Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ. Возрастные особенности развития ребенка от рождения до 7 лет


2. Возрастные особенности развития ребенка от рождения до 7 лет. Физическое воспитание детей от рождения до 7 лет

Похожие главы из других работ:

Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, выступающее как условие успешности обучения

§2. Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1- 4 классы) и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка -- его поступлением в школу. Данный возраст называют «вершиной» детства...

Беседа как средство развития диалогической речи

1.2 Возрастные особенности развития диалогической речи

Развитие диалогической речи имеет свои возрастные особенности. Воспитатель уже в младшей группе должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми...

Влияние музыкального сопровождения на развитие речевого творчества детей среднего дошкольного возраста

1.3 Возрастные особенности развития воображения

Первые проявления воображения наблюдаются тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Это есть переход от того, что ребенок видит реальный предмет...

Возрастные особенности развития речи

1. Возрастные особенности детской речи. Этапы развития речи ребенка

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Довербальное развитие общения). Этап охватывает 1-й год жизни детей, он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка. Ситуативно-личностное общение...

Дидактические игры на уроках информатики в преподавании пропедевтического курса информатики

1.1 Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста

компьютерный образование младший школьник Традиционная начальная школа (I-III, I-IV), провозглашая развитие личности, успешно формирует знания, умения, навыки; все усилия педагогов направлены к тому, чтобы выполнить «предметные» задачи...

Дословесные периоды речевого развития ребенка

1.2 Развитие речи ребенка до его рождения

Развитие речи...

Индивидуальные особенности обучения школьников

2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления...

Индивидуальный подход в воспитании детей

2.1 Возрастные и индивидуальные особенности ребенка

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления...

Методика воспитания скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры

1. Возрастные особенности развития детей 7-10 лет

...

Музыкальное развитие ребенка до года

1.3 Влияние музыки на развитие личности ребенка. "Музыканты" до рождения

В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование...

Научно-методические основы формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

4. Возрастные особенности развития эмоциональной сферы личности ребёнка

При рассмотрении эмоциональных реакций в качестве сигналов удовлетворения тех или иных потребностей ребенка можно заключить...

Приемы и методы по организации внимания у детей среднего школьного возраста на уроках английского языка

1.3 Возрастные особенности развития внимания у школьников

Развитие внимания у детей проходит постепенно. Произвольное внимание особенно интенсивно развивается в играх, где соблюдение правил игр требует от ребенка сосредоточенности и концентрации внимания...

Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста

1.3 Возрастные особенности слуха и голоса ребенка

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает...

Ранняя коррекционная помощь в Домах ребенка

1.1 Особенности психомоторного развития детей раннего возраста (от рождения до трех лет)

Психомоторное развитие детей младенческого возраста (от рождения до года). Моторное развитие младенцев. Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», но существом, обладающим хотя и очень диффузной...

Физическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении

1.3 Возрастные особенности развития ребенка дошкольного возраста

Знания возрастных особенностей развития ребенка поможет подобрать физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием детей. Организм дошкольника интенсивно развивается...

ped.bobrodobro.ru

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ

Домашнее задание 1.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ВАРИАТИВНЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Домашнее задание 2.

 

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания

В теории и практике физического воспитания значительное внимание уделяется обучению движениям. Ребенок не рождается с го­товым набором движений. Он осваивает их в процессе жизни. Все произвольные движения возникают у него как результат научения. Обучение движению имеет свою специфику. Она выражена:

— в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных свя­зей, направленных на освоение движений;

— в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигатель­ного опыта;

— в двусторонности процесса обучения.

Важная роль в этом процессе отводится педагогу. С одной сторо­ны, он использует разнообразные методы и приемы обучения, осуществляет поиск оптимизации их, с другой — каждый ребенок индивидуально осваивает знания, преподносимые педагогом. У него формируются умения и навыки, способы осознанной двигатель­ной деятельности.

Двига­тельные действия, выполняемые ребенком, полезны для здоровья, общего физического развития. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как фи­зических, так и психических, интеллектуальных, духовно-нрав­ственных качеств.

Содержание обучения составляют разнообразные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, подобранные в со­ответствии с возрастными особенностями ребенка.

Обучаясь движениям, ребенок с учетом возрастных особенно­стей приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности и опыт его реализации; опыт творческой деятельности.

В дошкольных учреждениях используются разнообразные спо­собы обучения:

— фронтальный — направленный на одновременное осо­знанное выполнение двигательных действий всеми участвующими в этом процессе детьми;

— групповой — обеспечивает возможность самостоятельно­го упражнения в знакомых движениях небольшой группе детей или позволяет воспитателю, подобрав дифференцированные задания для небольших групп детей, обучать другую группу двигательному

действию;

— индивидуальный — позволяет каждому ребенку самостоятельно и успешно выполнять данное ему воспитателем задание.

