Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Кризис 7 лет у ребенка: причины, как справиться. Кризис 7 лет это период рождения психического я ребенка это верно


Кризис 7 лет у ребенка: что с этим делать

Как правило, возрастные кризисы настигают ребенка в 1 год, в 3 года, в 7 и в 14 лет, и каждый из них является новым этапом формирования личности малыша. Так, кризис 7 лет всегда связывают с переходом из дошкольного заведения в младшую школу, когда ребенок из-за внезапно свалившейся на него новой ответственности старается всячески проявить свою самостоятельность и схожесть со взрослыми. Как понять, что у вашего чада начался кризис семи лет, что чувствует ребенок в это время и как на это реагировать родителям – читайте далее.

Когда начинается кризис и сколько длится

Как уже было сказано, начало кризиса 7 лет связывают именно с приобретением дошкольником нового для него статуса «школьника», который влечет за собой полную смену привычного образа жизни: появление нового окружения, новых обязанностей, новых навыков. Длится такое явление возрастной психологии, как правило, несколько месяцев (его длительность зависит как от особенностей характера самого малыша, так и от поведения родителей) и имеет несколько определенных этапов:

  • осознание ребенком того, что в скором времени он станет школьником, а значит, станет еще более взрослым и важным;
  • овладение своими эмоциями, которые он начинает выражать нормальным языком, а не плачем и истериками;
  • полное принятие нового статуса «школьника».

Признаки кризиса 7 лет

Зачастую данный возрастной период характеризуется:

  • частыми и беспричинными сменами настроения;
  • непослушанием и полным игнорированием каких-либо просьб;
  • чрезмерными капризами;
  • нарочитой демонстрацией своей «взрослости», подражанием манерам и привычкам взрослых;
  • проявлением самостоятельности и независимости;
  • появлением логичности в словах и поступках.

С чем связан кризис

В первую очередь, кризис данного возраста связан с физиологическими изменениями, которые творятся в организме дошкольника, так как именно в 6-7 лет у детей происходит чрезмерно активное созревание. Так, у ребенка меняются молочные зубы, резко вытягивается тело, а главное – у него начинает крайне быстро развиваться лобный отдел коры полушарий мозга, отвечающий за логичность и последовательность слов и действий. Резкие перемены настроения также объясняются тем, что у малыша резко возрастает подвижность нервных процессов и процессов возбуждения в частности.

Впервые в жизни ваш кроха приобретает свое социальное «Я», ведь он становится объектом значимой для общества учебной деятельности. Он сталкивается со множеством перемен: меняется его распорядок дня, окружение, появляется множество новых правил, новый авторитет и покровитель – учитель, его деятельность впервые приобретает важность и оценивается другими людьми. Все это не может пройти бесследно и не затронуть психику ребенка.

Что чувствует ребенок

Кризис – это конфликт между готовностью и возможностью совершить определенные действия. Ребенок понимает, что он более не мамин и папин, как было до этого, что ввиду его новой деятельности он близок ко взрослой жизни, как никогда, и стремится всем доказать свою самостоятельность и важность. Игры, как пережиток «детской жизни», отходят для него на второй план, нередко у него возникает агрессия и к деткам младшего возраста. Самостоятельная жизнь – это цель №1, и именно поэтому конфликты с родителями, которые пытаются указывать «взрослому и самостоятельному», становятся частым явлением.

Изменения после кризиса

Несмотря на то, что кризис – это непростое явление, которое нередко сопровождается конфликтами и переживаниями, его разрешение и окончание имеет несколько значимых плюсов:

  1. Ребенок становится психологически готовым к посещению школы и учебе: он стремится получить похвалу за свои старания, заслужить расположение одноклассников и учителей.
  2. У него появляется свое социальное «Я»: он осознает и принимает свои новые обязанности, мирится с определенными ограничениями и т. д.
  3. Между его эмоциями и действиями появляется осмысленность, благодаря которой он может объяснить, почему он зол или, наоборот, почему рад. Это огромный шаг в формировании малыша как личности, ведь так у него появятся первые интересы, хобби и т. д.

Чего нельзя делать

Длительность и глубина кризиса в большей мере зависят от того, как будут вести себя при этом взрослые. Для начала рассмотрим те действия, которые определенно не следует совершать родителям ребенка во время такого явления возрастной психологии, как кризис 7 лет:

  • не отдавайте вашего дошкольника в школу слишком рано, 7 лет – это самый оптимальный возраст;
  • не следует требовать от малыша слишком многого, например, не нужно его отдавать в класс с повышенной нагрузкой при среднем уровне интеллекта или каких-нибудь врожденных заболеваниях, которые как-то повлияли на уровень его развития;
  • не «привязывайте» к себе ваше чадо и не пытайтесь окружить его тотальным контролем, пусть у него будут свои «секреты», друзья и т. д.;

  • не вмешивайтесь в его дела, если он вас об этом не просит, пусть ребенок сам узнает, каковы могут быть последствия тех или иных его действий;
  • не отвечайте агрессией на агрессию;
  • не осуждайте его и не браните за школьные промахи, старайтесь максимально спокойной объяснять, что он сделал не так, и в чем его ошибка.

