Как давать хлеб 8 месячному ребенку чтобы не подавился. Твердая пища для детей: когда и как можно давать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как оказать помощь ребенку, если он подавился? Как давать хлеб 8 месячному ребенку чтобы не подавился


Твердая пища для детей

Прикорм – переходный этап от молочного питания к взрослой еде. Нужно ли торопиться и можно ли опоздать с введением твердой пищи? И как понять, что ребенок готов к переходу на новый тип детского питания?

В первые месяцы после рождения ребенок питается только грудным молоком или адаптированной смесью. Органы и системы малыша еще настолько незрелы, что не готовы принять и усвоить другую пищу. Кроме того, в этот период у младенцев очень выражены врожденные рефлексы – сосательный и защитный рефлекс «выталкивания», при котором язык автоматически выталкивает изо рта все посторонние предметы, в том числе и кусочки еды.

По мере роста и развития ребенка функциональная активность пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем маленького организма возрастает, малютка начинает активно двигаться, и чисто молочное питание уже не может обеспечить его потребности в питательных веществах и энергии. Примерно к 4–6 месяцам жизни малыша возникает необходимость в дополнительных продуктах детского питания с большей плотностью и пищевой ценностью. Начинается важный этап в жизни крохи, конечной целью которого является перевод его на «взрослую» пищу с общего стола.

Твердая пища

Введение твердой пищи обусловлено не только возрастающими потребностями ребенка в питательных веществах и калориях. При постепенном переходе на более густую и плотную еду происходит «тренировка» и  дальнейшее развитие пищеварительной системы ребенка, его жевательного аппарата, стимуляция моторной функции кишечника, формируются вкусовые предпочтения и привычки. В этот период кроха должен освоить важные навыки: кусания, жевания, продвижения и глотания плотного пищевого комка.

Примерно к 6 месяцам развитие нервной системы ребенка позволяет ему координировать движения языка с глотательными движениями, чтобы проглотить твердый кусочек. В течение нескольких последующих месяцев этот навык совершенствуется, что возможно только при проглатывании твердых кусочков разной степени измельченности. Хотя жевательных зубов у грудничка еще нет, он учится совершать жевательные движения, размельчая и перемешивая пищу при помощи языка и десен. Если обучение этим навыкам не происходит своевременно (в промежутке между 6 и 10 месяцами), в дальнейшем, при попытке ввести в рацион более плотную по консистенции пищу, ребенок может начать давиться предложенной едой, вплоть до возникновения рвоты, и надолго отказаться от пережевывания и глотания твердой пищи. Как следствие, у ребенка может сформироваться приверженность к жидкому и пюреобразному детскому питанию и привередливость в еде. Отсутствие умения хорошо пережевывать пищу также приводит к появлению проблем с пищеварением в будущем. Кроме того, несвоевременное приобретение навыка жевания становится причиной слабости речевого аппарата и тормозит развитие речи ребенка. Логопеды утверждают, что люди, разговаривающие с «кашей во рту», в свое время не научились правильно жевать. Вот почему очень важно, чтобы по мере физиологического созревания органов и систем маленького организма постепенно изменялась структура и консистенция пищи.

Консистенция продуктов и блюд для ребенка может быть жидкой, полужидкой, вязкой, густой и твердой, и по мере роста малыша должна меняться от однородной жидкой до густой и твердой. Изменяться также должна и структура пищи – от гомогенной до пюреобразной, протертой, а затем мелко-, средне- и крупноизмельченной.

Обучение потреблению более густой и плотной детской пищи можно условно разделить на несколько этапов, в  зависимости от возраста и степени зрелости ребенка.

 

Питание ребенка: 4-6 месяцев

Современные научные исследования и накопленный практический опыт позволяют сделать вывод, что физиологическая готовность к приему ребенком пищи, отличной от материнского молока (адаптированной смеси), появляется примерно в возрасте от 4 до 6 месяцев. Только к 4 месяцам пищеварительный тракт ребенка становится более зрелым, возрастает активность ряда пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета. Развитие нервной системы обеспечивает малышу возможность продвигать и проглатывать более густые виды пищи, угасает рефлекс «выталкивания», появляется готовность к жеванию, формируется эмоциональная реакция на чувство голода и насыщения (целенаправленные движения головой и руками, показывающие отношение ребенка к приему пищи).

Попытки родителей накормить ребенка из ложки до 4 месяцев необоснованны и нежелательны, они могут приводить к нарушениям пищеварения (срыгиванию, рвоте, разжижению и учащению стула или, наоборот, к запорам), развитию пищевой аллергии и даже попаданию частичек пищи в дыхательные пути. Такие попытки чаще всего вызывают протест со стороны крохи, он выплевывает пищу, давится ею, отталкивает ложку. Кроме того, раннее введение прикорма может уменьшить количество молока у кормящей мамы вследствие снижения частоты и активности сосания грудничком маминой груди.

Детские блюда, с которых начинается знакомство малыша с новой пищей, должны иметь гомогенную (однородную, без комочков) полужидкую консистенцию, чтобы не вызвать затруднений при глотании.

В соответствии с последними рекомендациями по организации прикорма первым в рацион ребенка вводится однокомпонентное овощное пюре из зеленых или белых овощей (кабачка, брокколи, цветной капусты), а затем – молочная каша из безглютеновых злаков (риса, гречи, кукурузы). Для получения гомогенной консистенции овощного пюре в домашних условиях овощи отваривают в воде или на пару и далее измельчают в блендере на высокой скорости, с добавлением небольшого количества овощного отвара, или дважды протирают через мелкое сито. Можно также использовать «баночные» пюре промышленного производства со степенью измельчения, соответствующей возрасту маленького едока.

