Как делать массаж ребенку. Как делать массаж ребенку в 7 месяцев


Как делать массаж ребенку

На Востоке существует пословица: «Ум ребёнка - это руки матери».

Расшифровать этот афоризм нетрудно: материнская забота и любовь формируют личность ребёнка. Но руки матери способны выполнять и иную работу, цель которой - укрепить детский организм, повысить работоспособность ребёнка, его сопротивляемость болезням.

Все это достигается с помощью массажа. И применять его можно с самого раннего возраста. Физиологи доказали, что к моменту рождения ребёнка его кожные анализаторы достаточно развиты и способны реагировать на воздействие внешней среды. Уже в документах I Международного конгресса по массажу в Париже в 1937 году было записано: «Действовать на кожу - это почти что непосредственно воздействовать на нервную систему, ибо кожа снабжает мозг непрерывным потоком возбуждений, которые мы можем варьировать до бесконечности целой гаммой действий».

Массаж стимулирует весь организм, усиливает местные и общие обменные процессы. А это улучшает сон, работу кишечника, увеличивает силу мышц, облегчает движение крови по капиллярам, ускоряет венозный отток. Прежде чем приступить к массажу, надо проконсультироваться у врача, который наблюдает малыша. Массаж полезен далеко не всем. Он противопоказан при кожных болезнях - экземе, лишае, при острых лихорадочных состояниях, воспалениях лимфоузлов и лимфатических сосудов. Не массируют грязную кожу, тело, на котором ссадины, расчесы, царапины. Нельзя массировать живот при грыже и сразу же после приёма пищи.

Детям массаж можно делать уже с полутора-двухмесячного возраста. Температура в помещении должна быть в первые дни занятий 26-28, затем - не ниже 24 градусов. Лучше массаж производить на специальном столике высотой 70-80, шириной 50-60 сантиметров; устанавливают его так, чтобы к ребёнку можно было подойти с трех сторон. Слишком мягкое покрытие неудобно, а жёсткое - неприятно для ребёнка. Проще всего - вдвое свернуть байковое одеяло и покрыть его чистой пелёнкой. Занятия лучше проводить под негромкую, мелодичную музыку. При этом важно, чтобы ничто не отвлекало внимания малыша.

Следует запомнить, что во время массажа периферические сосуды расширяются, и тогда кожные покровы розовеют, увеличивается теплоотдача. В жаркое время года такая усиленная теплоотдача улучшает общее состояние ребёнка. А вот гимнастические упражнения, которые тоже сопровождаются усиленным образованием тепла, лучше проводить в более прохладном помещении.

Поскольку у младенца очень нежная кожа, во время массажа не пользуются тальком, вазелином, кремами. Руки должны быть чистыми, тёплыми, мягкими, с коротко остриженными ногтями. Начинают с простых приёмов, постепенно их усложняют. При этом внимательно наблюдают за реакцией малыша. Если он ведёт себя беспокойно, капризничает, плачет, занятия прекращают.

Массаж не следует делать сонным ребятам. Все движения должны быть осторожными, нагрузку увеличивают постепенно. Суставы не массируют. Особенно осторожно массируют живот, щадят область печени и почек. Движения идут от периферии к центру, к области сердца. Продолжительность сеанса зависит от возраста, физического и эмоционального состояния малыша и составляет от 2 до 30 минут. Наиболее простые приёмы массажа - поглаживание и растирание. Они издревле применяются в лечебных и оздоровительных целях. Такие приёмы улучшают кожное дыхание, усиливают выделительную функцию кожных желез, повышают кожно-мышечный тонус, сократительную функцию мышц, отчего кожа делается гладкой и упругой. Поглаживание способствует раскрытию резервных капилляров, успокаивает нервную систему, усиливает процессы торможения. Поглаживанием начинают и заканчивают все виды массажа. Особенно эффективно растирание после купания, плавания.

Существует несколько видов поглаживаний: прямолинейное, спиралевидное, концентрическое, комбинированное, одной или двумя руками. Эти приёмы выполняют ритмически, без рывков, ни в коем случае не допуская, чтобы ребёнок испытывал боль. Подавляющее большинство приёмов выполняют подушечками пальцев.

