Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

5 супер упражнений для развития внимания у детей. Занятия с ребенком 6 лет дома на развитие внимания


Игры на развитие внимания: для детей 6-7 лет

Воспитание ребенка – дело трудное и длительное, требующее многих сил. Все родители знают, что воспитание детей тесно связано с тем, как потом малыш будет осваивать обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Ведь мало кто может вспомнить одноклассника-хулигана, который бы отличался прилежностью в учебе. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок вырос умным и ответственным человеком.

Но не все понимают, насколько важно заниматься ребенком с самых малых лет. И одним из самых важных уроков в жизни ребенка является развитие его внимания. Невнимательность грозит не только пробелами в знаниях в будущем, но и может стать причиной получения различных травм. Как лучше заниматься развитием внимания у ребенка и насколько эффективны игры на развитие внимания у детей 6-7 лет, читайте в материалах этой статьи.

Почему важно заниматься развитием внимания у детей 6-7 лет

Внимание – это один из важных способов познавать мир вокруг себя. В зависимости от того, как реагирует ребенок на внешние факторы, зависит его характер, способности, увлечения и интеллект.

Невнимательные дети часто не обращают внимания на разные вещи, события, просьбы старших. Им приходится по несколько раз напоминать о чем-то, но результат останется нулевым, поскольку малыш будет выпускать какие-то детали просьбы и переделывать начатое по многу раз.

Многие считают, что поскольку к 6-7 годам дети идут в школу, то всему, в том числе и вниманию их должны научить учителя. Однако сегодня дети очень рано взрослеют, поэтому отправляясь в первый класс, они уже сталкиваются с вопросами типа «Кем ты хочешь стать, когда вырастишь? Какие у тебя есть хобби?» и прочие.

Поэтому, если именно родители не внесут свою лепту до этого периода, то их дети будут чувствовать себя скованно, неуверенно среди своих сверстников, а со временем они начнут осознавать, что отличаются от других. Так рождаются комплексы.

После этого, как ребенок поймет, что не в состоянии запоминать того, что могут другие дети, что его уровня внимания недостаточно для успешной учебы, он становится все более раздражительным, агрессивным и неуверенным в себе. Все чаще из его уст будут звучать фразы: «Я не хочу больше ходить в школу!», «Мне не нравится учиться!» и прочее.

Чтобы избежать всего этого, важно с раннего возраста тренировать мозг, который отвечает за внимание детей, чтобы ребенок в интеллектуальном плане был в отличной форме.

Родителям стоит приложить усилия, чтобы научить детей пользоваться своими «инструментами»: памятью, мышлением, вниманием. В дошкольном возрасте малыши акцентируют свое внимание только на чем-то ярком, интересном, на том, что им нравится.

Но во взрослой жизни все происходит не так, приходится обращать внимание на мелкие, но не менее важные детали, чтобы, например, правильно решить задачу (если в ней замысловатое условие), выстроить логическую цепочку последовательности действий. Вот почему необходимо научить своих детей контролировать свое внимание даже на том, что им не нравится.

К 7 годам необходимо развить у ребенка произвольное внимание. Это, когда дошкольник концентрируется на том, что ему нужно сделать, а не на том, что хотелось бы ему.

Занимаясь с детьми 6-7 лет, стоит помнить, что в процессе обучения, невозможно насильно удерживать ребенка на одном месте по нескольку часов. Так, например, для малышей в 6 или 7 лет является нормой продолжительность занятия всего 25 минут, на большее время его активного внимания попросту не хватит и ребенок начнет зевать, отвлекаться. Поэтому, если вы планируете заниматься с ребенком в течение всего дня, устраивайте 20-25 минутные уроки-игры, после чего давайте ему время для отдыха.

Развивать внимание у детей очень необходимо – это поможет им доводить свои дела до конца, успешно и прилежно учиться в школе, развивать выносливость и усидчивость, а также достигать поставленных целей.

Способы развить внимание у детей 6-7 лет

Во время занятий всегда необходимо учитывать возможности и способности того или иного ребенка. То есть, в семье несколько детей, и особенно если это дети-погодки, никогда нельзя сравнивать их и требовать от одного то же, что и от другого.

Здесь очень важна искренность и внимание любящих родителей. Ведь, если не будет похвалы, позитивного настроя, ободрения и совместного участия, то вряд ли таким родителям удастся чему-то научить своих малышей. Обычно детям дошкольного возраста необходимо давать такие задания, которые научат их объяснять, рассуждать, описывать увиденное ими.

Обязательно необходимо комментировать происходящее, иногда помогать, подсказывать, приводить примеры, задавать наводящие вопросы. Пусть детки чувствуют командный дух, а не видят вокруг себя соперников во время занятий.

Вместо того, чтобы все время успокаивать малыша, когда он балуется или наказывать его, лучше привлечь его внимание тем, что ему интересно. Когда у родителей слишком активный ребенок, то необходимо, несмотря на гиперактивность, научить его концентрироваться. Делать это можно в активных играх.

К наиболее распространенным способам обучения относится обучение в игре. Другого, более эффективного способа, пока еще придумано не было. Именно играя, ребенок познает мир, учится размышлять, сравнивать предметы, логически мыслить. Этот способ активно используется педагогами дошкольных заведений и даже в начальной школе.

Преимущества развития внимания в игровой форме

На вопрос «Кто любит учиться?» редко кто из детей ответит «я люблю». Поэтому необходимо обучение, которое вызывает у детей стресс, переводить в форму игры. В этом большой плюс, поскольку дети не заметят, как играя, они обучаются. Именно поэтому все методики развития детей 6-7 лет и младше должны строиться в игровой форме. Невозможно считать, что ребенок 7 лет уже взрослый и поэтому игры ему ни к чему. Наоборот, то, что ему интересно, может помочь ему в дальнейшем развитии.

Обычно игры всегда привлекают внимание детей. Тем, кто любит играть машинками, нужно совместить игру с обучением, тем, кто любит рисовать, необходимо предложить раскраски или другие игры в форме рисования (например, закрашивание картинки по участкам, отмеченным конкретными цифрами). Это поможет детям больше заниматься развивающими упражнениями, поскольку в них содержится тот элемент (игрушки, раскраски и прочее), который их особенно привлекает.

Естественно, у большинства мам и пап нет особой фантазии, а порой и свободного времени, чтобы придумать развивающие игры, упражнения, занятия. Или же те, что они придумали, неинтересны их малышу. В этом случае можно обратиться за помощью к педагогам дошкольного заведения, которое посещает их любимое чадо или поискать что-либо более подходящее в сети интернет. К тому же много тематической литературы сейчас представлено в книжных магазинах, где консультанты помогут подобрать именно то, что вы ищете.

Примеры игр на развитие внимания у детей 6-7 лет

Для тех родителей, которые отличаются креативным мышлением, представляем ряд игр, которые развивают внимание подрастающих детей. При желании, из них можно будет придумать другие упражнения, взяв ниже описанные за основу.

«Хитрые числа»

Для этой игры необходимо вырезать 20 карточек и на них написать числа от 1 до 20. Затем необходимо их тщательно перемешать и в произвольном порядке раздать 10 карточек себе и 10 малышу.

Затем задача состоит в том, что родитель, который играет с ребенком, должен выложить перед ним одну карточку любого числа. При этом их чадо должно положить рядом карточку с числом, которое ближе всего к тому, которое задано. То есть, если мама или папа положили цифру 5, то ребенок должен выложить либо 4, либо 6.

Эта игра развивает не только внимание, но и память, логику и математическое восприятие. Часто для поступления в начальную школу дети проходят специальное тестирование.

В тестах может встретиться задание типа «Назови числа-соседи». Если малыш освоит это упражнение, то он с легкостью сдаст предложенный тест.

«Части тела»

Усадив перед собой детей, необходимо показывать им части тела и называть их вслух. При этом дети должны повторять. Далее, родители делают хитрость, называют одну часть тела, а проговаривают другую. Например, указывают на нос, а говорят: «Это колено». Задача детей правильно показывать на себе те части тела, которые им проговаривают, не смотря на желание родителей запутать ребенка.

«Сказки и стихи»

В таком возрасте ребенку давно пора знать как можно больше стихов наизусть. Обычно маме, на которую ложиться большая роль в воспитании детей, нужно искать повод, чтобы выучить новый стих. Например, на праздники, для бабушки или для папы. Необходимо помогать детям, жестикулировать во время рассказа (маршировать, хлопать в ладоши, указывать направление или приседать) в общем, все, о чем он говорит, пусть показывает.