При введении прикорма в виде каши удобнее всего использовать готовые детские каши промышленного производства, которые просто растворяют в воде, грудном молоке или детской смеси. Для приготовления домашних каш крупу перемалывают в кофемолке до состояния муки и отваривают на воде с добавлением грудного молока (адаптированной смеси) или предварительно разваренную цельную крупу измельчают в блендере до однородной консистенции (можно протереть ее через сито). Вначале готовят 5?%-ную полужидкую кашу (примерно 5 г крупы на 100 мл жидкости), затем, через 2–4 недели, переходят на более густую 10?%-ную кашу (примерно 10 г крупы на 100 мл жидкости).

 

Питание ребенка: 7–9 месяцев

В этот период ребенок начинает активно интересоваться едой, охотно открывает рот при кормлении, умеет снимать пищу с ложки верхней губой и учится жевать. Кроме того, это время активного прорезывания зубов – карапуз тянет в рот все предметы, попадающие ему в ручки, чтобы «почесать» набухшие десны. А значит, пора предлагать маленькому едоку пищу более густой пюреобразной консистенции, постепенно вводя в его рацион овощные блюда с мелкими мягкими, неволокнистыми кусочками (не более 2–3 мм). Овощи для ребенка можно измельчать в блендере на низкой скорости или один раз протереть через сито.

С 8–9 месяцев в дневной рацион ребенка можно включать в небольших количествах протертые овощные супы. Каши готовятся более густые из среднеизмельченной крупы.

Также с 8–9 месяцев в ежедневный рацион ребенка вводят мясо. Начинать знакомство с этим продуктом лучше в виде гомогенизированного пюре, для этого отварное мясо дважды пропускают через мясорубку, а затем взбивают в блендере с небольшим количеством овощного отвара или пропускают через сито. После того как данная консистенция будет ребенком успешна освоена, примерно к 9 месяцам можно переходить на меньшую степень измельчения мясного пюре, с небольшими кусочками (не более 2–3 мм), для этого достаточно дважды пропустить отварное мясо через мясорубку или измельчить в блендере до нужного состояния.

Рекомендуется также использовать овощные и мясные консервы промышленного производства с маркировкой, соответствующей возрасту ребенка, так как для «баночек» строго соблюдается принцип соответствия степени измельчения продуктов возрасту ребенка (при этом необходимо знать, что на этикетке «баночного» питания указывается минимальный возраст, с которого можно вводить данный продукт).

Примерно к 7 месяцам ребенок осваивает навык «ладонного захвата» и способен удерживать твердую пищу в руке. Начиная с этого момента можно давать малышу помусолить специальное детское печенье, сухарик белого хлеба или сушку без добавок.

С 8 месяцев разрешается давать пшеничный хлеб. Эти продукты производятся из пшеничной муки высших сортов, имеют низкую пищевую ценность и высокую калорийность, поэтому даются ребенку в ограниченном количестве, не более 15 г в день (один сухарик или печенье), только для развития навыка жевания. В связи с этим размачивать их в молоке нецелесообразно, гораздо полезнее в этом случае предложить ребенку кашу.

Очень важно, чтобы ребенок упражнялся в жевании только под наблюдением взрослых, так как он легко может подавиться отломившимся кусочком. Более безопасно в этом плане специальное растворимое детское печенье, которое тает у малыша во рту, снижая до минимума риск подавиться. Необходимо выбирать печенье, которое не содержит искусственных красителей, ароматизаторов и вкусовых добавок, так как они могут вызвать аллергические реакции.

Питание ребенка: 10–12 месяцев

К этому возрасту у ребенка обычно уже прорезалось от 6 до 8 зубов, он уже отлично освоил навык кусания, пробует «жевать» все более крупные кусочки еды и делает первые попытки взять в руку ложку. Стоит отметить, что, даже не имея жевательных зубов, малыш осваивает навык жевания, используя для этого десны и язык, совершая именно жевательные движения, в которых задействованы все звенья жевательного аппарата, кроме зубов (челюсти, жевательные мышцы, язык, губы, щеки).

В этот период пища ребенка должна становиться более плотной, при этом продукты не протираются, а измельчаются с постепенным увеличением размеров кусочков до 3–5 мм. Овощи и фрукты ребенку можно давать натертыми на мелкой терке или просто хорошо размятыми вилкой. Мясо с 10–11 месяцев предлагают в виде фрикаделек, а ближе к 1 году – в виде паровых котлет и суфле. Крупу для каш можно варить не измельчая, при этом каши готовятся разваренными.

Ребенок в возрасте 10–12 месяцев уже умеет брать пальчиками и удерживать мелкие предметы (навык «пинцетного захвата»), и ему можно смело предлагать небольшие ломтики отварных овощей, спелой груши, банана или печеного яблока, отварные макаронные изделия, маленькие кусочки хлеба, которые он уже умеет самостоятельно брать рукой и класть себе в рот. Такое «кусочничество» не только совершенствует навык жевания, но и очень хорошо развивает мелкую моторику, при этом обучая ребенка навыкам самостоятельного приема пищи. Не следует класть на тарелку много еды, иначе малыш будет пытаться запихнуть в рот как можно больше и может подавиться.

 

Дети старше года

После года у ребенка начинают прорезываться коренные (жевательные) зубы. К этому времени малыш уже должен хорошо освоить навык жевания, хотя полноценно пережевывать твердую пищу кроха сможет только к 1,5–2 годам, когда у него во рту можно будет насчитать 16 и более зубов. Основу рациона ребенка на 2-м году жизни должна составлять твердая пища, требующая жевания, которая постепенно становится все более плотной и менее измельченной. С учетом развития жевательного аппарата к 1,5–2 годам в меню ребенка должны появиться салаты из свежих овощей и фруктов, натертых на крупной терке или нашинкованных мелкими кусочками, овощные и мясные рагу, овощные и крупяные запеканки, мясные и рыбные котлеты, биточки, тефтели и т.п. Таким образом, при постепенном расширении состава и вида предлагаемых блюд ребенок полностью адаптируется ко «взрослой» пище, и к 3 годам его вполне можно переводить на общий стол.

