Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка говорить Р ? Как научить ребенка говорить букву р без логопеда в 7 лет


Разомнем язычок или как научить ребенка выговаривать букву «р» | Журнал "По-женски"

«Буква, как раскаты грома, Львиный Рык в пустыне словно. Изучаю эту букву, Но сказать её мне трудно». Мало кто из малышей самостоятельно справляется с произношением буквы «Р». Научиться правильно и бегло произносить звук «Р» одна из самых сложных речевых задач. Как научить ребенка выговаривать букву «р»? Отдать любимое чадо в руки логопеда? Выход! Однако… Помочь своему малышу способны не только специалисты, но сами мамы и папы с помощью логопедических упражнений. Методика простая! Итак, прежде чем приступить к обучению ребенка говорить букву «Р», нужно вспомнить, что буквы мы пишем, а произносим звуки. Стало быть, учить ребенка надо произносить не букву, а звук. Задание малышу давать надо правильно: «напиши букву «Р», произнеси звук «Р». Так ребенок быстрее поймет и научится различать звук и букву. Это касается всего алфавита. Запомните Занятия с ребенком должны быть интересными для него. Для малыша занятия должны быть увлекательной игрой, а для родителей обучающим занятием. Начать обучение малыша специалисты рекомендуют с артикуляционной гимнастики для звука «Р». Зачем? Она (артикуляционная гимнастика) нужна для подготовки речевого аппарата к произнесению звука «Р». С помощью артикуляционной гимнастики язычок станет более подвижным и гибким гибкость.

Упражнения для «неподдающейся» буквы «р»

Занятия не должны превышать 10 минут. Малышу будет интереснее если упражнения сопровождать веселыми стишками.

Улыбочка

«Вот понравится лягушкам,  Тянем губы прямо к ушкам.  Потяну, перестану и нисколько не устану». Малыш должен улыбнуться, обнажив сомкнутые зубки.

Трубочка

Открыть ротик, язычок свернуть трубочкой. Подуть в трубочку. «Язык сложим в трубочку - На дудочку похоже. Подудеть на дудочку Без дудочки мы можем».  

Хоботок

Зубы и губы сомкнуть. Вытянуть с напряжением губки трубочкой вперед. «Подражаю я слону. Губы «хоботком» тяну. А теперь их отпускаю. И на место возвращаю».

Лягушка – хоботок

Выполнять чередуя упражнения «Лягушка» и «Хоботок». «Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня».

Качели

Улыбнуться! Поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. При этом нижняя челюсть остается неподвижной. «На качелях я качаюсь Вверх – вниз, вверх – вниз. Я все выше поднимаюсь, а потом – вниз»

Маляр

Улыбнуться, рот открыть и кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. При этом остается неподвижной нижняя челюсть. «Красить комнату пора, пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.»

Чистим зубки

Чистим верхние зубы. Улыбнуться, приоткрыть ротик, кончиком языка, делая движения вправо-влево, почистить верхние зубки с внутренней стороны. Нижняя челюсть также остается неподвижной.

Считаем зубки

Упираясь кончиком языка поочередно в зубки (с внутренней стороны), посчитать их.

Лошадка

Открыть рот. Пощелкать кончиком языка, словно цокает лошадка. Язык должен быть широким, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. «Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали в обед, А соседки дома нет» Можно с малышом устроить соревнование: чей конь быстрее скачет (пробуем освоить быстрый темп цоканья) или кто громче цокает. Хвалите малыша, даже если у него что-то не получается. Что делать дальше? Подбирайте для чада слова, в которых встречается звук «р», но они должны быть простыми в произношении: рак, рама, рана, река, рыба, гриб, трактор, мотор… Используя слоги со звуком «Р», поиграйте с ребенком в «дразнилки». Как рычит лев? «Ры--ры-ры!» А как стреляет пистолет? «Тра-та-та!»  – стреляет пистолет. Проговаривайте с ребенком скороговорки: «ехал грека через реку», «тара-тара-тара-та, у крыльца растет трава», «тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота» … Малыш должен быть уверен в себе и у него все получится!

