Гиперактивный ребенок в 8 месяцев. Гиперактивность ребенка — что это? Кто виноват и что делать?
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Гиперактивность у ребенка — что нужно знать. Гиперактивный ребенок в 8 месяцев


Гиперактивность у ребенка — что нужно знать

Ребенок плохо спит, чрезмерно активен, возможно, у него диагноз «гиперактивность»

В чем отличие гиперактивного ребенка от темпераментного непоседы, который не может усидеть на одном месте? Поведение гиперактивных детей не зависит от душевного состояния и места нахождения. Такой ребенок одинаково буйный дома, на улице или в детском саду. Никакие уговоры в виде новых игрушек или сладостей не приносят результата, ребенка просто невозможно успокоить. Врачи считают, что таких детишек нужно лечить.

Только с 80-х годов прошлого столетия гиперактивность стали считать заболеванием.

Оно связано с нарушением функциональности центральной нервной системы, отвечающей за внимательность, память, координацию движений или с незрелостью головного мозга. В результате даже простые звуки вызывают у ребенка раздражение.

Существует два типа гиперактивности: врожденная и приобретенная.

Причинами возникновения врожденной гиперактивности может быть родовая травма, генетическая предрасположенность.

Приобретенная гиперактивность поваляется после рождения малыша, следствием перенесенных заболеваний (например, грипп может дать такое осложнение) или в результате травмы головного мозга. Ученые доказали, что причиной появления гиперактивности может быть аллергия на пищевые добавки, которые влияют на развитие головного мозга.

Признаки гиперактивности

Даже у детей первого года жизни можно наблюдать первые признаки гиперактивности:

  • движения малыша хаотичны и не согласованны, значительно повышен мышечный тонус, энурез, рвоты;
  • у ребенка тревожный сон, чрезмерно чувствителен к внешним факторам, может плакать без видимой причины;
  • отстает в развитии опорно-двигательного аппарата, то есть ребенок поздно начинает ходить, стоя на ровном месте, может упасть, неуклюж;
  • поздно начинает говорить, не умеет строить простейших словосочетаний;
  • в трехлетнем возрасте, ребенок не может сосредоточиться (не может дослушать сказку). Такой ребенок любопытен, но у него не хватает терпения дослушать ответ на свой вопрос. Ребенок очень активен, он постоянно ломает игрушки, рвет книжки или швыряет различные предметы. Он не способен усидеть на месте.

Желательно заняться лечением до того времени, как ребенок начнет посещать детский сад, а особенно школу, ведь своим поведением ребенок будет вызывать недоумение у сверстников и преподавателей.

Его нестандартное поведение может стать причиной конфликтов.

Гиперактивные дети не восприимчивы к боли, не испытывают страх, их поступки совершенно не обдуманны, последствия которых они не в состоянии предвидеть. Таким детям необходим индивидуальный подход. Гиперактивный ребенок подвержен к чрезмерным нагрузкам, которые приведут к частым головным болям, переутомлению, нервным тикам, плохая успеваемость в школе и неудовлетворительное поведение.

Желательно как можно раньше начать лечение. Диагноз поставит врач-невролог.

Как должны вести себя родители?

Гиперактивные дети не воспринимают слово «нет», поэтому, чтобы решить какие-либо вопросы, вы должны выбрать альтернативный вариант. Такие детишки любят похвалу, таким образом, у них повышается самооценка. Не бойтесь перехвалить у таких детей очень низкая самооценка.

Категорически нельзя физически наказывать ребенка. В данном случае наказание станет причиной жестокости и озлобленности.

Не желательно ссориться в присутствии малыша.

Действия родителей должны быть согласованы, если один родитель установил запрет, то и второй не должен это разрешать.

Детишкам просто необходимо заниматься физической культурой. Она не только действует успокаивающе на гиперактивного малыша, но и способствует правильной координации движений. Единственное, родители должны выбрать такой вид спорта, где отсутствует эмоциональное напряжение.

В детской гиперактивного малыша не должно быть много вещей и различных мелких деталей. Стены должны быть спокойных тонов: зеленый, бледно-синий, ни в коем случае они не должны быть насыщенных тонов, которые будут раздражать, и возбуждать нервную систему малыша.

Вы должны поставить перед ребенком определенную цель, которую нужно выполнить. Постарайтесь привить ребенку интерес к какому-либо занятию: рисованию, лепке, чтению.

Следите, чтобы малыш не переутомлялся, ведь в результате переутомления у ребенка снижается самоконтроль и повышается двигательная активность. Обращайте внимание, сколько времени ребенок проводит возле телевизора или за компьютером. Для просмотра мультфильмов и компьютерных игр должно быть отведено время, за границы которого ребенок не должен выходить.

За совершаемые поступки малыша введите систему «поощрение-наказание». Ваш гиперактивный малыш будет знать, что за хороший поступок он будет вознагражден (сладости, поход в зоопарк или в детский развлекательный центр), а за плохой поступок, он ничего не получит.

Учтите, что структуру центральной нервной системы невозможно изменить, но можно незначительно повысить внимательность и самоконтроль. Родители должны набраться терпения и настроиться на то, что гиперактивность – это заболевание, на лечение которого понадобиться не один месяц. Не исключено, что ребенку может понадобиться время, чтобы стать более спокойным.

f-journal.ru

Гиперактивный ребенок: какой он? | Азбука здоровья

(2 голоса: 5 из 5)

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с гипердинамическим ребенком, это его чрезмерная по отношению к календарному возрасту и какая-то «бестолковая» подвижность.