Ребенок отказывается есть

Что же делать, если ребенок отказывается есть пищу кусочками и требует свое любимое пюре? В первую очередь необходимо разобраться с причинами, вызвавшими такое «привередничество».

Если ребенок отказывается есть от предлагаемой еды, давится и всячески протестует против нового вида питания, возможно, вы форсируете события, и кроха просто не готов к переходу на пищу более плотной консистенции. Если ребенку еще не исполнилось 6 месяцев, отложите попытки введения более густой пищи на 2-е полугодие жизни. В случаях, когда карапузу больше полугода, у него уже прорезались первые зубки, он интересуется едой и умеет есть с ложки, но при этом отказывается от блюд с кусочками, не огорчайтесь. Многие дети в этом возрасте большие консерваторы и очень осторожно относятся ко всему новому, дайте своему крохе некоторое время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям.

У малыша наверняка уже есть какие-то вкусовые предпочтения, поэтому гораздо эффективнее приучать его к  новой консистенции, предлагая продукт, который он ест более охотно. Проявите терпение и настойчивость и давайте ребенку небольшое количество менее измельченной пищи ежедневно, при этом ни в коем случае не принуждая ребенка есть через силу. Любые насильственные действия приведут к обратному результату и сформируют негативное отношение к новой консистенции блюда и к приему пищи в целом.

Если вы все делаете правильно, через некоторое время маленький гурман с удовольствием будет пережевывать еду нужной консистенции.

Ребенок отказывается есть твердую пищу еще и потому, что если размер ложки и объем пищи в ней слишком велики для маленького ротика. Обычные чайные ложки не подходят для малышей 1-го года жизни. Ложка для ребенка должна быть неширокой, лучше продолговатой формы и иметь небольшой объем (2,5–3 мл), может подойти кофейная или специальная детская ложечка, изготовленная из безопасных материалов (латекса, силикона). При кормлении ребенка следует набирать небольшое количество пищи и не вводить ложку глубоко в рот, чтобы не раздражать корень языка и не вызвать рвотный рефлекс.

Негативное отношение крохи к твердой пище может быть вызвано слишком быстрым увеличением размеров кусочков или резким переходом от одной консистенции продукта к другой. Не нужно торопиться с переводом ребенка на «взрослые» блюда и порции, необходимо соблюдать рекомендуемые сроки введения новой пищи, возрастные консистенции и объемы, чтобы переход от одного вида питания к другому был плавным и незаметным для малыша.

Иногда отказ ребенка от употребления твердой пищи может быть проявлением неврологического расстройства или симптомом некоторых заболеваний (например, воспалительные поражения в ротовой полости и глотке, болезни пищевода и т.д.). Малыш может на время отказаться от пищи кусочками, когда у него режутся зубки. Если попытки введения твердой пищи долго остаются безуспешными или у ребенка есть какие-то симптомы, настораживающие родителей, необходимо обратиться к врачу.

Возможно, вам будут интересны статьи "Детские болезни: грязные руки" и "Что такое пищевая аллергия" на сайте 2mm.ru

www.9months.ru

О прикорме

Очень хорошо написано. Скопировала, скорее, для себя, но, может, кому и пригодится-поэтому выкладываю в эфир

 

«Вопросы – ответы», касающиеся педагогического прикорма

1).  Почти от всего попробованного краснеют щечки, поэтому мы постепенно переходим на диетическую еду (сплошная капуста, рис, гречка, макароны, говядина). Очень сложно определить источник неприятностей, когда ребенок сразу попробовал несколько продуктов.

·Когда ребенку надо давать свою тарелку и ложку (вилку). У нас тарелка очень часто оказывается на полу, поэтому я просто кладу перед Мишкой на стол кусочки еды, а он либо их ест, либо размазывает по столу, ну, и своей вилкой тоже кормлю.

·Красные щечки – не повод садиться на диету! Пусть пробует с красными, реагируем только на сильное обострение. Гречка и говядина – аллергены, поэтому сидя на гречке, вы на диете не сидите! Обедняя пищевую нишу – тормозите все приспособления. По поводу красных щечек – у нас тоже такое было с самого рождения. Долго парились, сидели на диетах, пили лекарства – улучшений не было. Доктор советовала еще более ужесточить диету, убрать мясо. А мы сделал наоборот – в период самого обострения расширили диету, добавили всякие полезные продукты и убрали лекарства. Через неделю обострение прошло само. Так постепенно стали расширять, особо не обращая внимания на щечки. Они и сегодня бывают иногда красные, но за день-два исчезают

·К году многим детям иметь свою тарелку еще рано, однако, кладя кусочки на стол, Вы приучаете к неаккуратности. Вся еда должна быть в тарелках или, в крайнем случае – в руках!

2).  А как относится к общепринятым бякам? Тоже давать ребенку (колу, чипсы и т.д.)?

  • Если мама хочет, что бы ее ребенок ел только полезную, правильную пищу, то и сама должна ее есть. А если мама собирается иногда заваривать китайскую лапшу, то пусть и ребенку ее дает. Иначе, когда он ее попробует в более старшем возрасте, то просто отравиться. А сейчас пока он на грудном вскармливании, у него максимальные адаптационные способности и он может научиться усваивать что угодно, поэтому, или Вы всей семьей едите только полезное, или если  едим все, то и ребенку даем все. Третьего не дано.

А некоторым, например, часто водки хочется выпить, а мне вина, может, сразу, в детстве начать адаптацию?

·Спирт относиться к веществам, которые напрямую воздействуют на нервную систему. У ребенка она еще не развита, поэтому давать спиртное детям нельзя. Желудочный тракт ребенка теоретически, конечно же, справиться и со спиртным, но нервная система нет.

3). Есть ли научная основа педприкорма?

