Когда вы держите его, он прямо стоит на ногах. Некоторые дети к этому моменту научаются самостоятельно вставать, опираясь на мебель или на вашу руку. Младенец перемещается на четвереньках или ползает, двигаясь при этом не вперед, а назад. Он может переворачиваться и кувыркаться. Кроме того, он дотягивается до игрушек и уже никого не просит о помощи!
Ребенок может взять в руку какой-нибудь предмет (например, что-то съедобное) и держать его в кулаке. Помимо этого, он начинает осваивать тонкие операции, учится крепко удерживать мелкие предметы при помощи большого, указательного и среднего пальцев руки. Он уже может раскрыть ладонь и выпрямить пальцы, пытаясь бросить какую-либо небольшую вещь. Он перекладывает предметы из одной руки в другую и стучит предметами друг о друга: последнее ему очень нравится.
Четкость и глубина зрения у ребенка в это время практически соответствуют четкости и глубине зрения взрослого человека. Малыш лучше видит то, что расположено вблизи, а не то, что находится вдали от него. Тем не менее он уже узнает людей и находящиеся в комнате предметы.
Режим ребенка остается примерно таким же, как и в предыдущем месяце, за исключением того факта, что большинство малышей к этому возрасту отказываются от одного из периодов дневного сна.
Восьмимесячный младенец обычно ест твердую пищу дважды в день (плюс на полдник), кроме того, два — четыре раза в день он получает бутылочку смеси или грудное молоко (утром +/- в полдень +/- в 16.00 и вечером).
Теперь его питание устроено следующим образом:
Некоторые родители смешивают вечернее молоко с овощным супом. Возможно, это неплохое решение, однако важно, чтобы ребенок хорошо понимал разницу между ужином и вечерним кормлением, которое для него должно быть связано с отходом ко сну.
Исследуя предметы, ребенок трясет их, стучит по ним, тянет их в рот. Он с восторгом обнаруживает, что с предметами можно играть, и обожает игровые развивающие центры. Однако больше всего он любит играть с вами — с родителями. Вот почему ему нравится смотреть, как его ложка или любимая игрушка падает, как вы их поднимаете, как она снова падает, — и так без конца.Кроме того, ваш малыш теперь понимает, как предметы связаны друг с другом: к примеру, он знает, что более мелкие предметы можно поместить внутрь более крупных. Он начинает отыскивать упавшие или исчезнувшие предметы и указывает на них пальцем. Точно так же, когда вы показываете ему книжки с картинками, от которых он в восторге, он указывает или смотрит на иллюстрацию, изображающую предмет, который вы только что назвали.
Он более явно проявляет свои чувства. Он может посылать воздушные поцелуи знакомым ему людям и повторяет какое-либо действие, если оно было встречено одобрением. Но помимо этого, к восьми месяцам большинство детей проявляют характерные признаки тревоги, связанной со страхом расставания. Желая привлечь к себе внимание, малыш ерзает и суетится.
Что касается речи, дело идет на лад! Младенец любит повторять двухсложные слова (чаще всего слова типа «баба», «мама» и «папа»). Это самое начало освоения слогов («да», «ба», «па», «ма»), которые скоро станут первыми словами!
К восьми месяцам рост ребенка составляет около 69 см, вес — около 8 кг, окружность черепа — от 43 до 45 см.
Этот визит важен. Врач, как и всегда, проверит состояние здоровья ребенка и его развитие, кроме того, он убедится, что введение твердой пищи и соответственное сокращение грудного или искусственного вскармливания не повлияли на вес ребенка. Поговорив с вами, он также удостоверится, что у малыша нет аллергии на новые для него продукты питания.
В восемь месяцев не делают никаких прививок. Если вы собираетесь в путешествие с ребенком, узнайте о необходимых мерах предосторожности, о том, какие лекарства следует взять с собой (к примеру, если вы отправляетесь в зону риска заражения малярией), и о рекомендуемых/обязательных прививках (например, если вы едете в Африку, прививка от желтой лихорадки обязательна для взрослых и детей старше одного года).
Аллергии. Сегодня аллергические реакции возникают у детей все чаще. Для родителей это постоянный повод для беспокойства, для медицинского персонала аллергия — проблема. Существует множество объяснений подобного роста аллергических реакций: «чрезмерная асептизация» (было подтверждено, что излишняя чистота способствует развитию аллергии), загрязнение окружающей среды, присутствие в рационе высокоаллергенных продуктов (арахисовое масло или глютен), следы яичных продуктов в вакцинах или даже остатки токсичных веществ в пище (в том числе и в некоторых детских смесях!). Однако в действительности лишь малая толика этих теорий подкреплена серьезными исследованиями, и потому в причинах возникновения аллергии довольно трудно разобраться.
Экзема. Здесь существует два объяснения: кожа ребенка соприкасается с материалом или продуктом, который вызывает аллергию, или же речь так или иначе идет о наследственном явлении. Иногда оба фактора действуют одновременно. На коже появляются прыщики или красные бляшки, которые очень чешутся. Они могут возникать в самых разных местах и иметь различную природу: это очень сухие, шелушащиеся участки кожи либо пузырьки на коже, которые появляются при мокнущей экземе и часто дополнительно инфицируются.
Врач пропишет вашему ребенку кортикоидный крем, который улучшит его состояние при обострениях, однако, к сожалению — не решит проблему окончательно. Применение такого крема может даже усугубить ситуацию, спровоцировав синдром отмены после того, как вы перестанете его использовать. Если ситуация не улучшается, вам следует задуматься о том, каким молоком вы кормите ребенка, и выяснить, нет ли у малыша непереносимости коровьего молока. Приучать ребенка к твердой пище следует в тесном взаимодействии с вашим лечащим врачом. Приведенный в досье «Привыкание к разнообразию» план введения твердой пищи хорош в том числе и для детей-аллергиков или склонных к аллергическим реакциям. Вам просто следует вводить новые продукты питания с большой осторожностью, на две недели или даже на месяц позже указанного в таблице срока. Если экзема приобретает характер хронического заболевания, советуем обратиться к природным средствам, длительное применение которых не представляет опасности для ребенка.
Полезно знать: при аллергии и экземе душ лучше, чем ванна. После мытья намажьте все тело малыша мазью: это средство нейтрально для его кожи. Высушите кожу ребенка, нежно похлопывая по ней неокрашенным полотенцем, лучше всего — из органического хлопка (стирайте полотенца гипоаллергенными порошками).
Пыльцевая аллергия. При такой аллергии бывают затронуты область ЛОР-органов и глаза. Раньше такая аллергия возникала довольно редко, в особенности у новорожденных. Сегодня выделения из носа, сопровождающиеся аллергическим конъюнктивитом, проявляются все раньше, даже у детей до 1 года.
Врач пропишет вам антигистаминный препарат в виде сиропа: он снимет раздражение слизистых. Кроме того, он также порекомендует местное лечение. В этом случае при длительном лечении естественные средства вновь окажутся более подходящими и менее вредными для ребенка.
Дозировка: по 2-3 гранулы от одного до нескольких раз в день. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием в зависимости от состояния ребенка.
Кризис восьмого месяца (который может проявляться в период с восьмого по десятый — двенадцатый месяц жизни ребенка) выражается в тревоге и страхе разлуки. Такая реакция проявляется не у каждого младенца, хотя она характерна для большинства. К восьми месяцам малыш не только начинает отличать свою мать (или тех, кто его нянчит и заботится о нем) от незнакомых людей, но прежде всего осознает, что его могут разлучить с предметом его безусловной любви.
Способность ребенка принять и постепенно смириться с этой разлукой будет формироваться поэтапно. Это одна из основ правильного развития его эмоциональной сферы. К восемнадцати — двадцати четырем месяцам данный этап будет полностью преодолен, а ему на смену придет «нет» и сложный, но конструктивный период сопротивления. Тогда ваш малыш вновь сможет без всякого страха взаимодействовать с другими людьми.
«Нужно ли мне добиваться того, чтобы мой ребенок сам и с удовольствием общался с другими взрослыми?»
Заставлять ребенка бессмысленно. Отнеситесь спокойно к тому, что малыш может бояться взаимодействовать с чужими людьми. Когда вы будете представлять ребенку гостей, обязательно объясните ему, что это знакомые вам люди и что вы им рады.
Что делать, если этот кризис совпал с моментом, когда у ребенка появилась няня?
Дайте малышу время для того, чтобы он постепенно привык к няне. Обычно такое привыкание происходит быстрее и легче, если за ребенком помимо мамы присматривают бабушка с дедушкой. Главное — успокоить малыша, утешить его, объяснить ему, что вы будете рядом, что вы его любите и что ему ничего не угрожает.