Что же нужно делать

Родителям для более быстрого и успешного преодоления кризиса необходимо вести себя следующим образом:

  • Начните знакомить ребенка со школой, школьной атрибутикой и школьными правилами заранее: прогуливайтесь мимо школы, загляните внутрь, познакомьтесь с первой учительницей, постоянно рассказывайте малышу о том, что его там ждет, ведь так ребенок будет чувствовать себя намного увереннее с началом школьных будней.
  • Измените свое отношение к ребенку, начните прислушиваться к его мнению и аргументам.

  • Пересмотрите все ваши прежние запреты, возможно, пришло время дать вашему чаду проявить свою самостоятельность.
  • Дайте ему больше свободы, например, если он не хочет делать домашнее задание – не настаивайте, пусть он прочувствует все неприятные последствия этого проступка: замечания учителя, неодобрение одноклассников и т. д.

  • Не приказывайте ребенку, а старайтесь убеждать его, руководствуясь разумными аргументами.
  • Поощряйте его общение с одноклассниками и другими сверстниками.
  • Хвалите свое чадо за каждое новое, пусть даже небольшое, достижение.
  • Возложите на ребенка определенные обязанности, как на взрослого, например: помыть за собой тарелку, убраться в комнате и т. д.

Другие советы

В первую очередь, необходимо смириться и принять то, что кризис 7 лет – это неизбежное явление, но также нельзя забывать, что это явление временное, и его просто надо пережить, как любую другую детскую болезнь.

Главное правило этого периода: примите ребенка таким, каков он есть. Постарайтесь относиться к вашему чаду, как к равному, с уважением, принимая то, что он действительно стал взрослее и заслуживает определенной свободы. Ни в коем случае не идите на конфликты с вашим «школьником». Максимально поддерживайте его во всех начинаниях, помогайте развеять ненужные сомнения. Активно интересуйтесь его интересами, переживаниями, увлечениями, но не будьте слишком назойливы. И помните, что родители при любых обстоятельствах остаются его главной опорой и отрадой.

Видео о кризисе 7 лет

В данном видео детский психолог рассказывает о новообразованиях кризиса 7 лет и об оптимальной модели поведения родителей в этот период.

А есть ли у вас опыт преодоления возрастных кризисов у детей, например, тех, которые настигают ребенка в 1 год или в 3 года? Читайте также и другие наши полезные статьи: например, о том, —как научить ребенка писать—, или о том, —как научить его считать—.

Пришлось ли вам уже столкнуться с кризисом у семилетнего ребенка? Насколько сильно он проявляется у вашего чада? Как помогаете ему преодолеть трудный период? Делитесь опытом и советами в комментариях!

okrohe.com

Консультация детского психолога: Кризис 7 лет

Наталья Петрова комментирует...

Моя дочь часто дурачится, говорит,что вот такая она глупая родилась. Говорит,что хочет других родителей. Эти (то есть мы с мужем) ее только ругаем. В жизни у неё все плохо, жить трудно. Постоянно спорит, даже о том,что сама не знает. Боится, что отключат свет в доме,когда она моется, просит посидеть с ней в ванной.

5 июня 2013 г., 13:39 Анонимный комментирует...

Моего сына как будто подменили. Мы с мужем уже не знаем что делать, запрещаем - он нарушает запреты все равно. Наказываем- тоже самое.. Паясничает, огрызается, ведет себя как "обезьяна". Такое ощущение, что он из леса вышел... Заставляешь учится- упрямится, плачет, истерики закатывает.. говорит " я не буду учится, буду бомжем".... Вчера заявил, чтоб мы нашли другого мальчика, а он глупый, по этому ему место на улице...

10 июня 2013 г., 11:56 Анонимный комментирует...

Нашего сына тоже,как будто подменили.Постоянно начал спорить,делать то,что захочется.Говорит,что я его не люблю,только ругаю.На улицу выходить не хочет,говорит,что ничего интересного там нет,да и вобще очень ленивый стал-что ни попросишь,слышишь отказ.Стал пессимистичным-во всем видит плохое.Надеюсь все это у него пройдет и он снова станет веселым ребенком

14 июня 2014 г., 15:10 Анонимный комментирует...

Моему сыну 7.5 лет,ходит в школу в первый класс,учиться достаточно хорошо,запоминает все быстро,он всегда был шустрым ребенком,психиатр сказал,что он у нас гиперактивный,нервно-психическое развитие соответствует возрасту!Последнее время стал очень обидчивым, чуть что так:"Я обиделся!"А недавно в школе был случай,когда девочка на уроке ИЗО заглянула в его альбом и начала его подучивать во всеуслышание,как по ее мнению,надо правильно рисовать.Он за это назвал ее ябедой и начал плакать,сильно кашлять и давиться. Такое уже бывало,но дома я его одернула и больше дома такого не повторялось! Учитель сказала,что если такое повторится еще раз,то она вызовет меня и мы снова пойдем к психиатру за справкой!Что делать я даже не знаю!?Расстроилась!

25 ноября 2014 г., 23:33 Роман Левыкин комментирует...

Здравствуйте.Прежде всего, стоит поговорить о случившемся с сыном. О его чувствах. Что он хотел в этой ситуации? Что он чувствовал? Обсудить, что его кашель мог напугать учительницу. Если я правильно вас понял, то ваш сын умеет контролировать свой кашель.Что касается диагноза, то не стоит из-за него переживать. Диагноз "гиперактивность" сейчас очень популярен, его ставят очень часто, так же часто, как "энцефалопатия" для новорожденных.