  •  А что такое «научная основа», какую науку вы имеете ввиду – науку материнства? Мне кажется, что введение педприкорма подсмотрено и скопировано у наших исторических предков. Если мысленно представить себе деревню, допустим, 15 века, где семьи были многодетные (нужны были работники), об искусственном питании и речи не шло, измельчать пищу маме было некогда – на ней все хозяйство и детей куча. Я думаю, что когда она кушала сама, то и детишкам кусочки давала, а кто не съедал, тот оставался голодным, так как на кусочек претендовало еще 10 человек.

4). Когда можно начинать вводить пед. прикорм?

·Самый ранний срок – 5.5 месяцев!

5). Я что то никак понять не могу, если вводишь прикорм, то водички-чайки тоже даются или только грудь?

·Водичку тоже из маминой кружки, не напоить, а познакомить. Водичку давать в объеме 3-4 чайные ложки из отдельного стаканчика, наливать из маминой кружки. Компоты, соки и чай обязательно разбавлять.

6).  Если ребенок случайно отгрызет большой кусок, он может застрять в дыхательных путях так, что вытрясти его из ребенка может оказаться невозможным и ребенок у вас на руках задохнется. Первая причина детской смертности до двух лет – когда ребенок чем – то давится.

·Вы правы только в одном, что много детей давиться. Только эта статистика как раз про тех детей, которых прикармливали пюре, и они не знали что такое куски. А когда однажды попробовали именно кусок, то подавились, потому что жевательный и глотательный рефлекс не сформировался, так что если не хотите попасть в эту печальную статистику, то, как раз с 6 месяцев обязательно давайте морковку, яблоки, сушки и т.п., короче, именно большие куски.

·Меры безопасности – очень просты:

а)  давая куски ребенку первые 2-3 недели формирования навыка, обязательно убедиться, что ребенок от куска ничего не отмусолит (кусок должен быть большой, твердый или тот, что легко размокнет под воздействием слюны, например, сушка)

б) НИКОГДА не оставлять ребенка с куском без присмотра, и всегда выгребать изо рта, все что лишнее как минимум первые 2 месяца дачи прикорма.

в) начиная давать маленькие кусочки, даем их такого размера, чтобы ничего не перекрывало (на консультации показываем какого, где-то с 1-2 рисинки), и даем так сначала именно мягкие продукты, чтобы не царапали и не вызывали отрицательной реакции. г) быть готовыми к тому, что ребенок может начинать давиться и никогда не повторять предложение, пока давиться не перестанет. То есть ребенку дают 1 кусочек – он давиться, дают второй – он съел, значит учится, можно продолжать предлагать. Дают один – давиться, второй – давиться, эначит ему пока рановато. Попробуем еще раз через 1-2 дня.

7). С какого возраста у малыша начинает полноценно перевариваться клетчатка (сырая и вареная)?

·Вареная – небольшими порциями с 6-8 месяцев, большими – после 9-ти.Сырая, по чуть-чуть – на втором году жизни. Сырая – не полностью – с 4-ех лет. ПОЛНОЦЕННО, хм… с 8-ми лет!!!

8).Основным аргументом сторонников промышленного детского питания является, то, что в производстве используется экологически чистое сырье,продукт обогащается витаминами и микроэлементами. Тогда как продукты купленные на рынке или магазинедетям давать нельзя, так как все продукты содержат нитраты, пестициды и т.д.  Так как же быть, ведь действительно нетгарантии, что купленный на рынке продукт абсолютно безопасен? Или этаопасность преувеличивается, потому что это выгодно производителям детского питания?

·Конечно, выгодно! Ведь всю беременность Вы не питались из специальных банок, абсолютно безопасными продуктами? Не питаетесь ими и сейчас, во время кормления грудью. Скорее всего, не собираетесь питаться дальше и переселяться из города в экологически  чистую деревню (над которой, кстати, будут идти дождики из наших городских кислотных облаков! Ребенок, который получает рафинированное суперочищенное спецпитание, приспосабливается не к реальной жизни, а к ее небывалой искусственной интерпретации. И это как раз в том возрастном периоде, когда его адаптационные возможности максимальны!!! Вместо того чтобы воспользоваться этими возможностями и помочь ему приспособиться к нитратной морковке и пестицидной картошке, которые будут его окружать всю жизнь, его приспосабливают к ...пюре из небывальщины. И сколько месяцев (лет) ребенок будет получать это спецпитание, и зачем, а главное, как он после этого нормальную еду будет есть? Вот тогда он действительно сможет отравиться обычным продутом с рынка, а наши – наворачивают и прекрасно себя чувствуют!

9). Нашей дочке 9 мес., знаю, что уже можно оставлять её на 6-7 часов, что мне не нужно сцеживаться, но чем её поить и кормить, и в каких количествах, в моё отсутствие?

·Нужно, чтобы ребенку раз в 2-3 часа предлагалась Ваша обычная еда, которую Вы едите дома вместе.Обычно неизменным успехом пользуются супы и всяческие йогурты. Без Вас она не переест, поэтому пусть лопает сколько сможет. В качестве питься всегда предлагаю оставлять компот. Предлагать, где-то раз в час. И полезно, и вкусно, и безопасно.

10). Из-за недостатка железа, а анемия мешает их психомоторному развитию. В общем, теория такая, которой здесь все придерживаются, что поскольку у ребенка за первый год в жизни масса увеличивается в 3-5 раз и у них идет очень активно кроветворение, им необходимо много железа.Железо содержится в женском молоке (и его точно достаточно до 6 мес., по нек. источникам до 8-9, но, конечно, все индивидуально), в мясных продуктах (мясо, птица, печенки и, похоже, бобовые там же оказались), в остальных продуктах меньше. Причем железо существует в двух формах hemic (в мясных прод. усваивается на 50% от содержания) и non hemic в овощах-фруктах и усваивается на 5-10% от содержания. В овощах-фруктах относительно мяса его очень мало, и для его усвоения нужно определенная сочетаемость продуктов (например, злаковые идут с витамином. С /апельсин, например/). Дабы сильно не мучаться, поскольку в ребенка мясо запихать не всегда просто (есть диета, которая рекомендует вводить мясо в первую очередь с 6мес), поэтому в Канаде настаивают на вводе в первую очередь детских каш обогащенных железом. Железо из каш усваивается на 5%, но его тем путем обогащения столько напихано, что ребенка можно одними кашами кормить и железа ему будет достаточно.

