Во сколько лет ребенок готов к школе? Если ребенок не готов к школе в 7 лет что делать
Если ребенок не готов к школе||ZDR.RU
«Умеет читать, писать и считать – значит, готов», - рассуждает большинство родителей первоклассников. ». А в начале учебного года хватаются за голову: чадо не справляется со школьными нагрузками… Почему так происходит? Размышляют наши эксперты.
Опубликовано: 10 октября 2016 г.
ВЫЛЕЧИТЬ, А ПОТОМ УЧИТЬ
Ольга Бегешева, невролог:
Для меня главное, чтобы ребенок не болел и нормально себя чувствовал. Он готов к школе, если прошел все профессиональные осмотры, здоров соматически. Никогда не забуду мальчика 7 лет, родители которого жаловались на то, что у него проблемы с учебой. И вдруг выяснилось, что... он практически слепой на один глаз.
Проблемы в школе могут начаться, если у ребенка нарушен кальциевый обмен, если у него дефицит витамина D. Если есть дефицит йода, или субклинические признаки гипотиреоза, а часто аутоиммунного тиреодита.
Как правило, плохо успевают часто болеющие дети. Необходимо проверить их иммунитет, пролечить от хронической инфекции (если она есть).
Большая проблема – аденоиды 2 или 3 степени. Аденоидит приводит к хронической гипоксии. Из-за него дети становятся гиперактивными, раздражительными, быстро устают, жалуются на головные боли, спят с открытым ртом и встают утром не отдохнувшими.
Есть проблемы с успеваемостью и у детей с гастритом, другими заболеваниями ЖКТ, особенно если гастрит с пониженной кислотностью. Его основное клиническое проявление – слабость, головные боли и высокая утомляемость. Любые проблемы со здоровьем отнимают у детей много сил, и требовать от них высокой успеваемости не приходится.
Что еще нужно ребенку для хорошей учебы? Строгий режим дня, полноценное питание, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, достаточный и качественный сон. Если эти условия соблюдены, здоровый ребенок в течение месяца полностью адаптируется и будет успешно учиться.
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ – почему бывают?
Проблемы со здоровьем
Несамостоятельность
Импульсивность, гиперактивность, бесконтрольность поведения
Неумение общаться со сверстниками
Нежелание контактировать со взрослыми
Неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной инструкции
Низкий уровень знаний об окружающем мире
Плохое развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации
Недостаточное развитие произвольной памяти
Задержка речевого развития
НАУЧИТЬ УВАЖАТЬ СЕБЯ
Александр Лобок, доктор психологических наук, профессор Института психологии УрГПУ:
Ребенок приходит в школу не только ради того, чтобы освоить учебный материал – это можно сделать и дома. Смысл школьных занятий – в совместной деятельности учеников, которая невозможна без взаимного любопытства, умения слышать друг друга. Обнаружить рядом сверстника, и не конкурировать с ним, а по-настоящему заинтересоваться тем, что он говорит, думает, делает, – это значит выйти за границы своего эго.
Многим детям это дается непросто. Одни начинают самоутверждаться за счет других, соревноваться с ними, манипулировать вниманием класса, а другие, напротив, замыкаются в себе, «прячутся» в своем «домике». Такое поведение – причем в обоих случаях – говорит о том, что ребенок крайне в себе не уверен. Ему требуется постоянное внимание и поддержка взрослого: если педагог переключается на кого-то другого, начинает работать с другими детьми, ребенок чувствует, что его обесценили, обидели.
Может ли ваш ребенок чувствовать себя уверенно и спокойно без того, чтобы его постоянно гладили по голове и поддерживали? Есть ли у него чувство собственного достоинства? Вот главное, о чем стоит задуматься родителям дошкольника. Ребенок, уважающий себя, не зависит от оценок окружающих, он знает себе цену. Именно самоуважение, чувство собственного достоинства и есть то первое качество, которое стоило бы воспитывать в будущем школьнике.
ЗРЕЛОСТЬ РЕБЕНКА
Физиологическая (у него произошла смена молочных зубов, он успешно проходит филиппинский тест – может дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой, у него хорошо развита мелкая моторика и т. д.)
Эмоциональная (умение контролировать свои эмоции и поведение, способность в течение долгого времени выполнять задание – усидчивость)
Социальная (желание ребенка общаться со сверстниками, умение принимать негласные правила коллектива, способность учиться, воспринимать информацию, способность дружить)
Интеллектуальная (умение концентрировать внимание, мыслить аналитически и логически, развитие мелкой моторики)
Речевая (правильное звукопроизношение, грамотное использование речи, представление об окружающем мире)
ПОМОЧЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ
Татьяна Филиппова, кандидат биологических наук, руководитель Центра диагностики развития детей и подростков
К нам в центр очень часто обращаются родители первоклассников. Они жалуются: раньше спокойный, уравновешенный ребенок вдруг стал агрессивным, начал плохо спать, плохо есть. У него появились навязчивые движения – он, например, по 10 раз подряд моет руки. А самое главное –не хочет идти в школу.
Возможно, это симптомы перенапряжения – ребенок элементарно очень устает. В идеале дети должны гулять по 3-3,5 часа в день. Говоря профессиональным языком, у ребенка должна быть спонтанная двигательная активность на свежем воздухе. А мы заменяем ее уроками, просмотром мультфильмов («чтобы отдохнул от уроков») и спортивными секциями.
