Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок 8 месяцев. Ребенок 8 месяцев не произносит слоги


Ребенок 8 месяцев | Компетентно о здоровье на iLive

Ребенок 8 месяцев – умения и навыки

  • Лепет постепенно заменяется слогами.
  • Ребенок понимает просьбы и выполняет их, дает ручку, хлопает в ладони, пританцовывает, наклоняет голову.
  • Малыш сильно привязан к маме и начинает понимать, что такое разлука с ней, реагирует плачем на расставание с мамой.
  • Ребенок 8 месяцев понимает, кто входит в круг родных людей, четко дифференцирует чужих и своих.
  • Малыш реагирует на громкие звуки, может вздрагивать и пугаться внезапных звуков.
  • Ребенок может сам вставать в кроватке, может передвигаться по ней и довольно долго стоять, опираясь о стену или спинку кровати.
  • Малыш может сидеть, садится и ложится самостоятельно.
  • Ребенок 8 месяцев  испытывает постоянную потребность в ползании, активно перемещается (чаще всего боком) по полу или широкой кровати.
  • Малыш может откусывать и жевать мягкие пищевые продукты.
  • Ребенок 8 месяцев способен жевать и проглатывать сильно измельченную, толченую пищу, переходит с пюре на более твердые продукты.
  • Восьмимесячного малыша можно приучать к горшку, ребенок должен спокойно реагировать на подобные действия.

Как проверять умения и навыки малыша?

  • Если малыш стоит в кроватке, мама может с помощью игрушки, привлекая внимание ребенка, отследить, может ли ее чадо самостоятельно перемещаться вдоль стены или поручней кровати.
  • Если малыш лежит, мама может попросить его сесть, позвать по имени, показать игрушку и так далее. Главное – проверить умение ребенка самостоятельно садиться из положения лежа.
  • Хватательный рефлекс, его силу можно проверить, в шутку отбирая у малыша игрушку. Чем крепче ребенок держит погремушку, тем более развиты у него рефлексы и мышечная сила.
  • Проверка умения дотягиваться до предметов: показать на отдалении игрушку, провоцируя малыша дотянуться до нее.
  • Проверит скорость реакции с помощью игры в прятки. Малыш должен искать взглядом исчезнувший предмет и эмоционально реагировать на его появления.
  • Нужно проверить внимательность малыша с помощью погремушки, которую кладут в карман или под подушку, провоцируя ребенка достать ее.
  • Ребенок 8 месяцев должен уметь управлять обеими руками, проверка- игра «ладушки», игра с двумя предметами, погремушками.
  • Проверка умения произносить слоги проводится совместно со взрослыми, когда мама или папа произносит слог (ма-ма или па-па, да-да, на-на), а малыш их повторяет.
  • Ребенок должен узнавать и показывать знакомые предметы, лица. Умение можно проверить с помощью просьбы «покажи носик», «покажи папу» и так далее.

Ребенок 8 месяцев – режим питания и сна

В этом возрасте ребенок питается только днем, от ночных кормлений его нужно постепенно отучать. В меню вводится более разнообразный прикорм для того, чтобы к годовалому возрасту полностью вытеснить кормление грудным молоком. В качестве добавок можно включать кефир или диетический творожок, так как пищеварительная система ребенка уже готова к подобной пище. Приводим примерный график и рацион питания для восьмимесячного малыша, находящегося на естественном грудном вскармливании:

Утро, 6.00 Грудное материнское молоко  
Утро, 10.00 Каша  на молоке 170 г
  Вареный куриный желток половинка
  Фруктовый сок с мякотью или светлый 50 мл
Обед, 14.00 Бульон на говяжьем мясе 20-25 мл
  Сухарик (белый хлеб)  
  Пюре из овощей 170 г
  Пюре из отварного говяжьего или куриного мяса 50 г
  Фруктовый сок 20-25 мл
  Нежирный творожок 50 г
  Пюре из проваренных фруктов 70 г
Вечер, 22.00 Грудное материнское молоко  