25 ноября 2014 г., 23:43 Анонимный комментирует...

Здравствуйте!С сыном поговорили!Спросив его о том,чего он хотел добиться своим этим кашлем сын ответил:"Я ничего не хотел,я всегда таким был".Мы раньше часто болели ларингитом,может быть в его памяти сохранились воспоминания о этом кашле!Я вот взрослый человек,но уже не знаешь,что и думать,и что с чем связать!Порой мне кажется,что учитель хотел бы в первом классе видеть идеальных детей,чтоб не шумели,не бегали,ручки не грызли,свои носы не трогали!Учитель интеремовалась у меня,не болен ли чем мой сын,я о кашле!Получив отрицательный ответ,сказала что тогда надо его припугнуть,что и сделала,сказав ему о скорой помощи!

26 ноября 2014 г., 10:08 Роман Левыкин комментирует...

Это важный момент, он актуален для человека в любом возрасте - вопрос принятия. Насколько окружающие готовы принимать человека таким, какой он есть. Эта тема особенно актуальна при поступлении в школу - распорядок дня в школе сильно отличается от того, что был у ребёнка до этого. Много заданий, требований. А внутренняя потребность - что бы принимали таким, какой есть. Очень здорово, если это принятие ребёнок может получить в семье от самых значимых для него людей - родителей.

26 ноября 2014 г., 12:14 Анонимный комментирует...

Добрый вечер!Сын-первоклассник стал в школе ругаться матом,причем слова, некоторые из которых я и не слышала никогда!Об этом учителю сообщили дети,сын поначалу отрицал,а затем признался,признается и тут же говорит,что ребята лгут,я так поняла,что он не все из написанных ими слов говорил!он даже вспомнить не может какие он слова говорит,причин этого сквернословия не называет!Дома он никогда не ругался и не врал,а тут и то и другое!В первый день я его наказала углом и один раз ремнем шлепнула,чего раньше не делала,от обиды просто,поговорила с ним,а на следующий день тоже самое,учитель сказала,что он ее в гроб вгонит и я не знаю что делать. ....

19 декабря 2014 г., 09:56 Роман Левыкин комментирует...

Здравствуйте.Как правило, если дома мат не используется, то ребёнок не использует эту лексику в своей речи (это не значит, что он её не знает).Сейчас, похоже, в школе у него появляются причины использовать эту лексику (сознательные или бессознательные причины). Другое дело, что использование им мата как-то сказывается на окружающих. Тут есть социальный компонент и о нём можно поговорить с ребёнком.Так же мат часто используется как способ продемонстрировать своё Я, вырваться из "оков". Возможно, ребёнок сталкивается с авторитарным воспитанием (например, физическое наказание за слова способно сильно задеть ребёнка и, как результат, желание ещё больше сопротивляться).Думаю, что в этой ситуации будет полезно, если вы вместе с сыном обратитесь к психологу.Так же попробуйте в этой ситуации избежать физических наказаний. Такие наказания обычно наносят психологическую травму ребёнку, усугубляют положение и уничтожают доверие в отношениях.

19 декабря 2014 г., 10:14 Анонимный комментирует...

Добрый день, Роман!! Моему сыну 3,5 года и к нам каждый приходит играть сосед 7,5 лет. И дело в том что он очееень много фантазирует (или врет)- "у меня 3 аквариума -с питоном,с ящирицей и рыбками", " мне папа овчарку подарил,она у меня в комнате живет к батареи привязана ", " мне в комнате 2й етаж сделают", а на второй день говорит "мне уже сделали 2й етаж,там будет холодильник стоять и игрушки". Я говорю зачем ты меня обманываешь, я же знаю что это не так!! Он смотрит мне в глаза и говорит - честно, летом на ДР прийдете и увидете! Вчера выдал -" А вы умеете пальцами огонь зажечь?Говорю это никто не умеет. А я умею!Тут муж не выдержал-"а ну давай покажи "!!-"у меня как-то получалось, честное слово !!!(и в глаза смотрит).В таком возрасте и о таком врать, как-то нелепо... У нас частный сектор и живём рядом и я ведь все вижу и знаю( и он ето понимает). Мне очень интересно:1) чем может быть вызвана эта ложь,практически в каждом слове!?2) не научиться ли мой сын от него врать?3)стоит ли мне ограничить их общение? (Хотя ето не легко- сосед бегает вдоль забора пока не впущу)!

13 апреля 2016 г., 00:45 Роман Левыкин комментирует...

Добрый день.Сложно сказать, чем вызвано враньё соседского мальчика. Для этого нужно с ним индивидуально пообщаться. А что касается Вашего ребёнка, то он может научиться врать (если сам до этого не научился), но будет он этим заниматься или нет, будет зависеть от Вашей семейной ситуации и от личностных особенностей Вашего ребёнка. Всего Вам доброго.

16 апреля 2016 г., 03:34 Анонимный комментирует...

Спасибо!

16 апреля 2016 г., 05:28 елена к комментирует...