То же дело обстоит и со сказками. Здесь можно позволять, чтобы ребенок включал свое воображение. Однако большую роль играет то, насколько он был внимателен к деталям сказки и сможет ли он их вспомнить. Поэтому перед родителями стоит задача задавать вопросы, которые помогут увидеть насколько ребенок был сосредоточен.

«Найдите отличия»

Это, наверное, наиболее распространенная игра на развитие, в которую любят играть даже взрослые. Сегодня найти в интернете огромное количество подобных картинок с отличиями для детей подходящего возраста не проблема. Распечатав такие рисунки, можно вместе с малышом искать отличия.

Заранее предупредите ребенка, что данная картинка содержит 5, 7 или 10 отличий и пусть он внимательно их отыскивает. Для удобства можно взять простой карандаш в руку и отмечать те элементы, которые он уже нашел. Если с поиском отличий у ребенка получается пока не очень хорошо, не показывайте ему, что конкретно он пропустил. Можно просто подсказать: «Посмотри на то…» или «Чего не хватает на…».

Игры с различными предметами

Если у ребенка есть любимые игрушки, например, машинки, прицепы и т.п., то можете не сомневаться, их малыш знает очень хорошо и всегда внимателен к мельчайшим деталям. А вот тренировать память и внимание можно совершенно на неожиданных предметах.

Для этого необходимо разложить в хаотичном порядке разные вещи (прищепки, игрушки, кубики, карандаши, расческу, зубную пасту и т.д.). Дайте время ребенку запомнить все предметы и накройте их полотенцем. Теперь можно спрашивать ребенка: «Где здесь лежит кубик красного цвета?», «Сколько всего предметов было выложено?» «В каком примерно месте находится расческа?», «Сколько карандашей было?» и т.д.

Во время таких игровых занятий, у детей усиленно работает мозг, чтобы как следует сконцентрироваться, а значит, развитие внимательности включается на все 100%.

Другой прием можно сделать с теми же разбросанными вещами. Ребенку необходимо закрыть глаза, чтобы он не подглядывал, после этого родитель убирает какой-либо предмет. Когда малыш вновь смотрит на предметы, он должен определить, чего не хватает.

«Запретное слово «нет»»

Очень актуальная игра не только на развитие внимательности, но и на мышление. Мама или папа должны задавать своему дошкольнику разные вопросы с подвохом, но он должен ответить на них так, чтобы не прозвучало «нет».

Например: Светит ли солнце ночью? (правильный ответ «не светит», не правильный «нет»), Чистишь ли ты зубы мочалкой? (правильный ответ «чищу щеткой»), Кошка ест огурцы? Надевают ли юбку на голову? Нужно ли на хлеб мазать крем? Таких вопросов может быть огромное количество, но важно, чтобы ребенок не произносил слова «нет».

Подобные игры знакомы родителям еще со времен их детства, например, игра «Черное и белое не берите, да и нет не говорите». Поиграйте с ребенком в такие игры, ему будет очень интересно.

Любые игры, которые хоть немного заставят сына или дочь быть внимательными, поспособствуют улучшению их концентрированности на том, что им даже неинтересно. К тому же это прекрасный способ отвлечь детей от таких манящих гаджетов, как ноутбуки, планшеты и компьютеры. Офтальмологи бьют тревогу, ведь более 70% первоклассников имеют проблемы со зрением.

Советы и рекомендации психологов и педагогов

Педагоги и психологи настаивают на том, чтобы не только к моменту зачисления в школу, но и в дошкольных заведениях, родители прикладывали усилия и занимались развитием своих детей.

Замечено, что невнимательные дети учатся намного хуже других, часто теряют вещи, школьные принадлежности, становятся замкнутыми и угрюмыми. Невнимательность негативно сказывается на успеваемости, ведь ребенку сложно высидеть целый урок, слушая объяснения учителя.

Советы и рекомендации специалистов состоят в следующем:

  1. Задания на развитие внимания должны проходит в форме игры и длиться не менее 20 минут для детей 5-6 и 25 минут для детей 6-7 лет.
  2. Задания должны требовать от ребенка максимальной сосредоточенности.
  3. Можно давать ребенку любой напечатанный текст и просить зачеркнуть в нем определенную группу букв (например, все буквы «а»).
  4. Читайте соответствующую литературу, просматривайте сайты с примерами заданий и упражнений.
  5. Учите детей пересказывать простые рассказы, настаивайте на том, чтобы ребенок уделял внимание деталям.
  6. Учите ребенка сравнивать что-либо, анализировать, эти приемы также хорошо развивают внимание.
  7. Переключайте внимание ребенка с одного вида деятельности на другой.

Вместо заключения

Да, развитие внимательности – это процесс сложный, однако, только в силах матерей и отцов сделать его увлекательным и разнообразным. Если же не заниматься с детьми, тогда неудивительными будут фразы: «Ваша дочь «считает ворон» на уроке» или «Ваш сын витает в облаках».

Да и не только в школьном возрасте плохое внимание будет иметь негативное отображение. Взрослея, проблемы будут только усугубляться, а значит, ребенку будет и сложно учиться, и впоследствии найти хорошую работу, быть успешным и удачливым. Родители должны приложить максимум усилий в развитии ребенка в 3,4, 5 и 6-7 лет, чтобы в дальнейшем ему легко давались любые начинания.

childage.ru

Упражнения для развития концентрации внимания у детей

Внимание! Внимание! Очень важная информация!

Здравствуйте, друзья! Тема действительно очень важная. Поговорим о внимании. Часто можно услышать от родителей жалобы на то, что ребенок невнимателен, что не может сосредоточиться на том, что он делает и постоянно отвлекается. Это мешает учиться. Мешает применять знания, которые есть в голове. Но самое страшное, что это может помешать жить. Подумайте, что может случиться, если невнимательно переходить дорогу?

К счастью, с невнимательностью можно бороться. И сегодня я хочу рассказать вам про упражнения для развития концентрации внимания, которые я успешно практикую со своими детьми. Это не наши изобретения, но мы как всегда дали известным упражнениям свои интересные названия, чтобы было веселее заниматься.

Упражнение 1. «Сапёры»

Про корректурные пробы когда-нибудь слышали? Я о них узнала на собрании в школе. Это упражнение порекомендовала делать с детьми учительница начальных классов. Сказала, что это, пожалуй, самый мощный инструмент для развития внимательности у детишек.

В чем суть? Нужно произвести определенные действия (вычеркнуть, подчеркнуть, обвести и т.п.) с символами, которые ты видишь перед собой. Но сначала эти символы нужно отыскать. Сложно объяснить это словами. Проще один раз увидеть и все станет понятно. Так что внимательно посмотрите на картинку.

Здесь стояла задача, найти и подчеркнуть в тексте букву «е», и зачеркнуть букву «а». Мы с детьми называем это упражнение «Сапёры». Искомые буквы – это как будто мины, которые нужно обезвредить определенным способом.

Для проведения корректурных проб можно использовать старые книги или журналы и искать буквы прямо в тексте.

Если ребенок еще дошкольник и не знает букв, то можно использовать пробы с различными символами: картинками, стрелками, смайлами и т.п.

Начинать лучше с чего-нибудь попроще. Например, попросить зачеркнуть все звездочки.

А потом задания можно усложнять. На картинке ниже дан образец и задание. В каждый ромб нужно поставить точку, в кружочках поставить минус, в квадратах — галочку, а в треугольниках плюс.

Самым отважным и отчаянным юным сапёрам можно предложить выполнять эти упражнения на время.

Упражнение 2. «Дети-шпионы»

Попробуйте прочитать, что написано на картинке.

Не можете? А дети шпионы могут! А почему? А потому, что у них есть ключ, к разгадыванию этой шифровки. Вот он!

Теперь и вы сможете узнать, что написано на верхней картинке. Варианты ответов оставляйте в комментариях. Для того, чтобы составить письмо-шифровку или наоборот расшифровать его, нужно быть очень внимательным иначе получится полная ерунда.

Если хотите абсолютной секретности, придумайте свой шифр и никому его не показывайте. Тогда никто и никогда не узнает, что написано в вашем тайном послании. Ну а для тренировки можно поискать шифр в интернете. Мне очень понравился вот такой.

Это не письмо получается, а дискотека!

Упражнение 3. «Спасательная операция»

Это простое упражнение на поиск слов слов, цифр, или каких-нибудь символов. Но если включить воображение, то получится самая настоящая поисковая спасательная операция, и без внимательности здесь не обойтись.

Вариант первый. Нужно найти и спасти (подчеркнуть) домашних животных, которые по невнимательности заблудились в буквенном лесу.