  • До тех пор пока ребенок получает педагогический прикорм, его потребности в железе удовлетворяются грудным молоком. В Бюллетене ВОЗ аж от 1989 года, приведены исследования, в которых убедительно доказывается, что введение ребенку овощного и злакового прикорма уменьшает всасывание железа в 4 раза! Поэтому, тот, кто прикармливает кашей или пюре, просто обязан добавлять дополнительное железо в это самое пюре.
    • " Дефицита железа можно избежать, конечно, употребляя в пищу обогащенные железом зерновые препараты, но это будет являться только ликвидацией последствий проблемы, которой не было в начале."(стр. 72 того же бюлютеня.)

Таким образом – не хотите проблем с железом – не вводите в питание пюре и каши. А если уж вводите – то обогащайте железом. Т.к. мы не вводим, то детки начинают получать мясные продукты, как источник более доступного железа, практически одновременно с тем, как дитя может съесть нормальную порцию каши или овощей. Кстати, малыши мясо всему этому прпредпочитают – природа мудра!!!

11). Помогите привести доказательства преимущества кормления «обычными» овощами-фруктами перед баночными, пожалуйста.

    • Зайдите в любой детский сад и увидите все доказательства, дети вообще не умеют, есть твердую пищу, давятся, поперхиваются. а это все результат питании пюреобразной пищей. Пюре опасно для жизни, потому что ребенок не научается жевать и глотать, а эти навыки формируются только до 3 лет. Именно поэтому, нужно давать ребенку куски яблока, морковки, картошки и т.п., что бы научить его не давиться и пережевывать пищу. Сколько вы знаете взрослых, которые не могут, например, глотать таблетки, разжевать твердый кусок мяса, поперхиваются одним глотком воды? Масса народу, а это все результат питания овощным пюре.
    • Не забывайте о нашей природе. Будь мы хоть трижды цивилизованными, но мы остаемся хищниками, у которых есть клыки, а клыки нужны, чтобы вгрызаться в добычу, которую никто в пюре превращать не будет.
    • Банки сделаны из непонять каких овощей, т.е. в каком месте выращенных. Наш организм готов усваивать только продукты нашей экологической ниши, т.е. то, что выросло на той жеземле, по какой мы ходим, поэтому кабачок из новой Зеландиинам как отрава, а вот выращенный на даче у бабушки – усвоиться без проблем.
    • 12).  Хорошие гастроэнтерологи считают что ферменты, способные расщепить белковую пищу и мясо, созревают у ребенка к 1.5 годам. До этого времени вся эта пища, довольно большая нагрузка на поджелудочную и печень. Да в общем то и самой природой это показано мудро, как мнен кажется. Во времена, когда не было блендеров и мясорубок, мясо начинали давать тогда, когда у ребенка появлялись моляры, чтобы он сам был способен разжевать его хорошенько.
    • Неправда! Давать начинали сразу же, когда и прикорм вводили, просто давали сначала жеванное мясо! И никто ребенка в Грузии, например, без плова не оставлял! А мы, собственно, с такого же мяся и начинаем, только не жуем, а делаем котлеты – тефтели или развариваем в супе. А твердые куски, которые он разжевать не может, как раз и даются для того, чтобы нужные ферменты начали вырабатываться и ребенок их просто мусолит. И с каким удовольствием они это делают! Да белковая пища, начинает усваиваться полноцено толкьо к 1,5 годам, но для того, чтобы это произошло, необходима регулярная тренировка фермента, который начал работать в 6 месяцев. Нет никакой нагрузки на печень и поджелудочную. А вот, если Вы не дадите до 1,5 лет мясо, то Ваш ребенок НАВСЕГДА будет лишен возможности переваривать мясо полноценно, а  в отдельных случаях, это приводит к тому, что мясо ребенок, не будет вообще есть никогда.
    • Действительно, надо давать пищу к которой ребенок готов.Так вот, К ЛЮБОЙ пищи из маминой тарелки ребенок готов в 5,5-7 месяцев.
    • Ни один ребенок с первого раза не справиться с куском. ему это и не надо делать, его задача, подержать, помусолить, повторить за мамой нечто похоже на жевание, т.е. короче говоря, попробовать, при этом маленькая капелюшечка попадет в желудок, что произведет тренировку ферментов, часть вывалиться из рта и мама подберет и даст следующий кусок. И так от куска к куску к 8-11 месяцам ребенок научается справляться с любым размером куска, жевать и далее его задача просто тренировать эти навыки. Если ребенку не учить жевать в этом возрасте, это приводит к тому, что ребенок на 3-4 м году жизни давиться любой мамо мальски твердой едой. 
    • И еще самый важный момент еды из маминой тарелки. Мама должна кормить ребенка грудным молоком весь период формирования и тернировки ферментов. Ребенок как бы из вне получает пищу и изнутри, переработанную через мамино молоко, что помогает ему справиться с тем, с чем собственный желудок справиться не может.

13).  Я даю доче кусок яблока, но т.к. у неё есть зубы она постоянно откусывает от яблока кусочки. Иногда давится, но чаще всего проглатыавет их, также и с сушками. Как же ей давать настолько твёрдые куски чтоб она не могла откусить от них ничего? Может есть особо твёрдый сорт яблок? ОЧЕНЬ боюсь что кусочек попадёт не туда и она задохнётся?