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста,как быть? Моему ребёнку 6,5 лет. Последнее время он себя ведёт так,как-будто специально хочет нас разозлить! Вроде бы и не похоже на привлечение внимания,а может это и есть?! В общем все,что ему не скажешь,все поперёк! Надо почитать-не хочу,не буду,мне это не надо! Объясняешь,что если не будет читать,то не возьмут его на работу и нечего будет есть,т.к.денег не будет.... Он в ответ,что ему все равно! Родители(мы) его накормим и жить он будет с нами! Потом говорили,что если заниматься не будет,то будет учиться в "школе для дураков"...ну это грубо конечно,но все же... В ответ: хорошо! Буду учиться в этой школе!Я говорю: жить тогда будешь на улице!....потом как-то спрашиваю: чего ты сам хочешь? Что тебе надо? В ответ: не хочу читать и заниматься, хочу жить дома....И так во всем! Пора мыться...мне это не надо! Я чистый!Иди попиши-я не хочу!Пойдём гулять-не пойду! Там делать нечего(при том,что потом с улицы не забрать. Друзей много,да и он общительный-всегда познакомится-хоть с девочкой,хоть с мальчиком....)В целом он очень умный,на мой взгляд,ребёнок! Рассудительный,с хорошим словарным запасом! Иногда такие фразы выдаёт,что аж взрослые ошарашиваются(в хорошем смысле...)Но вот эта упёртость!эти постоянные споры и желание сделать все наоборот или по-своему!Ходили на доп.занчтия-так его преподаватель не смогла усмириться. Попросила нас больше не приходить...:-(В этом году подготовка к школе начнётся-переливаю,не выгонят ли?! Он умный,но упёртый! Как повлиять на него-уже не знаю... Может подскажете,как можно поступить в данной ситуации? Как сделать так,чтобы ребёнок хотя бы не спорил?!

3 июля 2016 г., 06:52 Роман Левыкин комментирует...

Добрый день, Елена.Когда ребёнок спорит или конфликтует с точкой зрения родителя, это соотносится с желанием отстоять свои границы, свою территорию, свою личность. По мере взросления, ребёнку нужно постепенно отделяться от своих родителей, и делается это через отрицание (мама думает так, а я буду думать по-другому; мама хочет обедать, а я не хочу!). Если поведение ребёнка только в последнее время стало таким, то стоит задуматься о том, не привело ли к этому какое-нибудь стрессовое событие, например, переезд, изменение состава семьи, изменение отношений в семье и т.п. Часто поведение ребёнка является следствием тех событий, с которыми он сталкивается.В этой ситуации я бы рекомендовал обратиться к детскому психологу для индивидуальной работы. Это позволило бы установить причину подобного поведения и помогло бы начать разрешать возникший конфликт.Всего Вам доброго.

12 июля 2016 г., 07:47

deti.zazzy.ru

Кризис 7 лет в исследованиях психологов

Кризис 3-х лет был связан с осознанием себя как субъекта в мире предметов. Произнося: «я сам», ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением учебной работы.

Как считает Л.И. Божович, кризис 7-ми лет - это период рождения социального «Я» ребенка.

Когда ребенок вступает в кризис 7-ми лет, он вдруг утрачивает детскую наивность и непосредственность; он начинает манерничать, паясничать, кривляться, появляется какая-то клоунада, ребенок строит из себя шута. Ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, часто не всегда адекватную ситуации, и ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, непоследовательность эмоций и беспричинные смены настроения.

Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Изменяются черты лица, ребенок быстро растет, повышаются его выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений.

Новые поведенческие характеристики:

  • ребенок не выполняет просьбы родителей или отсрочивает время их выполнения;
  • непослушание;
  • капризы;
  • ребенок не сразу реагирует на обращение к нему взрослых, как будто не слышит их;
  • демонстративная взрослость;
  • часто хитрит;
  • пристальное внимание к своей внешности, одежде, главное, чтобы не выглядеть, как «маленький»;
  • ожидание похвалы;
  • упрямство;
  • требовательность;
  • обостренная реакция на критику.

Самой существенной чертой кризиса 7-ми лет является начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка: он начинает осмысленно ориентироваться в собственных переживаниях. Ребенок начинает понимать, что значит «я сердит», «я добрый», «я грущу», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

Но ребенок еще не умеет владеть своими чувствами (не может сдерживать их и не умеет управлять ими). Потому что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Цепь неудач или успехов (в учебе, в общении со сверстниками и взрослыми) приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или, соответственно, чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Некоторые из этих аффективных образований будут фиксироваться и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Возникновение внутренней жизни – важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: «Я умею прыгать через скакалку на одной ноге, я ловкая», «Я быстро отгадываю загадки, я сообразительный» и т.д.

На смену старым интересам приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

Базовая потребность ребенка - уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.

www.psychologos.ru

Кризис 7 лет у ребенка: особенности возрастной психологии

Становление личности не может протекать гладко. Родители время от времени сталкиваются с периодами, в которых поведение ребенка резко меняется, он становится практически неуправляемым. Это так называемые кризисы развития, которые при желании можно пережить с наименьшими потерями как для детей, так и для их родителей. Один из самых ярко выраженных психологических этапов становления — кризис 7 лет. 

Становление личности не может протекать гладко. Родители время от времени сталкиваются с периодами, в которых поведение ребенка резко меняется, он становится практически неуправляемым. Это так называемые кризисы развития, которые при желании можно пережить с наименьшими потерями как для детей, так и для их родителей. Один из самых ярко выраженных психологических этапов становления — кризис 7 лет. 

Причины кризиса 7 лет

Очередной кризис в развитии – явление вполне закономерное и естественное. В семь лет меняются восприятие мира, желания и потребности.