ОРВАГЛНФЕПФНУАИГКОТОЫВАМЛОТВ

ЛМКОЗАОЛЫИАОСОБАКАОЛАЛФОЛЫО

ФРЛОШАДЬЫИАБРФЛИАЛОФИКОРОВА

РВИЛФИЛФИХОМЯКОКППОЛАОДФЖА

 

Вариант второй. Ищем число 2016 среди цифр.

47638947201648758900008743720169458

50320169596677663620164584987384783

35142632822016906858683764578593578

78589220164395476782016433487743833

Вариант третий. Подойдет он не только для младших школьников, но и для дошколят, которые ни букв, ни цифр пока не знают. Нужно найти  и обвести на картинках выделенные фрагменты.

Упражнение 4. «Кто здесь учитель?»

Наверно каждый ребенок хоть раз хотел оказаться на месте учителя или мамы с папой. Чтобы не его проверяли, а он проверял. И, указывая на ошибки, говорил: «Ай-яй-яй, как не стыдно…» Давайте дадим ему такую возможность!

Мамы с папами решают примеры. Только не какие-нибудь логарифмические уравнения, а нормальные примеры, с которыми ребенок уже знаком. И специально допускают несколько ошибок. А потом сдают работу на проверку. Ну и волнуются, конечно. А ребенок проверяет. Внимательно проверяет, ведь он же теперь учитель.

Это упражнение, не только внимание развивает, оно дает родителям возможность на своем примере показать, как нужно реагировать на критику или замечания. Так что, дорогие родители, если вдруг получите двойку, держите себя в руках. Будьте мужественными и пообещайте исправиться.

Можно не только примеры решать, а и диктанты писать или сочинения. Главное не забыть допустить ошибки, букву не дописать, точку не поставить и т.п.

Дошкольники, которые еще не знакомы с буквами и цифрами, могут проверять работу художников. Нарисуйте для ребенка картинку. Например, пейзаж. Изобразите треугольное солнышко, морковку, которая выросла под  елкой, черепаху, парящую в облаках. В общем, какую-нибудь нелепицу. И пусть малыш ищет ваши ошибки.

Ну а если рисовать вы не умеете, то вам в помощь развивающие журналы для детей. Практически в каждом найдете картинку подобную этой.

И еще несколько слов о детских журналах. Это же просто кладезь разных интересных упражнений и заданий на развитие внимательности у детей!Например, задания, где нужно найти отличия.

Или различные лабиринты.

Журналы чаще всего красивые, яркие и детям нравится по ним заниматься. Мои киндеры с нетерпением каждый месяц ждут выхода «Внеклассного журнала». Это наш любимый! Новое издание, в мае только 6 выпуск.

Упражнение 6. «Театральное чтение»

А теперь поиграем в актеров. Будем читать. Но не просто читать, а читать внимательно и немного странно. Обратите внимание на картинку ниже и прочитайте вслух стихотворение Нины Тарасовой «С точки зрения кота».

Прочитали? Молодцы! А теперь прочитайте снова, только когда в тексте встретится слово «кот» или «кота», «котов», «коту» его нужно выкрикнуть.

Справились? Прекрасно! А теперь добавляем еще пару условий. В конце каждого предложения будем вставать, а в середине предложений, там где встречается любой знак препинания, будем топать ногой.

Так читать намного интереснее. Не правда ли? Иногда мы совмещаем это упражнение с заучиванием стихов наизусть.

А если ребенок читать самостоятельно пока не умеет? То почитайте ему вы, а он пусть внимательно слушает.

Когда услышит слово «кот», пускай крикнет «ура!». Когда услышит название предмета мебели — хлопнет в ладоши. А когда услышит слово «хвост» — топнет ногой.

Такое театральное чтение применимо к любым текстам.

Это были наши любимые «внимание-развивательные» упражнения. Попробуйте и вы! Вам понравится! Только не превращайте занятия с детьми в нудные уроки. Лучше включите воображение и превратите их в игру. Толку будет больше. И веселья тоже!

И еще один сюрприз! Очень полезное видео специально для вас!

Дорогие друзья, если вам понравилась статья, поделитесь ею в социальных сетях. Ну и как всегда жду ваших комментариев!

Заходите в гости снова!

Здесь вам всегда рады!

Евгения Климкович.

shkolala.ru

Упражнения и игры для развития внимания у детей

 Развитие внимания — это одно из важнейших задач в период развития ребенка, с помощью внимания, ребёнок может познавать все новое и неизведанное. В самом начале, детям свойственно непроизвольное внимание и они ещё не совсем способны должным образом им управлять, с лёгкостью отвлекаются на всё яркое, новое и оказываются под властью полученных впечатлений. Ни в коем случае нельзя пускать на самотёк развитие внимания у детей.

Упражнения для развития внимания у детей

  • Упражнения для развития внимания у детей «Не собьюсь»

Данное упражнение развивает сосредоточенность и устраняет расстройство распределения внимания у детей. Малыш должен посчитать до 31, произнося всё вслух, но при этом он не должен называть цифры, которые содержат тройку или кратны трём. Вместо этого, ребёнок должен произносить фразу «НЕ СОБЬЮСЬ». Например: 1, 2, не собьюсь, 4, 5, не собьюсь и т.д.

 

  •  Упражнение «Запрещённая буква»

Ведущий называет любую букву, которая не должна употребляться в словах.

Ребёнку задаётся обычный вопрос, например, как зовут твоего друга, как зовут маму, сколько тебе лет и т.д. Малышу необходимо дать незамедлительные ответ, но без буквы, которая запрещена.

Игра должна быть очень быстрой, нельзя задумываться или мешкать, если ребёнок дал неправильный ответ, значит, он становится на место ведущего и задаёт вопросы.

 

  •  Упражнение «Наблюдательность»

Это упражнение необходимо для того, чтобы сформировать зрительное внимание. Ребёнку нужно предложить вспомнить некоторые объекты, которые он видел уже много раз. Это может быть дорога в школу или детский сад, парк, бабушкина квартира. Но описывать всё нужно очень детально и описывать каждую мелочь. Играть  можно не только одному ребёнку, но и нескольким детям, которые в процессе игры могут его дополнять и подсказывать ему.

 

 Развивающие внимание игры для детей

 

  • Игра для развития внимания  — Ладошки

Данная игра направлена на малышей, у которых несколько нарушена устойчивость внимания. Участие принимают несколько игроков. Все садятся в круг и кладут свои ладошки друг другу на колени. Каждый участник должен положить правую руку на левое колено соседа, а левую – на правое колено сидящего рядом участника. По команде ведущего, необходимо по очереди приподнимать ладошки, при этом образую некую волну. Те ладошки, которые поднимались не вовремя, выбывают из игры. Побеждает тот ребёнок, чья ладошка осталась в игре.

 

  •  Игра для развития внимания. Летает — не летает

Эта игра помогает развивать произвольное переключение внимания ребёнка. Все участники становятся полукругом. Ведущий называет предметы, если произнесённый объект летает, детям необходимо поднять руки, если же наоборот, то руки ребят должны оставаться неподвижными. Ведущий может специально ошибаться  и поднимать свою руку на «нелетающий» предмет, при этом запутывая детей. В таком случае, у некоторых участников, руки будут подниматься из-за силы подражания. Целью участвующих детей является обдуманно поднимать руки при произнесении предмета, который летает, и стараться не обращать внимания на действия ведущего.

 

  • Игра для развития внимания — кто где живет

Игра, которая помогает ребёнку развить устойчивость внимания.  Ребёнку нужно показать рисунок, на котором изображено 6 разных зверей, спешащих к себе в домик. Ребёнку необходимо определить, где, чей домик. Карандашом линию проводить не нужно, это разрешается только в том случае если для ребёнка это задание составляет некоторую сложность, но со временем, карандаш всё равно необходимо убирать. Игра для развития внимания «Где, чей домик?»

Игра на развитие внимания «Кто где живет»

  • Игра для развития внимания — найди 10 отличий

 

 

Некоторые нарушения внимания у детей, могут стать основной причиной рассеянности. Это очень часто встречается у достаточно впечатлительных деток. Из-за сильных эмоций, такие малыши осознанно не могут переключиться на другой предмет. Родители должны знать, что в таких случаях, ребёнок не способен долго концентрировать своё внимание, и это абсолютно нормальное явление, которое сопровождается особенностями развития внимания.