Перед любым расставанием, даже совсем кратким, предупредите его и объясните ему, что сейчас произойдет. Повторите несколько раз, что вы придете домой. Будьте спокойны, но тверды. Если у вашего малыша еще не появилась любимая игрушка, именно сейчас она ему очень поможет. Даже если вам кажется, что ему она не нужна (чаще всего такое ощущение возникает с детьми, которых кормят грудью), подарите ему игрушку. Она может пригодиться ему впоследствии, особенно в важные, переломные для него моменты: начало школьного обучения, каникулы у бабушки с дедушкой... Любимая игрушка станет для малыша предметом, который его «утешит», когда вас не будет рядом.
Многие малыши уже самостоятельно встают, держась за перекладины кроватки. Поле деятельности ребенка расширяется, и одновременно возникают новые проблемы. Кроха пытается карабкаться вверх по свисающим проводам, стягивает со столов скатерти, опрокидывает этажерки. Во избежание травм вам придется снова пристрастно оглядеть свое жилище и устранить все видимые опасности: закрепить шкафы у стен, убрать провода, надеть на углы столов специальные накладки.
Позаботьтесь о том, чтобы предоставить малышу как можно больше самостоятельности. В этом возрасте уже совсем не полезно во время кормления сажать ребенка к себе на колени. Он прекрасно может сидеть сам в своем стульчике и самостоятельно пить из чаш-ки-поилки, держа ее двумя руками. Обязательно купите своему малышу такую чашку с двумя ручками, крышкой и носиком.
Что занимает ребенка в этот период? Все то, что можно открыть и разобрать: банки с крышками, закрытые контейнеры. Если в семь месяцев он любил ковырять, то теперь начинает настойчиво отковыривать. Поэтому самая лучшая игрушка сейчас — это закрытый полупрозрачный контейнер. Положите в него несколько предметов (грецкие орехи, игрушки), закройте и дайте ребенку. Пусть пытается их достать.
В этом возрасте у детей формируется такая мыслительная операция, как анализ (разложение на составляющие): «из чего это состоит?». А вот операция синтеза (складывания) им еще недоступна. Поэтому требовать от восьмимесячного малыша, чтобы он не только вынул игрушки из контейнера, но еще и сложил их обратно, пока бесполезно. Он будет с удовольствием разбирать пирамидку, но когда мама начинает ее собирать, его интерес сразу угаснет. Точно так же вы не сможете сейчас уговорить его сложить башню из кубиков, зато он с радостью сломает эту башню так, чтобы кубики разлетелись по всей комнате.
И все-таки именно на восьмом месяце, когда малыш все крушит, ломает и разбрасывает, наступает время приучать его к порядку. Например, вы играете с кубиками. Минуты через три внимание ребенка переключается, теперь ему интересна пирамидка. Вы говорите: «Теперь поиграем в пирамидку, но сначала давай уберем кубики». На глазах у крохи вы складываете кубики в коробку, закрываете, и только потом берете пирамидку. Через три минуты ребенок тянется к мячику. «Тебе хочется поиграть с мячиком? Давай сначала уберем пирамидку, а потом поиграем в мячик». Попросите малыша вам помочь. Конечно, много он не соберет. Но если даже вы положите в коробку десять кубиков, а он только один, это уже будет первым опытом приучения к порядку, и к годику ребенок уже запомнит правило: я играю со следующей игрушкой только тогда, когда предыдущую положил на место. Причем уборка будет им восприниматься как продолжение игры.
Период разбора, разрушения продолжается очень долго. И в три года, и в пять, и в семь лет ребенку проще разобрать. Собрать, соединить в целое — это переход на совершенно другой уровень мышления, но не беспокойтесь, скоро кроха освоит и его.
Еще одно важное событие восьмого месяца: у ребенка появляется первая книжка, по крайней мере, должна появиться. Конечно, эта книжка должна отвечать всем требованиям безопасности, потому что малыш непременно ее потянет в рот. Кроме того, она должна быть красочной и предельно простой. Картинки с большим количеством деталей ребенок пока не воспринимает.
Как должны быть нарисованы герои первой книжки? Прежде всего, у них должно быть большое, хорошо прорисованное лицо. Это то, что малыши рассматривают прежде всего. У всех персонажей должны быть выразительные глазки, рот, нос (вспомните Колобка, у него больше ничего и нет). Дальше у героя идет туловище, ручки и ножки. Пока этого достаточно. Иногда в книжке персонажи остаются недорисованными. Например, глаза изображаются в виде кружочков со зрачками, без ресниц и бровей. Это допустимо, недостающие детали малыш придумает сам. Очень полезны интерактивные книжки: например, нажимаешь на фигурку коровы — она мычит, нажимаешь на колокольчик — звенит. А вот карикатурные изображения восьмимесячным малышам непонятны и даже вредны.
Я не случайно так подробно остановилась на книгах. Их в нашей жизни становится все меньше, бумажные издания уступают место электронным, домашние библиотеки больше не в почете. Даже книги по школьной программе сегодня легче и удобнее скачивать из интернета. Но маленьким детям необходимо манипулировать реальными предметами, им нужно не только увидеть книжку, но и взять ее в руки, лизнуть, потрогать. Тогда она становится понятной и близкой.
Как разговаривать с ребенком? Этот вопрос, как правило, особенно остро встает именно к восьми месяцам. Малыш еще не произносит осознанно названия предметов, тем не менее мы готовим его к речи. Надо ли все называть по-взрослому или можно как-то упрощать сложные слова? Например, «машина» или «бибика», собака или «гав-гав» — что правильно? Мама часто предпочитает лопотать, как дитя, но тут вмешивается папа или бабушка: «Чему ты ребенка учишь? Пусть сразу говорит нормально!»
Ребенку нужны оба языка. Ему пока еще недоступны длинные названия, поэтому, говоря с ним только по-взрослому, мы тормозим речевое развитие. Представьте, сколько еще должно пройти времени, прежде чем он будет в состоянии произнести слово «автомобиль» или даже «машина»?
Детский лепет стимулирует речевое общение. Если малыш уже знает, как называется предмет, он может попросить его не только жестами, но и словами. Здесь можно включить новую игру. Ребенок говорит: «Би-би-би-би-би». Даете ему утенка — «Нет. Би-би-би-би-би». Даете ложку — «Нет». На третий раз малышу вручают его законное «би-би», он удовлетворен — его поняли. Если ребенок тянется ручками к какому-то предмету, можете его спросить: «Что ты хочешь? Машинку? Би-бику? Собачку? Гав-гав?» Через некоторое время вы увидите, что ребенок разделяет два языка. Вы говорите ему: «Покажи собаку», — он показывает и говорит: «Ав-ав».
Социальное развитие. Пора выходить в песочницу. Это не значит, что ваш малыш уже готов к играм со сверстниками. Восьмимесячному ребенку будет абсолютно безразлично, есть в песочнице другие дети или нет. Ему интересно манипулировать с предметами. С другой стороны, он сейчас очень склонен к подражанию, и, если в песочнице окажется какой-нибудь капризуля, не исключено, что вскоре и ваш малыш начнет выгибаться и плакать по всякому поводу.
Приходя в песочницу, вы должны понимать, что:
Чем самостоятельнее становится ваш ребенок, тем острее он чувствует, что вы и он — это две отдельные личности. Его мир больше не замкнут только на вас. С другой стороны, это отделение от вас ведет к усилению «сепарационной тревоги». Малыш и хочет быть независимым, и одновременно боится потерять маму. Если вы будете уделять внимание другим детям в песочнице, эта тревога может усилиться многократно. Поэтому сейчас вы играете только с собственным ребенком, показывая ему, как обращаться с лопаткой, с ведерком. С другими детьми можно делиться игрушками, не более.
У вас должен быть отдельный пакетик игрушек для песочницы. Я рекомендую завести красивую матерчатую сумочку, которую можно стирать. Сложите в нее уличные игрушки. Их не должно быть много — ведерко, грабельки, совочек, машинка, формочка. На этом этапе ребенка больше всего занимает просто игра с песком — его приятно пересыпать, на нем интересно ставить отпечатки, делать дырки палкой, что-то чертить, а можно слегка закопать в песок игрушку и предложить малышу ее найти. Отыскивать различные предметы в куче песка — очень интересное занятие.
К концу восьмого месяца наступает время провести первую ревизию игрушек. Вы удивитесь, как много их накопилось. Что нужно убрать? В первую очередь — погремушки и подвесные карусели. Они ребенку уже не так интересны. В дальнейшем надо взять себе за правило проводить такую ревизию каждые полгода, потому что игрушки приходят в негодность, кроме того, их всегда бывает намного больше, чем нужно. Одновременно малыш может манипулировать максимум с тремя предметами, а за день игрушек, с которыми он играет, наберется не больше семи. Значит, все остальное можно смело убирать в шкаф, а дальше просто одни игрушки доставать, а другие убирать, сохраняя все то же общее количество.