Использование разнообразных способов обучения обеспечива­ет принцип единства оптимального сочетания фронтальных, группо­вых и индивидуальных способов обучения,что способствует эффек­тивному физическому развитию дошкольника.

Обучение носит воспитывающий характер. Педагог воспиты­вает у ребенка интерес, любовь к физической культуре. Он своей личной увлеченностью двигательной деятельностью, личным при­мером выполнения движений, активностью, творческим подхо­дом заинтересовывает ребенка.

Обучение требует от ребенка значительных физических и пси­хических усилий: собранности внимания, конкретности представ­ления, активности мысли. Оно развивает различные виды памяти: эмоциональную память, если ребенок заинтересован обуче­нием; образную — при восприятии наглядного образца движе­ний воспитателя и выполнения упражнений; словесно-логи­ческую — при осмыслении задачи и запоминании последова­тельности всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре; двигательно-моторную — в связи с прак­тическим выполнением упражнений; произвольную — без ко­торой невозможно сознательное самостоятельное выполнение уп­ражнений.

Обучение движениям способствует формированию правильной осанки, а также осознанию ребенком самого себя как личности; вырабатывает в нем потребность совершенствования собственной природы, создает предпосылки реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возмож­ность самосовершенствования. В нем пробуждается устремление к движениям, которые приносят ребенку наслаждение, удовольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации раз­личных форм активности.

Мы уже говорили, что обучение движению способствует разви­тию личности ребенка. Оно развивает его способности, приобщает к национальной культуре, побуждает к самосовершенствованию. Развитие ребенка во многом определяется тем, как им усвоены традиционные, присущие его народу движения.

Итак, повторим еще раз, что в процессе обучения движениям у ребенка развиваются физические и умственные способности, ду­ховно-нравственные качества личности, эстетические чувства; вос­питываются телесная рефлексия, осознанность, целенаправлен­ность и организованность двигательных действий, инициативность и стремление к творчеству; развиваются память, воображение, фан­тазия; воспитывая в ребенке культуру тела, педагог одновременно совершенствует его духовную культуру.

Принципы физического воспитания

Принципы физического воспитания, в соответствии с которы­ми складываются закономерности, правила и требования, предьявляемые к воспитателю, определяют его деятельность по всесто­ронней физической подготовке ребенка к будущей жизни, рас­крытию у него жизненно важных сил, гармоническому развитию. В физическом воспитании наряду с общепедагогическими ди­дактическими принципами (сознательности и активности, нагляд­ности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выра­жают специфические закономерности физического воспитания. Пе­речислим основные из этих принципов:

- всестороннее и гармоническое развитие личности;

- связь физической культуры с жизнью;

- оздоровительная направленность физического воспитания;

- непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;

- постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;

- цикличное построение занятий;

- возрастная адекватность направлений физического воспи­тания.

Общепедагогические принципы

Принцип осознанности и активностинаправлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф.Лесгафтом, который противопоставлял осознанность механическому заучиванию дви­жений.

Осознание техники движения, последовательности его выпол­нения, мышечного напряжения, собственного тела способствует формированию у ребенка телесной рефлексии. Осознавая оздоро­вительное воздействие физических упражнений на организм, ре­бенок учится самостоятельно и творчески решать двигательные задачи. Он осваивает пространственную терминологию, осознанно выбирает рациональный способ двигательного действия; приду­мывает комбинации движений, их варианты, организовывает зна­комые игры и придумывает свои.

П.Ф.Лесгафт писал, что необходимо научить ребенка выпол­нять всякую работу по слову, приучать к большей самостоятельно­сти в действиях и волевым проявлениям.

Принцип активностипредполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип систематичности и последовательностиобязателен для всех форм физического воспитания: формирования двигательных навыков, закаливания, режима. Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последую­щего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего до­школьного возраста обеспечивают принцип систематичности. Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последователь­ность физкультурных занятий с обязательным чередованием на­грузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий.

Ежедневные, систематически проводимые формы организации двигательной деятельности в сочетании с закаливающими меро­приятиями приучают ребенка постоянно соблюдать оздоровитель­но-воспитательный режим, тогда как прекращение систематичес­ких занятий снижает функциональные возможности его организ­ма и уровень физической подготовленности.

Усвоение движений, формирование двигательных навыков тре­буют их повторяемости. Принцип повторениядвигательных навыков является одним из важнейших. В результате многократных повто­рений образуются двигательные навыки, вырабатываются дина­мические стереотипы.

Система повторения физических упражнений строится на усвое­нии нового и повторении в разнообразных вариантах разученных движений. Характер вариативности упражнений может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах физкультурных занятий.