Будучи младенцем, такой ребенок самым невероятным образом выпутывается из пеленок. Только что младенчика упаковали, положили в аккуратненько застеленную кроватку, накрыли одеяльцем. Вроде заснул. Не прошло и часа, как одеяльце смято и скомкано, пеленки валяются сбоку, а сам ребенок, голый и довольный, лежит либо поперек кровати, либо вообще ногами на подушке. Оставить такого младенца на пеленальном столе или на диване невозможно даже на минуту с самых первых дней и недель его жизни. Стоит только чуть зазеваться, как он обязательно как-нибудь извернется и с глухим стуком свалится на пол. Впрочем, как правило, все последствия ограничатся громким, но коротким воплем.

 

Не всегда, но достаточно часто у гипердинамических детей наблюдаются те или иные нарушения сна. Ребенок может всю ночь вопить, требуя укачивания, хотя вроде бы и пеленки сухие, и поел недавно, и температуры нет… Может спокойно «гулять» с трех ночи до восьми утра, а потом спать до шести вечера. Может спать не больше двух часов кряду, изматывая мать бесконечными пробуждениями и короткими, но яростными периодами активности. Причем все описанные сложности могут наблюдаться в разное время у одного и того же младенца. Рационально объяснить их (режутся зубки, болит животик и т. д.) обычно не удается ничем, кроме взаимного расположения звезд.

 

Иногда наличие гипердинамического синдрома (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) можно предположить у младенца, наблюдая за его активностью по отношению к игрушкам и другим предметам (правда, сделать это может только специалист, который хорошо знает, как манипулируют предметами обычные дети такого возраста). Исследование предметов у гипердинамического младенца носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер. То есть ребенок отбрасывает игрушку прежде, чем исследует ее свойства, тут же хватает другую (или несколько сразу) только для того, чтобы спустя несколько секунд отбросить и ее. Внимание такого младенца очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.

 

Как правило, моторные навыки у гипердинамических детей развиваются в соответствии с возрастом, часто даже опережая возрастные показатели. Гипердинамические дети раньше других начинают держать головку, переворачиваться на живот, сидеть, вставать на ножки, ходить и т. д. В манеже такого ребенка обычно не удержать. Именно эти дети просовывают головки между прутьями кроватки, застревают в манежной сетке, запутываются в пододеяльниках и быстро и сноровисто научаются снимать все, что на них надевают заботливые родители.

 

При наличии возможности, ползать эти дети начинают раньше, чем ходить, иногда просто фантастически рано. Автору довелось наблюдать восьмимесячного ребенка, который бодро, как собачонка, бежал на четвереньках за идущей матерью, практически от нее не отставая. Как только гипердинамический ребенок оказывается на полу, в жизни семьи наступает новый, чрезвычайно ответственный этап, целью и смыслом которого становится уберечь жизнь и здоровье ребенка, а также семейное имущество от возможных повреждений. Активность гипердинамического младенца неостановима и сокрушительна. Иногда у родных создается впечатление, что он действует круглые сутки, практически без перерыва.

 

Нет такого шкафа, который гипердинамический ребенок не сумел бы открыть, нет такого дивана, стула или стола, на который он не сумел бы взобраться (а потом упасть оттуда). Именно эти дети в возрасте от года до двух — двух с половиной лет стаскивают на пол скатерти со столовым сервизом, роняют телевизоры и новогодние елки, засыпают на полках опустошенных платяных шкафов, без конца, несмотря на запреты, открывают газ и воду, а также опрокидывают на себя кастрюли с содержимым различной температуры и консистенции.

 

Однажды ко мне на прием привели симпатичного белоголового мальчика Федю. Список Фединых деяний, который огласила слегка оглушенная происходящим мама, был весьма впечатляющим. К двум с половиной годам он насчитывал следующее:

 

1. В шесть месяцев был оставлен спать в коляске под окнами (семья живет на первом этаже). Проснулся и вывалился через борт коляски на асфальт. Пока мать бежала по лестнице, успел перевернуться и заползти в ближайшую лужу.

2. В девять месяцев каким-то образом выломал прут из кроватки и воткнул обломок себе под подбородок. Наложили три шва.

3. В год и один месяц опрокинул на себя кастрюлю с горячим супом, которая стояла на плите. Месяц в ожоговом отделении.

4. В год и восемь месяцев играл с дверцами тумбочки, на которой стоял телевизор. Огромный импортный телевизор рухнул на пол и разбился вдребезги. Только открытая дверца тумбочки уберегла ребенка от верной гибели.

5. В два года три месяца перерезал ножницами с неизолированными ручками проводку, по которой шел ток. Получил легкую контузию.

 

Никакие попытки вразумления на гипердинамических детей, как правило, не действуют. У них все нормально с памятью и пониманием речи. Просто они не могут удержаться. Своими глазами мне довелось видеть трехлетнего ребенка с гипердинамическим синдромом, который со словами «нельзя Ване в шкаф лазить, нельзя вазочку брать. Разобьется!» лез в посудный шкаф и доставал оттуда ту самую упомянутую вазочку.

 

Совершив очередную каверзу или разрушительное деяние, гипердинамический ребенок сам искренне расстроен и совершенно не понимает, как это получилось. «Она сама упала!», «Я шел, шел, залез, а потом — не знаю…», «Я это и не трогал совсем!» — так или приблизительно так звучат их оправдания в ответ на возмущенные или испуганные сетования родителей.

 

Довольно часто у гипердинамических детей наблюдаются различные нарушения развития речи. Некоторые начинают говорить позже сверстников, некоторые — вовремя или даже раньше, но вот беда — их никто не понимает, потому что они не произносят две трети звуков русского языка, заменяют слово «собака» словом «ва», а слово «самолет» словом «силт». Непрерывная болтовня таких детей с «кашей во рту» очень утомительна для окружающих и требует вмешательства логопеда. Иногда, впрочем, родители научаются сносно понимать их «язык» и очень удивляются и даже обижаются, что в садике или в поликлинике никто ребенка не понимает.Гипердинамические дети с самого начала не ходят, а бегают. Когда говорят, много и бестолково размахивают руками, переминаются с ноги на ногу или подпрыгивают на месте.