Особого внимания заслуживает так называемая вибрация. Ее также осуществляют кончиками пальцев, устанавливаемых перпендикулярно к массируемому участку тела, движения выполняются с максимальной частотой. Вибрация стимулирует рефлексы, в ряде случаев может привести к восстановлению угасших рефлексов, оказывает обезболивающее действие, усиливает моторную функцию желудка и кишечника, помогает избавиться от газов.

Различают две формы массажа: общий и частный. Новорожденным и детям до 6 месяцев, как правило, делают общий массаж. Но иногда возникает необходимость в дополнительном частном массаже, который связан с особыми приёмами, специально рекомендованными лечащим врачом.

Если массаж делался регулярно, то спустя год начинают применять все его виды. Начинать оздоровительный массаж надо со спины, после чего переходить к задней поверхности шеи, рукам, пояснице, задней поверхности бёдер и, наконец, к икроножным мышцам. Затем ребёнка кладут на спину и начинают массировать грудь, переходя на руки, бедра, голени и стопы. Живот массируют в последнюю очередь. Массаж головы делают только по указаниям врача.

Последовательность и виды массажа для ребёнка до года примерно таковы:

Массаж рук

с 1,5 месяца - поглаживание

Массаж спины

с 1,5 месяца - поглаживаниес 3 месяцев - разминаниес 4 месяцев - похлопывание

Массаж ног

с 1,5 месяца - поглаживаниес 3 месяцев - растираниес 4 месяцев - разминание

Массаж стоп

с 1,5 месяца - растираниес 3 месяцев - похлопывание

В течение первого года жизни массаж - наиболее действенный метод, обеспечивающий полноценное физическое развитие ребёнка. Когда он чуть подрастёт, начнёт самостоятельно передвигаться, осмысливать свои действия, акцент переносят на гимнастические упражнения. Но если родители хотят подготовить ребёнка к значительным физическим нагрузкам, массаж следует применять и в дальнейшем.

Существует мнение, что гимнастику с малышами должны проводить лица, имеющие специальную подготовку. Это, безусловно, так, поэтому родители должны быть крайне осторожны, и, прежде чем взяться за столь непростое дело, им необходимо получить консультацию у специалистов.

В первые месяцы жизни у детей развит хватательный рефлекс. Если ребёнку предложить охватить пальцы и затем слегка потянуть на себя, то он способен даже приподнять туловище. Такие движения можно делать несколько раз в день - они укрепляют мускулатуру, делают руки более ловкими.

С развитием опорно-двигательного аппарата, по мере накопления двигательного опыта у ребёнка возникает необходимость в перемещении тела - сначала в горизонтальной плоскости, потом в вертикальной и, наконец, в трех плоскостях.

Примерно после трех месяцев дети пытаются переворачиваться со спины на живот. К этому моменту физиологически уравновешен тонус мышц сгибателей и разгибателей. А это значит, что можно переходить к пассивным гимнастическим упражнениям.

С четырёх месяцев выполняют «парение» на животике и такое несложное движение, как «бокс». Малышу дают сначала пальцы, чтобы он ухватился за них (либо пластмассовые колечки), после чего осваивают «парение» на спинке. В этот же период малыша обучают такому для него трудному упражнению, как «скользящие шаги»: ребёнка приподнимают над столом и его ножками скользят по плоскости, как бы приучая к первым шагам.

В возрасте шести месяцев делают круговые движения ногами - упражнение, известное под названием «велосипед», причём ноги сгибают и разгибают вместе.

Занимаясь гимнастикой в первые полгода жизни ребёнка, не забывают о массаже, о развитии хватательных рефлексов кистей, укрепляющих мускулатуру плечевого пояса и рук.

Во втором полугодии, чтобы научить ребёнка более активно перемещаться в горизонтальном положении, его почаще укладывают на живот и более интенсивно проводят гимнастические упражнения. Функциональное значение мышц, которые стремятся развить в этот период, велико. Научившись произвольно их сокращать, ребёнок привыкает к продолжительным статическим нагрузкам. Так он учится сидеть и стоять.