Включение вариантных изменений в стереотипы выполнения движений предполагает соблюдение принципа постепенности.И.П.Павлов писал, что в педагогике постепенность и тренировка являются основным физиологическим правилом.

Стратегия и тактика систематического и последовательного обу­чения важна для создания двигательного образования ребенка. Она предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

Принцип наглядности — предназначен для связи чувствительно­го восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сен­сорных систем, участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная на­глядность.

Непосредственная наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия.

Опосредованная наглядность представлена демонстрацией по­собий, кино- и видеофильмов, графиков, фотографий и т.д., обес­печивающих представление о выполняемом действии.

Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, раз­вивает интерес к физическим упражнениям, ускоряет формиро­вание двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности.

При разучивании новых движений принцип наглядности осу­ществляется путем безукоризненного, красивого, четкого показа (непосредственной зрительной наглядности). Это обеспечивает точ­ное восприятие движения, формирует правильное представление о нем.

Принцип доступности и индивидуализацииимеет свои особенно­сти в оздоровительной направленности физического воспитания. Поскольку физические упражнения воздействуют на жизненно важ­ные функции организма, оказывая оздоровительное воздействие на его органы и системы, завышение нагрузок отрицательно вли­яет на состояние здоровья ребенка. Соблюдение принципа доступ­ности в физическом воспитании требует от педагогов определения меры доступного. Она зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от объективных трудностей, возникающих при выпол­нении определенного упражнения.

Данные об индивидуальных возможностях ребенка педагоги по­лучают путем тестирования и диагностирования, изучения резуль­татов медико-педагогического контроля.

Педагог подбирает упражнения, которые соответствуют функ­циональным и приспособительным возможностям детского орга­низма, не нанося ущерба его здоровью. В процессе физического воспитания границы доступного для ребенка материала расширя­ются. Недоступное ему на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым по мере развития физических и духовных сил ребенка. Важную роль в этом играет подбор посильных для ребенка нагрузок, которые по­степенно усложняются в различных формах двигательной деятель­ности, а также при распределении программного материала на занятиях. Использование подготовительных и подводящих упраж­нений способствует преодолению трудностей при усвоении двига­тельных навыков.

 

Развитие быстроты движений

Как психофизическое качество быстрота — это способность со­вершать двигательные действия в минимальный для данных усло­вий отрезок времени. Предполагается, что выполнение двигатель­ной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомления. Быстрота выполняемых движений не связана только с перемеще­нием отдельных частей тела (рук и ног).

Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основ­ным движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н.Вавило­ва предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дис­танции с переходом на более спокойный темп. Выполнение уп­ражнений в разном темпе способствует развитию у детей уме­ния прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом.

В игровой деятельности на занятиях используется бег из услож­ненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках и т.д.).

Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения. В этот момент у ребенка фор­мируется двигательная реакция на направление и скорость движу­щегося игрока с учетом расстояния и времени его приближения. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оце­нок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся услови­ях окружающей обстановки.

Развитие силы

Это психофизическое качество необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышеч­ных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам (что наблюдается, например, при передачах мяча).

От развития силы зависит в значительной степени развитие дру­гих психофизических качеств — быстроты, ловкости, выносливо­сти, гибкости.

При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц.

Именно поэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на по­степенное развитие силы.

При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, кото­рые вызывают кратковременные скоростно-силовые напряжения: упражнения в беге, метаниях, прыжках, лазании по вертикальной и наклонной лестнице. Упражнения подбираются с учетом воз­можностей опорно-двигательного аппарата ребенка. Они должны быть направлены на преимущественное развитие крупных мышеч­ных групп, обеспечение хорошей реакции сердечно-сосудистой си­стемы ребенка на кратковременные скоростно-силовые нагрузки-

Для развития силы необходимо развивать быстроту движений й умение проявлять быструю силу, т.е. проявлять скоростно-силовые качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м), метание на дальность. Е. Н.Вавилова предлагает также применять спрыги-вания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продви­жением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент скакалок или палки. Она рекомендует при вы­полнении прыжков больше внимания уделять энергичному оттал­киванию одной или двумя ногами, неглубокому приземлению на слегка согнутые в коленях ноги и затем быстрому их выпрямлению. Развитию мышечной силы, координации движений, дыхатель­ной системы способствуют упражнения с набивными мячами (на­пример, поднимание набивного мяча вверх, вперед, опускание вниз, приседание с мячом, прокатывание его, бросок мяча впе­ред от груди или толчок, бросок из-за головы). Все эти упражне­ния с учетом возраста детей включаются в общеразвивающие уп­ражнения.