 

Еще одна особенность гипердинамических детей — они не учатся не только на чужих, но даже на своих ошибках. Вчера ребенок на детской площадке гулял с бабушкой, залез на высокую лесенку, не мог слезть. Пришлось просить ребят-подростков снять его оттуда. Ребенок явно испугался, на вопрос: «Ну что, будешь теперь на эту лесенку лазить?» — истово отвечает: «Не буду!» На следующий день на той же детской площадке он первым делом бежит к той самой лесенке…

 

Именно гипердинамические дети — это те дети, которые теряются. «Граждане, у кого потерялся мальчик?» — вспомните сакраментальную фразу из советских фильмов, да и из реальной вокзальной действительности. В вокзальной суете, в сутолоке около киосков, в очереди, просто в толпе что-то привлекло внимание гипердинамического ребенка, и он тут же забыл про мать, про бабушку, про то, что ему велели стоять здесь и не сходить с этого места, и пошел, пошел, влекомый, словно магнитом, своим кратковременным, но всепоглощающим интересом. Что это там за желтая машина? А что это тот дядя делает? А чего это вон там продают? А куда вот эта дверка ведет? И уже мечутся с вытаращенными глазами потерявшие ребенка родители, хватают за рукава прохожих: «Вы тут мальчика не видели? Такого маленького, в красном комбинезончике!» Качают головами сердобольные тетки-прохожие, пытаются успокоить, помочь («Господи! Ужас-то какой! А если бы мой пропал!» ), тревожно хмурят брови мужчины («Неужели еще один маньяк?!» ), осуждающе поджимают губы вездесущие старушки («Лучше следить надо было за ребенком, милочка!» ). Наконец, когда ситуация достигает максимального накала и раздаются советы немедленно, по горячим следам обратиться в милицию, продавщица мороженого указующе вытягивает толстый палец и спрашивает: «А вон там за ларьком, в мусоре не ваш ковыряется?»

 

И ругать нашедшегося ребенка уже совершенно нет сил, да он и сам толком не понимает, что произошло. «Ты сама ушла!», «Я только отошел посмотреть!», «А вы меня разве искали?!» — все это обескураживает, злит, раздражает, заставляет сомневаться в умственных и эмоциональных возможностях ребенка.

 

Об эмоциональных возможностях. Гипердинамические дети, как правило, не злы. Они не способны долго вынашивать обиду или планы мести, не склонны к рассчитанной, целенаправленной агрессии. Все обиды они быстро забывают, вчерашний обидчик или обиженный сегодня у них — лучший друг. Но в запале драки, когда отказывают и без того слабые механизмы торможения, такие дети могут быть безотчетно жестоки и неостановимы.

 

— Его в классе дразнят, подначивают, — жаловалась мама восьмилетнего Никиты. — Он неделю внимания не обращает, смеется только. А потом что-то как щелкнет, так он бросается и впивается, как бульдог. Ничем не оторвать. Недавно двое старшеклассников и учительница растаскивали. В школе говорят: ведите его к психиатру, он у вас ненормальный!

Впоследствии такие дети могут сами искренне раскаиваться в совершенном и даже не помнить, как все получилось. Никита:

— Я не хотел его об стенку бить. Потрясти только. Чтоб не обзывался. Я за ним погнался, мы долго бегали. Потом я его догнал, схватил, он мне двинул в живот, потом… потом не помню. Я не хотел головой, что я, отмороженный, что ли… Ну, обзывался, говорил «болван», подумаешь… Я так просто… Сам не знаю, как получилось… Честно! Я потом сам у него прощения просил. Он меня простил, даже ластик мне дал. А я ему книжку про ужастиков. Только учительница все равно маму вызвала.

 

При общении с гипердинамическими детьми надо учитывать, что все их чувства достаточно поверхностны, лишены объема и глубины. Если гипердинамический ребенок не корректирует своего поведения из-за недомогания матери, усталости отца или неприятностей, постигших приятеля, то он вовсе не бесчувственный эгоист, как может показаться с первого взгляда. Скорее всего, он просто не заметил всего вышеперечисленного. Познание, оценка чувств и состояния других людей — сложная аналитическая работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на объекте (другом человеке). А вот с концентрацией-то у гипердинамического ребенка — бо-ольшие проблемы! Поэтому не стоит ждать от такого ребенка чудес понимания — лучше просто сказать ему о том, что именно вы (или кто-то из окружающих) сейчас испытываете. Гипердинамический ребенок легко примет это как факт и, возможно, постарается как-то учесть.

 

Настоящие проблемы гипердинамического ребенка (и его семьи) начинаются вместе со школьным обучением. Иногда чуть раньше — при подготовке к школе. На сообразительность и собственно умственные способности гипердинамических детей жалуются редко.

 

— Да он все может, если захочет! Стоит ему только сосредоточиться — и все эти задания ему на один зуб! — такили приблизительно так говорят девять из десяти обратившихся ко мне родителей.