    • Когда Вы даете ребенку яблоки, то он находится под Вашим вниманием. Как только Вы увидели, что ребенок смог откусить большой кусок, то Вы своим пальцем выгребаете это из рта, тот большой первоначальный кусок съедаете сами, а ребенку дается новый. Отслеживать от себя не следить пристально за ребенком с куском можно будет только после 8-11 месяцев, когда навык глотания полностью сформируется. Что касается твердости, то самыми лучшими яблоками для этого дела является сорт Семеринка. Вы помните, что яблоко отрезается с кожурой и ребенку дается в руки так, чтобы кожура было сверху, а на язык попадала мякоть. Если маленькие куски попадает в желудок ребенка, это нормально. Они выполняют функцию тренировки фермента и обволакиваясь слизью в желудке выходят через кишечник наружу.
    • Если все же случилось, что ребенок не смог справиться с куском и Вы не смогли его вытащить то поднимите руки ребенку кверху и чуть-чуть наклоните. Ребенок совершенно спокойно откашляется. 
    • И еще бывает, что мамы путают слова подавился и не справился. Когда подавился, то см. выше, а в понятие не справился входит следующее. Ребенок пробует откусить и проглотить от любого вида пищи куски разных размеров, как бы пытаясь понять, какой именно кусок я могу проглотить. Как только они справились с куском размера рисинки, они откусывают уже размером с горошину, потом с фасолину и так далее. Поэтому Вам достаточно только следить за ребенком и вытаскивать из рта, когда он нажевал слишком много и слишком большого размера кусок. 
    • Есть такой психологический момент. Если Вы даете куски с опаской, боясь что ребенок подавиться и если еще рядом бабушка нудит, что вот внучек подавиться, то ребенок обычно обязательно давится. Дети чувствуют что от них ожидают взрослые. Поэтому аккуратно соблюдая меры безопасности, но все же уверенно и целеустремленно даем ребенку куски.

14).  Как вы поступаета со вчерашней едой? Даете ли ее масику? По идее, конечно, ребенку нужно давать все свежее, но готовить каждый день неудобно.

    • А для себя вы каждый день готовите? Так зачем для ребёнка готовить отдельно? Конечно, слишком не свежую еду ребёнку давать не надо, но вы ведь и сами такую есть не будете?

15).  Можно ли ребенка перекормить взрослой едой?

    • Первые 4 недели введения педприкорма можно давать 3 микродозы продукта 3 -4 раза в день, а большие количества только после того, как этот продукт ребенок получал в течение 3-4 недель. В 6 месяцев основная еда это грудное молоко да и последующие месяцы тоже. Поэтому ребенка очень даже можно перекормить взрослой едой, он даже может потерять интерес к прикорму. Не торпитесь.Мама ОБЯЗАТЕЛЬНО должна контролировать количества, съедаемые ребенком. И никакого мучения тут нет – ребенок пока достаточно интересуется и ложками, и сушками, и т.д
    • 16).  Хочу рассказать о непедагогическом прикорме.

          • Когда моему племяннику было 8 месяцев, сестра очень рьянно практиковала педиатрический прикорм. Она варила кабачки, капусту, лук, картошку, маровку и т. д., протирала через сито, добавляла раст. масло и чуть соли. Получалась огромная порция – грамм 150-180. Бедный малыш должен был все это съесть! А т. к. сестра терпеть не может выренный лук, то сама эту бурду не пробовала. Дениска увертывался как мог, а над ним с погремушками плясала наша мама, его бабушка.На мои замечания типа: «он больше не может есть, оставьте его в покое», получала двойной отпор: «у тебя самой вон Максим какой худенький». (Я не пичкала сына, ему был 2.5 года, он был в то время худенький, но очень крепкий. Сейчас при росте 150 см. весит 49 кг., активно занимается баскетболом, но похудеть бы ему надо.) В общем, через полчаса «танцев», сестра впихивала в малыша последнюю ложку пюре, он сидел неподвижно с минуту, затем икал и все содержимое желудка оказывалось на полу. Сестра нервничала, бежала за тряпкой со словами: «Так и знала, не надо было давать последнюю ложку!» После таких кормлений у ребенка 6 (!) лет был рвотный рефлекс, стоило ему начать есть с ложки. Мог ходить с кусочком бутерброда за щекой по часу, потом выплевывал. Есть он не хотел никогда, мог двое суток только пить воду. Ему сейчас 8 лет, аппетита нет, незнакомые продукты он отказывается пробовать, если уговоришь, то ест с большой опаской. Вот такой педиатрический прикорм!

      17). А разве мед можно таким крохам (детям до года)?

          • В рекомендациях ВОЗ по кормлению детей написано, что детям до года нежелательно давать мед, т.к. в нем могут содержаться бациллы ботулизма, и если у взрослых эти бациллы погибают в желудке, то у детей кислотность еще не высокая и есть опасность отравления.

      18).   А если пюре «опасно для жизни», то с какого возраста его можно давать детям? Взрослые же едят джем, картофельное пюре, кабачковую икру и т.п., и каши они едят (мы, например, почти каждое утро на завтрак) Или речь только о детских кашах и пюрешках из баночек?

          • «Опасна» гомонезированная еда, а это те самые баночки и коробочки, так как там пища растерта до такого состояния, какого вы не будете мять свое картофельное пюре.
          • В первый месяц введения прикорма мы стараемся не давать пищу, которая может прилипнуть к стенке желудка, поэтому сторонимся любых гомогенизированных продуктов, только мелкие кусочки. Где-то через месяц, когда ребенок научится поглощать кусочки и возрастет количество ферментов, мы среди прочих продуктов можем давать пробовать в виде пюре то, что и мама ест в таком виде. Например, если мама каждое утро есть кашку из коробочки или взбивает себе пюре миксером или любит протертые суп-пюре – то и ребенок это получит. Важно, чтобы это был продукт именно из маминого рациона.