Воспитание выносливости

Одним из физических качеств является выносливость. Исследо­ватели по-разному определяют ее. Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного вре­мени в соответствии с уровнем физической подготовленности в данный момент. Целесообразно говорить лишь о развитии общей выносливости, так как именно аэробное энергообеспечение в боль­шей степени соответствует их возможностям и способствует все­стороннему физическому развитию и воспитанию. Необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена ря­дом причин, основными из которых являются следующие.

1. Выносливость как способность к длительной мышечной рабо­те небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье малыша, в целом способ­ствуя его всестороннему гармоническому развитию.

2. Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у до­школьников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность (как физической, так и умственной), что особенно важно в плане подготовки детей к школе.

3. Большое значение имеет развитие выносливости для форми­рования волевых качеств личности, черт характера человека: целе­устремленности, настойчивости, упорства, смелости и решитель­ности, уверенности в своих силах. Здесь физические движения яв­ляются средствами, которые помогают детям научиться преодоле­вать возникающие трудности, мобилизовывать себя, доводя нача­тое дело до конца. Этому очень важно научить в дошкольном воз­расте. Кроме того, умение управлять собой положительно отража­ется на успехах ребенка в школе.

В исследованиях показано, что лучшими средствами в развитии выносливости являются циклические движения: бег, плавание, катание на лыжах, на коньках и т.д. (Ю.Ф.Змановский, Т.В.Са­вельева и др.).

Необходимо отметить существенную зависимость общей вынос­ливости от функциональных возможностей организма детей, от подготовленности к мышечной работе различных органов и сис­тем (особенно центральной нервной системы, сердечно-сосуди­стой, дыхательной и мышечного аппарата), от степени владения техникой движений, экономного их выполнения.

Развитие гибкости

Гибкость — морфофункциональное свойство опорно-двигатель­ного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерми­нирующих амплитуду движений. Наряду с основными физически­ми качествами гибкость представляет собой одну из главных пред­посылок движений. Внешне она проявляется в величине амплиту­ды (размаха) сгибаний—разгибаний и других движений.

Гибкость — это способность выполнять движение с максималь­ной амплитудой, важное психофизическое качество, которое на­ряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяет­ся морфофункциональными биологическими особенностями че­ловека.

Часто гибкостью называют подвижность в суставах (Б. А. Ашмарин).

Важность и значимость гибкости не подлежат сомнению. Гибкость дает легкость, свободу действий, раскрепощенность, непринужденность движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его.

Гибкий человек красив с эстетической точки зрения. Гибкость придает грациозность, изящность, пластичность, выразительность движениям.

Гибкий человек никогда не растрачивает свои силы на лиш­ние, ненужные движения, его движения предельно точны и рациональны. Это в значительной степени облегчает, ускоряет любую деятельность, экономит внутренние энергетические ресурсы. У гибкого человека двигательная основа любой деятельности ра­зумна и логически обоснована. Люди, не обладающие гибкостью в достаточной степени, имеют пониженную способность мышц к растягиванию и повышенный мышечный тонус. Это приводит к координационным нарушениям в процессе выполнения движения. Негибкий ребенок тратит гораздо большее количество энергии, а значит у него быстрее наступает утомление.

Травмы зачастую являются результатом недостаточного разви­тия гибкости. Часто мы говорим о гибкости как о первостепенном по значимости качестве, влияющем на характер и результат опре­деленной деятельности. Во многих видах деятельности гибкость выступает залогом успеха. Она позволяет быстрее и лучше овладеть рациональной техникой выполнения движений, экономнее исполь­зовать силу, быстроту и другие физические качества и на этой основе достичь наилучших практических результатов.

Особое значение гибкость приобретает при занятиях физкуль­турой. Прыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах, велосипе­де, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чрез­мерного напряжения, растяжки и других повреждений.

Гибкость определяется анатомическими возможностями человека: формой суставов и степенью соответствия сочленяющихся поверхностей друг другу.

Чтобы быть гибким и иметь хорошую подвижность во всех су­ставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений.

Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок.

Методическими приемами, рекомендуемыми для развития гиб­кости, являются следующие:

— упражнения на растягивание необходимо выполнять еже­дневно;

— чередовать упражнения на силу и гибкость, не допуская пре­обладания одного вида упражнения над другим.

При развитии у детей грациозности, пластичности, красоты движений следует помнить, что все имеющиеся у них движения приобретаются как результат научения.

Одним из важных средств развития гибкости являются упраж­нения на растягивание, или «стрейчинговые» движения.

Несколько лет назад система стрейчинга, популярная за рубе­жом, стала известна и в нашей стране. В настоящее время этот вид физической активности набирает популярность в дошкольных об­разовательных учреждениях.

Стрейчинг представляет собой совершенно новый подход, новый способ решения проблем физического воспитания, открывает новые возможности при работе с детьми. Стрейчинг — это специально разработанная система упражнений, направленных на совершенствование гибкости и подвижно­сти в суставах, а вместе с тем и на укрепление этих суставов, тренировку мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эла­стических свойств, создание прочных мышц и связок.