Возможно, у ребенка очень требовательный учитель. Есть такая статистика: у авторитарного педагога дети болеют в два раза чаще, чем у мягкого, с адекватными требованиями. Или не сложились отношения с одноклассниками. Кстати, проще всего найти их на школьном дворе, после уроков. Вы пришли забирать ребенка – не уходите сразу домой, погуляйте у школы. И, может быть, уже через неделю-две он будет радостно бежать в класс.
Обычно адаптация к школе длится 5-6 недель. В этот период лучше не водить его на дополнительные занятия, не записывать в кружки, дать ему привыкнуть к новому образу жизни. Планировать походы в театр, кино, цирк тоже не нужно – даже положительные переживания могут стать чрезмерной нагрузкой для психики. Ну, а если симптомы (беспокойный сон, нервозность, раздражительность…) не пройдут к ноябрю- декабрю, лучше показаться специалисту.
НЕОБХОДИМЫЕ В ШКОЛЕ НАВЫКИ
Умение слушать, выполнять требования взрослых
Аккуратность
Хорошая память, развитое мышление
Самостоятельность
Умение находиться в коллективе
Умение дружить
Способность заканчивать начатое
Автор:
Евгения Данилова Опубликовано: 10 октября 2016 г. Журнал "Здоровье" №9 2016 Журнальный заголовок: "Если ребенок не готов к школе?" zdr.ru
Тест готовности ребенка к школе. Готовность ребенка к школе.
Первый класс! Для всех родителей это очень важное и запоминающееся событие, поскольку ваш кроха, который ещё вчера практически ничего не умел делать без вашей помощи, сегодня уже достаточно самостоятельная личность. Ваш ребенок достиг школьного возраста, он уже без пяти минут школьник. Для него это тоже особое событие, поскольку он уже не считает себя ребенком. Большинство детей ждут этот день с нетерпением. У них впереди новые волнения, новые эмоции, друзья, достижения, новые знания. Некоторые дети уже практически с пятилетнего возраста рвутся в школу. Но, желание учиться - это не единственный повод считать, что он готов идти в первый класс. Родители гордятся своим чадом, когда тот с ранних лет осваивает алфавит, чтение, что сразу готовы отдать его в школу. Но готов ли ребенок физически и эмоционально к этому?
К сожалению, многие учителя все чаще сталкиваются с проблемой, когда ребенок, умеющий достаточно бегло читать, после пары недель проведенных в школе, начинает «притормаживать» в обучении. У ребенка не замечается прогресс в обучении, а наблюдается «застой». Зачастую, это дети, которых родители рано отдали в школу, кому-то только исполнилось шесть, кому-то почти семь.
Как же понять родителям, насколько готов их ребенок к школе?
Сейчас практически при каждой школе есть специалист, а очень часто это будущий учитель ребенка, который проводит тест готовности ребенка к школе. В основном это происходит в форме беседы учителя и ребенка. После беседы родителям объявляют, готов ли ребенок к школе, или ему стоит ещё годик подождать, а родителям ещё позаниматься с ним, выполняя некоторые упражнения. Если у родителей недостаточно для этого времени, то можно отдать ребенка на подготовительные курсы.
Но, родителям совсем не обязательно водить малыша куда-то, чтобы определить это. Они прекрасно могут справиться с этим сами, проведя тест готовности ребенка к школе. Говоря о готовности, помимо чтения, письма, и счета до десяти, имеется в виду:
Во-первых, ребенок должен достичь школьного возраста. У нас это семь, а то и восемь лет. Ребенок в этом возрасте уже физически подготовлен к школе. Многие педагоги не рекомендуют родителям сдавать своих детей раньше семи лет, поскольку психологически и эмоционально ребенок не готов высидеть уроки, да и костно-мышечная система еще не достаточно окрепшая для длительного сидения.
Очень важным этапом является психологическая и эмоциональная подготовленность ребенка, его желание пойти в школу. Ему поскорее хочется приобщиться к жизни взрослых, взяв на себя какую-то ответственность. Речь идет о его новом статусе, статусе школьника. Ещё важно умение контролировать свое поведение, знать границы дозволенного, уметь слушаться взрослых. Родители должны определить, готов ли ребенок соблюдать режим, выполнять определенные правила, с которыми ему придется столкнуться в школе, и понимает ли он значение школы?
Ну, и накопленный запас умений, знаний и навыков. Помимо знания букв, цифр, умения читать (возможно по слогам), писать, также учитывается умение мыслить, размышлять, ориентироваться в окружающем мире, умение слышать и слушать.
Все эти основные навыки и умения ребенка поможет выявить специально разработанный тест готовности ребенка к школе. Конечно же, все эти тесты нужно проводить в непринужденной и спокойной обстановке. Предложите ребенку сыграть в одну игру (ребенку лучше не знать, что вы сейчас будете проводить какой-то тест). В ходе тестирования не подгоняйте его, важно, чтоб у ребенка и у вас был положительный настрой, и тогда все получится.
Тест готовности ребенка к школе - "Кругозор".
Этот тест помогает узнать, насколько ребенок осведомлен о самом себе, сколько знает о своей семье, об окружающем его мире, а также помогает определить, насколько ребенок способен анализировать и размышлять.
- Попросите назвать ребенка свои имя, фамилию и отчество.
- Как зовут маму и папу, какая у них фамилия и их отчество.
- Спросите, кто он, девочка или мальчик, и кем будет, когда станет взрослым, мужчиной или женщиной?