Вся беда в том, что как раз сосредоточиться гипердинамический ребенок категорически не может. Усаженный за уроки, он уже через пять минут рисует в тетрадке, катает по столу машинку или просто смотрит в окно, за которым играют в футбол старшие ребята или чистит перья ворона. Еще десять минут спустя ему очень захочется пить, потом есть, потом, естественно, в туалет…

— Вы представляете, мы каждый день делаем уроки с трех часов до девяти, иногда до полдесятого! — говоритмне мама первоклассника Вовы.— Это невозможно! — категорически заявляю я. — Ни в одной, даже самой замудренной школе в первом классестолько не задают.— Вы что думаете, я вам вру, что ли?! — возмущается мама. — Вова, подтверди!Вова согласно кивает.— А как же вам это удается? — спрашиваю я с невольным уважением в голосе.— А вот так! Там всего-то заданий по его способностям — на полчаса, ну, на час, если очень много задано. А он сидит, и тянет, и тянет… Только я отойду, он уже где-то в облаках витает. Скажу: переписывай вот этот столбик примеров. Прихожу через полчаса — все на том же месте. Или еще хуже — ответы написаны просто так. Явно над ними совсем не думал. Приходится, естественно, переписывать… Или вот в туалет идет, и полчаса его нет. Ты что, спрашиваю, там утонул, что ли? Да нет, говорит, сейчас иду. Еще и возмущается: что, в туалет сходить нельзя?! Вчера ручку двадцать пять минут под столом искал. Я по часам заметила… Если идет мимо комнаты, где бабушка телевизор смотрит, так обязательно в дверях застревает. Хоть там сериал идет, хоть новости, хоть реклама… А вы говорите: не бывает!

 

В классе происходит приблизительно то же самое. Гипердинамический ребенок для учителя — вроде соринки в глазу. Он бесконечно вертится на месте, отвлекается и болтает с соседом по парте. Сажать его одного бесполезно, потому что в этом случае он дергает тех, кто сидит впереди, или оборачивается к тем, кто сидит сзади, и тогда учитель, вообще, видит только его затылок. Может также общаться через проход с соседней колонкой, или передавать записочки, или пускать под партой самолетик, или… В общем, проделки и придумки гипердинамического ребенка неистощимы и почти всегда неуместны.

 

В работе на уроке он либо отсутствует и тогда, будучи спрошенным, отвечает невпопад, либо принимает активное участие, скачет на парте со вздернутой к небу рукой, выбегает в проход, кричит: «Я! Я! Меня спросите!» — или просто, не удержавшись, с места выкрикивает ответ. Причем ответ, как правило, неполный или неточный. Поскольку подобные эпизоды, неравномерно чередуясь, повторяются каждый учебный день, то учителю крайне трудно воздержаться от раздраженных высказываний в адрес такого ребенка, а при случае (например, на собраниях) и в адрес его родителей.

 

Тетрадки гипердинамического ребенка (особенно в начальных классах) представляют собой жалкое, душераздирающее зрелище. Количество ошибок в них соперничает с количеством грязи и исправлений. Сами тетрадки почти всегда мятые, с загнутыми и замусоленными уголками, с надорванными обложками, с пятнами какой-то невразумительной грязи, как будто бы на них кто-то недавно ел пирожки. Строчки в тетрадях неровные, буквы уползают то вверх, то вниз, в словах пропущены или заменены буквы, в предложениях — слова. Знаки препинания стоят как будто бы в совершенно произвольном порядке — авторская пунктуация в наихудшем смысле этого слова. Многие слова узнаются с трудом, хотя отдаленно что-то напоминают — как в поэзии Велимира Хлебникова. Именно гипердинамический ребенок может сделать в слове «еще» четыре ошибки. Догадались, как? Не догадались? Пожалуйста, очень просто — «исчо». На научном языке это называется — дисграфия.

 

Проблемы с чтением возникают значительно реже, чем с письмом, но тоже встречаются. Как правило, они отмечаются у тех детей, которым на предыдущем этапе ставили «задержку развития речи». Если «дисграфия» — это достаточно однородное явление, то «дислексия» (нарушения чтения) может выглядеть по-разному в каждом индивидуальном случае. Некоторые гипердинамические дети читают очень медленно, запинаясь на каждом слове, но сами слова прочитывают правильно. Другие читают быстро, но изменяют окончания и «проглатывают» слова и целые предложения. В третьем случае ребенок читает нормально по темпу и качеству произношения, но совершенно не понимает прочитанного и не может ничего запомнить или пересказать.

 

Проблемы с математикой встречаются еще реже и связаны, как правило, с тотальной невнимательностью ребенка. Он может правильно решить сложную задачу, а потом записать неправильный ответ. Легко путает метры с килограммами, яблоки с ящиками, и получившиеся в ответе два землекопа и две трети его совершенно не смущают. Если в примере стоит знак «+», гипердинамический ребенок легко и правильно производит вычитание, если знак деления, выполнит умножение, и т. д. и т. п.

 

Гипердинамический ребенок постоянно все теряет. Он забывает шапку и варежки в раздевалке, портфель в скверике возле школы, кроссовки — в физкультурном зале, ручку и учебник в классе, а дневник с оценками — где-нибудь в районе помойки. В его ранце спокойно и тесно соседствуют книги, тетради, ботинки, яблочные огрызки и недоеденные конфеты.

 

На перемене гипердинамический ребенок — это «вихрь враждебный». Накопившаяся энергия настоятельно требует выхода и находит его. Нет такой потасовки, в которую наш ребенок не ввязался бы, нет шалости, от которой он откажется. Бестолковая, сумасшедшая беготня на перемене или на «продленке», кончающаяся где-то в районе солнечного сплетения кого-нибудь из членов педагогического коллектива, и соответствующее случаю внушение и репрессии — неизбежный финал почти каждого школьного дня нашего ребенка.