Если к 6-7 месяцам ребёнок начал ползать, значит, физически он развивается вполне нормально. Правда, иногда высказывают мнение, что ползание - вовсе не обязательная стадия развития. Думается, это мнение ошибочно. Ведь в будущем, при стоянии и сидении, используются именно те мышцы, которые развиваются во время ползания. Так что вывод скорее следует сделать противоположный: крайне желательно, даже необходимо, чтобы дети сначала ползали, а уже в дальнейшем садились и стояли. В конце концов важно не только умение ребёнка в семь месяцев самостоятельно сидеть, - ещё важнее, как он это делает, удерживают ли его мышцы, не деформируются ли у него позвоночник и грудная клетка.

Физическому развитию помогают несложные гимнастические приспособления. Если в первые полгода лучшим из спортивных снарядов служат руки родителей, то уже к 6-7 месяцам ребёнку нужен персональный турничок. Его устанавливают в кроватке. Сначала на перекладине подвешивают игрушки, а потом малыша обучают хвататься за нее и подтягиваться, приподнимая тельце. Очень быстро он осваивает эту несложную науку.

Манеж для ребёнка этого возраста уже становится тесным, необходимо выделить для него площадь на полу.

В качестве первых спортивно-игровых снарядов можно использовать широкие диваны, большие корзины, лесенки, горки, сооружённые из гладких досок. Но все время надо помнить, что на каждом шагу возможны ушибы и травмы - ведь малыш ещё чувствует себя неустойчиво, часто падает. Поэтому подвижные игры лучше проводить на мягких покрытиях.

На втором и последующих годах жизни занятия гимнастикой требуют уже различных приспособлений - гимнастической палки, обруча, скакалки, самоката, велосипеда. С двухлетними детьми можно проводить групповые занятия всей семьёй: малыши с большой охотой повторяют движения взрослых.

Особого внимания требует воспитание правильной осанки и ходьбы. Это отражается не только на внешнем виде, но и на работе внутренних органов.

Для правильной осанки плечи отводят назад, грудную клетку выводят вперёд, живот втягивают. Если систематически развивать мышцы и постоянно контролировать осанку, то такая постановка тела станет естественной и привычной.

При правильной ходьбе линия опоры проходит через пятку и второй палец ноги, поэтому ребёнка полезно приучать ходить по доске, ширина которой к третьему году жизни должна быть не более 10-15 сантиметров. Чтобы предупредить плоскостопие, детям дают возможность лазить по лесенкам, прыгать, ходить босиком. На третьем же году с ними уже выполняют специальные упражнения: хождение на наружных и внутренних стенках стоп, по ребристой доске, захват пальцами ног мелких предметов и перекладывание их. Не разрешают детям ходить по полу, улице и другим ровным поверхностям в «чешках», «гусариках» и подобной обуви без каблука. В то же время полезно ходить босиком по неровным поверхностям (песку, траве), так как это укрепляет мышцы стопы.

Не рекомендуется проводить гимнастику на маленьком (журнальном) столике, так как ребёнок случайно может выйти из-под контроля взрослого и упасть на пол, получив при этом серьёзное повреждение. Ребёнок также может получить травму, если совершает энергичные движения рядом с твёрдыми предметами.

Быстро растёт малыш, а вместе с ним растут его потребности и запросы. Потому так важно, чтобы родители создали все необходимые условия для постоянного развития своего ребёнка.

www.pravilnoe-pokhudenie.ru

как делать массаж ребенку. Женский сайт InMoment

Красота и Здоровье   Уход за телом   Массаж

Массаж и гимнастика ребенка от 9 до 12 месяцев

В 9-месячном возрасте ребенок умеет свободно ползать, сидеть, делает первые попытки ходить как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Это позволяет усложнить многие гимнастические упражнения, ввести в постоянное употребление гимнастические снаряды, в качестве которых можно использовать деревянную палочку, большой надувной мяч, детские пластмассовые кольца, погремушки с круглой или овальной ручкой.