      19).   Дополнения:

          • Соки, а также концентрированные компоты и т.п. детям до 3 лет давать не рекомендуется. не подходят любые и из бутылочек и из пакетов и свежевыжатые, т.к. любые соки содержат огромное кол-во минеральных вещ-в, а детские почки еще не развиты в полном объеме. Если мама регулярно поит малыша соками, то она тем самым перегружает неокрепшие почки малыша. Так что если разводить, то один к пяти, не меньше.
          •  Любой пюреобразной пищи в рационе малыша должно быть не больше 10-30%. Я думаю, что и ко взрослым это тоже относиться.
          • К 8-и мес. ребенок может съедать до 50 гр. одного продукта за один прием пищи. И пробовать еще разные другие, соотв. Но надо учитывать, что хорошо едят детки обычно где-то в обед и где-то в ужин, потому что с утра они наетые титей за ночь, второй завтрак тоже обычно мимо (печенька с чаем), а вот обедать уже хочется, лучше перед сном. Сами понимаете есть после сна бессмысленно, т.к. деть нался молока. Полдник тоже мимо (кифир напр.), а вот в ужин тоже хорошо кушаем (пельмени, макароны, гречка, сосиски). 
          • 9 мес. от 80 до 200 гр. одного продукта за один прием пищи. Тоже в основном обед и ужин в остальные 3-4 раза перекусы. Поэтому обязательно кушайте супчики в обед, они их любять и много едят. И садитесь за стол не меньше 5 раз в день.
          • Надо понимать, только одно. То что я написала, это не то, что малыш должен съедать, а то сколько он может съедать. Есть мамы, которых волнует, то, что деть очень много есть. На самом деле практически все недовольны тем, как ест их ребенок. Я с этим ничего сделать не смогу. А если разобраться, то 50 гр. – это 2 столовые ложки, полные. 2 раза в день обычно детки к 8 мес. все таки съедают, если прикорм начали вовремя. Если нет, то садитесь больше раз за стол – будете добирать так.

      20). Только что прочла у Серзов про педприкорм. Там говорится, что начинать педприкорм надо с протертой пищи постепенно увеличивая размер кусочков, Рожана же говорит кормить начинать сразу с кусочков – Так как же правильно?

          • А с чего вы взяли, что Серзы пишут про ПЕД.ПРИКОРМ? Они же педиатры, с чего бы им пед. прикорм описывать? Там самый настоящий ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ прикорм вводится. Читая Серзов, надо всегда помнить о том, что эту книжку написали ВРАЧИ, а у врачей своё представление о правильном, очень часто не имеющее отношение к естественному.

      21).  Сейчас доче 7 месяцев – «кушаем маму», думаем так продержаться до 9 месяцев. А как долго можно кормить ребенка грудью без прикорма?

            • Надо с 6-ти месяцев. В 9 мес. – это поздно, потому что уже много упущено. Время пищевого интереса (врожденного) как раз с 6-ти до 9-ти.

      22). Ребенок в 8 мес. не проявляет вообще никакого интереса к нашей еде?

            • Необходимо брать ребенка с собой за стол, чтобы он видел как мама и папа кушают с аппетитом, и интерес появится.

          23). Зачем идти притив инстинктов. Не лучше ли всё делать все постепенно – кашки, пюре и т. д.?

                • Если ребенока кормить пюре, т.е готовой едой, он не учиться жевать, у него вообще скаладывается ощущение что пища такая и есть, только глотай. Поэтому то, после того как недельку пюре попитались, берем в рот кусок и сразу давимся. Только знакомтсво с нормальной взрослой пищей- залог безопасности. в самом начале прикорма, мы действительно 2 недели достаточно пристально смотрим за ребенокм как он справляется с кусками, а потом уже расслабляемся.

              24). Малыш подавился – мама делится опытом.

                      • Вот очень важный вывод, который я для себя сделала – очень важно разделить в своем сознании «подавился» в смысле «поперхнулся», т.е. попал кусок в дыхательное горло (что опасно!) и «подавился» – «не справился с кусочком». Я как-то раньше не очень разделяла, а оказывается зря. Я думала, когда ребенок начинает давиться, т.е. выглядит это так, словно его сейчас вырвет – это и есть опасность. Но это не так. Когда он давится таким образом, консультант посоветовала пару секунд выждать, чтобы дать ему возможность либо самому проглотить либо самому выплюнуть кусочек. И только если уж явно не справляется, тогда пальцем вытащить кусок. Я сначала не поверила, что дитенок может сам справится, но Полинка моя прям на консультации продемонстрировала: сначала глотала нормально, а потом одним кусочком вот так вот подавилась, я машинально хотела ей тут же в рот залезть, но консультант мое рвение попридержала и – о, чудо! – через секунду давиться перестала и выплюнула мне на руку этот кусок! Это я все к чему – не надо бояться этих «давилок», это ребенок так учится. К тому же он ведь не любой кусрк так воспринемает, а только лишь слишком крупный для него, поэтому и начинаем с микродоз. Моя дочь оооочень редко давится подобным образом, и  пока даже ни разу не пришлось ей помогать, все время сама – либо выплюнет либо проглотит. А поперхнуться может ребенок любого возраста, да и взрослый тоже – мы же из-за этого от нормальной пищи не отказываемя...

              http://nimfa-mama.narod.ru/pedprikorm3.html

www.baby.ru

Если ребенок подавился пищей, как оказать помощь?

Родители обязательно должны знать, что делать, если ребенок подавился. Ведь дети не всегда тщательно пережевывают пищу, часто куда-то спешат, разговаривают и смеются с набитым ртом. Обычно достаточно дать прокашляться, но в некоторых случаях кусочек еды, попавший в дыхательные пути, полностью перекрывает их, так что малыш не может вдохнуть. Необходимо принимать меры, и делать это незамедлительно.