- Спросите, если ли у него братья или сестры? Есть ли старшие, и есть ли младшие?
- Поинтересуйтесь, сколько ему лет? И сколько ему исполнится через год?
- Какое сейчас время суток? (Утро, день, вечер или ночь)
- Когда он завтракает, обедает и ужинает? Что идет сначала, завтрак или обед?
- Знает ли в какой стране, и в каком городе он живет? Попросите назвать полный домашний адрес?
- Спросите, какая профессия у мамы и у папы?
- Узнайте, любит ли он рисовать? Показывая на карандаш или другой предмет, спросите, какого он цвета то?
- Поинтересуйтесь, какое время года ему больше нравится, какое сейчас и почему именно оно, а не другое?
- Спросите, когда можно купаться на море, летом или зимой?
- Почему зимой реки замерзают, а летом нет?
- Что делает строитель, врач, почтальон, учитель?
- Зачем в школе стоят парты, стулья, висит доска и иногда звенит звонок?
- Хочет ли он стать школьником?
- Попросите его показать, где правая рука, левый глаз, левая нога, правое ухо, и зачем они нам нужны?
- Спросите, каких животных он знает?
- Каких знает птиц?
- Кто больше, коза или лошадь?
- Что больше, 7 или 4? Пусть ребенок посчитает от 2 до 7, и обратно от 6 до 1.
- Спросите, как бы он поступил, если бы нечаянно испортил чужую вещь?
Результаты:
Под номером 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 17 содержатся вопросы, которые помогут вам определить, знания реббенка о своей семье и о себе.
Под номером 6, 7, 10, 11, 12, 14, 18, 19 представлены вопросы, помогающие определить, насколько ребенок осведомлен об окружающей среде.
Вопросы под номером 13, 20, 21, 22 помогают увидеть, насколько ребенок способен анализировать, рассуждать и излагать свою мысль.
Ну, и ответы ребенка на вопросы под номером 15, 16 показывают, понимает ли ребенок, что такое школа и для чего она нужна.
Подсчет результатов:
За каждый правильный ответ ребенок зарабатывает 1 балл, если же ответ правильный, но не полный, тогда 0,5 балла.
Немного по другому оцениваются вопросы под следующими номерами:
- Вопрос №5 – ребенок смог ответить, сколько ему будет лет + 1 балл, а если называет полный возраст, считая и месяцы + 3 балла (например, он сказал, что ему семь лет и один месяц, а через год ему будет уже восемь лет и один месяц).
- Вопрос №8 – ребенок назвал полный адрес своего места проживания + 3 балла
- Вопрос №15 – если он правильно понимает значение школьных предметов и их применение + 1 балл
- Вопрос №16 – если ответ положительный + 1 балл
- Вопрос №17 – если ответил и показал все правильно + 3 балла
- Вопрос №22 – если ребенок дал осмысленный и правильный ответ + 2 балла
Итог:
- От 24 до 29 баллов – это высокий уровень готовности к школе.
- От 20 до 23,5 – уровень средней готовности.
- От 19,5 и ниже – говорит о низком уровне готовности к школе.
Также, можно провести тест готовности ребенка к школе по методике Керна-Иерасека. В тесте содержится всего лишь три задания, которые ребенку будет интересно выполнять: рисование, переписывание фразы и срисовывание. Все эти задания помогают развивать мелкую моторику (рассчитаны на развитие мелкой моторики), которая в школе очень будет нужна для освоения письма. Также можно определить, насколько ребенок психологически подготовлен к школе.
Как видите, пройдя с ребенком специальные тесты, можно спокойно определить степень его готовности к учебе. Это необходимо и для родителей и для ребенка. Если он не готов к школе, то определив это, вы вовремя оградите его от школьных разочарований, комплексов и психологических травм, а себе сбережете нервы. Счастливый ребенок – это мечта всех любящих и заботливых родителей. А насколько ваш ребенок будет счастлив зависит только от вас!
nasha-mamochka.ru
Ребенок не готов к школе: что делать
Встречая шестой или седьмой день рождения своего чада, родители задаются очередным возрастным вопросом - готов ли ребенок идти в школу? И что делать, если ребенок не готов к школе психологически?
Как правило, дети идут в школу с шести или семи лет, предварительно большинство проходит «подготовку» в детских садах. Большинство ребят на рубеже школьного возраста не испытывают проблем в общении со сверстниками, наученные опытом садиков и прогулок во дворе. У них уже сложился определенный круг общения и расширить его будет гораздо проще, чем создавать с нуля.
Но жизненные ситуации бывают разные. Например, ваш ребенок никогда не ходил в садик и все время проводил под присмотром няни или бабушек. Он привык к довольно замкнутому образу жизни — ему еще не пришлось сталкиваться лицом к лицу с коллективом сверстников, нередко довольно задиристых и жестоких, как большинство детей в этом возрасте. Каково ему будет в большом классе, сразу ли подружится с ребятами?Эти вопросы должны беспокоить в первую очередь родителей, причем желательно думать об этом задолго до похода в первый класс. Нужно постепенно приучать ребенка — даже не ходящего в садик — к новым контактам, к большей самостоятельности. Давайте ребенку большую свободу на прогулках, не вмешивайтесь при первой возможности в его общение с другими людьми, позвольте самостоятельно справляться со всеми разговорами и даже с конфликтами на игровой площадке. Принимайте участие только в крайнем случае, когда без вас действительно не обойтись.