Так как ребенок уже может самостоятельно сидеть и стоять с помощью опоры, упражнения можно выполнять из исходных положений сидя или стоя, что уже само по себе будет способствовать укреплению мышц ног и живота.

Подъем выпрямленных ног до палочки

Исходное положение — лежа на спине.

Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног. Для его выполнения следует применять гимнастический снаряд — деревянную палочку. Приподнять палочку на высоту прямых ног ребенка и предложить ему до нее дотянуться пальцами ног или всей ступней.

Данное упражнение следует повторить 7 раз.

Поочередные и одновременные сгибания и разгибания рук

Исходное положение — сидя или стоя.

Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук. Ребенок хватается за кольцеобразные игрушки и с помощью массажиста поочередно сгибает и разгибает руки.

При этом можно вести 2-тактный счет и каждое движение ребенка сопровождать просчитыванием: раз-два, раз-два и т. д. Данное упражнение нужно повторить 6 раз (по 3 раза каждой рукой).

Наклоны туловища вперед с выпрямленными ногами

Исходное положение — стоя спиной к взрослому человеку, правая рука которого придерживает колени ребенка, чтобы они не сгибались, а левая находится на его животе.

Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц спины, живота и ног. Для его выполнения следует применять любимую игрушку ребенка, которую следует положить у его ног. Затем взрослый должен попросить ребенка нагнуться и дотянуться до нее пальцами рук. При этом необходимо следить за тем, чтобы ноги малыша не сгибались и были прямыми.

Данное упражнение нужно повторить 3 раза.

Массаж спины

Исходное положение — лежа на животе.

Выполнение данной процедуры связано с поочередным применением поглаживаний, растирания, пиления и щипцеобразного растирания.

Процедура массажа начинается с нескольких поглаживаний. Затем следует приступить к растиранию. Его следует делать ладонями и кончиками пальцев. Выполнив растирание, следует вернуться к поглаживанию. После очередного поглаживания нужно перейти к пилению, которое выполняется ребрами ладоней. После нескольких движений кожа ребенка должна слегка покраснеть. Процедуру пиления необходимо закончить поглаживанием.

В заключение процедуры необходимо сделать несколько шипцеобразных разминаний ягодиц и длинных мышц спины, которые, как и предыдущие приемы массажа, должны закончиться поглаживаниями. Все приемы массажа следует повторять по 3 раза.

Массаж живота

Исходное положение — лежа на спине.

Выполнение данной процедуры заключается в поочередном применении кругового поглаживания, встречного поглаживания, поглаживания по косым мышцам живота, растирания и пощипывания. В начале процедуры следует сделать несколько круговых поглаживаний. Затем перейти к встречным поглаживаниям и лишь после этого к поглаживаниям по косым мышцам живота. Этот прием массажа нужно выполнять с помощью ладоней. После поглаживания необходимо приступить к растиранию, которое нужно выполнять кончиками пальцев. После растирания необходимо сделать несколько поглаживающих движений.

В заключение процедуры необходимо сделать несколько пощипываний вокруг пупка, которые нужно завершить несколькими поглаживающими движениями. Все приемы массажа следует повторять по 3 раза.

Мостик

Данное упражнение способствует укреплению мышц живота, спины и рук. Для его выполнения нужно применять любимые игрушки ребенка.

Исходное положение — лежа на животе. Массажист кладет ребенка себе на колени так, чтобы у него провисали грудь и плечи, и просит его достать с пола игрушку или дотронуться до нее руками. Ноги малыша при этом необходимо придерживать.

Затем следует переложить ребенка с живота на спину, причем его плечи и спинка по-прежнему должны свисать с колен массажиста, положить игрушку на пол и попросить малыша достать ее или дотронуться до нее руками. Ребенок должен выгнуться назад, выполнить задание взрослого и снова разогнуться.