Психология семилетнего возраста такова, что у ребенка появляется много новых эмоций, с которыми им самим довольно сложно разобраться.

Дети идут в школу, где к ним уже стараются относиться как к взрослым и ответственным людям, а дома близкие продолжают воспринимать первоклашек как малышей.

В головке малыша возникает нестыковка: там требуют одно, а здесь говорят другое. Как здесь не взбунтоваться?! И тут родители сталкиваются с капризами, истериками, криками своего, еще совсем недавно идеального, чада.

Если родители поговорят с психологами, то они объяснят им, что есть некоторые факторы, которые провоцируют развитие кризиса.

К ним можно отнести:

  • Появляются новые потребности. В этом возрасте у детей повышается тяга к самостоятельности, активному мышлению. Если ребенок сам не готов к такому повороту или его ограничивают родители, то налицо и проявления возрастного кризиса.
  • Как правило, в младшем школьном возрасте дети идут в общеобразовательное учреждение, а значит, меняется их социальный статус. К началу школьной жизни не все подходят с одинаковой подготовкой, и здесь больше имеется в виду именно психологическая готовность к школе.
  • Изменение самосознания непременно ведет к тому, что у детей идет переоценка ценностей. Если раньше для малыша на первом месте стояла игра, то сейчас кардинальным образом меняется ведущий вид деятельности и таковой становится учеба.
  • Кроме интенсивного физического развития, идет еще активное становление коры больших полушарий, у детей улучшаются их интеллектуальные способности.

Все эти особенности приводят к тому, что психике ребенка сложно переключиться на новый режим, справиться с избытком новых чувств и эмоций, а отсюда можно наблюдать характерные реакции и поведение.

Симптомы кризиса

Кризис этого возраста меняет жизнь не только взрослых, но и детей. От того, насколько правильно будут вести себя старшие, будет зависеть, как долго продлится этот период, как быстро малыш привыкнет к новому образу жизни, новым ощущениям.

Родители должны понимать, что у детей кризис может сформировать как положительные жизненные установки, так и комплексы, которые он пронесет с собой через всю дальнейшую жизнь.

Например, неуверенность в себе, ощущение своей неполноценности, оскорбленное чувство собственного достоинства, которые мы можем наблюдать у многих взрослых – все это родом из детства. Именно поэтому родители должны знать основные симптомы кризиса, чтобы психологически подготовиться к этому периоду, набраться терпения и помочь своему малышу преодолеть это непростое время в его жизни.

Кризис 7 лет у ребенка проявляет следующими симптомами:

  • Появляется капризность.
  • Без всякой на то причины малыш начинает кривляться, корчить рожицы, коверкать слова, появляется манерность в движениях.
  • Изменение отношения к внешнему миру проявляется, как правило, в том, что у детей могут кардинально меняться их привычки, желания, предпочтения.
  • Кризис 7 лет заставляет ребенка более осмысленно относиться к своим переживаниям. Он начинает разграничивать между собой радость и злость, огорчение и восхищение.
  • В этом возрасте у детей появляется логика чувств, то есть, они уже пытаются обобщить свои воспоминания и переживания.
  • Если в раннем возрасте нас умиляет детская непосредственность, то сейчас она практически исчезает.
  • Психологи отмечают, что кризис приводит к появлению таких понятий, как самооценка и самолюбие. Для детей в 7 лет важно уважение со стороны взрослых, признание их независимости и самостоятельности.
  • Подрастающее чадо начинает демонстративно проявлять свою взрослость, не дает маме обнимать себя прилюдно.
  • Стремление доказать свою правоту объясняет появление упрямства.
  • У детей этого возраста острое непринятие критики, таким образом, мозг сам не воспринимает негативную информацию, чтобы не нанести вред адекватному развитию самооценки.

Родители должны понимать, что чаще всего у детей проявление эмоций, действий осуществляется на подсознательном уровне, поэтому необходимо сохранять самообладание, хотя, порой, сделать это довольно сложно. Чаще всего, именно от родителей зависит, насколько затянется кризис 7 лет.

Рекомендации для родителей

Когда родители начинают замечать у своего малыша симптомы кризиса, то чаще всего впадают в панику. Это не целесообразно, тем более что проблему совсем не решит. Важно осознать, что этот период необходимо просто пережить и помочь своему ребенку перейти на новый уровень своего развития.

Соблюдение простых правил поможет многим родителям пройти кризис 7 лет безболезненно:

  • Всегда выслушивайте своего малыша, какими бы нелепыми его высказывания не казались. Так вы дадите ему понять, что уважаете его, и, тем самым, повысите самооценку.
  • Не убивайте самостоятельность на корню, если не можете объяснить причину запрета, то лучше не делайте этого.
  • Оказывайте помощь в любых ситуациях, хвалите за самые незначительные успехи.
  • Привлекайте ребенка к обсуждению некоторых семейных вопросов, так он почувствует себя равноправным членом, но никогда не критикуйте его.
  • Учитывая, что у детей повышаются интеллектуальные способности, старайтесь отвечать на все вопросы, не отмахивайтесь – это первый шаг на пути к безразличию и нежеланию узнавать что-то новое.
  • В семье все должны предъявлять одинаковые требования к ребенку, чтобы было четкое разграничение доступных вещей и запрещенных.
  • Учите малыша выражать свои эмоции, потребности в адекватной форме, покажите ему способы борьбы со своим гневом.
  • Родителям важно понимать, что дети всегда копируют поведение родителей, а в период кризиса тем более. Поэтому не стоит удивляться, если малыш позволяет себе кричать, демонстративно злиться, потому что мама ведет себя точно так же.