Как понять, готов ли ребенок к школе
Специалисты определяют готовность ребенка к школе следуя определенной формуле. Они рассматривают несколько показателей и складывают их для получения полной картины воедино в своеобразный тест, который даёт понять готов ли ваш ребенок к школе. Среди этих показателей: физическое состояние и развитие ребенка, состояние здоровья, его биологический возраст — коммуникативность, психологический портрет и пр. Кроме того, учитывается мотивация ребенка, его стрессоустойчивость, а также, что немаловажно, - социальная готовность.Все дети развиваются в разных условиях, поэтому универсальной шкалы оценок в этом вопросе нет, но родители, которые как никто другой знают свое чадо, могут и должны заранее определить уровень его подготовки с самых разных точек зрения.
Что делать, если ребенок не готов к школе психологически
Что делать, если малышу пора идти в школу, а он явно не готов к этому новому и важному этапу в своей жизни? Сводите ребенка на консультацию к специалистам — детскому психологу, логопеду. Получите рекомендации и предварительную оценку. Обратите внимание на советы врачей, они подскажут, на что следует обратить внимание в первую очередь.
Выделите время на регулярные занятия с ребенком — развивающие игры, в том числе и на мелкую моторику, помогут приобретению необходимых навыков.
Играйте с ребенком в школу! Так вы можете в игровой форме заинтересовать его, мотивировать и дать ответы на все его вопросы.
Дайте ребенку больше самостоятельности и свободы, научите принимать решения и нести ответственность за их последствия. Регулярно обсуждайте и разбирайте все накопившиеся проблемы и вопросы.
Учите ребенка читать, писать и считать. Если он не проявляет особого желания, больше играйте! Следите за режимом и дисциплиной во время любых подобных занятий. Пора привыкать к сдержанности и распорядку.
И последнее — никогда не пугайте ребенка школой и злыми учителями. Особо впечатлительные малыши могут никогда так и не полюбить учебу, если в детстве образ школы используется как страшное место, где «тебя научат себя вести»!
womaninweb.ru
Как понять, что ребёнок готов к школе: 10 признаков
Перед тем, как принять малыша в первый класс, педагоги, а где-то и психолог, обычно общаются с ним и родителями, чтобы понять, готов ли ребёнок к обучению в школе. Рассказываем, как родителям самим определить степень готовности своего чада к первому классу.
1. Ребёнок способен к произвольной деятельности
Это значит, что он может в течение 30 минут спокойно сидеть и заниматься каким-то делом, не отвлекаясь на игры и другие посторонние занятия. То есть ребёнок уже может выполнять задания и удерживать себя на месте усилием воли. Произвольная деятельность - главное новообразование младшего школьного возраста. Во многом успешная адаптация к школе и хорошая успеваемость будут зависеть именно от того, сформировалось это качество или нет.
2. Малыш достаточно самостоятелен
Ваш ребёнок может сам одеваться, переодевать сменку, складывать вещи в портфель и вообще - оставаться на полдня без мамы и папы. Есть дети, которые прекрасно овладели навыками счёта и письма, но при этом ещё очень сильно зависят от родителей. Такие первоклашки могут плакать на уроках от того, что хотят к маме, и в целом переживать довольно сильный стресс от того, что им приходится в одиночестве находиться в кругу малознакомых людей. Тут уж не до учёбы и усвоения новых знаний. Поэтому готовьте ребёнка заранее: если он не ходит в садик, обязательно запишите его в различные кружки и секции, где малыш научится в течение какого-то времени обходиться без вас.
3. Он может выполнять инструкции и задания взрослого
В школе ребёнку необходимо делать именно то, что просит учитель. Причём речь идёт не только о каких-то письменных или устных заданиях, но и об обычном поведении. Распорядок дня, занятия на переменах, поведение в столовой или в продлёнке - всё регламентируется педагогом. Малыш должен уметь слушать постороннего взрослого и выполнять его задания, поручения и просьбы. Этот навык также формируется заранее в детском саду или на занятиях в различных секциях.
4. Малыш положительно настроен к школе
В идеале, конечно, мы предполагаем, что ребёнок должен хотеть идти в школу. Но бывает и так, что малыш не испытывает восторга от мысли о первом классе. В этом случае нужно настраивать своё чадо, разговаривать с ним, постараться выяснить, что именно его беспокоит и пугает. Родителям нужно приложить все усилия для того, чтобы ребёнок, по крайней мере, не был против похода в школу. Если малыш активно сопротивляется, имеет смысл сходить к детскому психологу, чтобы понять, в чём причина такого поведения, и оказать своевременную поддержку и помощь.
5. Ребёнок умеет общаться со сверстниками
Первокласснику предстоит познакомиться с новыми ребятами, и ему нужно будет выстраивать с ними отношения, находить друзей и учиться мирно общаться с теми, кто ему не слишком симпатичен. Всё это требует определённых коммуникативных навыков, которые малыши обретают раньше - на детской площадке, в садике или на занятиях для дошкольников.
Ребёнок должен уметь играть в команде, делиться игрушками или какими-то учебными предметами, не забывая при этом про свои права и границы. Нелёгкая, на первый взгляд задача - но если малыш достаточно общался с детьми в более раннем возрасте, проблем обычно не возникает. Если же сложности всё-таки появятся, мамам и папам нужно оперативно включиться в ситуацию и, возможно, привлечь школьного психолога - потому что от того, насколько комфортно будет чувствовать себе ребёнок в школьном коллективе, будет зависеть и его успех в учёбе.