 

Уже говорилось, что практически все шалости гипердинамических детей спонтанны, не подлежат планированию и обдумыванию. Еще одной особенностью этих детей, чрезвычайно огорчающей и их самих и родителей, является то, что именно они всегда попадаются. Сколько угодно детей может хулиганить на перемене, кидаться снежками, участвовать в свалке, передавать записки на уроке или курить в туалете. Попадется всегда — гипердинамический. Трудно сказать, в чем тут секрет, но феномен — налицо. Большинство детей и родителей знают об этом и с грустью говорят о «судьбе», «роке» или просто о том, что «мне (моему) всегда не везет». Отбросив мистику, можно предположить, что здесь одновременно действуют два фактора — «дурная репутация» гипердинамического ребенка («Как что случится — так сразу думают, что это я!» ) и отсутствие в его характере хитрости, изворотливости и умения предвидеть последствия.

 

Практически все окружающие гипердинамического ребенка люди (родители, учителя, даже одноклассники) пребывают в неизбывной уверенности, что ребенок вполне может избавиться от всех проблем и недостатков, попросту «взяв себя в руки», «собравшись» и т. д. К сожалению, они ошибаются.

 

Некоторое время каждый гипердинамический ребенок будет пытаться соответствовать ожиданиям окружающих его людей, «напрягать волю», «следить за собой» и выполнять другие, столь же ценные советы. Постепенно, однако, и он, и другие убеждаются в том, что никаких успехов все это не приносит. Более того, чем больше ребенка стыдят и ругают, тем хуже у него идут дела. Нервная система гипердинамического ребенка, и без того работающая с перегрузом, получает дополнительную нагрузку. Ребенок живет в состоянии непрерывного стресса. Уходя утром в школу, он знает, что у него опять «не выйдет» и его опять будут ругать. Дальше ситуация может развиваться несколькими путями.

 

Ребенок может «опустить руки» и попросту плюнуть на мнение окружающих. «Ну и пусть я буду самый плохой! Чем хуже — тем лучше!» — так отныне звучит его лозунг. Понятно, куда приблизительно ведет этот путь. Довольно быстро такой ребенок находит место, где все его особенности принимаются и даже одобряются. Это место — улица, двор. Здесь все в строку — и туповатое бесстрашие гипердинамических детей, и их легкость на подъем, и вечная готовность к любым проделкам, и отходчивость, и даже неумение просчитывать последствия. Последним, увы, часто пользуются продавцы наркотиков и вербовщики «кадров» из криминальных структур. На улице, где собрались такие же отверженные обществом (по разным причинам) дети и подростки, гипердинамического ребенка ждет не только принятие и понимание, но и разнообразный досуг. Собирать бутылки и обследовать помойки, лазать по крышам и жечь костры, кататься на автобусах и электричках, «тусоваться» с друзьями — все это значительно интереснее, чем решать задачи и писать диктанты. Тем более что ни то, ни другое у ребенка не получается.

 

Другой ребенок, с более слабым здоровьем, начинает много и разнообразно соматически болеть, пропуская школу по полгода.

— До школы он вообще ничем не болел. Мог три часа на улице бегать в мокрых ботинках — и ничего. А с конца первого класса — началось. Сначала у него был грипп, потом подхватил бронхит, потом — воспаление легких, — рассказывает мама десятилетнего Игоря. — Потом вроде все вылечили, а кашель остался, да такой страшный, что просто до рвоты. Послали к невропатологу. Он прописал какие-то таблетки, вроде поменьше стало. Потом вдруг герпес полез, да не только на губах, а по всему лицу. Пока лечили, нашли шумы в сердце. Обследовались. Вроде все ничего, только собрались в школу — температура. Отчего — непонятно. Пока сдавали анализы, температура исчезла, но начали суставы болеть…

 

Третий ребенок, самый сильный и мужественный, несмотря на все колоссальные трудности, продолжает бороться за место под солнцем, пытаясь хоть как-нибудь приспособиться к обстоятельствам, в которых как будто бы специально «все против него». Иногда у него что-то получается — он становится форвардом школьной футбольной команды, или певцом в школьном ансамбле, или «великим химиком», или записным школьным юмористом, или просто классным шутом. Все это, как правило, делается вопреки воле семьи и педагогического коллектива. Но когда место найдено, все вздыхают с облегчением — проявления синдрома резко идут на убыль.

 

Отношения со сверстниками у гипердинамических детей могут складываться по-разному, в зависимости от степени проявления синдрома. Почти всегда такие дети очень общительны, легко знакомятся как с детьми, так и со взрослыми. У маленького гипердинамического ребенка почти всегда множество приятелей (сам он часто называет их друзьями).

 

— С кем ты из группы дружишь? Кто твой лучший друг? — спрашиваю я шестилетнего Сашу.— Я со всеми дружу! — отвечает Саша. — И с мальчиками, и с девочками. Только Вера Тапищева мне не друг,потому что она плачет все время. С ней дружить прямо некогда!

 

Однако, несмотря на общительность, гипердинамическому ребенку редко удается построить длительные и глубокие дружеские отношения. Настоящая дружба требует постоянного «учета» чувств, мнений и настроений другого человека. А вот это нашему ребенку дается с трудом. И когда ребенок подрастает, иногда начинаются жалобы: «А почему они со мной не играют?!»

 

Гипердинамический ребенок любит шумные, подвижные игры. Побегать и «побеситься» любят все здоровые маленькие дети. Но, подрастая, они все больше времени уделяют тихим, сложным, ролевым играм или играм «с правилами». Гипердинамический ребенок не любит (а иногда, в тяжелых случаях, попросту не может) играть в такие игры. И опять остается один или находит себе компанию таких же сорванцов.