Родителям расстаться с ненужными детскими игрушками бывает непросто. Все они напоминают о чем-то важном, все имеют свою историю. Но подумайте, что будет дальше, если от них не избавляться! Чтобы делать это легко и без сожаления, я очень рекомендую завести дневник и записывать в него историю жизни вашего малыша. Почему я не сказала о нем раньше? Да потому что раньше жизнь младенца не отличалась особым разнообразием. Но начиная с се-ми-восьми месяцев ребенок уже становится достаточно активным, и нам есть о чем писать. Кстати, когда в семье появляется следующий ребенок, очень полезно бывает вспомнить об этом дневнике и перечитать его вместе со старшим. Через эти записи вы напомните ему о том, как вы его любите, и поможете справиться с ревностью к младшему ребенку. И даже если у вас больше не будет детей, эти записи все равно очень важны, потому что потребность человека в любви не проходит никогда, и он в любом возрасте с удовольствием время от времени возвращается в счастливые воспоминания детства. Я уж не говорю о том, как полезно бывает маме через два-три года вернуться к своим собственным переживаниям и их осмыслить.
Основная проблема этого возраста связана с той самой «сепарационной тревогой», о которой мы уже говорили. Ребенок ни на шаг не хочет отпускать от себя маму. На фоне этой тревоги появляются ночные страхи. Мамы иногда описывают их так: «Ребенок встает ночью и просто стоит в кроватке». Некоторые начинают хныкать и плакать. Но многие дети просто молча стоят и высматривают маму.
Ребенок, который к этому моменту уже спит отдельно, может снова начать проситься в кровать родителей. Если перспектива спать втроем вас не привлекает, не соглашайтесь. А согласившись, уже не меняйте решения. Иначе вы еще больше усилите детские страхи. Взяв один раз проснувшегося малыша к себе в постель, приготовьтесь к тому, что он останется в ней до полутора лет. Если же вы до сих пор практиковали совместный сон, то в этот период начинать отделение нельзя ни в коем случае. Подождите до 12-14 месяцев. По моим наблюдениям, именно в этом возрасте дети уже спокойно, без проблем перебираются в свои кроватки.
Не рекомендуется пока переводить ребенка в отдельную комнату. Детская кроватка еще стоит рядом с родительской, чтобы вы могли всегда успокоить, погладить проснувшегося малыша. Если же ваш малыш уже спит в своей комнате, обязательно держите дверь открытой, чтобы услышать, если он проснется и будет вас звать. Ну и, конечно, непременно кладите в кроватку ту самую утешалку, игрушку-обнимашку, которую я рекомендовала завести во второй месяц. Если у вас ее до сих пор нет, обязательно заведите. Сейчас она вам очень пригодится.
Ребенок может предпочесть не обнимашку, а какой-то другой предмет, который дает ему спокойствие, — любимое одеяло, мамин халат. Почему именно мамин халат? Потому что он пахнет мамой. Почему именно свое одеяло? Потому что у него свой родной запах. У маленьких детей очень хорошо развито обоняние, и запахи их успокаивают.
Ничего плохого в такой «утешалке» нет, просто она не очень удобна. С игрушкой вы можете путешествовать, можете взять ее с собой в машину, в любую гостиницу, и ребенок будет всюду ходить с ней в обнимку. Но как он будет ходить в обнимку с вашим халатом или со своим любимым одеялом? Поэтому постарайтесь все-таки ввести в жизнь малыша игрушку-утешалку, предлагайте ее каждый раз, просто кладите в кроватку рядом с крохой.
Обнимашки-утешалки замусоливаются, затираются до дыр, у них отрывается все, что только может оторваться, и все-таки они остаются любимыми и незаменимыми. До трех лет ребенок воспринимает такую игрушку как настоящего друга. И пусть это будет безносый и безухий мишка, но малыш ни за что не променяет его на нового. Тем не менее обнимашку иногда приходится латать. А на время починки и стирки у нее должен быть «заместитель», такой же знакомый и привычный, которого вы тоже время от времени подкладываете в кроватку. Если, в конце концов, старая утешалка придет в полную негодность, вам будет что предложить малышу взамен.
Итак, малыш проснулся ночью в своей кроватке. Подойдите к нему, покачайте, тихонечко поговорите, не включая свет и не разгуливая. Нужно дать ребенку ощущение, что мама здесь, мама рядом. Подложите игрушку, чтобы он ее обнял. Разумеется, если ребенок стоит и плачет, его нужно успокоить. В этом случае возьмите его на ручки, поговорите, спойте колыбельную, но не идите с ним к себе в кровать, если не хотите, чтобы на следующую ночь повторилось то же самое. Снова положите малыша в кроватку, продолжая петь. В этот момент очень важно самой не заводиться, чтобы ребенок чувствовал ваше ровное дыхание. Если вы сейчас правильно отреагируете на эти ночные пробуждения, они скоро пройдут.
Это абсолютно ожидаемое, нормальное поведение, в нем нет ничего особенного.
Чего нельзя делать? Если малыш проснулся в тревоге, его не следует утешать пустышкой или кормлением. Иначе в сознании ребенка закрепляется следующая логическая цепочка: «Чтобы успокоиться, надо пожевать, пососать или поесть». Происходит так называемая оральная фиксация. А потом мы удивляемся, почему дети грызут ногти, почему взрослые «заедают» стресс или при малейшем волнении бегут курить. Это значит, что человек может успокоиться, только положив что-то в рот. И корни этой привычки тянутся из раннего детства. К восьми месяцам мы должны уже разделить процесс питания и процесс успокоения. Максимально удовлетворяйте потребность ребенка в заботе и внимании в течение дня, а укладывая спать, не давайте ни соску, ни бутылку, ни грудь. Просто обнимите.
Профилактика страха разлуки. Первое — всевозможные варианты игры в прятки, уже описанные ранее, готовят малыша к тому, что мама на некоторое время может пропасть из поля зрения, но обязательно вернется. Продолжаем играть в «ку-ку», «экран», накрываем полотенцем игрушку и находим ее, в песочнице прячем игрушки в песок.
Второе — создайте ребенку островок стабильности. Чаще всего им становится манеж — там безопасно, там все знакомо. Важно позаботиться о том, чтобы манеж был достаточно устойчивым и не переворачивался, если малыш встанет и на него обопрется. Посадите кроху в манеж, положите рядом любимую игрушку. Ничего не говоря, выйдите из комнаты. Через минуту ребенок начнет вас звать. Скажите ему пару слов из-за двери. На какой-то промежуток времени он успокоится, но вскоре снова станет звать. Подойдите к нему.
Важно! Когда вы подходите к расплакавшемуся малышу, излучайте позитив и радость. Исключите риторические вопросы типа: «А что у нас случилось? Почему мы плачем?» От появления мамы ребенок должен испытывать радость, а не успокоение. Это очень существенная разница. Не связывайте в сознании малыша свое появление со спасением от чего-то страшного. Вы пришли просто потому, что соскучились, хотите пообщаться, поиграть, а не потому, что ваше отсутствие опасно. Если вы будете приносить с собой радость, ребенок сразу настроится на вашу эмоцию, и ваши исчезновения перестанут вызывать у него тревогу: «Если мама исчезла, значит, она скоро снова придет, возьмет меня на руки, и мы вместе поиграем».
«Скажите, как не сойти с ума во время декретного отпуска? У меня жизнь превратилась в „день сурка" — с утра до вечера занимаюсь одним и тем же, никогда не высыпаюсь. А хуже всего то, что я потеряла связь с тем миром, в котором жила раньше».
Если женщина так заговорила, значит, ее уже не удовлетворяет замкнутый мир материнских забот, у нее появилась потребность как-то менять свою жизнь. И это вполне закономерно. Вы возвращаетесь к себе как к женщине. Пожалуй, пора приводить себя в порядок. Если раньше я говорила, что любые походы на гимнастику, в бассейн и прочее допустимы только с ребенком, то теперь вы вполне можете время от времени оставлять малыша с кем-нибудь из родственников и позволять себе небольшой выход в мир.
Найдите время для встреч с друзьями. Общение вне дома помогает прийти в себя и вернуться к реалиям той жизни, о которой вы почти забыли за время сидения в четырех стенах.
«Я — обслуживающий персонал, машина. С утра до вечера кручусь как белка в колесе, а мой муж считает, что я бездельничаю!»
Что тут можно сделать? Прежде всего, понять причину такого отношения. А причина проста: работающий папа видит свое чадо в лучшем случае три-четыре часа в день. Основной «удар» в течение дня берете на себя вы, но муж-то этого не видит. Когда вечером он приходит с работы, вы уже кормите, купаете и укладываете спать. Если он приходит пораньше, у него есть возможность поиграть с малышом. И малыш изо всех сил старается соответствовать папиным ожиданиям — не хныкать, не капризничать. Откуда же мужу знать, что в его отсутствие все выглядит совсем иначе? Он действительно может не понимать, насколько вам трудно.
Вот что я обычно советую мамам.