Читайте также:

Синдром дефицита внимания у детей

Упражнение для развития памяти у детей

Детские игры на развитие памяти

 

razvitiedetei.info

НИИ Эврика. Эффективные игры и упражнения на развитие внимания у ребёнка 6–7 лет

Старший дошкольный возраст (6–7 лет) — ответственный этап в жизни ребёнка и, как следствие, в жизни его заботливых родителей. Идущая полным ходом подготовка к школе требует от малыша умения концентрировать внимание, удерживать его и эффективно распределять между несколькими объектами сразу. Вы можете помочь карапузу, предложив ему для тренировки внимания полезные и увлекательные упражнения.

Развитие слухового внимания

«Большое» — «маленькое»

Сначала нужно объявить, как и на какие объекты должен реагировать ребёнок.

Вариантов много:

  • кивнуть головой;
  • хлопнуть в ладоши;
  • топнуть левой/правой ногой;
  • подпрыгнуть на одной/двух ногах;
  • дотронуться до носа

и т. п.

В игре можно использовать классификацию предметов только по одному или сразу по нескольким признакам. Например, реагировать надо на маленькие объекты живой природы. Можно договориться, что на разные объекты должна быть разная реакция. Например, если объект маленький — ребёнок встаёт на цыпочки, а если большой — приседает.

Если в игре участвует несколько детей, добавьте условие: кто ошибся — выбывает, а игра продолжается, пока не будет определён победитель.

Последовательности слов можно называть произвольно, а можно подготовиться, распечатав себе несколько карточек со словами.

Например:

Слон, телевизор, будильник, бегемот, комар, божья коровка, корова, бык, цыплёнок, велосипед, колибри, сокол, гусеница, автобус, тыква, Дюймовочка.

Для внимательных дошкольников с хорошей памятью задание можно усложнить. Пусть ребёнок послушает последовательность из нескольких слов, а потом повторит её, расставив слова по мере увеличения их размера.

Например:

  • Было: жираф, муравей, корова, стрекоза.
  • Станет: муравей, стрекоза, корова, жираф.
 «Поймай звук»

Перед началом упражнения объявляется звук, который надо ловить: услышав этот звук в речи ведущего, ребёнок должен хлопнуть в ладоши (или топнуть ногами).

Возможны варианты:

  • Ведущий называет произвольную последовательность слов. В некоторых из них есть звук-«беглец». Таким образом хорошо отрабатывается восприятие парных согласных.
  • Ведущий зачитывает отрывок из любимой книжки ребёнка. В этом случае можно предложить малышу не хлопать в ладоши, а считать в уме, сколько раз он услышал загаданный звук. После прочтения отрывка взрослый проверяет, справился ли карапуз с заданием. Если случилась осечка, они вместе смотрят текст и ищут «беглеца».

Например, предложите ребёнку внимательно послушать отрывок и подсчитать, сколько раз в нём прозвучал звук «с».

Осень

Отшумело весёлое лето. Укрылась земля опавшей сухой листвой. С каждым днём становится всё прохладнее. Скоро припустят затяжные осенние дожди. Ну, здравствуй, красавица Осень!

В этом тексте буква «с» встречается 14 раз. Обсудите, сколько раз она обозначает мягкий звук, а сколько раз — твёрдый. Вспомните, что ещё вам известно об этой букве. Попросите ребёнка назвать несколько слов, в которых буква «с» стоит в начале, в середине и в конце.

Развитие концентрации внимания

В школе ребёнку особенно важно уметь концентрироваться на объяснениях учителя, не отвлекаясь на шум в классе или коридоре, вид за окном, красивые новые школьные принадлежности на собственной парте. Чтобы повысить концентрацию внимания дошкольника, просите его выполнять ваши задания при наличии отвлекающего фактора.

Задания могут быть самыми разными — в зависимости от знаний и возможностей ребёнка:

  • посчитать до 10 в прямом, а затем обратном порядке;
  • посчитать десятками до 100;
  • рассказать алфавит;
  • рассказать наизусть стихотворение.

Главное условие — вы должны отвлекать малыша. Пойте песни, стройте забавные рожицы, смешите ребёнка, задавайте ему вопросы.

Отлично развивает способность сосредоточиться такой вариант семейного досуга:

Папа устно задаёт простые примеры в пределах 10, а мама произвольно произносит любые числа. Сможет ли малыш не поддаваться на мамины провокации и правильно отвечать папе?

Развиваем наблюдательность

«Что изменилось»

Наблюдательность, или зрительное внимание, хорошо развивают игры из серии «что изменилось». При разных условиях суть их одинакова: ребёнок внимательно смотрит на какой-либо объект, затем отворачивается, ждёт, пока объект некоторым образом изменят, снова смотрит на него и указывает, что изменилось. Серия таких упражнений прекрасно развивает не только внимательность, но и зрительную память, поэтому предлагайте подобные задания каждый раз, как представится удобный случай.

  • Пусть ребёнок на чистом листе бумаге нарисует любое изображение: сюжетную картинку, какой-то предмет или просто узоры. Попросите малыша отвернуться, а тем временем дорисуйте его картинку, добавив в неё несколько деталей. Ну-ка, что изменилось?
  • Распечатайте на листе А4 12 любых картинок. Это могут быть животные, предметы домашнего обихода, фрукты и овощи и пр. Разрежьте лист. На другом листе начертите таблицу 3*4. Расположите на получившейся сетке 4 карточки произвольным образом. Дайте ребёнку время запомнить расположение карточек, а затем внесите изменения. Получится ли у малыша восстановить начальную ситуацию на игровом поле?
  • Если игроков несколько, можно проверить наблюдательность ребёнка на предметах гардероба. Пока он отвернулся, участники игры меняются кепками, часами, сандалиями… Как быстро наш герой сумеет обнаружить все замены?
«Развивающие прогулки»

Очень удобно и эффективно развивать зрительное внимание во время прогулки. Учите ребёнка подмечать всё, что его окружает. Можно давать ему целенаправленные задания:

  • «Посчитай, сколько фонарных столбов на нашей улице».
  • «Каких машин мы сегодня встретим больше — красных или синих?»
  • «Интересно, есть ли у кого-нибудь на детской площадке такие же игрушки, как у тебя?»

А можно уже дома проверить, насколько внимательный дошкольник растёт в вашей семье. Задавайте ребёнку вопросы о том, что вы могли наблюдать на прогулке. Успешно ли он справится с такой задачкой?

Подвижные игры для развития внимательности в старшем дошкольном возрасте

«Запрещённое движение»

Для игры нужны ведущий и игроки. Чем игроков больше, тем веселее получается занятие. Но можно поиграть вдвоём, без компании.

Ребята становятся вокруг ведущего. Ведущий показывает движение, которое игроки должны повторить. Но одно из движений — запрещённое (его объявляют перед началом игры). Если ведущий покажет его, детям надо остановиться на месте. Кто ошибся, выбывает из круга. Игра продолжается, пока в кругу не останется только самый наблюдательный. Он объявляется победителем и становится новым ведущим.

«Не делом, а словом»

Игроки должны выполнять словесные команды ведущего. Сложность задания в том, что ведущий говорит одно, а делает другое:

  • говорит прыгать на месте, а сам начинает приседать;
  • говорит хлопать в ладоши, а сам топает ногами.

Это занятие интересно и малышам, и даже взрослым. Попробуйте и расскажите о своих впечатлениях в комментариях!

«Покажи стихию»

Эту игру на развитие внимательности у дошкольников очень удобно включать в развлекательную программу на детском празднике. Вам нужно выбрать ведущего и включить весёлые детские песенки. Дети танцуют под музыку, но как только ведущий громко и чётко произносит название одной из стихий, все танцоры должны принять правильную позу:

  • «земля» — присели, ручки к полу;
  • «вода» — руки развели в стороны;
  • «воздух» — встали на носочки, руки тянем вверх;
  • «огонь» — стоим, прижав согнутые в локтях руки к груди.

Друзья, пусть описанные нами игры и упражнения помогут вашему ребёнку стать более внимательным, наблюдательным и сосредоточенным. Мы желаем вам успехов и счастливого родительства. До новых встреч!

nii-evrika.ru

Внимание ребенка - упражнения, развивающие игры, курсы

Самое главное уметь развить внимание ребенка. Внимание ребенка влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания нужна для овладения чтением и для обучения письму.

Существует шесть этапов развития внимания у детей.

Первый этап – этап рассеянного внимания. Такое внимание у детей от рождения до одного года. Ребенка отвлекает музыка, игрушки, разговоры, животные.

Второй этап – этап фиксированного внимания. Этим вниманием обладают дети от одного года до двух лет. Ребенок в этом возрасте ничего не замечает, что происходит вокруг него, он занят своим делом: строит пирамидку или одевает игрушку. Ребенок увлечен одним делом и надолго. Не надо мешать ему. Если вы вмешаетесь в то, чем занимается ребенок, он отвлекается и теряет интерес к этому занятию.