 

— У нас вроде бы приличная семья, — жалуется мама десятилетнего Вадима. — Я сама учитель, папа — программист. Мы его с детства старались в музеи водить, в театры. Правда, в театре его было на стуле не удержать… Но книжки я ему всегда хорошие читала. Объясните мне, почему же его все время тянет к каким-то детям… ну, социально запущенным, что ли… В классе вечно выбирает себе самых хулиганов. И вот у нас в парадной есть такая семья, ну, родители пьют и все такое. Там трое детей, так он вечно с ними… Нет, чтобы с Виталиком играть со второго этажа или с Мариной с пятого. Что это его туда так тянет?

 

Все очень просто. «Социально запущенные» дети из семьи алкоголиков готовы играть в те игры, которые предложит Вадим. А вот согласится ли Марина с пятого этажа?

 

Иногда гипердинамические дети избегают общества сверстников и любят возиться с детьми, младшими по возрасту. Родители склонны сетовать на это, обвиняя своих чад в некоей «умственной недостаточности». Но ведь и здесь все просто и вовсе не плохо. Маленькие друзья и подружки дают гипердинамическому ребенку возможность разрядки, возможность поиграть в те самые подвижные игры, которых ему так не хватает. И маленькие, как правило, вполне этим довольны.

 

Шестиклассник Алеша из числа моих гипердинамических клиентов еще с прошлого года подружился с целым классом мальчишек-первоклашек. Приходил к ним на переменах, гулял с ними после уроков на «продленке», рассказывал страшные истории и учил делать самолетики, заходил в гости поиграть на компьютере. Малыши были польщены вниманием «большого парня». А парень, отверженный и обвешенный ярлыками в своем «родном» классе, находил среди малышей так необходимое ему принятие и восхищение. Кому от этого плохо?

 

Разумеется, вовсе не у каждого ребенка с диагнозом «гипердинамический синдром» имеются все вышеперечисленные особенности поведения. Все это может быть выражено слабее или сильнее, а что-то может отсутствовать вовсе. Представленный портрет — ярко выраженный гипердинамический синдром (СДВГ) во всей его красе. В таком «цветущем» виде он встречается всего лишь у каждого четвертого-пятого ребенка с диагнозом «гипердинамический синдром».

 

Автор: Е. В. Мурашова

azbyka.ru

Гиперактивный ребенок. Что делать и кто виноват?

Наверное, нет другого такого состояния, которое вызывало бы столько споров и сомнений у врачей, родителей и психологов, как гиперактивность. Одни утверждают, что проблема надумана и ее на самом деле не существует, другие же считают, что невыявленная и некорректированная в детстве гиперактивность грозит карьерному росту, социальной адаптации, личным отношениям человека в будущем.

Кто из них прав, какой он  гиперактивный ребенок, что делать в случае, если вашему малышу врач поставил такое заключение, поговорим в этой статье.

Из этой статьи вы узнаете:

Разбираемся в терминах

Большинство родителей, которые когда-либо слышали про детскую гиперактивность, на самом деле довольно туманно представляют, о чем идет речь, порой вкладывая в это понятие не медицинский, а бытовой смысл. Поэтому, прежде всего, разберемся с терминами.

Гиперактивность, или двигательная расторможенность – это состояние нервной системы ребенка, при котором процессы возбуждения в головном мозге происходят активнее, чем у обычных детей. Другими словами, клетки мозга постоянно генерируют нервные импульсы, которые просто не дают малышу усидеть на месте.

Поэтому гиперактивный ребенок это не просто очень подвижный, непослушный, капризный или невнимательный хулиган, как привыкли думать многие мамочки, а малыш, в поведении которого невропатолог (и только он!) усмотрел отклонения. Наличие гиперактивности у ребенка может быть установлено в любом возрасте.

Не следует путать гиперактивность у детей грудного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который является расстройством психического развития и может быть выявлен не ранее 3—4 летнего возраста.

Гиперактивный и активный: в чем разница

Здоровый малыш по своей природе всегда полон энергии, подвижен, упрям и даже капризен. Эти качества помогают ему познавать окружающий мир и свое место в нем. Поэтому так трудно бывает отличить двигательную расторможенность от особенностей характера. Однако есть некоторые отправные точки, которые могут побудить родителей более внимательно отнестись к поведению своего чада.

Гиперактивные груднички – какие они?

Чаще всего такие малыши хорошо развиты физически. Они раньше сверстников учатся сидеть, ползать, ходить. Им трудно усидеть на месте, их день проходит в движении. Малыши неутомимы и бесстрашны настолько, что часто падают с мебели, пеленальных столиков, раскрытых окон.

Они как-будто не умеют уставать. Даже когда силы на исходе, гиперактивный ребенок будет продолжать движение, сопровождая его плачем, истериками, капризами. Остановить его может только мамочка, вовремя взяв на руки.

Такие детки очень мало спят, чем поражают родных и близких. 2—3 месячные малыши могут бодрствовать по 4—5 часов кряду, в то время как их сверстники делят день между маминой грудью и сном.

Они очень чутко спят, просыпаясь от малейшего шума, а потом долго не могут заснуть. Легко привыкают к укачиванию.

Обстановка, полная звуков, незнакомых лиц, яркого света (приход гостей или поход в поликлинику) приводит гиперактивных малышей к настоящей эйфории, заставляя удваивать свои проделки.

Такие малыши любят игрушки, но редко подолгу играют с ними. Их легко чем-то заинтересовать, но трудно увлечь. Интерес к новой игрушке или игре пропадает через несколько минут.

Гиперактивные дети очень привязаны к маме и редко хорошо ладят с чужими. Они подвержены приступам гнева, кидаются игрушками, кусаются, дерутся. Кроме того, малыши ревнивы, конфликтные ситуации решают с помощью слез и рева.

Как не ошибиться?