«Прихожу домой, она: „Поговори со мной". А я за день так наговорился, что язык не ворочается». Нехватка общения, которую испытывает женщина, сидя дома, может приводить к размолвкам. В связи с этим хочу посоветовать следующее:
www.sweli.ru
Добрый день, дорогие родители. Кризис 7 лет у детей подразумевает под собой резкую смену окружения, приобретение новых обязанностей и навыков, а также осознание того, что малыш уже не является таковым – он становится школьником и взрослеет.
Разумеется, сам он понять этого факта пока неспособен, но, так или иначе, он чувствует, что происходят различные изменения внутри него и потому его поведение порой весьма противоречиво.
Чадо может начать активно гримасничать, кривляться и в целом вести себя неестественным образом там, где это не нужно. На самом деле он пытается примерять на себя новую роль для него и отсюда такое, несвойственное ранее, поведение.
В детской психологии принято считать, что кризис 7 лет у детей образуется в результате становления на новую ступень, а, именно, когда сын или дочка в первый раз идет в школу.
Если еще в дошкольном возрасте малыш мог вести себя, руководствуясь только лишь своими желаниями и внезапными порывами, то теперь ему предстоит придерживаться определенных установленных рамок, а это довольно сложно для детской психики.
Психологи уверенно заявляют, что кризис 7 лет обязательно присутствует в жизни каждого человека, как и любой другой кризисный возраст и его остается только переждать.
Но что касается детского кризиса, то в такой период родители, как никогда, должны поддерживать своего несмышленыша и быть для него не только родителем, но еще и хорошим другом, готовым выслушать и дать советы (но без нотаций!).
Если говорить иными словами, то кризис 7 лет у детей – это переломный период в жизни каждого малыша, ведь у него полностью меняется привычный образ жизни, появляются новые люди, новые задачи и стремления.
После поступления в школу у малыша появляется новый авторитет и покровитель – учитель. В дошкольном возрасте кроха должен был слушаться исключительно маму и папу, но став школьником, ему предстоит слушаться совершенно нового для него человека.
Поэтому нередки ситуации, где маленький человечек категорически отказывается воспринимать приказы и просьбы взрослых, но активно старается следовать указаниям учителя.
Какое же поведение указывает на то, что у сына или дочки наступил кризис? Как правило, имеется три подразделения, благодаря которым вы сможете определить и выявить переломный период.
Почитайте советы родителям первоклассника.
Ребенок отказывается слушаться, начинает спорить по любому поводу, нарушать правила и негативно реагировать на любую критику. Причем малыш вполне может резко проявлять негативную реакцию, когда еще буквально вчера воспринимал все спокойно.
Здесь родителям следует понять, что, таким образом, чадо пытается отстаивать свои права и свои желания. Поэтому пытаться оспаривать чадо не рекомендуется, иначе можно повредить детскую психику.
Результатом станет пониженная самооценка и ощущение, что малыш ничего не стоит и не имеет право на свое мнение.
Девочка может начать подражать матери, например, надевать на себя туфли и накраситься губной помадой, дает советы сестре или подруге, как надо заниматься воспитанием кукол и игрушек, а мальчик станет серьезно рассуждать на разные темы с умным видом.
Такой фактор наглядно демонстрирует, что детки стремятся подражать поведению взрослых, чтобы самим казаться таковыми.
Осуществляется в случае, когда малыш уже преодолел кризис семи лет и приобрел для себя много полезного. То есть в результате начинает с интересом относиться к учебе, новым возможностям, начинаниям и навыкам.
Продолжительность кризиса. Психология выявила, что кризис 7 лет длится примерно несколько месяцев, но может растянуться и на весь год, в зависимости от поведения родителей в этой ситуации и от индивидуальных особенностей самого малыша.
Первая ступень, которую перешагивает маленький ученик, заключается в самом восприятия себя, как «школьника».
Раньше маленький человек только на словах слышал от родителей, что скоро ему предстоит отправиться в школу, а, значит, стать немного взрослее, то теперь он буквально на себе ощущает новый статус, новую роль.
Когда дошкольник постоянно задает мамам и папам множество разных вопросов, то они, как правило, отвечают: «В школе вы обязательно будете проходить это». Подобным образом, они закладывают интерес к школьной деятельности еще заранее.
Ребенку будет интересно поскорее отправиться в школу, чтобы узнать все ответы на вопросы. Школьная атрибутика немаловажная часть, ведь как приятно чувствовать себя взрослым в школьной форме и с портфелем.
Вторая ступень новообразования позволяет еще вчерашнему малышу постепенно научиться выражать свои эмоции посредством объяснения, а не плача, истерики или злости.
Например, если ребенок чем-то расстроен, то он скажет прямо: «Я так хотел поиграть еще чуть-чуть, а мне нужно учить буквы!» и так далее. То есть вырабатывается логическое объяснение причины своим чувствам.
Также новые правила и школьные установки подтолкнут ребенка прочувствовать границы норм дома, в гостях и на улице.
Более активные и легковозбудимые первоклассники начнут, грубо говоря, «играть» на нервах своих родителей, проверяя эти самые рамки, а более спокойные же будут постоянно расспрашивать о них, о причинах и о следствии непослушания.
Как помочь первокласснику справиться с трудностями?
Третья же ступень прохождения кризиса 7 лет способствует принятию социального статуса, как школьника, то есть ребенок уже вполне этот факт осознает, но может быть и такая ситуация, где он начнет снисходительно и даже враждебно относиться к дошкольникам.
Например, мальчик пришел домой после школы и, видя свою младшую сестру не школьницу, говорит ей, мол, что играть с ней не будет, поскольку эти занятия уже не для него.
Можно ли избежать самого кризиса? Скорее всего, нет, ведь маленькому человечку предстоит принять на себя новую ответственность. Понять, что его поступки несут за собой последствия и принять абсолютно новую обязательную сферу жизни.
В такой период в малыше борются желание и необходимость, навыки и возможности, ведь соотнести все это и согласовать между собой не так-то просто.
Психология провела исследование и сделала вывод, что кризис семи лет просто необходим для детской неокрепшей психики и, переступив через него, чадо сможет развиваться и расти дальше.
Также считается, что чем более активно малыш проявляет факторы кризиса:
то тем более успешно он его преодолеет, нежели чем тот ребенок, который пассивно проявляет его:
Первым делом рекомендуется привить ребенку строго установленный режим дня. В идеале, лучше за полгода начать приучать малыша к режиму, соответствующему школьному: вставать и ложиться раньше.
По возможности постарайтесь познакомить маленького человечка с будущей учительницей, с самим зданием школы и, непосредственно, с его будущим классом.
Ребенку будет гораздо спокойнее знать заранее, что его ожидает и он не будет шокирован резкой сменой обстановки и новыми стенами.
Объясните малышу, какие у него появились права и обязанности, за что и в каких моментах он станет ответственным. И проговорить их тоже необходимо заранее, дабы изначально дать возможность ребенку ознакомиться с новой сферой жизнедеятельности.
Позвольте чаду иметь свободу. Например, если в комнате неубрано, то не заставляйте его убирать, пусть это сделает, когда посчитает нужным.
Пусть ребенок наглядно наблюдает последствия своих решений. Не захотел выполнять домашнее задание, значит, получит плохую оценку, что позволит ему понять причинно-следственную связь.
Ваши же уговоры и упреки не дадут никаких результатов, кроме скандалов и споров.
Учеба в игре. Пока ребенок только стал школьником, но это вовсе не означает, что он взрослый и способен учиться по-взрослому. Потому не забывайте включать игровой элемент в процессе учебы.
Друзья. Ни в коем случае не критикуйте его окружение и его новых друзей, поскольку малышу будет намного легче и приятнее посещать учебное заведение, если там его ждут.
Наоборот будет полезным всячески поощрять новые знакомства: совместные походы, времяпрепровождение и прочее.
И самое последнее. Не пытайтесь быстро разрешить кризис 7 лет у детей. Он должен протекать так, как ему следует.
Но вы можете сделать так, чтобы процесс шел не так болезненно для вашего чада. И если у вас получится, то новый этап на пути взросления пройден.
Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу? Почитайте наши рекомендации.
Всего вам доброго!
s30007289357.mirtesen.ru
Родители часто не замечают кризис 7 лет у ребенка. Он проявляется не так интенсивно, как другие возрастные изменения. Но все же вносит напряжение и разлад в жизнь детей. Рассмотрим детальнее основные причины, симптомы и особенности психологической перестройки организма. Также вы узнаете, как помочь ребенку справиться с непростым периодом взросления.
Содержание статьи:
В 3 года ребенок начинает отделять себя от родителей. На следующем этапе – в семилетнем возрасте, происходит становление собственного «Я». Специалисты выделяют несколько основных причин нетипичного поведения малыша:
Для некоторых родителей переходный период протекает совершенно незаметно. Не все дети одинаково бурно отзываются на изменения. Но чаще всего в поведении появляются признаки бунтарства. К основным симптомам кризиса относят следующие проявления:
Нельзя оставлять без внимания любые признаки нетипичного поведения. Ведь последствия игнорирования самые непредсказуемые – от проблем в общении и низкой успеваемости, до тяжелой формы невроза.