Посмотрите еще по теме:

po-zhenski.ru

Как научить ребенка говорить букву Р ?

Как правило, к двум годам дети начинают переходить со своего «птичьего» языка на язык общения взрослых. Деткам в таком возрасте довольно тяжело поддаются сложные для произношения слова. Обычно они состоят из одного-трех слогов, а если слова трудновыговариваемые, то ребенок их по-своему сокращает и переставляет буквы.

Тем не менее, к трем годам ребенок обращает отдельно взятые слова в фразы и предложения, речь становится более понятной и правильной. Единственное, что часто остается неизменным – неспособность произнести некоторые сложные для произношения буквы, например, свистящие и шипящие звуки, буквы р и л., которые пропускаются или заменяются на более простые.

Возрастные нормы

Многие родители задаются вопросом, как научить трехлетнего ребенка произносить букву, которая у них не получается? Прежде, чем волноваться и бежать к врачу, стоит ознакомиться с определенными возрастными нормами, согласно которых в том или ином возрасте такое речевое поведение детей вполне допустимо. Обычно у детей речь формируется таким образом:

  • В возрасте 1-2 месяцев ребенок начинает издавать первые звуки – «а», «е», «о» и «у».
  • В возрасте 2 месяцев ребенок начинает эти звуки связывать с согласным «х», в результате чего получаются «ха», «хе» и «хо».
  • В 3 месяца появляются звуки, близкие к «в», «с», «ф» или фонеме английского языка «th».
  • В период с 3 до 6 месяцев звуки, издаваемые малышом, имеют гортанное происхождение, них не учувствуют язык и губы.
  • С 7 до 12 месяцев преобладающим в произношении является гласный звук «а» и согласные «б», «к», «м», «п», «т», иногда возможны и другие звуки. Стоит отметить, что звуки еще неустойчивые и произноситься в форме маленьких звукосочетаний.
  • В возрасте 12 месяцев преобладают «а», «б», «г», «д», «и», «к», «м», «н» «п», «т», «у». Иногда детки произносят большее количество звуков или, наоборот, меньше и не отчетливо. Это не является отклонением.
  • В 1 до 2 года отчетливыми становятся «а», «е», «о» и «у». Может происходить замена «э», «ы» на «и». Большинство согласных детки зачастую произносят неправильно, заменяют их на более легкие в плане артикуляции, или же не произносят вовсе. Так же происходит замена твердых согласных мягкими – «г», «д», «с», «з» на звукосочетания «гя», «дя», «ся», «зя» и др. Нормой считается отсутствие «л» и «р, рь».
  • В 2-3 года обычно звуки «б, бь», «в, вь», «г, гь», «д, дь», «к, кь», «ль», «м, мь», «н, нь», «п, пь», «сь», «т, ть», «ф, фь», «х, хь» произносятся правильно. Отсутствие, пропуск или подмена «л», «р, рь», а так же свистящих и шипящих носят физиологический характер и не является отклонением.
  • В возрасте 3-4 лет «з», «с» и «ц» обычно сменяются на «зь», «сь», «т, ть», шипящие звуки на свистящие, либо вообще опускаться. «Л» и «р» могут при произношении слов упускаться или заменяться «й», «ль».
  • В 4-5 лет звуки практически отсутствуют проблемы в произношении детьми большинства звуков. Тем не менее «ц» и «ч», могут упускаться или сменяться звуками «с», «ть», «щ». Могут также не выговариваться «л» и «р», заменяясь на «й», «ль», «рь».
  • В 5-6 лет дети должны уметь правильно выговаривать все звуки, речевых отклонений быть не должно.

То есть, если ребенок до 5 лет не произносит букву «р» – это неотклонение, а физиологическая норма. Но, в том случае, когда некие несоответствия относительно возрастных норм и произношения звуков присутствуют, вероятнее всего, ребенку нужен логопед.