Третий этап – этап гибкого одноканального внимания.

В возрасте от двух до трех лет внимание становится гибким, но все равно остается одноканальным. Ребенок этого возраста слышит, как его зовут, он отрывается от своей игры, но тут же возвращается к ней.

Четвертый этап – этап устоявшегося одноканального внимания. Ребенок в этом возрасте от трех до четырех лет переключает свое внимание с одной игры на другую. Он прерывает свое занятие, послушает, что ему говорят, потом снова вернется к своей игре.

Пятый этап – этап формирования двухканального внимания.

Ребенок в возрасте от четырех до пяти лет может держать двухканальное внимание на небольшой промежуток времени. Он может одновременно слушать, говорить и заниматься своим делом. Если для него сложно делать все одновременно, то он отвлечется и будет делать что – то одно.

Шестой этап – этап сложившегося двухканального внимания. Ребенок старше пяти лет может заниматься двумя занятиями одновременно. Он может смотреть сказку и собирать пазл, разговаривать с братом и играть конструктором. Когда вы увидите, что ваш ребенок достиг шестого этапа можно начинать обучающие программы развития ребенка.

Произвольное и непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание у детей в первые годы жизни они пока не умеют управлять своим вниманием, их увлекает любая вещь папин телефон, мамина расческа, бабушкины бигуди, дедушкина газета и так далее. Дети этого возраста очень любопытны и любознательны, что им покажешь к тому они и тянутся.

Очень интересно получается, родители сами переключают внимание ребенка, используют особенность детского внимания. Например, от телевизионной передачи, или если ребенок упал, но спустя время сами начинают ругать ребенка в несобранности. Кто виноват в несобранности вашего малыша? Конечно вы родители. Внимание ребенка надо переключать в нужном и важном случае. Не требуйте от ребенка в возрасте одного – пяти лет концентрации внимания. Он еще очень мал, ему это сложно.

Примерно с пяти – шести лет ребенок может сосредоточить свое внимание, на каком – то одном деле. Он уже подрос и ему легче сосредоточить свое внимание, он концентрируется на предмете или занятии появляется усидчивость сила воли. Старайтесь хвалить ребенка - это очень важно, он чувствует, что его оценили, и будет стараться еще лучше. Даже если у него ничего не получается не ругайте ребенка вы отобьете желание заниматься, найдите возможность похвалить его.

Вы думаете, что произвольное внимание лежит внутри ребенка где – то глубоко, нет вы, ошибаетесь, истоки произвольного внимания находятся вне личности вашего ребенка. Произвольное внимание не переходит само из непроизвольного внимания.

Произвольное внимание в ребенке надо создавать и к этому должны приложить свои усилия взрослые. Надо придумывать для ребенка новые виды деятельности они организуют его внимание.

Надо правильно руководить вниманием ребенка. Для начала это может быть жест, например указательный палец, затем слово, правильно подобранное слово и интонация всегда привлечет ребенка. Позднее, когда ребенок становится старше это наша речь и речь ребенка.

Развитие произвольного внимания связано не только с развитием речи у ребенка, но и с осознанием цели вида деятельности, которая ему предстоит.

Например, ребенок дежурит в детском саду ему надо накрыть на стол, а ребята в это время играют в интересную игру. Дежурному ребенку тоже хочется поиграть с другими детьми, но он не может его функция накрыть на стол. Постепенно ребенок сосредотачивается на выполнении своей работы, он вникает в процесс дежурства, ему начинает нравиться, он красиво расставляет тарелки, кружки, раскладывает ложки, и поддержание внимания ему уже не требуется.

Развитие внимания у ребенка происходит во время обучения и воспитания. Главным решающим значением для его развития является приучение к дисциплинированному труду и развитие интересов.

Для ребенка дошкольного возраста надо уметь правильно организовать восприятие материала, иначе концентрации внимания вы не увидите, и материал будет плохо усвоен ребенком. Заниматься с ребенком надо каждый день, постепенно увеличивая нагрузку.

С ранних лет воспитывайте в ребенке критическое отношение к своей работе, но не забывайте и хвалить ребенка, даже если у него ничего не получается. Похвала всегда является стимулом к началу следующей работы.

Большую роль в воспитании внимания играет требовательность педагога. Чем строже педагог, тем внимательнее и дисциплинированнее дети на занятиях. Но это не значит, что все педагоги должны быть строгими. Если ребенок боится своего строгого педагога, то он будет наоборот рассеянным и невнимательным. Это касается и родителей, постройте занятие так, чтобы ребенок слушал вас и не отвлекался, разговаривайте, давайте задания, оценивайте труд вашего ребенка и не забывайте хвалить его.

Воспитатели детских садов развивают и воспитывают волевое внимание у детей. Это когда всем детям одновременно надо выполнять одно, и тоже упражнение или действие. Например, в детском саду на занятии физкультура дети сначала все бегут, потом все вместе останавливаются и делают гимнастические упражнения, все упражнения обязательно связаны с речью, потому что в ней выражена цель деятельности ребенка на данный момент.

Воспитанием волевого внимания ребенка можно заниматься и дома. Хорошо если у вас два, три или четыре ребенка, даже если у них разный возраст можно организовать интересные упражнения. Младшие всегда будут тянуться за старшими, им будет интересно и весело, а самое главное полезно для развития волевого внимания.

Занимайтесь своими детьми, развивайте их хвалите и тогда ваши дети будут внимательными, усидчивыми и внимательными.

Упражнения на развитие внимания ребенка

Очень важно развивать внимание ребенка в любом возрасте особенно от года до семи лет все успехи в будущем будут зависеть от того на сколько внимателен ваш ребенок.

Научите ребенка обращать внимание на что – то определенное это не трудно надо только приложить немного усилий. Мы предлагаем вам несколько интересных игр они помогут вашему ребенку замечать новое, неизвестное вокруг. Обучение в виде игры для ребенка развлечение, но в тоже время обучение внимания, которое пригодится ему в будущем.

Первое упражнение. Назови, что видишь

Разговаривайте с ребенком постоянно, чем больше он будет вас слушать, тем больше будет концентрироваться на том, о чем вы ему говорите. На улице показывайте ему, какие разноцветные листочки, какой высокий дом, какая большая горка, какие маленькие птички. Ребенку все это интересно и развивает его.Затем вы можете взять что – то одно, например зеленый листочек с дерева и рассмотреть его внимательно. Какой листочек, с какого дерева, какой цвет у листочка, какой размер и так далее.

Второе упражнение. Делай и рассказывай

Учите ребенка концентрировать внимание на любом простом занятии, например рисование. Объясняйте ребенку вслух, что он должен сделать, поправляйте его, проговаривайте каждое движение ребенка. Больше общайтесь с ребенком и комментируйте вслух его действия.

Учите ребенка выполнять все действия последовательно. Постепенно ребенок научится делать последовательно все самостоятельно.

Третье упражнение. Найди предмет

Для развития внимания хорошо подходит игра, найди предмет. Посмотрите какой–нибудь предмет в комнате например пирамидка опишите его ребенку так, чтобы он понял, что вы описываете и сказал, что это такое. Например, этот предмет высокий, у него есть много деталей, опишите их цвет и размер, и так далее.

Четвертое упражнение. Посмотрим друг на друга

Упражнение посмотрим друг на друга хорошо развивает внимание ребенка оно очень простое, интересное и веселое. Ваш ребенок с удовольствием поиграет в эту игру. Дайте возможность ребенку посмотреть на вас внимательно несколько секунд. Затем он отворачивается и рассказывает про вас все, что он запомнил. Например, цвет волос, описание лица, что на вас одето, какого цвета и так далее. Если ребенок мало смог рассказать не ругайте его, сыграйте в эту игру снова. Изучая вас, второй раз ребенок будет более внимателен, чем первый раз.

В эту игру можно даже нужно играть наоборот, посмотрите на своего ребенка отвернитесь и опишите то, что вы запомнили. Ваш ребенок сделает выводы, что вы рассказали и что он упустил. Эти выводы вы можете проговорить, вместе углубляясь в детали.

Пятое упражнение. Мешай мне

Интересное упражнение мешай мне. Здесь можно поиграть втроем папа, мама и ребенок. Роль папы задавать разные вопросы ребенку, например какого цвета кубик, есть у машины колеса, где мячик, как тебя зовут и так далее. Ребенок должен быстро отвечать на вопросы.