Кризис 7 лет уже в дошкольном возрасте меняет представление ребенка об окружающих людях. Он начинает делить их на «своих» и «чужих». Вы можете заметить расчетливость поведения. Ребенок заранее проигрывает ситуацию, чтобы получить выгоду. Любая критика родителей сопровождается неадекватной реакцией. Если за выполнение самого простого задания не похвалить, в ответ последуют обвинения, крик, плач.
Для периода кризиса 7 лет также характерно повышенное любопытство. Ребенок интересуется серьезными вещами – политикой, моральными вопросами, семейными проблемами. Но зачастую делает это для анализа знаний взрослых.
Дети осознают свою неидеальность. Они оценивают собственные способности и фантазируют о возможных достижениях. По этой причине и возникает замкнутость, непослушание, неуправляемость. Исчезает типичная детская непосредственность. Поведение становится манерным, а отношения в семье ─ натянутыми.
Психологи выделяют две стадии переходного периода.
Психологи не рекомендуют отдавать детей в школу раньше 7 лет. Как правило, уже в первом классе успеваемость ребенка будет низкая. В последующие годы это проявится отставанием в учебе. Ведь до семилетнего возраста доминирует игровая деятельность. Детям сложно переключиться на занятия. Что и вызывает проблемы с поведением.
Но каждый ребенок индивидуален. Поэтому только специалист поможет оценить готовность к новым обязательствам и вероятный эмоционально-личностный дискомфорт. Если первые признаки кризиса застали вас врасплох, нужно действовать немедленно.
Для начала родителям нужно успокоиться. Это всего лишь очередная стадия развития ребенка. Она закончится, как и все кризисы, болезни. Важно правильно вести себя, и результат не заставит долго ждать.
Существует несколько простых, но, в то же время, действенных способов, которые помогут справиться с переходным периодом. Их мы и рассмотрим ниже.
Вы можете воспользоваться помощью специалистов. Как правило, психологи подбирают индивидуальный подход к ребенку, исходя из семейного уклада. Но все же есть стандартные советы, которые не навредят:
Ребенку предстоит пережить несколько переходных периодов. Правильная реакция родителей поможет безболезненно преодолеть все трудности. Используйте вышеприведенные рекомендации, и кризис 7 года жизни закончится неожиданным взрослением вашего сына или дочери.
thewom.ru
То есть некоторое время нет никаких изменений, а потом внезапно, в один момент, ребенок меняется на глазах и демонстрирует новые умения, прибавку в росте или весе — происходит скачок психического или физического развития. При этом скачки физического развития более многочисленны по сравнению со скачками психического развития. Распознать скачок психического развития у ребенка раннего возраста не очень сложно — в этот период ребенок становиться плаксивым, у него часто меняется настроение, он «липнет» к маме, в общем, ведет себя не так, как обычно. Такие сложные периоды в поведении длятся порой одну-две недели или немного дольше. Перед очередным скачком развития у ребенка происходит маленький регресс — он на некоторое время как будто забывает, что он уже знает и умеет больше, и начинает вести себя так, как будто предыдущего скачка в развитии не было. Например, может не садиться сам на горшок или не есть самостоятельно, хотя раньше он умел это делать.
Подобный регресс — явление временное и естественное, не стоит его пугаться.
Детский возраст в психологии развития принято делить на определенные периоды. Эту периодизацию необходимо знать, чтобы понимать закономерности развития и возрастные потребности, общие для всех детей. Древнегреческий мыслитель Аристотель делил детский возраст на три периода, каждый по семь лет, считая, что эта периодизация соответствует природе человека. Эта периодизация во многом актуальна и в наше время. До семи лет ребенок очень привязан к родителям и видит мир их глазами. В этом возрасте семья и все, что в ней происходит, оказывает на ребенка самое большое влияние и имеет для него самое большое значение. С семи лет на первое место для ребенка выходят отношения с окружающим миром, с друзьями и знакомыми, хотя и от родителей он все еще очень зависит. А с 14 лет до 21 года ребенок окончательно становится взрослым и готовым к самостоятельной жизни.
В современной психологии и педагогике используются разные варианты периодизации детского возраста, которые незначительно отличаются друг от друга, но есть и общепринятая периодизация, которую я привожу ниже.
Стабильные возрастные периоды чередуются с кризисными возрастными периодами, и, собственно, благодаря кризису (переломному моменту в жизни ребенка) происходит переход в другой возраст. За все время своего развития человек переживает много возрастных кризисов. У ребенка раннего возраста различают три кризисных периода: кризис новорожденное, кризис первого года жизни и кризис трех лет. Границы кризиса первого года колеблются в пределах нескольких месяцев, кризиса трех и семи лет — в пределах одного года, а кризиса переходного возраста — в пределах нескольких лет. Например, если у одного ребенка кризис трех лет начался в 2 года и 10 месяцев, то у другого он может начаться в 3 года и 3 месяца — и то, и другое в пределах нормы.
Скачки в развитии внешне похожи на возрастные кризисы, но все же это не они. Скачки являют собой своеобразные количественные изменения способностей ребенка — ребенок просто лучше начинает делать то, к чему уже имеет способность. Тогда как возрастные кризисы приносят с собой качественные изменения. В этот период в организме ребенка происходят морфофункциональные перестройки: сознание и мышление ребенка трансформируются, становятся более похожими на сознание и мышление взрослого человека.
Каждый возрастной кризис приносит с собой психические новообразования (способности, которых у ребенка раньше не было, например, прямохождение, владение речью, самоосознание, логическое мышление и т.п.), смену ведущей деятельности ребенка и изменение его статуса в семье и обществе. Девочки обычно немного опережают мальчиков в развитии.
Каждый кризис имеет свои особенности, свои цели и функции. Пока ребенок растет, каждый возрастной кризис — это всегда время перемен в лучшую сторону, ведь после кризиса ребенок становится умнее, сильнее, самостоятельнее, обретает новые способности и возможности. Поведение ребенка во время очередного возрастного кризиса сильно зависит от его темперамента, характера и других особенностей, а больше всего — от отношений с родителями, но для всех детей происходящие перемены — сложные и пугающие: меняется весь привычный мир.
После того как ребенок более-менее адаптируется в новых условиях существования и в своем новом доме, он с интересом и удовольствием начнет исследовать окружающий мир, если будет чувствовать себя комфортно и безопасно. Новорожденный ребенок хорошо видит, правда, только на расстоянии до 20 см, хорошо слышит, хотя и реагирует на звук с опозданием в 5—7 секунд, — этого вначале вполне достаточно для маленького исследователя. Мой сын в три недели научил меня носить его по всей квартире, чтобы он ее рассматривал. До этого мы большую часть времени проводили в нашей комнате, он ее изучил и начал двигаться дальше. Однажды, когда я вернулась с ним из кухни, он стал плакать. Когда я снова вышла с ним из комнаты, он стал с интересом рассматривать стены коридора. Так я поняла, чего он хочет: новых впечатлений. Поскольку сам он ходить еше не мог, то нашел способ показать мне, что я должна ему в этом помогать.
Когда ребенок начинает самостоятельно ходить (а в среднем это происходит в возрасте около года), у него происходит кризис, который называют кризисом первого года жизни. Этот кризис мировоззренческий — у ребенка полностью меняется восприятие мира. Он вдруг начинает осознавать, что он способен двигаться сам, без помощи взрослого, может самостоятельно что-то менять в окружающем мире по своему желанию. А главное — ребенок начинает осознавать, что мама отдельный человек, хотя он все еще считает ее своей частью и начинает протестовать, когда теряет ее из виду (боится, что она исчезнет навсегда). Все происходящее сначала очень пугает ребенка, он не знает, как ему с этими новыми способностями справляться и как их использовать.
До года ребенок пребывает в состоянии только «здесь и сейчас». Для него в этом возрасте всегда есть лишь настоящая минута, ни прошлое, ни будущее его не волнует. Желаний у ребенка появляется больше. Если раньше его можно было легко отвлечь от желаемого, но невозможного для него, переключить, то после года он может согласиться на альтернативу, но уже не забудет, чего хотел. Он начинает активнее добиваться того, чего хотел, но не получил, хотя общаться с помощью слов по-прежнему не умеет. Если ребенок чего-то хочет, а родители не понимают, чего именно, это расстраивает его еще сильнее. Он начинает злиться, плакать, так как ни воли, ни контроля над своими желаниями и поведением у ребенка еще нет. Кризис первого года может продолжаться несколько недель или даже месяцев.