Особенности неправильного произношения

Прежде, чем приступить в методикам и понять, как научить ребенка говорить букву л или р, рассмотрим допустимые и недопустимые особенности произношения в возрасте от 3 до 7 лет. В 3-4 года еще недостаточно чистое звучание речи, зачастую проявляющееся в смягчении звуков, замене шипящих свистящими, неспособности выговаривать звуки р и л, замене к-т и г-д, оглушении звонких.

Особенностью произношения слов является правильное и неправильное произношение одних и тех же звуков в разных звукосочетаниях, например, если 2-3 согласных звука стоят подряд. Кстати, иногда это связано не с трудным произношением, а с подобностью звуков, когда один из нескольких быстрее запоминается. Так же не редко детки переставляют звуки и слоги в словах.

У большинства детей такие особенности произношения проходят к 4,5 годам, правда иногда новыми звуками заменяются в словах те, которые раньше сами были заменителями (еще не понимая, где р или другие нужны, а где – нет). Но, не смотря на то, что к 5-6 годам у детей обычно речь формируется окончательно, 15-20 % все же имеют проблемы с чистотой речи и искажением ж, л, ф, ч, ш, что приводит к картавости и шепелявости. Более серьезными отклонениями являются заикание и сложная дислалия, хотя процент их довольно маленький. Чаще дети неправильно расставляют ударения и «глотают» окончания в словах.

Важно то, что речь играет большую роль в формировании характера ребенка. Дефекты речи могут негативно сказаться на психологическом состоянии ребенка и его отношениях со сверстниками, например, если ребенок в детском саду поддается насмешкам, обидным замечаниям, не может принимать участие в выступлениях по причине своих особенностей произношения.

Такой ребенок обижен, замкнут, молчалив, неуверенный в своих силах и в будущем скорее выберет профессию не связанную с интенсивным общением. Хотя, если такой ребенок не ходит в садик или не сталкивается в кругу сверстников с психологическим давлением – дефекты речи не будут иметь негативного влияния, ребенок будет раскован и общителен.

Если в семье кто-либо имеет дефекты в звукопроизношении, у ребенка больше шансов научится воспринимать фонематические единицы языка неправильно (слоги, слова, интонации и т.д.). Начинает ребенок усваивать фонетическую систему с 1,5 года и заканчивает в 4-5 лет.

Большую роль в правильности ее формирования играет развитие фонетического слуха – способности распознавать звуковой состав слов, отсутствие которого делало бы невозможным произношение простейших звуков. Для этого необходимо ребенка управлению собственными речевыми органами, восприятию речи обращенной к нему, контролировать речь (свою и окружающих).

Причиной нарушений звукопроизношения так же может быть анатомическая проблема, нарушающая артикуляцию – неправильный прикус (устраняется врачом-ортодонтом) или укороченная уздечка (быстро и легко исправляется врачом-хирургом). Однако, бываю более серьезные причины, например, незрелость речевых зон (у болезненных детей) и органические поражения ЦНС.

При нарушениях двигательной системы так же может запаздывать становление речи. Стоит отметить, что сами по себе дефекты речи не исчезают, только создавая способствующие само коррекции условия (обучение, упражнения и т.д.), родители смогут помочь своим деткам.

Практические советы

Существуют разные методики, которые могут улучшить произношение звуков детьми и устранить определенные речевые дефекты. Правильная постановка звуков, в том числе и р, состоит из трех стадий:

  • обучение ребенка произношению звука р отдельно от других звуков;
  • отработка правильного произношения в слогах и словах данного звука;
  • проработка звука р в предложениях, скороговорках и в речи в целом.

Такие занятия могут проводиться как специалистом, так и родителями самостоятельно. Многих проблем с произношением сложных звуков можно избежать, если начать заниматься с ребенком как можно раньше. Если поход к специалисту, который может обучить родителей таким методикам, является проблематичным, то в интернете можно найти профессиональное обучающее видео интересующей тематики.