Приседание и вставание с поддержкой

Исходное положение — стоя на твердой поверхности. Для выполнения упражнения следует применять округлые кольца. Дать ребенку в руки кольца, слегка потянуть за них вниз, в результате чего малыш должен присесть. Затем подержать ребенка в таком положении 1—2 секунды и, снова потянув за кольца, помочь ему подняться. Можно заставить малыша встать на носочки, для этого его надо взять за руки и слегка приподнять. Упражнение повторить 2 раза.

Ходьба

В 9 месяцев ребенок делает первые попытки к самостоятельному хождению. Родители должны поощрять это стремление ребенка. В первое время следует водить его за руки, давать ему опираться на любой движущийся предмет, например на коляску. Однако ребенок может передвигаться и с помощью недвижимых предметов.

Не следует пугаться, если ребенок вдруг падает. Это не опасно. В процессе падения ребенка развивается его опорно-двигательный аппарат. Не стоит сразу бежать к нему на выручку. Он должен сам постепенно учиться подниматься на ножки.

Необходимо создать для ребенка благоприятные условия для самостоятельного хождения, чтобы при падении он не получил какую-либо травму. Родители должны помогать ему лишь в том случае, если ребенку еще тяжело удерживаться на ногах и он постоянно падает.

Чтобы у малыша развивалось чувство расстояния и уверенности при ходьбе, рекомендуется отойти на 2—3 метра и позвать его к себе. Если ребенок не пойдет, нужно взять в руки его любимую игрушку и снова поманить. Постепенно расстояние можно увеличить до 5 метров.

Когда ребенку исполнится 11—12 месяцев, родители должны предоставить ему возможность ходить босиком. Эта процедура не только закалит организм малыша, но будет способствовать правильному формированию стопы. Кроме того, к этому возрасту следует ввести больше упражнений, которые укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка.

Для более быстрого развития навыка ходьбы необходимо проводить упражнения, укрепляющие мышцы и связки, а для профилактики нарушения формирования стопы почаще практиковать ходьбу босиком: летом — по песку и траве, зимой — дома по неровной доске.

Ходьба на четвереньках

Исходное положение — стоя на четвереньках.

Данное упражнение укрепляет мышцы спины, живота, рук и ног. Его следует выполнять с помощью любимой игрушки ребенка. Положить игрушку на некотором расстоянии от ребенка и попросить его взять ее в руки. Чтобы добраться до игрушки, малыш будет вынужден передвигаться на четвереньках. По мере приближения ребенка к цели игрушку следует от него отодвигать.

Ходьба с поддержкой за руки

Исходное положение — стоя на полу.

Для выполнения упражнения необходимо взять ребенка за запястья и попросить его пройти некоторое расстояние. Во время выполнения упражнения малыша необходимо поддерживать.

Массаж и гимнастика для детей при некоторых заболеваниях Вернуться в начало раздела Уход за теломВернуться в начало раздела Красота и Здоровье

www.inmoment.ru

Массаж ребёнку 8 месяцев - Центр детского массажа Счастливый мылыш

Что должен уметь ребёнок в 8 месяцев (навыки)?

Обычно дети в 8 месяцев уже уверенно ползают на четвереньках, свободно садятся, делают попытки вставать на ноги у опоры, некоторые уже стоят держась за опору. Период 8 месяцев в физическом развитии ребёнка является переходным между ползанием и умением вставать на ноги.

Проблемные зоны и моменты.

Часто встречающиеся проблемы в восемь месяцев, которые можно устранить массажем и гимнастикой, это — формирование неправильного двигательного стереотипа особенно при ползании на четвереньках (малыш может неправильно ставить ножку, когда ползёт, или сидеть с круглой спиной, делать неестественные или нестандартные движения при осуществлении каких либо двигательных актов). Проблемными зонами ребёнка в 8 месяцев чаще являются спинка (может быть ослаблена), ножки (возможен остаточный гипертонус, или отсутствие (ослабление) опоры), ручки (часто приходится укреплять руки малышу).

Из чего может состоять процедура?

