Родительское собрание "Если ребенок может и не хочет учиться". Ребенок не хочет учиться 8 классРебенок не хочет учиться – 8 уважительных причин и действия родителейВаш ребенок уже школьник? Хорошо, если ему повезло с учителем, и учеба не вызывает проблем. Но что делать, если ребенок идет в школу без всякого энтузиазма, а выполнение домашних заданий становится испытанием для всей семьи? Сегодня разбираемся, что делать, если ребенок не хочет учиться. Клиповое мышлениеУ современных детей все чаще отмечают нежелание учиться уже в дошкольном возрасте. Основной причиной этого явления психологи называют развитие современных технологий, вернее, неправильное приобщение к ним. Современные гаджеты, которыми многие родители заменяют живое общение с ребенком, снижают потребность в новых знаниях уже в детсадовском возрасте. У дошколят исчезает их всегдашняя любознательность, нет потребности узнавать что-то новое, изучать, прикладывать усилия. Игрушки, мультики, забавные фрагменты из Интернета забирают все их время и внимание. Зависимость от гаджетов уже стала серьезной проблемой. Появилось понятие «клипового мышления» – фрагментарного, отрывочного. Большой объем информации, легкость ее получения приводят к тому, что дети воспринимают ее поверхностно, разрознено, без осмысления и запоминания. Именно на этот тип настроены социальные сети, современные сериалы, СМИ. Что делать? Начать с себя. Маме, часами «залипающей» в соцсетях, некогда заниматься с ребенком. Играйте с малышом в развивающие игры, учите читать и считать, читайте ему сказки – да просто разговаривайте, пробуждая в нем интерес к новым знаниям! Не нужно полностью лишать гаджетов, это нереально, но введите разумные ограничения. Первоклассник и его проблемыРебенок стал первоклассником! Он с радостью собирал рюкзак, гордо сам нес его в школу, старательно готовил уроки – и вдруг… Ребенок не хочет учиться читать, считать, писать и вообще ходить в эту вашу школу! Спокойствие, только спокойствие! Сначала выясните причину. У младших школьников обычно си Сын не хочет учиться - Вопрос психологуРодительское собрание "Если ребенок может и не хочет учиться"Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба Пожалуй, это наиболее часто встречающаяся проблема сегодня у детей любого возраста. Родительское собрание, а особенно выступление психолога на нём не стоит проводить дольше 20 минут. Так как родители приходят вечером, после работы. Восприятие притуплено усталостью, и даже если есть интерес к разговору, он не должен быть навязчивым. Чтобы привлечь внимание, надо удивить, оглушить: рассказать сказку, притчу, загадать загадку.Весь материал надо выдавать коротко, чётко, наглядно разбавляя метафорически насыщенными вставками для привлечения и переключения внимания, с целью расстановки акцентов. Ход собрания 1. Вступительное слово ведущего. Постановка темы. Вопрос родителям: чьи дети хотят учиться? Как вы можете объяснить это? Предложение прочитать сказку. Напомнить, что “сказка ложь, да в ней намёк”. Сказка. Чай с плюшками, или сказка о принце, который не хотел учиться В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него сын – недоросль. Целыми днями сидя на троне и попивая чай, царь мечтал о том, каким пресвященным и сильным царём станет его сын. А у него было на это время, потому что всеми его делами занимался первый министр. Но сын учиться не любил. Царевич убегал с уроков, играл и бегал в саду, катался на лошади и пил чай с плюшками. А царь довольный шёл пить чай с плюшками. Долго ли коротко, минуло 20 лет. Не стало царя. Не стало и тихой царицы-матери. Хотел было взойти на престол царевич, да сын министра занял его. И народ поддержал: а кому нужен царь, который умеет на коне ездить и пить чай с плюшками. Сказка может не комментироваться для родителей. Оставить для личного размышления. Возможно предложить обсуждения или задавать вопросы. 2. Причины нежелания учиться у детей. - Для того чтобы решить проблему, нужно определить причину. В зависимости от последней, выбирается путь или способ решения. Далее будет предложен ряд основных причин нежелания учиться. Попробуйте определить для себя свою (может не одну). Таблица предлагается для совместного анализа и обсуждения. Возможно в распечатке, возможно, в виде презентации.