Роль мамы отвлекать ребенка, когда он отвечает на вопросы. Если ваш ребенок смог ответить на вопросы и не отвлекался, поощрите его. В следующий раз он будет стараться еще лучше.

В эту игру можно играть вдвоем, например ребенок рассказывает стихотворение или пересказывает сказку, а вы отвлекаете его.

Шестое упражнение. Будь внимательным

Последнее время очень часто в детских книгах предлагают упражнения на развитие памяти.

Например, нарисована картинка, ребенок смотрит и запоминает, что на ней изображено. Через две три минуты книга закрывается, и ребенок должен рассказать, что он запомнил. Это простое задание, но оно хорошо тренирует память.

Для взрослых тоже можно использовать это упражнение только в более сложной форме.

Например, у вас в комнате на полу лежит ковер. Рассмотрите внимательно рисунок, который изображен на ковре и запомните его. Рассматривать можно минуты две или три. Затем отведите взгляд от ковра и попробуйте рассказать, что вы запомнили. В следующий раз вы можете рассмотреть какую–нибудь картину или скульптуру и рассказать о ней. Каждое следующее занятие вы должны сокращать время запоминания.

Седьмое упражнение. Попробуй запомнить

Развивать наблюдательность, внимание и зрительную память можно разными способами. Рассмотрим один из них.

Например, для детей возьмем пять разных предметов. Это может быть карандаш, ручка, цветной ластик, мячик, скакалка. Даем рассмотреть детям все эти предметы, затем складываем их в темный мешочек. Ребята должны рассказать по очереди, что они запомнили.

Для взрослых тоже можно использовать это упражнение.

Например, возьмем больше, семь или десять предметов. Это может быть ложка, кружка, подстаканник, медаль, красивый камень и так далее. Все эти предметы надо внимательно рассмотреть минуты две или три. Затем положить в темный мешочек и попробовать рассказать то, что вы запомнили.

С каждым следующим занятием время запоминания надо сокращать. Точно также вы можете развивать свою память в повседневной жизни. Например, посмотрите цены в магазине и попробуйте их запомнить. Попробуйте запомнить и сравнить цены на один и тот же товар в разных магазинах.

Восьмое упражнение. Развиваем фантазию

Это упражнение на развитие вашей фантазии. Посмотрите, что вас окружает дома и попробуйте придумать смешной рассказ. С этим упражнением легко справятся дети, потому что они большие выдумщики.

Например, у нас дома поселился кошак – кошакыч. Он любит спать на диван – диваныче. Однажды он задремалыч и появился храп – храпыч. И так далее можете продолжить этот рассказ, а можете придумать свой. Не бойтесь фантазировать придумывайте все что хотите.

Девятое упражнение. Сосредоточь внимание

Поставьте часы перед телевизором, когда идет интересный мультфильм или сказка. Посадите ребенка перед телевизором, теперь в течение двух минут ребенок должен смотреть на секундную стрелку, не поворачивая свой взгляд на экран телевизора.

Десятое упражнение. Быстро дай ответ

Это упражнение выполняется вдвоем. Поиграйте с ребенком в эту игру. Вы должны задавать вопросы ребенку на любые темы и разной сложности. Ребенок должен отвечать четко и быстро.

Например:

  1. Самый колючий цветок? (Кактус)

  2. Сколько в мире океанов? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский)

  3. Сколько ушей у зайца? (Два)

  4. Разрешающий цвет светофора? (Зеленый)

  5. Какой цветок состоит семи цветов? (Цветик – семи цветик)

Психологи доказали что на развитие навыков и способностей влияют положительные эмоции. Пусть ваш ребенок изучает новое с радостью, чтобы у него было хорошее, приподнятое настроение. Повышайте его познавательную активность в виде игры. Ведь в игре появляется дух соревнования и овладевая этим чувством ваш ребенок быстрее чему - либо учится и овладеет новыми знаниями и навыками.

Огромное влияние в жизни своих детей оказывают именно родители, от них многое зависит и в воспитании и в обучении ребенка. Понимайте и воспитывайте своего ребенка, чтобы дальнейшая жизнь у него сложилась благополучно.

10 игр для развития внимания

Игровой метод развития внимания - самый эффективный, так как здесь присутствует интерес и азарт, с которыми тренироваться намного интереснее. Вместо нудных заданий можно развлекаться с пользой. В разработке этих игр принимали участие ученые из Научного центра "Сколково".

Игра "Подводные лодки"

Главная суть игры читать вопросы и наблюдать за движением лодки и правильно нажимать стрелочки на клавиатуре. Игра «Подводные лодки» развивает внимание ребенка. В море двигаются подводные лодки в разных направлениях: влево, вправо, вниз, вверх. На экране появляются разные вопросы: «Куда указывают лодки?», «Куда двигаются лодки?».

Смотрите внимательно на вопрос, который сейчас на экране, на движение лодок и их направление. Ответить на вопрос можно при помощи стрелочек расположенных снизу на экране. За правильный ответ вы получаете очки и продолжаете играть дальше. Если вы три раза отвечаете не правильно, игра заканчивается.

Играть сейчас

Игра "Красно-черные таблицы Шульте"

Главная суть игры правильно прокликать черные квадратики по возрастанию, а красные квадратики надо прокликать по убыванию. В этой игре чередуются цифры и кнопки. Читайте правильно вопрос и нажимайте нужную цифру.

Сначала надо нажать самое маленькое число в черном квадратике, затем самое большое число в красном квадратике, теперь снова самое маленькое число в черном квадратике, затем самое большое число в красном квадратике и так далее. Запоминайте числа, которые вы нажимаете, и не нажимайте их повторно.

Игры "Анаграммы"

Анаграммы - слова с перепутанными буквами. Разгадывание слов по перепутанным буквам отлично тренирует внимание и увеличивают скорость чтения. На экране показано слово, а под ним предложены четыре варианта анаграмм к этому слову, нужно определить какой из четырех вариантов верных. Игра заканчивается по истечении двух минут после старта или после пятой ошибки.

Игра "Зоркий глаз"

Главная суть игры запомнить, где находятся птица, корабль и солнце и потом указать где они были. На несколько секунд открывается экран, на нем нарисованы птица, корабль и солнце. Надо запомнить, где они находятся. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где был корабль».

Вы должны указать, где был корабль. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где была птица». Вы должны указать, где была птица. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где было солнце». Вы должны ответить, где было солнце и так далее. Если вы правильно отвечаете на вопросы и правильно кликаете, то вы набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Играть сейчас

Игра "Прокликай в правильном порядке плюс"

Главная суть игры прочитать правильно вопрос и нажать в правильном порядке цифры. В этой игре дана таблица, заполненная цифрами. Для прохождения игры, надо найти и прокликать все числа по возрастающей или убывающей в зависимости от задания. Если задание: «Нажмите на цифры в порядке их убывания», значит надо найти сначала самую большую цифру и от нее двигаться к самой маленькой.

Если задание: «Нажмите на цифры в порядке их возрастания», значит, ищете самую маленькую цифру и от нее двигайтесь к самой большой. Запоминайте, какую цифру вы нажали последнюю. Если вы пропустили или перепутали цифру, то у вас снимается жизнь.

Играть сейчас

Игра "Задача Струпа, революция"

Главная суть игры надо найти карточку, надпись на которой не совпадает с ее цветом. В этой игре даны две карточки, надо выбрать карточку, цвет которой не будет совпадать с надписью на этой карточке. В этой игре надо смотреть внимательно на цвет, надпись на карточке и читать правильно задание. При правильном ответе вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Играть сейчас

Игра "Сравнение объектов"

Главная суть игры сравнить правую и левую картинку. В этой игре открыты два окна, в этих окнах расположены разные изображения, надо посмотреть внимательно и сравнить совпадают эти изображения или нет. Если изображения совпадают, ответьте «да», если они не совпадают, ответьте «нет». Ответить можно с помощью кнопок «да» и «нет» расположенных внизу экрана. Если вы правильно отвечаете, то вы набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Играть сейчас

Игра "Космос"

Главная суть игры надо быстро указать, куда летит космический корабль. В этой игре в небе летит космический корабль, надо быстро указать, куда летит космический корабль. Ответить можно с помощью стрелочек расположенных внизу на экране. Если вы правильно отвечаете и нажимаете, то набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Играть сейчас

Игра "Поиск цифр и букв"

Тренировка в поиск букв отлично развивает концентрацию внимания и увеличивает скорость чтения. Также этот тренажер используется для развития скорочтения.

