • Важно создать у ребенка мотивацию. Без осознанного желания, не понимая, для чего нужно улучшить почерк, ребенок вряд ли достигнет стойких результатов. Попробуйте пробудить у него интерес к каллиграфическому письму, которое подразумевает художественный подход к исполнению букв и вензелей. Или расскажите, как ваша бабушка виртуозно владела пером и чернилами. Можно найти в интернете письма наших классиков и пригласить ребенка поэкспериментировать вместе. 
    • Заниматься чистописанием лучше не дольше часа.
    • Не забывайте, что, когда ваш ребенок сидит над прописями, его мозг проводит огромную работу. Каждый раз, перед тем как написать одну буку, он будет сверяться с прописями, а эта задача требует дополнительных усилий. Будьте готовы к тому, что ребенок будет писать медленно и результаты вы увидите не сразу.
    • Три строчки, написанные красивым почерком за один час, – это хороший результат в начале тренировок. Не ругайте ребенка, что, просидев так долго, он написал так мало. Наращивайте объем задач постепенно, и через неделю он напишет уже 4 строчки, потом 5 и т. д.
    • Не забывайте, что переписывать текст и писать под диктовку – разные вещи. Во втором случае задача гораздо сложнее. Во время диктанта мозгу необходимо сначала распознать звуки, потом перекодировать их в буквенный вариант и при этом еще потратить много усилий, чтобы написать слова красиво.
    • К чему следует стремиться? Если к концу лета ваш ребенок сумеет написать красиво и под диктовку текст положенного для его возраста объема (для 7 класса это диктант из 130 слов), это будет прекрасный показатель. Если результат будет хуже, не волнуйтесь: те буквы, которые стали удаваться лучше, все равно останутся в его активе

    www.parents.ru