Вопрос ведущего: смогли ли определить, нежелания учиться именно вашего ребёнка? Понятно ли что стоит делать дальше? После совместно прочтения – анализа ответить сразу на возникшие вопросы родителей. - Предлагаемая далее притча поможет нам немного переключиться на другую тему: нужно ли вашему ребёнку то, что вы ему запланировали? 3. Притча. Как заставить сына учиться? Единственный сын был у богатого купца. Отец хотел, чтобы сын стал образованным человеком, но учеба давалась мальчику с трудом. Сын купца учился только под страхом наказания и при любой возможности сбегал с уроков. Больше всего мальчик любил лошадей. Все свободное время он проводил в конюшне или на скачках. - Не даются мне знания, батюшка. Дети младше меня бойко отвечают, а я, как будто немой. Не могу я терпеть такую муку, - сказал однажды сын. - Терпи, сын, без муки нет науки, выучишься и станешь продолжать мое дело, - ответил отец. Но мальчика не тянуло к купеческому делу. Батюшка запретил ему подходить к лошадям. Тогда мальчик стал убегать на пристань. Там новый корабль строили. Мальчик вскоре стал помогать строителям корабля. Он любил руками работать. Как-то увидел отец его на пристани, взял сына за вихор и грозно спросил, что он тут делает. - Не ругайте его, господин. Сынок у вас умельцем растет, - вступился за мальчика один из строителей. - Он у нас на все руки, кроме науки, - сердито произнес отец, но сына отпустил. - Не хочу я учиться, батюшка, лучше на конюшню пойду работать, - упрямился сын. Но отец мальчика все равно велел ему идти в школу, а сам подошел к учителю и предложил: - Я заплачу вам много денег, если вы будете дополнительно заниматься с моим сыном и добьетесь, чтобы он стал лучшим учеником. - У вас хороший мальчик, но я не возьму ваших денег. Я не смогу сделать из него лучшего ученика. Бесполезно нагибать голову быка, который не хочет пить. 4. Чего хочет ваш ребёнок? - Часто дети и спрашивают родителей: “А зачем учиться?” И что родители отвечают? /Предложить родителям дать варианты ответов/. А) Чтобы иметь профессию, чтобы много зарабатывать, чтобы хорошо жить и т.д. А дети видят: для того чтобы хорошо жить, совсем не обязательно быть с образованием, и родители подчас самый наглядный тому пример — неплохо зарабатывают без высшего образования, или, имея за плечами институт, еле сводят концы с концами. Б) Чтобы тебя уважали, ценили, чтобы реализоваться, чтобы приносить пользу людям (Родине). Если ребенку 10-12 лет, то для него это далеко, а пока его ценят и уважают сверстники совсем за другие заслуги (что, кстати, естественно). В) Чтобы было интересно, потому что учиться, узнавать что-то новое — это здорово. А вашему ребенку не интересно, ведь он никогда не учился из интереса, всегда была программа, по которой надо было “овладевать знаниями и навыками”. Г) А главное — он не видел, как познают, как трудятся его папа и мама, он не видел по-настоящему увлеченных родителей — не телевизором, не чтением детектива или любовного романа, а увлеченных узнаванием нового. Может быть, ваш ребенок просто не знает, что трудиться можно с радостью и интересом. Даже если вы по-настоящему увлечены своей работой, на работе он вас не видит, а дома вы либо с усталостью и по необходимости делаете домашние дела, либо сидите перед телевизором. 5. Итак, что же делать? 1) Самое трудное — принять это как данность и перестать бороться со своим ребенком, то есть отнестись к этому серьезно и осознать, что ему нужна помощь. Он должен почувствовать, что вы принимаете его таким, хотя вам, конечно, это не нравится, но вы его все равно любите и готовы ему помогать. 2) Разобраться со своими собственными увлечениями и интересами. Посмотрите на своего ребенка, как на свое отражение в кривом зеркале, которое, конечно, преувеличивает недостатки, но не придумывает их. А вы чем увлечены, какие у вас интересы, кроме домашних проблем и сериалов? Попробуйте возродить свои увлечения или найдите новые. Если у вашего ребенка появляется хоть какое-то увлечение, не торопитесь говорить “нет”, но и не торопитесь кидаться с помощью и советами, делая тут же этот интерес семейным достоянием. Относитесь к желаниям и интересам своих детей с уважением. 3) Начинайте отдавать ответственность за жизнь ребенка ему самому: перестаньте его все время контролировать, выдавать ценные указания, и главное — принимать за него решения. Для многих родителей это самое сложное, потому что надо перестать относиться к ребенку, как к своей части, как к своему продолжению. 6. И в заключении притча для раздумья. Правильный путь Шли по лесу старец с учеником. Впереди препятствие: бурная речка, через которую переброшен мостик. А рядом — корявый ствол старого дерева. — Учитель, — почтительно обратился к старцу молодой человек. — Какой мне путь выбрать: лёгкий или тяжёлый? Старец важно ответствовал: — Когда познаёшь ты Учение, лишь путь тяжёлый принесёт плоды… Юноша тяжело вздохнул, и полез по склизкой коряге. Учитель с интересом наблюдал, как молодой человек перелезал через реку, обламывая гнилые ветки, рискуя сорваться каждую минуту. Когда юноша оказался на том берегу, старец спокойно прошествовал по мостику. — Как же так?! — возмутился ученик. — А как же Учение? — И лишь достигши мастерства, осознаёшь, что лишь лёгкий путь ведёт к истине, — лукаво усмехнулся старик. Возможно, всё несколько иначе, чем нам видится, и путь он проще и он немного иной. 7. Заключение. Подведение итогов. 