В любом случае, даже при соблюдении всех рекомендаций по обучению детей правильной артикуляции, родителям придется запастись терпением, так как научить ребенка говорить букву, сложную для произношения, довольно трудное занятие, требующее терпения и регулярности занятий.

Кроме того, занятия должны доставлять ребенку удовольствие, поэтому их предпочтительно проводить в игровой форме – взрослым такие упражнения кажутся простыми, однако для ребенка это очень тяжелый труд, иногда доставляющий дискомфорт и даже болезненные ощущения.

Можно придумать или найти в литературе разнообразные стишки и потешки с использованием проблемной буквы, так же можно организовать игру, в том числе и активную, возможно с мячом, где тема произношения звуков будет затрагиваться косвенно. Следует помнить о том, что перед началом тренировки нужно делать разминку, состоящую из 4-5 упражнений (например, «Малярная кисть», «Маятник», «Гармошка», «Чистка зубов», «Комарик»).

Помимо постановки какой-либо трудновыговариваемой буквы, улучшает произношение артикуляционная гимнастика. Она поможет сформировать правильную речь ребенка в дальнейшем.

Стоит отметить, что подбирая для занятия со своим ребенком видеоурок или какую-либо другую информацию, касающеюся логопедических упражнений, желательно обращать внимание на рекомендации профессиональных логопедов и помнить о возрастных нормах.

maskahair.ru

Как научить ребенка выговаривать букву р быстро и правильно: занятия дома, массаж

В возрасте одного года и трех-шести месяцев дети способны выговаривать фразы, состоящие из 2-х и более слов. Словарный запас в этом возрасте должен составлять от шестидесяти до ста слов. После года активно развивается артикуляция и устанавливается правильное произношение звуков.

Родители должны ответственно отнестись к процессу обучению ребенка, правильно выговаривать слова и говорить разборчиво, чтобы малыш запоминал правильное произношение. Но, несмотря на усердие родителей, некоторым детям все же тяжело дается произношение некоторых букв, в частности, буквы «р».

Наиболее распространенными причинами неверного произношения являются: отсутствие слуха, замена «р» на «л», гортанное произношение «р», невнятное окончание, произношение «р» не во всех словах, особенности физиологического строения, некорректное развитие полости рта (к примеру, неправильный прикус). Перед тем как научить ребенка выговаривать букву «р», следует установить истинную причину, способствующую неверному произношению. Определить причину дефекта сможет квалифицированный специалист.

Массаж

Специалисты рекомендуют чередовать основные занятия по постановке произношения с массажем лица. Это позволяет ускорить процесс обучения.

Посадите ребенка перед собой. Подушечками пальцев проводите по области вокруг бровей, приговаривая – «Мы себя любим, мы себя приголубим». Далее переходите к массажу области носа, поглаживая его крылья со словами – «Где наш носик, красивый курносик».

Затем переходите к области вокруг губ, скул и плавно направляйте движения к ушам, приговаривая – «Наш роток не молчунок», «Наши ушки – на макушке». Все движения должны проводиться навстречу друг другу и в обратном направлении, после завершения массажа, проработанные зоны слегка погладьте ладонями. Продолжительность массажа должна составлять от 5 до 7 минут.

Занятия дома

Согласно статистике, нормальным явлением считается неправильная артикуляция до шестилетнего возраста. Если после шести лет у ребенка имеются нарушения речи, этот факт считается патологическим явлением.

При нарушениях речи, с детьми проводят занятия логопеды в детских садах и школах. Можно нанять частного логопеда для индивидуальных занятий, но не все родители могут позволить себе дополнительные расходы, в связи с чем отдают предпочтение самостоятельным занятиям с малышом с помощью методических пособий.