Родители также должны учитывать следующие моменты:

  • Любой кризис в развитии – это неизбежный процесс.
  • Протекает он у всех детей по-разному.
  • Самое главное – не сложности в воспитании, а те перемены, которые происходят в сознании ребенка.
  • Наступление кризиса – это нормально, он свидетельствует о том, что ваш малыш готов перейти на следующую ступеньку своего развития.

Нет единых советов, которые бы идеально подошли для всех родителей. Каждая мама и папа должны подобрать свой ключик к сознанию своего малыша, к его маленькой душе, чтобы помочь ему преодолеть все трудности и стать самостоятельной, взрослой личностью.

lenta.co

Кризис 7 лет: причины, симптомы, новообразования

Взросление ребенка проходит не так гладко, как бы нам этого хотелось. Первое, что переживает кроха, появившись на свет – кризис новорожденности. Затем на подходе новый рубеж – кризис трех лет. И в переломный момент, когда ребенок идет в школу, его настигает кризис семи лет. 

Родителям кажется, что ребенок стал непослушным или даже агрессивным. Его поведение и отношения с окружающими меняется, прыгает настроение. Что такое? Разбаловали или школа так влияет? Нет, просто малыш взрослеет. Давайте разберемся, что же это такое – кризис 7 лет у ребенка.

Читай также: Синдром «дяди Федора»: почему ребенок стал слишком взрослым

КРИЗИС 7 ЛЕТ У РЕБЕНКА: ПРИЧИНЫ

Кризис 7 лет – важный этап в развитии ребенка. Если после трех лет малыш осознает свое «Я» и себя как отдельный от родителей организм, то в 7 лет начинает формироваться социальное «Я».

  • Ребенок начинает понимать себя и свои чувства и старается в этом разобраться. Он понимает, что ему нравится, что – нет, что вызывает радость, а что – грусть. Он углубляется в мир своих чувств и пытается навести там порядок. Пока он не умеет руководить всеми этими знаниями и учится обращаться с чувствами. Все это проявляется манерностью, упрямством, капризами. Основываясь на новых открытиях, ребенок ищет границу между «можно» и «нельзя».
  • Если ранее ребенок познавал мир с помощью детских развивающих игр, теперь этого ему мало. Он ищет новые формы познания, он хочет понимать, что и как работает в этом мире, ему хочется быть похожим на взрослых. В этом возрасте ребенку будут интересны научные эксперименты для детей. 
  • Есть и физиологические изменения в этом периоде. Так, у ребенка активизируется рост, меняются зубы. Эти новшества ребенку тоже нужно учиться переживать.
  • Немалое влияние имеет поступление в школу. В 6-7 лет ребенок меняет окружение, у него появляются новые обязанности. Формируются новые цели и понимание, что такое успех.

Читай также: 13 способов обойтись без наказаний и обид

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ У РЕБЕНКА

Безусловно, многое зависит от характера ребенка, ведь одни малыши более впечатлительны и экспрессивны, а другие – менее. Но общие черты кризиса все же есть.

  • Ребенок перестает слушаться.
  • Отказывается от детских игр и любимых игрушек, чтобы казаться взрослее.
  • Не сразу реагирует на просьбы родителей.
  • Капризничает, проявляет упрямство.
  • Плохо переносит критику.
  • Начинает манерничать, стараясь копировать взрослых.
  • Теряется спонтанность в словах и поступках, ребенок обдумывает, прежде чем сказать или сделать что-то.

Читай также: 10 вещей, которым взрослые должны научиться у ребенка

КАК МЕНЯЕТСЯ РЕБЕНОК

Кризис 7 лет – необходимый этап в развитии ребенка. Плохое поведение и капризы – всего лишь фон. Маленький человечек переживает внутренние изменения, которые будут влиять на него всю последующую жизнь.

  • Во время кризиса 7 лет у ребенка окончательно формируются воображение, образное мышление, произвольные память и внимание.
  • На основе внешних факторов и внутренних чувств ребенок выстраивает систему добра и зла, начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
  • У ребенка в этом возрасте формируется самооценка, он осознает себя как отдельную личность не только в семье, но и социуме, он осознает свое место в обществе.

Учитывая все это, во время кризиса 7 лет родителям нужно уделить особое внимание самооценке ребенка и формированию правильных ориентиров и ценностей.

Читай также: Как победить детские капризы: правило игнора

Читай также: Вперед и вверх: как научить ребенка переживать поражения

Читай также: 5 способов развить воображение у детей

Загрузка...

www.uaua.info

Введение

Вопрос о существовании стабильных и переходных, или критических, периодов в развитии ребенка был поставлен в 20-30-х гг. в исследованиях П.П. Блонского и Л.С. Выготского по периодизации детства. Необходимость различать эти периоды продиктована педагогической практикой: учителя, воспитатели, родители постоянно сталкиваются с трудновоспитуемостью, капризностью, конфликтностью, непослушанием, грубостью детей в некоторые периоды их жизни. Диагностика этого перехода - одна самых актуальных проблем современной возрастной психологии. Исследования многих психологов посвящены подробному анализу этого сложного феномена в различных аспектах.