Желательно, чтобы у ребенка было много свободы и мало ограничений. Пусть делает все, что хочет, если это безопасно и не принесет больших финансовых потерь для семьи. Также очень важно много разговаривать с ребенком, чтобы у него развивались речь, навыки общения, воображение, да и просто чтобы он чувствовал, что им интересуются, что он нужен и любим. Не важно, что родители говорят ребенку, — важно как, каким тоном. Слова ребенок понимает мало, хотя к году у него уже имеется определенный пассивный запас слов, но интонацию он чувствует очень хорошо. А главное для него то, что на него обращают внимание, — если внимания ему «мало», то он начинает его требовать, например, даже лицо мамино к себе поворачивает, словно говорит: посмотри, мама, на меня еще раз.
В этот период ребенок часто подходит к маме только для того, чтобы убедиться, что она всегда готова его принять и обратить на него внимание. Бывает, что маме сложно это сделать, так как она занята, но у нее нет другого выхода, кроме как отвлечься на минутку, уделить внимание ребенку и предложить ему принять участие в ее деле. Если мама варит суп — ей лучше дать ребенку мыть рядом картошку, если убирает — дать тряпку, если читает — дать потрогать книжку. Маме это не сложно, а для ребенка очень важно. Еще ребенок может ныть от банальной скуки, и тогда общее дело маму тоже выручит. Совместная деятельность поможет маме и ребенку легко пережить кризис одного года и лучше понять друг друга, сблизит их.
Еще раз напомню, что этот период сложен не только для родителей, которые заново учатся понимать ребенка, но и для самого ребенка, который не очень понимает, что с ним происходит. В это время ребенок нуждается в повышенном внимании и в постоянных проявлениях любви и заботы. Если у ребенка бывают истерики — его нужно успокаивать. Можно взять его на руки, обнять, покачать, сказать что-то ласково-успокаивающе, а лучше просто обнять и помолчать, поскольку в таком состоянии ребенку сложно пытаться еще и слушать, что говорят родители. Главное в такие моменты — сохранять спокойствие и душевное равновесие.
Чем спокойнее родители, тем легче им успокоить ребенка, так он очень чуток к их настроению и способен копировать его. Очень важно понять, что кризисы развития и даже детские истерики — это нормальные возрастные явления и со временем сами пройдут. А вообще нужно радоваться — ребенок растет!
Далее на очереди кризис трех лет — кризис межличностных отношений. Этот кризис может произойти в возрасте от 2,5 до 3,5 лет. Если родители до этого времени не знали, что такое детские истерики, скорее всего у них появится возможность это узнать. Дети вообще крайне эмоциональные существа, так как эмоции — центральная психическая функция ребенка до пятилетнего возраста. Именно эмоции оказывают главенствующее влияние на мышление и поведение детей, несмотря на то что у каждого ребенка свой темперамент и они внешне кажутся очень разными. До двух лет (иногда дольше) дети даже не умеют самостоятельно управлять эмоциями — для этого им нужна помощь родителей (обнять, успокоить)100. Способность управлять своими действиями и сознательно регулировать свое поведение (воля) у ребенка формируется в период 2,5—3,5 года, а полностью — до шести лет.
Во время кризиса трех лет с ребенком происходят глобальные изменения, а чем сильнее изменения — тем ярче кризис. В это время ребенок начинает осознавать свое Я и понимать, что он отдельный человек, а не часть мамы. Это для него большое открытие. Ребенок начинает проверять себя, пытаться понять, на что он способен и на что он лично может повлиять, пытается определить предел своих возможностей, нарушая все запреты и правила. В это время поведение ребенка можно слегка корректировать, направлять, но нельзя пытаться его кардинально менять, чтобы не навредить развитию личности — у него в этот период и зарождается эта самая личность и формируется воля. Нельзя в сомнительных воспитательных целях их ломать, если вы хотите воспитать сильного человека. У ребенка нет другой возможности в формировании себя, кроме отрицания, и он говорит «нет».
Периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет. В это время ребенок любит подчеркивать свою самостоятельность, отказываться от помощи, все чаще говорит «я сам», а также начинает требовать, чтобы все было так, как он хочет. Ему очень важно отстоять свою точку зрения, поэтому, если это никому не вредит и не мешает, нужно давать ему такую возможность — возможность быть правым и принимать маленькие с высоты родителей, но очень большие с точки зрения ребенка решения.
В тот период, когда ребенок на любой вопрос отвечает «нет», не стоит всегда задавать вопросы и спрашивать его мнения. Иногда нужно сделать то, что нужно, без вопрошания и препирания: одеть ребенка, убрать какую-то вещь, вымыть и т.п. Есть действительно необходимые для выполнения дела, когда ждать согласия ребенка нет возможности. Пример: если бы я быстренько не умывала ребенка, он бы несколько месяцев ходил неумытым. Было время, когда ему жутко не нравилось это делать, и, чтобы не растягивать во времени ожидание нежеланного для него действия, я не упрашивала его умываться, а просто быстро умывала.
Когда все делается быстро, ребенок не успевает понять, что происходит, и начать протестовать. Главное, чтобы мама или папа были уверены в правильности и необходимости того, что они делают в данный момент. Это общее правила ребенку всегда важно чувствовать уверенность родителей в себе, в своих действиях, это для него даже важнее, чем выразить протест при кризисе трех лет. Любую неуверенность родителей дети сразу чувствуют и тоже начинают чувствовать себя неуверенно, тревожно.
Детей нужно уважать, так же как и взрослых, но это не значит, что ребенок должен делать только то, что он хочет. Выстраивая с ребенком отношения, нужно всегда учитывать его возраст и зрелость. Например, когда я говорю, что не всегда нужно объяснять, прежде чем сделать что-то, то в этом родительском поведении нет неуважения к ребенку, в нем есть уважение к его возрасту, возрастным возможностям и особенностям (понимание возрастных возможностей). Действия родителей всегда должны быть действиями взрослых людей, но ожидать такого же поведения от детей не стоит.
В период возрастных кризисов (первого года, трех лет) дети часто становятся плаксивыми. Каждый кризисный период нужно просто переждать, эмоционально поддержать ребенка, но не давить на него и не запрещать ему выражать свои эмоции — он еще не умеет ими управлять. После того как кризис трех лет пройдет, начнется новый, долгий и стабильный период развития. Ребенок станет вести себя более разумно, сдержанно, у него появятся новые интересы и возможности, с ним всегда можно будет договориться о чем угодно, и отношения с родителями выйдут на новый уровень.
Многие мамы маленьких детей начинают волноваться, что ребенок в возрасте одного—двух лет не отпускает их от себя ни на шаг. Но повода для беспокойства нет — это нормальное поведение до тех пор, пока ребенок не осознает собственное Я (иногда до 3-3,5 лет). Привязанность к главному взрослому формируется с шести до девяти месяцев. До полугода ребенок знакомится со всем кругом своих близких, и по достижении этого возраста он привязывается в разной степени ко всем людям, с которыми познакомился раньше и с которыми сохраняется контакт. В это же время у ребенка появляется боязнь незнакомцев. Бояться незнакомцев (не хотеть с ними здороваться, общаться, прятаться за мамину юбку) — естественно для ребенка дошкольного возраста. Так было задумано природой для того, что обезопасить ребенка от влияния чужих, часто недружелюбно настроенных людей. Не стоит с этим бороться — это нормальное явление.
На развитие ребенка влияет все, что окружает его в первые годы жизни: кто и каким образом за ним ухаживает, как и чем его кормят, как он воспринимает ситуацию в семье, каковы семейные правила и бытовые условия. В первый год жизни ведущей деятельностью ребенка является эмоционально-непосредственное общение со взрослыми, в первую очередь с мамой. В этот период закладывается отношение ребенка к себе и к миру. Будет ли ребенок любить себя, зависит от того, чувствовал ли он любовь родителей к себе в этом возрасте, хватало ли ему заботы мамы. От года до трех лет ведущей является предметно-манипулятивная деятельность. И только с четырех лет ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. У некоторых детей первая ролевая игра появляется в возрасте одного года, но это кратковременное явление. Поэтому родителям не следует волноваться по поводу того, что ребенок в 2—3 года не играет или плохо играет с другими детьми или игрушками. Это нормально.
Развитие ребенка и его личное понимание мироустройства отображаются в его творчестве, поэтому родителям не стоит вмешиваться в творческий процесс и учить ребенка рисовать (лепить, строить) так, как, по мнению взрослых, было бы правильно или красиво. Когда ребенок 2—3 лет строит, лепит, рисует — он выражает себя и отображает свое понимание мира, пытается упорядочить свои знания о мире103. Внешнее вмешательство в этот процесс излишне. В возрасте 2,5—3 лет рисование становится главной знаковой системой, через которую ребенок моделирует устройство мира. Между третьим и четвертым годами жизни рисование — это огромная интеллектуальная и духовная работа для ребенка, а не просто развлечение. Стоит давать ребенку возможность творить свободно. Свобода в творчестве — это лучшее, что родители могут сделать в этот период для развития ребенка.
www.sweli.ru
Человек развивается и взрослеет в течение всей жизни. У ребенка скачки развития заметны сильнее благодаря кризисным периодам. В эти моменты кроха начинает вести себя иначе. Кризис 7 лет – один из самых сложных. Некоторые педагоги считают, что трудности общения с детьми появляются из-за пробелов воспитания. Психологи не согласны с таким утверждением. Они называют кризис нормальным, закономерным процессом эмоциональной адаптации к изменяющимся условиям.