Домашнее обучение требует немалого усердия от родителей, поскольку в раннем возрасте детей трудно заинтересовать и привлечь их внимание к правильному произношению слов. Занятие лучше проводить в игровой форме. Родителям не стоит допускать переутомления ребенка, это снизит его желание к обучению.

Продолжительность одного упражнения не должна превышать нескольких минут. Необходимо создать максимально комфортную атмосферу, начинать обучение следует с простых, односложных слов. Лучше использовать ассоциативные игры, они нравятся детям и позволяют в полной мере раскрыть их знания и навыки.

Если вас интересует, как научить ребенка выговаривать букву «р», предлагаем воспользоваться несколькими простыми упражнениями:

  • «моторчик» – чистым пальцем руки следует коснуться области под языком и делать быстрые движения в стороны. Язык при этом должен упираться в бугорки, находящиеся за зубами верхнего ряда, попросите ребенка произносить букву «д» и проводите манипуляции с языком, якобы заводя «моторчик»;
  • «чистые зубки» – упражнение заключается в имитации чистки зубов, губы необходимо растянуть в произвольной улыбке и кончиком языка как бы очищать заднюю поверхность верхнего зубного ряда. В ходе упражнения нижняя челюсть должна оставаться неподвижной;
  • «лошадка» – простое и эффективное упражнение, в ходе которого следует выполнять цокающие звуки, имитируя звуки, издаваемые копытами лошадки;
  • попробуйте еще один действенный метод – предложите малышу высунуть кончик языка, зажать его между губами и максимально выдувать воздух, не нарушая положения языка. Это заставит дрожать кончик под воздействием потока воздуха.

Данный комплекс упражнений позволяет провести тренировку артикулярного блока и поспособствует в дальнейшем легкому обучению произношения буквы «р». Для правильной постановки языка рекомендовано чаще продолжительно произносить буквы «д» и «з», при максимально растянутых губах.

Занятия должны быть кратковременными, регулярными и целенаправленными. Нельзя ругать малыша, если у него что-либо не получается, иначе существует риск полного отказа от обучения. Если первые занятия не принесли желаемого результата, не стоит отчаиваться, благодаря упорству и положительному настрою рано или поздно удастся освоить сложные звуки.

Если самостоятельные занятия являются для вас затруднительными, обратитесь к опытному логопеду, который обучит ребенка правильной постановке языка во рту, чтобы произношение букв получалось четким и разборчивым.

Как научить быстро и правильно

Во время консультации с логопедом, специалист сможет установить истинную причину неправильного произношения. Ранняя консультация позволит определить тяжелые отклонения на начальной стадии и своевременно начать борьбу со сложившейся проблемой. Быстро и правильно научить малыша выговаривать букву «р» помогут следующие упражнения:

1. Имитация звуков. Предложите малышу проимитировать звуки трактора («др-др-дрр»), рычания льва («ррр»), мурлыканья кота («муррр-мр-мр»). Упражнение следует проводить в игровой форме.

2. Как можно чаще предлагайте малышу произносить слова с буквой «р» (трактор, дрова, трава).

3. Выучите с малышом несколько скороговорок, выбирайте те, в которых наиболее часто встречается звук «р». Также можно выучить несколько подобных стихов и песен. Дети, как правило, с удовольствием воспринимают такую информацию.

4. Предложите малышу широко раскрыть рот, прикоснуться кончиком языка к небу и задержать его на несколько секунд в данном положении. Повторить упражнение следует не менее пяти раз, это поспособствует растяжке уздечки языка и ускорению процесса обучения правильно говорить сложные звуки.

Логопеды при работе часто используют специальные инструменты (палочки, зонды) для раздражения языка. Специалисты рекомендуют выполнять упражнения ежедневно, по определенному графику. Успех занятий зависит в основном от индивидуальных особенностей ребенка. Если у малыша не получается быстро освоить звук «р», ни в коем случае нельзя ругать его. Хвалите малыша за любые достижения, и тогда результат не заставит себя долго ждать.

forsmallbaby.ru