На примере кризиса семи лет в работах Л.И. Божович было продемонстрировано, что отсрочка перехода в новые условия жизни приводит к явлениям, которые были поняты как свидетельствующие о кризисе развития. В этом нашла свое выражение идея А.Н. Леонтьева о бескризисном характере развития. Кризисы полагались не нормой, а патологией развития, как следствие неправильного воспитания.

А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман в качестве критерия перехода в новый возраст называют развитие у детей произвольности поведения, так же придается особое значение придается процессу формирования «внутренней позиции школьника». В исследованиях Е.Е. Сапоговой в качестве критерия начала перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту выделяется сформированность воображения и символической функции сознания ребенка.

Критический возраст в теории А.Н. Леонтьева - момент смены ведущей деятельности. В семь лет на смену игровой деятельности приходит учебная. Появление новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов. Леонтьев полагал, что кризис (болезненный, острый период в развитии) не является необходимым условием перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей деятельности к другой. Относительно данного утверждения наблюдается кардинальное расхождение позиций Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева.

Среди профессиональных психологов нет единого мнения по поводу возрастных кризисов, так что каждый родитель сам определяет затаиться и переждать бурю или всеми силами бороться за то, чтобы ребенок избежал болезненных периодов в своем развитии. Есть лишь мнения, но общего рецепта нет.

Переходный период в 6-7 лет, называемый кризисом семи лет, практически не исследован. Этим и объясняется актуальность нашей работы. Задачи обследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.

  2. Сделать сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов.

  1. Содержание кризиса семи лет

Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.

Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка : он начинает манерничать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения( особенно когда дело касается выполнения повседневных бытовых требований). За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет.

Согласно Л.С. Выготскому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребенок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, как раньше. Теперь по поведению ребенка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.

Потеря непосредственности связана с тем, что между желанием что-то сделать и действием «вклинивается» интеллектуальный момент : ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать , пытается оценить свой поступок с точки зрения его результата, возможных отдаленных последствий и пр. Тем самым поведение ребенка перестает быть импульсивным и становится опосредованным и произвольным. И хотя в младшем школьном возрасте ребенок в значительной степени сохраняет открытость, эмоциональность, стремление сделать то, что очень хочется, у него уже появляется способность управлять своим поведением.

Черты опосредствованности, произвольности приобретает и вся психическая жизнь ребенка. Если раньше , в дошкольном детстве, он мог себя вести более или менее произвольно только в игре или с опорой на помощь взрослого, то в 6-7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребенка и распространяется на различные сферы жизнедеятельности.

Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребенком в каких либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости.

Возникающие аффективные образования, конечно, могут в дальнейшем изменяться по мере накопления ребенком более широкого и разнообразного опыта. Однако наиболее устойчивые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками со стороны окружающих, будут влиять на формирование самооценки ребенка, уровень его притязаний. Именно на них он начинает теперь ориентироваться в своих действиях и поступках.

Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я».

Весь ход психического развития ребенка приводит к тому, что на рубеже дошкольного возраста у детей появляется отчетливое стремление занять новое , более взрослое положение в жизни – стремление к новому положению в системе общественных отношений, и выполнять новую, важную не только для них, но и для окружающих деятельность – потребность к осуществлению общественно значимой деятельности.

Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка : к себе, к другим людям, к миру в целом. В условиях всеобщего школьного обучения все это реализуется в стремлении к социальной позиции школьника и к выполнению деятельности, обеспечивающей реализации, - учению.

Кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, не имеет четко выраженных границ и не связан с формальным достижением ребенком соответствующего паспортного возраста. Психологические исследования показывают, что у современных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам, поэтому правомерно вести речь о кризисе 6-7 лет. При этом у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать во времени. Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания и т.д. Поэтому дети-одногодки могут находиться в психологически разных возрастных группах: дети, не прошедшие кризис 7 лет, по сути еще являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап. Это во многом и составляет суть проблемы психологической готовности детей к школе.

2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХПОДХОДОВ О важности кризиса семи лет говорит то, что его изучением занимались многие отечественные психологи. Л.С. Выготский видит психологический смысл кризиса семи лет в том, что потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу в наличной ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность его психической жизни. Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает "логика чувств". Кроме того появляется способность к обобщению собственных переживаний (только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать "это мне нравится, а это нет", не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого). За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, "опосредствованным" определенными правилами.

Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию - позицию школьника. Надо заметить, что согласно теории Выготского, возрастные кризисы - это неотъемлемая часть формирования личности. Результатом каждого кризиса является психическое новообразование, на котором строится дальнейшее развитие.