Основная причина возникновения поведенческих проблем у старших дошкольников – взросление. У ребёнка изменяется жизнь, он волнуется, тревожится. Ему предстоит адаптироваться, изменить режим дня, утратить беззаботность. Кризис семи лет сложен тем, что ребенку предстоит общаться со сверстниками, находящимися в таком же сложном периоде, преодолевать учебные нагрузки.
Выготский утверждает, что кризис 7 лет протекает у детей с 6 до 8 лет. Точный возраст не может назвать никто, так как он зависит от индивидуального развития малыша. Признаки сложного периода:
Эти основные признаки сопровождаются особенностями поведения:
Из-за особенностей характера некоторые дети начинают кляузничать взрослым, заискивать перед ними. Поведенческие изменения происходят на подсознательном уровне, дошкольники теряют контроль над своим поведением. Они негативно относятся к критике, так как мозг не воспринимает отрицательную информацию, блокирует ее.
Причинами начала кризисного периода являются утрата детской непосредственности, интеллектуальное созревание, появление переживаний за совершенные поступки. Дополнительно детей начинают волновать адаптация в школе, тревожные разговоры родителей о новом непростом периоде. Они сопротивляются изменениям окружающей среды.
Возрастная психология этого периода выделяет симптомы кризиса, которые родители могут заметить самостоятельно. Каждому из них есть объяснение:
Еще одним важным симптомом является увлечение игрой «в школу». Маленький человек стремится стать взрослее, пользоваться красивыми вещами. При этом до конца кроха не понимает, что от него будет требоваться.
Первые симптомы можно заметить в шесть лет. К 8 годам действие кризиса ослабевает. Родителям важно правильно действовать при появлении первых признаков сложного периода. Чрезмерная опека, использование неосознанных запретов только усугубят ситуацию.
Паника – плохой советчик в вопросах воспитания. Взрослым нужно успокоиться и придерживаться ряда правил:
Пестовать семилетку стоит не постоянно. Период кризиса 7 лет у ребенка – время, когда он начинает взрослеть. Ему необходимо проводить время с друзьями, без родителей, читать в одиночестве, самостоятельно делать уроки, конструировать, рисовать.
К 6-летнему возрасту у малыша должны быть своя комната или место, где его на время оставят в покое другие члены семьи.
Психологам часто приходится сталкиваться с крохами, переживающими личностные кризисы. Родителям семилеток они дают советы:
Помните, ребенок – не ваша вещь. Он личность, к которой нужно прислушаться, учитывать его желания. Он не должен быть абсолютной копией родителей или исполнить ваши мечты детства.
Наиболее часто конфликтные ситуации на фоне семилетнего кризиса возникают из-за ошибок родителей. На их деспотизм кроха ответит неповиновением. Держать его в страхе — тоже не выход, за физические наказания он отомстит в подростковом и более старшем возрасте. Старайтесь стать другом для своего малыша, чтобы преодолеть кризисный период вместе. Для него это время также проходит тяжело.
pups.su
Понятие «возрастной кризис» слышало большинство родителей. Чаще всего при этих словах представляется плачущий малыш, уничтожающий все вокруг и не желающий ничего слышать, или бунтующий подросток с ярко-зелеными волосами и серьгой в носу.
Но это только внешняя сторона кризиса, который не возникает на пустом месте. Истинной причиной является достижение определенного этапа развития нервной системы, без прохождения которого невозможно гармоничное развитие маленького человека. В такие периоды наш ребенок как никогда нуждается в поддержке, внимании и посильной помощи со стороны близких. Борьба только с внешними проявлениями может усугубить переход маленького человека на следующий этап становления личности.
Когда же происходят эти «ужасные» кризисы? На самом деле, границы возрастных изменений достаточно размыты, поскольку развитие каждого ребенка происходит по индивидуальной схеме.
У детей дошкольного возраста условно выделяют:Разумеется, появившееся на свет маленькое существо осваивает новую для него среду. Внешних проявлений подобного кризиса не так много — ведь все в чем нуждается малыш в этот период — это еда, сон, любовь и забота родителей.
Но как ни странно, именно в этот период закладывается доверие малыша к Миру. Излишне говорить, что новорожденный нуждается в постоянном внимании к своим потребностям со стороны мамы, и позитивных эмоциях исходящих от нее. На этом этапе ребенок особенно остро чувствует эмоциональные состояния окружающих его взрослых и либо «заражается» спокойствием от них, либо, напротив, нервничает и плачет, когда в семье не все в порядке.
Кризис раннего детства связан с новыми возможностями малыша и его вполне естественной потребностью в изучении сути предметов и явлений. Наибольшей сложностью в этот период является невозможность что-либо запретить малышу, не вызвав его бурный протест.
Усугубляется кризис 1 года еще и тем, что малыш начинает осознавать свою обособленность от мамы. Ребенок понимает, что самый важный человек в его жизни может уйти, оставить его одного. Поэтому в этот период наблюдается противоречивое поведение крохи — малыш то не может отойти ни на шаг, то напротив проявляет самостоятельность и устраивает скандал при попытках помочь.
Облегчить прохождение этого важного этапа в жизни маленького человека возможно, если следовать некоторым правилам.
Снизить собственные негативные реакции возможно, если понимать, что хочет сказать малыш тем или иным действием. Например, убегающий на прогулке ребенок желает почувствовать, что необходим матери, ведь она должна последовать за ним.
Малыш требует какую-то вещь, которую ему нельзя и устраивает по этому поводу скандал? Попробуйте поставить себя на место ребенка. С одной стороны, ему интересно, а значит очень важно получить то, что привлекло его внимание. С другой — он ощущает собственную зависимость от желания и мнения взрослых.
О кризисе 3-х лет наслышаны даже те, у кого еще нет детей. Представляется он как нечто страшное и непонятное, когда малыш из послушного и милого ребенка вдруг превращается в неуправляемого бунтаря.
Тем ни менее, при становлении личности не бывает никаких «вдруг» и подобное поведение ребенка — необходимый этап взросления и осознания себя в этом мире.
В возрасте 2.5-4 лет малыш начинает осознавать себя как самостоятельную личность и «выстраивать» собственное «Я». Что на самом деле происходит с малышом, когда он становится неуправляем?
Исходя из вышесказанного, это действительно сложный период в жизни семьи. Не менее труден он и для самого ребенка. Поэтому, если Вы заметили, что малыш переживает кризис, особое внимание следует уделить именно причинам возникновения тех или иных негативных реакций. Только так можно будет наилучшим образом помочь малышу пережить непростой жизненный этап, а родителям сохранить собственные нервы.
Чтобы свести к минимуму негативные проявления кризиса придерживайтесь следующих рекомендаций.
Что касается запретов, то так или иначе в этот период их станет больше. Ведь малыш будет буквально испытывать Вас на прочность. В этот период важно четко установить границы дозволенного, поскольку именно на них ребенок станет ориентироваться в дальнейшем.
Малыш растет, ему пора в школу и вот снова истерики и протесты. Подобное поведение связано как с внутренним состоянием самого малыша, так и с изменением его окружения и распорядка.
Во-первых, меняется способ получения информации ребенком и на смену игровому восприятию приходит учебный процесс, требующий выдержки, усидчивости и дисциплинированности.
Психика каждого ребенка индивидуальна, не всегда она успевает, в полной мере, перестроится к новому способу получения знаний — отсюда и утомляемость, нервозность, капризность. Важно понять, что малышу может сложно даваться новый ритм. Не наказывайте его за помарки в тетради или ошибки, старайтесь хвалить за достижения.
Позвольте малышу больше отдыхать. Не настаивайте на посещении кружков и секций. Предлагайте ему различные способы расслабления после учебного процесса — теплый душ, дневной сон, возможность погулять и поиграть.
Изменение внешней обстановки так же оказывает значительное влияние на ребенка в этот период. Он уже не просто отдельная единица в совокупности детей. Теперь, как никогда ранее, малыш начинает ощущать себя частью некой группы, класса. А в классе, как известно, не все равны — один прилежно учится, другой — заводила в играх, третий умеет постоять за себя.
Пытаясь определить свое место внутри группы детей, ребенок может начать нервничать из-за неудач в учебе или общении. Важно в этот период выявить причину эмоционального поведения малыша, а не навешивать на него ярлык «лентяя и лоботряса» если портфель опять полетел в угол, а уроки ранее послушный сын делать отказывается наотрез.