Поскольку у малышей первого года жизни еще недостаточно хорошо развита речь и другие способы общения, то родители часто напрасно беспокоятся, принимая возрастную жизнерадостность за гиперактивность. Есть несколько отличительных особенностей подвижного здорового малыша от гиперактивного. Темпераментные здоровые дети, как правило:

  • много двигаются, но устав, предпочитают полежать или посидеть;
  • хорошо засыпают, длительность дневного и ночного сна соответствует возрасту;
  • спокойно спят ночью;
  • хорошо развито чувство страха, запоминают опасные действия и ситуации и стараются их избегать;
  • легко отвлекаемы во время капризов и истерик;
  • рано начинают осознавать слово «нельзя»;
  • во время капризов неагрессивны;
  • имеют темпераментных маму или папу.

Особо хочется остановиться на последнем пункте. В отличие от других, его надо умело применять. Очень часто в гиперактивности «подозревают» своего малыша мамы и папы, не обладающие огненным темпераментом. Срабатывает логическая связь: у спокойных родителей не может родиться ребенок-шалун. Ситуацию усугубляют бабушки и дедушки с обеих сторон, удивленно говорящие: «да в кого он такой уродился», «мои дети всегда были ниже травы, тише воды».

Это неправильный подход. Генетика – сложная наука, и в ребенке могут «сыграть» гены, которые не проявили себя у мамы и папы.

Поэтому всем спокойным мамочкам, еще раз хочется посоветовать: прежде чем обращать за помощью к невропатологу, проанализируйте, чем малыш вас «беспокоит». Он несносен, раздражает своей подвижностью, любопытством и совсем непохож на вас по характеру, или же он действительно неудержим при всем вашем понимании детской природы.

Кто виноват?

Гиперактивность ребенка всегда имеет под собой физическую причину, то есть изменения в работе нервных клеток головного мозга. Такое может возникнуть, если:

  • малыш родился через кесарево сечение;
  • роды были трудными, длительными, сопровождались наложением акушерских щипцов;
  • ребенок родился сильно недоношенным или маловесным;
  • произошел сбой при закладке нервной системы во внутриутробном периоде по причине перенесенного гриппа, простуды, под действием неблагоприятных факторов окружающей среды, вредных привычек;
  • имеется наследственная предрасположенность, то есть ближайшие родственники страдали в детстве гиперактивностью.

Вылечить нельзя, можно помочь

Если у вас гиперактивный ребенок, что делать, чтобы ему помочь? Самое главное, необходимо понять, что гиперактивность – это не болезнь, а тип поведения, который зависит от особенностей нервной системы вашего малыша. То есть ее нельзя вылечить в широком понимании этого слова, но можно взять под контроль таким образом, чтобы это состояние успешно «изрослось» и не перешло во взрослую жизнь.

Лечение гиперактивности заключается в последовательном освоении следующих этапов:

  • Психологическая подготовка родителей;
  • Воспитательные подходы к малышу;
  • Режим дня.

Психологическая подготовка родителей

Наверное, самый важный этап. Ведь от его успешности зависит то, как гладко пойдут следующие.

Родителям необходимо твердо усвоить:
  • гиперактивность – НЕ БОЛЕЗНЬ, а личное качество малыша;
  • ребенок не сознательно хулиганит и причиняет им беспокойство, просто, так работает его нервная система;
  • в случившемся нет ничьей вины;
  • необходимо принять ребенка таким, какой он есть — озорник, «живчик», капризный и ревнивый, но горячо любящий маму и папу;
  • гиперактивность у грудничков при правильном подходе не оказывает отрицательного влияния на физическое и психическое развитие в будущем;
  • малыш не обязан быть похож в своем поведении на сына Марии Ивановны или дочку Елены Сергеевны, какими бы хорошими они ни были. Также он может действовать совсем иначе, чем мама и папа в его возрасте. Маленький человек – большая личность и имеет право на индивидуальность, пусть даже через гиперактивность.

Некоторые из этих пунктов выполнить непросто. Но если родители их примут, то можно считать, что гиперактивность ребенка взята под контроль наполовину.

Особое слово хочется сказать мамам и папам, обладающим «гиперактивным» характером. Если ваш темперамент горяч, как арабский жеребец, то пришло время взять его под узду. Спокойствие, заранее составленный план-программа на день, отсутствие неожиданностей помогут не только создать благоприятную обстановку для гиперактивного малыша, но улучшат общий эмоциональный фон в семье.

Воспитательные подходы к малышу

Гиперактивный ребенок, как никто другой, нуждается в поддержке мамы и папы. Ведь его нервная система очень ранима и легко истощается. Поэтому необходимо сделать так, чтобы ребенок часто не расстраивался. Это не означает потакательство всем капризам. Просто необходимо ограждать малыша от негативных эмоций: не оставляйте его плакать подолгу, не запирайте в комнате в виде наказания, прерывайте его рев и истерику сразу, как только они начались. Лучше всего отвлечь малыша игрушкой, взять на руки, выйти на балкон или подойти к окну.

Не ругайте ребенка и вините его, он еще настолько мал, что не может оправдаться и сказать о любви к вам.

Хвалите, целуйте и поощряйте малыша в любом возрасте. Грудной ребенок может не понимать слов, но одобрительный тон будет ему лучшей наградой.

Найдите золотую середину между строгостью и попустительством. Малыш должен постепенно начать понимать слово «нельзя».

Необходимо оберегать ребенка от слишком шумной среды. Например, незнакомых гостей, толпы, общественного транспорта. Это не значит – держать его в изоляции, но следует помнить, что торговый центр и вечеринка у друзей – неподходящее место для гиперактивного шалуна. А вот прогулка в парке, на детской площадке, семейный выезд на пикник – хороший повод выплеснуть энергию без вреда себе и окружающим.