Если ребенок 8 месяцев получает смеси, то заменить грудное молоко следует именно молочными смесями. Если же есть возможность кормления грудью, то необходимо сохранять его до десятимесячного возраста хотя бы дважды в сутки – раннее утро и поздний вечер. Материнское молоко – это уникальный источник необходимых ребенку антител, формирующих и укрепляющих его иммунитет. Также маленького человечка необходимо приучать пить из чашечки, для этой цели можно приобрести чашку-непроливайку, сделанную специально для непоседливых малышей, способных пролить все, что попадает ему в руки. С помощью «волшебной» чашки малыш постепенно будет отвыкать от бутылочки с соской. Сон восьмимесячного малыша остается таким же продолжительным, как и ранее, порой ребенок может проспать 6-7 часов подряд. Эту способность лучше плавно перевести в ночной режим. Считается нормой, когда малыш спит ночью до десяти часов подряд, а днем спит по 1-2 часа трижды.

Ребенок 8 месяцев – меры предосторожности

Так как малыш в этом возрасте чрезвычайно активен и любопытен, есть риск, что интерес к неизведанным территориям и предметам может привести к травме. Не следует пресекать двигательную деятельность ребенка, главная задача родителей – минимизация рисков и опасностей. Для этого необходимо убрать, спрятать, закрыть все провоцирующие травмы и повреждения предметы: 

  • Купите специальные заглушки для розеток и закройте доступ к электротоку. 
  • Уберите и закройте в недоступных местах ножницы, иголки, гвозди, карандаши и все острые, колющие, режущие предметы. 
  • Если нужно погладить белье, желательно, чтобы малышом занимался кто-то из родственников, членов семьи. Горячий утюг после того, как все выглажено, нужно убирать в недоступное малышу место. 
  • Все лекарства, моющие средства должны быть «под замком». 
  • Все документы, фотографии, важные и полезные книги, журналы нужно убрать на верхние полки, куда нет доступа ребенку. 
  • Если в доме есть ступени, лестница, их следует выстелить мягким покрытием и следить, чтобы ребенок 8 месяцев не забирался самостоятельно на самые высокие ступеньки. 
  • На кухне, где готовится пища, кипятится вода, ребенок находиться не должен даже в присутствии мамы. Достаточно буквально секунды, когда маму может какая-то мелочь, чтобы произошла беда. 
  • Уберите подальше пояса, косынки, веревки и нитки. Эти вещи не годятся для игр.

Ребенок 8 месяцев – речь и эмоции

Восьмимесячный малыш с удовольствием реагирует на ласковые слова, интересные, новые игрушки и различные игры с родителями – прятки, катание мяча. Кроме того, ребенок начинает активно произносить слоги и даже слова. Замечательный период, когда ребенок произносит впервые слово «мама» или «баба». Папы часто втайне огорчаются, что малыш предпочел обозначить вербально маму, однако причина вовсе не в этом. Ребенку легче выговаривать звонкие согласные, глухие он научится говорить немного позже. Также ребенок 8 месяцев хорошо различает своих, родных людей и чужих, незнакомых. Долгое пребывание в компании маминой подруги, которая зашла проведать семью, может оказаться стрессом для маленького человечка. Ребенок привыкает к незнакомцам медленно, постепенно, не следует ускорять этот процесс, чтобы не спровоцировать негативные эмоции у малыша. Ребенок 8 месяцев знакомится с посторонними людьми очень осторожно, находясь на руках у мамы или папы, на формирование привычки и доверия к новому лицу может уйти порой целая неделя. Также малыш уже умеет выражать свои протесты и негодования мимикой, жестами, звуками и даже словами. Родителям нужно быть готовым к таким эмоциональным проявлениям и не только смеяться над потешным выражением лица своего чада, но и определять, чем именно недоволен ребенок, вполне возможно, что его возмущение имеет объективные причины (переполненный подгузник, остывшая или слишком горяча еда и так далее).

Ребенок 8 месяцев – это активный исследователь жизненного пространства, который проявляет свой характер, порой и упрямство. Родители в этот период должны научиться доброжелательно, но настойчиво ставить ограничения и рамки для маленького непоседы, не подавляя природное любопытство, но и не позволяя малышу диктовать свои условия. Восемь месяцев – это в определенном смысле начало социализации ребенка, формирования у него понимания слов «нельзя» и «можно».

ilive.com.ua

Развитие речи у ребенка - mama.ru

Когда ребенок начинает говорить? Дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть малыши, которые уже в 10–11 месяцев говорят до 15 слов, а бывают случаи, когда и в 2,5 года упорно молчат, несмотря на нормальное психическое развитие.