Важно отметить, что кризис 7 лет может наступить как раньше, так и позже положенного срока, а может и вовсе пройти гладко и без проблем. Все будет зависеть от темперамента ребенка, его готовности к школе и нагрузки на неокрепшую нервную систему.
Правильное понимание эмоций, которые испытывает ребенок в том или ином случае. Его внутренних противоречий и направления развития маленькой личности позволят легче преодолевать кризисы взросления.
Автор: Екатерина Ефремова
hvatalkin.ru
Человек в течение всей своей жизни переживает несколько кризисных, переходных моментов. Каждому возрасту свойственны свои признаки и причины. Кризис 7 лет у ребенка, возрастная психология которого была изучена не одним ученым, является вторым переходным моментом у человека.
Поворот обусловлен изменениями эмоционального, психологического и даже физического состояния малыша и характерен для детей от 6 до 8 лет. Именно в этот период ребенок начинает чувствовать себя старше со всеми вытекающими отсюда последствиями. Юный школьник не только чувствует себя повзрослевшим, но и старается полностью этому соответствовать, то есть старается одеваться по-другому, вести себя, как взрослый, и так далее.
Как правило, в этом возрасте малыш идет в первый класс. Перед этим родители стараются ему внушить, что, когда наступит эта пора, он повзрослеет. При этом в психическом плане ребенок все еще остается маленьким. Возложенная на него ответственность, неумение совладать со своими эмоциями и правильно расставить приоритеты ставят его, откровенно говоря, в тупик.
Симптомы кризиса семилетнего возраста схожи с переломным моментом в подростковом периоде.
Это только с первого взгляда кажется, что малыш достигает определенного психического развития. Например, самостоятельно принимает пищу, убирает за собой, ходит сам в туалет. Кроме того, у него имеется определенный круг обязанностей, установленных семейными традициями. Однако по достижении этого возраста на него накладывается ряд дополнительных задач, таких как — прилежно учиться, выполнять домашнее задание, обретать те или иные практические навыки.
Некогда послушное чадо начинает вести себя абсолютно противоположным образом. Чаще всего кризису присущи следующие признаки:
Все это относится больше к поведенческому проявлению, но существуют еще эмоциональные и физические признаки кризиса 7 лет, которые внимательный родитель обязательно заметит:
Всему этому есть объективные причины.
Изменение собственного «Я»- именно это является основной причиной такого поведения. Именно так считает Л. С. Выготский — известный детский психолог. Кроме того, маленькому человечку придется действовать и жить по другим правилам и уметь адаптироваться к абсолютно новому для него обществу.
Дети начинают вспоминать те привычки и постулаты, которые им были привиты ранее. Далее, с новым становлением личности, дети внутри себя накладывают эти правила на новое «Я», а их, в свою очередь, нужно совместить с новыми догмами, которые готовит им новая школьная жизнь и родители.
Все это проявление естественного противоречия. Происходит защитная реакция: неумение правильно определить свое отношение к окружающему миру приводит ребенка к отрицанию всего того, что ему было привито раньше.
Как следствие, возникает дух противоречия. Как может вести себя малыш в этом возрасте? Начинает бунтовать против просьб родителей, а в некоторых случаях и просто их игнорировать. При этом происходит данный процесс неосознанно. Нагрубив старшим, возможно, будет жалеть об этом, но внутри себя.
Попадая в школьный мир, в новый круг своих сверстников, нередко могут возникать конфликты. Причиной этому может быть даже не сам человек, а группа детей, с такими же, как у него, переживаниями. Каждый школьник в возрасте семи лет учится отстаивать свое мнение и завоевывать место под «солнцем» по-своему. Кто-то впадает в истерики, другой не слушает преподавателей, а третий использует силу и крик. Потому нередки случаи, когда первоклассник отказывается посещать школу.
С физиологической точки зрения, человек в этот момент меняется, но что же с ним происходит? Этому возрасту характерно биологическое созревание. К 7-летнему возрасту лобные полушария заканчивают свое развитие и принимают окончательную форму. Это значит, что человек может действовать свободно (произвольно) либо целенаправленно, решая определенные задачи, то есть составлять план своих дальнейших действий.
В этот же момент активно развивается нервная система, принимая особую подвижность. Основной момент — в возникновении возбуждения, влияющего на неусидчивость и гиперподвижность ребенка.
Его неустойчивая психика «учится» по-новому реагировать на эти биохимические процессы, к которым дополнительно присоединяются внешние раздражители. В данный период у определенного процента детей отмечаются нервные тики, передергивания, проявляются некоторые фобии. Малыш нередко начинает бояться того, чего раньше не пугался.
В возрастной психологии состояние кризиса обусловлено становлением его личности. Проявление кризиса могут спровоцировать малейшие поводы, которые побуждают малыша совершить тот или иной поступок.
Важным моментом является психологическая подготовленность малыша к школе. Нередко этот период называют «синдромом первоклассника». Родителям нужно знать, что до шести-семилетнего возраста практически любой ребенок, при условии, что ранее не ущемляли его достоинство, воспринимает себя исключительно с позитивной стороны.
Эксперименты психологов показали, что малыши, не достигшие шести лет, ставят свои умения, навыки гораздо выше, чем дети с такими же навыками, но уже постарше, например, семилетние. Это еще раз доказывает, что дошкольный возраст имеет завышенную самооценку.
Перед тем, как пойти в первый класс, мнение дошкольника резко меняется. Особенность в том, что он уже сознательно дает себе внутреннюю самооценку, выделяя то, что он действительно может, между тем, что что только кажется — может. Человек в обществе начинает осознавать, что в реальности его личность не настолько совершенна. При этом уровень требований остается на том же уровне.
Внутри него развивается целая цепочка логических понятий. Например, малышам дошкольного возраста свойственно связывать окружающих людей с игрой. Дети чуть постарше начинают осмысливать, что не все касается только игр. Именно сейчас маленький человечек уже чувствует и может объяснить разницу между родными и посторонними людьми.
Сложный, но неизбежный этап развития любого человека с его адаптацией к окружающей среде. Как бы родителям ни хотелось, но избежать этого кризисного этапа, равно как и подросткового, не получится.
Родителям, прежде всего, нужно быть готовым к нему самим. Но даже несмотря на такую «подготовленность» резкая смена поведения их чада ставит родителей в тупик, и, к сожалению, большинство из них совершают ошибки.
Ограничить действия ребенка и вытянуть его из социума не получится. Родители должны обратить внимание на продолжительность, а также силу кризиса. Если этому не уделить должного внимания, то малыш не сумеет преодолеть сопутствующие трудности, и они могут отпечататься на его психическом и физическом состоянии на всю жизнь. В дальнейшем, осознав свой неправильный первоначальный подход, исправить родителям уже ничего не удастся.
Кризис может начаться не только в семь лет, но и раньше. Этот период называется докритическим. Его можно заметить в потере интереса к прежним играм. Это значит, что маленький человек подсознательно желает стать взрослее.
Проявление явных негативных признаков говорит о том, что момент кризиса наступил. И наконец, этот этап проходит, когда ребенок обретает внутреннее, пусть и относительное спокойствие. Он входит в стабильную фазу в психологическом и эмоциональном плане.
Столкнувшись с такой ситуацией, для родителей главное — не растеряться и не потерять свое «лицо» перед крохой. Почему? В этот момент у маленького человека идет активное «отрицание» всего и всех. Нужно очень тщательно думать, прежде чем дать ему обещание или ответить что-либо невпопад.
До этого момента у малыша родители всегда была в авторитете. Учитывая, что в 7 лет человечек очень хорошо чувствует разницу между правдой и ложью, не трудно догадаться, какая реакция у него будет, если ребенок почувствует со стороны родителей подвох. Малыш уже отлично умеет сравнивать соответствие между действиями и словами. Родителям нужно четко знать, что делать, если ребенок гиперактивный — как себя вести и что говорить ему в том или ином случае.
Элементарная базовая подготовка поможет ребенку чувствовать себя уверенно среди сверстников, когда он попадет в школу. Неплохо будет предварительно посетить будущее учебное заведение, познакомиться с обстановкой, учителями.
Родителям самим нужно быть спокойными, терпеливыми и очень позитивными. Самым безболезненным считается выход из затруднительной ситуации с юмором. Со временем такой подход оставит свой отпечаток, и уже будучи взрослым вашему ребенку будет легче самому выходить из затруднительных ситуаций.
В этот период необходимо более тщательно следить за здоровьем малыша. Что в маленьком, что во взрослом возрасте — человек намного тяжелее воспринимает ситуацию, когда болен. И главное — нужно помнить, что этот период носит временный характер. Иногда обеим сторон нужен тайм-аут, потому при возможности устраивайте друг другу выходные, отправляя ваше чадо на выходные к бабушке или к родственникам.
pups.su