1) Если ребёнок не хочет учиться, надо определить причину. И, исходя из этого, искать пути решения. 2) Если ребёнок не хочет учиться в силу своего желания – принять это. 8. Обратная связь. Что дало вам сегодняшнее собрание. 7.03.2014 xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai 8 причин почему ребенок не хочет учиться / Малютка![]() Учиться слишком сложноВозможно, ребенок плохо понимает и усваивает учебный материал. Часто такое случается при переводе в новую школу, после длительного пропуска занятий по болезни или из-за того, что уровень учебного заведения не соответствует уровню подготовки вашего сына или дочери.Учиться слишком скучноИногда уровень подготовки ученика оказывается, напротив, слишком высок. Ему может быть просто скучно сидеть на уроках и неинтересно выполнять задания, не требующие от него никаких усилий.Конфликт с учителямиК сожалению, это довольно частая причина отвращения ребенка к школе и к учебе вообще. Если учитель и ученик, что называется «не сошлись характерами», найти выход из этого положения может быть непросто.Конфликт с одноклассникамиСложные отношения с «коллегами» по классу могут надолго отбить у ребенка желание учиться. Иногда такие конфликты быстро разрешаются сами собой. Но иногда для их решения нужно вмешательство специалистов – педагогов и психологов.Отсутствие потребностей в новых знанияхСовременные дети зациклены на гаджетах. Специалисты утверждают: зависимость от них часто лишает ребенка природной любознательности и тяги к знаниям.Излишний контроль родителейИногда из лучших побуждений родители пытаются облегчить ребенку процесс обучения. Мамы и папы берут всю ответственность на себя, контролируя каждый шаг школьника. При этом они упускают из виду то, что тем самым лишают его заинтересованности в процессе и результате учебы.Проблемы со здоровьемУ ребенка плохой сон и аппетит, он с трудом просыпается и быстро теряет силы даже после несложной работы? Стоит обратить пристальное внимание на состояние его здоровья, обратившись к педиатру.Потеря мотивацииПорой в процессе учебы у ребенка пропадает мотивация. В переходном возрасте дети начинают бунтовать против нагрузок учебной программы, а порой – и самой идеи получения школьного аттестата. Этот период нужно пережить, постаравшись объяснить ребенку важность школьного образования. Если проблема стоит остро, посоветуйтесь с детским психологом.Комментарий психолога Марии Буртман:Один из важнейших факторов, влияющих на уровень учебной мотивации – возраст ребенка. Самый высокий уровень мотивации обычно бывает в начальной школе, особенно у первоклассников: тут и долгожданный новый статус, и новизна ситуации, и присущее возрасту любопытство. Если ребенок отказывается учиться в начальной школе, особенно в первом классе, то причины, как правило, бывают двух типов. Это либо недостаточная психологическая и физиологическая готовность к школе (ранний возраст, особенности ребенка), либо проблема социальной адаптации в коллективе. Обычно уровень учебной мотивации снижается на этапе средней школы. Самым низким он бывает в 8-9 классах, а вот в старшей школе, как правило, снова повышается. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку не потерять интерес к учебе? Общие рекомендации для всех возрастов: пересмотреть и скорректировать нагрузку, увеличить длительность сна, обязательно включить в расписание ребенка спорт и ежедневные прогулки на свежем воздухе. Важно разговаривать с ребенком об отношениях с одноклассниками и учителями. Выслушивать и обдумывать подчас путанные и не всегда интересные для нас, взрослых, рассказы – иногда они помогают понять истинные причины проблемы. Не снижать интерес к учебе помогает участие в мероприятиях – фестивалях науки, олимпиадах. Сейчас их огромное количество – как очных, так и онлайн. Есть масса каналов и ресурсов в интернете, где задачи – нестандартные, а обучение – нескучное. Наконец, всем детям хочется родительского одобрения. Даже подросткам, хотя они тщательно это скрывают. Младшеклассникам важна похвала родителей и отношения с учителем – то есть ищем «своего» учителя и интересуемся достижениями ребенка. В средней школе доминируют отношения с ровесниками, поэтому огромную роль играет среда. К концу средней школы многие дети перестают учиться, бросают дополнительные занятия – спорт, музыку. В таких случаях может помочь кардинальная смена внешкольных занятий. Часто удачный выбор нового увлечения помогает подростку пережить сложный возраст с минимальными потерями. В старших классах большое значение имеет наличие четких целей. Профориентация, выбор вуза и набора экзаменов – все это помогает ребенку вернуть мотивацию к учебе. Желаем вашим детям сильной мотивации и живого интереса к новым знаниям!malyutka.net
|