6. У малыша хорошо развита память
Так как ребёнку в первом классе необходимо запоминать массу новой информации, неудивительно, что именно этому навыку уделяется такое внимание. Ещё до школы учите вместе с крохой стихи, пересказывайте сказки, играйте в игры на развитие памяти. Это поможет ему хорошо учиться!
7. У ребёнка хороший словарный запас
Большой словарный запас поможет ему понимать и легко усваивать информацию на уроках. Что нужно знать к первому классу? Названия цветов, времён года, природных явлений, названия разных животных и птиц, знать время суток (утро, вечер, день, ночь). Также нужно учить ребёнка обобщать и классифицировать, например: яблоко, груша, персик - фрукты, или транспорт - это поезд, автобус, машина. От частного — к общему, и от общего к частному.
8. Ребёнок знает, что его ждёт
Необходимо, чтобы дошкольник был хорошо осведомлён о том, что его ждет в школе. Чем он будет заниматься, какие правила в этом учреждении, как нужно себя вести и другие нюансы. То есть малыш должен хорошо представлять весь процесс, тогда уровень его готовности ко всем школьным мероприятиям будет выше, и кроха гораздо быстрее адаптируется к новым условиям (вспомните пословицу: «Предупреждён - значит вооружён»).
9. У крохи развита мелкая моторика
Это необходимо для того, чтобы ребёнок уверенно освоил навыки письма. Правильно ли ваш малыш держит карандаш или ручку? Умеет ли складывать пазлы, лепить из мелких деталей, собирать картинки из мозаики? А как будущий школьник справляется с ножницами, клеем и кисточкой? Если всё это получается без больших проблем - отлично!
10. Ребёнок верит в свой успех
Хорошая самооценка - залог успешного обучения в школе. Нужно поддерживать малыша и, безусловно, необходимо хвалить его, даже за небольшие достижения. Но при этом важно также подготовить кроху к тому, что в школе могут быть и неудачи. Однако это - не повод расстраиваться и опускать руки, а возможность приложить усилия и добиться лучшего результата. Главная задача родителей - помочь ребёнку поверить в себя и свой успех. Тогда даже сложные задачи будут вашему чаду по силам.
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
detstrana.ru
Родительский клуб "Растим вместе"! - Беседы с психологом.Ольга Анисимович
Сайт о детях для неравнодушных взрослых.
У вас в семье растет маленький непоседа, или Вы не знаете, как ужиться с подростком? Вы интересуетесь детской психологией? Вы работаете с детьми? Ищите проверенную,качественную литературу по психологии и педагогике? Хотите узнать больше о психологических терминах?
ТОГДА ВАМ СЮДА!
На сайте большой архив статей на темы воспитания и развития детей от рождения до 12 лет, разделенный по возрастам. После каждой статьи Вы можете оставить комментарий, высказать мнение по теме.
Вы можете записаться на прием к психологу
В разделе "Почитай-ка" Вы найдете интересные книги, их описание,главы, также можете пройти по ссылке в список литературы для родителей и приобрести понравившуюся в одном из крупнейших интернет-магазинов..
Еще в разделе "Почитай-ка" есть словарик психологических терминов, заходите,читайте.
Сайт "Растим вместе" сотрудничает с детским развивающим центром "Умка" ,подробнее о нем читайте здесь
Детский Центр развития "Умка" (г.Сочи) работает все лето.
Расписание на лето:
-
"Умкин лагерь" ежедневно (выходной воскресенье) с 10.00 до 14.00 (возможна оплата за 24 дня,за 6 дней и за 1 день)
-
Группа "Я сам"(3 -4 года) понедельник/среда/пятница 10.00-11.00
-
Группа "Почемучки" (4 - 6,5 лет) понедельник/среда/пятница 11.00-13.00
-
Студия "Умкины сказки" (театрально-музыкальная)( от 3,5 до 8и лет) вторник/суббота 17.00-18.30
-
Студия "Английский язык для дошкольников" (от 4 лет) среда/пятница 16.30-17.30
-
Студия творчества среда/пятница ( от 4х лет) 17.30-18.30
-
Шахматная студия вторник/четверг (от 4х лет, школьники) 16.00-17.00 ;17.00-18.00
-
Песочная арт-студия (занятия с детским психологом) (от 4х лет) вторник/четверг 16.00-17.00
-
Группа "Умка" (мама и малыш,дети 1,6 - 3х лет) понедельник/пятница 17.45-18.45
-
Идет набор в логопедические группы (от 4х лет) вторник/четверг/суббота
Запись по тел. 8967 64 001 80
Приглашаются к сотрудничеству все заинтересованные лица - родители, психологи, педагоги, фирмы, работа которых связана с детскими товарами и услугами.
www.r-vmeste.ru
Во сколько лет ребенок готов к школе?
(3 голоса:
5 из 5)
Есть мнение, что современный темп жизни и уровень развития человечества привел к тому, что детей нужно отдавать в школу с шести, а лучше — с пяти лет. Но психологи настойчиво утверждают, что треть детей семилеток не готова к тому, чтобы обучаться в школе.
А что уж говорить о шестилетках? И если даже не вдаваться в подобные рассуждения, перед многими родителями, дети у которых родились зимой или осенью, встает непростой вопрос: во сколько отдать своего ребенка в школу — в шесть с половиной или в семь с половиной? Нужно хорошо обдумать этот вопрос и принять единственно правильное решение, от которого, быть может, будет зависеть вся дальнейшая жизнь ребенка. Поэтому, как всегда, за советом мы идем к психологу.