Как обычно сеанс массажа ребёнку в 8 месяцев состоит из массажа, гимнастики, упражнений на мяче, но временные пропорции меняются в пользу гимнастики. Чаще всего приходится делать укрепляющую гимнастику. Массаж, если нет необходимости делать лечебный (дифференцированный) массаж, делается для подготовки (разогрева, дренажа лимфы, усиления кровотока) тканей.

Упражнения (массаж) на мячике в 8 месяцев.

Одна из составляющих процедуры массажа — упражнения на мячике (фитболе). Упражнения (гимнастика) на этом снаряде развивают у ребёнка вестибулярный аппарат. Малыш учится ощущать своё тело в различных положениях в пространстве. Учится держать равновесие туловищем без участия нижних конечностей, что важно, потому что ходить ещё рано, но тренировать вестибулярный аппарат и органы равновесия уже можно.

Ребёнок учится вставать.

Зачастую дети в 8 месяцев уже стоят на ножках держась за опору. Восемь месяцев это время, когда дети активно осваивают положение стоя. Они могут по разному "выкручивать" и ставить ноги, но страшного ничего нет, малыши осваивают себя.

Массаж в 8 месяцев, из чего состоит?

Сам массаж грудничку в восемь месяцев делается по классической схеме. Начинаем с легких поглаживаний всего тела, затем легкое растирание. Можно повторить эти же движения еще раз, но с немного большим давлением. Следующий этап разминания. Движения на конечностях от кистей и стоп в сторону туловища. Спинка от ягодиц вверх по спине до шеи. На животе массаж по часовой стрелке. Грудная клетка спереди, от грудины в стороны к спине.

Если ребёнок в 8 месяцев не сидит, как научить?

Научить ребёнка садиться и сидеть самостоятельно в восемь месяцев можно лишь устранив причину, по которой он ещё не сел. Так как обычно дети в этом возрасте уже сидят. А причин чаще две, или не хватает сил, или мешает гипертонус сесть и сидеть самостоятельно. Значит, что мы делаем? Правильно, укрепляем или расслабляем малыша, заодно в процессе показываем ему, как можно садиться через бочок или с четверенек присаживаясь назад.

Грудничок в 8 месяцев (постоянно, часто или всё время) прыгает (приседает), почему?

Ничего страшного нет в этих приседаниях, у малыша формируется опорная функция, ему надо как то укреплять ножки, вот он и "экспериментирует". Автор статьи детский массажист Матросов Алексей Владимирович. Статья написана для центра детского массажа Счастливый малыш (сайт happybabymassage.ru), копировать её запрещено!

Тревожные симптомы, на которые нужно обратить внимание!

Если ребёнок в 8 месяцев встаёт на носочки и не может вообще поставить ноги на полную стопу. В этих случаях необходим расслабляющий массаж на нижние конечности с акцентом на дистальные отделы (стопа, икроножная мышца).Ребёнок стоя поджимает пальчики на ногах. Тоже в такой ситуации необходим расслабляющий массаж для стоп.Ребёнок в 8 месяцев не переворачивается со спины на живот. Это задержка моторного развития, причем серьёзная. Такое чаще бывает конечно при патологии нервной системы, но изредка встречаются малыши, которых нужно как следует простимулировать к активным действиям. Т.е. патологии нет, но, по не всегда понятным причинам ребёнок не активен. (Возможно долго дозревают отделы мозга, в которых сосредоточены центры двигательной активности).Вообще говоря о моторном (двигательном) развитии детей, можно отметить, что так бывает довольно часто, что грудничок по соотношению возраст/умение (навыки), отстает уже на 2-3 шага, а после курса массажа в сочетании с гимнастикой у него начинается такой прогресс, что не все родители к этому готовы, ребёнок начинает переворачиваться, ползти, и везде лезть буквально за 1-2 недели.Но лучше до таких задержек не доводить, а делать массаж малышам по возрасту.

Специалисты центра детского массажа "Счастливый малыш" всегда рады помочь в восстановлении или сохранении здоровья вашего малыша! Звоните! 8 499 394-17-11, 8 926 605-74-70

Другие статьи

happybabymassage.ru


Смотрите также