Таким образом, без возрастных кризисов развитие не возможно. Выготский вводит представление о двух типах возрастов - критическом и стабильном. Во время кризиса "Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер". Критический период определяется дисгармонией, противоречием между средой и отношением ребенка к ней. Развитие в стабильный период приводит к возникновению новой структуры личности - новообразованию. Это новообразование приводит к нарушению гармонии между ребенком и окружающей его действительностью. Возникновение нового в развитии есть обязательно одновременно и распад старого.На примере кризиса семи лет в работах Л.И.Божович было продемонстрировано, что отсрочка перехода в новые условия жизни приводит к явлениям, которые были поняты как свидетельствующие о кризисе развития. В этом нашла свое выражение идея А.Н. Леонтьева о бескризисном характере развития. Кризисы полагались не нормой, а патологией развития. Кризис - следствие неправильного воспитания. Критический возраст в теории деятельности А.Н. Леонтьева - момент смены ведущей деятельности. В семь лет на смену игровой деятельности приходит учебная. Появление новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов, со "сдвигом мотива на цель". Леонтьев полагал, что кризис (болезненный, острый период в развитии) не есть необходимый симптом перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей деятельности к другой. В признании или непризнании необходимости отмирания - кардинальное расхождение позиций Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева. В отечественной психологии существуют две принципиальные позиции в понимании критических возрастов.

1). Признание критических возрастов необходимыми моментами развития, в которых происходит особая психологическая работа. Это позиция Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. 2) Признание необходимости качественных преобразований, которые состоят в смене ведущей деятельности и одновременном переходе в новую систему отношений. При этом акцент делается на внешних условиях, социальных, а не психологических механизмах развития. В таком виде позиция представлена А.Н.Леонтьевым, Л.И.Божович. Как видите, даже среди профессиональных психологов нет единого мнения по поводу возрастных кризисов, так что каждый родитель сам определяет затаиться и переждать бурю или всеми силами бороться за то, чтобы ребенок избежал болезненных периодов в своем развитии. Есть лишь мнения, но общего рецепта нет.

Заключение

Психическое развитие ребенка представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.

В стабильные периоды развитие ребенка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счет накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста отчетливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.

Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года. В это время происходят резкие , фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь.

Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно.

Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.

Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании – формирование внутренней социальной позиции. Появление кризиса 607 лет говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.

В 6-7 лет дети переходят на новый этап своего развития. Из малышей они становятся школьниками. И это не просто условная смена обстановки. На первоклассника сваливается множество новых обязанностей, отношение взрослых к нему меняется. И сам он начинает действовать и размышлять как взрослый человек.

Этот переход дается нелегко. Ребенку требуется время, чтобы осознать, чем обернулась его «взрослость», а родителям – изменить подход к своему подросшему чаду.

studfiles.net

кризис у ребенка 7 лет

Возрастные кризисы — это период изменения системы взаимодействия ребенка с окружающими. Кризисные периоды возникают в то время, когда кардинально меняется вид деятельности ребенка: появление игры, затем смена игровой деятельности на учебную и т.д. Специалисты выделяют несколько основных возрастных кризисов: кризис новорожденности, одного года, трех и семи лет. Самым первым, наиболее полно, был представлен кризис 7 лет, с него и начнем. 

Кризис 7 лет — период активного усвоения ролей, начиная с 4 лет, ребенок усваивает социальные и половые роли. Ребенок «принимает» на себя мужскую или женскую роль на примере родителей,  мальчики становятся более властными, агрессивными и подражают во всем отцу, а девочки, подражая маме, становятся более мягкими и женственными.

В данном возрасте впервые появляется совестливость, что на прямую зависит от того, как к ребенку относятся родители, т.е. развивают ли они проявление совестливости или не акцентируют на этом внимание.

Возраст 7 лет характеризуется тем, что детская непосредственность и импульсивность поступков сменяются интеллектуальной мотивацией действий. Теперь между переживанием ребенка и его поступком есть интеллектуальный компонент. В 7 лет ребенок четко осознает свое эмоциональное состояние, он понимает что значит «я — рад», «я — сердит» или «я — добрый». Переживания ребенка обретают смысл для него и возникает новое отношение к себе, благодаря чему появляются такие новообразования, как самолюбие и самооценка. Растет уровень запросов к самому себе, к собственному успеху и своему положению в социуме.

А теперь прибавьте к этим новшествам поступление в школу и новые требования, предъявляемые взрослыми. Много нового приходится испытать ребенку в 7 лет, не всегда просто адаптироваться к изменениям жизни.

Кризис 7 лет зачастую очевиден для родителей, ребенок становится капризным, начинает манерничать и вести себя не так, как обычно. При этом ребенок может отказываться ходить в школу, делать уроки и подчиняться дисциплине. Все дело в том, что ребенок взрослеет, постигает себя и свои переживания, усваивает социальные и половые роли, ищет и занимает «свое место» в кругу сверстников.

На заметку:

  • Отнеситесь с пониманием к трудному и необходимому периоду в жизни Вашего ребенка, поддержите его, дайте понять, что все, что с ним происходит объяснимо и Вы всегда рядом, чтобы дать совет.
  • Ребенок не должен чувствовать себя тем, к кому только предъявляют требования и не понимают его состояние. Разговаривайте с ним, разбирайтесь вместе во всех возникающих трудностях.
  • Будьте примером для своего ребенка, помните, что поведение, соответствующее ролям в обществе, он «возьмет» с Вас, подумайте, совпадает ли Ваше желание, как ребенок должен себя вести и Ваше собственное поведение.
Возможно Вам будут интересны следующие статьи:
  • Возрастные кризисы: кризис 3 лет
  • Ребенок не слушается. Как быть родителям?
  • Второй ребенок в семье
  • Возрастные кризисы: кризис 30-ти лет
  • Переходный возраст: кризис или нет?
  • Рубрика: Мамам на заметку

    Ваш отзыв

    Правила комментирования

    www.psytalk.spb.ru