Наталья Львова, ведущая:
— Давайте немного углубимся в историю этого вопроса. Кем и когда был определен возраст готовности ребенка к школе, т. е. возраст семи лет?
Елена Громова, семейный и детский психолог:
— Вопрос, в каком возрасте ребенок может идти в школу, достаточно непростой, и по сей день идут споры на эту тему. Так сложилось, что в России — это возраст семь лет, на Западе — это возраст пять лет, но там не школа как таковая, как мы себе можем понять, а там система непрерывного образования, и где-то с пяти-шести лет, в зависимости от района, есть так называемая «предшкола», где дети готовятся к школе, но не за счет каких-то определенных занятий, а прежде всего обучаясь в игре, приобретая определенные знания, умения, навыки в игре.
Почему возраст семь лет у нас в России и принято в семь лет отдавать ребенка в школу? Это связано с возрастными особенностями ребенка. В семь лет – вы, наверное, все слышали, что есть такое понятие «кризис семи лет» (есть кризис трех лет, есть кризис семи лет) – что же такое «кризис семи лет» и почему важно, чтобы он у ребенка состоялся, и ребенок после этого кризиса пошел в школу, а никак не до. Дело в том, что новоообразованием этого возраста — при переходе от младшего дошкольного возраста к старшему, в период кризиса семи лет происходит формирование внутренней позиции школьника. Ребенок перестает довольствоваться тем, что было у него раньше. Он хочет выстраивать новые отношения со взрослым, у него возникает познавательная потребность, и он становится готовым быть учеником. Это происходит именно к семи годам приблизительно.
— Здравствуйте, меня зовут Николай. Моему старшему ребенку пять с половиной лет — это девочка, она уже умеет читать, писать. Меня интересует вопрос: во сколько лучше ее отдавать в школу, с какого возраста?
— Прогресс налицо, и дети более интеллектуально развиты, чем мы или чем наши предшественники, чем бабушки и дедушки; но дело в том, что интеллектуальное развитие не определяет уровень готовности ребенка к обучению в школе. Это лишь один из параметров, и если другие параметры у ребенка не сформированы — об этом мы сегодня поговорим,- то нельзя говорить, что ребенок уже созрел для школы. Каким бы он умным ни был, он должен еще иметь возможность воспользоваться этими знаниями и захотеть воспользоваться этими знаниями. Поэтому раннее интеллектуальное развитие не является гарантом того, что ребенок рано может пойти в школу.
— Здравствуйте, меня зовут Евгения. У меня такой вопрос: с какого возраста лучше отдавать ребенка в школу: с шести с половиной лет, или дождаться семи с половиной? Какие признаки готовности ребенка к школе должен знать родитель?
— Итак, какие критерии. Психологическая готовность к школе, если мы берем за основу подход Н. И. Гуткиной,- заключается в следующем.
Первый параметр — это мотивационная готовность — насколько ребенок хочет идти в школу (или не хочет), а если не хочет — то почему.
Второй параметр — это произвольная сфера, насколько ребенок готов действовать по правилу и по образцу. Я думаю, что мы об этом еще подробнее поговорим в конце, и я расскажу родителям, как можно провести определенную диагностику в домашних условиях.
Третий параметр — это речевая сфера, насколько у ребенка хорошо развита связная речь, насколько хорошо он пользуется словарным запасом, и хорошо ли у него развит фонематический слух.
И четвертый параметр — это интеллектуальная готовность,- то, о чем чаще всего говорят, и считают, что это определяющее. Оказывается это не определяющее, а один из параметров психологической готовности к школе. Соответственно, если вы хотите понять, готов ли ваш ребенок к школе или нет, вы должны посмотреть на эти четыре параметра и сделать определенные выводы — готов ребенок по всем параметрам к школе, или нет. Чаще всего происходит так, что ребенок в шесть с половиной лет может быть готов, допустим, по речевой сфере — у него хороший словарный запас, если родители много ему читали, он очень хорошо рассказывает по картинкам, у него хорошо развитая связная речь, он хорошо слышит звуки в слове, но этот ребенок совершенно не хочет идти в школу — он еще не наигрался. Или у этого ребенка еще не развита произвольная сфера, он не может долго сидеть, он не может сдерживать свои эмоции, он не может подчиняться правилам взрослого и выполнять какое-то неинтересное задание. Важно, чтобы все четыре параметра были к семи годам у ребенка сформированы — тогда можем говорить, что ребенок готов к школе. Будет это возраст 6 лет и 8 месяцев, 6 лет и 9 месяцев или 7 лет и 5 месяцев — все зависит от конкретного ребенка.
— Моя дочь пойдет в школу в шесть с половиной лет, но мы вообще ранние — в 4 месяца села, в 8 она пошла. С четырех лет ходим в школу раннего развития, там психологи все хором нам советуют не передерживать ребенка. Вижу сама, что ребенок готов к школе, но все-таки: не отнимаю ли я у нее год детства, когда можно еще поиграть, а в современной школе ведь очень трудно учиться?