Уже не раз психологи пытались точно установить, сколько слов должны знать дети определенного возраста. Однако все эти попытки пока ни к чему не привели, потому что малыши в возрасте от года до двух лет слишком отличаются друг от друга. Шарлотта Бюллер, детский психолог, доктор философии, подсчитала минимальный и максимальный словарь для каждого возраста. Оказалось, что между этими величинами существуют огромные различия. По ее подсчетам, в год и три месяца словарный запас ребенка колеблется от 0 до 232 слов.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (ребенок понимает смысл слов, но не может воспроизвести их сам) и активное. Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную.

Приблизительные сроки формирования речи:

1-2 месяца — появляется гуление. Гуление —это протяжные негромкие певучие звуки или слоги: «а-а-а-а», «га-а», «гу-у-у», «а-гу».

Образец гуления

2-3 месяца — продолжается гуление. Ребенок произносит разные слоги: гу, ши, бу, зы и другие.

4 месяца — появляется смех и повизгивание. Звуки похожи на: аль-ле-е-лы-aгы.

5 месяцев — малыш «поет», меняя интонацию голоса.

6 месяцев — как правило, ребенок начинает понимать речь взрослого, реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Появляется лепет. Лепет представляет собой пропевание слогов типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п. С помощью лепета ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса.

Образец лепета

7–8-м месяцев— малыш понимает многие слова. Он говорит слоги: ба-ба. да-да-да и звуки звуки: п, б, м, г, к, э, а. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый. Ищет предметы глазами.

С 8 месяцев дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями.

Могут произносить слова, состоящие из двух-трех открытых слогов (ля-ля, та-та, ку-ка и др.), подражают звукам (би-би, гав-гав, пи-пи и др.). Знают названия некоторых предметов. Понимают простые инструкции: принеси игрушку, дай ручку. На этом этапе их речь скорее «пассивна».

У некоторых детей период развития пассивной речи очень сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят ему взрослые и даже хорошо выполняя их простые инструкции (дай, сядь, возьми), не произносить ни одного слова — либо вообще молчит, либо объясняется со взрослым с помощью лепетного говорения.

Бывает так, что дети, упорно молчащие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто стал произносить первые слова уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка — всего два-три слова. Если он понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно он заговорит.

Первое слово малыша совсем не обязательно должно быть похоже на обычное «взрослое» слово. Достаточно, чтобы это был такой набор звуков, который в речи ребенка обозначает конкретный предмет, человека или явление (например, «мо» вместо «молоко», «да» вместо «дай», «кря» вместо «утка», «ко» вместо «кошка» и т. д.). В логопедии такие полуслова считают полноценными словами.

Наталия Пятибратова, логопед-дефектолог, Монтессори-педагог

Человек – не компьютер. Не существует строгих норм по количеству слов в тот или иной период его развития, как и нельзя с точностью до недели ожидать, когда малыш начнет ходить или собирать пирамидку. В логопедии существует лишь приблизительное количество слов – тот минимум, на который мама может ориентироваться. Так, первые узнаваемые слова могут не появляться до 1 года, а с года до 1 года 4 месяцев достаточно, чтобы малыш использовал в речи 3-4 слова. Многие мамы, услышав про завышенную планку по количеству слов (10-20 в 1 годик), пугаются, не учитывая, что словом является и лепет, относящийся к предмету или явлению. Так или иначе, этот подход довольно узок, поскольку оценивая речь крохи, необходимо обращать внимание и на объем понимания обращенной речи, и на эмоциональность и любознательность малыша, и на речевую активность, которая может проявляться безостановочным лепетом, мычанием, вокализациями.

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

mama.ru

Как ребенок учится говорить

Малыш начинает говорить не спонтан­но. Этому предшествуют так называемые подготовительные этапы, свойственные каждому возрастному отрезку первого года жизни.

Подготовительный этап развития речи охватывает время с момента рождения ма­лыша и продолжается до возраста одного года. Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подго­товка к овладению речи.

С момента рождения у малыша появля­ются первые голосовые реакции — крик и плач. Правда, они еще очень далеки от зву­ков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и раз­нообразных движений трех отделов речево­го аппарата: дыхательного, голосового и ар­тикуляционного.