Игра "Пятнашки"

Отсортируйте все костяшки в порядке возрастания. Игра тренирует концентрацию внимания и память. Если не получается собрать пятнашки, попробуйте сделать это по специальной инструкции, которую мы разместили в статье Пятнашки.

Курсы для развития внимания

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Уверен, что вы, даже, не обращаете внимания на эти действия, а ведь именно наличие внимания - одно из главных условий для хорошего запоминания. Как можно запомнить то, на что даже не обратили внимание?

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту. Курс отлично развивает внимание, так как нужно не просто прочитать текст на большой скорости, но еще понять его и запомнить.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания. Курс отлично развивает внимание, так как оно требуется для правильного решения примеров и выбора упрощенных способов решений.

cepia.ru

Упражнения и игры на внимание для детей от 5 до 10 лет, подростков, детей с ЗПР

Под вниманием понимается способность человеческого мозга из потока информации отбирать ценное и выбрасывать ненужное. Это умение фиксировать мысли на объекте. Неразвитое внимание у ребёнка тормозит процесс обучения в школе, усваивание новых знаний и развитие в целом.

Свойства внимания

  • Объём характеризуется количеством предметов, которые ребёнок способен одновременно охватить. Объём внимания зависит от прошлого опыта, которого у ребёнка 7–9 лет немного. Поэтому он неспособен фиксировать в поле зрения одновременно несколько предметов.
  • Устойчивость означает продолжительность притягивания внимания к одному предмету. Важнейшей чертой, характеризующей устойчивость, является возможность выявления в рассматриваемом предмете новых связей и сторон. Устойчивость внимания наиболее интенсивно развивается у детей от трёх до семи лет и с возрастом увеличивается: ребёнок 7 лет играет уже больше часа, занятия длятся 30 минут, у годовалого малыша продолжительность игры составляет 10–14 минут, у трёхлетнего ребёнка – 27 минут. Устойчивость внимания ребёнка 7–9 лет проявляется слабо, имеет место неустойчивость.
  • Концентрация внимания – сила фиксирования на каком-то предмете или действии у ребёнка младшего школьного возраста большая, учителю легче привлечь внимание класса, чем длительно удерживать его.
  • Избирательность – это способность сконцентрироваться на части материала, нужной для выполнения задачи.
  • Распределение внимания у детей 7–9 лет находится на невысокой ступени развития, они не умеют с хорошим результатом одновременно делать несколько дел.
  • Переключаемость – учащемуся начальных классов сложно быстро переключиться с одного занятия на другое.
  • Произвольность – умение сосредоточить внимание по требованию.

Этапы совершенствования внимания у школьников младших классов

Развитие внимания в младенчестве начинается сразу же после рождения. Сосредоточенность при громком звуке или на заинтересовавшем объекте интерпретируются как простейшее проявление внимания в младенческом возрасте. В 1 месяц ребёнок не понимает речь, но прислушивается. После 6 месяцев – запоминает предмет и действия с ним. После 10 месяцев появляется распределение внимания, заключающееся в одновременном действии с двумя предметами, развивается переключение внимания (с одной игрушки на другую).

В раннем детстве ребёнок занимается заинтересовавшим его делом 10 минут, при этом испытывая затруднения в переключении и распределении внимания. Признаки концентрации выражаются в фиксировании самых ярких, но малозначимых признаков предметов. Интерес к ним исчезает, как только пропадает новизна.

Внимание дошколят неустойчиво, самой занимательной деятельностью они занимаются от 10 до 30 минут. Развить внимательность у ребёнка, можно используя методики, приёмы, упражнения, задания, игры для детей, посещая детские курсы, направленные на совершенствование внимания и памяти.

Упражнения и игры для развития внимания

Главное условие – заниматься регулярно. Начинать следует с ежедневных занятий продолжительностью 20 минут, допустимы 1 или 2 выходных дня в неделю. Длительность уроков постепенно увеличивается. Во время занятий следует применять приёмы привлечения внимания, чтобы заинтересовать малыша. Лучшие приёмы привлечения и концентрации относятся к игровым формам выполнения заданий.

Найди домик

На картинке изображены разные животные (7–8) и домики для них. Животных с домиками можно соединить линиями. Малышу необходимо при помощи только зрения определить кому из зверей, какой домик принадлежит. Если в первый раз с выполнением появятся трудности – можно воспользоваться карандашом. С помощью этого упражнения развивается объём внимания.

Ладошки

Дети садятся в круг посреди класса и кладут руки на колено соседа. Правую руку на левое колено соседа справа, левую руку – на правое колено сидящего слева. Ладошки по команде поднимаются, но не все одновременно, а по очереди, в виде волны. Из игры удаляются ладошки, поднятые с опозданием или слишком рано. С помощью этого упражнения развивается устойчивость внимания.

Самый внимательный

Дети становятся полукругом в середине класса и выбирают водящего, который запоминает порядок размещения игроков. После команды он поворачивается спиной к детям и называет по порядку кто из игроков за кем стоит. В роли водящего должен побывать каждый из игроков. Назвавшие порядок расположения игроков правильно поощряются. Упражнение помогает тренировке зрительного внимания и памяти.

Телефон

Дети садятся в круг посреди класса и по кругу и передают шёпотом сообщение друг другу на ушко, пока оно не дойдёт до первого игрока. Этой игрой развиваем запоминание на слух и слуховое внимание.

Мой день рождения

Дети по очереди называют свои имена и даты рождения. Первый называет своё имя и дату рождения, второй – имя и дату первого и собственное имя и дату рождения, третий – имя и дату первого и второго игрока, добавляя своё имя и дату. Последний участник игры называет имена и даты рождения всех игроков по порядку и собственные имя и дату рождения. Упражнение помогает развитию памяти и концентрации внимания.

Методика Машталь

Детский психолог Ольга Машталь посвятила целую книгу совершенствованию внимания у детей. Книга представляет собой практическое пособие, рассчитанное на методистов, педагогов, детских психологов и родителей.

Все содержащиеся в ней задания, игры, тесты, упражнения ориентированы на развитие мышления, памяти, внимания, закрепления навыков, полученных в процессе обучения. Приведённые в книге задания, а их более тысячи, можно применять для коллективных занятий класса и индивидуальных занятий в домашних условиях.

Приёмы и методики, используемые для развития памяти ребёнка с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) у ребёнка – это приостанавление скорости формирования психики, выражающееся в неудовлетворительном количестве знаний, доминировании игровых интересов, стремительному пресыщению при умственной работе.

Одна из главных причин сложностей в обучении и проблем с успеваемостью у детей 7–9 лет с ЗПР – снижение памяти. Дети с ЗПР недостаточно хорошо запоминают условия задачи или тексты. Совершенствование памяти у учеников первого – второго класса заключается в вырабатывании способов запоминания информации. Без работы педагога класса эти способы сформируются бессознательно, что приведёт к трудностям с учёбой после перехода в 5–6 класс и у подростков.

Лучшие приёмы тренировки памяти у учащихся младших классов с ЗПР – преподносить задания в игровой форме.

Упражнение 1

Запоминание и воссоздание зрительных образов.

  • Попросить ребёнка изобразить автомобиль. Вначале рисунок будет простым, со временем его нужно усложнять дополнительными деталями (зеркала, фары и т. п.).
  • Дать задание нарисовать радость, печаль и любой другой непредметный образ.
  • Дать ребёнку рассмотреть рисунок в течение 30 секунд, затем он должен нарисовать его по памяти.

Упражнение 2

  • Предложить ребёнку список слов и попросить разбить его на группы по какому-нибудь признаку.
  • Попросить сочинить историю, объединяющую слова группы.

Упражнение 3

Дать ребёнку пары слов, абсолютно не связанные между собой, попросить сочинить из них предложение, связывающее их. Например, «собака – чай» и «Собака не пьёт чай».

Все упражнения для детей с ЗПР строятся на необходимости развития ассоциативного мышления, которое обуславливает хорошую память. Дети с ЗПР отличаются инертностью и не эмоциональностью, пассивны, не проявляют активной вовлечённости в действия с игрушками или предметами.

При работе со школьниками с ЗПР важно непрерывно вызывать положительные эмоции к рекомендуемой учителем класса деятельности. Если ребёнку с ЗПР будет интересно – результаты выполненного задания приятно удивят.

Для коррекции отставания у дошколят с ЗПР используются специальные факультативные курсы, приёмы и методики, обеспечивающие подготовку к школе.