— Все-таки мама сомневается, если задает такой вопрос, и такое ощущение, что пытается себя уговорить, что она, в общем-то, делает правильно. Раннее развитие и раннее интеллектуальное развитие не является гарантом готовности детей к обучению в школе. Если ребенок начал рано сидеть, рано говорить, рано ползать, это еще ни о чем не говорит. Если ребенок кажется родителям очень умненьким, как они говорят, умеет читать считать и писать, это не значит, что он готов к школе. На вопрос, не лишаете ли вы ребенка детства, ответ, мне кажется, будет однозначным – да, лишаете, потому что учиться в современной школе, конечно, очень нелегко — тем более детям шести с половиной лет. Я бы потратила лишний год на то, чтобы ребенку дать возможность просто поиграть.
— Мой сын готов к школе уже в пять лет, умеет читать, считать, пишет печатными буквами, усидчив. До школы еще два года — не будет ли ему скучно, если отдам его в школу с семи лет, не пропадет ли интерес?
— Возвращаясь к тому, что умение читать, считать, писать, как любое раннее интеллектуальное развитие, не является гарантом того, что ребенок готов к обучению в школе. Есть определенные возрастные закономерности, и ребенок в пять лет еще не может быть учеником в школе, еще не может выполнять эту работу, он просто не созрел. Как бы у нас цивилизация ни двигалась вперед, как бы ни были развиты дети, возрастные особенности остаются на том же уровне. Есть определенные закономерности в развитии, которыми пренебрегать нельзя.
По поводу того, не будет ли ему скучно в школе — вот это большой вопрос. Потому что если оставшиеся два года до школы он активно будет дальше продолжать учиться читать, писать, считать и ходить на разные занятия – да, он устанет от них, и придет в школу уставшим, потому что, собственно говоря, какие знания ему получать — он и так уже все знает, «профессор» пришел. Если вы, наконец, поймете, что для ребенка самое главное, самое решающее — это игра, и дадите ему возможность эти два года просто наиграться, и в игре приобрести необходимые знания, умения и навыки, то тогда ваш ребенок придет в школу и сможет с удовольствием учиться; тогда для вас это не будет столь важно, когда вы перестанете так фокусироваться на теме приобретения каких-то умений.
Игра «школа» — это одна из сюжетно-ролевых игр, где ребенок встраивается в определенный сюжет, играет определенную роль — то учителя, то ученика. Как правило, дети очень любят в нее играть, и я бы вам сказала, что это игра не только развивающая и очень полезная для детей, которые скоро пойдут в школу, но она еще является диагностической. Если ребенок в этой игре всегда хочет быть только учителем, стоит задуматься — а готов ли он идти в школу? Если он хочет быть учеником и выполнять задания, или эти роли хотя бы чередуются, то тогда можно говорить о том, что возможно, он уже созрел, как ученик.
— В качестве учителя и ученика могут быть родители, или лучше ровесники, или плюшевые звери?
— Это могут быть игрушки, братья и сестры, это могут быть друзья, взрослые — неважно. Главное, что в этой игре распределены четко роли, и ученики должны слушать, что говорит им учитель, выполнять задания, а учитель должен давать оценку тому, что они сделали и предъявлять к ним какие-то требования, вводить определенные правила. Здесь как раз моделируется реальная школа, реальные отношения, с которыми ребенок столкнется, когда пойдет в первый класс.
— Хочу отдать сына в школу в 7лет и 8 месяцев, мы «зимние». Мне и психологи советуют так же, но в этом году есть возможность попасть к очень хорошему учителю. И еще думаю про армию — ведь чем раньше сын закончит школу, тем больше времени будет, чтобы поступить в институт и избежать призыва. Что делать, подскажите.
— Семь лет и восемь месяцев…. На самом деле тут бывает разное развитие событий. Бывает, что ребенок в этом возрасте достаточно хорошо встраивается в школу, а бывает, что ему, оказывается, надо было бы годик подождать. Поэтому я бы не довольствовалась мнением одного специалиста и нашла бы возможность найти узкоспециализированного психолога, который смог бы провести диагностику психологической готовности к школе и дать адекватную оценку — действительно ли ребенок в этом возрасте уже готов – конкретный ребенок. По поводу учителя — я понимаю, что хороший учитель — это очень важно для начальной школы, и это правильная позиция — искать хорошего учителя, а не просто хорошую школу. Но подумайте: за учителем невозможно угнаться, учитель может уйти в декрет, может уволиться или перевестись на другую работу. Вы можете привести ребенка к одному учителю, а через год будет другой. Поэтому, мне кажется, нужно все-таки ориентироваться на ребенка, на то, хочет ли он в школу, готов ли он к ней. А через год, возможно, появится другой новый учитель, которому вы тоже с удовольствием отдалите ребенка. Я бы сказала: здесь еще не только об учителе важно подумать, а о том, по какой программе будет учиться ребенок.
Про армию. На самом деле мы не можем предугадать, что будет через n-ное количество лет, что поменяется в нашем законодательстве, с какого возраста и каким образом будут призываться наши мальчики в армию. Я бы сказала, что шансов поступить в институт у ребенка, который на год позже пошел — а тем более у мальчика, будет намного больше, чем у ребенка, который пошел слишком рано.
Наталья Львова:
— Да, тем более, сегодня 11 лет учатся. По любому, в 18 лет.
В конце нашей беседы, Елена, может быть, Вы дадите какие-то конкретные тесты готовности ребенка к школе, которые родители могут дома со своими детьми провести?