Через 2 недели можно уже заметить, что малыш начинает реагировать на голос гово­рящего: перестает плакать, прислушивает­ся, когда к нему обращаются.

В конце первого месяца в ответ на эмо­циональное общение на фоне улыбки у ре­бенка появляются отдельные гласные и гортанные звуки. В 2—3 месяца во время комплекса оживления отдельные звуки проявляются в виде гуления — своеобраз­ного гукания («гу», «га», «гкх»).

Когда ребенок радуется, он произносит отдельные короткие звуки, которые к 4— 5 месяцам переходят в певучее гуление. Малыш в ответ на разговор взрослых, во время рассматривания игрушек и ком­плекса оживления много певуче гулит — как бы играет звуками и прислушивается к ним.

5-месячные дети во время бодрствова­ния часто гулят, произносят разные глас­ные и согласные звуки, а затем начинают лепетать. Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых («агу-агу», «тя-тя», «ба-ба»). Во время гуления и лепе­та, когда ребенок прислушивается к произ­носимым им звукам и повторяет их, возни­кает самоподражание.

В лепете начинает проявляться разная интонация звуков. В 7—8 месяцам появляет­ся интонация просьбы. Примерно в этом же возрасте развивается способность подражать слогам, которые произносит взрослый. Вна­чале малыш отвечает только на те звуки, ко­торые имелись в их лепете («ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «тя-тя-тя», «па-па-па» и др.).

К 9—10 месяцам малыш может уже под­ражать и произносить новые слоги, кото­рые он ранее сам не произносил. Благода­ря способности подражать обогащается ле­пет, в процессе которого упражняется артикуляционный аппарат.

В 9—10 месяцев малыш во время бодрст­вования много звуков повторяет за взрослы­ми, а иногда и сам вступает в «общение». Он уже прислушивается к речи взрослых, умеет сосредотачиваться на называемых предметах, интересуется всем окружающим. Одним из условий развития понимания ре­чи взрослого являются наличие контакта между взрослым и ребенком.

Первичное понимание слов проявляется в умении малыша находить взглядом в от­вет на вопрос «где» неоднократно показы­ваемый и называемый предмет. Малыш 6— 7 месяцев поворачивает голову в сторону называемого предмета, находящегося на постоянном месте. Образуется связь слова не только с предметом, но и с его местом. При повторных упражнениях у ребенка ус­танавливается прочная связь с самим пред­метом и через некоторое время, к 7—8 ме­сяцам, малыш начинает находить его по слову взрослого в любом месте. Однако эта связь с одним конкретным предметом, ко­торый ему показывали. В этом же возрас­те, если проделывать простые движения ру­ками ребенка, часто показывать ему и на­зывать, то вскоре по одному слову, уже без показа может проделывать их («ладушки», «до свидания»). К этому возрасту ребенок уже четко реагирует поворотом головы, ус­лышав свое имя.

К 9—10 месяцам понимание речи взрос­лого может быть настолько развито, что в ответ на предложение взрослого малыш находит глазами несколько знакомых предметов и производит некоторые эле­ментарные разученные движения, напри­мер, отдает игрушку, находящуюся у него в руках.

В возрасте 9—12 месяцев все большее значение начинает приобретать развитие активной речи ребенка и понимание речи взрослого. Дальнейшее развитие подготови­тельных этапов активной речи заключается в том, что после 9—10 месяцев во время са­мостоятельной деятельности, а также в от­вет на перекличку взрослого малыш начи­нает лепетать и подражать различным зву­кам речи окружающих, в результате чего образуются первые осмысленные слова. Когда малыш лепечет, он просто играет звуками и слогами, придает им различное звучание и значение. Слоги становятся со­ставной частью слова и основой для фор­мирования его в том случае, когда взрос­лые, произнося их, придают определенное значение и вначале всегда связывают с оп­ределенным предметом или действием. К концу года ребенок произносит 4—6 про­стых слов, например, «мама», «папа», «ба­ба», «дядя», «тетя», «дай», «ав-ав», «би-би». Отдельные звуки и слова, подкрепленные жестом и мимикой, начинают служить ма­лышу средством общения с окружающими. При виде пищи ребенок начинает настой­чиво произносить «ам-ам». Он говорит «дай-дай» и протягивает руку к игрушке, которую хочет получить.