Приёмы привлечения внимания школьников 7–9 лет во время занятий

Младшие школьники склонны часто отвлекаться на уроках, так как в этом возрасте легко появляется непроизвольное внимание по отношению к посторонним объектам. В дополнении к этому устойчивость произвольного внимания непродолжительна. При выполнении пятого по счёту задания дети склонны отвлекаться, даже если на проделывание упражнений отводится не больше 10 минут. По этой причине нужно знать приёмы привлечения внимания учеников 7–9 лет:

  • Нестандартное начало урока.
  • Изменять привычный тон, темп и громкость голоса, давая задания детям.
  • Использовать провокации.
  • Перевоплощаться в популярного героя.
  • Проводить уроки нестандартно в форме путешествия, игры, концерта.
  • Выбирать задания с элементами соревнования (кто быстрее, кто лучше).
  • Использовать проблемные вопросы (если у куста срезать все веточки, кроме одной, он станет деревом?).
  • Применять проблемные задания. Например, найти отличия в срезах капусты и луковицы.
  • Яркие наглядные пособия.

Употребляя приёмы привлечения внимания во время занятий с детьми 7–9 лет, педагог добьется максимальной результативности работы учеников.

Применять упражнения на развитие внимания и памяти нужно для гармоничного развития ребёнка. При этом лучшие курсы и методы учитывают этапы развития детской психики, подбирая упражнения в соответствии с возрастом и психическим развитием детей.

yourspeech.ru

Как развить у ребенка внимательность

Содержание статьи

В силу возраста дети не способны сосредотачивать внимание произвольно. Особенно это касается младшеклассников, которым в один момент интересно всё. Родители часто задаются целью привить ребёнку внимательность, и это правильное решение. Сконцентрированные люди успешно справляются с поставленной задачей, не испытывая при этом сложностей. Преодолеть невнимательность можно путём интересных игр и постоянного контроля, рассмотрим важные аспекты воспитания.

Практические рекомендации родителям

  1. Ищите новые нестандартные способы привлечения внимания ребёнка. Сделать это можно с помощью наглядного и неожиданного примера, который сопровождается массой эмоций с вашей стороны. Если малыш занят определённым делом, полностью на нём концентрируясь, не торопитесь давать ему новое задание, чтобы не отвлекать.
  2. Выбирайте соответствующее время для проведения занятий. В комнате не должно быть ярких игрушек, которые не позволят малышу сосредоточиться. Не стоит начинать упражнение, если в соседнем помещении играет музыка или шумят домочадцы. Заранее договоритесь с семьёй, что они не будут вас тревожить и мельтешить перед глазами, чтобы не сбивать чадо с толку.
  3. Прежде чем дать малышу конкретное задание, оцените его с точки зрения ребёнка. Упражнение на повышение внимания должно быть легкодоступным, внятным, весёлым и доброжелательным. Желательно выстраивать логическую цепочку для ребёнка в виде пошаговой инструкции.
  4. Во время проведения упражнений на концентрацию внимания следите за собственными эмоциями. Ни в коем случае не хмурьтесь, если этого не требует сценарий. Не повышайте голос, не упрекайте ребёнка. В течение всего занятия необходимо вести себя дружелюбно и сдержанно, чтобы малыш чувствовал себя комфортно. Улыбайтесь, не скупитесь на комплименты, восторженно визжите.

как правильно наказывать ребенка

Упражнения для развития внимания у ребёнка

Найди игрушкуВозьмите 5 игрушек, расположите их перед ребёнком. Попросите чадо закрыть глаза, после чего спрячьте один предмет. Теперь ребёнку необходимо открыть глаза и сказать, какая игрушка пропала. Со временем вы заметите, как малыш начнёт с лёгкостью концентрироваться. После этого момента стоит увеличить количество предметов до 7 или 10.

Повтори последовательностьВозьмите цветной картон, вырежете из него 2 больших красных круга, 2 зелёных квадрата, 3 разноцветных треугольника и обязательно 2 жёлтых звезды. Распределите на равной поверхности все предметы в той последовательности, в какой посчитаете нужным. Посадите ребёнка напротив, выделите ему 3 минуты, чтобы малыш запомнил комбинацию. Попросите чадо закрыть глаза, перемешайте фигурки в одну кучу. Поручите малышу воспроизвести увиденную ранее последовательность. Очень важно вам самим запомнить, где находилась каждая фигура, чтобы не сбивать ребёнка с толку. Для начала можно располагать вырезки по возрастанию или по цвету, а затем использовать хаотичный порядок.

Подчеркни буквыРаспечатайте на альбомных листах текст крупным шрифтом или возьмите обычную детскую книжку. Попросите ребёнка зачеркнуть (подчеркнуть) все буквы О и Б. Во время занятий следите за тем, чтобы малыш просматривал слова построчно, а не бегал глазами по листу хаотично. В среднем упражнение выполняется 5 минут, для этих целей включите секундомер, чтобы показать всю серьёзность порученного задания. Дети 6—8 лет должны просмотреть за отведённое время около 300—400 знаков, при этом количество ошибок не должно превышать 10. Желательно делать упражнение каждый день по 2 раза. Со временем необходимо усложнить задачу, прибавив ещё 2 буквы — А и В.

как воспитать мальчика настоящим мужчиной

Найди 5 отличийВ любом канцелярском магазине продаются детские книжки для развития концентрации и внимания. Обычно они состоят из 12—15 листов, на каждом обороте нарисовано по 2 фигуры, имеющие незначительные различия. Попросите малыша внимательно просмотреть картинки и найти отличия между нарисованными персонажами. Чтобы у ребёнка не иссяк интерес, приобретите не 1, а 5—7 книг, обрабатывайте их по очереди. Также продаются издания, где необходимо обнаружить одинаковые объекты. Используйте 2 вида попеременно, чтобы в разы увеличить эффективность.

Опиши предметПеред очередной прогулкой договоритесь с малышом, что отныне на вас возложена ответственная миссия. Уточните, что в определённый момент вы будете показывать на какой-либо предмет, а ребёнок должен на нём сконцентрироваться. Придумайте определённую команду, которая будет понятна вам двоим. Подойдут восклицания «Внимание!», «Але оп!» и прочие. В первое время стоит заострять внимание только на крупных предметах, будь то разноцветное здание, голубой автомобиль или повозка с лошадью. По истечении месяца ежедневных тренировок усложняйте задание, выбирая предметы поменьше. Ещё через пару недель добавьте новый пункт: просите малыша описать увиденный предмет. При этом ему стоит обращать внимание на цвет, форму и незначительные детали. Чаще хвалите ребёнка, но делайте это с умом. К примеру, он заметил собаку и уточнил, что у неё лапки белого цвета. Похвалите и произнесите «Ты такой внимательный! Мне очень понравилось, что ты увидел белые лапки, а я нет. Продолжай в том же духе!». Если чадо поймёт, что его внимание похвально, он начнёт стараться в разы лучше, а тренировки с каждый днём будут более эффективными.

Найди другаУпражнение рассчитано на выполнение в большом кругу детей, к нему часто прибегают психологи и педагоги. Вы — комиссар, дети — помощники. Посадите малышей в круг, а сами сядьте поодаль, чтобы внимательно наблюдать за своим чадом. Выделите определённого ребёнка, к примеру, мальчика в голубой рубашке. Затем произнесите фразу «Внимание, помощник в голубой рубашке, просьба подойти к комиссару!». Дети начнут осматривать друг друга, далее помощник выходит и продолжает игру, но теперь он — комиссар. Желательно выбирать не большие предметы, такие как джинсы или рубашка, а нечто мелкое. Подойдут застёжки на обуви или наручные часы, кулончик, цветные пуговицы.

Соблюдай правила дорожного движенияУчаствовать могут все: бабушки, дедушки, мамы, папы, друзья. Суть игры заключается в правильном регулировании автомобильного движения. Нарисуйте на асфальте перекрёсток, укажите на нём пешеходные переходы, сигналы «Стоп» и другие знаки, которые будут понятны детям. Поставьте в центр одного ведущего. Разделите участников, на 2 группы — пешеходы и водители. В какой из них будет ваш ребёнок неважно, концентрироваться необходимо всем. По сигналу регулировщика машины начинают ехать, а пешеходы — переходить дорогу. Ведущий должен следить за соблюдением ПДД. Кто нарушает правила — вылетает из игры.

Во время проведения игр, направленных на улучшение концентрации, старайтесь выражать эмоции. Хлопайте в ладоши, хвалите ребёнка, делайте всё, чтобы восторг от мероприятия передался вашему малышу. Следите за правильным выполнением упражнений, повышайте сложность после закрепления определённых навыков.

как научить ребенка красиво и аккуратно писать

Видео: как развивать память и внимание

howtogetrid.ru