Елена Громова:
— Первый показатель, о котором я уже говорила, называется мотивационная готовность ребенка к обучению в школе, хочет ли ребенок идти в школу — спросите у него. Если он говорит что хочет, то узнайте — а что же его привлекает в школе, почему он хочет пойти в школу. Вот здесь вскрывается очень много интересных фактов. Ребенок может, например, сказать, что в школе будут его друзья из детского сада, в школе он сможет с ними играть на переменах. Это не является той причиной, которая нам нужна, это не является познавательным мотивом. Очень часто дети говорят, что они хотят пойти в школу, потому что в школе не надо будет спать – это такой «насущный» ответ, но это не та причина, которая нам нужна.
Второй показатель — это произвольная сфера, умение действовать по правилам и умение действовать по образцу. Умение действовать по правилам – можно предложить ребенку поиграть в игры «черное и белое», «да и нет», «летает — не летает» и оценить произвольность поведения. Когда ребенку задаете вопрос, нельзя произносить «черное» и «белое», нельзя отвечать «да» и «нет» (а очень хочется), задаете такие вопросы, на которые так и хочется сказать «да» или «нет», то вы сможете посмотреть, находится ли все-таки другой вариант ответа у ребенка, или у него все это проскальзывает эмоционально: «да» и «нет», «черное» и «белое».
Далее — умение действовать по образцу. Здесь может быть как и объемный вариант — то есть выложите какой-то узор мозаичный и попросите ребенка повторить сделать такой же. Или это может быть задание на плоскости, а лучше и то, и другое. Вы можете что-то нарисовать ребенку — очень простое: дерево, дом, и попросить его воспроизвести то же самое. Очень популярным давно является тест Керна – Йирасека — пишется фраза «он ел суп», и здесь в определенном порядке точки, и ребенок должен на таком же листе бумаги пустом все это воспроизвести.
Если мы говорим о самом тесте Керна – Йирасека, то здесь еще рисуется человек, мы смотрим еще на моторику, как развивается моторика, как он изображает человека, какие части тела и как рисует — это дополнительная информация. Также вы можете, например, дать какую-нибудь картинку из геометрических фигур, и ребенок может ее воспроизвести, может, что-то посложнее нарисовать, и посмотреть, как он справился с этим заданием. Если справляется и близко к образцу – значит, ребенок может действовать по образцу. Если вы видите полное несоответствие или достаточно серьезные нарушения отклонения от того, что было нарисовано, то стоит сделать вывод, что умение действовать по образцу все еще не сформировано. Некоторые психологи считают правильным давать детям графический диктант-клетка вправо, клетка влево. На самом деле этот диктант не является показателем, потому что дети до первого, а иногда и до второго класса, путают «право» и «лево». Поэтому те методики, которые я вам показала, очень просты в использовании, более показательны.
Дальше — речевая сфера. Речевая сфера — это насколько у ребенка хорошо развита связная речь, насколько у него хороший словарный запас, и насколько у него развит фонематический слух. Как это проверить? Дать ребенку картинку и предложить по ней составить рассказ. Лучше, если это будет несколько картинок об одном — бывают такие разрезные картинки, и нужно их правильно расположить — где начало, где конец истории, и потом рассказать. Здесь мы как раз увидим, насколько грамотно ребенок выстраивает речь, какие слова и насколько активно он использует в своей речи. И второй момент — фонематический слух – очень просто, наша с детства известная игра в «города», а можно ее более упростить — «фрукты», «овощи», и все, что угодно, — предложить ребенку называть слова на заданный звук. Придумай слова, которые начинаются на звук «к»,- и слушать ребенка. И обратный вариант — когда мы произносим ребенку слова и говорим: в этом слове есть этот звук, или его нет. Этот звук может быть и в середине, и в конце, и в начале.
— Стоит ли этот тест готовности к школе, о котором Вы сейчас рассказали, провести в начале учебного года, когда ребенок пошел в подготовительную группу, и если мы видим какие-то провалы, заниматься с ним специально, и таким образом готовить его к школе?
— Очень хороший вопрос, Наталья, мне очень нравится. Когда я работала в школе и имела возможность видеть деток, которые только пришли в первый класс, я видела, какие сферы у них еще не сформированы. Мне было очень жаль, что они не сделали этого раньше, не нашли, может быть, какого-то другого специалиста, чтобы подготовиться. Потому что на тот момент, когда они уже в школе, очень трудно, хотя и даешь какие-то рекомендации, что-то скорректировать. Когда я работала в детском саду, то я старалась всегда проводить эту диагностику в начале учебного года, в подготовительной группе, для того, чтобы родителям дать рекомендации и сказать, что эта сфера у вас уже достаточно хорошо сформирована, уже скоро «созреете» окончательно, а вот здесь надо трудиться и трудиться целый год.
Это на самом деле очень правильный подход, и по идее, в детских садах должны проводиться такие диагностики. Иногда возможно, но у нас, к сожалению, такого нет: посмотреть ребенка хотя бы в апреле-марте, и за лето немножечко подкорректировать, подтянуть, почитать. Я бы сказала, что роль чтения детям вслух невозможно переоценить в подготовке к школе, потому что здесь задействован и познавательный момент — ребенок узнает и хочет узнавать что-то новое; и речевая сфера, прежде всего; и произвольная, когда ребенок сидит и слушает; и, безусловно, интеллектуальная, потому что ребенок и воображает, как может выглядеть тот или иной персонаж, и обобщает, и систематизирует. Поэтому, пожалуйста, читайте с вашими детьми хотя бы летом!
Расшифровка видео-сюжета из цикла передач “Мамина школа”
azbyka.ru