В возрасте от 9—10 месяцев до 1 года происходит дальнейшее понимание речи взрослых. Если при общении с ребенком часто показывают и называют различные предметы и действия, увеличивается коли­чество понимаемых им слов. К концу пер­вого года ребенок может усвоить имена ок­ружающих взрослых и детей, названия жи­вотных, предметов и игрушек, с которыми он соприкасается.

С 10 месяцев надо объяснить малышу, где, например, у собачки носик, глазик, ро­тик, и просить ребенка (примерно 11-ме­сячного возраста): «Покажи, где у собачки глазки?», «А где у мамы глазки?».

Точно так же очень многие моменты должны использоваться для развития под­ражания звукам, слогам и формирования у ребенка осмысленных слов. «Как корова мычит «му-му» — говорите вы малышу, ко­торый играет игрушечной коровой или смотрит книжку с ее изображением. Ма­лыш при этом должен повторить: «Му-му». Можно считать, что ребенок усвоил слово, если он определенным звукам придает оп­ределенное значение, например, при виде кошки произносит «кис-кис», при виде со­бачки — «ав-ав», коровы — «му-му», кури­цы — «ко-ко».

При обращении к малышу следует упо­треблять упрощенные слова, которые ре­бенок может легко воспроизвести. Эти об­легченные слова должны всегда употреб­ляться наряду с правильным названием, тогда в дальнейшем ребенок легче перей­дет к пользованию правильным обозначе­нием. Например, показывая машину, надо говорить: «машина би-би», а не только «би-би», или «собачка ав-ав», а не только «ав-ав».

Если ребенок в 9—10 месяцев хорошо понимает слово «дай» и знает название иг­рушки, он по просьбе взрослого приносит ее, если она находится в поле его зрения.

Для ребенка 10—11 месяцев некоторые слова в речи взрослого начинают приобре­тать обобщенный характер. Малыш может по предложению взрослого принести зна­комые игрушки, которыми часто играет, которые имеют одинаковое название, но отличаются по внешнему виду (например, куклу тряпичную и пластмассовую и др.). Благодаря развитию подготовительных эта­пов речи усиливается контакт ребенка с ок­ружающими. Он живо реагирует на обра­щенную к нему речь и сам обращается к взрослому с различными звуками. Настоя­тельно «требует», чтобы с ним общались, играли и удовлетворяли его желания. Речь взрослых, даже не обращенная к ребенку, часто отвлекает его от самостоятельной иг­ры, и ребенок стремится вступить в кон­такт со взрослыми.

Иногда дети, произнеся первые слова, вдруг перестают говорить. Это происходит тогда, когда малыш слишком избалован тем, что вы понимаете его жесты и выполняете по ним его любые просьбы. В связи с этим, вы побуждаете малыша к «речевой лени». Что с этим делать? Сделайте вид, что вы не пони­маете малыша, побудите его произнести просьбу. Малыш поупрямится и заговорит.

Если этого не произошло, не пережи­вайте. Когда малыш пойдет в детский са­дик, ему необходимо будет выражать свои просьбы словами и общаться с другими де­тьми — придется заговорить!

Следует побеспокоиться, если:

к концу первого месяца малыш не кри­чит перед кормлением;

до начала четвертого месяца малыш не реагирует на слова, не поворачивает го­лову на голос, у него нет «комплекса оживления», когда вы с ним весело раз­говариваете или играете с ним;

к концу седьмого месяца не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками;

до начала восьмого месяца малыш не поворачивает голову к источнику звука, не ищет его глазами, не лепечет;

к концу десятого месяца не машет руч­кой «до свидания»;

если до конца первого года жизни ма­лыш не понимает обращенные к нему слова, не может показать, где у него но­сик, глазки, ротик, не реагирует, когда вы окликаете его по имени, не делает попыток произнести простейшие слова типа «дай», «би-би», «ав-ав», не прислу­шивается к музыке.

В таких случаях необходимо обратиться к детскому психоневрологу за консультацией.

После подготовительного периода разви­тия речи начинается этап становления ак­тивной речи. Он полностью зависит от то­го, насколько благоприятно прошел этап подготовки.

Если вам понравилась статья, поделитесь, пожалуйста, ею с другими! Спасибо 

Похожие статьи:

Последние новости:

Предыдущие новости:

allmammy.ru