Суть этой системы состоит в том, что с помощью очень мед­ленных и плавных движений (сгибаний и разгибаний), направлен­ных на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определенная поза. Таким образом, стрейчинг — это метод фиксированной растяжки. Комплексы упражнений в системе стрейчинга направлены на растягивание практически всех мышц тела, причем этот широкий спектр упражнений выполняется из разнообразных исходных положений.

 

Развитие ловкости

Ловкость — способность быстро овладевать новыми движения­ми (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятель­ность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся об­становки (Л.П.Матвеев).

В качестве конкретных методических приемов для тренировки ловкости рекомендуются следующие приемы:

- применение упражнений с необычными исходными положе­ниями;

- зеркальное выполнение упражнений;

- изменение скорости и темпа движений;

- варьирование пространственными границами, в которых вы­полняется упражнение;

- усложнение упражнений дополнительными движениями.В понятие ловкость входят следующие компоненты:

1) быстрота реакции на сигнал;

2) координация движений;

3) быстрота усвоения нового;

4) осознанность выполнения движений и использования дви­гательного опыта.

При фор­мировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обу­чения ребенка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры — игро­вые упражнения. Так, например, игровыми упражнениями на ко­ординацию движения и внимания могут быть следующие игры: «Зоопарк», «Игрушки» и др.; общеразвивающими упражнениями на координацию движений и внимания: «Поспеши, но не оши­бись» и т.д.

Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча».

Воспитание ловкости успешно осуществляется в физических уп­ражнениях, подвижных и спортивных играх. Исследование Л. Н. Голынской показало целесообразность использования для развития ручной ловкости упражнений типа «Кулачки-ладошки»: исходное положение — положить правую руку, сжатую в кулак, на стол; левую, выпрямленную — рядом. Быстро поменять положение рук по сигналу педагога. Или — «По порядку»: дотрагиваться каждым пальцем по порядку от мизинца до большого пальца. Вначале ле­вой или правой рукой, а затем наоборот.

Игры в ладошки в паре, общеразвивающие упражнения с ма­лым мячом также способствуют развитию ручной ловкости.

Ловкость — это сложно координированное качество, оно необ­ходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта.

Поскольку психофизические качества формируются у ребенкакомплексно, развитие одного из качеств способствует улучше­нию других психофизических качеств. Их развитие требует при­стального внимания педагогов и соблюдения ими следующихправил:

- помоги, но не навреди;

- заинтересуй, но не настаивай;

- каждый ребенок индивидуален.

 

4. ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ РАБОТЫ ПО ФИЗВОПИТАНИЮ

Домашнее задание 3

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ

Домашнее задание 1.

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Возрастные особенности развития ребенка от рождения до 7 лет

Задание:коротко законспектировать

Первые 7 лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в т.ч. и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовывать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительное эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.

Особенностью центральной нервной системы ребенка первых лет жизни является незаконченность морфологической структуры и функционального развития коры головного мозга. Завершение этих процессов происходит в последующие годы под влиянием внешних и внутренних раздражителей.

Уже с первых недель жизни ребенка возможно образование у него условных рефлексов на зрительный и слуховой раздражитель, а также на самые различные внешние раздражители. Если какие-либо внешние раздражители применять длительно, в определенной последовательности, то образуется целостная система ответных реакций – динамический стереотип. Например, можно создать стереотип на весь режим дня, своевременное укладывание спать, обязательное выполнение утренней гигиенической гимнастики после сна и т.д. Учитывая особенности развития движений ребенка на втором году жизни, следует в физкультурные занятия после овладения детьми обычной ходьбой ввести усложненную ходьбу (по дорожке, доске). Ребенок легко справляется с предложенным ему заданием, проявляя интерес к новому движению, стремление его выполнить.

Наличие необходимого оборудования и пособий в повседневной жизни детей, а также систематические занятия способствуют совершенствованию двигательных навыков.

При этом следует учитывать, что у детей дошкольного возраста возбуждения и торможения в коре голоного мозга легко иррадиируют, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер, и дети быстро утомляются. Кроме того, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.

Развитие движений в первые 7лет жизни ребенка:

На втором году жизни ребенок овладевает сложным двигательным актом – ходьбой, а концу этого года он уже начинает бегать.

На втором и третьем году жизни под влиянием воспитания и обучения усложняются и качественно совершенствуются лазанье, бросание.

На третьем году жизни появляются подготовительные движения к прыжкам, а к концу этого года дети уже умеют прыгать с продвижением вперед.

К трем годам ребенок владеет почти всеми основными движениями и, что очень важно, начинает их реализовывать в своей свободной двигательной деятельности.