Чтобы ребенок не давился

Иногда ответом на вопрос, почему ребенок давится, может быть боязнь родителей давать детям еду кусочками. Начинать приучать кроху жевать лучше с 6-9 месяцев. В это время уже начинается формироваться навык, если не давать подходящую пищу, то в дальнейшем ребенку может быть сложнее. Некоторые мамы, опасаясь, что ребенок поперхнется, долгое время измельчают еду. В результате малыш и в садике не может есть, давится или у него возникает рвотный рефлекс.

Чтобы обезопасить ребенка, твердые продукты можно давать в ниблере. Через сеточку грудной малыш сможет откусить кусок фрукта и пожевать, но не проглотить. Позже приспособление убирается, но с яблоками, грушами, сырой морковью следует быть аккуратными — их сложно перетереть деснами без зубов.

Если жевать отказывается более «взрослый» ребенок, то его нужно заинтересовать. Делать это можно таким образом: предложить самому размять вилкой еду в своей тарелке, сделать вид, что потерялся блендер. Возможно, он начнет жевать что-то вкусное или станет делать это в общественном месте. Найдя правильный подход, родители не столкнутся с ситуацией, что ребенок давится пищей при кормлении.

Как поступать, если малыш подавился?

Даже в тех случаях, когда родители не упустили этот момент, знания, как должна быть оказана первая помощь, необходимы. Только в спокойном и сосредоточенном состоянии можно найти правильное решение.

Организм человека часто способен помочь себе сам. Вот почему при попадании инородного тела в дыхательные пути начинается кашель, а то и рвота. С их помощью выталкивается злополучный кусочек, и дыхание нормализуется. Поэтому если кроха поперхнулся едой и кашляет, это означает, что воздуха поступает достаточно и велика вероятность самостоятельного выхода предмета. Но этого может и не произойти, если он довольно крупный. В таком случае необходимо вызвать скорую помощь. В ожидании врача постараться успокоить кроху, уложить его на бок с приподнятым подбородком. Шевелиться малыш должен как можно меньше, так как из-за его движений кусочек может изменить расположение. Самостоятельно также лучше не пробовать его достать, так как есть риск протолкнуть его глубже.

Действовать незамедлительно необходимо, если ребенок:

  • задыхается и ловит ртом воздух;
  • хватает себя за шею;
  • у него не получается плакать;
  • кожа синеет.

В таких случаях первая помощь должна оказываться в обязательном порядке, потому что для непоправимых последствий достаточно пяти минут. В скорую лучше звонить кому-то другому или уже тогда, когда малыш не задыхается.

Помощь грудничку

Как оказывать помощь, зависит от возраста ребенка. Если грудной кроха поперхнулся маминым молоком или смесью при кормлении, то он может начать кашлять и громко вдыхать и вдыхать воздух. Его необходимо положить на свою руку так, чтобы он смотрел вниз, а голова располагалась немного ниже попы. Если карапуз уже слишком тяжелый и удержать его на одной руке сложно, то следует таким же образом расположить его поперек колен. Затем аккуратно похлопать по спинке, это поможет жидкости выйти из дыхательных путей. Часто подобная ситуация возникает, когда малыш слишком голоден и жадно набрасывается на еду, у матери обильно прибывает молоко или слишком широкое отверстие у бутылочки. Также бывает из-за неправильного прикладывания к груди.

Приемы для ребенка старше года

Если ребенок подавился и он уже не грудной, а старше года, то можно попробовать один из следующих способов.

  • Держа за ноги, перевернуть вниз головой.
  • Поставить малыша перед собой, обхватить его живот руками (одну руку при этом сжать в кулак, а второй его держать) и нажать пять раз снизу вверх. Затем несколько раз хлопнуть между лопатками. Делать это необходимо до тех пор, пока дыхание не станет свободным.
  • Чтобы оказать помощь, можно попробовать руками или пинцетом достать застрявший предмет. Для этого следует открыть ребенку рот, большим пальцем сдвинуть язык, а нижнюю челюсть немного выдвинуть. Если заметно инородное тело, то легким скольжением пальца попробовать его подцепить. Не надо делать этого двумя пальцами, чтобы не протолкнуть его еще глубже.
  • Если ребенок подавился и он уже большой и способен хорошо реагировать на слова взрослых, то можно попробовать вызвать рвоту, надавив на корень языка. При этом рефлекторно сокращается и пищевод, и дыхательные пути, выталкивает все лишнее.

Что делать, если ребенок без сознания?

Если карапуз подавился чем-то достаточно крупным, например косточкой, не может дышать и потерял сознание, то его необходимо положить на ровную твердую поверхность. После этого встать рядом или присесть на колени возле него и расположить одну руку на его животе пальцами в сторону головы, а вторую поверх нее. Нажимать внутрь и вверх, чтобы застрявший предмет мог выскочить наружу. Повторить шесть раз, соизмеряя силу с возрастом пострадавшего, затем проверить дыхательные пути. Для этого необходимо наклонить голову ребенка назад, зажать ему ноздри и делать два спокойных выдоха рот в рот. Если грудь начинает опускаться и подниматься, значит, кислород стал поступать. Но в случае, когда малыш не начал дышать самостоятельно, следует продолжать оказывать помощь. В бессознательном состоянии горло постепенно расслабляется, так что шанс извлечения инородного тела высокий.

Ребенка, который сильно поперхнулся, нужно показать врачу, даже если с проблемой удалось справиться самостоятельно. Возможно, остались какие-то частички и их необходимо удалить. Бывает, что инородное тело или его фрагменты проскакивают в нижние дыхательные пути, на что их слизистая оболочка отвечает воспалением. Появляется отек, дыхание затрудняется, развивается бронхит или пневмония. Чтобы подобного не допустить, ребенка должен обследовать профессионал.

Подавиться едой или поперхнуться водой либо молоком может любой ребенок. Чрезвычайная ситуация – неподходящее время для паники. Родители должны знать, что делать в таком случае, ведь именно от них зависит, как будет оказана первая помощь.

agushkin.ru