Будьте всегда готовы помочь крохе, когда у него что-то не получается. Гиперактивные детки очень чувствительны к неудачам и сразу расстраиваются, если цель не достигнута с первого раза. Добивайтесь ее вместе, спокойно и мудро поддерживайте малыша в его подвигах.

Режим дня

Лучше всего с проявлениями гиперактивности у ребенка справиться режим дня. Он не только приводит в равновесие нервные процессы, но и дисциплинирует родителей.

Лучше всего, если часы утреннего пробуждения и отхода ко сну будут одними и теми же каждый день. Это позволит тренировать нервную систему малыша и выработать собственный ритм.

Большую роль в формировании спокойного сна играет «вечерний ритуал», который повторяется каждый день и состоит из одинаковых действий. Это научит организм малыша готовиться ко сну. Он может быть, например, таким «ванна—колыбельная—сон у груди—переход в кроватку» или, если вы не привыкли купать ребенка каждый день или ванна, наоборот, действует возбуждающе, то «переодевание в пижаму—колыбельная—грудное кормление или бутылочка со смесью—сон в собственной кроватке».

Следует ограничить подвижные игры за 1 час до отхода ко сну.

Кровать малыша до года лучше располагать в той же комнате, где спят родители. Гиперактивные детки часто просыпаются по ночам, мучимые тревожными снами. Ласкового голоса мамы, которая рядом, бывает достаточно для того, чтобы успокоиться.

В комнате, в которой малыш проводит большую часть времени, не должен быть включен телевизор или радио. Яркие цвета, музыка, постоянно меняющиеся картинки на экране растормаживают нервную систему. Если детская комната оформлена яркими картинками – наклейками, постерами, большими игрушками, их следует убрать. Грудной малыш все равно не понимает их смысл, а яркие пятна действуют возбуждающе на нервную систему.

Люстра и лампы в детской комнате должны быть из матового стекла, которое мягко рассеивает свет и не дает будоражащих бликов.

Гиперактивные дети должны непременно расходовать энергию. Этому поможет гимнастика, массаж, подвижные игры. Следует строго следить за продолжительностью активных игр. Гиперактивные детки не чувствуют усталости и не могут сами остановиться. Поэтому в зависимости от возраста периоды подвижных игр необходимо чередовать со спокойными.

Заключительное слово

Дорогие родители, ваш малыш – это чудо, каким бы он ни был. Поэтому вместо того чтобы задаваться вопросом «у меня гиперактивный ребенок, что делать теперь и как жить с эти дальше», постарайтесь вместе с ним спокойно и мудро пережить этот сложный период становления маленькой личности.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

moy-kroha.info

Сайт родителей детей с СДВГ: Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: протокол лечения

IV. Медикаментозная терапия

Мы рекомендуем медикаментозную терапию лишь в крайнем случае, за рубежом же лекарственная терапия СДВГ используется широко. Но до сих пор нет единого мнения о результативности принимаемых препаратов, нет и единой схемы их приема. Чаще назначают психостимуляторы. Впервые они стали применяться для лечения двигательной расторможенности и нарушений внимания с 1937 года и до сих пор являются самыми эффективными препаратами при этом заболевании: во всех возрастных группах (дети, подростки, взрослые) улучшение наблюдается в 75% случаев. К этой группе препаратов относится метилфенидат (коммерческое название риталин), декстроамфетамин (декседрин) и пемолин (цилерт). При их приеме у гиперактивных детей улучшается поведение, когнитивные и социальные функции (Spencer T.J., Biederman J.). Высокая эффективность психостимуляторов объясняется широким спектром их нейрохимического действия, которое направлено в первую очередь на дофамин- и норадренергические системы мозга. Существует несколько стратегий лечения заболевания. Лекарственная терапия может проводиться непрерывно или используется метод "лекарственных каникул", то есть в выходные дни и в каникулярное время лекарство не принимается. Препараты этой группы противопоказаны детям до 6 лет, а в нашей стране они пока не зарегистрированы и не используются. Кроме того, прием стимуляторов ЦНС может сопровождаться побочными эффектами. Наиболее частые: потеря аппетита, бессонница, увеличение частоты пульса и давления, лекарственная зависимость. Менее частые: боли в животе, головокружение, головные боли, сонливость, сухость во рту, запоры, раздражительность. Других высокоэффективных медикаментозных препаратов пока не создано. В России проведено несколько исследований по изучению влияния ноотропов на симптомы СДВГ. В работе Н.Ю.Сувориновой показана эффективность лечения СДВГ у детей в возрасте 6-8 лет: церебролизином, фенибутом, пирацетамом. Но доказательных исследований с двойным слепым методом с плацебо еще не проводилось. Нами в лечении детей с СДВГ изучается эффективность естественных метаболитов: Глицин, Биотредин, Лимонтар – соединений, вырабатываемых самим организмом. Препараты характеризуются отсутствием побочных эффектов. Дальнейшими исследованиями по этой проблеме должны быть: • изучение распространенности СДВГ в разных регионах страны с акцентом на изучение влияния социальных факторов, окружающей среды и др., • уточнение этиологии и патогенеза СДВГ, • усовершенствование программы лечения детей с СДВГ (разработка схем, доз и комбинаций приема естественных метаболитов).

Приложения Рекомендации родителям гиперактивных детей

В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".

1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.

2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе.

3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой.

4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

5. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

6. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

7. Вызывающее поведение вашего ребенка – его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени.

8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

9. Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.

10. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.

12. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

13. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

15. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.

16. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.

17. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы "удавались" ребенку и повышали его уверенность в себе.

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми.

1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.

3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.

4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.

6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

10. Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

adhd-kids.narod.ru