На протяжении четвертого-седьмого годов жизни условные связи закрепляются, основные виды движения совершенствуются.

Физическое развитие в раннем и дошкольном возрасте характеризуется непрерывным изменением основных показателей: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки.

Рост ребенка за первый год жизни увеличивается примерно на 25 см – это наибольшая прибавка за весь дошкольный период. К 5 годам рост по сравнению с первоначальным удваивается.

Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается (по сравнению с массой при рождении), а после года отмечается довольно равномерная прибавка на каждом году жизни по 2 – 2,5 кг, к 6-7 годам отмечается удваивание массы тела годовалого ребенка.

Окружность грудной клетки также изменяется неравномерно, наиболее быстро это происходит за первый год жизни, когда она увеличивается на 12-15 см. И приблизительно на столько же увеличивается окружность грудной клетки за весь остальной дошкольный период. Величина окружности грудной клетки зависит от упитанности ребенка, его физического развития и физической подготовленности (развития мышц, функций дыхания, сердечно-сосудистой системы).

Изменения окружности головы в раннем возрасте определяется главным образом увеличением массы головного мозга (но не следуе6т забывать и о возможностях рахитических изменений в костях черепа).

Костная системаребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко под­даются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соот­ветствии с функциональными и возрастными возможностями ре­бенка.

Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2— 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие по­звоночника играет жизненно важную роль и влияет на формиро­вание правильной осанки, техники движений, состояние внут­ренних органов, дыхательную и нервную системы. S-образный из­гиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.

В дошкольном детстве происходит формирование свода сто­пы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продол­жается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.

Развитие костной системы скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата.

Мышечная системау ребенка раннего возраста развита недоста­точно, мышечная масса у него составляет около 25 % массы тела. По мере развития движений ребенка увеличиваются масса и со­кратительная способность мышечной ткани. Под воздействием фи­зических упражнений происходит увеличение силы мышц.

К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работо­способность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5—4 кг в млад­шем дошкольном возрасте (3 — 4 года) до 13 — 15 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек.

В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая системапретерпе­вает морфологические и функциональные изменения. Масса серд­ца увеличивается с 70,8 г у 3—4-летнего до 92,3 г — у б—7-летнего. Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работо­способность сердца.

С возрастом поднимается артериальное давление: на первом году жизни оно составляет 80/55 — 85/60 мм рт.ст., а в возрасте 3—7 лет оно уже в пределах 80/50—110/70 мм рт.ст.

По мере развития ребенка уменьшается частота дыхания: к концу первого года жизни она равна 30—35 в минуту, к концу третьего — 25—30, а в 4—7 лет — 22—26. У ребенка нарастают глубина дыха­ния и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении дви­гательных возможностей детей. В процессе развития у ребенка уве­личиваются морфологические и функциональные возможности: по­вышается тренированность мышц, работоспособность, совершен­ствование организма.

Таким образом, познание особенностей психофизического раз­вития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности пра­вильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь, об этом нельзя забывать, играют воспита­ние и обучение.

student2.ru

Возрастные особенности психического развития детей. Задачи воспитания и обучения (Программа под ред. М. А. Ва­сильевой)

Страница 1 из 4

Данная программа является доработанным и обновленным вариантом россий­ской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Ва­сильевой (М.: Просвещение, 1985).

Цель программы — всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Ва­сильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мо­заика-Синтез, 2005. – 208 с. (С. 67-165)

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет). Возрастные особенности психического развития детей

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной обществен­ной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разре­шается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятель­ности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность; выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим дей­ствиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших до­школьников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничива­ются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других ри­сунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Млад­шие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить про­стые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на раз­витие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограни­чена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятель­ность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации обра­зовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут за­помнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошколь­ного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе­направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способ­ны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты высту­пают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В резуль­тате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки соб­ственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Одна­ко уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные вза­имоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игру­шек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение моти­вов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управле­ние поведением только начинает складываться; во многом поведение ре­бенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.

Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характе­ре выбираемых игрушек и сюжетов.

Задачи воспитания и обучения

Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершен­ствования основных видов движений. Вырабатывать правильную осанку, совершенствовать культурно-гигиенические навыки, пространственную ориентировку. Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. Способствовать формированию положительных эмоций, ак­тивной двигательной деятельности.

Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды. Развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям.

Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произне­сения слов.

Воспитывать умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе; помогать детям запоминать и с помощью взрослого читать короткие стихотворения, потешки.

Формировать элементарные математические представления. Учить на­ходить в окружающей обстановке один и много предметов, сравнивать группы предметов, определять, каких предметов больше.

Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспиты­вать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.

Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Создавать условия, благоприятствующие формирова­нию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Продолжать воспитывать и развивать образ Я.

Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вы­зывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведе­ния, красоту окружающего мира, произведения искусства.

Учить передавать в рисунке, лепке, аппликации несложные образы предметов и явлений действительности.

Развивать музыкальный слух детей, приучать слушать песни, музыкаль­ные произведения, замечать изменения в звучании музыки. Учить детей выразительному пению и ритмичным движениям под музыку.

Развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям объединять­ся для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. При­учать соблюдать в ходе игры элементарные правила. В процессе игр с иг­рушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру.

www.ckofr.com

Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет

скачать Возрастные нормы психического развития детей

от рождения до семи лет Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка. Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.

На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная "комплексом оживления" должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.

К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления. С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.

К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.

Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собствен ное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: "Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я." Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности. Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания. С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название "кризиса 3-х лет". Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых. Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.

Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие.

Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста. Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.

Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность.

Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный вывод. К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.

К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности - учебной.

Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом

этапе ребенок должен достичь определенных результатов.

скачать

nenuda.ru

Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет

скачать Возрастные нормы психического развития детей

от рождения до семи лет

       Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые  должны возникать на каждом этапе развития ребенка.                                                

      Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.

     На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная "комплексом оживления" должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.

    К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.

    С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.  

     К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.

     Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: "Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я." Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.                                                                                                  

     Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.  

                        С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название "кризиса 3-х лет". Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.  

     Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.

     Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.  Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.

    Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный выводы.  К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.  К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности - учебной. Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом этапе ребенок  должен достичь определенных результатов.

http://ds2483.msk.ru/scl-psyholog.htm

скачать

nenuda.ru

Таблица развития ребенка: возрастные особенности и способности

Таблица развития ребёнка от рождения до школы

Здравствуйте, друзья и читатели моего блога! С появлением в семье младенца любящие родители наблюдают за ним. И если, по мнению мамы и папы, что-то в развитии ребёнка не соответствует его возрасту, у некоторых родителей начинается паника. Таблица развития ребенка, которую я публикую в данной статье, поможет вам понять, правильно ли развивается ваше чадо и, соответственно, поможет скорректировать занятия с ним.

Если в семье прибавление…

Итак, у вас появился карапуз. Поздравляем вас! Это самое лучшее событие, которое может произойти в семье! Но с рождением детей появляются и заботы. Ведь для того, чтобы ребёнок развивался гармонично, нужно вовремя проводить диагностику, дабы не прозевать задержку в развитии, раскрыть какие-то способности или заметить особенности развития. Нужно постоянно наблюдать за малышом и заниматься с ним. То есть, подходить к этому очень ответственно.

С рождения до года

В первый год жизни ваша кроха будет расти и развиваться очень активно. Поэтому именно этот период жизни мы рассмотрим наиболее подробно. Психическое, эмоциональное, интеллектуальное и умственное развитие детей первого года жизни можно оценить по следующим показателям.

Возраст Умения
0 месяцев   Когда не спит, активно двигает ручками и ножками.

При громких звуках вздрагивает и моргает.

Если что-то не нравится, громко плачет.
1 месяц

 

Приподнимает голову и пытается её удерживать.

Следит глазами за двигающимися красочными предметами.

Поворачивается при резких звуках.

На речь взрослого улыбается.

Гулит.
2 месяца

 

 

 

 
Может довольно долго держать голову.

Реагирует на речь взрослых.

На уровне рефлекса хватает предметы.

Следит за тем, что происходит вокруг.

Начинает агукать.
3 месяца

 
Хорошо держит голову.

Может длительное время рассматривать предметы.

Пытается издавать различные звуки.

Когда его приподнимают, старается опираться ногами.

Начинает приподниматься на предплечья.

Пытается повернуться со спины на бок и наоборот.

На речь взрослого реагирует звуками и эмоциями.

При недовольстве громко плачет.

Любит сосать свои кулачки или пальчики.
4 месяца

 

 

 

 

 

 
Очень хорошо держит голову, когда лежит на животе.

Лёжа на животе, поднимается, опираясь на ладони.

При кормлении старается держать руками бутылочку или грудь.

Когда с малышом играют, он может смеяться и улыбаться.

Периодически и подолгу гулит.

Пытается достать предметы, находящиеся рядом.

Старается перевернуться на животик со спины.
5 месяцев Хорошо знает мать и людей, которые постоянно рядом.

Следит глазами за двигающимся предметом.

Долго гулит.

Может рассматривать красочные картинки.

Уверенно переворачивается с живота на спину.

Может крепко захватывать и держать какие-либо предметы, берёт их у взрослых.

Может сидеть с поддержкой.
6 месяцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Начинает сидеть без поддержки взрослого.

Пытается тянуть ручки к игрушкам и интересным предметам.

Тянет всё в рот.

Старается ползти.

Откликается на своё имя.

Кушает с ложки.

Пытается говорить слоги.

Начинает вставать на ноги, за что-то держась.

Внимательно слушает взрослого.

Ищет предметы, про которые ему говорят взрослые.
7 месяцев Хорошо сидит и ползает.

Уверенно стоит, держась за обе ручки.

Держит в руках игрушки и другие предметы, изучает их.

При помощи взрослых пьёт из кружечки.

Пытается самостоятельно сидеть.

По просьбе взрослого показывает части своего тела.
8 месяцев

 

 

 

 

 

 
Любит общаться с другими детьми.

Начинает лепетать с разными эмоциями.

Держась, уверенно стоит.

Хорошо ползает, сидит, умеет ложиться и вставать.

При расставании с матерью плачет.

Ищет упавшие предметы.

Умеет находить предметы, про которые спрашивает взрослый.
9 месяцев Копирует других детей.

Пробует самостоятельно стоять и шагать.

Пытается доставать заинтересовавший его предмет, тянется к нему.

Любит комкать и рвать бумагу, танцевать.

Знает части тела и предметы обихода.
10 месяцев

 

 

 

 

 
Пытается сам кушать ложкой.

Хорошо ходит, держась за взрослого обеими руками.

Любит играть в прятки, открывать дверцы и ящички, хватать мелкие предметы.

Понимает, что у него просит взрослый, повторяет за ним звуки, движения.

При встрече и прощании с взрослым машет ему ручкой.

Пытается спускаться и подниматься по ступенькам.
11 месяцев Хорошо ходит, держась за одну ручку, сам стоит.

Умеет складывать кубики, собирать пирамидку, произносить небольшие нетрудные слова.

Любит играть «в ладушки», игрушками, рассматривать книжки.

Уверенно приседает, не держась, нагибается, чтобы поднять что-либо.

Эмоционально реагирует на незнакомых людей и игрушки, любит, когда его хвалят.
12 месяцев

 

 

 

 

 
Пытается сам ходить, пить из кружки, говорить 15-20 слов.

Умеет откусывать от твёрдой пищи, отказывается от еды, которую не любит.

Знает домашних животных, может показать их, когда увидит на улице или в книжке.

Понимает, как использовать знакомые предметы, слова «можно» и «нельзя».

Самостоятельно встаёт «с корточек».

Как видите, формирование новых умений и навыков, речевое и физическое развитие малышей, а также их рост в этом возрасте идёт особенно быстро. Но ко всем вышеперечисленным критериям нужно относиться очень условно. Для развития малыша важны некоторые нюансы – социальная среда, наследственность, условия жизни и многое другое. Так что, не нужно принимать их за догму.

От года до трёх

Этот период жизни малыша, на мой взгляд, самый интересный. Он учится самостоятельно ходить, бегать, кидать, лазать и многому другому. В этом возрасте ребёнок учится общаться со сверстниками. Он очень много и активно говорит. Начинает понимать, как можно использовать те или иные предметы, играть с ними.

В три года зачастую родители замечают в своем карапузе упрямство, капризы, иногда резкие смены настроения (этот период ещё называют «кризисом 3-х лет»).

Это обусловлено тем, что трёхлетние детки уже стремятся быть самостоятельными, всё делать сами, а мама и папа ограничивают их в этом.

Поэтому, задумайтесь, дорогие родители, стоит ли запрещать малышу что-то делать самому?

Дошколёнок!

От трёх до семи лет у ребёнка начинается дошкольный возраст. В это время у детей развивается игровая, трудовая, бытовая и другие виды деятельности. Он уже не только умеет и может что-то делать, но и нацелен на результат. Он умеет сам одеваться, прибирать свои игрушки, задаёт сто тысяч «почему?».

В этом возрасте у ребёнка формируются присущие только ему черты характера и привычки. Он приобретает определённые умения и навыки, закрепляет их в процессе игры. Развивается логическое мышление.

К семи годам ваш малыш будет способен выполнять задания, которые ему задают взрослые. Он может контролировать и оценить свою работу и её результат. Ребёнок во всём подражает взрослым, и сам стремится стать таковым. К 6-7 годам дети обычно успешно занимаются новым для них видом деятельности – учёбой.

Не торопите!

Дорогие родители! Наблюдая за развитием вашего чада, старайтесь не сравнивать его с другими детьми. Помните о том, что каждый ребёнок имеет свои особенности развития. Оно идёт постепенно и поэтапно. И на каждом рубеже малыш достигает каких-то результатов. Хвалите его за это, и он ещё не раз порадует вас своими успехами.

 Дорогие читатели моего блога! Желаю вам, чтобы, наблюдая за развитием вашей крохи, вы испытывали только радость и гордость! До встречи в моём блоге!

Понравилась статья? Поделитесь с другими!

lightsolo.ru